Краткое содержание романа евгений. Роман Евгений Онегин: читаем краткий пересказ

Молодой дворянин Евгений Онегин едет из Петербурга в деревню к своему умирающему богатому дяде, досадуя на предстоящую скуку. Двадцати­че­ты­рехлетний Евгений получил в детстве домашнее образование, его воспитывали французские гувернеры. Он свободно изъяснялся по-французски, легко танцевал, немного знал латынь, в разговоре умел вовремя промолчать или блеснуть эпиграммой - этого было достаточно, чтобы свет отнесся к нему благосклонно.

Онегин ведет жизнь, полную светских забав и любовных приключений. Каждый день он получает по нескольку приглашений на вечер, едет гулять на бульвар, затем обедает у ресторатора, а оттуда отправляется в театр. Дома Евгений много времени проводит перед зеркалом за туалетом. В его кабинете есть все модные украшения и приспособления: духи, гребенки, пилочки, ножницы, щетки.

Онегин вновь спешит - теперь на бал. Праздник в разгаре, звучит музыка, «летают ножки милых дам»…

Вернувшись с бала, Евгений ложится спать рано утром, когда Петербург уже пробуждается. «И завтра то же, что вчера». Но счастлив ли Евгений? Нет, все ему наскучило: друзья, красавицы, свет, зрелища. Подобно байроновскому Чайльд-Гарольду, он угрюм и разочарован, Онегин, запершись дома, пробует много читать, пробует писать сам - но все без толку. Им вновь овладевает хандра.

После смерти отца, жившего долгами и в конце концов разорившегося, Онегин, не желая заниматься тяжбами, отдает фамильное состояние заимодавцам. Он надеется унаследовать имущество своего дяди. И действительно, приехав к родственнику, Евгений узнает, что тот умер, оставив племяннику имение, заводы, леса и земли.

Евгений поселяется в деревне - жизнь хоть как-то изменилась. Сначала новое положение его развлекает, но скоро он убеждается, что и здесь так же скучно, как в Петербурге.

Облегчая участь крестьян, Евгений заменил барщину оброком. Из-за таких нововведений, а также недостаточной учтивости Онегин прослыл среди соседей «опаснейшим чудаком».

В то же время в соседнее поместье возвращается из Германии восемна­дца­тилетний Владимир Ленский, «поклонник Канта и поэт». Его душа ещё не испорчена светом, он верит в любовь, славу, высшую и загадочную цель жизни. С милым простодушием он воспевает «нечто, и туманну даль» в возвышенных стихах. Красавец, выгодный жених, Ленский не желает стеснять себя ни узами брака, ни даже участием в житейских беседах соседей.

Совсем разные люди, Ленский и Онегин тем не менее сходятся и часто проводят время вместе. Евгений с улыбкой выслушивает «юный бред» Ленского. Полагая, что с годами заблуждения сами улетучатся, Онегин не спешит разочаровывать поэта, пылкость чувств Ленского все же вызывает в нем уважение. Ленский рассказывает другу о своей необыкновенной любви к Ольге, которую знает с детства и которую ему давно прочат в невесты.

На румяную, белокурую, всегда веселую Ольгу совсем не похожа её старшая сестра, Татьяна. Задумчивая и печальная, она предпочитает шумным играм одиночество и чтение иностранных романов.

Мать Татьяны и Ольги в свое время была выдана замуж против воли. В деревне, куда её увезли, она сначала плакала, но потом привыкла, освоилась, стала «самодержавно» управлять хозяйством и супругом. Дмитрий Ларин искренне любил свою жену, во всем ей доверяя. Семейство почитало старинные обычаи и обряды: в пост говели, в масленицу пекли блины. Так спокойно протекала их жизнь, пока «простой и добрый барин» не умер.

Ленский посещает могилу Ларина. Жизнь продолжается, одни поколения сменяются другими. Придет время, «…наши внуки в добрый час / Из мира вытеснят и нас!».

В один из вечеров Ленский собирается в гости к Лариным. Онегину такое времяпро­вождение кажется скучным, но потом он решает присоединиться к другу, чтобы взглянуть на предмет его любви. На обратном пути Евгений откровенно делится своими впечатлениями: Ольга, по его мнению, заурядна, на месте юного поэта он выбрал бы скорее старшую сестру.

Между тем неожиданный визит друзей дал повод сплетням о будущей свадьбе Евгения и Татьяны. Сама Татьяна тайком думает об Онегине: «Пора пришла, она влюбилась». Погрузившись в чтение романов, Татьяна воображает себя их героиней, а Онегина - героем. Ночью она не может заснуть и заводит разговор о любви с няней. Та рассказывает, как была выдана замуж в тринадцать лет, и понять барышню не может. Вдруг Татьяна просит перо, бумагу и принимается за письмо к Онегину. В нем доверчивая, послушная влечению чувства, Татьяна откровенна. Она в своей милой простоте не ведает об опасности, не соблюдает осторожность, присущую «недоступным» холодным петербургским красавицам и хитрым кокеткам, заманивающим поклонников в свои сети. Письмо написано по-французски, поскольку дамам в то время гораздо привычнее было изъясняться именно на этом языке. Татьяна верит, что Евгений ей «послан Богом», что никому другому она не может вверить свою судьбу. Она ждет от Онегина решения и ответа.

