Живопись серебряного века русской культуры. Серебряный век в руссkой художественной культуре. Марк Шагал график, живописец, театральный художник, иллюстратор


Им довелось творить в эпоху Серебряного века и не ограничиваться лишь привычными формами изобразительного искусства. Каждый из этих художников был по-своему талантлив и самобытен, а возможность попробовать себя в новом качестве казалась весьма привлекательной. Возможно, именно поэтому театральные костюмы и декорации того времени наполнены невероятной атмосферностью и каким-то особенным волшебством.

Мстислав Добужинский


Свои первые театральные заказы Мстислав Добужинский получил от МХАТа, а начало его деятельности на этом поприще было тесно связано с Константином Станиславским. Великий режиссёр не просто декларировал свою идею, а наставлял молодого художника, пытаясь передать ему своё видение оформления того или иного спектакля.


Во МХАТе Мстислав Добужинский оформлял «Месяц в деревне», «Нахлебника», «Где тонко там и рвётся» и «Провинциалку» по Тургеневу, «Николая Ставрогина» и «Село Степанчиково» по Достоевскому. В Большом театре заведовал художественной частью, а после эмиграции оформлял оперные спектакли в Каунасе, в числе которых «Дон Жуан», «Борис Годунов», «Паяцы» и «Пиковая дама». Позже участвовал в оформлении спектаклей в Лондоне, Париже и в США, куда перебрался в последние годы жизни.

Константин Коровин


Он начинал свою театральную деятельность в опере Саввы Мамонтова, где трудился на протяжении 15 лет, успев оформить больше десяти спектаклей и завоевать славу талантливого художника-сценографа.


«Виндзорские проказницы», «Аида», «Лакме», - работа художника в этих постановках заслуживала самых высоких похвал со стороны критиков. Позже Константин Коровин создавал оформление для Большого театра и Мариинского, а Париже смог удивить даже самых избалованных театралов невероятным оформлением спектакля «Князь Игорь» в Русской опере.

Александр Головин



Художник служил в Большом театре, работал для дягилевских «Русских сезонов», в Мариинском театре и во МХАТе. При этом работал он в собственной манере, никогда не начинал разрабатывать декорации с первой сцены, предпочитая прорисовать финал или середину первыми. Кроме того, художник не умел работать с помощниками, а всё делал самостоятельно.

Василий Поленов



Оформлял спектакли и выдающийся русский художник и просветитель Василий Поленов. Большей частью он работал для Частной оперы Саввы Мамонтова, а после организовал свой собственный театр. Для него он не только разрабатывал декорации и костюмы, но ставил вместе с детьми спектакли и восхищался талантливыми ребятами, которые пришли из крестьянских семей.

Лев Бакст



По большей части известный художник оформлял спектакли в Санкт-Петербурге и в Париже, работал для Александринского и Эрмитажного театров, создавал костюмы и декорации для «Русских сезонов» Дягилева, особенно любил процесс работы именно над костюмами. Он, если можно так сказать, чувствовал цветом. Для него каждый оттенок был печальным или целомудренным, полным отчаяния, торжества или гордости. Не зря впоследствии многие его сценические наряды находили отражение в моде того времени.

Николай Рерих



Художник начал свою театральную деятельность ещё в 1907 со спектакля «Три волхва» для петербургского «Старинного театра». Несмотря на провал самой постановки, критиками были благосклонно приняты декорации к спектаклю. Позже Николай Рерих разрабатывал оформление для «Русских сезонов» Дягилева, который очень ценил художника, а парижские критики впоследствии восторженно отзывались о декорациях Рериха и отмечали их историческую достоверность при полном отсутствии банальностей.

Виктор Васнецов



Виктор Михайлович практически не работал для театра, однако одни только его эскизы к «Снегурочке» Островского были своеобразной революцией в сценографии того времени. При этом художник и сам сыграл Деда Мороза в этом спектакле в Абрамцево, а вместе с ним на сцену выходил Илья Репин в образе боярина Бермяты и Савва Мамонтов в образе Берендея.
Впоследствии художник воспроизвёл эти же декорации и костюмы, но уже в Московской опере Саввы Мамонтова. Тогда критики отметили самобытность воссозданных художником древнерусских форм и орнаментов.

Иван Билибин



По большей части Иван Билибин был книжным иллюстратором, при этом специализировался на русским былинах и сказках. Оформляя балетную сюиту «Русские пляски», он увлёкся настолько, что результат его собственного творчества восхитил художника. Впрочем, каждая его театральная работа, будь то «Фуэнте Овехуну» для Старинного театра или «Борис Годунов» для Театра Елисейских Полей, отличались оригинальностью, смелостью и какой-то первозданной красотой.

Александр Бенуа



Он начинал работать в Эрмитажном театре, затем оформлял спектакли для Мариинского театра, а в Европе прославился благодаря оформлению постановок для «Русских сезонов» Дягилева. При этом многие современники отмечали: единственная страсть художника – это искусство, которому он готов отдаваться со всей пылкостью своей натуры. Наверное, созданные ним декорации и костюмы именно поэтому получались живыми и чувственными.

Сергей Судейкин



Свою театральную деятельность Сергей Судейкин начал с сотрудничества с Саввой Мамонтовым. Александр Блок после просмотра оформленной «Сестры Беатрисы» по Метерлинку писал о воздействии декораций и костюмов на зрителя. Сцена буквально расцветала чудом и в полной мере передавала чувства и эмоции автора. Впрочем, каждый спектакль, в создании которого участвовал художник, наполнялся этим самым чудом.

