Душа – это наш внутренний наблюдатель. Идентификация и режим внутреннего наблюдателя - психология эффективной жизни - онлайн-журнал

Огромное количество психологических проблем - от страха ошибиться до кризиса среднего возраста - имеют один общий глубинный корень. Это идентификация - то, кем вы себя считаете. То, как вы отвечаете на вопрос «кто я?».

Как корабль назовете, так он и поплывет

Как идентификация создает проблемы? Очень просто.

Например, вы учитесь в школе и получаете четверку. Если вы сильно расстроены, если вам стыдно, то вы думаете примерно так: «Я же отличница! Значит, я должна получать только пятерки!» Говоря психологическим языком, вы отождествляете себя с ролью отличницы, и поэтому вам так плохо от объективно хорошей оценки.

Во взрослой жизни этот механизм работает по такому же принципу. Женщина, соединяющая свое «я» с внешней красотой, будет в панике, обнаружив неизбежные возрастные изменения. Специалист, которого уволили, может оказаться в депрессии из-за крушения своей идентичности «я успешный, востребованный профессионал».

У каждого из нас есть список того, с чем мы себя отождествляем. Часто это социальные роли или профессия: отец, мать, сын, дочь, муж, жена, врач, пожарный, учительница, актриса.

Иногда нас полностью захватывают те или иные желания, эмоции, настроения. Есть люди, неразрывно внутренне соединенные с некими принципами, системой убеждений, теоретическими парадигмами и умозаключениями.

Важно понимать, что мы сильно зависим от того, с чем себя отождествляем или идентифицируем. Вспомните пример про отличницу: ее невротические реакции напрямую вызваны идентификацией. Хорошист или троечник из-за четверки не расстроится.

Как развязать гордиев узел?

Любая идентификация - это зауженное представление о себе. Поэтому решение проблем, связанных с ней, состоит в том, чтобы этот узел развязать.

Это понимали мудрецы и духовные учителя еще много сотен лет назад. Однако тогда еще не существовало сформированной психотехники - пошаговых приемов работы со своим сознанием.

Современная практическая психология успешно создает способы, благодаря которым обычные люди, не шаолиньские монахи, могут эффективно работать со своей психикой и решать психологические проблемы.

Во второй половине ХХ века психологами был открыт простой, но мощный способ радикального изменения представлений о том, кто я есть. Давайте прямо сейчас сделаем эту практику.

Читайте текст ниже настолько медленно и вдумчиво, чтобы внутри вас возникал отклик на слова, появлялись какие-либо ощущения или образы.

Практика

У меня есть тело. Сейчас оно не такое, как 20 лет назад, а еще через 20 лет оно будет другим. Иногда мое тело в порядке, иногда какая-то его часть болеет. Ощущения от моего тела меняются. Кроме того, я могу его осознавать. Значит, мое тело - это не я. У меня есть тело, но я - это не мое тело.

У меня есть эмоции. Они приходят и уходят. Обычно я могу осознавать и контролировать свои эмоции, но иногда они очень сильно охватывают меня. К разным своим эмоциям я отношусь по-разному: одни мне приятны, другие - нейтральны, третьи - отвратительны. Исходя из всего этого ясно, что мои эмоции - это не я. У меня есть эмоции, но я - это не мои эмоции.

У меня есть желания. Они переменчивы и даже иногда непоследовательны или противоречивы. Как правило, я могу их осознавать, наблюдать за их «поведением». Поэтому мои желания - это не я. У меня есть желания, но я - это не мои желания.

У меня бывает разное настроение. Порой я грущу, иногда злюсь, часто радуюсь. Разные настроения приходят и уходят, плюс - я могу на них смотреть со стороны («из-за чего я расстроился?»). Получается, что мое настроение - это не я. У меня есть настроение, но я - это не мое настроение.

У меня есть мысли. Некоторые из них я сосредоточенно обдумываю («Выходить ли мне замуж за Петю или лучше за Колю?» ). Чаще мысли просто сами спонтанно возникают в моей голове. Порой мне приходят в голову классные творческие мысли, а иногда - депрессивные, самообвинительные. Поскольку мои мысли вот такие разные и поскольку я могу, научившись, их осознавать и наблюдать, то ясно, что мои мысли - это не я. Несмотря на то что большинство из них - обо мне, о том, какой я. Итак, у меня есть мысли, но я - это не мои мысли.

Подводя итог этому самоисследованию, я четко вижу, что я не являюсь моими эмоциями, мыслями, желаниями, настроениями и моим телом . Я разотождествляюсь со всем этим.

Что же остается в итоге? Кто я на самом деле?

Получается, что на глубинном уровне я - это тот, кто осознает все более поверхностные явления, я - центр восприятия всех внешних и внутренних феноменов, я - наблюдатель за переменчивыми мыслями, эмоциями, телесными ощущениями.

Что значит быть наблюдателем?

Такой принципиальный переворот может остаться для вас всего лишь забавной игрой ума, а может стать мостиком в совершенно иное качество проживания жизни.

Существует громадная разница между жизнью человека, которого постоянно «накрывает» одно переживание за другим, кто «тонет» в своих эмоциях и настроениях, поступками которого управляют переменчивые, спонтанно возникающие мысли, и жизнью человека, который идентифицирует себя с наблюдателем, свидетельствующим переменчивую реальность (то есть на глубинном уровне считает себя им).

Второй вариант не делает человека безэмоциональным холодным роботом, но открывает не доступную в первом варианте внутреннюю свободу. Мысли не становятся триггерами острых переживаний, длительных дискомфортных состояний, спонтанных поступков с неприятными последствиями (а у большинства людей именно так и происходит, большинство людей именно так и живут).

