Репродукции картин о весне русских художников. Прекрасные картинки про чудесную весну

Дорогие ребята и уважаемые родители, здравствуйте! На дворе весна, природа постепенно пробуждается ото сна. Как отметил Фёдор Тютчев,

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась.

Весну любили не только поэты. Русские пейзажисты часто изображали весенние мотивы, им нравилось рисовать на холстах первые лучики солнышка и талые мартовские воды, первую молодую траву и голубое небо.

Сегодня наш материал на тему искусства, потому как будем рассматривать картины русских художников о весне, искать в них красоту матушки природы и говорить о ней кистью художника.

План урока:

Что видели художники в русской весне?

На полотнах известных русских художников часто встречается ранняя весна. Это всегда затаённая нежность разбуженной после зимнего сна природы, когда в тающем мартовском снеге отражается солнечный свет. Такие пейзажисты как Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Константин Юон, Сергей Виноградов, Архип Куинджи – истинные мастера художественной кисти, которые сумели передать радостное весеннее настроение.

Не нужно быть где-то посреди поля или леса, достаточно взглянуть на картины и почувствовать свежий ветер или пряный воздух, услышать или журчание ручья. Каждый холст, написанный русскими художниками, помогает обрести гармонию с природой в предвкушении новой жизни, которую несёт в себе весна. Даже названия их работ уже говорят о приходе весны.

А сейчас предлагаю от общего описания работ известных русских пейзажистов перейти к конкретным полотнам.

Саврасовские грачи

Наиболее известная, наверное, из всех картин про весну, название которой «Грачи прилетели» на слуху у каждого второго. Ещё мы, будучи школьниками, писали по этой работе русского художника. Чем же она так притягивает взгляд?

Итак, основная тема – это начало весны, что удалось передать пейзажисту необычайно точно. Серо-коричневая гамма красок говорит нам, что весна только-только просыпается от зимнего сна. Простой и на первый взгляд неказистый пейзаж начинается с тающего грязного снега и голых берёзок на переднем плане.

Но стоит только присмотреться! Справа снежные сугробы уже давно превратились в проталины, указывая на то, что ещё немного, и будет тепло, тем самым наполняя картинный воздух весенней свежестью. Небо тоже говорит, что зима сдаёт свои права. Через облака виднеется синева.

Если вы посмотрите внимательно, то непременно заметите виднеющийся сквозь берёзки храм. Что примечательно, этюды были написаны автором с натуры в Костромской губернии, а Воскресенская церковь сегодня стоит на том же самом месте.

Дорабатывал начатую картину Саврасов уже в Москве, готовое полотно появилось в 1871 году. Презентация работы перевернула весь мир живописи тех времён. Названная «гимном русской природе», она сразу привлекла внимание ценителей живописи. Всем известный любитель искусства Третьяков сразу приобрёл её для коллекции, которая хранится в Третьяковской галерее.

Ну, и конечно главные предвестники – прилетевшие грачи, которые облепили голые ветви берёзок. Уже нет никаких сомнений: весна на пороге!

Это интересно! Картина Саврасова настолько впечатлила любителей искусства, что автору уже в 1872 году были заказаны реплики – так называются копии, которые художник нарисовал, изменив где-то размер, где-то яркость красок, а в некоторых добавил детали. В 1997 году полотно с грачами и портретом художника поселилось на сбербанковской памятной монетке в 2 рубля.

Сельская весна Левитана

Эстафетную палочку перенимает Исаак Левитан – известный любитель пейзажей. Известна его картина под названием «Весна пришла», которая входит в число его самых лирических работ. Полотно было написано в 1896 году во время посещения друзей в Подмосковье.

Сюжет картины довольно прост – художник постарался передать нам один из тёплых деньков ранней весны в сельской местности. Основная её часть – это земля, только освободившаяся от снега. Уже кое-где пробилась первая трава, но деревья не готовы ожить после зимнего сна и стоят не одетые в зелень. Угрюмо насупились по углам деревенские избы в ожидании весеннего тепла, меж которыми гуляет порывистый ветер.

