Среда как фактор развития ребенка. Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка

Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений.

Среда человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.

Для человека среда - это мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах.

Среда человека - это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний, условий и возможностей.

Рассмотрим макросреду (естественную), социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влиянию.

Макросреда - имеется ввиду окружающее нас космическое пространство. Многочисленными наблюдениями, фактами, экспериментами подтверждено влияние еще на внутриутробное развитие, не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения звезд, комет, действий магнитных бурь на солнце, смены фаз луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного полей земли.

Социальная среда - совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, окружающие человека, социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных общностью этих условий), доминирующие общественные идеи и ценности. Благоприятной социальной средой является та, где доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой, инициативной личности.

Домашняя среда - колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир. Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с близкими. Особое значение в обогащении знаниями и жизненным опытом имеет общение с родителями и взрослыми. У ребенка формируется потребность в общении с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.

Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие: пьянки и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых, все негативное, что совершается вокруг нас.

Микросреда - это особенности квартиры или рабочего помещения, микроволны и магнитные воздействия, вибрации и т.д.

Психологическая позиция заключается в изучении средовых влияний на развитие ребенка с целью формирования его анатомо-физиологических структур, так и с целью формирования духовных основ; в осознанном понимании родителями, взрослыми, педагогами проблем формирования полноценной личности.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контрастов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда психологи говорят о влиянии среды, то имеют ввиду, прежде всего, среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, вторую - к ближайшему.

Социальная среда -- понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских садов, школ, домов творчества и т.д.) и кончая спецификой семейного воспитания.

Социальная среда -- это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется.

Вне социальной среды ребенок развиваться не может -- не может стать полноценной личностью. Известны случаи, когда в лесах обнаруживали детей, потерянных совсем маленькими и выросших среди зверей. Такие «Маугли» бегали на четвереньках и издавали такие же звуки, как и их приемные родители.

Социальная среда -- все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях. Социальная среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида.

Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное развитие: «Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие».

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела.

В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка примерно с раннего возраста, когда он овладевает речью, и прямохождением. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение элементарным дисциплинарно - гигиеническим нормам и правилам. В дошкольном возрасте к описанным семейным воздействиям добавляются воздействия, направленные на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственных качеств личности, которые прежде всего проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно-ролевых играх с правилами, характерных для детей дошкольного возраста.

Развитие и усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая среда создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания.

Педагог, знающий о роли социальной среды как факторе формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды.

Воспитывающая среда - это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Содержанием среды как фактора социального развития личности выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение - совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка. Педагог, профессионально использующий объективное влияние данных социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую - тем самым, сознавая воспитывающую среду.

Педагог, не учитывающий влияние среды, закрывающий глаза или отторгающий даже возможность такого влияния или же пассивно констатирующий случайный характер факторных средовых влияний на ребенка, предоставляет случаю, стихии, обстоятельствам определять становление личности - тем самым неизбежно отказывается от воспитания.

Итак, воспитание - это организованная педагогом среда, выступающая фактором социального развития ребенка в силу того, что она разворачивает перед ним образ жизни на уровне высокой культуры, позволяя осваивать все достижения культуры и естественно входить в контекст современной ребенку культуры.

Профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности - как сказали, организовать жизнь ребенка, как постоянное хождение к культуре, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности, и на уровне данного развития он входил в контекст социальной жизни.

социальный эмоциональный личность дошкольник

Человек характеризуется как:

- существо разумное;

- существо социальное: бытие человека связано с социальной организацией;

- существо созидающее. Активность человека реализуется через: труд, общение, познание, игру. В любом виде деятельности человек действует в соответствии с планом, который заранее возникает в его голове;

- существо, которое производит символы (наиболее важным символом является слово).

Личность - вершина человека. Человек как личность характеризуется:

- развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях, и ориентированным, прежде всего, на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;

- активностью - стремлением зайти за приделы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний; расширить сферу деятельности;

- наличием «Я-образа» - системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;

- способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность в выполнении определенной деятельности;

- характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обуславливающую типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.

- является носителем и выразителем социальных ценностей, опыта, норм, установок, культуры и ролей;

- субъект совместной деятельности и общения;

- цель, объект и субъект воспитания и самовоспитания.

