Линейная перспектива рисунок карандашом. Альтернативный взгляд на перспективу. Как нарисовать куб с линейной перспективой с одной точкой схода

Предлагаю краткий обзор по одной из центральных тем в изобразительном искусстве с давних времён.

Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором ) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний, формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

Другими словами, перспектива ‑ это:

1. Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

2. Способ изображения объёмных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве.

В зависимости от назначения создаваемого изображения и авторского видения объекта выделяют несколько основных видов перспективы.

Прямая линейная перспектива

Она рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагает единую точку схождения на линии горизонта (предметы пропорционально уменьшаются по мере удаления их от переднего плана).

Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.

С учётом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений.

Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картин (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома).

И.И. Шишкин. Кама близ Елабуги

Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи — росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов. На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета.

Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника А.А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения, в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх.

В фотографии для получения линейной перспективы на снимке используют объективы с фокусным расстоянием приблизительно равным диагонали кадра. Для усиления эффекта линейной перспективы используют широкоугольные объективы, которые делают передний план более выпуклым, а для смягчения — длиннофокусные, которые уравнивают разницу размеров дальних и близких предметов.


Обратная линейная перспектива

Это вид перспективы, применявшийся, к примеру, в византийской и древнерусской живописи, когда предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя. Созданное изображение при этом имеет несколько горизонтов, точек зрения и другие особенности.

При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от глаз, словно центр схождения линий находится не на горизонте, а внутри самого наблюдателя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишённой материальной конкретности форме.

Обратная перспектива имеет строгое описание, математически она равноценна прямой перспективе. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.

Андрей Рублёв. Троица

Панорамная перспектива

Это изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» в буквальном переводе означает «всё вижу», то есть это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя.

При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами.

Общеизвестными являются панорамы «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Сталинградская битва».

Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называют диорамой . В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.

Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов, а также при создании цилиндрических и шаровых фотопанорам.

Аксонометрия

Аксонометрия (от др.-греч. ἄξων «ось» + μετρέω «измеряю») — один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.

Аксонометрия, как и обратная перспектива, долгое время считалась несовершенной и, следовательно, аксонометрические изображения воспринимались как ремесленный, простительный в далекие эпохи способ изображения, не имеющий серьёзного научного обоснования. Однако при передаче видимого облика находящихся близко небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при обращении к аксонометрии.

Аксонометрия делится на три вида:

1. Изометрия (измерение по всем трём координатным осям одинаковое);

2. Диметрия (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое);

3. Триметрия (измерение по всем трём осям различное).

В каждом из этих видов проецирование может быть прямоугольным и косоугольным. Аксонометрия широко применяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгах благодаря своей наглядности.


Сферическая перспектива

Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки , которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали.

При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схождения в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня

Воздушная (тональная) перспектива

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением чёткости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются ещё у Леонардо да Винчи.

«Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии. Не ограничивай вещи, отдалённые от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы».

Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нём видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».

Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и особенно во время тумана, на рассвете над водоёмом, горами, в пустыне или степи во время ветреной и пыльной погоды.

*(Если кто-то знает, друзья, - подскажите, пожалуйста, автора и название картины)*

Перцептивная перспектива

Академик Б.В. Раушенбах изучал, как человек воспринимает глубину наблюдаемого объекта в связи с бинокулярностью зрения, подвижностью точки наблюдения и постоянством формы предмета в подсознании. Он пришёл к выводу, что ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний — в аксонометрической перспективе, дальний план — в прямой линейной перспективе.


Д. Каналетто. Вид на Большой Канал (Венеция)

Эта общая перспектива, соединившая обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы, называется перцептивной.

Источники:
ru.wikipedia.org
scilib.narod.ru
myshared.ru
Яндекс.Картинки


Всем - хорошего дня и красивых впечатлений!

Привет! В этой статье я расскажу об основных законах линейной и воздушной перспективы . Как правило эти законы чаще всего применяются при рисовании пейзажей . Применение законов линейной и воздушной перспективы позволяет наиболее правдиво передать изображаемое пространство в пейзаже. А чтобы не быть голословным и не писать статью ради статьи про теорию линейной и воздушной перспективы, рассмотрим эти законы на конкретном практическом примере. Нарисуем с вами простенький пейзаж. И заодно последовательно разберем каждое правило.

В качестве инструментов предлагаю взять сухую пастель, бумагу для пастели формата А4 и клячку. Бумагу я взял серого цвета, но можно использовать белую. Вначале как всегда выполним набросок. Я решил набросать его из головы, как возьмет рука. Но перед этим давайте вспомним правила линейной перспективы :

  1. параллельные линии, удаляющиеся от наблюдателя вдаль, сближаются и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним дорогу или рельсы, уходящие вдаль)
  2. одинаковые предметы и объекты при удалении от наблюдателя кажутся меньше размером и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним столбы вдоль дороги)

Значит, нам нужно отметить горизонт и набросать объекты, которые будут удовлетворять правилам выше. Вот что получилось у меня при наброске простым карандашом:

Горизонт я решил закрыть холмами, чтобы не выглядел скучной прямой линией. С левой стороны показал деревья, которые удаляясь уменьшаются в размерах (2-е правило линейной перспективы). А в центре пейзажа, уходящая вдаль дорога, которая стремится к одной точке на горизонте (1-е правило линейной перспективы). Для большего интереса пусть часть дороги теряется за холмами.

С линейной перспективой мы разобрались. Теперь давайте займемся законами воздушной перспективы и откроем коробку с пастелью. Закрасим небо голубым цветом, слегка убавляя цвет к горизонту. Добавим пару облаков. Солнце пусть будет у нас с левой стороны.


