Презентация на тему левитан золотая осень. Урок русского языка с презентацией "Сочинение по картине И.И. Левитана "Золотая осень"". Что ты видишь на переднем плане картины, а что вдали

Разделы: Русский язык , Начальная школа , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Формировать умение составлять художественное описание картины.
  2. Развивать творческое воображение детей.
  3. Развивать письменную речь и орфографическую зоркость учащихся.
  4. Развивать умения записывать текст, учитывая его структурные компоненты: начало, основную часть, заключение.

Ход урока

Постановка учебной задачи.

Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по картине. Мы будем учиться понимать, какую важную роль играет искусство в жизни человека, как оно помогает нам познать окружающий мир.

(Приложение. Слайд 1) «Знакомьтесь: певец русской природы – художник Исаак Ильич Левитан».

Ребята, вы видите портрет художника, написавшего картину «Золотая осень». Картина была написана, когда ему было всего 19 лет. В 1880 году в Москве на выставке эту картину увидел и приобрёл Павел Михайлович Третьяков, создатель знаменитой картинной галереи.

(Приложение. Слайд 2) «Восприятие картины».

Давайте внимательно рассмотрим картину. Нам поможет пробудить чувства, эмоции, воображение музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года». (Звучит запись отрывка произведения.)

(Приложение. Слайд 3) Беседа по содержанию картины.

  1. Какой день изобразил художник? (Ясный, солнечный, спокойный.)
  2. Что можно сказать о цвете неба? (Голубое, с белыми облаками, чистое.)
  3. Как цвет помогает художнику показать приближение поздней осени? (Золото деревьев; сухая, жёлтая, бурая трава.)
  4. Что вы можете сказать об отблесках света в реке? (Вода в реке тёмно-синяя, а вдали – голубая.)
  5. Какими художник изобразил деревья? (Жёлтые, золотые, разноцветные, нарядные, пёстрые.)
  6. Какие краски использует художник, чтобы показать своё отношение к осени? (Хотя на картине присутствуют и холодные цвета, вся она пронизана тёплыми тонами: жёлтым, золотистым, зелёным, багряным, голубым.)

(Приложение. Слайд 4) Задание на развитие творческого воображения.

Что общего между картиной И.И.Левитана и стихотворением А.С.Пушкина.

Ученик читает отрывок из стихотворения.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

- (И в стихах Пушкина, и на картине Левитана мы видим красоту осенней природы).

(Приложение. Слайд 5) Коллективное составление плана сочинения.

  1. Как художник показал приближение осени? (Художнику удалось передать прохладный чистый осенний воздух; багряные и жёлтые берёзы, бронзовые дубы; бурая осенняя трава.)
  2. Какую роль играет цвет в картине? (Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет мрачных цветов. Преобладают яркие краски.)
  3. Какие мысли и чувства выразил художник в этой картине? (Художник заставляет нас всмотреться в красоту нашей природы и передаёт нам свою любовь к ней.)
  4. Какое впечатление производит картина? (Смотришь на картину и ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти, художник рисует «пышное природы увяданье».)

(Приложение. Слайд 6) Словарно-орфографическая работа.

  1. Вставь пропущенные буквы в корне слова: ж...лтый, б...гряный, б...дрящий, з...л...тые, н...рядные, х...лодные, к...ртина, кр...сота, п...йзаж.
  2. Вставь пропущенные буквы в приставке слова: пр...хладный, пр...низано, пр...сутствует, п...р...дает.
  3. Объясни лексическое значение слов:
    • Пейзаж – ... .
    • Багряный – ... .
    • Озимые – ... .

(Приложение. Слайд 7) Представьте себе, что вы присутствуете в тех местах, которые изображены на картине И.И.Левитана «Золотая осень». Ответьте на вопросы.

  1. Что вас окружает? (Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды. Слева, на высоком берегу реки расположилась берёзовая рощица, накинувшая на себя золотистый наряд. Справа – отдельные деревья – это дубы в красно-бронзовых плащах. На переднем плане – река. Вода в ней тёмно-синяя, а вдали – голубая. Там, где речка делает плавный поворот, одиноко стоит берёзка. На заднем плане видна небольшая деревня. Вдали видны поля, на которых взошли озимые.)
  2. Чем вы любуетесь? (Я любуюсь «пышным природы увяданьем в чудесный осенний день. Я любуюсь лесом, который «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный...».)
  3. Чем вам особенно нравится картина? (Это до боли знакомый и родной пейзаж. Это моя Родина – Россия.)
  4. Что вас заставляет грустить? (Картина светлая, но нотки грусти присутствуют. Как тут не вспомнишь строчки А.С. Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса...». Всё дышит тишиной и осенним покоем. Природа готовится к зимнему сну.)

