Расцвет и упадок Киевской Руси. Эпоха расцвета киевской руси

РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ X -ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XI в.)

Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972-980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги, получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе со своим дядей Добрыней (сестрой его матери) бежал "за море", откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

Правление Владимира. С 980 г. Владимир стал единым правителем Руси. Празднуя свою победу над Ярополком и отдавая должное поддержавшим его язычникам Севера и Киева, он поставил на холме неподалеку от своего дворца статуи всем наиболее популярным языческим богам во главе с Перуном. Его дядя Добрыня был направлен наместником в Новгород, где также над Волховым торжественно поставил изображение Перуна.

В первые годы своего правления Владимир вел себя как необузданный и жестокий язычник. Он строго наказал своих противников в Киеве, заставил выйти за себя замуж жену убитого брата, которая ждала ребенка. Летописец характеризует Владимира того периода как нравственно распущенного человека, "женолюбца".

Но уже в эти годы Владимир решал крупные государственные вопросы. Хотя Новгород и Киев были вновь объединены, древляне вели себя смирно, а весь днепровский путь оказался в руках Владимира, Киеву перестали подчиняться радимичи и вятичи. Владимиру потребовалось три года, чтобы покорить восставшие племена.

Как и его отец, Владимир в дальнейшем крепкой рукой держал единство Руси. Он посылал в различные земли, бывшие племенные княжения, своих сыновей, которые являлись его наместниками. Старшего - Вышеслава он направил в Новгород, а после ere смерти послал туда третьего сына - Ярослава, Бориса отправил в Ростов, в землю вятичей, Глеба - в Муром, Святослава - в древлянскую землю, Всеволода - во Владимир на Волыни, Мстислава - в далекую Тмутаракань на Таманском полуострове. Святополк, родившийся от Ярополка и усыновленный Владимиром, был отослан в Туров.

Продолжил Владимир и внешнюю политику своего отца Святослава, вновь нацелившись на земли по Дунаю. Поход против Болгарии, хотя был успешен, но русские не рискнули закрепиться там и заключили с Болгарией мир.

В начале правления Владимира обозначилось новое направление внешней политики Руси - западное. К этому времени на западных границах Руси сложилось сильное Польское государство во главе с его основателем князем Мешко I из династии Пястов. Он вместе с дружиной принял христианство по римскому образцу. С этого времени польская церковь стала ориентироваться на папу римского. Главным противником Польши на Западе были германские княжества, на Востоке же мощным противником стала Русь. Спорными на долгие годы оказались земли так называемой Червенской Руси с городами Перемышлем, Червенем и др. Едва заняв престол, Владимир организовал поход на юго-запад и подчинил эти земли Руси. Таким образом, территория Руси еще более расширилась.

Из приазовских степей в течение всего X в. в Причерноморье выходили все новые и новые орды печенегов. Печенежские орды или колена, как их называли на Руси, объединялись в большие союзы. С этими-то союзами Русь и имела дело со времен Игоря и Святослава. С одними из них русские князья вели упорное противоборство, с другими заключали мирные договоры и привлекали их золотом и подарками на свою сторону в качестве союзников.

Печенеги периодически грабили русские города и села, уводили жителей в плен, а после продавали их на невольничьих рынках. Крупное поражение Владимир нанес печенегам в 992 г. В честь этой победы князь основал город Переяславль (от слов "переять", "перенять" "славу"). Но через четыре года новая печенежская орда подошла к городу Василеву близ самого Киева. Владимир вышел против врагов с небольшой дружиной, был разбит, и лишь чудо спасло его. Во время бегства князь спрятался под мостом, а печенежские всадники проносились над ним. В этот критический час своей жизни Владимир (уже принявший к этому времени христианство) обещал в случае спасения поставить в Василеве церковь Преображения, так как на этот день пришелся этот церковный праздник. Вскоре князь выполнил обет и в Василеве появилась новая церковь, как бы напоминая о превратностях человеческой жизни.

Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир предпринял строительство крепостей, которые располагались на днепровском левобережье, вдоль рек, впадающих в Днепр. Здесь было меньше лесов и степь подходила вплотную к Чернигову, от которого был один день конного пути до Киева. Четыре линии крепостей на расстоянии 15-20 км встали в этом районе на границе со степью. Большинство этих форпостов располагалось, близ бродов, куда в первую очередь устремлялась печенежская конница. Киев, как известно, расположен на правом берегу Днепра. Печенегам, чтобы попасть на этот берег, надо было перейти реку вброд под городом Витичевом, а затем пройти через долину реки Стугны. Но как раз здесь и стояли крепости Владимира, соединенные высокими валами.

В глубине этой линии киевский князь построил город-крепость Белгород, который со временем стал местом сбора всех русских сил во время нашествия печенегов.

Для предупрждения об опасности Владимир ввел систему светового оповещения. На высоких холмах или специально насыпанных курганах стояли сигнальные башни. Оттуда был хороший обзор на многие километры. Как только вдали степь начинала "дымиться", это означало, что конные массы печенегов идут походом на Русь. В тот же момент на башне зажигались сигнальные огни, которые были видны на большие расстояния. Огненные сигналы передавались от одной башни к другой, и через несколько минут в Киеве уже знали о приближающейся опасности.

Но, пожалуй, самым важным в этой системе противоборства со степными кочевниками стала практика привлечения в города-крепости наиболее смелых, сильных, мужественных воинов. По указу Владимира сюда стали привлекаться, прежде всего, удальцы с русского Севера - новгородские словени, кривичи, выходцы из чудских земель, а также вятичи. В этих пограничных со степью городках-крепостях, в постоянных сечах с печенегами формировались русские богатыри, о которых сложено столько легенд и былин.

Истоки русского христианства. Правление Владимира Святославича связано с таким историческим событием, как принятие Русью христианства.

Самые ранние известия о проникновении христианства в восточнославянские земли восходят еще к первым векам новой эры, когда в Малой Азии, на Балканском полуострове, в Северном Причерноморье и Крыму вели свои проповеди первые христианские апостолы и их ученики. В Крыму и на Таманском полуострове от тех времен сохранились тайные катакомбные церкви. Первые подступы к крещению Русь сделала в IX в. Тогда дважды руссы принимали крещение. Но языческая реакция бесследно поглощала эти первые попытки русских князей приобщить свой народ к христианству. И все же христианство медленно, но верно вербовало себе сторонников. Под влиянием Византии христианские храмы были построены на Таманском полуострове, в Керчи. Христианские проповедники обращали в христианство руссов, живших в Крыму. Херсонес стал центром христианства во всем Северном Причерноморье. Здесь с незапамятных времен существовала самостоятельная митрополия , т. е. церковная организация во главе с митрополитом . Мощное влияние оказали проповеди и широкая просветительская деятельность "славянских апостолов" Кирилла и Мефодия, которых высоко чтили на Руси даже в языческие времена.

Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан и стояла церковь святого Ильи. После крещения Ольги христианизация пошла более быстрыми темпами. Связи киевского двора с западными христианами показывают, что в ту пору Русь не хотела ориентироваться на какую-то одну из церковных сторон: добрые отношения поддерживались и с византийской, и с римской церковью.

Несмотря на подавляющее значение язычества, Русь отличалась большой веротерпимостью. Здесь свободно отправляли свои религиозные культы мусульмане и иудеи, христиане из Византии, из немецких, польских, чешских земель.

Приход к власти Владимира, казалось, надолго определил торжество язычества. Но жизнь брала своё. Русская правящая верхушка прекрасно понимала необходимость принятия христианства. Во-первых, этого требовали интересы развивающегося государства. Оставаться в христианском мире языческой окраиной означало изоляцию от всего европейского сообщества стран. Во-вторых, новая религия с ее монотеизмом (единобожием) вполне соответствовала сущности нового единого государства во главе с монархом. И не случайно Владимир поставил на холме главных языческих богов во главе с Перуном, пытаясь в языческой религии найти опору государственного единства страны.

В-третьих, христианство цементировало семью, ячейку общества, вводило новую мораль, требовало гуманного отношения к женщине, к матери, к детям, к человеку вообще. Это не могло не содействовать прогрессу общества. В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, духовной жизни страны: христианство уже обладало хорошо разработанной философской системой, породило богатую богословскую литературу. Постепенные контакты с христианскими странами содействовали приобщению Руси к духовности и культуре античного мира. В-пятых, вызревание на Руси новых общественных отношений, все более быстрое и глубокое социальное расслоение требовали новой идеологии. Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства.

Отвечая на исконные вопросы человека о смысле жизни, о его судьбе после смерти, христианство направляло личность на поиск нравственного совершенствования, уводило его от решения чисто мирских задач. Оно облегчало человеку жизнь, примиряло его со смертью, обещало вечное блаженство его душе в ином, благодатном мире. Любой простой человек, благодаря христианскому учению, мог чувствовать себя и независимым, и более духовно богатым, чем любой стоящий над ним потому, что смысл жизни определяется не вещами, не землями, не дворцами, а способностью человеческой души совершать добро, нравственным совершенствованием.

Можно думать, что и сам Владимир не раз задумывался над содеянным в своей бурной жизни, где были и убийства, в том числе брата, и клятвопреступления, и разврат. Главным судьей для человека является его собственная душа. И чем ближе конец жизни, тем больше человек ищет защиты от неумолимого рока.

Христианство могло отпустить грехи, очистить душу, дать возможность для возрождения и обновления личности, надежду на счастливую жизнь в вечности. Во всяком случае, после принятия крещения в личной жизни Владимира произошел крутой поворот, и он во многом стал иным человеком, хотя власть по-прежнему диктовала ему свои жестокие законы.

Несмотря на экономические, политические, культурные и религиозные связи Руси с Византией, христианство по византийскому образцу не сразу получило преимущественное право на официальное внедрение в русских землях.

В летописи рассказывается о том, как к Владимиру приходили религиозные миссии из мусульманской Волжской Булгарии, из иудаистской Хазарии, из немецких земель, где утверждалось христианство римского толка. Прибыл проповедник и из Византии, который изложил Владимиру смысл православного христианства.

Владимир внимательно выслушивал миссионеров, советовался с боярами и киевлянами. Приводится и такой случай: когда мусульманские миссионеры, хваля свою религию, обмолвились, что ислам запрещает употребление вина, Владимир будто бы воскликнул: "Руси есть веселье питие, не можем бес того быть".

Крещение Владимира. На первых порах все новые черты христианской религии, конечно, не могли себя проявить полностью. Поначалу перед русским правительством стояли чисто практические вопросы: как использовать принятие христианства для возвышения престижа Руси и авторитета династии? Византия же стремилась христианизировать Русь для того, чтобы оказывать на нее политическое влияние и обезопасить себя от русских набегов.

С этими прямо противоположными целями начали Русь и Византия в 987 г. переговоры, в ходе которых была затронута проблема крещения. На этих переговорах Владимир потребовал себе в жены сестру императора Василия II принцессу Анну. Это могло бы сильно возвысить государственный престиж Руси в Европе и Азии, укрепить авторитет династии внутри страны. Не случайно многие монархи Европы и Азии стремились породниться с византийским императорским домом.

Византийцы, нуждавшиеся в русской помощи против мятежников, согласились с требованием Владимира, но предложили ему принять крещение. Владимир согласился. Русский отряд был направлен в Византию, и антиправительственный мятеж был подавлен. Но, когда опасность миновала, греки не торопились выполнять договор о браке Анны и Владимира. Ситуация резко изменилась. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр византийских владений в Крыму - Херсонес (Корсунь).

Осада продолжалась несколько месяцев. В конце концов, с крепостных стен в стан Владимира была пущена стрела, к которой была прикреплена записка. В ней говорилось, что для взятия города необходимо перекрыть водопровод, который находится к востоку от городских стен. Стрела была послана от имени херсонесского священнослужителя Анастаса. Воины Владимира нашли трубопровод и перекопали его. Вскоре изнемогающие от жажды жители города сдались на милость победителя.

После этого Владимир послал в Константинополь гонцов и передал с ними, что если Анна не прибудет к нему в Херсонес, то русская армия атакует Константинополь. Владимир подтвердил свое обещание принять крещение. Анна отказывалась ехать на Русь, плакала и говорила: "Лучше мне умереть". Но Василий II уговорил ее помочь Византии, и вскоре корабль, на котором находилась принцесса, ее свита, священники, прибыл к берегам Крыма.

В Херсонесе Владимир принял крещение, подчеркнув тем самым добровольность этого акта со стороны Руси и независиость от воли Византии. В христианстве он взял имя Василия в честь императора Василия II , с которым Владимир становился как бы вровень. Херсонес был возвращен империи. Вместе с великим князем крестилась и часть дружины. Подобным же образом Хлодвиг, король франков, принял крещение вместе со своими воинами.

Владимир вернулся в Киев, взяв с собой из Херсонеса иконы, церковную утварь, выведя оттуда часть священников. Прихватил он с собой мощи святых Климента и Фива. Ушел с Владимиром и священник Анастас, помогший ему овладеть городом.

Христианизация Руси. Между крещением князя Владимира и крещением всей Русской земли прошло немало времени. Лишь в 990 г. Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси. Это было большое испытание для народа, особенно на Севере, где язычество было в большей силе и, где языческие волхвы являлись выразителями умонастроения людей.

Вначале крещение приняло население Киева. В один из летних дней по приказу Владимира были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители города явились к реке. Там все они - мужчины, женщины, дети - вошли в воду, и над ними священники провели обряд крещения. Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. Первую из них -, церковь святого Василия - он указал поставить на холме, где прежде возвышалось изображение Перуна. Следом за этим началось обращение в христианство других русских городов и земель. Этот процесс занял несколько лет.

