Виктор Васнецов (художник). Жизненный путь и творчество самого известного русского художника XIX века. Доклад: Виктор Михайлович Васнецов В м васнецов где родился

"Краса ветвей зависит от корней"

Практически весь род Васнецовых был священническим. В 1678 упоминается псаломщик Трифонова монастыря Дмитрий Кондратьев сын Васнецов . Но корни рода идут из Перми Великой: в 1678 там на погосте Ныроб упоминаются церковники Васкецовы .

Карта севера России, включая Великую Пермь.

Пермь Великая (Пермь Камская ) — историческая область в России. Пермью Великою назывались города Чердынь, Сольвычегодск, Соликамск, Кайгород, Старая Пермь. Город Старая Пермь находился в 140 верстах от устья Вычегды.

Фамилия возникла от имени Василий: Васка — Васкец — Васкецов, и первоначально выглядела именно как Васкецов . Подобно этой образовались фамилии Иванцов, Пашкецов.

Васнецовы были людьми, жизнь свою отдававшие служению Богу и просвещению: священники и учителя.

В 10 районах современной Кировской области есть места, связанные с деятельностью этого славного рода: это города и села, где жили Васнецовы, церкви и школы, где они служили людям.

Михаил Васильевич Васнецов

Отец будущих художников, Михаил Васильевич Васнецов, по окончании Вятской духовной семинарии был рукоположен в священники Троицкой церкви села Лопьял Уржумского уезда, куда прибыл с женой Аполлинарией Ивановной происходящей из священнического рода Кибардиных, в 1844 году. В Лопьяле родились двое детей - Николай и Виктор.

Васнецов Николай Михайлович (1845—1893) — учитель, написал книгу «Материалы для объяснительного Областного Словаря вятского говора», изданные в 1908 году Губернским статистическим комитетом.

Васнецов Виктор Михайлович (1848—1926) — художник, мастер исторической и фольклорной живописи.

В 1850 году Васнецовы переехали в село Рябово. Здесь родились еще четверо братьев: Александр, Аркадий, Аполлинарий, Петр.

Васнецов Пётр Михайлович (1852—1899) — агроном, учитель.

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856—1933) — художник, мастер исторической живописи, искусствовед.

Васнецов Аркадий Михайлович (1858—1924) — народный учитель, заступающий головы города Вятка.

Васнецов Александр Михайлович (1861—1927) — русский фольклорист, народный учитель, автор сборника «Песни Северо-Восточной России» (1894).

Первоначальное образование всем шестерым сыновьям Михаил Васильевич дал дома. Он учил их читать, писать, считать, петь. От отца же они получили первые навыки рисования. «Начал я рисовать с самого раннего детства, - вспоминал Виктор Васнецов впоследствии, - и в самом первом детстве рисовал больше корабли и морские сражения - это за тридевять-то земель от всякого моря. Потом пейзажи и людей (крестьян и прочее) по воспоминанию...».

Безусловно, различные таланты, впоследствии проявившиеся в братьях, имеют наследственные корни от дедов и прадедов Васнецовых и Кибардиных.

Село Рябово - дом Васнецовых

Рябово - это «родовое гнездо», семья прожила здесь более 20 лет. В Рябово будущие художники Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) и Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) увидели красоту родной земли, получили первые уроки живописи и жизни. Прекрасны окрестности села, воспетые братьями Васнецовыми: сказочные леса, цветущие поля, заснеженные просторы. Тихие вятские пейзажи, жизнь и быт народа, сказки, песни, легенды, - все впиталось в детские души и отразилось в творчестве.

Сюда Виктор и Апполинарий приезжали, будучи уже взрослыми и знаменитыми, здесь похоронены отец и мать. Братья очень любили Рябово, часто вспоминали о родном селе, об этом свидетельствуют их письма и воспоминания современников. На рябовской земле, несомненно, возникали замыслы будущих картин.

В сохранившемся до наших дней доме Васнецовых с 1981 года находится Мемориальный музей. Бережно сохраняются драгоценные экспонаты: документы, фотографии, старинные предметы. Значительное место в коллекции музея занимают подлинные картины А. М. Васнецова, такие как "Пашня", "Дуб в Демьяново".

Добрый наставник

Род священников Васнецовых наделён от природы художественными способностями. Были среди них архитекторы, принимавшие участие в строительстве сельских каменных храмов, подготовке «художественных чертежей», по которым построена колокольня церкви села Талые Ключи. По их «художественным эскизам» сооружались каменные церковные ограды и металлические решётки к ним, торговые лавки для ярмарок и собственные дома. Художественное дарование священников Васнецовых проявилось в проведении отделочных работ и росписи стен храмов, устройстве иконостасов, написании живописных работ.

В доме матери о.Михаила Ольги Александровны Васнецовой, урождённой Вечтомовой, все стены были завешаны её картинами. Позднее Виктор Михайлович вспоминал: «...Первые настоящие картины мы с Аполлинарием увидели в доме нашей бабушки, к которой наш отец возил “на поклон”, чуть только приедем из семинарии... все под стеклом, в золотых рамах, висели чинно в несколько рядов, заполняя стены гостиной… Мы гордились талантом бабушки».

Михаил Васильевич для сыновей был добрым и строгим наставником. На каникулах «отец требовал показать наши рисунки, очень серьёзно их рассматривал и строго критиковал, указывая на все подмеченные им ошибки. Кончив это дело, как-то немножко конфузясь и стесняясь перед нами, детьми, показывал свои работы, рисунки и этюды, выполненные масляными красками, все виды окружающих село красивых мест». «Однажды, - вспоминал Виктор Васнецов, будучи уже студентом Академии художеств, - мы все писали этюды, и единодушно рисунок отца был признан лучшим».

Через много лет, в 1929 году, семидесятилетний Аполлинарий Васнецов, в то время академик Петербургской Академии художеств, в автобиографическом повествовании «Как я сделался художником» написал об отце и своём детстве в Рябово: «Любовь к природе, влюблённость в неё, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов; перед окнами мы ставили скворечники, вечерами всей семьёй гуляли по полям. Ночью обращал моё внимание на небо, я с детства знал главные созвездия и звёзды; вращение небесного свода и его причины… Любовь к природе и пейзажу воспитали во мне художника, и этим я обязан отцу. Его смерть потрясла меня до глубины души… Вечное, сердечное спасибо отцу».

