Блог георгия акбаа. Лучшие произведения лавкрафта История говарда лавкрафта

Howard Phillips Lovecraft

П ри жизни почти неизвестный, впоследствии Лавкрафт стал фигурой весьма противоречивой – с точки зрения оценки и его жизни, и его творчества. Немногие писатели могут похвастаться таким количеством мифов и кривотолков о себе – интересно, при этом, что биография Лавкрафта собственно «жизненными событиями» не особенно богата.

Говард Филлипс Лавкрафт родился 20 августа 1890 г. в Провиденсе, штате Род-Айленд, и здесь же прожил почти всю свою жизнь. По линии матери – Сары Сьюзен Филлипс Лавкрафт (Sarah Susan Phillips Lovecraft) – он был прямым потомком старинного рода Филлипсов, вплоть до первопоселенца Джорджа Филлипса, прибывшего в Массачусетс из Англии в 1630 году. Отец писателя – Уинфилд Скотт Лавкрафт (Winfield Scott Lovecraft) – был коммивояжером ювелирной компании. Когда Лавкрафту было всего три года, с его отцом во время деловой поездки в Чикаго произошел нервный срыв. Уинфилд Лавкрафт был помещен в госпиталь Батлера (Butler Hospital) , где и умер пять лет спустя. Сегодня практически не вызывает сомнений, что причиной его болезни и безумия был прогрессирующий паралич, вызванный сифилисом. Остается неизвестным, была ли причина болезни отца впоследствии известна самому Лавкрафту.

Со смертью отца воспитанием Говарда занялись мать, две его тетки и дед, промышленник Уиппл Ван Бьюрен Филлипс (Whipple Van Buren Phillips) , жившие вместе в семейном особняке в доме 454 по Эйнджел-стрит. Несомненно, окружение исторической части родного Провиденса оказало огромное влияние на эстетические воззрения будущего писателя: тяга к колониальному прошлому, старинной архитектуре, к воспеванию которой Лавкрафт практически постоянно обращается в своем творчестве. И хотя вряд ли ранние годы Лавкрафта можно назвать счастливыми, этот период (и в особенности последующая тоска по нему) в значительной степени сформировал его как личность и как писателя.

Лавкрафт с детства проявлял неординарные способности, очень рано начав читать, писать и сочинять стихи. Из-за своего слабого здоровья он часто пропускал школу (которую так и не закончил) и долгие часы проводил в обширной библиотеке, принадлежавшей деду. Фантастическим Лавкрафт увлекся с самого детства, запоем читая сказки Гримм, произведения Жуля Верна и, конечно же, Эдгара Алана По, оказавшего на писателя наибольшее влияние: первые «пробы пера» Лавкрафта в области фантастического и неведомого написаны в основном под впечатлением от историй По.

Другим увлечением Лавкрафта стала астрономия – и это ключевой пункт в формировании его мировосприятия. Благодаря занятиям астрономией писатель открыл для себя «миры безграничных пространств», масштабы вселенной, заложившие фундамент его философии – «космический ужас» и одновременную ничтожность человечества перед ним. И философия эта, о чем не следует забывать, лишена всякой надежды. В этом главное отличие Лавкрафта от прочих писателей ужасов и фантастики – в мире не просто существуют какие-то таинственные и могущественные потусторонние силы. Они, по сути, в ней доминируют, и ни о какой «победе» над этими силами говорить не приходится: встреча с ними грозит в лучшем случае безумием и жуткими ночными кошмарами (частые мотивы в творчестве Лавкрафта) .

В 1904 году умер его дед, Уиппл Филлипс, что явилось страшным потрясением для юного Лавкрафта. Финансовое положение его семьи сильно пошатнулось, и им пришлось переехать в меньший по размеру дом 598 на той же Эйнджел-стрит. Лавкрафт, по своей натуре очень сильно привязанный к «месту», ужасно переживал, и всю последующую жизнь с грустью вспоминал прежний дом, в котором провел недолгие, но, пожалуй, самые счастливые годы в своей жизни. Все это привело к тому, что в 1908 году теперь уже у самого Лавкрафта случается нервное расстройство, которое еще более усугубила неудавшаяся попытка поступить в Университет Брауна (Brown University) .

Однако именно в этот период Лавкрафт не только пишет свои первые серьезные рассказы (из которых сохранились лишь два – «Зверь в пещере» и «Алхимик») , но и начинает публиковаться – в «The Providence Sunday Journal», который напечатал краткое письмо Лавкрафта с опровержением одного местного астролога, а также в «The Pawtuxet Valley Gleaner» и в «The Providence Tribune», где вел регулярную астрономическую колонку.

О жизни Лавкрафта между 1908 и 1913 годами известно довольно мало. После случившегося с ним «нервного упадка» Лавкрафт становится затворником и практически ничего не пишет. Его постепенное возобновление контакта с внешним миром связано, прежде всего, с движением журналистов-любителей. Лавкрафт становится сначала членом их ассоциации, а затем ее президентом и главным редактором, став одной из самых влиятельных фигур в этом движении. Он снова начинает писать, и в 1917 году издаются рассказы «Дагон» и «Склеп».

В то же время состояние матери Лавкрафта все ухудшалось, и после нервного припадка 1919 года она оказывается в той же больнице Butler Hospital, где когда-то умер ее муж. В 1921 году она скончалась, так и не выйдя оттуда, от неудачной операции на желчном пузыре.

