Культурные особенности. Культура и традиции голландии


XVII в. был эпохой небывалого расцвета изобразительного искусства и в других европейских странах. Наиболее яркие школы родились на территории бывших Нидерландов. Эта страна распалась на две части Голландию (семь северных провинций), отделившуюся от Испании и ставшую самостоятельной протестантской республикой, и Фландрию (современная Бельгия), что осталась под протекторатом Испании, сохранив приверженность католицизму.


Символом фламандской живописи на все времена стал Питер Пауль Рубенс (). Рубенс сделал прекрасную дипломатическую карьеру, имел самую большую в Европе мастерскую и армию преданных учеников, был богат и жил в Антверпене в собственном дворце. Но его внешность изящного, вполне светского человека была обманчива.


Превыше всех благ художник ценил тихие прелести семейного очага. Он был женат дважды, и оба раза удачно. Первая жена Изабелла Брандт была из очень состоятельного бюргерского рода. Атмосферу счастья семейной жизни художник передал в работе «Автопортрет с Изабеллой Брандт» (1609), где изобразил себя и жену под ветвями цветущей жимолости. После смерти Изабеллы, на 54-м году он женился на молоденькой дальней родственнице своей первой жены Елене Фоурмен. Эта женщина стала его музой («Елена Фоурмен с детьми», 1636, «Шубка», 1639).


Самое же примечательное, что Рубенс был необыкновенно удачлив в творчестве. Он получал заказы от самых влиятельных и состоятельных особ Европы. Его не преследовала инквизиция, несмотря на склонность художника к обнаженной натуре. Более того, орден иезуитов был среди постоянных заказчиков мастера.




Признанный законодатель барокко, мастер, судя по всему, не был ни философом, ни психологом. Религиозный дух также совершенно ушел из его живописи, уступив место торжеству здоровой, хотя и не всегда красивой плоти. Сила, страстность, необузданность образов Рубенса сочеталась с вполне простонародным взглядом на натуру, красота которой подразумевала прежде всего здоровое и откормленное тело.


У Рубенса, певца борений, побед и вакханалий, был любимый ученик, выдающийся фламандский художник Антонис ван Дейк (). Судьба ван Дейка была совсем другой. Получив хорошее образование и не желая конкурировать с Рубенсом, он покидает Антверпен и поступает на службу к английскому королю Карлу I. Антонис ван Дейк Английский король Карл I




Близкие по духу сюжеты охотно рисовал Иордане, повторяя в разных вариантах рассказ о том, как сатир зашел в гости к крестьянам, или о том, как пьянствует «бобовый король». Другой ученик и ближайший помощник Рубенса Якоб Иордане () был истым фламандцем, а его картины воплощением плебейской непосредственности, жизнерадостности и некоторой традиционной народной фривольности.




В XVII в. фламандское искусство обогатилось натюрмортом самостоятельным жанром живописи. Крупным мастером монументального натюрморта, составленного из даров природы и охоты, был друг Рубенса Франс Снейдерс (). Преувеличенные в масштабах сочные плоды, битая птица, овощи, морская и речная рыба, нагроможденные на столе, являют собой сказочное изобилие, даримое людям для счастливой и богатой жизни.


В Голландии, буржуазной республике, отринувшей католическую веру в пользу протестантизма, у художников были иные возможности и традиции. Живописцы работали в условиях рынка и не зависели от заказов короля или церкви. Их картины покупали (или не покупали) зажиточные граждане, любившие украшать живописью стены своих домов. Следовательно, вкус горожан-обывателей, высшей ценностью для которых было благополучие и покой семьи, определял содержание полотен.


Что хотели видеть на картинах голландцы? То, к чему они привыкли и что было не слишком обременительным для их интеллекта: уютные городские дворики, чистые комнаты домов, аккуратных, с неприметной внешностью хозяек в белых чепчиках, худосочных девушек, занимающихся шитьем, чтением или игрой на клавесине. Быт в этих полотнах представлен правдиво до мелочей, а простые обыденные сцены, изображенные художниками, можно было ежедневно наблюдать вокруг. Говорят, что по предметам, написанным на картинах голландцев, историки могут изучать экономику и торговые связи в XVII столетии.




