Примеры живописи, жанры, стили, различные техники и направления. Направления в искусстве Рисунки на тему художественный стиль

Стили живописи - тема очень обширная, можно сказать вечная. Люди часто используют термины которые не совсем правильно понимают, из-за этого бывают путаницы и неразберихи. Именно поэтому, я хочу коротко и доступно рассказать все что знаю о направлениях в живописи. Чтобы не превращать статью в унылый урок истории, я ёмко расскажу про самые востребованные и актуальные направления на сегодняшний день. Стили живописи с иллюстрациями - удобный и быстрый способ ознакомиться с важнейшими течениями в изобразительном искусстве.

Готика

«Алтарь семьи Мероде». Робер Кампен. 1430-е годы.

Готика – это течение в искусстве, которое накрыло все страны Западной и Центральной Европы. Тогда готика была во всем – в скульптуре, живописи, витраже и т.п. она использовалась везде где только можно, произошел «культурный бум». Такая популярность обусловлена последним шагом эволюции из средневекового искусства. Центром и главным фигурантом готического стиля была архитектура — высокие арки, цветные витражи, множество деталей. Романская эпоха не выдержала такой натиск и осталась на обочине истории.

Годы: 1150 — 1450.
Бартоло ди Фреди, Джотто, Ян Полак, Ян ван Эйк.

Ренессанс (Возрождение)

«Кающаяся Мария Магдалина». Тициан. 1560-е годы.

Эпоха Возрождения возникла на почве падения Византийской империи и культурного переполоха, который произошел по этому поводу в Европе. Византийцы которые вынуждены были бежать, вместе с культурными связями, принесли на земли Европы произведения искусства и библиотеки. Таким образом произошло своеобразное возрождение античных взглядов, но на современный лад. С годами многие моменты пересматривались и ставились под сомнение. В целом, царствовал светский гуманизм и идеи процветания.

Годы: 1400 — 1600.
Иероним Босх, Леонардо да Винчи, Тициан.

Барокко

«Юдифь и Олоферн». Караваджо. 1599 год.

Барокко — Европейское культурное наследие родом из Италии. Характеризует собой ироническую порочную красоту, неестественную элитность и вычурность. Свойственные черты таких картин — высокий контраст, напряженность сюжета, натянутая до предела динамика персонажей. Квинтэссенцией барокко принято считать церковь Санта-Мария-делла-Витториа, она находится в Риме.

Годы: 1600-1740.
Караваджо, Рембрандт, Рубенс, Ян Вермеер.

Классицизм

«Милосердие Сципиона Африканского». Помпео Батони. 1772 год.

Классицизм сыграл громадную роль в искусстве, как фундаментальное течения в живописи 18-го века. Из самого названия все становится понятно (лат. classicus значит образцовый, примерный).
Художники ставили себе цель, приобщить зрителя к высокому, а их картины были путеводной звездой. Высокая мораль, сдержанная культура и традиционные античные ценности стали основой классицизма. В эпоху классицизма в Европе произошел культурный рост и переоценка ценностей, искусство вышло на совершенно другой уровень.

Годы: 1700 — 1800.
Карл Брюллов, Жан-Батист Грёз, Пуссен Никола.

Реализм

«Бродячие акробаты». Гюстав Доре. 1874 год.

Реализм пытается с наибольшей достоверностью передать настроение момента, миг реальности на полотне. Но в свою очередь он не ограничен четкими рамками, единственные правила состоят в том, что в картине не должно быть места для вещей, которые исключают реалистичность. В ходе экспериментов, под конец XVIII века, этот стиль поделили на натурализм и импрессионизм. Но, реализму удалось выжить и он пользуется популярностью даже в современной живописи.

Годы: 1800 — 1880.
Вильям Бугро, Гюстав Курбе, Жан-Франсуа Милле.

Импрессионизм

«Впечатление. Восходящее солнце». Клод Моне. 1872 год.

Импрессионизм возник во Франции, это понятие ввел Луи Леруа. Импрессионисты которые работали в этом стиле, хотели поймать секундное впечатление от каждого предмета или мгновения, рисовали прямо здесь и сейчас, невзирая на форму и смысл. Картины демонстрировали исключительно позитивные и светлые моменты и мгновения. Но позже на этой почве среди импрессионистов начались разногласия, со временем появились мастера, которые могли впечатляться социальными проблемами, голодом, болезнями. Тем не менее, импрессионизм — добрый и позитивный стиль живописи, который показывает хорошие и яркие моменты.

Годы: 1860 — 1920.
Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега.

Постимпрессионизм

«Автопортрет в серой фетровой шляпе III». Винсент Ван Гог. 1887 год.

Постимпрессионизм вобрал в себя множество различных стилей и техник. Европейские мастера со свежими взглядами на живопись зарождали новые течения и активно пытались отойти от надоевшего тогда импрессионизма и реализма.

Годы: 1880 — 1920.
Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Родерик О’Конор.

Пуантилизм

«Рио Сан Тровазо. Венеция». Анри Эдмон Кросс. 1904 год.

