Выразительные средства музыки: Диалог метра и ритма. Выразительные средства музыки: Диалог метра и ритма Музыкальный материал урока

Учитель музыки и МХК Кичак Т.Н.

Урок музыки «Диалог ритма и метра» в 6 классе

«В ритме есть нечто волшебное, он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам».

( Гёте)

Цель урока:

Нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.

Задачи урока:

    Знакомство с понятием «метр» и «ритм» в музыке и жизни.

    Знакомство с различными фактурами на примере следующих
    музыкальных произведений:

    И.Штраус. Вальс «Сказки Венского леса»;

    А.Хачатурян. «Танец с саблями» из балета «Гаяне»;

    Л.Бетховен. Симфония № 5.

3. Дальнейшее развитие чувства ритма и полиритмии.

    Разучивание и ансамблевое исполнения ритмического
    аккомпанемента.

    Знакомство с различными приемами и методами работы с
    учебником по музыке и «Дневником музыкальных размышлений».

    Дальнейшее развитие слушательской и певческой культуры
    учащихся.

Тип урока: Интегрированный.

Техническое оснащение:

    Видеозапись балета А. Хачатуряна «Гаяне».

    Аудиокассета с записью симфонии № 5 Л. Бетховена.

    Компьютерный слайд - альбом:

    Портреты композиторов и нотные примеры;

    Фортепиано, компьютер, аудио и видео техника.

    Фотографии памятников архитектуры, иллюстрации.

    Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Учебник «Музыка». 6 класс.

    Т. И. Науменко, В. В. Алеев, Т. Н. Кичак «Дневник музыкальных
    размышлений» б класс.

Ход урока

У: «Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями.

Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы слышим его и видим - в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка.

Может быть, во всеобщей ритмичности бытия и заключен ответ на вопрос, отчего мы так чувствуем музыкальные ритмы и отчего это чувство пробуждается в нас уже с первых дней жизни, задолго до того, как мы научимся различать и понимать слова.

Вот почему иногда говорят, что ритм - изначальная форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем.

Рассмотрите иллюстрации.

В чем вы находите проявление ритма, ритмичности?

Д: В чередовании колонн, окон, листьев, узоров на крыльях бабочки...

У: А это чередование равномерное?

Д: Нет. Иногда одинаковые элементы возникают чаще, иногда реже.

У: А можно также то чаще, то реже расположить музыкальные звуки? Получится ли тогда ритм звуков или музыкальный ритм?

Д: Я думаю, что это возможно.

У: Так что же такое ритм в жизни и в музыке? Попытайтесь дать свое определение.

Д: (Дают свои определения).

У: Итак, мы приходим к выводу, что порядок и симметрия - коренные свойства ритма, а в музыке - это чередование длинных и коротких звуков.

Что же произойдет с музыкой, если в ней исчезнет ритм?

Прослушайте знакомую вам с детства песенку, в которой вдруг исчез ритм. Попытайтесь узнать ее.

Учитель играет мелодию песни «Елочка» без ритма.

У: Какой характер у этой музыки?

Д: Плавный, спокойный.

(Как правило, немногим удается узнать песню).

У: Что же привносит ритм в музыку?

Д: Настроение, характер...

обозначен тактовыми чертами?

Д: Метр и ритм не совпадают.

У: Как вы думаете, какой характер будет у музыки, если ритм постоянно вступает в спор, борется с метром и размеренностью.

Д: Она будет взволнованной, энергичной, напористой...

У: Сейчас вы увидите уникальную запись первой постановки балета А. Хачатуряна «Гаянэ». Сделана она во время Второй мировой войны, когда Мариинский - Петербуржский театр был эвакуирован в город Тверь. Здесь была осуществлена первая постановка знаменитого балета. Вы знаете, что тогда было черно -белое кино. Но до сих пор вызывает восхищение энтузиазм и мастерство актеров. Сравните характер музыки с вашими определениями.

Д: Подтверждают правоту своих высказываний.

У: Как вы думаете, почему в музыке, которая появляется сегодня, борьба метра и ритма так сильна? Почему музыка 15-16 веков более размеренна, спокойна? Найдите объяснение этому в жизни человека.

Д: Дают свои ответы.

У: Откройте учебник на странице 50.

Рассмотрите фрагмент нотной записи симфонии № 5 Л. Бетховена.

Найдите размер. Сколько долей должно быть в такте?

Д: В такте должно быть две доли.

