Лабораторные работы для курса по выбору "от клетки к ткани"

Лабораторная работа №1

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп

Цель: рассмотреть под микроскоп строение клеток эпителиальной. соединительно, мышечной и нервной тканей.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Ход работы

1. Приготовьте временный препарат эпителиальной ткани. С помощью индивидуальной зубочистки соскоблите слизь с внутренней поверхности щеки. Полученный комочек слизи поместите на предметное стекло в каплю красящего раствора и накройте покровным стеклом.

2.Рассмотрите препарат при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на форму клеток, контуры оболочки (мембрану), цитоплазму, ядро, расположение клеток относительно друг друга.

3.Сравните приготовленный временный препарат с постоянным препаратом эпителиальной ткани.

4.Сделайте рисунок клеток эпителиальной ткани.

* Какие функции выполняет эпителиальная ткань, благодаря каким

особенностям строения?

Лабораторная работ № 2

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения

Цель: выявить условия проявления и торможения мигательного рефлекса.

Оборудование: зеркало и световой раздражитель.

Охрана труда. Тем, кто носит очки, предлагаем на время опыта их снять.

Опыт проводить чистыми руками, использование карандашей и других

предметов для раздражения кожи и век недопустимо.

Ход работы

1.Осторожно прикоснитесь рукой

а) к наружному углу глаза,

б) к внутреннему углу глаза,

в) к ресницам,

г) к бровям,

д) к коже век,

Отметьте те области, раздражение которых вызывает непроизвольное

мигание, знаком «+»

2.Результаты оформите в виде таблицы.

3.Почему не наблюдается мигательный рефлекс при раздражении

некоторых областей?

4. Многократно прикасайтесь к внутреннему углу глаза со стороны носа, не задевая ресниц. Что происходит?

5.Составьте схему рефлекторной дуги мигательного рефлекса.

Вывод:

Какое значение имеет мигательный рефлекс?

Это рефлекс условный или безусловный

учителя.

Лабораторная работа*

Коленный рефлекс Цель работы: Выявить условия возникновения коленного рефлекса.

Оборудование: медицинский молоточек.

Пояснение. Коленный рефлекс – это рефлекс, центр которого находится в спинном мозге. Он проявляется у всех здоровых людей. В условиях данного опыта он никакого биологического значения не имеет. Его используют врачи для определения функций спинного мозга: при заболевании они могут быть нарушены.

Ход работы

1.Посадите испытуемого на стул. Предложите ему перекинуть ногу на ногу,

затем ударьте ребром руки по сухожилию четырехглавой мышцы под коленной чашечкой.

2.Запишите свои наблюдения. 3.Составьте схему рефлекторной дуги коленного рефлекса.

Укажите функцию каждого звена. Вывод:

Лабораторная работа №3

Микроскопическое строение кости

Цель: рассмотреть на микропрепарате микроскопическое строение кости.

Оборудование: микроскоп, микропрепарат кости человека.

Ход работы

1.Рассмотрите микроскопическое строение кости. Ответьте на вопросы.

а) К какому типу ткани относится костная ткань?

б) Какие признаки характерны для данного типа ткани?

в) Какими свойствами обладает межклеточное вещество костной ткани?

2. Рассмотрите макроскопическое строение кости. Зарисуйте кость в разрезе, подпишите ее части: надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, красный костный мозг, желтый костный мозг.

Вывод. Какими свойствами обладают кости?

Какие особенности строения обуславливают эти свойства.

Лабораторная работа №4

Мышцы человеческого тела

Цель работы:

Ход работы

1.Используя учебник и анатомическое описание (стр. учебника 65-68),

определите местоположение мышечных групп и выполняемые ими движения.

2.Результаты оформите в таблице.

3.Вывод:

Лабораторная работа №5

Самонаблюдение работы основных мышц

Цель работы: изучить основные мышцы человека.

Оборудование: таблицы, макет торса человека.

Приведите несколько примеров мышц, работающих как

Лабораторная работа №6

Утомление при статической и динамической работе

Цель: выявить быстроту развития утомления при статической и динамической работе.

Оборудование: секундомер, груз.

Ход работы. Используя текст учебника (стр. 71),выясните различие между статической и динамической работой.

Опыт 1.Утомление при статической работе. 1.Испытуемый берет груз массой 1,5 кг, и держит его в руке, отведенной в сторону под прямым углом к туловищу. На уровне вытянутой руки

сделайте на доске отметку мелом и включите секундомер.

Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц.

2.Испытуемый берет груз массой 3 кг, повторяет опыт.

Опыт 2 Утомление при динамической работе

1. Испытуемый поднимает тот же груз(1,5 кг,3кг) до сделанной метки и

опускает его. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление.

2. Результаты оформите в таблице.

Статическая

Динамическая

Вывод:

Как нагрузка влияет на развитие утомления мышц?

Какая работа более утомительна?

* Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

*Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой,

или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

Лабораторная работа №7-8

Выявление нарушения осанки

Цель: проверить осанку учащихся; проверить правильность формирования стопы, пронаблюдать за работой основных групп мышц.

Оборудование: прямая вертикальная поверхность; белый лист бумаги, зеркало.

Ход работы.

Опыт№1

1.Для выявления сутулости сантиметровой лентой измерьте расстояние

между самыми отдаленными точками левого и правого плеча со стороны

2.Первый результат разделите на второй.

Если получается число, близкое к единице или больше, значит,

нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении

Опыт№2.

Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки

касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак.

Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь-

осанка нормальная.

Вывод: Есть ли у вас нарушение осанки?

Если есть, предположите, каковы причины?

Лабораторная работа №9

Рассматривание клеток крови человека и лягушки под микроскопом Цель: сравнить строение крови человека и лягушки

Оборудование: микроскоп, микропрепараты крови человека и лягушки

Охрана труда. При работе с микропрепаратами быть осторожным Аккуратно обращаться с микроскопом. При переводе объектива на большое увеличение осторожно работать с винтом, чтобы не раздавить микропрепарат.

Ход работы

1.Рассмотреть и зарисовать эритроциты крови человека и лягушки (вид сбоку и спереди).

2.Сравнить эритроциты человека и лягушки: цвет, размеры, наличие ядра, форма, количество (приблизительно) в поле зрения микроскопа.

3.Результаты оформите в таблице.

Вывод.

Каковы черты сходства и различия в строении эритроцитов человека и лягушки? * Объясните связь строения эритроцитов человека и лягушки с выполняемой ими функцией. * Чья кровь - человека или лягушки - переносит больше кислорода. Почему? * В каком направлении шла эволюция эритроцитов позвоночных животных?

Лабораторная работа №10

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

Цель: выявить влияние перетяжек сосудов на кровообращение, выявить скорость кровотока в ногтевом ложе.

Оборудование: нитка, секундомер, линейка.

Пояснение. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в ниже лежащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.

Ход работы. 1.Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту

положите обе руки на стол. Наблюдения запишите в тетрадь.

Вывод.

Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?

В какой руке венозные клапаны были закрыты?

Лабораторная работа №11

Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса.

Цель:

Оборудование: секундомер.

Ход работы 1.Измерьте длину ногтя большого пальца от корня до места, где кончается его розовая часть, и начинается прозрачный ноготь, который обычно срезается (см. стр. 117, рис.56.А). Запишите результат.

