Что такое гармошка музыкальный инструмент. Характерные особенности нижегородских гармоней. Елецкая гармонь: гармонь-полуаккордеон

Человеку,заинтересовавшемуся гармонью,как музыкальным инструментом, и принявшему решение учиться играть на ней,обязательно приходит в голову закономерный вопрос: где, а главное- какую купить гармонь?

Попытаемся сегодня рассмотреть этот вопрос поподробнее(тут хочу сделать небольшую оговорку: речь пойдёт о гармонях-хромках , наиболее популярных и распространённых в наше время).

Вариантов, на сегодняшний день, я считаю, достаточно. В первую очередь, конечно, нужно определиться с суммой, которую вы готовы потратить на покупку, так как разброс цен здесь довольно большой. Всё зависит от того, где и что покупать. Рассмотрим возможные варианты.

Покупка подержанной гармони

Купить не новую, но в приличном состоянии можно, в первую очередь, через сайты бесплатных объявлений. Там очень часто появляются довольно «вкусные» предложения. Цены там начинаются, грубо говоря, от 500 рублей за громоздкие «Беларуси» и им подобные инструменты, до 50000 рублей и выше-за мастеровые гармони в различном состоянии.Конечно, есть и некие «экстремальные» предложения на этих сайтах: например, когда ту же «Беларусь» предлагают за 30000 рублей(!) или отличную мастеровую гармонь ручной работы-за 10000, а то и меньше.

Во втором случае, это будет замечательным вариантом гармони, если инструмент окажется в нормальном рабочем состоянии(чтобы не кусать потом локти, читайте, как проверить гармонь при покупке), так как учиться играть на таком инструменте-одно удовольствие.

Но это был бы слишком идеальный вариант(хотя и вполне возможный, если продавец плохо разбирается в этом деле), чтобы на полном серьёзе рассчитывать на него. В большинстве случаев довольствоваться придётся «Чайками», «Маричками» и прочими гармонями фабричного производства ещё советских времён.

Из всего множества вариантов, которые там предлагаются, советую обратить особое внимание на гармони 50-х-60-х годов, типа Шуйских и Тульских, которые звучат поприятнее, благодаря использованию древесины,а не дюраля и пластика как материала для изготовления голосовой части(дека, резонаторы). Вот, например,как звучит Тульская гармонь тех лет:

Ну, если подобных вариантов вам не подвернулось, то берите более поздние «Чайки» и «Тульские». Из Тульских довольно неплохие отзывы имеет «Тульская 301», которая считается среди гармонистов, пожалуй,самой удачной по своим звуковым качествам из серийно выпускаемых, но встречается нечасто.

На «Шуйской гармони» утверждают, что «сборку и настройку своих баянов и гармоней они проводят, не прибегая к приемам массового производства, т.е. вручную, благодаря чему каждый инструмент имеет свое яркое и выразительное звучание, свое «лицо». Наверное это действительно так, если вспомнить,что инструменты они сейчас делают, в основном, на заказ.

Также стоит упомянуть о гармони «Тройка» — собственной разработке компании ООО «Бастон»,которая является официальным дистрибьютором таких производителей музыкальных инструментов, как «Weltmeister» (Германия), «ОВК Мелодия» (Россия), «Шуйская гармонь» (Россия), «Баянофф» (Россия), АККО (Россия), «Pearl River» (Китай), «Fantini» (Италия).

Напоследок скажу: на мой взгляд, лучший вариант гармони, к которому нужно стремиться — это мастеровые цельнопланочные инструменты, имеющие очень яркое и выразительное звучание(нижегородские, кирилловские, вятские) и сделанные с душой, когда мастер вкладывается в каждую деталь, в каждую мелочь, а не абы как.

Вот, в целом, и всё, из чего сегодня можно выбирать желающему купить гармонь.

Сергей Акимов(актуально на момент 2011 года)

Старинные гармони в отличие от современных гармоней отличались своими небольшими размерами. Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). Хорошо известны череповецкие гармони или, как их называли, черепанки. У этих гармошке было 5-7 кнопок на правой руке, а левой клавиатуры могло не быть вовсе.

Старинные гармони в отличие от современных гармоней отличались своими небольшими размерами. Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). Хорошо известны череповецкие гармони или, как их называли, черепанки. У этих гармошке было 5-7 кнопок на правой руке, а левой клавиатуры могло не быть вовсе.

Появившиеся вслед за тульскими саратовские гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания и поэтому эти небольшие гармошечки приобрели в народе большую популярность.

Контрукция гармошки постоянно совершенствовалась. Вятские кустари расширили диапозон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название вятской гармони.

Все перечисленные гармошки имели особенность - одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Все вышеперечисленные гармони имели одно общее название - тальянки. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию. Это довольно сложная техника игры и естественным стремлением мастеров и гармонистов было желание упростить и упорядочить работу мехом.

Эту проблему решили ливенские кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки мастера увеличили количество борин (до 30-40), т.е. меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.

Следущим этапом в развитии гармони были т.н. двухрядные гармошки. К этому времени в предшествующих двухрядке однорядных гармонях эже начали появляться дополнительные кнопки, но на самостоятельный второй ряд они еще не "тянули". Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и "двухзвукорядной", т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся опредедленный звукоряд. Такие гармошки получили название русские венки.

В настоящее время все перечисленные выше гармошки - большая редкость. Примерно с 50-х годов XX века тальянки были практически вытеснены хромками. И сейчас, если у вас или у знакомых есть гармонь, то на 99,9% это хромка.

Хромки могут быть "порядковыми" или "непоряковыми". У непорядковых гармошек с левой стороны не три, а два ряда кнопок (отсутствует вспомогательный ряд).

