Статичный пейзаж. Формальная композиция. Законы и приемы. Выразительные средства композиции

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю изображение.

Для того чтоб лучше передать идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты.

Можно выделить следующие композиционные правила:

  • 1) передачи движения (динамики);
  • 2) покоя (статики)

К приемам композиции можно отнести:

  • 1) передачу ритма;
  • 2) симметрии и асимметрии;
  • 3) равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра

Статика и динамика используются для выражения степени стабильности композиционной формы. Такая стабильность оценивается чисто эмоционально, по тому впечатлению, которое форма производит на зрителя. Это впечатление может исходить как из физического состояния формы - стабильного или динамичного, связанного с движением объекта в целом или его частей, так и число композиционного (формального).

По степени зрительной и физической стабильности формы можно разделить на следующие четыре вида.

1) Зрительно и физически статичные формы. По производимому впечатлению они оцениваются как предельно стабильные. К ним можно отнести: квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамиду и т. п. Композиция, составленная из подобных форм, носит монументальный, предельно статичный характер.

Основные виды статичных форм:

  • - симметричная форма
  • - метрическая
  • - с незначительным смещением элементов
  • - с совмещением равных элементов
  • - с облегченным верхом
  • - с незначительным скосом элементов
  • - горизонтального членения
  • - равного расположения элементов
  • - с крупными сближенными элементами
  • - с крупным главным элементом
  • - симметричного расположения элементов
  • - с выделенным центром
  • 2) Физически статичные, но зрительно динамичные формы, оцениваемые так по впечатлению их некоторой неуравновешенности. Эта оценка касается стационарных форм, устремленных, например, в одном направлении, с нарушенной симметрией и другими специфичными для динамичных композиций свойствами.

Основные виды этих форм:

  • - форма со смещенными от центра осями
  • - ритмического характера
  • - перпендикулярного расположения элементов
  • - параллельного расположения элементов
  • - облегченного низа
  • - искривленного вида
  • - диагонального членения
  • - свободного расположения элементов
  • - вытянутых элементов
  • - наклонного расположения элементов
  • - асимметричного расположения элементов
  • - включенные в открытое пространство
  • 3) Зрительно статичные, но физически частично динамичные формы. Они имеют устойчивую основу, в которой «двигаются» отдельные элементы. Часто в практике дизайна такое «движение» обусловлено особенностями функционирования объектов, реальным движением в них отдельных деталей. При этом их композиция в целом носит статичный характер. Пример из практики дизайна - форма ткацкого станка с движущимся челноком. В формальной композиции - это зрительное движение в статичной форме отдельных элементов.
  • 4) Зрительно и физически полностью динамичные формы. Они типичны для многих современных движущихся дизайн - объектов, прежде всего различных транспортных средств. Часто эти формы в действительности перемещаются в пространстве. Часто изменяется их структура. В композиционном плане им присущ предельно динамичный, стремительный характер. В формальной композиции - это так называемые гибкие открытые, и изменяющиеся по структуре, комбинаторные формы.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

Статика и динамика.
Сначала несколько слов о статике. Статика - это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п.. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. Но, таких композиций, где полностью бы отсутствовало какое-либо движение встречается не так уж много. Поэтому на этом мы остановимся и перейдем к теме «Движение».
Движение или динамика.
Очень интересная и очень объемная тема. Что мы подразумеваем под словом «движение»?
Во-первых, самое просто и понятное - это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, автомобиля и т.п.. Или изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п. .
И во-вторых, под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, "движение" в ней все равно может присутствовать.
Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому. И глаза, рассматривая изображение, движутся в соответствии с замыслом автора композиции. Художник привлекает зрителя, приглашает его рассматривать свое произведение. Его задача: остановить (удивить), задержать внимание, привлечь к своей композиции (картине и т.п.). Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.
Приемы и способы передачи «движения».
Обычно, передать движение помогает диагональная линия. Чаще всего эта линия как-бы направлена с правого верхнего угла в левый нижний. Либо по прямой, либо по «эс-образной» линии.
Вот, примерно так.