Читаем первый закон воздушной перспективы - Фиолетовым и голубым мелками пройдемся по самому дальнему холму. Лес вдали слева закрасим темно-зеленым и синим, но также подмешаем немного белого, чтобы цвет выглядел бледновато и терялся вдали фиолетового холма.


Второй закон воздушной перспективы - Закрашиваем поля слева и справа таким образом, чтобы темно-зеленый цвет вблизи плавно переходил в светло или желто-зеленый вдали. Дорожка же наоборот вблизи будет иметь светлые оттенки охры, а вдали добавим чуть коричневого. Все это дело растушевываем пальцами, придавая рисунку однородный тон и плавные переходы цвета.


Третий закон воздушной перспективы - Это мы и проделаем с деревьями с левой стороны от дорожки. Вначале темно-зеленым закрасим лесок позади берез. Он подчеркнет холмистую местность. На его фоне покажем отдельно стоящее дерево, которое выглядит очень маленьким и создает эффект удаленности в пространстве. Добавим ему едва заметную серую тень. Далее используя разные оттенки зеленого рисуем листву короткими штрихами мелка. Слева кладем светлые тона, с правой стороны деревьев - темные. Т.к. мы рисуем березы, то белым наметим стволы и темно серым слегка покажем пятна. Не детализируйте. Делаем только намеки, как будто легкий эскиз. Воображение зрителя и так поймет, что это березы. А излишняя детализация будет противоречить следующему закону.


Четвертый закон воздушной перспективы - Мы уже по сути начали его соблюдать, когда стали рисовать березы, более детальные по сравнению с задним фоном. Давайте продолжим на правой стороне от дорожки. Вначале нарисуем березу.


Затем дубы на ближнем фоне. При этом дубы будут иметь еще больше деталей по сравнению с березами (конечно насколько позволяет бумага с ее фактурой). Не забываем под дубами добавить зелено-синюю тень с примесью темно серого или черного.


Закрепим четвертый закон и нарисуем вблизи траву острым краешком пастели вертикальными штрихами. На дорожке слева синим добавим немного тени. Только не забываем что при удалении от нас тень будет светлее. Можно даже добавить несколько цветочков для антуражу)


Ну и последний, пятый закон воздушной перспективы - Чтобы запомнить этот закон подчеркнем тень дорожки слева темно коричневым цветом. Но только примерно до половины. Остальная дорожка мягко размыта ранее. Добавим на дорожку немного деталей в виде горизонтальных коричневых полос. Чем ближе к нам тем резче штрихи. Нарисуем пару камней. Тот, что в дали, просто намечаем основную форму и подчеркиваем тень. При необходимости чуть чуть растушевываем. У ближних камней четко выделяем контуры и тени. Таким образом, те предметы, что ближе к нам, выглядят резче, чем те, что вдали от нас.

На этом все, можно ставить подпись. Конечно получился не гиперреалистичный пейзаж, но я надеюсь, вы усвоили и запомнили основные правила линейной и воздушной перспективы .


Итак, давайте еще раз повторим законы воздушной перспективы :

Первый закон: удаленные от наблюдателя объекты выглядят голубыми, синими, фиолетовыми или беловатыми в зависимости от плотности воздуха между наблюдателем и объектом. Второй закон: светлые объекты вдали темнеют, а темные - светлеют. Третий закон: Ближние предметы изображаются объемно и разными цветами, дальние - плоско и одинаковыми по тону. Четвертый закон: Ближние предметы изображаются в деталях, а дальние - обобщенно. Пятый закон: Контуры ближних объектов нужно делать резкими, а дальних - мягкими.

Применяя рассмотренные законы линейной и воздушной перспективы , ваши работы будут на порядок отличаться в более лучшую сторону от работ художников, которые эти законы игнорируют. Поэтому всегда держите их в голове при рисовании своих картин.

Перед изучением линейной перспективы, предполагается, что вы уже знакомы с таким термином, как глазомер . Если еще не успели- то нужно это сделать. По другому можно сказать, что глазомер- есть наблюдательная перспектива. Но обладать хорошим глазомером не зная законов перспективы, так называемой- точной науки, которая является частью линейной геометрии- линейной перспективы- этого маловато.

Чтобы глаза смогли увидеть все, что перед нами предстает, они видят это в искаженном виде. Я никак не отношу это к тому, что изображается. Я отношу это к рисунку, изображения видимого в плоскости листа при помощи перспективного соотношения форм в пространстве.

Линейная перспектива- уже раздел начертательной геометрии. А мы просто создаем пространство на плоскости листа. Просто нужно знать, как все устроено, как все происходит.

Ваш глазомер без самого понимания линейной перспективы- слепое копирование видимых предметов. Успех в работе над рисунком во многом зависит и от знания правил линейной перспективы и умения применять их на практике.

Попытаюсь объяснить как можно проще, не вдаваясь в дебри подробностей начертательной геометрии- это никому не нужно. Вычленим основное. Моя главная задача на данном этапе- запустить ваше мышление в данной области- линейной перспективе, которая является важным практическим дополнением к вашему глазомеру. Пользоваться глазомером, подкрепляя это знаниями перспективы- вот наша задача и путь к успешному рисунку.

Итак... Посмотрите в сторону, вверх, вниз- абсолютно все, что удаляется от наших глаз, все подлежит кажущемуся изменению и сокращению. Но мы воспринимаем это как должное, как само собой разумеющееся. Так и должно быть, так видят наши глаза и этой особенности их мы порой даже не замечаем. Ну хорошо, но ведь нам нужно изобразить примерно такую- же действительность уже на плоскости листа. Наша задача заключается в умении убедительно изображать предметы в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве. Мы должны уметь работу нашего глазомера подкреплять знаниями линейной перспективы, использовать ее при необходимости.

1. Добавим в наше обучение немного геометрии, дабы вплотную приблизиться к освоению точной науки. Что поделать, ведь линейная перспектива является частью одной из ветвей геометрии. Совсем немного, что- бы понять смысл.