Пуантилизм (point — точка) — Стилистическое направление в живописи, которое является тем же импрессионизмом, только в другой оболочке. Вместо рваных мазков, использовались точечные или прямоугольные формы. Так же, художники отказались от смешивания цветов на палитре, вместо этого, на полотно накладывались чистые цвета и смешивались уже непосредственно на самом полотне не соприкасаясь друг с другом.

Годы: 1885 — 1930.
Анри Эдмон Кросс, Жоржа Сёра, Поль Синьяк.

Модернизм

«Бабочки вблизи». Одилон Редон. 1910 год.

Модернизм — общая характеристика всех жанров и стилей в живописи 1850 — 1950 годов. Включает в себя такие направления в живописи — импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм и многие другие. Существование этих стилей знаменует полный уход изобразительного искусства от академизма. После ухода от академизма, стало практически невозможно уследить за всеми течениями и стилями которые формировались и формуются до сих пор.

Годы: 1850 — 1950.
Сальвадор Дали, Казимир Малевич, Огюст Ренуар и многие другие.

Академизм

Академизм – направление в искусстве, которое следует правилам и обычаям античности и эпохи Возрождения. Академизм стремится навязать четкие устои и грани, исключает фантазию и творческий полет. Вместо этого, упор делается на совершенствование недостатков, «шероховатости» природы — скрывать либо устранять. Улучшать действительность в сторону красивого восприятия — вот суть академизма. Сюжеты зачастую берутся из античной мифологии, так же используются библейские и исторические мотивы.

Годы: 1500 — сегодня.
Карл Брюллов, Уильям Бугро, Фёдор Бруни.

Примитивизм

«В кухне» Эпифаний Дровняк. 1940~ год.

Примитивизм – умышленное упрощение картины до такой степени, чтобы она выглядела так, как будто это работа ребенка. Различные народные рисунки и иллюстрации можно отнести к примитивизму. Только на первый взгляд картины выглядят простыми и нелепыми. Но если приглядеться, то можно увидеть правильные пропорции и соблюдение правил горизонта и композиции. Большинство известных мастеров примитивизма и наивного искусства были большими поклонниками истории своего народа и его культуры. Именно поэтому все их картины насыщенны колоритом той местности, в которой они проживали. Сегодня этот жанр преобразовался в наивное искусство, часто с примесью символизма. Это связано с тем, что современный зритель не готов воспринимать примитивизм в его чистом виде.

Годы: 1900 — сегодня.
Эпифаний Дровняк, Анри Руссо, Нико Пиросманишвили.

Кубизм

«Сидящая женщина в голубом платье». Пабло Пикассо. 1939 год.

Кубизм является направлением модернизма, зачастую используется по отношению к живописи и изобразительному искусству. Мастера разбивали свои сюжеты на геометрические формы, придавая каждому уникальному элементу — свой плотный сектор.

Годы: 1906 — 1925.
Пабло Пикассо, Фернан Леже, Робер Делоне.

Сюрреализм

«Постоянство памяти». Сальвадор Дали. 1931 год.

Сюрреализм — смешивание сна с реальностью. В этом стиле деятели искусств освобождали свои сны наружу, смешивая образы из реальной жизни друг с другом, совмещая несовместимое. Так же, затрагивались личные темы сновидений — страхи, тайные желания, бессознательные фантазии, комплексы. Все то, что человек может видеть в своих снах. Сегодня сюрреалисты копируют внешнюю оболочку, используя только красивые формы, не вселяя в них тот смысл, который был свойственен мастерам прошлого.

Годы: 1920 — сегодня.
Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт.

Абстракционизм

«Желто красно голубое». Василий Кандинский. 1925 год.

Абстракционизм — направление в искусстве, где произошел отказ от изображения действительности и правильности форм. Главная цель состоит в том, чтобы изобразить множество разноцветных форм, которые вместе смогут рассказать о сюжете картины. Родиной абстракционизма принято считать Россию и Америку.

Годы: 1910 — сегодня.
Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.

Экспрессионизм

«Крик». Эдвард Мунк. 1893 год.

Экспрессионизм ставит перед собой одну единственную задачу, передать то, что чувствовал автор картины в момент ее написания. Художники в этом стиле хотят выразить себя и свои чувства, именно поэтому экспрессионизм является антиподом импрессионизма, в котором упор ставится на выражении сугубо внешней оболочки. Экспрессионистам характерна склонность к мистике, пессимизму и унынию.

Годы: 1890 — сегодня.
Эгон Шиле, Карл Ойген Кель, Ежи Хулевич.

Поп-арт

«Зелёные бутылки кока-колы». Энди Уорхол. 1962 год.

Поп-арт Современный стиль в искусстве, использующий символы массовой культуры и продукты широкого потребления. Манипулировать и комбинировать объекты помогали современные технологии, из-за этого поп-арт часто подвергался критике со стороны сторожил старой школы. Со временем поп-арт поглотил многие направления в живописи.

Годы: 1950 — 1980.
Энди Уорхол, Хокни Дэвид, Роберт Раушенберг.

Минимализм

«Gran Cairo». Фрэнк Стелла. 1962 год.

Минимализм должен сводить к минимуму вмешательство автора в окружающую среду. Минимализм обозначает лишь самые важные моменты. Истоками лежит в конструктивизме, супрематизме, дадаизме. Является очень спорным жанром живописи, в связи с чересчур минималистическими взглядами некоторых авторов этого стиля. Сегодня минималистичиские направления в живописи трансформируются чрезвычайно быстро.

