Невский проспект анализ. «Страшный мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Невский проспект анализ произведения Гоголя по плану

1. История создания . Замысел повести " " возник у в 1831 г. Писатель уже три года жил в столице Российской империи и накопил достаточно впечатлений для описания Петербурга и его жителей.

Непосредственная работа над повестью проходила в 1833-1834 гг. Перед предоставлением рукописи в цензурный комитет Гоголь советовался с Пушкиным насчет "опасных" мест произведения. Оба подозревали, что может быть вымарана сцена порки Пирогова, как ущемляющая честь офицерства.

Опасения Гоголя и а не оправдались. Повесть была допущена к печати. Цензура потребовала лишь удалить намерение Пирогова жаловаться на обидчиков царю. "Невский проспект" вместе с повестями "Нос" и "Шинель" был впервые опубликован в сборнике "Арабески" (1835 г.).

2. Смысл названия . Невский проспект - одна из главных "парадных" улиц Санкт-Петербурга, на которой сосредоточены самые значительные достопримечательности. Проспект олицетворяет собой "лицо" громадной империи, главную коммуникационную артерию страны. Прогуливающаяся по Невскому проспекту толпа - "выставка всех лучших произведений человека". Здесь в концентрированном виде сосредоточено все огромное многообразие человеческих типов и характеров.

3. Жанр . Повесть.

4. Главная тема произведения - существенная разница между подлинной и призрачной действительностью. Повесть начинается торжественным восхвалением неописуемой красоты Невского проспекта. Главным украшением улицы являются пышные наряды прогуливающихся людей, их безупречный внешний вид и благородная манера поведения. За первыми красочными впечатлениями постепенно приходит осознание, что мерой ценности человека в этой толпе является не внутренний мир (скрытый от постороннего глаза), а всего лишь внешние атрибуты (знаки государственных различий и общественного положения).

Расхождение представлений с действительностью раскрывается в трагедии бедного художника Пискарева. Внимание молодого идеалиста привлекает прекрасная брюнетка. Сначала он даже не может сравнить свою жалкую фигуру с этой "знатной дамой" и лишь по совету Пирогова начинает робкую слежку за красавицей. В настоящее изумление художника приводят едва уловимые знаки, которыми девушка поощряет его преследование. Пискарев полностью находится во власти очарования прекрасной незнакомки и сам не замечает, куда она его приводит.

Прозрение приходит к нему уже в "отвратительном приюте", населенном петербургскими уличными женщинами. Художник испытывает чудовищное потрясение и убегает из проклятой квартиры. Однако образ красавицы полностью заполнил его сознание. Пискарев бесконечно страдает от противоречия между ангельской красотой и родом занятий прекрасной незнакомки. Навязчивые мысли становятся причиной счастливого сна Пискарева, в котором это противоречие снимается.

Художник мечтает забыть о реальности и пытается найти утешение в сновидениях. Начав употреблять опиум, он фактически зажил другой призрачной жизнью, в которой его ждет взаимное счастье с красавицей. В конце концов наркотические мечты Пискарева приводят его к мысли спасти незнакомку, вытащив ее из разврата. Он не может поверить, что молодая девушка с ангельской внешностью добровольно ведет распутную жизнь. Попытка образумить красавицу заканчивается очередным трагическим разочарованием. Ее презрение к честному трудовому образу жизни наносит роковой удар по романтической душе художника.

Не в силах вынести страдания, Пискарев совершает самоубийство. Резкой противоположностью Пискареву является другой герой повести - поручик Пирогов. Этот самодовольный пошляк олицетворяет собой всю грязь и мерзость завсегдатаев Невского проспекта. Пирогов бесконечно далек от романтики. Его интересует не красота, а доступность женщины. Пирогов - неотъемлемая часть пошлой среды, в ней он чувствует себя, как рыба в воде.

Начав грубое волокитство за женой немца-ремесленника, поручик уверен, что непременно добьется успеха. Офицерский мундир является залогом неприкосновенности его достоинства. Позорное наказание приводит Пирогова в бешенство. Однако его намерение расквитаться с обидчиками "как-то странно кончилось". Первым шагом к успокоению стало съедение поручиком "двух слоеных пирожков" (!). Приятный вечер с танцами заставил его полностью отказаться от мести.

