Зачем чиновник променял пост на карьеру рок-певца (и как все было на самом деле) . Замглавы минтранса уйдет в отставку и будет петь в группе Денег больше, дорог меньше

Пожалуй, немного найдется в России более удачливых лоббистов, чем бывший министр транспорта Игорь Левитин . Практически все вопросы, в которых был его интерес, решались на государственном уровне в его пользу. Правда, если большинство российских лоббистов пытаются создать благоприятные условия для всей отрасли, и, как следствие, себе, то в случае с Левитиным не так: здесь на первом месте стояла выгода близких к экс-чиновнику бизнес-структур, а транспортная отрасль как была отстающей по европейским меркам, такой и осталась. Не случайно Левитина прозвали «министром катастроф»: такое количество трагических происшествий, как при нем, припомнить сложно. Тут и утонувший на Волге теплоход «Булгария», утащивший на дно 122 человек, и разбившийся под Донецком самолет Ту-154, летевший из Анапы в Петербург - тогда погибло 170 людей. И падение Як-42 под Ярославлем, забравшего на тот свет 43 души. 45 жертв было при падении Ту-134 под Петрозаводском, 125 - в Иркутском аэропорту, когда загорелся «Аэробус-310». А еще - теракт в аэропорту «Домодедово» и подрыв «Невского экспресса», которые случились в том числе из-за плохого обеспечения безопасности. Всего пребывание Левитина на посту министра транспорта стоило жизни более чем 700 человек. Не у каждого хирурга, даже неумелого, есть такое собственное кладбище.

Зато на этом фоне трудно не заметить денежные дожди, проливающиеся на компании, считающиеся близкими экс-министру. Когда в 2004 году Игорь Левитин возглавил Минтранс, он дисциплинированно переписал все свои доли в бизнес-структурах на родных и близких. Теми учреждались новые компании, они сливались со старыми, перепродавались, перепокупались, доли путались, записывались на кипрские офшоры , и теперь без специального запроса следственных органов установить, кто является их конечным бенефициаром, невозможно. Хотя эксперты не сомневаются, что это лицо им хорошо известно, и оно как две капли воды похоже на левитинское.

Впрочем, бизнесом он занимался и открыто: в течение семи лет министр в нарушение закона «О правительстве» был председателем Совета директоров «Международного аэропорта Шереметьево» и «Аэрофлота» , а также членом совета директоров «Объединенной авиастроительной корпорации».

Вскоре начались странные совпадения. Например, до прихода Левитина в правительство компания «Северстальтранс», в которой он трудился, зарабатывала 10 миллионов рублей в год, то сразу после занятия министерского кресла - 25 миллионов. Рост доходов на 150 процентов всего за год - фантастический показатель для любого предприятия. Мощным многомиллиардным потоком пошли государственные заказы и в другие фирмы, близкие министру: Минтранс и подконтрольный ему Росавтодор щедро отдавали подряды фирмам, контролируемым друзьями и родственниками министра. Тут и «Дормашинвест», аффилиированный со «Стальтехинвестом», который Левитин учредил вместе с дочерью, и «Пассажир сервис», и «Мостотрест» и десятки других фирм. В «Мостотрест», к примеру, по данным СПАРК-Интерфакс, государство всего за пять лет перечислило почти 80 миллиардов рублей.

Денег больше, дорог меньше


А что отрасль? Если в 2000 году, задолго до назначения Левитина министром, Росавтодор строил почти восемь тысяч километров дорог, тратя на это около 56 миллиардов рублей, то в 2010 году распорядитель бюджета имел в своем распоряжении уже 280 миллиардов, но построил... всего две тысячи километров. Специалисты прикинули: за десять лет стоимость материалов и работ выросла примерно в три раза. Но даже с учетом этого факта эффективность расходования государственных средств снизилась в 5-6 раз. Судя по всему, именно так со стороны и выглядит коррупция. Тем более, что это подозрение небезосновательно. Например, Счетная палата провела аудит строительства участка автотрассы Москва-Петербург в Тверской области. И нашла завышение бюджета на 6,6 миллиарда рублей. Причем эта прибыль отошла к компании «Мостотрест», где 31,5 процента акций принадлежит бенефициарам холдинга «Н-транс» - такое название после ребрендинга получила «Северстальтранс», в которой трудился Левитин до прихода в правительство. Прокладкой скандальной трассы, идущей через Химкинский лес , занимается «Северо-Западная концессионная компания», где 50 процентов акций - у собственников все того же «Н-транса». Да и вообще с этой дорогой - одни скандалы. Тут и избиения защитников Химкинского леса, и коллапс, сковавший нынешнюю трассу Москва-Петербург в 2006 году: тогда многокилометровый затор стал поводом для одобрения проекта строительства новой платной дороги. Но проверка Генпрокуратуры установила, что причиной кризиса на шоссе были неправильные действия правительства Москвы и Росавтодора. То есть, судя по всему, пробка была создана искусственно.