Годы: 1960 — сегодня.
Фрэнк Стелла, Карл Андре, Сол Ле Витт.

Гиперреализм

«Фрукты». Жак Боден. 2016 год.

Гиперреализм появился в связи с популяризацией фотографии, деятелям искусства было интересно посоревноваться с фотографами. Гиперреалисты создают альтернативную реальность, реалистичную иллюзию.

Годы: 1970 — сегодня.
Гноли, Герхард Рихтер, Делкол.

Вот и все направления в живописи

Это все что я могла и хотела сказать на эту тему 😉 На самом деле, направлений в живописи намного больше, и они непредумышленно разрабатываются буквально каждый день. В этой статье я хотела рассказать о самых популярных и влиятельных. Если вам понравился материал, поделитесь им в социальных сетях, давайте развивать искусство вместе. Спасибо всем за поддержку!


Существует просто огромнейшее разнообразие направлений и стилей в изобразительном искусстве. Зачастую они не имеют каких-либо выраженных границ и плавно могут переходить из одного в другой, при этом находясь в непрерывном развитии, противодействии и смешении. Большинство направлений в живописи сосуществуют одновременно именно по этой причине – «чистых стилей» практически не бывает. Представляем вам самые популярные стили живописи на сегодняшний день.

Импрессионизм

Клод Моне “Впечатление. Восходящее солнце”

Получил свое название благодаря картине «Impression, soleil levant» Клода Моне. Импрессионизм – стиль живописи, который, как правило, направлен на работу на открытом воздухе. Живопись в данном направлении призвана передать световое ощущение мастера.

К ключевым характеристикам импрессионизма относятся: тонкие, относительно небольшие, еле видимые мазки; точно переданное изменение освещения; открытая композиция; присутствие какого-либо движения; необычное видение предметов.

Яркие представители импрессионизма: Пьер Ренуар, Эдгар Дега, Клод Моне.

Экспрессионизм

Эдвард Мунк “Крик”

Одно из современных направлений искусства, которое зародилось в Германии примерно в первой половине XX века. Вначале экспрессионизм охватывал только поэзию и живопись.

Экспрессионисты обычно изображают окружающий мир лишь субъективно, полностью искажая реальность для еще большего эмоционального эффекта. Таким образом, они заставляют своего зрителя задуматься.

Среди его представителей: Амедео Модильяни, Эдвард Мунк, Эрнст Людвиг Кирхнер и т. д.

Кубизм

Пабло Пикассо “Дора Маар”

Кубизм – это авангардное направление искусства, которое зародилось в XX веке благодаря знаменитому Пабло Пикассо. Поэтому именно он и является самым ярким представителем этого стиля. Отметим, что данное направление произвело революцию в скульптуре и живописи Европы, вдохновив также схожие направления в архитектуре, литературе и музыке.

Для произведений искусства в этом стиле характерны перекомбинированные, ломаные предметы в абстрактной форме.

Модернизм

Анри Матисс “Танцовщица в синем платье”

Модернизм демонстрирует совокупность разных тенденций культуры, а также ряд объединенных направлений искусства, которые зародились в XIX и XX вв.

Живописцы называют модернизм «иным искусством», цель которого создать уникальные, ни на что не похожие картины, то есть они показывают особенное видение художника.

Известные представители: Анри Матисс и Пабло Пикассо.

Неоклассицизм


Николя Пуссен “Парнас”

Неоклассицизм являлся главным направлением в Северной Европе примерно XVIII и XIX вв., для которого характерно искусство эпохи Возрождения, античности и даже классицизма.

Благодаря своим глубоким знаниям церковных законов, мастера неоклассицизма старались реконструировать, а также вводить каноны в свои работы.

Яркими представителями являются: Николя Пуссен, Франц Йозеф Гайдн, Рафаэль.

Поп-арт

Энди Уорхол “Доллар”

Романтизм


Франсиско Гойя “Трибунал инквизиции”

Романтизм как направление искусства зародился в XVIII веке в Европе. Истинным источником эстетического познания считались сильные эмоции. Больше всего ценились такие эмоции, как благоговение, страх, ужас и трепет.

Среди его представителей: Франсиско Гойя, Исаак Левитан, Иван Шишкин, Иван Айвазовский, Уильям Тернер.

Реализм


Илья Репин “Мужичок из робких”

Сюрреализм – это обнажение психологической истины с помощью отделения предметов от их обыденного значения с целью создать сильный образ, дабы вызвать сопереживание зрителя.

Известные представители этого стиля: Макс Эрнст, Рене Магритт и Сальвадор Дали.

Символизм


Михаил Врубель “Поверженный демон”

Символизм – это некий протест в пользу духовности, мечтаний и воображения, развившийся в некоторых странах Европы в конце XIX века.

Художники-символисты произвели достаточно сильное влияние на сюрреализм и экспрессионизм в живописи. Эти два направления произошли непосредственно от символизма.

Среди представителей стиля: Михаил Врубель, Гюстав Моро, Хуго Симберг, Виктор Васнецов и т. д.

