Цветовой круг сочетание цветов презентация. Тема урока «Цветовой круг» - Урок. Вид занятия: живопись, изучение основ цветоведения

Педагог дополнительного образования

Зареченская О.А. (МБОУ ДОД "ДЮЦ")

Тема: «Цветовой круг».

Вид занятий: живопись, изучение основ цветоведения.

Цели и задачи : развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.

Оборудование: акварель, гуашь, бумага, кисти, палитра.

Литературный ряд: стихи о цветах, о радуге.

Зрительный ряд : методические таблицы: «Цветовой круг», «Тёплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближенные цвета», подборки оттенков разных сочетаний цвета.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Проверка готовности к занятию.

2. Беседа. Введение в тему.

Отгадывание загадок и чтение стихотворения.

Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

(радуга)

Разноцветные ворота

На луне построил кто-то,

Но пройти в них не легко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три-

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота те назвать?

Можно их нарисовать?

(радуга)

Не во сне, а наяву-

Что же здесь такого?-

Я на радуге живу в домике лиловом.

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках,

Ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев подает роса

В тёмно- синей чаще,

Филин жёлтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К розовым озёрам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым хвостом,

Белорыбицы плывут

Под вишнёвый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Т. Белозёрова.

Сколько цветов вы знаете? 5,10,15, 100? Попробуйте назвать, сколько вспомните. У вас должно получиться не меньше, чем 6 цветов. Именно

столько, сколько содержится в минимальном наборе красок и карандашей: красный, жёлтый, синий, зелёный, коричневый, чёрный. Цвета получаются из красок. Смешивая краски, можно получить намного больше цветов, чем 6.

–А где мы смешиваем? Что может служить палитрой?

В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различать человеческий глаз. А чтобы было проще ориентироваться в них, люди придумали классификации цветов .

Хроматические и ахроматические цвета.

«Хрома, хроматос» - в переводе с греческого «цвет».

Ахроматические – не цветные, это белый, чёрный, серые.

Хроматические - все остальные, которые в свою очередь делятся на основные и составные цвета.

Своеобразными прародителями всех цветов являются три цвета: красный, жёлтый и синий. Именно за это их назвали основными, так как они лежат в основе всех остальных цветов (кроме ахроматических).

Попарное смешивание основных цветов даёт нам группу цветов, называемых составными .

Смешиваем:

Красный + жёлтый = оранжевый

Красный + синий = фиолетовый

Синий + жёлтый = зелёный

Если вы были внимательны, то, вероятно, заметили, что получившиеся 6 цветов - это цвета радуги. Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов?

Каждый красный

Охотник оранжевый

Желает жёлтый

Знать зелёный

Где голубой

Сидит синий

Фазан фиолетовый

Голубой цвет не является составным, так как получается не смешиванием основных цветов, а смешиванием основного (синего) с белым. В этом ряду составные цвета чередуются с основными. Для удобства эту полосу можно замкнуть в виде кольца.

3. Практическая часть.

Задание. Возьмём циркуль и начертим на листе бумаги большой круг.

Поделим его на шесть или девять равных частей.

а) б)

Теперь возьмём три основных цвета по очереди и закроем ими часть круга (дольку) через одну (или две) в следующем порядке:

Красный, жёлтый, синий .

Оставляем просветы для составных цветов.

а) б)

Не берём краску слишком густо. Краски должны ложиться ровно, мазками слева направо горизонтальными линиями, лучше кистью № 5-8 с острым кончиком. Краски должно быть столько, чтобы она не высыхала, но и не слишком много, иначе она потечёт вниз. Лишнюю краску убирают кисточкой, предварительно отжав её.

Составные цвета получаем на палитре, используя те основные цвета, с

которыми уже работали.

В круге а) по одному оранжевому, зелёному, фиолетовому цвету, которые получаем смешиванием равного количества основных. Закрашиваем промежутки.

В круге б) по два оттенка составных, с перевесом количества одного основного цвета (красно-оранжевый и желто-оранжевый, сине-зелёный и желто-зелёный, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый). Закрашиваем промежутки.

