Первобытно общинный или первобытнообщинный. Первобытно-общинный строй и государство

Первобытнообщинный строй, первая в истории человечества общественно-экономическая формация. Основы учения о П. с. как особой общественно-экономической формации были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом и в дальнейшем развиты В. И. Лениным. Согласно наиболее распространённому в советской науке мнению, П. с. охватывает время от появления самых первых людей до возникновения классового общества, что по археологической периодизации совпадает в основном с каменным веком . Для П. с. характерно, что все члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественного продукта, с чем и связано употребление для его обозначения термина "первобытный коммунизм". От следующих за ним этапов общественного развития П. с. отличается отсутствием частной собственности, классов и государства.

О начале П. с. существуют разные точки зрения. Самый ранний период истории человечества был временем становления человека и общества. Формировавшиеся люди жили в становившемся обществе, которое многие советские учёные называют "первобытным человеческим стадом" . Если считать за первых людей архантропов (питекантроп, синантроп, атлантроп, гейдельбергский человек и др.), то возникновение "первобытного человеческого стада" следует датировать около 1 млн. лет до наших дней; если так называемых презинджантропов (Homo habilis), то свыше 2 млн. лет (см. Антропогенез ). Согласно наиболее распространённой точке зрения, эпоха "первобытного человеческого стада" совпадает с ранним палеолитом . Примерно 40--35 тыс. лет назад, на грани раннего и позднего палеолита, завершилось превращение людей типа палеоантропов в людей современного типа -- неоантропов . Завершение становления человека (антропогенеза) было невозможно без завершения становления общества (социогенеза). Это даёт основание полагать, что именно на грани раннего и позднего палеолита "первобытное человеческое стадо" трансформировалось в подлинное сформировавшееся человеческое общество. Большинство учёных включает "первобытное человеческое стадо" в П. с. в качестве его первого этапа. Другие считают, что понятие общественно-экономической формации применимо лишь для обозначения ступеней эволюции сформировавшегося общества. Соответственно к П. с. они относят только начальную стадию развития этого общества, предшествующую возникновению классов и государства. Археологически -- это поздний палеолит, мезолит , неолит и, может быть, начало энеолита .

Весь этот период был бесписьменным. История П. с. восстанавливается главным образом по данным палеоантропологии , археологии и этнографии . Антропологические и археологические материалы непосредственно относятся к данной эпохе, но, давая достаточное представление о физическом облике первобытных людей и их материальной культуре, они мало говорят о существовавших тогда общественных отношениях. Материалы этнографии позволяют судить об обществе в целом, в единстве всех его сторон, но эта наука знает первобытнообщинные порядки лишь в том их виде, который они приобрели у народов, продолжавших, оставаться на стадии доклассового общества до нового времени, то есть эпохи, отстоящей от появления первых классовых обществ на 6 тысячелетий. Поэтому [в современных представлениях о П. с. наряду с твёрдо установленными положениями немало спорного. Советские исследователи, будучи едиными в главном -- во взгляде на П. с. как на коллективистический, расходятся по целому ряду более конкретных вопросов. Среди многообразия точек зрения выделяются две основные. Согласно одной из них, "первобытное человеческое стадо", в котором господствовал промискуитет , на грани раннего и позднего палеолита превратилось в материнский род , который и был первой формой бытия сформировавшегося общества. В силу экзогамии род не мог существовать вне связи с другими. Поэтому возникновение рода было одновременно и появлением системы, состоящей из двух взаимобрачащихся родов -- дуально-родовой организации (см. Дуальная организация ). Вместе с родом, таким образом, впервые возник и брак, который в своей исходной форме был групповым браком (дуально-родовым) и вместе с тем дислокальным браком . Дислокальность брака имела своим следствием полное совпадение материнского рода и общины: род и был общиной, община была родом. Не все сторонники этой точки зрения принимают тезис о дислокальности группового брака. Некоторые считают, что он был матрилокальным браком . Соответственно, с их точки зрения, материнский род и община с самого начала совпадали не полностью. Включая в свой состав людей, принадлежавших не к одному роду, а к нескольким, каждая община имела своей основой один определённый род и в этом смысле была родовой. Исследователи, придерживающиеся положения о дислокальности группового брака, считают, что такая структура возникла позднее, после появления парного брака и семьи . Во многих случаях род оставался материнским вплоть до эпохи, характеризующейся накоплением богатств и переходом их в частное владение отдельной семей. Действие этих факторов чаще всего имело своим следствием возникновение отцовского рода . Исходя из этого, некоторые исследователи выделяют в качестве главных этапов эволюции П. с. матриархат и патриархат . Однако данные этнографии свидетельствуют о том, что материнский род в одних конкретных условиях мог смениться отцовским задолго до начала становления частной собственности (австралийцы), а в других -- продолжать существовать вплоть до возникновения классов и государства, (минангкабау о. Суматры, наси провинция Юньнань в КНР, ашанти Западной Африки). В процессе развития П. с. род постепенно утрачивает многие свои первоначальные функции, в том числе экономические, и перестаёт быть основой общины. Он ещё долгое время мог продолжать существовать, но уже главным образом в качестве института, регулирующего брачные отношения, обеспечивающего защиту своих членов, соблюдение традиций, культа, ритуалов и т. п. В таком качестве он встречается и в классовом обществе (древние греки, римляне). На позднем этапе П. с. главной экономической единицей становится община, чаще всего состоявшая из представителей многих родов. Это обстоятельство легло в основу периодизации, в которой в качестве главных этапов П. с. выделяются эпоха первобытной родовой общины и эпоха первобытной соседской общины.

Согласно другой точке зрения, основной единицей П. с. на всех этапах его развития была первобытная община, всегда состоявшая из парных семей. Община и семья -- определяющие и универсальные ячейки П. с. Род никогда не имел экономических функций, его роль сводилась преимущественно к регулированию брака. По вопросу о времени возникновения первобытной общины среди сторонников этой точки зрения нет единства. Одни считают, что она возникла на грани раннего и позднего палеолита, другие относят её появление к более раннему времени, нередко выступая при этом против понятия "первобытное человеческое стадо". Имеются разногласия между ними и по вопросу о времени возникновения рода.

Не следует, однако, переоценивать расхождения во взглядах между сторонниками "родовой" и "общинной" теорий. Если оставить в стороне крайние точки зрения -- противопоставление рода и общины друг другу, то большинство исследователей в общем сходятся на том, что в эпоху расцвета П. с. обе эти организации в основном совпадали.

Единодушно признаваемый всеми исследователями-марксистами коллективистический характер первобытного производства был обусловлен крайне низким уровнем развития производительных сил. "Этот первобытный тип кооперативного или коллективного производства был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 404). Слабость людей в борьбе с природой особенно сказывалась на самых ранних стадиях. Ареал расселения первых людей -- архантропов -- был сравнительно невелик и ограничивался лишь районами с тёплым климатом (Африка, Восточная и Южная Азия, Юго-Западная Европа). Ведущим видом их деятельности была чаще всего охота, в том числе коллективная, на крупных животных. Оружием служили деревянные копья и дубины, камни. Большую роль играло собирательство, доставлявшее, по-видимому, основную массу пищи. Несомненен факт, что уже синантропы пользовались огнем, хотя, вероятно, ещё не умели его добывать. С переходом к палеоантропам (неандертальцам) охота окончательно становится главным источником существования. Люди осваивают районы с суровыми климатическими условиями. Совершенствуются приёмы обработки камня. Однако в целом прогресс в этой области в течение сотен тысяч лет раннего палеолита был невелик: от гальки с 1--2 грубыми сколами на одном конце к сравнительно небольшому числу установившихся форм орудий, среди которых наиболее известны скребло и остроконечник.

