Орнамент первобытных народов. Искусство народов тропической и южной африки

Украшать свои жилища и предметы обихода, люди стремились с давних пор. Археологи, до сих пор, находят различные подтверждения существования художественного мира разных эпох. Этими подтверждениями являются различные предметы быта, которые люди старались украсить разнообразными орнаментами, свойственными, для своей эпохи.

В эпоху палеолита первобытные люди пытались воспроизвести окружающий мир в точных и зримых образах. Поэтому, наиболее важными темами палеолитического искусства была тема зверей и тема охоты. В основном, пещерные росписи - это образы зверей: мамонты, носороги, быки, лошади, пещерные львы и медведи.

Второе место после сцен охоты занимали изображения обрядов воскрешения и размножения зверей, олицетворяющих магию плодородия. Также, при исполнении обрядов плодородия часто изображался человек, это были преимущественно женские фигурки. Раскраска таких изображений производилась черным, красным, желтым и коричневым цветами.

Позднее, вместе с изображениями животных первобытный человек начинает использовать условные знаки, различные комбинации линий, сходные с геометрическими фигурами. Таким образом, закладываются основы магической семантики. Постепенно, это приводит к абстрактным геометрическим изображениям символов, легших в основу создания орнамента как способа украшения. Орудия труда и вооружение, домашнюю утварь, в основном, украшали орнаментом геометрического характера, иногда эти предметы покрывали резными или скульптурными изображениями животных. Браслеты из кости, поражают оригинальностью орнаментов. Удивляет и восхищает украшающий их тончайший узор в виде полос меандра, разделенных параллельными зигзагами, или же «елочным» узором.

В конце III тысячелетия до нашей эры в Европе продолжает преобладать геометрическая орнаментика. Характерным узором изделий из художественного металла остаются криволинейные, волнистые, лентообразные или спиральные узоры. Керамические сосуды часто декорируются спиралью с выпуклой точкой в центре. Аналогичный орнамент характерен и для Центральной Европы железного века (культура Гальштата, IX-VI вв. до н. э.).

Латенская культура. (V-I вв. до н. э.). Кельтский орнамент. В V - I вв. до н. э., в Западной Европе были очень распространены племена кельтов. Искусство кельтов - использует абстрактные и растительные мотивы, заимствованные у греков и этрусков. Также, в кельтском орнаментальном творчестве встречаются мотивы, связанные с изображением животного мира и человека, заимствованные на Востоке.

Орнамент, составленный из стилизованных форм людей, животных и растений, в виде треугольников, спиралей и точек размещался на металлическое или каменное декорируемое изделие. Изображения, связанные с заупокойным культом были другими, они отличались реализмом и конкретностью.

С V в. до н.э. кельтские ремесленники начали использовать и видоизменять образцы орнаментов других народов, тем самым складывая своеобразный художественный «раннелатенский стиль».

В середине IV в. до и. э. мотивами для орнамента на изделиях кельтов являются изображения птиц и зверей. Изделия прикладного искусства становятся более доступными для широких слоев. Такой рост популярности прикладного искусства способствовал возникновению пластического «среднелатенского стиля», который широко распространился во II в. до н. э. В нем стал использоваться рельефный узор, часто обогащенный гравировкой.

«Позднелатенский стиль» появился в I в. до н.э. в результате упадка художественного ремесла. В середине III в. до н.э. кельты покорили некоторые части территорий Англии. Принесенное ими на эти территории латенское искусство было переработано местными ремесленными школами. В результате такой переработки образовался новый, «островной стиль». Характерными чертами этого стиля являлись бронзовые двурогие шлемы; в орнаменте преобладали мотивы пальметты, завитков спирали; рельефный орнамент сочетается с линейным гравированным узором. С I в. до н. э. экспансия кельтов прекратилась, это не замедлило сказаться на характере форм и мотивов орнамента. Трактовка сюжета стала реалистичной, также появляются изображения экзотических зверей.

Постепенно из разнообразных и разрозненных элементов кельтского орнамента образовался единый стиль, в котором преобладали анималистические и цветочные элементы. Искусство кельтов стало основой искусства народов Франции, Швейцарии, Бельгии, отчасти Англии. В Ирландии и Шотландии в VII - IX вв. это искусство достигло нового расцвета, и возник «новокельтский стиль».

Африка. Наиболее распространенные изображения Южной Африки - это преимущественно изображение сцен охоты, сражений, танцев, изображения, связанные с религиозными представлениями и мифологией. Чаще всего изображались обряды вызывания дождя, погребения, культовые танцы. Несомненно, все это нашло свое отражение в культуре и прикладном искусстве народов Африки. Для культуры африканского народа характерными являются изображение голов и фигурок животных. Для ювелирного искусства ряда африканских стран характерны зооморфные и антропоморфные орнаменты. Например, латунные гирьки в форме диких животных - от слона до антилопы, фигурки танцовщиц или женщин, несущих воду.

В африканской мебели можно встретить самые разнообразные формы деревянных подголовников выполненных в виде черепах, крокодилов и других животных; фигурки птиц и зверей используются в качестве украшения деталей различных предметов.

Различными резными узорами украшаются гребни, а также «рекады» - символы власти, содержащие устрашающие мотивы. Статуэтки почитаемых предков украшаются геометрическим орнаментом, воспроизводящим рисунок татуировок. В декоративном рисунке ткани, наиболее часто встречается рисунок из квадратов, треугольников и ромбов.

Индонезия. Для прикладного искусства Индонезии, примерно в 2000 г. до н. э., были характерны керамические изделия с нарезным орнаментом. Позднее появились изделия из бронзы, представлявшие собой схематические фигуры людей, украшенные спиральным орнаментом, котлы-барабаны с геометрическим узором и стилизованными изображениями человеческого лица, птиц и т.д.

В народной архитектуре индонезийцев часто применялась раскрашенная резьба для украшения стен. В декоре опорных столбов и дверей использовались резные изображения тотемных животных.

