Основные этапы жизни и Творчества И.С.Тургенева Мать Варвара Петровна Лутовинова – женщина властная, умная, но своенравная и жестокая. Богатая помещица, - презентация. Иван Тургенев: интересная и краткая биография писателя

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Вслед за Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, их последователем и продолжателем, среди других великих писателей в русской литературе XIX в. прошёл свой долгий, сорокалетний творческий путь Тургенев. Уже в начале этого пути, в 40-х годах, его талант был отмечен и оценён Гоголем и Белинским.

«Изобразите мне, - писал Гоголь (в 1847 г.) П.В. Анненкову, - портрет молодого Тургенева, чтобы я получил о нём понятие как о человеке; как писателя я отчасти его знаю: сколько могу судить по тому, что прочёл, талант в нём замечательный и обещает большую деятельность в будущем». Несколько лет спустя Гоголь подтвердил своё мнение: «Во всей теперешней литературе больше всех таланта у Тургенева».

Герои и героини Тургенева вошли в ряды классических русских литературных образов, стали художественными обобщениями большой познавательной силы - отражением культурно-общественных этапов одной из самых замечательных эпох русской жизни (идеалисты 30-40-х, разночинцы 60-х, народники 70-х годов). Об отзывчивости Тургенева на запросы жизни Добролюбов писал: «Живое отношение к современности упрочило за Тургеневым постоянный успех у читающей публики. Мы можем смело сказать, что если Тургенев затронул какой-нибудь вопрос в своей повести, если он изобразил какую-нибудь новую сторону общественных отношений, - это служит ручательством за то, что вопрос этот поднимается или скоро поднимется в сознании образованного общества, что эта новая сторона жизни начинает выдаваться и скоро выскажется перед глазами всех».

Тургенев не был революционером, но его произведения, полные раздумий о судьбе родины, согретые любовью к народу и глубокой верой в его великое будущее, помогали воспитанию русских революционеров. Вот почему Салтыков-Щедрин писал: «Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова».

Велика общественная и литературная заслуга Тургенева, создавшего замечательные женские образы, полные жажды деятельности, самоотверженности и готовности к подвигу. Такие тургеневские героини, как Елена из романа «Накануне», девушка из стихотворения в прозе «Порог», вдохновляли на борьбу, звали на путь служения народу, были примером для многих современников писателя. «Тургенев, - говорил Л.Н. Толстой, - сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таковых, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились. Это - зерно; я сам наблюдал. потом тургеневских женщин в жизни».

Ещё Белинский отметил у Тургенева «необыкновенное мастерство изображать картины русской природы». Певец русской природы, Тургенев с такой поэтической силой и непосредственностью показал пленительную красоту и прелесть русского пейзажа, как ни один прозаик до него.

Вместе со своими великими предшественниками - Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем-Тургенев явился одним из создателей русского литературного языка. «Наши классики, - писал Горький, - отобрали из речевого хаоса наиболее точные, яркие, веские слова и создали тот «великий, прекрасный язык», служить дальнейшему развитию которого Тургенев умолял Льва Толстого».

Тургенев достиг ещё при жизни мировой славы и оказал прогрессивное влияние на творчество ряда западных писателей.

«Записки охотника» стали очень популярны во Франции.

Ещё больше прибавили к славе Тургенева в Западной Европе его социально-психологические романы. Прогрессивные круги читателей были покорены той моральной чистотой в вопросах любви, какую обнаружил в своих романах Тургенев; их пленял образ русской женщины (Елены Стаховой), охваченной глубоким революционным порывом; поражала фигура воинствующего демократа Базарова.

Мопассан преклонялся перед Тургеневым - «великим человеком» и «гениальным романистом». Жорж Занд писала ему: «Учитель! Мы все должны пройти через Вашу школу».

Произведения Тургенева стали для европейского общества подлинным откровением о России. Они давали великолепный художественный комментарий к событиям жизни и истории нашей страны.

Тургенев был первым, кто ознакомил зарубежных читателей с русским крестьянином («Записки охотника»), с русскими разночинцами и революционерами («Отцы и дети», «Новь»), с русской интеллигенцией (в большинстве романов), с русской женщиной (Наталья Ласунская, Лиза Калитина, Елена Стахова, Марианна и др.). Культурный мир по произведениям Тургенева узнал Россию как страну, куда переместился центр и революционного движения и идейных исканий эпохи.

И до наших дней Тургенев остаётся одним из любимых нами писателей. Живая правда жизни, давно отошедшей, не умирает в его образах.

В эпоху решительных и резких классовых столкновений, отстаивая свой «либерализм старого покроя», Тургенев не раз оказывался между двух огней. В этом - источник его идейных колебаний, но нельзя недооценивать мужества его ума, глубины его раздумий, широты его взглядов, которые высзобождали его из цепей классового эгоизма. Питомец помещичьей усадьбы, наследник дворянской культуры, Тургенев был одним из лучших прогрессивных представителей своего бурного и сложного «переходного» времени. В его сочинениях всегда - открытая, искренняя мысль, правда (как он её понимал, страшась «проклятой идеализации действительности») и подлинная, умная любовь к человеку, родине, природе, красоте, искусству.

Иван Сергеевич Тургенев родился в богатой дворянской семье. Мыслящие русские люди еще со времен Кантемира и Фонвизина высмеивали дворянскую фанаберию, пустые выдумки о каких-то особых, высших достоинствах дворянской породы; но сами эти люди были дворяне, и их насмешки - это реальный результат процесса накопления и органического усвоения дворянской средой главнейших достояний мировой культуры, без чего творчество внутри самобытной национальной культуры было немыслимо. Но дворянская культурность вырастала на почве крепостничества, которое определяло и быт, и нравы дворянской массы.

В разговорах о своем детстве Тургенев часто вспоминал о том, в чем особенно резко сказывались крепостнические порядки и обычаи их семьи. Конечно, в детские и ранние юношеские годы Тургенев вряд ли еще понимал, что он, барчук, которого секут по высоким педагогическим соображениям «в комнатах» и «любя», и те кучера, повара, сенные девушки, мальчики и казачки, которых по распоряжению его матери секли на конюшне, - жертвы одного и того же порядка, одной и той же морали. Но горячо, до боли сочувствовать их страданиям он научился уже тогда, в этой жестокой домашней школе.

1. От романтизма к реализму . «Записки охотника»

В развитии русской и мировой литературе время Тургенева - это время перехода от романтизма к реализму, время утверждения и расцвета реализма. Сам Тургенев видел в «великом реалистическом потоке, который в настоящее время господствует повсюду в литературе и искусствах», самое примечательное проявление художественного развития своего времени, как он писал 1875 году в предисловии к французскому переводу «Двух гусаров» Л.Н. Толстого. В реализме, указывал он, «выразилось то особое направление человеческой мысли, которое, заменив романтизм 30-х годов и с каждым годом все более и более распространяясь в европейской литературе, проникло так же в искусство, в живопись, в музыку». Выдающимся представителем этого направления в мировой литературе и был сам Иван Сергеевич Тургенев.

Пушкин, Лермонтов, Гоголь заложили незыблемый фундамент новой реалистической русской литературы. Успехи реализма были связаны с тем, что он предоставил искусству безграничные возможности правдивого художественного отображения действительности, создал многообразные художественные формы, сделал литературу могучим средством воздействия на идейное, нравственное и эстетическое развитие общества.

В 40-е годы XIX века в русскую литературу вошла блестящая плеяда новых писателей-реалистов, воспитанных критикой Белинского, продолжателей Пушкина и Гоголя. Среди них был и Тургенев. В 1845-1846 годах. Он все еще не был уверен в своем писательском призвании и даже «возымел, - как писал он в своих воспоминаниях, - твердое намерение вовсе оставить литературу; только вследствие просьб И.И. Панаева, не имевшего чем наполнить отдел смеси в 1-м номере «Современника», я оставил ему очерк, озаглавленный «Хорь и Калиныч». Рассказ получил высокую оценку Белинского: «Тургенев зашел к народу с такой стороны с какой до него к нему еще никто не доходил.»