Крупнейшим портретистом среди них был Франс Хальс (ок). Сего полотен смотрят на нас энергичные предприимчивые люди хозяева своей судьбы. Обратим внимание: художник охотно воспроизводил смеющиеся лица, умея уловить то состояние души, что сегодня мы называем «моментом истины». Франс Хальс




«Великим малым голландцем» нередко называют Яна Вермера, вошедшего в историю живописи как Вермер Делфтский (). Он писал те же бесхитростные бытовые сцены и пейзажи, что и его собратья по профессии. Величие же художника в колористических находках, в умении искусно воплощать воздух, цвет и свет. «Девушка, читающая письмо»«Офицер и смеющаяся девушка»


Вермер, как никто другой, чувствовал световоздушную среду и стал первым среди живописцев писать пейзажи с натуры, на пленэре (свежем воздухе), предвосхитив манеру импрессионистов XIX в. Полотна Вермера играют яркими свежими красками, дарящими наслаждение глазу, а душе настроение покоя и тишины. «Улочка», 1658«Вид Делфта», 1660


Вершина голландского искусства XVII в. творчество гениального художника Харменса ван Рейна Рембрандта (). Удивительно, но никуда не выезжая из своей маленькой бюргерской страны и не получив широкого образования, Рембрандт создал творения мирового общечеловеческого звучания. Современники это не слишком понимали и относились к художнику снисходительно, не замалчивая его «слабостей».


Осознание того, что именно Рембрандту удалось снять с голландской художественной культуры упрек в заземленности, пришло значительно позднее. Рембрандту дано было соединить простые житейские истины с высоким духовным опытом человечества, пройдя путь исканий от барочных композиций до высокого реализма.


Художник родился в Лейдене в семье мельника; после латинской школы некоторое время посещал Лейденский университет, но оставил учебу ради занятий живописью. В 1632 г. он переехал в Амстердам. Слава пришла к молодому мастеру с созданием картины «Урок анатомии», на которой изображен доктор Тульп, со знанием дела объясняющий своим ученикам строение мышц человека у препарированного трупа.


В 1634 г. Рембрандт женился на любимой девушке Саскии ван Эйленборх. Саския была из знатной семьи, и брак открыл дорогу в патрицианские круги столицы. Приданое невесты обеспечило материальную свободу, к тому же Рембрандт стал получать много выгодных заказов.


Период жизни с Саскией был самым счастливым для художника. Он много работал, и из под его кисти выходили образы, отмеченные радостью бытия. Свою юную жену, кстати, далеко не красавицу, он превратил в обворожительную богиню весны Флору, украшенную цветами и ожерельями, одетую в парчу (это полотно находится в собрании Эрмитажа).


В 1642 г. жизнь художника резко изменилась. Умерла Саския, исчезла муза, вдохновлявшая мастера. С этого времени наступает новый период его творчества, начало которому положило знаменитое полотно «Ночной дозор». Работа создавалась по заказу, как групповой портрет стрелковой роты. Военные хотели видеть на полотне прежде всего свои собственные лица.


Возмущению заказчиков не было предела, они потребовали вернуть деньги. Мастер был оскорблен. С этого момента произошел разрыв Рембрандта с кругом аристократов, и кривая его благополучия резко пошла вниз. Рембрандт же резко изменил традиции и создал картину с иным сюжетом: рота, обуреваемая патриотическим порывом, выступает в поход. Освещенными в композиции оказались лишь немногие фигуры переднего плана, остальные же персонажи ушли в тень и перемешались с посторонними людьми.


С возрастом художник изменился сам, стали другими и его подходы к творчеству. Зрелого Рембрандта отличает удивительная простота, отсутствие внешних эффектов, лишних деталей. Он любил писать бедняков, слепых, нищих, старух и стариков, подчеркивая в их образах мудрое знание житейских проблем.


Сюжеты Рембрандт чаще всего черпал в Библии (за исключением портретов), все увереннее сближая евангельские религиозные идеи с духовными запросами современного человека. Он научился открывать в некрасивой натуре возвышенную красоту, тем самым утверждая христианскую истину о тленности земного и вечности небесного.