2.Нажмите указательным пальцем на ноготь так, чтобы он побелел. При этом кровь будет вытеснена из сосудов ногтевого ложа. Уберите указательный палец. Через некоторое время ноготь начинает краснеть. Повторите опыт, зафиксируйте время до полного покраснения пальца. Это время, за которое кровь проделала свой путь. 3.Расчитайте скорость кровотока в капиллярах ногтевого ложа по формуле

V=S/t, где

S - длина пути, которую пройдет кровь от корня ногтя до его вершины,

t- время, которое ей для этого потребуется. 4. Сравните скорость тока крови в крупных артериях, венах, капиллярах. Вывод:

Какое значение имеет медленное течение крови в капиллярах?

1.Найдите пульс на лучевой артерии. Наметьте точку a , ближайшую к большому пальцу исследуемой руки, и точку b, наиболее удаленную от большого пальца. Кровь течет то точки b к точке a (см. рис 56,Б, стр. 117). 2. Зажмите артерию в точке a . Движение крови на участке ba будет остановлено. Однако стенка артерии в точке b , будет продолжать колебаться, и пульс в этой точке будет прощупываться. 3. Теперь зажмите артерию в точке b . Вы не только остановили кровь, но и прекратили распространение пульсовой волны, которая не сможет пройти через участок b . В этом случае в точке а пульс ощущаться не будет. Оценка результатов. Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от наличия или отсутствия кровотока. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток, и пульс, потому что,

прижимая стенки артерий друг к другу мы не только останавливаем кровь, но и останавливаем колебание стенок артерий.

Лабораторная работа № 16

Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Цель: научить учащихся измерять пульс. Выявить влияние нагрузок на частоту пульса.

Оборудование: секундомер.

Ход работы. 1. Найдите пульс. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-, 3- и 4-й пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают артерию и прижимают ее к кости. 2.Подсчитайте число ударов в спокойном состоянии за 10 секунд. Этот

показатель умножьте на шесть и вы получите ваш пульс за 1 минуту. 3.Сделайте 10 приседаний в быстром темпе, снова подсчитайте число ударов за 10 секунд. Этот показатель умножьте на шесть и вы получите пульс за 1 минуту. 4.После 5 минут отдыха в положении сидя подсчитайте пульс за 10 секунд. Определите показания за 1 минуту. 5.Свои результаты оформите в виде таблицы.

Частота пульса в возрасте 13-18 лет в норме составляет 60-90 ударов в

минуту. Результаты хорошие, если частота пульса после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если наполовину -

результаты средние, если больше, чем наполовину - результаты

неудовлетворительные. Частота пульса после приседаний нормализуется спустя 2-3 минуты.

Сделайте вывод о работе собственного сердца в покое и при нагрузке. Почему после физической нагрузки частота пульса увеличилась? .

Лабораторная работа №17 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Цель: выяснить изменение объема грудной клетки при вдохе и выдохе.

Оборудование: метровая лента

Ход работы 1.Испытуемому предлагают приподнять руки и накладывают измерительную ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток. Во время измерения руки должны быть опущены.

2.Измерьте обхват грудной клетки на вдохе. Испытуемый должен глубоко вдохнуть. Мышцы напрягать нельзя, плечи не поднимать. Запишите результат. 3. Измерьте обхват грудной клетки на выдохе. Испытуемый должен сделать глубокий выдох. Плечи не опускать, не сутулиться. Запишите результат. 4.Оцените свои результаты. Сделайте вывод. В норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и в состоянии глубокого выдоха равна 6-9 см.

Лабораторная работа №14

Влияние физической нагрузки на частоту дыхания Цель:

Охрана труда. Если при выполнении физических упражнений вы почувствуйте себя плохо, сядьте и обратитесь к учителю.

Ход работы. 1.Работая в паре, подсчитайте количество вдохов в течение 1 минуты. 2.Сделайте 10 приседаний в быстром темпе и сразу же подсчитайте в течение 1 минуты количество вдохов. 3.Результаты оформите в таблице.

Вывод. Почему увеличивается количество вдохов после физической нагрузки?

* Никотин, попадая в ток крови сужает кровеносные сосуды. Как это отражается на частоте дыхания?

Лабораторная работа № 14

Действие ферментов слюны на крахмал

Цель: показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал.

Оборудование: кусочек накрахмаленного бинта, вата, спички, блюдце, вода, йод(5%).

Пояснение. Крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание.

Ход работы.

1.Приготовьте реактив на крахмал - йодную воду. В блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.

2.Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной, а затем этой ватой со слюной напишите букву на накрахмаленном бинте.

3.Расправленный бинт зажмите в руках и подержите 1-2 минуты.

4.Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.

5.Наблюдайте, как окрасился бинт. Свои наблюдения запишите в тетрадь.

Вывод. Объясните результаты опыта.

*Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении опыта?

*Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее прокипятить?

Лабораторная работа №15

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем

энергетического обмена по результатам функциональной пробы с

задержкой дыхания до и после нагрузки.

Цель: установить зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена.

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы 1.В положении сидя задержите дыхание при вдохе на максималь­ный срок. Включите секундомер (предварительное глубокое дыха­ние перед опытом не допускается!). 2.Выключите секундомер в момент восстановления дыхания. За­пишите результат (А). Отдохните 5 мин.

3.Встаньте и сделайте 20 приседаний за 30 с.

4.Вдохните, быстро задержите дыхание и включите секундомер, не дожидаясь, пока дыхание успокоится, сядьте на стул.

5.Выключите секундомер при восстановлении дыхания. Запиши­те результат(B).

6.Спустя минуту повторите первую пробу. Результат запишите(C).

7.Вычислите процентное отношение B/A X 100% и C/A X 100% 8.Оцените свои результаты (см. таблицу на стр.197 учебника). Сделайте вывод. 9.Ответьте на вопросы.

Почему происходит непроизвольное восстановление дыхания? Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя?

Лабораторная работа №16

Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат. Цель: научит учащихся составлять пищевой рацион в зависимости от энерготрат.

Оборудование: таблица калорийности пищи.

Пояснения . При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил:

Калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;

Необходимо учитывать оптимальное для лиц, занимающихся данным видам труда (а для детей - возраста), количество белков, жиров и углеводов;

Наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10-15%, второй завтрак - 15-35%, обед-40 - 50% и ужин 15-20% от общей калорийности)

Продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;

В пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.

Потребность детей в калориях в зависимости от возраста

Калорийность пищевых продуктов.

Калорийность, ккал

ХЛЕБНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, КРУПЫ, СЛАСТИ

Хлеб: ржаной

пшеничный

пирожные

пирожки печеные

макаронные изделия

Крупы: овсяная

гречневая, манная, рис

Пастила, зефир

МЯСО, РЫБА, ЯЙЦА

Колбаса вареная

Судак, треска

Яйцо 1 шт.

ЖИРОВЫЕ ПРОДУКТЫ

Масло : сливочное

растительное

Маргарин

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ

Молоко, простокваша, кефир

Творог : жирный

нежирный

Сырки творожные сладкие

Сыры : твердые

плавленые

Молоко сгущенное с сахаром

ОВОЩИ, ФРУКТЫ ГРИБЫ, ЯГОДЫ, ОРЕХИ

Картофель

Лук репчатый

Виноград

Абрикосы, апельсины, лимоны

Сладкие фруктовые воды

Хлебный квас

Минеральная вода

Ход работы. 1. Составьте суточный пищевой рацион для вашей возрастной группы, используя таблицу калорийности пищевых продуктов.