В Индонезии существует большое разнообразие древних ремесел, особенно резьба по дереву и бамбуку. На островах Ява, Суматра, Ниас и др. вырезают стилизованные фигурки демонов, предков, тотемных животных. Из окрашенного бамбука, пальмовых листьев и трав плетут циновки, шляпы, сумки. Производятся ювелирные изделия из золота и серебра с фигурами мифологических существ и животных, а также богато украшенные кинжалы -«крисы».

Для украшения одежды, очень часто встречаются тканые и вышитые узоры. В изображениях на керамике используется резной или растительный орнамент, фигурки людей и животных, корчаги дьяков с рельефным изображением драконов.

Океания. Искусство народов Океании не было подвержено сильным изменениям, так как было связано с религиозными и общественными традициями. Их религиозные представления были в основном связаны с культами плодородия и предков.

На островах Новой Гвинеи местные жители создавали керамические изделия и украшали их спиральными насечками; различная деревянная утварь в форме птиц или же фигуры человека; сосуды из бамбука, как правило, украшались резным геометрическим орнаментом.

Культура Новой Зеландии - это культ героев, стремление избежать пустоты при декорировании поверхности и достаточно частое использование мотива спирали по сравнению с другими орнаментальными мотивами. Например, мотив спирали встречается не только в ажурной пли рельефной резьбе по дереву, но и в татуировке лица.

Полинезийские острова славятся производством тканей из коры - «тапа». Декоративный эффект этих тканей достигался очень простым орнаментом. Чаще всего узоры строились на основе ромба или шашечного рисунка, и каждый остров вносил в них что-то свое. Иногда орнамент покрывался лаком растительного происхождения.

Искусство татуировки лица и тела достигло большой художественной высоты на Маркизских и Маршановых островах. Татуировка могла покрывать геометрическими мотивами все тело. Она имела не только магический, но и социальный смысл. К примеру, зигзагообразные узоры на лице предназначались только для вождей.

Мексика. В VIII-II вв. до и. э. в Древней Мексике произошла канонизация культовых образов и символов. Ящероподобные и змеевидные божества, антропоморфные божества - символы неба, огня, дождя и влаги и др. - становятся обязательным арсеналом мексиканского искусства.

В период с I по IX в. н. э., называемый «классическим», когда искусство было подчинено интересам знати и жрецов, появляется религиозная символика. Изощренные фантастические образы, парадные изображения правителей, олицетворения жизни и смерти сочетаются со сложным орнаментом и иероглифическими надписями.

В храмах-пирамидах Мексики большое место заняли символические мотивы: змеиные головы с раскрытыми пастями, пышное оперение их извивающихся тел, головы ягуаров, антропоморфные изображения - весь многообразный и яркий мир индейской мифологии. Также, кроме изобразительных мотивов используется и «чистый» орнамент, образованный чередованием геометрических элементов. Здесь применяются четырнадцать различных мотивов: крест, зигзаг, многогранник, лесенка, т - образный мотив и ряд других.

В последний период Древней Мексики (X - начало XVI в.) многие традиционные черты искусства сохранились, вместо религиозной символики заняли символы войны и военные сцены.

Перу. Наибольший интерес представляет керамика Перу. Здесь в разные периоды гончарные изделия декорировались то абстрактным гравированным рисунком, то лепным декоративным, то живописным орнаментом. Для украшения использовали красную, кирпично-розовую, темно - красную, оранжевую, темно – зеленую, серо – зеленую и ультрамариновые краски.

Для украшения перуанских тканей использовали мифологические и бытовые сцены, которые имели очень богатую раскраску. Гамма их раскраски насчитывала до 190 различных тонов. После 800 г. до н. э. здесь также изготовляли ткань типа шпалер, которую использовали для каймы на одежде; иногда из нее делали целиком одежду - унку, подобие нынешнего пончо. Характерный орнамент этих тканей - анималистический: рыбы, птицы, хищные животные. Иногда здесь встречаются изображения людей (вожди, воины, танцоры или мифологические сцены). Кроме того, в орнаменте тканей имел место абстрактный декор - ступенчатый орнамент, меандр; растительный же, использовался редко. Для украшения тканей перуанцы также применяли вышивку.

Статья подготовлена Горской Натальей. Воспроизведение части или всего текста без разрешения автора запрещено.

Рисунки: Кириченко В., Афонькина А.С.

Африканское искусство – традиционное и первобытное искусство народов Африки; наскальная живопись, петроглифы, ритуальные статуи и маски, предметы прикладного и придворного искусства – преимущественно дописьменные формы искусства, соответствующие сохраняющимся здесь родоплеменным отношениям.


Искусство Африки включает разные региональные школы, охватывает несколько исторических эпох и представляет собой, тем не менее, единый исторический тип, характеризуемый целостностью стилистических признаков, мало менявшихся в веках. В силу особых географических, климатических и исторических условий в сравнении, к примеру, со стремительно развивавшимся античным искусством Греции и Рима, творчество африканских племен оставалось архаичным.

Яркое и самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части - в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго. Именно здесь (бассейн рек Нигер и Конго) достигло наивысшего расцвета художественное творчество народов Африки: скульптура, живопись и архитектура. Иной характер имеет искусство народов северной полосы Судана и Восточной Африки, то есть области распространения ислама. Здесь почти отсутствует скульптура и какая бы то ни было живопись, что в значительной степени объясняется влиянием мусульманства и его запрета изображения человеческой фигуры.

