Хеттская письменность, её дешифровка. Лингвистический энциклопедический словарь - хе́ттский язы́к Хетты и лувийцы

Хеттский язык – вымерший язык народа, империя которого находилась в центральной и северной частях Анатолии. Записи на хеттском языке, сделанные клинописью, датируются 16-13 веками до нашей эры, а отдельные хеттские заимствования и многочисленные личные имена появляются в ассирийских текстах начиная с 20-го века до нашей эры.

Уже в эпоху поздней бронзы хеттский язык начал уступать позиции своему близкому родственнику – лувийскому языку. Видимо, в 13-м веке до нашей эры лувийский был самым распространенным из разговорных языков в хеттской столице Хаттусе. Хотя Хеттскую империю населяли народы разного этнического и лингвистического происхождения, в большинстве их светских текстов использовался хеттский язык.

Хеттский – самый древний из засвидетельствованных индоевропейских языков, однако он был повторно открыт спустя более века после формулировки гипотезы о праиндоевропейском языке. Из-за заметных отличий в его структуре и фонологии некоторые лингвисты (в частности, Эдгар Стертенвант и Уоррен Коугилл) классифицировали хеттский язык не как потомка индоевропейских языков, а как их близкого родственника. Другие лингвисты, напротив, продолжают придерживаться традиционного для 19-го века представления о первичности праиндоевропейского языка и объясняют необычные особенности хеттского языка новообразованиями более позднего времени.

Первым предположение о классификации хеттского языка сделал в 1902 году норвежский лингвист Йорген Александер Кнудтзон. Он утверждал, что хеттский язык был индоевропейским, основываясь, в первую очередь, на его морфологии. И хотя в распоряжении Кнудтзона не было двуязычных текстов, он сумел перевести с хеттского два письма благодаря шаблонному характеру дипломатической переписки того времени. Впрочем, гипотеза Кнудтзона не была принята, поскольку его переводы справедливо считались неточными.

Идею об индоевропейском происхождении хеттского языка поддержал чешский филолог Бедржих Грозный; в 1915 году он опубликовал посвященную этой теме статью, а в 1917 году – грамматику хеттского языка. В своих работах Грозный выдвинул на первый план поразительные сходства в идеосинкретических аспектах морфологии, которые вряд ли развились независимо и едва ли были заимствованы. К их числу относятся чередование р/н в корнях существительных, вокалический абляут и ряд регулярных фонетических соответствий. Гипотеза Грозного быстро получила признание, и сейчас ее придерживаются многие современные ученые, такие, как Эдгар Стертевант, выпустивший первую хеттскую грамматику с хрестоматией для чтения и словарем.

В хеттском языке много заимствований, преимущественно религиозной тематики, из неиндоевропейских языков – хурритского и хаттского. По традиции, он делится на древнехеттский, среднехеттский и новохеттский языки, соответствующие примерно 1750–1500, 1500–1430 и 1430–1180 годам до нашей эры. Его письменность была основана на аккадской (шумеро-вавилонской) клинописи, использовавшейся на территории северной Сирии. Поскольку это письмо основано на слоговом принципе, точно определить фонетические свойства ряда хеттских звуков не удается до сих пор.

Хеттский язык сохраняет ряд крайне архаичных черт, утраченных другими индоевропейскими языками. В частности, в нем сохранились два из трех ларингалов, существование которых предположил в 1879 году Фердинанд де Соссюр, основываясь на качестве гласных звуков в других индоевропейских языках.

Будучи самым древним из идентифицированных индоевропейских языков, хеттский язык интересен по большей части тем, что в нем отсутствуют отдельные грамматические черты других «старых» индоевропейских языков – санскрита, латыни и древнегреческого. Например, вместо индоевропейской системы противопоставления мужского и женского родов, в хеттском языке сохранилась рудиментарная классификация существительных по одушевленности/неодушевленности.

Именная система состоит из 7 падежей (именительный, винительный, дательно-предложный, родительный, аллатив, аблатив), 2 чисел (единственного и множественного) и 2 родов – общего (одушевленного) и среднего (неодушевленного).

Материал из Юнциклопедии


В глубокой древности на территории Турции и Сирии существовала могущественная держава, которая была соперницей Египта и Двуречья,- третья великая держава Древнего Востока.