2. Результаты расчетов занесите в таблицу

Вывод.

Лабораторная работа № 17

Пальценосовая проба и особенности движений, связанные с деятельностью мозжечка и среднего мозга

Цель: выяснить роль мозжечка и среднего мозга в координации движений.

Ход работы

Опыт №1 Пальценосовая проба

Закройте глаза. Вытяните вперед руку с выставленным указательным

пальцем. Коснитесь указательным пальцем кончика носа. Проделайте

то же самое с левой рукой.

Пояснение. Чтобы совершить это движение и попасть в цель необходимо рассчитать траекторию, определить последовательность

и время сокращения определенных мышечных групп, осуществляющих движение по заданной траектории. В этом движении участвуют 33

мышцы, каждая из которых должна в определенное время включиться

и выйти из работы.

Ответьте на вопрос . Какая функция мозжечка была выявлена в этом

эксперименте?

Опыт №2 Торможение движений,

возникших в силу инерции. Попросите своего товарища согнуть руку в локте и встать против вас.

Ухватите его за предплечье около кисти, и предложите ему тянуть

руку на себя, преодолевая сопротивление. Когда испытуемый разовьет

достаточно сильное напряжение, неожиданно опустите руку.

Свои наблюдения запишите в тетрадь

Ответьте на вопрос. Какая функция мозжечка была выявлена в этом

эксперименте?

Вывод:

* Почему, когда опьяневший человек пытается сделать один шаг,

он нередко делает по инерции несколько шагов в том же направлении

Лабораторная работа № 18

Рефлексы продолговатого и среднего мозга

Цель: установить зависимость между работой продолговатого и среднего мозга

Ход работы

Рефлексы продолговатого мозга

1.Черенком ложки прикоснитесь к задней поверхности языка.

2.Сделайте подряд несколько глотательных движений. 3.Сделайте 2-3 быстрых и глубоких вдоха и выдоха.

4. Что вы наблюдали в каждом опыте?

5.Запишите схему рефлекторной дуги рефлекса, наблюдаемого

1 вариант - в 1-ом опыте,

2 вариант - во 2 опыте,

3 вариант - в 3-ем опыте.

Ответьте на вопрос. Какие функции продолговатого мозга были

выявлены в этих экспериментах?

Рефлексы среднего мозга

Прочитайте пункт «Средний мозг» на стр.230. Ответьте на вопрос. Какая функция среднего мозга была выявлена в этом эксперименте?

Вывод:

Лабораторная работа №19

Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий

изменения тонуса симпатической и парасимпатической

автономной нервной системы при раздражении.

Цель: провести тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической нервной системы при раздражении.

Пояснение. Симпатические нервы сужают кровеносные со­суды кожи, а парасимпатические нервы их расширяют.

Ход работы.

Ног­тем проведите по коже. Почему вначале появляется белая по­лоска, а спустя некоторое время - красная? Объясните, по­чему через некоторое время эта полоска исчезает и никаких следов от раздражения не остается.

Вывод.

Лабораторная работа №20

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с

бинокулярным зрением.

Цель: выявить условия возникновения иллюзий связанных с бинокулярным зрением

Оборудование: трубка, свернутая из листа бумаги.

Ход работы. Один конец трубки приставьте к правому глазу. Ко второму концу трубки приставьте левую руку так, чтобы трубка лежала между большим и указательным пальцами. Оба глаза открыты и должны смотреть вдаль. Если изображения, полученные в правом и левом глазах, попадут на соответствующие участки коры больших полушарий, возникает иллюзия - «дырка в ладони».

Лабораторная работа№21

Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения

старого и выработки нового динамического стереотипа.

Цель: научиться вырабатывать навыки зеркального письма

Оборудование: секундомер, ручка, лист бумаги.

Ход работ

1.Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать скоро­писью какое-либо слово, например «Психология». С правой сторо­ны проставьте затраченное время.

2.Предложите испытуемому написать то же слово зеркальным шриф­том: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Сделайте 10 попыток, око­ло каждой из них с правой стороны проставьте время в секундах.

3.Постройте график. На оси X (абсциссе) отложите порядковый но­мер попытки, на оси У (ординате) - время, которое испытуемый потратил на написание очередного слова (см. образец на стр.277). 4.Посчитайте, сколько разрывов между буквами было при написании слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево.

5.Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляции, попытка бросить работу и др. 6.Назовите число букв, в которых встречаются элементы, написанные старым способом.

7.Проанализируйте полученный график. Встречаются ли моменты, где навык перестает вырабатываться, когда его результаты стано­вятся хуже? Это случается всегда, когда образовавшаяся система связей исчерпывает себя и начинается новый поиск. Это случается несколько раз помимо нашего сознания и прекращается после то­го, как результаты станут стабильными, а динамический стерео­тип выработанным.

Объясните опыт, ответив на следующие вопросы:

1. Какие факты говорят, что при разрушении динамического сте­реотипа происходит распад общей деятельности на отдельные эле­менты, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?

2. Делаются ли при формировании нового динамического стерео­типа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рациональ­ного письма?

3. В чем выражалась «борьба» между стереотипами - вновь созда­ваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.

Лабораторная работа №22

Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом

Цель: измерить число колебаний образа усеченной пирамидыпри непроизвольном и произвольном внимании, и при активной работе

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Пояснения. Попытайтесь представить усеченную пирамиду (рис 119, стр. 293), обращенную усеченным концом к вам и от вас. Когда оба образа будут сформированы, они станут сменять друг друга: пирамида будет казаться то обращенной к вам, то от вас. По числу колебаний этих образов можно судить об устойчивости внимания. Обычно измеряют число колебаний внимания в минуту. Для экономии времени можно измерить число колебаний за 30 с. И результат удвоить.

Ход работы Опыт №1 . Определение устойчивости непроизвольного внимания

Смотрите на рисунок, не отрываясь от него в течение 30 с. При каждом изменении образа делайте штрих в тетради. Число коле­баний внимания за 30 с удвойте. Оба значения занесите в соответ­ствующие графы таблицы.

Опыт №2. Удержание образа произвольным вниманием.

Повторите опыт, соблюдая ту же методику проведения, но поста­райтесь как можно дольше удерживать тот образ, который сложил­ся. Если же он все же изменился, надо удерживать новый образ как можно дольше. Подсчитайте число колебаний. Результаты занеси­те в таблицу.

Опыт №3Определение устойчивости внимания при активной работе
с объектом.

Представьте себе, что рисунок изображает комнату. Маленький квадрат - ее задняя стенка. Подумайте, как расставить мебель: диван, кровать, телевизор, приемник и пр. Выполняйте эту работу в течение тех же 30 с. Не забывайте при каждом изменении образа делать штрих, причем каждый раз возвращайтесь к исходному об­разу и продолжайте «обставлять» комнату. «Расставлять» мебель надо мысленно, не отрываясь от рисунка. Полученные результаты занесите в таблицу в соответствующие графы.

Вывод. При каких условиях наблюдается наибольшее число колебаний внимания? Почему?

Цель: освоить технику работы с микроскопом; ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов; показать принципиальное сходство их строения.

Оборудование : микроскоп, микропрепараты клетки пленки лука, эпителиальные клетки полости рта человека, чашки Петри, предметные и покровные стекла, полоски фильтровальной бумаги, стаканчики с водой, пинцеты, ножницы.

