Есть ли выбор у человека. У человека всегда есть выбор

Вопрос о выборе. Есть ли он у человека? Есть ли он вообще? И как сделать этот выбор, если он существует?

Вот с такими вопросами я недавно столкнулся в беседе, и, оказалось, что в этом вопросе достаточно много всяческого рода толкований. Можно сколько угодно спорить на эту, и любую другую тему, смысла то в этом практического нет, если нет понимания того, от чего отталкиваться. Вот я и предлагаю посмотреть на это дело с точки зрения Универсальных Законов.

Сегодня достаточно всяческих материалов, которые рассматривают устройство нашего мира с самых глобальных точек. С точки зрения Абсолюта, Богов, вселенских взаимодействий, и так далее. Всё это, конечно, замечательно, информация нужна и необходима, люди, сегодня начинают всё больше над этими вопросами задумываться, время такое.

Но, на мой взгляд, во всех этих теориях и знаниях, есть одна маленькая деталь, которая, достаточно часто неправильно понимается. И, это непонимание сбивает человека, не даёт возможности сформировать правильную точку отсчёта, устойчивую почву, которая служила бы надёжным фундаментом для действий.

О чём это я?

Смотрите, что получается. Вот узнаёт человек о том, что его душа пришла в этот мир для получения определённых качеств. Замечательно. Но получается достаточно интересная вещь. Если смотреть с такой точки, то, любое действие человека начисто лишено выбора. Что бы человек не делал, всё равно, его душа будет стремиться к набору, к решению, к приобретению нужного умения. Хоть гадости человек делает, хоть хорошие дела, всё равно, это, рано или поздно, приведёт человека к нужному состоянию.

Если сделал правильно, то продвинулся в этой жизни, если «чудес» натворил, то продвижение откладывается, но, оно всё равно будет. В следующей, или другой, но это продвижение случится. Ну и какой тут выбор? Зачем надо торопиться, суетиться, напрягаться, какая разница, когда это произойдёт, с точки зрения Вечности? Столетием больше, столетием меньше.

Вот тут то и скрывается эта самая хитрость, про которую я и хочу вам рассказать. Это подход с точки зрения ЛОГИКИ. Да, с этой позиции нет никакого смысла сегодня думать о своём развитии, можно и на потом отложить, всё равно случится. В логическом подходе много подобных капканов припрятано. Не случайно, на изображении самого сильного представителя противоположного божественному лагеря справа есть слово LOGOS.

С одной стороны - логика нужна. Нужно уметь понимать и анализировать происходящее, уметь раскладывать на составляющие. Это даёт возможность принять правильное решение. Но, на одной логике далеко не уедешь. Мы уже говорили в статье про Универсальный Закон Преобразования, что разложить на количество можно всё, но, у одного человека получается шедевр, а у другого - обычное сотрясание воздуха, или кривая хибарка.

Как раз, способность допустить, что кроме логики, есть и ещё другие составляющие процессов, не видимые глазом, но те, которые можно прочувствовать - сердцем, интуицией, кто как называет, и есть один из основных ВЫБОРОВ для современного человека.

Сам по себе подход, действовать сегодня, или отложить на потом - это тоже выбор. Желание придать нематериальной стороне происходящего необходимую важность - это тоже выбор.

С точки зрения роста души или сущности - мол всё равно вырастем - это тоже выбор. Либо действуешь, либо лапки сложил. Сущности уровня Богов - они потому и находятся на своём уровне, потому что, в своё время правильно сделали этот выбор. Если бы не сделали, так бы и куковали на нашем уровне, в компании людей, хорошо владеющих логическим подходом.

А при чём тут чувствование, спросите вы? И тут всё, как всегда, просто. Это тот самый индикатор, камертон, который показывает правильность нашего выбора, и правильность происходящего процесса в данный момент времени.

Когда человек что-то делает правильно, внутри формируется такое приятное, сильное, значительное чувство, которое ни с чем не перепутаешь. Его ещё называют самоуважением, чувством собственного достоинства, гордостью, по разному. Тот, кто его прочувствовал, ни с чем его не перепутает, и будет, подсознательно всегда к нему стремиться.

Когда человек находится в состоянии ЛЮБВИ, он это запоминает надолго. Отсюда, кстати куча всяких произведений на эту тему во все времена. Другое дело, что надо ещё уметь с этим чувством правильно работать, но это уже другой разговор.

Сколько бы человек гадостей не делал, внутри всегда будет тянущее, серое, гнетущее чувствование неправильности. Его ещё СОВЕСТЬЮ называют. Оно никогда не отпустит, сколько его не загоняй вовнутрь. И выбор человека - либо продолжать свои «чудеса», либо приступить к исправлению сделанного.

Да, с точки зрения высокоразвитых существ, выбора нет. Но, для того, чтобы прийти к этому, надо сделать массу выборов. В каждой ситуации, в каждый момент времени, мы постоянно делаем выбор. И, вот когда количество этих «мелких» выборов достигнет определённого КОЛИЧЕСТВА, вот тогда и произойдёт КАЧЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕХОД, преобразование, когда, каждый из нас перейдёт на другую ступень развития. Там опять свой набор количества выборов, но уже более сложных, опять преобразование, следующая ступень, и так далее.

Это легко увидеть у наших детей. В определённом возрасте - надуть в штаны - нормальное явление. Но, через некоторое время - это уже неправильно. Родители объяснили три миллиона раз, что и как делать, и сформировалось умение, которое автоматически работает. Так же и с чтением, с умением писать, и так далее. Дальше уже вопросы посложнее, которые тоже, при желании переходят в качества. И, если, поначалу нам помогают делать правильный выбор, то дальше - всё в наших руках, никто за нас ничего делать не будет.