Последнее десятилетие самая трагическая страница жизни Рембрандта. Умерли вторая жена и сын. Окружающие считали его неудачником, несостоявшимся художником. Он растерял друзей и ютился в бедной квартирке на задворках Амстердама, но не утратил творческого дара.




Композиция картины предельно проста. Сын- странник в грязном рубище, упавший на колени перед отцом, олицетворяет трагедию и раскаяние. Старик-отец, все простивший, счастливый, с выражением бесконечной доброты на полуослепшем лице, возложил руки на страдальца. В картине есть предельная напряженность чувств и озаренность мысли. А еще тревожащий болью сердца вопрос: не так ли и мы, заблудшие души, должны припасть в раскаянии к стопам своего небесного Отца?


После смерти Рембрандта начинается упадок голландской живописи, а затем наступает конец великой эпохи взлета национального художественного творчества. Быть может, поэтому голландцы и сегодня так любят и берегут свое блестящее прошлое. Музей Рембрандта в Амстердаме

Первое, что у туристов ассоциируется с Нидерландами – легальная продажа легких наркотиков в кофешопах. Амстердам представляется городом, лишенным от предрассудков, городом вольных людей и свободомыслия. Здесь легализованы аборты, проституция, эвтаназия, однополые браки. Вместе с тем Голландию можно назвать страной контрастов и парадоксов, к примеру, за ношение изделий из меха в этой стране зоозащитники могут облить краской на улице – и это тоже является следствием свобод, предоставляемых жителям государством.

Нидерланды – удивительная страна, в которой ее столица радикально отличается от большинства остальных городов. Номинально властью здесь обладает монарх, но фактически страной управляет парламент. В Голландии очень низкий уровень преступности, это одна из самых безопасных стран в Европе. Здесь либерально относятся к людям всех рас и цвета кожи, это же правило распространяется на туристов. Национальными чертами голландцев являются вежливость, пунктуальность и бережливость, и приезжим будет довольно комфортно чувствовать себя среди приветливых и спокойных хозяев страны.

Существует несколько традиций, которые нужно знать всем, кто приезжает в Нидерланды. В ресторанах здесь не принято танцевать – для этого лучше отправиться на дискотеку. Нидерландцы не жмут друг другу руки при встрече и практически никогда не делают комплиментов, скупость этого народа проявляется и в этом. Вместе с тем, они очень терпимы к чужому мнению, никогда не лезут в спор и отвечают даже на хамство вежливостью и улыбкой. Они никогда не выпячивают свое богатство напоказ, туристам также не стоит этого делать. В этой стране такие жесты считаются дурным тоном, таким же, как непунктуальность – этого нидерландцы просто не переносят. Копирайт www.сайт

В Голландии свое отношение к процессу принятия пищи. К примеру, в их культуре есть правило «на одну чашку – одно печенье», и они до сих пор неукоснительно его соблюдают. Они не употребляют в пищу «вчерашнюю» еду, поэтому готовят обычно ровно столько, сколько смогут съесть. Вместе с тем, голландцы очень любят праздники – они с удовольствием отмечают торжества королевской семьи, национальные праздники, дни рождения. Человек другой культуры, попав на голландский день рождения, будет очень удивлен – на празднике принято поздравлять не только именинника, но и всех присутствующих.


Еще одна интересная традиция, которая будет любопытна туристам – охота за старыми вещами. Примерно раз в месяц жители выбрасывают на улице крупные предметы – старую мебель, бытовую технику, элементы интерьера, стройматериалы, что угодно, все, что им больше не нужно. Практически все вещи при этом находятся в отличном состоянии. Такие свалки становятся популярными местами, своего рода бесплатными блошиными рынками, где любой голландец может подобрать нужную вещь. Прагматичные, бережливые голландцы не считают это чем-то зазорным, напротив, они с удовольствием пользуются возможностью сэкономить или обрести оригинальную вещь для своего дома.

Это небольшое по площади европейское государство всегда притягивало к себе мечтательные взгляды путешественников. "Виной" тому не только мельницы, кофешопы и поля тюльпанов, но и необыкновенно богатая культура Нидерландов, страны, подарившей миру Рембрандта, Декарта и Анну Франк.

