«Вот уж вечер. Роса…» С. Есенин. Есенин Сергей - Вот уж вечер. Роса

2. Прочитай текст.

Красавицей русских лесов называют люди берёзу. А кто может усомниться в этом? Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. С давних пор служила берёза символом красоты.
Но не одной красотой славна наша берёза. Многие знают, что она ещё и чудо-сеялка. Ежегодно берёза засевает огромные просторы миллионами мелких семян. В короткий срок появляются всходы.
Берёза – это растение–пионер, потому что оно активно обживает новые места.
Интересно, что ствол берёзы даже на солнце остаётся холодным . Чудо это объясняется просто, если вспомнить, что белый цвет хорошо отражает солнечные лучи.
А что можно сказать о пользе берёзы?
Берёза используется как декоративное растение при озеленении городов и сёл. Из её древесины изготавливают фанеру, мебель. Берёзовый сок хорошо утоляет жажду. Из её сока готовят лекарства. Листья и кору берёзы с удовольствием едят козы и овцы.

(137 слов)
(По Н. Юрцевичу)

3. Допиши предложения, опираясь на содержание текста.

а) Берёза – это растение–пионер, потому что оно активно обживает новые места.
б) Берёза – это чудо–сеялка, потому что она засевает огромные просторы миллионами мелких семян.

4. Выпиши из текста вопросительные предложения. Поставь в словах ударение.

А кто мóжет усомни́ться в этом?
А что мóжно сказáть о пóльзе берёзы?

5. Прочитай строки стихотворения о берёзе. Подчеркни сравнение.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И берёзы стоят,
Как большие свечки .

6. Можно ли назвать этот текст научно-познавательным? Запиши свой ответ.

7. Верно ли утверждение, что даже в самую жару, в самое пекло ствол берёзы всегда остаётся холодным?

Верно .

Подчеркни в тексте предложение, подтверждающее твой ответ.

8. Отметь иллюстрацию, на которой берёза изображена зимой.

      От луны свет большой
      Прямо на нашу крышу.
      Где-то песнь соловья
      Вдалеке я слышу.

      Хорошо и тепло,
      Как зимой у печки.
      И березы стоят,
      Как большие свечки.

      И вдали за рекой,
      Видно, за опушкой,
      Сонный сторож стучит
      Мертвой колотушкой.
      Вот уж вечер. Роса
      Блестит на крапиве.
      Я стою у дороги,
      Прислонившись к иве.

      Гой ты, Русь моя родная,
      Хаты - в ризах образа...
      Не видать конца и края -
      Только синь сосет глаза.

      Как захожий богомолец,
      Я скажу: «Не надо рая,
      Дайте родину мою».

      Край ты мой заброшенный,
      Край ты мой, пустырь,
      Сенокос некошеный,
      Лес да монастырь.

      Избы забоченились
      А и всех-то пять,
      Я смотрю твои поля.
      А у низеньких околиц
      Звонно чахнут тополя.

      Пахнет яблоком и медом
      По церквам твой кроткий Спас.
      И гудит за корогодом
      На лугах.веселый пляс.

      Побегу по мятой стежке
      На приволь зеленых лех,
      Мне навстречу, как сережки,
      Прозвенит девичий смех.

      Если крикнет рать святая:
      «Кинь ты Русь, живи в раю!»
      Крыши их запенились
      В заревую гать 1 .

      Под соломой-ризою
      Выструги стропил,
      Ветер плесень сизую
      Солнцем окропил.

      В окна бьют без промаха
      Вороны крылом,
      Как метель, черемуха
      Машет рукавом.

      Уж не сказ ли в прутнике
      Жисть твоя и быль,
      Что под вечер путнику
      Нашептал ковыль?

      1 Гать - насыпь, плотина на месте заболоченной местности.

      Разбуди меня завтра рано,
      О моя терпеливая мать!
      Я пойду за дорожным курганом
      Дорогого гостя встречать.

      Я сегодня увидел в пуще
      След широких колес на лугу.
      Треплет ветер под облачной кущей
      Золотую его дугу.

      На рассвете он завтра промчится,
      Шапку-месяц пригнув под кустом,
      И игриво взмахнет кобылица
      Над равниною красным хвостом.

      Разбуди меня завтра рано,
      Засвети в нашей горнице свет.
      Говорят, что я скоро стану
      Знаменитый русский поэт.

      Воспою я тебя и гостя,
      Нашу печь, петуха и кров...
      И на песни мои прольется
      Молоко твоих рыжих коров.

      Отговорила роща золотая
      Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
      Не жаль души сиреневую цветь.
      В саду горит костер рябины красной,
      Но никого не может он согреть.

      Не обгорят рябиновые кисти,
      От желтизны не пропадет трава,
      Как дерево роняет тихо листья,
      Так я роняю грустные слова.

      И если время, ветром разметая,
      Сгребет их все в один ненужный ком...
      Березовым, веселым языком,
      И журавли, печально пролетая,
      Уж не жалеют больше ни о ком.

      Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
      Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
      О всех ушедших грезит конопляник
      С широким месяцем над голубым прудом.

      Стою один среди равнины голой,
      А журавлей относит ветер вдаль,
      Я полон дум о юности веселой,
      Но ничего в прошедшем мне не жаль.

      Скажите так... что роща золотая
      Отговорила милым языком.

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.

От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И берёзы стоят,
Как большие свечки.

И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мёртвой колотушкой

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.
В настоящее время режиссер и сценарист Московской филармонии

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари...”, “Дымом половодье...”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима - аукает...”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится...” и др.)
Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

«Вот уж вечер. Роса…» Сергей Есенин

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.

От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.

И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.

Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса…»

Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего красоту окружающего мира и умевшего передать ее словами. Простые пейзажные зарисовки, наполненные нежностью и душевным теплом, были найдены среди бумаг Есенина уже после его трагической гибели. Часть стихов поэт пытался опубликовать еще при жизни, но мало кто из редакторов литературных журналов в ту пору хотел связываться с подростком. Между тем, именно к этому периоду творчества Есенина относится стихотворение «Вот уж вечер. Роса…», написанное в 1910 году. Написано оно было в Константиново за несколько лет до того, как Есенин перебрался в Москву. Он не мечтал о славе и успехе, просто передавал словами то, что видит и чувствует. В итоге самый обычный вечер в селе вошел в историю русской литературы как образец великолепной пейзажной лирики, простой и лишенной напыщенности.

Автор рассказывает о том, что он стоит возле проселочной дороги, «прислонившись к иве» и наблюдает за тем, как на листьях крапивы появляются первые капельки росы, а свет от взошедшей луны падает на крышу дома. «Где-то песнь соловья вдалеке я слышу», — отмечает поэт, и эта фраза словно бы вдыхает жизнь в умиротворенную картину, нарисованную им так искусно и легко. Есенин сравнивает березы с большими свечками и отмечает, что в этот летний вечер ему тепло и уютно, словно бы он находится на сельской печи. Мир погрузился в сладкие грезы, и даже ветер не нарушает этой гармонии, которую под силу создать лишь природе. Продолжая вслушиваться в ночные звуки, поэт слышит, как где-то за рекой «сонный сторож стучит мертвой колотушкой», отпугивая непрошеных гостей.

От этой простой картины сельской жизни веет спокойствием и безмятежностью, однако поэт еще не подозревает, что очень скоро будет мечтать о том, чтобы вернуть прошлое. Оно будет ускользать от Есенина с поразительной скоростью, стирая в памяти любимые образы и воспоминания. Лишь немногочисленные стихи, написанные в подростковом возрасте, станут своеобразным связующим звеном между юным поэтом и знаменитым Есениным, «певцом села», пьяницей и дебоширом. Однако мало кто догадывался о том, что в душе этот человек до самой смерти оставался беззащитным подростком, который умел видеть прекрасное в солнечном закате и каплях росы на листьях жгучей крапивы.