Искусство украшать жизнь, или что такое узор. Орнаменты и узоры на все случаи жизни

Наши предки очень хорошо разбирались в символах и образах, стоящих за ними, и знали, как правильно символом передать образ и были мудрыми.

Эту мудрость видно из значения слов «орнамент» и «узор». Что понималось и понимается в русском языке под этими словами?

Слово «Орнамент» в русском языке появилось гораздо позже слова «узор». Слово «орнамент» заимствованное с латинского «ornamentum» (украшение»). Однако, отразившись с латинского, это слово стало означать в русском языке узор, который построен путём чередования в определенном порядке (ритме) символов, линий, повторяющихся элементов-мотивов (раппорте), которые являются основой.
«Раппорт» от французского rapport - «ответ, отклик, возвращение, отношение, отзыв», то есть повторяющаяся часть.

С точки зрения западной культуры, откуда и пришло это слово, орнамент не считается самостоятельным художественным произведением и только иногда он берётся за основу формообразования изделия. Считается, что основной функцией орнамента является декоративная стилизация.

Особенностью орнамента является его плоскостность, обязательная связь с несущей орнамент поверхностью и материалом, при этом выражая конструктивную логику вещи.
По характеру композиции, орнамент бывает центрическим, геральдическим, ленточным, окаймляющим, заполняющим поверхность. Могут так же сочетаться комбинации из этих типов. Это зависит от формы декорируемого предмета.

По используемым мотивам орнаменты классифицируют как:

— антропоморфный орнамент, где в качестве мотивов применяются женские и мужские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека;

— растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.);

— геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.);

— зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

В качестве мотивов используют также оружие, архитектурные фрагменты, различные эмблемы (гербы) и знаки. Особым видом орнамента являются стилизованные надписи на объектах архитектуры (на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (вязь).

Имеются так же сложные комбинации различных мотивов: звериных и геометрических форм (тератология), а так же растительных и геометрических (арабески).

Но орнамент все равно связан с материалом самого произведения, формой произведения, масштабом, назначением и образом. При этом, через орнамент передаются такие ощущения как: торжественность и сдержанность, плавность и изящество, спокойствие, легкость, свободное движение или внутреннее напряжение. Можно передать и эмоции. По орнаменту можно судить об особенностях культуры народа, который его создал, и эпохе возникновения.

Не всякий узор является орнаментом. Например, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной.

На Руси издревле говорили вместо слова «орнамент» — «узор». Это слово образнее и глубже, так как корни этого слова хорошо проглядываются. Узор – узреть — зреть. И здесь по Далю есть два смысла:
— ЗРЕТЬ (зрею) вызревать, поспевать, дозревать, созревать, назревать; спеть, приходить в зрелость, доходить, наливаться. Хлеб в поле зреет, яблоки зреют. Малый долго зрел, да не дозрел, медленно рос и развивался. У меня в голове созрела богатая мысль; Зренье, выспеванье набивной на ситцах краски, которой нужно время, чтобы дойти, дозреть.
— ЗРЕТЬ(зрю), зирать и зревать на что или что, глядеть, смотреть; видеть; понимать, постигать; зреть в корень, то есть постигать суть. Зирал (ЗИР АЛ) я с любовью на чад своих.

«Узреть» означало дойти, созреть, постигнуть суть (АЛ). Вот что означает это слово! А для украшения существовало слово «украс». И часто на узоры говорили – «украсы», видимо, подчёркивая внешние свойства узора (красивые, украшающие, пробуждающие красоту узоры).



То есть, наши предки через узоры передавали и постигали Мир вокруг, Суть его, Любовь и Красоту. Кроме того, они знали, что необходимо защищать обережной символикой края одежды (подол, края рукавов, ворот), места швов и жизненно важные места (голова, сердце и.т.д.), так как через эти участки идёт обычно воздействие иных сил.

Вышивкой орнаментов и узоров не только оберегались, но и гармонизировали себя с пространством, выбирая определённые символы и узоры под конкретное место и время. Эту великую мудрость мы, в большинстве своём, почти забыли и постигаем её вновь.

Что такое орнамент? Вот несколько определений...

Орнамент - это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он... представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них - цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции - ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика - в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...» .
Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней». Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.
Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии.

Орнамент (лат. ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

Исполненное в одной плоскости, выделенное рельефно или резанное вглубь, одноцветное или иллюминованное красками изображение, служащее в архитектуре украшением различных частей зданий (полов, потолков, карнизов, фризов, капителей колонн, самых стен и пр.), а в художественно-промышленных производствах употребляемое для придания красивого вида изделиям всякого рода (вазам и другим сосудам, ювелирным вещам, коврам, материям для одежд и комнатного убранства, обоям, мебели и т. д.).

И еще.... Слово «орнамент », которым называют один из древнейших видов художественной деятельности человека, происходит от латинского слова ornamentum, что значит «украшение». И, на первый взгляд, в самом вопросе «что такое орнамент» содержится исчерпывающий ответ: это − украшение. Ряд широко распространённых и общепринятых определений орнамента формулируются, опираясь именно на понятие «украшение». Например, в словаре В.И. Даля «орнамент – украшение, прикраса, особенно в зодчестве»; в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона орнамент понимается как «изображение, служащее…украшением различных частей…»; в Большой Советской Энциклопедии − это «узор, предназначенный для украшения различных предметов».

Смысл названия этого вида художественной деятельности, как и определений, приведённых выше, однозначно указывает, что орнамент − это художественное явление, не имеющее самостоятельного значения, потому что, будучи украшением, он всегда зависит от предмета, с которым связан, выявляя и подчёркивая его достоинства. Но, определяя орнамент как украшение, мы, в сущности, не отвечаем на вопрос «что это такое», а фактически говорим о его назначении, т.е. о том, ради чего создан орнамент, о функции, которую он выполняет по отношению к предмету. Ведь, если на вопрос «что такое солнце», сказать «источник жизни на земле», мысль будет высказана правильная, но ответом на вопрос она быть не может, потому что лишь определяет роль, которую солнце играет в ряде жизненных процессов, но совершенно не объясняет что это такое. Таким образом, осмысление орнамента с позиции готовых образов, уже реализованных в предметах или произведениях искусства как украшение, оказывается не достаточным для получения исчерпывающего ответа на вопрос о том, что такое орнамент.

ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь , орудия и оружие, текстильные изделия, мебель , книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

Монгольская палатка - майхан с накладным орнаментом

История возникновения

Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно -поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.

Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита . В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.

Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке , в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков , в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок - молитва.

Виды орнамента

К числу формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. Не всякий узор можно считать орнаментом. Так, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной. По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим , заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета.

По используемым в орнаменте мотивам его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос , папирус , пальметта , акант и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм - т. н. тератология , геометрических и растительных - арабески).

Литература

  • БСЭ (в 30 тт.), Орнамент, М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978 гг.;
  • Лоренц Н. Ф., Орнамент всех времен и стилей, в. 1-8, СПБ, 1898-99;
  • Meyer P., Das Ornament in Kunstgeschichte, Z., 1954;
  • Evans J., Style in ornament, Oxf., 1950;
  • Bossert Н. Th., Arte ornamentale, Barcelona, 1957.
  • О. Расинэ. Орнамент всех времен и стилей. Т. 1-2. М., Белый город, 2007, 719 с.

Ссылки

  • Орнамент кельтский, индийский, японский, кавказский, славянский
  • Орнаменты древней Америки , составитель и автор предисловия В. И. Ивановская
  • Орнаменты разных народов и эпох в векторном формате , Регулярно обновляемая коллекция для некоммерческого использования

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Орнамент" в других словарях:

    - (от лат. ornamentum украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как… … Художественная энциклопедия

    - (лат., от ornare украшать). Все, что составляет украшение, не необходимые части, преимущественно в архитектуре: напр. листья, плоды, гирлянды; фестоны, служащие для украшения здания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Современная энциклопедия