На заднем плане, за забором, раскинулись в бирюзовой дымке бескрайние поля и леса. Небо по-прежнему холодное, пока не согретое солнышком. Всё это автор собрал в одном пейзаже, пытаясь показать, что зима вот-вот уступит дорогу, хоть весна только-только начинает наступать ей «на пятки».

Уникальность этой работы Левитана состоит в том, что он пользовался разными приёмами – рисованием гуашью, заливкой, штриховкой при помощи карандаша и пера, а также белилами.

Это интересно! За 20 лет своего творчества, начав работать у Саврасова, художник обошёл своего учителя и создал для российского искусства столь много, сколько не удалось ни одному пейзажисту.

Весенние мотивы Виноградова

Картина известного художника Сергея Виноградова «Весна» — настоящий праздник пробуждающейся природы. Удивительно яркая и праздничная, он вся дышит солнечным светом, а первое весеннее тепло везде – в ярко-синем небе, почти растаявшем снеге и стволах деревьев, тянущихся ввысь.

Уже заметно, что сквозь пожухшую прошлогоднюю траву пробивается свежая зелень. Хоть ещё и остались покрытые снегом участки земли, но дни их сочтены – вот-вот яркое солнышко растопит зимний холод. Даже старый дом уже отплакал капелью сосулек, высушив крышу под солнечными лучами, и подставил свой бок под весеннее тепло. Эта работа художника вызывает радостные чувства в ожидании изменений в природе.

Это интересно! Известного пейзажиста Сергей Виноградова считают наследником Левитана. Помимо природы, он в 1914—1917 годах рисовал открытки на военную тему.

Юоновское «Мартовское солнце»

Наиболее известная работа Константина Юона под названием «Мартовское солнце», написанная в 1915 году, несёт в себе весеннее настроение. Её голубые тона, в которые одето небо, и ещё не растаявший снег дают ощущение лёгкости и безмятежности, как будто заверяя, что всё уже позади – морозы пережиты, впереди тёплая весна.

Художник постарался передать чувство радости первым весенним денькам в обычный будничный день. На фоне домов по деревенской улице едут на лошадях ребята, и кажется, что мы слышим хруст снега под копытами. Весне радуются и заигрывающие друг с другом собака и жеребёнок. Крыши и макушки деревьев освещены мартовскими лучами, а по голубому небу медленно плывут легкие облака.

Картина пронизана морозным мартовским воздухом, но совсем скоро по этим сельским улочкам побегут ручьи, а на деревьях радостно защебечут птицы.

Это интересно! Помимо живописи Юон увлекался художественной графикой и оформлял театральные постановки.

Весна у Куинджи

Архипа Куинджи считают мастером световых эффектов. Он умело создавал свои пейзажи при помощи соединения света и тени. Его жизнерадостное и лиричное полотно «Ранняя весна» было написано в 1895 году. В центре работы мастера – река, ещё скованная льдами в ожидании весеннего половодья. Сквозь трещины проступает первая вода, и это значит что тепло всё ближе и ближе.

Весну с нетерпением ожидают и синеющее небо, и голые ветки деревьев, и пробивающаяся трава. Вся композиция картины Куинджи говорит о том, что остановить её уже не удастся. Яркие краски, которые использовал автор, придают насыщенность и создают ощущение радости, а заливающий всю картину свет позволяет почувствовать приход весеннего периода. Воздушность придаёт переход цветовых оттенков от неба к воде.

Одинокая берёзка на берегу реки, слегка наклонившаяся к воде, ветвями тянется в небо. Ещё немного, и она покроется свежими листочками. О последнем вздохе зимы говорят и проталины на переднем плане.

