Выдающиеся деятели российской науки и культуры XVIII в. Московский государственный университет печати

Классицизм , художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века.

Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Габриель Жак Анж и Суфло Жак Жермен), поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике (Пигаль Жан Батист и Гудон Жан Антуан), декоративных пейзажах (Робер Юбер). Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида. В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром европейского классицизма 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антонио и датчанин Торвальдсен Бертель). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова. В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классицизма развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х годов.

К конце первой трети 19 столетия ведущая роль классицизма почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классицизма в неоклассицизме конца 19 – начала 20 веков.

Жан Огю́ст Домини́к Энгр , (1780-1867) - французский художник, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века.
В творчестве Энгра – поиск чистой гармонии.
Учился в тулузской академии изящных искусств. По окончании академии переезжает в Париж, где в 1797 становится учеником Жака-Луи Давида. В 1806-1820 учится и работает в Риме, затем переезжает во Флоренцию, где проводит ещё четыре года. В 1824 возвращается в Париж и открывает школу живописи. В 1835 вновь возвращается в Рим в должности директора Французской академии. С 1841 года до конца жизни живёт в Париже.

Академи́зм (фр. academisme) - направление в европейской живописи XVII-XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века - эклектизм.
Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.

Энгр. Портреты семьи Ривьер. 1804-05

Романтизм

Романтизм - явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой - презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй - признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.

Для него характерны негативное отношение к действительности, пессимизм, трактовка исторических сил как находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий.

Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни - науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:

Первый - в нем мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства.

Второй - в нем человеческая субъективность рассматривается индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.

Исходным принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия был символизм.

Романтический символизм представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений. Романтизму, несмотря на тесную связь с религией, были присущи юмор, ирония, мечтательность. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.

Возникновение романтизма было обусловлено рядом факторов. Во-первых, социально-политическими: Французская революция 1769- 1793 гг., наполеоновские войны, война за независимость Латинской Америки. Во-вторых, экономическими: промышленный переворот, развитие капитализма. В-третьих, он формировался под влиянием классической немецкой философии. В-четвертых, сложился на основе и в рамках существующих литературных стилей: просвещения, сентиментализма.

Расцвет романтизма приходится на период 1795- 1830 гг. - период европейских революций и национально-освободительных движений, и особенно ярко романтизм проявился в культуре Германии, Англии, России, Италии, Франции, Испании.

Романтическая тенденция оказала большое влияние в гуманитарной области, а позитивистская - в естественно-научной, технической и практической.

Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791-1824).
Ученик в течение недолгого времени К. Верне (1808-1810), а потом П. Герена (1810-1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико.
Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию в 1817-19 гг. он исполнил большую и сложную картину «Плот „Медузы“» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора.

Трагическая напряженность и драматизм.В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившиеся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших потрясли современное общественное мнение, а само крушение обернулось скандалом во французском правительстве из-за некомпетентности капитана судна и недостаточности попыток спасения потерпевших.

Образное решение
Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Картине предшествовала огромная подготовительная работа. Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых. «Плот „Медузы“» стал последним из законченных произведений Жерико.
В 1818 году, когда Жерико работал над картиной «Плот „Медузы“», положившей начало французскому романтизму, Эжен Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».

Реакция публики
Когда Жерико выставил «Плот „Медузы“» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета.
Картина была приобретена в 1824 году и в настоящее время находится в 77-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

Эже́н Делакруа́ (1798 - 1863) - французский живописец и график, глава романтического направления в европейской живописи.
Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико. В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы - Рубенс, Веронезе и Тициан. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.

В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять ее, слишком уж опасным казался ее пафос.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

дисциплина: История отечества

тема: «Знаменитые деятели русской культуры XIX в.»

Выполнила:

студентка гр.125

Гончаренко Д.А.

Проверил:

Зимин И.В.

Санкт-Петербург 2012

Введение

2.1 Архитектура

2.2 Изобразительное искусство

3.1 Архитектура и скульптура

3.2 Живопись

3.3 Передвижники

4. Искусство конца XIX - начала XX века

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Первые десятилетия XIX в. прошли в России в обстановке всенародного подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г. Идеалы этого времени нашли выражение в поэзии молодого А. С. Пушкина. Война 1812 г. и вольнолюбивые надежды молодого поколения русского дворянства, и особенно тех его представителей, кто, пройдя через наполеоновские войны, входили освободителями в Париж, во многом определили характер русской культуры первой трети столетия. культура искусство гуманистический

Рост интереса к художественной жизни России в эти годы выразился в создании художественных обществ и издании специальных журналов: «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801), «Журнала изящных искусств» (сначала в Москве , а затем в Петербурге ), «Общества поощрения художников» (1820), «Русского музеума» П. П. Свиньина (1810-е) и «Русской галереи» в Эрмитаже (1825); формировании провинциальных художественных школ, вроде школы А. В. Ступина в Арзамасе или А. Г. Венецианова в Петербурге.

1. Факторы развития культуры в России

Остававшееся на тот момент крепостное право, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. И тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX в, сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторовwww.ru.wikipedia.org:

· процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму

· начало революционно-освободительного движения в России

· тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами

· влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры

2. Искусство первой половины XIX века

В русском искусстве XIX в. многое изменилось по сравнению с веком XVIII. Как и на Западе, возросли общественная роль художника, значимость его личности, его право на свободу творчества, в котором теперь все более остро поднимаются социальные и нравственные проблемы.

Определился условный водораздел истории русского искусства на два этапа -- его первую и вторую половину, и в этой последней представляется вполне закономерным выделить конец XIX -- начало XX в. как период, имеющий свои смысловые и стилистические особенности.

До середины столетия существовали сходства в культуре Европы и России, но после середины века пути развития художественной культуры несколько расходятся. Европейские художники во главе с французскими все более уходят в проблемы формы, поиски и находки новых художественных приемов, как это блестяще делали импрессионисты и постимпрессионисты. Русские же художники воспринимают искусство, прежде всего как трибуну, с которой решаются «больные вопросы современности» Ильина Т.В. История отечественного искусства 5-е издание, 2010.

2.1 Архитектура

Гуманистические идеалы русского общества отразились в высокогражданственных образцах зодчества и монументально-декоративной скульптуры, в синтезе с которыми выступает декоративная живопись и прикладное искусство, нередко являющиеся творениями самих архитекторов. Главенствующий стиль этого времени Й зрелый, или высокий, классицизм, в научной литературе, часто именуемый «русским ампиром». Собственно, ампиром можно считать только 1820--1830-е гг., а первое десятилетие вернее называть «Александровским классицизмом».

Архитектура первой трети XIX столетия -- это, прежде всего решение больших градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской; создаются лучшие ансамбли города. Особенно интенсивно после пожара 1812т. Строится Москва. Архитектурный образ поражает величавостью и монументальностью. Огромную роль в общем облике здания играет скульптура, имеющая определенное смысловое значение. Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, ведомства, учебные заведения, значительно реже возводятся дворцы и храмы (за исключением полковых соборов при казармах).

Крупнейший архитектор этого времени Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) начал свой самостоятельный путь еще в 1790-х гг. перестройкой интерьеров Строгановского дворца на Мойке (арх. Ф. Б. Растрелли) в Петербурге (1793, Минеральный кабинет, картинная галерея, угловой зал).

Главное детище Воронихина -- Казанский собор (1801--1811). Полуциркульная колоннада храма, которую он возвел не со стороны главного (западного), а с бокового северного фасада, образовала площадь в центре Невской. Еще более строгий, активизированный характер придал Воронихин Горному кадетскому корпусу (1806- 1811, теперь Горный институт), в котором все подчинено мощному дорическому портику из 12 колонн, обращенному к Неве.

А. Н. Воронихин архитектор классицизма -- много сил отдал созданию городского ансамбля, синтезу архитектуры и скульптуры, органическому сочетанию скульптурных элементов с архитектурными членениями, как в больших так и в малых сооружениях.

Ведущим петербургским архитектором первой трети XIX в. («русского ампира») был Карл Иванович Росси Г.Г. Гримм - Ансамбли Росси - Л.,1947 (1775--1849). Первоначальное архитектурное образование Росси получил в мастерской В. Ф. Бренны, затем совершил поездку в Италию, где изучал памятники Античности. Самостоятельное его творчество начинается в Москве, продолжается в Твери. Одна из первых работ в Петербурге -- дворцово-парковый комплекс на Елагином острове (1818, окончен в 1822). Про Росси можно сказать, что он «мыслил ансамблями», дворец или театр превращались у него в градостроительный узел из площадей и новых улиц. Так, создавая Михайловский дворец (1819--1825), он организует площадь перед дворцом и прокладывает улицу на Невский проспект, соразмеряя при этом свой замысел с другими близлежащими постройками -- Михайловским замком и пространством Марсова поля. В оформлении Дворцовой площади (1819--1829) перед Росси стояла труднейшая задача: соединить в единое целое барочный дворец Растрелли и монотонный классицистический фасад здания Главного штаба и министерств. Архитектор смело нарушил эту монотонность колоссальной дугой здания Главного штаба, центром которой явилась Триумфальная арка, открывающая выход к Большой Морской улице, к Невскому проспекту.

