Гендерный признак и его отличие от полового. Определение понятия “гендер”. Формирование гендерной идентичности

У вас когда-нибудь возникали сомнения, кто перед вами – «женщина» или «мужчина»? Насколько сложно с первого взгляда понять, какую гендерную роль исполняет человек? Означает ли это, что гендер – далеко не биологический конструкт?

Использование термина «гендер» в значении «биологический пол» не является корректным. Гендер – это понятие, напрямую заимствованное с английского, впервые введенное в науку в 1968 году Робертом Столлером . В книге «Sex and gender» он предлагает точно разделять биологические характеристики человека – «sex» – и то, что является социально сконструированным , – «gender». Это понятие начинают активно использовать феминистские учёные в гендерных исследованиях, особенно сильно это связано с тем, что в конце 70-х годов ООН принимает конвенцию о запрете дискриминации в отношении женщин. Постепенно становится понятно, что с биологическим полом и гендером всё не так просто, и масштаб таких исследований незримо растёт, в университетах открываются специальные курсы по гендерным теориям.

Почему исследования стали называться гендерными? Это связано с тем, что, в первую очередь, исследователи стали фокусироваться на изучении социально построенных отношений, групп, определяемых по признаку пола.

Важно понимать, что гендерные исследования – это междисциплинарная область знания , часто находящаяся на стыке психологии, социологии, пиара, рекламы и многих других сфер. Существует ряд подходов к изучению гендера, среди них – эссенциализм , биодетерминизм и конструкционизм .

Эссенциализм

Этот подход активнее всего представлен в психологии, так как исследователи любят обозначать психологические реалии через стержень, то есть существует некое «ядро», через которое объясняется все остальное, и, соответственно, в вопросах пола исследователи чаще всего тоже ищут стержень.

Здесь ярким примером является Карл Юнг . Он выделяет женское и мужское «жизненное начало» человека – Анима и Анимус – согласно его идеям, какая-то часть доминирует, а какая-то часть уходит в тень, но важно понимать, что они обе регулируют жизнь человека, и их пропорции могут не совпадать с биологическим полом человека .

Анима и Анимус – архетипические образы, связанные с женским и мужским началами у Карла Юнга.

Биодетерминизм

Согласно идеям биодетерминизма основа мужского или женского поведения заложена в биологии. Одним из ярких представителей подхода является Виген Артаваздович Геодакян и его теория полового диморфмизма , согласно которой «мужчины и женщины не хуже и не лучше друг друга – они по-разному специализированы» . В эволюции заложено два ключевых процесса – сохранение и изменение. Но как ей быть наиболее эффективной? Конечно, просто разделить задачи между двумя типами организмов: за сохранение ответственен женский организм, а за изменения – мужской. Однако, что касается интерпретации каких-либо событий/поведения, сторонники теории отвечают, что и интерпретировать в общем-то нечего: женское и мужское – этого достаточно, остальное – уже дело биологов .

«Мужчины и женщины не хуже и не лучше друг друга – они по-разному специализированы»

При этом и биодетерминизм может выглядеть вполне «социально». Согласно полоролевой теории Толкотта Парсонса мужские и женские роли в обществе закреплены (инструментальные роли – профессиональный/физический труд/обращение с техникой; экспрессивные роли – поддержание психологического климата в семье/домашний уют). Они необходимы как для внутренней, так и внешней стабильности, ведь семья существует в обществе, а не в вакууме, к тому же, они обеспечивают координацию внутренней и внешней систем. Важно понимать, что роли закреплены не биологически, а социально – это заслуга социализации, того, как нас воспитывают. Однако нужно отметить, что эта парадигма в глубине биодетерменирована («а зачем общество сделало так жестко?») – беременная женщина не может выдержать всех трудностей внешнего мира, к тому же, общество заинтересовано в репродукции, в итоге, получается так, что наиболее оптимальным вариантом становится ситуация, когда женщина занимается детьми, а мужчина обеспечивает благоприятные условия для неё и ребенка. По большому счёту, всё это связано с биологией.