Обучающийся должен:

Знать : особенности строения клеток растений и животных организмов; принципиальное сходство их строения.

Уметь : работать с микроскопом, сравнивать строение растительных и животных клеток.

Теоретические сведения

Клетка – это структурная и функциональная единица жизни на Земле.

Эукариотические, собственно ядерные организмы - основная масса животных и растений, за исключением бактерий и сине-зеленых водорослей, не имеющих оформленного ядра, - прокариотических организмов.

Клетка - это ограниченная активной мембраной, упорядоченная, структурированная система биополимеров, образующих ядро и цитоплазму, участвующих в единой совокупности метаболических и энергетических процессов, осуществляющих поддержание и воспроизведение всей системы в целом.

Содержимое клетки отделено от внешней среды или от соседних клеток плазматической мембраной (плазмолеммой, или цитолеммой). Все эукариотические клетки состоят из двух основных компонентов: ядра и цитоплазмы.

Цитоплазма неоднородна по своему составу и строению и включает в себя гиалоплазму (основную плазму), в которой находятся органеллы и включения. Все они, дополняя друг друга, выполняют внутриклеточные функции, необходимые для существования клетки как целого, как элементарной живой единицы. Изучением общих черт строения и функционирования клеток и их производных занимается наука цитология . Она исследует отдельные клеточные структуры, их участие в общеклеточных физиологических процессах, пути регуляции этих процессов, воспроизведение клеток и их компонентов, приспособление клеток к условиям среды, реакции на действия различных факторов, патологические изменения клеток. Изучение цитологии имеет большое прикладное значение, так как практически при всех заболеваниях происходят нарушения функций клеток.

Клеточная теория – это обобщенное представление о строении клеток как единиц живого, об их воспроизведении и роли в формировании многоклеточных организмов. В настоящее время клеточная теория гласит:

    клетка является наименьшей единицей живого;

    клетки разных организмов сходны по своему строению;

    размножение клеток происходит путем деления исходной клетки;

    многоклеточные организмы представляют собой сложные ансамбли клеток и их производных, объединенные в целостные интегрированные системы тканей и органов, подчиненные и связанные между собой межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции.

Клетки могут иметь самую разнообразную внешнюю форму: шаровидную (лейкоциты), многогранную (клетки железистого эпителия), звездчатую и разветвленно-отростчатую (нервные и костные клетки), веретеновидную (гладкая мускулатура, фибробласты), цилиндрическую (кишечный эпителиоцит), уплощенную (эндотелиоцит, мезотелиоцит) и др. Однако при изучении клеток органов различных растений или животных обращает на себя внимание существование общего плана их организации, несмотря на то, что по внешнему виду они отличаются друг от друга. Одновременно это сходство указывает на общность происхождения всех эукариотических организмов.

Клеточные функции можно подразделить на две основные группы: обязательные и необязательные (факультативные). Обязательные функции, направленные на поддержание жизнеспособности самих клеток, осуществляются постоянными внутриклеточными структурами - органеллами, или органоидами.

Различие клеток в многоклеточных организмах, обусловленное специализацией их функций, связано с развитием особых функциональных клеточных структур - органелл специального значения. Например, сократительных миофибрилл в мышечной клетке, обеспечивающих характерную для этой клетки функцию - движение.

Индивидуальное развитие, от одной клетки до многоклеточного зрелого организма - результат последовательного, избирательного выключения работы разных генов в различных клетках, называемого дифференцировкой.

Сходство в строении клеток определяется одинаковостью общеклеточных функций, направленных на поддержание жизни самих клеток и на их размножение. Разнообразие же в строении клеток - это результат их функциональной специализации.

Каждое проявление деятельности целого организма, будь то реакция на раздражение или движение, иммунные реакции и многое другое, осуществляется специализированными клетками. Однако, хотя клетка и является единицей функционирования в многоклеточном организме, деятельность ее не обособлена, и зависит от деятельности других клеток.

Многоклеточные организмы представляют собой сложные ансамбли специализированных клеток, объединенных в целостные, интегрированные системы тканей и органов, подчиненные и связанные межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции. Вот почему мы говорим об организме как о целом, а о клетках - как об элементарных его единицах, специализированных на выполнении строго определенных функций, осуществляющих их в комплексе со всеми элементами, входящими в состав сложно организованной живой системы многоклеточного единого организма. Расчлененность функций организма дает ему большие возможности для приспособления с целью сохранения вида, размножения отдельных индивидуумов.

Микроскоп – сложный оптический прибор, который используется для изучения внутреннего строения органов и тканей. В микроскопе различают три системы: оптическую, осветительную, механическую. Оптическая система состоит из сменных окуляров и объективов, соединенных полой трубкой – тубусом. Окуляр вставляется в отверстие тубуса, объективы ввинчиваются в особое подвижное соединение – револьвер.

Механическая система представлена подставкой, штативом с винтами. Используя винты, можно поднимать и опускать тубус, и следовательно, добиваться резкого изображения изучаемого предмета. В центре предметного столика есть отверстие, через которое направляется поток света к объекту. При помощи зажимов предметное стекло плотно прижимается к предметному столику.

Оптическая часть микроскопа состоит из осветительной и наблюдательной систем. Осветительная система равномерно освещает поля зрения. Наблюдательная система предназначена для увеличения изображения наблюдаемого объекта. Объективы составляют самую важную, наиболее ценную и хрупкую часть микроскопа. От них зависит увеличение, разрешающая способность и качество изображения. Они представляют собой систему взаимно центрированных линз, заключенных в металлическую оправу. Окуляр микроскопа состоит из двух линз: глазной (верхней) и собирательной (нижней). Между линзами находится диафрагма. Боковые лучи диафрагма задерживает, близкие к оптической оси пропускает, что усиливает контрастность изображения. Назначение окуляра состоит в увеличении изображения, которое дает объектив. Окуляры имеют собственное увеличение ×5, ×10, ×12.5, ×16 и ×20, что указано на оправе.

При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке:

    Работать с микроскопом следует сидя;

    Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;

    Микроскоп установить перед собой, немного слева на 5-10 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;

    Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;

    Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм;

    Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;

    Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;

    Если изображение не появилось, то надо повторить все операции заново.

По окончании работы поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

Лабораторная работа № 5. Ткани животного организма

Цель: познакомиться с тканями животного организма, особенностями их строения в зависимости от выполняемой функции.

Оборудование: микропрепараты «Эпителиальная ткань», «Рыхлая соединительная ткань», «Мазок крови человека», «Гладкая мышечная ткань», «Нервная ткань», микроскопы, таблица «Схема строения животной клетки», рисунки учебника на с. 32–35.

Неверова Н.Ф. –учитель биологии

МБОУ СШ №17

города Димитровграда

Ульяновской обл.



Виды тканей животного организма:

А – эпителиальная ткань; Б – нервная ткань; В – сердечная мышечная ткань; Г – гладкая мышечная ткань; Д – жировая ткань; Е – хрящ; Ж – кровь; З – костная ткань; И – рыхлая соединительная ткань







3. Рассмотрите микропрепарат «Мазок крови человека» (рис. 1, Ж ). Кровь – это жидкая соединительная ткань. Найдите эритроциты, обратите внимание на особенности их строения (клетки мелкие, двояковогнутые, лишены ядер, красного цвета). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте нужную информацию. Данные внесите в таблицу.