Почему таким образом? Некоторые отрицают эффект передачи движения именно в этом направлении. Движение можно передавать и в обратном направлении (в зависимости от замысла и многих других элементов, из которых и состоит композиция) и это правда. Мне думается, что именно такое направление используется чаще просто потому, что в этом направлении диагональ гораздо легче провести. Правда, возможно, это верно только для правшей(?). Попробуйте, провести диагональ в противоположном направлении. Вот так.

Если одну линию провести не составляет труда, то провести их много раз в таком направлении гораздо труднее, чем в противоположном (справа налево и сверху вниз).

Несколько примеров по организации движения в композиции.
Рис. 1.

Если изображение фигурки, которая движется, расположить очень близко к краю листа - как на рис. 1, то фигурка будет как-бы выходить из него. И глаз зрителя, двигаясь в этом направлении, будет стараться тоже пойти вслед за ней. И на этом рассматривание композиции закончится. Зритель перейдет к следующей работе.

Рис. 2.

Таким образом, если мы хотим задержать зрителя, то фигурку лучше развернуть в противоположную сторону. Направить как-бы вглубь листа (композиции).

Рис. 3.

Или, взгляд можно вернуть обратно каким-то другим элементом (фигурой, пятном)- таким же ярким по смыслу или просто изобразительно ярким цветом, тоном и т.п.. В любом случае, фигуру лучше не располагать у самого края, надо оставить достаточно места до конца листа. Вот примерно так. Взгляд теперь имеет возможность возвращаться и какое-то время рассматривать изображение, а не уходить вслед за фигуркой 

Движение в пейзаже.
Часто в пейзажах встречается изображение дороги в центральной перспективе, по диагонали или эс-образной линией. Такой элемент сразу придает пейзажу динамику и глубину пространства.
Движение в натюрморте.
Здесь можно говорить о диагонально расположенных предметах. Они помогают направлять взгляд зрителя от одного элемента к другому.
Движение в сюжетной композиции.
Вот здесь уже больше разнообразия в способах передачи движения. Здесь и фигуры, и окружая их среда подчиняются правилам динамики и статики.

Задание.

Опираясь на уже знакомые нам понятия: «цельность», «контраст» (нюанс) и «ритм» придумать композицию, где было бы какое-то «движение».
1). Абстрактная композиция из геометрических фигур. Движение можно организовать по любым направлениям (по кругу, к центру, или из центра, по диагонали и т.п.)
2). Пейзаж с дорогой, используя перспективу, диагональ или эс-образную линию.
3). Натюрморт из 3-4 х предметов.
4). Закомпоновать две - три фигуры взаимосвязанные между собой. На свободную тему (спорт, труд, отдых, работа, дети, семья и т.п.).

Итак, что важно запомнить, по этой теме, на мой взгляд? Это - использование диагоналей. Композиция становится более динамичной, в ней появляется движение тогда, когда появляются диагональные направления. Ритм диагональных направлений придает активность композиции.
*Использованные в тексте рисунки служат для иллюстрации к тексту и не являются примером для подражания:)

Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение. Для того чтоб лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты.

Можно выделить следующие композиционные правила: 1. Передачи движения (динамики) 2. Покоя (статики) 3. Золотого сечения (одной трети).

Мы рассмотрим только два типа композиции динамичную и статичную. 1. Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии. Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки. Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые. В основном задействован центр, симметричные композиции.

Рассмотрим пример: Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения.

Теперь переходим к динамичной композиции. 2. Динамика, это полная противоположность статики во всем! Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов! Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Цвета открытые, спектральные.

Статика и динамика в композиции

По схемам построения и характеру трактовки орнамента композиционные решения бывают двух видов: статичные и динамичные. Статичные (неподвижные) композиционные схемы чаще всего симметричны и требуют строгой трактовки орнамента. Статичные композиции передают состояние покоя и уравновешенности. В динамичных по решениям композициях элементы узора располагаются по диагональным осям или свободно распределяются на плоскости. В них ярче выражено движение, схемы более разнообразны, здесь возможно смелое нарушение симметрии. Контур рисунка зачастую бывает смещен относительно цветового пятна.
статика и динамика точки….