Если вы будете аккуратны и не будете спешить, у вас получится правильный цветовой круг.

4. Тёплые и холодные цвета.

Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите, где теплые и где холодные цвета.

Тёплыми считают красный, оранжевый, жёлтый и их смеси. Это цвета солнца, огня, жары. В цветовом круге они держатся вместе.

Холодные цвета синий, фиолетовый и их смеси. Это цвета луны, сумерек, зимы, мороза.

А зелёный цвет особый: если в нем преобладает больше жёлтого – он тёплый, если больше синего– то холодный.

Красный и синий – абсолютные цвета по холодности и теплу. Не случайно они находятся в спектре (круге) друг против друга, как полюса у глобуса.

Контрастные цвета - противоположные, они подчёркивают и усиливают яркость друг друга.

Красный - зелёный

Синий - оранжевый

Жёлтый – фиолетовый

Сближенные цвета – те, которые в спектре рядом, и их смеси и оттенки.

Упражнение: раскрась акварельными красками цветовой круг, начиная с основного, красного цвета направо.

Какие составные цвета получаются от смешения красной и жёлтой, жёлтой и синей, красной и синей красок. Полученными новыми цветами раскрась в определённом порядке составные цвета. Раскрась квадраты контрастными цветами с учётом указанных в круге стрелками цветов.

красный синий жёлтый

5. Подведение итогов.

Выбор законченных (лучших) работ.

6. Рефлексия.

«Я узнал…»


Урок №1. Тема: Цветовой круг. Цветовые отношения. Дата ______________

Учебно-воспитательные цели и задачи:

    Обучающая: Знакомство с новым приемом работы акварелью – лессировкой. Реализация полученных знаний в практическом применении. Формирование и отработка умений и навыков работы с акварелью.

    Развивающая: Развитие фантазии и художественного вкуса учащихся.

    Воспитательная: воспитание творческого вкуса учащихся.

Тип урока: изучение новой темы

Вид урока: декоративное рисование

Методы: рассказ, беседа.

Оборудование, наглядные материалы: таблица цветового круга;

иллюстрации с изображением радуги, акварель.

Структура урока:

    Организационный момент.

    Психологический настрой.

    Сообщение нового учебного материала.

    физминутка

    Практическая работа.

    Анализ выполненной работы.

    Подведение итогов урока.

    Задание на дом.

Ход урока:

    Организационный момент

    Психологический настрой.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость,общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

«Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю

    Изучение нового материала.

  1. Классификация цветов

    Хроматические цвета

    Цветовой круг

    Теплые цвета. Холодные цвета.

    Абсолютные, контрастные, сближенные цвета.

    Отгадайте загадку: Крашеное коромысло над рекой повисло? Конечно же это радуга. А вот еще одна загадка: Разноцветные ворота На луну построил кто -то, Но пройти в них не легко,Те ворота высоко.

Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот Не одну, не две, не три- Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать?Можно их нарисовать?

Из каких цветов состоит радуга (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, нужно запомнить поговорку: Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый).

    Существует классификация цветов: Ахроматические цвета (от греч. α- отрицательная частица + χρώμα - цвет, то есть бесцветных)Черный, белый и все оттенки серого.Хроматические цвета (Хрома, хроматос)- в переводе с греческого «цвет».

    Хроматические цвета в свою очередь делятся на основные и составные. Основные цвета: желтый, синий, красный. Они называются основными потому что их нельзя получить путем смешивания красок. Составные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Можно получить путем смешивания двух или нескольких красок.

Желтый + красный= оранжевый Синий + красный = фиолетовый Желтый + синий= зеленый

    Цветовой круг состоит из шести цветов, трех основных и трех составных.(назовите их)

    Также существуют теплые цвета. Красный, оранжевый, желтый и их смеси. Это цвет солнца, огня, жары. В цветовом круге они держатся вместе. И Холодные цвета.Холодные цвета- цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, голубой, фиолетовый и их смеси.