Новый век ознаменован созданием главнейших ансамблей Петербурга. Так, Андреян Дмитриевич Захаров Г.Г.Гримм - Архитектор Андреян Захаров. Жизнь и творчество - М., 1940 (1761 -- 1811) вырускник Петербургской Академии художеств и ученик парижского архитектора Ж.Ф. Шальгрена, с 1805г. начинает строительство здания Адмиралтейства (1806 - 1823).

Композиционное решение Захарова предельно просто: конфигурация двух объемом, причем один объем как бы вложен в другой, из которых внешний, П-образный, отделен каналом от двух внутренний флигелей, Г-образных в плане. Внутренний объем -- это корабельные и чертежные мастерские, склады, внешний - ведомства, административные учреждения, музей, библиотека и проч. Фасад Адмиралтейства растянулся на 406 м. Боковые фасады-крылья выходят к Неве, центральный фасад завершается в середине триумфальной проездной аркой со шпилем, которая является замком композиции и через которую пролегает главный въезд внутрь. Захаров сохранил гениальный коробовский замысел шпиля, проявив такт и почтение к традиции и сумев его трансформировать в новом классицистическом образе здания в целом. Однообразие почти полукилометрового фасада нарушается равномерно расположенными портиками.

А.Д. Захаров умер, не увидев Адмиралтейства в законченном виде. Это здание тесно связанно с архитектурой центра города. Отсюда берут начало три проспекта: Вознесенский, Гороховая улица, Невский проспект (эта лучевая система была задумана еще при ПетреI)

2.2 Изобразительное искусство

Ведущим направлением архитектуры и скульптуры первой трети XIX столетия был классицизм. В живописи его развивали, прежде всего академические художники -- в историческом жанре, т.е. сюжетах Священного Писания, античной мифологии и собственно исторических. Но истинные успехи живописи лежали в другом русле: лучше стремления человеческой души, взлеты и парения духа выразила романтическая живопись того времени.

Но наиболее тонко на русской почве романтизм проявил себя в жанре портрета, и ведущее место здесь должно быть отведено Оресту Адамовичу Кипренскому И.В. Кислякова - Орест Кипренский. Эпоха и герои - М.,1982 (1782-- 1836). Сын помещика А. С. Дьяконова и крепостной, Кипренский родился в Петербургской губернии. С 1788 по 1803 г. учился (начав с Воспитательного училища) в Академии художеств, где занимался в классе исторической живописи у профессора Г. И. Угрюмова и французского живописца Г. Ф, Дуайена. В 1805 г. получил Большую золотую медаль за картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем».

Сложные, задумчивые, изменчивые в настроении-- такими предстают перед нами изображаемые Кипренским «Е. П. Ростопчина» (1809, ГТГ), «Д. Н. Хвостова»(1814, ГТГ), мальчик «Л. А. Челищев» (1809, ГТГ). В свободной позе, рассеянно глядя в сторону, небрежно облокотясь накаменную птиту, стоит полковник лейб-гусаров «Е.В. Давыдов (1809, ГРМ). Этот портрет воспринимается как собирательный образ героя войны 1812 г., хотя он вполне конкретен.

Родоначальником бытового жанра явился Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847). Землемер по образованию, Венецианов оставил службу ради живописи и переехал в Петербург. Стал Учеником Боровицкого. Первые шаги в «художествах» он сделал в жанре портрета, создавая пастелью, карандашом, маслом удивительно поэтичные, лирические, иногда овеянные романтическим настроение образы («Портрет В.С. Путятиной»).

На рубеже 1810--1820-х гг. Венецианов уехал из Петербурга в Тверскую губернию, где купил небольшое имение. Здесь он и обрел свою основную тему, посвятив себя изображению крестьянской жизни.

Венецианов был прекрасным педагогом. Школа Венецианова, венециановцы -- это целая плеяда художников 1820--1840-х гг., работавших с ним как в Петербурге,так и в его имении Сафонково. Представителями венециановской школы были А. В. Тыранов, Е. Ф. Крендовский, К. Л. Зеленцов, А. А. Алексеев, С. К. Зарянко,Л.К. Плахов, Н. С. Крылов и многие другие.

3. Искусство второй половины XIX века

3.1 Архитектура и скульптура

Менее бурно, чем раньше, в этот период развиваются скульптура и архитектура. Как уже говорилось, конца 1830-х гг. классицизм себя изживает. Средства его художественной выразительности противоречат тем новым задачам, которые ставит архитектура второй половины XIX столетия. Обычно ее называли «ретроспективным стилизаторством», или эклектикой, но теперь чаще именуют историзмом, ибо в это время художники-архитекторы стали использовать мотивы и закономерности архитектурных стилей прошедших эпох - готики, ренессанса, барокко, рококо и проч Д.Е. Аркин - Образы архитектуры - М.,1941.

Одной из главных проблем того времени было построение многоквартирных домов (доходные дома).

Также и расцвет монументально- декоративной скульптуры остался в первой половине столетия.

Наиболее известным из мастеров этого времени был Марк Матвеевич Антокольский (1843--1902), который, как верно подмечено исследователями, отсутствие монументальных средств выразительности компенсирует изображением «монументальных личностей»: свидетельство этому «Иван Грозный» (1870), «Петр I» (1872), «Умирающий Сократ» (1875), «Спиноза» (1882), «Мефистофель» (1883), «Ермак» (1888). В этих исполненных по заданной программе образах всегда удачно найдены поза, жест, мимика, но этими натуралистическими деталями подменена истинная выразительность скульптурных средств.

3.2 Живопись

Во второй половине XIX столетия из всех изобразительных искусств живописи, и прежде всего жанровой, предстояло сказать свое веское слово. Критическое отношение к действительности, ярко выраженные гражданственная и нравственная позиции, остросоциальная направленность становятся характерными особенно для живописи, в которой формируется новая художественная система видения, выразившаяся в так называемом критическом реализме. Беря чаще всего за основу сюжета остросоциальные проблемы, которыми жило тогда русское общество, художники выступали, по сути, не столько выразителями этих идей, сколько их прямыми иллюстраторами, прямолинейными толкователями. Социальная сторона заслоняла от них задачи чисто живописные, пластические, и формальная культура неизбежно падала. Как верно замечено, «иллюстративность погубила их живопись».

Истинной душой нарождающегося критического направления в живописи был Василий Григорьевич Перов В.А. Леняшин - В.Г. Перов - М.,1987(1834--1882), подхвативший дело Федотова прямо из его рук, сумевший с обличительным пафосом показать многие стороны простой будничной жизни: неприглядный облик некоторых священнослужителей («Сельский крестный ход на Пасху», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862), беспросветную жизнь русских крестьян («Проводы покойника», 1865; «Последний кабак у заставы», 1868), быт городской бедноты («Тройка», 1866) и интеллигенции, вынужденной искать нелегкий заработок у «денежных мешков» («Приезд гувернантки в купеческий дом»,1866). Его произведения просты по сюжету, но пронзительны в своей скорби.

3.3 Передвижники

В 1870-е гг. прогрессивная демократическая живопись завоевывает общественное признание. У нее появляются собственные критики -- И. Н. Крамской и В.В., Стасов и свой собиратель -- П. М. Третьяков. Наступает пора расцвета русского демократического реализма второй половины X IX столетия. В это время в центре официальной школы -- Петербургской Академии художеств --также назревает борьба за право искусства обратиться к реальной, действительной жизни, вылившаяся в 1863 г. в так называемый «бунт 14-ти». Ряд выпускников Академии отказались писать программную картину на одну тему скандинавского эпоса, когда вокруг столько волнующих современных проблем, и, не получив разрешения на свободный выбор темы, вышли из Академии, основав «Петербургскую артель художников».

«Артель» просуществовала недолго, и вскоре московские и петербургские передовые художественные силы объединились в Товарищество передвижных художественных выставок(1870).

Искусство передвижников было выражением демократических идей в отечественной художественной культуре второй половины X IX столетия.