Самая статичная точка - в геометрическом центре композиции и которая по отношению к раме и плоскости уравновешенна…

Самая динамичная точка- находится в правом верхнем углу на диагональной линии, приближена к раме…которая к тому же является доминантой во всех отношениях к другим элементам…

Статика и динамика линии

Внутри плоскости линия максимально статична если она лежит на горизонтальной оси, является плоскостной.

Линия максимально динамична, если она по направлению не совпадает с диагональной осью, является пространственной, находится в состоянии доминанты к раме и плоскости, не является геометрическим центром, выходит за края плоскости…

Статика и динамика формы плоскости… плоскостью является квадрат, прямоугольник, ромб, призма, пятиугольник, круг, овал, треугольник.

Квадрат это самый статичная плоскость..так как у него все стороны равны;

Прямоугольник является более динамичным чем квадрат…но менее чем треугольник….

Самый максимально динамичная плоскость это острый треугольник….

Круг является промежуточным состоянием…

Статика и динамика тона плоскости … глубоко-черная- максимально статичная…так как невозможно изменить цвет уже ни как…

Нейтрально серая- статика-динамика… есть возможность изменить оттенок…но все же он останится серым….

Белый- динамичный…….можно приображать как угодно….

Статика и динамика цвета… максимально статичным является- фиолетовый цвет, далее синий, голубой, изумрудно-зеленный, травенной-зеленый, нейтральная зелень, желтый, оранжевый, красный, алый(самый динамичный), красный…

Контраст, нюанс, тождество.

Все это средства гармонизации композиции…

Контрасты-(франц.contraste) – противоположность в каком-либо отношении.

Нюанс-(франц.nuance) – оттенок, тонкое различие в чем-либо(по словарю Ушакова).

Тождество-() -

Контраст, нюанс, тождество – это композиционные средства, помогающие организовать уравновешенную, единую и соподчиненную композицию.

Контраст, нюанс, тождество – это средства, которые дают художнику возможность создавать волнующие его художественные образы. В зависимости от доминирования одного средства над другим возникают различные ассоциации и художественные образы, создается эмоциональный настрой всего произведения.

Контраст и нюанс – взаимодополняющие средства, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Гармония – это сочетание противоположностей, их равновесие.

Слова контраст и нюанс, они общезначимы и применяются тогда, когда нужно определить степень различия между какими-либо предметами или явлениями.

Исходным состоянием при отсчете различия являются состояние полного сходства, совпадении, одинаковости, идентичности, т.е. тождества.

Контрастным считают такое отношение между сравнительными объектами, в которых явно преобладает различие, нюансным – когда явно преобладает сходство при незначительном различии.

Тождество, нюанс и контраст как композиционные средства играют формирующую, регулирующую роль в создании целостной композиции, определяя меру отношения между другими средствами композиции.

Симметрия и ассиметрия. Виды симметрии. Симметрические и ассеметрические композиции.

Симметрия - одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции, средство, с помощью которого организуется форма предмета. При повороте фигуры вокруг центра, оси или плоскости симметричные элементы полностью совмещаются друг с другом. Существуют несколько видов симметрии.

Асимметрия – отсутствие симметрии…

Асимметрия по структуре своей противоположна явлению симметрии. Если композиция построена асимметрично, то она, как правило, не симметрична, и, наоборот, если композиция симметрична, то она, как правило, не асимметрична. Это вполне доказывает, что симметрия и асимметрия являются взаимно обусловленными правилами композиции.

Виды симметрии

Наиболее простой вид симметрии - зеркальный - основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии.

Другой тип симметрии - осевая симметрия - связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.

Центральная симметрия - пренос происходит через центральную точку схода….

Характерной разновидностью является винтовая симметрия , которая получается в результате винтового движения точки или линии вокруг неподвижной оси.