Почему сейчас этот подход не является популярным? Этому есть ряд объяснений:

  1. В принципе, общество сейчас может обеспечить защиту беременной женщине;
  2. Исследователи, которые изучают привязанность ребёнка и матери, часто не учитывают культурного контекста, и наоборот;
  3. Социальная среда сильно задаёт рамки для человеческого воспитания/формирования роли ;
  4. Откуда и что мы знаем о том, как жили первобытные люди? – интерпретации исследователей без учёта возможных гендерных теорий. Например, охота была важной частью выживания, но только ей они не могли уцелеть, поэтому можно сделать вывод о том, что женщины и старики были тоже важны или более важны, чем мужчины, которые уходили на охоту.

Конструкционизм

Конструкционистские идеиэто набор идей авторов, анализирующих гендер, разрабатывавшихся в рамках философии познания. Познание – процесс не отражения реальности, а создания реальности, в которой мы находимся (что-то, что мы создаем в процессе взаимодействия). Пол, конечно, на уровне гормонов/хромосом существует, но в каждую эпоху мы по-разному понимаем это, то есть пол не существует объективно биологически, а происходит смешение биологического и социального пониманий.

«Познание – процесс не отражения реальности, а создания реальности, в которой мы находимся»

Гарольд Гарфинкель – американский социолог, изучавший в числе прочих тем правила поведения, спросит вас: много ли вы знаете способов, как поприветствовать человека. Задумываетесь ли вы, как поприветствовать обычного человека? Мы делаем это на уровне автоматизма. Чаще всего, у нас есть привычный ритуал. Почему в бизнес среде принято здороваться именно через рукопожатие, независимо от пола? За этим стоят социальные рамки и правила.

Гарфинкель в этом ключе предлагает анализ случая Агнес . Агнес – транссексуал, она была диагностирована как мальчик по внешним биологическим признакам, но к подростковому возрасту чувствовала и вела себя как гетеросексуальная девушка. Она была неглупа, и у неё существовал страх разоблачения (будут вопросы, почему у нее пенис?), поэтому решилась на операцию для корректировки, переезд в другой город, чтобы начать жизнь, как Агнес – полноценная женщина.

Всё складывается хорошо, и вроде страх должен был пройти, но он остался – вот тут и повод для анализа Гарфинкеля . Агнес боялась, что будет какая-то ситуация, в которой она поступит не как женщина, а как мужчина. Её воспитывали как мальчика, поэтому она наблюдала за женщинами, но все они ведут себя по-разному, страх не пропадал.

Гендер – то, чего мы не можем раз и навсегда достичь. Мы предполагаем нечто о том, с кем мы общаемся в данный момент (приписываем человеку пол). Высказывания типа «ты не настоящий(ая) мужчина(женщина)» – является примером недостижения гендера . Однако невозможно не «конструировать гендер». Даже то, как сидим/держим ручку, показывает это.

Джудит Батлер , в свою очередь, пишет о таком феномене как гендерный сбой , что означает недостижение гендера (не можем, например, определить какого человек пола с первого взгляда) . Пока не определим, какого человек пола, мы не можем успокоиться, и именно для этого существуют определенные маркеры. Например, уязвимость/усталость констатируются, как женское. Представим такую жизненную ситуацию: молодой человек стоит в электричке, свободных мест нет, но по нему видно, что он очень устал и валится с ног. Женщина любезно предлагает ему занять своё место, тем более, ей выходить через одну станцию, но молодой человек краснеет и вообще сбегает в другой вагон. Мы наблюдаем, что поведение не вписывается в гендерный контекст, а конструирование женственности осознается как слабость.

Гендер [от англ. gender - род, пол] - а) социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе- б) биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний. В социальной психологии термин "-гендер"- используется для описания той психологической реальности, которая связана лишь с первым вариантом смыслового содержания данного понятия. Более того, в рамках психологической науки в течение последних десятилетий сложился вполне самоценный подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в логике принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу. Следует заметить, что сначала сам термин "-гендер"-, а затем и гендерный подход, своим появлением во многом обязаны так называемым "-женским"- исследованиям.