В состав «передвижников» входили, более «старшие» - это Иван Николаевич Крамской, Николай Николаевич Ге, Василий Васильевич Верещагин, Константин Аполлонович Савицкий, и «молодые» - Иван Иванович Шишкин, которого звали «природой богатырского народа», Архип Иванович Куинджи, со своими поразительными эффектами освещения(«Украинская ночь», 1876; «Березовая роща»,1879), Исаак Ильич Левитан.

Стоить отметить Илью Ефимофича Репина. Он родился на Украине, в Харьковской губернии, у украинских иконописцев познакомился с первыми навыками мастерства. Своим первым учителем Репин считал Крамского. Первой работой, которая вызвала бурную реакцию общественности, была картина «Бурлаки на Волге».

В 1873 г. Репин уезжает в «пенсионерскую» поездку по Францию, где вместе с Поленовым пишет этюды на пленэре и многое постигает в проблемах света и воздуха.

Возвращаясь, Репин начинает плодотворно работать. Нет, кажется, жанра, в котором бы он ни заявил о себе: портреты остро индивидуальной характеристики и портреты-типы, портреты-картины.

Репину были подвластны почти все жанры (не писал он только батальных сцен), все виды -- живопись, графики, скульптура; он создал замечательную школу живописцев, заявил о себе как теоретик искусства и незаурядный писатель. Творчество Репина явилось типическим явлением русской живописи второй половины X IX столетия. Именно он воплотил то, что Д. В. Сарабьянов назвал «передвижническим реализмом», вобрал в себя все характерное, что бы,по словам исследователя, «рассыпано» по разным жанрам и индивидуальностям. И в этом универсализм, энциклопедичность художника. В таком полном совпадении со своим временем в его «адекватной реализации» свидетельство масштабности и силы репинского таланта. См.: Сарабьянов, Д. В. Репин и русская живопись второй половины X IX века - М., 1978

4. Искусство кoнца XIX - начала XX века

В 1890-е гг. в связи с наступившим кризисом народнического движения изживает себя и «аналитический метод реализма X IX столетия», как его называют в отечественной науке. В этот период многие из художников-передвижников испытали творческий кризис, ушли в мелкотемье развлекательной жанровой картины. Следует отметить, однако, что лучшие традиции В. Г. Перова сохранялись более всего в Московском училище живописи, ваяния и зодчества благодаря преподавательской деятельности таких художников, как С. Н. Иванов, К. А. Коровин, В. А. Серов и др.

Все виды искусства -- живопись, театр, музыка, архитектура -- выступили за обновление художественного языка, на высокий профессионализм. Кризис передвижничества с его тягой к мелкотемью выразился в декларациях идейности и народности, не подкрепленных, однако, никакой эстетической программой. Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества -- в образах противоречивых, усложненных, отображающих современность без иллюстративности и повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие из них видят в воспитании чувства прекрасного. Но оно также породило и универсализм целого поколения художников, выступивших после «классических» передвижников, примером чему может служить творчество В. А. Серова и М. А. Врубеля.

Большую роль в популяризации, как отечественного искусства, так и западноевропейского, в привлечении к выставкам мастеров Западной Европы играли художники объединения «Мир искусства» (1898 - 1924). Собравшие лучшие художественные силы в Петербурге, издавшие свой журнал, «мирискусники» самим I своим существованием способствовали консолидации художественных сил и в Москве, созданию «Союза русских художников»(1903- 1323) Ильина Т.В. История отечественного искусства 5-е издание, 2010.

Заключение

Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями того времени, служило великой гуманной цели -- борьбе за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества.

В целом в первой половине XIX века Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских художников. Завершился процесс формирования национальной культуры.

На рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала "Мир искусства" (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И З. Грабарь и др.). "Мир искусники" провозгласили новые художественно-эстетические принципы. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них - красота и традиции русской национальной культуры, что не скажешь про «передвижников».

В начале XX в. возник "русский авангард". Его представители К.С. Малевич, P.P. Фальк, М.З. Шагал и другие проповедовали искусство "чистых" форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

Список литературы

1. www.ru.wikipedia.org

2. Ильина Т.В. История отечественного искусства 5-е издание, 2010

3. Г.Г. Гримм - Ансамбли Росси - Л.,1947

4. Г.Г.Гримм - Архитектор Андреян Захаров. Жизнь и творчество - М., 1940

5. И.В. Кислякова - Орест Кипренский. Эпоха и герои - М.,1982

6. Д.Е. Аркин - Образы архитектуры - М.,1941

7. В.А. Леняшин - В.Г. Перов - М.,1987

8. См.: Сарабьянов, Д. В. Репин и русская живопись второй половины X IX века - М., 1978

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изобразительное искусство первой половины XIX века (О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, П.А. Федотов, К.П. Брюллов, А.А. Иванов. Синтез как характерная черта развития архитектуры и скульптуры. Театр и музыка, развитие русской литературы.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2011

    Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России, прогресс русской культуры, развитие просвещения, науки, литературы и искусства. Рост национального самосознания народа и новых демократических начал, утверждавшихся в русской жизни.

    доклад , добавлен 29.03.2009

    Развитие общественного движения декабристов первой половины XIX века. Коренные изменения в общественной, политической и экономической сферах жизни российского общества XIX века. Консервативное, либеральное и революционное общественные движения.

    реферат , добавлен 27.02.2015

    Историческое развитие в России в конце XVIII века. Сперанский и его пути осуществления либеральных преобразований. Декабристы и их место в истории освободительного движения. Западники и славянофилы о путях развития России в первой половине XIX века.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2008

    Особенности индустриального общества. Развитие западной цивилизации в индустриальную эпоху. Внутриполитическая ситуация в России в первой половине XIX века. Консервативная политика Александра III. Социокультурные тенденции развития российского общества.

    презентация , добавлен 24.03.2019

    Подъем освободительного движения в Индии, участником которого стала буржуазия. Процесс формирования партийной системы, отразивший рост национального индийского капитала. Создание Индийского Национального Конгресса; либеральное и радикальное направления.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2010

    Социально-экономические предпосылки формирования культуры России во второй половине XIX в. Состояние просвещения и образования, художественной культуры (изобразительного искусства, литературы, театра, музыки, архитектуры). Феномен "серебряного века".

    курсовая работа , добавлен 20.08.2012

    Развитие капитализма в России, Отечественная война 1812 года, возрастающее национальное самосознание как предпосылки расцвета культуры в первой половине XIX века. Развитие образования, науки, литературы, искусства, архитектуры и градостроительства.

    эссе , добавлен 28.02.2011

    Различие в культурном отношении между столичной дворянской аристократией и провинциальными помещиками. Успехи в области образования и просвещения. Международные торговые отношения, развитие фабрик с вольнонаемными рабочими. Сентиментализм и реализм.

    реферат , добавлен 27.01.2012

    Особенности экономики России в период второй половины XIX века – начале XX века, предпосылки для ее развития. Экономическая политика страны в первой половине ХХ века: начало индустриализации, первые пятилетки; народное хозяйство СССР к началу 40 гг.

XIX век оставил неизгладимые отпечатки на всех видах искусства. Это время смены социальных норм и требований, колоссального прогресса в архитектуре, строительстве и промышленности. В Европе активно проводятся реформы и революции, создаются банковские и правительственные организации, и все эти изменения прямым образом сказывались на деятелях искусства. Зарубежные художники XIX века перевели живопись на новый более современный уровень, постепенно вводя такие направления, как импрессионизм и романтизм, которым пришлось пройти немало испытаний, прежде чем стать признанными обществом. Художники прошлых веков не спешили наделять своих персонажей бурными эмоциями, а изображали их более или менее сдержанными. Но импрессионизм имел в своих чертах необузданный и смелый фантастический мир, который ярко сочетался с романтичной загадочностью. В XIX веке художники стали думать нестандартно, напрочь отвергая принятые шаблоны, и эта сила духа передается в настроении их произведений. В этот период творило множество художников, имена которых мы по сей день считаем великими, а их произведения - неподражаемыми.

Франция

  • Пьер Огюст Ренуар. Успеха и признания Ренуар добился великим упорством и трудом, которым другие художники могли бы позавидовать. Он создавал новые шедевры вплоть до самой своей смерти, несмотря на то, что был очень болен, и каждый взмах кисти приносил ему страдание. За его работами по сей день гоняются коллекционеры и музейные представители, так как творчество этого великого художника является бесценным даром человечеству.

  • Поль Сезанн. Являясь человеком неординарным и своеобразным, Поль Сезанн прошел адские испытания. Но среди гонения и жестоких насмешек он неустанно трудился, развивая свой талант. Его великолепные работы имеют несколько жанров – портреты, пейзажи, натюрморты, которые смело можно считать основополагающими источниками начального развития постимпрессионизма.