Своеобразно и искусство восточной Африки. Здесь, много веков тому назад на побережье Индийского океана сложилась особая, местная, банту-индо-арабская культура. Правда, влияние ее ограничивалось преимущественно узкой полосой побережья и она не проникала в глубь материка. Культура эта связана с Ираном, Индией и средневековым арабским миром. Однако как к северной части Судана, так и на восточном побережье художественное творчество местного африканского населения нашло и свое самобытное выражение - преимущественно в народной архитектуре и в украшении домов лепным геометрическим и растительным орнаментом, который встречается также в резьбе по дереву. Итак, собственно африканское изобразительное искусство, преимущественно скульптура, - есть искусство Западной и Центральной Африки.

В результате многочисленных археологических исследований понемногу открываются нам страницы далекого прошлого африканского материка и становится ясным, что корни африканского искусства уходят далеко в глубь тысячелетий. Выясняется, что африканское искусство развивалось некогда не только в Тропической Африке, но и во многих областях Южной и Северной Африки, и в том числе в ныне безводных, лишенных всякой растительности горных массивах Сахары, которая тогда, семь-восемь тысяч лет назад, была населена народами, занимавшимися охотой, скотоводством и земледелием. В Сахаре найдены тысячи наскальных рисунков и росписей самого различного стиля и самых различных периодов. Древнейшие из них относятся к 5 тысячелетию до нашей эры, более поздние - к первым векам нашей эры.

Памятники древнего искусства Африки были обнаружены и в Южной Африке. Так, в горах Матопо, в Родезии, в 20-х гг. были найдены наскальные изображения мифологического содержания. Среди этих изображений встречаются сцены земледельческих обрядов, вызывания дождя, убиения царя, оплакивания, восхождения на небо и мн. др., показывающие, что все эти памятники были созданы народами высокой культуры, уже знакомыми с земледелием, - по всей вероятности, предками нынешних обитателей Родезии.
Наконец, на крайнем юге африканского материка, в Драконовых горах, и в горных районах юго-западной Африки были обнаружены многочисленные росписи и рисунки. Эти весьма реалистические и высокохудожественные изображения сначала приписывали древнейшему аборигенному населению Южной Африки -бушменам. Однако детальное изучение этих росписей показало, что не все они были сделаны бушменами. Стиль, сюжеты и весь характер изображений очень различны. Теперь очевидно, что наскальные рисунки Южной Африки относятся к разным эпохам и являются памятниками художественного творчества разных народов.
Теперь мы знаем, что на территории Африки возникали и исчезали многочисленные относительно развитые культуры раннерабовладельческих и феодальных государств. Европейские колонизаторы за время завоевания африканского материка, начавшегося еще в 16 в., безжалостно разгромили независимые государства «черной Африки», подавили или уничтожили их самобытную культуру. Однако колонизаторам не удалось полностью уничтожить народную основу местной африканской культуры и искусства.
Эта древняя, искони народная основа африканской культуры оказалась несравненно более живучей и жизнеспособной, чем не успевшая полностью развиться и вытеснить собственно народное искусство художественная культура раннефеодальных государств Африки. Наиболее полно эта культура сохранилась в 19 в. в тех областях Африки, которые в меньшей степени были вовлечены в зону той беспощадной и обескровливающей целые народы пиратской работорговли, которую в 16-18 вв. вели «цивилизованные» державы Европы.
Основные мотивы творчества
Когда человек смотрит на предметы африканское искусство, то он может увидеть, что некоторые элементы повторяются в нем снова и снова. Эти элементы представляют понятия, которые чрезвычайно важны для культуры страны; к ним относятся:
- пары
- женщина с ребенком
- мужчина с оружием или животным
- чужеземец (человек с нехарактерной внешностью)
Пары показаны как свободно стоящие фигуры приблизительно одинакового роста и комплекции. Они могут олицетворять собой предков, семейную пару, близнецов или основателей общества. Основная идея заключается в том, что двое становятся одним. Большая часть таких рисунков украшает храмы или места церемониального назначения. Интимные отношения крайне редки в африканских произведениях искусства, поскольку мужчины и женщины стараются не демонстрировать публично свою связь. Основная идея пары мужчины и женщины – сила и уважение, а не любовь.
Пара мать и ребенок может служить отражением образа матери-земли и людей, как ее детей. И все же африканские женщины очень любят детей. Сильные отношения между матерью и ребенком присутствуют в африканской культуре повсеместно.
Мужчина с оружием и животным (обычно это лошадь) служит для демонстрации уважения по отношению к ушедшим предкам. Изображения животных здесь редко делаются для того, чтобы изобразить внешнюю или внутреннюю красоту/уродство зверя. Они призваны обозначить статус человека. Даже сегодня, обладать лошадью в Африке – это высокий статус, более высокий, чем владение автомобилем. Рисунок человека с лошадью говорит о том, что ему необходимо оказывать великое почтение. Иногда люди изображаются рядом с мифическими животными. Цель такого изображение – показать могущество человека, оседлавшего зверя, и его богатство.
Женщины получают значимость посредством своих детей, а мужчина – через оружие. Тот, кто идет сражаться должен иметь физическую, эмоциональную и духовную энергию, чтобы выжить и завоевать. По этой причине во многих африканских рисунках встречается культ человека с оружием.
В Африке чужеземец – это некто из другого племени или страны. Ему обычно не рады, так, он символизирует неудачу. Белые незнакомцы могут, кроме всего прочего, демонстрировать уважение, которое африканцы испытывают к их оружию и мощи.
К сожалению, большинство символов африканской культуры так просто не расшифровывается. Для этого необходимо глубинное познание местной культуры и осознание наследия всего континента.

Фигура стражника на ковчеге "Кота", Габон XIX век, резное дерево, покрытое медными и латунными чешуйками и пластинками, 55 см, Музей человека Париж.

В Африке с искусством сталкиваешься повсюду, ибо изумительно украшено буквально все вокруг: предметы обихода, пышные наряды, оружие, а стены жилищ покрыты иногда настоящими фресками. Африканская деревянная скульптура плохо сохраняется в условиях жаркого и влажного климата. Вот почему до нас дошло очень мало образцов древней скульптуры, сделанных до конца XIX века, тем более что до недавних времен ее никто не коллекционировал. Таким образом, история африканского искусства почти неизвестна, а география очень неточна. Не всегда можно понять, какое значение придают своим скульптурам африканцы, тем более что в разных странах в них вкладывается разный смысл. Маски-фанг в Габоне (Западная Африка) надевают во время ритуальных танцев, которыми встречают пришельцев. Маски батеке в Конго сопровождают крупные события в общественной жизни. Некоторые статуэтки связаны с похоронными ритуалами, как, например, ковчеги "кота" (в Габоне); другие - с магией и предсказаниями (статуэтки "мумуй" в Нигерии).
Скульптура из дерева, глины и металла

Скульптура из дерева и металла.

Техники, используемые африканским искусством, так же как и его функции -чрезвычайно разнообразны. Некоторые маски, созданные для ритуальных танцев, после завершения обряда выбрасываются или ломаются, так же, каксмывается раскраска танцовщика. Эти вещи далеко не всегда можно назвать профессиональными произведениями. Другие, наоборот, требуют высокого уровня мастерства, и их изготовление доверяют лишь профессиональным скульпторам: деревянная скульптура не дает права на ошибку, ведь деревянную стружку невозможно вернуть на место после того, как она срезана. Иногда скульптор использует несколько техник, каждая из которых определяется материалом: глина, дерево, металл. Например, маски батеке вырезаются из дерева и покрываются цветной глиной. А фигурки-стражники на ковчегах "кота", тоже сделанные из дерева, покрываются латунными пластинами и медными чешуйками. Характерная особенность искусства всех народов Африки - строгое соблюдение канонов: каждый скульптор принадлежит к своему племени, и должен воспроизводить в точности все черты и детали статуй и масок, разработанные поколениями предков, допустимы лишь незначительные изменения. Таким образом, африканский художник - прежде всего ремесленник.

Бронза Бенина В XVI веке установились контакты португальских моряков с королевством Бенин, расположенном на западном берегу Африки: португальцы начали завозить металл и покупать рабов. В те времена королевский дворец в Бенине был украшен бронзовыми рельефами, изображавшими солдат, вооруженных европейским оружием. Тем не менее контакт культур оставался ограниченным: например, ничто не напоминает в этом рельефе об искусстве Ренессанса, которое уже развивалось в Европе.

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)

Художественная культура Бенина являлась одним из очагов профессионального придворного искусства в Тропической Африке. Бронзовые изделия изготавливались способом отливки «утраченного воска» (по восковым моделям). В искусстве Бенина различают три периода, характеризующихся различием скульптур. От первого дошли портретные головы царей Бенина, связанные с культом предков, их помещали на алтарь. Им присуща определенная условность и лаконичность. Второй период считается временем расцвета бенинского искусства и характеризуется мягкостью и точностью исполнения. Кроме хорошо известных голов и рельефов (с фигурами правителей, вельмож, воинов, музыкантов), скульптура представлена стилизованными фигурками рыб, птиц, хищников и людей (воины, музыканты, придворные), изготовленными из бронзы, слоновой кости и железа. Бенинские произведения искусства были первыми произведениями африканского искусства, с которым познакомились европейцы; многие из произведений так называемой «бенинской бронзы» выставлены в крупнейших музеях мира. Текст скрыт

Реакции на комментарий

1

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БЕНИНА

БЕНИ́Н (Benin), средневековое государство, существовавшее в 13-19 вв. в южной части современной Нигерии, к западу от р. Нигер. В период расцвета (14-17 вв.) Бенин являлся крупной империей, простиравшийся от города Онича до внутренних районов современного Бенина на западе. Столицей Бенина являлся Большой Бенин, располагавшийся на месте современного города Бенин-Сити. Бенинские цари носили титул «оба» («оба Бенина» или «бенинский оба»). Наряду с обами важную роль в управлении государством играли крупнейшие сановники.

Согласно местному преданию, обитавший на территории Бенина народ Эдо пригласил правителя Оранмьяна из Ифе (одно из государств йоруба), чтобы избавиться от правления племени осиго. Сын Оранмьяна, Эвека I стал первым оба Бенина. В 15 в., в период правления обы Эвуаре Великого, вся высшая власть в царстве переходит в руки обы, Большой Бенин превращается в укрепленную крепость, окруженную стенами и башнями. Первыми из европейцев берегов Бенина достигли португальцы в 1485. Между Португалией и Бенин вскоре были налажены широкие торговые связи, из Бенина португальские купцы вывозили тропические продукты, а затем преимущественно рабов, ввозились европейские товары и огнестрельное оружие. В нач. 16 в. по приказу обы в Лиссабон был отправлен посол Бенина, а португальский король отправил в Бенин христианских миссионеров. В кон. 19 в. некоторые жители Бенина еще говорили на местном диалекте португальского.

Первая английская экспедиция в Бенин состоялась в 1553, торговля с Великобританией основывалась на экспорте слоновой кости, пальмового масла и перца. Посетившие Бенин в 16-17 вв. англичане привезли в Европу легенды о «Большом Бенине», сказочном городе с богатыми домами и могущественным царем. Богатство и могущество Бенина выросло в 16-17 вв. за счет работорговли с Европой. Рабы из враждебных внутренних государств продавались и перевозились в Америку на голландских и португальских судах. Вскоре часть Бенинского побережья получила название «Невольничий берег». После 1700 государство, а вместе с ним и его столица стали приходить в упадок. Тем не менее, в 19 в. Бенин вновь расцветает, на этот раз благодаря торговле пальмовым маслом. В 1880-х и 1890-х Бенин не раз отказывался подписывать договор о протекторате с Великобританией. Однако, после того как были убиты восемь британских представителей, в 1897 была организована карательная экспедиция, во время которой британские войска под руководством адмирала Гарри Роусона разрушили и сожгли Большой Бенин, уничтожив большинство предметов искусства, созданных мастерами Бенина. После этого Бенин вошел в состав английской колонии Нигерия. В 1975 республика Дагомея (бывшая французская колония), граничащая с историческим Бенином на западе, присвоило себе название Бенин. Текст скрыт

Реакции на комментарий

1

Искусство африканского государства Бенин, сложившееся под непосредственным воздействием более древней культуры Ифе, в XV-XVII веках достигло наивысшего расцвета. Именно к этому времени (1400 год) королевство Бенин, прежде признававшее власть верховных царей племени йоруба, обрело политическую независимость и превратилось в самую могущественную державу на всем побережье Гвинейского залива.