Исследователи именно этого направления психологических, в том числе и авторы социально-психологических работ, отмечают, прежде всего, следующее: "-применение гендерного подхода в разных науках помогло переосмыслить принимаемое как биологически детерминированное положение вещей. Например, в дифференциальной психологии значимыми являются различия между мужчинами и женщинами в визуально-пространственных способностях - использование гендерного подхода позволяет раскрыть асимметрию полоролевой социализации, которая предписывает девочкам игры, ограничивающие изучение визуально-пространственных характеристик предметного мира. Гендерный подход также показывает, что зачастую психологическая норма базируется на &ldquo-мужской&rdquo- модели поведения, черт характера, когнитивных особенностей и возрастного развития как доминирующей, иерархически более высокой и социально ценной. Относительность данной модели и ее социальная обусловленность была продемонстрирована исследованиями этнографов, изучавших общества с различным распределением ролей между мужчинами и женщинами"- . Ни в коей мере не подвергая сомнению эвристичность и продуктивность использования подобного ракурса рассмотрения и анализа целого ряда острых вопросов современной психологии, в частности, и социальной психологии, нельзя не заметить, к сожалению, все учащающиеся случаи содержательного "-передергивания"- самой постановки проблемы и постепенного формирования такой ситуации, когда ряд исследований, проводимых под лозунгом реализации гендерного подхода, оказываются не просто тривиальными, а более того, вообще снимающими вопрос о необходимости проверки справедливости выдвигаемых гипотез в силу их изначальной очевидности. Так, грамотно поставленными в логике гендерного подхода можно считать два варианта вопросов в их гипотетическом звучании, если исследование проводится в рамках социально-психологического знания: а) гендерные различия заключаются в том-то и том-то- б) особенности выполнения женщинами такой-то социальной функции заключаются в том-то, особенности выполнения мужчинами такой-то социальной функции заключаются в том-то.

В то же время достаточно часто гипотетическая схема конкретных исследований выстраивается в принципиально иной логике: "-мы предполагаем, что данную социальную функцию мужчины и женщины выполняют по-разному"-. Вряд ли было бы правомерно считать такую постановку вопроса продуктивной, а, главное, требующей специальной проверки - если функция одна, а субъекты, ее реализующие, что называется, по определению различны, более интересным, если это содержательно оправдано, было бы предположение о том, что данная конкретная функция, несмотря на гендерные различия субъектов, выполняется аналогично в обоих случаях.

Таким образом, по сути дела, все исследования подобного рода направлены на доказательство одной и той же "-парадоксальной"- гипотезы: "-Мужчины и женщины отличаются друг от друга"-. Причина подобных казусов, связанных не только с методологической некорректностью, но и, как справедливо указывает С. -Н. -Ушакин, с элементарной смысловой неряшливостью в словоупотреблении англоязычных терминов, кроется в стремлении некоторых исследователей следовать своеобразной "-моде"- и буквально "-за уши"- притягивать в любую работу понятия, которые, что называется, "-на слуху"-.

Между тем даже беглый анализ наиболее серьезных исследований по гендерной проблематике со всей очевидностью доказывает, что они сконцентрированы именно на содержательной стороне гендерных различий, а отнюдь не на доказательстве факта их наличия.

Данная традиция берет свое начало еще в ранних работах К. -Хорни, появившихся задолго до введения понятия "-гендер"- в научный обиход, в которых рассматривалась специфика психодинамического развития мальчиков и девочек, в частности, особенности переживания девочками комплекса кастрации. Именно К. -Хорни принадлежат и первые исследования половых различий именно в социально-психологическом контексте. Так, в частности, "-Хорни утверждала, что значимой силой, стоящей за &ldquo-завистью к пенису&rdquo-, которую постулировал Фрейд, была не анатомия, а культура. Женщины завидуют не самому органу, а власти и привелегиям, которыми обладают люди с пенисом"- . С точки зрения К. -Хорни, "-...женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское &ldquo-превосходство&rdquo-. Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными"- . По этой причине, как считает К. -Хорни, "-Женщины... с особенной вероятностью становятся уступчивыми типами, не расположенными к риску ради достижений"- . При этом на взглядах и выводах К. -Хорни безусловно сказалась ее крайняя приверженность феминистскому движению, она внесла существенный вклад в формирование представлений о социальном поле, а ее работы послужили отправной точкой для дальнейших исследований в данной области. Стоит отметить, что на протяжении довольно длительного периода исследования гендерных различий, изначально возникшие, как мы видим, не без влияния феминистских установок, парадоксальным образом табуировались соображениями псевдополиткорректности по отношению к женщинам.

