Портретный очерк парня. Портретный очерк друга

Термин «портрет», первоначально означающий «описание внешности человека», со временем трансформировался в более объемное понятие. В публицистическом творчестве он стал обозначать не только внешние, но и внутренние особенности человека, – все, что связано с. духовной жизнью личности. Поэтому объектами отображения в портретном очерке могут выступать как социальные отношения человека с его непосредственным окружением (социологический аспект), так и внутренние психологические процессы, происходящие в жизни отдельного индивида. Социологический анализ личности, дополненный психологическим, безусловно, расширил возможности портретного очерка в плане целостного изображения человека .

Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Написать его непросто, и также непросто за несколько часов общения понять другого человека. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя» .

Существует вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк?

Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере. Очеркист ищет в реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью мысли (так считает Д.В. Туманов). И уже затем создает не фотографическое изображение, а художественно-публицистическое отображение индивидуального образа.

Это не простая биографическая справка. Жизнь человека нельзя раскрыть в ее нравственной красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя .

В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств. В том случае, когда такой «участок» обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала . Так полагает исследователь А.А. Тертычный. У писателя и журналиста Константина Паустовского другое мнение о том, о каждом ли человеке можно написать портретный очерк, - Чтобы написать хороший очерк, надо обладать способностью открыть в человеческом сердце то, что может быть давно забыть, потонуло в сутолоке ежедневных забот. Хороший очерк заставляет читателей вспомнить, кто они сами по своей сути, чего хотят о чем мечтают

Естественен вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк? Да. Главное - суметь найти в своем собеседнике какую-то «изюминку», подчеркнуть особенность его профессии или хобби, рассказать о его необычных взглядах. Одним словом, создать живой образ, который не оставит читателя равнодушным. Запомните, что портретный очерк не должен быть похож на краткое изложение биографии. Настоящий очерк возникает в результате художественного анализа личности героя и похож на рассказ или новеллу .

Основная цель очерка - познакомить читателей с человеком. Прежде чем приступать к написанию очерка, следует провести беседу с этим человеком, поговорить с людьми, знакомыми с ним. Портретный очерк - это рассказ о человеке (или группе людей), не следует ограничиваться только перечислением фактов из его (их) жизни, интересов и успехов или только интервью с ним (с ними) .

Чтобы портретный очерк занял целую газетную страницу, нужна такая личность, которая была бы очень значительной. Ведь журналист лишь в деталях, штрихами намечает портрет своего героя. Однако и менее, чем в 300-400 строк очеркист вряд ли уложится: относительный лаконизм жанра сочетается здесь с публицистической разработкой актуальной проблемы, анализом психологии героя .

Мы разобрались в том, как следует писать портретный очерк, теперь рассмотрим виды портретного очерка и более подробные характеристики по данному поводу.

Журналисты обращают внимание на наиболее важные вехи в судьбе героя (имеются в виду биографические сведения), на его духовные искания, жизненный опыт, наконец, на особенности его профессиональной деятельности. Конкретная человеческая жизнь представляет многоуровневое образование, поэтому перед автором стоит сверхзадача показать героя не просто как носителя определенных социальных ролей или функций, а в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально-психологическими процессами в обществе. Учитываются такие понятия, как среда и обстоятельства, воспитание, характер и т.п., влияние которых на жизнь человека имеет исключительное значение. Но, согласитесь, что показать всю «многоэтажность» человеческой натуры в очерке невозможно в силу его малого объема. Многоплановость в изображении человека обусловила видовое многообразие портретного очерка. Среди них можно выделить: биографический портретный очерк, портретно-проблемный, психологический и политический портрет. У каждой разновидности портретного очерка есть конкретные задачи, свои формы публицистического жизнеописания, специфические возможности в показе героя произведения, способы психологической и социальной характеристики, типизации человеческих натур, наконец, приемы композиционного построения произведения. Рассмотрим, что же лежит в основе той или иной разновидности портретного очерка.

Биографический портретный очерк. Здесь ведущее место занимает биография. Обратившись к ней, журналист может получить разнородные сведения о наиболее значимых для человека этапах жизни, о его жизненном опыте, о смене социальных статусов, о жизненных приоритетах и целях и т.п. Посредством этого субъективного материала и воссоздается в конечном итоге история жизни одного человека. Чтобы она не напоминала развернутую биографическую справку, журналисты стараются отобрать наиболее типичные и характерные для героя произведения факты, раскрывающие внутреннюю динамику духовного роста человека, его нравственные поиски, социальные ориентации и взаимоотношения с окружающим миром. Кроме этого, в очерке показывается взаимосвязь индивидуальной истории жизни человека и истории общества, соотносится социальный опыт индивида с опытом его поколения, выявляются специфические особенности индивидуальной жизни героя.

Используя биографические сведения, очеркист может описать сложные процессы социализации личности в меняющемся мире, объяснить природу психологического и социального поведения человека, рассказать о генеалогии героя, реконструировать через жизнь одного человека некие исторические события и т.п. Здесь, как видим, четко проглядывается связь между биографией как субъективной конструкцией и биографией как социальной действительностью. Когда биографический портретный очерк создается именно в этой взаимосвязи, он, как правило, вызывает наибольший интерес, побуждая читателей к соразмышлению.

Юбилейный портретный очерк. Поводом для написания подобного произведения является празднование юбилея известного деятеля культуры, искусства, литературы, науки и т.д. В данном случае важно показать тот позитивный вклад, который внес человек в жизнь общества. Чтобы очерк не получился «парадным», от публициста требуется особое мастерство. Юбилейная дата должна быть лишь поводом к размышлению о судьбе человека. Главное, на чем должен сконцентрироваться публицист – это духовные искания личности.

Как показывает практика, особой популярностью пользуются у читателей очерки о писателях, деятелях культуры, искусства и науки. И это понятно. О людях творческих профессий читать всегда интересно, потому что их жизнь представляет постоянный творческий поиск. Но в данном случае интерес для читателей представляет не анализ художественных, искусствоведческих или научных произведений, а личность творца, его индивидуальный портрет. Диапазон обрисовки героя может быть самым широким, начиная от характеристики его художественной или научной деятельности и кончая сведениями о творческих замыслах и фактах биографии. В юбилейном портретном очерке речь может идти как об уже сложившемся мировосприятии героя, так и о его новых творческих устремлениях и планах. Очеркисты в подобного рода произведениях, как правило, сосредоточивают внимание на различных аспектах творческой деятельности человека, выявляют наиболее значимые моменты духовного становления личности, оценивают его творческий путь, наконец, рассматривают труды человека в контексте духовной жизни общества.

В эстетические задачи очерка, пусть даже и юбилейного, не входит обыкновенный пересказ о судьбе человека. Здесь планка намного выше. Чтобы рассказать людям что-то новое об известной всем личности, необходимо ознакомиться с архивными материалами, перепиской, свидетельствами современников и т.п. Все это позволит очеркисту по-новому и нестандартно осмыслить судьбу человека, его дела, поступки и свершения, а главное – выявить различные проявления человеческой души .

Теперь рассмотрим художественные элементы портретного очерка, которые помогают наиболее полно создать образ героя.