Савва Мамонтов для многих художников стал тем человеком, который открыл им дверь в волшебный мир театра. Да и вообще он был одним из самых выдающихся деятелей конца XIX в.

Тема: "Серебряный век" в русском искусстве.


Введение

1. Новая концепция искусства

2. Художественные направления и представители течений

Заключение

Литература

Введение

В России первой трети прошлого века произошел мощный духовный всплеск, вбросивший в сокровищницу мировой культуры немало значительных идей и произведений в сферах религиозной и философской мысли, всех видов искусства. На взлет творческой активности Серебряного века повлияло постоянно укрепляющееся ощущение наиболее чуткими мыслителями и художниками нарастающего, глобального, никогда не случавшегося еще в истории человечества кризиса всего: культуры, искусства, религии, духовности, государственности, самого человека и человечества, и одновременно - напряженное ожидание некоего небывалого воспарения духовности, культуры, самого бытия человека к чему-то принципиально новому, непреодолимо влекущему, великому, к "мировому расцвету", - по словам П. Филонова. Апокалиптические настроения абсолютного конца сталкивались с не менее сильными чаяниями принципиально новых революционных преобразований .

Три направления интеллектуально-художественно творчества того времени: религиозная философия, символизм и авангард явились основными столпами культуры Серебряного века .

После могучего взлета русской культуры, обозначенного в науке как "Серебряный век", актуально попытаться прояснить его основные параметры и характеристики, с позиций современного видения этого феномена, понять проблемы, волновавшие творцов и мыслителей того удивительного, духовно и художественно насыщенного времени, выявить созданные ими ценности.

Многое уже делается в этом направлении, особенно в плане изучения литературы, искусства, религиозной философии. Поэтому, в замысле работы - обобщить наиболее ценные данные и заключения современных исследователей, и в тоже время максимально обратиться к оригинальным шедеврам Серебряного века. И, подводя итог анализу материала этого периода, эскизно наметить главные очертания вырисовывающейся картины интеллектуально-художественно творчества.

Цель работы: раскрыть основные достижения в русском искусстве периода "Серебряного века".


1. Новая концепция искусства

Новый стиль в русском искусстве возник в 80-е гг. XIX в. под большим влиянием французского импрессионизма. Его расцвет отмечен рубежом XIX и ХХ вв.

В течение нескольких десятилетий после своего заката (уже к концу 10-х гг. ХХ столетия стиль модерн в русском искусстве, с которым ассоциируется Серебряный век, уступает свою главенствующую роль новым направлениям) искусство Серебряного века воспринималось как декаданс и безвкусие.

Но ближе к концу второго тысячелетия оценки стали меняться. Дело в том, что существует два типа расцвета духовной культуры. Для первого характерны мощные новации и великие достижения. Яркие примеры тому – греческая классика V–IV вв. до н.э. и особенно европейский Ренессанс.

Еще в середине XIX в. представители романтизма мечтали о создании единого стиля, который мог бы окружить человека красотой и тем самым преобразовать жизнь. Средствами искусства преобразить мир – такую задачу ставили перед творцами прекрасного Рихард Вагнер и прерафаэлиты. А уже в конце XIX в. Оскар Уайльд утверждал, что «скорее жизнь подражает искусству, нежели искусство жизни». Происходила явная театрализация поведения и быта, игра стала определять не только характер художественной культуры, но и стиль жизни ее создателей .

Серебряный век в русской культуре – Это не только живопись и архитектура модерна, не только символистский театр, воплотивший идею синтеза искусств, когда над постановкой спектакля вместе с режиссерами и актерами работали художники и композиторы, это и литература символизма, и особенно поэзия, которая в историю мировой литературы вошла под названием «поэзия Серебряного века». Это стиль эпохи, образ жизни.

Сделать из своей жизни поэму – сверхзадача, которую ставили перед собой герои Серебряного века. Так, символисты, прежде всего, не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной. Символизм не хотел быть только литературным течением, но порывался стать жизненно творческим методом. Это был ряд попыток найти безукоризненно верный сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства.

Были в этом стремлении и теневые стороны. Излишне манерная речь и жестикуляция, шокирующий костюм, наркотики, спиритизм – на грани веков все это носило признаки избранности и порождало своеобразный снобизм.

Литературно-художественная богема, резко противопоставлявшая себя массе, искала новизны, необычности, остроты переживаний. Магия, спиритизм и теософия привлекали символистов-неоромантиков не только в качестве колоритного материала для художественных произведений, но и как реальные пути расширения собственных духовных горизонтов.

В России появилась новая генерация литературно-художественной интеллигенции; она заметно отличалась от поколения «шестидесятников» не только творческими интересами; разительны были и внешние различия.

Итак, единый стиль, зародившийся в России и ставший синонимом понятия Серебряный век, был действительно универсальным, ибо – пусть на короткий срок – он охватил не только все сферы творчества, но и непосредственно жизнь людей эпохи fin de siecle. Таким является всякий большой стиль .

Рерих (1874 –1947)

Николай Рерих был не только художником, но и историком. Известен и его интерес к археологии. Это нашло отражение в его искусстве. Особенно интересовала художника славянская языческая древность и раннее христианство. Рериху близок духовный мир людей далекого прошлого, и их способность словно растворяться в мире природы. Определяющую роль в изображении играют контурные линии и локальные цветовые пятна .