Весьма разнообразны и многогранны. Единый принцип художественного мышления и есть тот самый ключевой признак, в соответствии с которым работы мастеров могут быть отнесены к тому или иному течению. Исторически сложилось так, что основные направления в живописи сменяли друг друга в зависимости от смены восприятия искусства. Сыграли свою роль в этом вопросе и определенные события.

Направления в живописи 19 века

В девятнадцатом веке Франция оставалась ведущей страной, сделавшей значительный вклад в развитие европейской культуры. На первом месте в художественной жизни оказалась живопись. Направления в живописи 19 века - это классицизм, романтизм, реализм, академизм и декаданс. Основной фигурой романтизма считался Эжен Делакруа. Его самая известная картина «Свобода на баррикадах» была написана по реальным событиям. В середине девятнадцатого века основные направления в живописи - классицизм и реализм. Позиции реализма в Европе были укреплены Густавом Курбе. А во второй половине столетия те же течения переместились из Франции в Россию. Направления в искусстве, живописи, архитектуре и других сферах культурной жизни Европы этого столетия достаточно разнообразны. Последняя треть девятнадцатого века балансировала на грани реализма и декаданса. В результате такой балансировки возникло совершенно новое направление - импрессионизм. Но основным течением в русской живописи этого периода все же оставался реализм.

Классицизм

Это направление развивалось во Франции с семнадцатого по девятнадцатый век. Оно характеризовалось гармонией и стремлением к идеалу. Классицизм определял собственную иерархию, согласно которой к высокому положению причислялись религиозный исторический и мифологический жанры. А вот портрет, натюрморт, а также пейзаж считались незначительными и даже бытовыми. Совмещать жанры было запрещено. Многие традиции художников обязаны своим появлением именно классицизму. В частности, речь идет о законченности композиции и согласованных формах. Произведения классицизма призывают к гармонии и созвучию.

Академизм

Направления в живописи не просто менялись со временем в порядке очереди. Они проникали друг в друга, тесно переплетались и следовали какое-то время вместе. И бывало зачастую так, что одно направление возникало из другого. Так случилось с академизмом. Возник он как следствие классического искусства. Это все тот же классицизм, но уже более проработанный и систематизированный. Ключевыми моментами, которые в полной мере характеризуют это течение, были идеализирование натуры, а также высокое мастерство в техническом исполнении. Самыми известными художниками этого направления были К. Брюллов, А. Иванов, П. Деларош и другие. Конечно, современный академизм больше не занимает ту (ведущую) роль, которая была отведена ему во времена зарождения этого стиля.

Романтизм

Нельзя рассматривать основные направления живописи 19 века, не упомянув о романтизме. Эпоха Романтизма зародилась в Германии. Постепенно она проникала в Англию, Францию, Россию и другие страны. Благодаря такому внедрению мир живописи и искусства обогатился яркими красками, новыми сюжетными линиями и смелым изображением обнаженной натуры. Художники этого направления в ярких красках изображали все человеческие эмоции и чувства. Они выворачивали наизнанку все внутренние страхи, любовь и ненависть, обогащая полотна огромным количеством спецэффектов.

Реализм

Рассматривая основные направления живописи второй половины 19 века, в первую очередь следует упомянуть реализм. И хотя возникновение этого стиля датируется восемнадцатым столетием, все же наибольший его расцвет приходится на середину и вторую половину девятнадцатого века. Основным правилом реализма этого периода являлось изображение современной действительности во всем разнообразии ее проявлений. Большое влияние на формирование этого течения в живописи оказала революция, которая произошла во Франции в тысяча восемьсот сорок восьмом году. А вот в России развитие этого направления в искусстве было тесно связано с веянием демократических идей.

Декаданс

Период декаданса характеризуется изображением безнадежности и разочарования. Этот стиль искусства пропитан упадком жизненных сил. Он появился в конце девятнадцатого века как форма сопротивления общественной морали. И хотя в живописи декаданс так и не сформировался в отдельное направление, все же художественная история выделяет отдельных творцов в этой области искусства. Например, Обри Бердслей или Михаил Врубель. Но надо отметить, что художники-декаденты, не боясь экспериментировать с разумом, часто балансировали на грани. Но именно это и позволяло им шокировать публику своим видением мира.

Импрессионизм

Хотя импрессионизм и считается начальным этапом современного искусства, предпосылки этого направления зародились еще в девятнадцатом столетии. Источником возникновения импрессионизма стал романтизм. Поскольку именно он поставил в центр искусства индивидуальную личность. В 1872 году Моне написал свою картину «Впечатление. Восход солнца». Именно это произведение и дало название всему направлению. Весь импрессионизм был построен на восприятии. Художники, творившие в этом стиле, не собирались освещать философские проблемы человечества. Самым важным было не то,что нужно изобразить, а то, как это сделать. Каждая картина должна была раскрыть внутренний мир художника. Но импрессионисты тоже хотели признания. А потому они старались находить компромиссные темы, интересные для всех слоев населения. На своих полотнах художники изображали праздники или вечеринки. А если бытовые ситуации и находили свое место на их картинах, то подавались они только с положительной стороны. Таким образом, импрессионизм можно назвать «внутренним» романтизмом.