Пейзаж. Наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретных очерках скорее исключение, чем правило. Ведь внимание очеркиста в большей степени направлено на биографические аспекты жизни человека, на раскрытие его характера, на показ его душевных особенностей и т.д. Поэтому пейзажные компоненты если и присутствуют в произведении, то обычно выступают в качестве фона, характеризующего место действия. Введение пейзажных элементов в портретный очерк необходимо только в тех случаях, когда без этих выразительных средств невозможно передать атмосферу происходящего, проникнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т.д. В этом случае пейзаж становится смыслообразующим элементом.

В портретных очерках пейзаж применяется:

  •  в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой;
  •  как средство в раскрытии человеческого характера;
  •  в качестве фона для портрета героя;
  •  как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д.

Деталь. Деталь служит также эффективным средством типизации очерковых образов. Чтобы деталь заняла в произведении достойное место, стала «ключевой», способствовала созданию художественного образа, характеристике героев и художественно-эстетическому осмыслению действительности, журналист должен овладеть различными методами обыгрывания детали.

Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других – для создания символического образа, в третьих – для ассоциативных связок, в четвертых – для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

Портретные характеристики. Портрет в публицистике зачастую выступает в качестве своеобразного аналога характера героя. Он дает возможность наглядно, зримо увидеть героя и в этом плане он стимулирует читательское воображение. Другая его функция – помочь через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств. Портретная характеристика напрямую связывается с психологическими особенностями личности. Действительно, внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика и т.п. могут при внимательном взгляде многое сказать о человеке. Основное требование, которое предъявляется к любой портретной характеристике – это документальная точность отображения. В данном случае очеркист не имеет права что-то выдумать в обрисовке внешности человека, но не стоит отказываться и от показа типического. Именно сочетание строгого документализма и художественного обобщения и рождает полноценный очерковый образ.

В портретных характеристиках журналисты активно используют достижения современной психологии. Например, выяснив, к какому психологическому типу относится тот или иной человек: сангвиник, флегматик, холерик или меланхолик, они могут определить, как те или иные качества проявляются в облике и поведении личности. Вот так, исходя из определенных психологических характеристик, воссоздается портрет человека. В описании облика используются также различные портретные штрихи. Они необходимы, когда журналисту нужно подчеркнуть какое-либо психологическое состояние героя, его привычные жесты и мимические реакции, наконец, манеру одеваться и держаться с людьми.

Художественные средства изображения необходимы не только для обрисовки внешней среды, но и внутреннего состояния человека. В современной публицистике усиливаются психологические начала в показе духовного мира личности .

Очерк – жанр, наиболее ярко демонстрирующий публицистичность в текстах СМИ. Здесь присутствует воспитание нравственности, культуры, не сухие факты. Кроме того у очерка кроме его постоянной информационной функции (о которой мы пока говорить не будем) имелась дополнительная социальная функция - наградная. Публикация очерка о человеке была равноценна помещению его портрета на доску почета, это было награждение славой. И читатели привыкли к тому, что в очерке дается пример для подражания .

Ресурсы художественной публицистики: а) образ как эмоционально просветленная мысль активно воздействует на аудиторию, побуждая ее к активному сотрудничеству; б) образ как обобщенная картина действительности значительно расширяет возможности смыслового постижения действительности; в) образ как система знаков, как некий код, создавая определенную модель окружающего мира, интеллектуально обогащает аудиторию представлениями об эстетических возможностях воспроизведения действительности. Художественность публицистики воплощается как в целостном образе человека и образе-тезисе (образе-понятии), так и в «говорящих» деталях – предметном описании натуры, репликах действующих лиц, подробностях воспроизводимых ситуаций.

Фантазийный элемент в очерке (и в фельетоне) не противоречит рабочему признаку публицистического текста – его нацеленности на определенный результат, рассчитанному воздействию на аудиторию .

Последний пункт вызывает вопросы – где границы дозволенного, может ли фантазия соединится с достоверностью, объективностью, или лучше не рисковать? Это мы попытаемся рассмотреть на примере журнала «Биография».

Характеристика человека. Портретный очерк.


Портретный очерк -

публицистический жанр , героем которого является человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь, отдающий делу все свои силы, знания, опыт.


Основные элементы портретного очерка.

Из чего строится портретный очерк?


Николай Михайлович Амосов,

выдающийся хирург.

Понаблюдаем!

Текст №1

Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.

«Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», - пишет Н.Амосов. Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки.

За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…

(По К.Григорьеву.)

Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.

«Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», - пишет Н.Амосов. Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки.

За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…


Информация.

Иногда мало рассказать о том, что ваш герой исповедует такие-то ценности, идеалы, и достиг в своей деятельности того-то.

Гораздо интереснее и часто важнее знать - как он отстаивает эти ценности, какие трудности преодолевает , борясь за них?

Очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя , который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя , его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств.


Александр Трифонович Твардовский ,

Понаблюдаем!

Текст №2

Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто. Но общение с ним, в каком бы настроении он ни был, всегда было интересным. Он никогда не старался казаться умнее, чем он есть, но почему-то всегда чувствовалось его превосходство, даже когда в споре оказывалось, что прав именно ты, а не он. Побежденным, как и большинство людей, признавать себя не любил, но если уж приходилось, то делал всегда это так по-рыцарски, с таким открытым забралом, что хотелось тут же отдать ему свою шпагу. Да, в нем было рыцарство, в этом сыне смоленских лесов, светлоглазом, косая сажень в плечах, умение отстаивать свою правоту, глядя прямо в глаза, не отрекаться от сказанного и не изменять в бою. Это навсегда привлекло меня к нему.

Он очень не любил, и не всегда мог это скрыть, людей, слишком много уделяющих себе внимания. Какие-нибудь красные носки или излишне пестрый галстук могли сразу же его настроить против человека. Вообще пошлость, в любых ее проявлениях, была ему противопоказана. Я видел, как на глазах терялся у него интерес к такому человеку…

(В.Некрасов.)


Информация.

Использование описаний черт характера лучше соединять с конкретными « минипримерами» из жизни , замечаниями по ходу повествования.

Не стоит выражать свое прямое отношения к герою («нравится/не нравится»), вместо этого объективно оцените героя характеристики. Не стоит принимать свое субъективное отношение к человеку за действительность. Раскройте нрав человека, используя различны стороны его характера , разные ситуации.


Делаем вывод из наблюдений

В портретном очерке должны быть следующие

составные части:

  • краткое описание внешности героя;
  • рассказ о его деле , профессии, творчестве;
  • отдельные важные факты биографии;
  • описание особенностей характера героя, его речи (примеры высказываний, цитаты);
  • яркий эпизод , раскрывающий в герое главное.

Возможна иная последовательность!

Советы опытных журналистов

«Портретный очерк – широко распространенный в современной журналистике жанр. .. Что же лежит в основе такого очерка? Судьба конкретного человека, рассказанная конкретным журналистом, «пропустившим» ее через себя . Это ни в коем разе не пересказ биографии . Наоборот, следует с особой тщательностью отобрать из биографии человека именно те факты, которые способствовали бы раскрытию вашей основной идеи . А эта идея должна быть обязательно! Ведь почему-то ты выбрал именно этого, а не другого человека! Что тебя в нем привлекает, восхищает? Какие у твоего героя есть яркие, только ему присущие черты? В каких ситуациях он проявил их «во всей красе»?