Лейкоцит

Тромбоцит

Эритроцит



Рассмотрите микропрепарат «Гладкая мышеч-ная ткань» (рис. 1, Г ). Обратите внимание на особенности строения мышечных клеток (это одноядерные клетки веретенообразной формы). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте информацию о видах, свойствах мышечной ткани и ее функции. Данные внесите в таблицу.





Вид ткани.

Место нахождения

Эпителиальная

Особенности строения

Соединительная

Функции

Кровь

Гладкая мышечная

Нервная

Таблица. Ткани животного организма

Вид ткани.

Место нахождения

Эпителиальная

Особенности строения

покровы, слизистые оболочки, железы.

Соединительная

Функции

клетки близко прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало

сопровождает кровеносные сосуды, образует строму многих органов

Кровь

кровь циркулирует в замкнутой системе сосудов по всему организму. Сердце приводит кровь в движение.

защитная, секретная, барьерная.

Клетки расположены рыхло, много межклеточного в-ва (плотное, рыхлое, жидкое).

Гладкая мышечная

Нервная

гладкие мышцы находятся в стенке внутренних органов, сосудов, коже.

опорная, трофическая, обмен в-в между кровью и другими тканями

Кровь – жидкая соединительная ткань состоящая из плазмы и клеток: эритроциты (без ядерные), тромбоциты, лейкоциты.

транспортная(перенос газов и биологических активных веществ). Трофическая(доставка питательных в-в). Защитная (защита от чужеродных микроорганизмов). Регуляторная

одноядерные клетки веретенообразной формы

головной и спинной мозг, нервные узлы, нервные волокна.

сокращение (проведение мышечного импульса), их относят к возбудимым тканям.

Структурная единица ткани – нейрон. Межклеточное в-во –нейроглия. Нейрон состоит из тела, короткого отростка – дендритов и длинного отростка – аксонов.

передача возбуждения от нервных окончаний – рецепторов к центральной нервной системе и обратно к органу (возбудимость, проводимость).



Проверочные задания Задание 1. Вставьте пропущенные слова:

  • 1. Группа клеток, сходных по размеру, строению и выполняемым функциям называется … .
  • 2. Наружный слой кожи животного в основном состоит из … ткани.
  • 3. Наличие большого количества плотного межклеточного вещества характерно для … ткани.
  • 4. Быструю связь организма с внешней средой, а также связь органов между собой обеспечивает … ткань.
  • 5. Защищает организм от проникновения микробов и ядовитых веществ … ткань.
  • 6. Рост организма происходит за счет деления клеток …. ткани.
  • 7. Приводит организм в движение … ткань.
  • 8. Основные свойства мышечной ткани – … и … .
  • 9. Клетки в тканях соединены … веществом.

1.Тканью. 2. Эпителиальной. 3. Соединительной. 4. Эпителиальная 5. Покровная

6.Костной 7. Мышечная. 8. Возбудимость и сократимость. 9. Межклеточным веществом.



Задание 2. Выбери правильный ответ.

1. Ткань – это:

  • а) группа клеток, сходных по строению, происхождению и функциям; б) группа рядом расположенных клеток; в) совокупность межклеточного вещества; г) группа клеток, отличающихся по строению, но выполняющих сходные функции.

2 .Ткань, выстилающая полости органов и поверхность тела, – это:

  • а) соединительная; б) мышечная; в) эпителиальная; г) жировая.

3. Жидкая соединительная ткань – это:

  • а) костная ткань; б) кровь; в) жировая ткань; г) хрящ.

4. Функцию движения выполняет:

  • а) эпителиальная ткань; б) соединительная ткань; в) мышечная ткань; г) костная ткань.

5. Возбудимость и сократимость – это свойства:

  • а) мышечной ткани; б) соединительной ткани; в) нервной ткани; г) эпителиальной ткани.


Задание 3. Верно ли утверждение?

  • 1. Кровь – это соединительная ткань.
  • 2. Нервные клетки имеют многочисленные короткие и несколько длинных отростков.
  • 3. Основное свойство нервной ткани – возбудимость и проводимость.
  • 4. У зародышей всех позвоночных животных скелет состоит из костной ткани.
  • 5. Сокращение сократительных волокон делает мышцу длиннее и тоньше.
  • 6. Жировая, костная, хрящевая ткани и кровь относятся к соединительным тканям.
  • 7. Эпителиальная ткань связывает организм с окружающей средой.
  • 8. За счет костной ткани осуществляется рост организма.
  • 9. Стенку внутренних органов образует поперечнополосатая мышечная ткань.
  • 10. Сердечная мышечная ткань имеет много перемычек, что позволяет ускорить прохождение нерв-ного импульса.


? Форменные элементы + плазма –– ? Клетки + межклеточное вещество –– ? 4ткани = орган форм.элем + плазма = кровь клетки + в-во = ткань. " width="640"

3адание 4. Восстановите логическую цепь.

  • Несколько видов тканей –– ?
  • Форменные элементы + плазма –– ?
  • Клетки + межклеточное вещество –– ?

4ткани = орган

форм.элем + плазма = кровь

клетки + в-во = ткань.


Лабораторная работа № 3

Тема: Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плаз­молиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наб­людение и объяснять полученные результаты.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Ход работы

      Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

      Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением поло­жения цитоплазмы.

      Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на- предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.

      Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясня­ется? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время? Можно ли ис­пользовать раствор соли для уничтожения сорняков?


«lr5 tkani»

Лабораторная работа №5

« Изучение эпителиальных и покровных тканей »

Цель: познакомиться с особенностями строения и классификацией эпителиальных тканей животных и покровных тканей растений.

Оборудование: готовые микропрепараты, микроскоп.

Ход работы:

    Рассмотреть под микроскопом микропрепараты тканей, зарисовать их в тетрадь.

    Заполнить таблицу:

Группа тканей

Вид ткани

Строение ткани

Местонахождение ткани

Эпителиальные

Железистый

Мерцательный (реснитчатый)

Многослойный

Покровные

Просмотр содержимого документа
«lr1 mikroskop»

Лабораторная работа № 1

Тема «Устройство микроскопа»

Цель. Научиться правильному обращению с оптическими приборами (лупа, световой микроскоп); методике приготовления препарата.

Оборудование. Лупа, микроскоп, мякоть плодов (томата, яблока и др.).

Ход работы:

I. 1. Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их значение?

2. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?

3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

II. 1. Изучите устройство микроскопа. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть (стр. 136 учебник). Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.

2. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.

3. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом:

А) Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола.

Б) В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.

В) Поместите приготовленный препарат на предметным столике и закрепите предметное стекло зажимами.

Г) Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.

Д) Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус пока не появится четкое изображение предмета. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая другой.

Микроскоп - хрупкий и дорогой прибор. Работать с ним нужно очень аккуратно, строго следуя правилам.

Просмотр содержимого документа
«lr10 tkani»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10

«Ткани растительного организма»

Цель: познакомиться проводящими тканями, особенностями их строения в связи с выполняемой функцией.

Оборудование: микропрепараты, микроскоп.

Ход работы:

    Рассмотрите проводящую ткань стебля под микроскопом, зарисуйте её в тетрадь.