Личность - вершина человека. Индивидуальность - это его глубина. Индивидуальность - это непохожесть, своеобразие и отличие одного человека от другого. Но это не только характеристика его неповторимости и уникальности, но и характеристика соотношения свойств, заданными природными и социальными условиями существования, и свойств, проявляющихся в результате актов свободного выбора и творчества самого человека, значит индивидуальность выделяется особыми чертами характера, темперамента, своеобразием творческой деятельности.

Можно говорить о физической, биохимической и соматической индивидуальности.

Физическая индивидуальность Биохимическая индивидуальность Соматическая индивидуальность

Рост, вес тела, прочность костей, сила и скорость сокращения мышц, давление крови, расположение центра тяжести, объем легких - эти характеристики взаимосвязаны друг с другом и изменение одних ведет к изменению других.

Эти параметры неизбежно влияют и на работу других уровней: · Большая масса тела, тесно связана с биохимическими сдвигами и изменениями в работе гормональной системы. Она может повлиять на привлекательность человека и, как следствие, привести к изменению его отношений с другими людьми, что, в свою очередь, может вызвать изменения характера и т.д.


Большой рост или размеры тела вызывают дополнительные расходы на питание, одежду, обувь, что требует больших заработков и может повлиять на выбор профессии, рабочего поста и т.д.

Существование особых закономерностей протекания биохимических процессов, неповторимой структуры белка в каждом организме, особенностей строения всех типов тканей давно доказано специальными биохимическими исследованиями.

Этот тип индивидуальности является весьма устойчивым и мало изменяется в течение жизни. Известно, что чужеродный белок отторгается организмом, а любой биохимический сдвиг, вызванный искусственно, ведет к многочисленным, часто весьма негативным последствиям.

Естественные изменения, например перестройка обменных процессов в периоды полового созревания, беременности, старения и т.п., протекают под контролем генетических факторов и неизбежно вызывают многочисленные последствия на всех уровнях интегральной индивидуальности, включая и такой устойчивый и мало изменяющийся под влиянием других уровней, как темперамент.

Этот уровень отвечает за взаимосвязанную работу отдельных органов и их интеграцию в целостный организм. Ясно, что гипофункция, например печени или легких, ведет к многочисленным изменениям в функционировании других органов даже при отсутствии выраженной патологии, т. е. соматического заболевания .

Наиболее тесно данный уровень индивидуальности связан с двумя предыдущими, но легко прослеживаются его связи и со всеми другими уровнями.

Например, физическое здоровье и красота человека могут влиять на развитие его личности, но не прямо, а через те отношения, в которые вступает или не может вступить человек с другими людьми, через те формы деятельности, которые могут быть доступны или недоступны ему.

Рассмотрим подробно, какие факторы влияют на развитие личности человека.

Роль наследственности в развитии личности человека.

Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.

Наследственност - это генетическая программа человека, определяющая его генотип.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

1. Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.

2. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

3. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

4. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет , некоторые эндокринные расстройства - карликовость.

5. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

6. По наследству передаются задатки к различным видам деятельности.

У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил.

Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания.

Очень важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики . Ведущим положением отечественной педагогики было утверждение, что все психические и моральные качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении.

В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).

Последнее время позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты. Академики П.К. Анохин, Н.М. Амосов и др. высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

Влияние среды на развитие личности.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На развитие личности человека оказывает влияние природно-географическая среда, макросреда - общество, в совокупности всех его проявлений, микро - среда - ближайшее окружение человека. Абстрактной среды не бывает. Есть государство, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, что человек достигает более высокого уровня развития, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека в детстве оказывает домашняя среда.

Роль воспитания в развитии личности.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание - главная сила, способная дать обществу полноценную личность.

Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Каковы же виды влияния в воспитании и механизмы воздействия на ребенка?

Влияние в воспитании - форма осуществления функций педагога, деятельность воспитателя, в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности воспитанника, его поведения и сознания.

Механизмы воздействия на ребенка:

В процессе воспитания существует четыре основных механизма воздействия :

1. Убеждение - логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания учеников. Создание, усиление или изменение взглядов, оценок, установок.

2. Внушение - воздействие на сознание ученика.

3. Заражение - бессознательное подчинение группы воспитанников эмоциональному воздействию воспитателя.

Заражение осуществляется через передачу психологического настроя.

4. Пример - действия, которому подражают. Действие как пример чего-либо.

Нужно помнить, что слабость воспитания в том, что оно осуществляется на сознании человека и требует усилий с его стороны, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей воспитание вносит различную лепту - от самой незначительной до максимально возможной.

Если воспитатель хочет воспитать ребенка, то он должен привлечь его к деятельности, которая совершенствует окружающую ребенка среду. Если к такой деятельности ребенок не будет привлечен, то и воспитания в положительном смысле этого слова не будет.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее развития ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над самим собой, над собственным духовным ростом. Личность из объекта воспитания должна перейти в статус субъекта.

Субъект - это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики:

- самостоятельная;

- предметная;

- совместная;

- творческая.

Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель побуждает воспитанников к определенной деятельности или предотвращает нежелательные действия. Для того, чтобы воспитанники начали проявлять собственную активность, это влияние должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности.

На определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в развитии личности фактора человек сам становится воспитателем.

Самовоспитани - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.

Поэтому мировая педагогика все больше рассматривает воспитанника как от природы деятельное, внутренне активное существо, обеспеченное необходимыми задатками и стимулами для саморазвития, а воспитание - как объективно-субъективный процесс саморазвития и самовоспитания детской личности в системе организованных и стихийных взаимодействий и отношений. Речь идет о природной субъектной активности индивида, формирующегося под воздействием потребностей, инстинктов, влечений, желаний способностей, стремления к самопроявлению и самоутверждению.

Для педагогики имеет большое значение не то, что выделил или не выделил индивид себя сознательно из своего окружения, а выделен ли он окружением - системой воспитания прежде всего - из социального целого и признан ли в качестве субъекта - индивидуальности, наделенного активностью и способностями, которые с первых мгновений жизни ребенка нужно сохранят, развивать, а в случае необходимости исправлять при его активном участии, посредством его деятельности. Если педагогика этого не признает, если воспитание этим положением субъектности воспитанника не руководствуется, то это не педагогика, а наука о дрессировке и практическом натаскивании.

Деятельность как фактор развития личности.

Влияние на развитие наследственности, среды и воспита-ния дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором - деятельностью личности. Под этим понимается все многообра-зие занятий человека, все то, что он делает. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «Скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, каким он вырастет»; «Ни один бездельник еще ничего не достиг»; «Сколько пота — столько успеха»; «Человек сам кузнец своего счастья»; «Кто рано вста-ет, тому Бог дает»; «По труду и честь»; «Творение указывает на творца» и т. п.

Словом, очевидна прямая связь между результа-тами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Разумеется, пределы действия этой закономерности не безграничны, а оп-ределяются «сдерживающими» факторами — способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельно-сти и другими.

В процессе деятельности происходит всестороннее и цело-стное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формиро-ванию запроектированного образа личности, ее нужно органи-зовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспи-танники порой лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельно-сти, обречены на ее пассивное созерцание и затверждение го-товых истин.

Основные виды деятельности детей и подростков — игра, учение, труд. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремес-ленническая, гедоническая (направленная на получение удоволь-ствия) деятельность. Особый вид деятельности — общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже са-мый маленький ребенок уже проявляет себя как активное су-щество. Он предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает свое отношение к людям, предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повы-шаться, так и снижаться. Можно привести сколько угодно примеров, когда человек занят, много работает, но действует без желания, без настроения, как говорится, спустя рукава. Ра-зумеется, такая деятельность к высоким результатам не ведет.

Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоцио-нально окрашенной деятельностью, в которую человек вклады-вает всю душу, в которой полностью реализует свои возмож-ности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохно-вения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляю-щаяся.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей дей-ствительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходи-мость применять полученные знания на практике. Трудовая ак-тивность стимулирует быстрое и успешное формирование ду-ховного и нравственного мира личности, определяет готов-ность много и успешно трудиться.

Все проявления активности имеют один и тот же постоян-ный источник — потребности. Многообразие человеческих по-требностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные максимально ослабить ложные направления активности — по-стоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в пе-риод интенсивного становления человека очень подвижны и пе-ременчивы. На различных возрастных ступенях должны опера-тивно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий.

Активность самого человека — непременное условие разви-тия его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ребенка, без собствен-ного труда он мало чего достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что ученик должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учебным процессом. Следовательно, при правильном воспитании школьник не столько объект пе-дагогического воздействия, сколько субъект, т. е. активный участник собственного воспитания.

Активность личности, как и деятельность, имеет избира-тельный характер. Развитие личности происходит под воздей-ствием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обра-щены к его личности, опираются на его собственное отноше-ние к действительности. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, — писал С.Л. Рубинштейн , — чтобы тыся-чами нитей связать человека с жизнью — так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решении которых он включается.

Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении — это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни", отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблю-дателями, готовыми на все махнуть рукой, — тогда им все ста-новится нипочем».

Активность личности не только предпосылка, но и резуль-тат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творчес-кую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьни-ка обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, воору-жать его такими способами деятельности, которые дают воз-можность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возмож-ности — таковы функции воспитателя, разумно направляюще-го процесс развития личности.

Цель занятия: исследовать роль среды в развитии личности ребенка; проанализировать взаимосвязь факторов "среда" - "воспитание"; определить возможности педагога в процессе развития личности.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие "социальная среда" (микро- и макросреда). Что такое "воспитательный потенциал" среды? Роль среды в развитии личности ребенка.

2. Социальная ситуация развития и элементы ее составляющие. Депривационная ситуация. Воспитательная ситуация развития.

4. "Механизм" влияния среды на развитие личности. Особенности воздействия микро- и макросреды.

5. Условия, обусловливающие успешность влияния благоприятной среды на развитие личности ребенка. Социальная среда и воспитание.

Проблемные вопросы:

1. Считаете ли Вы, что социальная среда является ведущим фактором развития личности?

5. Каким образом, на Ваш взгляд, должен быть решен вопрос о взаимодействии школы и окружающей ее среды?

Литература:

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - С. 174.

2. Выготский, Л. С. Проблема возраста //Собр. соч.: В 6 т., т. 4. - М., 1984. - С. 258-262, с. 383.

3. Новикова, Л. И. Школа и среда. - М., 1985. - N 8.

4. Мудрик, А. В. Социализация в "смутное время". - М., 1991; Введение в социальную педагогику. – М., 1999.

5. Вульфов, Б. З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М., 1981.

6. Лангмейер, Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте /Пер. с чешск. - Прага, 1984. - С. 21-22.

7. Радзиховский, Л. Сталинская педагогика //Учительская газета.- 14.06.1988 и 13.07.1988; Брежневская педагогика //Учительская газета.30.07.1988.

8. Черноушек, М. Психология жизненной среды /Пер. с чешск. - М., 1990.

9. Наследственность и воспитание //Детство идеальное и настоящее (Сб. работ современных западных ученых). - Новосибирск, 1994.

Тема 4. Активность как фактор развития личности

Цель занятия: исследовать роль активности личности в процессе ее развития; проанализировать взаимосвязь факторов "активность личности" - "воспитание"; определить возможности педагога в процессе развитие индивидуальных особенностей личности.

Вопросы для самоподготовки:

2. Отечественные и зарубежные психологи и педагоги об активности личности в процессе ее развития. Развитие «Я-концепции» личности и воспитание.

3. Обусловленность развития активности личности факторами: наследственность, среда, воспитание.

4. Особенности и различия процессов "развитие", «саморазвитие» и "самовоспитание". Характеристика процесса самовоспитания. Условия, при которых оно становится фактором развития личности.

5. Условия развития активности личности в процессе ее жизнедеятельности. Какую роль в развитии личности играет взрослый?

6. Каковы возможности педагога в процессе развития индивидуальных особенностей личности?

Проблемные вопросы:

1. Активность личности - фактор или условие ее развития?

4. Какое значение имеет активность личности в ее развитии?

Литература:

1. Люблинская, А. А. Детская психология. - М., 1971. - С. 58-63.

2. Бассин, Ф. В. О "силе Я" и "психологической защите" //Вопросы философии. – 1969. - N 2.

3. Бернс, Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание /Пер. с англ. - М., 1986. - С. 25-119.

4. Столин, В. В. Самосознание личности. - М., 1983.

5. Маслоу, А. Самоактуализация //Психология личности: Тексты. - М., 1982.

6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование... - С. 173-174.

7. Френе, С. Избр. пед. соч. - М., 1990. – С. 39-40, 45-48.

8. Монтессори, М. Монтессори-материалы: школа для малышей. Часть 1. - М., 1992.

9. Марголис, Дж. Личность и сознание /Пер. с англ. - М., 1986.

10. Леонгард К. Акцентуированная личность /Пер. с англ. - Киев, 1981

11. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - М., 1987.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия экологии, морской биологии и биотехнологии

Отделение экологии

Кафедра общей экологии

Жук Александра Евгеньевна

ФАКТОР СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Владивосток

ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ 3

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ

ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5

ЛИТЕРАТУРА 11

ГЛАВА I

ЛИЧНОСТЬ

Личность - это устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Свойства личности - это то, что сближает индивидов в силу общности исторически и социально обусловленных особенностей их жизнедеятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. Стремление к слиянию с социальной общностью (к идентификации с нею) и вместе с тем – к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает личность и продуктом, и субъектом социальных отношений и социального развития одновременно. Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Богатство которых определяет богатство личности. Отчуждение тех или иных присущих целостному родовому человеку видов и форм деятельности (вследствие общественного разделения труда, закрепляемого в классово-антагонистическом обществе его социальной структурой) обусловливает формирование односторонне развитой личности, которая воспринимает собственную деятельность как несвободную, навязанную извне, чуждую. Напротив, присвоение всей целостности исторически сложившихся видов и форм деятельности каждым индивидом в обществе, лишенном классово-антагонистических противоречий, - непременная предпосылка всестороннего и гармонического развития личности. Помимо общественных, личность приобретает черты, вытекающие из специфики условий жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являются индивиды, т. е. классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных и половозрастных. Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой стороны, придает личности неповторимую индивидуальность, так как эти социально обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизических свойств субъекта. В качестве субъекта социальных отношений личность характеризует активная творческая деятельность, которая, однако, становится возможной и продуктивной благодаря овладению унаследованной от предшествующих поколений культурой. ГЛАВА II РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ ФАКТОРОВ СРЕДЫ

Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности (воспитание); к внутренним- биологические, наследственные факторы. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его из биологического индивида в социальное существо- личность.

Человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность, это содействует приобретению им особого социального опыта. Для нормального развития ребенка с самого его рождения, огромное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.

Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.

Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.

На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование, которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

На любом этапе своего развития человек является природным существом, а потому подчиняется биологическим закономерностям. Но если, биологическое, природное, есть и в человеке, и в животном, то в обоих случаях оно существенно разнится, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными условиями, сложившимися в процессе развития человечества как результат общения между людьми. Среда человека имеет всегда социальный характер и оказывает наиболее влияние на растущий и развивающийся организм ребенка. Особенно активно можно воздействовать на организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так далее. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррекции многих дефектов генетического характера.

Социальное и биологическое в человеке - не две параллельные независимые друг от друга составляющие. В каждой личности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, что исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора - наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития.

В ходе эволюции человека, в процессе трудовой деятельности совершенствовалось не только его тело, но и прежде всего кора головного мозга и центральная нервная система в целом. Человеческие особенности головного мозга закреплялись в генетическом материале и передавались по наследству. Однако психическое развитие человека как личности и сейчас возможно лишь в процессе воспитания, путем повседневного привития ребенку чисто человеческих навыков. Если человеческое дитя даже с самыми “ лучшими” структурными особенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, то развитие его как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях, когда дети раннего возраста попадали в стаи диких животных или подвергались искусственной изоляции. Психическое развитие ребенка как человеческой личности возможно лишь в окружении других людей при активном и пассивном обучении поведенческим навыкам.

Развитие социального поведения ребенка происходит в процессе воспитания. В первые полгода жизни все новое он усваивает в полном смысле слова с молоком матери. Ибо пищевой безусловный рефлекс способствует закреплению первых условных рефлексов. Дети, вскармливаемые материнским молоком и имеющие непосредственный повседневный контакт с матерью в течение первого года жизни, растут более спокойными, уравновешенными, лучше усваивают все новое, в их характере преобладает доброта, сочувствие к другим людям. Во втором полугодии жизни ребенок все больше интересуется другими окружающими его людьми, сохраняя по-прежнему привязанность к матери.

Развитие социального поведения ребенка раннего возраста осуществляется не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происходит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей и более старших детей. В связи с этим важная роль принадлежит окружающим условиям. Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, становится как правило, семейная микросреда - родители, бабушка, дедушка, братья, сестры. Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу, лишь, когда ребенок заговорит. Уже в самые первые месяцы характер заботы взрослых о детях в значительной степени определяет их психическое развитие. Упущенное в этот период трудно восполнимо в дальнейшем. Изоляция детей от родителей может привести при ограниченности, дефиците общения с окружающими к неблагоприятным изменениям в их развитии, к возникновению даже некоторых психопатических черт. Для формирования личностных качеств ребенка значима та семейная атмосфера, в которой живет ребенок: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию или разную, проявляют ли они к нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и предупредительность носят ли в семье теплый, дружественный характер или в них преобладают официальность холодность и т.п. Замечено, что в тех семьях, где родители, не проявляя достаточного тепла к ребенку, часто подменяют его навязчивым контролированием, назидательностью и морализаторством, допускают оскорбления и унижения, высмеивание и физические наказания за промахи и неудачи, дети вырастают неуверенными в себе, мало инициативными, с заниженной самооценкой и притязаниями. Эти качества мешают полноценному развитию ребенка не только в дошкольные годы, но и в дальнейшей жизни.

Дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности и поддержки, имеют немало преимуществ - у них больше возможности для развития своей активности, они чаще проявляют творческий подход, оригинальность, дружеские чувства, обнаруживают больше эмоциональности в своих взаимоотношениях, нежели их сверстники, живущие в условиях излишней строгости, дефицита теплоты, ласки.

На здоровье ребенка и развитие у него личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию личности часто мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание “единственного” ребенка и др. В таких семьях дети часто страдают неврозами, хуже учатся, отстают в физическом развитии, часто болеют различными соматическими заболеваниями.

Если такой ребенок заболевает, происходит дальнейшая астенизация организма, ведущая к снижению физической и психической активности, к ослаблению его реактивности в отношении других неблагоприятных внешнесредовых факторов и предрасполагающая к новым заболеваниям.

В сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы. Длительное отрицательное влияние этих факторов на растущий и развивающийся организм ребенка может привести к аномальному развитию личности и способствовать возникновению нервно-психических расстройств. Для воспитания гармоничной личности и предупреждения нервно-психических расстройств у детей огромное значение имеет социально - экономическая структура общества, система государственных и медицинских профилактических мероприятий. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

ЛИТЕРАТУРА

http://www.diadhilev.perm.ru/art/dokl/00010.htm

http://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=4972&page=3, 2003г.

http://soc-breeding.boom.ru/

http://www.referat.com/catalog/?download=3898.zip.0

Биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно. Наследственные и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Его ход во многом зависит от того, в какую среду, в какую систему условий жизни и взаимоотношений будет включена биологическая особь.

В понятие среда включается вся совокупность условий, в которых осуществляется развитие организма.
Среда включает в себя три составляющие: природную, материальную (или предметную) и социальную.
Природную среду составляют климат, растительность, географические условия. Природная среда оказывает косвенное влияние через образ жизни, труд взрослых. Известно, что игры детей, проживающих на разных континентах, отличаются.

Материальная среда представлена искусственным миром, создаваемым самим человеком - это бытовые предметы, образующие собой непосредственное окружение человека, строения, книги, произведения искусства и т. п. В ходе своего развития ребенок постепенно осваивает способы употребления этих вещей; предметы, находящиеся вокруг него, способствуют формированию представлений.

Но наибольшее значение для развития имеет социальная среда. Имеющиеся в науке факты доказывают, что вне человеческого общества младенец не может стать настоящим человеком, личностью.

В начале XX века индийский психолог Рид Сингх обнаружил в волчьей стае двух девочек: восьми и полутора лет. Младшая умерла через год, а старшая дожила до 17 лет. За 9 лет ее почти удалось отучить от волчьих повадок, но речью девочка по существу так и не овладела, с большим трудом она употребляла лишь около 40 слов.

История имеет примеры того, что при соответствующих условиях среды индивид может достичь высокого уровня развития.