Хотя от физической боли и трудных ситуаций никуда не деться в любом случае, но человек, укоренившийся в ощущении себя как наблюдателя за происходящим, воспринимает и переживает такие проблемы иначе, ведь с наблюдателем ничего негативного происходить не может. Наблюдатель или свидетель лишь осознает физические ощущения или же мыслеобразы в уме.

В духовных традициях внутреннего наблюдателя часто описывают как зеркало, отражающее все. Подчеркивается, что зеркало делает это без малейших усилий, оно отражает точно, безоценочно, и с ним самим при этом ничего не случается.

Практика

Попробуйте представить себя зеркалом: воспринимайте все, что видите, слышите, ощущаете, как отражение в зеркале: «Вот появился звук машины, вот он исчез... птичка села на ветку... улетела... в животе бурчит... стихло...»

Усложните себе задачу. Пройдитесь по комнате или выйдите на улицу, продолжая «быть зеркалом», - без комментариев просто «отражайте» все вокруг: картинки, звуки, ощущения от ветра, солнца, дождя... Осознайте новизну полученного опыта безоценочного восприятия.

Если хорошенько укорениться в новом самоощущении, то получается легко переживать разные стрессовые ситуации. Вы станете так же свободны от влияния тревожных или депрессивных мыслей, как от дождя, наблюдая за ним из теплой комнаты. Множество проблем потеряют силу и власть, ведь они не смогут вас зацепить: все мысли и ощущения оказываются просто объектами вашего наблюдения, они просто отражаются в зеркале вашей осознанности.

Вероятно, предложенный метод не является панацеей, но его возможности огромны, в чем я вам советую убедиться на собственном опыте.

От редакции

«Измените мозг - изменится и жизнь!» - такой лозунг взял для своей книги нейробиолог, нейропсихиатр Дэниэл Амен. Действительно, многие проблемы в нашей жизни решаются в голове. Читайте конспект ключевых идей Амена в нашем обзоре: .

Кризис идентификации, страх потерять собственное «я», неуверенность в себе - тяжелый багаж, чтобы носить его с собой каждый день. Французский коуч Дэвид Ларош предлагает объявить семидневный марафон уверенности в себе, который поможет вам дать толчок желаемым переменам в жизни: .

Принять себя и не зацикливаться на несоответствии собственным ожиданиям быть идеальным - миссия невозможна? Life-технолог Екатерина Костина рассказывает, как принять свою уникальность: .

Мышление и поведение
Испытывает огромную потребность в уединении. Защищает себя от вторжения окружающих, создавая непреодолимую стену между собой и миром. Такие люди часто интроверты, заняты глубокомысленными размышлениями о важных вопросах или о состоянии мира.

Они любят учиться, читать, проводить исследования и собирать информацию. Это обычно очень чувствительные люди, но часто их поведение окружающие ошибочно истолковывают как холодное, потому что они не проявляют свои эмоции, а вместо...

«Есть несколько вещей, на которые необходимо медитировать.

Во-первых: чтобы установить это совершенное единство, сознание сначала должно стать единым во всех своих внутренних аспектах, не отрицая ничего из того, что реально с точки зрения опыта. Это первое, что необходимо понять.

Вы ощущаете страх. Этот страх стал существующей реальностью, эмпирической реальностью; он есть. Вы можете отрицать его: отрицая его, вы подавляете его. Подавляя его, вы создаете внутри себя рану.

Вы трусите...

"Человек - это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и в пространстве. Он ощущает себя, свои мысли и чувства как нечто отдельное от всего остального мира, что является своего рода оптическим обманом.

Эта иллюзия стала темницей для нас, ограничивающей нас миром собственных желаний и привязанностью к узкому кругу близких нам людей. Наша задача - освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира, во всем...

"Думается мне, надобно уразуметь тот смысл, в каком Писание речет о времени и вечности". Этими словами cв. Дионисий обращает нас к самой сути мистического прозрения, ибо просветленные мудрецы всех времен и народов согласны в том, что сознание единения – не преходящее явление, что оно принадлежит не времени, но вечности, что оно вневременное.

Оно не знает ни начала, ни рождения, ни конца, ни смерти. Таким образом, пока мы не постигнем до конца природу вечности, ощущение Реального будет...

Именно тогда пресса впервые обратила внимание на зарождающуюся контркультуру - на эту стремительно растущую толпу молодежи, протестующей против материализма «американской мечты», против войны, навязанной мирным жителям Южного Вьетнама, против растущего насилия в собственных городах.

«Психоделическому» поколению особый характер придавали хиппи, которые появились с посланием мира на устах и цветами в волосах. Хиппи в основном были молодыми людьми, которые ощущали себя оттесненными от главного...

Уяснение природы психического определяет теоретические задачи психологии, специфику психологического познания. Анализ любого психического явления показывает, что осознание - а значит, всякое, даже наивное познание - психических явлений всегда предполагает раскрытие тех предметных связей.

Посредством которых психические переживания впервые выделяются из мистической туманности чистой непосредственности, лишенной всякой определенности и членораздельности, и определяются как объективные...

Тантрайогическая медитация – это сочетание практикующим ее адептом тантрических и йогических методов медитации для достижения гармоничной и успешной жизни, для развития творческих, душевных, интеллектуальных и духовных способностей человека, которые обеспечивают ему все более и более высокое качество жизни.

Что же такое тантрические методы в медитации? Это использование в медитации такого важного нашего аспекта, как воображение или чувствование. Все методы тантической медитации основаны на...

Последний начинает движение из точки покоя, он ждет, когда его внутренние импульсы обретут форму и выразятся в позе и в движении. В аутентичном движении обучают, как развивать свое кинестетическое, физическое осознание с тем, чтобы человек смог замечать и осознавать любые физические ощущения.

Это в свою очередь развивает способность фокусироваться на физических ощущениях, на внутренних переживаниях, внутреннем опыте, которые могут также обретать форму образов, звуков, эмоций, а дальше этот...

