Особенности первобытной культуры. Первобытная культура – особенности развития культуры первобытного общества кратко: основные черты, формы и этапы

Первобытная культура – первый и самый длительный этап в развитии культуры. Он соотносится с возникновением современного человека и человеческого общества. Временные рамки этого периода в развитии культуры связывают с исторической периодизацией : древнейший период человеческой истории и культуры - это эпохи палеолита (800-13 тыс. лет до н. э.), мезолита (13-6 тыс. лет до н.э.) и неолита (6-2 тыс. лет до н.э.).

Первым историческим свидетельством появления на Земле человека являются самые примитивные орудия труда, возраст которых, по мнению палеоантропологов - специалистов, изучающих историю возникновения человека, около 2 млн. лет. Факт появления орудий труда дает основание предполагать, что в этот период началось становление человека и человечества. Однако только 50- 30 тыс. лет назад появился Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец) - современный человек, который в полной мере может считаться культурным существом.

Основным занятием кроманьонцев была охота, собирательство и рыбная ловля, для чего использовались каменные, деревянные, костяные орудия труда. Техника их изготовления носила уже более совершенный характер, связанный с вторичной обработкой сырья (так, отколотые пластины кремния шлифовались и превращались в скребки, резцы, ножи и т.д.). Кроме пещер и землянок, использовавшихся в качестве жилища, появились постройки из костей животных. Кроманьонцы изготавливали одежду из шкур и растительных материалов. В это время появляется пешерная живопись, статуэтки и украшения.

В дальнейшем – в эпохах мезолита и неолита - совершенствовались орудия труда, усложнялись похоронные обряды, свидетельствовавшие о наличии культа предков и веры в загробную жизнь, появились первые транспортные средства - лодка и лыжи, возникли керамика и ткачество, но главное - это то, что люди перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.

На основе данных археологии, этнографии и языкознания можно обозначить основные черты первобытной (древней, архаичной) культуры - синкретизм, антропоморфизм, традиционность, социальное равенство.

Синкретизм первобытной культуры означает нерасчлененность, неразрывность восприятия древним человеком различных явлений окружающего мира и свойств, присущих людям. Синкретизм проявлялся в следующих формах:

- синкретизм общества и природы. Первобытный человек воспринимал себя как органичную чадть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами, не выделяя себя из природного мира;
синкретизм личного и общественного. Первобытный человек отождествлял себя с общиной, к которой принадлежал. «Я» заменяло существование «мы» как рода. Возникновение человека в его современном виде было связано с вытеснением либо заменой индивидуальности, которая проявлялась лишь на уровне инстинктов;

- синкретизм различных сфер культуры. Искусство, первобытная религия , медицина, земледелие, скотоводство, ремесла, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как предметы повседневного быта;

- синкретизм как принцип мышления. В мышлении первобытного человека отсутствовало четкое противопоставление субъективного и объективного; наблюдаемого и воображаемого; внешнего и внутреннего; живого и мертвого; материального и духовного. Важной особенностью первобытного мышления было синкретичное восприятие символов и реальности, слова и предмета, который этим словом обозначался. Поэтому с помощью нанесения вреда предмету или изображению человека считалось возможным причинить им реальное зло. Это привело к появлению фетишизма - веры в способность предметов обладать сверхъестественной силой. Особым символом в первобытной культуре выступало слово. Имена воспринимались как часть человека или вещи.

Антропоморфизм (от греч. антропос - человек, морфэ - форма) - наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, растений и животных. Первобытный человек рассматривал природу по своему образу и подобию. В современном языке сохранилось множество фразеологизмов, которые создают картину мира, используя человекосоотнесенные характеристики: например, природа радуется, земля устала, дождь идет, облака плывут, молния бьет.

Традиционализм. В первобытной культуре традиции имели особое значение, так как именно традиции, являвшиеся основой стабильности и порядка, позволили упорядочить общинную жизнь, не допуская произвола и хаоса. Для первобытной культуры была характерна неприязнь к инновациям и инакомыслию, что в определенной степени тормозило развитие общества.