А выбор мы делаем постоянно, каждый день, каждую минуту. Вот сейчас, вы сделали выбор - читать эту статью, или нет. Дальше, вы сделаете выбор, принимать эту информацию к действию, или нет. Ещё дальше - вы будете выбирать, как часто у вас хватит сил и желания на контроль этого выбора, и так далее.

Никто не в силах заставить вас сделать ваш выбор в данный момент времени. Это и есть, та самая свобода и независимость, о которой так много говорят, и к которой так все стремятся. Другое дело, что правильный выбор- это взятие на себя определённой ответственности за свои действия, но это уже другой разговор.

И ещё один «наболевший» вопрос. А как же с государством, вон сколько несправедливых условий, сколько людей прозябают и так далее…?

И тут опять ничего сложного. И опять это выбор человека. Либо выбирает зависимость от внешних условий, либо умение управлять и правильно взаимодействовать. Либо думаем и действуем, учимся, ищем, ошибаемся, но, не отступаем, либо лапки кверху - выбираем то, что предлагают, и вступаем в полную зависимость от других людей. А эти люди, в свою очередь, зависят от других, те от следующих, и так далее. Итог всегда один - силы кончились - свободен.

Никто никого не заставляет заниматься природно- нецелесообразными делами, человек сам выбирает спекуляции и торговлю воздухом. Да, это, вроде как престижно, доходно, но…, даже продолжать не буду.

Никто никого не заставляет обманывать, предавать, воровать, многие это делают из-за того, что это делают другие. И, опять это их выбор. И, естественно, последствия.

Никто не заставляет бросать бумажку на улице, но и никто, вроде бы и не запрещает. Выбор человека это делать или нет.

Вот такая ситуация. Вот и получаем логический парадокс - выбора нет, но для этого надо сделать немаленькое количество выборов.

Вопрос: Многие богословы говорят, что у человека есть выбор между верой и неверием, добром и злом. Но никто не говорит о приведенных ниже хадисах. Не оспаривают их и не говорят, насколько они достоверны. Так есть ли выбор у человека?

«Муса спросил его [Адама]: „Ты ли Адам, которого Аллах создал Своей рукой, а ты затем своим грехом опустил людей на землю?“ Адам спросил: „За сколько лет до моего создания, по твоему, Аллах записал Таурат (Тору)?“ Муса ответил: „За сорок лет“. Адам спросил: „А нашел ли ты, что там написано: „Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение“ (Коран, 20:121)?“ Муса ответил: „Да“. Тогда Адам сказал: „Разве ты порицаешь меня за то, что я сделал дело, и Аллах предначертал мне, что я сделаю это, за сорок лет до того как Он меня создал?“» (имам аль-Бухари привел этот хадис от Абу Хурайры в «Книге историй о пророках», в разделе «Смерть Мусы» (6/440), № 3407).
«Создав Адама в свое время, Аллах ударил его по правому плечу и извлек оттуда его белых потомков, подобных жемчугу. [Потом] Он ударил его по левому плечу и извлек оттуда его черных потомков, подобных углю, после чего сказал тем, кто находился справа от [Адама]: „[Вы войдете] в рай, и Я не буду обращать внимание [на то, что вы совершали]“. Тем же, кто был в левом плече [Адама], Он сказал: „[Вы войдете] в Огонь, и Я не буду обращать внимание [на то, сколько вас будет]“» (Ахмад, т. 6, с. 441; Баззар, № 2144).
Также в Коране есть ясные указания на то, что люди могут встать на правильный/ложный путь лишь по воле Аллаха.

Ответ: Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

Этот вопрос касается веры в предопределение. Мусульманин должен верить в предопределение добра и зла - это одна из основ веры, как сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в известном хадисе.

Вопрос связи предопределения Аллаха и свободы выбора человека не занимал сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Передается лишь, что они спросили о смысле дел, если уже предопределено, кто будет в раю, кто в аду. На это посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

«Совершайте дела, ведь каждому облегчено то, для чего он создан» (Муслим).

Следует отметить, что тексты, связанные с вопросом предопределения, следует приводить вместе: они толкуют и дополняют друг друга.

Тексты Корана и Сунны, которые утверждают свободу выбора в делах, вере или неверии, приводятся с текстами Корана и Сунны, утверждающими, что все происходит по воле и предопределению Аллаха:

«Скажи: „Истина - от вашего Господа. Кто пожелает, пусть верует, а кто не пожелает, пусть не верует“» (Коран, 18: 29);

«Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах» (Коран, 76:30).

Раздельное рассмотрение приводит к заблуждениям или кадаритов, которые отдали человеку абсолютно полную свободу, или джабаритов, лишивших человека какой-либо свободы и выбора. Ахлю сунна занимает среднюю позицию в этом вопросе.

Если собрать все тексты Корана и Сунны, мы найдем, что в одних утверждается предопределение, в других - свобода выбора. Противоречить друг другу слова Аллаха не могут, поэтому следует их объединить. Имамы разбирали эти священные слова и сказали, что мусульманин должен верить, что Аллах знает все еще до сотворения. Но от человека сокрыто предопределение, и Господь сам выбирает дела людей рая или дела людей ада.

Мусульманин верит, что Аллах никого не накажет без греха, и воздаяние каждому будет по справедливости:

«Сегодня каждая душа получит только то, что она приобрела, и не будет сегодня несправедливости» (Коран, 40:17).

