Бедная лиза и чувства аргументы. «Твердый разум» и «нежнейшие чувства

Проходят целые эпохи, меняются моды, пристрастия, увлечения, общественно-экономические формации, за­коны. Неизменных, вневременных понятий и ценностей остается все меньше, но именно на них и зиждется мир, благодаря им человеческий род не умаляется и не пре­кращается на Земле.

Одной из таких незыблемых ценностей является, не­сомненно, любовь. Но она же может быть и величайшей трагедией человека. От чего же зависит, какой она будет: дарящей радость или ввергающей в пучину страданий? Безусловно, оснований как для счастливой, так и для не­счастной любви очень много. Вероятно, одним из глав­ных условий для счастья двоих является трудно дости­жимая гармония разума и чувства. Случается такое единение весьма нечасто. Наоборот, пучина любовных страстей столь захватывает человека, что он может поте­рять способность здраво мыслить и рассуждать.

Обратимся к повести замечательного русского писа­теля Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Традиционно счи­тается, что идея произведения в том, что «…и крестьянки любить умеют», то есть и люди незнатные, не имеющие образования и воспитания, способны на глубокие, серь­езные чувства. Безусловно, для начала XIX века мысль новая и заслуживающая уважения. Но только ли об этом повесть Карамзина? Думается, что произведение это прежде всего о печальных последствиях отсутствия гар­монии разума и чувства. Разве Лиза не должна была, не­смотря на любовь к Эрасту, руководствоваться в своих поступках разумом, который привел бы девушку к пра­вильной оценке ситуации: да, очень тяжело познать пре­дательство любимого человека, юному влюбленному сердцу кажется, что пережить измену просто невозмож­но. Но именно разум должен был подсказать героине произведения мысль о том, что у нее на попечении пре­старелая мать, у которой больше, кроме Лизы, нет в жизни поддержки и опоры. Подсказать и тем помочь ей справиться с личной драмой: исполнять свой долг, хра­нить чистую и светлую душу. Может быть, тогда и стала бы возможной внутренняя гармония личности и, как следствие, душевное спокойствие героини.

Эраст не меньше, чем его любимая Лиза, испытывает жестокие внутренние разногласия между доводами ра­зума, который подсказывает, что нужно жениться на старой и нелюбимой вдове, и светлым чувством любви к бедной девушке. Здесь, возможно, чувства должны были победить, ведь герой потом всю жизнь будет помнить Ли­зу, его будет преследовать боль от осознания того, что женитьба, поступок, продиктованный отвратительным разумом эгоиста, стала причиной смерти любимой. Но увы! Эта дисгармония чувств и разума приводит к смерти Лизы и к полному внутреннему опустошению Эраста.

Таким образом, можно сделать вывод: в любви не меньше, чем в любом другом проявлении человеческой личности, необходима гармония разума и чувства. Дос­тигается это состояние серьезной внутренней работой над самим собой и правильной оценкой жизненных ситуа­ций. Достичь подобной гармонии получается далеко не у всех. Поэтому, к сожалению, столь часты необратимые жизненные драмы, которых, благодаря единству разума и чувства, вполне можно было бы избежать.

И нежная улыбка пробежала Красавицы на пламенных устах, И вот она с томлением в глазах К любезному в объятия упала... "Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал, Рассудок что ж? Рассудок уж молчал. А. С. Пушкин «Рассудок и любовь»






Сентиментализм Основная идея Основная идея Стремление представить человеческую личность в движениях души Основная тематика Основная тематика Любовная Герои и характеры Герои и характеры Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям Роль пейзажа Роль пейзажа Средство психологической характеристики героев Основные жанры Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия




Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов монастырь, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены трогательными надписями («В струях сих бедная скончалась Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!»). «….тут образ Богоматери обращает на приятелей в бегство…..но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах!...» Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза»










ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА …. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»






ЛЮБОВЬ – НРАВСТВЕННАЯ ПРОВЕРКА ГЕРОЕВ Лиза Эраст Сила характера, способность к глубокому чувству, Нежность, самоотверженность, НО БЕЗРАССУДНОСТЬ Двойственность натуры, пагубность среды, легкомыслие, эгоизм. Ему кажется, что он воскрес для новых чувств, но их глубины нет. Победу одерживают не высокие, а низкие, привычные чувства. Душа не очистилась от зла, обманывает Лизу.