Для объяснения приобретения сложного социального поведения механизмов респондентного и оперантного научения было недостаточно. В поисках ответа первостепенное значение стали придавать особому типу научения - визуальному научению, или научению посредством наблюдения.

А. Бандура (род. в 1925) называет такой способ научения социально-когнитивным, соответственно, теорию социального научения - социально-когнитивной. Когнитивное научение подразумевает гораздо большую активность обучаемого; можно...

Мы все обладаем внутренней субличностью, « внутреннем наблюдателем» - объективной и независимой частью нашего « Я» . Он помогает не проваливаться целиком в травму. Он - та часть, которая сохраняет нейтралитет и просто наблюдает происходящее, безэмоционально, безоценочно. Благодаря своей нейтральности «внутренний наблюдатель» объективен и способен на конструктивный анализ происходящего. Его девиз: «Моя травма, эмоция, переживание - это еще не весь (вся) я».

История

Недавно я консультировала женщину с послеродовой депрессией. Почему это состояние возникает у молодых матерей?

Пока нет детей, мы занимаемся только собой, у нас есть время и силы на любимую работу, развлечения, интересы. Когда в семье появляется ребенок, реальность резко меняется. Теперь женщине надо заботиться в первую очередь о ребенке. Некоторые воспринимают эти изменения как крах всей жизни, ощущают себя жертвой обстоятельств, особенно если ребенок нежеланный, незапланированный.

Но даже если вы давно ждали ребенка, реальность часто не соответствует ожиданиям. С детьми приходят не только радостные, но и негативные чувства: усталость, стресс, иногда ухудшение отношений с партнером, потеря работы.

И если женщина сливается с негативным переживанием, своим разочарованием, с ощущением потери былого счастья, то она может войти в глубокую депрессию.

Что делать?

Практикуйте осознанное присутствие, как можно чаще возвращая себя в момент «здесь и сейчас». В момент переживания признайте, что вы испытываете сильные эмоции, захвачены ими полностью.

Выделите эмоцию или переживание как отдельную внутреннюю фигуру, назовите ее «Переживание». Представьте рядом с ней фигуру «внутреннего наблюдателя», обратите внимание, на ощущения в теле.

Работа с «внутренним наблюдателем»

Чтобы справиться с переживаниями, можно выполнить последовательно следующие упражнения:

1. Локализуйте в теле Переживание и Наблюдателя. Важно ограничить то место, где размещается Переживание, чтобы не быть им захваченным целиком. Например, от волнения у вас дрожит кисть правой руки. Пусть Переживание размещается там, а Наблюдатель, например, в голове. Осознайте и почувствуйте, что другие части тела, кроме кисти правой руки, здоровы и в покое.

2. Опишите на листе бумаги Переживание, как можно более подробно. А потом прочитайте из роли Наблюдателя и напишите от него, что он видит.

3. Нарисуйте Переживание и Наблюдателя. Посмотрите, в каких образах они проявляются. Нравятся ли вам эти образы?

4. Сделайте расстановку на столе. Выберите фигурку на роль Переживания и фигурку на роль Наблюдателя. Пусть они поговорят. Пусть Переживание расскажет о себе. Наблюдатель может задавать ему вопросы. А потом пусть Наблюдатель поделится тем, что он видит и слышит, даст какие-то советы. Касайтесь пальцем той фигурки, за которую в данный момент говорите.

5. Станьте целиком Наблюдателем, а картинку Переживания представьте на комфортном расстоянии перед собой, будто в телевизоре. Расскажите из позиции Наблюдателя, что видите и как можно снизить Переживание, решить проблему.

После проделанной работы еще раз прислушайтесь к ощущениям - что изменилось в теле. Как и где ощущается сейчас Переживание, как оно трансформировалось и где находится Наблюдатель.

***

Выполнив это упражнение, клиентка смогла по-новому взглянуть на свою ситуацию. Она обнаружила, что помимо болезненного Переживания, в жизни много вещей, которым можно радоваться: природа, солнце, помощь родственников и мужа, прогулки, вкусная еда, возможность наблюдать и участвовать в развитии ребенка, быть сопричастной.

«Внутренний наблюдатель» видит картину жизни целиком. Он помог ей найти новые ресурсы и научил ими распоряжаться. Рассказал, как приспособиться к новой реальности, получать от нее удовольствие.

Леля Чиж - психолог, психотерапевт, консультирует индивидуально и ведет терапевтические группы. Подробнее на ее сайте .

Итак: наша вовлечённость в систему всегда меняет наш взгляд на неё, и тем самым, меняет для нас реальность. Наша точка зрения творит реальность для нас, поэтому очень важно найти правильный взгляд на себя и на жизнь – найти правильную точку взгляда на нашу жизнь.

И этой правильной точной взгляда на жизнь является наша душа.

Как мы уже знаем, наша душа живет в своем собственном измерении времени и пространства. И это измерение отличается тем, что в нем нет дуальности. В нем нет ни хорошего, ни плохого, ни нужного, ни ненужного, ни любви, ни ненависти, ни бога, ни дьявола. Есть только состояние единого божественного замысла, состояние единения с Абсолютом.

Именно поэтому нам так сложно понять свою душу своим умом: душа – недуальна, а ум дуален (для ума есть хорошее и плохое, нужное и ненужное…), как будто душа и ум живут в двух совершенно разных реальностях. Поэтому, когда мы центрируемся в харе, нам надо помнить, что состояние тихого спокойного счастья и гармонии – это просто состояние, в котором ментал для себя интерпретирует вибрацию нашей просветленной души. Это своего рода свет от солнца, но не само солнце. Но уже близко, уже тепло J.

Если мы хотим глубже погрузиться в душу, нам надо искать в своем сознании местечко, которое не выстроено по бинарным законам хорошего и плохого, которое недуально.