И никто из обитателей Ада не будет оправдываться предопределением, потому что, в данном случае предопределение Аллаха не означает принуждение к этим делам, но означает всезнание Аллаха, Его волю и власть над сотворенным миром. Аллах знает, кто в раю, а кто в аду, и никто не выбрал этот путь без дозволения на то Всевышнего. Дозволение Всевышнего заключается в том, что он даровал людям свободу выбора и если бы Он пожелал, то сделал бы всех верующими (принудительно):

«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле» (Коран, 71:99);

«Неужели они ищут иной религии, помимо религии Аллаха, в то время, как Ему покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле или по принуждению, и к Нему они будут возвращены» (Коран, 3:83).

Эти тексты следует связывать между собой, чтобы прийти к умеренному пониманию веры в предопределение. Также, например, слово «наставление» и его производные в Коране не используются в одном смысле:

«Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем» (Коран, 28:56);

«Воистину, ты наставляешь на прямой путь» (Коран, 42:52).

Слово «наставление» в этих двух аятах используется в разных смыслах. В первом идет речь о том, что Всевышний наставляет к вере, открывая для этого сердце человека, а пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не может этого сделать. Но это не принуждение к вере без мудрости и причины: Аллах выбирает, кого наставлять, кого вводить в заблуждение - и все это по заслугам человека. Это понятно из следующего аята:

«Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для Ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо. Так Аллах насылает скверну (или наказание) на тех, кто не верует» (Коран, 6:125).

Во втором аяте идет речь о том, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) доносит до людей истину ясными словами, показывает им истинный путь своим примером, приводит убедительные доказательства, совершает чудеса и открывает знамения - все это и есть наставление пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Таким образом, мы понимаем, что Всевышний открывает сердце к вере, или закрывает сердце, по Его мудрости и знанию. Он знает, кто заслуживает наставления, а кто, по делам его, стремится к неверию - последнего Он вводит в заблуждение.

«А тех, которые проявляли усердие ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями» (Коран, 29:69).

Сподвижники собрали воедино в одном понимании тексты о свободе и предопределении, в которых ясно говорится, что у наставления и заблуждения есть причины, как и все, что происходит в жизни человека, имеет причину и мудрость. Мусульманин верит в предопределение Аллаха, принимая меры для раскрытия этого предопределения. Когда Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о лекарствах - могут ли они противодействовать предопределению - он ответил:

«Они (лекарства) - тоже из предопределения» (Ахмад, Ибн Маджа, Ат Тирмизи).

Также посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Убегай от прокаженного так же, как убегаешь ото льва» (Аль-Бухари).

Омар бин Хаттаб объехал селение, в котром была эпидемия. И когда ему сказали: «Убегаешь ли ты от предопределения?», он ответил: «Убегаю от предопределения к другому предопределению». В свете этого понимания мы толкуем и хадисы, приведенные в вопросе нашего брата.

Всевышний Аллах знает лучше.

islam.com.ua

1. "Существует ли свобода выбора или это иллюзия, выработанная нашим сознанием, а выбор предопределён?"
Давайте уточним, что речь идет не об абстрактной "свободе выбора", а пока конкретно о человеческой свободе выбора.
Мой ответ - нет, не существует у человека никакой "свободы выбора".
У человека имеется просто выбор. И к этому выбору "свобода" не имеет никакого отношения.
===
Человек не выбирает свободно, какие будут у него гены, какие будут родители, в какой семье родится, в какой стране родится, какое образование получит, какое мировоззрение будет доминирующим в обществе, где он будет жить, какими будут законы, соседи, родственники, власти, литература, искусство, какие события произойдут с ним с первой секунды зачатия до прямо данного мгновения, когда я пишу этот текст.

Поэтому смелее будет, если удастся осознать и запомнить этот факт. :)
===
Что касается предопределенности, то в этом понятии нет ничего ужасного. Кто боится ее и верит в свободу, пусть спросит себе "если свобода человека существует, то разве это не предопределено законами Мироздания?" И пусть проверит, ужасен ли тот факт, что даже наличие свободы является всего-лишь предопределенностью.
Не говоря о гравитации, о желании кушать, пить, думать, любить.
Предопределенность возбуждает эмоции только благодаря влиянию сверхценности свободы.
Если для эксперимента заменить это понятие "обусловленностью", то эмоций сразу станет значительно меньше. :)
===
Рассматриваемое же утверждение будет выглядеть так:
""Существует ли свобода выбора или это иллюзия, выработанная нашим сознанием, а выбор обусловлен обстоятельствами, в которых делается?"
Проверьте, насколько проще ответить "да, выбор является обусловленным обстоятельствами, в которых делается!"
===
Да, мой выбор всегда обусловлен обстоятельствами, внутренними и внешними, и мне очень полезно знать об этом, изучать эти обстоятельства, исследовать их, чтобы улучшить качество выбора, улучшить свое умение делать более точный выбор, более осмысленный, осознанный, соответствующий тем критериям, которые у меня существуют.
Существуют благодаря другим обстоятельствам. :)

===
2. "Если же выбора нет, то как быть с ответственностью?"