(Приложение. Слайд 8) Написание сочинения. (Структура сочинения.)

  1. С чего следует начать? (И.И.Левитана называют «открывателем» красот русской земли. Эти красоты находятся рядом с нами. Сила и талант художника заключается в том, что он заставляет всмотреться в знакомую и родную природу.)
  2. Что нужно написать в основной части текста? (В основной части надо описать увиденное на картине. Слайд 7.)
  3. Какой будет концовка? (Какие чувства, эмоции вызывает картина?) Слайд 7.)

Написание сочинения.

Литература:

  1. «Сочинение по картине для младших школьников» Л.Л. Страхова, 2007г.
  2. «Исаак Левитан» О. Д. Атрощенко, Л. И. Захаренкова, М. Н. Киселев 2010г.

Поляков Матвей

Презентация создана учащимся тетьего года обучения объединения "Компьютерная графика и анимация"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнил: учащийся МАУ ДО «СЮТ» Поляков Матвей Педагог: Полякова Наталия Павловна Картина И. И. Левитана «Золотая осень»

Выполнил: ученик 3 А класса МАОУ «СОШ №45» Поляков Матвей Учитель нач.классов: Большакова Светлана Геннадьевна Знаменитый русский художник Исаак Ильич Левитан прославился как создатель уникальных пейзажей.

В своей картине «Золотая осень» И.И. Левитан постарался передать ту часть осени, которую в народе принято называть «бабьим летом».

На картине виден характерный русский пейзаж. Спокойный осенний день полон света. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами.

На заднем плане картины мы видим березовую рощу в золотом осеннем убранстве. На левом берегу реки стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями.

Земля укрыта желтеющей увядшей травой. Но если присмотреться, то видно, что трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть.

В глубине луга течет узкая речка с невысокими берегами. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками.

Золотая осень – это волшебная пора. Она очаровывает красотой. И нет грустных мыслей о предстоящей долгой зиме.

Спасибо за внимание!

И.И. Левитан «Лесное озеро»

Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине И. И. Левитана «Лесное озеро». Цели урока:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.И.Левитана; развивать навыки анализа картины; способствовать эмоциональному восприятию произведений искусства; воспитывать эстетический вкус; развивать речь учащихся, умение логически излагать свои мысли; развивать образное мышление; обогатить словарный запас учащихся; развивать умение излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Учащиеся познакомятся с творчеством Исаака Ильича Левитана, научатся правильно составлять план сочинения, подбирать выразительные средства, научатся описывать картину, логически излагать текст.


Картинная галерея

Исаак Ильич Левитан жил и работал в России сто лет назад.

Он писал пейзажи - картины, изображающие природу.

В них он стремился передать настроения, переживания, которые вызывает у человека природа.

Картины И. И. Левитана хранятся в Третьяковской галерее

в Москве, в Русском музее

в Петербурге, в музеях других городов России.

Сегодня нам предстоит открыть удивительный мир русской живописи. Мы познакомимся с творчеством выдающегося русского живописца И.И.Левитана, увидим его картины.


Работа по картине И. Левитана «Лесное озеро»

Обратимся к картине.

– Великий итальянский художник Л. Да Винче сказал: “Живопись– поэзия, которую видят, а поэзия – живопись, которую слышат”.

«Унылая пора! Очей очарование!» - так писал об осени А.С. Пушкин. Осень вдохновляла поэтов и живописцев на создание шедевров. Особенно остро певцы природы ощущали красоту этого времени года вдали от города – в лесу, среди бескрайних полей, на берегу озера. Осень стала одной из ведущих тем в творчестве русского художника И.И. Левитана.

И.И. Левитан«Лесное озеро»


Что ты видишь на переднем плане картины, а что вдали?

Создаётся впечатление, что в картине растворяется передний план. Он расплывается в глубине озера, в котором отражаются вершины деревьев, окруживших его вокруг. Всё внимание зрителя приковывает глубина картины, то есть её задний план.