Суть в том, что ментал не умеет видеть нашу душу. И поэтому такое местечко ментал воспринимает как пустоту.

Но именно из этого местечка нашего сознания душа наблюдает за жизнью. Именно из этого местечка душа реализует свой замысел. Именно из этого местечка душа получает свой жизненный опыт.

Найти это местечко – это значит найти своего внутреннего наблюдателя.

Ментал тоже наблюдает за происходящим, но в отличие от души, ментал всегда имеет свое мнение о происходящем, ментал всегда оценивает происходящее, ментал всегда реагирует эмоциями, чувствами и мыслями на происходящее.

Именно этим наблюдателя ментала очень легко отличить от наблюдателя души – от истинного внутреннего наблюдателя: когда мы его находим, мы чувствуем только пустоту. За наблюдателем ментала можно пронаблюдать – можно проследить его реакцию, его чувства, его мысли, его отношение к происходящему. А когда мы находим своего истинного внутреннего наблюдателя, мы не можем за ним пронаблюдать – это конечная инстанция, где есть только пустота.

На самом деле – это очень легко. Однажды, почувствовав эту пустоту, очень легко ее чувствовать буквально на 1 % от всего состояния психики. Просто есть ощущение, что в твоем сознании есть большая зона, в которой кипят эмоции, чувства, мысли, действия, события.… А в это время есть маленькая зона, в которой вообще ничего не происходит. Абсолютная тишина.


Медитация «Внутренний наблюдатель»

http://narod.ru/disk/63557027001.85fecefb4b62a2444c6a5a4eef7dd40a/Nabludatel.mp3.html

Даосы в свое время придумали одну очень простую, но эффективную медитацию, в которой есть возможность найти своего внутреннего наблюдателя, почувствовать свою душу.

Техника заключается в том, что мы сначала наблюдаем за своим состоянием, а потом мы переносим внимание на ту часть сознания, которая наблюдает за состоянием. Как правило – это ментал наблюдает за самим собой. И когда он наблюдает, он обязательно что-то чувствует, у него обязательно есть свое отношение к происходящему, проще говоря: менталу происходящее либо нравится, либо не нравится.

Но если мы направим внимание на того, кто наблюдает за менталом, который наблюдает за собой, мы можем в себе найти либо очередную субличность ментала, либо обнаружить свою просветленную душу.

В течение техники мы все время следуем за тем, кто наблюдает. И сначала мы переходит от субличности к субличности ментала, но, в конечном итоге, находим свою душу – истинного внутреннего наблюдателя, который, в отличие от ментальных субличностей, вообще не имеет никакого отношения к происходящему. Это ощущается, как будто мы наткнулись на пустоту внутри своего сознания.

И тогда нам надо как можно полнее наполниться этой пустотой, как можно глубже в нее погрузиться.

И неважно, какие эмоции и чувства параллельно испытывает ментал, а эмоции и чувства обязательно будут. Эти эмоции и чувства нам будут даже помогать – они будут оттенять ту внутреннюю пустоту, из которой на происходящее смотрит наша душа J.

1. Медитацию можно выполнять и сидя, и лежа. Дышим харой. Во время вдоха ощущаем как хара, похожая на яркое лучистое солнышко, наполняется вибрацией просветленной души. А во время выдоха равномерно, как будто лучиками солнца, жизненная энергия наполняет все наше тело и ауру состоянием тихого спокойного счастья и гармонии.

2. Мысленно от ног к центру Земли провели земной энергетический канал, от макушки в небо – космический энергетический канал. Почувствовали свою связь с Землей и космосом.

3. Призываем Рэйки, повторяя про себя три раза: Рэйки, Рэйки, Рэйки. И внутренним взглядом высоко над головой в космическом канале видим свет потока Рэйки. Свет опускается нам в макушку, наполняет голову, плечи, грудь, руки, живот, опускается по ногам и устремляется к центру Земли. Мы – существа из Света. Просто находимся в потоке Рэйки.

4. Направляем свое внимание на состояние. Как себя чувствует наше тело? Какие эмоции и чувства в нас сейчас пребывают? Может быть, по всему телу прокатываются волны энергии? А может быть, мы ощущаем покой и радость? Наблюдаем за своим состоянием. Просто смотрим на свое состояние.

5. А теперь давайте посмотрим на того, кто смотрит за состоянием. Как он себя чувствует? Что он думает о состоянии, в котором мы пребываем? Как мы чувствуем того, кто наблюдает за нашим состоянием?

А потом, мы направляем внимание на того, кто наблюдает за наблюдателем. Что он чувствует?

И так – раз за разом спрашиваем себя: кто наблюдает? Какое у него отношение к тому, что он видит? И останавливаемся только в тот момент, когда мы не можем пронаблюдать за наблюдателем. Останавливаемся только тогда, когда мы находим наблюдателя, который похож на пустоту: у него нет никаких мыслей и чувств по отношению к происходящему. Он – пуст. Такое ощущение, что его нет.

Просто наполняемся этой пустотой. Позволяем этой пустоте как можно шире растечься по нашему сознанию. Просто исчезаем, но при этом остаемся осознанными.

6. Делаем глубокий вдох, выдох. Чувствуем свое тело, чувствуем, как одежда прилегает к коже. Потягиваемся, как это делает кошка, задремавшая на теплом солнышке. Мягко открываем глаза. Медитация закончена.

Расстановки Рэйки

Итак, что мы уже знаем:

Во-первых: теория относительности верна не только применительно к физике, но и применительно к жизни вообще.

Когда мы находимся внутри неприятной для нас ситуации – она для нас выглядит одним образом, а если мы посмотрим на ситуацию со стороны – она окажется уже не такой стрессовой. То есть: когда мы находимся внутри ситуации – мы не можем ею управлять, это ситуация управляем нами и диктует нам чувства, мысли и действия; и находясь внутри системы мы не можем изменить систему.