Так, по словам Д. -Майерса, "-В 1970-е годы многих теоретиков беспокоило, что исследования гендерных различий могут привести к упрочению стереотипов и трактовке их как присущих женщинам недостатков"-. Лишь "-начиная с 1980-х годов ученые, изучающие гендерные различия, стали чувствовать себя свободней. Первоначально те, кто занимался исследованиями в этой области, старались &ldquo-углублять представление о равенстве полов&rdquo-, опровергая раздутые стереотипы. Затем в 1980-е и 1990-е годы... многие исследования выявили гендерные различия, которые оказались ничуть не менее значительными, чем &ldquo-существенные&rdquo- поведенческие, изучаемые в других областях психологии"- .

Наиболее отчетливо данные различия поляризуются по факторам "-независимость - привязанность"-. Как отмечает Д. -Майерс, "-разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в своих социальных связях. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих играх меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры ведутся более доверительные и интимные.

Гендерные различия по признакам "-независимость - привязанность"- не только наиболее отчетливо представлены в имеющихся исследованиях, но и имеют достаточно четкое теоретическое обоснование. Как отмечалось в первой части настоящей "-Азбуки"-, выявлены отчетливые корреляции между полом и различиями по шкале "-Мышление - Чувствование"- в рамках типологии К. -Юнга и ее последующего развития К. -Майерс и И. -Бриггс. Большинство женщин относятся к "-чувствующему типу"-, а большинство мужчин - к "-думающему"-. В данном ракурсе вполне понятна более высокая сензитивность, эмпатичность женщин, их концентрация на отношениях в противовес логичности, последовательности и сосредоточенности на предметной задаче мужчин.

Что касается других типов гендерных различий, то их эмпирическое подтверждение представляется гораздо менее убедительным. Так, например, традиционный стереотип о социальном доминировании мужчин обычно подкрепляется чисто социологическим анализом процентного соотношения мужчин и женщин, занимающих высокостатусные посты в правительствах, парламентах, крупных корпорациях и т. -п. Ни в коей мере не отрицая очевидный факт подавляющего "-численного превосходства"- мужчин в этом плане, заметим, что он скорее отражает содержание культурных традиций и социальных стереотипов, чем социально-психологическую реальность. Гораздо более эвристичные в этом плане исследования поведения мужчин и женщин, находящихся в одинаковых или близких с точки зрения статуса и предметной деятельности социальных ролях, не дают достаточно убедительных подтверждений наличия значимых гендерных различий.

То же самое можно сказать в отношении еще одного устойчивого стереотипа - о более высокой агрессивности мужчин по сравнению с женщинами. Подобные выводы, как правило, делаются в основном опять-таки на базе социологических данных о процентном соотношении мужчин и женщин в общем числе осужденных за те или иные преступления. При этом упускается из вида, либо сознательно игнорируется тот очевидный факт, что в силу явного физического превосходства среднестатистического мужчины над женщиной последствия проявлений мужской агрессивности в социальной среде (а именно они оцениваются, в первую очередь, при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности) гораздо более разрушительны по сравнению с проявлениями женской агрессивности равной или даже большей интенсивности. Между тем, как показал ряд исследований, в том числе с использованием включенного наблюдения, факты проявления агрессивности в крайне жестоких формах в женских "-зонах"- встречаются ничуть не реже, чем в мужских.

Из сказанного следует, что в своей практической работе социальный психолог должен соблюдать известную осторожность при рассмотрении и учете так называемого гендерного фактора. В противном случае он рискует оказаться неадекватным в выявлении реально значимых в контексте групповых процессов переменных, а целенаправленное воздействие на них подменить поиском артефактов конъюнктурного и идеологического порядка.

Практический социальный психолог, работая с группами и организациями, в состав которых входят и мужчины, и женщины, должен быть осведомлен о тех гендерных особенностях, которые характеризуют их активность при решении общегрупповых задач.

99 Социальная психология // Психологический лексикон в 6-ти томах. М., 2005. Т. 3. С. 8.

100 Клонингер -С. Теории личности: познание человека. СПб., 2003. С. 235.

101 Хьелл -Л., Зиглер -Д. Теории личности. СПб., 2004. С. 261.

102 Клонингер -С. Указ. соч. С. 233.

104 Там же. С. 229-230.

Определения, значения слова в других словарях:

Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой

Гендер (англ. gender - род, пол) - социальный пол индивида в отличии от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей. Термин Г. вошел в употребление под влиянием женских исследований для того, чтобы подчеркнуть социальную...