К числу особенностей первобытной культуры относится и существование социального равенства, основанного на отсутствии частной собственности и имущественного неравенства. В связи с этим в первобытном обществе отсутствовала политическая организация и государство как основной ее элемент, а культура социальных отношений строилась на принципах общинного традиционализма.

Отсутствие письменности приводило к тому, что знания и навыки могли передаваться в такой культуре только при непосредственном контакте. Старые, много повидавшие люди с хорошей памятью особо ценились в такой культуре, так как являлись «ходячими библиотеками».

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Первобытная культура
1) самый древний тип культуры, определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории;
2) первобытной, архаичной может быть культура живущих "рядом" с нами народов, высокомерно называемой некоторыми примитивной;
3) древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом.
Отношение к первобытной культуре может быть различным. Еще в древности родилась традиция отождествлять первобытность с некультурностью. Афинский оратор Исократ, живший в V-VI вв. до н.э., полагал, что само слово "эллин" является обозначением культуры, а не происхождения. С тех пор эта традиция не исчезла, а слово "первобытный" часто употребляют для обозначения неразвитости, отсталости и т.д.
Однако не нужно забывать, что высокие достижения мировой культуры существуют на основе первобытной культуры. Цивилизация стала возможной потому, что параллельно с ней шел процесс разрушения первобытной культуры. Поэтому можно сказать, что деление культур на планете на развитые и неразвитые означает деление человечества в целом на "эксплуататоров" и "эксплуатируемых".
Первобытность - это первое бытие. Разложение первобытной культуры - это разложение основ культуры, которое распространяется и на всю культуру. Сохранить ее может только культурное, т.е. почтительное и бережное, отношение к ее основам.
Известный культуролог и антрополог Дж. Фрэзер писал:
...в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью чтить, многие, если не большинство, были первобытными людьми. В конечном счете мы не так уж отличаемся от этих людей, и многим из того истинного и полезного, что так бережно сохраняем, мы обязаны нашим грубым предкам, накопившим и передавшим нам по наследству фундаментальные представления, которые мы склонны рассматривать как нечто самобытное и интуитивно данное.
Первобытное искусство - искусство эпохи первобытнообщинного строя. Возникло в позднем палеолите (ок. 30 го тыс. до н. э.) и отражало образ жизни и воззрения первобыт. охотников (примитивные жилища, полные жизни и движений пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки, изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпоху неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией, орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. Поздние этапы П. и. связаны с разложением первобыт. строя.
Особенностью первобытной культуры является прежде всего то, что она, образно говоря, скроена по мерке самого человека. У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого крута стоял человек - их создатель. Первобытная история, как и культура, имела еще одну особенность - примитивный коллективизм.
Взгляды на происхождение искусства
Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. В марксистском учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью. Г.В. Плеханов писал по этому поводу, что искусство - дитя труда, а не игры.
Согласно иным взглядам, искусство связано с религией. Магия охоты и магия плодородия находили отражение в деятельности первобытных художников, где образам искусства придавалось значение заклинания, а не наслаждения. Такая точка зрения во многом основана на том, что первобытные художники делали изображения в потаенных местах пещер, в темных камерах и коридорах, на значительном отдалении от входа, где и два человека не могли разойтись. Это объясняют желанием создать вокруг настенных изображений атмосферу тайны, естественную для магических действий.
Существуют также традиция связывать происхождение искусства с игровой деятельностью. Давно было замечено, что первобытные изображения постепенно становились менее реалистичными, более условными. Но для игры как раз и характерно создание человеком в условном пространстве и времени порядка, который определяется им самим. Играющий человек выражает себя в условно независимом, свободном состоянии, в состоянии незаинтересованности по отношению ко всему, что не связано с игрой. Отсутствие внешней, посторонней цели, когда целью становится сама деятельность, роднит искусство и игру. В книге "Утро искусства" академик А.П. Окладников писал, что у первобытных художников была лишь потребность в материализованном выражении внутренних переживаний, чувств и идей, творческой фантазии.
Не исключено, что первобытные художники, проникавшие в потаенные места пещер, делали это не для магии, а чтобы избежать свидетелей своего творчества, которое могло казаться со стороны пустым, непонятным и из-за этого, может быть, вредным занятием. Некоторые ученые связывают с игрой не только искусство, но и всю первобытную культуру, видят в ее истоках игру. Такой подход характерен для философской герменевтики. Г. Гадамер, рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии языка.
Еще более показательны в этом отношении взгляды голландского историка культуры И. Хойзинги (иногда пишется Хейзинга). В своей книге "Человек играющий. Попытка определения игрового элемента в культуре" (1938) он универсализировал понятие игры, к которой свел все многообразие человеческой деятельности и рассматривал ее как основной источник и высшее проявление человеческой культуры. Чем ближе культура к архетипам, т.е. чем более она первобытна, тем более она игра; но отдаляясь от своих истоков, подобно тому как человек отдаляется от своего детства, культура утрачивает игровое начало.
Конечно, любая теория, в которой происхождение искусства, равно как и культуры, сводится к трудовой или игровой деятельности, к магии, не бесспорна. Естественно, что создание любой культурной ценности - это труд. Но разве игра - не труд? Что может быть серьезнее для ребенка, чем игра? Но и труд вполне взрослого человека, когда он сам по себе доставляет ему радость и удовлетворение, мало чем отличается от игры. Наконец, разве культура и искусство не оказывают магического воздействия, внушая нам мысли и чувства или пробуждая желания, которые без них у нас бы просто не возникли?
В вопросе о происхождении искусства важно понять не столько причину, сколько цели, которые преследовал первобытный художник, создавая изображения. Ясно, что они могли быть разными, что сами изображения потом использовались с различными целями. Но если художник, как писал А.П. Окладников, удовлетворял свою потребность в материализованном выражении внутренних переживаний, которые для него были идеальны, то целью его творчества служило изображение идеала. Если для культуры в целом характерно постоянное несовпадение целей и идеалов, то в начальной стадии культуры это совпадение все же происходило в силу синкретического характера первобытной культурной деятельности.