Богатство его основывалось на торговле слоновой костью, перцем, пальмовым маслом и на печально известной работорговле. Еще с конца XV века сюда устремились португальские купцы, а нидерландские и французские путешественники, побывавшие в Бенине в XVII веке, потом с удивлением рассказывали о густонаселенной стране и ее столице, которая размерами своими не уступала европейским городам. Они восхищались великолепием царского дворца, его пышным убранством и роскошью, а также высоким мастерством бенинских ремесленников.

История Бенина, охватывающая почти целое тысячелетие, в конце XIX века завершилась трагически. Тогда между крупными колониальными державами Европы разгорелась схватка за раздел Африки, и английские войска спровоцировали кровавый инцидент. В 1897 году английский вице-консул объявил о своем намерении нанести официальный визит «оббе» - правителю Бенина.

В ответ «обба» сообщил, что не может принять вице-консула в назначенный день, так как будет участвовать в очень важной местной церемонии. Однако английские власти продолжали настаивать на визите. Многие лица, сопровождавшие вице-консула, по дороге погибли, и хотя «обба» не нес за это никакой ответственности, англичане послали в Бенин карательную экспедицию. Они подвергли Бенин ожесточенной бомбардировке и разрушили его столицу. Н пламени пожара погиб и дворец правителя, варварски было уничтожено более 2000 художественных произведений, в число которых входили изделия из бронзы, слоновой кости и деревянные резные украшения. Исчезло около 1000 прямоугольных литых бронзовых пластин (с рельефами), на которых были запечатлены многочисленные посетители дворца (в том числе и португальцы), а также большие бронзовые змеи, отлитые по частям, а потом прикрепленные к башням дворца.

Уцелевшие в развалинах дворца бронзовые головы и некоторые рельефные плиты стали добычей английских солдат, которые привезли их в Англию. Там эти художественные изделия произвели подлинную сенсацию, некоторые из них впоследствии попали в руки антикваров и обогатили коллекции многих европейских музеев. За немногим исключением бесследно исчезли чудесные изделия из кости - гордость бенинских мастеров, и теперь судить о них можно только по случайно уцелевшим образцам.

К их числу относится вырезанная из куска слоновьего бивня голова (высота ее 24,4 сантиметра), служившая пекторалью (на-i рудным украшением) знатного аристократа. Бенинский скульптор очень искусно выточил из твердого, но хрупкого материала выразительное лицо с широко открытыми глазами, подчеркнув в нем типично негритянские черты. Два вертикальных рубца на лбу, куда наставлялись железные полоски, являются отличительными знаками традиционной татуировки. Инкрустированные железом зрачки придают взгляду особую напряженность; ожерелье на шее сплетенное из драгоценных кораллов, орнаментальные завитки волос и венчающая прическу диадема со стилизованными изображениями бородатых голов европейцев (видимо, поразивших воображение мастера) составляют декоративное обрамление маски.

У народа йоруба еще в древние времена мастера Бенина позаимствовали и приемы художественной обработки металлов. Легенда рассказывает, что в 1280 году опытный литейщик Игве-Ига был отправлен царем Ифе в Бенин, где научил своему искусству местных мастеров и где впоследствии возникла оригинальная школа торевтики. Бенинские ремесленники в таком совершенстве овладели сложной техникой отливки изделий из бронзы, что могли получать отливку, толщина стенок которой не превышала 2- 3 миллиметров. Такой виртуозной работы европейские литейщики не знали даже еще в XV веке. Недаром в 1914 году директор Берлинского музея говорил об изделиях искусных бенинских мастеров: «Ни Бенвенуто Челлини, ни кто бы то ни было другой не смог бы отлить эти скульптуры лучше».

Изготовление бронзовых изделий считалось в Бенине привилегией царя, поэтому искусство литья держалось в строжайшем секрете, а осама - бронзовых дел мастера - жили и работали в особом квартале по соседству с царским дворцом и под неусыпным надзором одного из царских приближенных. В этих мастерских изготавливались бронзовые головы умерших царей, горельефные панели для облицовки дворцовых галерей, разнообразные статуэтки вельмож, воинов, музыкантов...

Памятники средневековой скульптуры Бенина тесно связаны с религиозно-магическим мировоззрением бенинцев. У них, как и вообще у многих народов Африки, был широко распространен культ предков. В сознании бенинцев окружающий мир был наполнен множеством духов некогда живших людей. И хотя они уже умерли, но незримо остаются членами родовой общины и оказывают огромное влияние на жизнь своих потомков. В каждом бенинском доме существовал алтарь, на который члены семьи возлагали щедрые дары прародителям и прежде всего покойному отцу.

Особым почитанием пользовались у бенинцев царственные предки - обожествленные владыки Бенина. Их культ имел общегосударственное значение, а алтарь в царском дворце считался главным местом поклонения предкам всей страны. В память о них ежегодно проводились торжественные церемонии, сопровождавшиеся сотнями человеческих жертвоприношений.

Важную роль в таких церемониях играли священные головы предков царя. В отличие от обычных ухув-элао священные головы отливали из бронзы и увенчивали резными слоновьими бивнями.