Михаил Васильевич Васнецов отошёл ко Господу в 1870 году в возрасте 47 лет. Четырьмя годами ранее ушла из жизни Аполлинария Ивановна. Детство братьев кончилось. Шестеро детей остались сиротами.

Из гущи народа

Старшему брату Николаю (1845-1893) к тому времени было 25 лет. Он окончил Вятскую Духовную семинарию «по первому разряду», т. е. отлично, и был направлен на родину в село Лопьял наставником начального училища. Через несколько лет определён заведующим Шурминским двуклассным училищем, где преподавал русский язык, арифметику, историю, естествознание, земледелие, черчение, Закон Божий. По своей инициативе дополнительно к программе вёл уроки географии, истории Вятского края, считая главным в своей работе «освятить душу и сердце ребёнка». Художественный талант Николая Васнецова проявился в создании моделей древних крестьянских изб, школьных зданий, церквей и соборов, которые были показаны на Казанской выставке 1890 года и удостоены медали. Но совершенно уникальным его трудом, ценность и значимость которого увеличивается с каждым годом, являются «Материалы для объяснительного Областного Словаря вятского говора», изданные в 1908 году Губернским статистическим комитетом.

Пятеро других детей о.Михаила Васнецова тоже получили духовное образование и воспитание. Художественные способности Аркадия Васнецова проявились в резьбе по дереву и созданию мебели как по собственным рисункам, так и по эскизам Виктора Михайловича. Его работы украшали многие дома Вятки и Москвы.

Александр (1860-1927) был наделён редкой музыкальностью и прекрасным голосом. На протяжении тридцати лет он собирал и хранил народную «домашнюю» хоровую песню - и сам исполнял их с большим искусством. Его книга «Песни Северо-Восточной России» вышла в Вятке в 1894 году. Уникальность её оценили современники и потомки.

Двое братьев - Виктор (1848-1926) и Аполлинарий (1856-1933) - стали художниками. Была в них с детства удивительная наблюдательность и умение видеть глубинный смысл в обыденной жизни. В позднем рассказе «Сельский иконописец» А. М. Васнецов, вспоминая «милое Рябово», сделал живые, яркие зарисовки, благодаря которым как будто видишь и слышишь его героев: «Высокая лестница, ведущая в церковь, в долгие летние вечера служила местом, где на заходящем солнышке грелись местные жители - сторож Омельян, пономари Лука и Александр Иванович, Егор Николаевич “в белом холщовом подряснике” и местный иконописец Семён Иванович Копысов. Здесь они просиживали нередко до глубокой ночи, калякая о том о сём, решая житейские дела, интересы прихода, епархии и даже всего Русского государства. Это же радужное солнышко заглядывало через окна в самую церковь, играя на золочёном иконостасе, лампадах и ризах на иконах».

И словно продолжая живописать картины сельской жизни, В. М. Васнецов написал: «Я жил среди мужиков и баб и любил их не “народнически”, а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печке при свете и треске лучины».

Как и старший брат, Виктор в десятилетнем возрасте был отправлен в Вятку для учёбы в Духовном училище и семинарии. Там в число обязательных дисциплин входили церковная живопись и архитектура. С 1855 по 1867 годы вёл их Н. А. Чернышев, иконописец и хороший рисовальщик, у которого «на дому была иконописная мастерская. Он писал иконы для многих церквей, в том числе «имел договор с Вятским Преображенским женским монастырём о написании икон в 29 клеймах иконостаса холодного храма».

В. М. Васнецов с внуком Витей (1925)

После окончания Вятской духовной семинарии Виктор, а затем и Апполинарий покидают родные края и поступают в петербургскую Академию художеств, но связь с родной землей не теряют, ведут активную переписку с родственниками и друзьями, жившими в Вятке.

В 1909 году братья Васнецовы, уже известные на всю Россию художники, обратились к вятской общественности с предложением «устроить в Вятке галерею и дать для нее свои произведения, а также оказать содействие в приобретении произведений других художников». Предложение было поддержано художниками, другими представителями творческой интеллигенции города. Так возник в Вятке художественный музей - ныне Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.

В музее хранится одна из самых значительных региональных коллекций живописи: около 18 тысяч произведений живописи и графики, в том числе 27 работ Виктора Васнецова и 25 - Апполинария Васнецова, полотна Шишкина, Левитана, Тропинина, Репина, Сурикова, Айвазовского, Сарьяна, Кандинского, а также работы вятских художников Рылова и Хохрякова, Вершигорова, Харлова, Вопилова.

Виктор Михайлович Васнецов - живописец, мастер-портретист и пейзажист, театральный художник

"Смотрю я на этого, высокого статного человека, и верю, что именно ему суждено возродить забытые традиции великой нашей древнерусской живописи..." (Нестеров М. В.)

Кузнецов Н. Д. Портрет В. М. Васнецова (1891)

Выдающийся русский живописец-передвижник, автор героико-эпических и сказочных полотен, мастер монументальной живописи, театральных декораций, график, создатель ряда архитектурных проектов. Профессор, действительный член Петербургской академии художеств, обладатель ордена Почетного легиона (Франция).

«Я только Русью и жил». Эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества.

