Загадочные картины Иеронима Босха (9 фото)

Иероним Босх – самый загадочный художник всех времён и народов. Его картины пытаются расшифровать до сих пор. Но к их полной разгадке мы не приблизимся.

Потому что Босх говорил на нескольких языках. На языке религиозной символики. На языке алхимиков. А ещё голландских пословиц. И даже астрологии.

Сложно не запутаться. Но благодаря этому интерес к Босху никогда за иссякнет. Вот лишь несколько его шедевров, которые так пленяют своей загадочностью.

1. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг.


Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia.commons.org

“Сад земных наслаждений” – самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды. Причудливые фонтаны. Диковинные монстры.

В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но Босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.

Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.


Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия. Символами которых являются гигантские ягоды и птицы.

Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.

Если не получится, найдёте ее крупным планом в статье .

А знали ли вы, что в хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создан на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.

У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная.

Сверху: Последователь Босха. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1556-1568 гг. , Санкт-Петербург. Снизу: Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.

Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты в Ад попали?



2. Корабль дураков. 1495-1500 гг.

Иероним Босх. Корабль дураков. 1495-1500 гг. . Wikimedia.commons.org

Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.

Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.

Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных. Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.

“Корабль дураков” – это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя часть хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.

Двое из них и подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.

Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.

3. Искушение святого Антония. 1505-1506 гг.


. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия. Wikimedia.commons.org

Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ – четыре сюжета из жизни отшельника.

Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Не давало ему покоя, что тот борется с земными искушениями.

Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его обессиленного ведут под руки.

На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются собразнить его элексиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.


Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку совратить святого с его праведного пути. Прийдя к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.

Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.

И монстры с головой овцы с телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.


Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Этими сущностями вы можете в деталях полюбоваться в статье .

Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.

Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но фантазии хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.org

4. Блудный сын. 1500 г.


Иероним Босх. Блудный сын. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды. Wikimedia.commons.org

На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей – один главный герой. Путник.

Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.

Он оглядывается на дом. Который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.

Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.


Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.

“Блудный сын” похож на другого путника. Который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.


Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516 г. Музей Прадо, Мадрид

Здесь смысл похожий. Мы – путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?

5. Несение креста 1515-1516 гг.


Иероним Босх. Несение креста. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wga.hu

Неожиданная работа для Босха. Вместо далёких горизонтов и множества персонажей – очень близкое приближение. Только передний план. Лица так близко к нам, что даже можно почувствовать приступ клаустрофобии.

Уже нет никаких монстров. Уродливы сами люди. Все их пороки читаются на их лицах. Злорадство. Осуждение другого. Душевная глухота. Агрессия.

Обратите внимания, что только трое персонажей имеют нормальные черты. Раскаившийся разбойник в правом верхнем углу. Сам Христос. И святая Вероника в левом нижнем углу.

Иероним Босх. Несение креста. Фрагмент. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wikipedia.org

Они закрыли глаза. Отрешившись от этого мира, который заполнен кричащей и злобной толпой. Только разбойник и Христос идут направо, в сторону смерти. А Вероника налево, в сторону жизни.

На платке Вероники проступил образ Христа. Он смотрит на нас. Печальными спокойными глазами. Что он хочет нам сказать? Увидели ли мы себя в этой толпе? Готовы ли мы стать людьми? Освободившись от агрессии и осуждения.

Босх был художником . Да, он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Поэтому его главный герой – человек. Которого он рассмотрел со всех точек обзора. И издалека. Как в “Саде земных наслаждений”. И очень близко. Как в “Несении креста”.

Его вердикт не утешителен. Люди погрязли в пороках. Но есть надежда. Надежда на то, что каждый из нас найдёт путь к спасению. Главное вовремя посмотреть на себя со стороны.

Проверьте свои знания, пройдя

Иероним Босх – средневековый художник модный и в наши дни, в частности, из-за своих апокалиптических идей. Фрагменты его работы под названием «Сад земных наслаждений» сейчас можно увидеть даже на легинсах и в детской раскраске, в его честь также была названа современная музыкальная группа. Почему?