В очерке мы описываем внешность человека. Понятное дело, не все ее составляющие, а наиболее яркие, подчеркивающие те или иные черты характера. Старайся в таких описаниях избегать штампов . Довольно уже «лучащихся добротой глаз» и «добрых, открытых лиц». Ищи свои оттенки , давай им свои определения…»

Т.Солнцева. Из книги «Вторая древнейшая,

или Как стать акулой пера».


Последовательность работы. С чего начать?

  • Для начала вы выбираете человека , который станет главным героем вашего портретного очерка
  • Кто бы это ни был (ваш сосед, друг, учитель, родственник) необходимо четко понимать, что описывать придется его личность , тонкости характера и детали поведения
  • Для придания красочности и художественности своему портретному очерку, опишите внешние черты человека . Может быть внешность вашего героя тесно переплетается или наоборот совершенно противоположна его внутренней сути. Это необходимая составляющая вашего текста
  • Напишите, чем привлекает или отталкивает вас этот человек , что уникального в его характере, а что типичного .
  • Распишите (по возможности) его отношение к миру , к конкретным вещам.
  • Главное объясняйте, почему он поступает так, а не иначе? Может быть это связано с его воспитанием или окружением .
  • Заручитесь художественными средствами выразительности и вперед! У вас обязательно должно получиться!

Критерии оценки очерка

1. Есть ли привлекательный уникальный заголовок, отражающий главную мысль очерка? (ЗАГОЛОВОК)

2. Есть ли в очерке уникальная идея - главный абзац, содержащий основную мысль произведения? (ИДЕЯ )

3. Полно ли представлен образ героя? (ИЗУЧЕННОСТЬ)

4. Показана ли сфера главных интересов героя, где он реализует смысл своей жизни? (ДЕЛО ЖИЗНИ)

5. Есть ли сенсационная уникальная информация о герое и его деятельности? (НЕСТАНДАРТНОСТЬ)

6. Есть ли ясная композиция, логическая последовательность абзацев ? (ЛОГИКА)


Домашнее задание.

Упр. 163 или упр. 165 .

(в форме портретного очерка)

Не менее 100 слов.


ИСТОЧНИКИ

www.durov.com/study/otvety-1519.doc

http://www.argo-shop.com.ua/article-7959.html

http://www.gordon.com.ua/books/heroes/amosov/

http://www.wikipaintings.org/ru/boris-kustodiev/self-portrait-1904-1

http://900igr.net/ fotografii / literatura / Urok-Tvardovskij-Tjorkin /

http://all-drawings.livejournal.com/247039.html

портретный очерк пример. портретный очерк друга

Первое впечатление

Катерина относится к людям, общение с которыми вызывает всегда бурю положительных эмоций. По своей натуре это очень открытый, оптимистичный и жизнерадостный человек. Но в то же время она немного по-детски наивна и эмоциональна. Карие озорные глаза, светло-русые, уложенные в простую прическу волосы, мелодичный голос, мягкий и доброжелательный нрав, позволяют находить ей общий язык с совершенно незнакомыми людьми. Она очень интересный собеседник и может запросто завести беседу с любым человеком, на самые различные темы. На все вопросы у нее всегда готов ответ, причем отвечает она с приятной и открытой улыбкой. Людей притягивает в ней естественность, легкий характер, умение непринужденно по-дружески смотреть прямо в глаза, и высокая тактичность в манере общения. Первое впечатление на меня Катя произвела, как симпатичная, весьма обаятельная и приятная в общении девушка.

Зарисовка внешности

На первый взгляд, Катя типичная девушка, ничем не выделяющаяся из общей массы. Невысокий рост, приятные черты лица, светлые, слегка золотистые, с мягким овсяным оттенком волосы и карие, словно написанные акварелью глаза. Ко всему этому добавить минимум макияжа, потертые джинсы и спортивную куртку и складывается портрет заурядной, ничем не отличающейся от других девушки. И все же, есть в ней что-то необычайно притягательное, что-то, что заставляет взглянуть на нее, как бы, через призму зеркал, отразившись в которых, она уже не кажется таким обычным и простым человеком. Открывается очаровательная, интересная натура, способная вдохновить, приободрить, а если надо, то и утешить одним вдохновенным словом. Ей можно довериться, зная, что она всегда выслушает, поддержит, вдохновит, а если возникнет такая необходимость, то и утешит в любой жизненной ситуации.

Первая встреча

Первая наша встреча, как это ни прозаично звучит, состоялась на работе за кухонным столом. В тот день на обеде, я сидел один и был полностью поглощен своими мыслями. Катя вошла в комнату и, пожелав мне приятного аппетита, села напротив меня. Когда я поднял глаза, передо мной возник образ светловолосой, милой девушки с таинственным и очаровательным взглядом. В тот день она была в спортивном балахоне, который смотрелся на ней очень забавно, но в тоже время вносил в ее образ что-то простое и открытое. Возможно, именно, эта открытость и простота, побудили меня начать с ней беседу. Из разговора, я узнал, что у нас с ней много общего. Так в компанию Techhome мы устроились почти одновременно, и еще меня поразило, то, что наше прошлое место работы также практически совпадало. Еще больше я удивился, когда узнал о том, что она коллекционирует редкие породы камней. Удивлен я был так сильно потому, что и сам, до поступления в институт, был помешан на коллекционировании камней. Еще при первой беседе я пришел в мальчишеский восторг от того, как красочно и живо она может обрисовывать события, словно вливаясь в описываемый образ.

Дальнейшее общение

Как выяснилось позднее, Катя увлекается не только археологией, но также участвует в показах вечерних нарядов. Просмотрев архив ее фотографий, я был еще больше впечатлен ее натурой. Я никогда не мог себе даже представить, что один человек в разных ситуациях может выглядеть так по-разному. Она словно актер театра, который легко и непринужденно меняет «лица» и образы. На одних фотографиях ее стиль, утонченно-элегантный напоминающий тонкую работу скульптора, выполненную из горного хрусталя, а на других она выглядит настолько незамысловато и реалистично, что порой кажется, что это совершенно два разных человека. Но как бы не менялась на снимках ее внешность, глаза всегда оставались неизменными - всегда открытые, блестящие, лучистые, ясные, внимательные и добрые.

