Монументальная скульптура мухина в и. Мухина вера игнатьевна - великие любовные истории. Разные грани таланта: крестьянка и балерина

Советский скульптор, народный художник СССР (1943). Автор произведений: «Пламя революции» (1922—1923), «Рабочий и колхозница» (1937), «Хлеб» (1939); памятников А.М. Горькому (1938—1939), П.И. Чайковскому (1954).
Вера Игнатьевна Мухина
Их было не слишком много — художников, переживших сталинский террор, и о каждом их этих «счастливчиков» много сегодня судят да рядят, каждому «благодарные» потомки стремятся раздать «по серьгам». Вера Мухина, официозный скульптор «Великой коммунистической эпохи», славно потрудившаяся для созидания особой мифологии социализма, по видимому, ещё ждёт своей участи. А пока…

Нестеров М.В. - Портрет Веры Игнатьевны Мухиной .


В Москве над забитым машинами, ревущим от напряжения и задыхающимся от дыма проспектом Мира возвышается махина скульптурной группы «Рабочего и колхозницы». Вздыбился в небо символ бывшей страны — серп и молот, плывёт шарф, связавший фигуры «пленённых» скульптур, а внизу, у павильонов бывшей Выставки достижений народного хозяйства, суетятся покупатели телевизоров, магнитофонов, стиральных машин, по большей части заграничных «достижений». Но безумие этого скульптурного «динозавра» не кажется в сегодняшней жизни чем то несовременным. Отчего то на редкость органично перетекло это творение Мухиной из абсурда «того» времени в абсурд «этого»

Несказанно повезло нашей героине с дедом, Кузьмой Игнатьевичем Мухиным. Был он отменным купцом и оставил родственникам огромное состояние, которое позволило скрасить не слишком счастливое детство внучки Верочки. Девочка рано потеряла родителей, и лишь богатство деда, да порядочность дядек позволили Вере и её старшей сестре Марии не узнать материальных невзгод сиротства.

Вера Мухина росла смирной, благонравной, на уроках сидела тихо, училась в гимназии примерно. Никаких особенных дарований непроявляла, ну может быть, только неплохо пела, изредка слагала стихи, да с удовольствием рисовала. А кто из милых провинциальных (росла Вера в Курске) барышень с правильным воспитанием не проявлял подобных талантов до замужества. Когда пришла пора, сестры Мухины стали завидными невестами — не блистали красотой, зато были весёлыми, простыми, а главное, с приданым. Они с удовольствием кокетничали на балах, обольщая артиллерийских офицеров, сходивших с ума от скуки в маленьком городке.

Решение переехать в Москву сестры приняли почти случайно. Они и прежде часто наезжали к родственникам в первопрестольную, но, став взрослее, смогли, наконец то, оценить, что в Москве и развлечений то больше, и портнихи получше, и балы у Рябушинских поприличней. Благо денег у сестёр Мухиных было вдоволь, почему же не сменить захолустный Курск на вторую столицу?

В Москве и началось созревание личности и таланта будущего скульптора. Неверно было думать, что, не получив должного воспитания и образования, Вера изменилась словно по мановению волшебной палочки. Наша героиня всегда отличалась поразительной самодисциплиной, трудоспособностью, усердием и страстью к чтению, причём выбирала по большей части книги серьёзные, не девические. Это то глубоко скрытое прежде стремление к самосовершенствованию постепенно стало проявляться у девушки в Москве. Ей бы с такой заурядненькой внешностью поискать себе приличную партию, а она вдруг ищет приличную художественную студию. Ей бы озаботиться личным будущим, а она озабочена творческими порывами Сурикова или Поленова, которые в то время ещё активно работали.

В студию Константина Юона, известного пейзажиста и серьёзного учителя, Вера поступила легко: экзаменов не нужно было сдавать — плати и занимайся, — но вот учиться как раз было нелегко. Её любительские, детские рисунки в мастерской настоящего живописца не выдерживали никакой критики, а честолюбие подгоняло Мухину, стремление первенствовать каждодневно приковывало её к листу бумаги. Она работала буквально как каторжная. Здесь, в студии Юона, Вера приобрела свои первые художественные навыки, но, самое главное, у неё появились первые проблески собственной творческой индивидуальности и первые пристрастия.

Её не привлекала работа над цветом, почти всё время она отдавала рисунку, графике линий и пропорций, пытаясь выявить почти первобытную красоту человеческого тела. В её ученических работах все ярче звучала тема восхищения силой, здоровьем, молодостью, простой ясностью душевного здоровья. Для начала XX века такое мышление художника, на фоне экспериментов сюрреалистов, кубистов, казалось слишком примитивным.

Однажды мастер задал композицию на тему «сон». Мухина нарисовала заснувшего у ворот дворника. Юон недовольно поморщился: «Нет фантастики сна». Возможно, воображения у сдержанной Веры и было недостаточно, зато в избытке присутствовали у неё молодой задор, восхищение перед силой и мужеством, стремление разгадать тайну пластики живого тела.