Главная мысль своеобразного творчества Тургенева заключалась в указании на «скорби и вопросы» времени. Именно в разработке этой темы великий критик видел залог дальнейших успехов в развитии русской литературы. Можно сказать, что весь период 1840-х годов, все творчество Тургенева в те годы было подчинено одной сверхзадаче - писатель искал свое решение социальной темы в литературе.

Его обращение к крестьянской жизни естественно вытекало из антикрепостнических настроений, возникших у писателя еще в годы его юности. Основной идеей «Записок охотника» явился протест против крепостного права. «Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примириться… Это была моя аннибаловская клятва; и не я один дал ее себе тогда», - вспоминал потом Тургенев.

Крестьянская тема со времен «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева являлась одной из главных тем русской литературы. Появление образов крестьян в творчестве Тургенева отвечало важной тенденции общего развития реалистической русской литературы 40-х годов - ее стремлению к художественному познанию народной жизни, к сближению с народом.

«Записки охотника» явились непосредственным и наиболее глубоким выражением общественной и литературной борьбы 1840-х годов XIX столетия.

После выхода в свет кждого нового очерка или рассказа из «Записок охотника» это убеждение укреплялось все больше и больше. Прежде всего, обращала на себя внимание широта авторского кругозора; Тургенев как будто писал с натуры, но его очерки и рассказы не производили впечатления этюдов или этнографических зарисовок, хотя он и не скупился именно на этнографические и «краеведческие» подробности. Частная жизнь, по-видимому, невымышленных людей обыкновенно дается у него в системе сопоставлений, которые показывают, что в поле зрения автора - вся Россия в ее связях со всем миром. Благодаря этому каждая фигура, каждый эпизод при всей своей индивидуальной непосредственности, а иногда и кажущейся мимолетности или случайности приобретают особую значительность, а содержание той или иной вещи оказывается шире воспроизводимого в ней жизненного материала.

В «Записках охотника» герои Тургенева часто сравнивают «старые» и «новые» времена. Но что бы ни говорили по этому поводу герои - хвалят ли они старые годы или не одобряют, - позиция автора предельно ясна: «золотой век» русского дворянства - век Екатерины и Александра - это преимущественно век дворянского разгула, мотовства (стоит только вспомнить забавы и потехи графа А.Г. Орлова-Чесменского, о которых рассказывает однодворец Лука Петрович Овсяников), разврата и наглого самоуправства. Ну а новые, николаевские времена? Как это ни странно, но именно в эту глухую пору казенные борзописцы больше, чем когда бы то ни было, кричали об успехах просвещения, особенно среди помещиков. В рассказе «Бурмистр» как раз и повествуется об одном «просвещеннейшем» помещике - об Аркадии Павлыче Пеночкине Тургенев ничего не оставляет для догадки читателя: личина «просвещенности» сорвана прямо у него на глазах. Собственно говоря, Пеночкин и напяливает-то ее только при особых оказиях. Показателен в этом смысле эпизод усмирения «бунта» в Шипиловке: «Нет, брат, у меня бунтовать не советую… у меня… (Аркадий Павлыч шагнул вперед, да, вероятно, вспомнил о моем присутствии, отвернулся и положил руки в карманы.)» В этой отвратительной фигуре заключено обобщение огромной силы.

Первые рассказы и очерки Тургенева были написаны и напечатаны в годы относительного оживления в общественной жизни России, когда даже в правительственных кругах подумывали об отмене крепостного права. Но в начале 1848 года во Франции разразилась революция, и Николай I, никогда не забывавший, какого труса он отпраздновал 14 декабря 1825 года, немедленно решил пресечь любые либеральные поползновения. Каратели предприняли подлинный поход на литературу. Естественно, что, прежде всего, обратили внимание на самый передовой журнал - на «Современник». Некрасов и Панаев были вызваны в Третье отделение, где им было сделано внушение и разъяснение насчет Сибири. Был взят под подозрение и Тургенев, произведения которого были одним из важнейших слагаемых успеха «Современника». Ждали только удобного случая, чтобы расправиться с ним. Такой случай вскоре и представился. Тургенев написал небольшую горячую статью на смерть Гоголя, которую председатель петербургского цензурного комитета запретил на том основании, что Гоголь - «лакейский писатель». Тогда Тургенев переслал статью в Москву, и там она стараниями его друзей - Боткина и Феоктистова - была напечатана. Немедленно назначили расследование, в результате которого Тургенев (по повелению Николая I) 28 апреля 1852 года был арестован. Затем он был отправлен в Спасское-Лутовиново (усадьба матери Тургенева) под надзором полиции, опять же по личному распоряжению Николая I.

Даже во времена Тургенева такое наказание выглядело жестоко, поэтому не оставалось практически ни каких сомнений, что заметка о Гоголе была не единственной виной писателя.

В этом невольном затворничестве Тургенев смог подвести самые важные итоги своего творчества. Он окончательно убедился, что ни одна тема в литературе не могла быть более или менее удовлетворительно решена без непосредственного или косвенного соотнесения ее со стихией народной жизни. Это касалось и темы личности, темы, которая в реальных условиях русского общественного развития первой половины XIX столетия была неразрывно связана с вопросом о судьбе дворянской интеллигенции.

Критерий народности углубил тему дворянской интеллигенции по-новому понятой идеей долга. Развитая, а тем более одаренная личность должна стремиться осуществить заложенные в ней возможности; это ее долг, долг перед самой собой, перед идеей Человечества. Без выхода в широкий мир Человечества, Родины, в мир народной жизни дворянский интеллигент обречен на крушение своей личности. Нужен был герой, решившийся на этот выход. По-видимому, для того, чтобы представить такого человека, повести привычного для Тургенева масштаба и формы уже не годились. Эта тема выхода в широкий мир деятельности - деятельности в масштабах целой России - требовала большой повести, как часто говорил Тургенев, то есть требовала романа.

2 . Роман «Рудин»

Работу над «Рудиным» Иван Сергеевич Тургенев начал в 1855.

Появление романа в печати вызвало много толков и споров в литературных кругах и среди читателей.

Критик «Отечественных записок» рассматривал Рудина лишь как бледную копию предшествующих героев русской литературы - Онегина, Печорина, Бельтова. Но ему возражал Чернышевский в «Современнике», отмечая, что Тургенев сумел показать в образе Рудина человека новой эпохи общественного развития. Сопоставив Рудина с Бельтовым и Печориным, Чернышевский подчеркнул, что «это люди различных эпох, различных натур, - люди, составляющие совершенный контраст один другому».

После выхода романа в печать Некрасов выразил уверенность, что для Тургенева «начинается новая эпоха деятельности, для его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».

В письме к Тургеневу Сергей Тимофеевич Аксаков говорил о жизненности изображения типа Рудина и отметил, что роман «возбуждает много мелких вопросов и раскрывает глубокие тайны духовной природы человека».

Говоря о признании романа в среде народнической интеллигенции, нельзя обойти слова В.Н. Фигнер: «Мне кажется, весь роман взят прямо из жизни, а Рудин - чистейший продукт нашей русской действительности, не пародия, не насмешка, а настоящая трагедия, которая совсем не умерла, которая ещё живет, ещё продолжается…». «Во всяком образованном человеке нашего времени сидит частица Дмитрия Рудина», - писал Степняк-Кравчинский.