Давайте возьмем для начала самую простую и полюбившуюся нам форму- куб, а еще проще- его конструктивное начало- квадрат. Будем делать из плоского квадрата объемный куб используя линейную перспективу. Итак, рисуем квадрат.

Все его стороны равны, углы прямые. Можете использовать линейку. Рисуйте со мной.

2. Квадратик нарисовали, хорошо. Теперь будем рисовать линию горизонта. Вообще, считается, что где глаза- там и горизонт. Линия горизонта все время находится на уровне глаз. В реальной жизни, допустим, при рисовании натюрморта - как определить линию горизонта? Конечно, при помощи глазомера при наблюдении формы предметов. Еще легко определить при помощи воды, налитой в прозрачную емкость. Думаю понимаете как? Поводите емкость перед собой- на той высоте, где поверхность воды представляется нам одной линией- то и будет ваш горизонт. А вообще это воображаемая линия, но которая играет важную роль в перспективном построении изображения.

В геометрии возможно линия горизонта задается, так- что, пока задайте и себе расстояние между квадратом и линией горизонта сами. Рисуем.


3. Теперь знакомимся с точкой схода. Это точка, в которую сходятся все параллельные грани предмета. На самом деле они не сходятся, а максимально приближаются в перспективе, ведь параллельные линии не пересекаются, но нашему глазу ведь условий не продиктуешь, так он видит.

И еще сделаем так, что наша точка схода будет находиться практически перед квадратом. Как будто мы "влоб", в фас смотрим на квадрат. Для этого делаем пересечения на нем- из угла в угол (проводим диагонали), получаем точку пересечения диагоналей и по ней выводим перпендикулярную линии горизонта.

Все, точка схода найдена.

4. Следующий шаг: соединяем углы квадрата с точкой схода:

5. Следующий шаг- делаем из квадратика куб. Для этого нам надо найти отрезок a-b, который будет являться задней гранью куба.

Опять- же, в линейной перспективе его можно высчитать- мы не будем так заморачиваться. В рисунке он определяется глазомером, а мы пока определяем его по ощущению.

Когда определили, достраиваем кубик как показано у меня- выстраиваем остальные грани куба.

Вот такой у нас куб получился, который мы с вами выстроили по законам линейной перспективы абсолютно не прибегая к использованию глазомера- наблюдательной перспективы.

Но такой рисунок может получиться, если мы смотрим точно в фас на изображаемый предмет. Стоит отклониться вправо- влево и картинка получается уже совсем другая. А самое главное- точек схода на самом деле- две. Ведь и отклоняться от предмета мы можем в две стороны, верно? Как минимум. Обычно- же приходится учитывать правую и левую сторону предмета. Итак, работаем дальше.

Также как и в первом случае, рисуем квадрат, обозначаем линию горизонта и определяем обе точки схода, но теперь уже с учетом того, что кубик, который у нас получится, будет повернут в пространстве.

Одна точка схода будет располагаться ближе к квадрату, вторая дальше. В линейной перспективе, конечно, эти величины определяются или задаются размерами, мы- же делаем "на глазок", по ощущению.

Теперь как и в первом случае, соединяем углы квадрата с одной и второй точкой схода. Как вы можете увидеть, у нас нашелся отрезок b-c, который пригодится для построения куба в перспективе дальше:


А дальше мы будем как и в первом случае строить куб. Вот такой куб с учетом перспективных построений у нас получился. Вот жаль только, что в рисунке таких построений не придется делать. Да ведь и нельзя, мы же не черчением занимаемся, мы "творим" пространство в плоскости листа.

Да и совсем не обязательно делать чертежи на листе, определять точки схода, делать построения. При рисовании с натуры прежде всего следует пользоваться наблюдательной перспективой, то- есть, глазомером, а знания основных законов линейной перспективы применять при необходимости, подкрепляя глазомер. Одно должно помогать другому. Только в таком случае можно достичь хороших высот в рисунке, профессионализма.

Ну а как- же это все достигается в рисунке? Как можно правильно передать перспективу в пространстве листа? Как именно сочетаются глазомер- наблюдательная перспектива и линейная перспектива? Пожалуйста, посмотрите как:


Если проанализировать эти схемки, то можно понять, что глазомер и перспектива идут "нога в ногу", помогая друг другу. Сначала работает глазомер, определяя основные величины, расположение в листе, основные углы, поворот, находит начальные перспективные соотношения при помощи трех точек (которые образуют условные углы). А линейная перспектива работает для обоснования, проверки, подтверждения того, что найдено, и корректирует действия рисовальщика там, где ему это необходимо.

В рисунке мы не показываем с вами точки схода, не наводим линию горизонта, если только легонько, для себя, дабы подтвердить правильность своих действий и помочь глазомеру. Мы просто подразумеваем наличие перспективы и подчиняем ее законам изображаемое.

И наоборот: перспективные изменения сторон и местоположение точек схода в рисунке определяется на глаз. А точность определения как раз зависит от степени развития вашего глазомера.

Поработайте еще, выстройте самостоятельно еще перспективу. Измените точку зрения (слева, справа), измените высоту точки зрения, то- есть- линию горизонта. Увидите, как меняется картинка перед вашими глазами, сам вид предмета. Потренируйтесь, это полезные навыки.

Например, как будет изображаться кубик, когда он будет повернут вот так:

Красным цветом выделены здесь те грани, или углы, которые определяет наш глазомер. Остальное достраиваем и проверяем себя с помощью линейной перспективы.

А как будет вести себя в перспективе, например- цилиндр?


Очень полезная геометрическая фигура, без навыков рисования которой плохо получится передавать предметы, в основе которых есть цилиндр.

