Как баба яга стала отрицательным персонажем, и какие традиции с ней связаны

Разработка урока

литературного чтения в 3 классе

« Тема: Изучение волшебных сказок

Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».

Оленева Татьяна Анатольевна

Открытый урок по литературе

Тема: Изучение волшебных сказок. Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».

Цель: выявление и осознание детьми особенности волшебных сказок; формирование понятия « волшебна сказка» через анализ текста и изучение дидактической иллюстрации.

Ход урока.

    Формулировка темы.

1.Анаграмма на интерактивной доске.

Учитель : составьте из букв слово и вы узнаете литературный жанр, который мы будем изучать сегодня на уроке.

(дети располагают на доске буквы в нужном порядке)

Учитель : Почему сказку назвали сказкой? (сказывается).

Учитель : В чем ценность сказок? (в них отражается народная мудрость, знания накопленные веками).

Учитель : Назовите особенности сказочной речи (русские народные).

Дети : Зачин, троекратные повторы, устойчивые выражения, концовка (примеры).

2.Узнайте, какое название сказки здесь зашифровано?

Дети : Баба Яга.

Учитель : Почему зашифровано название именно этой сказки?

Дети : Будем изучать эту сказку.

Учитель : Сегодня будем открывать особенности волшебной сказки. Почему она так называется, вы сами скажете.

2. Актуализация знаний.

Видеоролик (фрагмент из м/ ф

Учитель : Кто знает, как появился образ Бабы-Яги в русских народных сказках?

Дети : Наши предки считали, что вся окружающая природа имеет душу, разум. Боялись таинственной жизни леса. Считали, что управляет зверьем нечеловеческое существо.

Учитель : Почему забор вокруг дома Бабы-Яги из человеческих черепов? Почему Баба-Яга летает?

Дети сообщают свои знания из области славянской мифологии.

Учитель : Что интересного узнали?

3. Составление сюжетного плана сказки. Работа в парах.

Учитель : Сформулируйте задание, которое надо выполнить.

Дети : Соотнести надписи и наши рисунки

Учитель : Восстановите последовательность развития событий сказки.

.

с интерактивной доски

(Один ученик передвигает иллюстрации) . .

Учитель : Используя ключевые слова, подпишите иллюстрации.

Работа в парах с раздаточным материалом .

Самооценка результатов учебных действий. Проверка с интерактивной доски

(Один ученик соотносит надписи и иллюстрации, передвигает) . .

    Что произошло с Девочкой? (несчастье).

    Что выпало на ее долю? (испытание) Сколько картин?

    Кто помогает Девочке преодолеть трудности? (волшебные помощники)

    Чем закончилась борьба Девочки с Бабой-Ягой? (Победой врага)

    Финал сказки? –награда (возвращение домой).

Учитель : Прочитайте, по какому плану разворачивались события сказки. Что заметили?

Учитель : Можно ли ее назвать волшебной? Почему?

Учитель : Такой сюжет у всех волшебных сказок.

    Работа над характеристикой героев.

Учитель : - Кто является главной героиней?

    Опишите ее портрет?

    Какой характер у девочки?

    Как определили?

    Прочитайте, какие поступки совершала девочка.

Учитель : Описан ли портрет Бабы-Яги?

Посмотрите фрагмент сказки, определите характер девочки, Бабы-яги.

Учитель : Что интересного заметили? (противоположны).

    Моделирование. Работа в мини- группах

Представим взаимоотношения героев в виде схемы:

Волшебные помощники

Ученик – консультант предлагает систему вопросов: Кто главные герои? Другие действующие лица? Одним словом? Какие чувства испытывала девочка к Бабе-Яге?

Дети : боится

Консультант : Как относится к ней Баба- Яга?

Дети : Хочет съесть девочку.

Ученик – консультант : Как относятся к девочке волшебные помощники7

Дети: оказывают помощь.

Ученик – консультант : Почему?

Дети: Она добра

Ученик – консультант : Почему?: Как Баба- Яга относится к помощникам?

Как они ей за это платят?

Учитель : Какие два противоположных качества борются? Что одерживает победу? Почему?

Итог: рефлексивный анализ собственной деятельности.

Поставьте знак « v ” напротив той строки, которая соответствует вашим умениям и способам действия

Работа с оценочным листом .

" Я умею выделять особенности « волшебной сказки» и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями."

" Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не всё понятно. В моей работе есть ошибки. Мне нужна помощь."

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, ксилофон, тарелки, большой барабан, струнные.