Рудин - один из лучших представителей культурного дворянства. Он получил образование в Германии, как Михаил Бакунин, послуживший его прототипом, и как сам Тургенев. Характер Рудина раскрывается в слове. Это гениальный оратор. Появившись в усадьбе помещицы Ласунской, он сразу очаровывает присутствующих. «Рудин владел едва ли не высшей тайной - тайной красноречия. Он умел, ударяя по одним струнам сердец, заставлять смутно звенеть и дрожать все другие». В своих философских речах о смысле жизни, о высоком назначении человека Рудин просто неотразим. Человек не может, не должен подчинять свою жизнь только практическим целям, заботам о существовании, утверждает он. Без стремления отыскать «общие начала в частных явлениях» жизни, без веры в силу разума нет ни науки, ни просвещения, ни прогресса, а «если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа?».

Просвещение, наука, смысл жизни - вот о чем говорит Рудин так увлеченно, вдохновенно и поэтично. Он рассказывает легенду о птице, залетевшей на огонь и опять скрывшейся в темноту. Казалось бы, человек, подобно этой птице, появляется из небытия и, прожив короткую жизнь, исчезает в безвестности. Да, «наша жизнь быстра и ничтожна; но все великое совершается через людей».

Его высказывания вдохновляют и зовут к обновлению жизни, к необыкновенным, героическим свершениям. Силу воздействия Рудина на слушателей, убеждение словом, ощущают все. И каждый восхищается Рудиным за его «необыкновенный ум». Не признает достоинств Рудина лишь Пигасов - от обиды за свое поражение в споре.

Но в первом же разговоре Рудина с Натальей раскрывается одно из главных противоречий его характера. Ведь только накануне он так вдохновенно говорил о будущем, о смысле жизни, о назначении человека, и вдруг предстает усталым человеком, не верящим ни в свои силы, ни в сочувствие людей. Правда, достаточно одного возражения удивленной Натальи - и Рудин корит себя за малодушие и вновь проповедует необходимость делать дело. Но автор уже заронил в душу читателя сомнение в том, что слова Рудина согласуются с делом, а намерения - поступками.

Противоречивый характер своего героя писатель подвергает серьезному испытанию - любви. Это чувство у Тургенева то светлым, то трагичным и разрушительным, но всегда это сила, обнажающая душу, истинную натуру человека. Вот тут то и обнаруживается настоящий характер Рудина. Хотя речи Рудина полны энтузиазма, годы отвлеченной философской работы иссушили в нем живые источники сердца и души. Перевес головы над сердцем ощутим уже в сцене первого любовного признания.

Первое возникшее на его пути препятствие - отказ Дарьи Михайловны Ласунской выдать дочь за небогатого человека - приводит Рудина в полное замешательство. В ответ на вопрос: «Как вы думаете, что нам надобно теперь делать?» - Наталья слышит: «Разумеется, покориться». И много тогда горьких слов бросает Наталья Рудину: она упрекает его в малодушии, трусости, в том, что его высокие слова далеки от дела. И Рудин чувствует себя жалким и ничтожным перед нею. Он не выдерживает испытания любовью, обнаруживая свою человеческую неполноценность.

В романе главному герою противопоставлен Лежнев-открыто, прямолинейно. Рудин красноречив - Лежнев обычно немногословен. Рудин не может разобраться в самом себе - Лежнев превосходно понимает людей и без лишних слов помогает близким, благодаря душевному такту и чуткости. Рудин ничего не делает - Лежнев всегда чем-то занят.

Но Лежнев не только антагонист Рудина, он истолкователь героя. Оценки Лежнева не одинаковы в разные моменты, даже противоречивы, но в целом они внушают читателю понимание сложного характера героя и его места в жизни.

Самую высокую оценку Рудину дает, таким образом, его антагонист, человек практического склада. Может быть, он-то и есть истинный герой романа? Лежнев награжден и умом, и пониманием людей, но деятельность его ограничена существующим порядком вещей. Автор постоянно подчеркивает его будничность. Он деловит, но для Тургенева невозможно свести весь смысл жизни к деловитости, не одухотворенной высшей идеей.

В Рудине отражается трагическая судьба человека тургеневского поколения. Уход в отвлеченное мышление не мог не повлечь за собой отрицательных последствий: умозрительность, слабое знакомство с практической стороной. Такие люди, как Рудин, носители высоких идеалов, хранители культуры, служат прогрессу общества, но явно лишены практического потенциала. Ярый противник крепостного права, Рудин оказывался абсолютно беспомощным в осуществлении своего идеала.

В русской жизни ему суждено остаться странником. Его судьбе вторит другой образ странника-скитальца, образ бессмертного Дон Кихота.

Финал романа героичен и трагичен одновременно. Рудин гибнет на баррикадах Парижа. Вспоминаются слова из рудинского письма к Наталье: «Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду…».

3 . «Дворянское гнездо»

По сравнению с первым романом Тургенева в «Дворянское гнездо» все кажется мягким, уравновешенным, нет таких резких противопоставлений, как противопоставление Рудина и Пигасова, Басистова и Пандалевского. Даже Паншин, воплощающий в себе образцовую дворянскую мораль, не отличается явной, бросающейся в глаза отрицательностью. Можно понять Лизу, которая долго не могла определить своего отношения к Паншину и, по существу, не сопротивлялась намерению Марьи Дмитриевны выдать ее замуж за Паншина, Он обходителен, житейски достаточно тактичен, в меру образован, умеет поддержать беседу; он рисует и пишет красками, сочиняет музыку и стихи. И кто знает, как сложилась бы судьба Лизы, если бы не спор. Вообще необходимо заметить, что в композиции тургеневских романов идейные споры всегда играют огромную роль. В «Дворянском гнезде» «завязочным» спором является спор между Паншиным и Лаврецким о народе. Тургенев однажды заметил, что это был спор между западником и славянофилом. Эту авторскую характеристику нельзя понимать слишком буквально. Дело в том, что и Паншин западник особого, казенного типа, и Лаврецкий славянофил не правоверный. В своем отношении к народу Лаврецкий больше всего похож на автора «Записок охотника», то есть на самого Тургенева. Он не пытается дать русскому народу какое-то простое удобозапоминаемое определение; как и Тургенев, Лаврецкий считает, что прежде, чем изобретать и навязывать рецепты устроения народной жизни, нужно понять эту жизнь, изучить характер народа. Здесь он высказывает, по существу, ту же мысль, какую высказал Рудин в споре с Пигасовым.

«Дворянское гнездо» - это роман об исторической судьбе дворянства в России. Отец главного героя романа Фёдора Ивановича Лаврецкого провел всю жизнь за границей, сначала по службе, а потом «для своего удовольствия». Этот человек во всех своих увлечениях бесконечно далекий от России и ее народа. Сторонник конституции, он при этом не переносит вида «сограждан» - крестьян.

Фёдор Иванович после смерти отца попадает в любовные сети холодной и расчетливой эгоистки Варвары Павловны. Он живет с ней во Франции, пока случай не открывает ему глаза на неверность жены. Как будто освобождаясь о наваждения, возвращается Лаврецкий домой и словно заново видит свои родные места, где жизнь течет «неслышно, как вода по болотным травам». В этой тишине, где даже облака, кажется, «знают, куда и зачем они плывут», он встречает свою настоящую любовь - Лизу Калитину. Но и этой любви не суждено было стать счастливой, хотя удивителная музыка, сочиненная старым чудаком Леммом, учителем Лизы, сулила героям счастье. Варвара Павловна, считавшаяся умершей, оказалась жива, а значит, невозможным стал брак Фёдора Ивановича и Лиз. В финале Лиза уходит в монастырь замаливать грехи отца, добывшего богатство неправедными путями. Лаврецкий остается одни доживать безрадостную жизнь.

Лиза и Лаврецкий - наследники лучших черт патриархального дворянства (их носительница в романе - Марфа Тимофеевна, тётка Лизы), и в то же время им чужды как варварство и невежество прежних времен, так и слепое преклонение перед Западом.