    Исполненное в одной плоскости, выделенное рельефно илирезанное вглубь, одноцветное или иллюминованное красками изображение,служащее в архитектуре украшением различных частей зданий (полов,потолков, карнизов, фризов, капителей колонн, самых стен и … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    орнамент - а, м. ornement > нем. Ornament. 1. Художественное украшение, узор, для которого характерно ритмичное расположение геометрических или стилизованных растительных и животных элементов рисунка. БАС 1. Каменотесного дела мастер.. мог исправлять… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Орнамент - (от латинского ornamentum украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких либо предметов и архитектурных сооружений. Зачатки орнамента в искусстве палеолита, большого разнообразия форм орнамент достиг в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь


Человеку свойственно ценить прекрасное, и он всегда стремился привносить его в свою жизнь. Для этого на простые повседневные предметы наносились повторяющиеся точки и линии, а затем и более сложные узоры и орнаменты. С древних времен и до наших дней прошло множество столетий, но и сегодня рисунки с повторяющимся ритмом окружают нас и украшают наш дом и одежду. Что такое узор и орнамент, чем они похожи и какие между ними различия? Постараемся ответить на все эти вопросы.

Узор - что это такое?

Сразу следует отметить, что слово «узор» появилось в русском языке значительно раньше заимствованного из латыни «орнамента». И, стремясь подчеркнуть декоративную функцию, узор называли «украсом». Итак, что такое узор?

Это рисунок, в котором краски, линии и тени, переплетаясь, создают изображение. Создать его может не только человек: природа ежедневно демонстрирует свои возможности, достаточно вспомнить потрясающие на окнах.

Таким образом, ответить на вопрос о том, что такое узор, можно так: части которого могут располагаться произвольно. Как только элементы узора упорядочиваются и систематизируются, появляется орнамент.

Орнамент

Понятие «орнамент», в оригинале обозначавшее украшение, попав в русский язык, приобрело несколько иное значение. Сегодня под орнаментом понимается узор, выстроенный из ритмично чередующихся в определенном порядке повторяющихся мотивов или элементов. Используются орнаменты и узоры для украшения разнообразных предметов и одежды, внутреннего и внешнего декорирования различных построек и даже человеческого тела в виде татуировок.

А зачем они нужны?

На протяжении веков человечество создавало и использовало узоры и орнаменты не только с целью украсить свою обыденную жизнь. Во многих культурах народов мира считается, что особые декоративные изображения, нанесенные на одежду или дом, способны защитить человека от различных негативных воздействий и привлечь к нему удачу. В прежние времена по тому, какие рисунки, узоры или орнамент украшали одежду человека, можно было получить информацию о его семейном положении, социальном статусе и профессии. В современном европейском мире они не наполнены столь глубоким информационным содержанием, и зачастую мы просто не знаем о том, что такое узор или орнамент, какую смысловую нагрузку они несут. В некоторых восточных странах, например, Индии или Таиланде, орнаменты в сочетании с цветом одежды несут большой объем информации о человеке, его социальном статусе и семье, а узоры, например, в искусстве мехенди, способны изменить судьбу человека.

Классификация по мотивам

Все орнаменты, созданные человечеством на протяжении веков, можно разделить на отдельные группы, по основному, используемому в них, мотиву:

  1. Геометрические, составленные из абстрактных форм, таких как точки и различные виды линий и геометрических фигур различной сложности.
  2. Растительные, в которых используются стилизованные изображения листьев, цветов и плодов в различных комбинациях.
  3. Анималистические или зооморфные, в которых изображают стилизованных или вовсе фантастических птиц и зверей.
  4. Антропоморфные, используют изображения фигур или части тел людей обоих полов.

Все эти виды могут комбинироваться между собой в различных сочетаниях, например, геометрических форм и растительных мотивов, как в арабесках.

Классификация по форме построения

Выделяют следующие виды орнамента:

  • Ленточный, создаваемый повторением одного или нескольких элементов в полосе.
  • Непрерывный (сетчатый) выстраивается для плоскостей, которые в теории не имеют ограничений, например, для тканей. Повторение его элементов возможно бесконечно.
  • Центрический или композиционно замкнутый, используется для декорирования различных предметов, располагая повторяющиеся элементы вокруг объединяющего их общего центра.