Основные направления русской живописи 19 века (первая половина)

Особенно яркой страницей в культуре России считается первая половина девятнадцатого века. В самом начале столетия основным направлением в русской живописи оставался классицизм. Но уже к тридцатым годам его значение было утрачено. Вся культура России вздохнула по-новому с появлением романтизма. Его основным постулатом было утверждение индивидуальной личности, а также человеческих мыслей как основной ценности во всем искусстве. Появился особенный интерес к внутреннему миру человека. Направления русской живописи первой половины девятнадцатого века возглавляются романтизмом. Причем вначале он имел героический характер, а позже трансформировался в романтизм трагический.

Говоря о первой половине девятнадцатого века в истории культуры России, исследователи делят ее на две четверти. Но какие бы разделения не существовали, все равно определить временную грань между тремя стилями в изобразительном искусстве практически невозможно. Направления русской живописи 19 века (классицизм, романтизм и реализм) в первой его половине так сильно переплетались, что разграничить их можно лишь условным образом.

С уверенностью можно сказать, что в первой половине девятнадцатого столетия живопись в жизни общества заняла гораздо больше места, чем в восемнадцатом веке. Благодаря победе в войне 1812 года русское самосознание получило сильный толчок к развитию, в результате чего интерес народа к собственной культуре сильно возрос. Впервые возникли организации в обществе, которые считали своей первейшей задачей развивать отечественное искусство. Появились первые журналы, в которых рассказывалось о живописи современников, а также первые попытки устроить выставки работ художников.

Выдающихся достижений в этот период добилась портретная живопись. Этот жанр наибольшим образом объединял художника и общество. Это связано с тем, что наибольшее количество заказов в тот период было именно портретного жанра. Одним из выдающихся портретистов первой половины 19 века был Владимир Боровиковский. Также следует отметить таких известных художников, как А. Орловский, В. Тропинин и О. Кипренский.

Именно в начале века развивается также русская пейзажная живопись. Среди художников, творивших в этом жанре, следует выделить прежде всего Федора Алексеева. Он был мастером городского пейзажа, а также одним из родоначальником данного жанра в русской живописи. Другими известными пейзажистами упомянутого периода были Щедрин и Айвазовский.

Лучшими художниками России во второй четверти девятнадцатого века считались Брюллов, Федотов и А. Иванов. Каждый из них внес свой особый вклад в развитие живописи.

Карл Брюллов был не только достаточно ярким, но еще и сильно противоречивым живописцем. И хотя основным направлением в русской живописи второй четверти девятнадцатого века был романтизм, все же художник оставался верен некоторым канонам классицизма. Возможно, именно поэтому его творчество ценилось столь высоко.

Александр Иванов сумел обогатить глубиной философской мысли не только русскую, но и европейскую живопись девятнадцатого века. Он обладал очень широким творческим потенциалом и был не только новатором исторического жанра и пейзажной живописи, но и прекрасным портретистом. Ни один из художников его поколения не умел воспринимать окружающий мир так же, как Иванов, и не владел таким разнообразием приемов.

Важный этап в развитии реалистической живописи в России связан с именем Павла Федотова. Этот художник первым сумел придать бытовому жанру критическое выражение, поскольку обладал талантом сатирика. Персонажами его картин обычно выступали горожане: купцы, офицеры, бедняки и другие.

Вторая половина 19 века

В конце пятидесятых годов девятнадцатого столетия началась совершенно новая глава в истории реалистической живописи в России. Глобальное влияние на эти события оказало поражение царской России в Крымской войне. Оно послужило причиной демократического подъема и крестьянской реформы. В 1863 году четырнадцать художников восстали против требований писать картины на заданные темы и, желая творить исключительно на свое усмотрение, создали художественную артель, возглавляемую Крамским. Если реализм в России первой половины девятнадцатого столетия стремился к раскрытию в человеке исключительно прекрасного и назывался поэтическим, то тот, что пришел ему на смену во второй половине века, был назван критическим. Но поэтическое начало не покинуло этого течения. Теперь оно проявлялось в негодующих чувствах творца, вкладываемых им в свое произведение. Основным направлением в русской живописи второй половины девятнадцатого века стал реализм, шествующий по пути критики и обличения. По сути это была борьба за признание бытового жанра, который бы отражал естественное положение вещей в России.

В семидесятых годах направление живописи несколько меняется. Художники-шестидесятники в своих произведениях отображали веру в наступление всеобщего блага после исчезновения крепостного права. А пришедшие им на смену семидесятники были разочарованы бедствиями крестьян, последовавшими за проведенной реформой, и их кисти направились уже против наступающего нового будущего. Одним из ярких представителей этой жанровой живописи был Мясоедов, а его наилучшая картина, отражающая всю действительность того времени, называлась «Земство обедает».

Восьмидесятые годы перенесли внимание искусства с человека, который переживал о народе, на сам народ. Это время расцвета творчества И. Репина. Вся сила этого художника заключалась в объективности его произведений. Все образы его картин были жизненно убедительными. Целый ряд его полотен был посвящен революционной тематике. Своим искусством Репин пытался ответить на все волнующие его и весь остальной народ вопросы, возникающие в повседневной жизни той эпохи. В то же время другие художники искали те же ответы в прошлом. В этом и была особенность и сила искусства великого живописца. Еще одним известным художником этого периода был Васнецов. Его творчество опиралось на народное искусство. Через свои полотна Васнецов пытался донести мысль о великой мощи русского народа и его богатырском величии. Основой его работ служили легенды и предания. В своих творениях художник не только использовал элементы стилизации, но и сумел достичь целостности образа. В качестве фона на своих полотнах Васнецов, как правило, изображал пейзаж средней полосы России.