Любая гармошка может быть одноголосной, двухголосной или трехголосной, т.е. при нажатии на пешку звучит одна, две или три планки, которые настроены между собой различными способами (в унисон или "в разлив" - два голоса звучат в октаву).

Весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Гармонь (гармошка) - язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.

Гармонь-хромка

Основной считается версия о том,что прародительница этой разновидности гармони пришла в центральные районы России в конце 19-го века с Русского севера и имела первоначальное название "северянка"(не буду утверждать точно,но,возможно, имеется ввиду Кирилловская гармонь).

Однако,существуют и некие данные,что гармони по-типу хромки существовали уже в 60-х годах 19-го века.Так что,есть вероятность,что она гораздо старше,чем мы думаем.

У человека,имеющего даже какие-то базовые представления о нотной грамоте, при первом знакомстве с хромкой возникает совершенно закономерный вопрос:а почему,собственно,эта гармонь называется хроматической,если звукоряд её основан на мажорной гамме,которая сама по себе-диатоническая(до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до) и не содержит диезов и бемолей,кроме трех,вынесенных в самый верх правой клавиатуры?Но наличие этих трех полутонов в звукоряде хромки ещё не дает ей право называться хроматической гармонью!Так же,как не называются хроматическими многие другие разновидности гармоней,такие,как саратовская,например, тоже имеющие несколько хроматических ступеней,вынесенных вверх клавиатуры.

Всё дело в том,что во времена,когда гармонь-хромка начинала активно распространяться (начало 20-го века),был изобретен баян,который, на самом деле,и есть истинно хроматическая гармоника без всяких допущений и поблажек,так как имеет в каждой октаве все 12 существующих полутонов- 7 основных(входящих в мажорную гамму) и 5 дополнительных.Истинные гармонисты того времени быстро заметили сходство устройства звукоряда баяна и "северянки".Для них это было практически одно и тоже,только на баяне "звуков поболе". Во так и закрепилось за этой разновидностью гармони название "хромка".

Ну есть еще и шуточная версия происхождения этого названия: звукоряд хромает-потому и хромка.

Впрочем,здесь нужно сделать небольшую,но важную оговорку:сейчас мало,кто из рядовых гармонистов об этом знает,но ещё до Великой Отечественной Войны существовали модели гармони-хромки,имеющие 27 клавиш в правой клавиатуре,а не 25 (что давно принято за стандарт).Вверх были вынесены не три полутона,а целых пять,что давало ей значительно более высокие исполнительские возможности по сравнению с нашими нынешними хромками.Не даром в последние годы гармонисты-профессионалы активно обзаводятся именно такими инструментами,имеющими расширенный звукоряд.Особенно часто их можно увидеть в руках учеников орловского композитора и преподавателя Евгения Дербенко,который написал немало произведений именно для такой,расширенной,хромки.

Но в последующие,когда широко развивалось массовое промышленное производство гармоней и выбор был остановлен именно на хромке,как наиболее удобной для игры и простой в освоении разновидности гармоник,кто-то железным решением сверху постановил,что простому человеку не нужны эти две дополнительные кнопки,хватит и оставшихся трех,а для более требовательных существует баян.Возможно, в чём-то он был прав: ведь в традиционном исполнительстве на Руси (частушки,плясовые) практически не применялись хроматические ступени звукоряда,но,наверное,стоило оставить эти два звука и предоставить гармонистам самим решать,где их использовать,а где-нет.

Кстати,существует интересное решение для расширения звукоряда обычной хромки 25х25,которое при наличии некоторых навыков, позволяет обогатить его двумя дополнительными полутонами: путем небольшой переделки резонаторов правой части,нужно сместить весь звукоряд вниз на две кнопки (естественно,придется избавиться от двух самых высоких звуков внизу клавиатуры,но они и так редко используются) и "поставить" на две верхние освободившиеся кнопки голосовые планки,добавляющие еще две хроматические ступени.Сделать это может любой,кто хорошо знаком с внутренним устройством звуковой части гармони и имеет хотя бы небольшие столярные навыки,но лучше,конечно,обратиться к мастеру.

Устройство гармони-хромки в разрезе

Так же,попытки расширить звуковые возможности хромки,предпринимались многими мастерами.Например,мастер-конструктор А.А.Глаголев изготовил и подготовил для массового производства модель гармони-хромки,имеющую полный хроматический звукоряд,и напоминающюю уже,скорее,баян (с трёхрядной правой клавиатурой и пятирядной-левой).Но образец этот в серию не пошёл и не получил широкого хождения.

Запуск в массовое производство именно хромки, фактически, стал началом конца для всех остальных видов русской гармони,которые с наводнением рынка дешевыми и,как уже говорилось,простыми в освоении гармонями,стали постепенно выходить из употребления и к середине прошлого века хромка стала самой распространенной в стране,вытеснив такие замечательные, и имеющие заслуженное право не быть забытыми,гармони,как русская венка(или гармонь русского строя),тальянка,ливенка, саратовская,елецкая и другие... Вместе с этими гармонями постепенно стали забываться и многие наигрыши,которые наиболее полно и красочно звучали только на них,а при исполнении на хромке теряли свой колотит.Ведь на гармонях с разным звуком на сжим-расжим меха,волей-неволей приходится делать акценты там,где на хромке их чаще всего нет,и это придает какой-то неповторимый задор исполняемым мелодиям,особенно-плясовым и частушечным.

Нижегородская хромка

Но на данный момент,из всех видов гармоней,именно хромка доминирует и на сцене и в быту.