Утром Татьяна в волнении просит няню Филипьевну отослать письмо соседу. Наступает томительное ожидание. Приезжает Ленский, наконец, за ним - Онегин. Татьяна быстро убегает в сад, там девушки-служанки поют, собирая ягоды. Татьяна никак не может успокоиться, и вдруг - перед ней появляется Евгений…

Искренность и простота письма Татьяны тронули Онегина. Не желая обманывать доверчивую Таню, Евгений обращается к ней с «исповедью»: если бы он искал спокойной семейной жизни, то выбрал бы себе в подруги именно Татьяну, но он не создан для блаженства. Постепенно «исповедь» становится «проповедью»: Онегин советует Татьяне сдерживать чувства, иначе неопытность доведет её до беды. Девушка в слезах выслушивает его.

Приходится признать, что Онегин поступил с Таней довольно благородно, как бы ни честили его враги и друзья. Мы в своей жизни не можем положиться ни на друзей, ни на родных, ни на любимых людей. Что же остается? «Любите самого себя…»

После объяснения с Онегиным Татьяна «увядает, бледнеет, гаснет и молчит». Ленский и Ольга, напротив, веселы. Они все время вместе. Ленский украшает рисунками и элегиями Ольгин альбом.

А Онегин тем временем предается спокойной деревенской жизни: «прогулки, чтенье, сон глубокий». Северное лето быстро проходит, наступает скучная осенняя пора, а за ней - и морозы. Зимними днями Онегин сидит дома, в гости к нему заезжает Ленский. Друзья пьют вино, беседуют у камина, вспоминают и о соседях. Ленский передает Евгению приглашение на именины Татьяны, увлеченно рассказывая об Ольге. Уже намечена свадьба, Ленский не сомневается в том, что он любим, поэтому он счастлив. Его вера наивна, но разве лучше тому, в ком «сердце опыт остудил»?

Татьяна любит русскую зиму: катание на санях, солнечные морозные дни и темные вечера. Наступают святки. Гадания, старинные предания, сны и приметы - во все это Татьяна верит. Ночью она собирается ворожить, но ей становится страшно. Татьяна ложится спать, сняв свой шелковый поясок. Ей снится странный сон.

Она одна идет по снегу, впереди шумит ручей, над ним - тонкий мосток. Внезапно появляется огромный медведь, который помогает Татьяне перебраться на другой берег, а потом преследует её. Татьяна пытается бежать, но в изнеможении падает. Медведь приносит её к какому-то шалашу и исчезает. Опомнившись, Татьяна слышит крики и шум, а через щёлку в двери видит невероятных чудовищ, среди них как хозяин - Онегин! Вдруг от дуновения ветра дверь раскрывается, и вся шайка адских привидений, дико смеясь, приближается к ней. Услышав грозное слово Онегина, все исчезают. Евгений привлекает Татьяну к себе, но тут появляются Ольга и Ленский. Разгорается спор. Онегин, недовольный незваными гостями, хватает нож и убивает Ленского. Темнота, крик… Татьяна просыпается и сразу пытается разгадать сон, листая сонник Мартына Задеки.

Приходит день именин. Съезжаются гости: Пустяков, Скотинины, Буянов, мосье Трике и другие забавные фигуры. Приход Онегина приводит Таню в волнение, а Евгения это раздражает. Он негодует на Ленского, позвавшего его сюда. После обеда начинается бал. Онегин находит предлог отомстить Ленскому: он любезничает с Ольгой, постоянно танцует с ней. Ленский изумлен. Он хочет пригласить Ольгу на следующий танец, но его невеста уже дала слово Онегину. Оскорбленный Ленский удаляется: только дуэль сможет теперь разрешить его судьбу.

На следующее утро Онегин получает от Ленского записку с вызовом на дуэль. Письмо привозит секундант Зарецкий, циничный, но неглупый человек, в прошлом буян, картежный вор, заядлый дуэлист, умевший и поссорить и помирить друзей. Теперь он мирный помещик. Онегин принимает вызов спокойно, но в душе остается недоволен собой: не нужно было так зло шутить над любовью друга.

Ленский с нетерпением ждет ответа, он рад, что Онегин не стал избегать поединка. После некоторых колебаний Владимир все же отправляется к Лариным. Его как ни в чем не бывало весело встречает Ольга. Смущенный, умиленный, счастливый Ленский больше не ревнует, но спасти возлюбленную от «развратителя» он все же обязан. Если бы Татьяна знала обо всем, она, быть может, предотвратила бы предстоящий поединок. Но и Онегин, и Ленский хранят молчание.

Вечером юный поэт в лирическом жару слагает прощальные стихи. Немного задремавшего Ленского будит сосед. Евгений же, проспав, опаздывает на встречу. Его давно ждут у мельницы. Онегин представляет в качестве секунданта своего слугу Гильо, что вызывает недовольство Зарецкого.

Словно в страшном сне, «враги» хладнокровно готовят друг другу гибель. Они могли бы помириться, но приходится платить дань светским обычаям: искренний порыв был бы принят за трусость. Закончены приготовления. Противники по команде сходятся, целятся - Евгений успевает выстрелить первым. Ленский убит. Онегин подбегает, зовет его - все напрасно.

Быть может, молодого поэта ждала вечная слава, а может быть - и обыкновенная скучная жизнь. Но как бы там ни было, юный мечтатель мертв. Зарецкий увозит оледенелый труп домой.

Пришла весна. У ручья, в тени двух сосен, стоит простой памятник: здесь покоится поэт Владимир Ленский. Когда-то сюда часто приходили погрустить сестры Ларины, теперь это место забыто людьми.