Вместо эпилога

Катерина оказала большое влияние на мою жизнь, наполнила ее новыми красками и впечатлениями. Она не скупится на похвалы, делает их всегда к месту, а если того требует ситуация, то может поддержать, приободрить и вдохновить на новые начинания. После общения с ней, появляется вера в себя и свои силы. Она поддерживает и одобряет все мои замыслы, идеи и новые начинания, и при этом никогда не сомневается в моих силах и способностях. И эта ее вера, делает меня увереннее, я перестаю сомневаться в правильности своих действий. Как ни странно, это звучит, но ее вера в мои силы позволяет мне действительно добиваться успеха во всем, за что бы я ни взялся. Она обладает такими бесценными человеческими качествами, как доброта, надежность, уверенность в себе, ум и отзывчивость. Общение с этим человеком всегда воодушевляет, вдохновляет, поднимает дух и настроение. Катя преподнесла мне много жизненных уроков и подарила массу незабываемых моментов. Я хотел бы выразить ей за это благодарность и сказать, что я очень рад тому, что у меня есть такой очаровательный друг…

Портретный очерк пример. Портретный очерк друга. Сочинение портретный очерк. Портретный очерк человека. Портретный очерк девушки. Очерк пример. Как написать портретный очерк


Герой портретного очерка - конкретный человек, обладающий теми пли другими достоинствами и недостатками. В портретном очерке автор дает не только портрет в узком смысле этого слова, но и описание обстановки, в которой живет и работает герой очерка, рассказывает о его работе, интересах, увлечениях, о его взаимоотношениях с окружающими. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка.
В жизни нередко приходится обращаться к приемам портретной характеристики, портретного изображения личности. Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых необходимо умение описывать внешность человека. Придумайте такую ситуацию и напишите мпип-сочпікліие в виде" очерка, в котором будет портрет человека.
Н
В н е пі и и й портрет это не только описание.лица, рук, цвета глаз, волос, прически, одежды, это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке. Вовсе не обязательно описывать все черты лица. Достаточно уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека.
«Внутренний» портрет -это характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе, обычные для него настроения, поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляд].], чувства и переживания.
Между внешним портретом человека и его «внутренним» портретом, т. е. характером, всегда существует связь, но ее І:.І.(О уметь заметить и выразить. Характер человека может выражаться в улыбке, голосе, смехе, в движениях, привыч-ных жестах, в характерных словах и оборотах речи. Чтобы аметить, понять эту связь, человека надо увидеть в разных " итуаниях. не о/цін раз встретиться с ним, понаблюдать за ним со стороны. И автор очерка беспрерывно ищет такие языковые средства: слова, речевые обороты, эпитеты, сравнения, метафоры, которые позволили бы наиболее полно, немногословно и в то же время ярко передать реальные черты изображаемого человека и выразить свое отношение к нему.
Для полноты и большей достоверности портрета в очерке
миюльзуются биографические данные изображаемого лица, описывается обстановка, в которой действует герой, наиболее характерные и наиболее существенные (с точки зрения основной идеи, основного замысла) эпизоды из его жизни.
415*. і Ірочиrain с рассказ «Свидание» из «Записок охотника» П. Тургенева. Выберите художественные детали, создающие портрет" \кулимы, выражающие ее внутреннее состояние, и запишите их. І Іспользуя выписанные художественно-языковые средства, попытайтесь в устной форме обрисовать портрет девушки.
Что вы можете сказать о пришедшем на свидание Викторе, сует по тем художественным деталям, которые содержатся в тексте2?
Расскажите о приемах портретной характеристики в данном і ексте.
416. Прочитайте отрывок из очерка В. Лакшина об Ираклии Андроникове. Укажите, какими средствами языка автор рисует характер своего героя.
Попытайтесь обрисовать портрет Андроникова: его внешний вид, голос, движения, характер, отношения с окружахощими его людьми - форме живого непосредственного рассказа. Какова стилистическая роль однородных членов предложения?
Ему никогда не составляло труда в разгар рабочего дня іезорганизовать работу солидного учреждения.
Достаточно было Андроникову переступить порог музея, издательства, редакции, библиотеки или архива, как вокруг пего тотчас собиралось человек пять-шесть. И вот уже слышен хохот, возгласы удивления, толпа растет, и если ты опоздал подойти, то, только заглядывая через чужие плечи, можешь увидеть, как в тесном кружке, немного театрально опершие], обоими руками на массивную тросы», стоит невысоки/"!. полны/}, с необыкновенно подвижным, живым.типом
человек и с увлечением рассказывает что-то, выговаривая слова красиво, четко, уверенно и поджигая слушателей своим заразительным смехом. Час, два, три часа кряду он рассказывает - невозможно отойти - знакомым, полузнакомым и вовсе не знакомым людям о Пушкине, Одоевском, Лермон-тове, бабушке Лермонтова, тетке Сушковой, бабушке тетки Сушковой... И еще - о Маршаке, Алексее Толстом, Иване Ивановиче Соллертинском, Василии Ивановиче Качалове тысяча лиц в одном человеке, и голос каждого слышен.
Он заражает всех своей увлеченностью, тормошит, осаждает, расспрашивает, но более всего заставляет себя слушать. Восхищаться в одиночку он не умеет. Ему нужны собеседники: лучше, если большой зал или бессчетная аудитория радио и телевидения, но на худой конец пусть хотя бы один свежий слушатель, и он готов начать просто и немного торжественно: «Я хочу рассказать вам...»4
* * *
Об Андроникове трудно говорить, потому что комментировать, как-то объяснять, популяризировать его труды и личность излишне - этого человека знают все, да и сам он кого хочешь объяснит. Андроников без посредников обращается к аудитории своих читателей, слушателей, зрителей. Поговорим о его любимом жанре.
К жанру Андроникова можно подойти с разных сторон. Можно подивиться живой разговорности, непосредственности интонации «устного рассказа»; можно обратить внимание на разнообразие историко-литературных интересов автора (Пушкин, Лермонтов, Гоголь - и Горький, Алексей Толстой, Илья Чавчавадзе), можно, наконец, отметить широту восприятия автором различных видов искусства, особенно в их скрещениях, сочетаниях - поэзии и живописи, театра и музыки, телевидения и кино. Андроников рассказывает о музыковеде Соллертті пеком, живописце Пименове, актере Остужеве, композиторе Хачатуряне, фотографе Дмитриеве. И везде находит нешаблонный сюжет, оригинальный поворот.
Устный рассказ древнее письменного. Рапсоды, акыны, сказители, былипники старше писателей. В век расцвета письменной литературы искусство устного рассказа хирело, задыхалось. Украшением дружеского кружка, светского или литературного салона, случалось, становились особо одаренные импровизаторы, острословы и рассказчики. Но круг слу-шателей их был узок, искусство летуче, и память о той радо-
" пі, какую они приносили с собой на вечер, на час собравшимся вместе людям, истаяла «аки дым от яйца огня».
Можно сказать еще, что ему дьявольски повезло. В тот момент, когда он понял себя, отстоял свой жанр и уже собирал на свои устные рассказы в творческих клубах и концертных залах довольно обширную аудиторию, будто специально для него человечество изобрело такую штуку, как телевидение.
Большой удачей было, конечно, и то, что Андроникова открыло радио. И все же Андроников был создан для телевидения, а этот аппарат был изобретен для него, как каравелла «Санта-Мария» для Колумба.
417. Очерковый портрет может приобретать и сатирический, обобщенный характер. Таков, например, портрет миллионера в очерке М. Горького «Один из королей республики». Прочитайте отрывок из этого очерка. Выявите основные признаки текста. Определи- 1с тип и стиль речи. Каковы основные признаки названного вами (тиля речи?
Вспомните, что такое гротеск. В чем вы видите гротескное изображение портрета миллионера? Выпишите особенно меткие обороты речи, создающие пародийный образ.
...Стальные, керосиновые и другие короли Соединенных Штатов всегда смущали мое воображение. Людей, у которых так много денег, я не мог себе представить обыкновенными людьми.
Мне казалось, что у каждого из них но крайней мере три желудка и полтораста штук зубов во рту. Я был уверен, что миллионер каждый день с шести часов утра и до двенадцати ночи все время, без отдыха ест. Он истребляет самую дорогую пищу: гусей, индеек, поросят, редиску с маслом, нуди н ги, кэки и прочие вкусные вещи. К вечеру он так устает работать челюстями, что приказывает жевать пишу неграм, а сам уж только проглатывает ее. (...)
Мне казалось, он должен носить белье из парчи, каблуки его сапог подбиты золотыми гвоздями, а на голове, вместо шляпы, что-нибудь из бриллиантов. Его сюртук сшит из самого дорогого бархата, имеет не менее пятидесяти футов длины и украшен золотыми пуговицами в количестве не меньше трехсот штук. По праздникам он надевает сразу восемь сюртуков и шесть пар брюк. Конечно это и не удоб-но, и стесняет... Но, будучи таким богатым, нельзя же одеваться как все...
Карман миллионера я понимал как яму, куда свободно можно спрятать церковь, здание Сената и все, что нужно...
Однако, представляя емкость живота такого джентльмена подобной трюму хорошего морского парохода, я не мог вообразить длину ноги и брюк этого существа. Но я думал, что одеяло, под которым он спит, должно быть не меньше квадратной мили. (...)
Странно, что при всем этом я не мог представить - какой вид имеет голова чудовища. Более того, голова казалась мне совершенно лишней при этой массе мускулов и кости, одушевленной влечением выжимать из всего 30.того. (...)
Можете вообразить мое изумление, КО і із я. встретив миллионера, увидал, что это самый обыкновенный человек.
Передо мной сидел в глубоком кресле длинный, сухой старик, спокойно сложив на животе нормального размера коричневые сморщенные руки обычной человеческой величины. Дряблая кожа его лица была тщательно выбрита, устало опущенная нижняя губа открывала хорошо сделанные челюсти, они были усажены золотыми зубами. Верхняя губа - бритая, бескровная и гонкая - плотно прилипла к его жевательной машинке, и когда старик говорил, она почти не двигалась. Его бесцветные глаза не имели бровей, матовый черен был лишен волос. Казалось, что этому лицу немного не хватало кожи и все оно красноватое, неподвижное и гладкое - напоминало о лице новорожденного ребенка. Трудно было определить - начинает это существо свою жизнь или уже подошло к ее концу...
Одет он был тоже как простой смертный. Перстень, часы и зубы - это все золото, какое было на нем. Взятое вместе, оно весило, вероятно, менее полуфунта. В общем этот человек напоминал собой старого с.лугу из аристократического дома Европы...
Обстановка комнаты, ТІ которой ои принял меня, не поражала роскошью, не восхищала красотой. Мебель была солидная, кот все, ч то можно сказать о ней.
«Вероятно, в этот дом иногда заходят слоны...» - вот какую мысль вызывала мебель.
1. Найдите в тексте авторские знаки препинания, дайте им