Раскапывая города хеттов - такое имя носили жители этой древней страны, - ученые нашли десятки тысяч глиняных табличек, покрытых клинописными знаками. Ученые могли читать их, но понимали далеко не всё. Большая-часть текстов была написана на аккадском (вавилонском) языке, хорошо известном востоковедам. Этот язык был на Древнем Востоке своего рода «латынью», международным языком науки и дипломатии. Но многие тексты скрывали какой-то другой язык. Какой? Вывод напрашивался сам собой: конечно же, хеттский! Но как разгадать его тайну? Какой из известных науке языков нужно привлечь, чтобы найти ключ к загадке хеттов?

Быть может, это какой-нибудь из многочисленных и своеобразных языков Кавказа? Ведь именно на Кавказе сохранились древнейшие языковые традиции, именно там прослеживается глубокая связь с древними культурами Малой Азии. Но тщетны были попытки исследователей открыть «кавказским ключом» тайну хеттского языка. Столь же безуспешны были поиски других «ключей-языков»: египетского, шумерского, древнееврейского, даже японского и языка инков Перу!

И все-таки ключ был найден. Причем открытие было настолько удивительным, что вначале мало кто мог поверить ему: уж слишком неожиданным оказался этот ключ. Сравните сами: хеттское слово «дулуга» означает «долгий, длинный». Хеттское «вадар» и русское «вода» имеют одинаковое значение, так же как хеттское «хаста» и русское «кость», хеттское «небис» и русское «небеса». И по-русски, и по-хеттски числительное 3 звучит как «три». Хеттский язык оказался родствен русскому! И не только русскому, но и английскому, греческому, литовскому и другим языкам великой индоевропейской семьи.

Ранее считалось, что самые древние тексты на индоевропейских языках дошли до нас в древнейшем индийском эпосе «Ригведа», сложившемся в середине II тысячелетия до н.э. Открытие тайны хеттского языка позволило ученым глубже проникнуть во тьму времен, вплоть до XVIII в. до н.э. Этим временем датируется древнейший хеттский, а следовательно, и индоевропейский памятник письменности, так называемая надпись царя Аниттаса.

Тайну хеттского языка удалось раскрыть гениальному чешскому ученому Бедржиху Грозному. Б. Грозный использовал принципы сравнительно-исторического метода. Ведь надо было найти не простое сходство по звучанию и по смыслу хеттских слов со словами других индоевропейских языков, а закономерное соответствие между хеттскими звуками и звуками латинскими, древнегреческими, готскими, санскрита и т. д.! Найти в словах, в морфемах, при сходстве их значения (см. Сравнительно-исторический метод).

Именно так работал Б. Грозный. И обнаружилось, что хеттские данные позволяют глубже и точнее изучить прошлое индоевропейских языков, помогают развитию и совершенствованию сравнительно-исторического метода.

Но кроме клинописи хетты пользовались и рисуночным, иероглифическим письмом. На протяжении шести десятилетий тщетными были попытки проникнуть в смысл иероглифов Малой Азии, хотя их предпринимали такие корифеи, как Бедржих Грозный. Наконец, в 1930 г. ученым из Италии, Германии, США удалось найти иероглиф, передающий понятие «сын», и в связи с этим разгадать генеалогию хеттских царей. Вслед за тем была выявлена типичная для многих древних надписей «формула проклятия» в адрес тех, кто посмел бы повредить надпись, - это помогло выяснить строй предложения.

И все-таки данных было слишком мало, чтобы с достаточной уверенностью определить, на каком же языке написаны иероглифические тексты.

Осенью 1947 г. на холме Каратепе - «Черная гора» - археолог Боссерт нашел несколько длинных надписей, часть которых сделана иероглификой, а часть - финикийскими письменами. Это была «билингва», текст, написанный на двух языках, содержание обоих частей текста совпадало! Причем, к радости и удовлетворению ученых, чтение знаков и грамматические формы, установленные ранее на основе анализа структуры текстов, в основном подтвердились. Двуязычный текст из Каратепе, таким образом, был не началом дешифровки, а ее подтверждением и завершением.