Наряду с изображением мужских голов среди бронзовых изделий Бенина встречаются и головы царицы-матери, занимавшей при царском дворе привилегированное положение. В соответствии с принятым в Бенине каноном она всегда предстает в облике молодой женщины с ярко выраженными негритянскими признаками.

Одна из таких голов (высота ее 40 сантиметров) сейчас хранится в Британском национальном музее. Ее высокий конусообразный головной убор с подвесками имитирует подлинный наряд царицы. Он сплетен из розовых и голубых кораллов, которые в Бенине ценились выше золота. Из них же составлено и необычайное по своим размерам ожерелье, обнимающее шею бенинской царицы подобно стоячему воротнику и обладающее магической силой.

Древний скульптор, создавший эту голову, искусно отполировал бронзу, создав эффектную игру световых бликов. Вертикальными линиями он обозначил на лбу линии татуировки и стилизовал рисунок ушей, превратив их в орнаментальные завитки. Бронзовая голова царицы-матери принадлежит к подлинным шедеврам бенинского искусства. Текст скрыт

Реакции на комментарий

2

КУЛЬТУРА БЕНИНА СЧИТАЛАСЬ ОТВЕТВЛЕНИЕМ КУЛЬТУРЫ ИФЕ,возникшей ранее-в 12-14 вв. в юго-западном Судане на основе сложившегося у четырехмиллионного народа йоруба мощного государственного образования.

Еще в 19 в. европейские путешественники с удивлением «открывали» в этой области большие цветущие города с населением, насчитывающим несколько десятков тысяч человек (Ибадан, Илорин и др.) - Архитектура этих городов - дома с внутренними дворами и бассейнами - напоминала, по словам некоторых путешественников, дома Древнего Рима и характерный для них имплувиум.

Йоруба достигли больших успехов в деле выплавки металлов, развития ремесел, создали сложный пантеон, характерный для народов, вступивших в классовую стадию своего развития. Расцвет художественной культуры государства йоруба Ифе относится к 12-14 вв. Достаточное представление об уровне, достигнутом в это время искусством, дали наряду с некоторыми более ранними находками раскопки, начатые в 1938 г. в священном городе йоруба - Ифе. К этим находкам, в частности, относится серия тарракотовых голов, украшавших алтари для жертвоприношений и изображавших, возможно, правителей-предков. Головы эти поражают великолепным мастерством реалистической пластики, близкой по своему типу античному реализму (илл. 359 6). Прекрасное выявление пластических объемов, обобщенная и вместе с тем сочная реалистическая трактовка формы отличают мастерство неведомых для нас скульпторов. В некоторых из этих голов явственно воплощены поиски гармонического по своим пропорциональным соотношениям образа - типа совершенной и вместе с тем жизненно-конкретной человеческой красоты. Терракотовые головы Ифе представляют собой одно из ярких достижений мирового искусства. Не менее значительны несколько отличные по стилю от терракотовых голов бронзовые монументальные головы богов и правителей Ифе.

Бронзовую голову, по-видимому изображающую бога моря Олокуна, найденную еще до первой мировой войны известным немецким этнографом-исследователем культуры Африки Фробениусом, или великолепную бронзовую голову царя Оба-луфона отличают подчеркнутая монументальность обобщенных скульптурных объемов, своеобразное сочетание точной и крепкой пластической моделировки с ритмизированно-орнаментальной графической проработкой поверхности формы с целью передачи прически, нанесенных на лицо полос, татуировки и т. п. (илл. 360).

На некоторых из бронзовых голов вокруг рта или лба проделаны круглые дырочки, предназначенные для прикрепления усов, завитков прически, украшений. В некоторых головах Ифе можно усмотреть и черты передачи портретного сходства, не разрушающей, однако, гармоничности созданного типического образа человека.

Одними из наиболее художественно значительных памятников этого круга являются бронзовые полуфигуры одного из Они--обожествленного царя - предка царствующей династии. Фронтальная торжественность позы, свободной, однако, от иератической неподвижности, богатство орнаментальных украшений, надетых на пропорционально-стройную фигуру царя, сдержанная динамика упруго-плавного контура всей композиции создают поражающий своим эстетическим совершенством образ. Текст скрыт

Д.Ольдерогге

Яркое и самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части - в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго. Всю Африку к югу от Сахары населяют народы, в антропологическом отношении относимые к негрской расе. Иногда искусство этих народов называют поэтому «искусством негров», «негритянским искусством». Это название распространено и в зарубежной литературе. Однако оно дает основание для ложного понимания взаимоотношений искусства и расы. Ведь мы не говорим об искусстве народов Дальнего Востока, народов, которые относятся к монголоидной расе, как о монгольском искусстве. Для нас это искусство Китая, Кореи, Японии или Индонезии. Лишь недостаточное знакомство с искусством народов Африки позволяет говорить о нем как о чем-то слитном. В действительности специалисты по африканскому искусству знают, что искусство это очень разнообразно. Так, искусство народов Нигерии отличается от художественного творчества пародов Конго, произведения бенинских мастеров отличаются от искусства народов луба и т. д. Можно выделить различные стили африканского искусства, каждый из которых имеет свои особые, присущие ему черты. Однако в пределах этой небольшой статьи нет возможности подробнее остановиться на этом и приходится давать обобщенную характеристику всего искусства народов Тропической Африки.

Искусство народов Африки имеет долгую и сложную, почти еще не изученную историю. В настоящее время народы Африки, пережившие период колониального угнетения, успешно ведут борьбу за свою независимость. Идет бурный процесс формирования наций, национального самосознания, развития и создания новой демократической, передовой национальной художественной культуры. Искусство независимой Африки будет рассмотрено в посвященном современному искусству заключительном томе нашего издания. В данной главе дается краткая характеристика того художественного наследия, которое создано предшествующим развитием культуры народов Африки.