Не оставляя занятий у Юона, Мухина начала работать в мастерской скульптора Синицыной. Едва ли не детский восторг ощутила Вера, прикоснувшись к глине, которая давала возможность со всей полнотой ощутить подвижность человеческих сочленений, великолепный полет движения, гармонию объёма.

Синицына устранилась от обучения, и порой понимание истин приходилось постигать ценой больших усилий. Даже инструменты — и те брались наугад. Мухина почувствовала себя профессионально беспомощной: «Задумано что то огромное, а руки сделать не могут». В таких случаях русский художник начала века отправлялся в Париж. Не стала исключением и Мухина. Однако её опекуны побоялись отпускать девушку одну за границу.

Случилось все как в банальной русской пословице: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

В начале 1912 года во время весёлых рождественских каникул, катаясь на санях, Вера серьёзно поранила лицо. Девять пластических операций перенесла она, а когда через полгода увидела себя в зеркале, пришла в отчаяние. Хотелось бежать, спрятаться от людей. Мухина сменила квартиру, и только большое внутреннее мужество помогло девушке сказать себе: надо жить, живут и хуже. Зато опекуны посчитали, что Веру жестоко обидела судьба и, желая восполнить несправедливость рока, отпустили девушку в Париж.

В мастерской Бурделя Мухина познала секреты скульптуры. В огромных, жарко натопленных залах мэтр переходил от станка к станку, безжалостно критикуя учеников. Вере доставалось больше всех, учитель не щадил ничьих, в том числе и женских, самолюбий. Однажды Бурдель, увидев мухинский этюд, с сарказмом заметил, что русские лепят скорее «иллюзорно, чем конструктивно». Девушка в отчаянии разбила этюд. Сколько раз ей ещё придётся разрушать собственные работы, цепенея от собственной несостоятельности.

Во время пребывания в Париже Вера жила в пансионе на улице Распайль, где преобладали русские. В колонии земляков Мухина познакомилась и со своей первой любовью — Александром Вертеповым, человеком необычной, романтической судьбы. Террорист, убивший одного из генералов, он вынужден был бежать из России. В мастерской Бурделя этот молодой человек, в жизни не бравший в руки карандаша, стал самым талантливым учеником. Отношения Веры и Вертепова, вероятно, были дружескими и тёплыми, но постаревшая Мухина никогда не решалась признаться, что питала к Вертепову более чем приятельское участие, хотя всю жизнь не расставалась с его письмами, часто вспоминала о нём и ни о ком не говорила с такой затаённой печалью, как о друге своей парижской юности. Александр Вертепов погиб в Первую мировую войну.

Последним аккордом учёбы Мухиной за границей стала поездка по городам Италии. Втроём с подругами они пересекли эту благодатную страну, пренебрегая комфортом, зато сколько счастья принесли им неаполитанские песни, мерцание камня классической скульптуры и пирушки в придорожных кабачках. Однажды путешественницы так опьянели, что уснули прямо на обочине. Под утро проснувшаяся Мухина увидела, как галантный англичанин, приподняв кепи, перешагивает через её ноги.

Возвращение в Россию было омрачено начавшейся войной. Вера, овладев квалификацией медсёстры, поступила работать в эвакогоспиталь. С непривычки показалось не просто трудно — невыносимо. «Туда прибывали раненые прямо с фронта. Отрываешь грязные присохшие бинты — кровь, гной. Промываешь перекисью. Вши», — и через много лет с ужасом вспоминала она. В обычном госпитале, куда она вскоре попросилась, было не в пример легче. Но несмотря на новую профессию, которой она, кстати, занималась бесплатно (благо дедушкины миллионы давали ей эту возможность), Мухина продолжала посвящать своё свободное время скульптуре.

Сохранилась даже легенда о том, что однажды на соседнем с госпиталем кладбище похоронили молодого солдатика. И каждое утро возле надгробного памятника, выполненного деревенским умельцем, появлялась мать убиенного, скорбя о сыне. Однажды вечером, после артиллерийского обстрела, увидели, что изваяние разбито. Рассказывали, будто Мухина выслушала это сообщение молча, печально. А наутро на могиле появился новый памятник, краше прежнего, а руки у Веры Игнатьевны были в ссадинах. Конечно, это только легенда, но сколько милосердия, сколько доброты вложено в образ нашей героини.

В госпитале Мухина встретила и своего суженого со смешной фамилией Замков. Впоследствии, когда Веру Игнатьевну спрашивали, что её привлекло в будущем муже, она отвечала обстоятельно: «В нём очень сильное творческое начало. Внутренняя монументальность. И одновременно много от мужика. Внутренняя грубость при большой душевной тонкости. Кроме того, он был очень красив».

Алексей Андреевич Замков действительно был очень талантливым доктором, лечил нетрадиционно, пробовал народные методы. В отличие от своей жены Веры Игнатьевны он был человеком общительным, весёлым, компанейским, но при этом очень ответственным, с повышенным чувством долга. О таких мужьях говорят: «С ним она как за каменной стеной». Вере Игнатьевне в этом смысле повезло. Алексей Андреевич неизменно принимал участие во всех проблемах Мухиной.

