Что такое романтика в литературе. Романтизм как направление в искусстве

Название термина "романтизм" указывает на связь со средними веками, когда в литературе был популярен жанр рыцарского романа.

Романтизмом принято называть направление в искусстве, возникшее в странах Западной Европы в конце XVIII - нач. XIX в.

Название произошло от французского слова "romantisme", которым сказывалось то тайное, странное, нереальное.

Романтизм - направление в литературе и искусстве И четверти XIX в., Который характеризуется изображением идеальных героев и чувств. Для него характерны ощущение зыбкости мира, разочарование в революции.

Сущность романтизма: необычные герои в необычных обстоятельствах.

Впервые термин упоминается в 1650 г.. В Испании это слово первоначально означало лирическую и героическую песню-романс. Затем эпические поэмы о рыцарях - романы. Само слово "романтический" как синоним "живописный", "оригинальный" появилось в 1654 Его принял француз Бальданепарже.

Позже, в начале XVIII в., Это слово использовалось уже многими писателями и поэтами, в том числе и писателями-классицистами. (В частности, Поуп называет свое состояние романтическим, связывая его с неопределенностью).

В конце XVIII в. немецкие романтики брать Шлегели выдвинули оппозицию понятию классический - романтический. Эту оппозицию подхватили и сделали известной по всей Европе. Так, понятие "романтизм" стало употребляться как термин теории искусства.

Писатели-романтики отошли от традиций классицистов, что последовали все античное. В противоположность им романтики увлеклись воспеванием Средневековья. Они создавали в духе Средневековья новые картины жизни, отвергали строгие каноны и правила и более всего ценили вдохновения.

Также представители романтизма отказались от реалистического изображения действительности, так как были недовольны ее анти эстетическим характером.

Романтики представляли ум отождествлением прагматизма, поэтому просветительском идеала ума был противопоставлен культ чувств. Они сосредоточились на человеческих переживаниях, которые выражали неповторимую индивидуальность.

Этапы развития романтизма

Предромантизм - явления и тенденции в европейской литературе и духовной культуре II половины XVIII в., Которые подготовили почву для развития романтизма. Черты:

o рост интереса к средневековой литературы и народного творчества;

o отвода главной роли воображении, фантазии, творчества;

o возникновения понятия "романтического", что предшествовало появлению термина "романтизм".

Ранний романтизм (конец XVIII - начало XIX в.)

Сутки наполеоновских войн и период Реставрации образовали первую волну романтизма. В Англии это творчество поэтов Дж.Г.Байрона, Перси Буше Шелли, Дж. Китса, романиста Скотта, в Германии - мастера сатирической прозы Эрнста Теодора Амадея Гофмана и блестящего лирика и сатирика Генриха Гейне.

Универсализм, стремление охватить бытие в его полноте (что существует и должна существовать), дать ему синтезирующее художественное выражение; -тисний связь с философией;

Тяжиння к символу и мифу как наиболее адекватных форм художественного выражения; -расстройства с действительностью;

Резкое противопоставление действительности и идеала, разочарование и негативизм.

Развитые формы (20-40-е гг. XIX в.)

Вторая волна романтизма начинается после июльской революции во Франции и после восстания в Польше, то есть после 1830 Лучшие произведения в это время пишут во Франции - Виктор Гюго, Ж. Санд, Дюма; в Польше - А. Мицкевич, Юлиум Словацкий, в Венгрии - Шандор Петефи. Романтизм в настоящее время широко охватывает живопись, музыку, театр.

Под влиянием европейского романтизма развивалась американская литература, которая вела начало с этого времени и была представлена романистичнимы произведениями Дж.Ф.Купер, Э. По.

Поздний романтизм (после революции 1848 г.).

Романтизм ни был монолитным. В нем существовали разные течения.

Течения романтизма

Народно-фольклорная (начало XIX в.) - Течение, ориентированная на фольклор и народнопоэтическое художественное мышление. Сначала она проявилась в Англии, в "Лирические баллады" У.Вордсворт, первое издание которых появилось в 1798 г.. В Германии она была утверждена Гейдельбергского школой романтиков, затем получила распространение в других европейских литературах, особенно в славянском мире. Особенности:

o не только собирали народной поэзии и черпали из нее мотивы, образы, краски, но и находили в ней архетипы своего творчества, придерживались принципов и структур народно мышления;

o их привлекала простота поэтического высказывания, эмоциональная насыщенность и мелодичность народной поэзии;

o не воспринимали буржуазную цивилизацию, стремились найти опору в противостоянии ей в народной жизни, сознания, искусстве.

"Байронического" (Дж Байрон, Гейне, А. Мицкевич, Пушкин, М.Лермонтов и др.), Так завершено воплощение она получила в творчестве Байрона. Особенности:

Серцевину течения составляла ментально-эмоциональное установка, которую можно определить как "идеализацию отрицание";

Розчарування и меланхолия, депрессия, "мировая скорбь" - эти "негативные эмоции" получили абсолютной художественной ценности, стали ведущими лирическими мотивами, определяли эмоциональную тональность произведений;

Культ духовного и душевного страдания, без которого не мыслил полноценную человеческую личность;

острое противопоставление мечты и жизни, идеала и действительности;

Контраст, антитезис - главные элементы художественного произведения.

Гротескно-фантастическая, которую называли "гофманиеською", по имени ее самого известного представителя. Основная черта: перенос романтической фантасмагории в сферу повседневной жизни, быта, их своеобразное переплетение, в результате чего убогая современная действительность представала в капризному гротескно-фантастическом освещении, раскрывая при этом неприглядную сущность. К этому течению можно отнести поздний готический роман, в определенных аспектах творчество Е.По, Гоголя "петербургских повестей".

Утопическая течение. Получила значительное развитие в литературе 30-40-х годов XIX в., Проявляясь в произведениях Гюго, Жорж Санд, Гейне, Е.Сю, Е.Джонса и др.

Особенности:

o перенос акцента с критики и возражения на поиски "идеальной правды", на утверждение положительных тенденций и ценностей жизни;

o проповеди оптимистичного взгляда на жизнь и его перспективы;

o выступление против "индивидуализма современного человека" и противопоставление ему героев, полных любви к людям и готовности к самопожертвованию;

o вираженння оптимистичной надежды и пророчества, торжественное заявление идеальной правды;

o широкое использование риторических средств.

-> "Вольтеровских" течение, сосредоточилась полностью на исторической тематике, на разработке жанра исторического романа, исторической поэмы и драмы. Модель жанра исторического романа была создана Скотта. Это течение в определенных аспектах стала переходом к реализму.

Художественный метод, сложившийся в начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России, а также в литературе США. К более поздним эпохам термин «романтизм» применяется в значительной мере на основе художественного опыта первой половины XIX в.

Творчество романтиков в каждой стране имеет свою специфику, объясняемую особенностями национального исторического развития, и вместе с тем обладает и некоторыми устойчивыми общими чертами.

В этой обобщающей характеристике романтизма можно выделить: историческую почву, на которой он возникает, особенности метода и характер героя.

Общей исторической почвой, на которой возник европейский романтизм, явилась переломная эпоха, связанная с Великой французской революцией. Романтики восприняли от своего времени идею свободы личности, выдвинутую революцией, но одновременно в странах Запада они осознали беззащитность человека в обществе, где побеждали денежные интересы. Поэтому для мироощущения многих романтиков характерны смятение и растерянность перед окружающим миром, трагизм судьбы личности.

Главным событием русской истории начала XIX в. явились Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов 1825 г., оказавшие огромное влияние на весь ход художественного развития России и определившие круг тем и вопросов, волновавших русских романтиков (см. Русская литература XIX в.).

Но при всей самобытности и оригинальности русского романтизма развитие его неотделимо от общего движения европейской романтической литературы, как неотделимы вехи национальной истории от хода европейских событий: политические и социальные идеи декабристов преемственно связаны с основными принципами, выдвинутыми французской революцией.

При общей тенденции отрицания окружающего мира романтизм не составлял единства социально-политических взглядов. Наоборот, взгляды романтиков на общество, их позиции в обществе, борьбе своего времени было резко несхожими - от революционных (точнее, бунтарских) до консервативных и реакционных. Это часто дает основание делить романтизм на реакционный, созерцательный, либеральный, прогрессивный и т. п. Правильнее, однако, говорить о прогрессивности или реакционности не самого метода романтизма, а социальных, философских или политических взглядов писателя, учитывая, что художественное творчество такого, например, романтического поэта, как В. А. Жуковский, гораздо шире и богаче его политических и религиозных убеждений.

Особый интерес к личности, характер её отношения к окружающей действительности, с одной стороны, и противопоставление реальному миру идеального (внебуржуазного, антибуржуазного) - с другой. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира, часто по принципу контраста с окружающей жизнью, чтобы через этот вымысел, через контраст донести до читателя и свой идеал, и свое неприятие отрицаемого им мира. Это активное личностное начало в романтизме накладывает отпечаток на всю структуру художественного произведения, определяет его субъективный характер. События, происходящие в романтических поэмах, драмах и других произведениях, важны лишь для раскрытия особенностей личности, которая интересует автора.

Так, например, история Тамары в поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова подчинена главной задаче - воссоздать «дух беспокойный» - дух Демона, передать в космических образах трагедию современного человека и, наконец, отношение самого поэта к реальной действительности,

Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить.

Литература романтизма выдвинула своего героя, чаще всего выражающего авторское отношение к действительности. Это человек с особенно сильными чувствами, с неповторимо острой реакцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются другие. Поэтому он всегда поставлен выше окружающих («…я не создан для людей: я для них слишком горд, они для меня - слишком подлы», - говорит Арбенин в драме М. Лермонтова «Странный человек»).

Герой этот одинок, и тема одиночества варьируется в произведениях самых разных жанров, особенно часто в лирике («На севере диком стоит одиноко… » Г. Гейне, «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…» М. Ю. Лермонтов). Одиноки герои Лермонтова, герои восточных поэм Дж. Байрона. Одиноки даже герои-бунтари: Каин у Байрона, Конрад Валленрод у А. Мицкевича. Это исключительные характеры в исключительных обстоятельствах.

Герои романтизма беспокойны, страстны, неукротимы. «Я рожден / С душой кипучею, как лава», - восклицает Арбенин в «Маскараде» Лермонтова. «Ненавистно томление покоя» герою Байрона; «…это личность человеческая, возмутившаяся против общего и, в гордом восстании своем, опершаяся на самом себе», - писал о байроновском герое В. Г. Белинский.

Романтическая личность, несущая в себе бунтарство и отрицание, ярко воссоздана поэтами-декабристами - представителями первого этапа русского романтизма (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев-Марлинский, В. К. Кюхельбекер).

Повышенный интерес к личности и душевному миру человека способствовал расцвету лирических и лиро-эпических жанров - в ряде стран именно эпоха романтизма выдвинула великих национальных поэтов (во Франции - Гюго, в Польше - Мицкевич, в Англии - Байрон, в Германии - Гейне). Одновременно углубление романтиков в человеческое «я» во многом подготовило психологический реализм XIX в. Крупным открытием романтизма явился историзм. Если вся жизнь предстала перед романтиками в движении, в борьбе противоположностей, то это отразилось и на изображении прошлого. Родился

исторический роман (В. Скотт, В. Гюго, А. Дюма), историческая драма. Романтики стремились красочно передать колорит эпохи, как национальный, так и географический. Они много сделали для популяризации устного народного творчества, а также произведений средневековой литературы. Пропагандируя самобытное искусство своего народа, романтики привлекали внимание к художественным сокровищам других народов, подчеркивая неповторимые черты каждой культуры. Обращаясь к фольклору, романтики часто воплощали легенды в жанре баллады - сюжетной песни драматического содержания (немецкие романтики, поэты «озерной школы» в Англии, В. А. Жуковский в России). Эпоха романтизма отмечена расцветом художественного перевода (в России блестящим пропагандистом не только западноевропейской, но и восточной поэзии явился В. А. Жуковский). Отвергая строгие нормы, предписывавшиеся эстетикой классицизма, романтики провозгласили право каждого поэта на многообразие художественных форм, созданных всеми народами.

Романтизм не исчезает со сцены сразу же с утверждением критического реализма. Например, во Франции такие знаменитые романтические романы Гюго, как «Отверженные» и «93‑й год», созданы спустя много лет после завершения творческого пути реалистов Стендаля и О. де Бальзака. В России романтические поэмы М. Ю. Лермонтова, лирика Ф. И. Тютчева создавались тогда, когда литература уже заявила о себе значительными успехами реализма.

Но судьба романтизма на этом не завершилась. Спустя многие десятилетия, в других исторических условиях, писатели нередко вновь обращались к романтическим средствам художественного изображения. Так, молодой М. Горький, создавая одновременно и реалистические и романтические рассказы, именно в романтических произведениях полнее всего выразил пафос борьбы, стихийный порыв к революционному переустройству общества (образ Данко в «Старухе Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»).

Однако в XX в. романтизм уже не составляет цельного художественного направления. Речь идет только о чертах романтизма в творчестве отдельных писателей.

В советской литературе черты романтического метода отчетливо проявлялись в творчестве многих писателей-прозаиков (А. С. Грин, А. П. Гайдар, И. Э. Бабель) и поэтов (Э. Г. Багрицкий, М. А. Светлов, К. М. Симонов, Б. А. Ручьев).

Романтизм как литературное направление в произведениях А.С.Пушкина ПЛАН Что такое романтизм? Причины возникновения романтизма. Основной конфликт романтизма. Эпоха романтизма. Пушкин – пролагатель новых путей русской литературы. “Евгений Онегин” - изображение современной действительности. Заключение

Романтизм (от франц. Romantisme) – идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и “бесконечному”, жажду совершенства и обновления, пафос личности и гражданской независимости.

Мучительный распад идеала и социальной действительности – основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, соседствует с мотивами “мировой скорби”, “мирового зла”, “ночной” стороны души. Интерес к национальному прошлому (нередко – его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление издать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы) нашли выражение в идеологии и практике Романтизма.

Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде и психологии людей.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА.

Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. Как это стало возможно?

До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникают образы игроков - людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное - это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА

Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Популярность этого произведения была так велика, что возникло целое явление - “байронизм”, и целые поколения молодых людей старались подражать ему (таков, например, Печорин в “Герое нашего времени” Лермонтова).

Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” - осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.

ЭПОХА РОМАНТИЗМА

Перед писателями начала XIX века, творчество которых складывалось после Великой французской революции, жизнь поставила иные задачи, чем перед их предшественниками. Им предстояло впервые открыть и художественно сформировать новый материк.

Мыслящий и чувствующий человек нового века имел за плечами долгий и поучительный опыт предшествующих поколений, он был наделен глубоким и сложным внутренним миром, перед его взором витали образы героев французской революции, наполеоновских войн, национально-освободительных движений, образы поэзии Гете и Байрона. В России Отечественная война 1812 года сыграла в духовном и нравственном развитии общества роль важнейшего исторического рубежа, глубоко изменив культурно-исторический облик русского общества. По своему значению для национальной культуры он может быть сопоставлен с периодом революции XVIII века на Западе.

И в эту эпоху революционных бурь, военных потрясений и национально-освободительных движений, возникает вопрос, может ли на почве новой исторической действительности возникнуть новая литература, не уступающая по своему художественному совершенству наиболее великим явлениям литературы древнего мира и эпохи Возрождения? И может ли в основе ее дальнейшего развития быть “современный человек”, человек из народа? Но человек из народа, который участвовал во французской революции или на плечи которого легла тяжесть борьбы с Наполеоном, не мог быть обрисован в литературе средствами романистов и поэтов предыдущего столетия, - он требовал для своего поэтического воплощения иных методов.

ПУШКИН – ПРОЛАГАТЕЛЬ РОМАНТИЗМА

Только Пушкин первый в русской литературе XIX века смог и в стихах и в прозе найти адекватные средства для воплощения разностороннего духовного мира, исторического облика и поведения того нового, глубоко мыслящего и чувствующего героя русской жизни, который занял в ней центральное место после 1812 года и в особенности после восстания декабристов.

В лицейских стихотворениях Пушкин еще не мог, да и не решался сделать героем своей лирики реального человека нового поколения со всей присущей ему внутренней психологической сложностью. Пушкинское стихотворение представляло как бы равнодействующую двух сил: личного переживания поэта и условной, “готовой”, традиционной поэтической формулы-схемы, по внутренним законам которой оформлялось и развивалось это переживание.

Однако постепенно поэт освобождается от власти канонов и в его стихотворениях перед нами предстает уже не юный “философ”-эпикуреец, обитатель условного “городка”, а человек нового века, с его богатой и напряженной интеллектуальной и эмоциональной внутренней жизнью.

Аналогичный процесс происходит в творчестве Пушкина в любых жанрах, где условные образы персонажей, уже освященные традицией, уступают место фигурам живых людей с их сложными, разнообразными поступками и психологическими мотивами. Сначала это еще несколько отвлеченные Пленник или Алеко. Но вскоре их сменяет вполне реальные Онегин, Ленский, молодой Дубровский, Герман, Чарский. И, наконец, самым полным выражением нового типа личности станет лирическое “Я” Пушкина, сам поэт, духовный мир которого представляет собой наиболее глубокое, богатое и сложное выражение жгучих моральных и интеллектуальных вопросов времени.

Одним из условий того исторического переворота, который Пушкин совершил в развитии русской поэзии, драматургии и повествовательной прозы, был осуществленный им принципиальный разрыв с просветительски-рационалестическим, внеисторическим представлением о “природе” человека, законах человеческого мышления и чувствования.

Сложная и противоречивая душа “молодого человека” начала XIX века в “Кавказском пленнике”, “Цыганах”, “Евгении Онегине” стала для Пушкина объектом художественно-психологического наблюдения и изучения в ее особом, специфическом и неповторимом историческом качестве. Ставя своего героя каждый раз в определенные условия, изображая его в различных обстоятельствах, в новых отношениях с людьми, исследуя его психологию с разных сторон и пользуясь для этого всякий раз новой системой художественных “зеркал”, Пушкин в своей лирике, южных поэмах и “Онегине” стремится с различных сторон приблизиться к пониманию его души, а через нее – дальше к пониманию отраженных в этой душе закономерностей современной ему общественно-исторической жизни.

Историческое понимание человека и человеческой психологии начало зарождаться у Пушкина в конце 1810 – начале 1820-ых годов. Первое отчетливое выражение его мы встречаем в исторических элегиях этой поры (“Погасло дневное светило…” (1820), “К Овидию” (1821) и др.) и в поэме “Кавказский пленник”, главный герой которой был задуман Пушкиным, по собственному признанию поэта, как носитель чувств и настроений, характерных для молодежи XIX века с ее “равнодушием к жизни” и “преждевременной старостью души” (из письма к В.П. Горчакову, октябрь-ноябрь 1822г.)

“ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” – изображение современной действительности

Возникнувший впервые в период южных поэм, исторический подход Пушкина к пониманию “законов” души и сердца человека – прошлого и современного – получит вскоре последовательное выражение в “Евгении Онегине” и “Борисе Годунове”. Проводимое Пушкиным в “Евгении Онегине” сопоставление социально-бытового и нравственно-психологического облика двух поколений – Онегина с его отцом и дядей, Татьяны с ее родителями – свидетельство исключительного по своей глубине, тончайшего понимания зависимости человеческой психологии от бытовой и культурно-исторической атмосферы времени. В отличие от главных героев в произведениях его предшественников и старших современников, в том числе героев Карамзина и Жуковского, Онегин и Татьяна – люди, весь психологический и нравственный облик которых пронизан отражениями интеллектуальной и нравственной жизни из времени.

Как прекрасно понимает Пушкин, отец Онегина и Ларина-мать, оказавшись в положении Евгения и Татьяны, вели себя иначе, так как их времени были свойственны другие идеалы и другие нравственные представления, а вместе с тем – и иной строй чувства, иной жизненный ритм. Молодой человек, выросший в Петербурге, воспитанный гувернером-французом и читавший Адама Смита, мыслит иначе, чем его недалекий, воспитанный еще во нравах прошлого века, “благородно” служивший и промотавшийся отец. Поколение, кумирами которого были ловеласы и грандисоны, чувствовало не так, как поколение, зачитывающееся Байроном, Бенжаменом Констаном и мадам де Сталь. Сопоставляя характеры Онегина и Татьяны с характерами людей прошлого поколения, Пушкин показывает, как в реальном процессе жизни складываются новые, исторически неповторимые свойства души людей XIX века. Свойства эти определяют особые черты всей жизни – внешней и внутренней – молодого поколения, принципиально, качественно отличной от жизни “отцов”, таящей в себе новые, не известные прежней литературе сложные нравственно-психологические проблемы.

Татьяна встречает Онегина. В жанре сентиментальной повести такая встреча была бы описана как встреча двух возвышенных сердец, в романтической поэме – двух избранных, хотя и различных по своему складу, высоких, поэтических натур, противопоставленных поэтом окружающей действительности и превосходящих других, обыденных людей по силе своих чувств и стремлений. Другое мы видим у Пушкина. И Татьяна и Онегин представляются Пушкиным не как вариации готовых, повторяющихся типов, а как диалектически сложные человеческие характеры, каждый из которых несет на себе отпечаток условий его жизни, своего особого душевного опыта. Несходными обстоятельствами развития героев романа определен и характер того психологического преломления, которое образ каждого из них получает, отражаясь в сознании другого.

Как показывает читателю Пушкин, любовь Татьяны составляет психологическое отражение (и выражение) всей ее предшествующей жизни (материальных и духовных факторов): русская природа, общение с няней, восприятие народной жизни. И, наконец, вся окраска любовного чувства Татьяны к Онегину была бы иной, если бы она не пропустила его образ сквозь призму героев и сюжетов своих любовных романов, не ассоциировала его с ними.

Изображение Пушкиным детства и зрелого возраста Онегина и Татьяны, их отношение к природе, людям, окружающим их предметам быта – есть взаимосвязанные, переходящие друг в друга моменты единого процесса социально-бытового и психологического развития героев. А характеристика отца Онегина, его дяди, учителей, описание его образа жизни в Петербурге создают яркую картину русской дворянской жизни начала XIX века. Знакомство с воспитанием и образом жизни главного героя до встречи с Татьяной объясняет читателю его реакцию на встречу в героиней и не ее письмо. А описание этой реакции является новым дальнейшим этапом более углубленного знакомства читателя с героем, дает новый материал для проникновения в характер и психологию “молодого человека” XIX века.

Таким образом, все отдельные эпизоды в романе оказываются не безразличными друг к другу, а внутренне связанные между собой. Причем не только окружающая обстановка и внешние факторы жизни помогают объяснить и понять внутренний мир персонажей, но и сам этот мир приобретает огромное, исключительное значение в изображении современной действительности того времени.

Историческое понимание не только внешней среды и обстановки, в которой живут и действуют люди, но и самого строя их чувств и нравственной жизни, не менее отчетливо выражено в пушкинской прозе – от “Арапа Петра Великого” до “Пиковой дамы”, “Капитанской дочки” и “Египетских ночей”.

В произведения Пушкина вместе с переменой “духа времени” меняются не только общественные нравы, характеры и моды, но также и отношения, складывающиеся между людьми: любовь средневекового паладина или “рыцаря бедного” принципиально, качественно отличается от любви молодых людей XIX века. Поэтому и в литературе XVIII века “рыцаря бедного” вытеснил кавалер Фоблас, а уже полвека спустя “Фобласов обветшала слава”, и их место заняли Онегин и Чайльд-Гарольд.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенность всякого произведения искусства и литературы состоит в том, что оно не умирает вместе со своим создателем и своей эпохой, но продолжает жить и позднее, причем в процессе этой позднейшей жизни исторически закономерно вступает в новые отношения с историей. И эти отношения могут осветить произведение для современников новым светом, могут обогатить его новыми, не замеченными прежде смысловыми гранями, извлечь из его глубины на поверхность такие важные, но еще не сознававшиеся прежними поколениями моменты психологического и нравственного содержания, значение которых впервые и могло быть по-настоящему оценено лишь в условиях доследующей, более зрелой эпохи. Так произошло и с творчеством Пушкина. Опыт исторической жизни XIX и XX веков и творчество наследников великого поэта раскрыли в его произведениях новые важные философские и художественные смыслы, часто еще недоступные ни современникам Пушкина, ни его первым ближайшим, не посредственным преемникам, в том числе Белинскому. Но так же как творчество учеников и наследников Пушкина помогает сегодня лучше понять произведения великого поэта и оценить по достоинству все скрытые в них семена, получившие развитие в будущем, так и анализ художественных открытий Пушкина позволяет литературной науке глубже проникнуть в последующие открытия русской литературы XIX и XX веков. Это подчеркивает глубокую, органическую связь между новыми путями, проложенными в искусстве Пушкиным, и всем позднейшим развитием русской литературы вплоть до наших дней.

Литература “Литература в Движении Времени”, Фридлендер Г.М. “Жизнь и творчество А.С.Пушкина”, Кулешов В.И. “Проза Пушкина: Пути эволюции”, Томашевский Б.В.

Романтизм – идейно-художественное направление в культуре конца XVIII - 1-й половины XIX вв. Возник романтизм как ответ на царившее в Европе разочарование в идеалах Великой французской революции 1789-1794 гг., Просвещения и буржуазных ценностей. Так что такое романтизм, и каковы его признаки?

Основные черты романтизма

В отличие от классицизма, утверждавшего нерушимость государственных устоев и служение общественным интересам, новое направление выразило стремление к личной свободе, независимости от социума. Романтизм привнес много нового во все сферы художественной деятельности.

Произведения лирической направленности позволили отразить эмоции человека. Новым героем становится сильная личность, переживающая несоответствие внутренних устремлений и требований общества. Самостоятельным персонажем выступает и природа. Ее изображение (часто с элементами мистики) помогает передать состояние человека.

Обращение к национальной истории, народным эпосам стали основой новой тематики. Появляются произведения, освещающие героическое прошлое, изображающие героев, жертвующих жизнью ради высоких целей. Легенды и предания позволили уйти от обыденности в мир фантастики, символов.

Романтизм в литературе

Возник романтизм в Германии, в литературно-философских кругах «йенской школы» (братья Шлегель и др.). Яркие представители направления – Ф. Шеллинг, братья Гримм, Гофман, Г. Гейне.

В Англии новые идеи восприняли В. Скотт, Дж. Китс, Шелли, У. Блейк. Самым ярким представителем романтизма стал Дж. Байрон. Его творчество оказало большое влияние на распространение направления, в том числе в России. Популярность его «Путешествия Чайльд-Гарольда» привела к возникновению явления «байронизм» (Печорин в «Герое нашего времени» М. Лермонтова).

Французские романтики – Шатобриан, В. Гюго, П. Мериме, Жорж Санд, польские – А. Мицкевич, американские – Ф. Купер, Г. Лонгфелло и др.

Русские литераторы-романтики

В России романтизм получил развитие после Отечественной войны 1812 г. из-за отказа Александра I от либерализации общественной жизни, начала реакции, предания забвению заслуг перед отчеством целой плеяды героев. Это послужило толчком к появлению произведений, рисующих сильные характеры, бурные страсти, конфликты. В этот значимый период для русской культуры появилась литература, использующая новые художественные средства. Так что такое романтизм в литературе? Это наибольшее развитие таких жанров как баллада, элегия, лирико-эпическая поэма, исторический роман.

Черты романтизма проявляются в творчестве В. Жуковского и получают развитие у Баратынского, Рылеева, Кюхельбекера, Пушкина («Евгений Онегин»), Тютчева. А произведения Лермонтова, «русского Байрона», считают вершиной русского романтизма.

Романтизм в музыке и живописи

Что такое романтизм в музыке? Это отображение мира душевных переживаний, стремления к идеалам посредством сказочных и исторических образов. Отсюда развитие таких жанров как симфоническая поэма, опера, балет, песенного жанра (баллада, романс).

Ведущие композиторы-романтики – Ф. Мендельсон, Г. Берлиоз, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, А. Дворжак, Р. Вагнер и др. В России – М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Рахманинов. В музыке романтизм продержался до начала ХХ в.

Для романтической живописи характерна динамичность композиции, ощущение движения, насыщенный колорит. Во Франции это Жерико, Делакруа, Давид; в Германии – Рунге, Кох, стиль бидермейер. В Англии – Тёрнер, Констебл, прерафаэлиты Россетти, Моррис, Бёрн-Джонс. В русской живописи – К. Брюллов, О. Кипренский, Айвазовский.

Из этой статьи вы узнали, что такое романтизм, определение этого понятия и его основные черты.

период в истории литературы конца 18 – первой половины 19 в., а также направление в искусстве и литературе, возникшее в Европе и Америке в это время с едиными художественными идеями и литературным стилем, отличающимся определенным набором тем, образов и приемов. Для романтических произведений характерно отвержение рационалистичности и жестких литературных правил, свойственных классицизму, литературному направлению, от которого отталкивался романтизм. Романтизм противопоставляет строгим правилам классицизма свободу писателя-творца. Индивидуальность автора, его своеобразный внутренний мир – высшие ценности для романтиков. Для мировосприятия романтиков характерно так называемое двоемирие – противопоставление идеала бессмысленной, скучной или пошлой действительности. Идеальным началом в романтизме может быть или создание воображения, мечта художника, или далекое прошлое, или образ жизни народов и людей «естественных», свободных от цепей цивилизации, или потусторонний мир. Меланхолия, грусть, неизбывная скорбь, отчаяние – настроения, отличающие романтическую литературу.

Слово «романтический» существовало в европейских языках задолго до эпохи романтизма. Оно означало, во-первых, принадлежность к жанру романа, а во-вторых, принадлежность к сложившимся в Средние века литературам на романских языках – итальянской, французской, испанской. В-третьих, романтическим называли особенно выразительное и волнующее (возвышенное и живописное) в жизни и литературе. Слово «романтический» как характеристика средневековой поэзии, во многом непохожей на античную, распространяется после выхода в Англии трактата Т. Уортона «О происхождении романтической поэзии в Европе» (1774). Определением новой эпохи в европейской литературе и нового идеала красоты слово «романтический» стало в эстетических трактатах и литературно-критических статьях конца 1790-х гг. немецких литераторов и мыслителей, принадлежащих к т. н. «иенской школе» (по названию города Иена). Произведения братьев Ф. и А. Шлегелей, Новалиса (поэтический цикл «Гимны к ночи», 1800; роман «Генрих фон Офтердинген», 1802), Л. Тика (комедия «Кот в сапогах», 1797; роман «Странствования Франца Штернбальда», 1798) выразили такие черты романтизма, как ориентация на народную поэзию и средневековую литературу, установка на связь литературы с философией и религией. Им принадлежит понятие «романтическая ирония», означающее иронию, вызванную несоответствием между возвышенным идеалом и действительностью: романтическая ирония внешне направлена на отвлеченный идеал, но по существу ее предмет – обыденная, тусклая или порочная действительность. В творчестве поздних романтиков: прозаика Э. Т. А. Гофмана (цикл фантастических новелл и сказок «Серапионовы братья», 1819–21; роман «Житейские воззрения кота Мура…», 1819–21, не закончен), поэта и прозаика Г. Гейне (поэтическая «Книга песен», 1827; поэма «Германия, зимняя сказка», 1844; прозаические «Путевые картины», 1829–30) – преобладает мотив разрыва между мечтой и обыденной действительностью, обильно используются гротескные приемы, в т. ч. в сатирических целях.

В английской литературе романтизм выразился прежде всего в сочинениях поэтов т. н. «озерной школы» У. Вордсворта, С. Т. Колриджа, Р. Саути, в поэзии П. Б. Шелли и Дж. Китса. Подобно немецкому, английский романтизм культивирует национальную старину, но он менее философичен и религиозен. В Европе наиболее известным из английских романтиков был Дж. Г. Байрон, создавший образцы жанра романтической поэмы («Гяур», 1813, «Абидосская невеста», 1813; «Лара», 1814). Особым успехом пользовалась поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812–21). Байрон создал возвышенные образы героев-индивидуалистов, бросающих вызов миру, в его поэзии сильны богоборческие мотивы и критика современной цивилизации. В прозе английский романтик В. Скотт создал жанр исторического романа, а Ч. Р. Метьюрин – авантюрно-фантастический роман «Мельмот Скиталец» (1820). Термин «романтизм» как обозначение нового литературного периода начинает употребляться в Англии довольно поздно, в 1840-е гг.

Французский романтизм ярко проявился в жанре романа, посвященного эгоизму и «болезни века» – разочарованию: «Адольф» (1815) Б. Констана, романы Стендаля, «Исповедь сына века» (1836) А. де Мюссе. Французские романтики обращаются к экзотическому материалу жизни социального дна, как, напр., ранний О. де Бальзак, как Ж. Жанен в романе «Мертвый осел и гильотинированная женщина» (1829). Проза Бальзака, В. Гюго, Ж. Жанена, посвященная изображению сильных страстей, полная ярких контрастов и эффектных образов, получила наименование «неистовой словесности». Во французской драматургии романтизм утверждается в ожесточенной борьбе с классицизмом (драмы В. Гюго).

В литературе США романтизм представлен прозой: романы из истории Северной Америки Дж. Ф. Купера, повести и рассказы В. Ирвинга, фантастические и детективные новеллы Э. А. По.

В России первыми романтическими произведениями стали лирические стихотворения и баллады В. А. Жуковского, навеянные западноевропейским романтизмом. Воздействие Дж. Г. Байрона заметно в творчестве А. С. Пушкина, особенно в произведениях первой пол. 1820-х гг. (русский вариант байронической романтической поэмы). Романтические черты свойственны лирике и поэмам Е. А. Баратынского и др. поэтов. В прозе русского романтизма доминируют т. н. светские, фантастические, философские и исторические повести (А. А. Бестужев-Марлинский, В. Ф. Одоевский, Н. В. Гоголь и др.). Романтические мотивы одиночества представлены в творчестве М. Ю. Лермонтова. Романтическая символика диссонанса, разлада между человеком и миром природы, бытие как неустойчивое сочетание двух начал: гармонии и хаоса – мотивы поэзии Ф. И. Тютчева.

Термин «романтизм» употребляется также для обозначения художественного метода, к которому причисляются произведения, созданные после завершения романтизма как литературного периода. Так, исследователи относят к романтизму многие произведения литературы 20 в., напр., прозу А. Грина и К. Г. Паустовского. Как вариант романтизма иногда рассматривается такое литературное течение, как символизм.

Отличное определение

Неполное определение ↓