Несколько фанатичные, если это можно так назвать, картины художника позднего средневековья были популярны своими кошмарными деталями: человек, играющий на флейте, торчащей у него из заднего прохода, при помощи выпускания газов или птица-монстр, пожирающая грешников и испражняющаяся ими в яму для нечистот и прочее… Король Испании Филипп II - покровитель инквизиции, повесил одну из картин Босха («Семь смертных грехов») в своей спальне. Возможно, она помогала ему лучше настроиться на борьбу с еретиками.

Самая известная картина Босха – триптих «Сад земных наслаждений». На левой части триптиха изображены Бог, Адам и Ева в раю, на центральной: непосредственно сад наслаждений, на правой части: деградация, грешники, ад.

Несмотря на то, что сюжет этой картины на первый взгляд кажется далеко не детским, из ее фрагментов была создана раскраска для детей возрастом от 6-ти лет. «Coloring Book Hieronymus Bosch» знакомит детей с удивительными пейзажами, фантастическими фруктами и цветами, и сказочными животными, которых рисовал Босх. По словам автора, раскраска издана с целью помочь детям развиваться творчески и вдохновить их на создание собственных произведений искусства в будущем.

Также в 1991 году была издана художественная книга «Pish Posh, Said Hieronymus Bosch» ("Тьфу, тьфу, сказал Иероним Босх"). Сюжет книги это рассказ недовольной домработницы Босха, которая уже сыта по горло беспорядком, который его дикие монстры (крылатая рыба и тому подобные существа) делают вокруг дома.

Эти два продукта говорят о том, что, несмотря на то, что Иероним Босх умер 500 лет назад, образы из его работ и его видение, кажется, являются более популярными чем когда-либо. О всех его картинах вышла новая книга от всемирно известного издательства TASCHEN. В 2007 году в родном городе Босха Хертогенбосе был открыт арт-центр посвященный его творчеству. Принты его картин украшают обувь от Doc Martens, майки и толстовки, доски для серфинга и скейтборды. Почему это происходит?

Босх пользовался большой популярностью при жизни. Он вдохновил так много подражателей, что иногда сложно определить его первоначальные каноны. Но ведь с тех пор прошло так много времени: дни контрреформации, стиль барокко…


"Католическая церковь восстанавливает свои позиции, и она хотела бы подчеркнуть церковь, спасение и святых, что было не совсем то, на чем сосредотачивался Босх", сказал Ларри Сильвер, профессор истории искусств в Университете штата Пенсильвания, по телефону. "Взять Рубенса. Тогда, просто не могло быть так, что и Босх и Рубенс могли быть одновременно востребованными. Это одно из обстоятельств, которые положили конец его популярности на тот момент, это, как бы, был поворот от пессимизма к светлой стороне."

Такое положение дел сохранялось вплоть до начала 20 века. Историки искусства, такие как Карл Юсти не проявляли особого интереса к живописи Босха, в отличие от основоположников и теоретиков сюрреализма, таких как, например, Андре Бретон, которые начали новую волну интереса к картинам Иеронима Босха. Сюрреалисты и любители сюрреализма оценили его воображение и "бессознательную живопись". Они были в восторге от его идей против организованной религии и буржуазной морали.

Богемный восторг такого рода стал постоянно присутствовать в историях об Иерониме. Существует тезис, впервые выдвинутый Вильгельмом Франгером в 1947 году, о том, что Босх был членом культа под названием «Братья свободного духа». В такой интерпретации, центральная часть сада показывает не мир, который скатывается к греховности, а наслаждение сексуальными тантрическими изысками свободной любви, гармонией с природой. Есть еще интересное упоминание сада земных наслаждений в книге Код да Винчи, в главе 37.

Также есть версия не менее популярная, чем о секс - культе, о том, что Босх имел бэд трипы от поедания заплесневелого ржаного хлеба. По словам автора Walter Bosing, для Босха это “работало как чудодейственное лекарство, помогающее компенсировать отсутствие образования и стипендии в высших учебных заведениях и способствующее созданию полотен удовлетворяющих сенсационные аппетиты зрителей”. Следующий забавный пример – философ, публицист 60-ых Норман Оливер Браун, который соединил теории анального эротизма Фрейда с доктриной Мартина Лютера оправдания верой, проиллюстрировал свою работу Садом земных наслаждений.