Радикальные изменения претерпела техника обработки камня с переходом к позднему палеолиту. Возник весьма богатый и разнообразный набор специализированных орудий (резцы, тёсла, ножи, пилки и т. п.). Развилась техника обработки кости и рога. Впервые появились разнообразные составные орудия (копья, дротики, гарпуны с кремнёвыми и костяными наконечниками). Всё это способствовало росту продуктивности хозяйства, которое, однако, в течение позднего палеолита и мезолита (вместе взятые длились примерно 25--30 тыс. лет) продолжало быть присваивающим. Главными источниками существования оставались охота и собирательство, к которым добавилось рыболовство. В течение этого времени продолжалось расширение обитаемого пространства: люди заселили Австралию, через Берингов пролив проникли в Северо-Западную Америку и постепенно распространились по всему Западному полушарию.

Ранний палеолит -- эпоха "первобытного человеческого стада" -- был временем становления социальных отношений вообще, первобытного коллективизма прежде всего. В эволюции сложившегося П. с., начало которому было положено переходом к позднему палеолиту, можно выделить две основные стадии, две фазы. Первая из них характеризуется таким уровнем развития производительных сил, при котором продукта добывалось не больше, чем его было необходимо для обеспечения физического существования людей (то есть он весь был жизнеобеспечивающим), или не намного больше, чем нужно для выживания (то есть избыточный продукт был невелик). В таких условиях единственно возможным способом распределения было уравнительное. Суть уравнительных отношений заключалась в том, что весь продукт, независимо от того, кем и как он добыт, являлся полной и безраздельной собственностью коллектива. В результате каждый член коллектива имел право на долю продукта уже в силу самой своей принадлежности к данной группе. Ни сам факт его участия в производстве, ни размеры его вклада в создание продукта при распределении во внимание не принимались. Распределение производилось с учётом в основном лишь потребностей членов коллектива, что делало доли разных людей не одинаковыми. Взрослые мужчины, например, получали относительно большие доли продукта, чем дети. Абсолютные размеры частей, получаемых членами коллектива, зависели от величины общей массы добытого продукта. Пока избыточного продукта не существовало или он был крайне невелик, это было достаточным стимулом трудовой деятельности. Только напряжённая деятельность всех способных к труду людей могла обеспечить получение каждым из членов коллектива доли, необходимой для поддержания его существования. Т. о., на самом раннем этапе эволюции П. с. никакой др. собственности, кроме коллективной, не могло существовать. То, что иногда называется личной собственностью, в действительности было лишь личным пользованием вещами, принадлежавшими коллективу. С появлением минимального избыточного продукта возникла возможность обмена между членами разных коллективов, которая постепенно превратилась в действительность. Но развивавшийся обмен был не обменом товарами, а той, имевшей универсальное распространение в доклассовом обществе, его формой, которая именуется в этнографической литературе обменом дарами или дарообменом. Как свидетельствуют этнографические данные, суть дарообмена заключалась в создании новых или поддержании уже существовавших социальных связей между индивидами или группами.

Размеры коллективов на данной стадии обычно не превышали нескольких десятков человек, что не мешало им быть во многом (и прежде всего в экономическом отношении) самостоятельными социальными организмами. Никаких особых органов власти внутри коллективов не существовало, не было должностных лиц. Отдельные люди могли пользоваться значительным влиянием, но оно основывалось исключительно на их личных качествах. Единственным регулятором поведения людей являлась воля коллектива (мораль), выражавшаяся в его общественном мнении и закреплявшаяся в традициях. Характерным для этой стадии было равноправие мужчин и женщин. Полная самостоятельность коллективов в решении всех своих внутренних дел не исключала связей между ними. Более того, в силу экзогамии рода они были неизбежными. Обычно несколько коллективов, живших по соседству, составляли систему социальных организмов -- племя . Но это первоначальное племя, как правило, не было организованным целым, в нём, в частности, также отсутствовали какие-либо общие органы власти. Контакты между коллективами, принадлежавшими к одному племени, носили более частый и регулярный характер, чем между входившими в состав разных племён. Вследствие этого для всех коллективов одного племени была характерна общность языка и культуры. Первоначальное племя было, таким образом, и этнической общностью. Духовная жизнь людей той эпохи носила во многом нерасчленённый, синкретический характер. Выделение отдельных форм общественного сознания только лишь намечалось. В процессе практической деятельности людьми была накоплена определённая сумма знаний об окружающем мире и о самих себе. Однако в их представлениях было немало и ошибочного, иллюзорного. Несомненно существование в позднем палеолите религии в форме магии и тотемизма , зачатки которых возникли, по-видимому, ещё у неандертальцев. Вероятно существование также анимизма . В это же время появилось изобразительное искусство: реалистические многокрасочные изображения животных в пещерах Южной Франции, Северной Испании, Южного Урала (Капова пещера ) и др., скульптуры из кости, рога, камня, глины (см. Первобытное искусство ). Рисунки позднего палеолита свидетельствуют о существовании примитивных танцев. Производство медленно, но неуклонно развивалось. Прогрессировала техника обработки камня, кости, рога. Совершенствовались приёмы охоты и рыболовства. В мезолите начали распространяться лук и стрелы. К этому же времени, по-видимому, относится и одомашнивание собаки. Всё это создавало условия для перехода от первой фазы П. с. ко второй. Вторая фаза П. с. характеризуется таким уровнем развития производительных сил, при котором стало возможным появление сравнительно большого количества избыточного продукта. Это подготовило и обусловило существенную перестройку всей системы социально-экономических отношений.

Подавляющее большинство орудий труда в эпоху П. с. принадлежало к числу таких, которые использовались индивидуально. В условиях всё большего обособления, парцелляризации труда, вызываемой усовершенствованием орудий производства и трудовых процессов, всё более увеличивающаяся часть продукта, создаваемого трудом человека, начала переходить в его более или менее полную собственность. "... Самое существенное,-- писал К. Маркс об этом периоде истории,-- это -- парцеллярный труд как источник частного присвоения" (там же, с 419).

Процесс этот шёл крайне медленно и постепенно. Ни один человек, ни одна семья на данной стадии не могли существовать, не делясь (причём систематически) продуктами своего труда с другими людьми, с др. семьями, не оказывая им и не получая от них постоянной помощи. Пока отсутствовало требование более или менее точного соответствия между тем, что человек давал другому, и тем, что он от него получил, эти отношения были формой уравнительного распределения. Трудовой способ распределения предполагал эквивалентное возмещение всего человеком полученного (продуктов, услуг и др.), то есть превращение этих отношений из распределительных в обменные. Такой обмен был качественно отличен от возникшего позднее товарного. Но появление его способствовало зарождению обмена, при котором продукт начинает постепенно превращаться в товар. На первых этапах обмен товарами происходил только между членами разных общин. Первоначальной его основой было различие природных ресурсов, находившихся в распоряжении разных общин. В свою очередь, развитие обмена способствовало утверждению трудового способа распределения. Сфера действия последнего расширялась постепенно. Сначала она охватывала в основном лишь избыточный продукт. Затем в неё стал втягиваться и жизнеобеспечивающий продукт. Соответственно сокращалась доля общественного продукта, подлежавшая уравнительному распределению, и сужался круг лиц, внутри которого этот принцип продолжал действовать.