По странному совпадению, в том же 1921 году Лавкрафт знакомится на собрании ассоциации любительской печати со своей будущей женой – Соней Хэфт (Гафт) Грин (Sonia Haft Greene) , которая была на семь лет старше него. Спустя три года они поженились и поселились у Сони в Бруклине. Но уже через два года их брак по обоюдному согласию распался – литература не приносила особого дохода Лавкрафту, а найти себе постоянную работу в Нью-Йорке он так и не смог (что неудивительно, ввиду почти полного отсутствия опыта и формального образования) . К тому же, Нью-Йорк с его размерами и ритмом жизни начинал все более угнетать писателя (отголоски этого можно видеть, например, в рассказе «Кошмар в Ред Хуке») .

Литературная деятельность Лавкрафта постепенно расширялась: в 1922 году в журнале «Home Brew» был в форме небольшого «сериала» опубликован «Герберт Уэст – Реаниматор», а в 1923 году Лавкрафт начинает сотрудничество с основанным тогда же изданием «Weird Tales», которое потом опубликует многие его произведения.

17 апреля 1926 года Лавкрафт возвращается в Провиденс и поселяется на Барнс Стрит 10, к северу от Университета Брауна. С этого момента начинается, пожалуй, наиболее интересный и продуктивный в творческом отношении период жизни писателя. Он путешествует по Новой Англии, посещает Квебек, Филадельфию, Чарльстон; он продолжает свою невероятно активную переписку и способствует становлению молодых писателей (среди них его друзья Роберт Блох и Огюст Дерлет) . Самые главные произведения Лавкрафта (иногда называемые «старшими текстами») , начиная с «Зова Ктулху» (1926) , написаны именно в последнее десятилетие его жизни.

Свои последние годы Лавкрафт прожил доме 66 по Колледж Стрит, куда переехал в 1933 году. К 1936 году рак кишечника – болезнь, ставшая причиной его смерти, – усугубилась настолько, что вскоре, 10 марта 1937 года, писатель попадает в больницу Jane Brown Memorial Hospital, где умирает через пять дней. Похоронен Лавкрафт на фамильном участке Филлипсов на кладбище Swan Point в Провиденсе.

Возможно, что перед смертью Лавкрафт, не напечатавший ни одной книги и издававшийся почти исключительно в дешевых журналах, предвидел полное забвение всех своих произведений. Но к счастью, благодаря его друзьям (в особенности Огюсту Дерлету) , это оказалось не так. В 1939 году в новообразованном издательстве Arkham House вышел сборник «Изгой и другие истории» (The Outsider and Others) , в которую вошли тридцать шесть рассказов и эссе «Сверхъестественный ужас в литературе». За ним последовали другие, и в конце концов работы Лавкрафта стали печататься многими издательствами и переводиться на иностранные языки. А сегодня Говард Филлипс Лавкрафт уже довольно давно занял заслуженное место в мировой литературе.

Говард Филлипс Лавкрафт родился 20 августа 1890 года в городе Провиденс штата Род-Айленд. Его родители, мать - Сара Сюзан Филлипс Лавкрафт и отец - Винфилд Скотт Лавкрафт, тогда жили в доме 454 (тогда еще 194) по Энджелл Стрит.

Когда Говарду было три года, его отец перенес нервный срыв, находясь в отеле в Чикаго (он работал коммивояжером) и после этого был помещен в лечебницу, где и провел пять лет, вплоть до своей смерти 19 июля 1898 года.

После смерти отца, мальчика растила мать, две тетки и, особенно, дед - Виппл Ван Бьюрен Филлипс. У деда была самая общирная библиотека в городе (а может и во всем штате) и это сыграло не последнюю роль в формировании читательских пристрастий Говарда. Он рано начал читать и писать сам (еще раньше он начал просто сочинять устные стихи). И одно из первых произведений, которые он отмечал, как самое любимое и впечатлившее его, были "Сказки 1001 ночи" (Arabian Nights), прочитанные впервые им в пятилетнем возрасте. Именно оттуда родился Абдул Альхазред, ставший впоследствии псевдонимом самого автора, а еще позднее - персонажем его рассказов, автором Некрономикона. И именно этой книге, Лавкрафт обязан восточным мотивам в его последущем творчестве. Также автором были с детства любимы греческие мифы, Илиада и Одиссея, отражения которых мы также можем встретить позднее в его поэзии и прозе.

С раннего детства, Лавкрафт отличался слабым здоровьем. Практически не имея друзей, большинство своего времени он проводил у деда в библиотеке. Но его интересы не ограничивались литературой, как профессией. Он серьезно занимался химией, астрономией, историей (в особенности, историей родного штата и Новой Англии). Еще в школьном возрасте самостоятельно начал издавать газеты и журналы, посвященные своим научным интересам и исследованиям (The Scientific Gazette (1899-1907) и The Rhode Island Journal of Astronomy (1903-07)). Распространялись они в основном среди однокласников и последующих друзей и соратников.

В школе (Hope Street High School) его интересы и исследования одобряются учителями, которые заменяют Говарду друзей среди сверстников. И в 1906 году его статью по астрономии впервые публикует The Providence Sunday Journal. Позднее, он становится постоянным ведущим колонки в The Pawtuxet Valley Gleaner, посвященной астрономии. А еще позднее и в таких изданиях, как The Providence Tribune (1906-08), The Providence Evening News (1914-18) и The Asheville (N.C.) Gazette-News (1915).