  • Эжен Делакруа. Смелые поиски нового, горячий интерес к современности были свойственны работам великого художника. Он, в основном, любил изображать битвы и сражения, но даже в портретах сочетается несочетаемое - красота и борьба. Романтизм Делакруа берет начало из его такой же неординарной личности, которая одновременно сражается за свободу и блещет душевной красотой.

  • Испания

    Пиренейский полуостров также подарил нам немало известных имен, среди которых:

    Нидерланды

    Винсент Ван Гог – один из самых выдающихся голландцев. Как всем известно, Ван Гог страдал сильным психическим расстройством, но это никак не повлияло на его внутренний гений. Выполненные в необычной технике, его картины стали популярны только после смерти художника. Самые известные: «Звездная ночь», «Ирисы», «Подсолнухи» входят в список самых дорогих произведений искусства во всем мире, хотя Ван Гог не имел никакого специального художественного образования.

    Норвегия

    Эдвард Мунк – уроженец Норвегии, прославившийся своей живописью. Творчество Эдварда Мунка резко отличается меланхоличностью и неким безрассудством. Смерть матери и родной сестры еще в детстве и неблагополучные отношения с дамами очень повлияли на манеру живописи художника. Например, всем известная работа «Крик» и не менее популярная - «Больная девочка» несут в себе боль, страдание и угнетение.

    США

    Кент Рокуэлл – один из знаменитых американских пейзажистов. Его работы сочетают в себе реализм и романтизм, что очень точно передает настроение изображаемого. На его пейзажи можно смотреть часами и каждый раз трактовать символы по-разному. Немногим художникам удавалось изобразить зимнюю природу так, чтобы смотрящие на нее люди по-настоящему испытывали холод. Насыщенность цветов и контрастность – это узнаваемый почерк Рокуэлла.

    XIX век богат яркими творцами, которые внесли огромный вклад в искусство. Зарубежные художники XIX века открыли двери нескольким новым направлениям, таким как постимпрессионизм и романтизм, что, на самом деле, оказалось непростой задачей. Большинство из них неустанно доказывали обществу, что их творчество имеет право на существование, но многим это удалось, к сожалению, только после смерти. Их необузданный характер, смелость и готовность к борьбе сочетаются с исключительным талантом и легкостью восприятия, что дает им полное право занимать существенную и значимую ячейку .

    Адамс Джон

    Адамс, Джон (John Adams) (30.11. 1735-04.07.1826 гг.) - 2-й президент США, преемник Дж. Вашингтона, в отличие от которого может быть отнесен не столько к политическим практикам, сколько к теоретикам политики. Родился в Массачусетсе в семье фермера, окончил Гарвардский университет, занимался юридической практикой, стал одним из наиболее популярных адвокатов Бостона.

    Адамс Джон Куинси

    Адамс, Джон Куинси (John Quincy Adams) (11.07.1767-23.02.1848 гг.) - 6-й президент США. Обучался в Голландии, Франции, США (Гарвард). В кон. 18 - начале 19 веков примыкал к федералистам (как федералист подверг критике памфлет Т. Пейна «Права человека»), но в 1807 г. порвал с ними. Посланник США в Голландии и Пруссии (1794-1801 гг.); конгрессмен (1802 г.); сенатор от Массачусетса (1803-1808 гг.); первый посланник США в России (1809-1814 гг.). Через Адамса Александр I в 1813 г. предложил российское посредничество в урегулировании англо-американского конфликта.

    Адмирал Нельсон Горацио

    Нельсон, Горацио (Horatio Nelson) 129.09.1758-21.10.1805 гг.) - английский флотоводец.

    Горацио Нельсон родился в семье священника на севере Норфолка. В 12 лет он отправился на флот. В 1773 г. в составе экспедиции Горацио плавал по северным морям. Его военная морская служба началась в период войны с Францией. В 1793 г.

    Нельсон был назначен капитаном 64-пушечного корабля «Агамемнон». В составе английской эскадры «Агамемнон» охранял Средиземное море от французских кораблей. Уже в первые месяцы войны проявились лучшие черты характера Нельсона - смелость и стратегический талант. 14 февраля 1797 г. он участвовал в битве при Сент-Винсенте, сделав немало для победы английского флота, и стал контр-адмиралом. В одном из сражений Горацио был ранен и потерял правую руку.

    Андраши Дьюла

    Андраши, Дьюла, граф (Gyula Andrassy) (03.03.1823-18.02.1890 гг.) - венгерский политик и дипломат. После поражения венгерской революции 1848-1849 гг., в которой он принимал активное участие, Андраши эмигрировал во Францию. Дьюла заочно был приговорен к смертной казни, но впоследствии амнистирован и в 1858 г. вернулся в Венгрию.

    Бенджамин Дизраэли

    Дизраэли, Бенджамин (Benjamin Disraeli) (21.12.1804-19.04.1881 гг.) - известный британский государственный и политический деятель, писатель. Сын литератора И. Дизраэли, еврейского эмигранта, принявшего христианство. В произведениях «Вивиан Грей», «Молодой Герцог» и др. Дизраэли мастерски подметил особенности политической жизни страны и выступил с пропагандой консервативных принципов (защита короны, церкви, аристократии).

    Бланки Луи Огюст

    Бланки, Луи Огюст (Louis Auguste Blanqui) (08.02.1805-01.01.1881 гг.) - французский революционер, утопист-коммунист. Луи получил образование в Лицее Карла Великого в Париже. Увлечение республиканско-демократическими идеями привело его в ряды противников режима Реставрации (1814-1830 гг.). Активный участник Июльской революции 1830 , республиканец Бланки стал непримиримым противником монархии Луи-Филиппа. В 1930-е гг. был организатором и руководителем тайных республиканских обществ, выступавших за создание демократической республики и уничтожение эксплуатации.

    РОССИЯ

    Русская литература конца XVIII - XIX в. развива­лась в непростых условиях. Российская империя в эко­номическом отношении была одной из отсталых стран Европы. Реформы XVIII в. Петра I и Екатерины II пре­жде всего касались военного дела.

    Если в XIX в. Россия по-прежнему оставалась эко­номически отсталой страной, то в области литературы, музыки и изобразительного искусства она уже выходи­ла на передовые позиции.

    ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА ВЕКА

    Наиболее образованным сословием в России было дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры - выходцы из дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой. Идейная борьба в литературе в начале века шла между обществом «Бесе­да любителей русского слова» (Державин, Ширинский-Шихматов, Шаховской, Крылов, Захаров и др.), объеди­нившим консервативных дворян, и радикальными лите­раторами, входившими в кружок «Арзамас» (Жуковский, Батюшков, Вяземский, Пушкин и др.). Первые и вторые писали свои произведения в духе классицизма и роман­тизма, однако поэты «Арзамаса» более активно боролись за новое искусство, отстаивали в поэзии гражданский и демократический пафос.

    В начале 20-х годов большую роль в литературе игра­ли поэты и писатели, связанные с декабристским движе­нием или идейно близкие ему. После разгрома восстания декабристов, в эпоху глухой николаевской реакции, наи­более известными литераторами были Ф. Булгарин и Н. Греч, выступавшие в своих органах - газете «Север­ная пчела» и журнале «Сын отечества». Оба они высту­пали против новых веяний в русской литературе, за ко­торые ратовали Пушкин, Гоголь и др. При всем этом бы­ли не лишенными дарования писателями.

    Наиболее популярными произведениями Фаддея Бул-гарина (1789 - 1859) стали дидактично-нравоописатель­ные романы «Иван Выжигин» (1829) и «Петр Иванович Выжигин» (1831), ставшие при жизни автора бестселле­рами, однако они полностью были забыты современни­ками; мелодраматическими эффектами изобилуют его ис­торические романы «Дмитрий-самозванец» и «Мазепа».

    Самым значительным созданием Николая Греча (1787 - 1867) стал авантюрно-нравоописательный ро­ман «Черная женщина» (1834), написанный в духе ро­мантизма. Греч также написал эпистолярный роман «По­ ездка в Германию» (1836), «Опыт краткой истории рус­ской литературы» (1822) - первое в стране произведение по истории литературы России - и еще несколько книг- пособий по русскому языку.

    Крупнейший прозаик конца XVIII - начала XIX в., писатель и историограф Николай Михайлович Карам­зин (1766 - 1826) был не чужд либерализма, когда это касалось абстрактных идей, не затрагивающих россий­ские порядки. Его «Письма русского путешественника» сыграли важную роль в ознакомлении читателей с за­падноевропейской жизнью и культурой. Самая извест­ная из его повестей - «Бедная Лиза» (1792 г.) рас­сказывает трогательную историю любви дворянина и кре­стьянки. «И крестьянки чувствовать умеют», - эта за­ключенная в повести сентенция свидетельствовала о гу­манном направлении взглядов ее автора.