свое толкование (что автор хотел этим выразить, какие дру
гис знаки могли быть использованы).
Найдите в этом отрывке вводные слова, обороты, подумайте, чем объясняется их обилие, какова их стилистическая роль в предложении и какие они вносят смысловые оттенки в каждом конкретном случае.
В каких абзацах Горький представляет миллионера до встречи с ттим? Понаблюдайте, как автор, стараясь избежать тавтологии, подбирает сказуемые. Выпишите их из этих абзацев.
Какие вопросы мог задать Горький миллионеру? Каковы могли быть
гнеты?
>. Прочитайте продолжение очерка, сопоставьте представление о милії юнере с сто истинным портретом.
Как начать очерк? Этот вопрос каждый автор в кажяом конкретном случае решает по-разному. Во вступлении обычно автор говорит о чем-то очень важном для понимания личности героя очерка. Оно должно заинте-ресовать, заинтриговать читателя, чтобы вызвать желание прочитать этот очерк до конца.
Прочитайте очерк М. Горького «Лев Толстой». Как он построен? Какие прозаические жанры используются в нем? Какие эпизоды и художественные детали вам особенно хорошо запомни- шсь? Почему? Расскажите о Л. Толстом: каким он представляется сам после прочтения очерка Горького? А каким представляется вам Горький после прочтения этого очерка?
Запишите прилагательные, описывающие качества человеке;, распределяя их на три группы: 1) положительные; 2) отрица- іельньїе: 3) нейтральные.
Бе..дарпый, беззаботный, бескорыстный, благородный,
боЛТЛИВЫЙ, ВеЖЛ..ВЫЙ, весеЛЫЙ, ВЛаС"Г..ЛюбиВЫЙ, ВИ..Ч..ТЛИ- гельный, ВСПЫЛЬЧоВЫЙ, высок..мерный, гост..ир..импый, де- ТоКагный, доброжелательный, заноем..вый, любознат..льный,
Дюб..ИЫТПЫЙ, ПеВСЖоСТВСЧІНЬїІІ, ОТЗЫВЧ..ВЫЙ, ПріІВСТ."ІоВЬіЙ,
pa..говори..вый, сам..влюбленный, сам..любивьііі, слабовольный, тактич?ный, галапгДоВЫЙ, че.товеч?ный, ч..сто люб и вый, .)рудир..ванпьііі.
Запишите эпитеты, уместные при описании: а) взгляда; б) глаз; в) рук. Согласуйте их с существительными. Некоторые из них могут быть уместными в разных подборках эпитетов.
Белый, большой, выцветший, гневный, голубой, грубый, л"еСткий, заисКоВающий, зеленый, карий, круглый, ласковый, тукавый, м..золистый, мягкий, навыкате, насмешливый, нежный. (не)навид.дций, пасмурный, приветл..вый, ра..косый, светлый, серый, сильный, спокойный, суровый, сухой, темный, Т..Ж..ЛЫЙ, умный, усталый, ч..рный.
Подберите (из словарей и по памяти) и запишите эпите- 1Ы, уместные при описании: а) роста человека; б) фигуры; в) волос;
) одежды.
422. Подберите и запишите эпитеты, уместные при описании: а) .типа (щек. лба); б) походки; в) одежды - - хорошо знакомого вам человека.
423*. Выпишите из романа.Л. Толстого «Война и мир» эпитеты (в сочетании с главным словом), передающие выражение глаз и улыбку: а) Наташи Ростовой; б) Элси Безуховой, в) Марьи Болконской; г) Пьера Безухова: д) Андрея Болконского; е) Анатоля Кураги и а (один из вариантов задания). Укажите, в каких ситуациях, при общении с кем возникают те или иные эмоциональные проявления, передаваемые через выражение глаз и улыбку,
Сформулируйте мысль, которая объединяет эти пословицы. Как вы полагаете, можно ли их использовать при написании 11ортретио го очсрка?
1. Кто собою пс у правит, то г и другого на разум пс наставит. 2. Брюзжит, как осенняя муха. .3. В ком есть стыд, в том п совесть. 4. Все видят, как веселюсь, а никто не видит, как плачу. 5. Видом орел, а умом тетерев. 6. Весь бы прост, да привязан лисий хвост. 7. Глазами и кос, да душою прям. 8. Глазами плачет, а сердцем смеется. 9. Добрый Иван - и людям, и нам, а худой Иван - пи людям, ни нам. 10. И стар, да весел, и молод, да угрюм. 11. И личиком бела, и с очей мила. 12. Изба елова, да сердце здорово. 13. Как нет души, так что хочешь пиши. 14. Криклив, да на деле правдив. 15. Критиковать востер, как топор, а критику слушать - глух, как обух. 16. /1 омить ся в открытую дверь. 17. Кос очами, крив речами. 18. Не искал бы в селе, искал бы в себе. 19. Спесивый высоко мостится, да низко садится.
Попытайтесь написать очерк о своем товарище, друге. Уточните для себя какова основная мысль вашего очерка, отразите ее в названии. Составьте план очерка. Учтите, что в очерке вам придется пользоваться не только описанием, но и повествованием и рассуждением. Обра і нее внимание на такие моменты, как описание внешности, ее особенностей (походки, манеры говорить и т.д.); ваше первое впечатлен не при знакомстве с этим человеком; что вас" прежде всего привлекло в нем, что вас связывает. Вспомните интересные эпизоды из его жизни. О чем вы иногда с ним мечтаете? Делитесь ли вы иногда с ним сокровенными мыслями? Есть ли у него недостатки, если есть, мешают ли они вашей дружбе? Может ли он от них избавиться?
Труднее всего писать о себе, хотя, казалось бы, каждый знает себя лучше, чем другие. Это объяснимо: во-первых, не всегда можно объективно оцепить себя, свои поступки, во-вторых, не всегда хочется говорить о себе все.
(Ian піни те о себе, выбрав один из вариантов:
а) в форме дневника (о своих мечтах и жизненных планах);
б) о себе в третьем лице - таким, каким вас видят со стороны;аши друзья, или родные, иди же учителя;
в) в сказочной форме: события, действия вымышленные, фанта- ; і ическис, а черты характера, привычки, мысли и даже отдельные ¦ " юна главного героя - ваши.
427, Прокомментируйте применительно к себе содержание сле- t\ ющих текстов.
]. ИЗ ДНЕВНИКА