Бакст (1866 –1924)

Лев Бакст больше, чем другие мирискусники, приблизился к европейскому варианту модерна. Гибкий контур, обобщенная трактовка формы, лаконичность цвета и плоскостность изображения свидетельствуют о влиянии на Бакста таких западных художников, как Эдвард Мунк, Андрес Цорн и другие.

Моделью для изображенной Бакстом дамы послужила супруга Александра Бенуа – Анна Карловна. «Стильная декадентка... черно-белая, как горностай, с таинственной улыбкой а-ля Джоконда», – писал о героине писатель и философ Василий Розанов .

Сомов (1869 –1939)

Константин Сомов – один из самых ярких художников петербургского объединения «Мир искусства». Он был мастером изысканного колорита и утонченной графики.

Картина «Арлекин и дама» выполнена художником в нескольких вариантах. В работах 1910-х гг. Сомов нередко повторяет одни и те же композиционные приемы и световые эффекты. Он увлечен искусством XVIII столетия – «галантного века». В его картинах часто фигурируют персонажи итальянской комедии масок. Вот и здесь: дерево-кулиса на переднем плане, рядом освещенные фейерверком фигуры главных героев, затем просвет в глубину, где суетятся маленькие силуэты ряженых кавалеров и дам. Изящный театр искусства для искусства.

Борисов-Мусатов (1870 –1905)

Во всех картинах Борисова-Мусатова находит выражение романтическая мечта о прекрасной гармонии, абсолютно чуждой современному ему миру. Он был истинным лириком, тонко чувствующим природу, ощущающим слиянность человека с природой.

«Водоем», быть может, наиболее совершенное произведение художника. Все основные мотивы его творчества присутствуют здесь: старинный парк, «тургеневские девушки», общая статичная композиция, спокойный цвет, повышенная «гобеленная» декоративность... В образах героинь «Водоема» запечатлены сестра и жена художника.

В своем шедевре Борисову-Мусатову удалось изобразить вневременное состояние. Обобщенно-нейтральное название «Водоем» вызывает образ всеобщего гармоничного природно-человеческого единства – неразделенности, а само изображение превращается в знак, требующий молчаливого созерцания .


3. Литература, музыка, театр, соединение видов искусства

Наиболее показательно образ "серебряного века" проявился в литературе. С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма. Толстой в своих последних художественных произведениях поднимал проблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни ("Живой труп", "Отец Сергий", "После бала"). Основная мысль публицистики Толстого - невозможность устранить зло насилием.

А. П. Чехов в эти годы создал пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", в которых отразил происходившие в обществе важные изменения.

Социально заостренные сюжеты были в чести и у молодых писателей. И. А. Бунин исследовал не только внешнюю сторону процессов, происходивших в деревне (расслоение крестьянства, постепенное отмирание дворянства), но также и психологические последствия этих явлений, то, как они влияли на души русских людей ("Деревня", "Суходол", цикл "крестьянских" рассказов). А. И. Куприн показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, опустошенность и бездуховность "господ офицеров" ("Поединок"). Одним из новых явлений в литературе стало отражение в ней жизни и борьбы пролетариата. Зачинателем этой темы стал А. М. Горький ("Враги", "Мать") .

В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых "крестьянских" поэтов - С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков.

Вместе с тем начал звучать голос, предъявляющий свой счет представителям реализма нового поколения, протестовавшего против главного принципа реалистического искусства - непосредственного изображения окружающего мира. По мнению идеологов этого поколения, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал - материи и духа, способно не только "отображать", но и "преображать" существующий мир, творить новую реальность.

Основоположники нового направления в искусстве поэты-символисты, объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэты наделены способностью приобщаться к запредельному миру посредством художественных символов. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты были свойственны ранней поэзии К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, В. Я. Брюсова. После 1909 г. наступает новый этап в развитии символизма. Он окрашивается в славянофильские тона, демонстрирует презрение к "рационалистическому" Западу, предвещает гибель западной цивилизации, представленной, в том числе и официальной Россией. Вместе с тем он обращается к стихийным народным силам, к славянскому язычеству, пытается проникнуть в глубины русской души и видит в русской народной жизни корни "второго рождения" страны. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве Блока (поэтические циклы "На поле Куликовом", "Родина") и А. Белого ("Серебряный голубь", "Петербург"). Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано, прежде всего, понятие "серебряный век".

Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчества для акмеистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова А формалисты ясно и четко заявляли, что их морфологический метод анализа искусства возник для изучения художественности искусства, т.е. для выявления его эстетических качеств. Они были убеждены, что "литературность", "поэзию", т.е. художественную сущность произведения искусства можно выявить только путем морфологического анализа самого произведения искусства, а не того, "отражением" чего оно является, кто и при каких условиях его создал, как оно воздействует на реципиента, какое имеет социальное, культурное и т.п. значение. Главными в их категориальном аппарате стали термины материал (к нему относилось все, из чего художник делает произведение: слово, сам язык в его обыденном употреблении, мысли, чувства, события и т.п.) и форма (то, что придает материалу художник в процессе творчества). Само произведение называлось вещью, ибо оно в понимании формалистов не творилось или создавалось, как полагала классическая эстетика, но делалось с помощью системы приемов.

Русская художественная культура начала XX в. испытывала также влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Это течение вобрало в себя различные художественные направления, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями и провозгласившие идеи создания "нового искусства". Яркими представителями русского авангарда были футуристы (от лат. "футурум" - будущее). Их поэзия отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме поэтической конструкции. Программные установки футуристов ориентировались на вызывающую антиэстетичность. В своих произведениях они использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Сборники стихов футуристов носили характерные названия: "Пощечина общественному вкусу", "Дохлая Луна" и др. Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа "Гилея" - В. Хлебников, Д. Д. Бур-люк, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, В. В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина.