Отсутствие "свободы выбора" отнюдь не означает, что нет самого выбора.
Очень важно обратить на это внимание.
Выбор он и есть выбор. И никто не опровергал его возможность. Потому что человек делает выбор тысячи раз в день.
И он не обязан называть эти свои выборы "свободными". :)
Или считать, что раз они не называются "свободными", значит они не существуют. :))
===
Ответственность же означает связь между выбором и результатом выбора.
Каждый несет ответственность за свой выбор, потому что от качества его выбора зависят обстоятельства его жизни, направление развития той ситуации, в которой он находится.
Поступок обусловливает события, "отвечает" за то, каковыми будут эти события.
Это естественно и не имеет никакого отношения к "свободе выбора".
Ответственность человека наступает не благодаря моральным нормам и критериям, а благодаря причинно-следственной цепочке.
===
Что касается моральной ответственности, то это другое дело.
Она зависит от уровня развития общества и морали.
Если общество готово видеть свою собственную роль в выборе каждого человека и делить с ним ответственность пополам - то это одно дело.
Если оно созрело только для того, чтобы требовать у человека ответственности и верит, что человек совершает плохие поступки "по свободе выбора", то это другое дело.
===
В первом случае общество и человек солидарно и осознанно берут на себя ответственность, понимая, что это неизбежно и пробуют делать выводы изучая причины и следствия, улучшая качество своих знаний и поступков, действий, законов, правил.
Во втором случае общество выбирает страх и наказание своим инструментов воздействия на человека, а свободу человека - удобны оправданием собственного невежества.
===
И вместо того, чтобы искать причины того, почему человек сделал тот или иной выбор, что повлияло на это и какое участие в этом влиянии имело само общество, среда обитания человека в целом, ее особенности, предпочитается обвинение, осуждение и наказание.
===
В итоге свобода, выдуманная и навязанная человеку в качестве временного "бога", становится главным тормозом развития и человека и общества.
Человеку лично "свобода" не дает познать мир, потому что если он начнет настоящее познание, обнаружит, что у него нет никакой свободы. Поэтому он боится смотреть в суть явлений и в его познании мира всегда самое главное направление развития процесса будет под запретом. Пока он боится отказаться от своей мнимой "свободы" и фанатично влюблен в эту "свободу".
===
А обществу "свобода" не позволяет развиваться, потому что оно тоже вместо исследования мира и причин человеческих поступков, развлекается осуждением одних и восхвалением других, впадая в самозабвение и проявляя неспособность к развитию.
===
Готов ответить на любые вопросы и контраргументы.

А пока хочу задать другой вопрос.
Разумен ли человек????
===
Или он всего-лишь потенциально разумен? И даже эта потенциальная возможность является чисто гипотетической и нуждается в доказательствах. А пока всего-лишь гипотеза, предположение.
Зачем человеку, который не только не успел стать разумным, но даже не пытается стать, объявить себя свободным? :)
Есть иная причина, кроме его неразумности, точнее - глупости? :)
===
Куда девается большая Вселенная, которая породила человека, когда человек сдуру объявляет себя "свободным"?
Становится ли человек, который объявляет себя "свободным", повелителем Вселенной и причиной, которая породила Вселенную, создала его? :)
===
В чем главная польза отказа от иллюзии о "свободе человека"?
В том, что человек возвращается в реальный мир.
Он получает шанс на искреннее самопознание и на познание мира, на настоящий поиск истины.
===
В плену же иллюзии о своей "свободе" он восстает против Вселенной, и хочет всем тем, чем его снабдила, одарила Вселенная, воспользоваться как неблагодарный глупец, болван, который пытается родить свою мать и стать своим отцом. :)

Вопрос: Многие богословы говорят, что у человека есть выбор между верой и неверием, добром и злом. Но никто не говорит о приведенных ниже хадисах. Не оспаривают их и не говорят, насколько они достоверны. Так есть ли выбор у человека?

«Муса спросил его [Адама]: „Ты ли Адам, которого Аллах создал Своей рукой, а ты затем своим грехом опустил людей на землю?“ Адам спросил: „За сколько лет до моего создания, по твоему, Аллах записал Таурат (Тору)?“ Муса ответил: „За сорок лет“. Адам спросил: „А нашел ли ты, что там написано: „Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение“ (Коран, 20:121)?“ Муса ответил: „Да“. Тогда Адам сказал: „Разве ты порицаешь меня за то, что я сделал дело, и Аллах предначертал мне, что я сделаю это, за сорок лет до того как Он меня создал?“» (имам аль-Бухари привел этот хадис от Абу Хурайры в «Книге историй о пророках», в разделе «Смерть Мусы» (6/440), № 3407).

«Создав Адама в свое время, Аллах ударил его по правому плечу и извлек оттуда его белых потомков, подобных жемчугу. [Потом] Он ударил его по левому плечу и извлек оттуда его черных потомков, подобных углю, после чего сказал тем, кто находился справа от [Адама]: „[Вы войдете] в рай, и Я не буду обращать внимание [на то, что вы совершали]“. Тем же, кто был в левом плече [Адама], Он сказал: „[Вы войдете] в Огонь, и Я не буду обращать внимание [на то, сколько вас будет]“» (Ахмад, т. 6, с. 441; Баззар, № 2144).

Также в Коране есть ясные указания на то, что люди могут встать на правильный/ложный путь лишь по воле Аллаха.

Ответ: Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

Этот вопрос касается веры в предопределение. Мусульманин должен верить в предопределение добра и зла - это одна из основ веры, как сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в известном хадисе.

Вопрос связи предопределения Аллаха и свободы выбора человека не занимал сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Передается лишь, что они спросили о смысле дел, если уже предопределено, кто будет в раю, кто в аду. На это посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

«Совершайте дела, ведь каждому облегчено то, для чего он создан» (Муслим).

Следует отметить, что тексты, связанные с вопросом предопределения, следует приводить вместе: они толкуют и дополняют друг друга.

Тексты Корана и Сунны, которые утверждают свободу выбора в делах, вере или неверии, приводятся с текстами Корана и Сунны, утверждающими, что все происходит по воле и предопределению Аллаха:

«Скажи: „Истина - от вашего Господа. Кто пожелает, пусть верует, а кто не пожелает, пусть не верует“» (Коран, 18: 29);

«Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах» (Коран, 76:30).

Раздельное рассмотрение приводит к заблуждениям или кадаритов, которые отдали человеку абсолютно полную свободу, или джабаритов, лишивших человека какой-либо свободы и выбора. Ахлю сунна занимает среднюю позицию в этом вопросе.