Портовые разборки


Вообще, «Н-транс» сегодня - один из крупнейших игроков на транспортном рынке. Холдинг занимается буквально всем: от дорог до перевозок грузов. А в Петербурге у него имеется и вовсе бриллиант: там он является монополистом на рынке стивидорных услуг. Ведь 83 процента контейнерных перевозок проходят через подконтрольную «Н-транс» фирму Global Ports. Плюс у нее свои терминалы в Эстонии и Финляндии. У российских импортеров к ней давно есть претензии из-за грабительских расценок, которые все время бесконтрольно растут: если сейчас стоимость погрузки-разгрузки контейнеров еще сопоставима с мировыми ценами, то за перемещение по территории порта фирма дерет три шкуры. По данным гильдии «Гермес», провезти контейнер несколько сот метров к пункту таможенного досмотра обходится в такую сумму, что стоимость обслуживания удваивается. Если груз необходимо взвесить, то утраивается. А если таможенники решат провести полную проверку контейнера, то расходы возрастают почти в четыре раза. При этом в большинстве зарубежных портов все эти процедуры - бесплатные. Вот и выходит, что обслуживание грузов в Большом порту Санкт-Петербурга становится невыгодным. Предприниматели уже и в суд обратились, и в Антимонопольную службу жалобы написали, но эти дела пока находятся в стадии рассмотрения.

Стоит ли удивляться, что возвышение Global Ports тоже произошло во время «министерского срока» Игоря Левитина. При этом укрепились и позиции небезызвестного в Петербурге «авторитетного бизнесмена» Ильи Трабера , который долгие годы был в питерском порту царем и богом. Испанская пресса упоминает его под кличкой «Антиквар» и связывает с тамбовской преступной группировкой. Ему не только остался подконтрольным Морской порт, но и близкие Траберу люди вдруг заняли высокие государственные посты: бывший директор «Портового флота» Анатолий Савкин возглавил питерское отделение Росморпорта, а бывший сотрудник Трабера Игорь Русу - сначала компанию «Усть-Луга», а затем он стал заместителем руководителя Росречморфлота.

Вполне естественно, что левитинский Global Ports хотел бы и дальше сохранять свое глобальное доминирование. Но это идет вразрез с планами руководства страны развивать российский морской транспорт. И чьи же интересы взяли верх - государства или бывшего министра транспорта? Судите сами. Проект крупнейшего порта в Усть-Луге должен был стать прорывным: там планировались многочисленные причалы и терминалы плюс огромная промышленная зона, которая должна была на месте перерабатывать привозимое морем сырье. Правда, все это имело смысл только при хорошей транспортной инфраструктуре: сейчас к Усть-Луге ведет единственная дорога из Петербурга. Причем весьма узкая. Так что в планах было строительство трассы, которая вывела бы грузы к Новгороду и дальше вглубь страны. Но за все время, пока Левитин был министром транспорта, эта магистраль так и не появилась. А без нее и производства в промзоне появляться не желают, да и сам порт теряет смысл, так что проект хоть и развивается, но далеко не теми темпами, как хотелось бы.