Крещение Руси, 1885-1896

Спящая царевна, 1900-1926

Имя Виктора Михайловича Васнецова - одно из самых известных и любимых среди имен русских художников. Его творческое наследие интересно и многогранно. Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра - и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей - и эскизы театральных декораций; портретная живопись - и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты - и архитектурные проекты - таков творческий диапазон художника. Васнецова-архитектора с благодарностью вспоминают посетители Третьяковской галереи: по проекту художника был оформлен фасад этого изящного здания. Но главное, чем обогатил художник русское искусство, - это произведения, написанные на основе народного творчества. Виктор Михайлович Васнецов родился в далеком вятском селе Лопьял. Его отец, Михаил Васильевич, священник, вскоре после рождения сына переселился в село Рябово. Мать, Аполлинария Ивановна, происходила из старинного рода Вятичей. На очень скромный доход отцу Васнецова приходилось кормить и учить шестерых детей. Мать умерла рано. Первое, что будущий художник запомнил на всю жизнь, был таинственный, размытый по комнате синеватый полумрак зимних сумерек и рассказы неведомых странников. «Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности», - писал Васнецов. Другие впечатления, не менее сильные, получил Виктор от своей бабушки Ольги Александровны. В молодости она увлекалась живописью. У будущего художника дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски. Мальчик рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были идти по стопам отца, и Виктора в 1858 г. отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию. Решение стать художником у Васнецова укрепилось после встречи со ссыльным польским художником Э. Андриоли. От него же он узнал о Петербургской академии художеств. И Виктор решил испытать судьбу. Ректор семинарии благословил его на стезю живописца, сказав, что много есть священников, а Рублев все-таки один. Отец тоже дал согласие, правда, предупредив, что материально помогать не сможет. Когда Васнецов обратился за советом к Андриоли, тот думал недолго. Он познакомил Виктора с епископом Адамом Красинским, который привлек губернатора Кампанейщикова, и оба они оказали помощь в проведении лотереи - продажи жанровых картинок Васнецова «Жрица» и «Молочница». Шестьдесят рублей и небольшая сумма, данная отцом, составили весь «солидный» капитал будущего художника.

В 1867 г. Васнецов выдержал экзамены в академию, но, будучи застенчивым и скромным, даже не решился проверить себя в списках зачисленных. Начались мытарства: почти без денег, в поисках угла и хоть какой-нибудь работы. Случайно повстречав брата своего вятского учителя Красовского, Васнецов обрел надежду: тот помог ему устроиться рисовальщиком в картографическое заведение. Впоследствии Виктор получил работу по иллюстрированию книг и журналов. Одновременно он стал посещать рисовальную школу Общества поощрения художников, где познакомился с художником И. Н. Крамским. Это знакомство сыграло немалую роль в жизни Васнецова. Когда в августе 1868 г. Виктор опять решился попытать счастья в стенах академии, то, к своему удивлению, узнал, что был зачислен еще в прошлом году. Здесь он быстро подружился с Репиным, Максимовым, Антокольским. Вместе с ними в небольшой квартире на Васильевском острове Васнецов слушал молодого ученого, историка и поэта Мстислава Прахова, который ярко излагал свое учение о Древней Руси. Первый год учебы в академии принес художнику заслуженную награду - серебряную медаль второго достоинства. В следующем, 1869 г., за работу «Христос и Пилат перед народом» Васнецов получил еще одну серебряную медаль. Но с 1871 г., сначала по причине болезни, а потом из-за недостатка времени, регулярность посещения академии нарушилась. А в 1875 г., вынужденный зарабатывать себе на жизнь, да и поддавшись желанию совершенствоваться в живописи самостоятельно, Васнецов покидает академию.

К этому времени им уже созданы жанровые картины «Нищие певцы» и «Чаепитие в трактире» (1874 г.). Последняя была столь значительна, что ее приняли на выставку передвижников. В 1876 г. Васнецов включает в экспозицию картины «Книжная лавочка» и «С квартиры на квартиру». Более удачна последняя. Дряхлые старики, муж и жена, бредут по льду Невы, перебираясь из одной каморки в другую. В руках у них весь их скудный скарб. Безлюдье. Лишь жалкая моська, забежав вперед, поджидает их. Одетые в плохонькую одежонку, согнутые нищетой и старостью, эти обитатели трущоб выглядят особенно жалко на фоне гордо возвышающейся Петропавловской крепости. Не зря о Васнецове говорили: «Первоклассный мог быть жанрист... очень близкий по духу к Достоевскому».

С квартиры на квартиру, 1876

Весной 1876 г. Васнецов поехал в Париж, куда его давно звали Репин, Крамской и Поленов. Он пристально изучал жизнь французского народа. Результатом этих наблюдений явилась картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877 г.). Через год, вернувшись в Россию, Виктор Васнецов обвенчался с Александрой Владимировной Рязанцевой. Семью свою он творил по подобию отцовской, патриархальной семьи. Без году пятьдесят лет прожил Васнецов в счастливом семейном согласии. Как вспоминала позже его жена, когда они перебрались в Москву, художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!». Перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Увиденное и пережитое вызрело в картину «Царь Иван Васильевич Грозный», задуманную на рубеже 1880-х гг., а исполненную в 1897 г. Фигура царя занимала почти все полотно. Иван Грозный, одетый в парчовый опашень, в шапочке с образками, в шитых рукавицах спускался по крутой лестнице. Его облик был величествен, лицо выражало волю, большой ум и в то же время - подозрительность, озлобленность и гнев. Строго выдержанная цветовая гамма картины создавала впечатление монументальности. Как всегда, у Васнецова был удачен фон полотна: массивная стена, покрытая богатой росписью, в ее толще маленькое оконце, из которого далеко внизу видна старая деревянная Москва, занесенная снегом. Орнаментика стенных росписей, узор печати, вышивки вносили в работу декоративность.

Царь Иван Васильевич Грозный, 1897

В 1878 г. Васнецов начал писать картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», ставшую одной из первых в его новом историко-былинном цикле. В ней художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину. Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения родине. Цветовое решение картины создавало тревожное настроение. На темно-зеленом фоне степи напряженно-красные щиты и красные сапоги воина освещает багровая луна. Трагедийное звучание картины усиливал контраст тем смерти и красоты: изображения убитых воинов на фоне пышной зелени травы, нежно-голубых цветов, красивой одежды. Однако картина не встретила единодушного одобрения. Она была настолько необычна, что единого мнения о ней и быть не могло. Сразу почувствовали «главное» в картине только Репин и Чистяков. Последний в письме к Васнецову писал: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, допетровский чудак, позавидовал Вам...».

После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880

Несмотря на непризнание картины большинством критиков, Васнецов не оставил выбранного им пути и к 1882 г. создал «Витязя на распутье». Художник изобразил сумеречную степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь (идею начертать на дремучем камне былинную надпись подал Васнецову Стасов). В образе витязя на распутье художник как бы невольно изобразил себя, свои нелегкие раздумья о будущем.