У: То есть метр состоит из двух долей. Отображен ли в нотном фрагменте метр произведения или здесь записан только ритм?

Д: Нет. Я здесь вижу только отображение ритма.

У: Верно. Ритм совершенно победил метр, мерность, размеренность. Что же произошло в жизни человека, если ритм его жизни совершенно уничтожил ее размеренность, биологическую пульсацию?

В симфонии композитор всегда делится со слушателями своими чувствами, переживаниями. Именно об этом мотиве Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». Ритм отображает характер этих жизненных обстоятельств, которые заставляют человека нарушить привычный образ жизни, бороться или покориться им.

Как вы думаете, какие мысли о себе поведал нам Л. Бетховен в своей симфонии №5? Что чувствовал композитор, когда писал такую музыку??

Д: Высказывают свои суждения.

У: Рассказывает эпизод биографии композитора. Откройте «Дневник музыкальных размышлений» на странице с названием «Афиша». Выберите в нотных примерах те музыкальные произведения, у которых медленный темп и запишите в первое отделение фамилии их авторов и названия. Произведения, написанные в быстром темпе, запишите во второе отделение.

Д: Выполняют проверочную работу:

"+ узнают по нотным фрагментам прослушанную на уроке

У: Слушая различные музыкальные произведения, мы узнали, что ритм часто вступает в спор, в борьбу с метром, иногда совершенно побеждая его. А могут ли они существовать друг без друга?

Д: Конечно, нет.

У: Метр и ритм в музыке, как и в жизни человека, всегда существуют в единстве, несмотря на постоянную борьбу и различия.

Не случайно И.Гёте замечал, что «в ритме есть нечто волшебное; он заставляет верить, что возвышенное принадлежит нам».

Послушайте песню М.Дунаевского «Непогода». Каково взаимодействие ритма и метра в этой песне?

Д: Они не противоречат друг другу.

Разучивание фрагмента песни по времени.

В музыке ритм редко выступает изолированно, вне связи с метром.

Метр, мерность, равномерность - однокоренные слова не случайны.

Они связаны с пульсом человека, размеренностью жизни, графиком работы, расписанием, равномерным чередованием чего-либо: равномерно чередуются день и ночь...

Д: Времена года, переменки и уроки, приход в школу и уход из нее...

У: Шаги человека... Иногда человек ходит, подчеркивая какой-либо шаг, выделяет его, особенно в танце.

Музыка всегда отражала жизнь, ее разнообразные явления, в том числе и ее размеренность, пульсацию, равномерность. Все эти явления отображались в музыке с помощью метра, который записывается в нотах цифрами 2\4,3\4,4\4.

Попытайтесь по метру определить танец, который сейчас прозвучит.

У: Играет аккомпанемент вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса».

Д: Это вальс.

У: Это аккомпанемент вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса».

В вальсе всегда один шаг длинный, а два последующих -короткие. Откройте учебник на странице 42. В нотном примере пульсация долей обозначена размером 3\4, который записан в начале произведения. Перед каждой сильной долей ставится тактовая черта.

Покажите пульсацию сильных и слабых долей хлопками. Следите по нотам и сделайте вовремя остановку в конце фрагмента.

Д: Хлопают, выделяя сильные доли.

У: А теперь добавим мелодию. Что она передает, метр или ритм?

У: Покажите его хлопками.

Д: Хлопками показывают ритм.

У: Метр и ритм в вальсе И. Штрауса противоречат друг другу или звучат в единстве?

Д: Дополняют друг друга.

У: Исполните ритм и метр одновременно, разделившись на две группы.

Д: Исполняют ритмический аккомпанемент.

У: Отройте учебник на странице 49. Где отображается метр: в аккомпанементе или мелодии?

Д: В аккомпанементе.

У: Каков его характер?

Д: Радостный, равномерный.

У: Рассмотрите мелодию. Над нотами найдите обозначения ударений. Совпадают ли они с пульсацией метра, которыйУрок

Блока в ритме , соответствующем ритму каждой песни. Ритм песен (строчка... музицирование, импровизации на уроках музыки – направлены на... что в тексте передается диалог , разговор между воином и... отечественную индустрию развлечений: «Метро », «Нотердам де Пари...

  • Урок роль языка в обществе

    Урок

    Правописания. Тип урока : урок усвоения новых знаний... заимствованные (пальто, метро и др.), которые... в сравнительной степени. а) Музыка стала громче. б) Мы... игры актера, повествования, диалога , ритма . ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ – ДИПЛОМАТИЧНЫЙ Дипломатический...