В 1904 году умирает дед Говарда. Они с матерью испытывая финансовые затруднения вынуждены покинуть особняк, в котором жили и переехать в тесную квартиру в доме 598 по Энджелл Стирт. Говард очень сильно переживал потерю своего дома, в котором родился и который был его родным. В 1908 году у самого Говарда случается нервный срыв, что вынуждает его покинуть школу, так ее и не окончив. Попытка поступить в Университет Брауна (Brown University) заканчивается неудачей, что приводит к еще более затворническому образу жизни Лавкрафта.

С 1908 по 1913 Лавкрафт практически не выходит из дома, продолжая заниматься астрономией и поэзией. Выход из затворничества произошел очень оригинально. Читая по много старых "дешевых" журналов, среди которых был The Argosy, он наткнулся на любовные истории некоего Фреда Джексона. Это и побудило его написать гневное письмо в журнал. Оно было опубликовано в 1913 году и вызвало бурю протеста от почитателей Джексона. Это привело к целой переписке на страницах журнала, в которую были вовлечены многие люди и авторы. Среди них был и Edward F. Daas, президент United Amateur Press Association (UAPA). Это была организация, включавшая молодых авторов со всей страны, которые писали и издавали свои собственные журналы. Он и предлагает Лавкрафту стать членом UAPA. И в 1914 году его предложение принимается.

Лавкрафт начинает издавать свой собственный журнал The Conservative (1915-23), в котором публикует свою поэзию, а также статьи и эссе, написанные как специально для этого издания, так и те, что были им посланы в другие журналы. Всего выходит 13 выпусков The Conservative. Позднее Necronomicon Press переиздадут эти выпуски среди прочих трудов Лавкрафта. В дальнейшем Лавкрафт становится Президентом и Главным Редактором UAPA.

Уже имея опыт написания художественной литературы ранее ("The Beast in the Cave" (1905) и "The Alchemist" (1908)) и теперь окунувшись в мир любительской прозы, Лавкрафт снова берется за перо, как писатель-фантаст. Впервые с 1908 года. В 1917 успешно издаются "The Tomb" и "Dagon". Теперь основным занятием и увлечением автора становится именно проза, поэзия и журналистика.

В 1919 годе нервный приступ случается уже с матерью Лавкрафта. И, также, как и его отца, ее помещают в клинику, откуда она не выходит до самой смерти. Она умирает 24 мая 1921 года. Лавкрафт сильно переживает смерть матери, но через несколько недель в его жизни происходит серьезная перемена - на конференции журналистов-любителей в Бостоне 4 июля 1921 года он встречает женщину, которая впоследствии станет его женой. Это была Соня Хафт Грин, еврейка российского происхождения, семью годами старже самого Говарда. С первой встречи они находят очень много общего друг в друге и Лавкрафт часто посещает ее в Бруклине в 1922 году. Их отношения не били секретом и поэтому сообщение о свадьбе 3 марта 1924 года не явилось неожиданностью для их друзей. Зато это было полной неожиданностью для его теток, которых он оповестил только в письменном виде и то, после того, как бракосочетание уже имело место быть.

Лавкрафт переезжает к жене в Бруклин и дела в их семье идут не сказать, чтобы плохо - он тогда уже зарабатывает как профессиональный писатель, публикуя свои ранние работы в Weird Tales, а Соня содержит вполне процветающий шляпный магазин на Пятой авеню в Нью-Йорке.

Но позднее магазин разоряется, а Лавкрафт лишается работы редактора в Weird Tales. К тому же, Сонино здоровье ухудшается и ее кладут в лечебницу Нью Джерси. Первого января 1925 года Соня уезжает в Кливленд, чтобы начать дело там, а Лавкрафт переселяется в однокомнатную квартиру в одном из районов Бруклина, под названием Ред Хук (Red Hook). Имея много знакомых в городе, он не чувствует себя совсем чужим и покинутым. В это время из под его пера выходят такие вещи, как "The Shunned House" (1924), "The Horror at Red Hook" и "He" (оба также 1924).

В начале 1926 Лавкрафт задумывает вернуться в Провиденс, по которому скучает все это время. В этот же моммент его брак дает трещину и позднее (в 1929) распадается окончательно.

Вернувшись 17 апреля 1926 года в Провиденс, Лавкрафт не ведет отшельнический образ жизни, как это было в период с 1908 по 1913. Наоборот, он много путешествует по старинным местам (Quebec, New England, Philadelphia, Charleston, St. Augustine) и плодотворно работает. В это время он пишет одни из самых лучших своих вещей, среди которых "The Call of Cthulhu" (1926), "At the Mountains of Madness" (1931), "The Shadow out of Time" (1934-35). В то же время он ведет обширную переписку как со соими старыми друзьями, так и со многими молодыми авторами, которые своей карьерой на этом поприще обязаны во многом Лавкрафту (August Derleth, Donald Wandrei, Robert Bloch, Fritz Leiber). В это время им написано множество статей по политике и экономике, а также по всем тем предметам, которые его продолжали инересовать - от философии и литературы до истории и архитектуры.

Особенно тяжелыми приходятся последние два-три года жизни автора. В 1932 умирает одна из его теток, Мисс Кларк и Лавкрафт в 1933 переезжает в комнату в доме 66 по Колледж Стрит вместе со своей второй теткой, Мисс Ганвелл. После самоубийства Роберта Говарда, одного из самых близких его друзей по переписке, Лавкрафт впадает в депрессию. В это же время прогрессирует заболевание, которое потом явится причиной его смерти - рак кишечника.