Школа из Гааги

При упоминании Голландии на ум приходят великолепные полотна художников, творчество которых связано единой школой. Она носит название Гаагской и представляет собой художественное объединение, возникшее в Нидерландах в XIX веке. Школа оказала заметное влияние на всю живопись в стране, а ее самым известным представителем стал Винсент ван Гог.
Полотна других выдающихся голландцев можно увидеть в экспозициях лучших музеев мира. Самые популярные галереи расположены в столице, Роттердаме и Гааге:

  • Дом музей Рембрандта в Амстердаме, где в течение двух десятилетий жил и творил великий живописец. В качестве главных экспонатов представлены графические работы художника и его офорты.
  • Музей Бойманса-ван Беннинга – одна из крупнейших голландских картинных галерей в Роттердаме. Предлагает посетителям работы Босха, Рембрандта, Рубенса, Кандинского и Дали. Среди выставленных шедевров – работа Питера Брейгеля "Малая Вавилонская башня", написанная в 1563 году.
  • Городской музей Амстердама представляет все направления искусства. Его уникальные экспонаты – картины Моне, Пикассо, Шагала и Сезанна.

Десятка ЮНЕСКО

Именно столько объектов в этой стране организация ЮНЕСКО сочла достойными списков Всемирного культурного наследия. Культура Нидерландов складывалась на протяжении многих столетий, свой вклад в ее формирование внесли и архитекторы, и скульпторы, и живописцы, и музыканты. Памятники архитектуры на небольшой территории Голландии расположены с большой плотностью, а потому в списки охраняемых объектов попали целые кварталы и города.
Особую ценность для потомков представляют гавань и историческая часть города Виллемстада, старые оборонительные сооружения в столице, остров Схокланд с его церковью-музеем, система каналов XVII века в Амстердаме.

О хлебе насущном

Не менее важной частью культуры Нидерландов стала и национальная кухня. Ее блюда приготовлены большей частью из рыбы и морепродуктов, а знаменитый голландский сыр стал всемирно известным брендом уже много десятков лет назад. Самые популярные сорта сыра, поставляемые на экспорт и любимые самими голландцами – "Эдам", "Маасдам", "Гауда" и "Леердам".

Самые известные музеи Амстердама, Роттердама, Гааги и Утрехта в предстоящие два года будут сотрудничать в организации больших выставок под общим названием «Культурные города Голландии» (Holland Art Cities), сообщает Нидерландское бюро по туризму и конгрессам.
По словам представителя проекта, в этих четырех городах находится больше произведений искусства на один квадратный метр, чем в любом другом городе мира. Десять музеев будут координировать свою деятельность с туристическими организациями.
Одна из главных целей – обратить внимание публики в зарубежных странах на искусство и культуру Нидерландов. Благодаря сотрудничеству, музеи рассчитывают привлечь дополнительно 200 тысяч иностранных посетителей.

Первая тема экспозиций – «Влияние из-за рубежа». Одним из главных мероприятий станет открытие в июне 2009 года большого здания амстердамского филиала Санкт-Петербургского Эрмитажа (Hermitage Amsterdam). В новых залах этого музея в Амстердаме начнет работать выставка «Русский императорский двор». Ожидается, что на предстоящем в этой связи торжественном мероприятии будут присутствовать королева Нидерландов Беатрикс и высокая делегация из России.
В Амстердаме после реставрации вновь откроется Городской музей (Stedelijk museum), в котором регулярно проводятся выставки современного искусства. В музее «Мауритсхейс» (Mauritshuis) в Гааге 25 февраля 2009 года откроется выставка картин голландского художника Якоба ван Рейсдала (Jacob van Ruisdael), которые он написал в пограничных областях Нидерландов и Германии.
С сентября 2009 года в центре внимания ведущих голландских музеев окажутся современное искусство и дизайн в авторстве молодых художников. В рамках этой темы пройдут не менее 12 разных выставок. В Центральном музее Утрехта (Centraal Museum Utrecht) состоится выставка произведений молодых художников из созданного в 1993 году и ставшего всемирно известным амстердамского дизайнерского бюро "Сухой дизайн" (Droog Design).
В Муниципальном музее (Gemeentemuseum Den Haag) Гааги предстоит выставка произведений Поля Сезана и Пабло Пикассо, а в роттердамском «Кюнстхале» (Kunsthal) вниманию публики будет представлена экспозиция, рассказывающая, как культура и искусство вносят вклад в улаживание международных конфликтов и примирение вовлеченных в них сторон.
С сентября 2010 года до середины 2011 года основной темой выставок будут работы художников 17-20 веков. В 2010 году в гаагском музее «Мауритсхейс» откроется выставка картин старых голландских мастеров из американских частных коллекций. Городской музей Амстердама откроет экспозицию произведений известной южноафриканско-голландской художницы Марлен Дюма (Marlene Dumas).
В рамках проекта «Культурные города Голландии», помимо названных, участвуют такие всемирно известные нидерландские музеи, как амстердамские Государственный музей (Rijksmuseum) и Муей Ван Гога, роттердамский музей «Бойманс ван Бенинген»(Boijmans van Beuningen), утрехтский Музей «Катарейненконвент» (Museum Catharijnenconvent).