Парцелляризация труда имела своим неизбежным следствием утверждение индивидуальной собственности (наряду с которой долго ещё продолжала существовать и общинная), возрастание роли семьи как определённой экономической ячейки и возникновение известного имущественного неравенства между индивидами и семьями. Избыточный продукт начал в своей массе сосредоточиваться в руках немногих лиц, что создавало условия для появления зародышевых форм эксплуатации. Возрастали размеры общин. В их состав теперь нередко уже входили сотни людей. Усложнялась структура общин. Они состояли из нескольких более или менее обособленных подразделений, которые, в свою очередь, могли делиться на части. Укреплялись связи между общинами. Во многих случаях наблюдалось появление более или менее прочных объединений общин, которые нередко оформлялись как союзы родов. Они так же, как и более ранние объединения коллективов, именуются обычно племенами. Численность их могла достигать несколько тысяч чел. Племя теперь, как правило, имело определённую внутреннюю организацию. По-видимому, именно к этой стадии относится возникновение специальных родовых, общинных и племенных органов власти, появление особых должностных лиц (старейшин, вождей). Но это имело место не всегда и не везде. В отдельных случаях должности вождей и старейшин становились наследственными. Переход ко второй фазе П. с. произошёл ещё в эпоху господства присваивающего хозяйства. Но достичь её смогли лишь те охотники, собиратели и рыболовы, которые жили в наиболее благоприятных условиях. Остальные продолжали оставаться на прежней стадии развития. В этом наглядно проявляется неравномерность исторического развития. Но если для племён, живших присваивающим хозяйством, переход ко второй фазе не был исключен, то для тех, хозяйство которых стало производящим, он был совершенно неизбежен. Этнографии не известен ни один народ, занимавшийся земледелием и скотоводством и в то же время относившийся к первой фазе. Данные археологии свидетельствуют, что в ряде мест Ближнего Востока (Северный Ирак, Палестина) переход к земледелию и скотоводству произошёл ещё в мезолите, в 9--7-м тыс. до н. э. К 5-му тыс. до н. э. новая форма хозяйства утвердилась уже во многих районах Юго-Западной Азии (Туркмения, Иран, Анатолия, Сирия) и на Балканах, к 6--5-му тыс. до н. э.-- в междуречье Тигра и Евфрата, долине Нила, Центральной Европе.

Переход к земледелию и скотоводству был крупнейшим переломом в развитии производительных сил человечества. Он представлял собой подлинную революцию. Если раньше человек лишь присваивал при помощи созданных им орудий пищу, которую находил в готовом виде в природе, то теперь, впервые поставив под свой контроль некоторые природные процессы, он начал её производить, что создало условия и для сравнительно быстрого роста населения. Возникновение земледелия и скотоводства, обеспечив регулярное производство избыточного продукта, сделало возможным, а в дальнейшем и неизбежным переход от доклассового общества к классовому. Все необходимые условия для начала формирования классового общества были созданы к концу второй фазы П. с.. Само становление классового общества было длительным, сложным и противоречивым процессом. Начавшаяся ещё на предшествовавшей стадии парцелляризация труда постепенно идёт к своему завершению. Община постепенно превращается в систему всё более обособляющихся друг от друга домохозяйств. Парная семья трансформируется в моногамную (см. Моногамия ). Часто это превращение опосредовано возникновением большой патриархальной семьи. Начинается выделение ремесла, что способствует дальнейшему развитию товарообмена. Углубляется возникшее ещё на предшествующей стадии имущественное неравенство. Зародышевые формы присвоения прибавочного продукта, развиваясь, превращаются в систему отношений эксплуатации. Получают развитие рабство, различные формы кабальной зависимости; свободное население всё в большей степени расслаивается на богатое и знатное меньшинство, иногда именуемое родовой аристократией, и на массу рядовых общинников. Постепенно формируется частная собственность. Зарождаются и обостряются социальные антагонизмы. Начинается становление государства. Одной из форм, в которой это происходит, является военная демократия . Всё более возрастающую роль приобретают войны с целью грабежа. Они в значительной степени ускоряют процесс становления классов и государства. Увеличиваются размеры социальных организмов. Они начинают включать в свой состав десятки и даже сотни тысяч человек. Общины всё в большей степени перестают быть самостоятельными социальными единицами, превращаясь в составные части более крупных организмов, являвшихся одновременно и формирующимися государствами. Всё это в огромной степени способствовало формированию сравнительно крупных этнических общностей -- на базе объединения племён возникают народности . Становление классового общества сказывается на общественном сознании. Единая мораль П. с. исчезает, уступая место морали классовой. Возникает право . Расслоение общества находит своё отражение в расслоении (в сознании людей) сверхъестественного мира, в выделении из среды более или менее равных по значениям сверхъестественных существ (демонов, тотемистических предков), нескольких особо могущественных -- богов. Окончательно оформившийся с возникновением классового общества политеизм освящает эксплуатацию человека человеком. Первой фирмой идеологии была религиозная идеология.

Впервые процесс становления классового общества завершился в двух районах Старого Света -- в междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила. Шумерская и египетская цивилизации возникли в 4-м тыс. до н. э., в эпоху энеолита (медно-каменного века). Возникновение раннеклассовых обществ в Эгейском бассейне (включая западную часть М. Азии), в долинах Инда и Хуанхэ относится уже к бронзовому веку, к 3-му и 2-му тыс. до н. э. Вопрос о социально-экономической структуре первых раннеклассовых обществ принадлежит к числу дискуссионных. Одни советские учёные считают их рабовладельческими (см. Рабовладельческий строй ), другие характеризуют их как общества с азиатским способом производства . По всему земному шару появление классовых обществ связано со временем распространения металлов. Единственное известное исключение -- древнее царство майя в Новом Свете (1-е тыс. н. э.). Но переход к металлическим орудиям сам по себе не может превратить данное общество в классовое. Истории и этнографии известны народы, знавшие железные орудия, не говоря уже о медных и бронзовых, но тем не менее не достигшие стадии классового общества. И в том случае, когда эти народы длительное время находились в сфере постоянного влияния крупной системы более передовых, классовых социальных организмов, формирование классового общества с неизбежностью приобретало у них своеобразный характер. Они переходили к более высокой классовой общественно-экономической формации, минуя уже пройденные человечеством в целом стадии развития. Так, например, у славян и германцев формирование классового общества завершилось возникновением феодального строя.

Понятие о П. с. как о первой общественно-экономической формации существует только в марксистской науке. Из буржуазных учёных к нему ближе всего подошёл эволюционист Л. Г. Морган в своём "Древнем обществе" (1877) -- труде, который был высоко оценен классиками марксизма. Результаты исследований Моргана были использованы Ф. Энгельсом в его книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884). Некоторое время идеи Моргана имели довольно широкое распространение в этнографии, но начиная с конца 19 в. в буржуазной науке о первобытном обществе произошёл резкий поворот к антиэволюционизму. Возникло множество школ и течений, в том числе различные направления диффузионизма -- английское (Э. Смит и У. Перри), школа "культурных кругов" в Германии (Ф. Гребнер )и как её дальнейшее продолжение и развитие -- "венская культурно-историческая школа" (В. Шмидт ), американская "историческая" школа (Ф. Боас ), структурно-функциональная школа (Б. Малиновский , А. Р. Радклифф-Браун ) и др. Характерной чертой всех этих школ был узкий эмпиризм и крайний антиисторизм, отрицание общих закономерностей и поступательного характера развития общества. В той или иной форме буржуазные исследователи пытались обосновать извечность частной собственности, моногамной семьи, а некоторые -- и изначальность религии. Антиэволюционистским направлением является и так называемый культурный релятивизм, который трактует каждую культуру как неповторимую индивидуальную систему, а историю понимает как количественные изменения в рамках уникальной традиции.