Вятская(или-Кировская) хромка

Хромка сама по себе тоже имеет несколько характерных разновидностей,отличающихся как внешним оформлением,так и звучанием.Особенно выделяются из них гармони-хромки: нижегородская(или горьковская),вятская(или кировская) и кирилловская.Каждая из этих разновидностей имеет довольно характерное оформление и очень узнаваемый тембр,позволяющий даже просто на слух легко отличить одну от другой.Все эти гармони и сейчас довольно хорошо распространены.

Вятская гармонь

В 1840-х годах в Вятской губернии появляется довольно крупный центр,где производились гармони.Гармонный промысел здесь основал крестьянин из села Истобенского Орловского уезда Данила Нелюбин.Как и большинство крестьян,не имевших пахотных земель,семья Нелюбиных занималась бурлачеством.Отец Данилы служил на одной из купеческих барж,и Данила плавал с ним на ярмарку в Нижний Новгород,где отец и купил ему первую гармонику(было ему тогда шестнадцать лет).

Гармошка эта сломалась через несколько дней.За помощью Данила обратился в лавку,где был куплен инструмент,и хозяин лавки,Аким Воронцов,починив сломанный голос,объяснил Даниле,как устроена гармонь и рассказал о способах устранения различных поломок и дефектов.

Данила,будучи очень любознательным и способным пареньком,схватил эту науку слёту и очень быстро прослыл наплохим мастером,чинившим инструменты по всей округе.Недостатка в клиентах у Данилы не было,так как,распространённые в то время тульские гармошки часто ломались.Изучив на деле все детали гармоник,их назначение и устройство,Нелюбин в начале 1844 года приступил к самостоятельному изготовлению инструментов.Сделать копию тульских голосовых планок Данила не смог,так как они изготавливались из толстого железного листа,сделать проёмы в котором было невозможно,не имея под рукой специализированных приспособлений.Голосовые планки в то время делались с помощью двух кованных зажимов-шаблонов,имеющих сквозные проёмы. Голосовые проёмы в планке,зажатой между этими шаблонами,выбивались с помощью специального зубила-пробойника,имеющего ширину проёма.У Нелюбина не было таких средств,чтобы заказать кузнецу эти приспособления...Даже,если бы он знал о их существовании...Он просто выбил голосовые проёмы на обухе топора обыкновенным зубилом,использовав в качестве голосовых планок более тонкие латунные полосы.В дальнейшем,история развития гармони показала правильность такого решения,потму что латунные планки имели много преимуществ перед железными:они не ржавели,лучше переносили перпады температур,легче поддавались обработке,дольше сохраняли правильный строй.Но самое главное,латунные планки лучше звучали:инструмент с такими планками издавал более чистый и сильный звук.Тульские мастера тоже стали исползовать для изготовления планок медь,но только для дорогих штучных гармоней.В дальнейшем,когда вятский гармонный промысел получил широкое развитие,вятские мастера тоже стали использовать медные планки.

На звучную и прочную вятскую гармонику люди стали смотреть уже не как на игрушку,в отличие от тульской гармошки,а как на полноценный музыкальный инструмент.Молодые парни отдавали предпочтение именно местным гармоням,даже несмотря на то,что они были значительно дороже тульских.

Делая свои гармоники,Данила Нелюбин имел хороший доход и,опасаясь потерять его,никому не разглашал свои секреты.В то время по окрестным сёлам бродил мальчик-калека Иван Крылосов,имевший прозвище Иван Жоржа(за картавость).Часто заходил он и к Нелюбину и подолгу сидел у него,наблюдая за работой мастера.Тот не считал его за конкурента и временами,незаметно для себя,рассуждал вслух,тем самым ознакомив мальчика со многими подробностями своего мастерства.Спустя некоторое время,Иван Крылосов начал работать самостоятельно,став впоследствии знаменитым мастером.Крылосов и Нелюбин потом сами рассказывали эту историю и,несмотря на конкуренцию,стали давать советы и указания начинающим мастерам.

Схема устройства правого полукорпуса вятской гармоники в разрезе:1-гриф,2-клавиши,3-сетка,4-клапаны,5,9-голосовые планки,настроенные на октаву выше,6,8-основные голосовые планки,7-голосовые планки,настроенные на октаву ниже,10-подвижная кожаная петля для большого пальца

Новым промыслом занимались крестьяне нескольких деревень Шалеговской волости.В деревне Новосёлы,под городом Орловым,производством гармоник занялся Степан Федотович Новосёлов,работавший с учениками.Его мастерская вскоре заняла лидирующие места по числу производимых гармоник.В Вятском уезде промысел наладил крестьянин Семён Евсеевич Шельпяков из деревни Шельпяки,занимавшийся ранее изготовлением точёной деревянной посуды и умевший играть на скрипке.В 1856 году гармоники начал делать и Иван Вараксин из деревни Вараксино.Его сыновья и внуки тоже стали известными мастерами.Таким образом,Вятский и Орловский уезды становятся центром гармонного

Вятская гармонь в Кировском краеведческом музее

промысла в Вятской губернии.

Вятская гармонь в Кировском краеведческом музее Мастера продолжали

совершенствовать свои инструменты.Например,начали производить гармони,имевшие одинаковый звук на сжим-расжим мехов,с сохранением строя натурального мажора.А чтобы сохранить широкий диапазон звучания инструмента,увеличили количество клавиш до двенадцати.Также претерпел изменения характер звучания:мастера стали делать двухголосые гармоники,с настройкой "в розлив",что сделало звучание более сильным и красочным.Также,к этим планкам стали добавлять голоса,звучащие на октаву выше или ниже или,даже,голоса,настроенные в квинту к основным.Вятские гармоники снабжались и регистровыми движками(до пяти штук),позволявшими менять окраску и силу звука,путём отключения или включения голосов в различных комбинациях.Левая сторона гармоники практически не изменилась.Там звучал аккомпанемент бас-аккорд,добавился лишь подголосок-пискун.Позднее,в начале 20-го века,в верхней части левого полукорпуса делались два колокольчика,звеневших при нажиме специального рычажка.При смене направления движения меха,левая сторона звучала по разному:при расжиме звучал тонический-бас аккорд,при сжиме-доминантовый.

