Художественное мышление в авангарде науки. В) «Человеческая комедия»
В работе рассматриваются соотношении и взаимосвязи науки и искусства в современном мире, приводятся примеры научного значения художественного знания, раскрывается целостный образ эпохи XX века по произведениям различных видов искусств.
Неоценимо значение влияния искусства на науку, на передовые идеи общества.
Велико значение художественно-образного мышления в культурном и научном развитии человечества. В современном мире происходит слияние науки и искусства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Финаенова Тамара Викторовна Идентификатор:208-415-954
Тема урока: « Художественное мышление в авангарде науки»
Предмет «Искусство», 9 класс
Должность: учитель музыки
ГКОУ «Школа-интернат»
Цель:
Совершенствование знаний о значимости культуры в художественной картине мира
Задачи:
- учить размышлять о соотношении и взаимосвязи науки и искусства в современном мире; приводить примеры научного значения художественного знания
- раскрыть целостный образ эпохи XX века по произведениям различных видов искусств
- уметь создать цветовую палитру музыкального фрагмента
- формирование духовной культуры учащихся
Тип урока: Урок сообщения и систематизации знаний.
Жанр: интегрированный
Вид урока: урок-размышление
Оборудование: ТСО, наглядные средства, фортепиано
Конспект урока:
Вступление
Уже в начале жизни у человека проявляется потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление - один из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Наука и искусство - вполне самодостаточные области культуры, научная и художественная деятельность существенно отличны. Тем не менее, издавна замечена и определенная близость, родство науки и искусства.
А существует ли граница между наукой и искусством? /Ответы детей/
Рассмотрим эти 2 сферы жизни:
Основная часть
ИСКУССТВО: НАУКА:
чувственное рациональное
Конкретное абстрактное
ценностноэмоциональное познавательно-теоретическое
Действительно, художественное восприятие оперирует конкретно-чувственными образами, основывается на целостном переживании мира.
Давайте с вами разберём, что такое научное мышление и творческое мышление? В чем разница и сходство?
Научное мышление – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. | Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной и оригинальностью, уникальностью. |
|||||||||
Заключение Культура и все ее высшие достижения, точно так же как все произведения искусства, созданы не толпою, но отдельными гениальными и талантливыми личностями. Это они ведут человечество по пути прогресса. Лишь опередивший в своем развитии других способен улавливать, поверх изжитых и разложившихся течений современности, струи новых творческих веяний и быть истинным художником, творцом истинных и художественных произведений искусства. Список литературы и Интернет-ресурсы: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашекова. Учебник «Искусство 8 – 9 класс – Москва, Просвещение,2009г.(электронное издание) Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 1981 г. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. К.А.Свасьян. Философское мировоззрение Гёте. Москва, «Evidentis», 2001. Фейнберг E.П. Взаимосвязь науки и искусства в мировоззрении Эйнштейна. «Вопросы философии» №3. 1979. Колмогоров А.H. Проблемы передачи информации, т. 1, 1965: т. 5, 1969. Реферат по дисциплине «Практическая психология» на тему: «Психологические Особенности творческого мышления личности» ГБС(О)ОШ-интернат вида,п.г.т. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/943/Алеаторика slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Додекафония/ esthetiks.ru/mishlenie-hudozhestvennoe.html yourlib.net/content/view/5242/63/ Художественное мышление в авангарде науки
А. Эйнштейн И.С. БАХ Токката и фуга (ре минор)
Ермакова дарья
Петров Вячеслав
ЧАРЛЬЗ АЙВЗ Самый удивительный композитор XXвека (1874-1954) Вопрос, Оставшийся без ответа
Предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые находят применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.