Они способны на самопожертвование и готовы к длительному, упорному труду. Характеры честного, немного неловкого «байбака» Лаврецкого (многими чертами он напоминает Пьера Безухова из «Войны и мира» Толстого) и скромной, религиозной Лизы Калитиной подлинно национальны. Тургенев видел в них то здоровое начало русского дворянства, без которого не могло, с его точки зрения, состояться общественное обновление страны.

Начало народной нравственности в характере Лизы, во всем ее мировосприятии выражено еще определение. Всем своим поведением, своей спокойной грацией она больше всех тургеневских героинь напоминает пушкинскую Татьяну. Но в характере Лизы есть одно свойство, которое в характере Татьяны только намечено, но которое станет главным отличительным свойством того типа русских женщин, который принято называть «тургеневским». Это - самоотверженность, готовность к самопожертвованию. У Лизы есть только одна предшественница: Лукерья из рассказа Тургенева «Живые мощи».

Нам трудно мириться с тем, что в финале романа мы видим Лизу Калитину в монастыре. Но, по существу, это поразительно мужественный, верный штрих художника. Ведь пути к жизни во имя добра (а Лиза мечтала только о такой жизни) у Лизы не было, В судьбе Лизы заключен и тургеневский приговор Лаврецкому. Трудно себе представить, что было бы с Лизой, если бы Лаврецкий пошел дальше своих мечтаний, если бы ему угрожала какая-то большая опасность. Наверное, тогда судьба Лизы была бы иной. Ее монашеская доля - обвинение не только Лаврецкому, но и всему обществу, которое убивает все чистое, что рождается в нем.

тургенев роман реализм творческий

4 . Революционные настроения Тургенева - роман «Накануне»

Роман «Накануне» был написан и напечатан в самый разгар революционной ситуации 1859-1861 годов.

Действие этого романа происходит в 1963 году, до крымского разгрома, но в нем не ощущается такой давящей атмосферы, которая существовала в последние года правления Николая I. Роман писался уже после Крымской войны, в годы начавшегося общественного пробуждения России, в стремлении к свободе, свободе во всем: в общественной деятельности, в чувствах, в личной жизни. Этот проникающий роман пафос воплощен прежде всего в образе Елены Стаховой.

В конкретно-историческом плане образ тургеневской героини свидетельствовал о росте общественного самосознания в среде русской женской молодежи того времени. Когда Елена, после смерти Инсарова став сестрой милосердия, приняла участие в освободительной войне болгарского народа против турецкого ига, читатели не могли не вспомнить памятные образы первых русских сестер милосердия и их подвиги во время обороны Севастополя.

Когда роман вышел в свет, мнения о нем резко разделились, даже те, кто приветствовал роман, вынуждены были говорить, прежде всего, и больше всего о Елене. Она казалась наиболее убедительной в художественном отношении, и избранный ею жизненный путь был новым словом в русской литературе. А образ Инсарова многие считали неудачным. Его сдержанность в выражении чувств казалась неестественной, сочиненной.

Тургенев выбрал в качестве своего героя болгарина не по случайной прихоти. Русское общество с огромным вниманием и сочувствием следило за борьбой, которую вели народы славянских стран против турецкого ига. Было вполне естественно, что русский писатель не просто заинтересовался этой борьбой, но и сделал одного из ее участников героем своего произведения. Так что в решении Елены не было чего-то придуманного. В действительности тех дней было много случаев, когда русские молодые люди, так или иначе, включались в освободительное движение против турецкого владычества на Балканах.

В романе «Накануне» общественная проблематика стоит на первом плане. «Заметьте, - говорит Инсаров, - последний мужик, последний нищий в Болгарии и я - мы желаем одного и того же. У всех у нас одна цель. Поймите, какую это дает уверенность и крепость!» Здесь, в сущности, наиболее явно сказывается двуединость темы тургеневского романа. Инсаров говорит о Болгарии и Турции. Тургенев хотел, чтобы читатель при этом задумался и о «внутренних турках», то есть о защитниках крепостничества, о крепостном праве, против которого должны объединиться все здоровые силы русского общества, забыв хотя бы на время внутренние распри и недоразумения. Тургенев мечтал об объединении всех сил русского общества, о том, чтобы сообща готовить грядущие преобразования.

Тургенев оказался в чрезвычайно сложном положении: его идею не принимали ни революционные демократы, ни консерваторы. Если последовательно раскрывать двуединую тему романа, то придется признать, что писатель вполне сочувственно относился к тому, как болгары борются с турецким игом (речь шла о вооруженной борьбе). Получалось так, что, вводя внутреннюю тему, развивая ее, Тургенев не отрицал самых решительных форм борьбы против крепостничества.

Анализируя роман, Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?» (1860) предложил свое истолкование его главной идеи, отличающееся от тургеневского: если Тургенев считал, что Инсаров как героическая натура «не мог развиться и проявить себя в современном русском обществе», он был возможен только в Болгарии, то Добролюбов, напротив, утверждал, что «теперь в нашем обществе уже есть место великим идеям и сочувствиям, и что недалеко время, когда этим идеям можно будет проявиться на деле». Эти прямые революционные выводы из романа «Накануне» были не приемлемы для Тургенева. Прочитав статью Добролюбова в рукописи, он попросил Некрасова, редактора «Современника», не печатать ее даже после того, как она подверглась цензорской правке. Некрасов ответил отказом. Тогда Тургенев поставил вопрос резко: «Я или Добролюбов?» Некрасов предпочел Добролюбова. После этого Тургенев ушел на «Современника».

5 . «Отцы и дети»

Под влиянием общения с идейными руководителями «Современника» - Добролюбовым и Чернышевским - писатель все же стал сосредоточенно думать о том, как показать в Художественном произведении новых героев - разночинцев-демократов, общественная роль которых с каждым днем усиливалась. В результате этих писательских размышлений и наблюдений вскоре и появился роман «Отцы и дети», где центральным героем является разночинец-демократ Базаров.

В этом романе спор идет между либералами, какими были Тургенев и его ближайшие друзья, и революционным демократом типа Чернышевского и Добролюбова (Добролюбов отчасти послужил прототипом Базарова). Когда Тургенев создавал образ Базарова, то он думал не столько о том, чтобы воплотить в этой фигуре неприятные ему черты Добролюбова, сколько о том, чтобы как можно полнее передать то обаяние силы и цельности, которое привлекало его в новых людях.

Сын лекаря Евгений Базаров презрительно именует никогда и нигде не работавших дворян «барчуками». Но в произведении сталкиваются не только представители разных социальных групп, но и поколения.

За полтора месяца до окончания романа Тургенев заметил в одном письме: «Настоящие столкновения - те, в которых обе стороны до известной степени правы». Конфликт идейных противников, Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, представляющих соответственно «отцов» и «детей», именно таков. Позиция образованного либерала Павла Петровича во многом близка автору. Его «принсипы» и «авторитеты» - знак уважения и доверия к опыту прошлых поколений. Но он не способен с «отцовским» вниманием отнестись к умственным запросам и беспокойству «детей». Базаров же беспощадно отрицающий любовь, поэзию, нравственность и, пожалуй, все мироустройство, - крайний индивидуалист. В романе он характеризуется как нигилист: «От латинского nihil, ничего… стало быть, это слово обозначает человека, который… ничего не признает». Но его нигилизм (это слово было подхвачено с появлением романа Тургенева) питается подспудным брожением народного недовольства и этим силен.

Тургенева не зря называли «летописцем русской интеллигенции». Он чутко улавливал подспудные движения, чувства и мысли «культурного слоя» русских людей. В своих романах он воплощал не только уже существующие «типы и идеалы», но и едва нарождающиеся. К последним относится и образ Базарова. Даже несколько лет спустя критик Д.И. Писарев сетовал, что Базаровых в России еще слишком мало.