Вскоре появился еще один потенциальный конкурент для Global Ports. К нему сейчас прокладывают от дамбы морской канал, а на берегу строят причалы. С транспортным обеспечением инвесторы решили вопрос сами, благо и железнодорожные пути, и Кольцевая автодорога рядом. И тогда началась атака на проект с другой стороны: финансовой. Ведь на строительство порта планируется потратить около 60 миллиардов рублей, из которых 15 миллиардов - бюджетные: их выделил Росморпорт. Их-то и пытаются отобрать. И, хотя Левитин уже покинул министерство, лоббировать свои интересы, похоже, не перестал: в правительство поступило заключение Совета потребителей при Росмопорте, которое рекомендовало прекратить финансирование порта.

Откуда растут уши у этого заключения, стало ясно, когда в июле организация «Анонимный интернационал» выложила в Сеть интернет-переписку заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича со своим помощником Аланом Лушниковым. Когда-то Лушников работал в Минтрансе, и тоже помощником - у министра Игоря Левитина. Так что налицо старые служебные связи, которые на этот раз должны были сослужить одной задаче: затормозить, а в идеале похоронить конкурирующий проект. Лушников перечисляет пять строек, которые было бы неплохо лишить государственной поддержки. А вскоре после этого и возникло заключение Совета потребителей. Конечно, хакеров из «Анонимного интернационала» в суд не приведешь, чтобы доказать подлинность выложенной в Интернет переписки. Да и методы их работы не безупречны. Но до сих пор эта подпольная организация не была уличена в подделке писем, только в их обнародовании. Так что, скорее всего, переписка подлинная, тем более, что свои письма уже опознали двое адресантов Дворковича. Что еще раз заставляет снять шляпу перед лоббистским талантом Игоря Левитина: даже покинув министерский пост, он свято блюдет интересы близких к нему бизнес-структур.

Сергей Резанников

фото: mintrans.ru / Алан Лушников слева

Алан Лушников поменял работу в федеральном ведомстве на карьеру музыканта

Замглавы Минтранса России Алан Лушников, который сменил на этом посту нынешнего главу Бурятии Алексея Цыденова, сообщил журналистам, что уходит в отставку.

Это решение мы приняли совместно с министром транспорта, - цитирует его РБК .

На вопрос о дальнейших планах Лушников заявил: «Буду петь!». Как выяснилось, чиновник с молодости увлекался музыкой и выступал с различными коллективами, а сейчас является солистом рок-группы «Ctrl Band». Первый её концерт в новом составе состоялся в конце апреля, напоминает РБК.

видео: ren.tv

Замминистра транспорта отметил, что назвать точную дату своего увольнения пока не может, поскольку решение об его отставке будет принимать председатель правительства.

Напомним, Алан Лушников пришёл в федеральный Минтранс на смену Алексею Цыденову в феврале 2017-го года. Соответствующее распоряжение тогда подписал глава кабмина Дмитрий Медведев.

Лушников окончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «юриспруденция». В 2006-2008 годах он работал заместителем главы «Росжелдора» и занимался в том числе вопросами, связанными с реформированием железнодорожного транспорта. С февраля по август 2008-го исполнял обязанности главы ведомства. Позже стал «правой рукой» министра транспорта, которым тогда являлся Игорь Левитин. После перехода последнего в аппарат президента Лушников стал помощником вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего транспортную отрасль. Он отвечал за транспортные вопросы - железную дорогу, порты и авиа.

Возьми нормальный аккорд! - говорит гитарист клавишнику.

Нормальный?

Ну, трезвучие возьми! Вот видишь - все ложится.

Что тут должно лечь и почему за минуту до этого все звучало «не так», непосвященному человеку не очень понятно. Но музыканты уже снова играют ту же мелодию - что-то опять можно сделать лучше. И так - раз пять подряд. «Знаете секрет профессионализма в любой сфере? - говорит мне Алан Лушников . - Человек становится профессионалом, когда что-то делает десять тысяч раз».