Орнаменты и узоры имеют многовековую историю, но и по сей день они активно используются для украшения одежды, человеческого жилища и окружающей его предметной среды.

Давайте попробуем разобраться - что такое орнамент?

Думаю, что, услышав это слово, большинство людей представит упорядоченную КОМПОЗИЦИЮ с РИТМИЧЕСКИ ПОВТОРЯЮЩИМИСЯ элементами. Например такую.

Примеры орнамента в полосе, где мотив повторяется многократно в определенном порядке.

Мотивы - элементы орнамента - могут быть разные, главное, чтобы они были выдержаны в одном стиле и масштабе.

В качестве мотива может выступать все, что угодно, даже человеческая фигура.


Здесь фигурки людей сильно упрощены, и поэтому легко воспринимаются в качестве элементов орнамента.

А теперь посмотрим на эту мозаику из Равенны. Почти одинаковые фигуры святых, ритмически чередующиеся с пальмами. Принцип орнамента соблюден, но что-то мешает нам назвать изображенную сцену орнаментом. Что именно? Прежде всего нас смущают довольно реалистично трактованные фигуры, тем более фигуры святых. Изображение сделано прежде всего для молитвы, но также и для украшения храма. Смысловая нагрузка, духовная значительность персонажей не дает нам признать эту композицию орнаментом, так как мы привыкли к тому, что орнамент - это УКРАШЕНИЕ.

Разумеется орнамент тоже часто несет смысловую нагрузку, и порой довольно серьезную, как например, в ювелирном искусстве Древнего Египта. Здесь каждый элемент орнамента - символ-оберег. Однако по жанру эта пектораль - произведение декоративно-прикладное искусство, украшение с СИМВОЛИЧЕСКИМ ОРНАМЕНТОМ.

Орнамент, лишенный символики, не перестает оставаться орнаментом, но если символическое изображение лишено симметрии и ритма - мы не можем назвать его орнаментом.


Бык - символ евангелиста Луки. Крылья у тельца решены орнаментально, но мотив в целом не является орнаментом.

Таким образом определение орнамента основано прежде всего на формальных принципах, ОРНАМЕНТ - ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО СИСТЕМА, СТРУКТУРА. Ее наполнение может быть самым различным.

Еще одним непременным свойством орнамента является СИММЕТРИЯ в широком смысле этого понятия. Я не буду перечислять разные виды симметрии, напомню только что зеркальная симметрия - это лишь один из ее видов. Желающие изучить вопрос поглубже пожалуйте сюда.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F

В искусстве используются самые разные виды симметрии, например симметрия относительно одной или более осей.

Поскольку орнамент подразумевает жесткую структуру, отдельные его фрагменты, лишенные повтора и симметрии не могут называться орнаментом, а только орнаментальными или декоративными МОТИВАМИ.

Стилизованный мотив тоже сам по себе не является орнаментом, даже если включает в себя орнамент.

Еще одно свойство орнамента - СТИЛИЗАЦИЯ, то есть творческая переработка предметов окружающей действительности.
Однако может существовать орнамент и из достаточно натуралистичных мотивов, если в нем соблюдаются выше перечисленные принципы. Ниже приведен пример сетчатого орнамента, который может распространяться бесконечно во все стороны. Повторяемый элемент такого орнамента называется РАППОРТОМ.

Неправильно считать орнаментом любое изображение на предмете декоративно-прикладного искусства.

Разумеется искусство - это не математика, и здесь могут быть довольно значительные отклонения от основных принципов. Но исключения, даже многочисленные, никогда не мешали существованию правил.

В заключение хочется добавить, что орнамент - это не голая монохромная схема, нарисованная на бумажке. Так как он является украшением какого-либо предмета или архитектурного памятника, его следует рассматривать во всей полноте цвета, фактуры, светотени, связи с предметом и стилем эпохи и т.п., то есть относиться к нему как к любому другому произведению искусства.

Предлагаю желающим включиться в уточнение этого пока очень неопределенного термина.