Центральная проблема романа мастер и маргарита. Философская проблематика романа мастер и маргарита. Мастер и Маргарита проблемы

На долю произведений а выпала непростая судьба. При жизни автора были опубликованы лишь первая часть его романа

«Белая гвардия», книга фантастической и сатирической прозы, цикл рассказов «Записки юного врага» и многочисленные газетные фельетоны. Только в шестидесятые годы к писателю пришла широ-

кая известность и, увы, посмертная слава. Родился Михаил Афана­сьевич в Киеве на Воздвиженской улице в мае 1891 года. Отец его был преподавателем Духовной академии, мать в молодости работа­ла учительницей. Дом на Андреевском спуске, атмосфера семейно­го тепла, интеллигентности и образованности навсегда остались в сознании писателя.

Окончив Первую киевскую гимназию, поступает на медицинский факультет университета. Подобно другим деятелям русской культуры, вышедшим из разночинной среды и получив­шим прекрасное образование, Михаил обладал четкими представлениями о чести русского интеллигента, которой ни разу не изменил.

Смело можно сказать, что итоговым произведением а, вобравшим в себя все идеи и помыслы писателя, звучавшие в более ранних произведениях, стал роман «Мастер и Маргарита?. Неуди­вительно, что роман этот полифоничен, богат сложными философ­скими и нравственными проблемами, захватывает широкий круг тем. О «Мастере и Маргарите» написано много критических статей, роман исследовали литературоведы разных стран мира. Роман со­держит несколько пластов смысла, он необычайно глубок и сло­жен.

Попытаемся кратко охарактеризовать проблематику произведе­ния и ее связи с основными героями романа. Глубочайшая фило­софская проблема - проблема взаимоотношений власти и лично­сти, власти и художника - находит отражение в нескольких сю­жетных линиях. В романе присутствует атмосфера страха, полити­ческих гонений 1930-х годов, с которой столкнулся сам автор. Бо­лее всего тема угнетения, преследования неординарной, талантли­вой личности государством присутствует в судьбе Мастера. Неда­ром образ этот во многом автобиографичен. Однако тема власти, ее глубинного воздействия на психологию и душу человека проявля­ется и в истории Иешуа и Пилата.

Своеобразие композиции романа заключается в том, что в сю­жетную ткань повествования о судьбах московских обитателей вплетается основанная на евангельском сюжете повесть - повесть об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате. Здесь раскрывается тонкий психологизм а. Пилат - носитель власти. Этим обуслов­лена двойственность героя, его духовная драма. Власть, которой наделен прокуратор, вступает в противоречие с порывом его души, не лишенной чувства справедливости, добра и зла. Иешуа, безза­ветно верящий в светлое начало в человеке, не может осознать и принять действия власти, ее слепого деспотизма. Столкнувшись с глухой властью, бедный философ погибает. Однако в душу Пилата Иешуа заронил сомнение и раскаяние, мучившие прокуратора дол­гие века. Так, идея власти связана в романе с проблемой милосер­дия и прощения.

Для понимания этих вопросов важен образ Маргариты и по­смертная судьба двух любящих друг друга героев. Для а милосердие выше мести, выше личных интересов. Маргарита гро­мит квартиру критика Латунского, погубившего Мастера, но отвер­гнет предложение уничтожить своего врага. После бала у Сатаны

героиня в первую очередь просит за страдающую Фриду, забывая о собственном страстном желании вернуть Мастера,

Указывает своим героям путь душевного обновления, преображения. Роман с его мистицизмом, фантастическими эпизо­дами бросает вызов рационализму, мещанству, пошлости и подлос­ти, а также гордыне и душевной глухоте. Так, Берлиоза с его само довольной уверенностью в завтрашнем дне писатель приводит к ги­бели под колесами трамвая. Иван Бездомный, напротив, оказыва­ется способным преобразоваться, отказавшись от прошлых заблуж­дений. Здесь возникает еще один интересный мотив - мотив ду­ховного пробуждения, наступающего с потерей того, что в косном обществе считается разумом. Именно в психиатрической больнице решается Иван Бездомный не писать более своих жалких стихов. осуждает воинствующий атеизм, не имеющий истинной моральной основы. Важная мысль автора, утверждаемая его рома­ном, - мысль о бессмертии искусства. «Рукописи не горят », - го­ворит Воланд. Но многие светлые идеи живут среди людей олагода-ря ученикам, продолжающим дело учителя. Таков Левин Матвей. Таков и Иванушка, которому Мастер поручает «написать продол­жение» своего романа. Таким образом, автор заявляет о преемст­венности идей, их наследовании. Необычно истолкование Булгако­вым функции «злых сил», дьявола. Воланд и его свита, находясь в Москве, возвращали к жизни порядочность, честность, карали зло и неправду. Именно Воланд приводит Мастера и его подрусу в их «вечный дом», даруя им покой. Мотив покоя также знаменателен в булгаковском романе.