5. Проблематика . Центральная проблема повести - торжество пошлости над честностью и искренностью. Романтизм Пискарева, столкнувшегося с грубой действительностью, приводит к его гибели. Пошлая натура Пирогова примиряется с "ужасным оскорблением", лишь бы никто никогда не узнал об этом. Поручику достаточно просто продолжать придерживаться правил "призрачной" жизни, ведь именно они являются показателем ценности человека в насквозь лживом обществе.

6. Герои. Пискарев, Пирогов.

7. Композиция . Повесть можно условно разделить на четыре части: авторское вступление, две истории главных героев, авторское заключение.

Слайд 2

Н.В.Гоголь

Родился 20 марта (1 апреля н.с.) в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учился играть на скрипке, занимался живописью, играл в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".

Слайд 3

Дом в Васильевке Мария Ивановна Гоголь Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский

Слайд 4

После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправился в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уехал за границу, но скоро возвратился. В ноябре 1829 получил место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература. Нежин. Здание Историко-филологического института князя Безбородко (Гимназия высших наук князя Безбородко, в которой учился Н.В.Гоголь). Середина XIX века

Слайд 5

В 1830 в журнале "Отечественные записки" появилась первая повесть Гоголя "Басаврюк", впоследствии переработанная в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". В декабре в альманахе Дельвига "Северные цветы" напечатана глава из исторического романа "Гетьман". Гоголь сблизился с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для «Ревизора» и «Мертвых душ». «Когда я творил, - свидетельствовал Гоголь, - я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово". Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский и А. С. Пушкин в Царском Селе. Картина П.Геллера.1880.

Слайд 6

Произведения Н.В.Гоголя занимают особое место в русской литературе. Наше исследование посвящено роли детали в художественном произведении, а в частности в произведениях Н.В.Гоголя. Гоголь в своих работах активно использовал данный художественный прием.«Невский проспект» - повесть Николая Васильевича Гоголя. Входит в цикл Петербургские повести. Написана в 1833-1834 годах.Впервые напечатана в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя», ч. 2-я, СПб, 1835. Замысел «Невского проспекта» относится ещё к 1831 году, когда Гоголь сделал несколько незаконченных набросков, рисующих пейзаж Петербурга.Сохранилось два наброска: «Страшная рука. Повесть из книги под названием: лунный свет в разбитом окошке чердака» и «Фонарь умирал…». Оба наброска, относящиеся к 1831-1833 годам, связывают с замыслом «Невского проспекта».

Слайд 7

Невский проспект

Основная тема повести - жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека. Эта повесть определяет основные темы и проблемы сборника. Невский проспект предстает как символ всего Петербурга - го­рода контрастов. Поэтому автор описывает его в различное время одного дня. Лица здесь отсутствуют, есть лишь примечательные детали внешнего облика - шляпки, усы, бакенбарды. На фоне этого описания, также используя принцип контрас­та, писатель раскрывает судьбу художника Пискарева и поручи­ка Пирогова. Автор поднимает проблему сосуществования красо­ты и безобразия. Пискарев - человек искусства, по происхожде­нию из народа, его жизнь - это служение прекрасному, но он далек от реальности и от всего земного. Пирогов - иной человек. Главное для него - личное преус­певание, карьера, деньги, и для достижения этой цели он ис­пользует все средства. Единственная его привязанность - чин. В этом столкновении у Гоголя красота терпит поражение и погибает.

Слайд 8

Санкт-Петербург

Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место. Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, - таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, многих писателей так называемой натуральной школы.

Слайд 9

Место действия произведения - Петербург. Но для писателя это не просто геогра­фическое пространство. Он создал яркий образ-символ города, одновременно реального и призрачного, фантастического. Город обезличивает людей, искажает добрые их качества, выпячивает дурные, до неузнаваемости меняет их облик. Здесь у Гоголя преобладают портретные детали,которые писатель использует, изображая Петербург. Человек, теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей. Достаточно сказать о том, что «Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь или уголь… усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые… Тысячи сортов шляпок, платьев, платков… Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки… улыбку…» и мы получаем исчерпывающее представление о пестрой петербургской толпе. Невский проспект - парадная часть города - представляет весь Петербург. Город существует как бы сам по себе, это государство в государстве - и здесь часть теснит целое. С помощью деталей портрета в "Невском проспекте" писатель дал как бы заставку ко всему циклу "петербургских повестей".