  • Рабочая программа по музыке для 6 класса обращена главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонически

    Рабочая программа

    Воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Целью уроков музыки в 6 классе является духовно-нравственное... 14 Диалог метра и ритма 1 Комбинированный Метр в музыке – порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма . Метры ...

  • Каждое музыкальное произведение обязательно написано в каком-нибудь определённом размере: 2/4, 3/4, 4/4 и т. д. Однако размер редко совпадает с ритмическим рисунком музыки. Ритм обычно намного богаче и разнообразнее простой метрической пульсации.

    Давайте вспомним, что такое ритм? (чередование длительностей). А что мы называем метром? (чередование сильных и слабых долей).

    Доля метра может быть выражена различной длительностью.

    Какие длительности вы знаете? (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая). Что отличает их одну от другой? (долгота звучания)

    Простучите, пожалуйста, на столе ритмический рисунок детской песенки «Ёлочка» М.Красева (I –II- I- II- II-II- I )

    А теперь простучите только метр (I – I – I –I – I – I )

    Теперь поделимся на две группы: одна стучит ритм, другая метр.

    Молодцы.

    В сочетании равномерной пульсации метра и постоянной изменчивости ритма, возможно, и заключён секрет завораживающей власти ритма над человеческим сердцем.

    Во всём многообразии музыки практически не найдёшь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых они вступают в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую силу метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным. Он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями».

    Своей яркой выразительностью эта музыка во многом обязана именно ритму. Его зажигательность, изменчивость, непредсказуемость сразу же вовлекают слушателя, в живое и яркое эмоциональное действие.

    Балет «Гаянэ» написан Хачатуряном в 1942 г. В сложное и трагичное время эта музыка прозвучала как жизнеутверждающий рассказ о любви к Родине, великом подъёме духа советских людей. Мы сегодня можем по-разному относиться к этой эпохе, но то, что миллионы людей в то время жили единым порывом, с энтузиазмом строили свою жизнь.

    Музыка балета глубоко связана с музыкальной культурой народов Закавказья. Мелодии его близки народным интонациям, в них проявляются ладовые, ритмические особенности армянской музыки. Тембры инструментов оркестра как бы подражают звучанию народных инструментов. Народные сцены, в которых особенно ярко проявляется эта близость с народным искусством, занимают в балете большое место. Причём жизнь народа Хачатурян показывает с разных сторон - и в будни - в работе, и в бедствии, и в день праздничного веселья.

    Анализ произведения. Простукивание ритма и метра.

    - Как вы думаете: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок? (Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог).

    Иногда ритм или даже короткий ритмический оборот может стать основой яркого образа всего музыкального произведения. Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена(Людвиг ван Бетховен (1770-1827) – великий немецкий композитор, пианист и дирижер, представитель музыкального направления «венский классицизм».), которая является очень известным и значительным сочинением. При этом вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из нескольких нот.

    Именно об этом мотиве композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь» - слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. «Мотив судьбы» - с таким названием эти четыре ноты навсегда вошли в историю музыки.

    Послушайте фрагмент из 1-ой части Симфонии № 5 Л. Бетховена.

    Первые такты симфонии образуют главную ритмическую интонацию. Удивительная сила мощной музыкальной энергии, заключённая всего в четырёх нотах, пронизывает всё развитие произведения – от первых звуков до финала.

    Анализ произведения. Простукивания ритма и метра.

    Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями “метр” – “ ритм” в музыке и жизни человека в целом.

    • развивать чувство ритма у учеников и представление о нём;
    • продолжить знакомить с понятиями диалога “метра” и “ритма” в музыке и жизни;
    • развивать творческую активность на уроке и умение обобщать полученную информацию, работая в инициативных группах и самостоятельно;
    • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству и интерес к предмету.

    Музыкальный материал урока:

    • слушание и анализ – А.И. Хачатурян “Танец с саблями” из балета “Гаяне”;
    • исполнение – ритмические “кричалки” “Джумба” и “Баня”; шотландская песня “My Bonnie”.

    Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, синтезатор, электронное пианино, DVD– проигрыватель, диски с музыкальными произведениями, электронная презентация.

    Оформление доски: три раздела – “Тема”; “Слушаем”; “Поем”.