В спорах с Павлом Петровичем Базаров оказывается морально сильнее и едва ли не выходит из них победителем. Несостоятельность его нигилизма доказывается не Павлом Петровичем, а всем художественным строем романа.

Критик Н.Н. Страхов так определил «таинственное нравоучение» Тургенева: «Базаров отворачивается от природы… Тургенев… рисует природу во всей красоте. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви… автор… изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми… автор… развертывает перед нами картину родительской любви. Базаров чуждается жизни… автор… показывает нам жизнь во всей ее красоте. Базаров отвергает поэзию; Тургенев… изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии. …Базаров… побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни».

Отвергаемая Базаровым любовь непреодолимо приковала его к холодной аристократке Одинцовой и надломила его душевные силы. Гибнет Базаров по глупой случайности. Пореза пальца оказалось достаточно, чтобы убить «гиганта» (как думал он о себе). Смерть Базарова принимает с достоинством жертвы рока. Как и в других произведениях Тургенева, над человеком торжествуют неизъяснимые высшие силы, распоряжающиеся его жизнью и смертью.

Тургенев недолюбливал людей, подобных Базарову. И все же образ нигилиста у него получился отнюдь не карикатурным, как в череде последовавших за «Отцами и детьми» «антинигилистических романов». Как ни парадоксально, высказывания его нигилиста во многом созвучны настроениям самого Тургенева (в частности, слова Базарова об «узеньком местечке», где бессмысленно проходит человеческая жизнь, о «лопухе», который будет расти на могиле страдавшего и мыслившего существа и т.п.). Тургенев даже признавался: «За исключением воззрений Базарова на художества, - я разделяю почти все его убеждения». Не случайно Базаров вышел у него подлинно трагической фигурой.

К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861 года. Появились «Отцы и дети» в февральской книге журнала «Русский вестник» за 1862 год. В том же году роман вышел отдельным изданием с посвящением памяти В.Г. Белинского.

Действие романа происходит летом 1859 года, эпилог рассказывает о событиях, последовавших уже после падения крепостного права, в 1861 году. Тургенев следует, можно сказать, по пятам событий русской жизни, - никогда он еще не создавал произведения, жизненное содержание которого по времени почти совпадало бы с моментом самой работы над ним.

Заключение

Тургенев в одном из писем признался, что когда он писал Базарова, то, в конце концов, почувствовал к нему не неприязнь, а восхищение. А когда писал сцену смерти Базарова, то рыдал навзрыд. Это не были слезы жалости, это были слезы художника, который видел трагедию человека, в котором воплотилась часть его собственного идеала.

«Отцы и дети» вызвали, по-видимому, самую ожесточенную полемику во всей истории русской литературы XIX столетия. Писарев считал, что Базаров необычайно полно воплотил в себе качества революционера поколения 60-х годов, «Современник» в статье М.А. Антоновича резко отрицательно отозвался о романе Тургенева, увидев в образе Базарова клевету на «детей».

Во второй половине 60-х годов конфликт Тургенева с революционными демократами достиг наибольшего накала. Писатель считал, что его несправедливо обидели, негодовал, жаловался, грозился «положить перо», но одновременно с этим не переставал с напряженным вниманием следить за перипетиями общественной борьбы в России. Художник, всегда верный правде жизни, он понял, что и в годы реакции, и в годы нового подъема освободительного движения именно молодые последователи Чернышевского играли ведущую роль. С их методами борьбы он и теперь не был согласен; но перед их благородством, перед готовностью во имя блага народа принести величайшие жертвы он открыто преклонялся. Именно это чувство руководило им, когда он писал и свой последний роман «Новь», и знаменитый гимн революционному подвигу - «Порог».

Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную и неоцененную заслугу перед русским обществом. В этом смысле он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает.

По силе эпичности своих произведений Тургенев уступает только Толстому. Композиции Толстого, охватывающие целые годы, раскрывающие жизнь нации снизу доверху, приближаются к эпопее, тогда как тургеневский роман близок к повести. Однако самая возможность возникновения «толстого романа» была подготовлена Тургеневым, его тщательной разработкой судьбы персонажей в их отношениях со средой, с типическими обстоятельствами их жизни, их воспитанием, их духовным и нравственным развитием…

Тургенев один из создателей великого русского реалистичного романа, правдивость, глубина и художественные достоинства которого поразили мир. И если верно, что основной магистралью развития всемирной литературы в эпоху реализма был роман, то бесспорно, что одной из центральных фигур этого развития в середине XIX века был Тургенев.

Список литературы

1. Белинский, В.Г. Поли. собр. соч. Т 7. М.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 78.

2. И.С. Тургенев в русской критике. М: Гослитиздат, 1953. С. 397-398.

3. Тургенев. И.С. Полное собрание сочинений и писем. В 28 т. Письма. Т. 3. М.; Л., 1961.

4. Библиотека всемирной литературы. Серия вторая. Т. 117.

И. Тургенев «Записки охотника. Накануне. Отцы и дети». Издательство «Художественная литература» Москва 1971

5. «Русская литература XIX-XX веков: в двух томах», Т. 1. Учебное пособие для поступающих в вузы. Сост. и науч. ред. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. - 12-е издание. - М.: Издательство Московского университета, 2013

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биография И.С. Тургенева. Роман "Рудин" - спор об отношении дворянской интеллигенции к народу. Основная идея "Дворянского гнезда". Революционные настроения Тургенева – роман «Накануне». "Отцы и дети" - полемика о романе. Значение творчества Тургенева.

    реферат , добавлен 13.06.2009

    Определение и средства выражения авторской позиции. Романтическая ирония и другие способы проявления литературной позиции И.С. Тургенева в романе "Рудин". Судьба героя и его красноречие в романе. Проблемы "гамлетства" и "донкихотства" в образе Д. Рудина.

    дипломная работа , добавлен 31.08.2015

    Краткая биографическая справка из жизни И.С. Тургенева. Образование и начало литературной деятельности Ивана Сергеевича. Личная жизнь Тургенева. Работы писателя: "Записки охотника", роман "Накануне". Реакция общественности на творчество Ивана Тургенева.

    презентация , добавлен 01.06.2014

    Омар Хайям как персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог, краткий очерк его жизни, этапы личностного и творческого становления. Значение данного автора в мировой литературе и философии, анализ и тематика самых известных произведений.

    сочинение , добавлен 13.04.2015

    Анализ стихов Н.А. Некрасова Понаевского цикла - тематика и художественное своеобразие. Анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Стремление А.П. Чехова в пьесе "Чайка" обсудить проблему искусства, его сущности, назначения, традиций и новаторства.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2009

    Биография И.С. Тургенева и художественное своеобразие его романов. Тургеневская концепция человека и композиция женских характеров. Образ Аси как идеал "тургеневской девушки" и характеристика двух основных типов женских образов в романах И.С. Тургенева.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2010

    Краткий очерк жизни В. Маяковского как великого российского поэта-революционера, этапы его личностного и творческого становления в годы юности и отрочества. Анализ самых известных произведений данного автора, их критика в советское время и на сегодня.

    презентация , добавлен 17.04.2011

    Биография И.С. Тургенева. Переезд семьи Тургеневых в Москву и первые литературные опыты будущего писателя. Влияние дружбы Тургенева и Белинского на дальнейшее развитие творчества Тургенева. Антикрепостнический характер сборника "Записки охотника".

    реферат , добавлен 02.01.2010

    Краткий очерк жизни, этапы личностного и творческого становления известного английского писателя Даниэля Дефо, истоки и значение его произведений в мировой литературе. Тематика и общее описание самых известных работ исследуемого автора, их сюжет.

    презентация , добавлен 11.05.2015

    Краткий биографический очерк, этапы личностного и творческого становления В.П. Крапивина как советского и российского детского писателя, автора книг о детях, для детей, в том числе фантастических. Анализ известных произведений, их тематика и содержание.

