Музыкальное воспитание воспитателем в группе. «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Воспитатель и музыка

Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности.

Восприятие музыки (слушание) – ведущий вид музыкальной деятельности детей. Музыкальное восприятие – восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности. Восприятие происходит в процессе всех видов музыкальной деятельности. Вместе с тем, восприятие является и самостоятельным видом деятельности на занятиях. Музыкальный репертуар, используемый для слушания, должен удовлетворять одновременно двум требованиям – художественности и доступности. Художественность – высококудожественные образцы музыкального искусства: классическая музыка разных времен и стилей, народная музыка, современная. Формирование интонационного музыкального опыта происходит посредством накопления разнообразных музыкальных впечатлений. Доступность проявляется в двух аспектах: 1) доступность художественно-образного содержания музыки (восприятие программно-изобразительных образов, близких детям – природа, игра, образы животных; возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент – грусть, нежность, радость); 2)доступность, связанная с объемом восприятия ребенка (целесообразно отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты продолжительностью 1 -2 минуты).

Возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников (анализ программ по дошкольному воспитанию).

Этапы развития музыкального восприятия в дошкольном возрасте:1) вступительное слово воспитателя; 2) полный показ произведения; 3) анализ музыкального произведения; 4) повторный полный показ. Цель первого этапа: вызвать интерес к музыке посредством образного рассказа о композиторе, жанре (виде) музыкального произведения, его содержании. Полный показ произведения – исполнение музыки, качество ее звучания.

Анализ музыкального произведения предлагается проводить, опираясь на следующую последовательность вопросов «Какие чувства передает музыка?» (характеристика эмоционально-образного содержания музыки), « О чем рассказывает музыка?» (выделение черт программности и изобразительности при их наличии), «Как рассказывает музыка?» (характеристика средств музыкальной выразительности). Определение эмоционально-образного содержания произведения (настроения, характера) – важнейшая часть анализа. Методы и приемы активизации музыкального восприятия, используемые при повторном прослушивании: оркестровка музыкальных произведений; передача характера музыки в движении; сравнение произведений одного жанра, пьес, имеющих одинаковые названия или близких по тематике, различных вариантов исполнений одного и того же произведения, сравнение с произведениями различных видов искусств (картинами, репродукциями, стихотворениями); отражение характера музыки в рисунке, в цветовом решении, музыкально-дидактические игры.

Музыкальное восприятие развивается не только на музыкальных занятиях. Важно использовать разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей – проводить тематические концерты, включать слушание музыки в сценарии праздничных утренников, слушать музыкальные произведения в группе во второй половине дня. Можно использовать музыку и в часы тихих игр, свободного рисования, на прогулке, включать в другие (немузыкальные) занятия. В этом случае беседа о музыке не проводится.

Выбирая музыкальные произведения, воспитатель прослушивает много музыки, расширяя тем самым свой собственный кругозор.

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей.

Цель музыкального воспитания в ДОУ – формирование основ музыкальной культуры ребенка как части общей духовной культуры. Основную работу в этом направлении осуществляет музыкальный руководитель. Воспитатель выступает в роли активного его помощника, располагая большими возможностями приобщения детей к музыке.

1.Воспитатель активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях. В младших группах воспитатель поет вместе с детьми. В средней и старшей группах помогает разучиванию песен. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах участвует во всех видах движений, тем самым активизируя малышей. В средней, старшей и подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое-либо движение, давая детям отдельные указания в пляске, игре и т.д. Воспитатель помогает музыкальному руководителю готовить и проводить различные виды занятий. Особенно важна его роль на комплексных занятиях (с включением различных видов художественной деятельности).