Данные «билингвы» подтвердили предположение, ранее оспариваемое, о том, что язык иероглифов Малой Азии - индоевропейский. Правда, он несколько отличался от хеттского, но состоял с ним в тесном родстве. После этой находки Боссерта дешифровка иероглифов Малой Азии двинулась вперед семимильными шагами.

И все-таки в изучении иероглифического письма Малой Азии до сих пор еще много неясного, а древнейшие надписи и сегодня не прочтены. На территории Армении, где когда-то существовало государство Урарту, найдены иероглифические надписи, сделанные как хеттским рисуночным письмом, так и письмом совершенно особым, «протоурартским», которое остается загадкой для исследователей.

Так называемая хеттская иероглифическая письменность употреблялась, по-видимому, лишь на протяжении нескольких столетий; еще пользуясь ею, хетты уже приспособили к своему языку ранневавилонскую клинопись. Эта так называемая хеттская клинопись продолжала употребляться вплоть до конца Хеттского царства как в официальной переписке, так и в повседневной жизни.

Мы не располагаем прямыми данными о том, что хеттская иероглифическая письменность употреблялась до 1500 г. до н.э. К этому периоду может быть ориентировочно отнесена надпись, опубликованная Р. Д. Барнетом, однако подавляющее большинство хеттских иероглифических надписей относится ко времени хеттских государств в Сирии, в частности к X-VIII вв. до н.э. Самая поздняя надпись может быть датирована серединой VII в. до н.э. Кажется странным, что на родине хеттов таких надписей обнаружено очень немного, а огромное их большинство найдено в северной Сирии, в частности в Каркемише, Хамате и Алеппо 1 Это объясняется тем, что так называемой «хеттской» иероглификой писали собственно не по-хеттски, а на другом языке, родственном хеттскому, возможно на лувийском. - Прим. ред. .

Рельефная хеттская иероглифическая надпись из Каркемиша (VIII в. до н.э.).

Преобладающая часть надписей выполнена рельефом или высечена на каменных памятниках или скалах: незначительное количество выгравировано на свинце; есть также надписи на печатях или же оттиски печатей на глине; знаменитая «печать Таркондема» сделана из серебра. Характер некоторых надписей, в частности тех, что найдены в Ашшуре, более скорописный.

Сравнительная таблица хеттских иероглифов в скорописной (II, IV, VI, VII) и полной форме (I, III, V, VIII).

Первая хеттская иероглифическая надпись была открыта еще в 1812 г. в Хамате (северная Сирия), а первые серьезные исследования принадлежат Сэйсу и Райту, которые установили, что надписи такого рода являются хеттскими. Сэйс и Райт пытались применить для дешифровки хеттских иероглифов методы дешифровки египетской иероглифики, но их попытка не имела успеха. Тем не менее благодаря исследованиям этих и многих других ученых хеттская иероглифическая письменность нашла свое место в современной науке. Достигнутые результаты не получили еще всеобщего признания, однако во взглядах на основные моменты дешифровки исследователи постепенно приходят к единству.

Хеттские идеографические знаки.

Начало надписи вверху справа; направление письма обычно бустрофедон, то есть каждая строка продолжается строкой, написанной в противоположном направлении, подобно направлению Движения быка, пашущего поле. Некоторые тексты написаны в одном направлении - либо справа налево, либо слева направо. Знаки обращены всегда к началу строки. Отдельные слова разделены специальными значками.

Общее число хеттских иероглифических знаков около 220; впрочем, Мериджи считает, что их было 419. Знаки разделяются на идеографические и фонетические; большая часть знаков представляет собой идеограммы, таковы знаки для слов «бог», «царь» «царевич», «великий», «город», «жертвоприношение», «страна» «бык»; есть знаки, обозначающие животных, растения, части тела и т.п.; они употребляются как словесные знаки или как детерминативы. Пятьдесят семь знаков, по мнению Гельба, имеют слоговое значение.

Происхождение хеттской иероглифической письменности

Проблема происхождения хеттской иероглифической письменности еще не решена. Одни ученые возводят хеттскую иероглифику к египетской, другие - к критскому пиктографическому письму. Хеттская иероглифическая письменность, так же как и египетская иероглифика и критские пиктограммы, имеет ярко выраженный рисуночный характер, но отсюда не должно непременно следовать, что хеттская иероглифика произошла от одной из перечисленных письменностей.