Здесь нужно отметить один момент, что любой цилиндр можно вписать в прямоугольник. Допустим, прямоугольник будет поворачиваться в пространстве, мы его будем строить с учетом перспективы, то форма окружностей цилиндра будет зависить от формы прямоугольника. За основу проще сказать, можно брать основание и верхушку прямоугольника, и исходя из этого выстраивать окружность.

И опять- же, смотрите- в основе построения можно брать кривую, которую может вычислить глазомер. Эта кривая выделена красным цветом. Все остальное уже предопределено.

А теперь давайте порисуем объемные формы, как говорится, "от фонаря", по предстиавлению, по желанию. Это важно. Выполним упражнение для развития объемно- пространственных представлений и получим немного навыка перспективного изображения этих предметов на плоскости.

Рисуйте, у меня получается вот такая группа предметов, смотрите слева. В процессе работы можно заметить, что некоторые предметы я изображаю в ракурсе, или с сильным поворотом. Например: посмотрите на форму, которая выделена оранжевым- все в порядке, она имеет те точки схода, которые задавались.

А теперь посмотрите на форму, выделенную синим цветом: она имеет одну точку схода. Вернее расположена так, что для передачи ее формы достаточно использовать одну точку схода. А бывает так, что форма имеет такой ракурс, что точки схода ее перспективы изменяются. Смотрим ниже:


Фигура, выделенная фиолетовой штриховкой имеет сильный ракурс, точки схода сдвинуты- О3 и О4- которая выходит далеко за пределы нашего листа.

Но тем не менее, абсолютно все точки схода будут расположены на линии горизонта- на уровне наших глаз. Если сместить линию горизонта, то абсолютно все начнет меняться- от граней, до углов.

Конечно, здесь нужна практика, чертите, рисуйте, экспериментируйте с поворотами и ракурсом, практикуйтесь. Развивайте свое логическое мышление. Нужно постараться выйти в понимании линейной перспективы на такой уровень, что- бы вы прибегали к ее помощи в рисунке уже на подсознательном уровне, принимали ее как само собой разумеющееся. Вычерчивать в рисунке ничего не нужно.

И еще один момент, на будущее, для самых упорных: если вы дошли в своей практике до того, что отлично используете различные точки схода, работаете с объемами от маленького до огромного и чувствуете, что существует возможность использования двух линий горизонта, и вам это хочется сделать, значит вы отлично справились с этим уроком. Вам твердая, жирная пятерка. Вы- молодец! Объясняю почему: такие ощущения возникают при изображении, например, интерьера или экстерьера, где человек может чувствовать себя слишком маленьким или большие объемы некорректно строятся (по нашим ощущениям) и существует необходимость вводить некие коррективы в перспективное построение в соответствии со зрительным восприятием того, что изображается. В общем, в этом их сложность и заключается. Иногда приходится применять две линии горизонта, потом и использование множества точек схода. Но это уже совсем другая история, для которой нужно не менее внимания, а то и намного больше.

Кроме всей этой прелести, которую вы можете изобразить, попробуйте еще порисовать следующее:


1. кухонную утварь

2. мебель

Рисуя их постарайтесь учитывать перспективные сокращения. Можно делать поиски просто тренируя глаз, рисовать произвольно, как мыслите, а можно выстраивать их с использованием линейки, с линией горизонта, точками схода, заключая их в геометрическую фигуру, которая будет являться их конструктивной основой- потом попробуйте сравнить оба варианта. Всю комнуту, в которой находитесь сейчас, можете не рисовать. Вы находитесь В ней, а при рисовании внутреннего пространства помещения присутствуют некоторые моменты, которые не рассмотрены на этой странице. Если хотите, то можно просто фрагментировать комнату. Делать поиски отдельных участков.

3. можете просто потренироваться рисовать геометрические фигуры в перспективе.

4. Поделайте наброски на улице. Порисуйте отдельные строения, всю улицу, машины, дорогу и рядом стоящие здания. Конструктивно, броско, намечайте только основное. А основное- поиск перспективных искажений того, что изображаете в пространстве. Работает глазомер и подкрепляете его работу получеными знаниями.

Линейная перспектива — точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний и четкости, обусловленных степенью отдаленности от точки наблюдения.
«Перспектива» (от латинского «pcrspicerc ») в переводе означает «смотреть сквозь, правильно видеть».

Чтобы понять значение этого термина, попробуем рассмотреть с определенной точки зрения закономерности перспективного изменения формы одного или группы предметов, видимых через прозрачное стекло, поставленное на некотором расстоянии. Здесь линии очертании видимых объектов точно проецируются на плоскость стекла. Для наглядности проекцию их очертания можно обвести жировым карандашом, тушью иди другими изобразительными средствами, которые дадут правильное перспективное изображение на плоскости стекла. Подобным методом довольно часто пользовались художники и архитекторы Ренессанса. Такой опыт можно проделать через оконное стекло, для чего предварительно выбрать какой-либо объект.

Рис. 1

Возникновение перспективы как науки относится к эпохе Возрождения, что было связано с расцветом реалистического направления в изобразительном искусстве. Созданная система передачи зрительного восприятия пространственных форм и самого пространства на плоскости практически разрешила стоящую перед художниками и архитекторами проблему. Плодами данной науки мы пользуемся по сей день.

Архитектор Филиппо Брунеллески первым нашел способ оптико-геометрических построений, производя сечение зрительной пирамиды Евклида картинной плоскостью и получая тем самым перспективное изображение предметов. Огромный вклад в область перспективы внесли художники эпохи Возрождения. Так, например. Альбрехт Дюрер применил геометрию объемных тел и теорию линейной перспективы для построения фигуры человека в пространстве с учетом сложных ракурсов и движений. Леонардо да Винчи был блестящим теоретиком в области перспективы и участвовал в разработке учения о пропорциях и перспективного пространства. Великий педагог, воспитатель и учитель академического рисунка П.Чистяков писал, что умение рисовать и писать, тонко знать перспективу необходимо при любом таланте: «Все существующее в природе и имеющее какую-либо форму подлежит законам перспективы. Умея применять законы перспективы, вы можете нарисовать все неподвижное в натуре верно ». Серьезное внимание уделял целенаправленным поискам в области закономерностей видении натуры на основе перспективы Л Т.Венецианов и многие другие русские художники, архитекторы и искусствоведы.