Рис. 1. Проводящие ткани стебля: 1 – ситовидные трубки луба (проведение органических веществ от листьев ко всем органам); 2 – сосуды древесины (проведение минеральных веществ, растворенных в воде, от корня ко всем органам)

    Заполните таблицу:

Вид ткани

Место нахождения

Особенности строения

Функции

Проводящая

    Сделайте вывод о проводящей ткани, её строении и выполняемых функциях, и ответьте на вопросы:

Просмотр содержимого документа
«lr2kletki»

Лабораторная работа №2

«Особенности строения клеток прокариот и эукариот»

Цель: закрепить умение работать с микроскопом, рассматривать готовые микропрепараты, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой

Оборудование: микроскоп, микропрепараты, рисунки и графическое изображение клеток растений, животных, грибов и бактерий

Ход работы

    Рассмотрите микропрепараты.

    Пользуясь графическими изображениями, рисунками определите, какие органоиды характерны для данных клеток. Для этого в соответствующих колонках поставьте знак «+» или «-».

    Сравните прокариотическую и эукариотическую клетку, заполните таблицу.

    Приготовьте отчёт по проделанной работе

Сравнение клеток растений, животных, грибов и бактерий

Органоиды

Животная клетка

Растительная клетка

Бактериальная клетка

Клеточная стенка

Клеточная мембрана

Цитоплазма

Рибосомы

Митохондрии

Пластиды

Сравнение эукариотической и прокариотической клеток

Клеточные структуры

Эукариотическая клетка

Прокариотическая клетка

Протопласт

Цитоплазматическая мембрана

Генетический материал

ЭР, КГ, лизосомы, митохондрии, пластиды

Центриоли, микротрубочки, микрофиламенты

Клеточная стенка

Капсула или слизистый слой

Вывод: О чём свидетельствует сходство и различие в строении клеток различных организмов?

Просмотр содержимого документа
«lr4mitoz»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

Тема: “Митоз в клетках корешка лука”.

Цель: изучить процесс митоза в клетках корешка лука.

Оборудование: световые микроскопы, микропрепараты “Митоз в клетках корешка лука”.

Ход работы

1. Рассмотрите готовый микропрепарат, по возможности найдите клетки на всех стадиях митоза.
2. Сравните изображение под микроскопом с микрофотографией в презентации к уроку (слайд).
3. Определите набор хромосом в каждой фазе митоза.
4. Охарактеризуйте особенности каждой наблюдаемой стадии митоза.
5. Сделайте вывод о роли митоза.

Заполнить таблицу “Митотический цикл клетки”

Объяснить от чего зависит количество хромосом в ДНК на разных этапах митоза.

Митотический цикл клетки

Фазы

Процесс, происходящий в клетке

Количество хромосом (n)и содержание ДНК (c)

Интерфаза (фазы между делениями)

Пресинтетический период

Синтетический период

Постсинтетический период

Профаза (первая фаза митоза)

Метафаза (фаза скопления хромосом)

Анафаза (фаза расхождения хромосом)

Телофаза (фаза окончания деления)

Просмотр содержимого документа
«lr7 eritroziti»

Лабораторная работа

« Сравнение строения эритроцитов человека и лягушки »

Цель работы:

    Изучить строение крови человека и лягушки.

    Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты

Ход работы:

    Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците.

    При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроците лейкоцитов в препарате.

Отчетное задание:

    Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.

    Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки.

    Зарисуйте в тетрадь эритроциты человека и лягушки.

    Заполните таблицу

Признаки

Общее для 2-х организмов

Характерные для человека

Характерные для лягушки

Наличие клеточной мембраны

Наличие в цитоплазме клетки гемоглобина

Наличие ядра

Форма вогнутого диска

Форма выпуклого диска

Функция-перенос кислорода

    Эритроциты чьей крови – человека или лягушки способны переносить больше кислорода.
    Объясните почему.

Вывод : «Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении

Просмотр содержимого документа
«lr8 kraxmal»

Лабораторная работа №8

Определение содержания крахмала в клубнях картофеля

Цель работы : определить содержание крахмала в клубнях картофеля

Оборудование: весы, разновесы, мензурка, сводная таблица зависимости процентного содержания крахмала от плотности картофеля.

Ход работы:

Очистите картофель и взвесьте клубень. Налейте в мензурку воды и заметьте уровень воды, затем опустите в неё клубень и снова замерьте уровень воды. Вычислите плотность картофеля в г/см 3 , а затем переведите в кг/м 3 , по таблице определите процентное содержание крахмала в картофеле.

Таблица прилагается

Вопросы по данной теме:

    Как связано процентное содержание крахмала с плотностью?

    Как зависит процентное содержание крахмала от времени хранения?

    Как в повседневной жизни можно использовать полученные знания?

Просмотр содержимого документа
«lr9 tkani»

Лабораторная работа №9

Изучение образовательной ткани

Цель: познакомиться образовательными тканями, особенностями их строения в связи с выполняемой функцией.

Оборудование: микропрепараты, микроскоп.

Ход работы:

1. Рассмотрите микропрепарат «Строение корня». Найдите образовательную ткань. Данные внесите в таблицу, сделайте рисунок.

Рис. 1. Внутреннее строение корня: 1 – корневой чехлик (покровная ткань) защищает зону делящихся клеток; 2 – зона делящихся клеток (образовательная ткань) осуществляет рост корня в длину

2. Рассмотрите корневой чехлик. Определите вид ткани, его образующей. Данные внесите в таблицу.

Таблица. Ткани растительного организма

Вид ткани

Место нахождения

Особенности строения

Функции

Образовательная

6. Сделайте вывод об образовательной ткани и ответьте на вопрос:

– Как связано строение ткани с выполняемой функцией?

Просмотр содержимого документа
«Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ»

Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ

Все работы выполняются строго по инструкции, обязательно в присутствии учителя (руководителя кружка) или родителей.

Разместите оборудованиетак, чтобы было удобно работать. Лишние предметы уберите.

Во время выполнения лабораторных работ важно быть предельно аккуратным во всем - тут нет мелочей. Чтобы избежать несчастных случаев, строго соблюдайте указанные учителем меры предосторожности.

При работе с оптическими приборами (микроскоп) помните об опасности ожога сетчатки глаза лучистой энергией. Ни в коем случае не смотрите сквозь линзы на солнце!

Бережно обращайтесь с лабораторным оборудованием.

Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Правила работы с микроскопом

Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5- 10 см от края стола.

В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет; добейтесь хорошего освещения поля зрения.

Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2мм от препарата; будьте осторожны, чтобы не раздавить очень тонкое и хрупкое покровное стекло.

Глядя в окуляр одним глазом (не закрывая и не зажмуривая другой), при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

Помните, что любое ваше движение (а особенно перемещение по классу) может нарушить освещенность микроскопа соседей.

Микроскоп - хрупкий и дорогой прибор, и поэтому обращаться с ним нужно аккуратно, строго следуя правилам.

КГУ "СОШ № 12" г. Семей
Учитель биологии Журавкина О. Б.

Лабораторная работа.№1.
«Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом».