ВЫВОДЫ: 1. Карамзин показывает, что любовь играет большую роль в человеческой жизни. 2. Но он предупреждает, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение в любви, так как это ведет если не к гибели, то к самым роковым изменениям. 3. По его мнению, необходим рассудок


ТЕМА РАЗУМА, РАССУДКА ЭРАСТ. Ни о чем не думает, плывет по течению, строит идиллические планы о жизни с Лизой как с сестрой ЛИЗА З адумывается о своей судьбе, но ее разуму не дано восторжествовать. РАССКАЗЧИК Постоянно в напряжении, он рядом с героями, но ничем не может им помочь. «Безрассудочный человек, всегда ли рассудок есть царь твоих чувств?»


ТЕМА РАЗУМА, РАССУДКА. Что преобладает в отношениях Лизы и Эраста? Чувства, а не рассудок, в этом причина их бед. Если людьми управляют страсти, то за счастьем, удовольствием последует расплата – наказание. «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?» Вывод: Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ.


ПРОБЛЕМА РОКА И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ Обстоятельства – Сумма реальных причин, в них нет той безысходности, как у рока. Эраст вынужден идти в армию; жениться на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение. РОК - ? НО, по Карамзину, существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.


ИТОГ БЕЗДУМНОСТИ ЛИЗА обрекла себя за то, что бездумно, безоглядно любила, на гибель ФИЗИЧЕСКУЮ. ЭРАСТ за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель МОРАЛЬНУЮ: «он был до конца своей жизни несчастен». АВТОР не обвиняет героев, а объясняет причины их бед, предупреждает читателя о возможных бедах, если они забудут о разуме.


ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА Высшие силы представлены в образе природы: ОНА 1. Воплощение красоты. 2. Чувствующий разум (сочувствует, одобряет, порицает, предупреждает, становится врагом). ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.


ОБРАЗ ПРИРОДЫ 1. Первая встреча с Эрастом – Лиза держит в руках ландыши. 2. Ландыши потом она бросит в речку. 3. Природа предупреждает: Лиза не спала всю ночь в самом начале возникновения любви. Утром туман – символ неясности. (вещий туман – Л. не видит своего будущего, оно закрыто для нее). 4. Во время Лизиного заблуждения природа бушует: «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков…натура сетовала о потерянной Лизиной невинности» Найти в тексте описание природы.


ОБРАЗ ПРИРОДЫ 5. Природа жалеет Лизу, когда Эраст уезжает в армию. Лиза уединяется в лесу. «Горлица соединила свой жалобный голос с ее стенаниями». 6. В произведении природа сочувствует Лизе, жалеет ее, но не проклинает, не осуждает. 7. Лизу сопровождает свет, солнце. 8. Эраст всегда появляется вечером., даже свет луны освещает волос Лизы, но не касается Эраста. Все, к чему прикасается этот герой, гибнет и морально, и духовно.


ВЫВОДЫ 1. Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ. 2. Существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор. 3. Человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил. 4. Природа наделена разумом, и не считаться с ее оценками неразумно. Какие выводы сделали для себя?



«Твердый разум» и «нежнейшие чувства»

Написанная в конце XVIII века «Бедная Лиза», она и двести лет спустя сохранила свою притягательную силу для современного читателя.

Успех этой небольшой по объему книги объясняется просто: в ней речь идет о любви, то есть о вечном, о том, что всегда волнует людей, особенно юных. В повести чувство любви открывается как чувство подвижное, изменчивое, способное обновить душу, обогатить ее (и через счастье, и через страдания).

Повесть можно изучать под разными углами зрения, но чтобы обеспечить успех, обратимся к ее нравственно-философской проблематике.

Ведущая сюжетная линия повести сводится к истории любви Лизы и Эраста. Карамзин всегда уделяет большое внимание внутреннему миру человека, его чувствам, переживаниям, полагая, что постижение их помогает становлению человеческой души. Поэтому нужно в первую очередь проследить, какой характер носят чувства героев, как они развиваются, к чему приводят. Ответы на эти вопросы позволят выйти на вечные проблемы жизни: любовь -- счастье и любовь -- трагедия; рок и обстоятельства; природа и человек.

Итак, обратимся к чувствам героев, прежде всего к чувству любви главной героини повести - Лизы (о том, что она -- главный герой, говорят и название повести, и место этого образа в системе развивающихся событий).

Изображая широкий и далеко не однозначный поток чувств героини, Карамзин обнаружил истинное мастерство психолога. Это проявилось в особой подаче душевных переживаний Лизы. Перед нами предстает непрерывный процесс изменяющихся, непосредственных чувств, мыслей, впечатлений, воспоминаний Лизы, вызванных важнейшими для ее сердца внешними и внутренними событиями.

Так, первая встреча Лизы с прекрасным незнакомцем рождает в ее душе смущение, которое спустя некоторое время сменяется волнением. Предостережения матери вызывают ее слезы. Не встретив на другой день молодого человека с «добрым лицом», Лиза грустит. Но стоило Эрасту появиться у нее в комнате, сердце Лизы охватывает безумная «радость».

Ночью она не может спать: «Образ Эрастов... живо ей представляется». Утро приносит ей печальные раздумья о том, что Эраст не «простой крестьянин», не милый ее сердцу «пастушок», но признание его в любви уничтожило раздумья, приведя Лизу в восторг. Сердце ее полно «чистого и вместе с тем страстного чувства», которое она и не пытается скрыть.

Но матушка строит планы замужества Лизы, не связывая их с Эрастом, и Лиза «плачет». Эраст утешает ее: обещает ей вечный целомудренный «рай» «в деревне» или «в дремучих лесах», и Лиза в упоении все забыла. Она забыла и себя... И тут же становится «страшно», и «слезы катятся из глаз ее»: ей кажется, что «прежнего» счастья уже не будет.

Ее горькие предположения верны: Эраст не был у Лизы «пять дней сряду», и она испытывает «величайшее беспокойство».

Узнав от Эраста о его предстоящем отъезде в армию, Лиза приходит в отчаяние и, проводив его, «лишается чувств и памяти». Дни ее без Эраста стали «днями тоски и горести».

Наконец, женитьба Эраста, его обман, деньги, которыми он как бы откупается от нее,-- все это вместе с воспоминаниями о прошлом счастье потрясает ее душу, и она кончает жизнь самоубийством.

Как мы видим, Лиза, полюбив, проходит через разные психологические состояния: за короткое время любви она испытала робость, волнения, надежду, радость, счастье, тревогу, грусть, тоску, страх, отчаяние и, наконец, потрясение. Все это -- проявления безграничной любви.

Карамзин фиксирует внимание не только на внутренних переживаниях героини, но и на внешних деталях, помогающих передать то или иное ее состояние. Сюда надо отнести взгляды, речь, действия, выхваченные взором предметы внешнего мира и пр. Например: Лиза «осмелилась взглянуть на молодого человека»; «быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором»; «в глазах Лизиных блеснула радость, которую она тщетно сокрыть хотела; щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер; она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою» и так далее. Примеров, подобных приведенным, в повести множество, и учащиеся по нашей просьбе найдут их. Сообща делаем вывод: Карамзин сумел показать богатство души Лизы, ее неоднозначность, глубину. Соглашаемся с исследователями творчества Карамзина: писатель, знакомя читателей с «изгибами сердца», погружает нас в напряженную, эмоциональную атмосферу «нежных страстей».

А какое изображение получает духовная жизнь Эраста? Конечно, Карамзин и здесь выступает как истинный психолог, прекрасно знающий, что формирует человеческую личность и какую роль при этом играет чувство любви.

Поэтому рассказ писателя сосредоточивается не столько на истории жизни героя, сколько на истории его души. Под влиянием чего складывается внутренняя жизнь Эраста? Прежде всего сказались его природные свойства («доброе сердце, доброе от природы, но слабое и ветреное»), затем свое дело сделали среда («рассеянная светская жизнь», наполненная светскими забавами, не всегда безвредными) и чтение романов, которые уводили его в мир беспечных, наивных наслаждений, В итоге в душе Эраста поселились скука (он «жаловался на судьбу свою») и жажда непосредственных, чистых чувств и ощущений.

Обстоятельства оказались милостивы к Эрасту: на его пути встретилась Лиза -- олицетворение чистоты и непосредственности. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Даже в самом ее появлении он увидел промысел божий. «Нату7ра призывает меня в свои объятья, к чистым своим радостям»,-- думал он. Любовь Лизы -- это испытание героя, проверка его решения начать новую жизнь, проверка его сердца, глубины его чувств.

В истории его взаимоотношений с Лизой можно увидеть некоторую двойственность, которая дает о себе знать в самой тонкой сфере -- в сфере любви, причем эта двойственность -- следствие и «доброго сердца», и пагубной среды, углубившей его легкомыслие и эгоизм. С одной стороны, Эраст искренне влюблен в Лизу, он гордится их чистыми отношениями, с отвращением вспоминая прежнюю жизнь. Он заботится о покое Лизы, умеет осушить ее слезы. Он плачет, расставаясь с нею... Кажется, что сердце его воскресло и живет новыми чувствами -- вполне достойными. С другой -- в новом Эрасте проглядывает прежний: в его чувствах к Лизе нет истинной глубины, в них присутствует элемент игры, которая увлекает его; в любви он мыслит штампами, взятыми, вероятно, из прочитанных им книг: он называет Лизу, по обычаю, «пастушкой», говорит, что «возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно в деревне и в дремучих лесах, как в раю», что для него «важнее всего душа, чувствительная, невинная душа» и т. д.

В итоге в нем одерживают победу не высокие, а низкие, привычные для него чувства. Лиза теряет для него интерес. Он обманывает ее, изменяет своей клятве. Все это рождает впечатление, что Эраст не выдержал испытания любовью и душа его не очистилась от зла. Это впечатление поддерживается и рассказчиком, позиция которого дана открыто: «Я забываю человека в Эрасте -- готов проклинать его»,-- говорит он.

Но из финала повести мы узнаем, что Эраст после смерти Лизы «не мог утешиться и почитал себя убийцею». О чем это свидетельствует? Эраст, не обладавший ранее способностью к самооценке, называет себя «убийцею». Многое раскрывает нам фраза: «он не мог утешиться». Кроме того, мы узнаем, что он посещает Лизину могилу.

Можно ли сказать, что возрождение души произошло? Что открывают нам знаменательные слова в конце повести: «Теперь, может быть, они уже примирились»? Речь идет о встрече душ Эраста и Лизы в другом мире, после смерти, о примирении их значит, идет речь и о прощении, а это может быть только в случае очищения души Эраста, признания им собственных ошибок и заблуждений.

Так Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности.

В любовной истории Эраста и Лизы важны несколько моментов, и на них необходимо остановиться. Исследуя «анатомию» любви, Карамзин ставит вопрос о возможности и невозможности счастья в любви. Что такое это счастье? Поддается ли оно контролю? Какое счастье бывает полным - бездумное или разумное? Отвечая на эти вопросы, будем опираться на текст.

Возьмем такие сцены. Вот Карамзин знакомит нас с минутным счастьем «страстной дружбы», в котором нет ни прошлого, ни будущего, оно живет одним настоящим, наполняя души чистым восторгом. Лизе и Эрасту дано было испытать эти блаженные минуты. «Они сидели на траве... смотрели друг друга в глаза, говорили друг другу: «Люби меня!» -- и два часа показались им мигом»,-- пишет Карамзин. Лизе и Эрасту суждено было испытать и минутное счастье любви-страсти, когда они ничего не боялись, ни о чем не думали, отдавшись полностью течению чувств. И в этом всемогущая сила любви!

Но Карамзин предупреждает на примере Эраста, что «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви», ибо могут наступить если не ее гибель, то необратимые роковые ее изменения. Поэтому так важна мысль писателя о необходимости рассудка. Тема рассудка начинает звучать в повести почти сразу. Мы знакомимся с разумным взглядом матери на поведение Лизы, на ее жизнь; задумывается о собственной судьбе и судьбе Эраста Лиза, но ее разуму не дано торжествовать. И совершенно ни о чем не думает Эраст -- он плывет по течению чувств, строя идиллические планы о жизни с Лизой, «как с сестрой».

Тема рассудка властно звучит и в речах рассказчика. Обращаясь к Эрасту, он восклицает: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли ты можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь твоих чувств?»

Размышления по поводу этого высказывания позволяют сделать вывод: миг любви, когда человек весь отдается чувству, прекрасен,- это счастливый миг, но долгую жизнь и прочность чувству дает рассудок, разум.

Не рассудок преобладал в отношениях Лизы и Эраста, и в этом одна из причин их бед. Но писатель не обвиняет своих героев за их «заблуждения», он лишь объясняет поведение героев, и эта позиция его мудра: он знает, что есть люди, которыми управляют страсти, и в этом их награда и наказание .

В повесть властно входит и проблема рока и обстоятельств. Карамзин не ставит знака равенства между этими понятиями. Обстоятельства как сумма реальных причин определили поведение и Лизы, и Эраста: после смерти отца Лиза вынуждена была помогать семье и ходила в Москву продавать цветы, где встретилась с Эрастом; обстоятельства складываются для Эраста так, что он обязан идти в армию и на время расстаться с Лизой; обстоятельства заставили его жениться «на пожилой богатой вдове», чтобы поправить свое состояние. Но все эти обстоятельства все-таки не роковые.

Но существуют, по Карамзину, высшие, фатальные силы, которые выносят свой приговор человеку: Лиза за то, что бездумно и безоглядно любила, обрекла себя на гибель физическую; Эраст за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель моральную: он «был до конца своей жизни несчастлив».

Высшие силы представлены и в образе Природы. Природа занимает большое место в миросозерцании Карамзина. Она для него как созданье Высшего -- воплощение красоты, «чувствующего» разума. В некоторых произведениях писателя она выступает под именем Натуры (видимого, зримого мира, с одной стороны; с другой -- заложенных высшей силой каких-либо возможностей). Природа у Карамзина многолика и в отношении к человеку: она сочувствует ему, может одобрять его или порицать, она способна предупредить его об опасности и обернуться врагом. И человек, и человечество могут находиться в гармонии с Природой, и они же могут превратиться в игрушку страшных, роковых сил.

Эти взгляды Карамзина на Природу проявились и в повести «Бедная Лиза». Здесь мы видели много разных ликов Природы, которые по-разному проявились в отношении к Лизе и Эрасту.

Лиза впервые предстает перед нами как девушка «редкой красоты», чистая и юная, с ландышами в руках. Эти ландыши -- символ ее весеннего расцвета, чистоты. Но именно эти цветы Лиза бросит в Москву-реку, когда не встретит молодого человека, так понравившегося ей... Что дают читателю сравнения, взятые из мира природы? Мы постигаем душевную красоту и внутренний мир героини, мы узнаем, что «чистая, радостная душа» светится в ее глазах, «подобно как солнце светится в каплях росы небесной». Иногда Природа точно отражает чувства Лизы, осторожно «предупреждает» ее. Это предупреждение сделано Природой в самом начале возникновения любви Лизы. Она не спала ночь, «почти всякую минуту просыпалась и вздыхала». Утром, еще до восхода солнца, Лиза села на траву и, пригорюнившись, смотрела «на белые туманы, которые волновались в воздухе».

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова слово «туман» объясняется не только как состояние воздуха, но и как символ неясного, запутанного, непонятного. В данном контексте «туманы» -- знак вещий, ибо Лиза не видит ясно своего будущего, оно закрыто туманом .

Но чувства Лизы столь чисты, прекрасны, что Природа «не может не разделить» ее радость: ведь Лиза любит и любима. «Какое прекрасное утро! -- говорит Лиза.-- Как весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»

Природа «скреплена» с Лизой и в минуту ее беды -- в минуту ее «заблуждения». В это время «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков -- казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». Но Природа не отворачивается от Лизы,-- она жалеет ее, сочувствует ей. Когда Лиза после отъезда Эраста в армию уединилась в лес, где проливала слезы и «стенала о разлуке с милым», «печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенаниями».

Можно сказать, что природа в повести всегда рядом с Лизой. Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза, молнии, дождь -- все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой. В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья...

А связана ли Природа с Эрастом? Фактически этой связи нет, и ее отсутствие -- тоже характеристика героя. Интересно, что Лизу всегда сопровождает свет, солнце, даже ночью, во время ее свиданий с Эрастом, «тихая луна... посеребряла лучами своими светлые Лизины волосы»,-- Эраста же эта самая луна будто и не видела.

Сопутствующие образы, взятые из мира Природы и характеризующие Эраста,-- это образы тьмы: он приходит к Лизе всегда «вечером», скоро надвинутся сумерки («становилось темно»). В этот «вечер», «в ночь» втянута и Лиза, олицетворяющая собой «свет», и природа жалеет ее, но не Эраста.

Все, к чему ни прикасается этот герой, гибнет или превращается в свою противоположность: просто «высокий дуб», около которого Эраст встречался с Лизой, становится «мрачным», а Лиза, дружившая совсем недавно с природой, будет молить: «О, если бы упало на меня небо: Если бы земля поглотила бедную!» И в хижине, некогда согретой любовью двух смиренных сердец -- матери и дочери, после гибели Лизы, вызванной обманом Эраста, и смерти бедной старушки будет «выть» ветер.

Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо. Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно. Правда, некоторые видят в надеждах рассказчика на воскресение души Эраста гораздо больше гуманизма, чем в отношении Природы к этому герою. Но это противопоставление ложное, ибо позиция рассказчика продиктована его органической связью с Природой, следовательно, идет от Природы. Это хорошо видно из следующих примеров.

Рассказчик признается в любви к прогулкам «без плана, без цели -- куда глаза глядят -- по лугам и рощам, по холмам и равнинам». Но одно это признание еще мало что значит. Чтобы обнаружить именно органическую связь рассказчика с Природой, необходимо исследовать художественную структуру хотя бы микротекста, позволяющую судить и о своеобразии эстетики Карамзина. Можно взять небольшой отрывок из описания окрестностей Москвы:

«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада... Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы...

Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою».

Что открывает это описание? В первом абзаце пейзаж дан в перспективе, это расширяет пространство. Художественная простота, отсутствие метафор, гармонический строй речи придают ему почти эпический характер. Это спокойный пейзаж, но спокойствие его не холодное, не бесстрастное,-- оно согрето теплым чувством рассказчика. Отсюда лиризм в скупом описании природы, который достигается главным образом за счет особой структуры предложений. Так, в каждом предложении мы видим инверсии, создающие особую, лирическую интонацию: «видна дубовая роща», «пасутся многочисленные стада», «блистает златоглавый Данилов монастырь», «синеются Воробьевы горы». Основные слова, обозначающие конкретные предметы мира природы, поставлены в конец предложений,-- они становятся ударными, так как важны для рассказчика: он выделил «рощу», «стада», «Данилов монастырь», «Воробьевы горы».

Употребив глаголы с цветовой окраской («блистает», «синеются»), он освятил тем самым эти места, так как блистание вызвано золотом на куполах монастыря, светящихся под солнцем, а синь идет от неба. Золотой и голубой цвета, наряду с белым, наиболее часты в иконописи и художественной росписи храмов.

Характерен тройной повтор слов в первом абзаце: «подле», «подалее», «далее». Здесь каждое слово из трех употреблено в новом лексическом значении, что создает эффект эмоционального нагнетания, усиливающейся торжественности, а повторение согласного «л» в каждом из трех слов придает предложениям мягкость, напевность. В итоге проза под пером Карамзина действительно «поэтизируется» (Ю. М. Лотман). Следовательно, «поэтизируется» и рассказчик, его чуткая к красоте душа, Природа,

Чрезвычайно важен второй абзац: он знакомит нас с особым художественным стилем Карамзина. Здесь предстают образы весны и осени. Известно, что эти слова, как правило, употреблялись в творчестве сентименталистов не только в своем прямом значении (время года) -- обычно учитывались их емкость, глубина, подтекст. Слово «весна» непременно ассоциировалось со словами «свет», «радость», «надежда», «счастье», «расцвет» и т. д.; слово же «осень» связывалось с крушением надежд, с увяданием, концом жизни. Поэтому эти слова создавали свою лирическую тему. Они обычно выделялись или курсивом, или писались с большой буквы, чтобы показать, что данное слово -- целая тема, знак огромного смысла.

Карамзин с помощью образов весны и осени (весны -- в большей степени) передает взволнованное состояние живой, тонко чувствующей души рассказчика, вызванное воспоминаниями, которое полно, развернуто не раскрывается, а выносится, как принято говорить, за скобки, и поэтому у Карамзина и природа и человек необычайно многомерны.

Анализируемый отрывок помогает познакомиться с поэтикой Карамзина-прозаика: с особенностями его стиля, поэтического словоупотребления, с особой структурой предложений -- и в конечном счете убедиться в органическом слиянии Природы и рассказчика. Именно это органическое слияние с Природой как с некоей высшей разумной силой позволяет рассказчику вмешиваться в события, давать оценки героям и выражать надежды на воскресение души Эраста.

Все герои (к которым относятся не только Лиза и Эраст, но и рассказчик, и Природа) и сам стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. В ней проявились и светлые личностные качества писателя (высокая нравственность, ум, благородство, чуткость, доброе сердце, бескорыстие, религиозность и пр.), и взгляды Карамзина на поэта-творца как на просвещенного, добродетельного, независимого человека и на само искусство как на нравственную силу, способную внушать читателю возвышенные чувства. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» -- нравственное и эстетическое. В итоге перед нами Карамзин-художник и Карамзин-философ.

В небольшом по объему произведении (сама тема, сюжет, организация материала, образный мир, язык) Карамзин сумел открыто высказать себя: он воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали, но веря в воскресение его души; он призывал верить в высшие силы и служить добродетели.

Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».

аргументы к сочинению

Итоговые сочинения по теме "Разум и чувства" на нашем сайте:

- Согласны ли вы с высказыванием М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств»?

- Согласны ли вы с высказыванием Фирдоуси «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла»?

_____________________________________________________________________________________________

Проблеме разума и чувства посвящено огромное количество литературных произведений.
главные герои принадлежат к двум враждующим кланам – Монтекки и Капулетти. Всё против чувств молодых людей, и голос разума советует каждому не поддаваться вспыхнувшей любви. Но эмоции оказываются сильнее, и даже в смерти Ромео и Джульетта не захотели расставаться.
чувства главной героини берут верх над её разумом. Влюбившись в молодого дворянина Эраста и доверившись ему, Лиза забывает о девичей чести. Карамзин пишет об этом факте с горечью и упрекает героиню, хотя ему всем сердцем жаль добрую, искреннюю девушку. Но и Эраста Карамзин обвиняет в безрассудстве, он прямо говорит, что разум (тем более у мужчины!) должен руководить эмоциями. Так, в ответ на мысли молодого человека о том, что он не употребит во зло доверие девушки и всегда останется ей только братом, автор восклицает:

И действительно, чувства девушки, были обмануты: Эраст, проигравшись в карты, чтобы как-то поправить своё материальное положение, женится на богатой вдове, а Лиза кончает жизнь самоубийством, утопившись в озере.
В трагическом разладе разум и чувства главного героя

Сердце его пылает любовью к Софье Фамусовой, именно ради неё он возвращается в Москву, но не находит в девушке ответных чувств. Когда же герой узнает, что избранник Софьи – Молчалин, секретарь её отца, он не в силах в это поверить.

восклицает Чацкий. Герой прекрасно видит, каков Молчалин на самом деле, видит, каковы его истинные цели. А это - продвижение по карьерной лестнице и материальное благополучие. Ради этого Молчалин не гнушается ни лицемерием, ни выслуживанием перед вышестоящими, ни подлостью. Именно такой подлостью с его стороны становятся ухаживания за дочерью начальника. Разум Чацкого отказывается верить в любовь Софьи к Молчалину, ведь он помнит её еще подростком, когда между ними вспыхнула влюблённость, ему думается, что за эти годы Софья не могла измениться. Но реальность оказалась суровее мечты. И вот Чацкий, при всём своём уме, хорошо разбираясь в людях, понимая, что Фамусов и его гости не поймут и не разделят ни его идей, ни мнений, ни поступков, не сдерживается и высказывается перед ними, так сказать, «мечет бисер перед свиньями». Разум героя не может сдержать переполняющие его эмоции. Всё поведение Чацкого так странно «фамусовскому обществу», что оно с облегчением принимает весть о сумасшествии героя.
мы так же наблюдаем столкновение между разумом и чувством. Пётр Гринев, узнав о том, что его возлюбленная Маша Миронова насильно удерживается Швабриным, который хочет заставить девушку выйти за него замуж, вопреки голосу разума обращается за помощью к Пугачёву. Герой знает, что это может грозить ему смертью, ведь связь с государственным преступником сурово каралась, но он не отступается от задуманного и в итоге сохраняет собственную жизнь и честь и получает Машу в законные жёны.
В другом произведении

теме разума и чувства так же отведено немаловажное место. После семи лет разлуки Евгений, увидев преображённую Татьяну, влюбляется в неё. И хотя герой знает, что она замужем, он ничего не в силах поделать с собой. Онегин осознаёт, что много лет назад не смог до конца разглядеть в юной Тане всю силу её характера и внутреннюю красоту. Теперь же чувства любви к героине заслоняют в Евгении все разумные доказательства, он жаждет взаимных признаний. Но в Татьяне голос разума, говорящий о долге и чести замужней женщины, берёт верх над эмоциями. В отличие от Онегина она находит в себе силы противостоять нахлынувшим и чувствам и признается:

так же неоднократно подвергается испытанию на разум и чувства. Но у него разум всегда оказывается выше эмоций. Так, мы видим, как герой боролся с сочувствием к княжне Мэри и сам себе признавался, что ещё минута и он был готов упасть к её ногам и просить стать его женой. Но… Печорин не поддаётся порыву, он знает, что не предназначен для семейной жизни и не хочет делать девушку несчастной. Ту же борьбу мы видим и тогда, когда Печорин, прочитав прощальное письмо Веры, кидается в погоню за ней. Но и здесь холодный разум остужает пыл героя, и, как больно ему ни было, он оставляет мысль о воссоединении с Верой.
младший сын Тараса, Андрий, влюбившись в польскую панночку, предаёт козаков и идёт воевать против них. Он говорит возлюбленной:

Разум Андрия не долго сопротивлялся чувствам: все его мысли о чести, о долге, о родных – были сожжены пожаром любви, даже умирает он с именем возлюбленной.
У другого героя

разум всегда берёт верх над эмоциями. Даже встретив на станции таинственную молодую незнакомку (и здесь Гоголь упоминает о двадцатилетнем юноше, который бы забыл всё на свете при виде такого юного и прелестного создания), Чичиков не поддаётся романтическим мыслям. Напротив, рассуждения его вполне практического характера (как говорит о нём Гоголь, он человек осмотрительно-охлаждённого характера): герой размышляет о том, кто может быть отец девушки и каковы его доходы, и что если дать за девушкой тысяч двести приданого, то из неё выйдет очень «лакомый кусочек».
чувства нередко берут верх над разумом. Она естественна, искренна, ничего не делает нарочно, пытаясь найти собственную выгоду в том или ином деле. Да, она «героиня сердца», но именно такой, по мнению Толстого, и должна быть настоящая женщина, именно за это он её любит, а вслед за ним и мы. В этом она противоположна и своей матери, и Соне, и маленькой княгине, и Элен Курагиной. Мы прощаем ей то, что она предаёт Андрея Болконского, вскружённая ухаживаниями Анатоля Курагина. Ведь мы видим, как искренне она потом раскаивается, осознавая, что это был порыв, минутное увлечение. Но именно этот случай меняет Наташу, заставляет её задуматься о вечных ценностях. В другой раз героиня без раздумий заставляет мать отдать раненым солдатам телеги, на которых должны были вывозиться вещи из их дома в Москве, ожидающей вторжения Наполеона. В этой «неразумности» героини и кроется, по Толстому, главный смысл её существа – доброго, сострадательного, любящего.
Дмитрий Гуров, мужчина средних лет, женатый, отдыхая в Ялте знакомится с молодой женщиной Анной Сергеевной, в которую неожиданно для себя влюбляется. Влюбляется впервые в жизни! Он обескуражен этим, но это чувство меняет героя. Он вдруг начинает замечать, как пошла и мелка жизнь вокруг него, как мелочны и эгоистичны люди. Внешняя жизнь Гурова (семья, работа в банке, обеды с друзьями в ресторанах, игра в карты в клубе) оказывается ненастоящей, а настоящая жизнь – это тайные встречи с Анной Сергеевной в гостинице, их любовь. Эти две жизни очень сложно примирить, но герои пока не в силах найти разумного решения проблемы, хотя им кажется, что оно вот-вот придёт и начнётся новое, прекрасное время.
Сердце главного героя

так же в разладе с его умом. Он любит двух женщин – свою законную жену Тоню и Ларису Антипову. Любит по-разному, но в равной степени сильно. Своё состояние он переживает как огромную трагедию: разрываясь между двумя семьями, герой никак не может найти решения, пока сама судьба не разводит его с женой Тоней.

Подробное изображение чувств героев является одной из главных особенностей повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» . Это произведение, написанное по законам сентиментализма – литературного направления, где в конфликте «чувства и долга» должны побеждать чувства.

Сентиментализм Бедной Лизы выражается через симпатии автора, которые оказываются на стороне тех героев, которые по велению своего сердца, а не рассудка.

Чувства Эраста: хозяин чувств

В первой части повести наибольшее внимание Карамзин уделяет чувствам Эраста, именно он сначала является главным героем. Он устал от суетного города и людской лживости, от фальши и блеска, поэтому нежно влюблен в деревенскую девушку Лизу, которая кажется ему воплощением всего самого чистого, прекрасного и настоящего. Самое главное, что во время встреч с Лизой он даже не помышляет о плотском проявлении любви – его чувства совершенно платонические, он думает, что любит Лизу скорее как сестру, а не как женщину. Ему приятно просто быть рядом с ней.

Однако и Эрасту, как любому живому человеку, оказывается сложно устоять перед соблазном, и Карамзин понимает это. Физическая любовь Эраста с Лизой все-таки осуществляется, и после этого чувства Эраста и его отношение к девушке постепенно меняются: Лиза перестает быть для него непорочным идеалом, она теперь стала похожа на всех остальных женщин в его жизни. Такую девушку можно покинуть, что он и делает. Эраст женится на богатой женщине, наступая при этом на горло своим чувствам – он не любит ее, но этот брак станет выгодным.

Чувства Лизы: жертва чувств

После их разрыва акцент в повести Карамзин делает на чувствах Лизы. Вообще ее образ был представлен довольно неожиданно для русской литературы: Карамзин первым из авторов показывает, что у крестьян тоже могут быть чувства и переживаия, что «и крестьянки любить умеют» . Лиза ведет себя именно так, как и полагается страдающей лирической героине – ее сердце разбито, без любви жить не имеет смысла, значит, и жить незачем.

Узнав о женитьбе Эраста и рассудив подобным образом, несчастная девушка бросилась в реку. Бесспорно, двигали ею исключительно чувства, ведь с рациональной точки зрения ничего критического не случилось: она не беременна, репутация ее не испорчена, ни о чем не знает даже мать... Однако для Лизы не существует разума, для нее есть только сердце. Разбитое сердце.

Таким образом проникая в души своих героев, Карамзин показывает нам разницу восприятия ими любви. Сцена их близости является кульминацией повести: после этого чувства Эраста медленно угасают и уводят его от Лизы, а ее чувства, напротив, разгораются сильнее и доводят до самоубийства, когда встречают холодность. Получается, что Лиза становится жертвой чувств, в то время как Эраст – их хозяин.