Христианизация Новгорода была поручена дяде князя Добрыне. Языческий Новгород выступил против прихода Добрыни со священниками и крестами. Лишь после ожесточенных стычек, в ходе которых язычники разгромили двор Добрыни и убили его близких, новгородскому наместнику удалось сломить сопротивление восставших. Много людей было жестоко наказано. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове и других землях. В сельских, лесных районах язычество еще долго сохраняло свои позиции.

Христианизация Руси проводилась не только путем княжеских указов, но и другими путями. В Киев из Византии привозились иконы, священные книги; был организован их перевод на славянский язык, повсюду воздвигались христианские храмы.

Одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке в отличие от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке. Это приближало новую религию к народу, делало ее частью его духовной жизни, быта и культуры.

Владимир не мог не учитывать и еще одной особенности византийской церковной организации. Во главе ее стоял не церковнослужитель, как римский папа, а глава светской власти - император, ему подчинялся патриарх. Эта традиция переносилась на Русь.

Историческое значение крещения Руси. Поначалу христианские церкви были маленькими очагами в море язычества. Лишь позднее, при поддержке государственной власти церковь стала укореняться в народной среде, в городах и селах. Но пройдет еще несколько веков, прежде чем она повсеместно возьмет верх над язычеством.

Но язычество так до конца и не сдалось. Русь стала страной, где осуществилось необычайное и довольно прочное сочетание христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений. Возникло так называемое двоеверие. Христиане молились в церквях, клали поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли старые языческие праздники. Так, праздник Коляды слился с Рождеством Христовым и Крещением. Сохранился и праздник Масленицы, который и доныне отмечается перед Великим постом. Веря в Христа и святых угодников, представители всех слоев общества, но особенно простой люд, продолжали считаться с домовыми и лешими, русалками и упырями. Святой Илья-пророк очень напоминал Перуна, а святой Вла-сий, покровитель скотоводства, сливался с древним Белесом.

Народное сознание упорно вплетало старые языческие поверья в свой быт, приспосабливая христианскую обрядность к проверенным веками явлениям природы, которые так внимательно и точно определялись язычеством. Двоеверие стало удивительной отличительной чертой истории русского и других христианских народов, населявших Россию.

Когда мы говорим об историческом значении введения христианства, то прежде всего имеем в виду последующее развитие церкви, ее постепенное укоренение на русской почве и то всестороннее влияние на русскую жизнь- экономическое, политическое, духовное, культурное, которое церковь стала со временем оказывать.

В дальнейшем церковь получила обширные земли, на которых стала организовывать собственное хозяйство. В первую очередь это относится к монастырям - религиозным братствам, где члены этого братства - монахи давали обет безбрачия, уходили от всего земного и целиком обязались посвятить себя Богу. Монастыри стали управляться игуменами. Они, получив от великих князей земли в собственное владение, развернули на них земледельческое хозяйство, в котором использовали труд зависимых, обедневших людей, практиковали они и разведение скота, огородничество. Монастыри обеспечивали себя всем необходимым. Со временем они стали центрами торговли и даже ростовщичества.

В монастырях было немало монахов, которые вели высоконравственную жизнь, становились подвижниками христианской идеи и христианской морали. Тем самым они оказывали сильное духовное и религиозное влияние на окружающий мир.

С течением веков, укрепившись в экономическом смысле, воспитав из русской среды высокообразованные кадры, церковь стала оказывать все большее влияние на политическую жизнь страны. Некоторые крупные церковные иерархи - митрополиты, епископы участвовали в государственных интригах, поддерживали того или иного князя в политической борьбе. Однако церковь старалась быть выше мелких политических интересов, и ее лучшие представители выступали за единство Руси, против междоусобиц. Известно немало случаев, когда видные церковные деятели выполняли миссии миротворцев, возглавляли общерусские патриотические движения, обличали князей за их корыстолюбие, эгоизм, политическую ограниченность, трусость.

При церквях и монастырях создавались школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахами, деятелями церкви в основном являлись создатели замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов. С ними мы познакомимся несколько позже.

С годами великие князья поручали церкви судопроизводство по всем религиозным делам, а также по делам семейным. В церковных "уставах", которые были основанием для такого судопроизводства, церковь выступала за поддержание христианских начал в обществе и семье, за человеколюбие, терпимость, за уважение детей к родителям, за уважение к личности женщины, старалась защитить обиженных и угнетенных. Церковь выступила против языческих обычаев: похищения девиц, многоженства, против браков в близких степенях родства, выступала против насильственной выдачи дочерей замуж, преследовала преступления, унижающие человеческую личность. В этом смысле церковь, духовенство активно работали на укрепление семьи, общества, государства, способствовали снижению уровня эксплуатации.

Однако, содействуя развитию культуры, грамотности, церковь одновременно всеми силами подавляла культуру, основанную на языческих традициях и обрядах. Преследовались веселые праздники, коляды и масленицы, как бесовские, карались скоморошество, игра на народных инструментах.

Помогая экономическому, культурному, религиозному сближению с Византией и другими православными странами (Болгарией, Сербией), церковь в своей борьбе против "латинства", против папского Рима (особенно после окончательного раскола византийской и римской церквей в 1054 г.) способствовала изоляции Руси от некоторых духовных процессов, протекавших на Западе.

Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется "равноапостольным".

Вторая усобица на Руси. 15 июля 1015 г. Владимир Святославич скончался, прожив немногим более 50 лет. Он разболелся в тот момент, когда готовился к походу на Новгород после того, как княживший там его сын Ярослав, родившийся от полоцкой княжны Рогнеды, начал против отца мятеж, перестал уплачивать в Киев положенную дань. Ярослав, как когда-то Владимир, обратился за помощью к варягам, но в этот момент и пришло известие из Киева о смерти великого князя.

Из 12 сыновей от различных жен Владимира большинство остались в живых и уже были взрослыми князьями. Но их положение в княжеской семье было различным. Поскольку двое старших сыновей от Рогнеды Вышеслав и Изяслав умерли, претендентом на русский престол оставался старший в роду Святополк, приемный сын, которого Владимир не любил. Женатый на дочери польского короля Болеслава I Храброго, Святополк при поддержке поляков даже замышлял заговор против отца, но был посажан в темницу, откуда Владимир его вскоре выпустил.

Наиболее близкими к нему сыновьями были дети от принцессы Анны Борис и Глеб. Особенно отец любил Бориса, держал его при себе, поручал ему командовать своей дружиной. В момент смерти отца Борис как раз находился в очередном походе против печенегов.

Но передать ему престол Владимир не мог, так как тем самым нарушался бы принятый повсеместно порядок наследования трона по старшинству и по прямой мужской линии. Создавалась весьма сложная ситуация с престолонаследием. За возвышением Бориса с тревогой наблюдали опальный Святополк и засевший в Новгороде, второй по старшинству из оставшихся в живых сыновей Ярослав.