И в самом деле, сравнение хеттской иероглифики с египетской показывает, что прямая связь между ними отсутствует. Между критскими пиктограммами и хеттской иероглификой есть известное внешнее сходство но их взаимная связь не может быть доказана до тех пор, пока не будет расшифровано критское пиктографическое письмо; нельзя также не учитывать трудности хронологического порядка, возникающие в связи с таким сопоставлением.

В настоящее время автор придерживается следующего взгляда; в связи с экспансией Хеттского царства возникла необходимость в монументальном письме, пригодном для надписей на камне. Возможно, парадный вид хорошо известной хеттским правителям египетской письменности побудил хеттов избрать для этих целей пиктографическое письмо. Здесь вполне применима теория Крёбера о «диффузии стимула» или «диффузии идеи». Позже развилась более простая скорописная форма хеттской иероглифической письменности.

О времени создания хеттской иероглифической письменности трудно говорить уверенно, однако есть основания предполагать, что около середины II тыс. до н.э. она уже существовала Известны и другие, порой абсурдные предположения. Так, например, итальянец Рибеццо считает, что хеттская иероглифическая письменность была изобретена до 3000 г. до н.э., но в течение более 1000 лет не употреблялась в официальной переписке; кроме того, записи делались главным образом на недолговечном материале. Выше уже говорилось о теории чешского хеттолога Грозного, согласно которой хеттская иероглифическая письменность возникла будто бы в начале III тыс. до н.э. и была связана с письмом долины Инда.

хе́ттский язы́к

один из хетто-лувийских языков, мёртвый язык народа, населявшего центральную и северную части древней Анатолии. Будучи первым в истории индоевропейским языком с письменной фиксацией, Х. я. отражает многие архаичные черты; одновременно отмечаются и явные инновации. Характерно сохранение ларингальных согласных, переход *ō̆ > ā̆, *r̥, l̥ обычно > ar, al; сведение трёх рядов смычных к двум, сохранение старых лабио-велярных. В морфологии имени - реликты противо­по­став­ле­ния по признаку активности - инактивности, отсутствие, за исключением некоторых реликтовых образований, форм степеней сравнения, две серии глагольных флексий, сочетание послелогов с местоимениями. В синтаксисе - начальные комплексы энклитик в предложении, относительно слабое развитие подчинительных связей. Лексика Х. я. подверглась сильному влиянию других языков: в древнейший период - хаттского, позднее - хурритского и аккадского. Бо́льшая часть заимствований относится к сфере периферийной лексики: терминология ритуала, названия сосудов и другие культурные термины; более глубоким было влияние хаттского языка, откуда взята, например, терминология государственного управления.

В истории Х. я. выделяется 3 периода: древний (18-16 вв. до н. э.), средний (15 - начало 14 вв. до н. э.) и новый (середина 14 - 13 вв. до н. э.). Подавляющее большинство текстов дошло до нас в записях Нового царства, в т. ч. и копии древнехеттских памятников. Однако с течением времени обнаруживалось всё больше древнехеттских оригиналов, отличающихся более умеренным исполь­зо­ва­ни­ем логограмм; в морфологии выделяется строгое различение форм датива, локатива и направительного падежа; в синтаксисе - редкое употребление глагольной частицы ‑kan (как и сохранение других частиц - ‑apa, ‑an, ‑asta), необяза­тель­ность употребления частицы nu в начале каждого главного предложения; в лексике - почти полное отсутствие хурритских заимствований.

Письменность Х. я. - клинопись, по-видимому заимствованная из северной Сирии в 19-18 вв. до н. э. и близкородственная староаккадской. Она весьма несовершенно передавала фонети­че­скую систему Х. я.: графически не различались o и u, часто также e и i, затруднена была передача консонантных групп. Для различения кратких и долгих гласных, глухих и звонких согласных хеттскими писцами были выработаны особые орфографические приёмы, которые во многом остаются неясными. Широко используются шумеро- и аккадограммы, так что фонетическое чтение многих хеттских слов остаётся неизвестным. Письменные памятники были обнаружены в основном в царском столичном архиве в Хаттусасе (ныне Богазкёй, в Турции) во время раскопок 1906-07; отдельные таблички были найдены в Угарите и Амарне, позднее обнаружен значительный провинциальный архив в Машате (к северо-востоку от Богазкёя).