Ольга после гибели Ленского недолго плакала - полюбив улана, она обвенчалась, а вскоре и уехала с ним. Татьяна осталась одна. Она по-прежнему думает об Онегине, хотя должна была бы ненавидеть его за убийство Ленского. Гуляя однажды вечером, Татьяна приходит в опустевшую усадьбу Онегина. Ключница проводит её в дом. Татьяна с умилением разглядывает «модную келью». С тех пор она часто приходит сюда, чтобы читать книги из библиотеки Евгения. Внимательно разглядывает Татьяна отметки на полях, с их помощью она начинает яснее понимать того, кого так обожала. Кто же он: ангел или бес, «уж не пародия ли он»?

Мать Татьяны тревожится: дочь отказывает всем женихам. Следуя советам соседей, она решает поехать в Москву, «на ярмарку невест». Татьяна прощается с любимыми лесами, лугами, со свободой, которую ей придется сменить на суету света.

Зимой Ларины наконец заканчивают шумные сборы, прощаются со слугами, усаживаются в возок и отправляются в долгую дорогу. В Москве они останав­ливаются у постаревшей кузины Алины. Все дни заняты визитами к многочисленным родственникам. Девицы окружают Таню, поверяют ей свои сердечные тайны, но та ничего не рассказывает им о своей любви. Пошлый вздор, равнодушные речи, сплетни слышит Татьяна в светских гостиных. В собрании среди шума, грохота музыки Татьяна уносится мечтой в свою деревню, к цветам и аллеям, к воспоминаниям о нем. Она не видит никого вокруг, но с нее самой не сводит глаз какой-то важный генерал…

Через два с лишним года в Петербурге на светском рауте появляется одинокий и безмолвный Онегин. Вновь он остается чужим для общества. Люди готовы осуждать все странное и необычное, лишь посредственность им по плечу. И того, кто, избавившись от ненужных мечтаний, вовремя добивается славы, денег и чинов, все признают «прекрасным человеком». Но грустно глядеть на жизнь как на обряд и послушно следовать за всеми. Онегин, дожив «без службы, без жены, без дел» до двадцати шести лет, не знает, чем заняться. Он уехал из деревни, но и путешествия ему надоели. И вот, вернувшись, он попадает «с корабля на бал».

Всеобщее внимание привлекает появившаяся в сопровождении важного генерала дама. Хотя её и нельзя назвать прекрасной, все в ней мило и просто, без малейшей доли вульгарности. Смутные догадки Евгения подтвер­ждаются: это та самая Татьяна, теперь княгиня. Князь представляет супруге своего друга Онегина. Евгений смущен, Татьяна же совершенно спокойна.

На следующий день, получив от князя приглашение, Онегин с нетерпением ждет вечера, чтобы поскорее увидеть Татьяну. Но наедине с ней он вновь чувствует неловкость. Появляются гости. Онегин занят только Татьяной. Таковы все люди: их влечет лишь запретный плод. Не оценив в свое время прелесть «девчонки нежной», Евгений влюбляется в неприступную и величавую «законода­тельницу» высшего света. Он неотступно следует за княгиней, но не может добиться внимания с её стороны. В отчаянье он пишет Татьяне страстное послание, где оправдывается за свою былую холодность и умоляет о взаимности. Но Онегин не получает ответа ни на это, ни на другие письма. При встречах Татьяна холодна и не замечает его. Онегин запирается в кабинете и принимается за чтение, но мысли постоянно уносят его в прошлое.

Однажды весенним утром Онегин оставляет свое заточение и отправляется к Татьяне. Княгиня одна читает какое-то письмо и тихо плачет. Сейчас в ней можно узнать прежнюю бедную Таню. Онегин падает к её ногам. Татьяна после долгого молчания обращается к Евгению: настала его очередь слушать. Когда-то он отверг любовь смиренной девочки. Зачем же преследовать её теперь? Потому ли, что она богата и знатна, что её позор принес бы Онегину «соблазни­тельную честь»? Татьяне чужды пышность, блеск светской жизни. Она была бы рада отдать все это за бедное жилище, за сад, где впервые она встретила Онегина. Но её судьба решена. Ей пришлось, уступив мольбам матери, выйти замуж. Татьяна признается, что любит Онегина. И все-таки он должен её оставить. «Но я другому отдана; Я буду век ему верна» - с этими словами она уходит. Евгений поражен. Внезапно появляется муж Татьяны…

«С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы»

С таких простых строк А. С. Пушкин знакомит своего читателя с главным героем его романа.

Евгений – петербуржец, молодой повеса, спешит из блистательной столицы в глухую деревню к умирающему дяде. Перспектива ухода за больным не очень радует его. Но долг зовёт, поскольку он является его наследником. У самого Евгения родители небогаты, отец, как мы узнаём, промотал состояние, оставив сына на попечение нянек и учителя « monsieur». Последний не особо заботился о моральном образе и душевном состоянии своего подопечного. Поэтому Евгений вступает в свет очень поверхностным молодым человеком. Он говорит по-французски, одет по последней моде и хорошо танцует.

«Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил» .

Знания и способности Онегина сводились к умению с серьёзным видом поддержать любой разговор. Он знал всего понемногу; немного латыни, политики, современных философов и большое количество анекдотов. И всё же Евгений обладал талантом, в котором был бесподобен, то была «наука страсти нежной».

И в ней он проявлял настоящее искусство и очаровывать и ревновать, томить и добиваться. Одним словом, покоритель женских сердец. И что греха таить, покорял он не только незамужних девиц.
Жизнь его протекала в бесконечных развлечениях, балах и праздности. Сон допоздна, прогулки и вечерний кутёж, и наш «проказник везде поспеет».
Евгения Онегина окружают вполне реальные исторические личности: Фонвизин, Семёнова, Шаховский, Истомина; о них Пушкин упоминает в своих отступлениях, в которых главный герой уже сам Александр Сергеевич.
В свои 18 лет наш герой не отказывает себе в роскоши дорогих вещей.

«Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов».

Между походами в театр и балом он непременно успеет сменить одежду, и в этом деле он большой педант. Автор признаёт прелесть балов, но в этом описании примешаны и другие нотки опыта.

«Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил».

В очередном отступлении Пушкин делится воспоминаниями о «стройных ножках» неизвестной особы. В этих признаниях он проявляет снисходительное понимание к своему герою. Его жизнь противоречива в своём однообразии и пуста. Но был ли во всём этом он счастлив? Пушкин открывает другую сторону, этой ослепительно манящей «монеты»; Евгений давно перестал получать удовольствие от своей жизни.

«Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели».

Вся светская жизнь наскучила ему своей пустотой. Его охватила хандра, и он стал подобен Чайльду Гарольду, кумиру современников и герою Байрона. Онегин покинул даже общество красавиц. Заперся в дома в надежде чем-нибудь себя занять. Но не приученный к самодисциплине и труду, он вновь предался к томлению душевной пустотой. Писать не хватало усердия, чтение было сплошной скукой.
В последующем ходе повествования происходит неожиданный поворот.

Предлагаем прочитать исторический роман Александра Сергеевича Пушкина “Капитанская дочка”, где собран уникальный материал о событиях пугачевского сражения, а также показана история светлой и чистой любви между Петром Гриневым и Марией…

Автор говорит о личном знакомстве с Онегиным. Это знакомство, можно назвать иносказательным. Онегин герой своего времени, целиком отражающий в себе его дух. С неудержимой быстротой испив бокал светской жизни, он стал равнодушным и угрюмым… но всё же не утратил до конца своей «неподражательной странности». Личные переживания автора неразрывно переплетены, с цепью повествования. Евгений словно тень Пушкина следует за ним повсюду. Вместе они мечтают и путешествуют; по тихо дремлющему берегу реки, по пленяющей сердце ночной Италии, где волшебный голос волн Адриатического моря, язык Петрарки, город лира Альбинона, манят, рождая своим вдохновением образы чего-то нового и неизведанного.
Лирическое отступление оканчивается, возвращая читателя к прозаическим реалиям жизни. Скончался отец Онегина, и Евгений волею судьбы заброшен в российскую глубинку – туда откуда начался рассказ – к умирающему дяде. Наследство отца ушло на долги и теперь необходимость в деньгах гнала его на почтовых, преодолевая, вздохи, скуку и обман.
Племянник подоспел к самим похоронам, после всей пышности, которых он полноправным хозяином всего.

«Вот наш Онегин - сельский житель,
Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный, а досель
Порядка враг и расточитель,
И очень рад, что прежний путь
Переменил на что-нибудь».

Новые впечатления и ощущения новизны длились недолго, старая хандра настигла его и здесь.
В последнем, в этой главе отступлении, автор разрывает связь со своим героем. Для Пушкина деревня, поля, леса, цветы – источник вдохновения и блаженства и в этом он не похож на своего вечно скупающего героя, о чём и предупреждает читателя. Кратко подводя итог всему написанному, он приоткрывает дверцу в тонкий душевный мир поэта, творения рифмы!

Глава 2.

«Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые».

В доме, где поселился Евгений, всё было заведено по старому незатейливому порядку. Иной нашёл бы в сельском спокойствии и гармонии – удовлетворение, но не наш герой. Задумал он учредить новый порядок: заменить старую барщину на новый оброк. Для крепостных стал он благодетелем, зато среди соседей прослыл он чудаком и сумасбродом за что они и перестали водить с ним дружбу.

В это же время на сцену повествования вступает новый герой – Владимир Ленский. Молодой красавец в полном цвете лет прискакал прямиком из туманной Германии. Привезя с собой плоды учёности и вольнолюбивые мечты в свою помещичью жизнь. Ленский был противоположностью Онегина, а его душа не успела увянуть в «разврате света». В груди жила надежда, ум пленяли мечты, одним словом он был полон желаний жить и верил в идеалы любви, чести и дружбы.

С появлением Владимира приходят в движение все семьи, где есть незамужние дочки, ведь этот полурусский сосед завидный жених. Но в 18 лет юноша не хочет пока связывать себя узами брака. Он старается поближе свести знакомство с Евгением, который притягивает своей противоположностью.

«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны».

Онегин с уважением слушал пылкие речи Ленского, удерживая себя от иронии и сарказма и позволяя другу продлить миг блаженной веры в совершенство мира. Отчасти и ему уставшему от всего мира эти разговоры приносили некую усладу.

Вскоре поэт признался другу о поглотившем его сердце и разум чувстве. Он был пленён Ольгой, соседской девушкой, с которой вместе рос. Теперь во всём существовала лишь она, её милые черты ему виделись повсюду.

«Ее сестра звалась Татьяна…
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим».

Вот так неожиданно просто автор знакомит нас со старшей сестрой Ольги – Татьяной, этой чужой среди своих, девушкой. Татьяна совсем не была похожа на Ольгу, ни внешне, ни внутренне. Молчаливая и задумчива чуждаясь девичьих увлечений, игр и разговоров, она жила в собственном маленьком мире наполненным восходом солнца, сиянием звёзд и книгами. Именно они пленяли ум, давали направление мечтам, формировали её личность. Мама её по личному опыту не видела в чтении вреда, потому что сама в юности была увлечена «Ричардсоном». Но замужество и ежедневные бытовые обязанности всё расставили на свои места и все девичьи капризы и жеманства перевелись.

Глава 3.