Родился 28 октября (9 ноября н.с.) 1818 года в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, - из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново. Рос он на попечении "гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек".

В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь» (1860).

В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма «Стено» (1834), написанные в модном тогда романтическом духе. Среди университетских профессоров Тургенева выделялся Плетнев, один из близких друзей Пушкина, «наставник старого века… не ученый, но по-своему – мудрый». Познакомившись с первыми произведениями Тургенева, Плетнев объяснил юному студенту их незрелость, но выделил и напечатал 2 наиболее удачных стихотворения, побуждая ученика продолжить занятия литературой.
Ноябрь 1837 года – Тургенев официально заканчивает учебу и получает диплом философского факультета Петербургского университета на звание кандидата.

В 1838- 1840 гг. Тургенев продолжил свое образование за границей (в Берлинском университете изучал философию, историю и древние языки). Во время свободное от лекций Тургенев путешествовал. За два года с лишним своего пребывания за границей, Тургенев смог объездить всю Германию, побывать во Франции, Голландии и даже пожить в Италии. Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке).

В 1841г. Иван Сергеевич Тургенев вернулся на родину и начал готовиться к магистерским экзаменам. Как раз в это время Тургенев знакомится с такими велики людьми как Гоголь и Асаков. Еще в Берлине познакомившись с Бакуниным, в России он посещает их имение Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею).

В 1842 успешно сдал магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в Московском университете, но, поскольку философия была взята под подозрение николаевским правительством, кафедры философии были упразднены в русских университетах, стать профессором не удалось.

Но в Тургеневе уже простыл жар к профессиональной учености; его все более и более начинает привлекать деятельность литературная. Он печатает небольшие стихотворения в "Отечественных Записках", а весной 1843 г. выпускает отдельной книжкой, под буквами Т. Л. (Тургенев-Лутовинов), поэму "Параша".

В 1843 поступил на службу чиновником "особенной канцелярии" министра внутренних дел, где служил в течение двух лет. В мае 1845 И.С. Тургенев выходит в отставку. К этому времени мать писателя, раздраженная его неспособностью к службе и непонятной личной жизнью, окончательно лишает Тургенева материальной поддержки, писатель живет в долг и впроголодь, сохраняя при этом видимость благополучия.

Влияние Белинского во многом определило становление общественной и творческой позиции Тургенева, Белинский помог ему встать на путь реализма. Но путь этот поначалу оказывается трудным. Молодой Тургенев пробует себя в самых разных жанрах: лирические стихотворения чередуются с критическими статьями, вслед за «Парашей» появляются стихотворные поэмы «Разговор» (1844), «Андрей» (1845). От романтизма Тургенев обращается к иронико-нравоописательным поэмам "Помещик" и прозе "Андрей Колосов" в 1844 году, "Три портрета" 1846 год, "Бретер" 1847 год.

1847 г. - Тургенев принес Некрасову в "Современник" свой рассказ "Хорь и Калиныч", к которому Некрасов сделал подзагаловок "Из записок охотника". Этим рассказом началась литературная деятельность Тургенева. В этот же год Тургенев увозит в Германию на лечение Белинского. Белинский умирает в Германии в 1848г.

В 1847 Тургенев надолго уехал за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо, с которой он познакомился в 1843 во время ее гастролей в Петербурге, увела его из России. Три года прожил он в Германии, затем в Париже и в поместье семьи Виардо. В тесном общении с семьею Виардо Тургенев прожил 38 лет.

И.С. Тургенев написал несколько пьес: "Нахлебник" 1848 год, "Холостяк" 1849 год, "Месяц в деревне" 1850 год, "Провинциалка" 1850 год.

В 1850 писатель возвратился в Россию, в качестве автора и критика работал в "Современнике". В 1852 году очерки вышли отдельной книгой под названием "Записки охотника". Под впечатлением смерти Гоголя в 1852 году Тургенев опубликовал некролог, запрещенный цензурой. За это был арестован на месяц, а затем выслан в свое имение без права выезда за пределы Орловской губернии. В 1853 году Ивану Сергеевичу Тургеневу было разрешено приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено только в 1856 году.

Во время ареста и ссылки создал повести "Муму" 1852 год и "Постоялый двор" 1852 год на "крестьянскую" тему. Однако его все больше занимала жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести "Дневник лишнего человека" 1850 год, "Яков Пасынков" 1855 год, "Переписка" 1856 год.

В 1856 году Тургенев получает разрешение на выезд за границу, и отправляется в Европу, где он проживёт почти два года. В 1858 году Тургенев возвращается в Россию. О его повестях спорят, литературные критики дают противоположные оценки тургеневским произведениям. После своего возвращения Иван Сергеевич публикует повесть "Ася", вокруг которой разворачивается полемика известных критиков. В этом же году выходит в свет роман "Дворянское гнездо", а в 1860 году — роман "Накануне".

После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н. А. Некрасовым ; их взаимная враждебность сохранялась до конца).

Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. Толстым , едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878).

В феврале 1862 г. Тургенев печатает роман «Отцы и Дети», где пытается показать русскому обществу трагический характер нараставших конфликтов. Бестолковость и беспомощность всех сословий перед лицом социального кризиса угрожает перерасти в разброд и хаос.

С 1863 писатель поселился вместе с семьей Виардо в Баден-Бадене. Тогда же стал сотрудничать с либерально-буржуазным "Вестником Европы", в котором были опубликованы все его последующие крупные произведения.

В 60-ых годах опубликовал небольшую повесть «Призраки» (1864) и этюд «Довольно» (1865), где звучали грустные мысли об эфемерности всех человеческих ценностях. Почти 20 лет прожил он в Париже и Баден-Бадене интересуясь всем, что происходило в России.

1863 – 1871 годы – Тургенев и Виардо живут в Бадене, после окончания франко-прусской войны переезжают в Париж. В это время Тургенев сходится с Г. Флобером, братьями Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном. Постепенно Иван Сергеевич берет на себя функцию посредника между русской и западноевропейской литературами.

Общественный подъем 1870-х в России, связанный с попытками народников найти революционный выход из кризиса, писатель встретил с интересом, сблизился с руководителями движения, оказывал материальную помощь в издании сборника "Вперед". Вновь пробудился его давний интерес к народной теме, возвратился к "Запискам охотника", дополняя их новыми очерками, написал повести "Пунин и Бабурин" (1874), "Часы" (1875) и др. В результате жизни за границей получился самый крупный по объёму из романов Тургенева - «Новь» (1877).

Всемирное признание Тургенева выразилось в том, что его вместе с Виктором Гюго избрали сопредседателем Первого международного конгресса писателей, который состоялся в 1878 году в Париже. В 1879 он почетный доктор Оксфордского университета. На склоне жизни Тургенев пишет свои знаменитые «стихотворения в прозе», в которых представлены почти все мотивы его творчества.

В 1883г. 22 августа Иван Сергеевич Тургенев умер. Это печальное событие случилось в Буживале. Благодаря составленному завещанию, тело Тургенева перевезли и похоронили в России, в Петербурге.

Иногда некоторые факты из жизни писателя помогают читателям лучше понимать замысел всего произведения. Необходимо иметь в виду, какая социальная или экономическая обстановка была в тот момент в стране. Чтобы облегчить вам понимание шедевров Тургенева, Многомудрый Литрекон кратко изложил его биографию.

Человек, так остро чувствующий дух своего времени, родился в 1818 году в Орловской губернии. Первые девять лет своей жизни писатель провёл именно здесь, в имении Спасское-Лутовиново. Мальчику пришлось пережить нелёгкое детство. Его мать, Варвара Тургенева часто применяла насилие по отношению к своим детям, к слугам. Мальчик с ранних лет стал свидетелем жестокости, грубости.