Выявление несостоятельности узкоэмпирического и антиисторического подхода к изучению первобытного общества вызвало начиная примерно с 50-х гг. 20 в. поиски иных путей. Широкое распространение в буржуазной этнографии получил так называемый неоэволюционизм. Для его сторонников характерен известный отход от крайностей теоретического нигилизма и антиисторизма. Однако подлинно исторический подход им чужд, что можно видеть на примере так называемой теории многолинейной эволюции, развиваемой Дж. Стюардом (США). В основе последней лежит отрицание общих законов развития общества. Вместе с тем среди западно-европейских и американских этнографов и археологов всегда были исследователи (и число их растет), которые признавали единство и поступательный характер развития общества и стремились выявить его закономерности (Л. Уайт, Р. Редфильд, Р. Адамс, Э. Сервис, М. Салинс, Р. Франкенберг и др.). Некоторыми из них были предприняты попытки создать периодизацию истории первобытного ("примитивного") общества. Так, например, Сервисом и Салинсом были выделены следующие "уровни" эволюции: уровень "групп" (bands); уровень племён (tribes) уровень догосударственных объединений возглавляемых вождями (chiefdoms): уровень "примитивных государств". Следующий уровень -- империй или архаических цивилизаций -- находится уже за пределами "примитивного" общества. Учёные, принадлежащие к этому направлению, не идут дальше своеобразного технологического детерминизма. Однако часть из них по целому ряду вопросов приходит к выводам, близким к марксистским.

Первобытно-общинная эпоха человечества -- это эпоха первобытнообщинных обществ. Она доцивилизационная, потому что в таких обществах отсутствуют экономическая, политическая и духовная подсистемы. Она представлена родами и племенами, их борьбой с первобытными обществами, а также между собой.

Первобытно-общинное общество характеризуется: тесным взаимодействием с природой; наличием только географической, демографической, производственной и мифологической сфер общества, образующих первобытно-общинный строй; отсутствием цивилизации. Такое общество в принципе одинаково у всех народов. Здесь формация и цивилизация как общественные метасистемы еще не выделились. Географическая сфера в значительной мере определяет существование и развитие людей.

Различие между первобытными и первобытно-общинными обществами заключается в том, что первые собирают предметы потребления, а вторые их производят. Причиной возникновения первобытно-общинного общества была неолитическая революция, которая создала первобытно-общинную формацию. Эта революция состояла в изобретении огня, лука и стрел, плуга и колеса, прядения и ткачества, станка и керамики, строительстве крупных сооружений и т. д. Данные изобретения коренным образом изменили образ жизни людей.

В демографической сфере революция выразилась в строительстве деревень с постоянными домами, хозяйственными пристройками, хранением запасов, приготовлением пищи, изготовлением одежды. Ей отвечает большая моногамная семья, выполняющая основные функции по социализации людей. Первобытно-общинное общество -- это объединение людей, основанное не на господстве сильного, на патриархате. Демосоциальной силой, осуществившей переход к первобытно-общинному строю, предположительно, стали женщины. Таким образом, не только материальное производство, но и демографические отношения играли большую роль в развитии обществ.

Для первобытно-общинного производства характерно разнообразие орудий труда, мускульная энергия людей, животных, а также энергия ветра, воды и т. д. Почти вся рабочая сила была занята в производстве предметов потребления и сосредоточена в земледелии, скотоводстве, строительстве, торговле, ремесле. Основным ресурсом являлось сырье, а не энергия; блага извлекались из природных материалов, а не из производства. Жан Бодрийяр неслучайно считал, что в доиндустриальных обществах экономики в точном смысле этого слова (индустриального производства) еще нет.

В управленческой сфере выделялись вожди, жрецы, воины для организации производства, религиозных обрядов, военных действий и т. д. Начиналось строительство культовых сооружений. Духовная сфера общества носила ярко выраженный мифологический характер, поддерживаемый колдунами, жрецами, магами. Совершались обряды погребения, охоты, задабривания богов. Появились зачатки неолитического искусства, в частности, наскальная живопись, ритуальные танцы, песнопения, устные сказания.

В результате оседлого образа жизни, повышения производительности труда началось регулярное производство прибавочного продукта и произошел демографический взрыв. Группы охотников и собирателей в течение тысячелетий превратились в первобытно-общинное (оседлое) общество скотоводов и земледельцев. Это сопровождалось улучшением положения женщин и детей. С каждым поколением численность населения в деревнях удваивалась и нужно было строить рядом новую деревню. Города только начинали зарождаться как экономические, военные и духовные центры. Признаки первобытно-общинного общества -- производство материальных благ и оседлый образ жизни.

В результате изобретения новых средств производства, организации труда, форм управления, оседлого образа жизни, демографического взрыва и приращения военного могущества первобытно-общинные племена обрекли на вырождение или покорили другие племена. В результате миграции, победоносных войн над неоседлыми народами, торговли в течение тысячелетий данный тип общества распространился по всей обитаемой части земли. Первобытно-общинные победители стали властителями и эксплуататорами побежденных племен.

Первобытнообщинный строй.

Первобытнообщинный строй является первой, наиболее длительной стадией в развитии человеческого общества. Он характеризуется коллек­тивной собственностью на средства производства и орудия труда, равным правом всех членов общины на продукты труда и равным отношением к труду. Основными занятиями населения были охота и собирательство. Та­кой тип хозяйства называется потребляющим или присваивающим. Пере­ход к производящему хозяйству начинается в конце первобытности, когда появляются скотоводство и земледелие.

Заселение территории нашей страны. Стоянки древних людей. Палеолит. Мезолит. Неолит.

Выделение человека из животного мира началось более 3 миллионов лет назад.

Первый этап развития человеческого общества получил название камен­ный век (поскольку в этот период преобладали каменные орудия труда). Ка­менный век подразделяется на ранний палеолит (ашельская эпоха), средний палеолит (мустьерская эпоха), поздний (верхний) палеолит, мезолит и неолит.

Самые древние стоянки на территории нашей страны относятся к шельскому и ашельскому периоду - это находки в Алтайском крае (на берегу р. Улалинки), в Амурской области (у села Кумары) и др. Поселения древних людей были малочисленны, орудия труда представляли собой грубо обра­ботанный камень. В позднеашельских стоянках встречаются следы огня.

В конце ашельской эпохи резко изменился климат - началось великое оле­денение. Стремясь приспособиться к новым условиям жизни, люди совершен­ствуют орудия труда, идет расселение на ранее неосвоенные территории.

Стоянки среднего палеолита обнаружены в Крыму, на Кавказе, в Сред­ней Азии, на Средней и Нижней Волге, на юге Украины. Одна из самых из­вестных находок мустьерского периода, - обнаруженное в 1938 г. погре­бение мальчика 8-9 лет в гроте Тешик-Таш в Средней Азии.

По мнению ряда исследователей, в этот период времени на смену перво­бытному стаду приходит первобытная община.

В период верхнего (позднего) палеолита начинается отступление ледни­ка. Расселение на новые территории продолжается - стоянки древних лю­дей доходят до Якутии и Заполярья. Основным занятием населения остается охота, но начинает развиваться рыболовство. Возникают условия для более прочной оседлости. В период позднего палеолита зародились искусство и первые религиозные представления. В этой связи интересны наскальные изображения, обнаруженные в Каповой пещере в Башкирии.

Конец эпохи верхнего палеолита и начало мезолита совпали с концом ледни­кового периода. К этому времени относятся изобретение лука и стрел. Сущест-венно изменяются орудия труда - появляются гак называемые микролиты - мелкие кремневые изделия - наконечники для стрел, лезвия-вкладыши и т.д. Складываются условия для зарождения скотоводства. Из археологических находок этого времени наибольший интерес представляет обнаруженное в 1969 г. погребение двух мальчиков на р. Сунгирь у г. Владимира.

Переход к неолиту на территории нашей страны раньше всего начался в Средней Азии. Глубина произошедших в этот период изменений позволяет го­ворить о неолитической революции. Начинается переход к производящему хо­зяйству. Хотя главными занятиями населения остаются охота и собирательство, все большую роль в хозяйстве играют скотоводство и земледелие. Появляется новая техника изготовления орудий труда - пиление, шлифование, сверление. К этому времени относится зарождение керамики и ткачества. Одним из самых серьезных достижений неолитической революции стало изобретение колеса.