    В начале XIX в. Карамзин пишет наиболее значи­тельное произведение своей жизни - многотомную «Ис­торию государства Российского», в которой, вслед за Та­тищевым, интерпретирует события истории восточносла­вянских народов в духе существующей российской монархии и выводит в ранг государственной идеологии царской династии Романовых историческое оправдание захватов Москвой земель своих соседей.

    Произведения Василия Жуковского (1783 - 1852) со­ставили важный этап в развитии романтической лирики. Жуковский пережил глубокое разочарование Просвеще­нием XVIII в., и это разочарование обратило его мысль к средневековью. Как истинный романтик, Жуковский счи­тал блага жизни преходящими и видел счастье лишь в погружении во внутренний мир человека. Как переводчик Жуковский открыл российскому читателю западноевро­пейскую романтическую поэзию. Особенно замечательны его переводы из Шиллера и английских романтиков.

    Лирика К. Н. Батюшкова (1787 - 1855) в отличие от романтизма Жуковского носила земной, чувственный характер, была проникнута светлым взглядом на мир, гармонична и грациозна.

    Главной заслугой Ивана Крылова (1769 - 1844) яв­ляется создание классической басни на русском языке. Крылов брал сюжеты своих басен у других баснописцев, прежде всего у Лафонтена, но при этом он всегда оста­вался глубоко национальным поэтом, отражавшим в бас­нях особенности национального характера и ума, доведя свою басню до высокой естественности и простоты.

    В духе классицизма писали свои произведения декаб­ристы. Они обращались к героическим образам Катона и Брута и к мотивам романтической национальной ста­рины, к вольнолюбивым традициям Новгорода и Пскова, городов Древней Руси. Самым крупным поэтом среди де­кабристов был Кондратий Федорович Рылеев (1795 - 1826). Автор тираноборческих стихотворений («Гражда­нин», «К временщику») также написал серию патриоти­ческих «Дум» и создал романтическую поэму «Войнаров-ский», в которой изображена трагическая судьба украин­ского патриота.

    Александр Грибоедов (1795 - 1829) вошел в рус­скую литературу как автор одного произведения - ко­медии «Горе от ума» (1824 г.), в которой нет интриги в том смысле, как ее понимали французские комедиогра­фы, нет и счастливой развязки. Комедия строится на про­тивопоставлении Чацкого другим персонажам, образую­щим фамусовский круг, дворянское общество Москвы. Борьба человека передовых взглядов -против бар, туне­ядцев и развратников, потерявших национальное досто­инство и пресмыкающихся перед всем французским, ту­пых солдафонов и гонителей просвещения завершается поражением героя. Но общественный пафос речей Чац­кого отразил всю силу негодования, которая накопилась у радикально настроенной российской молодежи, ратую­щей за реформы в обществе.

    Грибоедов написал еще несколько пьес совместно с П.Катениным («Студент», «Притворная неверность»), идейное содержание которых было направлено против поэтов «Арзамаса».

    ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ

    Александр Пушкин (1799 - 1837) стал для русской литературы переломной фигурой, отделившей новую ли­тературу от старой. Его творчество определило развитие всей русской литературы вплоть до конца столетия. Пуш­кин вознес русское поэтическое искусство до вершин ев­ропейской поэзии, став автором произведений непревзой­денной красоты и совершенства.

    Во многом гений Пушкина определило обстоятельство его учения в открывшемся в 1811 г. Царскосельском лицее - высшем учебном заведении для детей дворян, из стен которого в эти годы вышли многие поэты «золотой поры» русской поэзии (А.Дельвиг, В.Кюхельбекер, Е.Ба­ратынский и др.). Воспитанный на французском класси­цизме XVII и просветительной литературе XVIII в., он в начале своего творческого пути прошел через влияние ро­мантической поэзии и, обогатившись ее художественными завоеваниями, поднялся на уровень высокого реализма.

    В юношестве Пушкин писал лирические стихотворе­ния, в которых прославлял наслаждение жизнью, любовь и вино. Лирика этих лет дышит остроумием, проникнута эпикурейским отношением к жизни, унаследованным от поэзии XVIII в. В самом начале 20-х годов в стихах Пуш­кина появились новые мотивы: он славил свободу и сме­ялся над правителями. Его блестящая политическая ли­рика послужила причиной ссылки поэта в Бессарабию. В этот период Пушкин создал свои романтические поэмы «Кавказский пленник» (1820 - 1821 гг.), «Братья-раз­бойники» (1821 - 1822 гг.), «Бахчисарайский фонтан» (1821 - 1823 гг.) и «Цыганы» (1824 - 1825 гг.).

    На последующее творчество Пушкина оказывает влия­ние вышедшая «История государства Российского» Ка­рамзина и идеи декабристов. Стремясь более наглядно по­казать российскому императору Александру I, а затем и Николаю II «опыт» правления российских правителей, считая, что реформы в государстве должны исходить от царя, когда народ безмолвствует, Пушкин создает истори­ческую трагедию «Борис Годунов» (1824 - 1825 гг.), по­священную «эпохе многих мятежей» начала XVII в. А в конце 20-х годов пишет поэму «Полтава» (1828 г.), ис­торический роман «Арап Петра Великого» (не закончен) и ряд стихотворений, обращаясь к образу царя-реформа­тора Петра I, видя в этом образе императора Николая I, миссия которого - способствовать новым реформам в России, т.е. стать просвещенным монархом.

    Разуверившись в своих стремлениях изменить волю царя, отправившего на виселицу и в ссылку декабристов, Пушкин в духе байроновского произведения «Паломни­чество Чайльд Гарольда» работает над одним из луч­ших своих созданий - романом в стихах «Евгений Оне­гин» (1823 - 1831 гг.). В «Онегине» дана широкая картина жизни российского общества, а в лирических от­ступлениях романа разносторонне отражается личность самого поэта, то задумчивого и грустного, то язвительно­го и шутливого. Пушкин в своем творении раскрывает образ современника, не нашедшего себя в жизни.

    В следующем значительном творении «Маленькие тра­гедии» (30-е годы) поэт, используя известные из европей­ской литературы образы и сюжеты, рисует столкновение дерзкой человеческой личности с законами, традицией и авторитетом. Обращается Пушкин и к прозе (повесть «Пи­ковая дама», цикл «Повести Белкина», «Дубровский»). Опираясь на художественные принципы Вальтера Скот­та, Пушкин пишет «Капитанскую дочку» (1836 г.) и в реально происходившие события крестьянского восстания XVIII в.под предводительством Емельяна Пугачева он вплетает жизнь главного героя, чья судьба тесно связы­вается с большими общественными событиями.

    Наиболее силен Пушкин в своих лирических стихах. Неповторимая красота его лирики глубоко раскрывает внутренний мир человека. По глубине чувства и класси­ческой гармонии формы его стихи вместе с лирическими стихотворениями Гете принадлежат к лучшим создани­ям мировой поэзии.

    С именем Пушкина связан не только высокий рас­цвет русской поэзии, но и формирование русского лите­ратурного языка. Язык именно его произведений стал нормой современного русского языка.

    В тени поэзии Пушкина оставались не менее прекрас­ные поэты, жившие в его пору, составившие «золотой век» русской поэзии. Среди них были пламенный лирик Н.М.Языков, автор остроумных фельетонов в стихах П.А.Вяземский, мастер элегической поэзии Е.А.Баратын­ский. Особняком от них стоит Федор Тютчев (1803 - 1873). Как поэт он достигает удивительного единства мысли и чувства. Тютчев посвящает свои лирические ми­ниатюры изображению связи человека и природы.

    Михаил Лермонтов (1814 - 1841) как поэт был не менее талантлив, чем Пушкин. Его поэзия отмечена па­фосом отрицания современной ему действительности, во многих стихах и поэмах проскальзывают мотивы то оди­ночества и горького разочарования в жизни, то мятежа, смелого вызова, ожидания бури. Образы мятежников, ищущих свободы и восстающих против общественной несправедливости, часто выступают в его поэмах («Мцы­ри», 1840 г.; «Песня про купца Калашникова», 1838 г.). Лермонтов - поэт действия. Именно за бездеятельность он бичует свое не способное к борьбе и созидательному труду поколение («Дума»).