Зимой 1936-1937 болезнь настолько прогрессирует, что Лавкрафта помещают в больницу (Jane Brown Memorial Hospital) 10 марта 1937. Где он и умирает пять дней спустя.

Похоронен Лавкрафт 18 марта 1937 года на фамильном участке на клладбище Свон Поинт (Swan Point Cemetery). На простом надгробии помимо имени, дат рождения и смерти, всего одна надпись - "I AM PROVIDENCE"...

Практически неизвестный при жизни, как и многие писатели-классики, сегодня Лавкрафт Говард Филлипс стал культовой фигурой. Он прославился и как создатель целого пантеона божеств, в том числе популярного в медийной культуре владыки миров Ктулху, и как основатель новой религии. Но как бы ни был велик тот вклад в литературу, который внёс Говард Лавкрафт, книги писателя были изданы только после его смерти. Теперь биография автора множества рассказов в жанре хоррор обросла мистическими подробностями. Его уединённый образ жизни является одним из мифов, созданных уже после смерти писателя.

Лавкрафт Говард: детство

Будущий автор «Зова Ктулху» родился в 1890 году. Название родного города писателя — Провиденс, переводится как «провидение». Оно будет помещено на его могильную плиту в форме пророчества: I am providence («Я — провидение»). С детства Лавкрафт Говард мучился от кошмарных снов, главными героями которых были жуткие монстры, позже перекочевавшие в его произведения. Одна из работ, «Дагон», является таким записанным сном. Исследователи творчества писателя отмечают, что этот рассказ стал примером преемственности в работах автора. В «Дагоне» можно увидеть зачатки будущих произведений.

Наибольшее влияние на писателя оказал дедушка, обладатель самой обширной библиотеки в штате, где маленький Говард проводил большую часть своего времени. Там он открыл для себя арабские «Сказки 1001 ночи», которые сильно повлияли на его творчество, породив одного из персонажей — автора книги «Некрономикон» Абдулу Альхазреда. Но больше всего юного Лавкрафта интересовала астрономия, его работы даже печатались в научных журналах. Будучи школьником, он написал свой первый рассказ в жанре ужасов — «Зверь в подземелье», после чего прославился как поэт.

Лейтмотивы творчества Говарда Лавкрафта

С ростом популярности Лавкрафт начал переписываться с другими фантастами. Особенно близко он сошёлся с автором «Конана-варвара», Робертом Говардом. Их работы во многом перекликаются: встречаются одинаковые Древние боги, магические ритуалы и манускрипты. Сильное влияние на писателя оказало творчество Босха. В 1927 году он публикует работу о сверхъестественном, в которой анализирует зарождение и развитие нового литературного направления: рассказов в жанре ужасов.

Он описывает становление готической прозы, утверждая, что сознание человека прячется за невежеством, чтобы не сойти с ума от неспособности осознать все сложности и взаимосвязи мира. Сюжеты своих произведений автор выстраивает на основе предпосылки, что особенности людского восприятия действительности не имеют никакого значения для высших существ и иных биологических форм. Этот лейтмотив впервые проявляется в «Дагоне», после чего находит своё отражение в самом популярном рассказе, который написал Говард Лавкрафт — «Зов Ктулху», а также в повести «Тень над Иннсмутом».

«Зов Ктулху»

Лавкрафт Говард связывался некоторыми исследователями с масонским орденом и оккультистом Алистером Кроули. Причиной этого стало его творчество, в том числе целый пантеон древних богов, описанный в рассказах и повестях. Мифология, созданная писателем, получила название «Мифы Ктулху»: в честь божества, впервые появившегося в рассказе «Зов Ктулху», которое не является ни самым главным, ни самым ужасным в пантеоне. Именно оно заслужило наибольшую популярность среди почитателей такого мастера изображать ужасы, как Говард Лавкрафт. Отзывы о его книгах, особенно с присутствием этого персонажа, в большинстве своём восторженные, они пробуждают интерес к творчеству автора.

Говард Лавкрафт: книги автора

Какие ещё произведения писателя популярны и по сей день? Можно смело сказать, что большинство. Каждый читатель находит для себя что-то притягательное и волнующее в различных работах Лавкрафта. Но можно выделить среди них несколько главных шедевров:

  1. Одним из лучших считается рассказ «Шепчущий в темноте» — об инопланетной расе разумных грибов. Он является частью «Мифов Ктулху» и перекликается с другими работами Лавкрафта.
  2. «Цвет из иных миров», который сам автор считал лучшим своим произведением. В рассказе повествуется о семье фермеров и ужасных событиях, которые произошли с ней после падения метеорита.
  3. «Хребты безумия» — роман, одно из центральных произведений, в котором присутствует мифология Ктулху. В нём впервые упоминаются инопланетная раса Старшие (или Старцы).
  4. «Тень из безвременья» — ещё один рассказ о внеземной цивилизации, захватившей разум землян.

Наследие Лавкрафта

Мифология, созданная Говардом Лавкрафтом, вдохновляет Стивена Кинга, Августа Дерлета и других знаменитых современных писателей, прославившихся своими «жуткими» произведениями. Персонажи Лавкрафта появляются в компьютерных играх и кино. Самого его называют Эдгаром По XX века. По мотивам нескольких книг, в том числе «Ужаса Данвича», была придумана настольная игра о пробуждении Древнего Зла. Образ Ктулху тиражируется в массовой культуре, создана даже нетрадиционная религиозная организация, известная под названием «Культ Ктулху». Хотя трудно сказать, был бы рад писатель подобной популярности, доживи он до наших дней. Нет сомнений лишь в том, что творчество Лавкрафта будет актуально ещё очень долго.