Такие интерпретации соответствуют современным стереотипам о психоделических картинах художника с расстроенной психикой, но для современных экспертов они не представляют из себя ничего большего, чем шутки, академики только посмеиваются над ними. Bosing называет их “научной ерундой”. Вероятнее предположить, что Босх просто был художником полностью вне своего времени, а не сумасшедшим наркоманом, посещающим сектантские оргии и рисующим их после употребления ЛСД.

В любом случае, теперь Босх - муза для некоторых из самых важных создателей. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик…) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Покойный Александр Маккуин использовал для создания своей заключительной коллекции ткани с принтами полотен Иеронима. Пользующийся спросом писатель Майкл Коннелли назвал главного героя своего самого популярного детективного романа в честь живописца. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.

Его популярность, в настоящее время, исходит из того, что современным людям близки и интересны его идеи. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Среди обычных людей, любителей живописи и художников очень популярны не только картины Иеронима, но и его стиль в целом, его уникальный подход к искусству. Картины Иеронима Босха одинаково привлекают как наших соотечественников, так и зарубежных зрителей. Босх – был личностью весьма интересной. Его картины очень многогранны и неоднозначны, их можно понимать по-разному. Поэтому, может сложиться так, что его творчество утратит актуальность нескоро, будет жить ещё очень долго и после нас.



Триптих «Сад земных наслаждений» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 – 1510 году. Его размер: 389 см. 220 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.


Картина «Корабль дураков» выполнена маслом на доске, примерно в 1495 – 1500 году. Ее размер: 33 см. 58 см. Картина находится в Лувре, в Париже.



Картина «Несение креста» (Гент) выполнена маслом на доске, примерно в 1490 – 1500 году. Ее размер: 83,5 см. 77 см. Картина находится в Музее изящных искусств, в Генте.


Картина «Несение креста» (Вена) выполнена маслом на доске, примерно в 1515 – 1516 году. Ее размер: 32 см. 57 см. Картина находится в Музее истории искусств, в Вене.


«Несение креста» (Мадрид) - боковая панель от триптиха, который не сохранился, выполнена маслом на доске, примерно в 1505 году. Ее размер: 94 см. 150 см. Картина находится в Королевском дворце, в Мадриде.


Триптих «Искушение святого Антония» выполнен маслом на дереве, примерно в 1505 – 1506 году. Его размер: 225 см. 131,5 см. Картина находится в Национальном музее старинного искусства, в Лиссабоне.


Панно «Искушение святого Антония» выполнено маслом на дереве, не ранее 1490 года. Его размер: 52,5 см. 73 см. Находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.


Картина «Блудный сын» выполнена маслом на доске, примерно в 1510 году. Ее диаметр: 70 см. Картина находится в Музее Бойманса ван Бёнингена, в Роттердаме.


Картина «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» выполнена маслом на доске, примерно в 1475 - 1480 году. Ее размер: 150 см. х 120 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.


Картина «Святой Христофор» выполнена маслом на доске, примерно в 1504 - 1505 году. Ее размер: 71,5 см. х 113 см. Картина находится в Музее Бойманса ван Бёнингена, в Роттердаме.


Триптих «Страшный суд» выполнен маслом на дереве, примерно в 1504 году. Его размер: 247 см. 164 см. Картина находится в Академии изобразительных искусств, в Вене.


Картина «Увенчание терновым венцом» (Лондон) выполнена маслом на доске, примерно в 1508 - 1509 году. Ее размер: 59 см. х 73 см. Картина находится в Национальной галерее, в Лондоне.


Картина «Увенчание терновым венцом» (Эскориал) выполнена маслом на доске, примерно в 1510 году. Ее размер: 195 см. х 165 см. Картина находится в монастыре Эскориал, в городе Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, в Испании.


Триптих «Воз сена» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 - 1502 году. Его размер: 190 см. 135 см. Картина существует в двух экземплярах. Один находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде. Второй в монастыре Эскориал, в городе Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, в Испании.


Картина «Извлечение камня глупости» выполнена маслом на доске, примерно в 1475 - 1480 году. Ее размер: 35 см. х 48 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.



Триптих «Поклонение волхвов» выполнен маслом на дереве, примерно в 1510 году. Его размер: 138 см. 138 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.

Иероним Босх, настоящее имя Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Хертогенбос - один из четырех самых крупных городов Брабансткого герцогства, располагавшегося на юге современной Голландии.

Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской, которая выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари.

К сожалению, сведений о биографии художника очень мало. Не существует ни писем, ни зафиксированных воспоминаний художника и его близких, и ни на одной из его картин не стоит дата. В распоряжении биографов Босха лишь скудные документы из городского архива. К тому же в ХХ веке появилось множество псевдобиографий, которые лишь запутывают и дезинформируют. В вышеупомянутых документах впервые имя Иеруна ван Акена появляется в 1474 году: Босх упоминается вместе с двумя своими братьями и сестрой.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. В соответствии со сведениями из городского архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. О его финансовом положении говорят около четырнадцати документов, написанных в период 1474 - 1498 годов: к концу XV века Босх считался одним из самых богатых жителей Хертогенбоса. Таким образом, он условно отделяется от тех художников, которые творили ради денег, ведь в них Босх не нуждался.

На изображении: памятник Иерониму Босху в Хетогенбосе

Также известно, что художник вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году. Именно из сохранившихся документов Братства известно несколько точных фактов из жизни художника.

Братство Богородицы, существующее и по сей день, во времена Босха играло очень важную роль в жизни Хертогенбоса. Предметом поклонения членов Братства был чудотворный образ Богородицы, находившийся в городском храме. Кстати, величественный Собор святого Иоанна и сейчас украшает центральную площадь Хертогенбоса.

Согласно документам Босх появился в списках членов Браства в 1486-м году. Но еще раньше, в 1480-м году, его имя упоминается касаемо покупки Босхом двух створок старого алтаря, работу над которым не успел завершить его отец.

В 1488-м году он был приглашен почетным гостем на ежегодное пиршество Братства и тогда же стал почетным членом организации. Иерун ван Акен был единственным художником, избранным в почетные члены Братства за всю историю существования организации, и несомненно, что он пользовался большим уважением среди адептов Братства. (по официальным правилам Братства почетным членом мог стать только человек с образованием богослова, но были и исключения).

Центральная часть триптиха «Искушение святого Антония»

В 1498 или 1499 году Босх председательствовал на ежегодном пиршестве «братьев лебедя», по заказу которых выполнил некоторые работы от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства до написания створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. К сожалению, работы Босха для Братства не сохранились.

Благодаря своему членству в Братстве Босх приобрел различные связи и первым получал заказы от знатных соотечественников. Например от бургундского герцога Филиппа Красивого, который в год своего воцарения заказал художнику большой алтарный образ. От этого триптиха, названного «Страшный суд», сохранился только деформированный фрагмент. Работал художник и для испанской королевы Изабеллы Кастильской, и для сестры Филиппа и регентши Нидерландов Маргариты Австрийской.

Имя художника исчезает из городских документов на четыре года - с 1499-го по 1503-йпредполагается, что, это время художник провел в Италии. В подтверждение этому свидетельствует предположения некоторых исследователей, что на картине «Три философа» (около 1500 г., Венеция) Джорджоне изображены сам автор, Леонардо да Винчи и Иероним Босх.

Последние годы своей жизни Босх провел, скорее всего, в Хертогенбосе и посвятил их работе для Братства. Последнее упоминание художника в книгах «братьев лебедя» датировано 9 августа 1516 года. В этот день в соборе святого Иоанна состоялась торжественная заупокойная месса по «брату Иерониму». Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. И сегодня одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.

Искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и восемь рисунков, которые хранятся в самых разных музеях мира. Были у него копиисты, последователи, подражатели. Но мир на картинах Босха по-прежнему не поддается никаким объяснениям и теориям, и остается нетипичным для европейской живописи XV века.

Иероним ван Акен, называвший себя Босхом, считается одним из наиболее таинственных мастеров живописи. Исследователи картин хцдожника, давая ему самые противоположные характеристики, считали его то религиозным фанатиком, то во всем сомневающимся еретиком, то суровым аскетом, то жизнелюбом, то одержимым фантастом, то трезвым исследователем реальности. И немудрено: определить истинный характер художника весьма затруднительно ввиду крайней ограниченности биографических сведений о нем. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года.

Босх происходил из семьи потомственных нидерландских ремесленников и художников.