Следует учесть, что при настоящем уровне наших знаний действительно развернутая связная история искусства народов Африки не может быть создана. Национальные научные кадры молодых независимых государств лишь недавно приступили к углубленному изучению своего художественного наследия. Европейские же художественные и научные круги «открыли» эстетическую ценность изобразительного искусства Африки, в первую очередь скульптуры, лишь в первом десятилетии 20 в. Однако складывающееся в те годы формалистическое искусство и искусствознание односторонне оценивали эстетическую ценность африканской скульптуры, абсолютизируя черты условности и стилизации, ей свойственные.

Художественные проблемы искусства, порожденные родо-племенной и раннеклассовой стадией общественного развития, произвольно сближались с формалистическим экспериментаторством кубизма и других антиреалистических течений искусства эпохи империализма.

На самом деле оторванная от живой связи со своим народом буржуазная культура 20 в. ничего общего не имела с блестящим, непосредственно народным в своей основе искусством народов Тропической Африки, полным острой свежести поисков жизненной экспрессии и реалистической убедительности, осуществляемых в рамках сознания, еще скованного первобытно анимистическими воззрениями и магическими представлениями.

Более серьезный характер носила деятельность буржуазных ученых-этнографов. Но их исследования, естественно, рассматривали искусство народов Гвинеи и Конго главным образом как один из элементов этнографического изучения быта и жизни этих народностей. Естественно, что вопросы собственно историко-художественного порядка их интересовали сравнительно мало.

Главные центры развития искусства народов Африки находятся в западной ее части: Верхней Гвинее, бассейне реки Нигер, в Конго и в Анголе. Именно здесь достигло наивысшего расцвета художественное творчество народов Африки: скульптура, живопись и архитектура. Иной характер имеет искусство народов северной полосы Судана и Восточной Африки, то есть области распространения ислама. Здесь почти отсутствует скульптура и какая бы то ни было живопись, что в значительной степени объясняется влиянием мусульманства и его запрета изображения человеческой фигуры.

В Судане уже в первом тысячелетии нашей эры существовали крупные полурабовладельческие, полуфеодальные государства: Канем - на берегах озера Чад, Сон-гаи - в долине реки Нигер, Гана и Мали - в верхнем течении Нигера. Цари и и знать этих государств вели торговлю золотом, рабами и слоновой костью со странами Северной Африки - Магрибом и Египтом. Стремясь укрепить свою власть, они принимали ислам, приобщались к арабской культуре, вводили при дворе мусульманские обычаи.

То же мы видим и в Восточной Африке, которая была издавна связана морской торговлей с Аравией, Индией и другими странами Востока. Много веков тому назад на побережье Индийского океана в Африке сложилась особая, местная, банту-индо-арабская культура. Правда, влияние ее ограничивалось преимущественно узкой полосой побережья и она не проникала в глубь материка. Культура эта связана с Ираном, Индией и средневековым арабским миром. Однако как к северной части Судана, так и на восточном побережье художественное творчество местного африканского населения нашло и свое самобытное выражение - преимущественно в народной архитектуре и в украшении домов лепным геометрическим и растительным орнаментом, который встречается также в резьбе по дереву. Итак, собственно африканское изобразительное искусство, преимущественно скульптура, - есть искусство Западной и Центральной Африки.

В результате многочисленных археологических исследований понемногу открываются нам страницы далекого прошлого африканского материка и становится ясным, что корни африканского искусства уходят далеко в глубь тысячелетий. Выясняется, что африканское искусство развивалось некогда не только в Тропической Африке, но и во многих областях Южной и Северной Африки, и в том числе в ныне безводных, лишенных всякой растительности горных массивах Сахары, которая тогда, семь-восемь тысяч лет назад, была населена народами, занимавшимися охотой, скотоводством и земледелием. В Сахаре найдены тысячи наскальных рисунков и росписей самого различного стиля и самых различных периодов. Древнейшие из них относятся к 5 тысячелетию до нашей эры, более поздние - к первым векам нашей эры. Одно из наиболее замечательных открытий было сделано в Тассили-н-Аджер севернее Феццана. В 1939 г., перед самым началом второй мировой войны, там были найдены наскальные росписи, которые были детально изучены лишь в 1956 -1957 гг. специальной археологической экспедицией, работавшей в пустыне в продолжение шестнадцати месяцев. Район Тассили оказался в полном смысле слова музеем наскальной живописи. Среди росписей были найдены отдельные изображения, отражающие влияние древнеегипетской культуры, однако таких росписей немного, а большая часть изображений по стилю и содержанию имеет несомненно чисто африканский характер. Так, на фресках в Тассили найдены изображения масок, по форме сходных с масками, бытующими до сих пор у некоторых народов западного Судана. Отдельные детали одежды, украшений и причесок, изображения которых обнаружены на скалах Тассили, позволяют довольно точно установить их тесную связь с материальной культурой народов Тропической Африки. Такова так называемая «Белая дама». Некоторые из этих композиций, например изображение сидящих мужчины и женщины, поражают мастерством передачи движения и своеобразной монументальностью.

Памятники древнего искусства Африки были обнаружены и в Южной Африке. Так, в горах Матопо, в Родезии, в 20-х гг. были найдены наскальные изображения мифологического содержания. Среди этих изображений встречаются сцены земледельческих обрядов, вызывания дождя, убиения царя, оплакивания, восхождения на небо и мн. др., показывающие, что все эти памятники были созданы народами высокой культуры, уже знакомыми с земледелием, - по всей вероятности, предками нынешних обитателей Родезии.

Наконец, на крайнем юге африканского материка, в Драконовых горах, и в горных районах юго-западной Африки были обнаружены многочисленные росписи и рисунки. Эти весьма реалистические и высокохудожественные изображения сначала приписывали древнейшему аборигенному населению Южной Африки -бушменам. Однако детальное изучение этих росписей показало, что не все они были сделаны бушменами. Стиль, сюжеты и весь характер изображений очень различны. Теперь очевидно, что наскальные рисунки Южной Африки относятся к разным эпохам и являются памятниками художественного творчества разных народов. Среди археологических достижений последнего времени можно упомянуть открытие интереснейшей бронзовой цивилизации народа сао в районе озера Чад, а также детальные исследования известных еще с конца 19 в. развалин каменной архитектуры Южной Африки в районе Замбези - Лимпопо, так называемой культуры Зимбабве. Раскопки эти доказали местное африканское происхождение архитектуры Зимбабве и определили дату возведения наиболее древних зданий 6 - 8 вв. н. э. Особого упоминания заслуживает и открытие в 40-х гг. возникшей в 9 в. до н. э. так называемой культуры Нок (Нигерия), известной своими замечательными терракотовыми статуэтками.

Исключительное значение имело открытие в 30-х гг. на территории, населенной народностью йоруба, так называемой культуры Ифе, восходящей к 12-14 вв. н. э. и создавшей необычайно высокое по своему уровню искусство. Однако Эти и многие другие открытия лишь только приоткрывают завесу над еще неведомой нам богатой историей «черного континента».

Теперь мы знаем, что на территории Африки возникали и исчезали многочисленные относительно развитые культуры раннерабовладельческих и феодальных государств. Европейские колонизаторы за время завоевания африканского материка, начавшегося еще в 16 в., безжалостно разгромили независимые государства «черной Африки», подавили или уничтожили их самобытную культуру. Однако колонизаторам не удалось полностью уничтожить народную основу местной африканской культуры и искусства.

Эта древняя, искони народная основа африканской культуры оказалась несравненно более живучей и жизнеспособной, чем не успевшая полностью развиться и вытеснить собственно народное искусство художественная культура раннефеодальных государств Африки. Наиболее полно эта культура сохранилась в 19 в. в тех областях Африки, которые в меньшей степени были вовлечены в зону той беспощадной и обескровливающей целые народы пиратской работорговли, которую в 16-18 вв. вели «цивилизованные» державы Европы.

И снова приветствую вас на нашем курсе истории искусств! Из Южной Америки мы с вами отправляемся дальше и исследуем загадочный мир африканского искусства. Давайте выясним, как сильно повлияла история на искусство того времени.

Бенинская маска из слоновой кости.

Искусство Тропической Африки

Африка - колыбель человечества. Задолго до появления первых письменных источников люди, культура и традиции процветали здесь под ослепительно палящим солнцем.

Почитая плоды, даруемые природой, африканцы сосредотачивали свои художественные стили вокруг различных изображений животного и растительного мира, а также природных мотивов.

Однако, все течет, все меняется, - и в африканское искусство пришли новые темы и новые материалы. И хотя художники вдохновлялись как правило человеческими формами, они также открывали для себя множество новых стилей за пределами норм традиционного африканского искусства, таких как современная живопись и прекрасные ткани ручной работы.

Так давайте знакомиться с разнообразными стилями этого таинственного континента, начиная с самых ранних скульптур цивилизации Нок и заканчивая превосходным бронзовым литьем Восточной Африки.

Бенинская бронза из Нигерии.

Скульптура и резьба

В раннем железном веке представители цивилизации Нок в северной Нигерии создавали потрясающие терракотовые скульптуры, зачастую изображавшие абстрактные фигуры древних людей и животных, как надгробия или магические амулеты.

Скульптура Нок.

И хотя о культуре Нок практически ничего не известно, в ходе раскопок археологами было найдено множество глиняных статуэток, созданных приблизительно 2 тыс. лет назад. Стилизованные головы, украшенные замысловатыми драгоценностями едва пережили долгие годы разрушительного воздействия воды и сейчас позволяют нам увидеть жизнь этой ранней цивилизации.

Скульптура "королевы-матери" из Бенина.

Даже сегодня скульптура - весьма распространенная форма искусства в Африке. Исторически, ее делали из дерева и других органических материалов, собираемых художниками.

Западные африканцы, однако, позже поспособствуют притоку бронзового литья в этот регион, так как оно использовалось для украшения дворцов правителей и многого другого.

Маски

Хоть африканские маски и относятся к форме скульптуры, их история заслуживает отдельного разговора.

Коммерческие африканские маски.

Сочетая в себе религиозные и духовные смыслы, эти маски использовались для ритуальных танцев и различных церемониальных действ. Маска как таковая по сути не имела ничего общего с реалистичным человеческим лицом. И хотя маски напоминали формой человеческую голову или морду животного, стиль исполнения их разнился, имея множество абстрактных толкований.

Мужская маска Mwaash aMbooy.

Африканские маски, напоминающие животных, считались духами этих самых животных. Буйволы, крокодилы и антилопы были одними из самых популярных объектов изображения, в частности, в культуре догонов и бамбара, где такие маски использовались во время церемоний инициации юношей.

Маска Wabele.

Кроме дерева использовались и многие другие материалы. Для ручного изготовления таких масок важнейшими материалами также являлись металл, светлый камень и даже ткани различного типа.

Текстиль

Яркие ткани также пришли к нам из обширных земель Африки. Догоны Западной Африки, к примеру, считали,что искусство прядения и ткачества имеет прямое отношение к человеческому размножению, а также к идее возрождения.

Ткань кенте.

Каждый цвет символизировал определенное качество или признак, характерный для их культуры. Черные и белые ткани кенте, к примеру, надевались, как правило, во время похорон народностями эве и ашанти.

Боголан бамбара.

Ткать не запрещалось никому: и мужчины, и женщины учились этому с самых ранних лет. Художники окрашивали свои ткани красителями местного производства, которые позволяли получить очень красивые оттенки коричневого, желтого, красного и небесно-голубого цветов.

Африканский рынок тканей боголан.

И хоть вестернизация во многом способствовала упадку искусства создания тканей, оно все еще занимает значительное место в африканском обществе. Как полагают многие, оно олицетворяет историю континента, "написанную на ткани".