История создания

Замысел музыкальной картинки, рисующей один из самых распространенных образов русского сказочного фольклора, появился у Лядова впервые еще в 1881 году, когда он во время летних каникул, проводимых в деревне, увлеченно собирал народные напевы, вслушивался в пастушьи наигрыши и голоса природы, знакомился со сказками, бытовавшими в народе. Увлечение фольклором привело его к внимательному чтению изданных сборников - «Народных сказок» Афанасьева и «Сказаний русского народа» Сахарова. Тогда-то и сложился собирательный образ Бабы-Яги, наиболее ярко выявленный в сказке из афанасьевского сборника «Василиса Прекрасная». Композитора привлекло в нем своеобразное сочетание сказочной жути и в то же время скрытой иронии. «Лядов хотел, чтобы это было и жалкое, и ужасное, и злобное, и полумифическое существо... русский Калибан», сочетающий в себе черты «уродливого, таинственного, зловещего и жалкого», - это свидетельство современницы композитора приводится в наиболее авторитетном исследовании о творчестве Лядова. От появления замысла до его воплощения прошло почти полтора десятилетия. Другие сочинения надолго отодвинули сказочный сюжет. К тому же, как всегда, у композитора процесс создания произведения проходил медленно. Последняя точка в тщательно выписанной партитуре, помеченной опусом 56, была поставлена только в начале 1904 года. Первое исполнение «Бабы-Яги» состоялось 18 марта 1904 года в концерте симфонического собрания под управлением Ф. Блуменфель- да и прошло с огромным успехом. Как писал рецензент Русской музыкальной газеты, это сочинение стояло «вне конкурса».

«Баба-Яга» - первая из нескольких симфонических миниатюр Лядова, воплотивших один конкретный, чрезвычайно яркий образ. Сам композитор подчеркивал в подзаголовках картинную, изобразительную сторону своих произведений, в которых в определенной мере сказались не только традиции русской классики, но и влияние современного искусства, в частности работ художников «Мира искусства». Живописные параллели этим сочинениям Лядова можно найти в творчестве Билибина, декорациях Бенуа. Кажется верным и сопоставление их с искусством импрессионизма: в «картинках» Лядова нет действия, они посвящены одному моменту. И хотя в сказке «Василиса Прекрасная», из которой в эпиграф «Бабы- Яги» отобраны два фрагмента, этот зловещий персонаж достаточно много действует, композитора привлек только один момент - сказочного полета: «...Баба-Яга вышла во двор, свистнула, - перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели...»

Музыка

Удивительно яркая, красочная партитура открывается свистящим унисоном деревянных духовых и флажолетов струнных фортиссимо. Остался тихий отзвук этого свиста у валторн, затем дикие пассажи передают появление ступы и помела.

И начинается картина полета, в непрерывном ритмическом движении, сначала лихорадочно стучащем (размер в три восьмых с паузой на каждой третьей доле), а затем равномерным, все больше набирающим силу. Господствует угловатая, причудливая тема Бабы-Яги в гротескной окраске низкого тембра фагота, который далее сменяется сумрачным звучанием бас-кларнета с дающим новую окраску английским рожком. Вступают все новые инструменты. Взлеты пассажей струнных передают подхлестывание песта с помелом, слышится треск деревьев, хруст листьев. Ярко солирует ксилофон со своим характерным щелкающим тембром. Развитие происходит волнами, проносящимися в стремительном темпе и воспринимающимися как единый поток. Снова вступает тема Бабы-Яги... Но вот рассеивается и затихает звучность: Баба-Яга пронеслась и исчезла. Последние восходящие аккорды флейт на фоне шелестящего тремоло скрипок истаивают на пиано-пианиссимо в высочайшем регистре.

Дамбаева Дыжидма

Исследовательская работа по литературному чтению 3 класс «Образ Бабы Яги в волшебных сказках»

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа № 1»

«Образ Бабы Яги в волшебных сказках»

Подготовила: Дамбаева Дыжидма, ученица 3-в класса

Классный руководитель: Дамбиева А.Ц.

  1. Введение. Представляю вам исследовательскую работу на тему «Образ Бабы Яги в волшебных сказках».

Цель данного исследования : проследить образ Бабы Яги и определить ее роль в сказках.

Задачи: узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге;

провести опрос по теме работы среди своих сверстников; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга;

проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Объект исследования : Баба - Яга.

Предмет исследования : волшебные сказки.

Гипотеза: Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Методы исследования : наблюдение за образами Бабы-Яги при чтении сказок, опрос, анализ результатов, обобщение.