Несколько поколений ван Акенов строили и украшали собор своего родного города Хертогенбоса. Процветающий торговый городок оказался расположенным на пересечении различных культурных веяний. К югу от Хертогенбоса царило светлое искусство родоначальников нидерландского Возрождения Мастера из Флемаля и Яна ван Эйка, несущее новые представления о природе и человеке, тогда как к северу более провинциальное, близкое средневековью. Предполагают, что Иероним ван Акен учился живописи на севере в Харлеме или Делфте, однако был хорошо знаком и с открытиями великих новаторов Фландрии и Брабанта.

Женившись на девушке из местной знати, Босх вместе с материальной обеспеченностью, получил определенную свободу творчества.

Кроме того, Босх обрел возможность беспрепятственно утолять свой постоянный интерес к различным областям знаний. Проявления этого можно видеть во всех его произведениях, где, как и в тогдашней науке, пытливость серьезного исследования соседствует с мистикой астрологии и алхимии. Именно промежуточное положение между аристократией и ремесленниками, между учеными докторами и необразованным, но исполненным вековой мудрости народом, чьи предания вошли в его плоть и кровь, сделало Босха наиболее универсальным живописцем Нидерландов. И наиболее сложным. Фантастичность творений мастера сформировала ореол загадочности, который окружал его при жизни и возрос после смерти.

Поскольку Босх не оставил ни одной датированной работы, начало его творчества относят приблизительно к середине семидесятых годов XV века.

Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. В назидательном сюжете Семи смертных грехов автор не столько изобличает, сколько любуется живой непосредственностью осужденных грешников. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра.

Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Пассажиры фантастического корабля, плывущие в страну Глупляндию, олицетворяют человеческие пороки. Центром картины не случайно являются монах и монашка, внимание которых занято отнюдь не молитвами. Скептическая и дерзкая насмешка над ханжеством духовенства заметна во многих картинах Босха. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Босх и реален и символичен. Сам по себе мир, созданный на картинах художника прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.

В зрелые годы Босх выполнил фрески для городского собора Св.Иоанна.

Художник был членом религиозного Братства Богородицы одной из полулегальных еретических сект, широко распространившихся по Европе. Вопреки репрессиям духовенства и проклятиям папы римского, сектанты-еретики подвергали сомнению многие положения средневекового мировоззрения, выступая за их моральное и идейное обновление. Впоследствии, это движение привело к церковной реформации в Европе, сопровождавшейся длительными войнами. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз.

Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена, и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу, из которой никто не выходит живым. Во главе безумной толпы преследующих, давящих, убивающих друг друга людей изображены император и римский папа. Действие, однако, происходит на фоне прекрасного, величественного пейзажа, чье вечное спокойствие противопоставлено преходящим мирским страстям.

В изображении рая и, особенно, преисподней на боковых створках алтарных триптихов проявилось богатство воображения Босха, а также — познания в сфере разнообразия природных форм. Его ад в Возе сена наделен приметами окружающей повседневности. Он напоминает гигантскую строительную площадку. В другом алтарном триптихе Страшный суд ад, изображенный на правой створке, скорее похож на колоссальную кухню. Фантастически безобразные черти деловито орудуют обыденными предметами вертелами, поварешками, сковородками, котелками и прочей хозяйственной утварью. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. В облике адских строителей, кухарок или музыкантов смешалось, казалось бы, все самое несоединимое. Средневековые мастера и прежде представляли в своих произведениях сочетания разнородных частей, животных и птиц для создания устрашающих чудищ-химер. Но подобного смешения человеческой плоти, рыбьей чешуи, птичьих перьев, когтей и шерсти животных, сопряжения органического с неорганическим, неодушевленного с живым до живописи Босха еще не представлял никто.

Достоверность фантастики рождалась у Босха не только из внимательного изучения многообразных природных явлений, но из глубокого знания жизни.

Художник был чуток к историческим потрясениям окружающей действительности, полной конфликтов и противоречий, что и обусловило трагический характер его произведений. В адском зареве босховских «Страшных судов» явственно, вплоть до архитектурных и ландшафтных подробностей местности узнаются облики горящих во время войн нидерландских городов и деревень.

На рубеже двух веков, в период религиозных конфликтов, Босх создает цикл из жизни святых отшельников.