Едва Владимир умер, как власть в Киеве взял Святополк. Княжеская дружина находилась в походе и воспрепятствовать ему не могла. Для того чтобы укрепить свою власть, Святополк начал подкупать киевлян, раздавать им деньги, различные подарки. Но, как отмечает летописец, сердце киевлян была с юным князем Борисом. Весть о смерти отца пришла к Борису в тот момент, когда он был с дружиной на реке Альте, так и не найдя печенегов. Ближние люди стали уговаривать его повести дружину на Киев и взять в руки власть. Но Борис отказался сделать это, то ли руководствуясь нравственными мотивами и не желая нарушить порядок престолонаследия, то ли опасаясь штурмовать Киев, где Святополк собрал уже достаточно сторонников. Встретив отказ, войско разбрелось по домам, а сам он остался лишь с телохранителями.

Эгим незамедлительно воспользовался Святополк. В Киеве он сформировал отряд воинов во главе с боярином Путшей и приказал им убить Бориса. Убийцы, разметав охрану Бориса и убив его любимого телохранителя, ворвались в шатер и бросились с копьем на молящегося князя. Под их ударами он упал бездыханным рядом со своим слугой. Когда завернутое в шатер тело Бориса привезли в Киев и бросили к ногам Святополка, тот обнаружил, что Борис еще дышит. Тут же на глазах Святополка верные ему люди добили Бориса мечами, пронзив его сердце.

Но оставался еще муромский князь Глеб. Святополк направил к нему гонцов с просьбой прибыть в Киев, так как отец тяжело болен. Ничего не подозревавший Глеб с небольшой дружиной отправился в путь - сначала на Волгу, а оттуда к Смоленску и затем в ладье в Киев. Уже в пути он получил известие о смерти отца и убийстве Бориса. Глеб остановился и пристал к берегу. Здесь на полпути к Киеву на Днепре и застали его люди Святополка. Они ворвались на корабль, перебили Глебовых дружинников, а потом по их приказу повар Глеба зарезал его ножом.

Смерть юных братьев потрясла русское общество. Борис и Глеб со временем стали символами непротивления злу, праведности, добра и мученичества во славу светлых идей христианства. Оба князя уже в XI в. стали первыми русскими святыми.

Святополк уничтожил и еще одного из братьев - Святослава, который правил в Древлянской земле. Теперь друг против друга вновь встали Киев, где окончательно утвердился Святополк, получивший в народе прозвище "Окаянного", и Новгород, где оставался Ярослав Владимирович.

Ярослав, которому в это время было 28 лет, удивительно повторил судьбу отца. В начавшейся междоусобице Ярослав тоже обратился за помощью к варягам, собрал войско со всего севера Руси. Он вел на Киев 40-тысячную рать. Святополк выступил навстречу Ярославу с киевской дружиной и нанятой печенежской конницей.

Противники встретились на Днепре ранней зимой 1016 г. близ города Любеча и встали на противоположных берегах реки. Ярослав атаковал первым. Ранним утром на многочисленных ладьях его рать переправилась на противоположный берег. Ярослав обратился к своему войску с пламенной речью, затем его воины оттолкнули от берега ладьи, как бы показав, что назад им хода нет, и ударили на киевлян. Зажатые между двумя уже замерзшими озерами воины Святополка пришли в замешательство и вступили на тонкий лед, который стал ломаться под их тяжестью. Разгром Святополковой рати был полный. Сам великий князь бежал в Польшу, к своему тесю Болеславу I .

Ярослав в 1017 г. занял Киев. В том же году он заключил союз с германским императором Генрихом II против Польши. Однако борьба на этом не кончилась. Святополк "Окаянный, вернулся на Русь вместе с Болеславом I и польским войском. Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород, Святополк с поляками занял Киев. Поляки начали чинить насилие над людьми, и население стало браться за оружие. Святополк призвал киевлян выступить против своих союзников. Тем самым князь пытался спасти собственный авторитет и сохранить власть.

В это время Ярослав в Новгороде набирал новую рать. Богатые горожане оказали ему поддержку, пожертвав большие средства на наем войска. Собрав достаточно сил, Ярослав вторично двинулся на юг. Святополк не стал скушать судьбу. Слишком велико было против него негодование киевлян, не простивших ему привод в Киев поляков. Он бежал к печенегам. Соперники вновь встретились в открытом бою в 1018 г. На этот раз местом сражения стал берег реки Альты, неподалеку от того места, где был злодейски убит Борис. Это придало войску Ярослава дополнительные силы. Трижды полки враждающих сторон сходились в рукопашных схватках. К концу дня Ярослав одолел соперника и тот бежал. Сначала Святополк оказался в польских землях, потом двинулся в землю чехов и умер в пути.

Не сразу удалось Ярославу восстановить единство Руси. Во время междоусобицы самостоятельность проявил его брат, владетель Тмутараканского княжества на Тамани талантливый полководец Мстислав. Он прославился своими победами над северокавказскими народами. А в 1024 г. Мстислав под Листвиным, неподалеку от Чернигова, нанес поражение Ярославу, после чего Русь по договору между братьями была разделена на две части. Все левобережье Днепра с северской землей, Черниговым, Переяславлем и другими городами отошло к Мстиславу. Своей резиденцией Мстислав, ставший соправителем Руси, сделал Чернигов. Под управлением Ярослава остались Киев с правобережными землями и Новгород.

Братья жили мирно и даже предпринимали объединенные походы против внешних врагов. Так, их объединенное войско нанесло поражение польскому королю, после чего спорные Червенские города снова отошли к Руси.

В 1036г. Мстислав умер. Он не имел наследников, поэтому его часть Руси отошла к Ярославу. Так через двадцать с лишним лет после смерти Владимира Русь снова стала единой.

Правление Ярослава Мудрого. Став "самовластием", Ярослав пошел по пути отца. Он послал в крупные города и земли своих сыновей и требовал их беспрекословного повиновения. В Новгород отправился старший сын Владимир, а после его смерти туда был послан следующий по старшинству сын Изяслав, Святославу он отдал под управление черниговскую землю, Всеволоду - выросший к этому времени в сильную крепость Переяславль. Другие его сыновья были посланы в Ростов, Смоленск, Владимир-Волынский.

Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов "Русскую Правду". В основе его лежали старые традиции, устный "Закон русский", который упоминается еще в договорах Руси с Византией.

"Русская Правда" строго наказывала за умышленное убийство. Причем допускалась еще кровная месть: за убийство человека родственники могли мстить убийце, но это право получали лишь близкие родственники (брат, отец, сын, дядя). Так эта традиция, пришедшая из родоплеменного быта, подверглась уже законодательному ограничению. Если же таких ближних родственников не оказывалось, то убийца платил великому князю виру, специальную плату в 40 гривен. Такой же принцип применялся и в наказаниях за увечье, побои. Они также наказывались вирами.

Первый русский писаный закон касался, прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк, которых было так много в это смутное время на Руси. Но уже в нем просматривались черты развивающегося социального неравенства, которые быстро обгоняли само законодательство. Так, в некоторых статьях денежные штрафы полагались за укрывательство чужой челяди. За преступление холопа виру платит господин. За обиду, которую наносит холоп свободному человеку, последний мог безнаказанно убить обидчика.