Слайд 10

Универсальный художественный прием, который использует писатель в большинстве своего текста, изображая Петербург, - синекдоха. Замещение целого его частью.

Слайд 11

Оценка Петербурга всегда была неоднозначна: ненависть и любовь сплетались воедино. Именно сюда стремились, будучи молодыми, самые выдающиеся деятели России, здесь они превращались в замечательных писателей, критиков, публицистов. В Петербурге осуществлялись их честолюбивые мечты. Но с другой стороны, здесь им приходилось терпеть унижение и нужду; город будто засасывал людей в болото -болото пошлости, глупости, показной роскоши, за которой нередко скрывалась крайняя нищета, и центром этого болота, сердцем Петербурга был знаменитый Невский проспект.

Слайд 12

Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все». Петербург предстает перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой, «одетой в гранит», а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами. И люди, в течение дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. «Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте!».

Слайд 13

Невский проспект

Но несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, все же меж ними не создается ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их, - место встречи, Невский проспект. Как будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе».

Слайд 14

Описание Невского проспекта в начале повести является экспозицией. Неожиданный возглас поручика Пирогова, обращённый к Пискарёву, их диалог и следование за прекрасными незнакомками - завязка действия с двумя контрастными развязками. Завершается повесть также описанием Невского проспекта и рассуждением автора о нём, что является композиционным приёмом, содержащим и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.

Слайд 15

Автор начинает повествование торжественно-приподнятыми фразами о Невском проспекте и отмечает, что это “всеобщая коммуникация Петербурга”, место, где можно получить “верные известия” лучше, чем в адрес-календаре или в справочной службе, это место для гуляния, это “выставка всех лучших произведений человека”. Вместе с тем Невский проспект - это зеркало столицы, в котором отражается её жизнь, это олицетворение всего Петербурга с его разительными контрастами. Литературоведы считают, что описание Невского проспекта в начале повести представляет собой своеобразный “физиологический” очерк Петербурга. Его изображение в разное время суток позволяет автору охарактеризовать социальную структуру города. В первую очередь он выделяет простых людей-тружеников, на ком держится вся жизнь, и для них Невский проспект не является целью, “он служит только средством”. Простым людям противопоставлено дворянство, для которого Невский проспект составляет цель - это место, где можно показать себя. Иронией пронизан рассказ о “педагогическом” Невском проспекте с “гувернёрами всех наций” и их воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках, гуляющих по проспекту.

Слайд 16

Описание проспекта дано в реалистическом плане, вместе с тем рассказ о переменах на Невском предваряется фразой: “Какая быстрая свершается на нём фантасмагория в течение одного только дня”. Иллюзорность, обманчивость вечернего Невского проспекта объясняется не только сумерками, причудливым светом фонарей и ламп, но и действием безотчётной, таинственной силы, влияющей на человека: “В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны. Длинные тени мелькают по стенам мостовой и чуть не достают головами Полицейского моста”. Так в описание Невского проспекта включаются фантастика и мотив демона.

Слайд 17

У Гоголя нет как таковых портретных деталей. Внешность героев не описывается – детали портрета, одежды даются как определяющая черта героя. Одежда указывает на место человека в обществе, заменяет его личностные характеристики

Слайд 18

Пискарев

Портрет Пискарева также составляют детали одежды - «молодой человек во фраке и плаще», Гоголь не показывает нам внешность героя, есть только знак, деталь, который ничем не выделяет его из сотни таких же молодых людей. Один из главных героев произведения - скромный, застенчивый художник. Он живёт в своём небольшом мирке, и нечасто вылазиет наружу. В "Невском проспекте" его характеристика противопоставляется характеристике поручика Пирогова. По своей натуре Пискарев "застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя". Так случается и тогда, когда на Невском проспекте Пискарев встречает симпатичную брюнетку, в которой вскоре разочаруется. Но любовь его не угасает, как свечка, а наоборот раздувается до такой степени, что Пискарев становится невменяем. Его поступки необдуманы, он начинает принимать опиум, прекращает общаться со внешним миром, и в конце концов умирает. Казалось, а таком небольшом произведениии как "Невский проспект" невозможно полноценно раскрыть образ человека, но Гоголь всё же показывает нам главную слабость человека - любовь.