    В центре самых значительных произведений Лермон­това стоит романтический образ гордой одинокой Лич­ности, ищущей сильных ощущений в борьбе. Таковы Ар­бенин (драма «Маскарад», 1835 - 1836 гг.), Демон («Де­мон», 1829 - 1841 гг.) и Печорин («Герой нашего времени», 1840 г.). В произведениях Лермонтова остро отражается вся сложность общественной жизни и про­тиворечивость поднятых передовыми людьми России про­блем русской культуры в первой половине XIX в.

    ЛИТЕРАТУРА 30 - 60-х ГОДОВ

    Следующей важной вехой в истории русской литера­туры стало творчество Николая Гоголя (1809 - 1852). В начале своей творческой деятельности он выступил как автор романтической поэмы «Ганс Кюхельгартен» (1827). В дальнейшем пишет исключительно прозу. Первые про­заические произведения, написанные по мотивам укра­инского фольклора в ироническом, веселом тоне, прино­сят успех писателю (сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». В новом сборнике «Миргород» писатель продолжает успешно начатую те­му, значительно расширяя ареал. Уже в повести из это­го сборника «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголь отходит от романти­ки, показывая засилье пошлости и мелких интересов в современной российской жизни.

    «Петербургские повести» изображают современный Го­голю большой город с его социальными контрастами. Од­на из этих повестей, «Шинель» (1842 г.), имела особое влияние на последующую литературу. Сочувственно изо­бражая судьбу забитого и бесправного мелкого чинов­ника, Гоголь открыл путь всей демократической русской литературе от Тургенева, Григоровича и раннего Досто­евского до Чехова.

    В комедии «Ревизор» (1836 г.) Гоголь дает глубокое и беспощадное разоблачение чиновной камарильи, ее без­законий и произвола, пронизавших все стороны жизни российского общества. Гоголь отбросил традиционную в комедиях любовную интригу и построил свое произведе­ние на изображении общественных отношений.

    С идеями социалистических утопий был связан ро­ман Николая Чернышевского (1828 - 1889) «Что де­лать?» (1863 г.). В нем Чернышевский показал пред­ставителей интеллигенции, стремящихся изменить жизнь в России к лучшему.

    В лице Николая Некрасова (1821 - 1878) русская литература выдвинула поэта огромной идейной глуби­ны и художественной зрелости. Во многих стихотворе­ниях, таких, как «Мороз, Красный нос» (1863 г.), «Кому на Руси жить хорошо» (1863 - 1877 гг.), поэт пока­зал не только страдания людей из народа, но и их фи­зическую и нравственную красоту, раскрыл их представ­ления о жизни, их вкусы. Лирические стихотворения Некрасова раскрывают образ самого поэта, передового писателя-гражданина, чувствующего страдания народа, рыцарственно преданного ему.

    Александр Островский (1823 - 1886) возвел русскую драматургию до вершин мировой известности. Основные «герои» его произведений - рожденные новыми капи­талистическими отношениями купцы-предприниматели, вышедшие из низов общества, но оставшиеся такими же невежественными, опутанными предрассудками, склонны­ми к самодурству, нелепым и забавным прихотям (пье­сы «Гроза», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Лес» и др.). Впрочем, и дворянство - отживший свое класс - Островский также не идеализирует, оно тоже составляет «темное царство» России.

    В 40 - 50-х годах выявляется талант таких масте­ров слова, как Иван Тургенев (1818 - 1883) и Иван Гончаров (1812 - 1891). Оба писателя в своих произ­ведениях показывают жизнь «лишних людей» общест­ва. Однако если у Тургенева это человек, отрицающий все возвышенное в жизни (романы «Отцы и дети», «Ру­ дин»).

    ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

    Российская империя к началу 70-х годов XIX в. пред­ставляла собой огромную многонациональную страну. Понятно, культура господствующей нации, выразителем которой были в основном дворянская литература и ис­кусство, оказывала значительное воздействие на куль­турное развитие других народов России.

    Российский культурный фактор для украинцев и бе­лорусов сыграл ту же роль, какую отыграл польский фактор в период после объединения по Люблинской унии 1569 г. земель Короны Польской и Великого княжест­ва Литовского в Речь Посполитую - наиболее талант­ливые представители этих народов способствовали рос­ту искусства соседней нации, занимающей в обществе гла­венствующее положение, например, основные деятели польской культуры конца XVIII - начала XIX в. вы­шли из Белоруссии и Украины (Ф.Богомолец, Ф.Князькин, А.Нарушевич, А.Мицкевич, Ю.Словацкий, И.Красицкий, В.Сырокомля, М.К.Огиньский и др.). После при­соединения Украины и Белоруссии к Российской империи выходцы из этих мест стали поднимать уже русскую куль­туру (Н.Гоголь, Н.Кукольник, Ф.Булгарин, М.Глинка, Н.Костомаров и др.).

    Несмотря на огромное воздействие русского языка, на Украине в конце 18-начале 19 века возникли пред посылки появления национально настроенных дворян, осознавших, что на украинском языке, на котором гово­рит исключительно необразованное простонародье, мож­но создавать оригинальные произведения. В это время зна­чительный размах стало приобретать изучение истории украинского народа и его устного творчества. Появилась «История Малой России» Н.Бантыш-Каменского, в руко­писных списках ходила «История Руссов», где неизвест­ный автор рассматривал украинский народ отдельно от русского и утверждал, что именно Украина, а не Россия, является прямой наследницей Киевской Руси.

    Важным фактором роста национального сознания у украинцев сыграло открытие в 1805 г. в Харькове уни­верситета. Важным показателем жизнеспособности ук­раинского языка стало качество и разнообразие создавае­мой на нем литературы. Иван Петрович Котляревский (1769 - 1838) первым обратился к живому народному украинскому языку, широко используя устное творчество родного народа. Переработанная им в бурлескном стиле «Энеида» Вергилия (1798 г.) и пьесы «Наталка-Полтав­ка» и «Солдат-чародей» (в оригинале - «Москаль-чаривник») отличались мастерским изображением украин­ского народного быта.

    Первыми прозаическими произведениями на современ­ном украинском языке стали появившиеся в 1834 г. сен­тиментальные рассказы харьковчанина Григория Квитки (1778 - 1843), выступавшего под псевдонимом «Грицко Основьяненко» (повесть «Маруся», комедии «Шельменко-денщик» и др.). Еще один харьковчанин Левко Борови­ковский положил начало украинской балладе.

    Процесс становления новой украинской литературы и формирования украинского литературного языка за­вершила деятельность великого народного поэта, мыс­лителя и революционера Тараса Шевченк о. Поэт стал писать свои стихи не для дворян на русском языке, как делали многие его соотечественники, а исключительно для своего народа.

    Биография Шевченко стала для соотечественников символом трагической национальной судьбы. Родившись крепостным, волею обстоятельств он попал вместе с хо­зяином в Петербург, где талантливому юноше-художни­ку несколько представителей аристократического круга помогли в 1838 г. выкупиться на волю. Шевченко по­лучает прекрасное образование. Общение с многими укра­инскими и русскими художниками и писателями рас­ширило кругозор юноши, и он в 1840 г. публикует пер­вую свою книгу стихов «Кобзарь», в которой обращает­ся к истории Украины.

    Шевченко гневно клеймит позором казацких гетма­нов, сотрудничавших с Москвой, достается и Хмельниц­кому (у Шевченко это и «гениальный бунтарь», и ви­новник рокового для Украины союза с Россией, стоив­шего ей утраты независимости). Поэт обличает произвол крепостников и, полемизируя с Пушкиным, воспевшим монархов Петра I и Екатерину II, вскрывает деспотизм российских царей, виновных в плачевном состоянии его родины, и открыто называет их тиранами и палачами (поэмы «Наймичка», «Кавказ», «Сон», «Катерина» и др.), воспевает народные восстания (поэма «Гайдамаки») и подвиги народных мстителей (поэма «Варнак»).

    Стремление Украины к свободе Шевченко рассматри­вал как часть борьбы за справедливость не только сво­его народа, но и других народов, находящихся под на­циональным и социальным гнетом.

    Процессы пробуждения национального самосознания происходили и в Белоруссии. Благодаря стараниям представителей национально настроенной интеллигенции (которые себя называли как литвинами, так и белоруса­ми), осознавшим самобытность народа в Белоруссии, уже в первой половине XIX в. был собран значительный ма­териал по истории, этнографии (издания памятников уст­ного творчества, мифов, легенд, обрядов, документов ста­рины). В западных областях активность проявили ис­торики и этнографы, пишущие на польском языке (Сырокомля, Борщевский, Зенкевич), а в восточных - на русском (Носович).

    В 1828 г. за чтение стихотворений на белорусском языке во время крестьянского бунта в солдаты забирают Павлюка Багрима (1813 - 1890), автора первого на современ­ном белорусском языке стихотворения «Заиграй, хлопец!»