Фридрих И., Краткая грамматика хеттского языка, пер. с нем. и вступ. ст. А. В. Десницкой, М., 1952; Иванов В. В., Хеттский язык, М., 1963; Языки Азии и Африки, т. 1, М., 1976; Sommer F., Hethiter und Hethitisch, Stuttg., 1947; Friedrich J., Hethitisches Elementarbuch, 2 Aufl., Bd 1-2, Hdlb., 1960-67; Benveniste E., Hittite et Indo-Européen, P., 1962. Friedrich J., Kammenhuber A., Hethitisches Wörterbuch, 2 Aufl., Hdlb., 1975-89; Puhvel J., Hittite etymological dictionary, v. 1-2, B., 1984.

ISO 639-2 : ISO 639-3 : См. также: Проект:Лингвистика

Хеттский язык (несийский язык) - мёртвый язык , считается древнейшим языком индоевропейской семьи (хетто-лувийская группа). Известен по клинописным памятникам XVIII -XII вв. до н. э. Клинопись аккадского происхождения. Был распространён в Малой Азии . Основной язык Хеттского царства .). Изолированные хеттские заимствований хеттских и многочисленные личные имена появляются в древнессирийских текстах уже с XX века до н. э. В конце бронзового века хеттский язык начал уступать позиции родственному лувийскому. В XIII веке до н. э. лувийский стал самым распространенным языком в хеттской столице Хаттусе. После распада империи хеттов как часть более общего краха бронзового века лувийский язык в начале железного века, стал основным языком новохеттского государства в юго-западной Анатолии и северной Сирии.

Название

"Хеттских" представляет собой современное название, выбранное после соотнесения царство Хатти с хеттами, упомянутыми в Библии на иврите. В многоязычных текстов, найденных в хеттских местах, отрывки текста, написанные на хеттском языке предшествуют наречия nesili (или nasili , nisili), "на [языке] Nesa (Kanes)", важного города до возникновения Империи. В одном случае, метка Kanisumnili ", на [языке] народа Kanes". Хотя империя хеттов была составлена из людей многих различных этнических и лингвистических групп, хеттский язык использовался в большинстве светских письменных текстов. Несмотря на различные споры по поводу уместности термина, на настоящий момент "хеттский" остается самым приемлемым обозначением языка, хотя некоторые авторы предпочитают употреблять термин "несийский".

История расшифровки

Хеттская клинопись

Первое обоснованное предположение о принадлежность хеттского языка было сделано Йоргеном Александром Кнудтцоном в 1902 году в книге, посвященной двум письмам между фараоном Египта и Хеттским правителем, найденным в Эль-Амарне в Египте. Кнудтцон утверждал, что хеттский язык был индо-европейским, в основном, на основе морфологии. Хотя у него не было двуязычных текстов, он был в состоянии дать частичную интерпретацию двум письмам из-за шаблонного характера дипломатической переписки того времени. Его аргумент не был общепринятым, отчасти потому, что морфологическое сходство, замеченное им между хеттским и индо-европейскими языками, могут быть найдены за пределами индо-европейской языковой общности, а отчасти потому, что интерпретация букв справедливо рассматривалась как неопределенная. Правота Кнудтцона окончательно подтвердилась, когда большое количество табличек, написанных знакомой аккадской клинописью, но на неизвестном языке было обнаружен Гуго Винклером в современной деревне Богазкей на месте бывшей Хаттусы, столицы империи хеттов. Расшифрован в 1915-1916 гг. Бедржихом Грозным . Грозный обнаружил в тексте, записанном аккадской клинописью c использованием одной идеограммы на неизвестном языке, фрагмент, который, будучи транскрибирован латиницей, выглядел как «nu NINDA-an e-i-iz-za-te-ni wa-a-tar-ma e-ku-ut-te-ni». Идеограмма NINDA на шумерском языке означает «хлеб», и Грозный предположил, что фрагмент содержит слово «есть». Он, далее, предположил, что фрагмент «e-i-iz-za-te-ni» обозначает «вы едите », а «wa-a-tar-ma e-ku-ut-te-ni» - «а воду вы пьёте ». Сходство с другими языками указывало на то, что неизвестный язык является индоевропейским . Фрагмент текста удалось перевести как «Теперь вы едите хлеб, а воду вы пьёте». Грозный, основываясь на этом предположении, вскоре расшифровал весь остальной текст.