Слайд 19

Огромная тема была посвящена любви Пискарева и его «возлюбленной». Очень интересно показана Гоголем эта ситуация.Ведь только глазами художника мы видим портрет, яркую внешность, он прорисовывает образ «своего предмета, так сильно его поразившего». Она предстает перед нами во всей красоте, образ ее вырисовывается деталями портрета. « …о ней, что с темными волосами. И какие глаза! боже, какие глаза! Все положение, и контура, и оклад лица – чудеса. … Ослепительной белизны прелестнейший лоб осенен был прекрасными, как агат, волосами. Они вились, эти чудные локоны, и часть их, падая из-под шляпки, касалась щеки, тронутой тонким свежим румянцем, проступившим от вечернего холода. Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грез… ее гармонические уста»

Слайд 20

Переживания и поступки героя объясняются, казалось бы, его психологическим состоянием, однако могут быть восприняты и как действия демона: “...Красавица оглянулась, и ему показалось, как будто лёгкая улыбка сверкнула на губах её. Он весь задрожал и не верил глазам своим <...> Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз. И всё это произвёл один взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не слыша, не видя, не внимая, он нёсся по лёгким следам прекрасных ножек...”

Слайд 21

В «Невском проспекте» нарисована довольно широкая картина Петербурга и дан многосторонний художественно-демографический анализ столицы. Но многосторонний не значит полный. Если бы писатель ограничился картинами движущегося проспекта, изображением «дна», быта неизвестных художников, небогатых мастеровых и жирующих офицеров, картина столицы была бы все-таки сужена. Явно не хватает изображения жизни «верхов». И восполнить этот пробел писатель, очевидно, решил введением в повествование картины сна героя. В сновидении Пискарева все правдоподобно, несмотря на граничащее с чудом появление художника – плебея на светском балу и превращение женщины сомнительного поведения в царицу бала. Если изъять сцену бала из повести, опустив заключительную фразу: «Он поднял глаза: перед ним стоял подсвечник с огнем … » эту сцену можно принять или за самостоятельный рассказ (новеллу), или, в крайнем случае, за фрагмент реалистического произведения.

Слайд 22

Гоголь не очень заботился о том, чтобы все детали точно передавали психологическую достоверность сна. Вот, например, как он изображал молодых карьеристов, участников бала: «Они были исполнены такого благородства, с таким достоинством говорили и молчали, так не умели сказать ничего лишнего, так величаво шутили, так почтительно улыбались, такие превосходные носили бакенбарды, так искусно умели показывать отличные руки. Описание многократности действий или состояний персонажей скорее уместно в авторской характеристике: во сне увидеть, что герои не хотели сказать ничего лишнего или величаво шутили, невозможно. Писателю было важно кратко охарактеризовать молодых представителей светского общества, а не воспроизвести в реалистическом плане детали сна Пискарева. Поэтому он невольно обнажил условность описания.

Слайд 23

Содержанием сновидения Пискарева является бал. У писателя была возможность нарисовать романтическую красавицу в иной ситуации. Но он бегло говорит о множестве снов Пискарева, выхватывает из них даже два, в которых любимая женщина художника становится хозяйкой деревенского домика, а затем женою, но подробно рисует только сцену бала в высшем свете. Балы были важным структурным элементом дворянского быта. Писателей привлекала возможность показать массу людей в свободной обстановке, в их дружеском и любовном общении, в сложных взаимоотношениях друг с другом.