Если собрать все тексты Корана и Сунны, мы найдем, что в одних утверждается предопределение, в других - свобода выбора. Противоречить друг другу слова Аллаха не могут, поэтому следует их объединить. Имамы разбирали эти священные слова и сказали, что мусульманин должен верить, что Аллах знает все еще до сотворения. Но от человека сокрыто предопределение, и Господь сам выбирает дела людей рая или дела людей ада.

Мусульманин верит, что Аллах никого не накажет без греха, и воздаяние каждому будет по справедливости:

«Сегодня каждая душа получит только то, что она приобрела, и не будет сегодня несправедливости» (Коран, 40:17).

И никто из обитателей Ада не будет оправдываться предопределением, потому что, в данном случае предопределение Аллаха не означает принуждение к этим делам, но означает всезнание Аллаха, Его волю и власть над сотворенным миром. Аллах знает, кто в раю, а кто в аду, и никто не выбрал этот путь без дозволения на то Всевышнего. Дозволение Всевышнего заключается в том, что он даровал людям свободу выбора и если бы Он пожелал, то сделал бы всех верующими (принудительно):

«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле» (Коран, 71:99);

«Неужели они ищут иной религии, помимо религии Аллаха, в то время, как Ему покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле или по принуждению, и к Нему они будут возвращены» (Коран, 3:83).

Эти тексты следует связывать между собой, чтобы прийти к умеренному пониманию веры в предопределение. Также, например, слово «наставление» и его производные в Коране не используются в одном смысле:

«Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем» (Коран, 28:56);

«Воистину, ты наставляешь на прямой путь» (Коран, 42:52).

Слово «наставление» в этих двух аятах используется в разных смыслах. В первом идет речь о том, что Всевышний наставляет к вере, открывая для этого сердце человека, а пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не может этого сделать. Но это не принуждение к вере без мудрости и причины: Аллах выбирает, кого наставлять, кого вводить в заблуждение - и все это по заслугам человека. Это понятно из следующего аята:

«Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для Ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо. Так Аллах насылает скверну (или наказание) на тех, кто не верует» (Коран, 6:125).

Во втором аяте идет речь о том, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) доносит до людей истину ясными словами, показывает им истинный путь своим примером, приводит убедительные доказательства, совершает чудеса и открывает знамения - все это и есть наставление пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Таким образом, мы понимаем, что Всевышний открывает сердце к вере, или закрывает сердце, по Его мудрости и знанию. Он знает, кто заслуживает наставления, а кто, по делам его, стремится к неверию - последнего Он вводит в заблуждение.

«А тех, которые проявляли усердие ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями» (Коран, 29:69).

Сподвижники собрали воедино в одном понимании тексты о свободе и предопределении, в которых ясно говорится, что у наставления и заблуждения есть причины, как и все, что происходит в жизни человека, имеет причину и мудрость. Мусульманин верит в предопределение Аллаха, принимая меры для раскрытия этого предопределения. Когда Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о лекарствах - могут ли они противодействовать предопределению - он ответил:

«Они (лекарства) - тоже из предопределения» (Ахмад, Ибн Маджа, Ат Тирмизи).

Также посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Убегай от прокаженного так же, как убегаешь ото льва» (Аль-Бухари).

Омар бин Хаттаб объехал селение, в котором была эпидемия. И когда ему сказали: «Убегаешь ли ты от предопределения?», он ответил: «Убегаю от предопределения к другому предопределению». В свете этого понимания мы толкуем и хадисы, приведенные в вопросе нашего брата.

Всевышний Аллах знает лучше.

«Ислам для всех!»

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Зоя и Тоня. Как становятся героями и предателями 18:34 02/10/2013 Андрей Сидорчик Public Domain Они обе были москвичками, почти ровесницами. Кумирами обеих были женщины-революционерки, обе отправились сражаться с врагом в 1941 году. Но Зоя Космодемьянская без страха взошла на эшафот, а Антонина Макарова стала убийцей сотен невинных людей. Теги:

Право выбора

У человека всегда есть право выбора. Даже в самые страшные минуты своей жизни остаются как минимум два решения. Порой это выбор между жизнью и смертью. Страшной смертью, позволяющей сохранить честь и совесть, и долгой жизнью в страхе, что когда-нибудь станет известно о том, какой ценой она куплена.

Каждый решает сам. Тем, кто выбирает смерть, уже не суждено объяснить другим причины своего поступка. Они уходят в небытие с мыслью о том, что по-другому нельзя, и близкие, друзья, потомки это поймут.

Те, кто купил себе жизнь ценой предательства, наоборот, очень часто словоохотливы, находят тысячу оправданий своему поступку, порой даже пишут про это книги.

Кто прав, каждый для себя решает сам, подчиняясь исключительно одному судье – собственной совести.

Зоя. Девушка без компромиссов

И Зоя , и Тоня родились не в Москве. Зоя Космодемьянская появилась на свет в селе Осиновые Гаи на Тамбовщине 13 сентября 1923 года. Девушка происходила из семьи священников, причем, согласно данным биографов, дед Зои погиб от рук местных большевиков, когда принялся заниматься среди односельчан антисоветской агитацией – его попросту утопили в пруду. Отец Зои, начинавший учиться в семинарии, ненавистью к Советам не проникся, а рясу решил сменить на светское одеяние, женившись на местной учительнице.

В 1929 году семья переехала в Сибирь, а спустя год, благодаря помощи родственников, обосновалась в Москве. В 1933 году семья Зои пережила трагедию – умер отец. Мама Зои осталась одна с двумя детьми – 10-летней Зоей и 8-летним Сашей . Дети старались помогать матери, особенно в этом выделялась Зоя.