В нем, художник воплощает силу, способную противостоять жестокости и суевериям, и находит ее не столько на небесах, сколько в душе человека. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. В картинах святой жизни, возрастает мрачная фантастичность видений художника, но при этом проявляется тончайшее мастерство пейзажиста. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном. У Босха в еще большей степени, чем у его великого предшественника Яна ван Эйка, природа становится реальным окружением его героев.

В последнем живописном цикле Босха «Страсти Христовы» пейзаж исчезает совсем, уступая место человеку. Точнее было бы сказать, что на передний план картин выходят человеческие лица, приближенные к зрителю и представленные крупным планом. В трагических сценах страданий Христа Босх обращается к истокам морали, измены и героизма. Одним из первых он пытается приоткрыть тайну, полной противоречий, внутренней жизни человека. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Даже в наиболее фантастических образах он исполнен серьезных, и актуальных не только для его века проблем.

В конце жизни, Босх был настолько прославлен, что начал получать заказы от знати и правящего бургундского двора.

Гравюры с его работ были широко известны и популярны далеко за пределами Нидерландов. После смерти художника в 1516 году, одним из авторов гравюр на его сюжеты стал молодой Питер Брейгель. Ему было суждено продолжить открытия Босха в живописном познании мира. Понимание художником жизни как непрерывного космического движения, как круговорота человека и природы в своем творчестве развивали и Питер Брейгель Старший (Мужицкий), Альбрехт Дюрер, и Лукас Кранах.

Многомерность содержания произведений Босха, отражающая заблуждения и прозрения его переломной эпохи, даже спустя столетия позволяет различным мастерам черпать из наследия картин художника то, что каждому близко: видение почетного профессора кошмаров или остроту реалиста и тонкость поэта. Своей популярностью в XX веке Иероним Босх в значительной степени обязан присущими ему беспокойству совести и осознанию связи настоящего с будущим.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Загадочный мир Босха» О. Петрочука, М. 1985 г.

Иероним Босх – один из самых загадочных художников, о котором известно крайне мало, но работы которого продолжают будоражить воображение.

Биография Иеронима Босха

О жизни художника Иеронима Босха, как ни странно, известно очень мало. Он происходит из семьи потомственных живописцев ван Акен. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям – около 1450 года). Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Босх выгодно женился, вошел в руководство Братства Богоматери, имел признание и много заказов. Поэтому одним из краеугольных камней остается вопрос, откуда столько драматизма в живописи Иеронима Босха? Ни до него, ни после него никто настолько правдиво не обнажал мир человеческих пороков и страстей. Босх превратил искусство в зеркало современного мира.

Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Когда и в какой момент в его голове начали возникать странные образы, которые впоследствии нашли отображения в картинах? В каких скрытых уголках сознания начал рождаться демонический мир, наполненный странными существами? На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Он действительно с особой детализацией изображал потусторонний мир, его работы переполнены символизмом. На первый взгляд кажется, что картины созданы религиозным человеком для устрашения грешников. Но исследователи пришли к выводу, что в полотнах, которые автор, кстати, никогда почему-то не подписывал, скрыт намного более глубокий смысл. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. И что наиболее парадоксально, картины Босха все так же актуальны, современны и своевременны, хотя прошло уже более пяти столетий с момента смерти их создателя.

Произведения Иеронима Босха

Большинство работ, созданных этим великим нидерландским мастером, к сожалению, утрачено. До нас дошли только некоторые картины Иеронима Босха с названиями, которые говорят сами за себя. Рассмотрим наиболее известные полотна, в которых заключена квинтэссенция мироощущения художника.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

Этот уникальный триптих создан, предположительно, между 1500 и 1515 годами . Автор показал жизнь человечества, сделавшего выбор в пользу греха. Левая часть триптиха – картина рая, правая показывает ад. Центральная часть посвящена земной жизни, в которой человек теряет рай. Есть предположения, что художник изобразил себя в части ада.


Иероним Босх «Страшный суд»

Еще один триптих, самый большой из уцелевших работ живописца. В левой части – образ рая, по центру – картина страшного суда, и на правой створке – страшная участь грешников в аду. Эта работа считается одной из самых пугающих картин адских мук. Современники Босха были убеждены, что автор воочию видел чудовищ преисподней.