Биография

Лавкрафт родился в Провиденсе (штат Род-Айленд, США). Он был единственным ребенком в семье коммивояжёра Уилфрида Скотта Лавкрафта и Сары Сьюзан Филлипс Лавкрафт. Известно, что его предки жили в Америке еще со времен Колонии Массачусетского залива (1630). Когда Говарду было три года, Уилфрида поместили в психиатрическую больницу, где тот находился в течение пяти лет до самой смерти 19 июня 1898.

Лавкрафт был воспитан матерью, двумя тётками и дедушкой (Уиппл Ван Бюрен Филлипс), который приютил семью будущего писателя. Говард был вундеркиндом - читал наизусть стихи ещё в возрасте двух лет, а с шести уже писал свои. Благодаря дедушке, у которого была самая большая библиотека в штате, он познакомился с классической литературой. Помимо классики он увлёкся готической прозой и арабскими сказками Тысячи и одной ночи.

В возрасте 6−8 лет Лавкрафт написал несколько рассказов, большая часть которых к сегодняшнему дню не сохранилась. В возрасте 14 лет Лавкрафт пишет своё первое серьёзное произведение - «Зверь в пещере».

Ребёнком Лавкрафт часто болел, и в школу пошёл лишь в возрасте восьми лет, но через год его забрали оттуда. Он много читал, изучал между делом химию, написал несколько работ (размножал их на гектографе небольшим тиражом), начиная с 1899 года («Научная газета»). Через четыре года он вернулся в школу.

Уиппл Ван Бурен Филлипс умер в 1904 году, после чего семья сильно обеднела и была вынуждена переехать в меньший дом на той же улице. Говарда опечалил выезд, и он даже подумывал о самоубийстве. Из-за нервного срыва, случившегося с ним в 1908 году, он так и не окончил школу, от чего сильно стыдился и печалился.

Лавкрафт писал фантастику ещё в детстве («Зверь в пещере» (1905), «Алхимик» (1908)), но позже предпочел ей поэзию и эссе. Вернулся к этому «несерьезному» жанру он лишь в 1917 году с рассказами «Дагон», затем «Гробница». «Дагон» стал его первым изданным творением, появившись в 1923 году в журнале «Таинственнные рассказы» (Weird Tales). В то же время Лавкрафт начал свою переписку, ставшую в итоге одной из самых объёмных в XX веке. Среди его корреспондентов были Форрест Аккерман, Роберт Блох и Роберт Говард.

Сара, мать Говарда, после долгой истерии и депрессии попала в ту же лечебницу, где умер её муж, и там же умерла 21 мая 1921 года. Она писала сыну до своих последних дней.

В 1919-1923 Лавкрафт активно пишет - за эти годы он написал более 40 рассказов - в том числе и в соавторстве.

Вскоре на собрании журналистов-любителей Говард Лавкрафт встретил Соню Грин, имевшую украино-еврейские корни, и бывшую на семь лет старше Лавкрафта. Они поженились в 1924 году и переехали в Бруклин, Нью-Йорк. После тихого Провиденса нью-йоркская жизнь не полюбилась Лавкрафту. Во многом автобиографичным был его рассказ «Он». Через несколько лет супруги расстались, хотя и не оформили развода. Лавкрафт вернулся в родной город. Из-за неудавшегося брака некоторые биографы гадали о его асексуальности, но Грин, напротив, называла его «прекрасным любовником» .

Вернувшись в Провиденс, Лавкрафт жил в «большом деревянном доме викторианской эпохи» по адресу Барнс-стрит, 10 вплоть до 1933 года (этот адрес является адресом дома Доктора Уиллета в повести «Случай Чарльза Декстера Варда»). В тот период он написал практически все свои короткие рассказы, напечатанные в журналах (в основном в «Таинственных рассказах»), а также многие крупные работы, такие как «Случай Чарльза Декстера Варда» и «Хребты Безумия».

Несмотря на писательские успехи, Лавкрафт всё больше нуждался. Он снова переехал, теперь уже в маленький домик. Сильное впечатление на него произвело самоубийство Роберта Говарда. В 1936 году у писателя обнаружили рак кишечника, следствие недоедания. Говард Филлипс Лавкрафт умер 15 марта 1937 года в Провиденсе, (штат Род-Айленд, США).

Лавкрафт Говард, родом с Провиденсе (штат Род-Айленд, США), вырос в семье коммивояжёра Уилфрида Скотта Лавкрафта и Сары Сьюзан Филлипс Лавкрафт. Его отца ложат в психиатрию когда Говарду едва исполняется три года, где Уилфрид, пробыв пять лет на лечении, скончался 19 июня 1898 года,.

Воспитание Говарда Лавкрафт ложится на плечи семьи: матери, двух тёток и дедушки.

Свои творческие начинания юный поэт нашел в огромной библиотеке своего деда (Уиппл Ван Бюрен Филлипс), где ему сразу и приглянулись классическая литература, готическая проза, и, особенно, сказка «Тысяча и одна ночь».

С двух лет читал стихи, а в возрасте 6−8 лет Лавкрафт пишет несколько рассказов. В 14 лет с-под пера выпускает произведение «Зверь в пещере». В школу Говард из-за болезней пошел с восьми лет и всего лишь на 1 год. Парень любил литературу, увлекался химией и даже был опубликован «Научной газетой» в 1899 году. Продолжает обучение в школе в 12.