В школе она училась хорошо, особенно увлекалась историей и литературой. При этом характер Зои проявился довольно рано – она была принципиальным и последовательным человеком, не допускавшим для себя компромиссов и непостоянства. Эта позиция Зои вызвала непонимание у одноклассников, а девочка, в свою очередь, настолько переживала, что слегла с нервной болезнью.

Болезнь Зои повлияла и на одноклассников – чувствуя свою вину, они помогали ей нагнать школьную программу, чтобы она не осталась на второй год. Весной 1941 года Зоя Космодемьянская успешно перешла в 10-й класс.

У любившей историю девушки была своя героиня – школьная учительница Татьяна Соломаха . В годы Гражданской войны большевичка-учительница попала в руки белых и была зверски замучена. История Татьяны Соломахи потрясла Зою и сильно повлияла на нее.

Тоня. Макарова из семьи Парфеновых

Антонина Макарова родилась в 1921 году на Смоленщине, в деревне Малая Волковка, в большой крестьянской семье Макара Парфенова . Училась в сельской школе, и именно там произошел эпизод, повлиявший на ее дальнейшую жизнь. Когда Тоня пришла в первый класс, то из-за стеснительности не могла назвать свою фамилию – Парфенова. Одноклассники же стали кричать «Да Макарова она!», имея ввиду, что отца Тони зовут Макар.

Так, с легкой руки учительницы, на тот момент едва ли не единственного грамотного в деревне человека, в семье Парфеновых появилась Тоня Макарова.

Училась девочка прилежно, со старанием. Была у нее и своя революционная героиня – Анка-пулеметчица . У этого кинообраза был реальный протип – санитарка чапаевской дивизии Мария Попова, которой однажды в бою действительно пришлось заменить убитого пулеметчика.

Окончив школу, Антонина отправилась учиться в Москву, где ее и застало начало Великой Отечественной войны.

И Зоя, и Тоня, воспитанные на советских идеалах, добровольцами отправились сражаться с фашистами.

Тоня. В котле

Но к тому времени, когда 31 октября 1941 года 18-летняя комсомолка Космодемьянская пришла на сборный пункт для отправки в школу диверсантов, 19-летняя комсомолка Макарова уже познала все ужасы «Вяземского котла».

После тяжелейших боев в полном окружении от всей части рядом с молодой санитаркой Тоней оказался лишь солдат Николай Федчук . С ним она и бродила по местным лесам, просто пытаясь выжить. Партизан они не искали, к своим пробиться не пытались – кормились, чем придется, порой воровали. Солдат с Тоней не церемонился, сделав ее своей «походной женой». Антонина и не сопротивлялась – она просто хотела жить.

В январе 1942 года они вышли к деревне Красный Колодец, и тут Федчук признался, что женат, и поблизости живет его семья. Он оставил Тоню одну.

К тому времени, как 18-летняя комсомолка Космодемьянская пришла на сборный пункт для отправки в школу диверсантов, 19-летняя комсомолка Макарова уже познала все ужасы «Вяземского котла». Фото: wikipedia.org / Bundesarchiv

Из Красного Колодца Тоню не гнали, однако у местных жителей и так было полно забот. А чужая девушка не стремилась уйти к партизанам, не рвалась пробиваться к нашим, а норовила закрутить любовь с кем-то из оставшихся в селе мужчин. Настроив местных против себя, Тоня вынуждена была уйти.

Когда блуждания Тони завершились, Зои уже не было на свете. История ее личной битвы с фашистами оказалась очень короткой.

Зоя. Комсомолка-диверсантка

После 4-дневного обучения в диверсионной школе (на большее не было времени – противник стоял у стен столицы) она стала бойцом «партизанской части 9903 штаба Западного фронта».

В первых числах ноября отряд Зои, прибывший в район Волоколамска, осуществил первую успешную диверсию – минирование дороги.

17 ноября вышел приказ командования, предписывавший уничтожать жилые постройки в тылу противника на глубину 40-60 километров, дабы выгнать немцев на мороз. Эту директиву во времена перестройки критиковали нещадно, говоря о том, что она фактически должна была обернуться и против мирного населения на оккупированных территориях. Но надо понимать ситуацию, в которой она была принята – гитлеровцы рвались к Москве, ситуация висела на волоске, и любой вред, наносимый неприятелю, считался полезным для победы.

После 4-дневного обучения в диверсионной школе Зоя Космодемьянская стала бойцом «партизанской части 9903 штаба Западного фронта». Фото: www.russianlook.com

18 ноября диверсионная группа, в которую входила Зоя, получила приказ сжечь несколько населенных пунктов, включая деревню Петрищево. Во время выполнения задачи группа попала под обстрел, и вместе с Зоей остались двое – командир группы Борис Крайнов и боец Василий Клубков .

27 ноября Крайнов отдал приказ на поджог трех домов в Петрищево. Он сам и Зоя успешно справились с задачей, а Клубкова схватили немцы. Однако в месте сбора они разминулись. Зоя, оставшись одна, решила еще раз отправиться в Петрищево, и совершить еще один поджог.

Во время первой вылазки диверсантов им удалось уничтожить немецкую конюшню с лошадьми, а также поджечь еще пару домов, где квартировали немцы.

Но после этого гитлеровцы отдали приказ местным жителям нести дежурство. Вечером 28 ноября Зою, пытавшуюся поджечь сарай, заметил сотрудничавший с немцами местный житель Свиридов . Он поднял шум, и девушку схватили. За это Свиридова премировали бутылкой водки.