Солярис Драма, снятая по мотивам одноименного романа польского писателя-фантаста Станислава Лема об этических проблемах человечества через призму контактов с внеземным разумом. Смысл прост до невозможности - человечество еще не доросло до колонизации экзопланет. Авторами было использовано переложение фа-минорной хоральной прелюдии И.С. Баха ( «Я взываю к тебе, Господи!» ), сделанное Э. Артемьевым. Это произведение известно под названием «Слушая Баха (Земля)». И.С. БАХ хоральная Прелюдия (фа минор)
Вопросы:
Художественное мышление в авангарде науки
А) «20 тысяч лье под водой» Б) «Гиперболоид инженера Гарина» В) «Человеческая комедия»
Б) тервомокс В) темернокс Домашнее задание:
Создайте средствами любого вида искусства композицию, отражающую ваше представление о будущем России, мира. Ответы:
>>Художественное мышление в авангарде науки Художественное мышление в авангарде науки Конечно, для искусства предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества. Как известно, культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это. Французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) в своей эпопее «Человеческая комедия», включающей множество романов и рассказов, раньше ученых сделал отдельные наблюдения, связанные с биологической природой человека, исследовал психологию душевной деформации личности. Французский писатель Жюль Верн (1828-1905), один из основателей жанра научной фантастики, предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было. Во многих произведениях писателя звучит протест против использования науки в преступных целях. Значит и эту возможность он предвидел! Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно-фантастических произвелений. В них он предсказал появление лазера и космических кораблей. Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) предвидел появление современного синтезатора и звучание электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс - электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц , свист и др.), которые находят применение при озвучании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова. Научная фантастика не только проектировала технический прогресс человечества, но и стремилась предугадать будущее человека и общества . Художественно-творческое задание
Класс: 9 Презентация к уроку Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цель: совершенствование знаний о значимости культуры в художественной картине мира. Задачи:
Тип урока: урок сообщения и систематизации знаний. Жанр: интегрированный. Вид урока: урок-размышление. Оборудование: ТСО, наглядные средства, фортепиано Конспект урока: Слайды 1, 2 Вступление Уже в начале жизни у человека проявляется
потребность самовыражения через творчество,
человек учится мыслить творчески, хотя
способность к такому мышлению не является
необходимой для выживания. Творческое
осмысление – один из способов активного
познания мира, и именно оно делает возможным
прогресс, как отдельного индивида, так и
человечества в целом. – А существует ли граница между наукой и искусством? (Ответы детей) Рассмотрим эти 2 сферы жизни: Основная часть ИСКУССТВО: НАУКА: чувственное
рациональное Действительно, художественное восприятие
оперирует конкретно-чувственными образами,
основывается на целостном переживании мира.
Так что же такое творчество, научное и творческое мышление ? (Ответы детей) Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей. (Я. А. Пономарёв). Сращивание искусства и науки Научное творчество невозможно на основе одной
чистой логики. Искусство выступает для ученого важным фактором, стимулирующим творческую деятельность, вызывающим у него состояние эмоционального подъема и вдохновения, раскрепощающим фантазию и воображение. Искусство просветляет и обогащает его разум. Биографические наблюдения показывают, что многие крупные ученые были весьма не чужды искусству. А. Эйнштейн играл на скрипке, М. Планк был талантливым пианистом, Слайд 11 Л. Эйлер занимался теорией музыки и вопросами цветомузыкальных ассоциаций, а И. Пригожин связал свою жизнь с музыкой уже в раннем детстве (он выучил ноты раньше, чем научился читать). Так существует ли разница между научным и художественным познанием? (Ответы детей) Обобщение:
И наука, и искусство
обитают в общем культурном поле, имеют дело с
одной и той же реальностью. В философской
литературе даже высказывается точка зрения, что
на самом деле не существует двух разных видов
познания – художественного и научного,
существует единое познание, базирующееся на
единых фундаментальных законах человеческого
разума. В более позднее время образцом сочетания художественного и научного мышления явилось творчество И.В. Гете (1749-1832). Французский писатель Жюль Верн (1828–1905), один из основателей жанра научной фантастики, предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было. Многие произведения литературы, кино, театра, рассказывающие о научных открытиях не научат ставить эксперименты или делать опыты. Но из них узнают, какие разные по своему характеру люди занимаются наукой, как от индивидуальности ученого зависит путь исследования и как опасно, когда в науку проникают далекие от ее интересов личности. Французский художник В. ван Гог обладал уникальным даром видеть воздушные потоки.Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А.Колмогоровым (Слайд 17) лишь к середине XX в. Великий математик XX века А.Эйнштейн непосредственно ощущал неразрывную связь науки и искусства, задачи которых в конечном счете едины – они сводятся к познанию и отображению гармонии реального мира. Одно из главных побуждений к занятию наукой, по словам Эйнштейна, состоит в том, чтобы «каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира... Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему». Таким образом, наука сближается с искусством. Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. – фуга – жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная – слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной (Слушание музыки И.С.Баха) Опишите ваши впечатления – (ответы детей) Конечно, для искусства предсказание будущего