Расцвет творчества нашей героини пришёлся на 1920—1930 е годы. Работы «Пламя революции», «Юлия», «Крестьянка» принесли славу Вере Игнатьевне не только на родине, но и в Европе.

Можно спорить о степени художественной талантливости Мухиной, но нельзя отрицать, что она стала настоящей «музой» целой эпохи. Обычно по поводу того или иного художника сокрушаются: мол, родился не вовремя, но в нашем случае остаётся только удивляться, как удачно совпали творческие устремления Веры Игнатьевны с потребностями и вкусами её современников. Культ физической силы и здоровья в мухинских скульптурах как нельзя лучше воспроизводил, да и немало способствовал созданию мифологии сталинских «соколов», «девчат красавиц», «стахановцев» и «Паш Ангелиных».

О своей знаменитой «Крестьянке» Мухина говорила, что это «богиня плодородия, русская Помона». Действительно, — ноги колонны, над ними грузно и вместе с тем легко, свободно поднимается крепко сколоченный торс. «Такая родит стоя и не крякнет», — сказал кто то из зрителей. Могучие плечи достойно завершают глыбу спины, и над всем — неожиданно маленькая, изящная для этого мощного тела — головка. Ну чем не идеальная строительница социализма — безропотная, но пышущая здоровьем рабыня?

Европа в 1920 е годы уже была заражена бациллой фашизма, бациллой массовой культовой истерии, поэтому образы Мухиной и там рассматривали с интересом и пониманием. После XIX Международной выставки в Венеции «Крестьянку» купил музей Триеста.

Но ещё большую известность принесла Вере Игнатьевне знаменитая композиция, ставшая символом СССР, — «Рабочий и колхозница». А создавалась она тоже в символичный год — 1937 й — для павильона Советского Союза на выставке в Париже. Архитектор Иофан разработал проект, где здание должно было напоминать несущийся корабль, нос которого по классическому обычаю предполагалось увенчать статуей. Вернее, скульптурной группой.

Конкурс, в котором участвовали четверо известных мастеров, на лучший проект памятника выиграла наша героиня. Эскизы рисунков показывают, как мучительно рождалась сама идея. Вот бегущая обнажённая фигура (первоначально Мухина вылепила мужчину обнажённым — могучий античный бог шагал рядом с современной женщиной, — но по указанию свыше «бога» пришлось приодеть), в руках у неё что то вроде олимпийского факела. Потом рядом с ней появляется другая, движение замедляется, становится спокойнее… Третий вариант — мужчина и женщина держатся за руки: и сами они, и поднятые ими серп и молот торжественно спокойны. Наконец художница остановилась на движении порыве, усиленном ритмичным и чётким жестом.

Не имеющим прецедентов в мировой скульптуре стало решение Мухиной большую часть скульптурных объёмов пустить по воздуху, летящими по горизонтали. При таких масштабах Вере Игнатьевне пришлось долго выверять каждый изгиб шарфа, рассчитывая каждую его складку. Скульптуру решено было делать из стали, материала, который до Мухиной был использован единственный раз в мировой практике Эйфелем, изготовившим статую Свободы в Америке. Но статуя Свободы имеет очень простые очертания: это женская фигура в широкой тоге, складки которой ложатся на пьедестал. Мухиной же предстояло создать сложнейшее, невиданное доселе сооружение.

Работали, как принято было при социализме, авралом, штурмовщиной, без выходных, в рекордно короткие сроки. Мухина потом рассказывала, что один из инженеров от переутомления заснул за чертёжным столом, а во сне откинул руку на паровое отопление и получил ожог, но бедняга так и не очнулся. Когда сварщики падали с ног, Мухина и её две помощницы сами принимались варить.

Наконец, скульптуру собрали. И сразу же стали разбирать. В Париж пошло 28 вагонов «Рабочего и колхозницы», композицию разрезали на 65 кусков. Через одиннадцать дней в советском павильоне на Международной выставке высилась гигантская скульптурная группа, вздымающая над Сеной серп и молот. Можно ли было не заметить этого колосса? Шума в прессе было много. Вмиг образ, созданный Мухиной, стал символом социалистического мифа XX века.

На обратном пути из Парижа композиция была повреждена, и — подумать только — Москва не поскупилась воссоздать новый экземпляр. Вера Игнатьевна мечтала о том, чтобы «Рабочий и колхозница» взметнулись в небо на Ленинских горах, среди широких открытых просторов. Но её уже никто не слушал. Группу установили перед входом открывшейся в 1939 году Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (так она тогда называлась). Но главная беда была в том, что поставили скульптуру на сравнительно невысоком, десятиметровом постаменте. И она, рассчитанная на большую высоту, стала «ползать по земле», — как писала Мухина. Вера Игнатьевна писала письма в вышестоящие инстанции, требовала, взывала к Союзу художников, но всё оказалось тщетным. Так и стоит до сих пор этот гигант не на своём месте, не на уровне своего величия, живя своей жизнью, вопреки воле его создателя.