    Тип урока – комбинированный

    ХОД УРОКА

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока “Диалог метра и ритма”. На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое метр и что такое ритм. Вспомните, пожалуйста! (Демонстрирую звучание ритма – отбиваю ритм).

    Ученики: Конечно, это ритм. (Слайд2 ) Дают определение ритма: чередование долгих и коротких звуков. Исполняют практическое задание: “Повторить ритмический рисунок”, даёт задание учитель, ученики и по очереди желающие повторяют ритмический рисунок.

    Учитель: Молодцы! С заданием справились отлично! Найдите, пожалуйста, алгоритм данного явления в природе, жизни.

    Ученики: приводят примеры: ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи; ритмичны человеческое дыхание и биение сердца; ритмичны архитектурные сооружения с их симметрично расположенными окнами, колоннами, лепными украшениями, и наконец господство ритма во всех сферах жизни позволило во времена античности поставить музыку на первый план устройства Вселенной.

    Учитель: Действительно так! И сразу же привожу пример метра– путём отстукивании.

    Ученики: Дают определение метра. Метр – это пульс музыки, ритм – равномерное чередование сильных и слабых долей.(Слайд 3)

    Учитель: И так две стороны одной “ медали”! Как же они сосуществуют метр и ритм!

    Ученики: Безусловно, между ними взаимная беседа и в названии темы урока раскрывается смысл данного понятия – диалог: две стороны, два собеседника.

    Учитель: В какой связи находятся метр и ритм? Как осуществляется этот бесконечный диалог?

    Ученики: Метр вносит порядок, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком.

    Учитель: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок?

    Ученики: Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог.

    Учитель: Да, совершенно верно, действительно во всем многообразии музыки практически не найдется произведения, в котором бы метр полностью совпадал с ритмом. Как правило, в музыкальных произведениях метр и ритм вступают в диалог, а иногда даже в откровенный спор: ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую силу метра. И как вам кажется, какой же должен быть характер у данного произведения?

    Ученики: Зажигательный, динамичный,

    Учитель: Совершенно верно! Он всячески избегает совпадения с метрическими долями, пытаясь их разрушить, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета А.И. Хачатуряна “Гаяне”, получившим название “Танец с саблями”. (Слайд 4 А.И. Хачатурян)

    Слушаем фрагмент из балета “Гаяне” “Танец с саблями” (Анализируем произведение)

    Ученики: Исполняет произведение симфонический оркестр (четыре группы инструментов), ведущая группа – медно-духовые инструменты, характер динамичный, зажигательный, ритм – изменчивый и непредсказуемый. Метр пытается обуздать эту стихию, вступая в неравный диалог.

    Учитель: Молодцы, умницы! И так А.И. Хачатурян – яркая, одаренная личность. Дети, как вы думаете в каком возрасте целесообразнее начать занятия музыкой?

    Ученики: Наверное, в семь лет.

    Учитель: Безусловно, но есть исключения из правил. Хачатурян стал заниматься музыкой профессионально почти в 19 лет, родился и вырос в Тбилиси, по национальности армянин. Баловень судьбы, все мыслимые награды и признания получил при жизни. Одно из самых ярких и удивительных событий было связано с прозвучавшим произведением.

    Однажды, Хачатурян в составе Советской делегации прибыл в Испанию. Любимым и самым почитаемым художником был Сальвадор Дали (Слайд5 С.Дали ) художник-сюрреалист(сверх реальный, другая реальность, совместить несовместимое, пишу “как брежу”, отражаю свои сны(Слайд6,7,8 – картины С.Дали). Мечта о встречи с ним не давала покоя. И вот этот радостный, поистине счастливый день наступил. Хачатурян переступил порог дома: прекрасная зала для гостей, где он в ожидании приема, испытывая чувство глубокой тревоги и волнения, томился почти два часа, порываясь выйти, но, увы, все двери были заперты. Вдруг вспыхнул яркий свет, распахнулись центральные двери: под оглушительные звуки “Танца с саблями”, С.Дали верхом на метле с саблей в руке, проскакал по периметру зала. Мажор дома громко и торжественно объявил: “Прием окончен”. Погас свет. История этого события была рассказана известным писателем-историком М. Веллером в сборнике “Легенды Невского Проспекта” 1993г (Слайд10)

    Вот так состоялся диалог между двумя выдающимися талантами! (Слайд11)

    Повторное прослушивание произведения, после которого переходим к практическому заданию. (Слайд12) Перед нами метроритмическая кричалка

    “Джумба”. Класс делится творческие группы:

    I группа скандирует “Джумба” – четыре раза до вступления следующей группы, являясь метрической основой кричалки и на протяжении исполнения кричалки продолжает скандировать “Джумба”

    II группа вступает на пятой доле со словами “Джумба, квелико, питолико, микадзе” и скандирует эту фразу дважды и продолжает скандировать её на протяжении исполнения кричалки.