Огонь пылких юношеских чувств разгорелся, и Ленский, не скрывая, уже проводит все вечера в доме Лариных. Видя, как увлечён его друг, Онегин просит познакомить его с этой семьёй и повелительницей дум поэта. На обратном пути домой два друга делятся впечатлениями. Онегина видавшего виды, не привлекла пустая красота Ольги, но он обратил внимание на не похожую на прежних девушек Татьяну.

И как заведено, было в деревне в старые времена после посещения молодых людей все засудачили о скорой свадьбе. Досадны и сладки были те разговоры для Татьяны. Её воображение пленил молодой Евгений, он казалось ворвался к ней прямиком из её грёз. В ней проснулось девичье томление и желание любви. Все образы героев отныне воплотились и слились для неё в одном Онегине. Наблюдая за своей героиней, в воображении, которой реальность смешалась с фантазиями романов, Пушкин с лёгкой иронией укоряет своих собратьев по перу и себя. И оставляет лёгкий намёк на то, что в его истории всё будет не так как в привычном романе, напротив всё сложиться так, как в обычной русской семье. Ему жаль Татьяну…, но ничего не изменить. Гонимая любовью и тоской она, раскрывает своё сердце старой няне, которой впрочем, не ведомы порывы страсти её подопечной. Она находит лишь, что девушка не здорова.

Татьяна, которой неприемлемо жеманство и кокетство, решается на смелый и очень искренний шаг – она пишет письмо Евгению. В её «милой простоте» этот поступок совсем не выглядит, чем-то недопустимым. Она верит без искусства и доверяет избранной мечте и лишь, поэтому она целиком оправдана и стоит выше прочих девиц.

«Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя».

Опять же со своей неподражаемой иронией Пушкин говорит о том, что письмо Татьяны он перевёл с французского, так как молодые девушки того времени, очень плохо владели родным языком.

«Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать…»

Именно так начинает она своё письмо, в котором, доверчиво не таясь, признаётся в своих чувствах, мечтах. Она говорит Евгению, о том, что их встреча небом суждена, что он завладел целиком её сердцем и мыслями.


И толкнуло её на этот отчаянный шаг – желание его видеть. Оканчивает она своё письмо, полагаясь на честь возлюбленного.

Рано утром тайно через няниного внука наша героиня передаёт своё письмо адресату. Время мучительного ожидания прерывается для Татьяны, роковой встречей в саду.

Глава 4.

До встречи с Татьяной отношения Онегина с девушками были легкомысленными и ничего не стоящими. Можно сказать, он не испытал настоящих чувств и не был знаком с чистой и глубокой сердечной привязанностью. Письмо влюблённой девушки, живо тронуло его и даже на миг заставило поколебаться.

Встретившись в саду, Онегин первым начинает свой разговор, свою исповедь.

Ему было приятно получить письмо от Татьяны. Он находит её прекрасной девушкой, и даже больше – она почти его идеал. В ней он видит настоящую супругу для себя, но уверен, что не создан для брака и семьи. Он слишком непостоянен и этим не хочет разбить её сердце. Он рисует не радужную картину семьи с остывшими чувствами. В конце своей речи он советует ей впредь быть более сдержанной.

И вновь лирическое отступление, в котором Пушкин рассуждает о верности друзей, о любви, о связи с родными.

«Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Кто все дела, все речи мерит
Услужливо на наш аршин?
Кто клеветы про нас не сеет?
Кто нас заботливо лелеет?
Кому порок наш не беда?
Кто не наскучит никогда?»

Отвергнутая любимым, Татьяна страдает больше прежнего. С каждым днём она увядает, бледнеет и гаснет.

Совсем иначе обстоят дела у Ольги с Владимиром. Эти двое целиком предались своему чувству. Они проводят много времени вместе. Ольга и только Ольга полноправная хозяйка его дум. Он посвящает ей свой стих, пылкие строки полные жизни и признания в любви. По-своему легкомыслию Ольга, да и другие подобные ей не оценили бы искусства высокой поэзии. Сам Пушкин предпочитает делиться своими сочинениями только с любимой няней.

Но где ж Евгений? Он ведёт уединённый образ жизни «забыв и город и друзей и скуку праздничных затей». Одно за другим сменяются описания природы времён года. Скучная и печальная осенняя пора переходит в холодную морозную зиму. С наступлением холодов сузился круг занятий молодого затворника, почти всё время, просиживая дома, он развлекается лишь игрой в бильярд, чтением и обедами с Ленским.


В один из таких вечеров Владимир зовёт Онегина на именины Татьяны, он пеняет другу, что тот давно не заглядывал к Лариным. Через две недели после именин, назначен счастливый срок – свадьба Ленского и Ольги, и том были всего мечты и разговоры.

Глава 5.

Выпал первый снег. Татьяна – русская душа, любила зиму, верила в приметы, приводящие её в смятение, суля то радость, то несчастье. В ночь после девичьих гаданий, Татьяне сниться сон. Она идёт по снеговой поляне, кругом печальная тьма. Она подходит бурному потоку, недоумевая, как его перейти. И вдруг перед ней явился взъерошенный медведь, который помог ей и стал её преследовать. Добежав до леса, она, обессилив, падает в снег. Но медведь не причиняет ей вред, он аккуратно несёт её тёплый шалаш отогреться. В щёлку Татьяна застолье разных чудовищ с головой одного, и туловищем другого животного и среди них она замечает Онегина. Он не просто гость, – он хозяин этой пирушки. Замечая Татьяну, он берёт её в свои объятия в хоромы, но в самый кульминационный момент входит Ленский с Ольгой. Онегин с диким взглядом выхватил кинжал и Ленский в миг повержен. Совсем скоро кошмарный сон станет явью, а пока с утра её встречает весёлый праздник именин. Их дом полон гостями, весельем угощением. Публика, по словам автора, собралась совсем нестоящая: закоснелые в своих мелких привычках провинциалы. Напоследок явились два самых долгожданных гостя. Пребывая в неведении, Онегина сажают напротив Татьяны (едва сдерживающей слёзы) тем, самым вызывая его досаду, на неловкую ситуацию и печальный вид девушки. Из-за своего негодования в отместку Онегин решает «взбесить» Ленского.

Между пиром и танцами нежный взгляд Евгения вновь дарит надежду бедной Татьяне. Но вот начались танцы и Онегин воплощает свою маленькую месть. На удивление всем гостям и самому жениху, он уделяет всё внимание Ольге, с ней танцует, говорит, шепчет на ухо стишки.

Ленский сам не свой, не в силах снести такую измену и кокетство, он возвращается домой с твёрдой мыслью о дуэли.

Глава 6.

Дом Лариных погружён в сон. Гости и хозяева мирно спят после весёлого застолья. Не спиться лишь Татьяне. Внезапное появление Онегина его поведение смутило её, тревожно сжимается её сердце.

На фоне повествования появляется тёмная фигура Зарецкого, человека с прошлым, а ныне примерного помещика и семьянина.

«Он был не глуп; и мой Евгений,
Не уважая сердца в нем,
Любил и дух его суждений,
И здравый толк о том о сем.
Он с удовольствием, бывало,
Видался с ним…»

Поэтому немало не удивлён был Евгений, увидев его у себя дома утром рано. Но не общаться пожаловал он, Зарецкий принёс записку с вызовом на дуэль от Ленского. Не раздумывая ни минуты, Онегин соглашается. Но оставшись наедине с собой, Евгений сожалеет и ругает себя за то, что подался первому порыву, что поступил, как мальчик, а не как мужчина; и за то, что не прав он был, пошутив так над нежной любовью поэта. Но отступить не позволит честь, да и сплетни старого соседа дуэлянта нельзя будет остановить.
Теперь уже решено. Завтра на рассвете у мельницы состоится смертельная дуэль. Встретив днём Оленьку, сердце Ленского оттаяло. Ничего не подозревавшая девушка была мила, как и прежде. Зато он был весь хмур и печален, но отступать нельзя. Дома Владимир пишет печальные стихи.

Евгений приезжает на дуэль с большим опозданием. Без лишних задержек они приготовились стрелять. И вновь вступает автор, рассуждая о том, как глупо из-за пустяка потерять друга и не только друга, но и жизнь. Пройдены 4 смертельные ступени…. Евгений выстрелил первым. Поэт упал, смертельный выстрел унёс его молодую жизнь.

«Тому назад одно мгновенье
В сем сердце билось вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь, -
Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо и темно».

Какая жестокая и бессмысленная идея – дуэль! Как нелепо вот так прерывать жизнь друга и потом с этим жить! Смерть унесла всё и надежды и стремления, радость любви и заветные мечты. Пушкин пророчески воспевает смерть поэта. Он похоронен и забыт.

На время оставив своих героев, Александр Сергеевич рассуждает о себе, о своей жизни, о проходящей юности о поэзии. В строках звучит лебединая песнь былым дням, былых страстям.

Глава 7.

Наступает весна. Всё вокруг ликует, оживает природа и душа. Весна несёт возрождение, но не будущих, а прошлых грёз. Под шум дубравный, автор приглашает читателя вновь возвратиться в деревню, оставленную в зимней трагедии в прошлой главе. Оставив, грустный след, исчез Евгений. Заброшена и забыта могила Ленского, и сам он канул в забвение. Недолго горевала о нём Оленька, пленил и увлёк за собой её улан; связав с ним судьбу, она уехала в его полк. Оставшись после отъезда сестры в одиночестве, в Татьяне громче заговорила, ещё не угасшая страсть к Онегину. Однажды гуляя, она приходит к его дому. Услужливая ключница впускает её внутрь. Всё вокруг ей мило, оставленные вещи томят воспоминанием об их хозяине. С этих пор Татьяна приходит сюда ежедневно, читать в его кабинете. Вначале ей было не до книг. Но постепенно она увлеклась необычным выбором Евгения.

Обеспокоенная состоянием дочери, матушка хлопочет, чтобы поскорее выдать её замуж.


Все кандидаты получают категорический отказ. Решено зимой отправиться в Москву на «ярмарку невест». Татьяна не противиться, она лишь с грустью прощается с милыми сердцу мечтами, холмами, полями, ручейками и рощами… прощается навсегда.

«Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!»

Не только молодой Петербург, но и постаревшую белокаменную Москву воспевает Александр Сергеевич Пушкин. Сюда, к старой больной тёте и приезжает со своей мамой наша героиня. Начинаются званые обеды у всей родни, каждый день печальную Татьяну окружают бесчисленные родственники с их пустыми беседами, банальными вопросами. Они ничуть не изменились с момента их последней встречи. Знакомство с молодым поколением, прогулки причёски, сплетни, всё это для юной провинциалки проходит, как во сне. Она хранит свою печаль, не позволяя никому о ней узнать.

«Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс… Меж тем,
Между двух теток у колонны,
Не замечаема никем,
Татьяна смотрит и не видит…»

Блуждая в мыслях по родным аллеям, Татьяна привлекает взор важного генерала. И тут… автор интригующе оканчивает главу, неоднозначно намекнув, на победу Татьяны.

Глава 8.

Последнюю главу, по канонам предыдущих, Пушкин начинает с лирических воспоминаний; как в студенческие дни он повстречал музу поэта. О том, какой верной спутницей, а порой и преследовательницей она стала для него. Она открыла для него тонкий душевный мир, волнующий красоту природы, богатый колорит душевных чувств. Бродя по далёким краям и степям, неразлучные муза и поэт попадают на светский раут, где среди знатных гостей аристократов стоит забытый герой. Какой же он? Всё тот же скучающий чудак? Или он изменил своё амплуа?

«Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел…»

После долгого путешествия он вернулся на родину, где как говориться, попал с корабля на бал. А хозяйка этого «бала» никто иная, как наша героиня Татьяна, уже не Ларина; жена того самого, важного генерала, с которым читатель оставил её в прошлой главе.

Княгиня Татьяна изменилась, и в то же время – нет. В ней всё также тихо и просто, нет налёта светской вульгарности. Но в то же время во всех её движениях, во взгляде ощущается настоящее достоинство, которое вызывает уважение окружающих.

После короткой встречи лицом к лицу, Евгений сражён волной неясных чувств вперемешку с воспоминаниями в глубине шевельнулось что-то похожее на любовь. Получив повторное приглашение от князя, он не раздумывая, мчится к ним… к ней. Онегин не замечает ни пёстрое разношёрстное общество, ни старых друзей, он видит только её неприступную равнодушную княгиню. Наконец Евгений с опозданием осознаёт, что влюблён. Он ежедневно навещает дом Татьяны, следуя за ней словно тень, но она его как будто не замечает. Они точно поменялись ролями, и теперь он дрожащей рукой пишет ей письмо.

О, как он переменился! Теперь он страдает, любит, сожалеет, хочет выпросить прощение. Но ответа – нет! При встрече она с ним холодна. Он вновь удаляется от света и окружает себя книгами и в постепенном усыплении чувств и дум его воображение рисует картины прошлых дней … и её.

Миновала зима, и ожившая надежда вновь влечёт нашего героя к той, которая владела всеми его мыслями и сердцем. Он застаёт её в совершенно неожиданном состоянии.

«Княгиня смотрит на него…
И что ей душу ни смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон,
Был так же тих ее поклон».

А в ней воскресла прежняя Татьяна, та влюблённая девчонка, томимая тоской и страстью. Теперь её черёд говорить. И она говорит – о боли, которую он нанёс ей тогда свой суровостью, о своём нынешнем положении знатной княгини и о том, что будет, если они отдадутся своему безрассудному чувству. Она признаётся, что променяла бы весь этот маскарад на «полку книг и дикий сад» из своей прошлой жизни. «А счастье было так возможно», так близко, но, вняв слёзным мольбам матери, она вышла замуж.

«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

На этих словах Татьяна покидает Евгения Онегина, а за ней и читатель, и сам автор.

В последних строках Пушкин прощается со своим романом. Надо уметь вовремя расстаться и не пытаться заглянуть в неясный призрачный конец!

“Евгений Онегин” – краткое содержание поэмы А.С. Пушкина

5 (100%) 1 vote

Предлагаем Вашему вниманию краткое содержание 1-й главы романа Пушкина «Евгений Онегин».

Первую главу поэт посвятил описанию главного героя. Пушкин как будто бы является его приятелем. Молодой человек спешит к своему тяжелобольному дяде. Первые строки стихов описывают, что ехать ему к родственнику не хочется.

«Но боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!»

Далее, рассказывается о детстве юноши. Родился и рос он в зажиточной семье, но отец его человек неделовой, постепенно разорился. Судьба была благосклонна к юному Онегину. Вначале его воспитывала няня, затем учитель француз. Его понемногу учили наукам, нужным богатому человеку: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

Достигший своего совершеннолетия, молодой человек «вышел в свет». От природы герой прирожденный психолог. Он обаятелен, умеет вести светскую беседу, а главное, очаровывать женщин. Все эти качества характера помогли Евгению хорошо освоиться в петербургском обществе: «Свет решил, что он умен и очень мил».

Главный герой поэмы неплохо освоил и другие науки: экономику, философию, латынь. Но он не любил и не понимал стихов: «Не мог он ямба от хорея, как мы не бились отличить».

Далее идет описание образа жизни юноши. Вечерами он любит кутить на всевозможных светских мероприятиях или посещать театр. Он слывет обольстителем женских сердец, впрочем, даже обманутые мужья прощают юному герою любовные приключения: «Но вы блаженные мужья,

с ним оставались вы друзья».

Онегин педантично следит за своей внешностью, по нескольку часов проводит перед зеркалом, приводя себя в порядок. «Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил».

Вернувшись поздно со светских вечеринок наш герой спит до обеда, а затем повторяется все заново.

Постепенно, ему наскучили светские мероприятия и молодой человек погрузился в меланхолию. Он пытается найти утешение в уединение, много читает, пробует писать, но ничто не повышает ему настроение. Вместе с приятелем, от лица которого ведется поэма, он решает покинуть отчизну: «Онегин был готов со мною увидеть чуждые страны».

Но кончина родного отца помешала осуществлению его планов. Онегину начинают надоедать кредиторы и он, глубоко не задумываясь, отдает все состояние отца за долги.

«Евгений, тяжбы ненавидя,

Довольный жребием своим,

Наследство предоставил им».

Вероятно, герой уже знает, что у богатого дяди он является единственным наследником. Приехав в деревню к родственнику, он застает его уже мертвым. Но предчувствие не обмануло героя поэмы, Онегин получает богатое наследство. Смена обстановки немного рассеивает хандру Евгения: «Два дня ему казались новы уединенные поля, прохлада сумрачной дубравы». Но затем он погружается в нее вновь: «Хандра ждала его на страже».