    К 40-м годам XIX в. относится начало деятельно­сти писателя Винцента Дунина-Марцинкевича (1807 - 1884), отразившего в сентиментально-дидактических по­эмах и комедиях, написанных в духе европейского клас­сицизма, колорит белорусской деревни («Селянка», «Гапон», «Караль Летальский»). По-белорусски пишет и часть известных польских поэтов, выходцев из этих мест.

    В 1845 г. выходит анонимная бурлескная поэма «Энеи­да наоборот», написанная в духе украинской «Энеиды» Котляревского, авторство которой приписывается В.Равинскому. Позже появляется еще одна анонимная поэма «Тарас на Парнасе», в которой описывается сказочная история лес­ного работника Тараса, попавшего к греческим богам на гору Парнас, говорящим на простом языке и представляю­щим собой обыкновенных сельских жителей.

    Позднее в белорусской литературе возникает националь­но-патриотическое и демократическое направление, наибо­лее ярко представленные в 60-е годы публицистикой от­важного борца за народное счастье, национального бело­русского героя Кастуся Калиновского, редактора первой нелегальной белорусской газеты «Мужицкая правда».

    Развитие национальной культуры Латвии и Эстонии происходило в борьбе против феодально-клерикальной идео­логии немецко-шведских баронов. В 1857 - 1861 гг. за­чинатель эстонской литературы Фридрих Крейцвальд (1803 - 1882) издает национальный эпос «Калевипоэг» и эстонские народные сказки. Среди латышской ин­теллигенции возникло национальное движение «младо-латышей», органом которых являлась газета «Петербург­ский вестник». Большинство «младолатышей» стояло на либерально-реформистских позициях. Известной в это время стала поэзия латышского патриота Андрея Пумпурса (1841 - 1902).

    В Литве, или как тогда ее еще называли, Жемайтии, появился сборник стихов Антанаса Страздаса (1763 - 1833) «Песни светские и духовные».

    Присоединение Кавказа к России, несмотря на затяж­ной характер войны, усилило проникновение в жизнь на­родов Кавказа через русскую культуру европейских куль­турных ценностей и прогресса, что нашло выражение в появлении светской школы, возникновении газет и жур­налов, национального театра. В творчестве грузинских поэтов Николая Бараташвили (1817 - 1845) и Алек­сандра Чавчавадзе (1786 - 1846) сказалось влияние русского романтизма. Этим поэтам, создавшим в 30-е годы XIX в. романтическую школу в грузинской лите­ратуре, были присущи вольнолюбивые устремления и глу­бокие патриотические чувства. К 60-м годам XIX в. относится начало общественно-политической и литера­турной деятельности Ильи Чавчавадзе (1837 - 1907).

    вивать обличительную тенденцию, впервые ярко проявив­шуюся в повести Даниела Чонкадзе (1830 - 1860) «Сурамская крепость» (1859 г.). Протест против феодаль­ного произвола и сочувствие угнетенному крестьянству привлекали к Чавчавадзе передовую грузинскую моло­дежь, среди которой выделялась группа «испивших во­ды Терека» («тергдалеули»).

    Основоположник новой армянской литературы Хачатур Абовян из-за отсутствия в Армении высших учебных заве­дений получил образование в России. Он глубоко воспри­нял гуманистические идеи передовой русской культуры. Его реалистический роман «Раны Армении» был пронизан мыс­лью о значении присоединения армянских земель к Рос­сии. Абовян отверг омертвевший язык древнеармянской пись­менности (грабар) и на основе устной народной речи развил современный литературный армянский язык.

    Поэт, публицист и литературный критик Микаэл Налбандян, положил начало национально-патриотическому направлению в армянской литературе. Его стихотворе­ния («Песнь о свободе» и др.) являли пример граждан­ской поэзии, вдохновлявшей армянскую молодежь на пат­риотические и революционные подвиги.

    Выдающийся азербайджанский просветитель Мирза Фатали Ахундов, отвергая и одновременно используя тра­диции старой персидской литературы, в своих повестях и комедиях заложил прочную основу новой, светской азербайджанской литературы и национального азербай­джанского театра.

    В фольклоре недавно вошедших в состав России на­родов и народностей Северного Кавказа и Азии усили­лись патриотические мотивы и мотивы социального про­теста. К борьбе против угнетателей призывали сопле­менников кумыкский поэт Ирчи Казак (1830 - 1870), лезгин Этим Эмин (1839 - 1878) и другие народные певцы Дагестана. Однако в культуре этих народов именно в середине XIX в. большое значение имела просветитель­ская деятельность местных уроженцев, получивших об­разование в России. Среди них выделялись абхазский этнограф С. Званба (1809 - 1855); составитель пер­вой грамматики кабардинского языка и автор «Истории адыгейского народа» Ш. Ногмов (1801 - 1844); соз­давший в 1855 г. первый «Букварь черкесского языка» педагог У. Берсей, осетинский поэт И. Ялгузидзе, соста­вивший в 1802 г. первую осетинскую азбуку.

    В первой половине столетия появились свои просве­тители и у казахского народа. Смело выступал против российских колонизаторов и местной феодально-клери­кальной знати, предавшей интересы своего народа, Ч. Валиханов. Вместе с тем, утверждая, что казахам вечно жить в соседстве с Россией и от ее культурного влияния никуда не уйти, он связывал историческую судьбу ка­захского народа с судьбой России.

    РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

    Под влиянием европейской культуры в России с кон­ца XVIII в. появляется и современный театр. На первых порах он все еще развивается в имениях крупных магна­тов, однако постепенно труппы, получая независимость, на коммерческой основе переходили в ранг самостоятельных. В 1824 г. в Москве образовалась самостоятельная дра­матическая труппа Малого театра. В Петербурге в 1832 г. возникает драматический Александрийский театр, меце­натами все еще остаются крупные помещики, дворяне и сам император, которые диктуют свой репертуар.

    Ведущее значение в русском театре приобретает про­светительский сентиментализм. Внимание драматургов привлекали внутренний мир человека, его душевные кон­фликты (драмы П. И. Ильина, Ф. Ф. Иванова, трагедии В. А. Озерова). С сентиментальными тенденциями про­являлись стремление к сглаживанию жизненных про­тиворечий, черты идеализации, мелодраматизма (произ­ведения В. М. Федорова, С. Н. Глинки и др.).

    Постепенно в драматургии разрабатываются темы, свойственные европейскому классицизму: обращение к героическому прошлому своей родины и Европы, к ан­тичному сюжету («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода» Ф. Ф. Иванова, «Вельзен, или Освобожденная Голландия» Ф. Н. Глинки, «Андромаха» П. А. Катени­на, «Аргивяне» В. К. Кюхельбекера и др.). Одновремен­но развивались такие жанры, как водевиль (А. А. Ша­ховской, П. И. Хмельницкий, А. И. Писарев) и семейно-бытовая пьеса (М. Я. Загоскин).

    На протяжении первой четверти XIX в. в русском на­циональном театре разворачивается борьба за создание нового, национально-самобытного театра. Эта задача была осуществлена созданием подлинно национальной, са­мобытной комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Произ­ведением новаторского значения явилась историческая драма Пушкина «Борис Годунов», автор которой вырос из форм придворной трагедии классицизма и романтической драмы Байрона. Однако постановка этих произведений сдер­живалась на некоторое время цензурой. Вне театра остает­ся и проникнутая свободолюбивыми идеями драматургия М. Ю. Лермонтова: его драма «Маскарад» в 1835 - 1836 гг. трижды запрещается цензурой (отрывки из пьесы впервые были поставлены благодаря настойчивости акте­ров в 1852 г., а полностью она сыграна только в 1864 г.).

    Сцену русского театра 30 - 40-х годов в основном занимал водевиль, преследуя преимущественно развле­кательные цели (пьесы П. А. Каратыгина, П. И. Гри­горьева, П. С. Федорова, В. А. Соллогуба, Н. А. Некрасо­ва, Ф. А. Кони и др.). В это время выросло мастерство талантливых русских актеров М.С.Щепкина и А. Е. Мар­тынова, которые умели выявлять за комическими ситуа­циями противоречия подлинной жизни, придавать соз­даваемым образам подлинный драматизм.

    Огромное значение в развитии русского театра сыгра­ли пьесы А. Н. Островского, появившиеся в 50-е годы, поднявшие русскую драматургию очень высоко.