Зоя. Последние часы

Немцы пытались узнать у Зои, кто она и где остальные члены группы. Девушка подтвердила, что дома в Петрищево подожгла она, сказала, что зовут ее Таней, но больше никакой информации не сообщила.

Репродукция портрета партизанки Зои Космодемьянской. Фото: РИА Новости / Давид Шоломович

Ее раздели догола, избили, пороли ремнем – никакого толка. Ночью в одной ночной рубашке, босую, гоняли по морозу, рассчитывая, что девушка сломается, однако она продолжала молчать.

Нашлись и свои мучители – в дом, где содержали Зою, пришли местные жители Солина и Смирнова , дома которых подожгла диверсионная группа. Обматерив девушку, они попытались избить и без того полуживую Зою. Вмешалась хозяйка дома, которая выгнала «мстительниц» вон. На прощание те бросили в пленницу горшок с помоями, стоявший у входа.

Утром 29 ноября немецкие офицеры предприняли еще одну попытку допросить Зою, но опять безуспешно.

Около половины одиннадцатого утра ее вывели на улицу, повесив на грудь табличку «Поджигатель домов». Вели к месту казни Зою два солдата, придерживавшие ее – после пыток сама она с трудом держалась на ногах. У виселицы вновь объявилась Смирнова, обругавшая девушку и ударившая ее палкой по ноге. На сей раз женщину отогнали немцы.

Гитлеровцы начали снимать Зою на фотоаппарат. Измученная девушка обратилась к согнанным на страшное зрелище жителям деревни:

Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать! Эта моя смерть - это моё достижение!

Немцы попытались заставить ее молчать, но она вновь заговорила:

Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен! Советский Союз непобедим и не будет побеждён!

Зою Космодемьянскую ведут на казнь. Фото: www.russianlook.com

Зоя сама поднялась на ящик, после чего на нее накинули петлю. В этот момент она снова крикнула:

Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят!

Девушка хотела крикнуть что-то еще, но немец выбил ящик из-под ее ног. Инстинктивно Зоя схватилась за веревку, но гитлеровец ударил ее по руке. Через мгновенье все было кончено.

Тоня. Из проститутки – в палачи

Блуждания Тони Макаровой завершились в районе поселка Локоть на Брянщине. Здесь действовала печально известная «Локотская республика» - административно-территориальное образование русских коллаборационистов. По сути своей, это были те же немецкие холуи, что и в других местах, только более четко официально оформленные.

Полицейский патруль задержал Тоню, однако партизанку или подпольщицу в ней не заподозрили. Она приглянулась полицаям, которые взяли ее к себе, напоили, накормили и изнасиловали. Впрочем, последнее весьма относительно – девушка, хотевшая только выжить, была согласна на все.

Роль проститутки при полицаях Тоня выполняла недолго – однажды ее, пьяную, вывели во двор, и положили за станковый пулемет «максим». Перед пулеметом стояли люди – мужчины, женщины, старики, дети. Ей приказали стрелять. Для Тони, прошедшей не только курсы медсестер, но и пулеметчиц, это не составляло большого труда. Правда, вусмерть пьяная девушка не очень понимала, что делает. Но, тем не менее, с задачей справилась.

Расстрел пленных. Фото: www.russianlook.com

На следующий день Тоня узнала, что она теперь не потаскуха при полицаях, а официальное лицо – палач с окладом в 30 немецких марок и со своей койкой.

Локотская республика безжалостно боролась с врагами нового порядка – партизанами, подпольщиками, коммунистами, прочими неблагонадежными элементами, а также членами их семей. Арестованных сгоняли в сарай, выполнявший роль тюрьмы, а утром выводили на расстрел.

В камеру вмещалось 27 человек, и всех их необходимо было ликвидировать, дабы освободить места для новых.

Браться за эту работу не хотели ни немцы, ни даже полицаи из местных. И тут очень кстати пришлась появившаяся из ниоткуда Тоня с ее страстью к пулемету.

Тоня. Распорядок палача-пулеметчицы

Девушка не сошла с ума, а наоборот, сочла, что ее мечта сбылась. И пусть Анка расстреливала врагов, а она расстреливает женщин и детей – война все спишет! Зато ее жизнь наконец-то наладилась.

Распорядок дня ее был таков: утром расстрел 27 человек из пулемета, добивание выживших из пистолета, чистка оружия, вечером шнапс и танцы в немецком клубе, а ночью любовь с каким-нибудь смазливым немчиком или, на худой конец, с полицаем.

В качестве поощрения ей разрешали забирать вещи с убитых. Так Тоня обзавелась кучей женских нарядов, которые, правда, приходилось чинить – носить сразу мешали следы крови и дырки от пуль.

Впрочем, иногда Тоня допускала «брак» - нескольким детям удалось уцелеть, потому что из-за их маленького роста пули проходили поверх головы. Детей вывезли вместе с трупами местные жители, хоронившие убитых, и передали партизанам. Слухи о женщине-палаче, «Тоньке-пулеметчице», «Тоньке-москвичке» поползли по округе. Местные партизаны даже объявили охоту на палача, однако добраться до нее не смогли.

Всего жертвами Антонины Макаровой стали около 1500 человек.

Зоя. Из безвестности в бессмертие

Впервые о подвиге Зои написал журналист Петр Лидов в газете «Правда» в январе 1942 года в статье «Таня». Его материал основывался на показаниях пожилого мужчины, ставшего свидетелем казни, и потрясенного мужеством девушки.

Труп Зои провисел на месте казни еще почти месяц. Пьяные немецкие солдаты не оставляли девушку в покое даже мертвой: кололи ножами, отрезали грудь. После очередной такой отвратительной выходки лопнуло терпение даже у немецкого командования: местным жителям приказали снять тело и похоронить.