Предлагаем Вашему вниманию краткое содержание 6 главы А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

К концу подошел праздничный вечер. Довольный своей местью Онегин уезжает домой. После утомительных и долгих танцев уставшие хозяева и гости ложатся спать. Не спит только Татьяна, погруженная в свои мысли об Онегине. Она обнаруживает в себе сильнейшее чувство ревности. Безысходность и тоска не дают ей уснуть.

Вперед, вперед, моя исторья!

Лицо нас новое зовет!

Зовет для того, чтобы познакомить с новым героем, Зарецким. Сейчас это вполне благоразумный человек, ведущий размеренную сельскую жизнь с семьей, детьми и обыденными хлопотами по хозяйству. Но известен он весьма порочными пристрастиями своего прошлого: любви к спорам и дуэлям, азартным играм, гуляньям, праздном времяпрепровождении в питейных заведениях. Широко известна история о том, как в военную бытность он упал с коня в грязь и попал в плен к французам. Однако же, несмотря на дурную славу, Евгению нравился его нрав и приятное общение с ним.

На утро после праздника Зарецкий посетил Евгения и привез ему записку от Ленского.

То был приятный, благородный

Короткий вызов…

Фразой «всегда готов» Онегин без раздумий отвечает Зарецкому. Вызов на дуэль принят поспешно, и сожаление начинает угнетать Евгения сразу после отъезда секунданта. Пустячная, беспричинная ссора не должна заканчиваться такой пропастью между товарищами, как дуэль. Онегин это понимает и осознает, что, как более опытный и умудренный, он должен первым ступить на путь примирения. Однако же мнение окружения о ложных понятиях чести возобладало. Дуэли быть.

Обида Ленского на Ольгу все же уступила нежным чувствам, и он поспешил увидеться с ней перед дуэлью. Ветреная и юная Ольга встретила поэта с детской непосредственностью, открытым сердцем, как будто не помня вчерашнего случая.

Исчезла ревность и досада

Пред этой ясностию взгляда…

И вот уже Ленский не помнит оскорбления, но не в силах изменить что-либо, прощается с девушкой. Ольга и не подозревает о грядущей опасности.

В терзаниях Владимир возвращается домой, не может найти себе занятие, он рассеян. От музыкального инструмента к книге, но мысли его далеко, он думает об Ольге. Вдохновленный романтическим чувством, он пишет стихотворение, адресованное любимой. В нем описан исход дуэли – роковая гибель поэта.

Тревожная ночь не дала покоя ни Онегину, ни Ленскому. Онегин проспал назначенное время и опоздал к дуэли. Уже врагами они встретились за деревенской мельницей.

Все произошло стремительно: враги сошлись, Онегин выстрелил первым. Ленский погибает от пули, пробившей сердце.

Пушкин размышляет о возможной судьбе молодого Ленского, о которой не суждено уже узнать. Красивое тихое место поодаль от селенья под соснами у ручья стало последним пристанищем Ленского.

Но так и быть: простимся дружно,

О юность легкая моя!

Надеемся, что после ознакомления с кратким содержанием 6-й главы «Евгения Онегина» у Вас возникнет непреодолимое желание прочитать этот замечательный роман Пушкина, узнать продолжение истории (полностью, не в кратком пересказе) и насладиться

Каждую главу великого романа Пушкина отличает особая прелесть и своеобразие. 4 глава произведения относится к наиболее значимым, кульминационным разделам «Евгения Онегина». Ведь именно в ней главный герой объясняется с Татьяной, получив ее письмо. Предлагаем вашему вниманию краткий пересказ этой главы.

Пресыщенному, циничному аристократу Онегину хватает ума и сердца, чтобы оценить чистоту и свежесть чувств Татьяны Лариной и постараться не обидеть влюбленную девушку.

Евгению мила искренность Татьяны и он готов ответить ей «признаньем также без искусства». Главный герой романа не стремится связать себя узами брака, сознавая, что он «не создан для блаженства».

Он как будто извиняется перед взволнованной Татьяной, сознаваясь, что не достоин ее. «Я вас люблю любовью брата», — вот все, что может дать глубоко полюбившей его Татьяне разочарованный во всем и во всех Онегин.

Заключительным аккордом звучит наставление Онегина о необходимости учиться «властвовать собой», чтобы не попасть в беду.

Пушкин, отдавая должное своему герою, отмечает в нем «души прямое благородство» при объяснении с Татьяной.

«Евгений Онегин» изобилует удивительными авторскими отступлениями. Не стала исключением и четвертая глава романа.

С каким блеском и точностью описывает поэт мнимых друзей, способных предать в любую минуту, надоевшую родню, ненадежную «любовь красавиц нежных». Со свойственным ему остроумием Александр Сергеевич предлагает достопочтенному читателю любить самого себя, «трудов напрасно не губя».

После лирических отступлений автор отправляет Онегина в деревню, где герой романа проводит свои дни в лености и скуке. На фоне деревенской жизни Пушкин любуется природой, описывая северное лето как «карикатуру южных зим». Особенно проникновенно звучат «осенние» стихи, когда поэт описывает обнажение «таинственной сени» лесов. И вот уже «трещат морозы» и «вьется первый снег».

Дальше идет развитие сюжетной линии. В гости к Онегину приезжает влюбленный Ленский. Ах, как же мила романтичному Владимиру прелестная Ольга, как восхищается и любуется он ею! Роман Ленского и Ольги развивается весьма счастливо. Одухотворенный герой словно «мотылек, в весенний впившийся цветок» готов без конца воспевать Ольгу. Влюбленную пару ждет скорое венчание.