Рис. 2

Открытие точных законов перспективы позволило художникам и архитекторам более правдиво изображать на плоскости формы видимого мира. Студентам очень важно знать эти законы, хотя теоретическое знание еще не означает умения рисовать с натуры. так же как и знание анатомии не научит рисовать фигуру человека. Не исключено, что студент, который обладает хорошим глазомером, но не знает законов перспективы и анатомии, справится с натурой лучше, чем тот, кто обладает этими знаниями, но не имеет хорошего глазомера.Разумеется, лучше, если студент будет обладать и хорошим глазомерам, и знаниями. Здесь уместны слова П.Чистякова; « Сила художника в знании. Творчество без знания — тля».

Теоретические знания о перспективе необходимы как художникам, так и архитекторам при работе непосредственно с натурой для ясного представления изображаемых ими предметов на плоскости, чтобы предметы воспринимались глазами зрителя правдиво и убедительно (рис. 3-6 ).

Рис. 3

Очень важно, чтобы студенты осваивали не только теорию перспективы, но и приемы построения, а так же ясно представляли себе положение предметов в пространстве и их проекцию на плоскости (картинная плоскость).

Суть данной теории заключается в умении убедительно изображать предметы в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве, то есть перспективно на глаз, не прибегая слишком часто к уже усвоенным правилам и приемам изображения в линейной перспективе. Поэтому, при рисовании с натуры прежде всего следует пользоваться так называемой наблюдательной перспективой (глазомером), а знания основных законов линейной перспективы могут быть использованы при необходимости.

Незнание законов перспективы в работе над рисунком с натуры и без нее, как правило, приводит к явным и порой невероятно нелогичным нарушениям в рисунке. На рис.7 , слева, геометрические тела изображены неправильно, в так называемой обратной перспективе, а также в чрезмерном перспективном искажении. Чтобы избежать подобных нарушений, попробуем разобраться, как мы воспринимаем предметы в пространстве. Речь пойдет о элементах наблюдательной перспективы. Рассмотрим основные правила этого зрительного явления.

Все наблюдаемые предметы и явления мира в силу особенности восприятия человеческого глаза предстают перед нами в измененном виде.

Проиллюстрируем сказанное примером. Держа книгу в вытянутой руке в фронтальном положении, заметим, что размер книги не меняется. Однако стоит ее наклонить в горизонтальном направлении, как мы отмечаем разницу в видимых размерах: дальняя часть книги по отношению к ближней кажется меньше. Если книгу положить на стол и наблюдать ее с различной высоты, мы заметим разницу в ее кажущихся очертаниях: прямые углы книги будут казаться искаженными, т.е. два угла - тупыми и два - острыми. По мере увеличения высоты наблюдения видимая площадь книги будет как бы больше. Если приблизить точку зрения к плоскости стола, книга покажется более длинной, а ее толщина приблизится к истинной величине (т.е. видимой остается только толщина предмета).

Любые предметы, независимо от формы, при подобном рассмотрении будут казаться измененными. Наиболее наглядно это можно наблюдать на примере железной дороги со столбами, стоящими вдоль нее (рис.8 ).

Железная дорога, по мере ее удаления, воспринимается нами в сокращенном виде, на линии горизонта сходится в точку или совсем исчезает. Так же и столбы, удаляясь, выглядят все меньше и меньше, постепенно исчезая из поля зрения. При этом мы знаем, что в действительности перед нами параллельные линии, которые никогда не сходятся. Аналогичному кажущемуся сокращению и изменению подлежит все, что мы видим в окружающем нас мире: предметы, вещи и явления. Если рассмотреть длинную доску, то по всей ее длине мы обнаружим кажущееся сокращение, причем сокращение формы доски видится по всему размеру сечения. Обратите внимание на столы, мебель, стулья. Все они подчинены одному закону, который называется перспективным сокращением форм в пространстве.

Любые предметы, независимо от их формы и величины, по мере удаления от точки наблюдения сокращаются, а по мере приближения - увеличиваются. Находясь в начале длинного коридора, мы видим его сокращенную форму. Приближаясь к концу коридора, замечаем, как форма его увеличивается, а на противоположном конце - сокращается. В действительности же размер коридора не меняется, он одинаков на всем протяжении.

Видимые изменения формы подчинены определенным законам. Наука, изучающая эти законы, называется линейной перспективой и относится к разделу начертательной геометрии. Знание законов линейной перспективы дает возможность правильно изображать предметы на картинной плоскости в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве, способствует выработке навыков такого изображения. Для овладевающих основами изобразительной грамоты вполне достаточно знать самые общие законы перспективы.

Рассматривая теорию линейной перспективы, мы ознакомимся с такими понятиями и терминами, как линия горизонта, линия схода, точка схода, картинная плоскость. На рис 9 наглядно показаны приемы и правила изображения простых геометрических форм на плоскости в линейной перспективе.

Итак, рассмотрим перспективные изображения предметов на плоскости. Наше зрительное восприятие реалистично и по природе своей перспективно, следовательно, такой рисунок представляет в графическом выражении натурный образ. Наиболее полное графическое выражение, соответствующее природе зрительного восприятия предметов и явлений, достигается их перспективным рисунком. Выше уже говорилось о том, как предметы представляются зрению человека, иначе говоря, речь шла о наблюдательной перспективе, без которой нельзя выполнить ни одного рисунка с натуры. Обладая этими сведениями, рисовальщик избавится от грубейших ошибок, которые неизбежно привели бы к бездумному, слепому копированию видимых предметов.