Экспедиция французского ученого Ж. Веляра обнаружила в деревушке, затерянной в глубине лесов Центральной Америки, брошенную на произвол судьбы маленькую девочку, которую позже назвали Мари Ивон. Она принадлежала к племени гваякилов - самому отсталому на земном шаре. Девочку привезли в Париж и поместили в школу. В конечном итоге она превратилась в интеллигентную, высокообразованную, культурную женщину.

Социальная среда представляет собой взаимосвязь трех компонентов.

Макросреду составляет общество, определенные социально-экономические и социально-политические условия жизни. Ее воздействие осуществляется в основном через средства массовой информации, книги, установленные в обществе законы, правила, посредством требований и оценки морали и эстетики.

Мезосреда включает национально-культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.

Микросреда - это социальная среда жизнедеятельности ребенка, с которой он непосредственно контактирует (семейное окружение, общество взрослых, группы сверстников в различных воспитательно-образовательных учреждениях и во дворе, где живет ребенок). Взаимодействие с этими элементами среды имеет исключительное значение для развития ребенка. От того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ребенком, каков характер взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут формироваться.

По мере взросления ребенок вступает в различные контактные группы.

Первая и очень значимая, особенно в первые годы жизни, микрогруппа, - это семья. Исследователями, в частности Е. В. Субботским1, замечено, что формирование личностных качеств ребенка в значительной степени определяется своеобразием семейного микроклимата: дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности, уважения к личности ребенка, имеют немало преимуществ перед детьми, живущими в более неблагоприятных условиях.

Современные исследования показывают, что, к сожалению, в семьях нарастают негативные тенденции. Например, американский психолог У. Бронфенбреннер (данные приведены из книги Л. Ф. Обуховой) указывает, что все чаще отмечается склонность к отчуждению в детско-родительских отношениях. В числе основных причин он выделяет следующие: занятость родителей, рост количества разводов, низкий уровень материального благосостояния и, напротив, достижения цивилизации (отдельные спальни, телевизоры в каждой комнате и т. п.). Аналогичные тенденции наметились и в нашем обществе. Это приводит к формализации контактов (сделал ли уроки, поел ли) и обеднению содержания общения между родителями и детьми.

Вместе с тем общение со взрослым имеет чрезвычайно важное значение для развития психики ребенка. Исследования Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной и многих других свидетельствуют, что недостаток общения с родителями, ограниченность микросреды - причины такого явления, как госпитализм.

Известно, что важным достижением младенчества считается появление потребности в общении с людьми, которая побуждает его искать контакты со взрослым. Но эта потребность не возникает или крайне запаздывает при госпитализме. Лишенные общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, находятся в полудремотном состоянии, пассивно реагируют на внешние сигналы.

С расширением круга взаимоотношений, с поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его микросреду включается еще один взрослый - воспитатель. Характер взаимоотношений с ним, его оценка в значительной мере сказываются на становлении личности ребенка.

Кроме того, ребенок вступает во взаимодействие с детьми, то есть в микросреде начинает выделяться и система «ребенок-ребенок». Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина и др. отмечают существенное влияние общения ребенка со сверстниками на развитие его личности. Через отношение к нему сверстников формируется понимание, оценка самого себя, умение соотносить свои желания с интересами других людей.

Итак, в начале жизненного пути ребенок включен в диаду «дитя-мать (значимые взрослые)». Затем подключается система «ребенок-ребенок», которая закономерно изменяется в процессе развития (группа детского сада, школьный класс, внешкольный учебный коллектив, производственный коллектив). На определенном этапе развития, с созданием семьи происходит возвращение в рамки семейной среды, но уже в новом качестве - в качестве родителя. Такова вертикальная ось жизни человека.

Но движение личности по группам происходит и по горизонтали. В каждый момент жизни человек оказывается вовлеченным в сложную систему различных неконтактных и контактных общностей. Складывается уникальная ситуация межличностного взаимодействия: роль, статус, характер взаимоотношений и т. д.

Итак, среда, особенно социальная, оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка. В разные годы жизни каждый из компонентов среды имеет неодинаковое значение. Однако влияние среды не абсолютно: ребенок не только испытывает воздействие, но и сам преобразует мир. Он взаимодействует со средой в процессе деятельности, как собственной, так и организуемой взрослым. Выражением взаимодействия является активность самого ребенка.