Использовалась вятская гармоника без плечевых ремней,как и большинство гармоник того времени.За грифом правой клавиатуры был небольшой ремешок под большой палец,который двигался вверх-вниз за кистью играющего.А левая часть имела ремень,охватывающий запястье.

Производство гармоник распространилось из Вятской губернии в Казань.Там производство наладили мастера-братья Половниковы,до 1883 года занимавшиеся промыслом в Вятской губернии,а потом перенёсшие производство в Казанскую губернию:ими была открыта гармонная мастерская в Казани.Именно здесь вятская гармоника превратилась в татарскую,которая распространена и в наше время.

Красивый,сочный,своеобразный звук вятской гармоники не оставил равнодушными и другие народы России:в частности,целая группа кавказских гармоник повторила основные элементы вятской гармоники.

Вятская гармоника в исконном виде встречается и сейчас в Кировской и Пермской областях и прилегающих территориях у старых гармонистов и в самодеятельности.

Ливенская гармонь

Ливенская гармоника-одна из самых простых,как по доступности для музыканта,так и по конструкции,разновидностей гармоник.Точная дата её рождения неизвестна,но создана она была примерно в середине 19-го века в городе Ливны(отсюда и название),Орловской губернии,когда тульскими мастерами уже было налажено производство гармоник на основе образцов с немецким строем,имевших разный звук на сжим-расжим мехов.Ливенские мастера внесли в свою гармонику ряд существенных изменений,по сравнению с тульскими,главным из которых явилось одинаковое звучание каждой клавиши на сжим и расжим мехов.

На её основе,позже были созданы такие образцы,как вятская и елецкая рояльная гармони,а конструкционные новшества были использованы впоследствии в гармонях-хромках и баянах.Ливенка воспета многими писателями и поэтами своего времени и часто упоминается в произведениях С.Есенина,Л.Толстого,Н.Лескова,И.Тургенева и других.

В правой клавиатуре ливенской гармоники было от 8 до 15 клавиш,расположенных в один ряд.Как уже упоминалось,звуки при смене движения меха на ливенке одинаковые. Делались эти гармоники обычно двухголосными, иногда - трехголосными. Характерно октавное звучание двух планок с медными голосами, причем верхняя планка имеет открытый звук (даже без наружной сетки), а звук нижней планки приглушен специальным устройством(наподобие ломаной деки,применяемой в современных баянах и некоторых гармонях), которое изменяет тембр звука (см. схему).Это дает специфическое звучание.

Поперечный разрез правого полукорпуса ливенской гармони

Схема устройства (в разрезе) правой стороны корпуса ливенки: 1 - гриф, 2 - кнопки, 3 - клавиатурные клапаны, 4 - верхняя голосовая планка, 5 - планки с голосами, настроенными на октаву ниже, 6 - резонаторный канал (Cosotto), 7 - отверстия для доступа воздуха в резонаторный канал, 8 - кожаная петля, скользящая по металлической скобке.

В левой клавиатуре (прямо на передней части корпуса) имелось 6 и более специальных "лапок",которые отвечали за звучание басов и располагались очень близко друг к другу.Это делалось для того,чтобы можно было нажимать одним пальцем сразу 2-3 "лапки".

На задней части корпуса находились 2-3 клавиши,звучавшие во второй или первой малой октавах.Там же,но в верхней части корпуса,находилась ещё одна "лапка"-писчик,звучащая во второй октаве, и клапан "шестерик",звучавший по разному на сжим и расжим).

Ливенская гармошка использовалась без плечевых ремней.Как и в Елецкой рояльной и Саратовской гармониках,на тыльной стороне грифа она имела кожанный ремешок для большого пальца правой руки.В левой части имелся узкий ремешок,охватывающий кисть левой руки.

Звукоряд ливенских гармоник различных мастеров был различен.Некоторые ливенки с 8-ю клавишами в правой клавиатуре имели диапазон от ноты "соль" первой октавы,до ноты "Соль" второй октавы.Другие,с 12-ю клавишами-от ноты "до" первой октавы,до ноты "соль" второй октавы.

Вследствие малых размеров корпуса ливенской гармоники(примерно 25см в высоту и 8 см в ширину),мастерам пришлось увеличить объём меховой камеры за счёт увеличения числа борин(складок меха).У ливенки их может быть до 40 и гармонист может обмотаться мехами дважды вокруг пояса!Меха такой длины и придают ливенке такую самобытность и необычность.К тому же у неё очень оригинальное звучание басов,словно гармонисту аккомпанируют рожок,сопелка или жалейка.Это-заслуга специальной конструкции басового строя,включающего "хрипунчики","барабанчики","пискунчики".Все эти названия басов очень точно описывают их звучание.

Ливенская гармоника очень быстро завоевала популярность,благодаря своей дешевизне(а,следовательно,и доступности) и простоте конструкции.

В 1964 году сын Ивана Занина(одного из последних мастеров,делавших ливенскую гармонику) - Валентин решил организовать ансамбль «Ливенские гармошки».Инструменты для первого состава ансамбля он собирал по сёлам и деревням. Позже в с.Беломестном нашелся ливенский мастер Н. И. Нестеров со своим учеником К. Ф. Кудрявых. Они возобновили ремонт и настройку ливенок, а позже наладили и полный цикл производства этих гармоник,ставших базой для созданного ансамбля.