За то, что на ну ги За то, что - вот беда! -
Я часто слово строгое Я в песенку убогую
Старался обойти. Влюблялся иногда.
Кляну себя за многое, Кляну себя за многое,
За то, что в некий день За то, что мне назло
Пенрнбранной дорогою Притворство мягконогое
Ко мне пробралась лень. Войти в мой дом смогло.
Кляну себя за многое, За то, что в трудный час Я мягкое пологое Предпочитал не раз.
(С. Ост р о в ой.)
Найдите междометное предложение (сочетание двух слов, являющихся мел, доме гнем и в то же время самостоятельным вставным предложением), подумайте, какова стилистическая роль этого маленькою предложения.
II. Бездельничание вонсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно заляг, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вооб- ще бездельник всегда очень занят.
(Д. Лихаче в.)
Проблемный очерк
13 центре проблемного очерка социально значимые во- просы: политические, экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем, вступает- в полемику со своими оппонентами.
В этом жанре публицистического стиля речи могут использоваться портретные зарисовки, по главным здесь оказывается не характер того или иного человека, а его отношение к данным вопросам, различные точки зрения, различные взгляды. В таком очерке можно встретить и путевые заметки, зарисовки. Но они тоже служат подтверждением позиции автора в споре, выражением определенного взгляда, одним из средств доказательства. Очерк такого типа носит полемический характер.
Проблемный очерк строится по типу рассуждения.
Вспомните, что такое рассуждение, какова композиция текстов этого типа речи. Найдите текст-рассуждение и запишите его. Укажите в тексте аргументы и контраргументы, вывод. Будет ли подобранный вами текст проблемным очерком? Аргументируйте свое мнение.
Прочитайте начало статьи Л. Ивановой (из серии статей о народных верованиях, обрядах и фольклоре, опубликованных в 1997-1998 гг. в журнале «Русская словесность»). Определите ее тему и основную мысль. Озаглавьте статью. Почему вы так озаглавили?
Дом, изба, двор, дворище, печище... казалось бы, говорящие об одном и том же, приведенные слова тем не менее отличаются смысловыми оттенками и емкостью стоящего за ними содержания: одни подразумевают только жилище, в котором можно укрыться от дождя, холода и прочих бед, дру-гие, помимо этого, указывают на семейный союз, в нем проживающий, что с наибольшеіі очевидностью декларируют песни, исполняемые ВО время СВЯТОЧНОГО обхода дворов, известного во многих областях России как колядование.
(...) Госнодпиов двор посеред!) Москве. Посередь Москве па живом мосту, Стоят три терема златоверховые; Во первом-то терему млад светел месяц, Во втором-то терему красно солпушко, В третьем-то терему часты звездочки. Млад светел месяц - то хозяин наш, Красно еолпушко - то хозяюшка, Часты звездочки - малы деточки. (...)
Сказанное объясняет, почему понятия семья, род стали одними из ключевых в русской традиционной культуре и семантически пересекались с другими (не менее значимыми) дом, родина.
2. Издревле в России с семьей связывались основные человеческие ценности, а человек, так и не сумевший обзавестись семейством, именовался бездомным и бездольным (ем. пословицы: «И в раю тошно жить одному», «Семейная кашка погуще кипит», «Одна головня и в поле гаснет, а две дымятся», «Без мужа, что без головы, без женім, что без ума» и др.). По этой причине в общественной жизни холостые лишались ряда привилегий, о чем красноречиво свидетельствуют следующие фрагменты из писем крестьян XIX в., проживавших в Ярославской и Орловской губерниях: «Неженатый не считается у нас настоящим крестьянином. На него смотрят отчасти с сожалением, как на нечто пепельное, отчасти с презрением»; «Холостому быть хозяином общество запрещает».
В народной среде трепетное отношение к семье поддерживалось священнослужителями, почитавшими ее за «малую» церковь, что зафиксировано в ряде пословиц («Жена мужу пластырь, муж жене пастырь», «Муж в дому, что глава (крест) на церкви») и в обычае домашних молебствий перед принятием пищи или на сон грядущий, которыми обыкновенно руководил семейный старейшина. Таким образом, в определенном смысле семья уподабливалась церковному клиру, в котором права и обязанности были строго распределены в зависимости от возраста и сана (характерным, с этой точки зрения, следует признать именование средневековой семьи, основанной па уставных отношениях, изложенных в документе XVI в. «Домострое», патриархальной).
Упорядочению отношении между членами большой крестьянской семьи способствовала ее сложная иерархическая стратификация - своего рода «семейная лестница», в которой права и обязанности каждого определялись занимаемой им «ступенью».
Во главе семьи стоял старший мужчина - большак, на- болыиой, старшой. Именно он имел право решающего голоса во всех семейных делах (распределение работ по членам семьи, купля, продажа, уход на заработки и пр.) и представлял свой род па мирской сельской сходке (см. пословицы: «Всякий дом хозяином держится», «Дом красится хозяином», «Без хозяина дом - сирота»).
Главной помощницей мужу, его правой рукой но дому была жена - большуха, старшая, во всем подчиняющаяся ему. Такие жены рассматривались в народе как залог семенного благополучия, поскольку в этом случае исчезали поводы для семейных ссор, а «где мир да лад, там и Божья благодать» (ср.: «Умная жена, как нищему сума», «От плохой
Ю Власенкои 289
жены состареешься, от хорошей помолодеешь», «Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать», «С доброй женой торе - полгоря, а радость вдвойне», «Муж -голова, жена - душа»),
ері 1. Выпишите її сгруппируйте лексику, отражающую быт ста- h " А рой русской крестьянской семьи.
2. Выпишите небольшие цитаты, которые могли бы послужить тезисами данной статьи. Каждую цитату прокомментируйте.
Прочитайте выразительно текст песни, имея в виду, что это песня, славящая хозяина дома, куда пришли колядующие, и что исполнители ждут вознаграждения.
Расскажите о правописании приставок, используя примеры из данного текста.
Оценивая опыт наших предков в устройстве семьи и домашнего быта, напишите очерк о проблемах семьи на современном этапе, учитывая свои личные взгляды.
Определите основную тему пословиц и поговорок. Подберите к одним из них - синонимичные, к другим - антонимичные пословицы, поговорки, афористичные выражения.
Объясните все случаи постановки тире.
1. С добр..й женой горе полгоря а радость вдвойне. 2. Не надоб..н и клад коли у мужа с женой лад. 3. Птица радуется весне а мл..денец матер.. . 4. Любовь да с.вет так и горя нет. 5. (Пе)дорог подарок дорога любовь. 6. От хозяйского глаза ж..реет и кот. 7. Не та хозяйка которая говорит а которая щи варит. 8. Сер?це сердц.. чует. 9. Одно сердце страдает другое (не)знает. 10. И люб..шь да губ..шь. 11. Коротка что девичья память.