Эта тема актуальна , ведь кто не любит читать сказки, смотреть их. Ну, а какая же волшебная сказка без Бабы-Яги? Все с детства знают, кто такая Баба-Яга, и помнят практически все о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и сама она страшная. Тем не менее, в любой сказке Баба-Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из сказки, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч - кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти. Таким образом, без нее никуда.

II. Основная часть

1. Общая характеристика Бабы - Яги

Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В энциклопедии я нашла такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому (2, с. 113).
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.

2. Опрос среди сверстников: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?

3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога? (На слайде)

Анализ образа Бабы – Яги в сказках.

Образы Бабы-Яги в волшебных сказках разнообразные и противоречивые. Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.

В сказках встретились такие образы Бабы-Яги:

  • Яга – воительница встретилась в сказке «Иван-царевич и Белый Полянин», ее внешний вид « Баба Яга – золотая нога», образ отрицательный, так как бьется с богатырями, хочет их погубить.
  • Яга-похитительница встретилась в сказке «Гуси-лебеди», ее внешний вид «…морда жилиная, нога глиняная», образ Бабы-Яги в этой сказке отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть.
  • Яга-дарительница, делится на два вида:

1. Яга-советчица встретилась в сказке «Царевна-лягушка», ее внешний вид «…зубы – на полке, а нос в потолок врос», образ положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея).

2. Яга-покровительница встретилась в сказке «Василиса Прекрасная», ее внешний вид «В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает», образ Бабы-Яги здесь положительный, она берет Василису под свою защиту, помогает ей, дает ей череп с горящими глазами.

  • Яга-повелительница сил природы и животного мира во всех сказках.

3. Выводы по сказкам.

Таким образом, в прочитанных сказках Баба - Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо

запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу-Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья - Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»).

Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).

4. Анализ результатов исследования

Баба - Яга испытывает людей, дает советы, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.
Баба - Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба - Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а

значит, она повелительница зверей и леса.
Баба - Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.
Бабе - Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба - Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит). Ей подвластны - утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним.

III.Заключение.

В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала и посмотрела много сказок, узнала значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования.

Исследование волшебных сказок показало, что Баба - Яга – вымышленный сказочный персонаж. Сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-Яги. Из всего видно, что образ Бабы-Яги в сказках не всегда одинаков. Ее образ помогает лучше понять смысл сказки. И читая сказки, можно многое для себя узнать.

Список используемой литературы.

  1. «Василиса Прекрасная» русская народная сказка
  2. «Марья - Моревна» русская народная сказка
  3. «Иван-царевич и Белый Полянин» русская народная сказка
  4. «Гуси-лебеди» русская народная сказка
  5. «Царевна-лягушка» русская народная сказка
  6. В.Я.Пропп «Исторические корни волшебной сказки» Л.,1946
  7. Интернет-ресурс
  8. Энциклопедия

Приложение.

Значения слов, которые узнала.

  1. Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.
  2. Яга – язвить, причинять боль, мучить.
  3. Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. Каменный, медный, деревянный пест.
  4. Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.
  5. Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой).

Анкетирование среди сверстников.

Был проведен опрос среди учащихся 3-4 классов.

1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?

Объект исследования: Баба - Яга. Предмет исследования: волшебные сказки.

Общая характеристика Бабы - Яги Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога». Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому.

Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.

Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом. Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими

Анализ опроса среди сверстников Баба-Яга – старуха

Анализ образа Бабы – Яги в волшебных сказках.

Образы Бабы-Яги в волшебных сказках разнообразные и противоречивые. Яга-воительница Яга-похитительница Яга-дарительница: 1.Яга-советчица; 2.Яга-покровительница Яга-повелительница сил природы и животного мира

Выводы по сказкам Баба - Яга представляется старой, беззубой, у нее длинный нос. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Помогает героям, но не везде. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу-Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

Анализ результатов исследования Баба – Яга ведает судьбой Она связана со смертью и подземным миром Она повелительница зверей и леса Она связана с воздушной стихией Она повелительница времени Она связана с огнем небесным, подземным и домашним.

Заключение Баба-Яга является вымышленным персонажем Баба-Яга в сказках бывает не только отрицательной, но и положительной героиней Баба-Яга помогает лучше понять волшебную сказку

Библиографическое описание: Ткаченко А. О., Елисеева Н. П. Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок // Юный ученый. — 2018. — №3. — С. 130-133..04.2019).





Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.

Ключевые слова : миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет.