Оригинал записи и комментарии на

Ве́ра Игна́тьевна Му́хина (1889-1953) - русский (советский) скульптор. Народный художник СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). С 1947 года по 1953 год - член Президиума АХ СССР.

Вера Мухина родилась 1 июля в Риге в семье российского купца. Ее мать умерла от туберкулеза, и семья переехала в родовое имение под Могилевом, а затем в Феодосию. Отец боялся, что его дочери могут заболеть тем же, что погубило его жену. Однако семью поджидало другое горе. Отец владел маслобойным заводом и изобретавший для него машины разорился и умер. С 1903 году Вера и ее старшая сестра Мария жили у богатых дядьев в Курске. Вера прилежно училась, играла на фортепиано, рисовала и писала стихи. Дядья не жалели средств на то, чтобы воспитать умных и отзывчивых племянниц. Они побывали в Берлине, Тироле, Дрездене. Они модно одевались, ходили на балы. Вскоре сестры покинули Курск и поехали в Москву. Вера занималась в скульптурной мастерской Синицыной, в живописной студии Юона и Дудина. Вера Мухина была покорена творчеством Паоло Трубецкого, который как раз переехал в Москву. Теперь мечтой Веры было поехать заграницу. Увы, ни у нее, ни у ее сестры не было денег на это.

Зиму 1912 году Вера проводила в поместье Кочаны. Она ехала на санях и неожиданно врезалась в дерево. Девушка в кровь разбила лицо. Ей сделали несколько пластических операций в больнице. Она испытывала не только физическую боль. Раны понемногу затягивались, а родственники предложили деньги на поездку в Париж. Теперь Вера не думала о своем лице, она думала о том, кто будет ее учителем. Ее выбор пал на Бурделя. Каждое утро она ходила лепить к нему. Каждый вечер она рисовала у Коларосси. Вера еще успела ходить на выставки, концерты, лекции кубистов. Жила в Париже она в пансионе мадам Жан. В 1914 году Вере удалось побывать в Италии. Она на всю жизнь полюбила творчество Микеланджело. Началась первая мировая война и Вера пошла работать сестрой милосердия по возвращению в Россию. До последних дней своей жизни она ранила самое дорогое, что у нее было – письма от Александра Вертепова. Он тоже занимался у Бурделя, был невероятно талантил. Он пошел на фронт и погиб в одном из боев. Во власти постигшего горя Вера начала работать над скульптурой «Пиета». До этого Вера вылепила портреты своей сестры и Вертепова. Увы, до наших дней «Пиета» не дошла. Это была композиция, где погибшего воина оплакивает его невеста. Вера просила соседей поливать время от времени скульптуру, чтобы она не рассохлась, но соседи перестарались, и композиция безнадежно пострадала.

Вера Мухина опять влюбилась. Она познакомилась с молодым врачом Алексеем Замковым в 1914 году, как раз перед его отъездом на фронт. Через два года он вернулся домой в тифозной горячке. Алексею удалось перебороть болезнь, а вскоре он и Вера сыграли свадьбу. После революции почти все друзья и родственники эмигрировали. Сестра Веры вышла замуж за француза и тоже уехала. Капиталы их деда позволили бы Вере жить заграницей безбедно. Однако Вера и Алексей остались в России. В 1920 году у них родился сын Всеволод. Немало пришлось пережить семье. Сначала у Веры не было подходящей мастерской, Вера участвовала во всяких конкурсах, чтобы ее отметили. Потом умерла лучшая подруга Веры, а еще чуть позже Всеволод расшибся, когда прыгнул с насыпи. Мать выхаживала его целых четыре года. Сначала он был закован в гипс, затем он был в инвалидной коляске, а потом на костылях. В 1930-е годы все немного наладилось. Вера творила и преподавала в Высшем художественно-техническом институте. Однако начались гонения ее мужа. Алексей предложил использовать аппарат, который повышает жизненный тонус. Его не поняли и обвинили во всем, в чем только можно. Семье пришлось переехать в Воронеж. Там Вера создала прекрасные скульптурные портреты мужа, его брата и сына.

В 1934 году на Международной выставке в Венеции экспонировалась ее скульптура «Крестьянка», что была создана в 1927 году. После второй мировой войны бронзовый отлив «Крестьянки» перешел в собственность музея Ватикана в Риме, а для Третьяковской галереи Мухина сделала второй отлив этой скульптуры. Мировая слава пришла к Вере в 1937 году. В Париже она создала своих знаменитых «Рабочего и колхозницу». Вере помогали в создании проекта инженеры, рабочие, скульпторы. Мало кто знает, что «Рабочий и колхозница» из ВВЦ, это второй экземпляр скульптуры, так как первый был поврежден по пути из Парижа. Во время второй мировой войны Вера Мухина все работала. Она закончила портреты русских балерин – и Марии Семеновой. В 1948 году она придумывала вазы, делала портреты в стекле. Вера создала несколько памятников. Не стало Веры Мухиной 6 октября 1953 года. Она, в юности так любившая балы и красивые платья, в конце своей жизни сказала: «Костюмы отживают свои положенные годы, а образы – никогда».