Однако, несмотря на строгость характера, мать желала своим сыновьям (их было трое) только самого лучшего. Она приглашала иностранных учителей для их воспитания, а в 1827 году вся семья переехала в Москву для получения образования. В 1830 году Варвара Тургенева остаётся одна — её муж Сергей ушёл из семьи. Их союз никогда не был счастливым, такова судьба у многих браков по расчёту.

В 15 лет Иван Сергеевич Тургенев становится учеником словесного факультета Московского университета.

Юность и образование

Отучившись год в Московском университете вместе с такими известными деятелями, как В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Тургенев переводится на философский факультет Санкт-Петербургского университета. Такое изменение произошло вследствие переезда семьи. Однако писатель быстро осваивается на новом месте: начинает дружить с Т. Н. Грановским, пишет своё первое произведение — «Стено». В студенческие годы он увлекался поэзией, всего за этот период он создал около сотни стихотворений, некоторые из которых были опубликованы в «Современнике»

Он также успел зарекомендовать себя как публициста. В 1836 году в «Журнале Министерства народного просвещения» на свет вышла его первая статья. В возрасте 20 лет Тургенев окончил обучение в России и отправился приобретать знания за границей. Писатель переехал в Берлин, где занимался изучением древних языков, иностранной литературой. В этот период он сближается с человеком, который оказал сильное влияние на мировоззрение Тургенева — Н. В. Станкевичем. Немецкая философия привлекала юного автора, он все больше и больше впитывал в себя западные идеи. Это приведёт впоследствии к тому, что писатель станет представителем одного из направлений общественной мысли. Тургенев будет настоящим «западником».

Однако интерес к научной деятельности пропал у писателя по возвращении на родину. Он в 1840-х приезжает в Санкт-Петербург и знакомится с передовыми людьми того времени: Гоголем, Аксаковыми, Хомяковым, Фетом, Достоевским.

Творческий путь

Окружение писателя сильно повлияло на его многие произведения. В некоторых стихотворениях можно увидеть «перо» Лермонтова, в прозе — Достоевского. В 1834 писатель создаёт свою первую поэму «Стено», в 1838 стихотворения «Вечер», «К Венере Медицейской». После знакомства с Белинским на свет выходят новые шедевры автора, среди которых: «Три портрета», «Поп», «Параша». Расцвет творчества автора происходит во время работы в известном журнале «Современник». Тургенев начинает писать серьёзную прозу – первые главы сборника рассказов «Записки охотника». Только в 1852 году он закончит это произведение. В 1840-х – 1850-х г. Творец увлекается другим родом литературы — драмой. Он создаёт всё новые и новые пьесы: «Нахлебник», «Где тонко, там и рвётся», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка». Многие из них пользовались популярностью у театральных режиссеров.

Тургенев был потрясён смертью Гоголя, он считал себя его последователем. В 1852 году выходит некролог писателя, из-за которого он был вынужден провести два года в ссылке. В этот период он создаёт рассказ «Муму».

Всё творчество автора сопровождалось жесткой цензурой. Он считался опасным писателем в то время. Немного свободы Тургенев получил после смерти Николая I. Печатаются такие произведения, как «Рудин» (впоследствии таким именем называли людей, бросающих слова на ветер), «Накануне», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» (роман на «злобу дня»), «Ася».

Тургенев поддерживал тесную дружбу с эмигрантом-демократом Герценом, помогал ему в работе над журналом «Колокол». Однако он не принимал радикальных идей приятеля.

В 1870-х гг. Тургенев жил за границей, общался с передовыми людьми того времени, занимался переводами, пропагандировал русскую литературу. Выходят его романы «Дым» и «Новь». В свои последние годы писатель осваивает новый литературный жанр – стихи в прозе. Его маленькие шедевры до сих пор сохранили свою значимость и популярность.

Личная жизнь

Тургенев рано испытал на себе трагедию любви. В подростковом возрасте он влюбился в княгиню Шаховскую, которая была на четыре года старше его. Однако девушка ответила взаимностью отцу писателя, что разбило сердце юному Тургеневу.

Следующее увлечение произошло в 1841 году. Автор влюбился в белошвейку Авдотью, однако их роман не закончился так, как мечтал писатель. Девушка забеременела от него, но мать не позволила сыну жениться на бедной. Дуняшу отправили к родителям, сразу же нашли ей жениха. Свою дочь Тургенев признал лишь в 1857 году.

После этого писатель духовно сближается с сестрой радикала Бакунина — Татьяной. У них завязывается тесное общение, они часто в своих письмах рассуждают на философские темы. Девушка влюбляется в писателя, однако Тургенев не испытывал к ней серьёзных чувств. Татьяна стала прототипом одной из героинь романа «Дым».

Многие заграничные путешествия писателя объяснялись его романом с замужней дамой – актрисой и певицей Полиной Виардо. Тургенев жил с этой семьей «на краю чужого гнезда», вместе с возлюбленной воспитывал свою внебрачную дочь. Из-за Виардо у автора три года были материальные проблемы – мать отказывалась ему высылать деньги. Она не могла принять эту девушку. Общение с этой семьёй писатель поддерживал на протяжении тридцать восьми лет.

Даже в 61 год писатель не перестаёт испытывать прекрасное чувство любви. Его новым увлечением становится другая актриса – Марина Савина, которой на тот момент было всего лишь двадцать пять лет. Несмотря на редкие встречи, они поддерживали переписку на протяжении четырех лет, однако брак так и не состоялся.

  1. Тургенев занимался благотворительностью – состоял в «Обществе для пособия нуждающимся литераторам и учёным».
  2. Писатель переводил Байрона и Шекспира, однако осуждал тех, кто пытался копировать их стиль в своих произведениях.
  3. Тургенев придерживался идей литераторов-западников, считал, что Россия и Европа должны идти по одному пути развития. Категорически отрицал идеи демократов.
  4. Однажды между И. С. Тургеневым и Л. Н. Толстым произошла ссора, которая чуть не привела к дуэли. Из-за этого бывшие друзья не общались на протяжении семнадцати лет. Лев Николаевич считал, что коллега увел из семьи его сестру, которая развелась с мужем. На деле Иван Сергеевич просто тесно общался с ней и ничего не обещал, хотя женщина в какой-то мере рассчитывала на его взаимность.
  5. Тургенев стал прототипом героя романа Достоевского «Бесы» — Кармазинова.
  6. Всю свою жизнь он был ярым противником крепостного права. В 1835 году писатель защищал крестьянку с ружьём, вследствие чего было заведено уголовное дело.
  7. Тургенев называл себя «безалабернейшим из русских помещиков». Его совершенно не интересовали дела своего имения, всю ответственность он перекладывал на своих родственников.
  8. Писатель часто забывал о своих обещаниях, о встречах. Он мог не отправить в нужный срок произведение для журнала, уехать из дома после того, как позвал гостей на обед.

Смерть

Писатель умер в 1883 году в небольшом парижском городе. Причиной стала болезнь саркома. Тургенева похоронили на Волковском кладбище.

Многомудрый Литрекон надеется на то, что Вы нашли все интересующие Вас подробности в данной работе. Если нет, напишите нам об этом в комментариях – добавим.

Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орел. Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянскому классу.

Первое образование в биографии Тургенева было получено в имении Спасском-Лутовинове. Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя. С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе.

Начало литературного пути

Учась на третьем курсе института, в 1834 году Тургенев пишет свою первую поэму под названием «Стено». А в 1838 году в печать выходят два его первых стихотворения: «Вечер» и «К Венере Медицейской».

В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. Затем, когда тяга к науке остыла, Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел до 1844 года.

В 1843 году Тургенев знакомится с Белинским, у них завязываются дружеские отношения. Под влиянием Белинского создаются, печатаются новые стихотворения Тургенева, поэмы, повести, среди которых: «Параша», «Поп», «Бретёр» и «Три портрета».