Нельзя забывать и о ярких, замечательных своей выразительно­стью и сатирической остротой картинах московской жизни. Суще­ствует понятие «бул гаковской Москвы», появившееся благодаря таланту писателя подмечать детали окружающего мира и воссозда­вать их на страницах своих произведений,

Проблематика романа «Мастер и Маргарита» сложна и разнооб­разна, понимание ее требует серьезных исследований. Однако мож­но сказать, что каждый читатель по-своему проникает в глубину булгаковского замысла, открывая для себя новые грани таланта писателя. Читатель с чуткой душой и развитым умом не может не полюбить это необычное, яркое и притягательное произведение. Именно поэтому талант а завоевал столько искренних по­клонников во всем мире.

М и М (1929-1940) – пик творчества Булгакова. Проблематики : психологическая, соц, но основные: нравственная и философская. Роман Булгакова называют философским, философско-нравственным. Это глубоко философский роман, роман-трагедия. Романный мир Мастера полон чудес и построен на надежной основе. Все, кто находится внутри, спасаемы (Маргарита и крем). Мастер – не внутри, и он не спасаем. Сам Булгаков оказался неподвластен тому чуду, которое изобрел для читателя. Высшее благо для человека – надеяться на того, кто лишает жизни. Мастер – единственный реально трагический образ в романе. Трагедия Мастера – отраженная трагедия автора.

По мере того, как раскрывается содержание романа, возникает третий, глубинный пласт – где действует Иешуа. Этот пласт основополагающий.

Главная тема – власти и времени . Власть представлена в концентрированном виде, в форме диктатуры. Могут ли в таких условиях диктатор и художник не вступать в конфликт? Эта тема определила раздвоенность романа.

Кара настигает всех, даже за пределами физического существования человека.

Нравственно-философский смысл романа состоит в категорическом неприятии любой формы жизни, которая подавляет в человеке духовное начало и сводит человека на уровень биологического существа. Это «страшный суд» над административной системой и ее создателями. Роман о Мастере и роман о Понтии Пилате – не один, а два романа.

Тема добра и зла является одной из наиболее важных в романе. Булгаков считает, что зло всегда уравновешивает добро. Распространителями зла на земле являются люди, которыми движет жажда власти, богатства, зависть, трусость и страх. Эти чувства являются проводниками зла.

Главным испытанием зла в романе является Воланд со своей свитой (Коровьевым, Бегемотом, Азазелло). Воланд – князь тьмы, сатана, но для москвичей он иностранец, профессор чёрной магии. Испытывая людей в условиях новой советской действительности, Воланд приходит к выводу, что люди, как и прежде, алчны и завистливы (об этом свидетельствует фокус, проведённый свитой Воланда в варьете, когда на сцену посыпались деньги, все за ними кинулись, а через некоторое время они превратились в прозрачные бумажки). Носитель зла нужен для того, чтобы выявлять пороки человечества.

Так что же, зло может быть полезным? Это сложный философский вопрос, на который пытались ответить многие философы. Ближе всего Воланд стоит к Мефистофелю из “Фауста” Гёте. Можно заметить их внешнее сходство: “…Правый (глаз) с золотою искрою на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой чёрный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были проручны глубокие параллельные острым бровям морщины…”



“Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”- эту самохарактеристику героя Гёте Булгаков взял в качестве эпиграфа к роману.

Сохранив за Воландом внешнее сходство с Мефистофелем, Булгаков наделяет его противоположными функциями, возлагая на него миссию справедливого воздания человеку после его смерти, то есть суда и вынесения приговора.

Но не следует делать из Воланда борца за справедливость. Люди прежде всего сами несут в в себе своё наказание(Так Понтий Пилат страдает, мучается угрызениями совести – это его наказание. Он искупает свой преступление и потому ему достаётся “свет”). Да, Воланд делает всё, что подобает сатане. Но он не всесилен, поэтому не прикасается к тем людям, у которых чиста совесть, которые несут в себе добро. Доброе ему неподвластно. То одна из основных мыслей романа.