Это интересно! Куинджи научился рисовать, будучи ретушером в фотомастерской. Всё своё накопленное от продажи картин состояние в 453 300 рублей завещал обществу художников. Картина «Ранняя весна» является экспозицией украинского музея искусств в Харькове.

Есть много других картин, не менее известных, которые описывают это прекрасное время года. Если вам будет интересно, вы сможете самостоятельно изучить пейзажи других известных русских художников и попробовать написать по ним мини-сочинения.

А на сегодня всё.

С пожеланиями весеннего настроения, «ШколаЛа»!

О весне сочиняют прозу, весне посвящают стихи. И, конечно же, весне посвящают картины. Предлагаем Вашему вниманию небольшую подборку картин русских художников на тему весны.

Стихи и весне

«Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь».

Анна Ахматова

Берггольц Ричард Александрович

Пробуждение весны

1911, х.м., 80 x 160 см., Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

«День был солнечный и ветреный, такой день, когда можно зайти за угол дома, спрятаться от ветра, прижаться спиной к чуть-чуть согретой солнцем стене и почувствовать всем сердцем радость прихода весны и тепла… Стоять, жмуриться и улыбаться».

Евгений Гришковец, «Реки»

Шишкин Иван Иванович

Лес весной

1884, х. м. 142 x 105 см., Серпуховский историко-художественный музей

Как известно, Иван Шишкин часто обращался в своих работах к теме жизни русского леса, русских лугов и полей, он совершенствуется в передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Так рождается картина «Лес весной» (1884), которая соединяет в себе как величавость, так и теплые ноты.

Ранняя весна. Оттепель


1880-е, х. м., 68х54 см., Картинная галерея им. Б.М. Кустодиева. Астрахань

В своем творчестве Саврасов много уделял внимания теме времен года, а особенно любил весну. В своих картинах художник умел видеть красоту в самом обычном и прозаическом пейзаже.

Алексей Кондратьевич Саврасов

Грачи прилетели


1871, х.м., 48,5x62 см., Третьяковская галерея

Картина «Грачи прилетели» - наиболее известное произведение Саврасова. Сюжет к картине был взят художником в обычном селе Молвитино. Сразу после показа полотно было куплено П. Третьяковым в свою коллекцию. И со временем картина, самое название которой, уже таит радостное прибытие весны, стала образцом простой красоты в русской пейзажной живописи: весь пейзаж напоен теплым весенним воздухом, как радостно щебечущие птицы и вся природа с нетерпением ожидают скорого наступления солнечных и теплых дней.

Исаак Ильич Левитан

Весна. Большая вода

1897, х.м., 64,2х57,5 см., Третьяковская галерея

Еще один художник, любящий весну - Исаак Левитан, решил изобразить в одной из своих картин любимую пору в период своего самого сильного проявления. Картина открывает перед нами паводок, захвативший часть прибрежного леса и несколько деревенских построек. Поскольку художник старался передать русскую весну максимально точно, ничего не приукрашивая, палитра картины необыкновенно скромна, но правдива и реалистична. Да и природа не нуждается в украшениях.

Куинджи А.И.

Ранняя весна. 1890-1895

Смена времен года - одна из любимых тем русских художников-пейзажистов, и это неудивительно. Уловить незаметные обычному человеку переходные состояния природы, передать оттенки настроения, тонкости той или иной цветовой гаммы - все это требует особого мастерства и особой душевной чуткости живописца. Наиболее благодатными в плане подбора материала, пластичности и выразительности признаются многими художниками осенний и весенний периоды.