Начало XX в. - это время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова. В своем творчестве они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы.

Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина ставились в декорациях К. А. Коровина, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха. Русская балетная школа "серебряного века" дала миру плеяду блестящих танцоров - А. Т. Павлову, Т. Т. Карсавину, В. Ф. Нижинского и др.

Примечательной чертой культуры начала XX в. стали работы выдающихся театральных режиссеров. К. С. Станиславский, основатель психологической актерской школы, считал, что будущее театра - в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения. В. Э. Мейерхольд вел поиски в области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

В начале XX в. все отчетливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности. Во главе этого процесса стоял "Мир искусства", объединявший в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908-1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других столицах Западной Европы "Русские сезоны", представленные балетными и оперными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т. д.


Заключение

Искусство в контексте «Серебряного века» осмыслено как результат боговдохновенного творчества, а художник - как Богом избранный проводник духовных образов, выражаемых исключительно в художественной форме, действиями которого руководят божественные силы. Художественное творчество представлялось в русле этой эстетики идеальной основой, на которой должна не только строиться человеческая жизнь и культура будущего, но и завершаться процесс творения мира усилиями художников-творцов-теургов. По своему существу искусство здесь представляло собой новаторское развитие традиционных христианских эстетических ценностей в аспекте приближения их к peaлиям современной жизни и с ориентацией на духовные, научные, художественные поиски и устремления человека XX столетия.

Большую роль в развитии эстетики Серебряного века сыграли русские символисты. Символизм приобрел сильную национальную окраску у крупнейших младосимволистов Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Александра Блока, Эллиса и др. Вячеслав Иванов был убежден, что приближается принципиально новый этап художественного творчества, когда все искусства будут объединены в некую художественно-религиозную мистерию - своеобразное синтетическое сакральное действо, в котором примут активное участие как подготовленные актеры, так и все зрители. Истинный художник-символист грядущего, согласно Иванову, должен творчески реализовать в себе связь "с божественным всеединством", пережить миф как событие личного опыта и затем выразить его в своем мистериальном творчестве. Для Андрея Белого сущность и смысл искусства имели теософско-религиозную окраску, а в теургии как главной цели символизма он видел возврат искусства в сферу религиозной деятельности по преображению жизни.

Представителей "Мира искусства" объединяли две главные идеи, две эстетические тенденции: 1) Стремление возвратить русскому искусству его главное, но основательно забытое в XIX в. качество - художественность, освободить его от любой тенденциозности (социальной, религиозной, политической и т.п.) и направить его в чисто эстетическое русло. Отсюда популярный в среде мирискусников лозунг l"art pour l"art, искание красоты во всем, неприятие идеологии и художественной практики академизма и передвижничества, интерес к романтическим и символистским тенденциям в искусстве. 2) Романтизация, поэтизация, эстетизация русского национального наследия, интерес к народному искусству, за что главные участники объединения получили в художественных кругах прозвище "ретроспективных мечтателей". Особенно этим отличались К.А. Сомов и А.Н. Бенуа, стремившиеся воскресить и увековечить в искусстве жизнь прошлых столетий в ее сущности - красоте и "чудесной таинственности". А Рерих не без влияния европейского эзотеризма, популярного в то время и в России, устремил свой духовный взор на Восток и в его таинственной древней мудрости обрел то, чего не находил на европейской почве. В своих текстах Рерихи уделяли особое внимание Красоте, Искусству, Культуре как важнейшим и необходимым феноменам на пути духовного развития.

Мирискусники создали добротный русский вариант того эстетически заостренного движения рубежа столетий, которое культивировало высокий художественный вкус, тяготело к поэтике неоромантизма или символизма, к декоративности и эстетской певучести линии, и в России получило название стиля "модерн". Сами участники движения (Бенуа, Сомов, Добужинский, Бакст, Лансере, Остроумова-Лебедева, Головин, Билибин) не были великими художниками, не создали художественных шедевров или выдающихся произведений, но вписали несколько заметных эстетских страниц в историю русского искусства, фактически показав миру, что и нашему искусству не чужд дух национально ориентированного эстетизма.


Литература

1. Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия.– М.: «Грааль», 2007.– 328 с.

2. Ахиезер А.С. Социокультурная динамика искусства в России //Полис.– 2001.– №5. 27-32с.

3. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры //Вопросы философии.– 2004.– №1. 41-53с.

4. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2000. – 280 с.

5. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия Серебряного века: Курс лекций. – Екатеринбург, 2005. – 320 с.

6. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – М.: «Логос», 2000. – 432 с.

7. Кондаков И.В. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Книжный дом «Университет»,2005. – 360 с.

8. Кононенко Б.И., Болдырева М.Г. Культурология: Учебное пособие. – М.: «Щит-М», 2006. – 292 с.

9. Кричевская Ю.Р. Модернизм в русской литературе: эпоха серебряного века (учебное пособие). – М.: ТОО «ИнтелТех», 2004. – 398 с.

10. Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М.: Олимп, 2001.– 436 с.

11. Морозов Н.А. Пути России: модернизация неевропейских культур. – М.: Варна, 2001. .– 328 с.

12. Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2003. – 912 с.

13. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. – Воронеж, 1991. –244с.

Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2003. – 638 с.

Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. – Воронеж, 1991. –189с.

Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. – Воронеж, 1991. –172с.

«Серебряный век» русской поэзии. //Сост. В.Дорожкина, Т.Курносова. – Тамбов: Изд-во МИНЦ, 2004. –75с.

Введение……………………………………………………………..2

Архитектура………………………………………………………….3

Живопись……………………………………………………………..5

Образование…………………………………………………………10

Наука…………………………………………………………………13

Заключение…………………………………………………………..17

Список литературы………………………………………………….18

Введение

Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался менее четверти века: 1900 - 1922 гг. Начальная дата совпадает с годом смерти русского религиозного философа и поэта В.С. Соловьева, а конечная - с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Краткость периода вовсе не умаляет его значимости. Напротив, с течением времени эта значимость даже возрастает. Она заключается в том, что русская культура - пусть не вся, а только часть ее - первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность. Западный мир пришел к такому осознанию намного позже.

Серебряный век включает в себя, прежде всего два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX века, известное также под именем "богоискательства", и русский модернизм, охватывающий символизм и акмеизм. К нему принадлежат такие поэты, как М. Цветаева, С. Есенин и Б. Пастернак, не входившие в названные течения. К серебряному веку следует также отнести художественное объединение "Мир искусства" (1898 - 1924).

Архитектура «серебряного века »

Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX-XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа, такие как банки, магазины, фабрики, вокзалы. Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн!

В творчестве Ф.О. Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля и рациональному. Наиболее полно черты модерна проявлены в архитектуре особняка Никитских ворот, где, отказавшись от традиционных схем, применен асимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз – все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме.

В декоративной отделке особняка использовано такие характерные для модерна приемы, как цветные витражи и опоясывающий все здание мозаичный фриз с растительным орнаментом. Прихотливые извивы орнамента повторены в переплетениях оконных витражей, в рисунке балконных решеток и уличной ограды. Этот же мотив использован при отделке интерьера, например, в форме мраморных перил лестницы. Мебель и декоративные детали интерьеров здания составляют единое целое с общим замыслом сооружения – превратить бытовую среду в своего рода архитектурный спектакль, близкий атмосфере символических пьес.

С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма – стиля, который оформится в 20-е годы.

В Москве новый стиль выразил себя особенно ярко, в частности в творчестве одного из создателей русского модерна Л.Н. Кекушева В неорусском стиле работали А.В. Щусев, В.М. Васнецов и др. В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль – неоклассицизм.
По целостности подхода и ансамблевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей.

Живопись «серебряного века»

Тенденции, которые определили развитие литературы «сере­бряного века», были характерны и для изобразительного искусства, составившего целую эпоху в русской и мировой культуре. На рубеже столетий расцветает творчество одного из крупнейших мастеров русской живописи Михаила Врубеля. Врубелевские образы - это образы-символы. Они не укладывается в рамки старых представле­ний. Художник - «гигант, мыслящий не бытовыми категориями ок­ружающей жизни, а «вечными» понятиями, он мечется в поисках ис­тины и красоты». Мечта Врубеля о красоте, которую так трудно было найти в окружающем его мире, который полон безысходных противоречий. Врубелевская фантазия, переносит нас в иные миры, где красота, однако, не освобождается от болезней века, - это воплощенные в красках и линиях чувства людей того времени, когда русское общество жаждало обновления и искало пути к нему.

В творчестве Врубеля фантазия соединилась с реальностью. Сюжеты некоторых его картин и панно откровенно фантастичны. Изображая Демона или сказочную Царевну Лебедь принцессу Грезу или Пана, он рисует своих героев в мире, словно созданном могучей силой мифа. Но даже тогда, когда предметом изображения оказывалась реальность, Врубель словно наделял природу способностью чувствовать и думать, а человеческие чувства безмерно усиливал в несколько раз. Художник добивался того, чтобы краски на его холстах сияли внутренним светом, светились, как драгоценные каменья.

Другой важнейший живописец рубежа столетий - Валентин Серов. Истоки его творчества - в 80-х годах XIX века. Он выступил продолжателем лучших традиций передвижников и в то же время смелым открывателем новых путей в искусстве. Замечательный ху­дожник, он был блестящим педагогом. Многие видные художники девятисотых годов нового века обязаны ему своим мастерством.
В первые годы своего творчества художник видит высшую сою цель художника в воплощении поэтического начала. Серов учился в малом видеть большое и значительное. В его замечательных портретах «Де­вочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» не столько кон­кретные образы, сколько символы юности, красоты, счастья, любви.

Позднее Серов стремился выразить представления о красоте человека в портретах творческих личностей, утверждая важную для русской художественной культуры идею: человек красив, когда он творец и художник (портреты К. А. Коровина, И. И. Левитана). По­ражает смелость В. Серова в характеристике его моделей, будь то пе­редовая интеллигенция или банкиры, великосветские дамы, высшие чиновники и члены царской фамилии.

Созданные в первое десятилетие нового века порт­реты В. Серова свидетельствуют о слиянии лучших традиций русской живо­писи и создании новых эстетических принципов. Таковы порт­реты М. А. Врубеля, Т. Н. Карсавиной, позднее - «изысканно стили­зованный» портрет В. О. Гиршман и прекрасный, выдержанный в духе модерна, портрет Иды Рубинштейн.