    III группа вступает на начало третьего скандирования II группы со словами “Пля, пля, пля синкопа! Ква, ква, ква – кварелли”. Дважды произносит свою фразу и все три группы заканчивают одновременно скандированием “Джумба”.

    Учитель: Замечательно! Скажите, пожалуйста, что в данном диалоге выполняет функции метра.

    Ученики: Первая фраза “Джумба” – метр! А остальные две выполняют ритмический рисунок!

    Учитель: Молодцы! Умницы! Теперь попробуем исполнить “Джумбу” соло. И так, нужны трое отважных исполнителей. (В зависимости от подготовленности детей “Джумбу” можно на опорных звуках трезвучия и т.д. и т.п.)

    Учитель: Попробуем исполнить русский вариант кричалки. Можно поменяться группами. Группа, исполняющая ритмический рисунок будет метрической основой и наоборот. Кричалка “Баня”. (Слайд 13)

    I группа – “С Волги бревна прикатили”.

    II группа – “Кидай веники на баню”.

    III группа – “Пей чай с сухарями”. Исполняем эту кричалку по принципу исполнения “Джумбы”. Заканчиваем эту кричалку скандированием “Баня”

    Учитель: Молодцы!!! Скажите пожалуйста, а как называется принцип исполнения, когда голоса вступают по очереди, друг за другом: в определенной последовательности?

    Ученики: Каноном.

    Учитель: Совершенно верно! Мы продолжаем работу над исполнительским мастерством, завершая работу над народной шотландской песней “My Bonnie”. Как в оригинале должна быть исполнена песня?

    Ученики: А капелла, т.е. без сопровождения, одноголосно.

    Учитель: Вспоминаем мелодию. Песня написана в куплетной форме. Что это значит?

    Ученики: состоит из запева и припева.

    Учитель: Сейчас мы пропоем все запевы. Вспомним слова и мелодию. (Работа над унисоном, слаженным звучанием.)

    После работы над исполнением песни звучит контрольный вариант “My Bonnie” с солистами.

    Учитель: А как мы можем исполнить эту песню, правильно с музыкальным сопровождением.

    Звучит исполнение песни с автоаккомпаниментом (Идеальный вариант: аккомпанируют учащиеся на синтезаторе)

    Учитель: Замечательно!!! Пришло время подвести итоги. Работа в группах. Класс разделяется на небольшие группы по 4 -5 учеников. Группа берет задание-вопрос. Каждой группе необходимо сформулировать ответ и решить, кто будет его озвучивать.

    • Как ты понимаешь выражение “ диалог метра и ритма”? Приведи примеры диалогов, которые были на уроке.
    • Возможно – ли полное совпадение ритма и метра? Аргументируй свою позицию: если да, то, что может произойти?
    • Найти алгоритм понятиям метра и ритма в жизни.
    • Какие жанры отличаются наиболее разнообразной ритмической характеристикой?
    • Назвать произведение, прозвучавшее на уроке, автора и охарактеризовать его сточки зрения темы урока.
    • Как ты думаешь, могла бы музыка существовать без ритма? Аргументируй свой ответ.
    • Согласен ли ты, что в музыке А.И.Хачатуряна “Танец с саблями” главнейшим средством выразительности является ритм? В чём заключаются его особенности?
    • Как, по-твоему, в музыке Хачатуряна взаимодействуют метр и ритм – совпадают, дополняют друг друга или “спорят и борются”?

    Учитель: подводит окончательный итог урока. Ответы детей являются ярким подтверждением усвоением данной темы на отлично. А урок мы закончим так, как предположительно его мог бы завершить сам Сальвадор Дали.

    Звучит “Танец с саблями” (Слайд14). В класс врывается театральный персонаж со шпагой, проносится ураганом по кабинету, останавливается в центре и произносит сакраментальную фразу “Урок окончен, господа! Спасибо всем за внимание!!!”