Иероним Босх «Корабль дураков»

Полотно «Корабль дураков» считают верхней частью одной из створок триптиха, который не уцелел. С нижней частью идентифицируют картину «Аллегория чревоугодия и сладострастия». В это работе, как и во многих других, автор обнажает и высмеивает человеческие пороки. Среди пассажиров корабля – представители различных общественных слоев, символизирующие тщеславие, пьянство, разврат и т.д.


Иероним Босх «Извлечение камня глупости»

Это достаточно странная картина, расшифровать значение которой пытаются до сих пор. На полотне изображена хирургическая операция, которая почему-то проводится под открытым небом. На голове врача – перевернутая воронка, а на голове монахини – книга. По одной из версий, эти предметы символизируют бесполезность знаний перед лицом глупости, по другой – шарлатанство.


Иероним Босх «Воз сена»

В триптихе «Воз сена» снова повторяется любимая тема Босха – тема греха и человеческих пороков. Огромную повозку с сеном влекут семь монстров, символизирующих различные пороки – жестокость, жадность, гордыню и пр. А вокруг – множество людей, пытающихся ухватить сена для себя. Сверху за все этим на золотом облаке наблюдает Всевышний.


Иероним Босх «Искушение святого Антония»

Это одна из самых знаменитых работ Босха. Триптих выполнен на деревянных досках, где изображена хорошо известная история об искушении святого Антония во время пребывания в пустыне. Образы картины странны и непривычны, а главная идея – в вечной борьбе добра и зла, когда демоны пытаются сбить человека и истинного пути.


Несмотря на название, к библейской притче о блудном сыне эта работа имеет лишь опосредствованное отношение, поэтому чаще используют название «Путник» или «Пилигрим». В основе сюжета – одна из любимых тем Босха – тема об искушениях на жизненном пути.

«Несени е креста»


Иероним Босх «Несение креста»

Эта работа – одна из самых узнаваемых, своеобразная «визитная карточка» художника, в которой ему удалось показать истинную сущность человеческой натуры, то, какими люди являются на самом деле. Впрочем, по поводу этой картины идут споры, так как ряд исследователей считает, что Босх не является автором этого полотна.


Иероним Босх «Фокусник»

Это произведение раннего периода творчества Иеронима Босха. Как и остальные работы великогомастера, эта картина полна символизма и загадок, а за незамысловатым сюжетом о шарлатане-«наперсточнике» кроется очень глубокий смысл.


Иероним Босх «Семь смертных грехов»

Еще одна картина Босха, авторство которой ставят под сомнение, в связи с несовершенством выполнения. Из 11 фрагментов (изображение 7 грехов и 4 последних вещей), как считают исследователи, только два выполнены художником лично. Но то, что замысел картины принадлежит Босху, сомнений не вызывает.


Иероним Босх «Поклонение волхвов»

Одна из немногих светлых работ Босха, которая, к тому же, прекрасно сохранилась. Триптих «Поклонение волхвов» был сделан на заказ бюргера из Хертогенбосапо поводу его венчания. И сам заказчик, и его невеста, а также их святые покровители – святой Петр и святая Агнесса – изображены на внешних створках.


Иероним Босх «Блаженные и проклятые»

«Блаженные и проклятые» — полиптих, состоящий из четырех картин: «Земной рай» и «Восхождение в эмпирей» по левой стороне и «Ад» по правой стороне. Предполагают, что центральная часть работы могла быть утеряна. Наиболее известен второй фрагмент, на котором ангелы выводят души праведников через конический туннель к вечному блаженству.

Иероним Босх «Автопортрет»

Автопортрет Босха, написанный карандашом на сагнине, имеет небольшие размеры – всего 40 на 28 см. Хранится рисунок в муниципальной библиотеке в Аррасе во Франции.

Копии всех сохранившихся произведений великого живописца можно увидеть в его родном городе,где основан музей. В 2016 году здесь провели выставку, посвященную творчеству знаменитого земляка. История этой выставки столь же невероятна, как и жизнь художника. Именно она легла в основу фильма «Иероним Босх: вдохновленный дьяволом».

Его работы продолжают исследовать, но, мне кажется, загадки Иеронима Босха вряд ли будут разгаданы, по крайней мене в ближайшее время.

Категория