Для неолита характерен развитый родоплеменной строй . В родовой общине все члены были связаны между собой кровнородственными отно­шениями. Во главе рода стояли наиболее старые члены сообщества («ста­рейшины»). Остальные члены рода находились в полном подчинении у старших. Возникают первые объединения родов - племена, начинает вы­деляться племенная верхушка. Эти объединения были довольно непостоян­ны - быстрый рост населения, экстенсивный характер хозяйства, требо­вавший значительной подвижности, приводят к мобильности племенных союзов, быстро возникающих, и быстро распадающихся.

Начало обработки металла. Разложение

первобытнообщинного строя. Становление классового

общества и государственности.

Первым металлом, использованным человеком, стала медь. Первона­чально металлические орудия применялись редко, в основном продолжа­лось использование камня. Этот период - медно-каменный век - называ­ют энеолитом.

На территории нашей страны культур медно-каменного века обнаруже­но сравнительно немного. Одна из самых ранних - земледельческая куль­тура Анау (IV т.л. до н. э.).

На территории Украины и Молдавии в III т.л. до н. э. существовала зем­ледельческая трипольская культура, в поселениях которой также обнаруже­ны металлические орудия. В поздних погребениях этой культуры заметны признаки имущественного неравенства. Имущественное неравенство - это концентрация в руках определенной группы людей значительных мате­риальных ценностей и политической власти, одна из главных причин соци­альной дифференциации.

Постепенно наряду с медью начинает использоваться бронза - сплав меди с оловом или другими добавками. К бронзовому веку относятся Абашевская (в Поволжье) и Фатьяновская (в Волго-Окском междуречье) архео­логические культуры.

Очевидно, в этот период наметилось разделение земледелия и скотовод­ства. Возросла роль мужского труда, утверждается патриархат. Начинается выделение военной и родовой аристократии. В то же время родовые связи начинают ослабевать. Начинается выделение моногамной семьи. Племен­ные союзы становятся более постоянными и многочисленными. В наиболее развитых областях начинает складываться военная демократия. Военная демократия - это форма племенной организации, при которой власть кон­центрируется в руках военных вождей, но сохраняются элементы перво­бытной демократии. Все вопросы племенной жизни решаются на вече, со­стоящем из боеспособных мужчин племени. В конце существования военной демократии власть вождя становится наследственной. " К этому времени уже довольно отчетливо намечаются очертания от­дельных этнических групп. Некоторые исследователи полагают, что в это время произошло обособление славян из индоевропейской общности.

В начале I тысячелетия до н. э. начинается изготовление железных ору­дий труда. Это сделало возможным распространение земледельческих куль­тур на север, повысило производительность труда.

Из патриархальных родов все более активно начинают выделяться отдельные семьи и на смену родовой общине приходит соседская. Соседская община - это поселение людей, не связанных родственными узами, но занимающих опреде­ленную, ограниченную территорию, коллективно обрабатывающих землю; каж­дая семья имеет право на свою долю общинной собственности.

Греческая колонизация Северного Причерноморья. Скифы.

В конце VII - начале VI в, до н. э. начинается греческая колонизация Северного Причерноморья.

В первой половине VI в. до н. э на правом берегу Буго-Днепровского лима­на была основана Ольвия. Другие греческие колонии - Херсонес (основан в V в. до н. э. в р-не совр. Севастополя), Феодосия, Пантикапей (совр. Керчь) - в восточном Крыму, Фасис (Поти), Диоскуриада (в р-не совр. Сухуми), Питиунт (Пицунда) - на черноморском побережье Кавказа, Танаис - в устье Дона, Фанагория - в устье Кубани и т.д.

По своей политической структуре Ольвия была греческим полисом. Вер­ховная власть принадлежала народному собранию, которое ежегодно избира­ло должностных лиц, ведавших отдельными отраслями государственного управления. Экономическую основу хозяйства составляло сельское хозяйство и торговля. В окрестностях Ольвии и в самом городе селились скифы. Их от­ношения с греческим населением колонии, очевидно, были мирными.

Другое крупное государство сложились вокруг Херсонеса Таврического. Под его властью оказались территории Гераклейского полуострова и запад­ного побережья Крыма в районе современной Евпатории. Политическая структура Херсонеса также была полисной. В Херсонесе сложилось товар­ное сельское хозяйство. В окрестностях Херсонеса жили тавры, отношения с которыми были достаточно напряженными.

В первой половине VI в. до н. э. вокруг Пантикапея начинает склады­ваться Боспорское государство. Оно объединило под своей властью другие города-полисы - Танаис, Фанагорию, а в последствии - и Феодосию. В IV в. до н. э. Боспорское государство включало территорию всего Керчен­ского полуострова, его границы доходили до устья Дона. Первоначально в Боспорском государстве, как и в других городах-полисах, сохранялись эле­менты демократии, но в начале V в. до н.э. складывается монархия. Мест­ные племена - меотские и скифские - подчинились власти Боспора.

Однако расцвет греческих колоний был относительно недолгим.

В III в. до н. э. греков начинают вытеснять скифы.

Скифы - группа ирано-язычных племен, населявших земли от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона с VII в. до н. э. Их описывали многие античные авторы, но наиболее подробно писал о скифах Геродот. Часть скифов вела оседлый образ жизни и занималась земледелием («скифы-пахари»), другие - оставались кочевниками. В IV в. до н. э. у скифов начинает складываться государственность. Живя в тесном соседстве с эллинами, скифы многое переняли из их культуры, но и сами оказывали на греков заметное влияние.

В III в. до н. э. с Приднепровья и с Дуная скифов начинают вытеснять сарматы 1 . Отступая под натиском сарматов в Крым, скифы создают новое государство со столицей в Неаполе Скифском. Переместившись в Крым, скифы вступают в конфронтацию с Херсонесом и Боспорским царством. В 110 г. до н. э. скифское государство было разгромлено войсками МитридатаVI Евпатора. Вскоре Боспор, Херсонес, а затем и Ольвия были включены в состав Понтийского царства. После гибели Митридата (в 63 г. до н. э.) Бос-порскому государству удалось на время вернуть себе прежнее влияние в Причерноморье, но ненадолго.

Во II в. в Северное Причерноморье вторгаются племена аланов 2 . В нача­леIII в. их вытесняют готы 3 . Началась борьба между готами и аланами. Че­рез некоторое время в борьбу вступают гунны 4 . В 375 г. гунны, предводи­тельствуемые Баламиром, покорили аланов и разгромили готов. Боспорские города были разрушены.

История человечества делится на три периода: каменный век, бронзовый век и железный век. В основу деления положен ма­териал, из которого преимущественно изготовляли орудия тру­да в ту или иную эпоху. С самого начала своего существования люди стремились объединиться в крупные коллективы - это по­зволяло успешнее охотиться, защищаться от врагов и неблаго­приятных природных явлений. Первой стадией общественной (социальной) организации человечества явился первобытно-об­щинный строй. Он возник в самом начале каменного века, 700- 800 тысяч лет назад, когда еще продолжалось биологическое формирование человека. Первобытно-общинный строй харак­теризовался ярко выраженной коллективностью в производстве и потреблении, что было вызвано крайне низким уровнем раз­вития производительных сил, особенно орудий труда.