    Существуют абсолютные цвета : оранжевый и синий. Контрастные цвета- противоположные. Они подчеркивают и усиливают яркость друг друга. Красный-зеленый, оранжевый-синий, желтый – фиолетовый. Сближенные цвета - те, которые в спектре рядом, и их смеси и оттенки

    Физминутка.

    Практическая работа.

Сегодня вы познакомитесь с новой техникой работы акварелью которая называется лессировка. Лессировка выполняется путем наложение прозрачного слоя краски поверх просохшего красочного слоя.

Последовательность выполнения упражнения:

Залить половину круга желтой краской. (1, 2, 3 часть)

Дать высохнуть первому слою краски и по сухому слою залить красным цветом (3, 4, 5 части). При этом желтый цвет в 3 части должен превратиться в оранжевый.

После высыхания очередного слоя заливаются синим цветом 5, 6, 1 части. При этом в 1 части получается зеленый, а в 5 части – фиолетовый цвет.

    Анализ выполненной работы.

В процессе самостоятельной работы учащихся, учителем делаются необходимые дополнительные пояснения. Выявляются и исправляются ошибки. Заостряется внимание учащихся на необходимости выполнять работу аккуратно, правильно подбирая цвета.

    Подведение итогов урока.

Демонстрация и анализ наиболее удачных работ.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

    Задание на дом.

Повторить упражнение другим, знакомым ранее способом – заливкой.

Сначала заливаются основные цвета (1 часть – красный, 3 часть – желтый, 5 часть – синий).

Составные цвета получают на палитре смешиванием красок (желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый).

Цветовой круг — это схема, показывающая, как связаны между собой цвета видимого спектра. Таких схем в теории цвета существует множество. Первую модель цветового круга предложил еще Исаак Ньютон. Он состоял из семи секторов — как вы догадываетесь, это были 7 цветов радуги. Собственно, Ньютон и выделил эти цвета спектра как основные.

Очень ценной оказалась идея о непрерывности цвета, на цветовом круге можно наглядно видеть, как один цвет плавно переходит в другой.


Как видите, в цветовом круге отсутствуют черный и белый, то есть, ахроматические цвета, которые, строго говоря, цветами не являются. Это модель взаимодействия .

Сейчас чаще всего художники и дизайнеры используют цветовой круг Иттена :

В основе модели лежат 3 основных цвета: красный , желтый и синий . Этих красок достаточно для получения всех остальных цветов спектра. Промежуточными красками будут оранжевый, зеленый и фиолетовый.

12-ступенчатый цветовой круг удобен для подбора гармоничных цветовых сочетаний из 2-х, 3-х или 4-х цветов.

Как подобрать гармоничные цвета с помощью цветового круга:

Сочетания 2-х цветов:

Комплиментарные цвета — расположены на концах диаметра круга.

Предельно удаленная пара.

Сочетания 3-х цветов:

Классическая триада — цвета расположены на вершинах правильного треугольника, вписанного в цветовой круг.

Аналогичная триада — 3 ближайших друг к другу цвета.

Контрастная триада.

Сочетания 4-х цветов:

В этой схеме каждая пара цветов будет комплиментарной.

При использовании этих схем нужно учитывать количество цвета. Самый простой вариант — это взять один цвет за основу, а остальные использовать как дополнительные, в качестве акцентов. Также можно менять — то есть разбавлять исходный цвет белилами. В общем, вариантов достаточно много.

Надо сказать, что круг Иттена будет правильным только в случае физического смешения красок — в живописи, полиграфии или промышленности. При смешивании световых лучей основными цветами будут красный , синий и зеленый (RGB). О различных вариантах смешивания цвета я напишу позже.

Круг — не единственная геометрическая модель спектра. Различные цветовые схемы могут накладываться на треугольники, призмы, даже на звезду. Сейчас нередко используется квадратные схемы — в них объединяются 2 модели получения цвета: CMYK и RGB. То есть, основными цветами будут красный , желтый , зеленый и синий . Сравните:

Ну и напоследок, схемы — это не железное правило, можно их использовать, а можно даже и не знать об их существовании и полагаться только на свой вкус. Все же восприятие цвета — вещь глубоко индивидуальная, и один и тот же цвет может казаться абсолютно разным, в зависимости от того, где и как он использован.