Под первобытной культурой принято понимать культуру, которая хар-ет верования, традиции народов, живших более 30 тыс. лет тому назад, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века. Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. Первобытное искусство - только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.
Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Появились от 40 до 35 тыс. лет тому назад. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни. Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда - почти на миллион лет.
Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности: каменная скульптура ; наскальная живопись ; глиняная посуда . Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение совершенно нового вида искусства: архитектуры.
Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях - с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие - на сооружение общественных учреждений, религиозных храмов и царских дворцов. Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80-100 тыс. лет назад. Обряды погребения отражали двойственное стремление - удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем. Из этого можно сделать вывод, что неандертальцы предполагают наличие абстрактного мышления, неандерталец должен был обладать также способностью выражать свои мысли при помощи примитивного языка. В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк Франции. С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше - около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые "венеры" - фигурки женщин высотой 10-15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные "венеры" найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и в других частях мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери. Кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т.е. человекоподобными изображениями.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве. Звериный стиль - условное название распространенных в искусстве древности изображений животных. Он возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств. Традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в мотив орнамента.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура - трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением - техникой передачи объема на плоскости. Кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения.

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем искусства палеолита является бизон. Также, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов. Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались - огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы. Движение в пещерной живописи передается через положение ног, наклон тела или поворот головы. Скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу. Неподвижных фигур почти нет.

Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались. И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.

Культ матери - продолжательницы рода - один из древнейших культов. Культ животного - анимического родоначальника рода - не менее древний культ. Первый символизировал материальное начало рода, второй - духовное (многие племена и сегодня ведут свой род от того или иного животного - орла, медведя, змеи).

Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах. Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи. Пещеру Альтамира в Испании называют "Сикстинской капеллой" первобытного искусства. Картинная галерея Альтамиры тянется более чем на 280 метров в длину, состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения, на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н.э. По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного века. В самой уникальной части пещеры - "зале животных" - найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра, чтобы рассмотреть их подробнее, приходится ложиться на пол. Большинство фигур нарисованы коричневым. Художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают человеческое тело.