Расцвет творчества

К другим известным произведениям писателя можно отнести: романы «Дым»(1867) и «Новь»(1877), повести и рассказы «Дневник лишнего человека» (1849), «Бежин луг» (1851), «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) и многие другие.

Осенью 1855 года Тургенев познакомился с Львом Толстым , который вскоре опубликовал рассказ «Рубка леса» с посвящением И. С. Тургеневу.

Последние годы

С 1863 года уехал в Германию, где знакомится с выдающимися писателями Западной Европы, пропагандирует русскую литературу. Работает редактором и консультантом, сам занимается переводами с русского языка на немецкий и французский и наоборот. Он становится самым популярным и читаемым русским писателем в Европе. А в 1879 году получает звание почетного доктора Оксфордского университета.

Именно благодаря стараниям Ивана Сергеевича Тургенева были переведены лучшие произведения Пушкина , Гоголя, Лермонтова , Достоевского, Толстого.

Стоит кратко отметить, что в биографии Ивана Тургенева в конце 1870-х – начале 1880-х годов быстро возросла его популярность, как на родине, так и за границей. А критики стали причислять его к лучшим писателям века.

С 1882 года писателя начали одолевать болезни: подагра, стенокардия, невралгия. В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа). Тело его было привезено в Петербург и погребено на Волковском кладбище.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • В юности Тургенев был легкомыслен, тратил много родительских денег на развлечения. За это его мать однажды проучила, выслав вместо денег в посылке кирпичи.
  • Личная жизнь писателя сложилась не очень удачно. У него было много романов, но ни один из них не закончился браком. Самой большой любовью в его жизни была оперная певица Полина Виардо. На протяжении 38 лет Тургенев был знаком с ней и ее мужем Луи. За их семьей он ездил по всему свету, жил с ними в разных странах. Умерли Луи Виардо и Иван Тургенев в один год.
  • Тургенев был человеком чистоплотным, опрятно одевался. Писатель любил работать в чистоте и порядке – без этого никогда не начинал творить.
  • посмотреть все

Иван Тургенев (1818-1883) - всемирно известный русский писатель-прозаик поэт, драматург, критик, мемуарист и переводчик XIX века, признанный классиком мировой литературы. Его перу принадлежит множество выдающихся произведений, ставших литературной классикой, чтение которых обязательно для школьной и вузовской программ обучения.

Родом Иван Сергеевич Тургенев из города Орла, где он родился 9 ноября 1818 года в дворянской семье в родовом поместье его матери. Сергей Николаевич, отец - отставной гусар, служивший до рождения сына в кирасирском полку, Варвара Петровна, мать — представительница старинного дворянского семейства. Кроме Ивана в семье был еще один старший сын Николай, детство маленьких Тургеневых проходило под неусыпным присмотром многочисленной челяди и под влиянием довольно тяжелого и несгибаемого нрава их матери. Хотя матушка и отличалась особой властностью и суровость нрава, она слыла женщиной довольно образованной и просвещенной, именно она заинтересовала своих детей наукой и художественной литературой.

Поначалу мальчики обучались на дому, после переезда семьи в столицу они продолжили свое обучение у тамошних учителей. Затем следует новый виток судьбы семьи Тургеневых — поездка и последующая жизнь за границей, где Иван Тургенев живет и воспитывается в нескольких престижных пансионатах. По приезду на родину (1833 год), в пятнадцатилетнем возрасте он поступает на факультет словесности Московского государственного университета. После того как старший сын Николай становится гвардейским кавалеристом, семья переезжает в Санкт-Петербург и младший Иван становится студентом философского факультета местного университета. В 1834 году из под пера Тургенева появляются первые поэтические строки, пропитанные духом романтизма (модного в то время направления). Поэтическая лирика по достоинству была оценена его учителем и наставником Петром Плетневым (близким другом А. С. Пушкина).

После окончания Петербургского университета в 1837 году Тургенев уезжает для продолжения своего обучения за границу, там он посещает лекции и семинары в Берлинском университете, параллельно путешествуя по Европе. Вернувшись в Москву и удачно сдав магистерские экзамены, Тургенев надеется стать профессором Московского университета, однако вследствие упразднения кафедр философии во всех университетах России, этому желанию не суждено сбыться. В то время Тургенев все больше увлекается литературой, публикуются его несколько стихотворений в газете «Отечественные записки», весна 1843 года — время появления его первой небольшой книжки, где была напечатана поэма «Параша».

В 1843 году по настоянию матери он становится чиновником в «особенной канцелярии» при министерстве внутренних дел и служит там на протяжении двух лет, затем выходит в отставку. Властная и амбициозная мать, недовольная, тем что сын не оправдал её надежд как в карьерном так и в личном плане (не нашел себе достойную партию, и даже имел незаконнорожденную дочь Пелагею от связи с белошвейкой), отказывается от его содержания и Тургеневу приходится жить впроголодь и влезать в долги.

Знакомство со знаменитым критиком Белинским повернуло творчество Тургенева в сторону реализма, и он начинает писать стихотворные и иронично-нравоописательные поэмы, критические статьи и рассказы.

В 1847 году Тургенев приносит в журнал «Современник» рассказ «Хорь и Калиныч» который Некрасов печатает с подзаголовком «Из записок охотника», так начинается настоящая литературная деятельность Тургенева. В 1847 году он из-за любви к певице Полине Виардо (с ней он познакомился в 1843 году в Петербурге, куда она приезжала на гастроли) надолго уезжает из России и живет сначала в Германии, затем во Франции. Во время жизни за границей было написано несколько драматических пьес: «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка».

В 1850 году писатель возвращается в Москву, работает критиком в журнале «Современник», в 1852 году выпускает книгу своих очерков под названием «Записки охотника». Тогда же впечатленный смертью Николая Васильевича Гоголя, пишет и публикует некролог, официально запрещенной царской цезурой. Затем следует арест на один месяц, высылка в родовое имение без права покидать пределы Орловской губернии, запрет выезда за границу (до 1856 года). Во время ссылки были написаны повесть «Муму», «Постоялый двор», «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков», «Переписка», роман «Рудин» (1855 год).

После окончания запрета на выезд за границу, Тургенев уезжает из страны и два года живет в Европе. В 1858 году он возвращается на Родину и публикует свою повесть «Ася», вокруг неё среди критиков сразу же разгораются жаркие диспуты и споры. Затем появляется на свет роман «Дворянское гнездо» (1859), 1860 год - «Накануне». После этого происходит разрыв Тургенева с такими радикально настроенными писателями как Некрасов и Добролюбов, ссора с Львом Толстым и даже вызовом последнего на дуэль, который в итоге закончился миром. Февраль 1862 — печать романа «Отцы и дети», в котором автор показал трагизм нарастающего конфликта поколений в условиях набирающего обороты социального кризиса.

С 1863 года по 1883 года Тургенев живет сначала с семьей Виардо в Баден-Бадене, затем в Париже, не переставая интересоваться происходящими событиями в России и выступая своеобразным посредником между западноевропейскими и российскими литераторами. За время жизни за границей были дополнены «Записки охотника», написаны повести «Часы», «Пунин и Бабурин», самый крупный по объему из всех его романов «Новь».

Вместе с Виктором Гюго Тургенева избрали сопредседателем Первого международного конгресса писателей, проходившего в Париже в 1878 году, в 1879 году происходит избрание писателя почетным доктором старейшего университета Англии — Оксфорда. На склоне лет Тургеневский не перестает заниматься литературной деятельностью, и за несколько месяцев до его смерти в свет выходят «Стихотворения в прозе», прозаические фрагменты и миниатюры отличающиеся высокой степенью лиричности.

Умирает Тургенев в августе 1883 года от тяжелой болезни во французском Буживале (пригород Парижа). В соответствии с последней волей покойного, записанной в его завещании, его тело было перевезено в Россию и похоронено на петербургском кладбище Волково.