Какое время года и какое время дня изобразил художник? Объясни, почему ты так думаешь.

Художник изобразил осень. Преобладание тёмных тонов, даёт возможность сделать вывод, что это вечернее время заката. Жёлтые и освещённые закатными солнечными лучами сосны очерчивают округлые края берега.


Расскажи о воде озера. Всегда ли так ярко, как на картине И. И. Левитана, отражаются в воде берега?

В центре картины художник написал чистое глубокое озеро. Этим автор пытался обратить внимание зрителя именно на главный его предмет, которому уделялось особое внимание при написании картины – к озеру.


Лесное озеро в глуши. Осенним небом дышит. И удивляться не спешит, Что лес прозрачнее и выше. Загадочно листвой шуршит. А ветер воду чуть колышет, Как будто он чего-то ищет, Или о чём-то говорит Но сонно озеро молчит. Возможно, ждёт чего-то свыше? Когда скользящие лучи, Коснутся волн, как мотыльки. Чтоб их живые огоньки, Как стаи птиц, ………………сорвались с крыши, Раскрасить хмурые деньки.

Лесное озеро

Наталья Мурадова


Какие краски использовал И. И. Левитан, создавая эту картину?

Какие чувства вызвала

у тебя эта картина?

Если бы ты попал на берега этого озера, что бы ты там делал?

Как ты думаешь, какие звуки мог бы ты услышать на берегу озера?

Какие ещё картины И. И. Левитана ты видел?

Природа была главной темой Левитана. В картинах этого замечательного художника скромная русская природа оживала, запомнилась и полюбилась всем, кто знаком с его творчеством.

Он чувствовал волшебную природу, слышал восхитительную музыку, проникался ее удивительной тишиной.


Когда-то в «Родной речи» Прошла с картиной встреча И в памяти яркА! Что может быть попроще? Берёзовая роща, Осинки, луг, река. Ах, «Золотая осень»! Красива неба просинь, Деревня вдалеке, Вода в реке светлеет, И озимь зеленеет. И так тепло щеке, И наплывают грёзы,

И. И. Левитан

Золотая осень. 1895 г.

Когда прижмусь к берёзе На миг один щекой. А сердце встрепенётся И радостно забьётся От красоты такой!

Иван Есаулков


И. И. Левитан Осень. 1897 г.

На первом плане слева ель Вошла ветвями в акварель. Правее образуют сетку Деревьев тонких, голых ветки. Кой-где хранят они листы. А краски нежны и чисты. Осенний день, спокойный, серый, В своей прозрачен атмосфере. Задумчивая тишина В пейзаже этом нам видна. В нём много грусти и печали. Пустынны берега и дали, Где то ли лес, не то холмы На фоне неба видим мы.

Вот, зритель, мы и посмотрели У Левитана акварели! И осень на одной видна – Как замечательна она! В картине очень поэтична, Очаровательна, лирична И выразительна река: Её пустынны берега, Засыпанные сплошь листвою; Река пленяет синевою.

Иван Есаулков


И. И. Левитан

Осень. Яркий день

Как хороша была работа Под лучезарно-ярким небом! Пейзажа русского раздолье! В картине на переднем плане Плетень, за ним пустое поле, А справа от плетня – поляна. Горят осенние деревья, За ними – избы и усадьбы. Закончит обмолот деревня – Тогда рекой польются свадьбы. Сегодня день такой погожий И ярко-солнечный при этом. Хотя и осень, но, похоже, Что наступило бабье лето!

Хотя и осень, но, похоже, Что наступило бабье лето. Сегодня день такой погожий И ярко-солнечный при этом! Зажгли свои костры деревья, Пожар их небо отражает. Дождалась от полей деревня Невиданного урожая.

Снопы просушат, обмолотят – И снова люди будут с хлебом.

Иван Есаулков


Речевая подготовка

  • А) Подбери синонимы к словам: художник – живописец, пейзажист, мастер кисти, создает, пишет. Картина – полотно, репродукция.
  • Б) Обрати внимание:

на переднем плане, здесь, справа, слева, вблизи, вдали, вверху.