На стыке веков развивается творчество художников, ставших гордостью России: К. А. Коровина, А. П. Рябушкина, М. В. Нестеро­ва. Великолепные полотна на сюжеты древнейшей Руси принадле­жат Н. К. Рериху, искренне мечтавшему о новой роли искусства и на­деявшемуся на то, что «из порабощенного служащего искусство вновь может обратиться в первого двигателя жизни».

Богатством отличается и русская скульптура этого периода. Лучшие традиции реалистической скульптуры второй половины XIX века в своих произведениях (и среди них памятник первопечат­нику Ивану Федорову) воплотил С. М. Волнухин. Импрессионист­ское направление в скульптуре выразил П. Трубецкой. Гуманисти­ческим пафосом, а подчас и глубоким драматизмом отличается твор­чество А. С. Голубкиной и С. Т. Коненкова.

Но все эти процессы не могли разворачиваться вне социально­го контекста. Темы - Россия и свобода, интеллигенция и револю­ция - пронизывали и теорию, и практику русской художественной культуры этого периода. Художественная культура конца XIX - начала XX века характеризуется множеством платформ и направ­лений. Два жиз­ненных символа, два исторических понятия - «вчера» и «завтра» - явно доминировали над понятием «сегодня» и определяли собою границы, в ко­торых происходило противоборство различных идей и концепций.

Общая психологическая атмосфера послереволюционных лет вызвала у некоторых художников недоверие к жизни. Усиливается внимание к форме, реализуется новый эстетический идеал современного модернистского искусства. Развиваются ставшие известными всему миру школы русского авангарда, в осно­ве которых лежит творчество В. Е. Татлина, К. С. Малевича, В. В. Кан­динского.

Художники, участвующие в 1907 году в выставке под ярким символическим названием «Голубая роза», усиленно пропагандиро­вались журналом «Золотое руно» (Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, Н. Н. Сапунов и др.). Они были различ­ны по своим творческим стремлениям, но их объединяло влечение к выразительности, к созданию новой художественной формы, к обновлению живопис­ного языка. В крайних проявлениях это выливалось в культ «чистого искусства», в образы, порожденные подсознанием.

Возникновение в 1911 году и последующая деятельность ху­дожников «Бубнового валета» обнаруживает связь русских живо­писцев с судьбами общеевропейских художественных движений. В творчестве П. П. Кончаловского, И. И. Машкова и других «бубновалетовцев» с их формальными исканиями, стремлением строить фор­му при помощи цвета, а композицию и пространство на определенных ритмах находят выражение принципы, которые формировались в За­падной Европе. В это время ку­бизм во Франции пришел к «синтетической» стадии, перейдя от упрощения, схематизации и разложения формы к полно­му отрыву от изобразительности. Русским художникам, которых в раннем кубизме привлекало аналитическое отношение к предмету, эта тенденция была чуждой. Если у Кончаловского и Машкова про­сматривается явная эволюция к реалистическому мировосприятию, то тенденция художественного процесса других художников «Бубно­вого валета» имела иной смысл. В 1912 году молодые художники, от­делившись от «Бубнового валета», назвали свою группу «Ослиный хвост». Вызывающее название подчеркивает бунтарский характер выступлений, которые направлены против сложившихся норм художест­венного творчества. Русские художники: Н. Гончаров, К. Ма­левич, М. Шагал – продолжают поиски, дела­ют это энергично и целеустремленно. В дальнейшем их пути разошлись.
Ларионов, отказавшийся от изображения реальной действительности, пришел к так называемому лучизму. Малевич, Татлин, Кандинский встали на путь абстракционизма.

Исканиями художников «Голубой розы» и «Бубнового валета» не исчерпываются новые тенденции в искусстве первых десятиле­тий XX века. Особое место в этом искусстве принадлежит К. С. Пет­рову-Водкину. Его искусство расцветает в послеоктябрьское время, но уже в девятисотые годы он заявляет о творческой самобытности прекрасными полотнами «Играющие мальчики» и «Купание красно­го коня».

Творчество большинства русских художников этого периода сложно отнести к какому-то стилю. Все они сочетали в своих работах черты разных направлений и стилей - от реализма и импрессионизма до символизма и модерна. Так, Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) начинал писать в реалистической манере передвижников, но переживаемый им духовный кризис заставил его обратиться к образам святых подвижников прошлого. Именно так появилось одно из самых известных произведений Нестерова - «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890), написанное на основе эпизода из жизни Сергия Радонежского. Огромную нагрузку в этой картине несет пейзаж, создающий настроение созерцательности и умиротворения. Эта картина стала началом «Сергиевского цикла» (1892-1899), в который вошел целый ряд работ, посвященных преподобному Сергию. В это же время появилось множество работ, героями которых были монахи, пустынники, отшельники, тоже написанные на фоне неброского русского пейзажа («Под благовест» «Великий постриг» и др.).

М.В. Нестеров Святая Русь

Этапными для творчества художника стали картины «Святая Русь», изображающая Христа в окружении русских святых и народа, и «На Руси», показывающая крестный ход. В них Нестерову удалось создать обобщенный образ русского народа.

Очень важной частью творческого наследия художника был портретный жанр. Особенно интересны портреты выдающихся русских философов и религиозных деятелей - П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова, написанных прогуливающимися у Троице-Сергиевой лавры, а также портрет И.А. Ильина. Большое количество портретов московских ученых и художников было создано Нестеровым в советское время (ничего другого после революции он не писал).