Слайд 24

Пирогов

Портрет Пирогова вообще не представлен в повести, его образ раскрывается через общество, к которому он принадлежит: «Но прежде, нежели мы скажем, кто таков был поручик Пирогов, не мешает кое-что рассказать о том обществе, к которому принадлежал Пирогов», и все же Гоголь выделяет поручика из толпы «Но поручик Пирогов имел множество талантов, собственно ему принадлежавших», таланты Пирогова также не раскрывают нам личности героя, автор показывает читателю насколько обычен и типичен образ Пирогова. Для Пирогова главное в жизни - преуспевание, возможность занять местечко потеплее под солнцем. Это ось, вокруг которой вращаются все помыслы и желании Пирогова. Меньше всего склонен он «терзать» себя решением сложных жизненных проблем. Поглощенный стремлением жить легко и привольно, Пирогов не чувствует в этом никакой надобности. Он предпочитает пользоваться удовольствиями жизни, а не размышлять над тем, что не имеет к ним прямого отношения. живое воплощение пошлости, пирогов интересуется лишь тем, что входит или вошло в моду, стало в той или иной мере нормой поведения «избранной» публики. Как магнит, притягивает его к себе светское общество; решительно во всем он стремится быть похожим на его представителей. И все это делает он потому, что «увлечения» эти - признак «хорошего» тона, «изысканной жизни». Гоголь блистательно изображает подмену человека чином. Отсутствие положительных качеств не только не мешает, но скорее помогает самоуверенности Пирогова. В отношениях с людьми, от которых он не зависит, Пирогов не особенно затрудняет себя в выборе формы обращения. В отличие от Пискарева, которому свойственно чистое и благородное отношение к женщине, Пирогов - грубый циник.

Слайд 25

Любовь для Пирогова - лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям. Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: “с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров”.

Слайд 26

Шиллер, жестяных дел мастер

Образы немцев-ремесленников - жестяных дел мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра Кунца - дополняют социальную картину Петербурга. Шиллер - воплощение меркантильности. Накопление денег составляет цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий расчёт, ограничение себя во всём, подавление искренних человеческих чувств определяют его поведение. Вместе с тем ревность пробуждает чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в пьяном виде, не думая в этот момент о последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.

Слайд 27

Поручик идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного. Он без особого труда справляется с охватившим его «гневом и негодованием», причем происходит это не без влияния Невского проспекта: «Прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился...». А вот другой персонаж - герой в плаще и фраке - следует примеру своего друга и так же, как он, проигрывает. Однако для него - одинокого и чужого в северной столице - этот проигрыш становится роковым. «Застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при случае превратиться в пламя», художник Пискарев доверяет Невскому проспекту всю свою жизнь, в то время как Пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет ничего. Для него это игра, а для Пискарева - жизнь. Тонко чувствующий мир человек не может в один день сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект.

Слайд 28

Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. “Пискарёв и Пирогов - какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!” - писал В.Г. Белинский.

Слайд 29

Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе, помогает читателю лучше понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева. Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь «он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него...». Маленьким огоньком, пляшущим пред глазами, манящим за собой и заманивающим в опасные сети, представляет Н. В. Гоголь нам Невский проспект. Любому человеку трудно пережить испытания, выпавшие на долю Пискарева, тем более художнику. Автор пишет: «В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата». Для художника встреча с Невским проспектом, с его обитателями стала причиной краха всех надежд, она буквально опустошила его душу. Не видеть красоты мира - значит не хотеть жить, а когда красота на твоих глазах превращается ни во что, невольно задаешься вопросом: если это все мираж и призрак, то что же тогда реально? И реальным остается Невский проспект с его вечной загадкой и вечным обманом.

Слайд 30

По всей повести проявлялся мотив демона а в финале произведения он проявляется открыто: источником лжи и фальши непостижимой игры с судьбами людей, по мнению автора, является демон: “О, не верьте этому Невскому проспекту! <...> Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! <...> Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде”.

Посмотреть все слайды

Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место. Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, - таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, многих писателей так называемой натуральной школы.

Оценка Петербурга всегда была неоднозначна: ненависть и любовь сплетались воедино. Именно сюда стремились, будучи молодыми, самые выдающиеся деятели России, здесь они превращались в замечательных писателей, критиков, публицистов. В Петербурге осуществлялись их честолюбивые мечты. Но с другой стороны, здесь им приходилось терпеть унижение и нужду; город будто засасывал людей в болото -болото пошлости, глупости, показной роскоши, за которой нередко скрывалась крайняя нищета, и центром этого болота, сердцем Петербурга был знаменитый Невский проспект.

Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал; «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все».

Петербург предстает перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой, «одетой в гранит», а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами.

И люди, в течение дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. «Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте!».

Но несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, все же меж ними не создается ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их, - место встречи, Невский проспект. Как будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе».

И вот из этой людской мешанины встают перед читателем двое: поручик Пирогов и «молодой человек во фраке и плаще» - Пискарев. Первый хорошо ориентируется в современной ему действительности, он прекрасно знаком с «рулеткой» величественного города: риск, вечный риск, и если ты готов пойти на него, то Петербург - жестокий и беспощадный, но в то же время способный помочь осуществлению самых сокровенных, самые безнадежных, самых нелепых мечтаний -станет твоим.

Поручик идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного. Он без особого труда справляется с охватившим его «гневом и негодованием», причем происходит это не без влияния Невского проспекта: «Прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился...».

А вот другой персонаж - герой в плаще и фраке - следует примеру своего друга и так же, как он, проигрывает. Однако для него - одинокого и чужого в северной столице - этот проигрыш становится роковым. «Застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при случае превратиться в пламя», художник Пискарев доверяет Невскому проспекту всю свою жизнь, в то время как Пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет ничего. Для него это игра, а для Пискарева - жизнь. Тонко чувствующий мир человек не может в один день сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект.

Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе, помогает читателю лучше понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева. Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь «он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него...».

Маленьким огоньком, пляшущим пред глазами, манящим за собой и заманивающим в опасные сети, представляет Н. В. Гоголь нам Невский проспект. Любому человеку трудно пережить испытания, выпавшие на долю Пискарева, тем более художнику. Автор пишет: «В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата». Для художника встреча с Невским проспектом, с его обитателями стала причиной краха всех надежд, она буквально опустошила его душу. Не видеть красоты мира - значит не хотеть жить, а когда красота на твоих глазах превращается ни во что, невольно задаешься вопросом: если это все мираж и призрак, то что же тогда реально? И реальным остается Невский проспект с его вечной загадкой и вечным обманом.

«Невский проспект» была написана в 1833-1834 годах и относится к циклу Петербургских повестей, в которых писатель рисовал пейзажи северной столицы. Описание Петербурга всегда было неоднозначным в творчестве писателей XIX века. В частности в работах Гоголя этот город выступал воплощением различных человеческих противоречий, местом, где благополучие находилось в извечной борьбе с нищетой, а прекрасное боролось с ужасным. Именно в этом городе молодые выдающиеся деятели страны могли осуществить свои честолюбивые мечты. Ну а центром всего происходящего и сердцем Петербурга был, конечно же, Невский проспект.

Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект» начинается с описания этой улицы, которую автор не спешит разоблачить: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё». Он постепенно раскрывает все секреты проспекта в разное время суток. С раннего утра до поздней ночи по проспекту прогуливаются тысячи разных людей. Едва только взойдешь на него, а он уже пахнет гуляньем. Однако если по утрам можно увидеть только нищих или сонных людей, спешащих на работу. В дневное время проспект становится «педагогическим». На нем появляются сотни иностранных гувернанток и гувернеров, ведущих за руку непоседливых детей. С двух до трех на проспект выходит весь бомонд Петербурга, или так называемый «парад чинов». Именно тогда начинается «главная выставка лучших произведений человека». Здесь можно увидеть лучшие сюртуки с бобром, тысячи сортов шляпок и платков, дорогие перстни на щегольских мизинцах, бакенбарды по моде, очаровательные башмачки. Таким образом, улица над Невой обладает своим характером, своими собственными привычками, также как и люди, проходящие по ней.

Из этой людской мешанины автор выделяет двоих: поручика Пирогова и художника Пискарева . Первый неплохо ориентируется в жестокой действительности города и не боится проиграть. Второй обладает романтичным характером и кротким нравом. Пирогова ничего не интересует, кроме чинов и личной выгоды, А Пискарев, в соответствии со своим художественным талантом, видит во всем только прекрасное и доброе начало. Разминувшись на проспекте, приятели выбрали каждый свой путь. Поручик последовал за очаровательной блондинкой, самодовольно и самоуверенно смакую предстоящую победу. А художник последовал за молодой брюнеткой, в надежде найти чистую и непорочную любовь. То, что реальность Петербурга бывает жестокой, знали оба, но каждый воспринимал по-своему.