С какими пословицами вы согласны полностью, с какими - частично, с оговорками, с какими не согласны? Почему?
Сформулируйте две-три темы, актуальные для общества или для вас лично. Составьте п.тан или тезисы очерка по одной из тем.
432*. К. Д. Ушинскнй считал наиважнейшими для человека та-кие духовные ценности: а) «страстное стремление к истине»; б) прекрасное «в отношениях между людьми»; в) совесть; г) «стремление к совершенству»; д) «чувство справедливости».
Как вы понимаете каждую из этих духовных ценностей человеческой личности? Что бы вы поставили на первое место?
433. «Счастье - как я его понимаю?» Попытайтесь написать проблемный очерк на такую тему. Подберите эпиграф. Помните, что у вас должно быть рассуждение полемического характера.
Подумайте, как вы будете строить текст, какие смысловые отношения будут между предложениями (цепная или параллельная связь), как они будут выражаться.
434. Вспомните особенности публицистического стиля речи и (Ч"о жанра - проблемного очерка. Постарайтесь написать очерк проблемного характера на одну нз тем:
а) Можно ли в мои годы выбрать профессию на всю жизнь?
б) Что важнее: кем быть или каким быть?
в) Что дают человеку знания?
г) Мои раздумья о Вселенной, ее устройстве, ее прошлом и будущем. (Есть ли is ней место для разумных, целеустремленных сил, для деятельности космического масштаба?)
д) Чему я верю и во что верую?
Не забывайте о правилах построения текста, роли абзаца.
При написании очерка используйте прочитанные вами художественные произведения, статьи в газетах и журналах.
435*. Дайте толкование следующих слов и словосочетания (письменно). При затруднениях обращайтесь к толковому словарю.
Логика. Суждение. Умозаключение. Рассуждение. Тезис. .Доказательство. Аргумент. Анализ. Синтез. Логическое единство. Индукция. Дедукция. Обобщение.

Средства публицистического стиля (общественная и нравственно-этическая лексика, риторические вопросы и обращения, призывные интонации, гражданский пафос и т. д.) используются и в художественной литературе, и в поэзии - классической и современной.
436. Подберите два-три стихотворения, в которых, на ваш взгляд, удачно используются средства публицистического стиля речи, повышающие эмоциональное воздействие стихотворения на слушателя, читателя, пробуждающие высокие гражданские чувства. Подготовьте анализ художественно-стилевых особенностей этих стихотворений.

На вопрос сочинение очерк о каком либо человеке заданный автором Даша Романова лучший ответ это Портретный очерк "Лучший Друг".





Очерк





В путевых очерках автор рассказывает о фактах, событиях, людях, которых ему довелось наблюдать во время своей поездки. Путевой очерк – это всегда рассказ с места событий, даже если автор побывал в этих местах достаточно давно.

Ответ от Zom-_-Zom [активный]
не понятно очень большое надо нам писать


Ответ от Осознанный [новичек]
Одним из жанров сочинения является очерк, в котором учащийся должен уделить основное внимание не литературному явлению, а жизненному (встреча с интересным человеком, освещение реальной ситуации, какого-либо путешествия и т. д.). В таком сочинении ученику нужно описать не только свои чувства, эмоции, переживания, но и сделать вывод об общественной значимости описываемых событий. Каковы же этапы работы над созданием очерка?
1
Подберите героя очерка. При прочтении вашего сочинения он должен вызвать интерес для читателя, т. е. человек, добившийся чего-то в жизни, выполнивший свое предназначение, проявивший свои качества в сложившейся ситуации. Выбор отрицательного героя несет в себе трудности для вас, т. к. возникает необходимость обоснованно критиковать его слова, действия, поступки. Для портретных очерков не рекомендуется выбирать звезд, родственников, умерших людей, злодеев и преступников, ближайших друзей. С помощью знакомых найдите героя, с которым вы сможете встретиться лично.
2
Сделайте подбор материала. Источники получения могут быть разными: интернет, знающие люди, слухи, книги, газеты и журналы и т. п. Из всего этого вы можете составить краткую характеристику героя для очерка по следующим пунктам: имя (прозвище, титул, кличка и т. д.) , его возраст, происхождение, национальность, семейное положение, дети, образ жизни, образование, награды и дипломы, собственность и состояние. Выявите, какие интересные факты отсутствуют, т. к. именно они могут привлечь читателя. Для путевого очерка потребуется изучить этнографические, исторические и географические материалы.
3
Сформулируйте вопросы и подготовьтесь к беседе с героем. Не следует задавать каверзных вопросов, т. к. любой человек не будет рад подвергнуться суровому допросу. Составьте минимум вопросов, потому что встреча навряд ли будет многочасовой. Оптимальным вариантом будет беседа, состоящая из трех-семи логично связанных вопросов. Можно передать их собеседнику заранее, чтобы он обдумал ответы, а при личной встрече обсудить их вместе. Возможно, герой предложит заменить что-то или дополнит ваш список своими вопросами. Это также позволит вам сделать очерк более интересным.
4
Во время беседы расположите к себе героя, сделайте своим союзником. Т. к. вы заранее договаривались о встрече, то не следует начинать разговор со слов: «Пожалуйста, представьтесь». Общая атмосфера должна быть доброжелательной, комфортной для вас обоих. Записывайте беседу в блокнот или на диктофон.
5
Опираясь на полученные данные о герое (цитаты и мысли о нем других людей, биографические сведения, занятия и работа, достижения, решаемые им проблемы, жизненные принципы, планы на будущее) , напишите сочинение, где главным абзацем должна стать формулировки идеи очерка. Излагайте свои мысли логично, дайте полную характеристику изучаемого человека, реализация смысла жизни героя. Стремитесь к уникальности вашего текста, чтобы он не был похож на краткую биографию или резюме.
Источник: Удачи. Вот уже три года, как я знаю этого человека. Из всех близких для меня людей он по-особому дорог мне. На первый взгляд, это типичный студент, ничем не выделяющийся из общей массы. Невысокий рост, приятные черты лица, светлые волосы пшенично-золотистого оттенка и голубые-голубые глаза. И все же он для меня особенны. Это мой лучший друг Андрюшка.
В его глазах светится неугасимый огонёк - это его желание, стремление к чему-то новому, жажда жизни. Он никогда не упустит возможности послушать интересные лекции и семинары, а также научиться новому ремеслу. Это неудержимое стремление помогло ему в свои 20 лет многого добиться в жизни, в учебе, где он и стал «Студентом года-2000». Но окружающие тянутся к нему вовсе не потому, что он достаточно знаменит в своей среде и пользуется большим авторитетом, а пото