С большим упорством и настойчивостью Ярослав Владимирович продолжал внешнюю политику своего отца и деда. Но он расширил ее масштабы, совершенствовал методы проведения в соответствии с растущей мощью государства.

Он утвердил власть Руси на западном берегу Чудского озера. Здесь был основан город Юрьев (нынешний Тарту). Город получил свое название в честь Георгия-Юрия, таково было христианское имя Ярослава. Предпринимались неоднократные походы на воинственное балтское племя ятвягов, в летописях упоминается и поход на Литву.

Еще в 30-е гг. XI в. Русь продолжала успешное противоборство с Польшей. Но, после того как были отвоеваны Червенские города, Польша, испытывая давление со стороны Германской империи и Чехии, а также со стороны прибалтийских славянских племен, теперь нуждалась в поддержке со стороны Руси.

Союз двух государств был укреплен династическими браками: польский король Казимир I женился на сестре Ярослава Добронеге (христианское имя Мария), а старший сын Ярослава Изяслав женился на сестре короля. Русь оказала Польше помощь в войнах с Чехией и прибалтийскими славянами.

На севере Русь связывали тесные дружественные отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за норвежского короля младшая дочь Ярослава Елизавета.

Ярослав завершил усилия Владимира по борьбе с печенегами. Он продолжал строить на границе со степью города-крепости, а в 1036 г. нанес под киевскими стенами сокрушительное поражение печенежскому войску. Битва происходила в том месте, где ныне стоит храм святой Софии. Тогда здесь было чистое поле. Целый день длился бой, и лишь к вечеру печенеги побежали. Многие из них были убиты, многие потонули в окрестных речках, пытаясь спастись, вплавь от преследователей и уйти в степь. Это поражение настолько потрясло печенегов, что после него их набеги на Русь практически прекратились.

Но с востока в Причерноморские степи надвигалась новая кочевая орда, теснившая печенегов,- половцы .

После долгого периода мирных отношений с Византией Русь при Ярославе начала новую войну с империей. Поводом послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Большая русская рать под началом старшего сына Ярослава Владимира двинулась на ладьях к Константинополю. Но около западных берегов Черного моря флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть русских судов. Около 6 тысяч воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на сушу, другие морем двинулись обратно.

Узнав об этом, император Константин Мономах приказал преследовать русский флот и уничтожить сухопутное войско. Но в морском сражении руссы нанесли поражение грекам и лишь после этого двинулись на родину. Судьба сухопутной рати была трагичной. Греки окружили и взяли в плен воинов Вышаты, многих из них ослепили и отпустили восвояси для устрашения Руси. Долго еще по русским селам и городам брели эти несчастные слепцы, пробираясь к родным очагам.

Лишь в 1046 г. Русь заключила мирный договор с Византией: В знак возобновления дружеских связей между двумя странами был устроен брак византийской принцессы, дочери Константина Мономаха, и сына Ярослава - Всеволода. Этот брак лишь подчеркнул, как вырос за последние десятилетия международный авторитет Руси. Русь поистине стала европейской державой. С ее политикой считались Германская империя, Византия, Швеция, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия, другие европейские страны. На Востоке вплоть до низовьев Волги у нее теперь практически не было соперников. Ее границы простирались от Карпат до Камы, от Балтийского моря до Черного. Периметр территории Руси равнялся 7000 км. К середине XI в. там жило около 4 млн. человек.

Рост международного престижа Руси подтверждали и династические браки киевского княжеского дома. Все сыновья Ярослава были женаты на владетельных принцессах - Византии, Польши, Германии. Его дочери были выданы замуж за правителей разных стран. Старшая, Анна,- за французского короля Генриха I , Анастасия - за венгерского короля Андрея, младшая, красавица Елизавета,- за норвежского короля Гарольда.

Интересна судьба этих женщин. После смерти мужа Анна Ярославна во время малолетства сына была регентшей Франции, Елизавета после гибели на войне короля Гарольда вторично вышла замуж за короля Дании и играла большую роль в политике.

Церковь и религия. Во времена Ярослава христианская церковь получила на Руси действительно широкое распространение и приобрела определенный вес в обществе. Этому способствовал и сам великий князь, который, по отзывам современников, отличался большой набожностью, знанием церковных сочинений. При жизни он получил прозвище "Мудрого".

По инициативе Ярослава на месте победы над печенегами в 1037 г. был заложен новый кафедральный храм в Киеве - собор святой Софии. Он повторил название главной церковной святыни Константинополя - Софийского собора и соперничал с ним по красоте, архитектурному изяществу и размерам.

В период противоборства с Византией, когда Русь стремилась к независимости своей церковной организации от константинопольского патриархата, Ярослав решил выдвинуть на митрополичью кафедру (главный церковный пост на Руси) русского священнослужителя, между тем как до этого митрополичью кафедру занимали греки, присылаемые из Византии.

Выбор Ярослава пал на скромного и богомольного Илариона. В 1051 г. на общем собрании русских епископов Иларион был избран митрополитом.

Ярослав Мудрый умер в 1054 г. на 76 году жизни в ореоле русской и европейской славы, почитаемый тогдашним русским обществом, любимый своими многочисленными сыновьями и дочерьми.

Перед смертью он сам разделил русскую землю между сыновьями, оставил свой престол старшему сыну Изяславу и наказал остальным не вступать во владения других братьев. Вторым по значению становился князь, получивший в управление Чернигов, третьим - Переяславль, были поделены и другие стольные города. За каждым из них стояла округа с другими городами и селами.

Кажется, теперь была выработана новая и прочная система единства Руси - передача великокняжеской власти по старшинству (лествица) . Старший в роду становился великим князем. Наследие по прямой линии отступило перед патриархальным, чисто семейным принципом. Однако и такой подход к престолонаследию имел свои серьезные изъяны. Великие князья старались передать свой престол не старшим после них братьям, а своему старшему сыну. К тому же передвижение князей из владения во владение по старшинству не всегда совпадало с желанием населения, что порождало острые общественные конфликты. Наконец, пока были живы сыновья Ярослава, все было ясно. Но после их смерти старший в роду порой вовсе не являлся сыном великого князя. Династия дробилась, что создавало невероятно запутанные ситуации с наследием великокняжеского престола.

Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название "люди". Отсюда термин, означающий сбор дани, - "полюдье". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от "классических" западно-европейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны - наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

Народные восстания в 60-70-х гг. XI в. Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Ярославичи) - Изяслав (ум. 1078 г.), Святослав (ум. 1076 г.) и Всеволод (ум. 1093 г.) - от половцев.

В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

Правда Ярославичей. Восстания конца 60-х - начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. "Русская Правда" была дополнена рядом статей, получивших название "Правды Ярославичей" (в отличие от первой части кодекса - "Правды Ярослава"). Смысл дополнений - защитить имущество феодала и его вотчину. Из "Правды Ярославичей" мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий - огнищанин (от слова "огнище" - дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов.

Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.

"Правда Ярославичей" отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. Самый большой штраф платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения - людей (мужей) - оценивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников оценивалась в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов - в 5 гривен.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Социальная структура населения.

Развитие сельского хозяйства.

Развитие промышленности России в первой половине XIX в. Становление капиталистических отношений. Промышленный переворот: сущность, предпосылки, хронология.

Развитие водных и шоссейных путей сообщения. Начало железнодорожного строительства.

Обострение социально-политических противоречий в стране. Дворцовый переворот 1801 г. и восшествие на престол Александра I. "Дней Александровых прекрасное начало".

Крестьянский вопрос. Указ "о вольных хлебопашцах". Меры правительства в области просвещения. Государственная деятельность М.М.Сперанского и его план государственных преобразований. Создание Государственного совета.

Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мирный договор.

Отечественная война 1812 г. Международные отношения накануне войны. Причины и начало войны. Соотношение сил и военные планы сторон. М.Б.Барклай-де-Толли. П.И.Багратион. М.И.Кутузов. Этапы войны. Итоги и значение войны.

Заграничные походы 1813-1814 гг. Венский конгресс и его решения. Священный союз.

Внутреннее положение страны в 1815-1825 гг. Усиление консервативных настроений в русском обществе. А.А.Аракчеев и аракчеевщина. Военные поселения.

Внешняя политика царизма в первой четверти XIX в.

Первые тайные организации декабристов - "Союз спасения" и "Союз благоденствия". Северное и Южное общество. Основные программные документы декабристов - "Русская правда" П.И.Пестеля и "Конституция" Н.М.Муравьева. Смерть Александра I. Междуцарствие. Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге. Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами. Значение восстания декабристов.

Начало царствования Николая I. Укрепление самодержавной власти. Дальнейшая централизация, бюрократизация государственного строя России. Усиление репрессивных мер. Создание III отделения. Цензурный устав. Эпоха цензурного террора.

Кодификация. М.М.Сперанский. Реформа государственных крестьян. П.Д.Киселев. Указ "об обязанных крестьянах".

Польское восстание 1830-1831 гг.

Основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в.

Восточный вопрос. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Проблема проливов во внешней политике России 30-40-х годов XIX в.

Россия и революции 1830 и 1848 гг. в Европе.

Крымская война. Международные отношения накануне войны. Причины войны. Ход военных действий. Поражение России в войне. Парижский мир 1856 г. Международные и внутренние последствия войны.

Присоединение Кавказа к России.

Складывание государства (имамата) на Северном Кавказе. Мюридизм. Шамиль. Кавказская война. Значение присоединения Кавказа к России.

Общественная мысль и общественное движение в России второй четверти XIX в.

Формирование правительственной идеологии. Теория официальной народности. Кружки конца 20-х - начала 30-х годов XIX в.

Кружок Н.В.Станкевича и немецкая идеалистическая философия. Кружок А.И.Герцена и утопический социализм. "Философическое письмо" П.Я.Чаадаева. Западники. Умеренные. Радикалы. Славянофилы. М.В.Буташевич-Петрашевский и его кружок. Теория "русского социализма" А.И.Герцена.

Социально-экономические и политические предпосылки буржуазных реформ 60-70-х годов XIX в.

Крестьянская реформа. Подготовка реформы. "Положение" 19 февраля 1861 г. Личное освобождение крестьян. Наделы. Выкуп. Повинности крестьян. Временнообязанное состояние.

Земская, судебная, городская реформы. Финансовые реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Военные реформы. Значение буржуазных реформ.

Социально-экономическое развитие России второй половины XIX в. Социальная структура населения.

Развитие промышленности. Промышленный переворот: сущность, предпосылки, хронология. Основные этапы развития капитализма в промышленности.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Сельская община в пореформенной России. Аграрный кризис 80-90-х годов XIX в.

Общественное движение в России 50-60-х годов XIX в.

Общественное движение в России 70-90-х годов XIX в.

Революционное народническое движение 70-х - начала 80-х годов XIX в.

"Земля и воля" 70-х годов XIX в. "Народная воля" и "Черный передел". Убийство Александра II 1 марта 1881 г. Крах "Народной воли".

Рабочее движение во второй половине XIX в. Стачечная борьба. Первые рабочие организации. Возникновение рабочего вопроса. Фабричное законодательство.

Либеральное народничество 80-90-х годов XIX в. Распространение идей марксизма в России. Группа "Освобождение труда" (1883-1903). Возникновение российской социал-демократии. Марксистские кружки 80-х годов XIX в.

Петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В.И.Ульянов. "Легальный марксизм".

Политическая реакция 80-90-х годов XIX в. Эпоха контрреформ.

Александр III. Манифест о "незыблемости" самодержавия (1881). Политика контрреформ. Итоги и значение контрреформ.

Международное положение России после Крымской войны. Изменение внешнеполитической программы страны. Основные направления и этапы внешней политики России второй половины XIX в.

Россия в системе международных отношений после франко-прусской войны. Союз трех императоров.

Россия и восточный кризис 70-х годов XIX в. Цели политики России в восточном вопросе. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, планы и силы сторон, ход военных действий. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс и его решения. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Внешняя политика России в 80-90-е годы XIX в. Образование Тройственного союза (1882). Ухудшение отношений России с Германией и Австро-Венгрией. Заключение русско-французского союза (1891-1894).

  • Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России: конец XVII - XIX в. . - М.: Просвещение, 1996.

Киевская Русь - крупнейшее государство средневековой Европы. Сформировалось оно в 9 веке в результате внутреннего развития Киевская Русь сыграла значительную роль в истории восточнославянских народов. На протяжении всего существования государства складывалась которая стала этнической основой 3 народов - русского, белорусского и украинского. Объединение славянских племен способствовало развитию экономической, культурной и Киевская Русь занимала ведущее место на международной арене. Тесные контакты были налажены с Чехией, Грузией, Польшей, Францией, Византией, Англией.

Расцвет Киевской Руси

На протяжении длительного периода для крупнейшего государство Европы была характерна раздробленность. Князья не могли прийти к соглашению при решении простых вопросов.

Расцвет Киевской Руси во многом связан с религиозными реформами, которые проводил князь Владимир. Он понимал, что язычество не отвечает интересам такого могущественного государства. Вера в силы природы подразумевала поклонение многим богам. А Владимир решил укрепить свою власть с помощью христианства. Таким образом, население Киевской Руси понимало - если на небе один Бог, то и у них может быть лишь один государь - Владимир. Он принял христианскую веру. Сразу после этого практически всё население получило крещение. С княжеская власть укрепилась.

Расцвет Киевской Руси продолжался и в период правления При нем большое внимание уделялось укреплению позиций христианства. Кроме того, культура и просвещение достигли высочайшего уровня. В этот период было переведено большое количество книг с греческого языка на древнерусский. В Новгороде была создана школа, в которой триста учеников учились грамоте. В Киеве при Софийском соборе была основана В ней не только переводились книги, но и писались летописи.