Общая характеристика

Саврасов и Левитан, Юон и Виноградов, Венецианов и Остроухов, Куинджи, Шишкин - вот самый скромный перечень лучших отечественных мастеров. Рассматривая их работы, давайте попробуем понять: какой же он - русский весенний пейзаж? Картины «Грачи прилетели», «Март», «Первая зелень» и другие погружают нас в радостное и просветленное состояние пробуждения природы, таяния снегов, сверкания солнца на первой сочной зелени. Праздник жизни, света, радости, предвкушение обновления не только внешнего мира, но внутреннего человеческого «я» художника - таков, например, левитановский весенний пейзаж. Картины «Весна. Большая вода», «Март» буквально излучают солнечный блеск и тепло. Мы чувствуем пряную свежесть и сладость воздуха, слышим дробь капели и звонкий гомон птиц. Каждая встреча с таким живописным полотном помогает еще и еще раз пережить счастье бытия, войти в гармонию с природными ритмами и законами. Ведь жажду обновления, надежды на лучшее, собственную душевную молодость мы яснее и острее чувствуем именно весной. Потому весенний пейзаж или встречи с природой «вживую») олицетворяет для большинства людей возможность начать все заново, войти в иное русло, стать лучше, чище, просветленнее. Постараемся и мы понять и почувствовать это, анализируя в данной статье некоторые из перечисленных полотен.

Саврасовские «Грачи»

Мотивами прощания с зимними морозами и снегами, с унылой тоской и внутренним холодом пронизан весенний пейзаж картины Саврасова, ставшей, по сути, визитной карточкой художника. Написанная и выставленная в 1971 году, она сразу же стала предметом обсуждения, одобрения и признания истинного таланта ее создателя. «Чудесным», «истинно весенним» назвал это полотно собрат Саврасова по «цеху художников». Что видим мы на нем? Вроде бы все еще скучные зимние снега, обнаженные деревья, нахохленные жалкие деревенские домики, силуэт церкви и серое небо с редкими голубыми просветами. Холодно, сыро, неуютно. А вы вглядитесь внимательнее! И вот уже становятся заметны иные детали. По лицу словно пронеслось мягкое дуновение теплого весеннего ветерка. Пруд растаял, в ноздреватом снеге тоже - там и тут - видны проталины. И, самое главное, ветви пока еще голых деревьев весело и оживленно обживают грачи - неугомонные вестники наступающей весны. Как отмечает Бенуа, в последние годы перед появлением саврасовской картины маслом весенние пейзажи буквально заполонили художественные выставки. Но именно «Грачи» оказались отмечены той печатью вдохновения, которая отличает истинные шедевры от подделок.

Мартовские мотивы в работе Левитана

Подхватывает весеннюю эстафету другой корифей пейзажного жанра - Исаак Левитан. Его «Март» - удивительно яркая, светлая, праздничная картина. Она пропитана солнечным теплом, излучает его и каждой деталью подчеркивает неотвратимую гибель зимы. Небо глубокое, синее, подтаявшая разъезженная дорога, распахнутые двери дома, сияние березовых стволов в редкой пожухлой прошлогодней листве, савраска, мирно дремлющая под согревшими ее лучами солнышка - все это наводит нас на мысли о совсем скором наступлении по-настоящему жарких дней. Левитановский весенний пейзаж, рисунки которого знакомы нам еще со школьной скамьи, глубоко русский, национальный. Но понятен и близок он любому, кто тянется к прекрасному и любит природу.

Особенности детского восприятия

Не секрет, что приобщение к произведениям искусства требует большой и напряженной внутренней работы. Душа наша обязана трудиться - учиться сопереживать, сочувствовать, сострадать. Это сложный процесс, учить которому нужно человека с малых лет. А помочь могут весенние пейзажи-картинки для детей. Нежный и хрупкий подснежник, покачивающий прекрасной головкой на тонком темно-зеленом стебельке; изображение огородно-полевых работ, первый дождь и первая радуга, синичка на веточке с маленькими клейкими листочками - такие зарисовки создают близкий и узнаваемый помогают осмыслить особенности смены времен года и вводят ребенка в новый мир, имя которому - Природа и Жизнь.