В композиции симметрия придает статичность, устойчивость, спокойствие.

Асимметрия придает динамику, легкость, свободу, нервозность…

Главное условие целостности асимметричной формы - это ее композиционная уравновешенность.

Данная пара средств гармонизации используется для выражения степени стабильности композиционной формы. Такая стабильность оценивается чисто эмоционально, по тому впечатлению, которое форма производит на зрителя. Это впечатление может исходить из статичного или динамичного объекта в целом или его частей.

Статичные формы по производимому впечатлению оцениваются как предельно стабильные (квадрат, прямоугольник, куб, пирамида). Композиция, составленная из подобных форм, носит монументальный, статичный характер. Основные виды статичных форм представлены на рисунке 13.

1 Симметричная форма 2 Метрическая 3 С незначительным

смещением элементов

4 С совмещением равных 5 С незначительным 6 С облегченным верхом

элементов скосом элементов

7 Горизонтального членения 8 Равного расположения 9 С крупными элементами

элементов

10 С крупным главным 11 Симметричного расположения 12 С выделенным центром элементом элементов

Рисунок 13 - Основные виды статичных форм

Композиция считается статичной, если она построена по законам классической симметрии.

Динамичные формы типичны для форм многих современных движущихся дизайн-объектов, прежде всего различных движущихся транспортных средств. Часто эти формы в действительности перемещаются в пространстве. В основе динамичной композиции лежит асимметричное решение и некоторая неуравновешенность. Основные виды динамичных форм представлены на рисунке 14.

1 Форма со смещенными 2 Ритмического характера 3 Перпендикулярного

от центра осями расположения элементов

4 Параллельного расположения 5 Облегченного низа 6 Искривленного вида

элементов

7 Диагонального членения 8 Свободного расположения 9 Вытянутых элементов

элементов

10 Наклонного 11 Асимметричного 12 Включенные в открытое

расположения элементов расположения элементов пространство

Рисунок 14 - Основные виды динамичных форм

    Практическое задание

1 Создать статичную композицию на свободную тему, используя схемы на рисунке 13 (Приложение А, рисунки 10-11).

2 Выполнить динамичные упражнения на темы: ветер, взрыв, скорость, тиран и т.д., используя схемы на рисунке 14 (Приложение А, рисунки 12-13).

Требования:

    поисковые варианты композиции выполняются по 7-10 шт.;

    отобразить принципиальную разницу в организации статики и динамики в композиции.

Материал и размеры композиции

Карандаш, тушь, черный фломастер, гелиевая ручка. Формат листа – А3.

Повтор

Многим явлениям природы свойственно чередование и повторение. Симметрия – это повторение. Закон повторения в дизайне проявляется тогда, когда определенные элементы (линии, форма, текстура, цвет) используются больше одного раза. Повтор создает ощущение упорядоченности. Простой повтор состоит из одного повторяющегося элемента. Сложный – в композиции повторяются элементы двух или более видов (цвет, рисунок, линии и т.д.). По способу организации элементов в дизайне повтор может быть различных направлений: вертикальным, горизонтальным, диагональным, спиральным, радиально-лучевым, веерным. В каждом случае появляется новый характер движения и, соответственно, новое звучание, особая выразительность. Горизонтальный повтор – это устойчивость и равновесие; вертикальный – стройность, высота; диагональный, спиральный – активное, стремительное движение.

Повтор может быть регулярным (одинаковая частота повторений) (рисунок 15) и нерегулярным (рисунок 16), который более интересен, т.к. позволяет глазам сравнивать небольшие изменения.

Рисунок 15 - Регулярный повтор Рисунок 16 - Нерегулярный повтор

    Практическое задание

1 Составить композицию из одного повторяющегося элемента, выбрав свой характер движения (горизонтально, вертикально, диагонально, спирально).

2 То же самое, но из двух и более элементов (Приложение А, рисунок 14).

Требования:

На каждое задание выполняется по два эскиза.

Материал и размеры композиции:

Карандаш, тушь, черный фломастер, гелиевая ручка. Формат листа – А4.