Каменный век (палеолит) подразделяется на нижний (или ранний) палеолит, мезолит (средний каменный век) и поздний палеолит. В эпоху нижнего палеолита (700- 100 тыс. лет назад) на Земле произошло общее поднятие суши, тектонические процессы вызвали похолодание, наступил 1-й ледниковый период. В это время в Африке и Юго-Восточной Азии началось превращение обезьяны в первобытного человека, появились обезьянолюди: питекантропы, синантропы и ранние неандер­тальцы. Они объединялись в орды, или стада, в несколько де­сятков особей. Первобытное человеческое стадо было древней­шей формой общественного бытия. Оно сменило зоологичес­кие объединения обезьян-приматов и других животных. Первые люди занимались собирательством, облавной охотой на крупных животных, овладели примитивной техникой обра­ботки камня. Продвигаясь вслед за животными на север, люди освоили район вечнозеленых субтропиков у Черного моря, Кавказ и Закавказье. Историческим памятником того време­ни на территории СНГ является Сатани-Дар (Чертов Холл) в Армении. Там найдены ручные рубила из обсидиана (вулкани­ческое стекло), заостренные с одного конца. Они являлись универсальным орудием. Техника их изготовления свидетель­ствует, что человек еще не умел соизмерять силу удара с проч­ностью камня, рука была сильна, но груба и неопытна. Новый шаг в освоении Земли был сделан около 300 тыс. лет назад, ког­да человек дошел до района Житомира (Украина). Рубила в этот период совершенствуются, ими уже можно резать. Объек­тами охоты человека являлись крупные животные: мамонт, пе­щерный медведь, лев, барс, горный козел. Огнем люди пользо­вались, но добывать его еще не умели.

Эпоха мезолита (средний каменный век, 100-30 тыс. лет назад) связана с появлением типичного неандертальца: чело­века небольшого роста, с низким лбом, сильно развитыми над­бровными дугами и скошенным подбородком. Неандертальцы уже владели членораздельной речью. Несмотря на резкое из­менение климата, неоднократные наступления ледников, до­ходивших до середины территории современной Украины, люди продолжали продвигаться на север. Важнейшим центром расселения людей кроме Кавказа и Закавказья стал Крым. Па­мятниками этой эпохи в Крыму являются стоянки первобытных людей в пещерах Киик-Коба и Шайтан-Коба. Человек за­селяет и Среднюю Азию (стоянка неандертальцев в гроте Тешик-Таш в Узбекистане). В эпоху мезолита человек сделал крупнейшее открытие - научился добывать огонь, что превра­тило мясо животных в питательную и легко усвояемую пищу. Люди начали строить жилища из костей и шкур. Охота на крупных животных, владение огнем, постройка жилищ обусловили относительную оседлость, которая в свою очередь спо­собствовала увеличению и сплочению орды. Усложнились об­щественные отношения, появилась забота о членах орды. Это отразилось, в частности, в возникновении обычая погребать покойников (например: могилы неандертальцев в Киик-Кобе и Тешик-Таше). Появляются рисунок и простой орнамент, воз­никают зачатки искусства.

Поздний палеолит (30 тыс. лет назад - около XIII тысяче­летия до н. э.) совпал с ледниковым и межледниковым време­нем. В тот период человек освоил центральную часть России, перешел Полярный круг, проник в Сибирь и Забайкалье. Есте­ственный рост населения неизбежно вытеснял его избыток в пустынные, но зато богатые дичью области с более суровым кли­матом. Человек этого времени - кроманьонец - по внешнему физическому типу являлся уже вполне современным человеком - Homo Sapiens (человек разумный - лат.), в отличие от раннепервобнтного человека - Homo Habilis (человек уме­лый - лат.). В позднем палеолите в человечестве возникают и формируются расовые различия. Эта эпоха ознаменована новой техникой обработки кремня: было изобретено новое рубило - так называемый нуклеус, удар которым наносился не наискось, как прежде, а строго перпендикулярно, отчего точность удара резко повысилась. Это экономило сырье и давало гораздо боль­ший производственный эффект: сколотые пластины стали длиннее и совершеннее по качеству. Следовательно, возросла гибкость руки человека, развивалась его творческая деятельность и психика. Сколотые длинные правильные пластины сделали возможным изготовление небывалых ранее наконечников ко­пий, ножей, скребков, резцов. Это дало возможность обрабаты­вать кость. Орудия стали делать с костяными рукоятками. Были изобретены копьеметалка, гарпун, костяная игла. Люди научи­лись шить из меха одежду, из звериных шкур и костей строили целые поселки. Основным видом охоты являлись грандиозные облавы с участием всего племени, или орды, на больших живот­ных с целью добыть сразу много пищи. Появилось рыболовство, Одно из типичных поселений людей того времени - первобыт­ная стоянка у села Костёнки на Дону близ Воронежа. Первобыт­ная община крепла, установился матриархат. Существовавшие тогда беспорядочные половые отношения (промискуитет) не давали возможности определить отцовство, поэтому счет род­ства мог вестись только по женской линии. Парная семья не могла еще стать самостоятельной хозяйственной единицей, по­скольку прокормиться можно было только в большом коллек­тиве. Кроме того, характерной чертой родовых общин являлась экзогамия - уход мужчин для брачных отношений в соседние общины. То, что все мужчины в общине были чужими, а поня­тие отцовства в общественном смысле не осознавалось, прида­вало большое значение женщине, которая воплощала единство общины. К тому же женщины, «хранительницы очага», вели до­машнее хозяйство и занимались собирательством, т. е. сбором съедобных трав и кореньев, мелких животных, что имело нема­лое значение в периоды неудачной охоты и повышало роль жен­щины в общине. Одной из характерных черт позднего палеолита является быстрое развитие искусства. В материале стоянок Ко­стёнки и Гагарине на Дону, Мальта и Буреть на Ангаре в слоях позднего палеолита обнаружены скульптуры животных и людей, различные украшения и орнаментированные предметы. В Каповой пещере на Урале сохранились великолепные росписи. В искусстве того времени господствовали две темы: зверь как объект охоты и женщина-мать, что было связано с охотничьей магией, тотемизмом (поклонение мифическому предку-живот­ному, покровителю рода), матриархатом и культом плодородия. Тогда же возникли зачатки религиозных представлений. На это указывают, в частности, обнаруженные археологами могилы по­зднего палеолита, где вместе с покойником помещены орудия труда и охоты, руки и ноги у мертвеца связаны (чтобы не вылез из могилы), а сам он посыпан красной охрой, символом крови, жизни и возрождения после смерти в другом мире.

В конце позднего палеолита ледник окончательно отступил. Появились новые, современные виды диких животных. На тер­ритории Африки изобретена и быстро распространилась на се­вер так называемая микролитическая техника: изготовлялись кремневые вкладыши (микролиты), которые вставляли в рукоять. Вкладыши можно было менять, не делая новых орудий, и, кроме того, само орудие стало легче. На юге Европы и Азии возникли зачатки земледелия и скотоводства, появились первые домашние животные - собака, свинья. Оскудение охотничь­их ресурсов, сокращение числа крупных животных способство­вало изобретению лука и стрел, которые дали возможность охо­ты на птиц и мелких животных. Появились охотничьи силки и ловушки. Новое оружие сделало ненужными для охоты боль­шие коллективы людей - размеры и численность стоянок со­кратились. Трудности в поисках пищи вызвали большую под­вижность населения, жилища стали временными, росла миг­рация. Одновременно на основе группирования родственных общин образовались различные культурные области, появи­лись как бы основы будущих племен.

Неолит начался около XIII тысячелетия до н. э. и закон­чился на юге в IV тысячелетии, на севере - во II тысячелетии до н. э. В эту эпоху улучшились приемы выделки орудий, по­явились керамическая посуда, ткачество, судоходство (лодки), различные ремесла. Формируется и укрепляется племя как тип этнической общности и социальной организации людей на ос­нове кровно-родственной связи общин, единого языка, общей территории и до известной степени общего хозяйства (коллек­тивные охоты и т. п.). Возникли племенные советы и вожди, общеплеменные культы и праздники. У племен Черноморья, Кавказа, Средней Азии развились скотоводство и земле­делие, причем в Азии с искусственным орошернием. Необходмость контроля за распределением воды привела там к появлению руководящей верхушки, прочной власти и политико-ад­министративных центров, возникли зародыши древнейших государств.