2.Важнейшая задача воспитателя по музыкальному воспитанию дошкольников – включение музыки в повседневную жизнь детей, чтобы их пребывание в группе было ярче, разнообразнее. С этой целью воспитатель заранее продумывает возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь непринужденного ее включения в детскую деятельность. Возможности использования музыки: в часы досуга, в сюжетно-ролевых играх, на различных занятиях, во время прогулки, в других режимных моментах (перед сном, во время приема детей и т.д.). В свободное время воспитатель, поддерживая интерес к музыке, закрепляя знания, полученные на музыкальных занятиях, слушает вместе с детьми музыкальные произведения, поет знакомые и новые песни, помогает детям освоить игру на ДМИ, элементы танцев. Полезно организовывать просмотры музыкальных фильмов, мультфильмов, празднование дней рождений детей (с включением музыки).

Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. В таких играх как «концерт», «музыкальное занятие» музыка составляет основное содержание. В других случаях - иллюстрация к действиям игры (в игре «мама и дети» участники поют колыбельную, празднуя новоселье, поют и пляшут; мальчики, играя в солдат, маршируют под звуки барабана; театр, в котором кукольные персонажи поют песенки).

На прогулке включение музыки наиболее целесообразно в летний период. Возможно пение и инсценирование песен (связанных с природой, со временем года), хороводов («Мы на луг ходили», « Земелюшка-чернозем»), проведение подвижных игр с использованием музыкальных инструментов, ТСО. Музыка может входить как составная часть в занятия по развитию речи, ознакомлению детей с природой, изобразительной деятельности . В зависимости от задач, которые ставит воспитатель, музыка или предшествует наблюдению или закрепляет детские впечатления (ставит эмоциональную точку в занятии). На занятии по природоведению, понаблюдав за рыбками, воспитатель может спеть песню «Рыбка» или послушать с детьми пьесу К. Сен-Санса «Аквариум». На занятии по развитию речи музыку можно включать при рассказывании сказки (рассказывая сказку «Колобок», желательно спеть песенку Колобка, при прочтении сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане» - послушать фрагменты одноименной оперы), исполнение распевных песен помогает исправить отдельные недостатки речи. Пение быстрых, четких песен способствует выработке артикуляции. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание знакомой песни (при проведении занятия «Моя любимая песня» предлагается нарисовать (слепить, сделать аппликацию) то, о чем поется в его любимой песне). Музыка помогает передать в художественной работе характерные особенности художественного образа (перед рисованием клоуна дети слушают пьесу Д.Кабалевского «Клоуны»). Музыка на утренней гимнастике и физкультуре, сопровождающая физические упражнения , создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, повышает выразительность движений. Под музыку целесообразно выполнение основных, общеразвивающих, строевых упражнений. Прыжки с разбега, метание, лазание под музыку выполнять не рекомендуется, поскольку предполагают свободный, соответствующий возможностям каждого ребенка ритм движений. Каждый вид упражнений требует тщательного подбора музыкальных произведений.

3.Некоторые музыкальные досуги и развлечения воспитатель проводит самостоятельно или под руководством музыкального руководителя.

4.Воспитатель направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, поддерживая интерес к музыкальной деятельности, создает проблемные ситуации, активизирующие творческие проявления, учитывая интересы и склонности воспитанников. Руководство самостоятельной деятельностью носит косвенный характер: воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка. Педагог организует предметно-пространственную среду, способствующую возникновению самостоятельной музыкальной деятельности. «Музыкальный уголок» должен содержать пособия, материалы, набор музыкальных инструментов, портреты композиторов, диафильмы, пластинки, магнитофонные записи, музыкально-дидактические игры, комплекты различных видов театра, элементы костюмов, атрибуты и др.

5. Воспитатель проводит работу с родителями, рекомендуя посещение музыкальных театров, концертов, просмотр телепередач, мультфильмов, привлекает к организации совместных мероприятий.

Для осуществления руководства музыкально-эстетической деятельностью детей воспитатель должен постоянно повышать свою музыкальную культуру, совершенствовать исполнительские умения, быть в курсе новинок музыкально-методической литературы.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки» , куда помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы. Которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном уголке» , пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.

Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.

Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:

  1. Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, триоле, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр» , выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
  2. Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.) . В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю - баю» М.Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей.

В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать) , может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.

3. Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото» , «Догадайся кто поет» , «Два барабана» , «Тише - громче в бубен бей» , «Назови песню по картинке» и др.

Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла «Детская музыка» . Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского («Ладушки – ладушки» ) , П.И. Чайковского («Новая кукла» ) и другие.

На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: танец – игра «Медведь» , упражнение «Ежик и барабан» ; двигательное упражнение «Шла веселая собака» , игра «Где спит рыбка?» , песня «Ай, туки – туки - туки» , пальчиковые речевые игры.

Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.

Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей («Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.)

Т.о., роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз. деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки) , в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии - с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги-«дошкольники должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии.

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. В распевании не участвует.

2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию.

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение - пение с детьми раннего и младшего возраста).

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение - упражнения на развитие творческой активности детей).

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Для осуществления музыкального воспитания требуется специальная подготовка со стороны воспитателя. Воспитатель получает музыкальную подготовку в колледже, институте, в котором он учится играть на инструменте, петь, танцевать. Знакомясь с основами физкультуры.

Даже при наличии музыкального руководителя, с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкальных занятий в группе в которой он работает. Воспитывая средствами музыки, педагог должен понимать ее всестороннее значение. Воспитатель должен уметь пробудить интерес к музыке, ее содержанию, направлять чувства детей вызываемые музыкой, следить и направлять развитии творческих музыкальных способностей детей.

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание по разделам:пение, движение, слушание, музицирование. Следует, однако сказать, что ни один воспитатель не освобождается от обязанности петь с детьми, проводить танцевальные миниатюры, игры, ит. д. Ссылки на недостаточно развитый слух, на отсутствие голоса и недостаточную подготовленность по движению-очень неубедительны.

В практике имелись случаи, когда воспитатели не обладали музыкальным слухом, все же добивались прекрасных результатов. Роль воспитателя может быть самой разнообразной, в зависимости от программного содержания, которое надо детям освоить. А так же, и от возраста детей группы. Различные разделы музыкальной работы требуют и различного участия в ней воспитателя, так, пение не требует активного вмешательства со стороны воспитателя.

Музыкальный руководитель должен находиться в центре внимания детей. Воспитатель поет вместе с детьми. Причем голос его не должен звучать громче детских голосов. В старших группах и средних, он поет в момент разучивания с детьми, ставиться задача - самостоятельно спеть песню.

Если, воспитатель обладает хорошим голосом, то по договоренности с музыкальным руководителем может исполнить новую песню на занятии. В данном случаи его роль, более ответственна. Наиболее активную роль, воспитатель играет при проведении ритмических движений на музыкальных занятиях. При этом степень его участия зависит, как от содержания задания, так и от возраста детей. Так, в младшей группе воспитатель, непосредственным участием в пляске, в игре, активизирует детей, вносит эмоциональный подъем. Весело хохочут дети, глядя на воспитателя изображающего "медведя", и игра проходит непринужденно. Дружно пляшут они, повторяя за воспитателем. Это, конечно не значит, что дети пляшут, играют, только подражая воспитателю. В известный момент, показ прекращается. И дети действуют уже самостоятельно. Например: дети пляшут знакомую пляску, а воспитатель подбадривая им хлопает в ладоши. В старших группах, активная роль воспитателя уже видоизменяется. Так при проведении игры, воспитатель включается лишь по мере надобности. Если дети затрудняются в движении, воспитатель помогает показом. Например:если ребенок бегает тяжело, воспитатель бегает вместе с ним. Обращая внимание на это, при разучивании движения, воспитатель помогает детям, своим примером становясь с ним рядом, или помогая отдельными указаниями. При этом, воспитатель отмечает, кому из детей надо помочь в дальнейшем. Также это является постоянной сменой видов деятельности, что позволяет постоянно использовать непроизвольное внимание детей.