Пирогов впоследствии получил тумаков от супруга блондинки – жестянщика-немца. Немного позлившись на обстоятельство, он быстро забыл про произошедшее, заев горе двумя слоеными пирожками и станцевав на приеме у друзей мазурку. А Пискарев, узнав, что полюбившаяся ему молодая особа из публичного дома, не смог справиться с разочарованием. Для него это разочарование стало роковым. Как истинный художник, видевший во всем красоту, он не смог смотреть на ужасную реальность; не смог понять и принять того, что непорочная красота девушки его мечты тронута тлетворным дыханием разврата. Этот проигрыш буквально опустошил его душу.­ Если для Пирогова этот случай был очередной игрой, то для Пискарева – это была вся жизнь.

В конце повести автор винит в произошедшем Невский проспект. Ведь это он мог разрушить все мечты и обмануть любого. Для него все то, что происходит на проспекте изо дня в день – иллюзия, мираж. Он сам проходит по нему, тяжело укутавшись в плащ, стараясь не глядеть на прохожих. Ведь на Невском проспекте все не так, как кажется.

Практическая работа. Сочинение-анализ эпизода «Описание Невского проспекта» из повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

Ни одного эпизода просто так не бывает! Помни, что всё в целом «работает» на раскрытие характеров героев и идейного замысла писателя. Эпизод помогает

    увидеть (открыть) новое в характере персонажа, т.е. перед читателем открывается, например, ещё одна черта героя

    понять взаимоотношения главного героя с другими персонажами;

    открыть новые направления (мысли) для постижения идейного замысла писателя (мы ведь знаем, что идея произведения «составляется» из нескольких «элементов», а не из одного);

    увидеть ещё что-то, что волнует, тревожит, беспокоит автора;

    почувствовать мастерство писателя (особенности его стиля): увидеть что-то новое в его языке, «познакомиться» с новыми художественными приёмами, что ранее (до этого эпизода) нам не открывалось и т.п.

Помни: у тебя должно получиться сочинение-анализ, поэтому должно быть небольшое вступление, основная часть и заключение.

Прочитайте описание Невского проспекта (с начала повести до слов «...всегда в немецких сюртуках гуляющими целою толпою и обыкновенно под руку»), а затем проанализируйте этот эпизод по плану.

План анализа эпизода.

Вступление. Для информации: «Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В.Г. Белинского «Невский проспект» относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

    Определите границы эпизода, дайте ему название.

    Охарактеризуйте событие, лежащее в основе эпизода. (Описание Невского проспекта-центра Петербурга).

    Какую роль играет описание Невского проспекта в начале повести? Определите роль эпизода в композиции повести (экспозиция , завязка, кульминация, развязка).

Главная часть:

    Назовите основных участников эпизода и коротко поясните, кто они.

    Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?

    Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.

    Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?

    Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.

Заключение. Делаем выводы из рассуждений главной части:

1. Доказываем, что этот эпизод – экспозиция повести.

2. Какова функция этого эпизода во всей повести?

Для информации: Анализ эпизода даст возможность подчеркнуть, что Петербург - город без целостных лиц, которые заменяются их частями или частями тела и одежды. Действительность не такая, какой мы ее видим, и в любой момент может повернуться к нам своей оборотной стороной.

Невский проспект предстает как символ всего Петербурга - города контрастов. Поэтому автор описывает его в различное время одного дня. Лица здесь отсутствуют, есть лишь примечательные детали внешнего облика - шляпки, усы, бакенбарды.

На фоне этого описания, также используя принцип контраста, писатель раскрывает судьбу художника Пискарева и поручика Пирогова. Автор поднимает проблему сосуществования красоты и безобразия. Пискарев - человек искусства, по происхождению из народа, его жизнь - это служение прекрасному, но он далек от реальности и от всего земного.

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.