В девяностых годах концепция творческой жизни снова меняется. Теперь мосты, возведенные между живописью и обществом, призывают нещадно разрушить. Образуется объединение художников под названием «Мир искусства», которое пропагандирует чистоту художественных произведений, то есть отделение их от обыденной жизни. Особенностью творческого характера художников, входивших в это объединение, была ограниченность масштабами камерности. Активно начинает развиваться музейная деятельность, основной задачей которой является разжигание интереса к памятникам культуры. Таким образом, к началу двадцатого века все больше художников стремятся передать на своих полотнах историческое прошлое России. Особую роль деятели объединения «Мир искусства» сыграли в развитии искусства книжной иллюстрации, а также театрально-декорационного творчества. Одним из лучших художников этого направления считался Сомов. Он никогда не изображал на своих работах современную жизнь. В крайнем случае, он мог ее передать посредством исторического маскарада. Вслед за «Миром искусства» начали формироваться и другие объединения. Их создавали художники, имеющие в отношении живописи другую точку зрения.

Мастера, критиковавшие работу творцов из вышеописанного союза, создали (ему в противовес) объединение «Голубая роза». Они требовали вернуть живописи яркие цвета и говорили о том, что искусство должно лишь односторонне передавать внутренние ощущения художника. Самым талантливым среди этих деятелей был Сапунов.

Наперекор «Голубой розе» скоро появился еще один союз, который получил название «Бубновый валет». Он отличался откровенным антипоэтическим смыслом. Но его сторонники вовсе не хотели возвращаться к реальным вещам. Они подвергали их всяческому искажению и разложению (на свой манер). Таким образом, благодаря всем этим враждующим союзам возникает русский модернизм.

Современные веяния

Время течет, и все, что считалось современным ранее, становится достоянием истории, и искусство здесь не исключение. Сегодня термин «современное искусство» применим ко всему, что создавалось творческими личностями, начиная с тысяча девятьсот семидесятого года. Новые направления в живописи развивались в рамках двух этапов. Первый - это модернизм, второй - постмодернизм. Семидесятый год двадцатого века считается переломным во всем искусстве. С этого года художественные течения практически не поддаются классификации. Единственное, что можно сказать с абсолютной уверенностью, - социальная ориентированность искусства за последние тридцать лет выражена гораздо интенсивнее, чем за все минувшие эпохи. В то же время живопись в современном искусстве перестала занимать ведущее место. Все больше художников обращаются сейчас к фотографии, а также компьютерным технологиям для реализации своих замыслов и идей.

Несмотря на разносторонние направления в живописи, можно сказать, что главная задача художественного бытия девятнадцатого века сводилась к тому, чтобы максимально приблизить все жанры искусства к повседневной жизни. И она успешно реализовывалась посредством обращения мастеров кисти - и не только - к современным проблемам человечества и внутреннему миру самого художника. Все направления в живописи этого времени позволяют ощутить дух эпохи и получить представление о том, чем жили и что чувствовали люди того времени.

Живопись – один из видов изобразительного искусства. Живопись подразделяется на следующие виды:

  • монументальную;
  • станковую;
  • театрально-декоративную;
  • декоративную;
  • миниатюрную.

В отличие от других видов, в живописи основное выразительное значение имеет цвет, благодаря которому она выполняет эстетическую, познавательную, идеологическую и документальную роль.

Живопись представляет собой передачу изображения жидкими красками в отличие от графики. В качестве красок выступает масляная краска, темпера, гуашь, эмаль, акварель и т. д.

Стиль живописи – это направление с общими идеями, техникой выполнения, характерными приемами изображения. На формирование стилей оказывали влияние политика и экономика, идеология и религия. Поэтому каждый стиль можно рассматривать как представителя своего времени.

Направления и стили живописи не менее разнообразны, чем средства её изображения. Подчас нет четкого разделения стилей. При смешении нескольких стилей получается новый. Но при всем многообразии существует несколько основных направлений:

Готика

Этот европейский стиль был распространен в 9-14 веках. Библейские сюжеты, отсутствие перспективы, эмоциональность и вычурность являются основными признаками этого стиля. Представители: Джотто, Траини.

Ренессанс

14-16 век знаменует возвращение к античности, воспевание красоты человеческого тела, гуманизм. Основными представителями являются Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи.

Маньеризм

Направление в живописи 16 века. Стиль противоположный Ренессансу. Название происходит от слова «манера». Представители этого направления Вазари, Дюве.

Барокко

Помпезный, роскошный стиль живописи 16-18 веков в Европе. Отличает яркость красок, внимание к деталям и украшениям.

Рококо

16 век. Более утонченное, изысканное и интимное продолжение стиля барокко. Представители: Буше, Ватто.