Если хотите узнать о цвете больше, можно почитать:
Искусство цвета | Иоханнес Иттен — эта книга была и остается одной из лучших книг по колористике.

И.В.Курбакова МОУ СОШ №5 г. Нижний Новгород

Изобразительное искусство, 5 класс

Тема урока « Цветовой круг»

Вид занятия: живопись, изучение основ цветоведения

Цели и задачи:

Развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов, изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.

Оборудование: для учащихся – акварель, гуашь, кисти, палитра; для учителя – то же, методические таблицы.

Литературный ряд: стихи о цветах (красках).

Зрительный ряд: методические таблицы : «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближенные цвета»

. Вид используемого на уроке программного обеспечения:

Презентации (POWER POINT ): «Какой бывает радуга?»

мультимедийный ноутбук, проектор, экран.

тест

Необходимое аппаратное обеспечение: мультимедийный ноутбук , детские ноутбуки

Ход урока

I. Организационный момент:

    Проверка готовности класса к уроку;

    Объявление темы, целее и задач урока.

II. Вводная беседа

Разноцветные ворота

На луну построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно их нарисовать? (Радуга)

Показ презентации «Какой бывает радуга?»

Вот ещё одна сказка:

Не во сне, а наяву –

Что же здесь такого? –

Я на радуге живу

В домике лиловом.

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках, ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев падает роса

В темно-синей чаще, филин желтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К Розовым озерам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым кустом,

Белорыбицы плывут

Под вишневый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Т.Белозерова

Сколько цветов вы знаете? 5, 10, 100? Попробуйте вспомнить и назвать их. Не менее 6 , столько в минимальном наборе красок: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный. Смешивая цвета можно получить намного больше красок, чем, 6 цветов.

Смешивают цвета на палитре (специальной доске)

В природе множество цветов и оттенков, чтобы лучше различать их, существует классификация цветов.

Хроматические и ахроматические цвета .

«Хроматос» - «цвет», в переводе с греческого

Ахроматические цвета – не цветные, это белый и черный, все серые.

Хроматические – все остальные, которые делятся на основные и производные цвета.

Три главных цвета: Желтый, красный, синий. Они лежат в основе остальных цветов. По парное смешение основных цветов дает нам группу цветов, называемыми составными.

Смешиваем: красный + желтый = оранжевый

красный +синий = фиолетовый

синий + желтый = зеленый

Можно заметить, что шесть цветов – это цвета радуги. Есть поговорка, которая поможет запомнить состав и порядок цветов.

Каждый – красный

Охотник – оранжевый

Желает – желтый

Знать – зеленый
Где – голубой

Сидит – синий

Фазан – фиолетовый.

Голубой не является составным, но получается при смешивании синего и белого цветов.

III .Задание.

Смешиваем основные цвета, получаем производные.

IV .Теплые и холодные цвета .

Теплыми цветами считаются – красный, желтый, оранжевый и их смеси. Цвет солнца, огня, жары. Все они находятся рядом.

Холодными цветами считаются синий, фиолетовый, и их смеси, они похожи на цвет зимы, холода, луны.

Зеленый – особый цвет, если больше желтого, то он теплый, если больше синего, то он холодный.

Красный и синий цвет абсолютные цвета по холодности и теплу. Они находятся в спектре друг против друга.

Контрастные цвета – противоположные, они подчеркивают яркость друг друга.

Красный – зеленый;

Синий – оранжевый;

Желтый – фиолетовый.

Сближенные цвета – те, что в спектре находятся рядом.

Проводится тест на ноутбуках «Холодные и теплые тона» в виде закрепления материала.

V .Итоги урока.

Закрепление полученных знаний.

Домашнее задание