Наряду с явными женскими признаками организма, принимается во внимание хромосомный набор, так как иногда вместе с женскими половыми органами соседствуют . Это дает спортсменкам преимущества в соревнованиях.

В настоящее время при помощи современной медицины пол можно изменить.

Гендерный признак, в отличие от полового, является социальным, общественным, приобретенным в результате воспитания. На людей оказывает большое влияние культурное бессознательное окружения. Так как гендер – явление социальное, оно претерпевает изменения одновременно с развитием социума и культуры. К примеру, еще в 19 веке считалось, что мужчина обязательно носит короткую прическу и брюки, а женщина - длинные волосы и платье. В настоящее время эти вещи не считаются признаком гендера.

Смысл понятия «гендерный стереотип»

Гендерный признак, приписываемый женщинам и мужчинам, живуч в массовом сознании. В неразвитом обществе он давит на индивидов, навязывая определенные формы социального поведения. Например, считается, что мужчина – это «добытчик», он обязательно должен зарабатывать больше жены. Считается также, что мужчина должен быть агрессивным, напористым, заниматься «мужскими» профессиями, карьеру на работе, увлекаться рыбалкой, спортом. Женщина же должна быть эмоциональной и мягкой, уступчивой и покладистой. Ей «предписывается» выйти замуж, иметь , заниматься «женскими» профессиями, основное время она должна посвящать семье.

В разных обществах гендерные стереотипы могут отличаться. К примеру, в Испании умение готовить является признаком настоящего мачо, тогда как у славян - это чисто женское занятие.

Подобные стереотипы порождают для некоторых гендерные проблемы. То есть, муж, находящийся в декретном отпуске по уходу за , жена, кормящая семью, мужчина, который увлекается вышиванием, женщина, делающая карьеру вместо замужества - все они подвергаются социальному осуждению за несоответствующее полу поведение. Таким образом, гендерный признак является социальным стереотипом, который приводит также к дискриминации по половому признаку, так как руководящие роли в обществе часто отводятся мужчинам. Многими развитыми странами проводится специальная гендерная политика: государство старается услышать проблемы своих граждан и устранить неравенство по половому признаку. В этих целях создается кодекс законов, ведущих к формированию общества, равного для всех людей.

Слово «гендер» в буквальном переводе означает «пол». Тем не менее, смысловое наполнение этих двух терминов различно. Это особенно ярко проявляется в таком понятии, как «гендерная политика».

Оба понятия – и пол, и гендер – характеризуют разделение людей на мужчин и . Но термин «пол» относится к биологическому разделению, а «гендер» – к социальному.

Различие между полом и гендером

Источники:

  • Основные механизмы гендерной политики

Бессознательное и сознательное – два эти понятия входят в концепцию в психологии, характеризующую две тесно связанные стороны представлений человека о собственной личности. Поэтому, если речь заходит о бессознательном, нельзя не затронуть и сознательное. Несмотря на то, что обычно эти аспекты личности противопоставляются, они все же формируют единое целое, хотя и работают на разных уровнях.

Инструкция

Сознание, иначе называемое сознательное, это форма, в которой предстает объективная реальность, отраженная психикой человека. Нельзя сказать, что сознательное и реальность совпадают, но можно утверждать, что между ними есть нечто общее. Именно сознательное и является связью между реальностью и бессознательным, на его основе человек формирует свою картину мира.

Бессознательное иначе называют подсознанием. Это различные процессы в человеческой психике, которые не управляются им самим, чаще всего, они вообще не осознаются и не находят отражения в разумной деятельности. Даже если поместить подсознательное в определенных его аспектах в фокус своего внимания, уловить его чрезвычайно трудно.

Бессознательное может проявляться в нескольких аспектах. В первую очередь, это неосознаваемая человеком мотивация к действию. Может быть так, что истинные причины поведения неприемлемы с точки зрения этики или социальности личности, поэтому они не осознаются. Бывает, что несколько истинных причин поведения вступают в явное противоречие, и хотя они побуждают к одному действию, часть из них располагается в области бессознательного, поэтому противоречия в голове человека не возникает.

Во вторую очередь, к бессознательным относятся различные алгоритмы поведения, которые настолько отработаны человеком, что воспринимать их даже не нужно, чтобы не занимать ресурс мозга. Третье проявление бессознательного – это восприятие. Обычно, чтобы обработать информацию об имеющейся ситуации, мозгу приходится анализировать огромный объем информации, и если бы каждое действие происходило сознательно, человек бы не смог среагировать на раздражитель. Также к бессознательным относят процессы интуиции, вдохновения, озарения и подобные явления. Они тоже базируются на накопленном в бессознательном пласте информации, который используется непонятным для сознания образом.

Первым теорию бессознательного начал разрабатывать Зигмунд Фрейд – австрийский психолог. Его заинтересовал тот факт, что неосознанные мотивации людей проявляются в снах, невротических патологиях и творчестве, то есть, в состояниях, когда человек не особенно себя сдерживает. Фрейд заметил, что противоречие между сознанием и желаниями, диктуемыми подсознанием, нередко приводит к внутренним конфликтам у человека. Метод психоанализа призван разрешить это противоречие и помочь человеку найти приемлемый выход для реализации подсознательного напряжения.

Фрейдовскую теорию подсознательно развивали австрийский ученый Карл Густав Юнг, который выявил бессознательные процессы не только одной личности, но и коллективные, а также Жак Мари Эмиль Лакан, который провел параллель между психоаналитикой и лингвистикой и предлагал лечение пациентов лингвистическими методами. С ним оказались согласны далеко не все психотерапевты, хотя в ряде случаем метод Лакана действительно приводил к успеху.

Видео по теме

ЧТО ТАКОЕ ГЕНДЕР?

Гендер являет собой определение женщин и мужчин на основе их социальной роли. Это не то же самое, что пол (биологические особенности женщин и мужчин), и не то же самое, что женщина. Гендер определяется концепцией задач, функций и ролей, предназначенных обществом женщинам и мужчинам в их общественной и личной жизни.

[Гендерные аспекты: практика применения.
Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству]

Гендерный подход отличается тем, что он направлен на женщин и мужчин, а не на женщин в отдельности. Гендерный подход выдвигает на первый план:

  • различия между интересами мужчин и женщин даже в пределах одного домашнего хозяйства, как они взаимодействуют и выражаются;
  • традиции и иерархические представления, которые определяют положение женщин и мужчин в семье, общине и обществе в целом, посредством которых мужчины обычно доминируют над женщинами;
  • различия среди женщин и среди мужчин, основанные на возрасте, благосостоянии, национальной принадлежности и других факторах;
  • направление изменения гендерных ролей и взаимоотношений, происходящего зачастую довольно быстро, как результат социальных, экономических и технологических тенденций.

Гендерное равенство подразумевает равное обладание женщинами и мужчинами социально ценных благ, возможностей, ресурсов и вознаграждений. Гендерное равенство не означает, что мужчины и женщины становятся одинаковыми, а то, что их возможности и жизненные шансы равны.

Гендерный анализ учитывает социальные и экономические различия между женщинами и мужчинами на каждом этапе разработки политики с целью:

  • выявления потенциально различного воздействия политических курсов, программ и законодательства, оказываемого на женщин и мужчин;
  • обеспечение равнозначных результатов для женщин и мужчин, мальчиков и девочек, при проведении и планировании мер.

[Канадское агентство международного развития]

Сделать гендер неотъемлемым фактором в отношении воды по определению Всемирного водного видения выглядит следующим образом:

«Гендерный подход включает в себя рассмотрение как практических, так и гендерных потребностей, таких, как улучшение условий для женщин посредством обеспечения водой и условиями санитарии вблизи дома, а также стратегических гендерных потребностей: улучшение положения женщины в обществе повышением ее информированности о ситуации и способности принимать решения и оказывать воздействие на изменения. Гендерный подход также стремится предотвратить дальнейшее обременение женщин и подчеркивает важность не укрепления и увековечивания автоматически традиционных ролей. Это подразумевает необходимость рассмотрения как мужчин, так и женщин, поскольку мужчинам необходимо изменить их отношение и поведение, чтобы поддержать данный процесс».

[Всемирное водное видение, 1999]

Слово «гендер» заимствововал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить, так сказать, общеполовые свойства, пол как фенотип, от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств. Затем оно стало широко использоваться социологами, юристами и американскими феминистками. При этом оно всегда было и остаётся многозначным.

В общественных науках и особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.

Слово гендер в английском языке обозначает различаемую мужественность или женственность личности, некой характеристики или нечеловеческого организма. Деление на мужское и женское аналогично делению на мужской и женский пол в билогии.