Вера Игнатьевна Мухина

Вера Игнатьевна Мухина – известный советский скульптор, лауреат пяти Сталинских премий, член Президиума АХ СССР.

Биография

В.И. Мухина родилась 19.06/1.07.1889 года в Риге, в семье зажиточного купца. После смерти матери Вера с отцом и старшей сестрой Марией в 1892 году переехала в Крым, в Феодосию. Мать Веры умерла в тридцать лет от туберкулеза в Ницце, где проходила лечение. В Феодосии неожиданно для семьи Мухиных у Веры проснулась тяга к живописи. Отец мечтал, что младшая дочь продолжит его дело, характером – упрямая, настойчивая – девочка пошла в него. Сына Бог ему не дал, а на старшую дочь он не рассчитывал - для Марии важны были лишь балы и развлечения. Но Вера унаследовала тягу к искусству от матери. Надежда Вильгельмовна Мухина в девичестве Мюде (она имела французские корни) умела немного петь, сочинять стихи и рисовала в своем альбоме любимых дочерей.

Первые уроки рисования и живописи Вера получила от учителя рисования в гимназии, куда поступила учиться. Под его наставлением она в местной картинной галерее копировала картины Айвазовского. Девочка делала это с полной самоотдачей, получая от работы огромное удовольствие. Но счастливое детство, где все предопределено и понятно, внезапно закончилось. В 1904 году у Мухиной умер отец, и по настоянию опекунов, братьев отца, она вместе с сестрой переехала в Курск. Там Вера продолжила обучение в гимназии, окончила ее в 1906 году. На следующий год Мухина с сестрой и дядюшками уехала жить в Москву.

В столице Вера делала все возможное, чтобы продолжить изучение живописи. Для начала она поступила в частную студию живописи к Юону Константину Федоровичу, брала уроки у Дудина. Очень скоро Вера поняла: ее интересует еще скульптура. Этому поспособствовало посещение студии скульптора-самоучки Н. А. Синицыной. К сожалению, в студии не было преподавателей, каждый лепил, как умел. Посещали ее учащиеся частных художественных школ и студенты Строгановского училища. В 1911 году Мухина перешла в ученицы к живописцу Илье Ивановичу Машкову. Но больше всего ей хотелось поехать в Париж - в столицу-законодательницу новых художественных вкусов. Там можно было продолжить образование в скульптуре, которого ей не хватало. То, что у нее есть к этому способности, Вера не сомневалась. Ведь сам скульптор Н. А. Андреев, который часто заглядывал в мастерскую к Синицыной, неоднократно отмечал ее работы. Он был известен как автор памятника Гоголю. Поэтому к мнению Андреева девушка прислушивалась. Только дядюшки-опекуны были против отъезда племянницы. Помог несчастный случай: Вера гостила у родственников в имении под Смоленском, когда съезжала с горы на санках, сломала нос. Местные врачи оказали помощь. Долечиваться Веру дядюшки оправили в Париж. Итак, мечта сбылась, пусть даже такой дорогой ценой. В столице Франции Мухина перенесла несколько операций по пластике носа. На протяжении всего лечения она брала уроки в Академии Гранд Шомьер у известного французского скульптора-монументалиста Э. А. Бурделя, бывшего помощника Родена, чьим творением она восхищалась. Пополнить художественное образование ей еще помогла сама атмосфера города – архитектура, скульптурные памятники. В свободное время Вера посещала театры, музеи, художественные галереи. По окончании лечения Мухина отправилась в путешествие по Франции и Италии, посетила Ниццу, Ментону, Геную, Неаполь, Рим, Флоренцию, Венецию и др.

Вера Мухина в парижской мастерской

Летом 1914 года Мухина вернулась в Москву на свадьбу сестры, которая выходила замуж за иностранца и уезжала в Будапешт. Вера могла бы снова уехать в Париж, продолжить учебу, но началась Первая мировая война, и она предпочла поступить на курсы медсестер. С 1915 по 1917 годы она работала в госпитале вместе с великими княжнами Романовыми.

Именно в этот период она встретила любовь всей своей жизни. И опять несчастный случай стал решающим в судьбе Веры. Мухина, полная энергии и желания помогать раненым, неожиданно в 1915 году сама тяжело заболела. Врачи у нее обнаружили болезнь крови, к сожалению, они были бессильны, утверждали, что пациентка не излечима. Только главный хирург Юго-Западного («Брусиловского») фронта Алексей Замков взялся лечить Мухину и поставил ее на ноги. Вера в ответ влюбилась в него. Любовь оказалась взаимной. Однажды Мухина скажет: «В Алексее очень сильное творческое начало. Внутренняя монументальность. И одновременно много от мужика. Внешняя грубость при большой душевной тонкости. Кроме того, он был очень красив». Они прожили в гражданском браке почти два года, расписались в 1918 году 11 августа, когда в стране вовсю бушевала гражданская война. Несмотря на болезнь и занятость в госпитале, Вера находила время и для творческой работы. Она участвовала в оформлении спектакля "Фамира Кифаред" И.Ф. Анненского и режиссера А.Я. Таирова в Московском Камерном театре, делала эскизы декораций и костюмов к постановкам "Наль и Дамаянти", "Ужин шуток" С. Бенелли и "Роза и крест" А. Блока (не осуществлены) того же театра.