Памятник Зое Космодемьянской, установленный на месте гибели партизанки, в деревне Петрищево. Фото: РИА Новости / А. Чепрунов

После освобождения Петрищево и публикации в «Правде» было решено установить имя героини и точные обстоятельства ее смерти.

Акт опознания трупа был составлен 4 февраля 1942 года. Было точно установлено, что в деревне Петрищево казнена Зоя Космодемьянская. Об этом в статье «Кто была Таня» в «Правде» рассказал все тот же Петр Лидов 18 февраля.

За два дня до этого, 16 февраля 1942 года, после установления всех обстоятельств гибели, Зое Анатольевне Космодемьянской было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Она стала первой женщиной, которая в годы Великой Отечественной войны была удостоена такой награды.

Останки Зои были перезахоронены в Москве на Новодевичьем кладбище.

Тоня. Бегство

К лету 1943 года жизнь Тони вновь сделала крутой поворот – Красная Армия двинулась на Запад, приступив к освобождению Брянщины. Девушке это не сулило ничего хорошего, но тут она очень кстати заболела сифилисом, и немцы отправили ее в тыл, дабы она не перезаражала доблестных сынов Великой Германии.

В немецком госпитале, впрочем, тоже скоро стало неуютно – советские войска приближались настолько быстро, что эвакуировать успевали только немцев, а до пособников дела уже не было.

Поняв это, Тоня сбежала из госпиталя, вновь оказавшись в окружении, но теперь уже советском. Но навыки выживания были отточены – она сумела добыть документы, что все это время была санитаркой в советском госпитале.

Кто сказал, что грозный «СМЕРШ» карал всех подряд? Ничего подобного! Тоня благополучно сумела поступить на службу в советский госпиталь, где в начале в 1945 году в нее влюбился молоденький солдат, настоящий герой войны.

Парень сделал Тоне предложение, она ответила согласием, и, поженившись, молодые после окончания войны уехали в белорусский город Лепель, на родину мужа.

Так исчезла женщина-палач Антонина Макарова, а ее место заняла заслуженный ветеран Антонина Гинзбург .

О чудовищных деяниях «Тоньки-пулеметчицы» советские следователи узнали сразу после освобождения Брянщины. В братских могилах нашли останки около полутора тысяч человек, но личности удалось установить лишь у двухсот.

Допрашивали свидетелей, проверяли, уточняли – но на след женщины-карателя напасть не могли.

Тоня. Разоблачение 30 лет спустя

Тем временем Антонина Гинзбург вела обычную жизнь советского человека – жила, работала, воспитывала двух дочерей, даже встречалась со школьниками, рассказывая о своем героическом военном прошлом. Разумеется, не упоминая о деяниях «Тоньки-пулеметчицы».

Антонина Макарова. Фото: Public Domain

КГБ потратил на ее поиски больше трех десятилетий, но нашел почти случайно. Некий гражданин Парфенов, собираясь за границу, подал анкеты с данными о родственниках. Там-то среди сплошных Парфеновых в качестве родной сестры почему значилась Антонина Макарова, по мужу Гинзбург.

Да, как же помогла Тоне та ошибка учительницы, сколько лет она благодаря ей оставалась в недосягаемости от правосудия!

Оперативники КГБ работали ювелирно – обвинять в подобных злодеяниях невинного человека было нельзя. Антонину Гинзбург проверяли со всех сторон, тайно привозили в Лепель свидетелей, даже бывшего полицая-любовника. И лишь после того, как все они подтвердили, что Антонина Гинзбург и есть «Тонька-пулеметчица», ее арестовали.

Она не отпиралась, рассказывала обо всем спокойно, говорила, что кошмары ее не мучили. Ни с дочерьми, ни с мужем общаться не захотела. А супруг-фронтовик бегал по инстанциям, грозил жалобой Брежневу , даже в ООН – требовал освобождения любимой жены. Ровно до тех пор, пока следователи не решились рассказать ему, в чем обвиняется его любимая Тоня.

После этого молодцеватый, бравый ветеран поседел и постарел за одну ночь. Семья отреклась от Антонины Гинзбург и уехала из Лепеля. То, что пришлось пережить этим людям, врагу не пожелаешь.

Тоня. Расплата

Антонину Макарову-Гинзбург судили в Брянске осенью 1978 года. Это был последний крупный процесс над изменниками Родины в СССР и единственный процесс над женщиной-карателем.

Сама Антонина была убеждена, что за давностью лет наказание не может быть чересчур строгим, полагала даже, что она получит условный срок. Жалела только о том, что из-за позора снова нужно переезжать и менять работу. Даже следователи, зная о послевоенной образцовой биографии Антонины Гинзбург, полагали, что суд проявит снисхождение. Тем более, что 1979 год был объявлен в СССР Годом Женщины, а со времен войны в стране не казнили ни одну представительницу слабого пола.

Однако 20 ноября 1978 году суд приговорил Антонину Макарову-Гинзбург к высшей мере наказания – расстрелу.

На суде была доказана документально ее вина в убийстве 168 человек из тех, чьи личности удалось установить. Еще более 1300 так и остались неизвестными жертвами «Тоньки-пулеметчицы». Есть преступления, за которые невозможно ни прощать, ни миловать.

В шесть утра 11 августа 1979 года, после того, как были отклонены все прошения о помиловании, приговор в отношении Антонины Макаровой-Гинзбург был приведен в исполнение.

У человека всегда есть выбор. Две девушки, почти ровесницы, оказавшись на страшной войне, заглянули смерти в лицо, и сделали выбор между смертью героя и жизнью предателя.

Каждый выбрал свое.