Дедушка Говарда скончался в 1904 году, бедность и переезд становятся толчком для раздумий о самоубийстве писателя, но парень отделывается только нервным срывом в 1908 году, из-за чего не смог окончить школу.

Детское увлечение фантастическими произведениями («Зверь в пещере» (1905), «Алхимик» (1908)) поэт со временем меняет на поэзию и эссе. В 1917 году Говард возвращается к этому «несерьезному» жанру и рождаются «Дагон»(напечатан в 1923 году журналом «Таинственные рассказы» (Weird Tales)), затем «Гробница». В ХХ веке рекорды бьет переписка Лавкрафта с корреспондентами Форрест Аккерман, Роберт Блох и Роберт Говард.

В психиатрическую больницу, где скончался Уилфрид, попадает мать Говарда и там же умирает 21 мая 1921 года.

В 1919-1923 Лавкрафт пишет около 40 рассказов. В 1924 году он женится на Соне Грин, с которой познакомился на собрании журналистов-любителей, и они переезжают в Бруклин, Нью-Йорк. Столичная жизнь не пошла супругам на пользу и, спустя несколько лет, они разводятся и Лавкрафт возвращается дамой в дом по адресу Барнс-стрит, 10 и живет там до 1933 года. В период одиночества Говард пишет очень много коротких рассказов, изложенных в журналах (один из них «Таинственные рассказы»), рождаются «Случай Чарльза Декстера Варда» и «Хребты Безумия».

Рейтинг произведений американского хоррор-писателя Говарда Филлипса Лавкрафта. Так сложилось, что в топ-10 вошли крупные произведения. В основном, это большие новеллы и повести Г. Лавкрафта. Однако не совсем корректно сравнивать короткую и длинную прозу автора. Несправедливо обделены вниманием небольшие рассказы Лавкрафта, которых он написал немало. И тут меня осенило, что для малых произведений необходимо создать свой отдельный рейтинг. Итак, десятка лучших коротких рассказов Говарда Филлипса Лавкрафта.

Если вы решили тесно познакомиться с творчеством американского писателя ужасов и не располагаете достаточным количеством времени, то данный топ-10 коротких рассказов идеально подойдет вам. Выбирайте любое приглянувшееся название, оценивайте по краткой аннотации, затем находите текст и читайте за короткий отрезок времени.

Если вы предпочитаете крупную прозу, и при этом есть свободный часик-другой на длительное чтение, то отсылаю к рейтингу длинных текстов: .

Прежде, чем я опишу любимую десятку коротких рассказов Г. Ф. Лавкрафта, хотелось бы вновь отметить, что было сложно составить рейтинг из произведений Лавкрафта. Я воспринимаю его творчество единым массивом, и с удовольствием перечитываю многие тексты. Воспринимайте этот список не как истину в последней инстанции, а как одно читательское мнение среди тысяч возможных.

10. Дагон

Г. Ф. Лавкрафт написал «Дагон» летом 1917 года. Это совсем небольшой рассказ из раннего творчества американского писателя. Первая публикация состоялась в журнале The Vagrant в конце 1919 года. «Дагон» не теряет популярность и в наши дни. Возможно, это связано с тем, что произведение носит знаковый характер — это первый рассказ, написанный Лавкрафтом в жанре «Мифы Ктулху». С него началась история и развитие мрачной концепции, которая стала основной для всего дальнейшего творчества отшельника из Провиденса.

Обложка ноябрьского журнала The Vagrant 1919 года. Первая публикация «Дагона»

Позже рассказ трижды(!) выходит в журнале Weird Tales. Дважды при жизни автора, в 1923 и 1936 году, и один раз значительно позже — в 1951 году. Обложки этих изданий ниже:

Однако в будущем «Дагон» отходит на второй план, т.к. основную идею рассказа Лавкрафт переработал и существенно дополнил в новелле «Зов Ктулху». Поэтому заметное сходство обоих произведений не должно вас смущать. Так бывает и это нормально.

Пару слов о сюжете. Первая мировая война. Главный герой, будучи вторым помощником капитана, плавал на почтовом судне по малоизведанным местам Тихого океана, пока не попал в плен к немцам. Ему удается бежать на маленькой шлюпке, имея запас провианта и воды. Бывший суперкарго почтового корабля плывет несколько дней в неизвестном направлении, пока не встречает странный и зловонный остров. Он предпринимает попытку пешего путешествия и встречает необычный столб, испещренный рисунками и иероглифами. Однако это не самое страшное, что предстоит увидеть герою на неизвестном острове, поднявшемся из пучины.

Интересный и захватывающий рассказ, с оригинальным и цельным сюжетом. Можно отметить потрясающую мрачную атмосферу, которую мастерски и с неизменным успехом передавал Лавкрафт. Поэтому «Дагон», пионер и первопроходец жанра «Мифы Ктулху», абсолютно заслуженно входит в наш топ-10 коротких рассказов Г. Ф. Лавкрафта.

9. Картина в доме

А этот небольшой рассказ, известный также в других переводах как «Картинка в старой книге» или «Картинка в доме», был написан в конце 1920 года. Первая публикация состоялась летом 1921 года в журнале The National Amateur. Спустя несколько лет рассказ был перепечатан в Weird Tales.