Приведем некоторые примеры. Два одинаковых предмета одной величины на различном расстоянии от глаз покажутся разными: тот, что ближе к глазу - больше, другой, тот что дальше, меньше. По мере удаления предмет будет казаться меньше, чем ближний и наоборот. Это хорошо прослеживается на примере с удаляющимся и приближающимся поездом. Подобные явления мы наблюдаем всюду, где четко проявляются перспективные закономерности. Например, изображенные рельсы, столбы, дороги мы видим устремляющимися вдаль до пределов видимого пространства, как бы сходящимися в одной точке. То же мы наблюдаем при изображении зданий, окон, дверей, карнизов. Все горизонтальные линии, если продлить их, сойдутся к точкам на линии горизонта. Отсюда становится очевидным одно из важнейших правил перспективы: параллельные линии предметов на картине сходятся в одной точке. Точки, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называются в перспективе точками схода.

Необходимо отметить одно важное правило: горизонтальные параллельные линии на картинной плоскости имеют одну точку схода на линии горизонта. При наблюдении вид предмета в значительной степени зависит от выбора точки зрения (слева, справа, сверху, снизу). Следовательно, значительную роль при наблюдении играет высота точки зрения - горизонт. Представим такую картину: море или степь, где горизонты четко разграничиваются, хотя это кажущаяся разграничительная линия моря и неба, земли и неба.

Горизонт легко определить при помощи воды, налитой в любой прозрачный сосуд. Здесь горизонтальная поверхность воды находится на уровне глаза и указывает высоту горизонта относительно окружающих предметов и явлений. Или, не менее удивительно и то, что линия горизонта все время находится на уровне глаза, в каком бы положении мы не оказались. Стоит нам сесть, встать, лечь, подняться на вершину, спуститься вниз и т.д. - всюду мы видим горизонт. Это значит, что горизонт меняет свое положение в зависимости от положения смотрящего. Словом, где глаза, там и горизонт.


Перспективный горизонт - это воображаемая горизонтальная линия, которую принято называть линией горизонта. Она играет основную роль в перспективном построении изображения. Чтобы получить правильное перспективное изображение формы предмета, рисовальщик должен установить линию горизонта и на ней определить точки схода.

Перед нами изображаемый предмет - куб. Там, где намечена линия горизонта, определена точка схода. Осталось только направить к ней все линии сторон куба.

Наблюдая за кубом, стоящим ребром к зрителю, отмечаем, что все его стороны находятся в перспективном сокращении по отношению к рисующему. Заметим, что на линии горизонта лежат две точки схода. Одни стороны сходятся к правой точке схода, другие - к левой. Как видим, второе перспективное изображение, в отличие от первого, имеет две точки схода. Перспективные изменения сторон и местоположение точек схода в рисунке определяется на глаз. Точность определения зависит от степени развития глазомера рисующего.

Успех в работе над рисунком во многом зависит от знания правил перспективы и умения применять их на практике. Это позволит студентам в дальнейшем изображать любой предмет с натуры убедительно и верно.

На рис.10 изображен в перспективе обычный одноэтажный, видимый с угла, дом на уровне человеческого роста. При этом линия горизонта пересекает стены дома на уровне глаза рисующего, так что горизонтальные линии одной стены уходят к одной точке схода, а линии другой стены ~ к другой. Чтобы найти перспективную середину стены, нам необходимо пересечь ее плоскость диагоналями. Получим точку пересечения, через нее проведем вертикальную линию - ось стены, которая делит стену пополам. Обратим внимание (рис.11 ) на дом, который стоит на небольшом возвышении (т.е. когда рисующий смотрит на дом снизу). Следующий дом (рис.12) просматривается рисующим с возвышения, возможно, с высоты многоэтажного дома, горы и тому подобное.



На рис.13 изображен интерьер в перспективе. Сидя прямо, несколько сместившись от середины помещения, смотря на одну из его стен, мы видим, что все уходящие от нас параллельные линии стен, потолка, пола, сходятся в одной точке схода на горизонте.

На другом рисунке интерьера (рис.14 ) видны только две стены, у которых свои точки схода на горизонте. Это бывает в том случае, когда рисующий смотрит, сидя лицом к углу помещения.

Следует обратить внимание на такие частые ошибки, при которых изображенное помещение воспринимается слишком глубоким, неправдоподобным, а прямые углы предметов не кажутся таковыми. Это происходит, когда рисующий помещает в картинную плоскость изображение большего размера, чем может охватить зрительно.

Возможности человеческого глаза ясно видеть предметы ограничены в пределах угла 30°-35°. Сложность рисования интерьеров заключается в необходимости вводить коррективы в перспективное построение в соответствии со зрительным восприятием изображаемого помещения. Иногда при изображении интерьера или экстерьера можно применять два горизонта, следовательно, несколько точек схода. Это целесообразно в том случае, когда при обычном горизонте фронтальная стена кажется недостаточно масштабной, а необходимо показать ее более значимой. Если изображается экстерьер с широким охватом пространства архитектурного ансамбля, то и в этом случае возможно применение нескольких точек схода. Это связано с в необходимостью избежать стремительного перспективного сокращения изображаемых объектов при одной точке схода. Линия горизонта при изображении интерьера в перспективе для большей естественности рисунка должна быть: для низких помещений на уровне глаз сидящего рисовальщика, для высоких - на уровне глаз стоящего человека.