В XV в. большинство голландских земель входило в состав герцогства Бургундского. Его властитель Карл Смелый пытался создать крупную европейскую державу, соперничая с Францией, но в 1477 г. погиб, и в результате брака его единственной наследницы Марии Бургундской с Максимилианом Габсбургом Голландия вскоре вошли в состав Священной Римской империи.

При внуке Максимилиана, Карле V, Голландия как одна из отдельных составных частей его гигантских владений были расширены за счет присоединения к ним с севера еще шести областей. После отречения Карла V от престола страна в составе 17 провинций была унаследована в 1556 г. сыном Карла, королем Испании Филиппом II. Население Голландии составляло тогда почти 3 млн. человек. Плотность его была очень велика, в стране насчитывалось около 300 городов и 6500 деревень.

Число жителей главного порта страны Антверпена превысило в 1550 г. 100 тысяч. По уровненю развития городов и их культура Голландия уступала в Европе только Италии.

Распространение Реформации, в том числе кальвинистской, вызвало в Голландии при Филиппе II, воинствующем католике, особенно жестокие преследования, обострившие обстановку в стране. В 1566 г. выступлениями дворянской оппозиции и иконоборческими движениями в разных городах началось восстание в Голландии, которое переросло в затянувшуюся на десятилетия освободительную войну против гнета испанцев.

В 1579 г. южные провинции, отказавшись от дальнейшей борьбы, пошли на соглашение с Филиппом II и остались под его властью, в то время как группа северных провинций создала собственную республику и низложила Филиппа II. После вооруженной борьбы Испания в 1609 г. была вынуждена заключить перемирие с непокорными, а в 1648 г., после Тридцатилетней войны в Европе, Республика Соединенных провинций получила международную юридическую санкцию своей независимости.

Возрастающее экономическое могущество способствовало большому расцвету культуры. Всему миру известны, например, знаменитые голландские живописцы семнадцатого века: Рембрант, Вермеер, Халс.

По развитию культуры Голландия - весьма богатая страна. Лидирующее положение среди прочих искусств здесь занимала живопись. Именно она открыла мир голландцам и миру голландцев. Уже в первые десятилетия XV в. являются гении братьев ван Эйков, ван дер Вейдена, ван дер Гуса, Мамлинка, Иеронимуса Босха. Думаю, перечисленных имен достаточно, чтобы понять, какой масштаб был у голландской школы живописи.

Музыка. Голландская полифоническая школа XV - XVI вв. оказала огромное воздействие на всю европейскую музыку эпохи Возрождения. Именно голландцы Дюпре, Окегем, Обрехт, Вилларт, Лассо стали родоначальниками школ полифонии во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Чехии; именно голландцы создали классические образцы важнейших музыкальных жанров: мессы, мотета, мадригала, шансона и заложили тем самым основы инструментальной музыки Нового времени. Понятно, что школа полифонии для музыки - то же самое, что перспектива для живописи.

Период от конца первой трети XV в. и до последней трети XVI в. (творчество П. Брейгеля) - это и есть временные границы Ренессанса в Голландии.

Отличительным явлением в истории литературы этой страны была активная деятельность риторических кружков, так называемых рейдекеров (камер риторов). Именно риторы усовершенствовали до виртуозности технику стихосложения, рифмовку, ввели новые формы: оду, сонет, эпиграмму. Они же заложили фундамент национального театра. Из их среды вышли многие гуманисты, ибо там ценилась ученость.