Витязь на распутье, 1882

В Москве Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова, и это стало немаловажным событием в жизни художника. Скоро этот меценат заказал ему три картины для зала заседаний Донецкой железной дороги: «Битву русских со скифами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». «Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая - сказочный способ превращения и третья - царевен золота, драгоценных камней и каменного угля - символ божества недр пробужденного края», - вспоминал о замысле этих произведений сын Мамонтова. Все три картины были такими же жизнеутверждающими, как и сами сказки.

Ковер-самолет, 1880

Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина «Аленушка» (1881 г.) - образ горькой сиротской доли. На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая участие в ее горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки. Фигура Аленушки неразрывно связана в картине с пейзажем. Грустно на сердце девочки, и грустно в природе. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки. С тоном осенней листвы перекликается цвет волос девочки. Композиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий ее фигурки со склоненной головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину. Поэзия этого произведения глубоко национальна. Она, как родная, народная песня, понятна зрителю. Это одно из лучших полотен русского искусства.

Аленушка, 1881

С точки зрения нового народного понимания темы можно рассматривать и работу художника над сценическим воплощением «Снегурочки». Когда Репин увидал васнецовские декорации и костюмы к этой опере, то написал Стасову: «Васнецов сделал для костюмов рисунки. Он сделал такие великолепные типы - восторг... Я уверен, что никто там у вас не сделает ничего подобного. Это просто шедевр». Особо ярко выразился дар художника в декорации, изображающей Берендееву палату. Здесь переданы, пожалуй, все формы, какие знало древнее зодчество во внутреннем убранстве теремов. На фоне этих изумительных декораций выступали берендеи и берендейки. Невозможно было не поверить в существование этой страны. Деятельность Васнецова как декоратора была кратковременной, но достаточно плодотворной: декорации к драме Шпажинского «Чародейка» и к опере Даргомыжского «Русалка». И даже спустя многие десятилетия рисунок волшебной декорации подводного дна в «Русалке», созданный Васнецовым, только незначительно варьировался.

С 1875 по 1883 г. в Москве возводилось огромное по тогдашним временам здание Исторического музея. Заказ на выполнение картины «Каменный век» добыл для Васнецова Адриан Прахов, брат историка М. Прахова. Это панно должно было открывать экспозицию музея. Новая тематика потребовала от художника и новой живописной техники. Здесь его живописная манера больше всего приближается к языку фрески. Васнецов использовал матовые краски и, хотя писал маслом, сумел достичь полной иллюзии живописи водяными красками по серой штукатурке, передав неяркие цвета земли, глины, обнаженного тела, воды, звериных шкур. Все современники высоко оценили эту работу, но особо обрадовала Васнецова похвала Чистякова: «Васнецов дошел в этой картине до ясновидения».

Такой же неожиданностью, как и заказ на панно, было для художника внезапное предложение выполнить роспись для Владимирского собора в Киеве. И опять же предложение поступило от Прахова. Вначале Васнецов решил отказаться от заказа, но материальные затруднения вынудили его взяться за роспись. За десять лет (1880-1890 гг.), шесть из которых он прожил в Киеве, художник с помощниками расписал 2880 квадратных метров во Владимирском соборе, сделал 15 композиций, выписал 30 отдельных фигур. В этих работах заключена строгая византийская вера, мягкая поэзия сказок, мощь былин. Вот Богоматерь с младенцем: она как бы парит над землей, ее типично русское лицо прекрасно, оно полно любви и скорби. В лице младенца, которого она, бережно прижимая к себе, несет в мир, тоже как бы ощущается предчувствие предстоящих мук и страданий, но есть в нем и сострадание к грешным. Недаром сам художник, говоря о своих иконописных работах, утверждал: «Мое искусство - это свеча, зажженная пред ликом Божьим...». Васнецов достойно возобновил живую и зримую школу иконописи. Впоследствии, вспоминая этот период творчества, художник удивлялся: «Видно, в молодости все можно». Он падал с лесов, разбивался. Для выполнения сложной работы требовалась крепкая сила духа и тела. Много лет спустя на замечание художника Нестерова, не схоронился ли Виктор Михайлович за сказки от жизни, тот ответил: «Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка».

И эта сказка - труд подвигалась к концу. «Богатыри» Васнецова прозвучали в русском искусстве не менее громко и победно, чем «Богатырская симфония» Бородина. На этой картине - возвышенность, с которой открывается дальний горизонт. Персонажи полотна - три всадника в древнерусском снаряжении на боевых конях. Это застава богатырская. Илья Муромец кряжист, могуч. С легкостью держит он в руке «палицу булатную». О его прямоте и честности свидетельствуют добрые крупные черты крестьянского лица. Совсем по-другому выглядит Добрыня. Изысканная украшенность, изящество снаряжения указывают на знатное происхождение героя. Суров и строг его взор, полный справедливости и благородства. Психологически сложнее Алеша Попович. Врага побеждает он не столько силой - у него ее не так много, сколько сметливостью да хваткой. Алеша - балагур и весельчак, в правой руке его «гусельки яровчаты». Так в сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа воплощена в картине Васнецова богатырская застава Древней Руси. В лаконичном пейзаже ощутимо переданы просторы, необъятность русских полей. «Богатыри» были блестящим завершением периода расцвета творчества художника.

Богатыри, 1881-1898

Над фольклорными темами («Баян», 1910 г.; «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», обе в 1918 г.; «Царевна Несмеяна», 1914- 1926 гг.) Васнецов работал до конца жизни, но прежней силы в этих образах уже не было. Посвятив свою жизнь служению добру и красоте, он не мог без пессимизма, усталости и разочарования принимать «новую» жизнь с ее политическими катаклизмами, революцией и Гражданской войной. Все чаще современники видели художника в Троицкой церкви. Согбенная фигура Виктора Михайловича как бы подтверждала его слова: «Бога надо не выболтать, а выстрадать». Васнецов скончался 23 июля 1926 г. на 79-м году жизни. После вечернего чая направился он к себе в светелку. Через некоторое время родные услышали, как что-то упало. Художник умер от разрыва сердца, мгновенно, без болезней и страданий. Говорят, так уходит душа, которая ищет Божественную красоту и правду и обретает покой на небесах. Современники только после смерти по достоинству оценили его творчество. В статье, помещенной в «Вестнике знания», писалось о том, что в истории русской живописи роль Васнецова «равноценна и равнозначаща» роли Пушкина в русской поэзии. И в этой оценке нет никакого преувеличения.

Аполлинарий Михайлович Васнецов - пейзажист, художник театра

последнее время среди художников и критиков существует тенденция, сущность которой сводится на положение: "не важно, что писать, а важно, как писать". Это почти равносильно отрицанию одного из тезисов: внутреннего образа, постигаемого глубоким внутренним чувством, что обыкновенно принято называть "содержанием". (Васнецов А. М.)

Кузнецов Н. Д. Портрет А. М. Васнецова

Живописи учился у В. М. Васнецова - старшего брата. В 1870-е годы, подражая народникам, стал сельским учителем. С 1880 по 1887 годы жил в Петербурге, работал в журналах «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», был членом «Товарищества Передвижников» и одним из организаторов «Союза русских художников» (1903). Васнецов много путешествовал, важное место в его искусстве занимают пейзажи Урала и Сибири, выполненные в стиле северного модерна («Тайга на Урале. Синяя гора», 1891; «Кама», 1895). В начале 1900 годов он - уже известный художник.

К 1900 году А. М. Васнецов становится известным художником. У него появляются первые монументальные полотна из истории Москвы, в которых Васнецов стремится показать облик и самую жизнь допетровской Москвы. Для этого ему пришлось стать ученым-исследователем. Лучшие исторические картины: «Улица в Китай-городе. Начало XVII века», «Москворецкий мост и Водяные ворота. Середина XVII века», обе — 1900; «Всехсвятский Каменный мост. Конец XVII века», 1901, и многие другие. За заслуги на художественном поприще Петербургской Академией Художеств Васнецову было присуждено звание академика.

С 1901 по 1918 год Васнецов преподавал в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, после смерти И. И. Левитана руководил классом пейзажной живописи. В 1900 году Васнецову присудили звание академика.

На рубеже веков Васнецов увлекся театрально-декоративным искусством. Он работал над оформлением ряда спектаклей: «Иван Сусанин» (1885), «Хованщина» (1897), «Садко» (1899) для Частной русской оперы С. И. Мамонтова.

В 1906 году художник становится членом Московского археологического общества, а в 1918 году председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Для второго тома «Истории русского искусства» изданного в 1910 году под редакцией И. Э. Грабаря, написал главу «Облик старой Москвы». Критиковал декадентов, выступал за разделение модерна и авангарда. Писал живописные этюды Москвы и Подмосковья. Умер Васнецов в Москве в 1933 году.

Тайга на Урале. Синяя гора, 1891

Родина, 1886

Элегия, 1893

На рассвете у Воскресенского моста, конец XVII века

Сибирь, 1894

Озеро, 1902

Кама, 1895

Красная площадь во второй половине XVII века, 1925

Родом из семьи священнослужителей. Отец Михаил Васильевич Васнецов, как и дед, и прадед был священником. На втором году рождения, мальчика и всю семью перевозят в село Рябово, где отец художника получил новый приход. В Рябово в той же губернии прошло детство художника вместе с пятью его братьями. Брат Аполинарий в будущем тоже стал художником, он был младше Виктора Васнецова на восемь лет. Васнецов учился в крестьянской художественной школе в то время, когда шла партийная борьба против священнослужителей. Отец Михаил не мог оплатить учёбу сына в живописи. Так в десять лет мальчик поступает в Вятское духовное училище, затем в четырнадцать – в Вятскую духовную семинарию. На последнем курсе, однако, Виктор уезжает поступать в Академию художеств, не окончив учёбы. Отец благословил сына, а тот выручил деньги на аукционе за две свои картины – «Молочница» и «Жница» - получил уже деньги, будучи в Петербурге. Так в 1867 году Васнецов приехал в Петербург практически без средств на существование.

В Академии художеств молодой Васнецов успешно сдаёт экзамен по рисованию. Но ещё не понял, что поступил и год обучался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств. С 1868 года он приступает к занятиям в Академии, где его любимым наставником являлся П. Чистяков.

В Академии Васнецов близко дружил с Репиным, писал в духе передвижников жанровые картины. Его первая картина на передвижнической выставке – «Чаепитие в трактире» (1874).

В 1875 году Васнецов В.М. покидает Академию художеств, не окончив, и в 1876 едет в Париж, где находится более года вместе с пенсионерами Академии – Репиным и Поленовым. Пишет картину «Акробаты» (1877) – жанровое, исполненное с французскими декорациями произведение.

Вернувшись в Россию, он вступает в Товарищество передвижных художественных выставок, как жанровый художник. Художник переехал жить в Москву, его новые знакомые – С. Мамонтов и П. Третьяков. В Абрамцеве входит в кружок художников, где проектирует для имения церковь Спаса Нерукотворного. А занятия декорациями для Частной оперы Мамонтова приводят его к увлечению русским фольклором. Васнецов выходец из провинции, был покорён Москвой, её историческими памятниками, здесь развивается и крепнет талант русского художника, происходят большие перемены в его творчестве.

В 1880 году на VIII передвижной выставке появилась картина Васнецова В.М. – «После побоища Игоря Святославича с половцами» - по мотивам «Слова о полку Игореве». Об этой картине с восхищением отзывались И. Крамской, П. Чистяков и И. Репин. Эта картина написана на пороге смут и народных волнений. Задачей нового направления в живописи Васнецова является поиск положительного пути для России. Этому Васнецов посвятил всё своё дальнейшее творчество.

С 1885 по 1896 год Васнецов оформляет Владимирский собор в Киеве. Расписывал он собор вместе с М. Нестеровым. Так Васнецов В.М. стал известным иконописцем и получил большое количество церковных заказов.

В 1892 – профессор Академии. Однако позднее, в 1905 году Васнецов в знак протеста против политических предубеждений молодых художников отказывается от этого звания.

В 1893 году Васнецов получил звание действительного академика живописи.

В 1899 году свет увидела знаменитая картина Васнецова «Богатыри». Тогда состоялась персональная выставка русского художника.

В 1912 году Васнецов возведён в «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством». Его сказочные картины были символичны в то время Васнецов был противником революции и не принял произошедших перемен. Журналы в пух, и прах громили творчество художника. Последней незаконченной работой Васнецова был портрет М. Нестерова, доброго старого товарища и ученика. Жизнь художника закончилась в другой стране – СССР.

Известные произведения Васнецова Виктора Михайловича

Картина «С квартиры на квартиру» написана в 1876 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это произведение пронизывает достоевское звучание сюжета. По сюжету картины старик со старухой изгнаны из квартиры по бедности – на это указывают старые одежды, собранный узел – вынуждены скитаться в поисках нового жилища. Лица их преисполнены страданием, в глазах отчаяние и растерянность. Тут же изображена бездомная собака, съёжившаяся от холода, что усиливает безысходность всей сцены. Эта картина считается лучшей из произведений Васнецова, выполненных в жанровом стиле. Здесь нет академизма, вместо которого изображены огромные недостатки общества. Именно поэтому художник оставил Академию художеств и примкнул к передвижничеству.

Васнецов «по мотивам» «Слова о полку Игореве» написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» в 1880 году. Картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. На VIII передвижной выставке 1880 года о показанной картине И.Крамской сказал: « Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему». Эта картина представляет собой не взгляд в прошлое, а из прошлого в настоящее. Картина изображает не саму битву, а её завершение. С этой картиной Васнецов перешёл от жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным произведениям. Композиционным и смысловым центром картины является нагрудный крест, свисающий с шеи убитого воина-отрока. Лицо павшего богатыря выражает спокойствие, в нём нет злобы. Всё это показывает умиротворённость картины. Стервятники символизируют бесов, рвущих души людей. Лишь переплетённые тела русского воина и половца говорят о недавнем свирепом бое.

Картина Васнецова В.М. «Алёнушка» (1881). Васнецов писал эту картину на сюжет русской сказки. Начал летом в Ахтырке под Абрамцевом, а закончил зимой в Москве. В то время он посещал музыкальные вечера Третьяковых, где слушал Баха, Моцарта, Бетховена. Васнецов долго вынашивал сюжет «Алёнушки» и написал лишь тогда, когда встретил русскую девушку с глазами полными печали, одиночества. «Каким-то особым русским духом веяло от неё» - рассказывал Васнецов. Лицо, поза, сцепленные пальцы выразительно отображают глубокую печаль девушки. Птицы сказочные притаились на ветвях деревьев. Здесь Васнецов передал переживания человека через природу. Тёмная вода омута притягивает Алёнушку.

Картина «Витязь на распутье» (1882). Создана картина Васнецовым по сюжету былины «Илья Муромец и разбойники». Первые наброски были сделаны художником в 1870-х годах. В 1878 году написан первый вариант картины «Витязь», который открывает серию фольклорных произведений Васнецова. В 1882 году русский художник пишет для С. Мамонтова второй вариант, больший по размерам, обладающий монументальностью живописи. Этот новый вариант был не последним, но стал общепризнанным. В данном произведении переплетаются фольклорная «фантастика» и реалистические детали. При написании картин он изучал историю эпохи в историческом музее, в Оружейной палате. Надписи на камне вещуне взяты художником в Публичной библиотеке. Витязь изображён с опущенным копьём в глубоком раздумье перед камнем, однако, из картины уже понятно какое единственное решение будет принято. Огромная птица – обязательный персонаж русского фольклора – распласталась на линии горизонта. На камне написано: - «Как прямо ехати –живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетаемому». Другие надписи («Направу ехати – женату бытии; налеву ехати – богату бытии») Васнецов частично стёр или спрятал подо мхом. Выписанные череп и кости дополняют фабулу картины.

Шедевр Васнецова В.М. Картина «Богатыри»

Картина создавалась с 1881 по 1898 годы и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Над этой картиной художник работал почти тридцать лет (первый набросок был сделан в 1871 году). В Париже в 1876 году – эскиз, сделанный в парижской мастерской Поленова. В апреле 1898 года законченную картину купил П. Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений. В этом же году Васнецов организовал персональную выставку, на которой «Богатыри» были главным произведением. По словам Васнецова «Богатыри» были его творческим долгом, обязательством перед родным народом. Так наряду с жёстким отображением жизни (реализмом) возник интерес к истокам народной культуры, к фольклору.

Илья Муромец Васнецова простой бесхитростный человек, могучий воин.

Добрыня Никитич опытный мужественный, предусмотрительный и образованный (в молодости он прошёл «школу» у шести старцев). Этот образ взят Васнецовым из народного эпоса.

Зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх, что достигнуто приёмом расположения линии горизонта в более высокое положение. Тут и меч кладинец, и лютый конь под Ильёй, на что указывает массивная металлическая цепь. Всё это взято из былинных сказаний о русских богатырях.

  • Акробаты

  • С квартиры на квартиру

  • Витязь на распутье

  • Алёнушка

  • После побоища Игоря Святославича с половцами

(1848-1926)

Кузнецова Э.В.

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Вскоре семья переехала в село Рябове, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.

Вятская губерния славилась тогда местными художниками. Чего только не делали мастера и мастерицы: вышивка, резьба по дереву, начиная с дуг и вальков и кончая наличниками деревенских изб, разрисованные ложки и мебель, глиняные расписные игрушки, знаменитые вятские пряники - все это мог видеть любознательный и пытливый мальчик.

Природа края с холмистыми перелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. Ее нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

Используя в семинарии каждую свободную минуту, Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоро сделалась для него не только радостью и отдыхом, но и главной целью в жизни Васнецов не стал священником, как мечтал отец. На последнем курсе семинарии юноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств.

Исполнив две жанровые картинки - «Молочница» и «Жница» (1867) - и разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург и начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а в 1868 году становится учеником Академии. Вынужденный зарабатывать деньги на жизнь, Васнецов дает частные уроки, иллюстрирует различные издания.

В Академии началась дружба художника с Репиным, Антокольским, Крамским, Стасовым. Из академических педагогов Васнецов навсегда запомнил П. П. Чистякова, который сразу почувствовал недюжинный талант юноши и работал с ним, ободряя при неудачах и радуясь его победам. «Много тепла и света внесли в мою жизнь разговоры с Павлом Петровичем Чистяковым», - вспоминал художник. В Академии Васнецов пробыл с 1868 по 1875 год.

Его первые картины - «Нищие», «Чаепитие», «Рабочий с тачкой», «Старуха кормит кур», «Дети разоряют гнезда» - были показаны в 1872--1874 годах на выставках Общества поощрения художеств. В этих произведениях проявились свойственные Васнецову качества: наблюдательность и огромный интерес к жизни народа. Следующие две работы - «Книжная лавочка» (1876, ГТГ), «С квартиры на квартиру» (1876, ГТГ) - закрепили за ним положение художника-жанриста, знающего жизнь, умеющего выразительно и ярко ее воспроизвести.

Стасов справедливо писал, что Васнецов любил народ «не народнически, по-барски, с вышины некоторого искусственного народолюбчества, а попросту, как своих друзей и приятелей». Особый успех выпал на долю картины «С квартиры на квартиру», над которой художник работал с 1875 года. Судьба бедных, одиноких стариков, выброшенных на улицу в холодный морозный день, ищущих пристанища, взволновала художника. Глубокой печалью веет от картины, повествующей о бесприютной старости, о трагедии никому не нужных людей. «Я думаю, - писал Стасов, - каждый из нас таких встречал. Что за бедные люди, что за печальная природа человеческая!.. Прекрасная картина!»

В 1876 году Васнецов по настоятельному совету друзей едет за границу. Поселившись в окрестностях Парижа, он много работает на натуре, его привлекает жизнь людей «простых сословий» - рабочих, крестьян; их он постоянно зарисовывает в свой альбом. Результатом этих наблюдений явилась картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877, ГРМ).

В 1878 году, после возвращения на родину, Васнецов с семьей переезжает в Москву. «Когда я приехал в Москву, - писал он, - то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, - Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным». Здесь он обращается к новым темам: русскому народному эпосу, сказке, родной истории. Этот переход от жанровой живописи к исторической не был неожиданным в творчестве художника. Ещё в Академии художеств Васнецов исполнил ряд набросков на темы русских былин, сделал эскиз «Княжеская иконописная мастерская».

«Противоположения жанра и истории, - писал он, - в душе моей никогда не было, а стало быть и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило… Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах… в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим… Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

Первая историческая картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880, ГТГ) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке. Поэтическое сказание «Слово о полку Игореве» привлекло Васнецова могучей эпической силой. Задумав воскресить страницы бессмертной поэмы, художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных этюдов, ищет наиболее удачное решение темы. Постепенно от эскизов, в которых показана ярость битвы, напряженность схватки, Васнецов переходит к созданию величаво-торжественной трагедии битвы. Стремясь передать глубокий смысл поэмы, ее героическое звучание, художник изображает павших воинов, будто спящих среди бескрайней южной степи, озаренных отблесками восходящей луны. Заметно изменилась творческая манера художника. От маленьких тщательно выписанных картин он обратился к большим монументальным полотнам, к широкой свободной живописи. Вместо темной серо-коричневой гаммы ранних картин появляются звучные, но вместе с тем сдержанные, желтые, голубые, красные и серо-зеленые цвета. Картина не встретила всеобщего одобрения. Одни, как П. П. Чистяков, восторгались, считая ее «необыкновенно замечательной, новой и глубокой поэтической вещью», другие отнеслись к ней более чем равнодушно, не поняв новаторства Васнецова.

В Москве художник сближается с семьей известного мецената, богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова, сгруппировавшего вокруг себя цвет русской интеллигенции. Летом многие художники переезжали в Абрамцево - имение Мамонтова под Москвой, где ставились спектакли, писались декорации, возводились церкви. Здесь же художники много и плодотворно работали. В 1881 году в Абрамцеве Васнецов написал одно из лучших своих произведений - «Аленушка» (ГТГ) - на сюжет русской сказки. Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки взволновали чуткое, отзывчивое сердце художника. Не буквальное воспроизведение сказочного сюжета, а глубокое проникновение в его эмоциональный строй отличает картину Васнецова. Застывшая поза девочки, склоненная голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд - все говорит о тоске и горе Аленушки. Природа созвучна ее настроению, она словно скорбит вместе с девочкой.

Стройные березки, молоденькие елочки, окружающие Аленушку, словно оберегают ее от злого мира. Картина «Аленушка» - одна из первых в отечественном искусстве, где неразрывно слиты поэзия народных сказаний с поэтичностью и задушевностью родной русской природы.

В Абрамцеве Васнецов принял участие в создании декораций к пьесе-сказке «Снегурочка», которую решено было поставить в 1881 году на любительской сцене Мамонтова. Исполнять спектакль должны были члены мамонтовского кружка. Васнецову досталась роль Деда-Мороза. Нарядные декорации Васнецова донесли до зрителя очарование поэтической сказки. «Никогда еще фантазия, - писал Стасов о декорациях „Палаты Берендея“,--, не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной». Стасов добился, чтобы декорации были перенесены на большую, профессиональную, сцену частной оперы Мамонтова. В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была построена небольшая церковь-усыпальница, «избушка на курьих ножках». В начале 1900-х годов по рисунку художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи и ряд частных домов.

Чрезвычайно интересна одна из значительных его работ - фриз «Каменный век», созданный Васнецовым для Московского Исторического музея. Предложение историка А. С. Уварова выполнить роспись, посвященную людям каменного века, Васнецов вначале категорически отверг. Но вскоре он согласился выполнить заказ и сразу же взялся за работу: изучал исторические материалы, беседовал с археологами, стараясь представить себе жизнь далеких предков. Около двух лет - и в Москве, и в Абрамцеве - продолжалась работа над двадцатипятиметровым фризом, и только 10 апреля 1885 года художник его закончил.

«Впечатление, произведенное на современников „Каменным веком“, - писал И. Грабарь, - пожалуй, можно сравнить только с впечатлением, произведенным когда-то „Помпеей“ К. Брюллова».

Дар Васнецова-монументалиста, проявившийся в этих фризах, настолько очевиден, что в том же году (1885) его пригласили в Киев для участия в декоративных работах для только что построенного Владимирского собора. Росписи, по замыслу Васнецова, должны были стать памятником древней Руси, поэтому основное место в них уделялось изображениям князей - Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др. Стены собора Васнецов покрыл орнаментальными украшениями, в которых фантастические цветы и диковинные звери сплетались в причудливые красочные узоры. Выполнять работу было трудно: отцы церкви требовали официально-традиционного решения росписей, а художник не мог отказаться от своего восприятия мира, от живого, реалистического видения. Со стен Владимирского собора смотрели не условные лики святых, а изображенные правдиво и естественно храбрые, могучие русские люди, поборники свободы и справедливости.

Напряженная работа в соборе не помешала Васнецову осуществить и другие творческие замыслы. В 1889 году он написал картину «Иван царевич на Сером волке» (ГТГ) и представил ее на передвижной художественной выставке, выполнил иллюстрации к «Песне про купца Калашникова» (1891).

В 1891 году Васнецов с семьей возвращается из Киева в Москву, поселяется вблизи Абрамцева. При помощи П. М. Третьякова, который купил картины и эскизы художника, и С. И. Мамонтова Васнецов осуществляет давнюю мечту - строит по своему проекту мастерскую. Здесь он принимается за работу над картиной «Богатыри», эскиз к которой был сделан много лет назад.

На Десятой передвижной выставке 1897 года появляется его картина «Царь Иван Васильевич Грозный» (ГТГ). На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал «Богатырей», работа над которыми длилась около двадцати лет.

Решенная в монументально-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски - зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.

Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, созвучное народным поэтическим представлениям. В 1898 году «Богатыри» заняли почетное место в Третьяковской галерее.

«Я считаю, что в истории русской живописи „Богатыри“ Васнецова занимают одно из первейших мест», - выразил общее мнение В. В. Стасов. Сравнивая «Бурлаков» Репина с «Богатырями», Стасов писал: «И тут и там - вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там - угнетенная и еще затоптанная… а здесь - сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».

Максим Горький восторженно писал о художнике: «Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта… А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия».

В начале 1900-х годов Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы, работает одновременно над несколькими картинами - «Баян» (1910, ГРМ), «Спящая царевна», «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (1917--1926), «Царевна Несмеяна» (1914-- 1926)--и рядом других больших композиций (все в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).

Творческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться. 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М. В. Нестерова, Васнецов скончался.

Крамской Иван Николаевич. Портрет Виктора Михайловича Васнецова, 1874.

Краткая биография Виктора Васнецова

Родина Виктора Михайловича Васнецова - Вятская губерния (современная Кировская область). Село Лопьял, в котором он появился на свет 15 (по новому стилю) мая 1848 года, известно с 1740. В старину у села имелось два названия: Лопиал - по земскому учёту и Богоявленское - по имени сельской церкви Богоявления Господня. Жизнь Виктора Васнецова оказалась тесно связана с православием.

Его отец, Михаил Васильевич, был священником, как многие его предки. Так, ещё в 1678 году есть сведения о псаломщике Трифоне, сыне Васнецове. «Весь род был духовный», - так позже напишет Михаил, третий сын Виктора Васнецова.

У родителей будущего художника родилось шестеро детей, и все сыновья. Виктор был вторым по старшенству. Мать звали Аполлинария Ивановна. В 1850 году глава семейства был переведён в село Рябово, жителями которого в те времена были только священники. Семья прожила в селе 20 лет. Здесь прошли детские годы Васнецова и здесь похоронены его родители. Сейчас в Рябово филиал музея братьев Васнецовых. В этих вятских местах и взросла любовь будущего живописца к русской старине, к вековым народным традициям. «Я всегда только Русью и жил», - таково признание художника.


Васнецов нарисовал эскизы своего дома-мастерской (ныне музей), интерьеры которого разработаны в русском стиле.


Личная жизнь и семья Виктора Васнецова

Виктор Михайлович прожил 49 лет со своей супругой, дочерью купца Рязанцева, Александрой Владимировной. У них с женой было одна дочь и четверо сыновей: Татьяна (1879–1961), Борис (1880–1919), Алексей (1882–1949), Михаил (1884–1972), Владимир (1889–1953).

Младший брат Виктора Михайловича, Аполлинарий Михайлович, под руководством Виктора также стал живописцем. Продолжил художественную династию Андрей Владимирович Васнецов - внук.

Интересно, что сын Михаил, которого назвали в честь деда, приходского священника, тоже стал служителем церкви. Правда было это не в России, а в Чехословакии.

Виктор Васнецов умер в своей мастерской 23 июля 1926 года. Сначала его похоронили на московском Лазаревском кладбище в Марьиной Роще, но после его ликвидации в 1937 году прах художника пришлось перенести на Введенское.


Картины Виктора Васнецова









Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе со смешным названием Лопьял. Отец Васнецова был священником, также как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово. Это было связано с его службой. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал знаменитым художников, звали его Аполлинарий.

Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище в 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников туда брали бесплатно.

Так и не окончив семинарию, в 1867 году Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у него было совсем мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины – «Молочница» и «Жница». До отъезда он так и не получил за них денег. 60 рублей за эти две картины он получил спустя несколько месяцев уже в Петербурге. Прибыв в столицу, у молодого художника было всего 10 рублей.

Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года он занимался в Рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – .

К занятиям в Академии художеств Васнецов приступил в 1868 году. В это время он сдружился с , и даже одно время они жили на одной квартире.

Хоть Васнецову и нравилось в Академии, но он ее не закончил, уехав в в 1876 году, где прожил больше года. В это время там же находился и Репин в командировке. Они также поддерживали дружеские отношения.

После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль рисования художника значительно меняется, да и не только стиль, сам Васнецов перебирается жить в Москву, где сближается с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве Васнецов раскрылся. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя легко и выполнял различные творческие работы.

Более 10 лет Васнецов оформлял Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после окончания этой работы, Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.

1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике .

После революции Васнецов стал жить уже не в России, а в СССР, что его серьезно угнетало. Люди уничтожали его картины, относились неуважительно к художнику. Но до конца своей жизни Виктор Михайлович был верен своему делу – он рисовал. Умер он 23 июля 1926 года в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.