Обложка январского Weird Tales от 1924 года, где публиковался рассказ «Картина в доме»

До сих пор помню, какое жуткое впечатление произвел на меня рассказ при первом прочтении в тишине и полном одиночестве. По сюжету некий юноша путешествует по глухим уголкам Новой Англии. Будучи на велосипеде, он попадает под дождь и решает остановится в ветхом доме и заброшенном доме.

Юноша находит в доме книгу Regnum Congo, написанную путешественником. Ему бросается в глаза детальное описание мясной лавки каннибалов с Конго. Однако, не смотря на ветхость и заброшенный внешний вид, у дома есть хозяин.
Чуть позже к главному герою со второго этажа спускается старик, который со всей страстью и восхищением делится впечатлениями о мясной лавке.

Иногда творчество Г. Ф. Лавкрафта делят на три большие группы — «Мифы Ктулху», «Цикл Снов» и «Смертельные истории». «Картина в доме» относится к третьей категории.

8. Музыка Эриха Занна

Часто слышал мнение, что рассказ «Музыка Эриха Цанна»(или Занна) является любимым у многих поклонников творчества Говарда Филлипса Лавкрафта. Впрочем, это касается и «Дагона», и «Цвета из иных миров», о котором речь пойдет ниже. «Музыка Эриха Цанна» был написан ровно год спустя после «Картинки в доме» — в декабре 1921 года. А впервые опубликован в марте 1922 года в журнале The National Amateur. В мае 1925 года рассказ опубликован в Weird Tales.

Майский номер Weird Tales от 1925 года

По сюжету студент из Парижа знакомится с глухим соседом по имени Эрих Цанн. По ночам молодой человек слушает, как тот создает странную и загадочную музыку. Не смотря на глухоту, Эрих Цанн оказался гениальным музыкантом, играющим на виоле. Посетив старенького музыканта во мраке, в одну из ночей, студенту предстояло побывать на самом необычном концерте в своей жизни.

Небольшой рассказ держит вас в цепких лапах повествования на всем протяжении текста, погружая в вязкую атмосферу парижских трущоб, где сверхъестественная музыка, будто бы невидимой нитью, связывает героев с пропастью Бездны.

7. Гипнос

Лавкрафт написал «Гипнос» в марте 1922 года. В мае 1923 года рассказ опубликован в журнале National Amateur, который, похоже, послужил основным плацдармом для печати ранних произведений мастера хоррора.

Но лишь до тех пор, пока в его жизни не появился журнал «Странные истории» или Weird Tales. Журнал, открывший миру произведения многих авторов-фантастов, как раз-таки был основан в 1923 году. «Гипнос» перепечатывается в нем уже в 1924 году. Похоже, рассказ попал не в традиционный формат ежемесячного издания, а в некий специальный выпуск за три месяца. Ценник, кстати, в два раза дороже стандартного в 25 центов тогдашних «Странных историй». Но и рассказов под обложкой оказалось значительно больше.


В Weird Tales увидела свет вторая публикация рассказа «Гипнос» Г. Ф. Лавкрафта

Сюжет рассказа разворачивается в Англии. Все началось со знакомства и дружбы скульптора с неким человеком. Два героя вместе ведут ночные и необычные оккультные исследования. Однако за запретные знания плата может быть слишком высокой. И теперь скульптор, проникнув в вотчину греческого бога Гипноса, всеми силами избегает сна…А что стало с его товарищем? Читайте рассказ «Гипнос». Одна из историй из «Цикла Снов» на седьмом месте моего личного рейтинга.

6. Модель для Пикмана

Рассказ известен под многочисленными названиями — «Натура Пикмана», «Натурщик Пикмэна», «Модель Пикмана», «Фотография с натуры». Он был написан в сентябре 1926 года и опубликован в октябре 1927 года в журнале Weird Tales.


Обложка Weird Tales за октябрь 1927 года

«Модель для Пикмана» начинается с исчезновения в Бостоне некого талантливого художника Ричарда Аптона Пикмана, после общения с которым рассказчик почему-то невзлюбил метро. Творчество Пикмана своеобразно, и не смотря на свою гениальность, выглядит отвратительным плодом больного воображения.

Художник приглашает своего друга-рассказчика в старый дом, где он рисует пугающие полотна. После осмотра дома и картин они спускаются в подвал, и Пикман показывает незаконченные полотна, над которыми работа в процессе. Герой видит рисунок, изображающий огромное чудовище с красными глазами. Как он отмечает, к мольберту прикреплен небольшой листок бумаги.

Тут они слышат ужасный грохот. Художник, захватив револьвер и оставив гостя в подвальной студии, выходит в темноту. Раздаются выстрелы и громкие звуки прекращаются. На следующее утро рассказчик обнаруживает, что нечаянно положил листок в карман, который видел свернутый трубочкой на мольберте.

Рассмотрев снимок, он понимает страшную правду. Ужасная тайна заставляет его больше никогда не общаться с Пикманом, а позже художник и вовсе пропадает без вести.

5. Селефаис

Данный малоизвестный рассказ — один из немногих в нашем рейтинге относится к «Циклу Снов». Г. Ф. Лавкрафт написал его в ноябре 1920 года и издал в мае 1922 в журнале Rainbow. Уже после смерти автора, в 1939 году, «Селефаис» выходит в Weird Tales.