Иешуа в романе является носителем “света”. В романе он ассоциируется с Христом. И действительно, у них много общего: вера во всепобеждающую силу добра, в то, что настанет время, когда человечество перейдёт в царство истины и справедливости. Но Булгаков намеренно отходит и от исторической, и от евангельской версий. У него Иешуа не бог, а прежде всего человек, никому не причинивший зла ни мыслью, ни поступком. Он видит лучшее, что порою спрятано в человеке, он верит в силу добра и добрую природу человека. В образе Иешуа воплощена традиционная христианская идея о милосердии. Перед лицом смерти Иешуа остался верен своим убеждениям, он выбирает смерть, в итоге заслуживает “свет”.

Итак, в романе перед нами предстаёт Воланд и Иешуа. Как они относятся к духовным возможностям человека? Воланд считает, что вся история человечества- история преступлений. Для Иешуа человек по своей природе добр (“злых людей на свете нет”), только социальные условия уродуют людей.

И зло, и добро, утверждает Булгаков, в равной степени существуют в мире, но они порождены пржде всего самими людьми. Булгаков считает, что каждый человек должен быть свободным в своём выборе.

Говоря о добре и зле, нельзя не вспомнить о Мастере. Мастер погружён в творчество и вовсе не думает о корысти, он пишет роман скорее даже для себя. Но, столкнувшись с миром литераторов, который занят всем, чем угодно, но только не творчеством, не выдержал травли и возненавидел свой роман. Это вычеркнуло мастера из жизни, он престал бороться за свой роман. Отказ от творчества оказался губительным для него. Его пристанищем стала клиника для душевнобольных – только там он может найти покой, которого его лишили “добрые люди”. Мастер стремится к свету, стремится к добру. Но он отказался от борьбы за свой роман, проявил малодушие, поэтому ему отказано в “свете”. Встреча Мастера с Воландом происходит только благодаря Маргарите, а избавление от страданий – благодаря заступничеству Иешуа. Без просьбы “света” обретшие друг друга влюблённые были бы оставлены на земле, в их тайном приюте. Неизвестно, как бы сложилась их судьба. Герои заслужили покой.

Таким образом, вмешательство высших сил не приводит к изменению самой жизни, оно лишь ускоряет течение событий.

Добро воспитывает и возвеличивает человека, зло и равнодушие портят его. Нужно верить в людей, в свои силы, в силу добра, тогда откроется истина.

Диалектика добра и зла.Ход истории – вечное противостояние добра и зла, света и тьмы.

Свобода – несвобода. Понтий Пилат – не свободен, он человек тоталитарного государства. Иешуа обладает внутренней свободой, именно она дает ему силу. Понтий – трусость, она губит человека. Но ему дано прощение – он смог взять вину на себя. Б показывает, что вину надо искупать не кровью, а раскаянием. Только совесть и покяние может очистить и воскресить.

Свет по Булгакову,это рай, куда попадают те, кто несет людям добро. Покой – это независимость,уединение, это условие для творчества. Покоя заслуживает, тот, кто прожил свою жизнь честно, кто не отягощен муками совести, не казнит себя за предательство и трусость. Б подчеркивает, что Мастер – художник, а не борец. Он остался верен себе, не изменил своим представлениям о миссии художника – в этом победа мастреа над властью и над временем.

Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.
В начале 20-х годов XX века им был задуман роман “Инженер с копытом”, но в 1937 году он получает другое название - “Мастер и Маргарита”. Это произведение - творение необыкновенное, не виданное доселе в русской литературе. Это какой-то сплав гоголевской сатиры и дантовской поэзии, сплав высокого и низкого, смешного и грустного.
Булгаков писал “Мастера и Маргариту” как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. Но в то же время это полное глубоких мыслей повествование обращено в будущее, это книга, как говорится, на все времена. Есть основания предполагать, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его произведения современниками.
В романе “Мастер и Маргарита” царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы Москвы 20-30-х годов прошлого века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны в романе, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. “Мастер и Маргарита” и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о зле, об истинном творчестве, которое всегда преодолевает бесчеловечность, прорывается к свету и добру.
События в романе начинаются “однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах”. В столице появляются Сатана и его свита.
Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в “Мастере и Маргарите”, играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примером гротескно-фантастического, сатирического обнажения противоречий живой действительности. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая всяческую неправду и непорядочность.
Сама идея поместить в Москву 30-х годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющих собой силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы “испытать” героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед лицом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации бороться со злом следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом - трагический парадокс романа. Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который Мастер сжигает в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в эпоху возникновения христианства, к истокам европейской цивилизации, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом - вечно, что оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными, преходящими интересами сегодняшнего дня.
Фантастический поворот сюжета позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида. Внезапная встреча с нечистой силой “выворачивает наизнанку”, обнажает сущность всех этих берлиозов, латунских, майгелей, никаноров ивановичей и прочих.
Однако не дьявол страшен автору и его любимым героям. Дьявола, пожалуй, для Булгакова действительно не существует, как не существует и богочеловека. В его романе живет иная, глубокая вера в исторического человека и в непреложные нравственные законы. Для писателя нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного страха перед грядущим возмездием, проявление которого можно легко усмотреть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного атеиста, возглавлявшего МАССОЛИТ.
И Мастер, создавший роман о Христе и Пилате, тоже далек от религиозности в христианском смысле этого слова. Им написана на историческом материале книга огромной психологической выразительности. Этот роман о романе как бы фокусирует в себе те противоречия, которые обязаны решать своей жизнью все последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.
Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Не забудем: на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывший поэт Иван Бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь.
“Мастер и Маргарита” - сложное произведение. Существует множество толкований его. О “Мастере и Маргарите”, мне думается, еще долго будут думать, много писать, спорить.


Каждый автор вкладывает в произведения свою душу, своё видение определённых вопросов, которые стоят перед человечеством на данном этапе его развития или же были столетия назад. Число этих самых вопросов варьируется: в одних работах их может оказаться две-три, в других же - более десяти. Одним из таких многопроблемных произведений, на мой взгляд, можно считать роман Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита".

В этой книге одним из самых интересных является образ Маргариты. Главная героиня этого романа сочетает в себе такие черты, как мстительность и милосердие, жестокость и самопожертвование. Это выглядит странно, однако без тени нет и света. Идеальных людей не найти, потому что их не существует. У каждого есть и тёмные, и светлые стороны. Милосердие и самопожертвование проявились в тот момент, когда возлюбленная Мастера узнала историю Фриды.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Несмотря на строгий запрет, Маргарита оказала особое внимание этой гостье бала Воланда. Фрида совершила грех, убив своё дитя, за что понесла наказание. Её жизнь стала кошмаром, превратив каждую ночь в худшие моменты существования. Искавшая спасения молодая женщина нашла его в лице главной героини, пожертвовавшей своим желанием, которое могло быть использовано во имя спасения Мастера. Маргарита потратила это желание на гостью дьявольского бала, с которой жизнь свела её впервые. Это ли не милосердие и самопожертвование?

Бытует мнение, что многим не нравится роман "Мастер и Маргарита" потому, что зло в нём - не дьявол, а сами люди. Я согласна с этим мнением, поскольку считаю, что Воланд - не отрицательный персонаж. Он, скорее, персонаж нейтральный, который обнажает человеческие пороки и наказывает людей за их злодеяния. Весьма показателен момент в Варьете, связанный с деньгами, сыпавшимися с потолка. Зрители стали ловить их, возбуждение возрастало, слышались слова: "Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!". Каждый стремился заполучить кусочек побольше да послаще. Я полагаю, что целью Сатаны была попытка осознать, поменялись ли люди за тот срок, который он был вне нашего мира. Сеанс черной магии подвёл итог всего путешествия мессира и его свиты: "... люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних..."

Во многих произведениях различных авторов раскрывается и такая проблема, как творчество. В данном произведении она показывается через образ Мастера. Этот человек ради написания романа бросил работу, вложил в него душу. Позже он признался бездомному, что после того, как его роман был раскритикован Латунским, настали "безрадостные осенние дни". Главный герой отличался от членов организации Массолит тем, что его больше волновало именно творчество, а не благосостояние знакомых.

Я считаю, что главный секрет успеха этого романа заключается в том, что Булгакову удалось соединить фантастический сюжет и глубокий философский подтекст. Каждый читатель найдёт в этом произведении проблемы, которые близки именно ему.

Обновлено: 2017-08-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.