Если мы выйдем из системы и посмотрим на ситуацию глазами стороннего наблюдателя, окажется, что слона-то мы и не заметили, и что ответ всегда лежал на поверхности.

Во-вторых: чтобы уметь управлять своей жизнью и всегда видеть происходящее с нами в правильном свете, надо уметь смотреть на жизнь из точки внутреннего наблюдателя, который смотрит на происходящее не вовлечённо, а как будто со стороны. И этим внутренним наблюдателем для нас является наша душа.

Объединяя оба тезиса и включая в процесс формирования своей судьбы умение работать со знаками Рэйки, мы получаем уникальную технику управления реальность, которая называется «Расстановки Рэйки».

Первая особенность техники Расстановок Рэйки в том, что мы раскладываем по полочкам все происходящее с нами. Очень часто мы не можем решить проблему просто потому, что она нами воспринимается комплексно – все мысли и чувства свалены в одну кучу. Но как только мы разделяем мухи – отдельно и котлеты – отдельно, а потом смотрим на все глазами внутреннего независимого наблюдателя – все встает на свои места, и у нас происходит понимание ситуации, а вместе с понимание – и отпускание.

Вторая особенность техники Расстановок Рэйки заключается в том, что она позволяет нам сформировать новое гармоничное отношение к ситуации. Когда с нами случается что-то неприятное, мы знаем, что мы этого не хотим, и нам это не нравится, но мы не знаем, как поменять свои негативные чувства и мысли на позитивные, чтобы ситуация для нас больше не была стрессовой.

А когда мы делаем Расстановку Рэйки, в процессе медитации у нас формируется абсолютно новое позитивное восприятие ситуации. И что самое главное – новое позитивное восприятие для нас имеет конкретные формы и окрашено в конкретные состояния. И это новое конкретное восприятие ситуации наше подсознание принимает как своё, родное, потому что мы донесли до своей психики четкий яркий образ того, что хотим видеть в своей жизни.

Третья особенность техники Расстановок Рэйки в том, что в завершении мы плотно якорим новый позитивный результат, вкладывая образ конструктивного восприятия ситуации в солнечное сплетение. Это – тоже очень важный момент, потому что наш ум верит в то, что может почувствовать. Когда мы свой новый позитивный образ отношения к ситуации вкладываем в солнечное сплетение (которое отвечает за управление нашей психикой), наше сознание буквально через тело чувствует новые состояния, и происходит обновление программ: старое уходит, потому что новое уже пришло, и это новое отчетливо ощущается в солнечном сплетении – буквально в теле.

Давайте рассмотрим пример Расстановок Рэйки на такой распространенной ситуации, как конфликт в отношениях. Когда мы смотрим на ситуацию извне конфликта – мы всегда оказываемся либо в янской позиции – позиции агрессора, либо в иньской позиции – позиции жертвы, либо в недуальной позиции – мы не участвуем непосредственно в отстаивании интересов, но вынуждены принять ту или иную сторону.

Возьмём семью – муж, жена и ребёнок. Ребёнок хочет идти гулять, но отец его не пускает, потому что он не сделал уроки. Отец находится в янской позиции – агрессора. С его точки зрения, он прав, но это не решает конфликт. Ребёнок находится в иньской позиции – жертвы, он страдает от действий родителя и не может получить то, что хочет. Мать является третьей стороной конфликта – она напрямую не участвует, но страдает, оттого что ссорятся её близкие люди, и она вынуждена, так или иначе, принять сторону одного из них.

Где же выход в этой ситуации? Выход в том, чтобы выйти из системы и посмотреть на неё глазами стороннего наблюдателя, глазами нашей души. И тогда сразу станет ясно, как будет правильным поступить в данном конкретном случае. То есть уже мы можем управлять ситуацией, а не ситуация – нами, как когда мы находимся внутри системы.

Но это ещё не всё. С помощью Рэйки у нас есть возможность на самом глубоком уровне гармонизировать эту ситуацию. И в этом нам также поможет техника Расстановок Рэйки.

Техника заключается в следующем – мы выходим из системы и смотрим на неё со стороны. А затем мы расставляем все стороны ситуации – в нашем примере, участников конфликта – по углам воображаемого треугольника. Каждый угол треугольника соответствует одному из принципов – иньскому, янскому и недуальному.

В нашем примере, мы ставим мужа в янский угол, ребёнка – в иньский угол, а жену – в недуальный угол. При этом сами мы наблюдаем и за собой, и за другими участниками ситуации извне. Образно говоря, если наш треугольник находится на плоскости, то мы смотрим сверху.

А затем мы начинаем работать с тремя энергиями. Через мужа/янский угол мы пропускаем поток янской энергии. Через ребёнка/иньский угол мы пропускаем поток иньской энергии. И через жену/недуальный угол мы пропускаем поток недуальной энергии. И все три принципа, сливаясь и обмениваясь энергией друг с другом, образуют уникальное энергетическое поле, своего рода мандалу, которая выстраивает и гармонизирует как каждую сторону конфликта по отдельности, так и всю ситуацию в целостности.

Суть в том, что в ситуации каждый из её участников является выражением соответствующего принципа. Но они выражают эти принципы негармонично, в низшей октаве вибраций – отсюда и дисгармония, отсюда и напряжённая ситуация, конфликт. А когда мы пропускаем через них соответствующую энергию, она гармонизирует проявление принципа.

И вот янский принцип отца становится уже не бездумным упорством в отстаивании своих позиций, а разумной силой, понимающей, что где-то необходимо настаивать на своём, а где-то пойти на уступки. А иньский принцип ребёнка будет проявляться не через ощущение себя жертвой, а через чувство себя частью семьи и доверие родителям, которые хотят как лучше. А недуальный принцип жены будет уже не нахождением между молотом и наковальней, а позволением себе не вмешиваться и относиться с любовью к обоим.