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРА

    В начале XIX в. в России под влиянием обществен­ного и патриотического подъема новое содержание и пло­дотворное развитие в ряде областей искусства получает классицизм. В стиле зрелого классицизма с его мощны­ми, сильными и монументально-простыми формами стро­ятся лучшие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда городов: в Петербурге - Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор и Горный институт - А. Н. Воронихина, Биржа - Тома де Томона и ряд сооружений К.И. Росси; и Москве - комплексы построек О. И. Бове, Д. И. Жилярди и дру­гих мастеров (новый фасад Университета, Манеж и др.). В процессе интенсивного строительства в первые деся­тилетия XIX в. окончательно складывается классический облик Петербурга.

    Патриотическому подъему народа должна была спо­собствовать установка в 1818 г. на Красной площади в Москве памятника освободителям Минину и Пожарскому скульптора И.П.Мартоса, олицетворившего окончатель ную победу России над Польшей и Литвой.

    Влияние классицизма в архитектуре не исчезает и в се­редине столетия. Однако сооружения этого времени отли­чаются некоторым нарушением прежнего гармонического соотношения форм и в ряде случаев перегружены декора­тивным убранством. В скульптуре заметно усиливаются бытовые черты. В наиболее значительных монументах - памятниках Кутузову и Барклаю де Толли В. И. Орлов­ского и в изваяниях П. К. Клодта (фигуры коней на Аничковом мосту) - сочетаются черты классической строгости и монументальности с новыми романтическими образами.

    Практически все изобразительное искусство начала XIX в. отличается классической ясностью, простотой и мас­штабностью форм. Однако живописцы и графики этого вре­мени, ломая старые, условные и ограниченные рамки ху­дожественного творчества, установленные классицистиче­ской эстетикой, постепенно подходят к более свободному и широкому, порой окрашенному душевной взволнован­ностью восприятию и постижению окружающей природы и человека. Плодотворное развитие в этот период получа­ет бытовой жанр. Примером всего этого являются работы О. А. Кипренского (1782 - 1836), С. Ф. Щедрина (1751 - 1830), В. А. Тропинина (1776 - 1857), А. Г. Венециа­нова (1780 - 1847).

    В искусстве 30 - 40-х годов на первое место выдви­гается историческая живопись. В картине К. П. Брюл­лова (1799 - 1852) «Последний день Помпеи» в ком­позиции, пластике фигур людей все еще сказывается влияние классицистической школы, однако показывая переживания людей, на которых обрушилась слепая, всеразрушающая стихия, художник уже выходит за рамки классицизма. Это ясно проявилось в последующих ра­ботах Брюллова (особенно в портретной живописи и пей­зажных зарисовках).

    Волнующие идеи современности отразил в своей жи­вописи Александр Иванов (1806 - 1858). Более 20 лет художник трудился над своим монументальным полот­ном «Явление Христа народу», основной темой которо­го явилось духовное перерождение погрязших в страда­ниях и пороках людей.

    Работы Павла Федотова (1815 - 1852) знаменова­ли новый этап в развитии русской живописи. Рисуя быт чиновников, купцов, обедневших, хотя и не потерявших своих претензий дворян, Федотов делал достоянием ис кусства образы и темы, ранее не затрагивавшиеся жанровой живописью. Он показывал чванство и тупость чи­новников, наивное самодовольство и хитрость новых богатеев - купцов, безнадежную пустоту существования офицерства в провинции в эпоху николаевской реакции, горькую участь своего собрата-художника.

    Василий Перов (1834 - 1882), И. М. Прянишников (1840 - 1894), Н. В. Неврев (1830 - 1904) и ряд дру­гих живописцев, начавших свою творческую жизнь в 60-е годы, стали создателями обличительных жанровых кар­тин, отражавших явления современной действительно­сти. Творения этих художников показывают невежество попов, произвол чиновников, жестокие и грубые нравы купцов - новых господ общества, тяжелую долю кре­стьянства и забитость маленьких «униженных и оскорб­ленных» людей социальных низов.

    В 1863 г . 14 окончивших Академию учеников во главе с И.Н. Крамским (1837 - 1887), отказавшись вы­полнять программы на заданную тему, объединились в артель художников, чтобы иметь возможность служить своим искусством интересам общества. В 1870 г. воз­никло Товарищество передвижных художественных вы­ставок, сгруппировавшее вокруг себя лучшие творческие силы. В противовес официальной Академии художеств, развивавшей салонное искусство в живописи и скульп­туре, «передвижники» поддерживали новые художествен­ные начинания в русской живописи, подготовившие почву для подъема искусства в 70-80-е годы.

    РУССКАЯ МУЗЫКА

    В XIX в. русская музыка, еще не имевшая прочных традиций, отразила общие тенденции развития всего ис­кусства, и, вобрав в себя песенные традиции многих на­родов России, дала толчок к появлению в конце века ком­позиторов мировой величины.

    В начале века, под воздействием событий Отечест­венной войны 1812 г., широкое развитие получила героико-патриотическая тема, воплощенная в творчест­ве С.А. Дегтярева - автора первой русской оратории «Минин и Пожарский», Д.Н. Кашина, СИ. Давыдо­ва, И.А. Козловского - автора первого российского гимна «Гром победы!»

    На основе народных мелодий русского, украинского и белорусского народов вырастает богатая и многообраз­ная песенная лирика, глубоко выразившая мир чувств простого человека (романсы А. А. Алябьева, лирические песни А. Е. Варламова и А. Л. Гурилева, романтические оперы А. Н. Верстовского).

    Наиболее известным композитором первой полови­ны XIX в., творчество которого вывело русскую музыку в круг явлений мирового значения, стал Михаил Глинка (1804 - 1857). В своем искусстве он выразил корен­ные черты национального характера русского человека, который, несмотря на любые невзгоды и угнетения, оста­ется патриотом своей родины.

    Уже первая опера Глинки «Жизнь за царя» («Иван Су­санин», 1836 г.) стала явлением в культурной жизни не только России, но и Европы. Глинка создал высокую пат­риотическую трагедию, равной которой не знала оперная сце­на. Другой оперой - «Руслан и Людмила» (1842 г.) - композитор продолжает темы героизации русской старины, однако уже на сказочно-эпическом, былинном материале. Историческая драма и опера-сказка Глинки определили даль­нейший путь русской оперной классики. Велико также зна­чение симфонизма Глинки. Его оркестровая фантазия «Ка­маринская», две испанские увертюры на темы народных пе­сен, лирический «Вальс-фантазия» послужили основой русской симфонической школы XIX в.

    Глинка ярко проявил себя и в области камерной ли­рики. Романсам Глинки присущи типичные черты его стиля: пластичность и ясность широкой, распевной ме­лодии, законченность и стройность композиции. Компо­зитор обращается к лирике Пушкина, и поэтическая мысль находит у него неповторимо прекрасное, стройное, ясное выражение пушкинской строфы.

    Александр Даргомыжский (1813 - 1869) продолжил традиции Глинки. Творчество Даргомыжского отразило новые, вызревавшие в переломный период 40 - 50-х го­дов тенденции во всем искусстве. Огромное значение при­обретает у композитора тема социального неравенства и бесправия. Рисует ли он драму простой крестьянской де­вушки в опере «Русалка» или трагическую гибель сол­дата в «Старом капрале» - всюду он выступает как чуткий художник-гуманист, стремящийся приблизить свое искусство к запросам демократических слоев рус­ского обшества.

    Опера Даргомыжского «Русалка» (1855 г.) положи­ла начало новому жанру психологической драмы в рус­ской музыке. Композитор создал замечательные по сво­ей глубине образы страдающих, обездоленных людей из народа - Наташи и ее отца мельника. В музыкальном языке оперы с ее широким развитием драматически вы­разительного речитатива и в драматических сценах про­явились присущие Даргомыжскому мастерство и чуткость в передаче душевных переживаний.

    Новаторские искания Даргомыжского находят свое наибольшее выражение в его последней опере «Камен­ный гость» на сюжет драмы Пушкина. Сохранив цели­ком весь пушкинский текст, композитор строит оперу на основе сплошного речитатива, без разделения на за­конченные части, и подчиняет вокальные партии прин­ципам речевой выразительности, гибкого интонирования стиха. Даргомыжский сознательно отказывается от тра­диционных форм оперы - ансамблей и арий, превра­щает ее в психологическую музыкальную драму.

    Новый подъем музыкально-общественной жизни в России наступает в 60-е годы. М. А. Балакиревым, А.Г. и Н. Г. Рубинштейнами создаются музыкальные орга­низации нового типа, первые в России консерватории. В трудах крупнейших ученых-искусствоведов В. В. Стасо­ва и А. Н. Серова закладываются прочные основы клас­сического музыкознания. Все это предопределило подъ­ем русской музыки уже в следующий период, который осуществили такие выдающиеся композиторы, как Чай­ковский, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков.