Интересные логические загадки с подвохом. Включайте мозг: самые интересные загадки с подвохом

Логические задачи - пожалуй, самый эффективный инструмент для развития логики и мышления как у детей, так и у взрослых.

Решение задачи на логику предполагает сложный мыслительный процесс. Это последовательное совершение определённых логических действий, работа с понятиями, использование различных логических конструкций, построение цепочки точных рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями.

В отличие от большинства математических и других видов задач, при решении логических задач ключевым является не нахождение количественных характеристик объекта, а определение и анализ отношений между всеми объектами задачи.

Используйте комплексный подход

Среди всего многообразия логических задач часто дети выбирают себе пару любимых категорий и погружаются в их решение. Достаточно ли этого?

Наверняка большинство из нас хотя бы раз проходили тесты на уровень логики. Большинство их составлено из одних силлогизмов или вопросов с подвохом. Мы не предлагаем подобные тесты, потому что точно знаем, что определить уровень развития логического мышления с помощью десятка или двух вопросов, даже приблизительно, невозможно. Так же, как и развить нестандартное мышление, решая только отдельные типы логических задач.

Классические логические, комбинаторные и истинностные задачи, закономерности и математические ребусы, задачи про фигуры в пространстве и развертки, на перестановки и движение, на взвешивание и переливание; решаемые с конца, с помощью таблиц, отрезков, графов или кругов Эйлера – это далеко не все разнообразие логических задач, при решении которых активизируются всевозможные мыслительные операции и развивается творческое, нестандартное мышление.

Логика - это вкусняшка для ума

Именно так написали на доске ученики перед началом одного из занятий нашего кружка по логике. В чём же прелесть логических задач?

  • они будут одинаково интересны и увлечённым математикой детям, и «гуманитариям»;
  • многие из них не требуют знаний школьной программы;
  • их может решать даже дошкольник без навыков чтения (например, судоку, ребусы, головоломки со спичками, «шестерёнки» и другие задачи в картинках).

Дети любят решать логические задачи и загадки. Им это интересно! Когда я работала в школе, я видела, что ребята справляются с программой, механически запоминая способ решения тех или иных типовых задач.

А задачи со звёздочками сразу оживляли класс, в процесс обсуждения включались и сильные, и слабые ученики. Дома эту задачу дети уже могли и хотели сами объяснить родителям. Но даже эти задачи со звёздочками были расположены на страницах учебника случайным образом, не было выработано никакой системы.

Битно Галина Михайловна

завуч LogicLike, учитель высшей категории

Только системный и комплексный подход создаёт благоприятные предпосылки для формирования нестандартного мышления. «Пища для ума» тоже должна быть сбалансированной и разнообразной. Попробуйте сами и предложите вашим детям решить именно такую подборку задач. Это поможет выявить те звенья в логике, над которыми стоит поработать усерднее.

Попробуйте сами

В онлайн-платформе Logiclike , созданной для развития логики и математических способностей у детей 5-12 лет, авторы постарались реализовать всё то, чего зачастую так не хватает и ученикам, и учителям в школьных программах. Системность, вовлечение, интерактивность, наглядность, мотивация… Но первым делом это - пища для ума, та самая «вкусняшка», которая заставляет ребенка думать, рассуждать, проверять свои силы, проявлять творческий подход и радоваться, когда удаётся найти правильное решение.

  • Хотите развить у ребенка нестандартное мышление и гибкую логику – давайте ему хорошую зарядку для ума в виде разнообразных логических задач, для решения которых нужно использовать разные логические законы и методы решения (метод с конца, табличный метод, с помощью графов или кругов Эйлера и т.д.)
  • Подходите к обучению системно: от теории к задачам, от простого к сложному, от знакомства с новыми типами заданий к рефлексии.
  • Учитывайте специфику мышления у детей младшего школьного возраста – используйте визуальные образы и наглядные материалы.
  • Важно не навязывать детям способ решения, а стараться проводить разбор так, чтобы они сами путем логических рассуждений нашли правильный ответ.
  • Внедряйте игровые элементы в процесс обучения, используйте обучающие возможности IT.
  • Занятия логикой, как и спортивные тренировки, нуждаются в регулярности и постепенном повышении сложности задач.

Занимайтесь вместе с ребенком и с удовольствием!

Существуют такие вопросы, ответы на которые надо давать, подумав прежде о подвохе, который обязательно скрывается в каждом из этих вопросов. Вот, например, самый простой из подобных вопросов: «Чем одинаково кончаются день и ночь?». Все вы, наверное, будете думать о каком-нибудь природном явлении - зорьке, рассвете и закате, восходе и закате солнца и т. д. А на самом деле, оказывается, что в этой загадке речь идет всего-навсего о словах. О слове «день» и о слове «ночь». Теперь подумайте, чем они одинаково заканчиваются? Правильно, на конце каждого из этих слов пишется буква мягкий знак.
А вот еще два примера подобных вопросов, связанных с тем, что при написании имеющиеся в них слова пишутся отдельно от предлогов, а в произнесении это, естественно, пропадает. Данные вопросы наверняка хорошо известны взрослым еще со школьной скамьи.
Первый вопрос таков: «Что делал слон, когда был на поле он?». Правильный ответ - «Жевал траву». Но при произнесении слова «на поле он» слышатся как единое слово - Наполеон, поэтому все, кому загадывают эту загадку впервые, начинают недоуменно соображать, о каком слоне времен 1812 года идет речь.
Второй вопрос - аналогичный первому, поскольку он связан с написанием и произнесением предлогов: «По чему Шаляпин ходил в шляпе?». Правильный ответ - «По земле». Но при произнесении предлог «по» сливается со словом «чему», поэтому первое слово звучит, как «почему?», придавая необычность всей фразе.
Вот и в остальных вопросах этого задания имеется свой подвох. Поэтому прежде чем дать на них ответ, сообразите, о чем именно в каждой загадке идет речь, потому что большинство из них представляют собой очередное упражнение не сообразительность, связанное с особенностями слов русского языка.

  1. Что стоит посередине земли? (Буква «М».)
  2. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О».)
  3. В городе увидишь, а в селе - никогда. В море, озере, даже в болоте увидишь, а в реке - никогда. (Буква «О».)
  4. Что находится в начале книги? (Буква «К».)
  5. Какой месяц в году самый короткий? (На этот вопрос существует два ответа. По количеству дней - февраль, так в нем чаще всего бывает 28 дней. А по числу букв в названии - май.)
  6. Что мы слышим в конце урока? (Букву «К».)
  7. Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Буква «Ц».)
  8. Чем кончается все? (Буквой «Е».)
  9. Что находится в середине капусты? (Буква «У».)
  10. Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими? (Твое имя.)
  11. Названия каких двух месяцев оканчиваются на букву «Т»? (Март и август.)
  12. Как можно снять колесо за одну секунду? (Фотоаппаратом.)
  13. Что легче - килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково - оба по килограмму.)
  14. Когда лошадь покупают, какой она бывает? (Мокрой.)
  15. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного.)
  16. Какое государство можно носить на голове? (Панама.)
  17. Какой город летает? (Орел.)
  18. Какую реку можно срезать ножом? (Прут.)
  19. Какая земля никогда не старится? (Новая Земля.)
  20. Каких камней не найдется в море? (Сухих.)
  21. Какой болезнью на земле никто никогда не болеет? (Морской.)
  22. Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит - соня.)
  23. Когда человеку минет семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой.)
  24. Из какой посуды ничего нельзя есть? (Из пустой.)
  25. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, остальные будут уже не натощак.)
  26. Какое слово всегда звучит неверно? («Неверно».)
  27. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Ни одной - горошины не умеют ходить.)
  28. На какое дерево всегда садится птица во время проливного дождя? (На мокрое.)
  29. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить.)
  30. Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда он высовывает ее через окно на улицу.)
  31. Какие часы показывают правильное время всего два разав сутки? (Те, которые остановились.)
  32. Без чего дом не построишь? (Без углов.)
  33. Без чего хлеб не испечешь? (Без корки.)
  34. Прежде чем в кастрюлю что-то положить, что в нее бросают? (Взгляд.)
  35. В какое время года можно пронести воду в решете? (Зимой, заморозив ее.)
  36. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
  37. За чем вода в стакане? (За стеклом.)
  38. За чем язык во рту? (За зубами.)
  39. Человек лег спать в 9 часов вечера, а будильник завел так, чтобы тот разбудил его в 10 часов утра. Сколько часов он проспит? (Один, поскольку будильник зазвенит уже через час.)
  40. Какое слово состоит из половины буквы? (Это слово «полка» - половина буквы «К».)
  41. Какое имя девочки получится, если написать тридцать «Я»? (Зоя.)
  42. Перечислите пять дней недели, не называя их по именам. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
  43. В каком случае дети и собака, забравшиеся под зонтик,не намокнут? (Если нет дождя.)
  44. Что можно подержать только в левой руке? (Правую руку.)
  45. На какой вопрос нельзя ответить «да»? (Вы спите?)
  46. Шесть ног, две головы, один хвост. Что это такое? (Всадник на лошади.)
  47. Когда мы смотрим на два, а говорим четырнадцать?(Когда два часа дня.)
  48. Что было завтра, а будет вчера? (Сегодня.)
  49. Что не существует, но имеет название? (Ничего.)
  50. Как можно склонять голову, не опуская ее вниз? (По падежам.)
  51. Сколько жирафов плавает в Черном море? (Жирафы не плавают.)
  52. Сколько солнц светит в середине ночи? (Ночью солнце не светит.)
  53. Сколько орехов находится в пустом стакане? (Ни одного.)
  54. Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет? (Мокрым.)
  55. Если петух снесет яйцо, кому оно достанется? (Петухи яиц не несут.)

Вопросы на сообразительность

На границе Чехии и Германии упал планер, принадлежавший России. Какой стране достанется мотор от разбившегося планера?

Ответ: Никакой, у планера нет мотора

Человек выключил свет и успел добраться до постели прежде, чем комната погрузилась в темноту. Как это?

Ответ: Он лег спать днем

Знаменитый фокусник говорит, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в нее. Как это?

Ответ: Вползти в комнату может каждый

Один шофер не взял с собой водительские права. Был знак одностороннего движения, но он двинулся в обратном направлении.
Полицейский это видел, но не остановил его. Почему?

Ответ: Шофер шел пешком

Что будет с вороной, когда ей исполнится 7 лет?

Ответ: Пойдет восьмой

Как принести воду в решете?

Ответ: Заморозив ее

Два раза родится, один раз умирает. Кто это?

Ответ: Цыпленок

Что с пола за хвост не поднимешь?

Ответ: Клубок ниток

Кто ходит сидя?

Ответ: Шахматист

Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается?

Ответ: Возраст

На край стола поставили кастрюлю, плотно закрытую крышкой, таким образом, что две трети банки свисало со стола.
Через некоторое время банка упала. Что было в банке?

Ответ: Лед

Чем больше из нее берешь, тем больше становится... Что это?

Ответ: Яма

Что идет то в гору, то с горы, но остается на месте?

Ответ: Дорога

На что больше всего похожа половина апельсина?

Ответ: На вторую половину апельсина

Какое слово из 11 букв все пишут неправильно?

Ответ: Слово "неправильно"

К тебе пришли гости, а в холодильнике - бутылка лимонада, пакет с ананасовым соком и бутылка минеральной воды.
Что ты откроешь в первую очередь?

Ответ: Холодильник

Какой город летает?

Ответ: Орел

Какая река самая страшная?

Ответ: Тигр

Каким гребешком нельзя расчесаться?

Ответ: Петушиным

В каком месяце 28 дней?

Ответ: Во всех месяцах есть 28-е число

Что сырым не едят, а сварят - выбросят?

Ответ: Лавровый лист

Его выбрасывают, когда он нужен, а поднимают - когда не нужен. Что это?

Ответ: Якорь

Что можно приготовить, а съесть - нельзя?

Ответ: Уроки, домашнее задание

Какое колесо у автомобиля не крутится во время езды?

Ответ: Запасное

Какие часы показывают точное время два раза в сутки?

Ответ: Остановившиеся

Один человек жил на восьмом этаже. Каждое утро он входил в лифт, нажимал кнопку первого этажа, спускался и уходил из дома.
Вечером он возвращался, заходил в лифт, доезжал до седьмого этажа,
выходил из лифта и один этаж (с седьмого до восьмого) поднимался пешком. Почему?

Ответ: Человек был маленького роста и не доставал до кнопки восьмого этажа

Все его любят, но как поглядят на него, то морщатся.

Ответ: Солнце

На какой вопрос нельзя ответить "да"?

Ответ: "Ты спишь?"

На какой вопрос нельзя ответить "нет"?

Ответ: "Ты жив?"

Какой нос не чувствует запаха?

Ответ: Нос ботинка или сапога, носик чайника

Сколько яиц можно съесть натощак?

Ответ: Одно. Все остальное будет съедено уже не натощак

Тебе дано, а люди пользуются. Что это?

Ответ: Имя

Может ли страус назвать себя птицей?

Ответ: Нет, так как он не умеет говорить

Мужчина ехал в машине. Фары он не включил, луны тоже не было, фонари вдоль дороги не светили.
Перед машиной дорогу стала переходить старушка, но водитель вовремя затормозил и аварии не произошло.
Как ему удалось разглядеть старушку?

Ответ: Был день

По какой дороге полгода ездят и полгода ходят?

Ответ: По реке

Логическое мышление — очень важная составляющая адекватного уровня развития человека. Оно требуется не только для занятий точными науками, но и очень часто приносит пользу в повседневной жизни, а также позволяет понять даже то, чего не знаешь. Что касается загадок на логику, то они интересны не только для детей, но и для взрослых.

Загадки (ответы в скобках)

Как отыскать черную кошку в комнате, где выключен свет? (включить свет)

Каким станет спасательный круг зеленого цвета, если бросить его в Красное море? (мокрым)

Зачем цыпленок переходит дорогу? (чтобы попасть на другую сторону)

В холодильнике находятся три бутылки сока: виноградный, апельсиновый и томатный. Что нужно будет открыть в первую очередь, если захочется пить? (дверцу холодильника)

На дереве висело восемь яблок: три красных и пять зеленых. Через два дня покраснели еще два яблока. Сколько теперь яблок на дереве? (восемь)

Что тяжелее всего: 1 кг железа, 1 кг бананов или 1 кг ваты? (все три весят одинаково)

У отца Лены есть четыре дочери: Маша, Даша, Наташа… Как зовут четвертую дочь? (Лена)

Рядом стоят три дома: в одном пять этажей, в другом — девять, а в третьем — шестнадцать. В каждом из домов есть лифт. На каком этаже в каждом доме чаще всего вызывают лифт? (в любом доме — на первом этаже)

Какой прибор человек перед сном включает, а утром выключает? (будильник)

Что больше: час и сорок минут, или 100 минут? (одинаково, т.к. час = 60 минут)

Зимой термометр за окном показывает минус пятнадцать градусов. Если вывесить за окно еще два градусника, какую температуру они будут показывать? (такую же — минус пятнадцать градусов)

Что произойдет с коровой, после того как ей исполнится шесть лет? (начнется ее седьмой год жизни)

Вася приходит домой из школы за пятнадцать минут. За сколько минут он сможет дойти домой, если пойдет вместе со своим другом Петей? (тоже за пятнадцать минут)

Два грибника отправились в лес, и нашли пять грибов. Следом за ними идут три грибника — сколько грибов смогут найти они? (ни одного — потому что первые два все забрали)

Что может увидеть человек, у которого закрыты глаза? (сон)

Коля решил пожарить яичницу. Разбил яйцо, но не смог увидеть белый желток. Почему это ему не удалось? (потому что желток не бывает белым)

Когда лошадь покупают, она какая? (мокрая)

У каждого из пяти братьев есть по сестре. Сколько всего у них сестер? (одна)

Что можно приготовить, но для еды оно не годится? (домашнее задание)

Что есть на грядке, в огороде и на даче, но нет в квартире? (буква «Д»)

Данетки

Данетки - это разновидность головоломок-загадок, которые представляют собой описание странных, необычных ситуаций. Чтобы разгадать задачку играющие могут задавать уточняющие вопросы ведущему. Ведущий имеет право ответить только "Да" или "Нет".

Подробнее о данетках...

Данетки - это разновидность головоломок-загадок, которые представляют собой описание странных, необычных ситуаций. Как правило, загадка-данетка не содержит четкого вопроса. Просто играющим нужно выяснить, как такая ситуация могла возникнуть. Чтобы разгадать причины возникновения, или подоплеку, этой ситуации, играющие задают ведущему уточняющие (наводящие) вопросы. Ведущий имеет право давать три типа ответов "да", "нет" и "не имеет значения" (варианты: "несущественно", "неважно"). Отсюда и название игры.

Эти игры просты по своей сути. При этом они формируют навыки логического мышления. Опытные разгадыватели данеток формируют свои собственные цепочки вопросов - алгоритмы. Вот почему данетки часто используют в учебниках информатики.

Близкие по смыслу к данеткам игры - "Тепло-холодно", "Да и нет не говорите, черный с белым не берите". В определенном смысле последняя игра обратна по смыслу данеткам, так как в ней нельзя отвечать на уточняющие вопросы "да", "нет", "белый". "черный".

Кто являются изобретателем этого вида головоломок, выяснить, наверно, уже невозможно. Однако есть автор книг о нестандартном, незаурядном мышлении, который создал целую серию загадок по принципу данеток. Этот автор - Пол Слоун (Paul Sloan). В этом разделе мы познакомим вас с данетками из книги П. Слоуна "Оригинальные головоломки на нестандартное мышление" (Lateral thinking puzzlers), а также с данетками, собранными на просторах Интернета.

Заинтересовавшимся вопросами нестандартного мышления советуем почитать еще одну книгу П. Слоуна - "Искусство мыслить незаурядно".

Как разгадывать денетки...

Говорят, что, когда североамериканские индейцы впервые увидели всадников, они приняли их за какие-то неизвестные создания с четырьмя ногами и двумя руками. Очень часто, столкнувшись с новой ситуацией или проблемой, мы обращаемся к прежнему опыту и формируем быстрое, но ошибочное суждение. Мы принимаем слишком много допущений, задаём слишком мало вопросов и в итоге приходим к неверным выводам.

Данетки призваны стать забавным противоядием от любых вредных привычек ленивого или негибкого мышления. Эти головоломки, если пытаться решать их в небольших компаниях, могут стать занимательной игрой и тренировкой гибкости мозга. Кто-то может знать решение, а другие - члены семьи, друзья или коллеги - задавать вопросы, чтобы найти это решение. Из спрашивающих наибольшего успеха добиваются те, кто обладает богатым воображением и логическими способностями, кто проверяет все предположения, а затем старается сузить область поиска, задавая по возможности общие вопросы, прежде чем перейти к конкретным деталям.

Как правило, головоломки не имеют неясных решений и не требуют специальных знаний. Они задуманы не для того, чтобы умышленно сбивать читателя с толку. Исключением являются «Тесты ВАСЛЮ», которые содержат особые вопросы, где для того, чтобы сбить вас с толку, используются разные нечестные уловки.

Эти головоломки предназначены для проверки вашей способности формулировать вопросы, логических способностей и настойчивости. Если прямой подход ведет в тупик, попытайтесь подойти к проблеме с разных сторон. Не ищите прямых ответов, иначе вы потеряете всю прелесть игры. Если у вас совсем ничего не выходит, обратитесь за помощью к подсказкам.

Помните, что в жизни нет ответов в конце книги!