  • В) Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

Г) Словарь

  • Картина, пейзаж, изображение.
  • Художник (что делал?) писал, создавал, работал, запечатлел, показал, отразил. На картине изображено, показано, запечатлено. Глаголы: думать, любоваться, восторгаться, царствовать, мечтать, трепетать, благоухать, показать, виднеться, хотеть, любить.
  • Воздух (какой?) – прозрачный, чистый, свежий.
  • Озеро (какое?) – чистое, глубокое.
  • Листва (какая?) – зеленая, изумрудная, жёлтая, золотая.
  • Сосны (какие?) – высокие, стройные, вечнозелёные.

Составление плана сочинения

План.

1. Художник и его картина.

2. Описание картины И. Левитана ”Лесное озеро”.

3. Моё отношение к картине.


Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесное озеро»

Картина «Лесное озеро» была написана И.И. Левитаном в 1889 году. На ней изображён осенний пейзаж.

В центре картины художник написал чистое глубокое озеро. И.И.Левитан использовал холодные тона.

На переднем плане картины изображены высокие сосны с вечнозелёной хвоей. Они ярко отражаются с обрывистого берега в прозрачной воде озера.

Вдали по обоим берегам ярким золотом горит берёзовая роща. Воздух прозрачен и свеж. Лучи холодного осеннего солнца скользят по жёлтым, зелёным, пурпурным макушкам деревьев.

Эта картина вызвала печальное чувство прощания с летом.


Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесное озеро»

Широко раскинулось озеро на картине И.И. Левитана. В нём, как в зеркале, отражаются деревья. Вдоль берега, как большая дружная семья стоят сосны. Большие сосны, как папы, мамы, бабушки и дедушки, а маленькие - это малыши.

На заднем плане - деревья, как - будто села Жар - птица и распустила свой красочный хвост. А на правом берегу, где темно, деревья играют в прятки с солнцем. Глядя на эту картину, я попал в этот тихий, сказочный мир. Я услышал пение птиц, шуршание листьев и легкие всплески воды. Так и сидел бы и слушал эту волшебную песню природы.


  • Как мы работали на уроке? Что вам понравилось? Что нового узнали? На втором уроке мы будем писать сочинение. А для того чтобы оно получилось интересным, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложений, грамотного написания. Обращаться к орфографическим словарям.

Список использованных источников

  • Стихи.ру

http://stihi.ru/2010/09/27/2195

http://www.stihi.ru/2012/10/02/5921

http://www.stihi.ru/2013/09/29/2005

http://www.stihi.ru/2012/09/19/3154

  • http://papus666.narod.ru/clipart/m/molb/molb010.png мольберт
  • Рисунки из учебника «Литературное чтение» Э.Э.Кац

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 8 г. Моздока

Сук Наталия Ивановна

Данная презентация поможет учащимся раскрыть осеннюю тему в своем сочинении. Ребята увидят осень в ее разнообразии. Познакомятся с картинами известных русских художников, на которых изображена осень. Слайды презентации помогут ребятам прочитать картину, осознать замысел художника. Подготовительная работа поможет учащимся написать сочинение на данную тему.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Повязала Осень пёстрый фартук И ведёрки с красками взяла. Ранним утром, проходя по парку, листья позолотой обвела.

Ф.И.Тютчев Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…

Иван Иванович Шишкин

Закружила осень Рыжие метели, Золотые листья С клёнов полетели…

Алексей Кондратьевич Саврасов

А.С.Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса…

Исаак Ильич Левитан

«Золотая осень»

К. Кедров Скинуло кафтан зелёный лето, Отсвистели жаворонки всласть. Осень, в шубу жёлтую одета, По лесам с метёлкою прошлась.

Что перед нами? картина Исаака Левитана «Золотая осень»

Что художник изобразил на картине? изобразил природу в осеннюю пору

Что мы видим на переднем плане картины? берёзовую рощу (берёзовый лесок)

Опиши березки. листочки берёзки стали … многие листья … под берёзками лежит …

Что мы видим на заднем плане картины? л ес, поле п осажена озимая пшеница о на уже взошла и …

Что ещё художник изобразил на картине? р ечку в ода …. холодная х удожник изобразил воду ….

Какой день? с олнечный … озаряет всё …

Вам понравилась картина И.Левитана? Почему она понравилась вам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Разработка урока русского языка в 3 классе Тема: Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему карти...

Урок -сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень»

Тема: Сочинение по картине И.Левитана «Золотая осень»Цель: учить детей писать сочинение по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень», повышать грамотность учащихся, проводя словарно-орфогра...