В начале следующего столетия в творчестве Анны Бейнс (1493 - 1575) проявляется уже настоящая поэзия. Темы поэтессы: несчастная любовь женщины, страстная ненависть католички к инакомыслящим, протестантам.

Фламандский клирик Маттейс де Кастелейн прославился своими песенками (он сочинял и стихи, и музыку), он же был автором большой поэмы «Искусство риторики». Кастелейн же первым в Голландии обратился к метрическим стихам.

Антверпенец ван Тистеле перевел Теренция, Софокла, Овидия, Вергилия и Горация.

Риторами же были и многие из народных поэтов эпохи Голландской буржуазной революции и Антииспанской войны, тех, кто называл себя гёзами. Роман Шарля де Костера «Тиль Уленшпигель» талантливо, красочно и занимательно рассказывает о жизне в стране.

Не все гёзы сегодня безымянны. Сохранились имена Адриана Валериуса, Филиппа Марникса, Яна Утенкиве, Петруса Датена.

Что же касается главных творцов Ренессанса - гуманистов, то в Голландии они собирались в особые союзы, или коммуны -«братства совместной жизни». Первое такое братство было основано в 1374 г. (как раз в год смерти Петрарки) сыном девентерского патриция Гертом Гроте (1340 - 1384).

В общем-то, это, конечно, монастыри, в которых утверждалась идея личного обращения к Богу и веры по внутреннему убеждению, подобные братства скоро распространились по всей стране, при них организовались латинские школы, а с конца XV в. печатники Девентера стали издавать Гесиода, Плутарха, Эзопа, Вергилия, Петрарку, Лоренцо Валлу и др.

Таким образом, гуманизм и Реформация (с испанцами-то воевали не в последнюю очередь за свободу веры, и монастырские коммуны, воплощавшие свободу индивидуальной веры - тоже ересь с точки зрения Ватикана) в Голландии имели общие истоки. В течение XV и начала XVI в. они дифференцируются, а знаменитая полемика 20-х гг. XVI в. между Эразмом и Лютером о свободе воли проводит между гуманистами и реформантами окончательную границу.

Преемники Гроте, воспитанники латинской школы в Гронингене Вессел Гансфорт и Рудольф Хюсман по прозванию Агрикола едут в Италию, где приобщаются к ренессансной культуре.

Агрикола (1443 - 1495) - поэт, живописец и музыкант - провел в Италии десять лет (1469 - 1479), штудируя и переводя античных авторов. Написанная им в Ферраре для студентов университета «Речь во славу философии и остальных искусств» стала манифестом гуманистической философии. Он был первым нидерландским homo universalis. Он же был первым критиком схоластов. Его труд «Об искусстве спора» оказал колоссальное влияние на многих гуманистов. Эразм считал Агриколу «отцом немецкого гуманизма».

К концу XV в. Лёвен, а с начала XVI в. и Антверпен приобретают европейскую репутацию культурных центров.

Мировую славу голландскому гуманизму принес Эразм Роттердамский. Это псевдоним Герта Гертсена (1466 - 1536), писавшего на латыни и бывшего одним из лучших мастеров латинской прозы эпохи Возрождения.

Эразм был гражданином мира (космополитом), он жил и учился в разных странах Европы: во Франции и Англии, Швейцарии и Германии; он был одним из лидеров общеевропейского гуманизма, а уж для немецкого - имел значение исключительное.

Крупнейшим же представителем голландского реализма середины XVII в. является великий Рембрандт (1606 — 1669). Его многожанровая живопись (картины на мифологические сюжеты, портреты, пейзажи) проникнута тонким пониманием человеческой психологии («Ночной дозор», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына» и др.).

Традиции «золотого века» голландской живописи продолжались и в последующие эпохи. Достаточно вспомнить имя Ван Гога (1853 - 1890), представителя постимпрессионизма («Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя» и др.). Далеко за пределами страны известно имя просветителя Эразма Роттердамского (1466 — 1536).

Его произведение «Похвальное слово глупости» содержит острую критику церкви и феодальных порядков.