Классицизм

Стиль присущий европейской культуре 17-19 веков. Картина с точки зрения классицизма должна быть построена на строгих канонах. Стиль классицизма является наследником античности и Ренессанса. Основными представителями этого стиля являются Рафаэль, Пуссен.

Ампир

Стиль 19 века. Название стиля происходит от слова «империя». Является продолжением развития классицизма в его величественности, роскоши и изысканности. Главный представитель– Ж. Л. Давид.

Романтизм

Стиль 19 века, которому предшествовал классицизм. Эмоциональность, индивидуальность, выразительность образов. Отличался изображением таких эмоций, как ужас, благоговение. Пропагандирует народные традиции, легенды, национальную историю. Представители: Гойя, Брюллов, Делакруа, Айвазовский.

Примитивизм

Стиль живописи 19 века. Стилизованное упрощенное изображение, приводящее к примитивным формам, напоминающим первобытные рисунки. Ярким представителем является Пиросмани.

Реализм

Стиль 19-20 веков. В основном правдиво отображает объективную реальность, без чрезмерной эмоциональности. Часто изображали людей во время работы. Художники: Репин, Шишкин, Саврасов, Мане.

Абстракционизм

Стиль 19-20 веков. Гармоничное цветовое сочетание геометрических форм, направленное на достижение разнообразных ассоциаций. Представители: Пикассо, Кандинский.

Импрессионизм

Стиль 19-20 веков. Стиль живописи на открытом воздухе, на пленэре. Выполненные в характерной манере переливы света, техника мелкого мазка, переданное мастером движение. Название стилю дала картина Моне «Впечатление». Основными представителями этого стиля являются Ренуар, Моне, Дега.

Экспрессионизм

Стиль 20-го века. Преувеличенное изображение эмоций для большего эффекта на зрителя. Среди представителей этого стиля Модильяни, Мунк.

Кубизм

Авангардный стиль 20-го века. Характеризуется ломаными (кубическими) линиями, определённой комбинацией предметов, одновременно рассматриваемых с нескольких точек зрения. Основателем этого стиля считается Пикассо.

Модернизм

Стиль 19-20 веков. Является антиподом консервативных изображений реализма. Эпатажный, пластичный стиль живописи представляет оригинальные картины, отображающие внутренний мир художника. Представители: Пикассо, Матисс.

Поп-арт

Стиль 20 века. Ироническое изображение банальных, зачастую вульгарных, предметов. Обычно применяется в маркетинге и рекламе. Яркий представитель этого направления – Энди Уорхол.

Символизм

Направление 19 -20 веков. Духовность, мечтания, мифы и легенды. Символы, зачастую двусмысленные, характеризуют этот стиль. Является предшественником экспрессионизма и сюрреализма. Представители: Врубель, Васнецов, Нестеров.

Сюрреализм

Стиль 20 века. Аллюзии, смешение пространств реальности и сна, необычные коллажи. Оказывает впечатление на подсознание. Большой вклад в этот стиль внесли Дали, Магритту.

Андеграунд

Экспериментальное направление в современном искусстве, которое отражает асоциальное поведение с нарушением общепринятых моральных, этических принципов. Представитель стиля - Шемякин.

Что же такое стиль?

Что именно понимается под стилем в искусстве? Это некое идейно-художественное единство, благодаря которому художники отдают предпочтение определённой тематике и особым изобразительным средствам. Они остаются индивидуальны, но, глядя на то или иное полотно, уже можно почти безошибочно определить эпоху и стиль.

Европа обрела очертания в средние века. А живопись развилась из иконописи. На русской почве даже существовал переходный жанр – парсуна. Это уже не икона, но ещё и не портрет. И лишь когда искусство понемногу высвобождается из-под власти церкви, становится более мирским и светским, живопись как вид искусства обретает все права.

Стиль за стилем

Первым общеевропейским стилем в живописи можно считать не романский стиль и готику (там преимущественно архитектура), а барокко.

Это стиль намеков, недомолвок, иносказаний, стиль аллегорий и метафор. Рембрандт и Рубенс – его типичные представители. Рококо – своего рода выродившееся барокко. Стиль не столько в живописи, сколько в прикладном искусстве. Ф. Буше и А. Ватто оставили наиболее яркие образцы живописи рококо. Сама живопись эта утонченная, с налетом эротики, выдержана в пастельных тонах, исполнена мифологических мотивов. Восемнадцатый век становится веком господства классицизма. Это уже героическая живопись, в которой прославляются правители и полководцы. Наблюдается пристрастие художников к мифологическим и историческим сюжетам. Строгие пропорции, единство содержания и формы, деление персонажей на положительных и отрицательных, на главных и второстепенных – вот лишь некоторые черты классицизма. Затем наступает короткий, но яркий век сентиментализма. В сфере его влияния, кроме живописи, оказывается также поэзия. Сентименталисты углубляют содержание искусства, наполняют его психологической напряженностью. Они обращают живопись к нуждам и запросам простых людей. Искусство демократизируется. На полотнах теперь – не боги и герои, а кухарки, прачки, рабочие. За самым неприглядным трудом. На смену сентиментализму приходит романтизм. С его бурными страстями, необычными, внебытовыми персонажами, культом вдохновения. Достаточно сравнить портреты Пушкина кисти Кипренского и Тропинина, чтобы почувствовать между ними принципиальную разницу. У романтика Кипренского – и Пушкин романтик, на фоне лиры. Реалист Тропинин рисует поэта человеком, с небрежно распахнутым воротом рубашки, хоть и с пером в руках.