Молодая семья поселилась в Москве, в маленькой квартирке доходного дома Мухиных, который уже принадлежал государству. Жила семья бедно, впроголодь, поскольку Вера лишилась также всех своих денег. Но жизнью она была довольна, всецело отдавалась работе. Мухина активно участвовала в Ленинском плане монументальной пропаганды. Ее работой стал памятник И.Н.Новикову – русскому общественному деятелю XVIII века, публицисту и издателю. Сделала она его в двух вариантах, один из них был одобрен Наркомпросом. К сожалению, ни один из памятников не сохранился.

Хотя Мухина приняла революцию, но ее семья не избежала бед от политики нового государства. Однажды, когда Алексей поехал по делам в Петроград, его арестовала ЧК. Ему повезло, что возглавлял ЧК Урицкий, иначе Вера Мухина могла остаться вдовой. До революции Замков прятал Урицкого от охранки у себя дома, теперь старому знакомому пришло время выручать его. В итоге Алексей вышел на свободу и сменил по совету Урицкого документы, теперь его происхождение было крестьянское. Но в новой власти Замков разочаровался и засобирался эмигрировать, Вера не поддержала его - у нее работа. В стране объявили скульптурный конкурс, она собралась в нем участвовать. По заданию конкурса Вера работала над проектами памятников "Революция" для Клина и "Освобожденный труд" для Москвы.

В первые послереволюционные годы в стране часто проводились скульптурные конкурсы, Вера Мухина активно в них участвовала. Алексею пришлось смириться с желанием жены и остаться в России. К тому времени Вера уже стала счастливой матерью, у нее рос сын Сева, родившийся 9 мая 1920 года. И опять в семью Мухиной пришло несчастье: в 1924 году сильно заболел сын, врачи у него обнаружили туберкулез. Мальчика осматривали лучшие педиатры Москвы, но все лишь безнадежно разводили руками. Однако Алексей Замков не мог смириться с таким вердиктом. Так, как когда-то Веру, он принимается сам лечить сына. Он идет на риск и делает ему операцию дома на обеденном столе. Операция прошла успешно, после нее Сева полтора года провел в гипсе и год ходил на костылях. В итоге он выздоровел.

Вера все это время разрывалась между домом и работой. В 1925 году она предложила новый проект памятника Я. М. Свердлову. Следующей конкурсной работой Мухиной стала двухметровая "Крестьянка" к 10-летию Октября. И снова в семью Мухиной пришла беда. В 1927 году мужа исключили из партии и сослали в Воронеж. Поехать вслед за ним Вера не могла, она работала - преподавала в художественном училище. Мухина жила в бешеном ритме – плодотворно работала в Москве и часто ездила к мужу в Воронеж. Но так долго продолжаться не могло, Вера не выдержала, переехала жить к мужу. Только такой поступок не прошел для Мухиной бесследно, в 1930 году ее арестовали, но вскоре выпустили, так как за нее вступился Горький. За два года, которые Вера провела в Воронеже, она оформила Дворец культуры.

Два года спустя Замкова помиловали и разрешили вернуться в Москву.

Слава к Мухиной пришла в 1937 году, во время всемирной выставки в Париже. Советский павильон, стоявший на берегу Сены венчала скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница». Она произвела фурор. Идея скульптуры принадлежала архитектору Б.М. Иофану. Мухина трудилась над этим проектом вместе с другими скульпторами, но ее гипсовый эскиз оказался лучшим. В 1938 году этот монумент был установлен у входа на ВДНХ. В тридцатых годах Мухина так же трудилась над мемориальной скульптурой. Особенно ей удалось надгробие М.А.Пешкова (1934 г.) Наряду с монументальной скульптурой Мухина работала над станковыми портретами. Героями ее портретной галереи скульптур стали - доктор А.А.Замков, архитектор С.А.Замков, балерина М.Т.Семенова и режиссер А.П. Довженко.

В начале Второй Мировой Войны Мухина с семьей была эвакуирована в Свердловск, но в 1942 году уже вернулась в Москву. И тут снова на нее обрушилось несчастье – от инфаркта умер муж. Это несчастье произошло именно в тот день, когда ей присвоили звание заслуженного деятеля искусств. Во время войны Мухина трудилась над оформлением спектакля "Электра" Софокла в театре им. Евгения Вахтангова и над проектом памятника "Защитникам Севастополя". К сожалению, он не осуществлен.

Вера Мухина с мужем Алексеем Замковым

Скульптурография

1915-1916 гг. - скульптурные работы: "Портрет сестры", "Портрет В.А. Шамшиной", монументальную композицию "Пиета".

1918 г. – памятник Н.И. Новикову для Москвы по ленинскому плану монументальной пропаганды (памятник не осуществлен).

1919 г. - памятники "Революция" для Клина, "Освобожденному труду", В.М. Загорскому и Я.М. Свердлову ("Пламя Революции") для Москвы (не осуществлены).