В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую "картинную галерею" - 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках. В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 километр, сохранилось собрание наскального искусства доисторических времен, наиболее представительное и наиболее важное из всех, что до сих пор были обнаружены в Европе. Первые "гравюры" появились здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней. До настоящего времени зарегистрировано около 170 000 наскальных рисунков, но многие из них пока только ожидают научной экспертизы.

Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.

Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение совершенно нового вида искусства, невозможного и неизвестного охотникам и собирателям. Речь идет об архитектуре. Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях - с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие - на сооружение общественных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Сюда же надо включить такие крупные инженерные проекты, как, например, большие ирригационные системы Древнего Египта. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости. Несколько позже - в период древневосточных цивилизаций - архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство.

Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80-100 тыс. лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской культуры. Так в археологии именуется позднейшая культура раннего палеолита в Европе, Южной Азии, Африке. Получила название по пещере Ле-Мустье во Франции. Обряды погребения отражали двойственное стремление - удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией. Из этого можно сделать вывод, что неандертальцы предполагают наличие абстрактного мышления, неандерталец должен был обладать также способностью выражать свои мысли при помощи примитивного языка.

На более высокий уровень культура погребений поднялась у кроманьонцев. Умершим они давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служившие талисманами). В могилах кроманьонцев встречаются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали кроваво-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались подбородка. Обряды погребения зависели от общественного положения умершего, религиозных представлений. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений.

Курганы представляют собой надмогильные насыпи из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Древнейшие курганы датируются IV-III тыс. до н.э., позднейшие - XIV-XV веками н.э. Распространенные практически во всех странах мира, они бывают одиночные или располагаются группами, иногда до нескольких тысяч курганов.

Мегалиты - культовые сооружения III-II тыс. до н.э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы (Стоунхендж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи. В археологии получили известность курганы Ямной культуры, обнаруженные в степях Восточной Европы, в частности в Приднепровье. Она названа так по устройству могильных ям под курганами. Размеры ямных курганов очень внушительны. Диаметр их кромлехов достигает 20 м, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 м. Вдобавок ко всему над курганами возвышаются еще каменные бабы - каменные изваяния человека (воинов, женщин), простоявшие четыре с лишним тысячи лет.

Первичные религиозные верования древних людей были разнообразны, нередко переплетались и сосуществовали и позднее нашли свое отражение в развитых религиозных системах первых человеческих цивилизаций. К ним относятся тотемизм (вера в существование связи между родовой группой и тотемом), анимизм (вера в души, заключенные в какие-либо тела, или в духов, действующих самостоятельно), аниматизм (представления об одушевленности всех предметов и явлений природы, их оживотворение), фетишизм (вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов), магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления природы сверхъестественным способом). Как и все остальное, что было в жизни первобытного человека, религиозные представления должны были служить задаче выживания рода. Они объясняли явления окружающего мира, указывали способы реагирования на те или иные события, происходящие в нем, пути существования в гармонии с окружающей природой. Эти воззрения были весьма устойчивы и при отсутствии внешних воздействий могли, не изменяясь, существовать тысячелетиями. Так, образ жизни примитивных племен центральной Африки, вероятно, ничем не отличается от того, как жили их предки тысячи лет назад. Можно с уверенностью утверждать, что этот способ построения существования является наиболее оптимальным для данного региона с его особенностями, и можно не сомневаться, что при условии невмешательства внешнего цивилизованного мира и природных катаклизмов в жизнь этих людей их образ существования не изменится еще неограниченно долгое время. И религия играет важную роль в формировании отношений человека и природы. Внешним проявлением религии был ритуал. Древние народы выработали множество ритуалов, регламентирующих поведение человека в различных жизненных ситуациях. Все они так или иначе были связаны с религиозными представлениями. С эпохи неолита возникают сложные религиозные культы. Религиозные убеждения в этот период обычно состояли в поклонении Небесной матери, Небесному отцу, Солнцу и Луне как божествам. Характерной для неолита была тенденция поклонения антропоморфным божествам. Одновременно в первобытном обществе развивалась магия как способ "воздействовать" на окружающую среду в своих интересах, например, обеспечить удачу охотникам. У первобытных племён не было специальных служителей культа. Религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию знающих приёмы воздействия на мир духов и богов (знахари, шаманы). С развитием социальной дифференциацией выделяются профессионалы-жрецы, присваивающие себе исключительное право общения с духами и богами.

Которая зародилась с человеком разумным, считается одним из древнейших периодов истории. Все народы нашей планеты прошли эту ступень исторического развития, формируя истоки последующих достижений человечества (как духовных, так и материальных). Именно в это время появились первые индивиды и первые государства, но следует отметить, что жизнь первобытных людей так и не стала полностью изученным фактом.

Исследование первобытной культуры было осложнено недостаточной базой археологических данных и отсутствием письменных источников. Учитывая этот факт, различные науки были вынуждены прибегнуть к реконструкции определенных эпизодов истории этого периода. Чаще всего внимание акцентировалось на племенах Австралии, Океании, Африки, поскольку именно они считались «застрявшими» на начальных ступенях развития человечества.

Первые орудия из камня, которые нашли археологи, были изготовлены больше двух миллионов лет назад. Заметьте, что наша эра от длится немного больше 2 тысяч лет, а этот факт дает право утверждать, что практически 99% своей истории человечество прожило в первобытном обществе.

Культура первобытного общества имеет свою специфику, которая определяется несколькими доказанными фактами. Во-первых, ей присуща примитивность ведения хозяйства и самые простые орудия труда. Во-вторых, этот период характеризуется полным отсутствием самых элементарных научных знаний, но познания в области природных явлений были превосходными, хотя постигались лишь на интуитивном уровне. В-третьих, культура первобытного общества уникальна тем, что интеллект людей, которые жили в этот период, не уступал нашему. Благодаря этому им принадлежат важнейшие изобретения, без которых многие ученые уже и не представляют дальнейшее развитие идет о построении жилья, искусстве овладения огнём, приручении животных).

Особого внимания заслуживает синкретизм первобытной культуры, который является важнейшей особенностью рассматриваемого периода. Это значит, что в не было специалистов, поскольку не было никакой специализации, идущей от социума. Каждый представитель первобытного рода должен был владеть базовыми знаниями, которые позволяли бы выполнять все необходимые виды деятельности. Мировосприятие и человеческое сознание были недифференцированными. Каждый первобытный индивид считал себя частью природы (в то время никто даже не задумывался о том, чтобы отнести себя к отдельному классу). Следует отметить и то, что именно на синкретизме базируются первые попытки объяснить мир. В основе подобных теорий находятся уподобления и мышление по аналогии.

Культура первобытного общества имела еще одну особенность: в то время люди (все без исключения) верили, что многие деревья, реки, горы и камни одушевлены, поэтому могут влиять на различные события в мире. Вскоре совокупность магии и первобытного синкретизма приводит к зарождению изобразительной деятельности, которая порождает целое искусство.

Внимания заслуживает и система классификации первобытной культуры. К сожалению, на сегодняшний день нет единой схемы деления, но наиболее разработанной и популярной считается археологическая периодизация. В ее основе лежат изготовленные человеком различные орудия труда, а также все используемые материалы. Руководствуясь этим принципом деления, первобытнообщинный строй разбивают на три века: каменный, бронзовый и железный. Самым длительным периодом истории человечества считается который, в свою очередь, делится на три эпохи: палеолит, мезолит и неолит.

Первобытная культура представляет собой наиболее древний тип цивилизации, который определяет человеческую жизнь на протяжении всей истории. Несмотря на то что современные ученые имеют множество различных артефактов, позволяющих узнать примерные даты их появления, все еще не удалось определить временные рамки существования пещерного человека. Известно только то, что рассматриваемая эпоха является наиболее продолжительной, поскольку некоторые племена до сих пор живут в соответствующем строе. Они распространены на территории Африки и Южной Америки.

Медицина

Среди всех практических знаний медицина, как ни странно, стала первой сферой, на которую пещерный человек обратил свое внимание. Это доказывают наскальные рисунки, где изображены различные животные со строением их тела, скелетом, расположением внутренних органов и так далее. В процессе приручения скота эти знания использовались при лечении или, например, при приготовлении пищи.

Что касается использования медицины в целях оздоровления людей, то здесь культура не позволяла это сделать вплоть до эпохи мезолита. Древние захоронения доказывают, что уже в те времена была возможность наложить гипс или ампутировать конечность. При этом, конечно, человек оставался жив. Но не могли приписать такие действия простым смертным, медицина им казалась чем-то божественным. Поэтому все врачи причислялись к святым, они становились шаманами и оракулами с получением всевозможных льгот и уважительного отношения.

Математика

Когда наступила эпоха палеолита, начали обретать математические знания. Они, как правило, использовались при делении добычи или распределении обязанностей. Свидетельством тому служит, к примеру, найденное на территории современной Чехии копье, где имеется 20 насечек, распределенных в равных долях на 4 части. Это означает, что люди уже тогда могли выполнять наиболее простые арифметические действия.

В неолите культура пополнилась и другими знаниями - геометрическими. Сначала человек чертит на скалах или различных изделиях соответствующие фигуры. Затем он приступает к строительству жилищ правильных геометрических форм. Это, безусловно, положительно сказывалось на комфортабельности быта.

Мифология

Миф в первобытной культуре стал способом понимания окружающего мира, и если бы он не появился, то вряд ли человек смог бы дорасти до современных культурных высот. Любое действие, природное или погодное, не воспринималось людьми в порядке вещей, все происходящее носило некий магический оттенок. Нельзя было объяснить, например, дождь с научной точки зрения: если он пошел, значит, так захотели какие-то высшие существа.

Для первобытного человека мифы были чем-то особенным. Только с их помощью он мог перейти на следующую ступень развития. У древней мифологии было несколько особенностей:

  • Первые мифы помогли людям свыкнуться со многими внешними событиями, и они создавались путем логических и абстрактных ассоциаций.
  • Мифология могла доказать возникновение событий.
  • Мифы не появлялись просто так. Они составлялись на основании эмоциональных, погодных, природных и любых других закономерностей.
  • Мифология передавалась от поколения к поколению, это была своеобразная теория от предков, которая помогала выживать, создавать уют или добывать еду. Поэтому нельзя ее назвать индивидуальным творением, каждый миф появлялся вследствие коллективного опыта в рамках одной первобытной общины.
  • Мифы способствовали самовыражению, не без их помощи появились различные виды искусства.

Постепенно пещерный человек отошел от мифов, и тогда появились первые религиозные верования. Сначала они были схожи между собой, затем все больше и больше индивидуализировались.

Разновидности первобытных религий

Все особенности первобытной культуры не заключаются лишь в верованиях. Со временем племена набирают необходимое количество знаний и опыта, поэтому могут перейти на новый этап, заключающийся в образовании религий, первые из которых уже были в палеолите. Одни события, которые происходили с людьми, они уже научились объяснять, однако другие все еще носили для них магический характер. Тогда и появляется вера в то, что некие сверхъестественные силы могут повлиять на исход охоты или другого важного действа.

Первобытная культура включает несколько религий, представленных в таблице ниже.

Первобытные верования
Название Определение Описание
Тотемизм Вера в то, что род произошел от животного (тотема) Тотемное животное становилось защитником рода, ему молились и просили у него, например, принести удачу во время охоты. Ни в коем случае нельзя было убивать священного зверя.
Фетишизм Вера в то, что неодушевленные предметы обладают сверхъестественными силами В качестве фетиша могла использоваться любая вещь, в современности эту роль выполняют талисманы и амулеты. Люди верили, что оберег сможет принести удачу, защитить от нападения диких животных. Важной особенностью является то, что амулет всегда носили с собой, его клали в могилу вместе с хозяином.
Магия Вера в то, что можно повлиять на окружение или события при помощи заговоров, гаданий или ритуалов Как считали первобытные люди, различные заговоры или ритуалы могли, к примеру, вызвать дождь, сокрушить врагов, помочь в охоте и так далее.

После них появляется верование под названием анимизм. Согласно ему человек имел собственную душу. После его смерти она улетала в поисках нового "сосуда". Считалось, что нередко ей не удавалось найти оболочку, и тогда она начинала досаждать родственникам умершего в виде призрака.

Анимизм, можно сказать, является прародителем всех современных религий, поскольку здесь уже появляется загробный мир, какое-либо божество, которое властвует над всеми душами, как с оболочкой, так и без нее, а также первые похоронные ритуалы. Именно с данного верования пошла традиция не оставлять умерших родственников, а провожать их со всеми почестями.

Зачатки литературного искусства

Если рассматривать такую масштабную эпоху, как первобытная культура, кратко, будет сложно раскрыть тему о литературе того времени. Появление первых произведений зафиксировать не удалось, поскольку тогда не было письменности. И существование различных сказаний или легенд научно не доказано.

Однако если взглянуть на наскальные рисунки, то складывается впечатление, что человек отчетливо понимал, что он хочет донести до своих потомков. Соответственно, предварительно в его голове сложилась некая легенда. Считается, что зачатки литературного искусства появились именно в первобытные времена. Только посредством устных сказаний удавалось передать тот или иной миф следующему поколению.

Изобразительное искусство

Первобытная развивалась довольно быстро. Более того, ее значимость была выше, чем в современности. Это обусловлено тем, что человек тогда не мог писать и выражать все то, о чем он думает, словами. Поэтому единственной возможностью для общения оставалось только изобразительное искусство. С его помощью, кстати, возникали различные учения, включая математику и медицину.

Вполне вероятно, что первобытная культура не воспринимала рисунки в качестве искусства. С их помощью люди, например, могли получить благословление своего тотемного животного, изобразив его внутри своего жилища. Они никак не отмечали декоративную роль рисунков, и делали их только для того, чтобы передать знания, указать на свою веру и так далее.

В первобытной культуре часто рисовали животных. Люди изображали на различных поверхностях зверей или их отдельные части. Дело в том, что вся жизнь того времени вертелась вокруг охоты. И если бы добытчики общины перестали приносить дичь, то вряд ли человек смог бы выжить.

Есть еще одна особенность наскальной живописи. Первобытные художники не видели пропорций. Они могли нарисовать огромного горного козла, рядом с которым располагается крохотный мамонт. Понимание пропорций появилось намного позже и не в первобытном строе. Также животных не изображали стоящими, они всегда находились в движении (бежали или скакали).

Появление ремесленников

Все достижения первобытной культуры можно считать минимальными по сравнению с тем, что сумели сделать ремесленники. Люди того времени действовали коллективно, если они чему-то и обучались, то не могли выйти на высокий профессиональный уровень. Но с началом земледелия ситуация изменилась, появились ремесленники, которые всю свою жизнь занимались одним конкретным делом, оттачивая мастерство. Так, одни изготавливали копья, вторые добывали дичь, третьи выращивали растения, четвертые могли лечить и так далее.

Постепенно люди стали задумываться об обмене. Общины стали складываться не так, как раньше, когда кровные узы были главным критерием выбора места жительства. Земледельцы останавливались там, где плодородные почвы, производители оружия - возле примитивных каменоломен или рудников, гончары - там, где крепкая глина. Охотники же никогда не оставались на месте, они передвигались в зависимости от миграций животных.

Чтобы каждая из этих общин получала то, чего ей не хватает, люди начали меняться разными вещами. Одни отдавали другим посуду или тотемные талисманы, взамен получая овощи, другие меняли орудия на мясо. Со временем именно это послужило причиной образования городов, а впоследствии - полноценных стран или государств.

Периодизация

Весь первобытный строй делят на несколько периодов. Происходит это на основании материалов, которые использовались в производстве орудий в то или иное время. Первым и наиболее продолжительным является каменный век. Его, в свою очередь, также разделяют на несколько этапов: палеолит, мезолит и неолит. В это время происходит становление человека, зарождается искусство, мифология, производится и совершенствуется орудие труда.

После того как произошло освоение металла, особенности первобытной культуры претерпели существенную трансформацию. С обнаружением меди начинается энеолит, или меднокаменный век. Теперь люди осваивают ремесла и обмен, ведь для обработки металла необходимы знания, которые были лишь у тех, кто обладал достаточным количеством времени, чтобы развивать свои умения.

После меди открывают бронзу, которая фактически сразу вытесняет медь, поскольку намного тверже. Наступает бронзовый век. Появляются первые общества, где отмечается разделение на классы, но нельзя утверждать, что ранее этого не происходило. Также примерно в это время образовываются первые города и государства.

С обнаружением железа и его свойств наступает железный век. Не все племена того времени могли добывать и обрабатывать указанный металл, поэтому некоторые территории уходят далеко вперед по своему развитию. Далее нельзя было называть эпоху первобытной, началась новая, но не все государства смогли в нее вступить.

Стоит отметить, что во время каждого из периодов допускается использование других материалов в производстве. Свои названия они получали лишь в соответствии с преобладанием применяемого сырья.

Распространенные размышления Тейлора о первобытной культуре

Большой вклад в современные знания внес английский этнограф, которого очень интересовала первобытная культура. Тейлор Э. Б. напечатал книгу, в которой подробно описал все свои размышления, естественно, подтверждая их фактами. К примеру, он одним из первых указал на то, что общества того времени развивались крайне медленно по одной простой причине. Она заключается в отсутствии письменности. У людей не было возможности накапливать и передавать информацию так, как это может сделать современный человек. И каждый узнавал о чем-то новом на собственном опыте, который, кстати, нередко повторялся в другом обществе или общине.

Имеется еще несколько предположений о том, почему так медленно развивалась первобытная культура. Тейлор предполагал, что происходило это не только из-за отсутствия письменности. Пещерные люди учились жить, их опыт нередко становился смертельным. Однако после таких печальных ошибок вся община начинала понимать, что чего-то делать нельзя. Следовательно, действие по образцу затормаживало развитие, люди попросту боялись пробовать поступить иначе.

Многие историки не разделяют теорию о том, что в происходило деление на социальные строи. Однако Тейлор думал иначе. Те, кто совершенствовал свои ритуальные знания, занимали особое положение в общине, их уважали и нередко одаривали дополнительной порцией еды или более удобным и безопасным жилищем.

Известный труд

Если рассматривать такую эпоху, как первобытная культура, кратко, то можно взять за основу фактически любую территорию планеты. Это обусловлено тем, что изначально все общества, которые когда-либо появлялись в мире, развивались примерно одинаково. Тейлор в своей книге "Первобытная культура" описал много событий того времени, и каждое свое слово он подтверждал фактами, будь то находки археологов или первые мифологические писания.

Как считает Тайлор, первобытная культура в современности слишком сильно недооценивается. Более того, многие люди сегодня полагают, что та эпоха была дикой. Это верно, но только отчасти. Если на данный момент человек рассматривает грубо отесанный топор, который помогал в охоте на мамонта, как продукт неуклюжего мастера, то он вряд ли задумывается над тем, что случилось бы, не возьми древний охотник это изделие в руки.

Культура первобытной эпохи интересна для исследования. Несмотря на то что множество ученых обращали на нее свое пристальное внимание, остается бесконечное количество нераскрытых и недоказанных моментов. Имеются только предположения и гипотезы. На самом деле никто не может точно сказать, что тот или иной наскальный рисунок однозначно означал конкретное событие или действие. так же таинственна, как и многие другие вещи, которые невозможно объяснить сегодня, даже имея современные гениальные умы и технологии.