Расцвет Киевской Руси характеризовался развитием архитектуры и живописи. Ярким образцом является Софийский Собор. Он не имеет аналога ни в одном государстве. Собор отличается самобытностью. В отличие от архитектурных шедевров того времени, Киевская София не возносилась над землей. В живописи важное место принадлежало фреске и мозаике.

Внешняя политика Киевской Руси

Основными задачами, стоявшими перед Древнерусскими князьями, были:

Защита торговых путей;

Борьба со степными кочевниками;

Укрепление связей с Византийской империей.

В условиях постоянных нападений, угрозы со стороны кочевников князья Руси укрепляли линии обороны. Так, при Владимире были сформированы мощные рубежи на таких реках, как Десна, Сула, Струна. По всей линии обороны были построены крепости, укрепления.

Начиная с 10 века, между Византией и Киевской Русью проходили частые войны. Во многом они были связаны с борьбой за торговые пути, уменьшение пошлин для купцов, усиление могущества. Только в 1046 году два могущественных государства Европы заключили окончательный мирный договор, который был скреплен венчанием киевского князя Ярослава и дочери византийского императора Мономаха.

Князья Древней Руси

Согласно норманнской теории, древние славяне до 9 века жили небольшими племенами без централизованного управления. Затем они пригласили на правление варяжских князей, которые и положили начало образованию древнерусского государства. В этот период земли подвергались нападениям кочевников. В результате один из варяжских князей (Рюрик) погиб. Место киевского князя занял Олег. После смерти Олега править государством стал Игорь.

Большая роль в развитии Киевской Руси принадлежит Владимиру. Он не только объединил все земли, но и принял христианство.

Не менее важное место в истории древнерусского государства отводится Ярославу Мудрому. При нем Киевская Русь достигла своего расцвета: укрепились связи со многими странами мира, произошел рывок в культурной сфере.

После княжества Ярослава Мудрого престол перешел к Владимиру Мономаху, а затем - к Юрию Долгорукому.

Безусловно, при каждом правителе Киевская Русь достигала разного уровня развития, но нельзя отрицать тот факт, что именно при Владимире и Ярославе Древнерусское государство достигло вершины своего развития.

Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972-980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добры-ни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братья­ми междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

Глава 3. Государство Русь (IX - начало XII в.)


Расцвет Киевской Руси (конец X - первая половина XI в.)


При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объ­единились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоедине­ны вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Про­исходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княже­ские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочис­ленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на грани­це со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства. В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей - старший брат апостола Петра - отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего те­чения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апо­стола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Оль­ги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему пред­шествовало участие киевской дружины в борьбе византийского им­ператора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства - отдать за Владими­ра свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.


Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротив­ление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейше­го развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию


раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею авенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от чест­ного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблест­ным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние ви­зантийской, через нее и античной культуры.

Во главе Русской православной церкви был поставлен митропо­лит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные об­ласти Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви - «десятину» (термин происходит от размеров налога, со­ставлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впо­следствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер - печер, в которых первоначально селились мо­нахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлени­ях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического разви­тия. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Ярослав Мудрый. Двенадцать сыновей Владимира I от несколь­ких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового ве­ликого князя безвинно были убиты братья - любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое прес-тупление получил прозвище Окаянный.

Против Святополка I Окаянного выступил его брат Ярослав, кня­живший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав


30______________________________________ Глава 3. Государство Русь (IX - начало XII в)

сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгород­цев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать «Свя-тошку Окаянного» - зятя польского короля Болеслава Храбро­го - из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наи­высшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезо­пасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г., после успешного по­хода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чуд­ского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутаракан-ского в 103s6 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил пече­негов, был возведен Софийский собор - храм, посвященный мудро­сти, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Яро­славе, в Киеве были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и пе­реводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назна­чить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Ил­лариона- русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торже­ственную запись «об успении (смерти.-Авт.) царя нашего».

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупней­шие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Все­волода Владимир,- Мономах. Митрополит Илларион справедливо пи­сал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.

Распространенной формой организации производства стала фео­дальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передавав-

Этот видеоурок создан специально для самостоятельного изучения темы «Расцвет Киевской Руси». В ходе занятия все желающие смогут узнать об истории Киевской Руси, о расцвете Руси в период с 1015 до 1054 года. Учитель расскажет о князе Владимире, его многочисленных потомках, которые в течение многих лет правили нашей страной.

Тема: Древняя Русь

Урок: Расцвет Киевской Руси. Ярослав Мудрый

На этом уроке мы выясним, какие усобицы начались после смерти Владимира. Кто были первые русские святые. Ярослав Мудрый и почему он получил такое прозвище. Какова его историческая роль?

1. Борьба за киевский престол

Неожиданная смерть Владимира Святого в 1015 г. породила острейший политический кризис, истоки и суть которого до сих пор являются предметом острых научных споров. Традиционная версия тех событий, отраженная в ПВЛ, гласит, что после смерти великого князя вопреки его завещанию киевский престол захватил князь Святополк, который ради достижения высшей власти совершил тягчайший грех братоубийства, предав смерти своих сводных братьев Бориса, Глеба и Святослава.

Оставшийся в живых новгородский князь Ярослав, узнав о совершенном злодеянии, начал затяжную войну со своим сводным братом (1015-1019 гг.), которая в конечном итоге завершилась победой Ярослава и смертью Святополка, «почившего в Бозе» на пути к своему тестю, польскому королю Болеславу Храброму. Однако надо сказать, что ряд современных авторов (Н. Ильин, А. Кузьмин, И. Данилевский, Г. Филист) ставят под большое сомнение данную версию событий, изложенных в ПВЛ, и утверждают, что именно Ярослав повинен в братоубийстве и разжигании жестокой и кровавой междоусобной войны. Но позднее под пером льстивых летописцев, исполнявших «государственный заказ», события тех лет получили нужную трактовку, и Святополк вошел в анналы российской истории как Окаянный, а Ярослав стал Мудрым.

Рис. 2. Серебряник Святополка Окаянного ()

После победы над соперником Ярослав Мудрый занял великокняжеский престол, но его положение на троне все же оставалось неустойчивым, поскольку в далекой Тмутаракани восседал на престоле его младший брат Мстислав.


Рис. 3. Мстислав Тмутараканский в бою с Редедей ()

Вскоре вспыхнула новая междоусобная война (1024-1026 гг.), завершившаяся подписанием Городецкого мира, по которому Ярослав и Мстислав становились равноправными соправителями Руси. При этом резиденцией Ярослава остался Киев, а резиденцией Мстислава стал Чернигов.

В 1028 г. началась очередная русско-польская война, итогом которой стало вторичное вхождением волынских и галицких земель в состав Киевской Руси. Однако вскоре после ее окончания, в 1036 г., умер черниговский князь Мстислав, и Ярослав Мудрый становится единоличным правителем Руси. Тем временем, узнав о смерти Мстислава, слывшего грозой печенегов, «поганые» предприняли грандиозный поход на Киев, но были разбиты Ярославом в битве на р. Альте, после чего они прекратили свое существование как самобытный кочевой этнос, растворившись среди других тюркских племен, в частности торков и половцев.