    Дополнительный материал для проведения уроков музыки по разделу ­
    ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ для 6 класса
    На тему Ритм: Диалог метра и ритма
    Когда мы говорим, то на одних словах замедляем темп, а другие произносим
    быстро, делая акцент на главных моментах, чтобы придать смысл всей фразе в
    целом. То же самое в музыке: ее также можно разделить на фразы, и одни
    ноты будут звучать сильнее других. Временная организация этих нот и
    называется ритмом.
    Ритм является, пожалуй, основной характеристикой музыки. Несмотря на то,
    что он может существовать сам по себе ­ в барабанной дроби африканских
    племен, например, ­ в классической музыке, редко можно услышать ритм без
    мелодии или гармонии.
    Другим важным временным аспектом в музыке является метр. Метр и ритм ­
    это не одно и то же. Метр ­ это регулярное и равномерное повторение
    музыкального рисунка, тогда как ритм относится к специфической
    организации длительности нот внутри каждой музыкальной фразы. Пьесы с
    одним и тем же метром могут иметь абсолютно разный ритм. Например,
    вальс ­ это танец на три четверти с тремя ударными долями и с акцентом на
    первой: РАЗ, два, три, РАЗ, два, три, но это не значит, что в каждом вальсе
    ритм будет идентичным. Для сравнения возьмите начало трех фортепианных
    вальсов Шопена ­ Вальс ми­бемоль мажор, соч. 18 (фрагмент), Вальс ля­
    бемоль мажор, соч. 42 (фрагмент), Вальс ля минор, соч. 34, № 2 (фрагмент).
    Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп­
    музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в
    классической музыке они чаще используются для пунктуации или
    подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными
    инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно
    различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами
    под музыку. Если отнести метр к равномерному повторению событий, то
    существует «метр» Вселенной и нашей повседневной жизни. Есть «метр»
    циклического повторения времен года, месяцев и дней, так же как «метр»
    жизнедеятельности человека: дыхания, ходьбы, подъема и падения уровня
    наших гормонов и ­ наиболее очевидный ­ биение нашего сердца.

    Стремление различить метрический рисунок музыкальной пьесы может
    зачастую сделать доступным даже самое сложное произведение, но не
    волнуйтесь, если временами вам будет казаться, что это не получается:
    иногда композиторы намеренно делают его мало различимым, возможно, для
    того, чтобы создать ощущение пространства или остановившегося времени.
    Например, совершенно невозможно стучать в такт известному началу к
    "Тристану и Изольде" Вагнера (фрагмент), даже если вы очень хорошо
    разбираетесь в музыке.
    В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм
    полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще
    встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает
    в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть
    сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится
    необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с
    метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то
    прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте
    из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями».
    Своей необыкновенной образной выразительностью эта музыка во многом
    обязана именно ритму: его бесконечно подвижная игра, изменчивость,
    непредсказуемость всегда безотказно действуют на слушателя, вовлеченного в
    живое и яркое эмоциональное сопереживание.
    Бывает, что ритму удается ­ пусть на короткое время ­ вырваться из
    ритмических оков. Это не означает, что он начинает действовать сам по себе,
    вне связи с общей ритмической организацией сочинения. Однако в сознании
    слушателей, а порой и в памяти многих слушательских поколений какой­
    нибудь ритмический оборот может стать самым ярким образом, сигналом
    всего последующего образного развития.
    Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является
    очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из
    короткого мотива, состоящего всего из четырех нот:
    Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так
    судьба стучится в дверь»­ слова, ставшие в дальнейшем крылатыми.
    Многочисленные варианты этого мотива­эпиграфа пронизывают всю первую
    часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив­эпиграф вложен
    не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается

    как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и
    неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части.
    Удивительна эта концентрация мощной музыкальной энергии, заключенная
    всего в четырех нотах, к тому же почти лишенных мелодического начала!
    Извечное стремление музыкального ритма к преодолению «Земного
    притяжения» метрической пульсации – одно из проявлений эмоциональности
    в музыке. Ведь и у человека пульс бьется не всегда ровно, он ускоряется или
    замедляется в зависимости от его переживаний, волнений и тревог. Если
    проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится,
    что оно не всегда одинаково: где­то ритм поддерживает спокойное и
    неторопливое повествование, где­то, наоборот, включается в стремительное
    движение музыкального потока, где­то нарочито замедляется и даже как
    будто замирает.
    Пульс соответствует частоте, с которой разворачиваются музыкальные
    события. Сравните медленный пульс "Грезы" Дебюсси (фрагмент) с быстро
    сменяющимися темами и мотивами его "Игры волн" (фрагмент).
    Здесь мы подходим к еще одному средству ритмической выразительности
    музыки ­ ее скорости, или темпу.
    Музыка, будучи искусством временным, за долгие века своего существования
    научилась движению во множестве темпов ­ от медленных до самых
    стремительных. Каждый из музыкальных темпов имеет свое название, обычно
    на итальянском языке. Так, например, Adagio (адажио) означает «медленно»,
    moderato (модерато) ­ «умеренно», allegro (аллегро) ­ «скоро», presto (престо)
    ­ «быстро», presto prestissimo (престо престиссимо) ­ «в высшей степени
    быстро». Рядом с этими названиями могут применяться обозначения
    усиливающего (molto ­ мольто ­ «очень») или сдерживающего характера (mа
    non troppo ­ ма нон троппо ­ «но не слишком»).
    Как видим, в темповых обозначениях отражены даже различные оттенки
    скорости. Это связано с тем, что музыкальный темп в огромной степени
    зависит от содержания и характера произведения, от тех настроений и
    эмоций, которые в нем преобладают.
    О чем же рассказывает музыкальный ритм?

    Что слышится нам в мерной поступи метра, в причудливом и порой
    неожиданном рисунке ритма; какую загадку таят музыкальные темпы? И как
    все это, сочетаясь множеством связей, преобразуется в стройное,
    совершенное и гармоничное целое ­ музыкальное произведение?
    Из всех искусств только музыка способна показать нам красоту в движении, в
    развитии, в ее становлении шаг за шагом. А. Блок говорил, что в мире
    «катятся звуковые волны, волны духа». Но точно так же, как сейчас, эти
    волны катились и сто, и двести лет назад. В них ­ наши радости и надежды,
    поражения и разочарования, все, чем полна человеческая жизнь. Лишь музыке
    подвластно выражение этого грандиозного непрекращающегося движения ­
    движения звезд и земли, океанов и рек, людских судеб и чувств. Лишь музыка
    доносит до нас живой ритм давно ушедших времен.
    Источник http://www.music­fantasy.ru/content/vyrazitelnye­sredstva­muzyki­
    dialog­metra­i­ritma

    Музыка 6 класс

    Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» - «ритм» в музыке и жизни человека в целом.

    Задачи:

    Образовательная:

    Развивающая: Развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально - слуховые представления). Развивать вокально - хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока. Умение слушать и анализировать прослушанный материал.

    Воспитательная:

    Музыкальный материал урока:

    • Слушание и анализ - А.И. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»; Л. Бетховен симфония №5 1 часть

    Тип урока - комбинированный

    Вид урока - урок концерт

    Просмотр содержимого документа
    «Диалог ритма и метра»

    Музыка 6 класс

    Тема урока: Диалог метра и ритма.

    Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» – «ритм» в музыке и жизни человека в целом.

    Задачи:

    Образовательная: Продолжить знакомить с понятиями диалога «метра» и «ритма» в музыке и жизни; сравнить музыкальные ритм и метр «Танец с саблями» А. Хачатуряна и Симфония №5 Л. Бетховена.

    Развивающая: Развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления). Развивать вокально – хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока. Умение слушать и анализировать прослушанный материал.

    Воспитательная: Воспитание у обучающихся слушательскую и исполнительскую культуру, музыкальный вкус и интерес к предмету.

    Музыкальный материал урока:

      Работа с музыкальным ритмом на примере детской пени «Елочка» М. Карасева

      Слушание и анализ – А.И. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»; Л. Бетховен симфония №5 1 часть

      Исполнение песни «Любимая школа» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова)

    Техническое оборудование урока: экран, мультимедийный проектор, компьютер, диск «Искусство. Музыка 6 класс», электронная презентация.

    Тип урока – комбинированный

    Вид урока – урок концерт

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

    Все расселись по местам,

    Никому не тесно.

    По секрету скажу вам:

    «Будет интересно!»

    2. Подготовка к восприятию темы

    Учитель включает запись метронома, а затем начинает выстукивать ритм песенки «Елочка» М. Карасева.

    Как, вы думаете, ребята, о чём пойдёт сегодня на уроке речь?

    Сформулируйте тему урока?