То есть ситуация остаётся та же, а проживание её переходит на более высокий и гармоничный уровень. Ситуация проживается в соответствии с божественным замыслом, и все остаются довольными.

Находясь внутри системы, мы не способны понять, в чём же состоит высший смысл ситуации, чему она хочет нас научить. А, поднимаясь над ситуацией, мы вливаем в неё божественный замысел. И ситуация, вроде бы оставаясь той же, меняется.

Это можно сравнить с разными октавами. В каждой октаве одни и те же семь нот, но высота звучания от октавы к отаве меняется. И когда мы выходим из системы и применяем расстановки Рэйки, мы поднимаемся на октаву вверх и повышаем свои вибрации – а значит, и вибрации всей ситуации.

На самом деле, Рэйки всегда работает по этому принципу – по принципу расстановок. Но за нас эти расстановки проводят существа Рэйки. Когда же мы начинаем работать с этой техникой осознанно, берём на себя ответственность за гармонизацию себя и ситуации, то эффективность нашей работы увеличивается в разы.

Когда мы научаемся работать с расстановками Рэйки, мы тем самым постепенно приучаем себя проживать любую ситуацию из верхнего регистра, из верхней октавы, где более тонкие вибрации. А там уже гораздо меньше конфликтов, столкновений интересов и стрессов, а любые спорные ситуации решаются гораздо мягче.

По сути, мы приучаемся жить в другом срезе, в другом пласте нашей материальной реальности – и в этом срезе жить гораздо легче и приятнее.

И нам нужно относиться к расстановкам не просто как к технике – а как способу восприятия мира, который должен быть всегда с нами.

Когда мы начинаем жить по расстановкам, мы начинаем жить в потоке, и мы развиваем в себе внутреннего наблюдателя. Мы действия как будто пропускаем сквозь себя, мы позволяем всему, что есть в нашей жизни, течь сквозь нас, не погружаясь глубоко, а просто наблюдая и кайфуя от всего происходящего. Мы убираем заторы наших идеализаций, негативных эмоций и деструктивных установок, и через нашу жизнь беспрепятственно течёт божественный замысел, гармонизируя всё на своём пути.

Когда мы воспринимаем ситуацию изнутри, то есть, отождествляем себя с одной из переменных позиций, то наша душа не видит, что происходит в нашей жизни. Мы полностью сливаемся сознанием со своим менталом и его отношением к ситуации, мы смотрим на ситуацию глазами своих переживаний. А душа, как в подводной лодке, оказывается отрезанной от всего происходящего, и всё, что с нами происходит, «благополучно» проходит мимо неё. В этом случае у нас нет доступа к ресурсам души – нам приходится «разруливать» ситуацию, опираясь на ограниченные ресурсы энергии, которая наполняет наши чувства и мысли (наш астрал и ментал). Но проблема в том, что этой энергии никогда не достаточно для того, чтобы гармонизировать ситуацию, и в результате, пытаясь разрулить ситуацию, мы и себя выжали, как лимон, и ситуация только ухудшилась.

Когда мы начинаем жить по расстановкам, то есть видеть ситуацию сверху, то мы смотрим уже не глазами переживаний, а глазами души. И тогда душе всё прекрасно видно, потому что точка обзора, точка начала координат находится в ней самой. И она имеет возможность использовать в жизни все свои огромные ресурсы, накопленные за бесчисленные воплощения. У нас в жизни появляется гораздо больше возможностей, мы живём в полную силу, а не вполсилы, как раньше. И наша жизнь становится богаче и радостнее.

Мы уже немного касались этой темы, когда говорили о том, что для того, чтобы исцелить ситуацию и человека, необходимо работать из состояния своего божественного начала. Но нам нужно идти дальше – из божественного начала, из точки своей души, из позиции внутреннего наблюдателя мы должны не только проводить целительский сеанс, но и жить. Двадцать четыре часа в сутки. J

Когда мы оказываемся в ситуации, которую воспринимаем изнутри, глазами своих переживаний, поток Рэйки, текущий через нас постоянно, конечно, исцеляет и гармонизирует ситуацию. Но ведь проблема, по большому счёту, не в ситуации. Проблема в нас, и в нашем восприятии ситуации. А когда мы отождествляем себя со своими переживаниями, Рэйки не имеет возможности нас исцелить, потому что мы ей этого просто не дадим. Наши переживания становятся частью нашей картины мира, нашего мировоззрения, и мы не готовы с ними расстаться, чтобы не потерять почву под ногами. А раз не готовы – Рэйки не будет принуждать нас делать что-то насильно. Рэйки всегда уважает нашу свободу воли, даже если эта свобода заключается в том, чтобы держаться за свою боль.

Техника Расстановок Рэйки позволяет нам мягко и бесстрессово для психики освобождаться от своих негативных программ. Ведь главная проблема здесь заключается в том, что мы зачастую сами не готовы их отпустить, и это затягивает процесс нашего исцеления. Но когда мы смотрим на себя и свои переживания со стороны, то они уже не имеют для нас такой ценности, и Рэйки получает возможность обойти наше сопротивление и заменить старую негативную программу на новую позитивную, соответствующую запросам нашей души.


Различные варианты работы с Расстановками Рэйки

Рассмотренный нами выше пример – отец, мать и ребёнок – включал в себя три стороны взаимоотношений. Но не каждая ситуация так очевидно и легко вписывается в трёхстороннюю модель. Тем не менее, абсолютно каждая ситуация этой модели соответствует. Давайте рассмотрим ещё примеры, чтобы было понятнее.

Допустим, мы работаем с проблемой в отношениях на работе, мы не можем найти общий язык с начальником, который к нам постоянно придирается. В этом случае окажется, что начальник – это янская позиция, он агрессор, работник – иньская позиция, жертва, а пространство работы, предприятия – это недуальная позиция, которая объединяет их обоих.