Various versions of the origin of the image of Baba Yaga are specified. Analyzed are the negative and positive actions of Baba Yaga in folk tales. The attitude towards Baba Yaga of the pupils of the primary school and users of the social network «VKontakte» has been revealed. A collective portrait of Baba Yaga is proposed based on the results of the survey .

Key words: myth, folk tales, Baba-Yaga, collective portrait.

Баба Яга - одно из самых известных и самых таинственных существ на Земле. Считается, что первые упоминания о ней встречаются в мифах древних славян 6–9 веков нашей эры. По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова ЯГАТЬ, что значит кричать, шуметь, ругаться. На Руси таких женщин часто называли Ягишною.

Одни учёные считают Ягу обычной злой ведьмой. Вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир.

По другой версии, прототип Бабы Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Стремление Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», больных младенцев: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. И это действительно часто помогало.

Также существует версия, что имя Яги произошло от слова «йог», и сама она - из Индии. Неспроста она имеет отшельнический образ жизни и живет в лесу, вдали от людей и населенных пунктов.

Другие исследователи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках». Также есть предположение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель - олений мох, когда-то он назывался «яг».

Интересно, что первое письменное упоминание о Бабе Яге сделано в 16 веке в книге английского путешественника Д.Флетчера, а первая сказка о ней была написана М. Н. Макаровым в 1820 году. В начале ХХ века ее стали изображать известные художники на своих полотнах.

Исследуя происхождение образа Бабы Яги, была поставлена задача изучить народные сказки об этом персонаже. Было прочитано всего 7 сказок (табл. 1). В 4 сказках Баба Яга является положительным персонажем, она помогает главным героям, дает им совет, а в 3 сказках - совершает плохие поступки: обманывает героев, похищает и поедает детей.

Таблица 1

Образ Баба Яги в народных сказках

Название сказки

Характерные черты

Поступки

Заколдованная королевна

«костяная нога, старая, беззубая»,

Положительный персонаж:

помогла герою, созвала буйные ветры

Гуси-лебеди

«морда жилиная, нога глиняная»

Отрицательный персонаж :

похитила братца

«костяная нога - холст ткет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Отрицательный персонаж :

хотела съесть племянницу

Царевна-лягушка

«костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит»

Положительный персонаж:

помогла герою, указала, где находится смерть Кощея

Золотой конь

«костяная нога - на ступе ездит, метлой подметает, пестом погоняет»

Положительный персонаж:

помогла герою, дала клубочек

Две сестры

«испугалась девочка Баба Ягу, задрожала»

Положительный персонаж:

подарила серебряное веретено

Баба Яга и Лутонюшка

Отрицательный персонаж :

обманула Лутонюшку, хотела его съесть

В ноябре 2017 года был проведен опрос среди учащихся начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» в форме анкеты с целью сравнительного анализа отношения к героине и изучения характерных черт, присущих образу Бабы-Яги. Всего было опрошено 42 ученика и 37 пользователей социальной сети. На вопрос: «Баба Яга является положительным или отрицательным персонажем?» ученики начальной школы в большинстве, а это 86 % ответили, что отрицательным (рис. 1). Однако пользователи социальной сети точно не определились, все-таки, плохая или хорошая бабушка Яга (49 % - отрицательный, 51 % - положительный персонаж).

Рис. 1. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» на вопрос «Баба Яга - положительный или отрицательный персонаж?»

Выявляя характерные черты Бабы Яги, было установлено, что большинство (43 %) пользователей социальной сети считают ее хитрой и смешной, а учащиеся склоняются, что наша героиня - злая и вредная (40 %) (рис.2).

В анкете учащиеся указали, что знакомы с персонажем Бабой Ягой благодаря сказкам «Гуси лебеди», «Иван царевич и серый волк», «Последний богатырь», «Летучий корабль» и «Морозко». На вопрос о поступках Бабы Яги в этих сказках (рис.3), большинство указало, что она «похищает и поедает детей» (57 %).

Рис. 2. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о характерных чертах Бабы Яги

Рис. 3. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о совершаемых Бабой Ягой поступках в сказках

На вопрос «Представьте, что Баба Яга существует, как ее узнать?» было получено множество разных, интересных характеристик от учеников начальной школы. Мы попробовали создать собирательный образ современной Бабы Яги. По их мнению, Баба Яга - очень худая сильно скрюченная пожилая женщина 600-летнего возраста низкого роста с седыми длинными волосами, длинным и большим носом, на конце которого 1–2 бородавки. Спина у нее неровная, нога костяная. Имеет кривые зубы, страшное, морщинистое лицо, злые глаза, ворчливый голос, злобно смеется, но бывает смешной. Ходит в старомодной одежде с костылем, иногда летает на метле или в ступе. Живет в избушке в лесу, варит зелья. Очень некультурная, совершает плохие поступки.