    Сегодня мы продолжаем своё знакомство со средствами музыкальной выразительности, а именно с понятиями ритм и метр, рассмотрим их отличительные особенности и постараемся проследить их неразрывную связь, а также познакомимся с разновидностями размеров.

    3. Работа по теме

    Некоторые люди полагают, что метр и ритм - это одно и тоже, но мы - то знаем, что это не так. Давайте вспомним, что такое ритм? (это соотношение длительностей звуков в их последовательности.). А что мы называем метром? (Чередование сильных и слабых долей).

    Доля метра может быть выражена различной длительностью.

    Какие длительности вы знаете? (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая). Что отличает их одну от другой? (долгота звучания)

    Простучите, пожалуйста, на столе ритмический рисунок детской песенки «Ёлочка» М.Красева

    А теперь простучите только метр

    Теперь поделимся на две группы: одна стучит ритм, другая метр.

    Очень хорошо. Молодцы. Теперь простучим только сильную долю фразы.

    Расстояние от одной сильной доли до другой будет называться тактом. Значит получается, что в песне «Ёлочка» в одном такте 2 доли или 2 четверти.

    Теперь мы с вами создадим оркестр ударных инструментов. Мы разделимся на 3 группы и под музыку песни «Елочка» будем играть на ударных инструментах. Каждый инструмент будет играть свой ритм. Итак начнем.

    Есть музыкальные произведения, которые написаны в двухдольном (привести пример), а также в трёхдольном, четырёхдольном и других размерах.

    Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп-музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в классической музыке они чаще используются для пунктуации или подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами под музыку. Если отнести метр к равномерному повторению событий, то существует «метр» Вселенной и нашей повседневной жизни. Есть «метр» циклического повторения времен года, месяцев и дней, так же как «метр» жизнедеятельности человека: дыхания, ходьбы, и наиболее очевидный - биение нашего сердца.

    В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета Арама Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями», который написан в четырехдольном размере.

    (Слушание музыки: Арам Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»)

    Давайте охарактеризуем произведение при помощи «Таблицы эмоциональных состояний».

    Повторное слушание фрагмента, простукивание ритма и метра (1 мин).

    Иногда ритм или даже короткий ритмический оборот может стать основой яркого образа всего музыкального произведения. Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из четырех нот.

    Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так судьба стучится в дверь»- слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. Многочисленные варианты этого мотива-эпиграфа пронизывают всю первую часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части.

    Анализ произведения. Простукивание ритма и метра.

    - Как вы думаете: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок?

    (Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог).

    4. Физкультминутка (Артикуляционные и дыхательные упражнения)

    5. Распевание. (Звук «м», «а», «о»).

    6. Работа над песней «Любимая школа» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова).

    «Любимая школа»

    Школа смотрит добрыми глазами,

    И сияет взгляд от чистоты,

    Украшает красками холсты.

    С самого начала объяснила нам,

    Что душа дороже серебра,

    Наша школа самая любимая -

    Колыбель искусства и добра.

    Припев: Ты даришь звуки

    Ты даришь краски,

    И оживают детские сказки.

    От классики до рок-н-рола:

    Всё дарит любимая школа.

    От классики до рок-н-рола:

    Всё дарит любимая школа.

    Высоки и помыслы, и чувства

    И бегут твои ученики

    В храм благословенного искусства

    Быстрой стайкой наперегонки.

    Это дверь, открытая для каждого,

    И, покуда вертится земля,

    Самое заветное и важное

    Открывают нам учителя.

    По огромным просторам России

    Разлетаются выпускники

    И несут широко и красиво

    Свет небесный во все уголки.

    От души пожелать тебе хочется,

    Чтобы ныне и через века

    Пробивалось в сердцах твоё творчество

    Серебристой водой родника.

    7.Подведение итогов
    Замечательно! Пришло время подвести итоги.

      Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма и метра?

      Каковы их отличительные особенности?

      С какими размерами мы сегодня познакомились?

      Назовите произведения, прозвучавшее на уроке, их авторов.

    8. Рефлексия

      Ребята, чему вы сегодня научились на уроке?

      На каких учебных занятиях вам могут пригодиться эти знания?

    9.Домашнее задание

    Выучить текст песни «Любимая школа» наизусть, подготовить доклады о жизни и творчестве композиторов Л. Бетховена и А.Хачатуряна(по вариантам).

    Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Думаю, вы все поработали на «5» и надеюсь, что вы с нетерпением будете ждать новой встречи с музыкой. До встречи на следующем занятии!