В музыке Лушников пока не профессионал, не хватает еще пары тысяч повторений. В детстве он пел в хоре и ходил в музыкальную школу, но учиться пошел на юриста. Хотя музыкой все равно занимался: в 1999 году, еще живя в Петербурге, присоединился к блюзовой группе, которую собрали друзья. Играли на фестивалях и в клубах, даже записывались в студии Андрея Тропилло - той, где в 80-х писались «Аквариум» и «Зоопарк». Но через десять лет распались - «по ряду обстоятельств», как уклончиво говорит Алан. Он вообще очень сдержан в формулировках - ценное качество для чиновника. А на госслужбу он попал в 2006 году. Начинал с поста замруководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта, позже работал с Аркадием Дворковичем (тогда - вице-премьером РФ). Получал награды, стал замминистра транспорта, а потом «все бросил и ушел петь в рок-группу». По крайней мере, так решили в соцсетях после сообщений СМИ. «Красавчик», - радовались одни. «Все мы люди», - философски отмечали другие. И правда же: не то дауншифтинг 80 lvl, не то исполнение мечты половины подростков планеты.

Сам Лушников говорит, что это ни то, ни другое. «Я ушел с поста замминистра. Иногда надо менять работу. Точка, - объясняет он. - Я занимаюсь музыкой, потому что мне это нравится. Точка. Причинно-следственной связи тут нет». По его словам, он фактически сменил одно хобби на другое: музыка для него - увлечение, но и прежняя работа - тоже. «Иначе не было бы смысла этим заниматься».

Объявляя журналистам о планах уйти в отставку, Лушников сказал: «Буду петь». Он признается, что не ожидал такого переполоха. «Я подумал: вот как бывает - всего лишь два слова!» В тот вечер у его команды CtrlBand был концерт. «И там один человек уважаемый после прочтения новостей пошутил: слушай, ты, оказывается, в рок-группу переходишь на работу! - рассказывает Лушников. - А один хороший знакомый сказал: „Ну ты взорвал отрасль“.

На самом деле ни „взрывать отрасль“, ни даже просто возвращаться к музыке всерьез Алан не планировал. Просто в прошлом году он решил сделать жене подарок на день рождения - устроить концерт. Собрал музыкантов - уже, конечно, не тех, с которыми играл когда-то в Питере. Концерт удался (»Жена сказала «спасибо», - скромно поясняет Лушников), и после него команда не смогла расстаться. «К сожалению, я не могу что-то делать наполовину, - рассказывает бывший чиновник. - И когда мы собрались, отрепетировали и сыграли, было очень жалко это все выбрасывать. Решили: давайте запишем четыре песни. А потом - давайте еще концерт сделаем…» Так что подарок жене оказался спорным: муж, и без того пропадающий на работе в министерстве, стал пропадать еще и на репетициях. Зато после отставки он все наверстал. «Раньше я не всегда мог прийти вечером вовремя, чтобы уложить детей спать, - говорит он (а детей в его семье трое). - Сейчас это, слава богу, получается».

Что еще такого (недоступного министру) может делать начинающий рок-певец? На репетиции, пока музыканты играют соло, Лушников привычно отвечает кому-то в двух смартфонах одновременно. Зато у микрофона стоит в джинсах и футболке. «Я люблю носить джинсы. Но и костюмы я тоже люблю, - говорит Алан. - Не было такого, чтобы я выкинул костюм в окно и сказал: все, я больше его не надену».

CtrlBand играет блюз и рок-н-ролл, музыку пишут сами. Одна из песен - «Annabel Lee» - написана на стихи Эдгара По : Лушников его любит. Поют они только на английском, что, кстати, не очень нравится некоторым комментаторам на YouTube. Но, как говорит Алан, «сама блюзовая музыка - англоязычная». Хотя по-русски он, возможно, тоже когда-нибудь запоет: «У меня есть одна задумка, но надо до нее дожить».

О своей новой «работе» Алан говорит: «Конечно, я отдыхаю, но это не дауншифтинг. Это новый вызов». Он уверен, что через какое-то время вернется к профессии юриста: «Из отрасли мне не удастся уйти». Может, поэтому он не побоялся расстаться с высокой должностью (и стабильным заработком). А может, потому что уверен: «Любая стабильность - это иллюзия».

Иллюзия, не иллюзия, но вот репетирует CtrlBand стабильно. Проигрывая одну и ту же песню по несколько раз за час.

Фото: mintrans.ru, Ведомости / Максим Стулов

В освободившееся кресло замминистра транспорта России сел Алан Лушников

На эту должность его назначил премьер-министр страны Дмитрий Медведев. Соответствующее распоряжение опубликовано на официальном сайте российского правительства.