Ответ от шеврон [новичек]


Ответ от распространиться [новичек]
Я писала про своего дядю врача-хирурга.
Я бы хотела рассказать о необыкновенном человеке - своем родственнике.
Панов Юрий Александрович - врач-хирург многолетним стажем и заместитель главврача Сосновоборской городской больницы. Хирург - это благородная, ответственная и одна из самых необходимых профессий на земле. Хирург может спасти самое ценное - человеческую жизнь. Стать хирургом сможет далеко не каждый. Кроме глубоких теоретических знаний и твёрдой руки необходимо и ещё одно качество - искреннее сострадание и желание помочь.
Ю. А. Панов - хороший специалист потому, что он погружен полностью в изучение этой тяжёлой науки. У него имеется высшее медицинское образование. Мой дядя постоянно практикуется, совершенствуется и знакомиться с новыми методами и техниками лечения. Он всегда стремится пополнять свои знания в области медицины, развиваться и продолжать быть достойным примером врача-хирурга.
Не секрет, что труд врачей – это самопожертвование ради людей. По первому зову они должны прийти на помощь людям днем и ночью. Сколько переживаний за пациентов, операций и бессонных ночей бывает в их жизни, что и не счесть.
Врачи - "стражи здоровья". Они спасают людей и охраняют жизнь на Земле. А как часто представителям этой нелегкой профессии приходится спасать жизни и все зависит от их способности принять правильное и своевременное решение. А ошибиться нельзя, так как цена ошибки - человеческая жизнь.
Трудно даже представить себе, что стало бы с планетой, если бы не было врачей. По-моему, врачи каждый день совершают героические поступки. Ведь они спасают людей, их жизни, продлевают существование всего человечества.
Врачи проводят большую часть своего времени на работе и мой дядя не исключение. Его отличительные черты: определённый психологический настрой, интуиция и аккуратность. Так же он обладает отменным здоровьем, как физическим, так и психологическим, всегда готов к серьёзным нагрузкам и стрессовым ситуациям. Потому, что работа хирурга предполагает ночные дежурства и работу в выходные дни. На работе мой дядя компетентный и чуткий врач, а в жизни – интересный собеседник, общительный и позитивный человек.
Я решила написать о нем потому, что он не только кардинально изменил жизни тысячей людей, но и спас несколько сотен. Каждый день мой дорогой сердцу дядя делает все возможное, а порой и невозможное, помогая людям снова вернуться к нормальной и привычной жизни.


Ответ от Кккк кокк [новичек]
Вот уже три года, как я знаю этого человека. Из всех близких для меня людей он по-особому дорог мне. На первый взгляд, это типичный студент, ничем не выделяющийся из общей массы. Невысокий рост, приятные черты лица, светлые волосы пшенично-золотистого оттенка и голубые-голубые глаза. И все же он для меня особенны. Это мой лучший друг Андрюшка.
В его глазах светится неугасимый огонёк - это его желание, стремление к чему-то новому, жажда жизни. Он никогда не упустит возможности послушать интересные лекции и семинары, а также научиться новому ремеслу. Это неудержимое стремление помогло ему в свои 20 лет многого добиться в жизни, в учебе, где он и стал «Студентом года-2000». Но окружающие тянутся к нему вовсе не потому, что он достаточно знаменит в своей среде и пользуется большим авторитетом, а потому, что в нем очень много положительной энергии, которой он делится с людьми.
По своей натуре это сильный, волевой, очень оптимистичный и жизнерадостный человек, умеющий ставить перед собой цели и добиваться их. Но в то же время он немного по-детски наивен и эмоционален. Сочетание этих качеств и помогает ему лучше понимать и разбираться в людях. Ему можно довериться в любой ситуации, зная, что он всегда выслушает, даст совет или просто скажет доброе слово. Он легкостью находит общий язык совершенно незнакомыми ему людьми. А людей в свою очередь притягивает его живость и незаурядность.
Конечно он такой не всегда. Ведь иногда просто хочется отдохнуть и понаблюдать за жизнью со стороны. Именно в эти минуты он отправляется в театр. Там он словно не в зрительном зале, а на сцене вживавается вроль героев, проживает моменты их жизни, а затем возвращаясь домой, любит поговорить о сегодняшней постановке.
А самое главно приятное то, что этот серьезный молодой человек ценит и уважает обычную человеческую дружбу, где, несмотря на разницу в возрасте, он все равно остается младшим братиком - Андрюшкой.
Очерк
1) В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальныепроблемы.
2) Публицистический, в т. ч. документальный, очерк излагает ианализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.
К сюжетным очеркам относятся портретный и проблемный. Портретный рассказывает о каком-либо интересном человеке: учёном, спортсмене, музыканте, артисте, труженике села и т. д. Вообще, перед автором стоит задача нарисовать живые черты героя всеми доступными речевыми средствами, сообщить о том необычном, чем данный человек отличается или отличился от других.
В проблемных очерках вместо отдельных фактов или событий, портретов людей, нарисованных в конкретной обстановке, даются обобщённые образы героев. В таких очерках внимание читателя сосредотачивается на решении злободневных проблем, а для этого журналисту необходимо дать такой художественно-публицистический анализ действительности, в котором явления жизни, сами факты отобраны и преподнесены в свете общенародных проблем.
К описательным относятся событийный и путевой очерки. Событийный – чаще всего посвящен какому-нибудь важному событию в жизни достаточно большой группы людей, например, народному празднику, запуску космического корабля, военному параду и т. д.
В путевых очерках автор рассказывает о фактах, событиях, людях, которых ему довелось наблюдать во время своей поездки. Путевой очерк – это всегда рассказ с места событий, даже если автор побывал в этих местах достаточно давно.