На рис.15 показан карандаш в перспективном изображении с точками схода. Намечены две линии горизонта. По существу, линия горизонта одна. Карандаш находится в вертикальном и наклонном положениях. Когда смотрим на карандаш с верхней линии горизонта, параллельные линии, исходящие от основания и от кончика графитного стержня, идут к одной точке схода. Так же независимо от уровня линии горизонта и положения карандаша в пространстве мы видим, что все параллельные линии сходятся к одной точке схода.

При рисовании с натуры необходимо правильно определить угол наклона горизонтальных линий, направляющихся к линии горизонта. Лучше всего, чтобы предмет располагался ниже уровня глаз или, наоборот, выше, таким образом, чтобы луч зрения не был перпендикулярен ни к одной из его боковых граней.

Горизонтальные ребра предмета мы будем воспринимать идущими сверху вниз или снизу вверх, в зависимости от их ракурса к линии горизонта. В этом случае пользуются давно распространенным механическим приемом определения углов наклона предмета. Необходимо, держа карандаш в вытянутой руке строго в горизонтальном положении и перпендикулярно к лучу зрения, подвести его к нижней точке угла предмета. При этом мы увидим углы наклона горизонтальных ребер предмета. Их степень наклона легко определяется на глаз посредством описанного приема (рис.16 ). В соответствии со степенью наклона горизонтальных ребер следует построить эти углы на рисунке, проведя на месте карандаша горизонтальные прямые.

Перспективное построение группы предметов. Каждый предмет имеет свою точку схода на линии горизонта

  1. Есть разные способы передать глубину пространства. Прямая линейная перспектива — один из них.
  2. Воображаемая линия на уровне наших глаз называется линией горизонта. Можно придираться к четкости формулировки, но главное, что Вы должны усвоить — это не какая-то материальная линия, висящая где-то далеко. То есть, она двигается в зависимости от Вашего положения: опускается или поднимается.
  3. Один и тот же предмет, лежащий в горизонтальной плоскости, может выглядеть по-разному в зависимости от его расположения по отношению к линии горизонта (выше или ниже). Проще говоря, крышка стола будет выглядеть по-разному, в зависимости от того, смотрим мы на неё сверху или снизу.

Почему самолет в небе такой маленький — конспект

  1. Мы видим предметы потому что наш глаз регистрирует свет, отраженный от них. В темноте нет света, вот мы и не видим предметы, хотя они никуда не исчезают.
  2. Свет летает по прямым. Мы замечаем только тот свет, который прилетает от предметов в наш глаз по прямым линиям. А те лучи, которые отражаются в другие стороны, мы не чувствуем. Конечно, иногда свет отражается сначала от одного предмета, потом от другого, и прилетает нам в глаз — тогда мы видим (отражения) на предметах.
  3. Свет проходит в наш глаз через зрачок и попадает на заднюю стенку глаза. На задней стенке глаза есть рецепторы (нервные клетки), которые регистрируют этот свет. Если провести линии через зрачок от краёв предмета до стенки глаза, мы поймём какой размер предмета регистрирует глаз (см. схему в видео). Это очень условно, но достаточно, чтобы понять идею. Если попробовать это нарисовать - сразу станет ясно, почему далекие предметы кажутся нам маленькими.

Линейная перспектива с одной точкой схода

Перспектива с одной точкой схода — это когда все линии, уходящие от нас вдаль, в реальности параллельны (как рельсы на железной дороге). Такие линии все до одной сойдутся в одной-единственной точке на линии горизонта. Те линии, которые не удаляются от нас в реальности (параллельны или перпендикулярны линии горизонта, или говоря математическим языком, лежат в плоскости, перпендикулярной горизонтальной плоскости и параллельной линии горизонта) — не сходятся. Это упрощенная модель, и глаз видит всё немного иначе, но для рисования этого почти всегда достаточно.

Как нарисовать куб с линейной перспективой с одной точкой схода

  • В случае с кубом, повернутым к нам ровно своей передней гранью, все его горизонтальные и вертикальные ребра не сходятся (параллельны на рисунке). Дальние от нас вертикальные и горизонтальные ребра меньше, чем ближние.
  • Все удаляющиеся от нас ребра сходятся в одной точке на линии горизонта.
  • Дно и верхняя поверхность куба находятся на разной высоте относительно линии горизонта, а потому у них разное раскрытие (чем дальше от линии горизонта, тем больше раскрытие). Если Вы будете приседать или подниматься, то будет двигаться линия горизонта, и оттого будет меняться и величина раскрытия.
  • Если крышка или донышко куба будут ровно на уровне горизонта, они будут выглядеть как горизонтальная линия.
  • Продлив вертикальные ребра до пересечения с удаляющимися (которые должны сходиться на горизонте), мы найдём невидимые ребра куба и построим его целиком.

Как нарисовать улицу с перспективой и одной точкой схода

На этом видео показано в качестве примера, как нарисовать улицу с одной точкой схода (когда мы смотрим на все дома с торца). Рисунок очень утрированный, так как я старался выпятить принцип построения линейной перспективы с одной точкой схода, и не старался сделать их по размеру и ощущению соответствующим реальным домам.

  • Достроив на картинах точки схода, Вы сможете понять, на какой высоте и где стоял художник (или должен бы был стоять), и почувствовать себя на его месте.

Как нарисовать куб с двумя точками схода

Линейная перспектива с одной точкой схода — это частный случай линейной перспективы с двумя точками схода. Когда мы рисуем куб, «смотрящий» на нас не своей стороной, а своим углом, то только его вертикальные рёбра остаются параллельными линиями. Остальные рёбра удаляются от нас. Но удаляются они в разные стороны. Поэтому в ход вступает прямая линейная перспектива с двумя точками схода.

  • Понять, где именно должны быть нижние углы куба, можно померив расстояние от ближнего угла по горизонтали и по вертикали до двух других нижних углов . На практике, при наличии опыта, художники обычно рисуют эти точки на глаз, просто передавая направление линий ребер, а потом проверяют себя, измеряя раскрытие сторон куба по горизонтали.
  • Чтобы понять, в какой стороне находится точка схода, надо посмотреть, в какую сторону удаляются параллельные линии.
  • В видео я строил кубик при помощи линейки и фломастера, чтобы было получше видно на камере. Когда рисуют куб карандашом, линейкой обычно не пользуются (чтобы рисунок был живее).
  • В жизни для большинства объектов точки схода находятся где-то очень далеко, за пределами листа. Обычно точки схода просто додумываются, и параллельные линии направляются примерно в сторону этих точек.
  • Сильные сходы бывают либо если объекты очень большие, либо если они очень близко. Такое бывает редко, обычно сходы умеренные.
  • Но ребра куба обязательно должны сходится на рисунке хотя бы чуть-чуть (кроме вертикальных). Параллельными они не должны выглядеть, а тем более не должны выглядеть расходящимися к горизонту. Иногда расходящиеся параллельные прямые используют как выразительный прием, например в росписи икон, но в реалистическом рисунке — параллельные линии сходятся к горизонту.

Правильная и неправильная перспектива куба, типичные ошибки

  1. Ширина и высота стороны куба равны, только если эта сторона ровнехонько повернута к Вам лицом. И только тогда нижнее и верхнее ребра горизонтальны. Как только сторона находится чуть-чуть под углом к Вам, ширина и высота отличаются, а горизонтальные ребра на рисунке должны быть наклонены.
  2. Сравнивайте, какая сторона раскрыта больше, и насколько. Иначе будет кирпич, а не куб. То же самое для верхней крышечки и донышка куба.
  3. Только если куб смотрит на нас ровно своим уголком, а две его стороны одинаково раскрыты, то четыре угла куба будут на одной вертикали и четыре на одной горизонтали. Стоит его повернуть чуть-чуть, и углы будут обязательно чуть выше или ниже друг друга, и не на одной вертикали. Проверяйте это.

Как нарисовать дом с перспективой на практике

  1. Сначала намечаем размеры и расположение объекта (композицию) обобщенно «на глаз»
  2. Уточняем
  3. Смотрим, где находится наша линия горизонта относительно дома
  4. Учитесь видеть простые формы в объектах, и как они соединены (но )
  5. На практике точки схода лежат за границами листа, и мы направляем сходящиеся линии «на глаз»
  6. Чтобы найти середину прямоугольника с учетом перспективы, надо провести диагонали (помогает рисовать крыши и тому подобное)
  7. Не пытайтесь нарисовать все линии идеально ровно, как чертеж. Так можно делать, но в лучшем случае будет выглядеть как работа в определенном стиле, а в худшем — как неестественный, мертвый рисунок. Это видно, если попытаться нарисовать все доски дома одинаковыми (у художников это называется «пересчитать доски»). Если вы сделаете линии немного неровными, где-то пожирнее, а где-то потоньше, без перебарщивания, рисунок будет выглядеть живо.
  8. Не старайтесь заканчивать линии там, где они заканчиваются на натуре. Рисуйте навылет («на прострел»). Нет ничего страшного в том, чтобы легонько продолжить линию чуть дальше. Это поможет избежать «дыр» в объектах и не заморачивать свою голову тем, чтобы вывести линию ровно в точку. В конце концов, хвостики линий, сделанные легонько на начальном этапе никак не испортят ваш рисунок, даже если Вы очень любите педантичные рисунки.
  9. Внизу дома можно специально немножко погнуть линию низа, там же неровная земля (но все равно линия низа дома должна сходиться к горизонту, если Вы не хотите нарисовать дом, стоящий на пригорке).

Итог

На самом деле, мы видим наш мир гораздо сложнее, чем по линейной перспективе, и наше зрение устроено не так. Это ограничение становится существенным, когда Вы уже стали опытным художником и, например, работаете над пейзажем с улицей (построенная строго по теории перспектива может давать слишком большие искажения для передачи замысла). Но в учебных работах этой темы можно не касаться. Особенно с учетом того, что на практике перспективу строят отчасти «на глаз», не выстраивая точки схода.

Инструмент линейной перспективы даст Вам возможность передать пространство в огромном количестве случаев. Вы сможете нарисовать подавляющее большинство объектов при помощи этой техники. Пока в этом разделе не хватает следующих уроков:

  1. Подробнее о перспективе для цилиндрических объектов (нужно, чтобы рисовать бутылки и т.п.).
  2. О том, что будет, если параллельные линии идут под углом к горизонтальной плоскости. Они будут сходится к линии, похожей на линию горизонта, но ниже или выше. Мы рассматривали только те объекты, у которых стороны лежат либо в вертикальной плоскости, либо в горизонтальной. Эти стороны были ограничены параллельными горизонтальными и вертикальными линиями. Если поверхность не лежит в горизонтальной или в вертикальной плоскости, то её границы, если они параллельны, тоже будут сходиться. Просто точка схода уже будет находиться не на нашей линии горизонта, а выше или ниже.
  3. Мы никак не учитывали вертикальную перспективу. Она может возникнуть, например, если мы рисуем вид из глаз Спайдермена на пролетающие под ним крыши небоскребов. В большинстве картин по факту вертикальная перспектива не используется, там нет таких эффектных ракурсов.
  4. Для всяких изогнутых объектов а-ля завитушки античной лепнины можно понять перспективные сокращения, вписав их в прямоугольник.
  5. Как уже сказано, реальная перспектива отличается от нашей модели (например, длинные вертикальные параллельные линии мы видим скорее как две дугообразные линии, но не замечаем этого). Но модели линейной перспективы хватает на большинство жизненных ситуаций в рисовании, и чаще всего люди даже и не задумываются, что она отличается от того, как они реально видят мир..