Цель: дать представление о строении тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной).
Оборудование: гистологические препараты, микроскопы.
Ход работы:
1. Рассмотрите клетку. Найдите ядро, цитоплазму и мембрану. Зарисуйте клетку и подпишите ее основные части.
2. Рассмотрите микропрепарат « Однослойный эпителий» сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на компактность прилегания клеток в эпителиальных тканях и слабую развитость межклеточного вещества. С чем это связано? Где в человеческом организме встречается однослойный эпителий?
3. Выясните, какие части клеток видны на микропрепарате. Найдите в клетке оболочку, ядро и цитоплазму. Зарисуйте несколько клеток ткани и подпишите её части.
4. Рассмотрите микропрепарат «Гиалиновый хрящ» сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на развитость межклеточного вещества. С чем это связано? Клетки хряща располагаются группами. Какую форму имеют клетки хряща? Где в человеческом организме встречается хрящевая ткань?
5. Зарисуйте хрящевую ткань. Подпишите все структурные компоненты данной ткани.
6. Рассмотрите микропрепарат «Гладкая мышечная ткань» сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание, что клетки имеют веретеновидную форму и как бы собраны в единый пучок.
7. Зарисуйте гладкую мышечную ткань. Где встречается в человеческом организме гладкая мышечная ткань?
8. Рассмотрите микропрепарат «Нервные клетки» сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на звёздчатую форму клеток нервной ткани и наличие отростков. С чем это связано? В каких органах человеческого организма встречается нервная ткань?
9. Зарисуйте нейрон, обозначьте характерные элементы строения.

10. Оформите результаты работы в тетради в виде таблицы

Вывод: сделайте вывод о выполненной работе.

Лабораторная работа № 2.
«Изучение коленного рефлекса»

Цель: Изучить коленный рефлекс.
Оборудование: резиновый молоточек.

Ход работы:

Пояснение. Коленный рефлекс – это рефлекс, центр которого находится в спинном мозге. Он проявляется у всех здоровых людей. В условиях данного опыта он никакого биологического значения не имеет. Его используют врачи для определения функций спинного мозга: при заболевании они могут быть нарушены.

1. Испытуемый усаживается на стул и забрасывает одну ногу на другую. Резиновым молоточком или ребром ладони производится легкий удар в область нижней части сухожилия коленной чашечки. Возбуждение, возникающее при этом в сухожильной связке, передается на мышцы передней стенки бедра, и нога выбрасывается вверх-вперед, разгибаясь в коленном суставе. Разгибание происходит за счет чувствительного и двигательного нейронов, что и называется коленным рефлексом.
2. Запишите свои наблюдения.
3. Сделайте рисунок рефлекторной дуги.
4. Сформулируйте вывод.

Лабораторная работа № 3 «Изучение остроты зрения и слуха»
Цель: определить нижний абсолютный порог зрительного ощущения путем измерения коэффициента остроты зрения. Научиться определять остроту слуха.
Оборудование: таблица Д.А. Сивцева, метр, указка.

Ход работы:

1. Определение остроты слуха.
Отойдите от испытуемого на расстоянии 5 м.
Шепотом произнесите слова, которые имеют низкую частотную характеристику: это слова в состав которых входят гласные у, о, согласные м,н,р,в.Например, ворон, двор, номер, Муром, куры.
Затем отойдите от испытуемого на большее расстояние – 7-10 м.
Шепотом произнесите слова, которые имеют высокую частотную характеристику: часы, щи, чашка, заяц, шерсть, шесть, семь.
Если испытуемый хорошо слышит правым и левым ухом и сумел повторить все слова, то работу можно прекратить. Если нет, то испытуемого необходимо посадить на близкое расстояние
Произнесите слова со средней или так называемой разговорной грамотностью.
В тех случаях, когда и такая громкость различается плохо, используйте речь усиленной громкостью.

2. Определение остроты зрения
Для определения остроты зрения используют стандартные таблицы с буквенными знаками, которые расположены в 12 строк. Величина букв в каждой строке убывает сверху вниз. С левой стороны каждого ряда таблицы указано расстояние в метрах (), с которого каждый элемент буквы должен быть виден при нормальной остроте зрения (т.е. под углом 1). С правой стороны указана острота зрения (), которую рассчитывают по формуле: Ко.з = а/5, где а – усредненное значение расстояния, с которого испытуемый увидел разрыв в кольце; 5 – расстояние, с которого виден разрыв при нормальном зрении.
Таблица должна быть укреплена на хорошо и равномерно освещенном месте. Испытуемого следует посадить (или поставить) на расстоянии 5 метров от таблицы и закрыть один глаз щитком. Экспериментатор встает так, чтобы не затемнять ее, и указкой показывает буквы, постепенно переходят от крупных к мелким. Последняя строчка, которую испытуемый называет безошибочно или с некоторыми ошибками (не более 20%), служит показателем остроты зрения для данного глаза. Например, если испытуемый видит 5-ю строчку с 5 метров, а должен видеть с расстояния 12,5, то острота зрения этого глаза 5 = 0,4.
3. Сделайте вывод об остроте слуха испытуемого, запишите результаты определения остроты зрения..

Лабораторная работа №4
«Изучение свойств декальцинированной и прокаленной кости».

Цель: Изучить химический состав костей, влияние органических и неорганических веществ на свойства кости. Установить зависимость свойств кости от состава.
Оборудование: прокаленные, декальцинированные и нормальные кости, салфетки.

Ход работы:
1. Ответьте на вопросы, изучив свойства костей.
2. Результаты наблюдений отметьте в таблице.

Вид кости
Свойства кости Прокаленная Декальцинированная Нормальная.
Твердость
Хрупкость
Упругость
Гибкость
Прочность
Из каких веществ состоит?

Какими свойствами обладает нормальная кость? Из каких веществ она состоит?
- Какими свойствами обладает прокаленная кость? Из каких веществ она состоит?
- Что происходит с веществами при прокаливании кости?...........

Какими свойствами обладает декальцинированная кость? Из каких веществ она состоит?
- Какие изменения происходят с костями, которые находились в кислоте?......

3. Сделайте вывод о единстве состава и свойств кости. Чем определяется прочность кости? Влияет ли состав кости на ее свойства?

Лабораторная работа № 5 «Первая помощь при переломах, растяжении, вывихах»

Цель: изучить основные способы оказания первой медицинской помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.
Оборудование: эластичный бинт, марлевый бинт, шины, косынка, вата.

Ход работы:
1. Описать особенности поврежденной в результате растяжения конечности и этапы оказания первой помощи. Отработать навыки наложения фиксирующей повязки на голеностопный сустав.

2. Описать внешний вид сустава и этапы первой помощи при вывихе. Отработать этапы фиксации конечности с помощью бинта или косынки.

3. Опишите закрытые и открытые переломы конечностей и этапы первой помощи. Отдельно опишите первую помощь и при травмах черепа и позвоночника. Отработайте приемы наложения шины на условно поврежденный участок (можно использовать в качестве шины подручные материалы – картон, дощечки) Зачем накладывают шины?
4. Вывод: почему накладывают шины на два соседних сустава?
Зачем нужна мягкая подстилка под шину?
Что необходимо делать после оказания первой помощи?

Лабораторная работа № 6 «Антропометрический метод определения уровней роста и развития организма».
Цель: научиться измерять и оценивать показатели физического развития.
Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.
Ход работы:
Измерение роста Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого и записывает полученный результат.
Измерение окружности грудной клетки Экспериментатор с помощью сантиметровой ленты измеряет окружность грудной клетки. Для этого испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает ленту так чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затем испытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе..
Определение массы тела Измерение проводится с помощью медицинских весов. Полученный результат запишите.
1. Заполните таблицу.
Рост Окружность грудной клетки Вес
спокойное дыхание максимальный вдох максимальный выдох

2. Сделайте вывод о степени вашего физического развития.