На празднике в нашем детском саде выступления детей - это разнообразная речевая деятельность.

С точки зрения общей педагогики праздники нужны детям, чтобы отдохнуть и повеселиться, снять эмоциональное и психологическое напряжение.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Успехи в музыкальном развитии детей тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитании, способствует развитию речи, эмоций, движений, дает детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями.
Дошкольное детство – наиболее оптимальная пора для приобщения ребенка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.
Воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться, играть на музыкальных инструментах, а главное уметь применять свой музыкальный опыт в воспитании детей.
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, так необходимую как для взрослых, так и для детей.
Основной формой обучения и воспитания детей являются музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретаю знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах.
Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. При знакомстве с новой песней на занятии, спеть ее может воспитатель (предварительно разучив ее с музыкальным руководителем). Может быть и другой вариант: первый раз ее поет музыкальный руководитель, повторно – воспитатель. Воспитатель следит все ли дети активно поют, правильно ли выговаривают слова, передают мелодию.. если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель. В старших группах он следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь.
Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать мелодию на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.
Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, во время прогулок, вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №68 «РОМАШКА» СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Роль воспитателя

в музыкальном воспитании детей

консультация для воспитателей

Выполнила:

Музыкальный руководитель

Бурцева Е.С.

Старый Оскол

2016г

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями. Музыка доставляет удовольствие даже 3х – 4х месячному младенцу: пение, звуки металлофона вызывают у младенца сначала сосредоточение, а затем улыбку. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимальная для приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.

Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Воспитывая ребёнка средствами музыки, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки. В дошкольных средних и высших учебных заведениях будущие воспитатели получают широкую музыкальную подготовку: учатся играть на инструменте, петь, танцевать, овладевают методикой музыкального воспитания. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальный руководитель.

Между тем с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкального воспитания в группе с которой он работает, даже если в детском саду имеется очень опытный музыкальный руководитель.

Воспитатель обязан:

Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулке, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх.

Развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкально – дидактических игр.

Углублять музыкальные впечатления детей путём слушания музыки в аудиозаписи.

Знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.

Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (по причине отпуска или болезни).

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все формы работы: пение, слушание, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Навыки для такой работы воспитатель получает во время специальной подготовки в учебных заведениях и посредством общения с музыкальным руководителем на различных консультациях, семинарах и практикумах.

Работая с воспитателем, музыкальный руководитель раскрывает перед ним содержание предстоящих музыкальных занятий. Разучивает практический материал. Конечно, музыкальный руководитель знакомит воспитателей и с теми очередными задачами, которые он ставит в процессе работы над содержанием программы обучения. Это помогает им вместе наблюдать за успехами каждого ребёнка. Выявлять тех детей, кому нужна дополнительная помощь, намечать пути этой помощи.

Кроме того. Такая работа позволяет музыкальному руководителю, учитывая возможности каждого воспитателя, умело использовать его в процессе музыкальных занятий. Бывает так, что один двигается хорошо, а поёт фальшиво. Другой обладает хорошим голосом, но не ритмичен. Отговорки воспитателей от участия в музыкальных занятиях со ссылкой на неумение двигаться или неразвитый слух совершенно не убедительны. Если у воспитателя слабые слуховые представления. Недостаточно чистая интонация, он может, зная программный материал и репертуар, постоянно привлекать к исполнению песен хорошо поющих детей, а сам лишь подпевать им. Для слушания музыки он может использовать аудиозапись.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь ребёнку, следить чтобы дети были внимательны, наблюдать - кто и как проявляет себя на занятии.

В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но всё же, помощь воспитателя необходима.

Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя, а также, если музыка звучит для детей только в те дни, когда приходит музыкальный руководитель, если с детьми поют, играют и танцуют только на музыкальных занятиях.