Русские художники чрезвычайно любили и любят изображать весенние пейзажи. Особенно много картин такого рода у художников-передвижников 19-начала 20 века. Они выходили на природу и делали наброски с натуры, чего ранее в русской живописи не было.
Сегодня, изучая тему «Весна» в детских образовательных учреждениях, воспитатели, педагоги часто обращаются к репродукциям картин известных русских художников. В наше время, в век фотографии и возможности запечатлеть любое мгновение жизни, просмотреть на видео то, чего уже не найдешь в действительности, особенно детям сложно понять, зачем изучать картины давно минувших веков. Но дело в том, что на картинах не просто запечатлевается момент из жизни, как на фотографии: увиденное и пережитое перерабатывается мыслями и чувствами художников, наполняется любовью и лишь затем переносится на холст. Таким образом, мы видим не только пейзаж, но и чувствуем отношение к нему художника.
Весна в картинах русских художников представлена весьма разнообразно. Это и ранняя весна (начало марта), и буйство майской зелени. Наиболее известные картины русских художников на тему «Весна» —

  1. А. Саврасова «Грачи прилетели»,
  2. И. Левитана «Март»,
  3. «Весна. Большая вода»,
  4. А. Венецианова «На пашне. Весна»,
  5. К. Юона «Мартовское солнце».

Картины Саврасова и Левитана изображают самое начало весны. В произведении Саврасова представлен неказистый сельский пейзаж Костромской области с церковью и несколькими домиками. Вокруг еще лежит снег, на переднем плане – голые березки, кое-где в небе сквозь тучи проглядывает луч солнца. Кажется, что на картине изображена зима. И только грачи, гнездящиеся на березах, говорят о том, что пришла весна.
На картинах русских художников, как правило, мы видим полевой пейзаж, сельскую местность. Именно здесь лучше всего наблюдать приход весны. Так, на картинах Левитана наблюдаем дом с крыльцом, коня, запряженного в телегу; еще лежит снег, и только по-весеннему яркое солнце и запряженный конь свидетельствуют приход весны. На картине «Весна. Большая вода» — опять-таки поля, затопленные разлившейся рекой. На картине Юона также представлен март, произведение очень похоже на «Март» Левитана: также нарисованы заснеженные поля, и лишь по дороге под из селения под ярким солнцем едут всадники на конях.
Картина Венецианова, в отличие от предыдущих, показывает позднюю весну, когда уже засеяны поля и показались ростки будущего урожая. По полю под ярким солнцем нарядно одетая крестьянка ведет коня. Произведение дышит теплом, светом и предчувствием жаркого лета.
Конечно, это далеко не все картины русских художников о весне. Их создано огромное количество, и каждая из них по-своему хороша. На нашем сайте вы можете найти репродукции необходимых вам картин, распечатать их или использовать для разработки презентации для урока или праздничного мероприятия. Картины помогут сделать ваш рассказ об этом времени года интересным, красочным, захватывающим, дадут возможность представить дополнительные аспекты.
Картины русских художников не только демонстрируют наглядно некоторые особенности весны, как времени года: данные изменения можно наблюдать и в природе. Они способны воспитывать молодое поколение сквозь призму восприятия художника. Каждый пейзаж наполнен любовью к русской природе, к ее сумрачному небу, обширным просторам, насыщен светлой грустью, столь свойственной для русского пейзажа. Эти чувства подсознательно передаются зрителю, когда он смотрит на картину. Так что, демонстрируя репродукции картин о весне на уроках литературы, языка, природоведения, чтения и т.д., можно нравственно возвысить ребят, приблизить их к восприятию мира как живого существа. Это является главной задачей живописи.

Подборка самых известных картин

Васнецов «Грачи прилетели»

Левитан «Весна. Большая вода»

Венецианов «На пашне. Весна»

Картины других художников:


Весна в картинах русских художников таит в себе нежность пробуждения природы от зимнего сна в ярких красках солнца, отражающегося в блеске тающего мартовского снега, в сочных красках тянущихся к солнцу травы, листьев и цветениях весенних пейзажей.