1924 г. - памятник А.Н. Островскому для Москвы.

1926-1927 гг. - скульптуры "Ветер", "Женский торс" (дерево).

1927 г. – статуя "Крестьянка" к 10-летию Октября.

1930 г. - скульптуры "Портрет деда", "Портрет А.А. Замкова". Проект памятника Т.Г. Шевченко для Харькова,

1933 г. – проект памятника "Фонтан национальностей" для Москвы.

1934 г. - "Портрет С.А. Замкова", "Портрет сына", "Портрет Матрены Левиной" (мрамор), надгробия М.А. Пешкову и Л.В. Собинову.

1936 г. – проект скульптурного оформления павильона СССР на Международной выставке в Париже 1937 года.

Скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница»

1937 г. - Монтаж скульптуры "Рабочий и колхозница" в Париже.

1938 г. - памятник "Спасению челюскинцев" (не осуществлен), эскизы монументально-декоративных композиций для нового Москворецкого моста.

1938 г. - памятники А.М. Горькому для Москвы и Горького, (установлен в 1952 г. на площади Первого мая в Горьком, архитекторы П.П. Штеллер, В.И. Лебедев). Скульптурное оформление советского павильона на Международной выставке 1939 года в Нью-Йорке.

Конец 30-х - По эскизам Мухиной и при ее участии сделаны в Ленинграде "Кремлевский сервиз" (хрусталь), вазы "Лотос", "Колокольчик", "Астра", "Репка" (хрусталь и стекло). Проект памятника Ф.Э. Дзержинскому для Москвы. 1942 - "Портрет Б.А. Юсупова", "Портрет И.Л. Хижняка", скульптурная голова "Партизанка".

1945 г. - проект памятника П.И. Чайковскому для Москвы (установлен в 1954 году перед зданием Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского). Портреты А.Н. Крылова, Е.А. Мравинского, Ф.М. Эрмлера и X. Джонсона.

1948 г. - проект памятника Юрию Долгорукому для Москвы, портрет из стекла Н.Н. Качалова, из фарфора композиция "Юрий Долгорукий" и "С.Г. Корень в роли Меркуцио"

1949-1951 гг. - совместно с Н.Г. Зеленской и З.Г. Ивановой, памятник А.М. Горькому в Москве по проекту И.Д. Шадра (архитектор 3.М. Розенфельд). В 1951 году он установлен на площади Белорусского вокзала.

1953 г. – проект скульптурной композиции "Мир" для планетария в Сталинграде (установлена в 1953 г., скульпторы С.В. Круглов, А.М. Сергеев и И.С. Ефимов).

Вера Мухина родилась 1 июля 1889 года в Риге в купеческой семье. В детстве жила в Феодосии (1892-1904 гг.), куда ее привез отец после смерти матери.

Переехав в Москву, Вера Мухина училась в частной художественной студии Константина Юона и Ивана Дудина (1908-1911 г.), работала в скульптурной мастерской Нины Синициной (1911 г.). Затем перешла в студию живописца Ильи Машкова, одного из лидеров группы художников-новаторов "Бубновый валет".

Продолжила образование в Париже в частной студии Ф. Коларосси (1912-1914 гг.). Также посещала академию Гранд-Шомьер (Acadmie de la Grande Chaumire), где училась у известного французского скульптора-монументалиста Эмиля-Антуана Бурделя. Одновременно в Академии изящных искусств слушала курс анатомии. В 1914 году совершила поездку по Италии, где изучала искусство эпохи Ренессанса.

В 1915-1917 годах, во время Первой мировой войны, была сестрой милосердия в госпитале в Москве. Одновременно, с 1916 года работала помощником художника-постановщика Александры Экстер в Камерном Театре под руководством Александра Таирова.

После Октябрьской революции в стране был принят план так называемой "монументальной пропаганды", в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на городские монументы. Вера Мухина в 1918 году выполнила проект памятника Новикову - русскому общественному деятелю XVIII века, который был одобрен Наркомпросом. Однако выполненный из глины макет, который хранился в неотапливаемой мастерской, растрескался от холода.

В 1919 году вступила в объединение "Монолит". В 1924 году стала членом объединения "4 искусства", а в 1926 году - Общества русских скульпторов.

В 1923 году участвовала в оформлении павильона газеты "Известия" для первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.

В 1926-27 годах преподавала в классе лепки Художественно-промышленного техникума при музее игрушки, с 1927 года по 1930 год - в Высшем художественно-техническом институте в Москве.

К концу 1920-х годов были созданы станковые скульптуры "Юлия", "Ветер", "Крестьянка". В 1927 году "Крестьянка" на выставке к 10-летию Октября была удостоена первой премии. В 1934 году скульптура экспонировалась на Международной выставке в Венеции, после чего была куплена музеем Триеста (Италия). После второй мировой войны перешла в собственность музея Ватикана в Риме. Бронзовой отлив скульптуры был установлен в Третьяковской галерее.

