«Еще весны душистой нега…» А. Фет. Стихотворение А. Фета «Еще весны душистой нега» и Ф. Тютчева «Еще земли печален вид» (Сравнительный анализ)

«Еще весны душистой нега…» Афанасий Фет

Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.

Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега…»

Со времен студенчества и вплоть до самой смерти для Фета существовали три безусловных ценности: любовь, природа и поэзия. Именно эти темы он считал возможным раскрывать в лирике. На все остальные мотивы накладывалось негласное табу. Описания природы Афанасия Афанасиевича — это изображение момента через призму личностного восприятия. Для Фета было крайне важно зафиксировать мимолетное изменение. В его стихотворениях читателю предлагаются не просто осенние, летние, весенние, зимние пейзажи. Поэт стремился рассказать о более коротких отрезках сезонов, переходных состояниях природы. Это видно и по произведению «Ещё весны душистой нега…», впервые опубликованному в 1854 году в журнале «Современник». В нем запечатлен момент, когда весна еще полностью не вступила в свои права, но ощущением ее скорейшего прихода уже проникнуто все вокруг. Причем в природе пока нет существенных изменений: замерзшие дороги, нерастаявший снег, непокрытые листвой деревья. Тем не менее, на интуитивном уровне человек чувствует предстоящее наступление весны, радуется ей, в душе его царит светлое настроение.

По сути, Фет описывает позднюю зиму. При этом он добавляет в пейзаж ярких весенних красок: березник желтеет, липа краснеет. Соловей, поющий в смородинном кусте, солнце, пока греющее лишь в полдень, — первые признаки приближения теплых деньков, грядущего обновления природы. Образ весны появляется из отрицания ее прихода и обобщается в заключительном пятистишии, начинающемся словами: «Но возрожденья весть живая уж есть…». В пейзажной лирике Фета предметом искусства становятся вещи, не слишком-то поэтические. Например, сизый румянец на щеках степной красавицы и упомянутый уже выше куст смородины. При помощи этих точных деталей Афанасий Афанасиевич дает понять читателям, что перед ними — не какая-то абстрактная весна, а весна в России.

Для пейзажной лирики Фета важен образ зари. Она символизирует огонь, порожденный солнцем. На старте дня краски природы отличаются ясностью и чистотой, лучи светила одаривают землю нежностью. В отблесках зари — загадочный мир, помогающий появиться вдохновению. Неразрывна связь ее с весной. Это время года для земли, как заря для наступающего дня. Что касается людей творческих, то им весна дает возможность сердцем прикоснуться к красоте, испытать восторг от повсеместного обновления и перерождения.

В стихотворении А.А. Фетом воссоздана картина начала весны. Она еще не вступила в свои права, но поэт видит ее признаки в окружающей его природе. Эту картину помогают создать единоначалия три из пяти строчек первой строфы начинаются со слова «еще» и описывают признаки зимы вокруг поэта.

Признаки зимы передаются через использованные автором эпитеты "замороженном пути", интересна метафора, использованная автором, передающая картину зимнего утра («зарей гремит телега»). Синтаксический параллелизм помогает передать чувство ожидания, создать необходимую эмоциональную картину.

Но весна все ближе. Во втором куплете появляется образ греющего солнца. Пусть оно вступает в свои права «едва лишь в полдень», а соловей не смеет петь в «смородинном кусте», но автор своим нутром чувствует нарастающие изменения.

Последняя строфа является антитезой первым двум. Лирический герой испытывает чувство ликования, видя и слыша журавлей, возвращающихся домой. Для него они стали глашатаями возрождения природы ("весть живая"), ее пробуждения к весне. Его чувства слиты с чувствами природы, ожидающей пробуждения, и именно поэтому "красавица степная" стоит со слезами на глазах, слезами радости и облегчения от того, что скоро весь мир пробудится к новой жизни.

Поэтические приемы: инверсия, эпитеты, метафоры, антитеза, анафора.

Не смотря на то, что стихотворение относится к пейзажной лирике, оно в каждом слове проникнуто чувствами лирического героя, и именно за это качество А.А. Фета признали чувственным художником природы.

Вариант 2

Когда читаешь стихи Фета, нередко складывается ощущение, будто он жил где-то в другом мире. Или может в 19 веке мир действительно был другим, радостным и беззаботным? Такое ощущение будто Фет не чувствовал страданий и забот и поэтому писал только про птичек и цветочки.

На самом деле мир, конечно, не был другим в существенной степени, да и сам Фет, вероятно, имел и жизненные трудности и волнения. Возможно даже полагать, поэт не просто имел каике-то трудности, но и чувствовал страдания и беды этого мира более чутко и ярко по сравнению с большинством людей.

Именно поэтому он выбрал для собственной лирике темы возвышенные и писал по большей части о природе и любви. Красота во всех аспектах была основным героем его лирики. Как он постулировал в другом своем произведении «и напрасно ищешь ты, отыскать ее начало», речь идет о красоте, которую не представляется возможным полностью изучить и постигнуть.

Тем не менее, поэт считал нужным писать именно о красоте. Воздействовать на мир красотою, выражать через свои произведения самые высокие идеалы и чувства. С этими концепциями он связывал также и собственные идеи преобразования мира и человека, а также понимание роли человека в этом мире.

«Еще весны душистой нега…» - стихотворение, которое относится к пейзажной лирике и написано в начале второй половины 19 века. Тут рассматривается период, когда только ощущается приход весны. Практически каждый чувствовал такое ощущение и оно действительно удивительно, оно заслуживает выражения на бумаге, заслуживает того чтобы быть отраженным в стихах.

Внешне весна далека, существует только в собственной потенции. Например, дороги замерзшие, деревья голые. Тем не менее, настроение, несмотря на все эти обстоятельства, является радостным, так как есть понимание приближения весны.

Для того чтобы подчеркнуть процесс перехода, Фет использует некоторые детали, которые как бы намекают: краснеющая липа, желтеющий березник. Теплые дни только приближаются, но днем есть какое-то тепло, которое ощущается. Все эти детали резюмируются в заключительной части и сформулированы в строке: «Но возрожденья весть живая уж есть…».

Также в заключительном стихотворении следует отметить образ степной красавицы, которая может трактоваться и как метафора и как юная дева, которая в том числе и олицетворяет собой начало весны. Поэт ярко выделяет «сизый румянец» на щеках, который говорит о холоде, но также является признаком жизненности, активности. Со временем действительно зимние дни отступят и мы увидим весну, признаки которой только начинают проявляться в природе.

Анализ 3

Для Афанасия Фета на протяжении всей жизни было три постоянных ценности, о которых он писал поэтические строчки и посвящал произведения. На все остальные темы и мотивы он накладывает табу, в его произведениях не освящаются социальные и политические вопросы. Большую часть лирики занимает описание природы, которое поэт пропускает через призму своего восприятия. Фет старается зафиксировать каждое даже мимолетное изменение, которое затрагивает его душу.

Стихотворение «Ещё весны душистой нега…», которое было опубликовано автором в 1854 году, входит в число тех, где автор описывает мимолетный период одного из сезонов и состояние природы в данный момент. Автор описывает промежуток времени, когда природа изменяется и скоро должна в законные права вступить весна. Но при этом лирического героя переполняет чувство того, что скоро растает весь снег, а цветы начнут расцветать. Он надеется, что подобные перемены коснуться и его души, которая сможет начать все сначала, позволит расцвести.

Описанию поддается поздняя зима, при этом в пейзаже проглядываются яркие краски, видно, как желтеет березник, а липа набирает красный цвет. В кусте смородины поет соловей, а солнце уже начинает греть в полдень. Все это предвещает то, что скоро придет теплое время года, а природа снова обновиться.

Автор создает образ весны, отрицая ее приход в целом. Для Афанасия Фета предметом искусства становятся разные мелочи, например, то, как рдеет румянец на щеках девушки или тот же смородиновый куст. Благодаря описываемым мелочам, читатель понимает, что в данном произведении описывается весна в России, а не в каком другом месте.

В пейзажной лирики, поэт часто использует образ зари. Для него она похожа на огонь, который может быть порожден только солнцем. Как только начинается день, то заря наделена ясностью и чистотой, а лучи с особой нежностью ложатся на землю. Весь мир в заре похож на совершенно другое явление, он помогает родиться вдохновению, поэтому заря неразрывно связана с приходом весны.

Весна для поэта словно заря, начало нового дня, начало всего нового. Он находится в предчувствии нового, начала чувств и переживаний, которые принесут ему вдохновение и новые жизненные силы. Он радуется приходу весны, которая наступает каждый год и дает силы жить.

Анализ стихотворения Ещё весны душистой нега по плану

Одно из самых чувственных и прекрасных стихотворений Александра Блока. Не многие знают, что ранняя лирика поэта касалась пейзажей, природы, чувств. Такие работы Блока показывают его совершенно с другой стороны

  • Анализ стихотворения Память Гумилева

    Гумилев не принял революцию и со всем смирением принял итог этой личной позиции. Он не просто понимал свою печальную участь, но и неоднократно предсказал собственный расстрел, который состоялся совсем немного времени спустя после написания

  • Анализ стихотворения Зеркало Бунина

    Реальность и вымысел являются собой вещами, которые пересекаются, грань между ними является достаточно размытой. Зеркало является образом вызова судьбе, оно является мистическим элементом

  • Афанасий Афанасьевич Фет открывает своим творчеством мир настоящей красоты и гармонии. В поэзии Фета оживают, наполняются даже самые простые, на первый взгляд пейзажи.

    Стихотворение «Еще весны душистой нега…» относится к направлению пейзажной лирики. Жанр произведения – элегия. Основная тема: череда природных явлений, происходящих в преддверии весны. Автор старается окунуть читателя с головой, дать прочувствовать эти удивительные процессы в тот самый момент, когда красавица-весна вот-вот готова вступить в свои права, её отголосками насыщено все вокруг.

    Произведение состоит из трех строф. Первые две дополняют друг друга. Вначале описывается, как лирический герой наблюдает позднюю зиму. Снег еще лежит, кругом заморозки, солнце светит только лишь в полдень, птицы не поют. Но даже в этих строфах уже появляются весенние краски: березник чуть желтеет, краснеет липа в высоте. Третья строфа создаёт пейзаж противопоставленный прежнему. Весна все ближе и ближе. Пролетные журавли несут собой весть возрождения. Девушка, степная красавица, упомянутая в стихотворении, испытывает эти ощущения пробуждения природы. Фету тем самым удаётся показать, насколько тесно человек связан с живой природой, как любые перемены воздействуют на людей даже на ментальном уровне.

    Поэт использует различные приёмы и средства художественной выразительности, чтобы передать и подчеркнуть, пусть даже еле уловимые, но этим и привлекательные образы и ощущения. С помощью слов «едва» и «чуть» автор доносит до читателей всю плавность, робость прихода весенней поры. Эпитеты: красавица степная, на замороженном пути, весны душистой, румянцем сизым – погружают в обстановку настоящей русской весны. Многочисленные олицетворения, оживляющие окружающее: солнце греет, краснеет липа, березник желтеет. Так же присутствует метафора – «возрождения весть живая».

    Фета можно наверняка назвать настоящим художником природы. Такое небольшое по объёму стихотворение способно отправить читателя на место, где степная девушка провожает взглядом журавлей. Даёт возможность пропустить через себя эмоции, возникающие в этот удивительный миг, когда невольно хочется начать что-то новое. Как говорится, самая яркая из всех вёсен – та, что в душе.

    По плану кратко

    Картинка к стихотворению Еще весны душистой нега

    Популярные темы анализов

    • Анализ стихотворения Бунина Чужая

      Первый брак великого русского поэта Ивана Алексеевича Бунина, к сожалению, оказался не удачным. Нужно заметить, что поэт очень сильно переживал по этому поводу, и когда он понял, что в его душе просто уже не хватает места,

    • Анализ стихотворения Бунина Северная береза

      Знаменитое стихотворение "Березка" великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина было написано в 1906-1911 годы. Начать анализ данного произведения нужно с того, что отметить данное произведение относится к пейзажной лирике.

    • Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество

      В своих стихотворениях Лермонтов часто обращается к теме одиночества. Он словно ощущает себя лишним в обществе. В своих произведениях писатель закладывает личный опыт и переживания, переполняющие его душу. В 1830 году Лермонтов написал

    • Анализ стихотворения Северянина Запевка

      Игорь Васильевич Лотарёв, который известен под псевдонимом Игорь Северянин – это лирический поэт двадцатого века, который сочинял свои стихи уже с восьми лет. Взялся он за чернила в столь раннем возрасте благодаря влиянию Алексея

    • Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст

      Многие стихотворения разных художников, имеют в своей структуре образность, то есть обозначение предмета с особым смыслом. Этот способ написания стихотворения, является довольно распространенным, им пользовались как

    / / / Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега…»

    Благодаря своему уникальному таланту, Афанасий Фет мог передать в стихотворениях мельчайшие детали, на которые большинство из нас даже не обращают внимания. Поэт в своей лирике мог бесконечно изображать красоты окружающей природы. Он говорит не только о привычных нам вещах, о смене времен года. Талант автора позволял ему наблюдать за тонкими, мимолетными изменениями, которые негласно происходят в мире.

    Стихотворная работа «Еще весны душистой нега…» является ярким тому подтверждением. Казалось бы, улицы и дороги еще укрыты снегом. На деревьях нет ни набухших почек, ни молодых листочков. Однако в воздухе витает аромат приходящей весны. Она еще не вступила в полноправное владение окружающими территориями. Но, человек чувствует, что ее приближение уже очень близко.

    Перед читателем создается картина поздней, задержавшейся зимы. Мы слышим и соловьиные песни, которые доносятся из куста смородины. Теплые солнечные лучи прогревают землю только лишь в пик солнцестояния – в полдень.

    Кроме того, особенностью пейзажной лирики Афанасия Фета является его талант описывать те природные явления, которые не просто характеризуют изменения вокруг, а, непосредственно касаются перемен на землях России.

    Много внимания в рифмованных строках автор уделяет такому природному явлению, как зоря – восход солнца. Именно в этот период можно застать самые яркие, самые чистые краски, которые отблескивают во все стороны. Такое явление Фет считает загадочным и необычайно нежным. День начинается с зари, как и возрождение земли начинается с весны.

    А. А. Фет. Стихотворение «Еще весны душистой нега...». Анализ произведения

    Время написания

    Стихотворение написано в 1854 году.

    Главная мысль (идея)

    Цель поэта в этом стихотворении - создание образно-эмоциональной карти­ны природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости.

    Стихотворение принадлежит к пейзажной лирике. Жанр стихотворения - элегия. Стихотворный метр - пяти- и четырехстопный ямб, система рифмов­ки - АЬААЬ с чередованием мужских и женских рифм.

    В стихотворении три пятистрочные строфы. Они поддерживают и продолжа­ют друг друга, создавая цельный образ. Третья строфа представляет собою ан­титезу двум предыдущим. В ней-то и содержится главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:

    Но возрожденья весть живая

    Уж есть в пролетных журавлях,

    И, их глазами провожая,

    Стоит красавица степная

    С румянцем сизым на щеках.

    Зарисовка живой картины запечатлевает неуловимый миг. Поэту важно соз­дать и передать яркое эмоциональное впечатление. Этой цели служат эпитеты (душистая весна, замороженный путь, пролетные журавли). Автор использует синтаксический параллелизм как главный композиционный принцип.

    Слова с высокой стилистической окраской («низойти») добавляет образу воз­вышенность, облагораживает весну. Величие образу весны также придает инвер­сия. Не случайно и перемещение ударения в слове «полны».

    Во второй строфе стихотворения проявляется импрессионизм Фета. Весна приходит во всем многообразии переменчивых форм:

    Едва лишь в полдень солнце греет,

    Краснеет липа в высоте,

    Сквозя, березник чуть желтеет...

    Не случайно употребление частиц «едва» и «чуть»: они вносят оттенок живого мига в картину природы. Появление весны неминуемо, она приближается шаг за шагом, миг за мигом. «Соловей еще не смеет запеть в смородинном кусте», но воображение лирического героя уже рисует этот образ.