Классификация

В хеттском отсутствуют некоторые функции других индо-европейских языков, такие как различия между мужским и женским грамматическим родом, сослагательное и желательное наклонение, и аспект. Есть несколько гипотез, объясняющих этот феномен. Ряд лингвистов, например, Эдгар Стёртевант (Sturtevant) и Уоррен Каугил (Cowgill) придерживались индо-хеттской гипотезы и утверждали, что хеттский язык должен быть классифицирован как сестринский, а не дочерний язык по отношению к прото-индо-европейскому. По мнению приверженцев индо-хеттской гипотезы, не присутствующие в хеттском особенности прото-индо-европейского трактуются как инновации. Другие лингвисты, однако, заняли противоположную точку зрения. Согласно гипотезе потери (Schwund-гипотезе) хеттские (или анатолийские) языки выделились из прото-индо-европейской общности обладая полным набором функций, которые в дальнейшем были упрощены. Третья гипотеза, поддерживаемая Калвертом Уоткинсом, рассматривает основные все семьи, как приходящие напрямую от прото-индо-европейского. Все они представляют сестринские языки или языковые группы. Различия могут быть объяснены как диалектические. По словам Крейга Мелчерта (Melchert), большинство современных ученых считает, что анатолийские языки изолировались от остальных прото-индо-европейских языков на ранней стадии и не участвовали в некоторых общих инновациях. В результате этого в анатолийских языках сохранились архаизмы, которые позже были потеряны в других индо-европейских языках. Хеттского является одним из анатолийских языков. Как известно из клинописных табличек и надписей, воздвигнутых хеттскими царями. В дальнейшем язык, получивший название "иероглифического хеттского" уступил место на иероглифическому лувийскому. Семья анатолийских языков также включает в себя клинописный лувийский, палайский, ликийский, Милян, лидийский, карийский, Pisidian, и Sidetic. В хеттских есть много заимствований, в частности, религиозной лексики, от не-индо-европейского хурритского и хаттского языков. Хаттский был языком хатти, местные жители земли Хатти, позднее поглощенных и ассимилированных в результате нашествия хеттов. Священные и магические тексты из Хаттусы часто написаны на хаттском, хурритском и лувийском языках, и эта традиция сохранилась даже после ухода хеттов с исторической арены История хеттского языка традиционно делится на старохеттский, среднехеттский и новохеттский периоды, соответствующие Старому, Среднему и Новому царствам империи хеттов (ок. 1750-1500 до н.э., 1500-1430 г. до н.э. и 1430-1180 до н.э., соответственно). Также можно указать на постхеттский период. Эти этапы различаются частично на языковых и частично на палеографических основаниях.

Орфография

Хеттский язык использует адаптированную форму периферийной аккадской клинописи Северной Сирии. В связи с преимущественно силлабическим характером письменности, трудно установить точные фонетические свойства части хеттских звуков.

Фонология

Апология Хаттусилиса III.

Гласные

подъём\ряд
Передний Средний Задний
Верхний
Средний
Нижний
  • При наличии над гласным диакритического знака он читается долгим.

Согласные

Место/способ
образования
Губно-губные Альвеолярные Палатальные Велярные Лабиовелярные Ларингалы
Взрывные p pp t tt k kk kʷ kkʷ
Носовые
Фрикативные h, hh
Аффрикаты
Сонанты r, l

Мирный договор, заключённый Рамзесом II и Хаттусилисом III после битвы при Кадеше.Археологический музей. Стамбул

  • Звонкие согласные являются аллофонами глухих.
  • Геминированные согласные не могут стоять не в интервокальной позиции. Взрывные геминированные являются продолжением индоевропейской чисто глухой серии.
  • Все смычные глухие, а также сонорные согласные (кроме /r/) появляются в начале слов. Это свойство является общим для всех анатолийских языков .
  • На концах слов:
    • среди взрывных согласных появляются только глухие: /-t/, /-k/, редко /-p/.
    • часто появляется /-s/, реже /-h/, /-r/, /-l/, /-n/, никогда /-m/.
    • согласные /w/, /j/ появляются в интервокальной позиции.