В 1937 году на Всемирной выставке в Париже за композицию "Рабочий и колхозница" Вера Мухина была награждена золотой медалью Гран-при. Скульптура венчала советский павильон, спроектированный архитектором Борисом Иофаном. В 1939 году монумент был установлен в Москве недалеко от северного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ныне ВДНХ). С 1947 года скульптура является эмблемой киностудии "Мосфильм".

С 1938 года по 1939 год художница работала над скульптурами для Москворецкого моста архитектора Алексея Щусева. Однако эскизы остались не воплощенными. Только одна из композиций - "Хлеб" - была исполнена автором в большом размере для выставки "Пищевая индустрия" в 1939 году.

В 1942 году ей было присвоено звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР", в 1943 году - Народный художник СССР.

В годы Отечественной войны Мухина создала портреты полковника Хижняка, полковника Юсупова, скульптуру "Партизанка" (1942), а также ряд скульптурных портретов гражданских лиц: русской балерины Галины Улановой (1941), хирурга Николая Бурденко (1942-43), кораблестроителя Алексея Крылова (1945).

С 1947 года Вера Мухина являлась действительным членом Академии Художеств СССР, членом президиума академии.

Среди известных работ Веры Мухиной скульптуры "Революция", "Юлия", "Наука" (установлена у здания МГУ), "Земля" и "Вода" (в Лужниках), памятники писателю Максиму Горькому, композитору Петру Чайковскому (установлен у Московской консерватории) и многие другие. Художница участвовала в оформлении станции Московского метро "Семеновская" (открыта в 1944 г.), занималась промышленной графикой, проектированием одежды, оформительской работой.

Вера Игнатьевна Мухина - лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952), награждена орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", "За гражданские заслуги".

Имя скульптора было присвоено Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу. В Москве, в районе Ново-Переделкино, в ее честь названа улица.

Вера Игнатьевна Мухина один из самых знаменитых советских скульпторов. Биография Веры Мухиной во многом типична для талантливой молодежи начала 20 века. Годы их становления как личности и выбор жизненного пути пришлись на переломные, бурлящие, суровые и голодные годы нескольких революций и войн.

Родилась Вера Мухина 1 июля 1889 года в состоятельной семье русских , живших в Риге с 1812 года. В раннем детстве девочка потеряла мать, умершую от туберкулеза. Отец, опасаясь за здоровье дочери, увез ее в Феодосию. В Крыму прошли счастливые детские годы. Учитель гимназии давал ей уроки рисования и живописи. В художественной галерее она копировала картины великого мариниста И.Айвазовского, рисовала пейзажи Тавриды.

После смерти отца опекуны забрали девочку в , где она успешно закончила гимназию и уехала в Москву учиться живописи. С 1909 по 1911 год она учится в частной студии К. Юона, и одновременно начинает посещать мастерскую скульптора Н.Синициной. В мастерской можно было попробовать себя в роли ваятеля. Для этого достаточно было заплатить небольшую сумму и получить в распоряжение станок и глину.

В студии не велось специального обучения, скорее это напоминало практику для учащихся частных художественных школ и студентов Строгановского художественного училища. Мастерскую часто посещал известный скульптор Н.Андреев, который преподавал в Строгановке и ему были интересны работы его учеников. Он первым из профессиональных скульпторов отметил своеобразную художественную манеру Веры Мухиной.

После студии Юона Мухина целый год посещает мастерскую талантливого художника Ильи Машкова, основателя и участника художественного объединения “Бубновый валет”. В 1912 году она едет в Париж и поступает в академию Гранд Шомьер, где обучается скульптурному мастерству у Бурделя, бывшего помощником скульптора Родена. Мухина очень увлечена неуемным темпераментом Родена, он привлекает ее так же монументальностью своих работ. В качестве дополнительного образования Вера изучает анатомию, посещает музеи, выставки, театры.

Летом 1914 года она возвращается в Россию, полная грандиозных планов, но начинается и Вера Мухина оканчивает курсы медсестер. До 1917 года она работает в госпитале. После революции, которую она воспринимает очень лояльно, художница начинает заниматься искусством монументальной пропаганды. Первым самостоятельным проектом начинающего скульптора для молодой республики рабочих и крестьян было создание памятника И.Новикову - русскому издателю и общественному деятелю 18 века. К сожалению, в суровую зиму 1918 -19 годов варианты памятника погибли в неотапливаемой мастерской.

Отличительным стилем Мухиной становятся монументальность форм с акцентом архитектоники, представленная как художественное обобщение силы и несгибаемости советского человека. Вне зависимости от материала - бронза, мрамор, дерево, сталь, она воплощает силой и смелостью своего таланта при помощи резца, образ человека героической эпохи. Ей принадлежат произведения во многом знаковые для истории нашей страны. Монумент - автором, которого является Вера Мухина, для нескольких поколений советских людей является символом свободной и счастливой жизни.

При всех обвинениях, что автор работала по заказу властей, даже ярые недоброжелатели, не могут упрекнуть Веру Мухину в отсутствии таланта, помноженного на необыкновенную работоспособность. Умерла известный скульптор в 1953 году, прожив всего 64 года.