Ансамбль очень быстро стал популярен и в 1970 году он был впервые приглашён в Москву на телефестиваль народного творчества. А с 1975 года начались и выступления ансамбля в других странах.

Валентина Занина, в качестве руководителя, сменил Е. И. Москвин, а затем В. М. Демидов. В нынешнее время ансамбль не ведёт активной концертной деятельности... Но он по-прежнему существует, а вместе с ним существует и ливенская гармонь.

На гармонях-ливенках и сейчас играют гармонисты,такие как Павел Уханов,Геннадий Калмыков и другие.

Саратовская гармоника

Мастера Саратовской губернии начали делать подобные гармоники в 60-х годах 19-го века.Конструкция их была Саратовская гармоникаразработана на основе русской "семиклапанки",но в течение некоторого времени диапазон её расширился до 20 звуков(10 кнопок с разным звуком на сжим-разжим мехов).Концертные инструменты,впоследствии,имели до 12 кнопок.Звукоряд этих гармоник адаптировался для исполнения популярных местных частушек и напевов. Постепенно,гармоника стала пятиголосой,что теперь является установившимся стандартом.Мех оснащался одной-двумя дополнительными рамками для прочности.Левая клавиатура имела четыре кнопки,вместо двух на "семиклапанке". Самая характерная для Саратовской отличительная черта-наличие колокольчиков вверху и внизу левого полукорпуса,которые звенели при нажиме крайних клавиш.Также,в левом полукорпусе имелся воздушный клапан(вверху,под большой палец) для бесшумного спуска воздуха из мехов.Саратовские гармоники настраивались в разных тональностях в мажорном ладу

Звукоряд саратовской гармоники

Устройство саратовских гармоник довольно интересно.В стандартном пятиголосом инструменте голосовые планки располагались таким образом:основная планка и планка,настроенная на октаву ниже,стояли на резонаторе,имевшем выход в особый резонаторный канал,который придавал звуку характерный тембр.Планка,настроенная на октаву ниже основной,могла отключаться с помощью регистровой пластины по необходимости.Иногда возможность отключения делали и для основной планки.Три свистовые планки,настроенные на октаву выше основной,устанавливались прямо на деку.Из-за расположения клапанов в разных плоскостях их делали двойными,один клапан на каждом рычаге располагался снаружи деки,второй-в резонаторном канале.Таким образом,нажатие одной клавиши открывало сразу два клапана.Подобная конструкция в последствии получила название "ломаная дека" и в настоящее время широко применяется в профессиональных инструментах,как баянах и аккордеонах,так и в гармонях. Саратовские гармоники настраивались "в разлив",что было их характерной чертой.

Никто на этот вопрос точно ответить не может, "науке это не известно". Бытует мнение, что гармошка пришла в Россию из Германии. Однако абсолютно точно это нельзя утверждать, поскольку гармошки существовали в XVIII-XIX веках и в Германии, и в Австрии, и в Италии, и во Франции, и даже в Англии.
Изобретателей гармошки очень много. Памятник же надо поставить тому человеку, кто изобрел гармошечную планку, а именно - додумался извлекать под давлением воздуха звуки из вставленного в миниатюрную металлическую рамку металлического язычка. Кто он был - немец или русский, француз или англичанин - тайна "покрытая мраком".
Академик А.М.Миреку доказывал ее русское происхождение. Гармоника в современном виде появилась в Санкт-Петербурге. Ее отец- чешский инженер Франтишек Киршник проживал тогда в России и свой-- инструмент продемонстрировал питерцам в 1783 году. Своему детищу он дал чешское имя

Гармоника. Но теперь это название,как и "гармошка”, стало в русском языке разговорным.Официальное название этого инструмента - гармонь.
Она быстро стала русским национальным инструментом. Подкупила гармошка и звучным голосом, и простотой обучения игре, и своими "игрушечными” по тем временам размерами.