Пользователи социальной сети современную Бабу Ягу представляют несколько иначе: некрасивая бабушка с большим носом, хитрыми прищуренными глазами, кривыми зубами, хриплым голосом. Одета в лохмотья из мешковины, на шее бусы из сушеных мухоморов и старый шарф. Иногда ходит в халате и с косынкой на волосах. Имеет костяную ногу, лихо управляет метлой и ступой. Но внешность обманчива. На первый взгляд кажется неопрятной, сутулой и опасной. Но если проявить ласку, то она сразу изменится и станет настоящей милой доброй бабусей. Живет в избушке на курьих ножках.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что Баба Яга предстает перед нами и положительным и отрицательным персонажем, совершает как добрые, так и плохие поступки. Результаты опроса показали неоднозначное отношение к нашей героине, ученики считают, что она злая и вредная, однако пользователи социальной сети, а это, в основном, более взрослые люди, считают Бабу Ягу милой и смешной, что также прослеживается и в собирательном портрете современной Бабы Яги.

Полученные материалы в ходе изучения образа бабы-Яги можно будет использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и на внеурочных занятиях.

Литература:

  1. Мартиросова М. А. Мифы народов мира для детей. - Белый город: 2010, 364 с.
  2. Науменко Г. Вся славянская мифология. - М.: АСТ, 2004. - 190 с.
  3. Энциклопедия для детей. Т6, ч.1. Религии мира - М.: Аванта+, 1996. - 720 с.
  4. https://ru.Wikipedia.org/wiki/Баба-яга
  5. https://www.larec-skazok.ru/skazki-pro/babu-iagu

Ключевые слова: миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет .

Аннотация: Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.

Сказка Баба-Яга – одна из самых известных волшебных сказок о добре и зле. Как все волшебные сказки, она имеет динамичный сюжет и счастливую концовку. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Баба-Яга читать

Почему Бабу-Ягу называют Бабой-Ягой

Есть несколько версий, которые объясняют имя Бабы-Яги.

  1. В некоторых областях России существует диалект «ягать» – браниться. Может отсюда и имя крикливой ведьмы.
  2. Слово «ягая» происходит от старославянского «злая». Тоже вполне понятное объяснение.
  3. Есть еще одна версия: древнерусское «язя» означает «хворь, болезнь». Бабе-Яге приписывают магические способности, поэтому можно слово толковать как «знахарка, целительница».

Если крикливую и скандальную женщину хотят сравнить со сказочным персонажем, слово употребляют как имя нарицательное – баба-яга.

Решила мачеха падчерицу со свету сжить. Отправила ее к сестре своей – Бабе-Яге на съедение. Девочка была рассудительной, сначала к родной тетке зашла. Та ее научила, как себя вести у ведьмы: быть приветливой со всеми и гостинцами запастись. Взяла девочка подарочки: ленточку для березки, платочек для работницы, для ворот маслица, хлебушка – собачке, ветчинки – коту. Баба-Яга девушку встретила, за работу посадила, а работнице велела печь топить. Приветливость сиротки растрогала слуг ведьмы, от которой они доброго слова никогда не слыхали, не то что подарков. Помогли они девочке убежать от Бабы-Яги. Домой девочка прибежала. Все отцу рассказала. Выгнал он жену, и зажили они с дочкой счастливо. Читать сказку можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Баба-Яга

В сказке Баба-Яга силы добра противопоставляются силам зла. Главная героиня сказки – девочка-сирота. Она борется со злом доступными ей способами. Девочка не наделена физической силой, но наделена качествами, которые помогают ей найти выход из сложной ситуации. Детям можно поставить в пример героиню и ее качества, которые помогают преодолевать трудности: доброту, предусмотрительность, смелость. Почувствовав опасность, девочка пошла за советом к близкому человеку – родной тете. У Бабы-Яги она одаривает подарками слуг ведьмы и просит их о помощи. Они откликаются на ее доброту. Не растерялась героиня, когда Баба-Яга пустилась за ней в погоню, действовала смело и решительно. Чему учит сказка Баба-Яга? Современных детей сказка учит поведению в непредвиденных ситуациях.