или открытие новых научных фактов не является
главной целью, это всего лишь одна из его
многочисленных функций. Можно сказать, побочный
результат. Но он очень показателен для понимания Французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) в своей эпопее «Человеческая комедия», включающей множество романов и рассказов, раньше ученых сделал отдельные наблюдения, связанные с биологической природой человека, исследовал психологию душевной деформации личности. Русский писатель, граф Алексей Николаевич
Толстой (1882-1945), автор известных исторических
романов, написал и несколько не менее популярных
научно-фантастических произведений. В них он
предсказал появление лазера и космических
кораблей. Новые направления XX века В искусстве начало XX в. отмечено резким
усилением идейно-стилистической конфронтации
между различными направлениями, стремительной
сменой художественных течений. В начале 20 века появилось новое художественное направление в культуре: Экспрессионизм , который впервые эмоционально выразил различные состояния и размышления человека. В середине века возникло немало модернистских течений, усилилось стремление использовать новые выразительные средства. Одним из самых ярких направлений стала так называемое авангардное искусство. Слайды 23-25 Одним из ярких представителей авангардного искусства является художник Василий Кандинский (1866-1944). Самые знаменитые работы Кандинского. «Композиция 7», 1913 г., «Композиция 8», 1914 г.;«Москва», 1916 г. В. Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством). Русский художник Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964) стал создателем одного из направлений абстрактного искусства – лучизма (под влиянием открытий радиоактивности и ультрафиолетовых лучей в науке). Голландский художник и геометр Мауриц Эшер (1898-1972) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным математиком в графике. Изображение города в гравюре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, а в правой – ночь. Образы белых птиц, улетающих в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно интересно наблюдать, как из неправильных асимметричных форм фона постепенно проявляются фигуры. Русский художник Павел Николаевич Филонов (1882-1941) выполнил в 20-е гг. ХХ в. графическую композицию – одну из «формул Вселенной». В ней он предугадал движение субатомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания. Развитие науки, творческий подъём во всех сферах жизни общества 20 века приводит к тому, что появляются новые музыкальные инструменты. Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) – русский и советский изобретатель, создатель оригинального музыкального инструмента – терменвокса. Он предвидел появление электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс – электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта; исполнять любые (классические, эстрадные, джазовые) музыкальные произведения, а также может создавать различные звуковые эффекты (скрип колеса, пение птиц, свист и др.). Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса – «Вокализ» С. Рахманинова. Просмотр видеоролика. Принципы работы, положенные в основу терменвокса, использовались Терменом и при создании охранной системы, реагирующей на приближение человека к охраняемому объекту. Такой системой был оборудован Кремль и Эрмитаж, а позднее и зарубежные музеи. В современном мире происходит дальнейшее слияние науки и искусства. Мы с вами становимся свидетелями новых течений в искусстве, ярких научных открытий. В лазерных шоу широко используется «светомузыка» (световая картина, сопоставленная с музыкальным сопровождением), компьютерная музыка; появилась техника создания 3D картин на асфальтах и домах и т.д. Слайды 33-34 Заключение Культура и все ее высшие достижения, точно так же как все произведения искусства, созданы не толпою, но отдельными гениальными и талантливыми личностями. Это они ведут человечество по пути прогресса. Лишь опередивший в своем развитии других способен улавливать, поверх изжитых и разложившихся течений современности, струи новых творческих веяний и быть истинным художником, творцом истинных и художественных произведений искусства. Искусство должно идти впереди жизни, должно давать направление ей, должно давать людям духовную пищу, без которой жизнь немыслима, которая в переживаемое нами время всевозможных кризисов более необходима, чем в какое-нибудь другое время. Итог и рефлексия Оценивание учителем работы на уроке каждой группы детей. Посмотрите самые известные гравюры М. Эшера
«Змеи», «Солнце и луна». Какие эмоциональные
состояния они передают? Объясните почему. Дайте
интерпретацию сюжета гравюр. Нарисуйте цветовую партитуру этого фрагмента.(д/з) Домашнее задание: Художественно-творческие задания
Список литературы и Интернет-ресурсы: 1. Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашекова
.
Учебник «Искусство 8 – 9 класс – Москва,
Просвещение, 2009г. (электронное издание) |