Все таки как же гармошка появилась на Руси? Эта история похожа на сказку.
Всё решил случай... Не поехал бы тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов на ярмарку в Нижний - не наслаждаться бы нам сегодня изумительным звучанием гармошки.
А было так. В июльское воскресенье 1830 года ходил Иван Сизов по Нижегородской ярмарке, любовался товаром всяким - и заморским, и российским: расписной посудой семёновской, пряниками городецкими, кружевами балашихинскими да вологодскими, кузнечными и ювелирными работами костромичей и вдруг... услышал звуки сочные, глубокие, певучие, потом увидел инструмент, рождавший музыку непонятно чем: складки вроде бы матерчатые да планки деревянные с лопаточками да пуговками под обе руки... «Гармоника, — пояснил хозяин, — вещь редкая, заморская...» И цену запросил неслыханную - 40 рублей ассигнациями! Но уйти Иван уже не мог: всё возвращался к гармонике. А потом рассчитался и повёз домой - в Тулу, в Оружейную слободу... Повторить образец мастеровому человеку оказалось не так уж трудно. Смастерил Иван Сизов несколько гармоник: себе, людям в подарок, а потом начал делать и на продажу. За ним и другие, кто посмекалистее, начали ладить гармоники... На масленую неделю 1831 года то в одной избе, то в другой плясали не под балалайку или рожок, а под гармонику «которая вызывала на такую пляску в какой высказывалась бы безыскусственно жизнь, энергия и размашистая натура славянина. Тут-то гармоника и есть сущий клад!».
По другим источникам зарождение производства русских гармоник приходится на 30-е годы 18 века в Туле с широкой специализацией по отдельным деталям и операциям. За свою почти двухвековую историю долговечные и звучные, отличающиеся высокими художественными достоинствами, тульские гармони и баяны стали одним из символов России, получив заслуженное признание во всем мире. Самые примитивные, единичные образцы ручных гармоник были изготовлены тульскими мастерами - братьями Шкунаевыми в своей домашней мастерской. Вслед за ними, примерно с 1820 года, стационарное производство простых ручных гармоник организовал оружейник Тимофей Воронцов в полуподвальном этаже своей самоварной фабрики. Дальнейшее развитие этому процессу положила привезенная оружейником Иваном Сизовым с Нижегородской ярмарки в 1830 году простейшая пятиклапанная гармошка. Он открыл в Туле гармонную мастерскую, в которой сначала копировал привезенный образец, а затем организовал у себя массовое производство гармоник.
Гармонное производство открылось в одноэтажном доме в Чулковской слободе. Бывшее гармонное подсобное хозяйство вскоре переросло в «Вольно-оружейничью гармонную фабрику» - первую в России. Ее владельцем являлся Т.П. Воронцов. Музыкальные инструменты на ней изготавливались вначале по образцам, завезенным главным образом из австрийской столицы. В 1848 году ведомость «Вольно-оружейничей гармонной фабрики» отмечала, что на предприятии машин нет, а делаются вещи рабочими людьми, коих находится: мастеров -10, учеников-3, все вольнонаемные, из русских. Наемные рабочие производили инструменты трех видов: большие, средние и малые, ценой от 15 до 25 копеек за штуку - в зависимости от размеров. В год выпускалось до 6 тысяч гармоник. Впоследствии производство достигло 10 тысяч музыкальных инструментов. Продавались они в Москву. После смерти в 1854 году Тимофея Пименовича гармонная фабрика перешла во владение его сыну Гавриилу. Самоварная фабрика досталась другому сыну - Акиму. Впоследствии братья поменялись фабриками. Третий сын - Иван был московским купцом первой гильдии. В 1920 году бывшая гармонная фабрика А.А. Воронцова отошла в ведение патронного завода. В фабричных зданиях разместились детские сады. Жилой двухэтажный дом, построенный для семьи Алексеем Акимовичем на ул. Рождественской (ныне ул. К. Маркса, 128) был передан под общежитие. Он единственный сохранился из всех построек, правда, в измененном виде. Его первый этаж по самые окна ушел в землю, а великолепный декор во многих местах оказался сильно поврежден. Воронцовский дом уже не выделяется своей красотой и величественным видом на фоне соседей, как в былые времена.
В конце прошлого века на краю улицы Штыковой в Чулково появилась новая гармонная фабрика. Ее открыл в 1880 году Леонтий Алексеевич Чулков, живший вместе с шестью сыновьями на соседней улице Замочной. Она была небольшой, но по техническому оснащению с ней в нашем городе не могло сравниться, ни одно предприятие. На выставке гармоней, состоявшейся в Туле в 1888 году, изделия этой мастерской настолько поразили великого князя Михаила Михайловича, что он распорядился тот час в его присутствии наградить Леонтия Алексеевича золотой медалью. В 1907 году его сын -Геннадий Леонтьевич Чулков создал механику так называемых заемных басов для двухрядной венской гармоники, с помощью которой при нажиме на кнопки басов открывались не только басовые клапаны, но и соответствующие клапаны из аккордного набора, что делало звучание басов более насыщенным. На это свое изобретение он получил патентное свидетельство. До настоящего времени механика Г.Л. Чулкова применяется во всех венских гармониках, что является особенностью звучания басовых партий во всех изделиях тульского гармонного промысла.
Наиболее крупным предприятием по изготовлению гармоник в Туле была фабрика братьев Киселевых ,

которая в основном специализировалась на выпуске двух - и трехрядных венских гармоник, в чем достигла значительных успехов. Они сначала работали на оружейном заводе, а по вечерам и в воскресные дни, чтобы получить дополнительный приработок, занимались изготовлением гармоник. Первое время кустари делали простые пятиклапанки. Их гармоники отличались хорошим звуком и красивой отделкой, поэтому сбывались легко. На киселевскую фабрику Н.И. Белобородов привез венскую гармонь, где она с его помощью была переделана в двухрядную с русским строем и стала способна играть русские мелодии. В 1883 году братья организовали мастерские по изготовлению гармоник в своем доме. В 1886 году на их продукцию обратил внимание владелец московского магазина на улице Тверской Петр Павлович Ватутин. Он приехал в Тулу и заключил с братьями сделку на поставку киселевских гармоник на большую сумму. Его заказ позволил тулякам развернуть производство своих голосистых певуней. На деньги, скопленные матерью за счет мелкой торговли, авансы московского торговца братья в 1890 году построили на улице Веневской двухэтажный дом, где располагалась гармонная фабрика. Она находилась в большом деревянном доме, который украшала затейливая резьба. Но особый шик ему придавали ажурные парапетные решетки и непривычные для туляков цветочные вазоны. На гармонной фабрике трудились наемные рабочие, но привлекались также кустари, занимавшиеся на дому изготовлением отдельных деталей. На нее сманивались лучшие тульские мастера. Здесь работали Дмитрий Лялин, Алексей Пастухов, Александр Горбунов, Николай Бадейщиков, Дмитрий Кузьмин, Николай и Дмитрий Грязновы и многие другие местные умельцы. Все они были вынуждены отказаться от кустарного труда из-за того, что их собственные мастерские не выдерживали конкуренции с отлично налаженным производством. Им поручалось выполнять наиболее сложные операции, трудиться над сборкой отдельных узлов. Киселевская фабрика в основном специализировалась на выпуске пользовавшихся особенно большим спросом двух и трехрядных венских гармоник русского строя -сокращенно «венок», и добилась значительных успехов. Скопив средств, братья в начале ХХ века расширили ассортимент язычковых музыкальных инструментов. Их фабрика занимала ведущее положение по производству гармоник и баянов в России, конкурируя на мировом рынке.
В 1900 году на Международной торговой выставке в Париже двух - и трехрядные венские гармоники братьев Киселевых получили награды. В 1905 - 1907гг. фабрика начала также изготавливать трехрядные хроматические гармоники - "левая по правой (выборные) и ножные басы”. В 1914 году они были удостоены золотой, трех серебряных и бронзовых медалей.
Среди гармонных мастеров особенно выделялся Леонтий Алексеевич Чулков. В 1880 году он организовал самостоятельную гармонную мастерскую, где работал вместе с шестью своими сыновьями. В 1907 году самый талантливый из них Геннадий Чулков создал механику так называемых заемных басов для двухрядной венской гармоники. На это изобретение им было взято патентное свидетельство. С тех пор и до настоящего времени механика Г.Чулкова применяется на всех венских гармониках, что является еще одной художественно - стилевой особенностью звучания басовых партий во всех изделиях тульского гармонного промысла. Первые образцы русских гармоник отличались оригинальностью, хорошим качеством и внешней привлекательностью, но имели один существенный изъян - у них отсутствовал хроматический строй, что, естественно, ограничивало музыкально - художественные возможности инструмента. Создание гармоники с хроматическим строем явилось важным шагом на пути совершенствования инструмента.
Одним из самых ярких пропагандистов гармоники был тульский мещанин