Картина художника-передвижника Алексея Саврасова стала одной из ключевых в русской живописи. Эта картина - тихий гимн русской природе, весне, которая еще только начинается, весеннему настроению, которое только пробуждается в нас.

Богатство мира живописи в этой работе открывает нам Пётр Кончаловский. Картина «Сирень в корзине» вызывает немой восторг, поражая буйством и яркостью красок. Множество своих полотен Пётр Петрович посвятил именно сирени. К слову сказать, он был отличным садоводом и любил выращивать цветы.

Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, так и назвал свою картину - "Большая вода". Она изображает весеннее половодье. Вода - разлившаяся река - занимает большую часть полотна. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья - затопленная рекой рощица. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Среди них - почти обязательные для русского пейзажа деревья - березы. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми.

Перед нами картина известнейшего русского пейзажиста Исаака Левитана - «Март».
Глядя на это полотно, несомненно, мы проникаемся тем настроением, которое нам хотел передать художник. Картина проникнута чувством ожидания и томления. Об этом говорит и смиренная лошадь с санями, одиноко стоящая неподалёку дома, которая ждёт своего хозяина.

Известнейшая картина Константина Фёдоровича Юона - «Мартовское солнце». Этот пейзаж раскрывает нам радостное ощущение скорого прихода весны, хотя вся земля укутана белоснежным снежным покрывалом. Белолицые берёзки, собравшись в кружок, с нетерпеньем ожидают прихода весны, которая подарит им ярко-зелёные, новые одежды. А старые грабы, извиваясь, неторопливо тянутся своими тяжелыми ветвями к солнечному свету. Мартовские лучи золотят и ослепляют крыши домов и голые верхушки деревьев. Резные деревенские дома, немного наклонившись, подставляют свои бока мартовскому тёплому солнцу, зная наверняка, что, хотя тепло это обманчиво, весна скоро вступит в свои права.

На этой картине художник С.А Вмноградов отобразил только самое начало весны. Ранняя весна. Снег ещё лежит плотно, и чтобы пройти к дому, приходится протоптать тропинку. Небо таит в себе тревогу, и хотя серые, зимние тучи нависают над миром, их уже рвут кое-где синие лоскутки весеннего сияния.
Обратите внимание на краски. Деревья как будто нарочито пестрят весенними красками, как бы обгоняя пробуждение природы, несмотря на еще влажные голые ветви, они наделены сочными яркими красками, предвещая приближение долгожданного тепла.

Картина Константина Юона "Весенний солнечный день" поднимает настроение с первого взгляда. Столько там ярких разноцветных красок, столько света и солнца, столько радостных эмоций. Это сложная композиция - городской пейзаж и жанровая картина с большими группами людей. Автор с какого-то небольшого возвышения, может быть, с крутого пригорка, смотрит на провинциальный городок, залитый солнечными лучами.

А.Г Венецианов изобразил не обычную крестьянку, а сказочный образ весны, воплощенный в красивой женщине. Именно такой прекрасной, легкой, нарядной, молодой представилась ему весна, легко ступающая по земле, обновляющая мир, успокаивающая детей, ведущая за собой природу. Вдали есть еще две такие же работающие группы, что утраивает образ, говорит о том, что весна наступает повсеместно.

Илья Семенович Остроухов (1858-1929) родился и вырос в Москве и все свое творчество посвятил пейзажам средней полосы России. Одной из самых известных его картин, находящейся в Государственной Третьяковской Галерее является картина «Первая зелень», написанная в 1887-1888 г.г.
Для тех, кто знает и любит Подмосковье, картина «Первая зелень» будет легко узнаваемой - так много в этих местах подобных уютных и милых сердцу и глазу уголков природы. И смешанный лес, в котором соседствуют ели, березы, клены и липы, и маленькие живописные речушки, на берегу которых сидят сказочные Аленушки - все это сразу узнают те, кто вырос среди этой красоты.