Обложка июльского Weird Tales от 1939 года

Главный герой рассказа, Куранес, является потомком знатного и обнищавшего рода. Он видит во сне город мечты, легендарный Селефаис. Чтобы продлить грезы, Куранес начинает злоупотреблять наркотиками. И чем ярче сны — тем бледнее реальность. Для него мир грез постепенно становится реальным домом. Ведь в стране снов Куранес не просто британский бедняк, а властитель легендарного города. Кстати, печального короля Куранеса мы встречаем в повести «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата».

Грустная история про сказочный Селефаис почем-то трогает самые глубинные струны души. В этом небольшом произведении поднимаются большие вопросы: социального неравенства, любви к родине, тяги к сказочным странам, опасности грез.

4. Ведьмин лог

«Ведьмин лог» можно назвать малоизвестным произведением. Оно написано в соавторстве с учеником и страстным поклонником Лавкрафта — Августом Дерлетом. К сожалению, мне неизвестно, чей вклад более весом в написании рассказа, но мне хотелось бы верить, что «Ведьмин лог» больше творение Лавкрафта, чем Дерлета. По крайней мере, по личным ощущениям, я никогда не сомневался в этом. И однозначно «Ведьмин лог» лучше многих рассказов, которые написал Август Дерлет.

Однако рассказ издан много лет спустя после смерти Г. Ф. Л — в 1962 году в одной из антологий страшных историй, которые исправно выпускал Дерлет.

3. Цвет из иных миров

Произведение «Цвет из иных миров» также широко известно как «Сияние извне», и чуть менее под несколькими другими названиями. Рассказ, написанный в первой половине 1927 года, впервые издан в журнале Amazing Stories в сентябре того же года.

Этот номер примечателен и тем, что в нем печаталось продолжение известного романа Герберта Уэллса «Война миров».

Обложка номера Amazing Stories за сентябрь 1927 года

На земли фермера падает метеорит, обладающий странными свойствами — он необычно светится и не остывает. Позже космический кусок удивительным образом уменьшается в размерах, а затем и вовсе исчезает. После его падения на ферме начинают творится страшные события. Урожай и скотина мутирует и гибнет. Семья фермера тоже начинает страдать морально и физически, однако упрямо не уезжает с насиженного места. Зловещая ситуация неумолимо движется к трагической развязке.

«Сияние извне» — особенный рассказ, достойный занять первое место данного рейтинга. Если бы не моя особенная любовь к Рэндольфу Картеру и его приключениям, то так оно и было бы.

В чем же его уникальность? Во-первых, сам Говард Филлипс Лавкрафт, как пишет исследователь С. Т. Джоши, считал «Сияние извне» лучшим своим произведением. Во-вторых, рассказ настолько гармонично сочетает в себе элементы научной фантастики и литературы ужасов, и данный сплав жанров настолько умело реализован Лавкрафтом в его непревзойденной манере, что невозможно не остаться в восторге от «Сияния извне». В-третьих, отличный сюжет под соусом мрачнейшей атмосферы безысходности и бессилия перед лицом космического ужаса, за которую мы так ценим творчество мастера хоррора из Провиденса.

Серебряный ключ и Врата серебряного ключа

Итак, лидеры моего топ-10 коротких историй Г. Ф. Лавкрафта. Два рассказа, которые я не отделяю друг от друга — т.к. «Врата серебряного ключа» является органичным продолжением «Серебряного ключа», и никак не хуже сюжетно и стилистически.

Дело в том, что я ценю все произведения, где главным героем выступает Рэндольф Картер. Он единственный герой, который фигурирует в стольких произведениях автора — в пяти, и упоминается вскользь еще в одном.
Об этом подробнее можно прочесть в статьей «Рэндольф Картер — оккультист на пути к Великому Деланию» , которую я опубликовал еще в начале 2016 года.
Почему Лавкрафт так ценил Картера и переносил из одного произведения в другое? Этому есть простое объяснение, которое дается в вышеупомянутой статье, цитирую:

Дело в том, что этот персонаж и его друзья имеют реальные прототипы. Сам Картер — это альтер-эго Лавкрафта

Но кроме того, что мне нравятся истории о насыщенном жизненном пути оккультиста и сновидца Рэндольфа Картера, есть и иные причины любить «Серебряный ключ» и «Врата серебряного ключа». Это большое количество философских мыслей, которые были для меня целым открытием на тот момент, когда я прочел данные рассказы.

Это было в далеком 2006 году. Тогда мне было 20 лет и я только-только открыл для себя творчество Лавкрафта. Теория множественности личностей во вселенной, трансцендентные космические беседы о времени и другом, оборот вселеннского колеса, и удивительный опыт Картера, где он преодолевал себя, свой страх, и шагал в Бездну к Древним. Это все было очень оглушающе для моего разума. И чертовски интересно.

Но хватит описаний. Просто внимательно читайте, и будьте открыты к новым впечатлениям, отринув скептицизм. И, возможно, вы поймете, какие эмоции я получил и испытаете подобные незабываемые чувства.

Ну и пару слов об изданиях. «Серебряный ключ» был написан в 1926 году, а издан в январском номере журнала Weird Tales 1929 года. Рассказ «Врата серебряного ключа» был написан в 1932-1933 годах в соавторстве. Первое издание состоялось в июльском номере Weird Tales 1934 года.

Напоследок скажу, что больше всего запомнились именно те рассказы, с которых я начинал знакомство с творчеством Г. Ф. Л. Они производили неизгладимое впечатление. Возможно, это где-то первых прочтенных 15-20 произведений, а далее эффект был уже не столь сильным. Терялся некий шарм знакомства с новым героем литературы для тебя.