возможности , он предложил мастеру Л.А. Чулкову изготовить для него инструмент с двухрядной клавиатурой по собственным эскизам, в которых Николай Иванович особо проработал систему клавиатуры, во всем остальном положившись на знания и опыт мастера. Новый инструмент представлял собой двухрядную гармонику с полной хроматической гаммой и не с семью, как обычно, а с 12-ю звуками. Новая хроматическая гармонь получилась необычайно певучей и прекрасно оформленной: в ее отделке использовались древесина кипариса и слоновая кость, а поверху затейливой вязью была пущена латунная инкрустация, кожа и перламутр. В одной из комнат

экземпляр изобретенной им хроматической гармоники, сделанной руками

Голосовые планки были изменены таким образом, что гармонь стала давать одинаковый звук при сжиме и разжиме мехов. Строй ее по -прежнему был диатонический (в определённой тональности, например, в до-мажоре.
Но для расширения круга тональностей в верхней части ее клавиатуры стали добавлять два-три хроматических звука. Так "хромка" стала почти хроматической, за что и получила свое название.
"Хромка" была хороша тем, что на ней можно было сыграть любой местный наигрыш. Ее называли ещё "двухрядкой" за то, что кнопки в правой руке были расположены в два ряда, чтобы всё было, как говорят, под пальцами.
В середине 80-х годов Х1Х столетия Николай Иванович создает кружок любителей игры на хроматических гармониках, а в начале 90-х из участников

Белобородова продолжалась много лет и прекратилась в конце 1902 года. В

начатое своим учителем. Скромный тульский бухгалтер стал концертмейстером оркестра, который совершал гастрольные поездки по соседним городам. Впоследствии гармонь с хроматическим строем

"баяном”. Среди других промыслов гармонный занимал в Туле второе место, и рост числа кустарей - гармонщиков продолжался из года в год. Наивысший показатель в производстве гармоник достигнут у нас перед первой мировой войной, в 1912-1913 гг.

По окончании гражданской войны начинается кооперирование кустарей в артели по производству различных гармоник. Первая такая артель была организована гармонным мастером А.П.Пастуховым в Туле в 1922 году. С именем этого мастера, непревзойденного по части наклепки голосов, связано
производство лучших сольных и оркестровых баянов в течение многих лет.
Все частные фабрики (точнее сборочные цеха) в дореволюционной России были основаны на надомном производстве и не годились для переоборудования их в государственные промышленные предприятия, в связи с чем встал вопрос о создании государственных фабрик. Для лучшей организации гармонного производства в 1928 году в Москве одновременно с конкурсом гармонистов была устроена выставка гармоник, после чего для фабрик установили твердый ассортимент и стандарты производимых моделей гармоник. Качество выпускаемой продукции и ее художественно-стилевые особенности отслеживались на проводимых конкурсах мастеров. Музыкальные инструменты проигрывались за занавесом, и жюри определяло на слух качество звучания. При этом неизменно победителями оказывались тульские мастера.
В грозные годы Великой Отечественной войны производство музыкальных инструментов повсеместно было прервано. Но тяга народа к музыке была столь велика, что из армии стали приходить письма. Фронт требовал: "Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!” И выпуск музыкальных инструментов был восстановлен. В суровую военную годину гармонь и баян по праву заняли свое место в боевом строю. В начале 1943 года на базе артели "Тульская гармония” было организовано ремесленное училище по подготовке рабочих кадров для музыкального производства. За парты тогда сели первые 250 мальчишек и девчонок, чтобы стать продолжателями славы тульских умельцев-мастеров народного художественного промысла.
Неоднократно лучшие изделия тульских мастеров завоевывали призовые места на различных конкурсах, выставках и ярмарках. Эта продукция вошла в число ста лучших товаров России. ООО «Тульская Гармонь» - один из крупнейших российских производителей баянов и гармоней. Предприятие осуществляет производство язычковых музыкальных инструментов любых игровых возможностей, а также металлодеталей для гармоник, баянов, пианино и аккордеонов.
В двухсотлетней истории развития музыкального инструментария гармоника в Тульском крае за короткий срок прошла огромный путь -от игрушки, издававшей один аккорд, до профессионального музыкального инструмента, сохранив в себе лучшие традиции уникального народного промысла.
В 30-х годах ХХ века была создана первая гармонная фабрика (артель); в 70-х годах XX века предприятие, имевшее тогда название «Производственное объединение «Мелодия», выпускало около 110 тысяч баянов в год.