Реализм – всерьез и надолгоРеалистическое искусство именно с тридцатых годов девятнадцатого века начинает пробивать себе дорогу. И очень скоро оно начинает определять и формировать художественные вкусы значительного числа публики. В основе реализма – стремление к правдивому и всестороннему отображению окружающей действительности, критическое отношение к буржуазным ценностям, мощная социальная направленность. В России реалистическая живопись – это, прежде всего, художники-передвижники. На рубеже веков реализм переживает определённый временный кризис. Но его оказывается достаточно, чтобы появился модернизм. Этим термином принято обозначать пеструю совокупность тех художественных течений и школ, которые стремились стряхнуть с себя оковы традиционного искусства, порвать с реализмом и с его предметной изобразительностью.

Альтернатива или ложный блеск?

Модернизм – это и импрессионизм, и фовизм, и символизм, и футуризм. Публика все меньше видит на полотнах людей, природу, животных. Вместо этого – искаженные пропорции, неясные тона. Всё окрашено эмоциями и сиюминутными настроениями того или иного автора. Как говорится, дальше – больше. После модернизма – абстракционизм. Это уже цветовые пятна, кривые линии, причудливое сочетание геометрических тел. Кубизм, лучизм, сюрреализм. Спасал только талант. Это о Пикассо или Дали. Бездарностей поглотила Лета. Их удел – забвение в истории. Наконец, постмодернизм, чей век неоправданно долго затянулся. Здесь уже никаких правил и канонов. Никакой исповеди и проповеди. Допустимо все. Полная эклектика, т. е. смешение стилей и разнородных элементов. Ставка на коммерческий успех.

К чему пришли? Развитие стилей живописи, к сожалению, подтверждает догадку испанского философа Х. Ортега-и-Гасета о наступлении века «дегуманизации искусства». Никто не отрицает необходимости самовыражения и никто не ограничивает художника в выборе средств для него. Печально только, что многие склонны считать, как старуха Шапокляк из мультфильма – «хорошими делами прославиться нельзя». Чем скандальнее – тем громче прогнозируемый успех. И невдомек таким «художникам», что время все равно отсеет весь шлак и шелуху, а истинное искусство – останется. К нему никакая грязь не прильнет.

  • ЛЕКЦИЯ. ОКСАНА РЫМАРЕНКО: «ЛУЧИЗМ среди «измов» абстрактного искусства»

В XVII веке было введено разделение жанров живописи на «высокий» и «низкий». К первому относили исторический, батальный и мифологический жанры. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.

Исторический жанр

Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. Он входит в основные жанры живописи в искусстве. Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.

«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков

В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.

Мифологический жанр

Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор - изображение этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями. Например, такой сюжет греческой мифологии , как тайный роман бога войны Ареса и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по имени Андреа Мантенья.

«Парнас» (1497)
Андреа Мантенья

Окончательно мифология в живописи сформировалась в эпоху Ренессанса. Представителями этого жанра помимо Андреа Мантеньи являются Рафаэль Санти, Джорджоне, Лукас Кранах, Сандро Боттичелли, Виктор Михайлович Васнецов и другие.

Батальный жанр

Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо

Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.

Бытовой жанр

Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи , бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.

«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус

Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках. Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.

Анималистический жанр

Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных. Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса - животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.

«Кони на лугу» (1649)
Паулюс Поттер

Антонио Пизанелло, Паулюс Поттер, Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Альберт Кейп - основные представители анималистики в изобразительном искусстве.

Натюрморт

В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни. Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).

«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший

Натюрморт как самостоятельный жанр оформился в XVII веке. Особенно выделяют фламандскую и голландскую школы натюрморта. В этом жанре писали свои картины представители самых разных стилей, от реализма до кубизма . Одни из самых известных натюрмортов написали живописцы Амброзиус Босхарт Старший, Альбертус Иона Брандт, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Виллем Клас Хеда.

Портрет

Портрет - жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи - изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.

Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».

«Мона Лиза» (1503-1506)
Леонардо да Винчи

Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте - это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.

Ню

Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.

«Сельский концерт» (1510)
Тициан

Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.

Пейзаж

Главная тема пейзажного жанра - природа, окружающая среда — город, сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи .

Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века .

«Золотая осень» (1895)
Исаак Левитан

Среди пейзажной живописи можно выделить такие жанры, как морской и городской пейзажи.

Ведута

Ведута - пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.

«Площадь святого Марка» (1730)
Каналетто

Оценить городские пейзажи можно, познакомившись с работами Каналетто, Питера Брейгеля, Федора Яковлевича Алексеева, Сильвестра Феодосиевича Щедрина.

Марина

Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие. Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Иван Константинович Айвазовский, чью картину «Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи . Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.

«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт

Своими морскими пейзажами также известны Кацусика Хокусай, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Алексей Петрович Боголюбов, Лев Феликсович Лагорио и Рафаэль Монлеон Торрес.

Если вы еще больше хотите узнать о том, как возникли и развивались жанры живописи в искусстве, посмотрите следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще