Акварельные приемы. Базовые акварельные техники для начинающих. Акварель и ручка с водорастворимыми чернилами

Н а вкус и цвет товарищей нет. Приходилось слышать такую пословицу? Несомненно. Люди могут часами спорить о том, какой художник лучше, какой хуже. Однако, трудно найти любителя прекрасного, которому не нравилась бы акварель.

Поэзия в красках, полёт фантазии, цветная музыка - это лишь некоторые эпитеты, которые заслуживают акварельные произведения. Сейчас мы постараемся окунуться в эту поэзию и музыку, чтобы узнать поближе, что из себя представляет мир акварели . Для начинающих это будет незабываемое путешествие в страну прекрасного волшебства.

Немного истории

Удивительная способность акварели передавать прозрачность привлекала художников всего мира. Большая вариативность техник письма позволяет истинным кудесникам творить очень крутые вещи. Зайдя в музей в знойный день, ты непременно будешь бороться с искушением бросится в прохладную воду озера или реки, написанные акварелью.

Почти невозможно определить где и когда впервые стали использовать акварельные краски. Но уже в XV веке выдающийся немецкий мастер эпохи Возрождения А.Дюрер с большим успехом применял акварель, создавая изумительные произведения.

Акварель не зря называют цветной музыкой и поэзией. Воздушность, яркость, загадочность и какая-то запредельная лёгкость, как магнит притягивает к водяным краскам, именно так «акварель» переводится с греческого языка.

Не только технические характеристики манят юных живописцев к этим краскам, но и лавры мастеров прошлого побуждают к личным свершениям и подвигам на живописном фронте. Особую популярность акварель получила в конце XVII - начале XVIII веков. Лондонские туманы послужили вдохновением для многих акварельных шедевров английских художников XIX века. Один из них - У. Тернер просто воспел в своих работах любовную песню мглистым лондонским улочкам.

Славится своими акварелистами позапрошлого века и Россия. К. П. Брюллов не только маслом мог создать филигранную вещь, но и акварель в его руках была столь же безупречна. А.А.Иванов был большим мастером и любителем акварельной сочности. Его работы были и просты и в то же время гениальны.

  • И. Е. Репин,
  • В. И. Суриков,
  • И. Н. Крамской,
  • М. А. Врубель,
  • В. Д. Поленов,
  • В. А. Серов,
  • А. А. Дейнека.

Этот список можно вести до бесконечности. Все великие художники прошлого оставили свои незабываемые акварельные росчерки в истории живописного искусства.

Для того чтобы захотелось взяться за кисть и замутить первую акварельку, бегом в музей смотреть классику! Если же ты предпочитаешь вдохновиться не выходя из дома, то полюбуйся лишь некоторыми работами мастеров прошлого. Учти, что экран не передаёт ту живость, которой дышат реальные акварельные рисунки.

Основы акварели

С чего начать? Вопрос который задаём мы себе, когда чего-то очень сильно хочется. Осваивать акварель лучше всего с приобретения самого необходимого. Вот небольшой список того, без чего ваш будущий акварельный шедевр не состоится:

  • Краски . Существует огромное множество разновидностей акварельных красок, со всевозможными оттенками и добавками. Но крутому акварелисту следует знать, что для работы достаточно 8-10 основных цветов. Самые лучшие акварельные краски производят в славном городе Санкт-Петербурге. Акварель с добавлением мёда более яркая и более вкусная, но её желательно не есть, а всё-таки применять по прямому назначению.

  • Кисти . Многие опытные мастера акварельной живописи пользуются всего одной кистью. Обычно это хорошая беличья кисть среднего размера. Если же ты любишь подержать разные кисти в руках, тогда используй от 8 до 16 номеров. Кисточки более мелких размеров обычно применяют только для письма миниатюр и прорисовки деталей. Однако, если ты любитель импрессионизма, то забудь о них. Кроме беличьих годятся колонковые и собольи. Главное достоинство таких кистей - это способность впитывать много воды.
  • Бумага . Если ты решил упражняться с акварелью на тетрадных листах или на обёрточной бумаге, то сразу выкинь эту дурь из головы! Для акварели нужна специальная плотная, пупырчатая бумага хорошего качества. Купив её, не спеши сразу малевать черепашек-ниндзя или очаровательную принцессу! Сначала дай бумаге отлежаться несколько дней, потом проверь её на впитывание воды и на то, как ложатся краски на белоснежную поверхность. Если тебя всё устраивает, и черепашки зелёные, а принцесса розовая, бегом в магазин и закупи побольше хорошей бумаги. Не всегда так везёт.


  • Мольберт . Рабочее место тоже надо готовить заранее. Творить на столе конечно можно, но сколиоз, плохое зрение и прочие сопутствующие товары, вряд ли тебе нужны. Поэтому приобрети сразу хороший этюдник с ножками, тогда и дома и в поле будет одинаково удобно. Если же на мольберт капусты не хватает, тогда простая фанерная доска может стать прекрасным мольбертом. Главное, чтобы к ней можно было прикнопить лист пупырчатой бумаги, которой ты только что запасся.

Ну вот, ты готов написать первую картину. Сразу запомни, что когда ты станешь великим акварелистом, то этой работе цены не будет. На аукционе в Сотбисе даже кнопки от первого творения уйдут с молотка. Что же надо делать, чтобы научится рисовать акварелью?

Акварель для начинающих

Для начала познакомимся с основными техниками письма акварелью. Что и как ею можно сотворить? Ты конечно помнишь, что акварель прозрачная краска. Сколько ни стараться, всегда будет виден нижний слой. Поэтому применяют такие методы в работе с водяными красками:

  • По мокрому . Этот метод визитная карточка акварели. Ни какой другой краской невозможно добиться таких фантастических переливов, которые возникают при смешении красок на мокрой бумаге. Попробуй! Намочи кистью большой участок ватмана, а потом проведи кистью одним цветом и рядом другим, так чтобы мазки коснулись друг друга. Сделай так радугу и дай ей высохнуть. Разве не чудо получилось?!

Теперь немного о технике письма. Что тебе стоит запомнить? Акварель красива, пока её не превратили в грязь. К этому приводит смешение более трёх цветов. Не увлекайся этим! Не забывай, что три слоя - это уже, как минимум, три цвета! Наилучший вариант письма акварелью - это стрельба в яблочко, то есть сразу попадать в цвет и тон, желательно. Поэтому начинают прописывать рисунок со светлых мест, а заканчивают самыми тёмными. Новый слой наноси всегда после того, как высохнет нижний. Не спеши!

Однако, попробовав первый раз, многие спрашивают про себя: «Когда придёт известность?» Ответ прост: учиться, учиться и ещё раз учиться! Для этого постоянно рисуй акварелью, чем чаще будешь это делать, тем быстрее овладеешь мастерством. Это как на скейтборде кататься. Сколько на него не смотри, ездить не научишься. Только, встав на скейт и набив не одну шишку, можно стать крутым скетбордистом. Так и в живописи. Бросай скейт, берись за кисть! У тебя всё получится!

К официальному расцвету, пришедшему туманным лондонским утром лишь в начале XIX столетия. Пугающая пропасть веков постепенно меняла материалы и техники рисования акварелью: краска «оживала» на папирусе и рисовой бумаге. Позже - в рабочих эскизах художников или призрачной «дымкой», почти иллюзией, тонко спрятанной на листах под уверенный рисунок грифеля и пера.

Основные техники рисования акварелью

Истинная работа в технике акварели сродни с зарождающимся светлым утром: она пахнет свежей травой, цветами, опрокидывая на нас из своей мягкой глубины тончайшие образы и мысли. Но и у роз есть шипы! Несмотря на свою бархатность, акварель бывает дерзка и капризна. Ей вполне приемлема нервная графичность линий, жёсткость мазков и плотность тона. Всё зависит от задач, поставленных художником.


Удивительная акварель японского художника Абе Тошиюки.

Техника «A la prima». Итальянский энергичный подход решить всё «за один присест» отозвался прежде всего во французской живописи импрессионистов. По сути это техника «одного касания», письмо картин по влажной бумаге сразу, без переделок и дополнительных наложений красочных слоёв. Завораживающий эффект работы - в непредсказуемости конечного результата. Этот приём живописи замечательно существует в пейзажах, предполагая мастерство и сноровку художника. Хотя эта техника рисования акварелью для начинающих живописцев также хороший урок, чтобы «набить руку» и «отточить глаз».


Акварельные городские пейзажи американского художника Томаса Шаллера.

Техника живописи «по-сырому». Сюжет пишется по обильно смоченной бумаге. Чаще всего мастер прикасается краской к листу, уже хорошо впитавшему в себя воду. Контролируется и степень наполненности водой пучка кисти. В зависимости от задач, автор пишет либо сухой кистью по влажной поверхности фона, либо «мокрой-по-мокрому». Существенное отличие этой техники в том, что художник может вести отдельную прорисовку деталей уже по высохшей бумаге, дополняя и уточняя сюжет. Такая «тонущая» на влажной глади листа акварельность позволяет добиться массу впечатляющих моментов: живописной мягкости, тончайших цветовых переходов, лёгкости и прозрачности.



Дождь в акварельных картинах тайваньского художника Лин Чинг Че (Lin Ching-Che).

Многослойная техника живописи . Приём выполняется за счёт прозрачных цветных лессировок - заливок и мазков краски, которые накладываются друг на друга послойно. Каждый слой необходимо просушить, избегая смешения. В итоге, правильно залитые краски образуют просвет, наполняя глубину живописи прозрачностью. Многослойная акварель создаёт насыщенные рефлексы и глубокие тени, поражая реалистичностью и особенной цветовой звонкостью. Техника прекрасна для изображения многоплановых сложных пейзажей, натюрмортных постановок и портретов.



Акварельный натюрморт художницы Елены Базановой.

Техника живописи по сухой бумаге . В акварели иногда сложно понять, где заканчивается живопись и начинается графика. Метод работы «по-сухому» как раз тот случай для тех, кто хочет контролировать растекание краски на бумаге, с прорисовкой тонких линейных и чётких контуров. Но есть и другие варианты исполнения. Один из популярных - однослойная живопись хорошо увлажнённой кистью. Каждая заливка образует водный натёк, который смешивается со следующими мазками. Таким образом, соединение красочных островков даёт приятную мягкость и красивые замесы.


Реалистичная акварель Стива Хенкса.

Смешанная техника живописи . Если есть желание уйти от классической акварели и научиться писать нестандартно - комбинированный подход в живописи незаменимый помощник. В картине сочетают как разнообразные художественные материалы, так и приёмы, иногда даже взаимоисключающие. К примеру, в одной работе автор способен объединить способ письма по влажной и сухой бумаге. Смешивают акварель с тушью, воском, пастелью, акварельными карандашами, гуашью, добиваясь удивительных эффектов, но подчас - в ущерб «чистоты» акварельного звучания.



Городской пейзаж в акварельных работах Хайнца Швайцера (Heinz Schweizer).

Известные школы и акварелисты

До появления бумаги акварель почти неслышимым шёпотом заявляла о себе на тонких полотнах китайского шелка. Разливаясь в лаконичной графике иероглифов и потрясающих азиатских пейзажах, краска надолго закрепилась в этом поэтичном жанре. Бумага, созданная в Китае, способствовала дальнейшему развитию восточной акварельной школы с особенной индивидуальностью и национальным колоритом.


Нежная цветочная акварель французской художницы Сильви Фортин (Sylvie Fortin).

Классическая же многослойная живопись - гениальное создание английской школы акварели. Отличаясь наполненной глубиной и густой тональностью, она не уступала «масляным» картинам, и даже превосходила их своей воздушностью. Вторая половина XVIII века - время больших перемен и расцвета английской акварели. Глубокий след в её истории оставили смелые художники-новаторы: Т. Гёртин, Д. У. Тёрнер, Д. Констебл и многие другие.

В Россию акварель пришла поздно. Плотное, многослойное письмо по сухой бумаге применяли братья Карл и Александр Брюлловы, создавая «живые» образы своих современников. Легендарный А. А. Иванов обращался к этой технике для быстрого, эскизного письма, создавая маленькие шедевры живописи. П. Ф. Соколов - художник дивных миниатюрных портретных акварелей - символов ускользающей эпохи.


Акварельные натюрморты с цветами корейского художника Yi Seong-bu (Ли Сок Бо).

В конце XIX - начале XX веков полупрозрачная краска обрела большую популярность среди русских художников. М. А. Врубель, И. Е. Репин, В. И. Суриков часто работали в этой технике. Петербургские художники (А. Н. Бенуа, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов, Л. С. Бакст и др.) особенно горячо любили акварель.

Позже техника акварельных лессировок надолго была забыта, существуя только в Англии. В наши дни многослойная живопись возрождается вновь. Открываются акварельные школы, в Москве проходят выставки, конкурсы и обучающие курсы для поклонников этого вдумчивого художественного приёма.

Натуральный состав акварелей — это растертый пигмент с природными клеящими веществами – гуммиарабиком, казеином или фосфопротеином молока, декстрином, медом, фенолом. Краску наносят с водой кистью на поверхности бумаги. Этот термин обозначает работы, выполненный в этой среде. Пигменты обычно прозрачны, но могут быть сделаны непрозрачными путем смешивания с белилами – в таком виде краски известны как гуашь.

Акварель отличается от других видов живописи многообразием технических приемов.
Невесомая легкая краска дает свежесть и светимость в каллиграфических мазках, что придает работам атмосферность и невесомость. Существует одна принципиальная разница между акварелью и другими средами живописи — ее прозрачность.

Художник наносит маслом один непрозрачный цвет на другой, пока не достигнет желаемого результата. Акварель – универсальное средство рисования, поскольку дает возможность воспроизводить все жанры, так как водная основа позволяет получать уникальные и непредсказуемые эффекты. Для абстрактного стиля случайные разбросанные акварельные мазки по мокрой бумаге помогают получить эффект размытия.

Сангина рисование красными мелками

Акварельные краски на бумаге могут плавиться, растекаться, а смеси создают красивое сочетание цветов в живописи разных стилей.

Методики работы

Акварель является самой свободной формой живописи, благодаря ее прозрачной водной природе. Существуют определенные методики живописи для работы с акварельными красками, но самые популярные из них:

Дифференцированное размытие

Это основной способ работы художников, который достигается путем смачивания бумаги в определенной области и нанесения пигмента на поверхность сверху вниз. Применяется методика для массированного изображения неба, воды, луга и позволяет экспериментировать с различными оттенками. Бумага поднимается почти вертикально, и на влажной поверхности цвета растекаются во всех направлениях. Техника требует высыхания естественным путем.

Остекление

Это метод похож на размытие, но требует использования пигмента, который наносится на сухой лист. Метод фактически регулирует цвет и тон, идеальные цвета и переходы. Сушат каждый цвет отдельно, прежде чем применить следующий.

«Мокрым по мокрому»

Метод «A la Prima» представляет собой процесс смачивания бумаги перед нанесением пигмента. Для этого используют большую кисть или губку, чтобы равномерно распределить воду по листу акварельной бумаги. Техника создает прекрасные размытые формы и цвета, мягкие оттенки и переходы краски в работах.

Техника пастозной живописи

«Сухая кисть»

Для рисования используется едва влажная жестковатая кисть с большим количеством краски по сухой бумаге. На неровной поверхности получается четкий жесткий выделенный след, гранулированные эффекты, аналогичные карандашному рисунку. Целые композиции делают таким способом, используя также для оживления тусклого фона.

Смывание

Процесс удаления краски после нанесения и полного высыхания. Область, которую необходимо изменить, сделать глубже цвет или придать объем, смачивают водой, промокают краску тканью. Техника создает сложные формы, линии, особенно, если применить полоски бумаги для маскировки областей с удаленным пигментом на картине.

Воздействие водой на краску

Когда нанесенная акварель на рисунке высыхает, можно чистой мокрой кистью капнуть воду на нужный участок для получения эффектов слоистости, растрескивания округлости, объема.

Лессировка

Это способ многослойного нанесения акварели от светлого тона в основе к более темному оттенку поверху. Акварель наносят прозрачными тончайшими мазками после высыхания предыдущего слоя работы. Результатом становится объемное изображение, где цвета не перемешиваются, а дополняют друг друга и позволяют видеть границу каждого слоя.

Свойства масляной пастели

Автор Наталия Шевченко

Процарапывание

Процарапыванием или удалением некоторых участком окрашенной сухой поверхности создают более светлые области одного тона.

Маскировка

Если требуется в процессе работы сохранить некоторые участки белыми, пользуются резерважем, то есть закрывают необходимые места маскировкой из парафина или воска, которые после полного высыхания работы убираю кисточкой или скатывают в шарик руками.

Добавление

Добавления другого цвета к влажной области живописи позволяет сливаться и разветвляться, создавая интересные иллюзии. Метод дает интересные и яркие цветовые градации, которые невозможно получить путем смешивания пигмента на палитре.

Известные художники

Некоторые известные художники, работающие с акварелью, часто применяли подобные эффекты в работы:


Техника «сухой кисти» в живописи

Акварелисты учились пользоваться неожиданными результатами рисования. Величайшие мастера живописи практиковали спонтанность. Художники импровизировали, чтобы эффективно применять возможности акварели.

Английская школа

Классическая техника живописи была доведена до совершенства в Англии в восемнадцатом и девятнадцатом веках:


Акварель является традицией, имеющей собственную хронику в истории. Первобытный человек использовали пигменты, смешанные с водой для наскальных рисунков и наносил их пальцами, палками и костями. Древние египтяне использовали краски на водной основе для украшения стен храмов и гробниц и создали первые рисунки на папирусе.

Настенная живопись

Восточная школа

На Дальнем и Среднем Востоке первые акварельные школы имели индивидуальный стиль — китайские и японские мастера рисования на шелке и изысканной рисовой бумаге ручной работы. Их искусство было наполнено литературной аллюзией и каллиграфией. Но основной образ оставался типично созерцательным пейзажем, который стал центральным аспектом акварельных традиций в последующие века. В Индии и Персии применяли непрозрачные гуаши для религиозных изображений.

Средние века

В средние века, монахи Европы пользовались темперой для рисования манускриптов — книги считались важнейшей формой искусства и эквивалентом станковой живописи. Монахи переписывали святые тексты от руки на листах пергамента, изготовленных из овчины, телячьей кожи. Иногда целые страницы были украшены искусно подобранным завитками и символических образов.

Акварельная живопись имеет большую историю и богатейшие традиции. Название «акварель» происходит от латинского слова aqua - вода (французского - aquarelle) и означает вид живописи, произведение, выполненное в этой технике, а также краски, которые разводятся водой. Так как вода является растворителем для этого вида красок, отсюда и название живописи этими красками.

Акварель - единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Это достигается не только качеством применяемых материалов, но и высокой дисперсностью пигментов, получаемой специальным перетиранием порошков.

Живопись непрозрачной акварелью с примесью белил была известна еще в Древнем Египте, античном мире, в средние века в Европе и Азии. До нас дошли произведения, выполненные художниками на папирусах и рисовой бумаге. В средние века в Западной Европе и на Руси акварель употребляли для украшения церковных книг (раскраски орнаментов, заглавных букв в рукописях), а затем и в миниатюрной живописи.

Чистая акварель (без примеси белил) стала широко применяться в начале XV века. Ее основные качества - прозрачность красок, сквозь которые просвечивает тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже шелка и слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения). Специфические приемы акварели - размывка и затеки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. В акварель, выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом.

В XV - XVII вв. акварель имела прикладное значение и служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок. Отличным примером этого могут быть пейзажи А.Дюрера, голландских и фламандских художников.

Со второй половины XVIII века акварель стала широко применяться в пейзажной живописи, так как быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность ее колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются первые профессиональные художники-акварелисты. Их неяркие по цвету пейзажи были исполнены на увлажненной бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации с размывками и прорисовкой деталей тонким пером. В Великобритании (А.и Дж.Р.Козенс, Т.Гёртин), во Франции (Ж.О.Фрагонар, Ю.Робер), в России (Ф.Я.Алексеев, М.М.Иванов, С.Ф.Щедрин, Ф.М.Матвеев и др.).

Во второй четверти XIX века в Италии возникла манера плотной многослойной акварельной живописи по сухой бумаге, с характерными звучными контрастами света и тени, цвета и белой бумаги. Особенности акварели как материала живописи - воздушность, прозрачность и тонкость - явились теми качествами, которые привлекали к ней внимание многих художников. Постепенно под воздействием общего развития живописи, обогащаясь и совершенствуясь, акварель обособилась в самостоятельный вид изобразительного искусства. Возникла станковая акварель, которая по своим живописным достоинствам и художественной ценности достигла совершенства и не уступала картинам, выполненным масляными красками. Одновременно со станковой акварельной живописью развивались иллюстрационная и архитектурная акварельные графики.

В России в этой манере работали К.П.Брюллов и А.А.Иванов. Своеобразна техника портретной живописи П.Ф.Соколова (с виртуозной моделировкой формы мелкими штрихами и точками, широкими цветовыми заливками), который вдохнул новую жизнь в искусство миниатюрного портрета. Он работал на бумаге чистыми красками без примеси белил. Художник закрепил за акварелью присущие ей главные достоинства - прозрачность и воздушность. Его миниатюрные портреты отличались удивительной простотой, красотой цветовых оттенков и безупречным рисунком («Портрет дамы в зеленом платье», «Портрет молодого офицера» и др.).

В XIX веке акварельное искусство получает значительное развитие. Живописная свобода, многообразие тональных нюансов и колористических решений свойственны работам многих художников. В это время в технике акварели плодотворно работали Э.Делакруа, О.Домье, П.Гаварни во Франции, А.Менцель в Германии, И.Е Репин, В.И.Суриков, М.А.Врубель в России. Продолжался расцвет английской школы акварели (Р.Бонингтон, Дж.С.Котмен, И.Кэллоу, У.Тёрнер).

В конце XIX - начале ХХ в. большой вклад в историю русской акварельной живописи внесли мастера, входившие в творческое объединение «Мир искусства», и художники их круга. Различные творческие личности объединяло общее стремление к высокому профессиональному мастерству и поискам современного языка в искусстве.

Для акварели ХХ века характерна большая свобода технических приемов. В произведениях художников происходит соединение графики и живописи. Большинство «мирискусников», как и примыкавшие к ним по характеру творчества художники А.Я.Головин, Л.С.Бакст, Д.Н.Кардовский, Ф.А.Малявин, М.В.Добужинский, К.Ф.Юон, Б.М.Кустодиев, З.С.Серебрякова в своем творчестве использовали акварель в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, бронзой и другими материалами. Однако в чистом виде акварельная техника в основном сохраняется у художников К.А.Сомова, А.Н.Бенуа и А.П.Остроумовой-Лебедевой.

Ярко и оригинально в лучших традициях русской станковой акварели работают такие мастера живописи, как: Г.С.Верейский, В.М.Конашевич, Н.А.Тырса, К.И.Рудаков, Н.Н.Купреянов, В.В.Лебедев, Л.А.Бруни, П.В.Митурич, С.В.Герасимов, А.В.Фонвизин, Л.В.Сойфертис и многие другие художники.

В 80-е годы 20 в. в конструкционно-образном строе станковой акварели намечаются элементы графического дизайна. Беспредметный характер изображения, стремление к монохромности, абсолютизация тонального пятна, пластики линии, ритма - внешние приметы нового направления. В достижении выразительности произведения, некоторые художники не ограничивают себя в изобразительных средствах, используя вместе с акварельными красками гуашь, акрил, темперу, анилиновые красители, а также аппликацию.

Одна из тенденций современной акварели - живописная. Здесь главную роль в создании акварельного образа, наполнении его эмоциональным содержанием выполняет цветовой строй композиции. Многие произведения акварельной живописи имеют ярко выраженный декоративный характер.

На второй план отошли прикладная и иллюстративная функции акварели, документально-повествовательные сюжеты уступили место аллегорическим, ассоциативным, абстрактным композициям. Расширение выразительных средств акварельной живописи обогатило традиционное письмо большей условностью форм и свободой технических приёмов.

Одни художники использовали акварель для эскизов, другие придавали ей не меньшее значение, чем живописи масляной, для третьих акварель стала основой их творческой деятельности. Постепенно определялись принципы и правила акварельной живописи. Одновременно у художников из поколения в поколение росли и совершенствовались технические способы и приемы акварели, устанавливались критерии её оценки, расширялся диапазон технических средств, различных почерков и жанров. Произведения мастеров говорят о том, что возможности и средства технического использования акварели - беспредельны, что при необходимом опыте, живописной грамоте и соответствующей технике письма можно добиться большой выразительности образов, богатства света и цвета, многообразия в передаче формы и фактуры предметов.

Акварель обладает широкими возможностями в передаче тончайших тонально-цветовых оттенков натуры, особенно атмосферных явлений. Передача пространственности планов, трепетности воздушной среды, состояния освещенности, материальности предметов - всё это доступно профессионально подготовленному акварелисту. Вместе с тем, традиции отечественной акварели учат начинающего акварелиста быть внимательным в освоении способов и приемов акварельной живописи, изучении основ изобразительной грамоты, особенностей и свойств материалов. Несмотря на кажущуюся легкость, работа в технике акварели в известной степени труднее живописи другими красками (гуашью, темперой, маслом). Эта трудность состоит в том, что акварель не переносит исправлений и переделок, от которых нарушается верхний слой бумаги и живопись чернеет. «Поэтому от художника требуется большая сосредоточенность и перед началом работы совершенно ясное представление о том, что он хочет и как он должен исполнить задуманное», - писала А.П.Остроумова-Лебедева. В большей степени усвоена и методически разработана сфера традиционной академической акварели, где ее специфика ограничивается исключительно использованием прозрачности красочного слоя. Историческая эволюция акварели в материалах, технических приемах, образах и особенно ее интенсивное развитие во второй половине нашего столетия раскрыла богатые, ранее не использованные специфические качества акварельной живописи.

Специфические качества акварели определяются в основном двумя факторами: физическими особенностями материалов (бумаги, красок, воды, добавок к краскам, инструментов) и творческой индивидуальностью автора. Если составляющие первого поддаются конкретному анализу, классификации и даже конструированию (используя различные синтетические и природные добавки, можно заранее определить технические эффекты в будущей работе), то второй фактор полностью зависит от личных черт характера художника и в первую очередь от его импровизационных способностей и пластичности мышления. В художественной практике эти факторы неразделимы.

Акварельную живопись характеризует широкий диапазон прозрачности красочного слоя (в создаваемый процесс включается огромный изобразительный потенциал самой бумаги) и динамичность водяной краски, ее движение, самоактивность. Именно эти качества определяют природу акварели. Современная акварель требует не только знания академических законов живописи, но и особой пластичности и быстроты образного мышления непосредственно в час письма. Технические эффекты, которые являются результатом самоактивности акварели, часто не могут быть точно предусмотрены автором заранее. Бороться с ними - значит убирать самые ценные качества акварели: непосредственность, неповторимость, недосказанность. Мастерство акварелиста проявляется в способности заметить ценность эффекта и продолжить работу, скорректировать первоначальные задачи при одновременном сохранении основной идеи произведения. Уникальность акварельных образов, которые нельзя создать, используя другие техники и материалы, свидетельствует о том, что акварель приобрела статус видовой самостоятельности в структуре морфологии изобразительного искусства. Современные тенденции развития акварельной живописи значительно увеличивают возможности использования акварели в учебном процессе подготовки художников разных специализаций.

Акварель - один из наиболее распространенных видов живописи, который применяется в обучении в специальных художественных заведениях. Это обусловлено прежде всего относительной доступностью и простотой пользования водяными красками в процессе овладения основами изобразительной грамоты, навыками создания цветовой гармонии, организации тональной и цветовой композиции, передачи иллюзии трехмерности, пространства, материальности предметов и т.д.

Техника акварельной живописи - это совокупность специальных навыков, способов и технических приемов письма, посредством которых выполняется художественное произведение. Также она рассматривает вопросы, связанные с наиболее рациональным и планомерным использованием художественных возможностей материалов в моделировке предметов, в лепке объемной формы, в передаче пространственных отношений и т. п. Таким образом, акварельная техника является одним из важнейших элементов системы выразительных средств живописи.

Изобразительные и выразительные возможности акварельной живописи во многом зависят не только от знания материалов и инструментов и умении их применять во время работы, но также и от владения приемами и способами письма. В процессе изучения технических приемов и способов письма акварельными красками освоение техники должно опираться на глубокое исследование и использование творческого опыта мастеров живописи, лучших произведений классического и современного искусства. Освоение техники акварельной живописи также предполагает личную инициативу и заинтересованность в поиске, эксперименте и практическом закреплении. При этом начинающие художники должны помнить известное предостережение, что техника не самоцель, а всего лишь средство в передаче поставленных задач. Поэтому с самого начала обучения необходимо настойчиво и упорно овладеть азами технических приемов, без которых невозможны успехи в освоении основ живописной грамоты.

Универсальной живописной техники нет. Каждая техника обладает только ей присущими художественными достоинствами и вместе с тем ограниченными возможностями в передаче изображаемого. Начинающий художник в соответствии с личными качествами и художественным вкусом находит свой особый стиль письма, в зависимости от поставленных задач выбирает тот или иной способ и технический прием. Начиная уже с первых учебных заданий обучающийся знакомится с рядом приемов и способов письма. Их освоение дает ему необходимую основу для более полного и многообразного выполнения живописных задач. В дальнейшем, ознакомление с техникой письма позволит начинающему художнику испробовать разные возможности акварельной живописи и грамотно использовать их в учебно-творческом процессе.

В художественной практике акварельной живописи существуют различные технические приемы, которые распределены на три части по способам письма: способ работы по сухой бумаге, способ работы по сырой (увлажненной) бумаге, комбинированные и смешанные техники.

Работа по сухой бумаге

Этот способ письма широко используется в реалистической живописи и давно зарекомендовал себя как традиционный (классический). Простота и доступность этого способа письма позволяет широко использовать его в учебном процессе. Он основан на использовании естественных свойств и особенностей акварельных красок легко соединяться с поверхностью бумаги. Способ работы по сухой бумаге дает возможность регулировать в процессе письма тонально-цветовой растяжкой от плотных мазков до легких заливок, использовать наложение прозрачных красочных слоев один на другой, позволяя тем самым создавать в изображении иллюзию объема и глубину пространства. Этот способ развивает у начинающего акварелиста цветовосприятие, укрепляет рисунок, дает правильное конструктивное отображение формы и объема, помогает быстрому освоению красок и их смесей.

Прием заливки по сухой поверхности бумаги

Это один из наиболее распространенных технических приемов. Особенность этого приема заключается в том, что работа ведется по сухой бумаге с учетом светового и цветового тонов посредством заливок плоскостей.

Практически этот прием осуществляется следующим образом. В начале работы натянутый на планшет лист слегка смачивается водой с помощью широкой кисти или губки. Это необходимо для того, чтобы краска ложилась равномерно и хорошо впитывалась в поверхность бумаги. Пока бумага подсыхает, на палитре подбирается необходимый красочный раствор. Набрав кистью раствор краски, начинают прокладку с верхней горизонтальной заливки. При этом мазок должен быть сочным. Для этого нужно набирать на кисть такое количество краски, чтобы после каждого проведенного мазка получался небольшой затек раствора. Постепенно наполняя кисть краской, проводят мазки таким образом, чтобы они соприкасались с нижним краем предыдущего мазка. В результате наплыва краски получаются плавные переходы от одного оттенка цвета к другому, мягко моделирующие форму предметов. Для того, чтобы краска стекала равномерно, планшет, на котором работают, держат в наклонном положении, приблизительно 20-30 градусов относительно горизонтальной плоскости. При крутом наклоне краска будет очень быстро стекать вниз. В процессе письма угол наклона можно отрегулировать. Остаток краски у нижнего края заливки снимается слегка отжатой кистью.

Используя прием заливки по сухой поверхности бумаги, можно свободно варьировать световыми и цветовыми градациями, писать как в один прием, так и по стадиям, рассчитанным на продолжительное время. Также, пользуясь данным приемом в целях ознакомления с другими техническими приемами работы акварельными красками, можно проделать ряд тренировочных упражнений, которые дадут представление о технике вливания одного цвета в другой. Для этого берут несколько цветных красок и, последовательно составляя цвета на палитре, соединяют их, вливая одна в другую. В результате получается разноцветная заливка, дающая общий, естественный для акварельной техники цветовой тон. При рассматриваемом приеме смешение красок на палитре - механическое. В процессе заливок работу рекомендуется вести по частям. Для достижения плавных и равномерных переходов от одного цвета к другому рекомендуется использовать лессировочные и полулессировочные краски. Многообразие привлекательных чисто акварельных качеств этого приема достигается тренировками и хорошим знанием акварельных материалов.

Прием лессировочного письма

На первоначальном этапе обучения в процессе освоения технических приемов работы акварельными красками широко используется прием многослойного письма нанесения красочных слоев - лессировок (лессировка от немецкого Lassieurung - наносить тонкий прозрачный слой краски). Сущность этого приема письма заключается в последовательном нанесении прозрачных слоев краски один на другой, с тем, чтобы получить разнообразные цветовые оттенки при лепке объемной формы, обогатить колорит, добиться единства живописного произведения и его гармонии.

Прием лессировочного письма часто применяется в учебном процессе при длительной многослойной работе над этюдом натюрморта с детальной проработкой формы изображаемых предметов. Учебные задания по натюрморту требуют внимательного изучения натуры. Они пишутся несколько сеансов (работа рассчитана на стадии), и тогда приходится постепенно и последовательно накладывать один слой на другой, чтобы добиться необходимых результатов.

Используя прием лессировочного письма заливки плоскостей, можно делать как большой кистью, так и малой (мозаичное письмо) с последующим широким перекрытием. Причем лессировки можно наносить одна на другую лишь ограниченное число раз, иначе появятся глухие, загрязненные места. Следует также помнить, что необходимый цветовой оттенок достигается в акварельной живописи не только с помощью технических приемов, но и главным образом смешением красок на палитре. Во избежание замутнения цветового тона не следует вводить в смесь более двух-трех красок. Лучше добиваться нужного тона посредством умелого и расчетливого наложения одного цветового слоя на другой. Первые заливки следует начинать с наиболее прозрачных лессировочных красок. Они лучше просвечивают, прочнее соединяются с бумагой и меньше размываются при последующих наложениях краски. Корпусные краски, которые не допускают многократных последующих перекрытий, нужно наносить в последнюю очередь. Сначала лучше прокладывать теплые оттенки красок, а затем холодные и малонасыщенные. В первой прописке теплый тон хорошо чувствуется и оказывает влияние на гармонию цветового строя в завершенной работе.

Последовательность нанесения прозрачных слоев краски один на другой во многом зависит от тоновых и цветовых отношений предметов натурной постановки. Наиболее темные и насыщенные по цвету оттенки прокладываются в первую очередь. При этом работу нужно начинать с больших цветовых пятен постановки, имеющих определяющее значение для общего цветового строя этюда. Последующие прописки обычно предусматривают лепку объемной формы предметов, определение полутонов, теней и рефлексов. Повторное усиление тоновых и цветовых отношений осуществляется по просохшей поверхности для приведения изображения к целостности и единству. При методическом ведении работы следует всегда иметь перед собой конечную цель, которая поставлена данным заданием, видеть и представлять результаты, к которым надо стремиться. Это важно для того, чтобы добиваясь нужного цветового тона, продуманно делать первоначальные прокладки с таким расчетом, чтобы последующие наслоения давали нужные цветовые сочетания.

Прием работы мазком (мозаичное письмо)

В акварельной живописи многие опытные художники пишут этюды и эскизы по частям, работая небольшими «мозаичными» мазками или пятнами - заливками. Прием работы мазком дает возможность сохранять в работе свежесть красочного слоя, напряженность и эмоциональность акварельной живописи, более углубленно изучать натуру. Этот прием письма предусматривает работу над этюдом «раскладкой», где мазки и заливки кладутся в разбивку с одновременным учетом цветового тона, светлоты и насыщенности.

Использование этого приема требует соответствующей подготовки, навыков и чутья, так как при сложении изображения из множества мазков и заливок трудно сохранить цельность и колорит в работе. Сложность этого приема заключается также в том, что акварелисту, особенно начинающему, трудно из кусков, по частям организовать и привести этюд к живописно-пластической, образной цельности, завершить работу без дополнительного использования других приемов (например, лессировок). В процессе нанесения нужного цветового тона без повторных перекрытий начинающий художник невольно сосредотачивает внимание на отдельных деталях и, естественно, может допустить преувеличение силы тона в отдельных местах. В этом случае границы цветового пятна могут сильно выделяться, нарушая тональное единство этюда. Это становится особенно заметно, когда краска накладывается на просохших мазках. Поэтому во время письма необходимо обобщенно смотреть на натуру и свою работу, стремясь определить, что в постановке главное, а что второстепенное. Прием работы мазком позволяет начинающему акварелисту писать этюд длительное время с перерывами, внимательно анализируя и изучая натуру. Определяя цвет предметов в постановке, не надо стремиться к тому, чтобы точно передать каждый из них. Существует различие между «раскрашенными» предметами и написанными. Писать можно только на основе сравнения взаимосвязанных цветов, определяя разницу между окраской отдельных предметов по светлоте, насыщенности и цветовому тону. Для этого надо придерживаться следующих правил: первое - восприятие цвета зависит от состояния освещенности и того окружения, в котором данные цвета находятся; второе - передавая цвета натуры, надо сравнить их друг с другом, чтобы они воспринимались во взаимных отношениях; третье - любую живописную задачу можно решить только на основе взаимодействия цветов.

Качественные принадлежности, если их правильно выбрать, прослужат вам очень долго и увеличат ваши шансы на успех.

Вот список основных приспособлений, которые стоит приобрести для начала занятий акварельной живописью:

1. Вам не обойтись без подходящего набора акварельных красок

Акварельные пигменты доступны в обширном ассортименте оттенков и цен: от базовых, которыми вы наверняка пользовались на уроке рисования в детском саду, до дорогих профессиональных красок, обеспечивающих невероятные эффекты и текстуры. Однако цена это не главный фактор на начальном этапе. Дорогие пигменты могут быть разного качества, и вам необязательно вкладывать внушительные суммы в принадлежности, особенно если вы новичок. Первый шаг на пути к созданию шедевра заключается в покупке набора акварели исходя из его качества.

Говоря о формах продажи красок, они могут быть в тубах, которые зачастую продаются наборами, или отдельных кюветах. Оба типа пигментов необходимо разбавлять водой для получения смесей цветов, наносимых затем на бумагу. В любом случае для начала рекомендуется ограничиться базовыми оттенками, а именно красным, желтым, черным и синим. При желании можно также купить белый, хотя в акварельной живописи этот ахроматический (бесцветный) тон получается путем разбавления красок водой, или просто оставлением не закрашенных участков белой бумаги. Начните свое путешествие в страну акварельной живописи со стартового набора по приемлемой цене, который было бы удобно хранить и брать с собой в поездки. Такие наборы обычно идут в комплекте с парой кисточек и палитрой для смешивания красок, с помощью которой можно получать дополнительные оттенки и разнообразить свою базовую гамму.

2. Пробуйте разные виды кистей для разнообразных техник

Начинающему художнику понадобится не больше пары кистей. Самой необходимой и универсальной является круглая кисть, которая бывает всех возможных размеров. Добавьте к ней плоскую кисть для закрашивания больших участков и создания текстуры и кисть-моп для размывок. Для прорисовки мелких деталей не забудьте тонкую кисть с острым кончиком. Знакомясь с акварелью, не следует слишком тратиться на кисти из экзотического ворса. На первых парах вам достаточно будет и нескольких синтетических кистей. Если вы решите углубиться в акварельную живопись, вы всегда сможете приобрести и более профессиональные варианты.


3. Выбирайте подходящую акварельную бумагу

Некоторые полагают, что для акварели сгодится любая бумага. Но на самом деле не удастся получить хороший результат в этой технике без соответствующей основы. Правильная акварельная бумага предназначена для впитывания воды из размывки, что не даст бумаге сморщиться, и испортить рисунок. Главными критериями выбора считаются гладкость поверхности и плотность наряду с текстурой и тоном бумаги, которая обычно имеет белый оттенок или цвет слоновой кости. Просмотрите инфографику ниже перед покупкой бумаги.


4. Пользуйтесь палитрой для смешивания красок и разбавления их водой

Основной принцип акварельной живописи основывается на разведении пигментов водой для получения разных оттенков и эффектов. Поэтому акварельная палитра относится к неизменным атрибутам акварелиста. Вы можете приобрести палитру с отдельными ванночками для соединения красок, предотвращающими их перемешивание. Также можно наводить размывки и в обычных керамических блюдцах.


Принимая во внимание четыре пункта, указанных выше, можете приступать в работе с акварелью

Ниже вы найдете несколько советов и хитростей для создания ваших картин:

1. Всегда имейте под рукой чистую воду и листы бумаги

Заниматься акварельной живописью невозможно без емкости с чистой водой. Она поможет смешать цвета, ополоснуть кисти и убрать нежелательные потеки краски. Помните, что менять воду нужно постоянно, чтобы смеси акварели не становились мутными. Также всегда проверяйте полученный тон на листе ненужной бумаги, перед нанесением его на рисунок. Советуют использовать для этого тот же тип бумаги, ведь на бумаге для ксерокса результат получится другим. Тем не менее независимо от типа бумаги рядом с вами должен быть чистый лист, когда вы пишете акварелью.

2. Оптимизируйте свое рабочее место

Для большей практичности и эффективности необходимо соблюдать чистоту и организованность рабочего места. Подготовьте акварельную бумагу, кисти, краски, банку с чистой водой, бумажное полотенце и ненужный лист, и расположите их неподалеку, чтоб удобно было дотягиваться. Вокруг вас должно оставаться только самое необходимое. На захламленном рабочем месте больше вероятность разлить что-нибудь.


3. Начните с базового наброска

Не все обладают совершенным глазомером, когда речь идет об акварельной живописи. Тяжело ориентироваться по невидимым мысленно проведенным границам. Сделайте эскиз острым карандашом, и рисуйте красками поверх него. Размывка скроет эти линии. Сверху по просохшей акварели вы можете добавлять больше деталей карандашом, усложняя композицию. Вдохновляйтесь естественными вещами. Возьмите живой цветок, и постарайтесь точно подметить каждую мелочь, чтобы лучше изобразить форму, тона и оттенки.

4. Подготавливайте размывки заранее

Конкретный оттенок получить очень сложно. Именно поэтому рекомендуют наводить обильные смеси цветов перед началом работы. Если в процессе у вас закончится размывка какого-то определенного тона, то будет тяжело получить точно такой же оттенок вновь, что отразится на результате.


5. Не пренебрегайте маскирующей жидкостью

Маскирующий раствор – лучший друг новичков-акварелистов. Можете покрывать им те участки картины, которые должны оставаться не закрашенными. Позвольте ему просохнуть, и пишите акварелью обычным образом, а затем сотрите пленку раствора. Так вы без труда сохраните белизну бумаги, где это требуется.

Базовые акварельные техники, которые вы должны знать:

1. Использование акварели, как любой другой краски

Когда вы только начинаете пробовать свои силы в акварели, следует в первую очередь научиться не выходить за намеченные контуры. Постепенно вы сможете контролировать свою технику, смешивать нужные цвета, ваша рука станет тверже, и вы будете понимать, когда следует добавлять воды для сглаживания тонов. Начните с акварельных раскрасок, по типу выпускаемых брендом Designaissance Studio. Старайтесь не давать размывке растекаться за линии, прежде чем переходить к более продвинутым техникам. Заполняйте участки рисунков яркими насыщенными цветами, и постепенно пробуйте добавлять в них воду, осветляя оттенки.

2. Акварельные размывки

Акварельные размывки наносятся двумя способами: по-сырому и по-сухому.

А. Техника по-сырому

Этот метод подразумевает смачивание нужной области листа чистой водой с помощью круглой кисти, пока на бумаге не появится влажный блеск. Далее, наносите краску полосами на увлажненную поверхность, и наблюдайте за тем, как тона сами будут соединяться. Кистью задавайте акварели нужное направление.


В. Техника по-сухому

В этот раз вы будете писать по сухому листу влажной кистью, пропитанной смесью акварели. В отличие от предыдущего метода по-сырому здесь у вас больше возможностей управлять распределением краски и смешиванием оттенков на бумаге. Оба способа очень легко освоить. Они дают разные эффекты, которые должны знать и практиковать все акварелисты.


3. Применение градиентной размывки

Вода – ключ к созданию идеального градиентного перехода как между тонами одного цвета, так и между различными оттенками, как при изображении радуги.

А. Градиентная размывка по-сырому

После нанесения первого слоя акварели тут же накладывайте второй, не давая высохнуть предыдущему. Так два цвета сольются, сглаживая границу между ними.

Б. Градиентная размывка по подсохшей краске

Начинайте прописывать вторым слоем, когда первый немного просохнет, чтобы лучше контролировать тон и получить меньшую область смешивания цветов. Если граница между оттенками слишком явная, размойте ее водой, обеспечивая желаемый эффект плавного перехода.

В. Смешивание одного цвета с водой

Раскрасьте участок картины одним тоном, и покройте его обильным слоем воды, получая идеальный градиент. Этот метод требует больше времени, и считается одним из сложных.


4. Лессировка и добавление деталей

Вы можете наносить все больше и больше слоев акварели на рисунок, при условии, что предыдущая размывка полностью высохла. Каждую последующую смесь краски делаете менее водянистой, чтобы слои не перемешались. Лучше работать аккуратнее, и сглаживать контуры размывок чистой влажной кистью потом, чем испортить всю картину чересчур разбавленной акварелью.


5. Передача текстуры акварельными красками

Отобразить текстуру можно с помощью кисти с жесткой щетиной и нанесением мазков краски на бумагу. Дайте первому слою высохнуть, и добавьте больше слоев для получения текстуры. Это лучший способ изображения травы, листвы, меха, и прочего.


Абстрактная живопись это следующий этап изучения техники работы с акварелью.

Ниже приводятся некоторые методы и трюки абстрактной живописи:

1. Создание абстрактного фона

Закончив заполнять размывкой элементы рисунка внутри эскизных контуров, можно вдоволь пофантазировать и поэкспериментировать при передаче фона. Проще всего применить технику набрызгивания краски или воды на фоновый слой акварели. Вы можете заполнить фон однотонной размывкой, и затем покрыть его брызгами белого и черного тонов, и дать им смешаться с первым слоем. Также можно просто нанести несколько цветных мазков для создания художественного дизайна. При этом главный объект картины можно прикрыть, чтобы уберечь его, или позволить ему соединиться с фоном.


2. Создавайте уникальные текстуры при помощи повседневных вещей

Вместо кистей вы можете применять все возможные угловатые предметы и обычные атрибуты повседневного использования для получения глубины и разных интересных текстур. Вилка, нож, торец кредитки, ткань – с долей воображения и креативности может пригодиться что угодно. Не загоняйте себя и сам творческий процесс в рамки.

3. Расплывчатость

Можете нарисовать формы с четкими контурами, и потом покрыть некоторые их участки слоями или каплями воды, позволяя акварели растекаться и размывать границы, при желании достигая градиентного эффекта.

4. Эффект растекания

По аналогии с техникой градиентной размывки по-сырому смочите рисунок водой и добавьте разноцветные капли, позволяя им живописно растекаться и смешиваться. Подбирайте сочетающиеся цвета и не перестарайтесь, чтобы не разводить «грязь».


5. Потеки

На абстрактной картине идеально смотрится эффект потеков краски. В этой технике рисунок располагается вертикально, чтобы слои размывки стекали вниз, обеспечивая живописный эффект. Итог зависит от времени стекания акварели и ее цвета.


6. Обработанная бумага

Вместо рекомендуемой классической впитывающей акварельной бумаги вы можете взять слегка блестящую обработанную для получения немного других результатов. При этом краска будет сохнуть дольше, что потребует большего терпения с вашей стороны.

7. Акварель и ручка с водорастворимыми чернилами

Изобразите красивый фон акварельными красками, и сверху нарисуйте детали ручкой с водорастворимыми чернилами, которые постепенно сольются с фоном, обеспечивая оригинальный результат. Для более мягких переходов используйте сочетающиеся цвета.

Теперь, ознакомившись с базовыми акварельными техниками, время насладиться и вдохновиться акварельными рисунками, демонстрируемыми ниже.