На творчество Константина Алексеевича Коровина (1861 - 1939) большое влияние оказал импрессионизм. На его картинах тонкая игра света и тени и умение передать мимолетные впечатления и ощущения. Это создает присущую картинам Коровина атмосферу радости и полноты жизни. Чисто импрессионистским было у него равнодушие к сюжету и содержанию и повышенное внимание к форме, стремление решать чисто живописные задачи («Портрет хористки», пейзажи «Париж. Бульвар Капуцинок» «Зимой», натюрморты «Рыбы, вино и фрукты»).

Самая известная часть творческого наследия Валентина Александровича Серова (1865-1911) - портреты. Среди них знаменитая «Девочка с персиками», портрет дочери С.И. Мамонтова, в котором ему в полной мере удалось передать ощущение свежести, юности и чистоты. Художник умело помещал своих моделей в привычную для них обстановку, которая подчеркивала точные психологические образы, созданные художником. Именно поэтому хотя многие и стремились заказать портрет у модного и знаменитого художника, но в то же время опасались его беспощадного взгляда и тех характеристик, которые он давал своим персонажам. Так, хорошо видна ирония художника в портретах С.М. Боткиной, З.Н. Юсуповой, великого князя Павла Александровича. Больше всего Серов любил писать художников, писателей, артистов (в 1890-е годы он написал портреты К.А. Коровина, Н.С. Лескова, И.И. Левитана, Н.А. Римского-Корсакова, а в 1905-1911 гг. - М.Н. Ермоловой, Ф.И. Шаляпина, О.К. Орловой, М.А. Морозова, В.И. Качалова, Т.П. Карсавиной).

Не менее интересны пейзажи Серова, написанные в импрессионистической манере. Ему прекрасно удавалось передавать неброскую красоту русского пейзажа («Зима в Абрамцеве. Церковь», «Заросший пруд», «Октябрь. Домотканово» и др.). Участвуя в выставках объединения «Мир искусства», Серов заинтересовался исторической тематикой. Так появился цикл карандашных рисунков, гуашей, акварелей, картин темперой, маслом. Небольшие композиции кажутся необычайно жизненными, будто написаны с натуры («Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны», «Петр I»). Очень интересны картины Серова, написанные им после поездки в Грецию в 1907 г. Среди них знаменитая работа «Похищение Европы», написанная в стиле модерн, с характерным для него чистыми, яркими красками, тонким сочетанием условности и реальности.

Черты импрессионизма с собственными наблюдениями за натурой сочетал в своем творчестве Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905). Его интересовал не столько сюжет, сколько живописная техника. Он пытался запечатлеть игру воздуха и цвета. К концу 1890-х годов определился круг тем, интересующих художника - идеализированный мир старых «дворянских гнезд», в котором он прятался он потрясений современности. Картины Борисова- Мусатова написаны в технике пастели и темперы, дающей нежные, приглушенные тона - «Автопортрет с сестрой», «Осенний мотив», «Гармония», «Прогулка», «Гобелен». В поздних работах художника настроение щемящей тоски по прошлому постепенно перерастало в тревогу, тоску и отчаяние - «Водоем», «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Реквием».

В.А. Серов


Портрет Иды Рубинштейн

В портрете нашла отражение тема «жизни напоказ», увлекавшей художника. Ида Рубинштейн - знаменитая танцовщица и актриса, чья жизнь проходила под пристальным вниманием публики

В.Э. Борисов-Мусатов. Автопортрет с сестрой

В своих полотнах художник, подобно импрессионистам, пытался запечатлеть игру воздуха и цвета

К.С. Петров-Водкин. Сон

Картина решена в духе символизма. Пробуждения спящего ждут, словно две судьбы, две девы

М. Врубель. Пан

Молчание и тайна - полноправные персонажи в полотнах Врубеля

Свой собственный путь в живописи всю жизнь искал Михаил Александрович Врубель (1856-1910), также много работавший как декоратор, мастер по майолике, оформитель интерьеров. Его живописная манера дробления формы на грани, окрашенные изнутри светом и цветом, была близка к символизму. Музой Врубеля была певица Надежда Забела, впоследствии ставшая его женой. Ее черты мы находим во многих знаменитых работах художника - «Царевна-лебедь», «Сирень». Очень часто Врубель обращался к фольклору, мифологии, средневековым мотивам («Суд Париса», композиции «Фауст», «Маргарита» и «Мефистофель», «Микула Се- лянинович», «Принцесса Греза»). Значительное место в творчестве Врубеля занимает образ Демона, в котором художник пытался воплотить идею вызова миру, порыва личности к свободе. Художник вновь и вновь возвращался к Демону, рисуя его по-разному («Демон поверженный», «Демон сидящий»). Врубель также был прекрасным портретистом, с легкостью передавал портретное сходство и черты характера человека. В 1902 г. Врубель тяжело заболел, и остаток жизни провел в больницах, уничтожая практически все свои рисунки и наброски.

Последовательным символистом был Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939). На его творческую манеру оказали серьезное влияние Серов, Врубель, Гоген, Шаванн, набисты, но постепенно главной для него становится традиция древнерусского искусства. Зрелым мастером он стал в 1910-х. Тогда появились такие знаменитые его работы, как «Сон», «Мальчики». Программной в творчестве художника стала картина «Купание красного коня», в которой воплощена мечта о красоте, о готовности к будущим испытаниям. Краски играют особую роль в картинах Петрова-Водкина, цвет становится основой символа, выразителем своеобразного мифологического мышления художника. Позже появились и другие работы художника, в которых он развивал те же принципы, - «Мать», «Девушки на Волге», «Утро. Купальщицы», «1918 год в Петрограде», «Смерть комиссара». Верность своей творческой манере художник сохранял и в советское время.