Лабораторная работа № 7
«Рассмотрение микропрепарата мазка крови: сравнение эритроцитов крови человека и лягушки. Первая помощь при кровотечениях».

Цель: выяснить особенности строения крови человека и лягушки. Научиться накладывать жгут, уметь объяснять действия по наложению жгута при артериальном и сильном венозном кровотечениях, применяя знания о строении и функциях кровеносной системы.
Оборудование: готовые микропрепараты крови лягушки и человека. Трубки для жгута, палочки для закрутки, бинт.

Ход работы: 1. Рассмотрите препараты крови человека и лягушки. Обратите внимание на форму эритроцитов при рассматривании их сверху и сбоку. Одинакова ли она у человека и лягушки? Подумайте, почему при рассматривании в световом микроскопе эритроциты крови человека в средней части слегка просвечивают.
Зарисуйте по 2–3 эритроцита из каждого препарата крови и один лейкоцит из препарата крови человека.
Найдите черты сходства эритроцитов крови человека и лягушки.
Сравните лейкоциты и эритроциты крови человека. В чем их различие?
Заполните таблицу
Признаки сравнения Эритроциты лягушки Эритроциты человека
Размеры
Форма
Количество
(в поле зрения)
Наличие ядра

2. Наложите жгут на предплечье товарища для остановки условного кровотечения.
Забинтуйте место условного повреждения артерии.
3.Вывод
Ответьте на следующие вопросы.
Чья кровь, человека или лягушки, перенесет в единицу времени больше кислорода и почему?
Опишите последовательность наложения жгута с объяснением своих действий:
1. Сначала надо определить вид кровотечения, так как...
2. Жгут следует накладывать... места повреждения, так как...
3. Жгут надо накладывать так, чтобы...
4. Жгут надо держать примерно... часа, так как...

Лабораторная работа № 8
«Определение пульса. Измерение кровяного давления».

Цель: отработать методику измерения артериального давления, навык подсчета пульса в разных условиях.
Оборудование: тонометр, фонендоскоп, секундомер или часы с секундной стрелкой.
Ход работы: Определение пульса
В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод. Он заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-, 3- и 4-й пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают артерию и прижимают ее к кости. В состоянии покоя пульс можно считать в течение 10-, 15-, 30- или 60-секундных интервалов. После физической нагрузки пульс считают 10-секундными интервалами.
1. Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний.
2. Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Объясните, почему в разных физических состояниях происходит изменение величины пульса.
Оценка результатов
Частота пульса в возрасте 15 - 20 лет в норме составляет 60 - 90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов в минуту меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7 - 10 ударов в минуту чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100 - 130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130 - 150 ударов в минуту характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150 - 170 ударов в минуту - нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170 - 200 ударов в минуту свойственна предельной нагрузке.
Артериальное давление
Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого разогнута и под локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150 - 170 мм рт. ст. Затем воздух из манжетки медленно выпускается и прослушиваются тоны. В момент первого звукового сигнала шкала прибора показывает величину систолического давления (так как в этот момент только во время систолы левого желудочка кровь проталкивается через сдавленный участок артерии). Экспериментатор записывает величину давления. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и исчезнет. В этот момент на шкале можно видеть величину диастолического давления. Экспериментатор фиксирует и эту величину. Для получения более точных результатов опыт следует повторить несколько раз.
1. Сравните данные, полученные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.
2. Рассчитайте значения пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АДсист и АДдиаст). Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.
Артериальное (АД):
АДсист. = 1,7 х возраст + 83
АДдиаст. = 1,6 х возраст + 42
Пульсовое (ПД):
ПД = АДсист. - АДдиаст.
Среднее артериальное (АДср):
Адср. = (АДсист. - АДдиаст.)/3 + АДдиаст.
Оценка результатов
Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.
Таблица. Средние показатели максимального
и минимального давления крови для учащихся

Возраст, лет Мальчики Девочки
7-8 98/66 98/67
9-10 102/69 102/70
11-12 105/71 105/72
13-14 109/73 109/74
15 112/75 112/72
16 118/73 116/72
17 119/75 118/76
18 120/80 120/80
Вывод: Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление? В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему?

Лабораторная работа № 9 «Измерение жизненной емкости легких спирометром».
Цель: Научиться определять жизненную емкость легких. Определение функционального состояния собственной дыхательной системы по данным ЖЕЛ.
Оборудование: спирометр
Ход работы:
Жизненная емкость легких, т.е. максимальный объем воздуха, который может выдохнуть человек после самого глубокого вдоха, определяется с помощью прибора, который называется спирометр.
1. Продезинфицировав трубку спирометра в растворе перманганата калия, возьмите ее в рот.
2. Держа трубку во рту, сделайте самый глубокий вдох, а затем очень глубокий выдох через трубку спирометра. Когда выдыхание будет закончено, по шкале спирометра определите ЖЕЛ, и запишите данные в тетрадь.
Для того чтобы рассчитать, какая ЖЕЛ должна быть у человека, можно воспользоваться следующими формулами:
ЖЕЛ (л) мужчин = 2,5 * рост (м), ЖЕЛ (л) женщин = 1,9 * рост (м), где ЖЕЛ выражена в литрах (л), рост в метрах (м); 2,5 и 1,9 - коэффициенты, найденные экспериментальным путем.
Если реальная ЖЕЛ окажется равной или большей, чем вычисленные величины, результаты следует считать хорошими.
ЖЕЛ взрослых людей колеблется до 5000 мл.
У учащихся 8 класса она в среднем около 3200-3800 мм. Расчеты и результаты запишите в тетрадь.
Вывод: Что такое жизненная ёмкость легких? Как изменяются физиологические объемы легких с возрастом?

Лабораторная работа № 10 «Изучение действия ферментов слюны на крахмал».
Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.
Оборудование: кусок накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, спички (без головки) с намотанными на конец кусочками ваты.
Ход работы:
1. Смочите вату на спичке слюной и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.
2. Зажмите марлю между ладонями на 2-3 мин.
3. Затем в небольшую емкость налить водный раствор йода и поместить туда марлю.
4. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли. Объясните результаты опыта.

4. Вывод:
Запишите результаты работы.
Какие изменения происходят с пищей в ротовой полости?

Лабораторная работа № 11 «Определение норм питания, составление пищевых рационов».
Цель: научиться грамотно, составлять суточный пищевой рацион человека.
Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и их калорийности.
Ход работы:
При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил: – калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;
– необходимо учитывать оптимальное для лиц, занимающихся данным видам труда (а для детей - возраста), количество белков, жиров и углеводов;
– наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10–15%, второй завтрак – 15–35%, обед – 40 - 50% и ужин 15– 20% от общей калорийности);
– продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;
– в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.
При смешанном питании у человека усваивается в среднем около 90% пищи.
Таблица. Суточные энергетические потребности и нормы питательных веществ в пище детей и подростков.

Возраст кДж Белки, г Жиры, г Углеводы, г
5-7 7 560 000-9660 000 65-70 75-80 210-300
15-16 13 440 000-14 700 000 100-120 90-110 450-500
1. Составьте суточный пищевой рацион для двух групп: дети 5 - 7 лет и подростки 15 - 16 лет.

2. Результаты расчетов занесите в таблицу.
Таблица. Состав суточного пищевого рациона.

Режим питания Название продукта Масса, г Содержание во взятом количестве продукта Калорийность

1-й завтрак
2-й завтрак
Обед
Ужин