В 2000 году объединение было выкуплено компанией OST WEST CORPORATION и зарегистрировано как ООО «Тульская Гармонь». Материальные вложения и грамотная политика руководства OWK позволили предприятию значительно увеличить объемы производства.
В настоящее время, благодаря постоянному совершенствованию производственного процесса, ассортимент выпускаемых ООО «Тульская Гармонь» музыкальных инструментов, по сравнению с 80-ми годами прошлого столетия, расширился в четыре раза. Сегодня предприятие выпускает около трех тысяч музыкальных инструментов в год, которые звучат в профессиональных и самодеятельных оркестрах, музыкальных учреждениях, в руках музыкантов-виртуозов. Среди заказчиков ООО

«Тульская Гармонь» -ансамбль «Россия» ,

Хор Пятницкого ,

и многие другие.
Одним из важнейших направлений развития предприятия является подготовка и повышение квалификации его работников. На сегодняшний день ООО «Тульская Гармонь» -одно из немногих российских предприятий, готовящих мастеров по изготовлению музыкальных инструментов. Неоднократно лучшие изделия тульских мастеров завоевывали призовые места на различных конкурсах, выставках и ярмарках. В 1994 году ОАО «Мелодия» было награждено в Мехико Международной бриллиантовой

национального института маркетинга предприятие было еще раз отмечено столь высокой наградой. В 1997 году «Мелодия» удостоилась в Швейцарии международной награды «Эртсмейкер» в номинации «За сохранение и развитие интеллектуального кадрового потенциала предприятия в период

награды в номинации «За мудрость и гибкость политики управления». В 1998 году в Мадриде ОАО «Мелодия» удостоено международной награды за качество выпускаемой продукции «Платиновая звезда», а в 1999 году в Париже награждено ХШ Международным призом Европы «За качество». В областном конкурсе 2004 и 2007 годах «Флагман малого бизнеса» ООО «Тульская Гармонь» стало победителем в номинации «Лучшее предприятие года в сфере народных промыслов и ремесел». Предприятие является лауреатом конкурса «100 лучших товаров России».

Достойно продолжает традиции славных тульских мастеров работники ООО «Тульская Гармонь», в цехах которой создаются новые образцы тульских баянов, отвечающие самым современным исполнительским требованиям, такие, как баяны «Русич», «Русь», «Мир», «Тула» и др.

Как устроена гармошка?
Сердцем гармошки являются планки. Именно планки издают милые сердцу звуки. Планка - это металлическая рамка, на которой закреплен металлический язычок. От размеров язычка зависит высота звука. Самые низкие звуки издают самые массивные язычки. Планки с помощью парафина крепятся в ряд напланочной рейке, которая в свою очередь установлена на городушках (целая система воздушных каналов подводящих воздух к планкам). С правой и с левой стороны устройства в принципе одинаковые. К городушкам воздух подается через клапаны, которые открываются посредством физического давления через кнопочный механизм на пешки (кнопки). Пешки выстраиваются на грифах в ряды (один, два или даже три). Все это (планки, планочные рейки, городушки, кнопочные механизмы) находятся в деках(правая или левая), которые соединены между собой мехами. Меха имеют свойство складываться с помощью борин (8-40 шт.) Такова общая схема устройства гармони. Но каждая гармошка, конечно же, имеет в устройстве свои нюансы и различия.
Следующим этапом в развитии гармони были так называемые двухрядные гармошки. К этому времени в предшествующих двухрядке однорядных гармонях уже начали появляться дополнительные кнопки. Губная гармошка является прадедушкой современной гармони..

Вслушайтесь в ее звучание

Перед покупкой первой гармошки вам необходимо будет определиться, на гармошке какого типа вы собираетесь учиться играть.

Губные гармошки бывают разные. В основном это обусловленно тем, что для исполнения различных произведений требуется определенный строй гармошки (расположение нот) в котором удобно это произведение играть. К примеру, если вы собираетесь играть блюз или кантри, вам подойдет блюзовая диатоника. Если джаз или классику – вам нужна хроматика. С русскими-народными дружит тремоло-гармоника. Если вы собираетесь аккомпонимировать группе, то возможно вам подойдет аккордная или бас-гармошка.

В результате получается примерно такое разделение:

Блюзовая гармоника
Блюзовая гармоника - самая популярная на сегодняшний день. Обычно имеет 10 отверстий, в каждое можно играть и на вдох (англ. draw ) и на выдох (англ. blow ). При определённых навыках игры можно играть хроматически с помощью специальных приёмов - бендов и передувов. Продаётся в разных тональностях и настройках, но самая распространённая - C-dur.

Хроматическая губная гармоника
Хроматическая гармошка (“хромка”, “хроматика”) дает возможность играть хроматически (т.е. использовать все ноты) без использования специальных приёмов. Как правило для этого используется кнопка (“слайдер”, “клапан”) при нажатии которой происходит сдвиг нот на полтона в ту или иную сторону, но есть и хроматические гармоники без слайдера, например бас-гармоники, или аккордные. Количество отверстий как правило 12-16. Большой размер и наличие кнопки позволяет визуально отличить большинство инструментов от других типов гармоник. Чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, джаз, поп и классика.
Хроматика с кнопкой изобретена немецкой фирмой Hohner очевидно на базе диатонической блюзовой гармоники в начале 20 века, первые модели появились около 1910.

Тремоло гармоника
В Тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло-эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

Октавная гармоника
Октавная гармоника - другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

Басовая гармоника
Басовая гармоника - фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединённых шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту - по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Аккордовая гармоника
Аккордовая гармоника, подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.