Супрематизм (от лат. supremus - наивысший) - одно из направлений абстрактной живописи, созданное в середине 1910-х гг. К. Малевичем. Цель супрематизма - выражение реальности в простых формах (прямая, квадрат, треугольник, круг), которые лежат в основе всех других форм физического мира. В супрематических картинах остутствует представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом» - все направления равноправны, как в космическом пространстве. Пространство картины больше неподвластно земному тяготению (ориентация «верх - низ»), оно перестало быть геоцентричным, то есть «частным случаем» вселенной. Возникает самостоятельный мир, замкнутый в себе, и в то же время соотнесенный как равный с универсальной мировой гармонией. Изобразительным манифестом супрематизма стала знаменитая картина Малевича «Черный квадрат» (1915). Теоретическое обоснование метода Малевич изложил в работе «От кубизма и футуризма к супрематизму… Новый живописный реализм…» (1916). Последователи и ученики Малевича в 1916 г. объединились в группу «Супремус». Супрематический метод...

Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon - знак, символ) - художественное направление, появившееся во Франции в конце 60 — начале 70-х гг. 19 в. (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства — изобразительном, музыкальном, театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры - философию, религию, мифологию. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология. Основы эстетики символизма заложили А. Рембо, С. Малларме, П. Верлен, К. Гамсун, М. Метерлинк, Э. Верхарн, О. Уайльд, Г. Ибсен, Р. Рильке и др. Символизм получил широкое распространение во многих странах Западной Европы (Бельгии, Германии, Норвегии). Эcтeтикa cимвoлизмa oбpaщaeтcя к cфepe дyxa, «внyтpeннeгo видeния». В основе символистской концепции лежит постулат о наличии за миром видимых вещей истинного, реального мира, который наш мир...

Модерн (франц. moderne - новейший, современный) - художественный стиль в eвpoпeйcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. В разных странах получил различные названия: в России - «модерн», во Франции, Бельгии, Англии - «ар нуво», в Германии - «югендстиль», в Австро-Венгрии - «сецессион», в Италии - «либерти». Эстетико-философской основой модерна стал символизм. Несмотря на свою изысканность и утонченность, модерн был ориентирован на массового потребителя, при этом поддерживая принцип «искусства ради искусства». Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Преобладающими мотивами модерна являются маки, ирисы, лилии и другие растения, змеи, ящерицы, лебеди, волны, танец, а также образ женщины с развевающимися волосами. В цветовой гамме господствуют холодные тона. Композиционной структуре характерны обилие криволинейных очертаний и оплывающих неровных контуров. Модерн охватил все виды пластических искусств - живопись, графику, декоративно-прикладное...

Лучизм — направление в русской авангардной живописи, основоположником которого стал М. Ларионов. Теоретическое обоснование своего метода он изложил в работах «Лучизм» (1913) и «Лучистская живопись» (1913). Ларионов считал, что художник должен выявить форму, получающуюся в результате пересечения лучей, изображенных цветными линиями, исходящих от различных предметов. В лучистской манере работала также Н. Гончарова. Несмотря на то, что лучизм широкого развития не получил, наравне с супрематизмом К. Малевича и общеевропейским кубизмом, он является одной из первых форм абстрактного (беспредметного) искусства и одним из первых проявлений авангардизма в живописи. См. также: Манифест «Лучисты и Будущники» (1913). ...

Объединение кубофутуристов «Гилея» являлось наиболее важной из всех существовавших в России футуристических группировок и самой близкой к собственно футуризму. Кубофутуристы «Гилеи» (братья Д., В. и Н. Бурлюки, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский, Е. Гуро и др.), называющие себя «будущниками» или «будетлянами», противопоставляли свои устремления итальянскому футуризму и настойчиво утверждали самобытность происхождения русского футуризма. «Будетляне» стремились к автономии и освобождению слова (при этом звучание и форма слова значили для них больше, чем содержание), пытались изменить традиционную систему литературного текста, начиная от смешения различных жанров вплоть до синтезирования нескольких видов искусств (опера «Победа над солнцем» (1913), музыка М. Матюшина, текст А. Крученых, декорации К. Малевича). Этот один из важнейших принципов кубофутуризма художник И. Зданевич назвал «всёчеством». Кубофутуристы отождествили поэтическое слово с вещью, обратили его в материал, способный к любой трансформации, поэтическое слово мыслилось ими универсальным «материальным» средством постижения основ бытия и переустройства...

Авангард (от франц. avant-garde - передовой отряд) - обобщенное наименование различных художественных направлений (абстракционизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм и др.) искусства ХХ в., для которых характерен отказ от устоявшихся традиций в художественной практике и стремление к новым формам и методам выражения и воздействия на зрителя. Во всех авангардистских направлениях, несмотря на их большое разнообразие, можно выделить общие черты: отказ от норм классического изображения, формальная новизна, деформация форм, экспрессия и различные игровые преобразования. Все это приводит к размыванию границ между искусством и реальностью, созданию идеала открытого произведения искусства, непосредственно вторгающегося в окружающую среду и рассчитанного на диалог художника и зрителя. Становление авангардистских течений пришлось на 1900-1930-е гг. В России авангардистские преобразования коснулись практически всех направлений искусства - живописи (К. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, Н. Гончарова, П. Филонов, В. Татлин, Н. Кульбин и др.), музыки (М. Матюшин, А....