Когда мы делаем расстановку, смотрим на ситуацию глазами своей души, и гармонизируем все элементы этой системы и всю систему в целом с помощью энергии знаков Рэйки, то тогда мы выходим на новый уровень. И на новом уровне начальник – по-прежнему янская позиция – является инициатором движения вперёд и развития, работник гармонично выполняет свои обязанности в соответствии с божественным замыслом, а пространство работы наполняется смыслом – теперь это общее дело и пространство для творчества.

Необязательно, чтобы другие стороны ситуации вообще были представлены каким-то конкретными людьми, по данной модели расставляются любые события и явления нашей жизни.

Допустим, мы стоим в очереди в Сбербанке, чтобы заплатить за квартиру. В таком случае очередь оказывается в янской позиции, потому что она нами управляет и навязывает условия, мы – в иньской позиции, потому что вынуждены терять своё время, а сам банк – недуальная позиция, и это пространство, которое просто есть. Если мы смотрим на ситуацию глазами своих переживаний, то мы можем начать возмущаться, ругаться на медлительность кассиров и с другими участниками «стояния», которые лезут без очереди… Чем обычно люди в очередях и занимаются. J

Но если мы, прямо в очереди, не отходя от кассы, расставим ситуацию, посмотрим на неё глазами души, и гармонизируем три базовых принципа, то наше восприятие изменится. Очередь останется той же самой, но мы можем увидеть её другими глазами. Мы можем увидеть, что вокруг нас не враги, желающие подольше задержать нас в этом отвратительном месте, а такие же люди, как и мы сами, и что, стоя в очереди, мы можем, например, потренироваться в принятии и безусловной любви. А может быть, эта очередь – янский принцип – просто хочет нас сподвигнуть на какие-то действия, толкает нас к дальнейшему развитию, например, завести себе пластиковую карточку и платить за квартиру через банкомат, чтобы не стоять в очередях.

Также мы можем применять эту технику для работы с нашими целями. В этом случае мы делаем расстановку будущих событий, глядя на ситуацию со стороны, глазами нашей души.

Возьмём, например, ситуацию с поездкой на отдых. В этой ситуации мы сами являем собой янский принцип, наше место назначения – иньский принцип, а сама поездка – недуальный принцип, она просто есть и она объединяет нас и наше место отдыха.

И нам необходимо гармонизировать все три принципа, чтобы создать целостное пространство отпуска, в котором наше янское желание поездки гармонично реализуется в иньском пространстве курорта через недуальный принцип поездки. Все три принципа будут работать слаженно, обеспечивая нам удачный отдых.

В технике расстановок Рэйки очень эффективно работать с ситуациями исцеления здоровья. Для этого нам также необходимо выйти из системы и посмотреть на ситуацию со стороны, а затем расставить участвующие силы в соответствии с базовыми принципами, и гармонизировать их.

В случае работы с конкретным заболеванием, наша болезнь будет янским принципом, она активно на нас воздействует, мы сами – иньским принципом, мы от неё страдаем, и наше тело – недуальным принципом, оно просто есть. И когда мы выходим из системы, мы можем увидеть причинно следственные связи, приведшие к ситуации, понять, зачем нам нужна наша болезнь. И, гармонизируя янский принцип болезни, мы помогаем ей донести до нас своё послание.

Также в результате расстановки болезни мы можем увидеть, есть ли у нас какие-то вторичные выгоды от заболевания, и, если обнаружим, что есть, то эти вторичные выгоды можно также расставить в качестве отдельной системы. Например, возьмём ситуацию, когда у женщины болит спина, потому что болезнь позволяет её не ковыряться все выходные на грядках. В этом случае в янской позиции оказываются заведённые в их семье порядки – «все выходные обязательно работать на даче», в иньской позиции оказывается сама женщина – она не чувствует в себе сил другим путём противостоять навязанным ей стереотипам, а в недуальной позиции оказывается её семья, которая является просто полем, в котором весь это конфликт и происходит.

Расстановка на исцеление – это очень эффективная целительская техника. Её можно применять как в комплексе с традиционным контактным или дистанционным целительским сеансом, так и отдельно, потому что, в принципе – это самостоятельная техника.

Работа с расстановками Рэйки – это тантрический подход к исцелению, и вообще к нашей жизни. Потому что мы не разделяем события и явления нашей жизни на правильные и неправильные, нужные и ненужные. Всё нужно, и всё есть опыт. Просто, чтобы самим жить гармоничнее и радостнее, мы переводим этот опыт в более высокие октавы осознания, тем самым, трансформируя его.

И самое главное – помнить, что за любой ситуацией мы должны наблюдать со стороны, из точки внутреннего наблюдателя, глазами души. Если у нас возникают сложности в расстановке какой-то ситуации – накрывают негативные эмоции, не можем проработать какую-то проблему – значит, мы смотрим не глазами души, а глазами наших переживаний, и не подключаем ресурсы нашей души. А это значит, что мы всё ещё внутри системы, и нам нужно из неё выйти.


Чувства и эмоции зачастую играют наиболее важную роль в нашей жизни. Если научиться брать под контроль свои эмоции, они могут нести нас по жизни в правильном направлении. А в противном случае - сбивать с ног и захлестывать с головой, лишать нас силы и энергии, приносить опустошение и внутреннее эмоциональное выгорание. И только вам выбирать - по какому пути идти.

Чего вы хотите добиться?

Работа над собой - это самая важная и значимая работа человека в жизни, а её результаты зачастую бывают малозаметны, приходят медленно и очень постепенно. Когда вы идете по пути саморазвития, то одним из самых значимых и важных элементов является то, чтобы помнить о целях, которые вы поставили перед собой, о том, чего же вы на самом деле хотите добиться от себя, каким человеком хотите стать, и что хотите иметь, как результат ваших усилий.