Вторая половина правления Ярослава Мудрого традиционно трактуется как время наивысшего расцвета Киевской Руси, и тому есть серьезные основания.

Во-первых , именно при нем был создан первый письменный правовой кодекс Древней Руси — знаменитая «Русская Правда», или «Правда Ярослава», представлявший собой синтез норм государственного (раннефеодального) и обычного права. Надо сказать, что ряд авторов (М. Тихомиров, Л. Черепнин) считали, что первые статьи «Русской Правды» — так называемый «Устав о мордобое», был издан Ярославом еще в 1016 г., в бытность его новгородским князем. Но их оппоненты (С. Юшков) склонны датировать принятие всей «Русской Правды» 1035 г.

Во-вторых , в эти годы Ярослав проводит активную внешнюю политику: в 1038 г. он совершает удачный поход против ятвягов, в 1040 г. его войска с триумфом прошлись по землям аукштайтов и жемайтов, в 1041 г. силу русского оружия познали мазовшане, в 1043 г. дружина Ярослава под водительством его старшего сына, новгородского князя Владимира совершила последний в истории русско-византийских отношений поход на Константинополь, итогом которого стал новый мирный договор между двумя державами (1046 г.) и т. д. Все эти славные победы не только укрепляли военную мощь Древнерусского государства, но и резко подняли его авторитет на международной арене. Зримым доказательством этого факта стали браки его сыновей и дочерей на коронованных особах крупнейших европейских государств: Изяслав стал мужем польской королевы Гертруды, Святослав был женат на австрийской принцессе Оде, Всеволод стал мужем византийской принцессы Анастасии, Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового, Анастасия вышла замуж за венгерского короля Андраша I, и Анна стала супругой французского короля Генриха I.

В-третьих ,именно при Ярославе Мудром в русских землях утверждается византийский вариант православия и в 1036/1037 гг. создается Киевская митрополия, главой которой становится греческий архиепископ Феопемт. При нем же возникают первые русские обители — Печерский монастырь в Киеве и Юрьев монастырь в Новгороде, а также принимается первый церковный устав. Позднее, в 1051 г., желая укрепить автономный статус Русской православной церкви, Ярослав инициирует избрание на митрополичий престол природного русина Илариона, автора знаменитого «Слова о законе и благодати» и одного из основателей Киево-Печерского монастыря.

В-четвертых , при Ярославе Мудром начинается грандиозное каменное строительство на Руси и создаются такие шедевры древнерусского зодчества, как храмы Святой Софии в Киеве (1037 г.) и Новгороде (1045 г.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.), Великокняжеский дворец (1036 г.) и Золотые ворота (1037 г.) в Киеве и т. д.

1. Алексеев С. В. Ярослав Мудрый — самовластец Киевской Руси. М., 2006

2. Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. М., 2005

3. Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г. М., 2003

4. Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001

5. Филист Г. М. История «преступлений» Святополка Окаянного. М., 1990

6. Черепнин Л. В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и «Русская Правда». М., 1965

7. Тихомиров М. Н. Исследования по «Русской Правде». М., 1991

8. Рыбаков Б. А. Начальные века русской истории. М., 1994

1. Анна Ярославна - королева Франции ().

2. Фильм «Ярославна, королева Франции» ().

киевский русь феодальный

Конец Х - первая половина ХI в. относится ко второму периоду Киевской Руси - ее расцвету. Принятие христианства сыграло очень важную роль в расцвете Киевской державы потому, что благодаря религии Русь поднялась на ступень, на которой уже стояли европейские страны.

После смерти Святослава его сыновья стали править Киевской Русью. Сразу после кончины Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972 - 980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги, получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями войну за власть, Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенегских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Развитие экономики, рост и укрепление государственности требовали изменений в идеологии, главной формой выражения которой в средние века была религия. Владимир решил реформировать языческие представления Древней Руси и с этой целью попытался создать единый пантеон богов. Однако, попытка объединить различные божества, которым поклонялись в разных частях страны, потерпела крах.

В 988 г. Владимир провел вторую окончательную религиозную реформу. В качестве новой религии было принято христианство. Христианство стало государственной идеологией, укрепило великокняжескую власть, частную собственность и права феодалов. Расширились связи с Византией, значительно развилась культура.

Крещение Владимира было совершено в г. Корсуне (Херсонесе). Крестившись сам, Владимир крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.

С принятием христианства на Руси церковь стала особой феодально-религиозной организацией. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны обязано было платить налог в пользу церкви - «десятину». В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступниках, нарушениях нравственных и семейных норм.

После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убивает своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается побеждён Ярославом и умирает в изгнании.

Правление Ярослава Мудрого (1019 -- 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. В 1036 году Ярослав наносит поражение печенегам под Киевом и их набеги на Русь прекращаются.

При Ярославе, который был назван Мудрым за свою деятельность, Киев превратился в один из крупнейших городов Европы. Помимо Софийского Собора Ярослав также соорудил в Киеве Золотые ворота, которые стали парадным въездом в столицу Древней Руси. Ярослав открыл школы, создал библиотеку, пригласил из Европы деятелей культуры и мастеров. Были укреплены международные связи с такими странами, как Швеция, Франция, Норвегия, Польша и Византия.

Во время правления Ярослава Мудрого на Руси утвердились феодальные производственные отношения. Складывание феодальных отношений - процесс длительный и сложный. В результате него образовались два основных класса феодального общества - феодалы и феодально-зависимое крестьянство.

Главным богатством и основным средством дохода в те времена была земля, которая находилась в руках феодалов. Крестьяне не являлись собственниками земли, а были ее держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. В отличие от рабов крестьяне имели собственные орудия труда, скот, дом. Поскольку феодал мог заставить работника трудиться на себя только с помощью внеэкономического принуждения, существовала личная зависимость крестьянина от феодала, степень которой была различной - от легкого оброчно-денежного обязательства до крепостной неволи. За землю, которую получал крестьянин, он был обязан работать на своего феодала часть своего рабочего времени и отдавать ему часть своего урожая. Это была земельная рента, которая могла быть отработочной (барщина), натуральной (продуктами) или денежной (оброк). При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла международного признания. Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию Киевской Руси между пятью своими сыновьями и племянником. Наиболее популярным князем в то время был внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах (1113-1125). Он созвал Любечский съезд князей в 1097 г. На этом съезде был провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою», что означала разделение Руси. Несмотря на признаки раздробления Киевской Руси, Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Также при нем была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». Мономах вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель. С конца X века на Руси известно собственное монетное производство -- серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других князей. Сыну Владимира Мономаха - Мстиславу Великому (1125 - 1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка государств. Наступил период, получивший в истории название периода феодальной раздробленности.