См. также

  • Хеттское иероглифическое письмо

Грамматика

Морфология

Имя существительное

В хеттском языке имя существительное имеет два рода - общий и средний, два числа - единственное и множественное, шесть падежей - именительный (номинатив), звательный (вокатив), винительный (аккузатив), дательный -местный , отложительный (аблатив), творительный (инструменталис). Имеются остатки звательного падежа. Дательный-местный падеж имеют форму, которую иногда называют направительным падежом (аллатив). Имеются остатки двойственного числа в словах с естественной парностью (хет. šakuwa глаза, genuwa колени).

Склонение

-a-парадигма . pisna- «мужчина», pēda- «место»

-i-парадигма . halki- «хлебные злаки», DUG ispantuzzi- «возлияние»

-u-парадигма . heu- «дождь», genu- «колено».

Имя прилагательное

Склонение

Степени сравнения

  • Положительная степень
  • Сравнительная степень
  • Превосходная степень

Местоимение

  • Личные местоимения
    • Склонение личных местоимений

Имеются энклитики для дательного и винительного падежей.

Примеры с -nu «и»: nu-mu « и меня, и мне», nu-tta "и тебя, и тебе ", nu-ssi «и ему», nu-nnas «и нас, и нам».

  • Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения всегда энклитики.

Единственное число.

Падеж Мой Твой Его Ваш Их
Именительный общего рода -mis -tis(-tes) -sis -smis -smes
Винительный общего рода -min(-man) -tin -sin(-san) - -sman
Им.-вин. среднего рода -mit(-met) -tit -sit(-set) -smet(-semet) -smet(-smit,-semet)
Звательный -mi - - - -semet(-simit,-summit)
Родительный -mas -tas -sas - -
Дательный-местный -mi -ti(-di) -si -smi -smi(-summi)
Направительный -ma -ta -sa - -sma
Творительный - -tit -set - -smit

Множественное число.

  • Указательные местоимения

Числительное

Как и в других клинописных языках, чтение многих цифр остается неясным. Цифра "один" читалась как šana-, два - duya-, три - teri, семь - šiptam-. Формирование порядковых числительных неоднородно.

  • Количественные
  • Порядковые

Глагол

Глагол в хеттском языке имеет два типа спряжения на -mi и на -hi, два залога - действительный и медиопассив, два наклонения - изъявительное и повелительное, два простых времени - настоящее (может служить для выражения будущего времени) и претерит, два числа - единственное и множественное. Кроме того, имеются глагольные имена: инфинитивы 1-й и 2-й, супины , герундий ; причастие со страдательным значением от переходных глаголов и действительным от непереходных.

Время

Залог

  • Действительный
  • Медиопассив

Синтаксис

См. также

  • Список русскоязычных исследователей древней Малой Азии

Литература

грамматики
  • Фридрих И. Краткая грамматика хеттского языка. 1959.
  • Friedrich, Johannes. 1960. Hethitisches Elementarbuch. Heidelberg: C. Winter.
  • Hoffner, Harry A., and Harold Craig Melchert. 2008. A grammar of the Hittite language. A Grammar of the Hittite Language. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns.
словари
  • Puhvel, Jaan. 1984-2011. Hittite etymological dictionary Vol. 1-8. Berlin: Mouton de Gruyter.
  • Güterbock, Hans Gustav, and Harry A. Hoffner. 1980-2005. The Hittite dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago. : Oriental Institute of the University of Chicago. online: http://ochre.lib.uchicago.edu/eCHD/ некоторые тома выложены в pdf в открытом доступе: http://oi.uchicago.edu/research/pubs/catalog/chd/
  • Friedrich, Johannes, and Annelies Kammenhuber. 1975-2004. Hethitisches Wörterbuch. (2., völlig neubearb. Aufl. auf d. Grundlage d. ed. hethit. Texte.) Heidelberg: Winter.
учебники
  • Вяч. Вс. Иванов. Хеттский язык. 2001.
  • Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы: Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры: В 2-х книгах. - Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1984.
  • Friedrich, Johannes. Hethitisches Keilschrift-Lesebuch. 1960. Heidelberg: C. Winter.
  • Zeilfelder, Susanne. Hittite exercise book. 2005. Wiesbaden: Harrassowitz im Kommission.