Энеолит (медно-каменный век, конец III - все II тысяче­летие до н. э.) - переходный период к бронзовому веку, вре­мя первоначального развития культуры металла, начало осво­ения меди и бронзы. Новые металлические орудия были гораз­до производительнее прежних - кремневых и костяных, экономили и облегчали труд, делали его более эффективным и тем самым открывали возможность ускоренного накопления прибавочного продукта. Спрос на медь и бронзу стимулировал обмен и связи между различными областями. В эпоху энеоли­та скотоводы отделились от земледельцев и охотников, произош­ло первое крупное общественное разделение труда, что вызвало перемены в общественных отношениях. В связи с развитием металлургии и пастушеского скотоводства в обществе возрос­ла роль мужского труда. Это привело к замене матриархата пат­риархатом. Получение большего чем прежде прибавочного про­дукта вызвало появление и рост имущественного неравенства. Выдающийся памятник культуры земледельческих племен эпо­хи энеолита находится у села Триполье (трнпольская культу­ра) в Приднепровье (Украина). В поздних слоях стоянки отчет­ливо прослеживается культура раннего земледелия. Глиняная посуда, но пока еще ручной лепки, там уже обжигалась в пе­чах. В скульптурных изображениях отчетливо прослеживается культ женщины - покровительницы плодородия. О большом значении земледелия в хозяйстве свидетельствуют и каменные зернотерки, и скульптура женщины с этим инструментом, и большие ямы для зерна. Интересны глиняные модели домов и повозок, служившие, вероятно, игрушками. В трипольском обществе существовала значительная имущественная диффе­ренциация, на что указывает выделение больших богатых по­гребений. Триполъская культура охватывала значительное про­странство.

Металлические орудия первоначально изготавливали из меди. В III тысячелетии до н. э., добавив к мягкой меди олово, человек получил твердый сплав - бронзу, пригодный для про­изводства рубящих, режущих и колющих орудий. Появились центры добычи и обработки цветных металлов в Прикарпатье, Казахстане, на Северном Кавказе, Урале. Бронзовые орудия вначале изготовляли ковкой, затем литьем. Металлические орудия ускорили процесс общественного разделения труда, значительно развился обмен, что способствовало культурному сближению племенных групп и распространению технических достижений. При патриархальном родовом строе в руках глав больших семей сосредоточивались продукты труда членов се­мьи. В условиях общественного разделения труда и развития обмена это вело к образованию частной собственности, разла­гало первобытное равенство («первобытный коммунизм»), уси­ливало имущественную дифференциацию. Выделялась пле­менная верхушка, стремившаяся увеличить свое богатство.

В I тысячелетии до н. э. возникло табунное скотоводство. Сложился новый уклад жизни - кочевых скотоводов. Владель­цам огромных стад приходилось постоянно менять места вы­пасов. Они освоили пустыни Средней и Центральной Азии, нагорья Памира и Тянь-Шаня. Широкое развитие кочевого скотоводства стало возможно благодаря изобретению бронзо­вых литых удил, позволивших обуздать коня. В жизнь ското­водов прочно вошла войлочная юрта.

В бронзовом веке появилось новое оружие - наборный гиб­кий лук скифского типа, острые наконечники стрел, мечи, кинжалы. В войнах крепла родовая аристократия, зарождались племенные союзы кочевников.

У кочевых и земледельческих племен рост населения и крепнущие межплеменные связи привели к созданию союзов племен. Союзы позволяли обеспечить безопасность каждого племени, регулировали межплеменные отношения и обмен. Но в условиях, когда стало возможно накапливать и обменивать богатство, участились столкновения между общинами, племе­нами и союзами племен. Поэтому каждую племенную органи­зацию возглавил выборный военный вождь или совет вождей. Это была высшая форма социально-политической организа­ции первобытного строя - военная демократия. В эпоху брон­зы происходили крупные передвижения племен, складывались новые культурно-исторические области. Их своеобразие опре­делялось различием географических условий, природных ре­сурсов, плотности населения, его хозяйственной деятельнос­ти. Под воздействием этих условий развитие культурно-исто­рических областей шло неравномерно и неодинаково. Внутри больших племенных союзов усиливалось одно племя, язык ко­торого становился главенствующим, происходила культурно-языковая ассимиляция других племен союза, возникали боль­шие этно-культурные общности - среди них индоевропейские (например, скифо-сарматские, славянские, германские племе­на) и финно-угорские.

Б.И. Гаврилов, История России с древнейших времен до наших дней. Москва, 1999.

Палеолит – древний каменный век (от греческого «палайос» - древний и «литос» - камень).

Мезолит – средний каменный век (от греческого «мезос» - средний и «литос» - камень).

Неолит – новый каменный век (от греческого «неос» - новый и «литос» - камень).

Энеолит – медно-каменный век (от греческогь «энеос» - медный и «литос» - камень).

Общая характеристика первобытно-общинного строя.

Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государственной власти и .
Основой экономических отношений первобытно-общинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.
Наличие коллективной собственности на средства производства определялось низким уровнем развития производительных сил. Орудия труда были примитивны, люди же не имели достаточно достоверных представлений ни об окружающей действительности, ни о самих себе, что вело к очень низкой производительности труда. Общий труд неизбежно вел к совместной собственности на средства производства, к распределению продуктов на началах равенства.

Основной ячейкой первобытного общества был род . Он возник вследствие длительной эволюции, которая происходила в предшествующий период. Люди, жившие "первобытным стадом", под воздействием труда все более приобретали черты "общественного человека".
Первостепенную роль в формировании общественного человека и появлении рода сыграл труд. Возникновение рода знаменовало собой большой шаг вперед в социальном развитии. Родовая община была уже подлинно общественным организмом, объединением, выступавшим как производственный хозяйственный коллектив.
Общая собственность на землю, орудия труда и предметы потребления обусловливали такие взаимоотношения между сородичами, при которых господствовали интересы коллектива. Все члены рода - свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомощи, никто не имел каких-либо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка человеческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов.
На ранних ступенях первобытной эпохи существовал матриархат, женщина занимала господствующее положение в экономике. Ее труд, состоявший в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное в обработке земли с помощью мотыги, был в тех условиях гораздо более эффективным и надежным источником существования, чем труд мужчины-охотника.
Классический род представлял собой основанную на коллективном труде и общей собственности организацию людей, ведущих происхождение от одной общей родоначальницы.
Весь род являлся носителем власти, которая не была отделена от общества, а совпадала с ним, принадлежала ему. Все важные вопросы жизни общества, производственной деятельности, войны, религиозных церемоний, разрешения споров между отдельными лицами и т. д. решались собранием (советом) всех взрослых членов рода - мужчин и женщин. Это собрание, возникшее вместе с родом, было высшей властью в нем. Для непосредственного управления делами собрание выбирало старейшин (вождей) и военных предводителей (военачальников), которые не имели каких-либо материальных преимуществ, трудились наряду со всеми и пользовались лишь моральным авторитетом. Эти лица могли быть смещены собранием в любое время, они осуществляли свои функции под контролем рода.
Решения собрания являлись совершенно обязательными для всех и воспринимались как выражение общей .

Общественная власть при первобытном строе была весьма авторитетной, вполне реальной, способной эффективно руководить общиной, но никаких особых органов, осуществлявших принудительные меры, не имела.
Рассмотренные выше формы организации власти в первобытном обществе дают все основания сказать, что эта власть выступала как самоуправление, первобытная демократия. Такой ее характер определялся экономическим строем, основой которого была коллективная собственность на средства производства, обусловившая социальное равенство всех членов общества.
В первобытном обществе действовали определенные правила поведения - социальные нормы. К ним относились главным образом обычаи, игравшие весьма важную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений. Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Общество направляло поведение индивида так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам.
Многие важные обычаи непосредственно вытекали из существовавших общественных отношений. Они были тесно связаны с нормами первобытной нравственности (морали), религиозными велениями, а часто и совпадали с ними. Религиозную окраску носили и различные обряды, церемонии, связанные с эстетическими представлениями людей той эпохи. Большое значение имели многочисленные запреты (табу).

Социальные нормы первобытного общества , как и существовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и порабощения. Социальные нормы выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между правами и обязанностями не существовало: воспринималось как обязанность, а обязанность как право. Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же существовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили от всего рода в целом.

Для родовой общины определяющими являются следующие признаки :

Для родовой общины определяющими являются следующие признаки:

1) преобладание коллективного характера труда;

2) половозрастное разделение труда;

3) безусловная коллективная собственность на угодья и на получаемый с них продукт;

4) равнообеспечивающий принцип распределения продукта;

5) принцип коллективизма в решении общинных вопросов;

6) отсутствие каких-либо иных видов неравенства за исключением статусного, связанного с ролью того или иного члена общины в поддержании ее жизнедеятельности;

7) мифологическое восприятие мира, основанного на первобытных формах религиозного и связанных с ним практик (анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, магия и колдовство).

Протогосударства.

Важным этапом в предыстории государства стало формирование принципиально новых основ управления обществом, являвшихся по своей сути и предгосударственными. Необходимость организовывать и контролировать общественные работы, хранить и распределять продовольственные и иные ресурсы, поддерживать обменные отношения с соседними группами, привела к выделению специального слоя организаторов производства, управленческая деятельность которых постепенно становится профессиональной. Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью в создании государства.
Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка стремится к постепенному закреплению своей власти. Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в государственную. Нередко общинная знать, как слой, становилась закрытой для большинства соплеменников, носила сословный или кастовый характер.

Власть вождя в формирующемся протогосударстве все больше опирается на административную иерархию. Таким образом, протогосударство складывается и формируется не как внешняя сила по отношению к родоплеменной структуре, а как логическое и нормальное развитие общинного строя.

Протогосударство скреплялось и цементировалось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от предшествующих систем социального управления созданием сложной системы административной иерархии. Во главе системы стоял вождь, власть которого приобрела сакральный и авторитарный характер.

Факторы, способствующие складыванию протогосударства:

  • экологический (теплый климат, способствующий увеличению прибавочного продукта);
  • военный (ведет к созданию мощных военно-организационных структур, способствующих ускоренному формированию протогосударства).

Таким образом, ранние государственные образования возникают не на базе классового господства, а складываются спонтанно в ходе естественной эволюции самого общинного строя. Образование протогосударства - это своеобразный прорыв человечества из предыстории в цивилизацию.
На различных континентах и у разных народов, в силу неравномерностей самого исторического процесса, такой прорыв происходил в разное время, растянулся на века и даже на тысячелетия. Первые цивилизации и протогосударства сложились на Востоке еще в III-IV вв. до н.э. Несколько позднее переход к государственности и цивилизации происходил в Средиземноморском бассейне - античном мире. У большинства народов Европы падение первобытнообщинных порядков и становление государственности завершается лишь в средние века. В Африке и в некоторых других регионах земного шара догосударственные семейно-клановые отношения просуществовали вплоть до XIX-XX вв. и уступили свои позиции не в результате естественного развития, а в ходе европейской колонизации.
Формы догосударственной организации человечества:

  • человеческое стадо;
  • родовая община;
  • племя;
  • союзы и суперсоюзы племен (протогосударство).

Генезис государства периода родового строя (последствия неолитической революции, этапы формирования протогосударства):

  1. Появление оседлых земледельческих обществ.
  2. Разделение труда внутри общины и между общинами (скотоводческий, земледельческий, ремесленный и т.д.).
  3. Появление прибавочного продукта (излишков) приводит к социальному и имущественному расслоению внутри родовой группы и между родовыми группами.
  4. Усложнение функций вождя: добавляется перераспределения прибавочного продукта, т.е. зарождаются элементы будущей эксплуатации, присущей государству.
  5. Изменение в осуществлении власти внутри общины - власть вождя приобретает все большую степень силы и большую обязанность для членов общины.
  6. Развитие межродовых связей и формирование надобщинных структур, появление племени, имевшего свою территорию, название, язык (или диалект), религиозные и бытовые обряды.
  7. Складывание органов племенного самоуправления - племенного совета, в который входили вожди и старейшины.
  8. Выделение социального слоя управленцев, деятельность которых становится профессиональной, а социальный слой закрытым, что приводит к разделении людей на две неравные группы - управляющих и управляемых.
  9. Власть вождя в формирующемся протогосударстве все больше опирается на административную иерархию.
  10. Союзы и суперсоюзы племен - это и есть протогосударство.

Одной из первых ступеней развития человечества является первобытно-общинный строй. Это самый длительный который длился около 650 тысяч лет. Расселение первобытных людей происходило неравномерно. Первоначально они населяли некоторую часть Африки, Южную Азию и южную часть Европы. Затем люди стали занимать и другие территории Земли. Первобытно-общинный строй - это важная часть развития человечества.

В период появления первобытных людей климат был намного теплее и мягче. Растительность, покрывающая планету, была разнообразной и очень богатой. Люди селились малочисленными группами. Они собирали плоды, занимались охотой, искали корни растений, пригодные для употребления в пищу. Питание людей в этот период нельзя назвать регулярным. Добыча пищи зависела от случайностей и всегда сопровождалась опасностью и риском.

Не всегда удавалось найти пропитание, поэтому люди часто голодали. Ко всему прочему, большую опасность для них представляли хищные животные.

Человек - это существо разумное. Поэтому люди стали изготавливать орудия и приспособления, которые помогали им охотиться на животных, добывать пропитание и делать жизнь более легкой. Изначально это были примитивные инструменты, сделанные из камня или дерева.

Не будет полной, если не упомянуть о том, что в этот период люди познали огонь. Они наблюдали за природными явлениями (молнии, и хранили огонь, появившийся в этом случае. Однако еще много времени прошло, прежде чем люди научились самостоятельно добывать огонь. С появлением огня люди могли приготовить пищу, согреться или отпугнуть зверей.

Первобытно-общинный строй уже выявил задатки образования общества. Люди селились группами. В одиночку никто бы из них не выжил. Совместно добывалась пища и осуществлялся весь основной труд. Это увеличивало эффективность, повышало навыки и, как следствие, улучшало жизненный уровень.

Общение друг с другом привело к развитию речи. Общее дело заставляло людей договариваться между собой и делиться опытом. Речь способствовала более плодотворному труду и являлась главным отличием человека от животных.

Первобытно-общинный строй не знал разделения на классы, государства и страны. Человечество проходило этап развития элементарных навыков, речи и мышления. Этот период длился около 400 тысяч лет. Развитие проходило медленно, но постоянно. Совершенствовались орудия труда, а с ними и навыки людей. Постепенно образовывались коллективы. Вместе с людьми менялась и окружающая природа, которая влияла на их быт. Можно сказать, что труд создал человека.

Постепенно возникло родовое общество. Однако запрещалось вступать в внутри рода. Так возникла необходимость контакта с другими родовыми общинами.

Собственность на землю, орудия труда и предметы, созданные в результате этого труда, была общая. Первобытно-общинный строй характеризуется наличием матриархата. Женщина-мать стояла во главе клана.

Несмотря на то, что общество еще было сформировано не полностью, в нем имелись свои традиции и определенные нормы поведения. Особенно можно выделить обычаи и запреты, иначе табу.

Общества - это в основном скульптурные сооружения. Большая их часть была найдена в Западной Европе. Эти экспонаты отображают первые впечатления человека об окружающем его мире, жизнь первобытных людей и их быт. Многие из них связаны с мифологическими представлениями о явлениях природы и других событиях. Но именно они дали нам более полное представление об этом периоде развития человеческого общества. Появление искусства стало новым этапом первобытно-общинного строя, сделавшим жизнь людей более гармоничной и организованной.