Никогда не довольствуйтесь минимумом, уберите из своего лексикона такое словосочетание как« мне хотя бы», помните о том, что наверняка будет еще лучше, чем есть сегодня;

Постоянно напоминайте себе о своей цели, о том, как сильно вы её хотите, что вы этого достойны, используйте« коллаж мечты», разместите его на видном месте, чтобы ежедневно видеть то, к чему вы стремитесь;

Когда вы ставите материальные цели, представьте себе, какие чувства вы будете испытывать, когда достигнете этого.

Учимся контролировать эмоции

Какие эмоции нужно контролировать? Те, проявления которых имеют негативные последствия. Гасить в себе эмоции очень сложно и чревато негативными последствиями, но можно повлиять на них локально. Например, выделите себе определенное время, когда вы будете проявлять ту эмоцию, с которой хотите справиться. И только в это время на все 100% отдайтесь этой эмоции. Хотите плакать - плачьте, но не останавливайте себя - отрицательные эмоции тоже надо уметь переживать.

В некоторых японских компаниях есть специальные комнаты психоразгрузки, в которых стоят резиновые куклы, иногда даже имеющие лица начальников. Любой служащий может пойти в эту комнату и отдаться своим чувствам, поколотить куклу руками, ногами, дубинками, словом, разгрузить свои эмоции.

Метод« Я наблюдатель»

Одним из самых, по моему опыту, методов контроля эмоций негативного характера, является метод« Я наблюдатель»(мое собственное название). Его суть проста: необходимо отстраниться и начать наблюдать за своей эмоцией, которая в данный момент есть у вас.

Например, вы испытываете раздражение по какому-то поводу. Согласно работам известного советского ученого А. Н. Леонтьева, таким, например, как« Деятельность. Сознание. Личность» любая эмоция, или чувство, или боль, всегда имеют конкретную локализацию в теле человека. Это не что-то эфемерное и не понятное, а совершенно конкретное ощущение в теле, и, в зависимости от эмоции, это совершенно конкретное место, локация, в теле. Обратите внимание на картинку.

Найдите в своем теле это место, сфокусируйте на нем свой внутренний взгляд, при этом физические глаза можно закрыть, и начните рассматривать это ощущение и внутренний объект в том месте, куда смотре, задавая самому себе вопросы: как оно выглядит, какой формы это ощущение, какого оно цвета, какова его температура в градусах, какого оно размера с сантиметрах, объема, какой у него запах, цвет, на каком расстоянии от поверхности Вашего тела оно располагается, его толщина, плотность, интенсивность цвета по шкале от одного до пяти, его плотность по шкале от одного до десяти, какие у него края: четкие или размытые.

Эти вопросы можно задавать в любом порядке, после того, как Вы задали вопрос, подождите несколько секунд, пока не получите ответ. Вопросы нужно повторять по кругу, особенно это актуально тогда, когда Вы заметите, что внутренний объект начал изменять свои свойства, которые называются умным словом« модальности».

Задавайте вопросы до тех пор, пока объект полностью не исчезнет и вместе с ним не исчезнет ощущение, с ним связанное.

Обычно, когда человек начинает использовать эту технику впервые, количество времени до полного исчезновения ощущения может варьироваться от 5 до 10 минут, в зависимости от различных факторов, таких как начальная интенсивность ощущения, Ваше состояние усталости или внутренней силы, и так далее.

При накоплении опыта использования этой техники время до полного исчезновения ощущения сокращается до нескольких минут. И вместе с ощущением уходит и любая негативная эмоция любой природы, а также любая физическая боль.

Почему и как это работает?

Обычной реакцией на негативные ощущения, к которым относятся также негативные эмоции, является внутреннее сопротивление. Нам не нравятся негативные ощущения, нам не нравится испытывать любой вид боли, будь то боль физическая или эмоциональная, и наше естество начинает сопротивляться в попытке избавиться от этого ощущения.

Есть две формы сопротивления, которые мы обычно неосознанно используем: активная, к которой относятся различные действия, которые, по нашему мнению, должны нам помочь избавиться от этого ощущения, и пассивная, когда мы игнорируем это ощущение, стараемся его не замечать, переключить свое внимание на что-то другое.

Иногда мы получаем положительный результат от наших действий, но в большинстве случаев время этой борьбы может растягиваться значительно, мы устаем от этой внутренней борьбы, теряем энергию, выгораем эмоционально. Потому что срабатывает закон Ньютона« сила действия равна силе противодействия». Или чем больше мы сопротивляемся чему-то, в данном случае, негативному ощущению, тем больше оно становится.

Техника« Я наблюдатель» использует совершенно иной механизм - отказ от сопротивления за счет того, что Вы просто наблюдаете, никак не воздействуя на это ощущение. Вы как будто становитесь сторонним наблюдателем за собственным ощущением, и просто описываете себе те модальности, о которых я писал выше.

Техника позволяет очень быстро избавиться от любого негативного ощущения, в том числе и от физической боли любой природы, при этом не расходуется внутренняя энергия, Вы не устаете, так как нет противостояния, и наши эмоции не выгорают.

Попробуйте использовать технику« Я наблюдатель» тогда, когда возникают негативные ощущения, получите собственный опыт от ее использования, и сможете убедиться в ее крайней эффективности.

Когда мы учимся контролировать эмоции, очень важно научиться принимать жизнь такой, какая она есть. Жизнь часто кажется нам крайне несправедливой, но все же не стоит принимать это близко к сердцу. Мы не можем изменить природу, но можем изменить свое отношение к ней. Мы не можем изменить людей, но можем изменить отношение к ним. К сожалению, вы не сможете контролировать в своей жизни все. И как только вы поймете эту очень простую истину, перестанете думать, что все плохое в этой жизни осуществляется только с вами.