Назначить Лушникова Алана Валерьевича заместителем министра транспорта Российской Федерации, - говорится в документе.

Как сообщают «Ведомости» , новый замминистра закончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «юриспруденция». В 2006-2008 годах он работал заместителем главы «Росжелдора» и занимался в том числе вопросами, связанными с реформированием железнодорожного транспорта. С февраля по август 2008 года исполнял обязанности главы ведомства. Позже стал «правой рукой» министра транспорта, которым тогда являлся Игорь Левитин. После перехода последнего в аппарат президента Лушников стал помощником вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего транспортную отрасль. Он отвечал за транспортные вопросы - железную дорогу, порты и авиа.

Напомним, Вячеслав Наговицын заявил о своей отставке 7 февраля. В тот же день президент страны Владимир Путин . Руководить республикой с приставкой и. о. он будет вплоть до сентябрьских выборов.

Чиновник с молодости увлекается музыкой и успел побывать солистом нескольких коллективов в Петербурге

Алан Лушников

Кирилл Кухмарь/ТАСС

Москва. 21 сентября. сайт - Заместитель министра транспорта РФ Алан Лушников покинет этот пост.

"Я ухожу. Решение принимает председатель правительства. Он его еще не принял, но оно предложено к одобрению. Такое решение мы приняли совместно с министром транспорта", - сообщил чиновник журналистам в пятницу. Сроки ухода с нынешнего поста он не назвал, дав понять, что они зависят не от него.

Говоря о дальнейших своих планах, Лушников заявил, что "будет петь". Чиновник с молодости увлекается музыкой. Являлся солистом нескольких музыкальных коллективов в Санкт-Петербурге. В настоящее время поет в группе CtrlBAND.

Лушников в начале 2017 г. сменил на посту заместителя министра транспорта РФ Алексея Цыденова (сейчас является губернатором Бурятии). В 2006-2008 гг. чиновник работал замглавы Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ. В 2008 г. непродолжительное время занимал пост исполняющего обязанности главы ведомства.

В дальнейшем был помощником министра транспорта РФ Игоря Левитина. После перехода последнего в аппарат президента РФ Лушников стал помощником Аркадия Дворковича, который курировал тему транспорта в ранге вице-премьера и возглавлял совет директоров ОАО "Российские железные дороги", хотя в новый состав правительства не вошел, став сопредседателем фонда "Сколково".

Слухи об уходе Лушникова с поста замминистра, курирующего вопросы развития железнодорожной отрасли, появились еще в начале лета, после назначения на пост главы Минтранса Евгения Дитриха (сменил Максима Соколова). До этого по предложению Дитриха его заместитель был выведен из состава совета директоров РЖД.

Ж/д рынок при этом обсуждал ряд кандидатур на пост профильного зама. По словам одного из собеседников "Интерфакса", собеседование с Дитрихом проходили не менее четырех человек. В их числе - бывший глава министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Госстрой) РФ Владимир Токарев. Один из собеседников агентства утверждал в конце августа, что руководитель Минтранса уже внес предложения в правительство, а другой - что кандидатура экс-чиновника Госстроя уже согласована на уровне правительства РФ.

Однако у двух других источников была иная информация: один из них говорил, что кандидатуру Токарева "не согласовали", а второй - что назначение "маловероятно". Между тем, экс-чиновник с железнодорожной отраслью был знаком в прошлом. В 2004-2006 гг. он работал заместителем начальника дирекции по экономике и бюджетированию ОАО "Вагонреммаш" ("дочка" "Российских железных дорог"). В 2006 стал замглавы Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ. В конце 2008 г. перешел на должность заместителя министра регионального развития РФ. Весной 2012 г., в связи с отставкой Виктора Басаргина (нынешний руководитель Ространснадзора), исполнял обязанности главы Минрегионразвития.

В то же время, по сведениям двух источников агентства, в числе претендентов также фигурировал заместитель генерального директора РЖД Андрей Старков (курирует вопросы корпоративного управления и распоряжения имуществом). В то же время, еще один собеседник говорил, что топ-менеджер также "не прошел проверку".