В странах, где развито документарное подтверждение личности, социальный пол обычно совпадает с закреплённым в документах полом, то есть с паспортным полом, исключая случаи трансгендерности

Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.

Обычно в обществе можно различить два гендера - мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, существуют сообщества с четырьмя и более гендерами. Социальный пол ведьм, например, не совпадал с социальным полом обычных женщин и по социальной роли был более близок к мужскому социальному полу.

Понятия пол и гендер часто путают, а между тем, между ними существует вполне значимая, хоть и неочевидная, разница. Попробуем определить, что же такое гендерный признак и каково его отличие от половой принадлежности. Можно сказать, что биологический пол - мужской и женский - это врожденное качество индивида, выявляющееся еще на стадии эмбрионального развития; что половой признак - неизменный, и не зависящий от воли индивида. Но так ли все просто? Ведь в последнее время с помощью современной медицины можно изменить пол. Да и наличие при рождении тех или иных половых органов у ребенка еще не означает, что его можно однозначно поместить в разряд мальчиков или девочек. Ведь сейчас, например, в обследовании спортсменок, участвующих в соревнованиях между женщинами, принимаются во внимание не только явные женские признаки их организма, но и хромосомный набор, поскольку встречается, что наряду с женскими половыми органами соседствует мужские гормоны, и это дает таким спортсменкам некоторые преимущества в соревнованиях.

И все же если половой признак у большинства людей все-таки биологический и анатомический, гендерный признак является однозначно общественным, социальным и приобретенным в результате воспитания. Более простым языком это можно переформулировать так: на свет появляются младенцы мужского и женского пола, но мужчинами и женщинами становятся. И дело даже не в том, как воспитывают ребенка с пеленок - девочкой или мальчиком: на всех нас оказывает влияние культурное бессознательное нашего окружения. А поскольку гендер - явление культурное и социальное, оно и может претерпевать изменения вместе с развитием культуры и социума. Например, еще в XIX веке считалось, что женщина носит платье и длинные волосы, а мужчина - брюки и короткую прическу, но сейчас эти вещи не являются признаком гендера. Ранее «женщина-академик», «женщина-политик» и «бизнес-вумен» считались чем-то невероятным, но сейчас это наблюдается все чаще и чаще, и уже никого не удивляет.

Но, тем не менее, гендерный признак, приписываемый мужчинам и женщинам, все еще живуч в массовом сознании, и чем неразвитее общество, тем больше он довлеет над индивидами, навязывая им те или иные формы Так, считается, что мужчина должен быть «добытчиком для семьи» и обязательно зарабатывать больше жены. Также считается, что мужчина должен быть мужественным, напористым, агрессивным, заниматься «мужскими» профессиями, увлекаться спортом и рыбалкой, делать карьеру на работе. Женщине же приписывается быть женственной, мягкой, эмоциональной, выйти замуж, иметь детей, быть покладистой и уступчивой, заниматься «женскими» профессиями, делая в них довольно скромную карьеру, потому что основное время она должна посвящать семье.

Которые, увы, до сих пор господствуют в некоторых стратах и даже странах, порождают для человеческих индивидов гендерные проблемы. Жена, кормящая всю семью; муж, идущий в декретный отпуск по уходу за новорожденным; женщина, жертвующая замужеством ради успешной научной карьеры; мужчина, увлекающийся вышиванием - все они в той или иной мере подвергаются социальному остракизму за свое несоответствующее полу поведение. Можно ли однозначно сказать, что гендерный признак - это социальный стереотип? Да, поскольку в разных обществах гендерные стереотипы - мужские и женские - разнятся между собой. Например, в испанском парадигмате уметь готовить - признак настоящего мачо, тогда как в славянском стоять у плиты - чисто женское занятие.

Очевидно, что гендерные стереотипы приводят не только к гендерным проблемам, но и к поскольку руководящая роль в обществе часто отводится мужчинам. Поэтому многими развитыми странами на самом высоком уровне разрабатывается специальная гендерная политика. Это значит, что государство берет на себя ответственность по устранению неравенства по половому признаку и создает кодекс законов для формирования эгалитарного (равного для всех людей) общества. Оно также должно проводить просветительскую политику, имеющую целью искоренить гендерные стереотипы.