Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе Ф. Милосердие и состраданиев романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Достоевский написал свой роман "Преступление и наказание" после каторги. Именно в это время убеждения Федора Михайловича приняли религиозную окраску. Обличение несправедливого общественного устройства, поиски правды, мечта о счастье для всего человечества сочетались в этот период в его характере с неверием в то, что мир можно переделать насильно. Писатель был убежден в том, что зла невозможно избежать ни при каком устройстве общества. Он считал, что оно исходит из человеческой души. Федор Михайлович поднимал вопрос о необходимости нравственного усовершенствования всех людей. Поэтому он решил обратиться к религии.

Соня - идеал писателя

Соня Мармеладова и Родион Раскольников - два главных героя произведения. Они представляют собой как будто два встречных потока. Идейную часть "Преступления и наказания" составляют их мировоззрения. Сонечка Мармеладова является писателя. Это носитель веры, надежды, сочувствия, любви, понимания и нежности. По мнению Достоевского, именно таким должен быть каждый человек. Эта девушка является олицетворением правды. Она считала, что у всех людей есть равное право на жизнь. Сонечка Мармеладова была твердо убеждена в том, что путем преступления нельзя добиться счастья - ни чужого, ни своего. Грех всегда остается грехом. Неважно, кто совершил его и во имя чего.

Два мира - Мармеладовой и Раскольникова

Родион Раскольников и Соня Мармеладова существуют в разных мирах. Подобно двум противоположным полюсам, эти герои не могут друг без друга. Идея бунта воплощена в Родионе, тогда как Сонечка Мармеладова олицетворяет смирение. Это глубоко верующая высоконравственная девушка. Она верит в то, что в жизни есть глубокий внутренний смысл. Идеи Родиона о том, что все существующее бессмысленно, ей непонятны. Во всем Сонечка Мармеладова видит божественное предопределение. Она считает, что ничего не зависит от человека. Истина этой героини - бог, смирение, любовь. Для нее смысл жизни - великая сила сочувствия и сострадания к людям.

Раскольников же беспощадно и страстно судит мир. Он не может мириться с несправедливостью. Именно отсюда проистекает его преступление и душевные мучения в произведении "Преступление и наказание". Сонечка Мармеладова, подобно Родиону, тоже переступает через себя, однако она делает это совсем не так, как Раскольников. Героиня приносит себя в жертву другим людям, а не убивает их. В этом автор воплотил идею о том, что у человека нет права на личное, эгоистическое счастье. Необходимо учиться терпению. Достичь истинного счастья можно лишь через страдание.

Почему Соня принимает преступление Родиона близко к сердцу

Согласно мысли Федора Михайловича, человеку необходимо ощущать ответственность не только за свои поступки, но и за любое зло, творимое в мире. Именно поэтому Соня чувствует, что в преступлении, совершенном Родионом, есть и ее вина. Она принимает поступок этого героя близко к сердцу и разделяет его нелегкую судьбу. Раскольников решается открыть свою страшную тайну именно этой героине. Ее любовь возрождает его. Она воскрешает Родиона к новой жизни.

Высокие внутренние качества героини, отношение к счастью

Образ Сонечки Мармеладовой является воплощением лучших человеческих качеств: любви, веры, жертвенности и целомудрия. Даже будучи окруженной пороками, вынужденная отдать в жертву собственное достоинство, эта девушка сохраняет чистоту своей души. Она не теряет веру в то, что в комфорте нет счастья. Соня говорит, что "человек не родится для счастья". Оно покупается страданием, его надо заслужить. Падшая женщина Соня, загубившая свою душу, оказывается "человеком высокого духа". Эту героиню можно поставить в один "разряд" с Родионом. Однако она осуждает Раскольникова за презрение к людям. Его "бунта" Соня не может принять. А ведь герою казалось, что его топор был поднят и во имя нее.

Столкновение Сони и Родиона

По мысли Федора Михайловича, эта героиня воплощает русскую стихию, народное начало: смирение и терпение, и к человеку. Столкновение Сони и Родиона, их противоположные мировоззрения являются отражением внутренних противоречий писателя, тревоживших его душу.

Соня надеется на чудо, на бога. Родион же убежден в том, что бога нет, а чуда ждать бессмысленно. Этот герой раскрывает перед девушкой тщетность ее иллюзий. Раскольников говорит о том, что ее сострадание бесполезно, а ее жертвы безрезультатны. Вовсе не из-за позорной профессии является грешницей Сонечка Мармеладова. Характеристика этой героини, данная Раскольниковым во время столкновения, не выдерживает никакой критики. Он считает, что ее подвиг и жертвы напрасны, однако в конце произведения именно эта героиня возрождает его к жизни.

Способность Сони проникнуть в душу человека

Загнанная жизнью в безвыходное положение, девушка пытается предпринять что-то и перед лицом смерти. Она, подобно Родиону, действует согласно закону свободного выбора. Однако, в отличие от него, она не потеряла веру в человечество, что отмечает Достоевский. Сонечка Мармеладова - героиня, которой не нужно примеров, чтобы понять, что люди добры по своей природе и заслуживают самой светлой доли. Именно она, и только она, способна сострадать Родиону, поскольку ее не смущает ни уродливость его социальной судьбы, ни физическое уродство. Соня Мармеладова проникает в суть души через ее "коросту". Она не спешит никого осуждать. Девушка понимает, что за внешним злом всегда таятся непонятные или неизвестные причины, которые привели ко злу Свидригайлова и Раскольникова.

Отношение героини к самоубийству

Эта девушка стоит вне законов мира, терзающего ее. Ее не интересуют деньги. Она по собственной воле, желая прокормить свою семью, пошла на панель. И именно по своей несокрушимой и твердой воле она не покончила жизнь самоубийством. Когда перед девушкой встал этот вопрос, она тщательно обдумала его и выбрала ответ. В ее положении самоубийство было бы эгоистическим поступком. Благодаря ему она была бы избавлена от мучений и позора. Самоубийство вытащило бы ее из "зловонной ямы". Однако мысль о семье не позволила ей решиться на этот шаг. Мера решимости и воли у Мармеладовой намного выше, чем предполагал Раскольников. Для того чтобы отказаться от самоубийства, ей необходимо было больше стойкости, чем для того, чтобы совершить этот поступок.

Разврат для этой девушки был горше смерти. Однако смирение исключает самоубийство. В этом раскрывается вся сила характера этой героини.

Любовь Сони

Если определить одним словом натуру этой девушки, то слово это - любящая. Любовь к ближнему у нее была деятельной. Соня умела отзываться на боль другого человека. Это особенно проявилось в эпизоде признания Родиона в убийстве. Это качество делает ее образ "идеальным". Приговор в романе произносится автором с позиций этого идеала. Федор Достоевский в образе своей героини представил пример всепрощающей, всеобъемлющей любви. Она не знает зависти, не хочет ничего взамен. Эту любовь даже можно назвать невысказанной, ведь девушка никогда не говорит о ней. Однако это чувство переполняет ее. Только в форме поступков оно выходит наружу, но никогда не в форме слов. Безмолвная любовь становится от этого только прекраснее. Перед ней преклоняется даже отчаявшийся Мармеладов.

Перед девушкой падает ниц и сумасшедшая Катерина Ивановна. Даже Свидригайлов, этот вечный развратник, уважает за нее Соню. Не говоря о Родионе Раскольникове. Этого героя ее любовь исцелила и спасла.

Автор произведения путем размышлений и нравственных исканий пришел к мысли о том, что любой человек, обретающий Бога, по-новому смотрит на мир. Он начинает переосмысливать его. Именно поэтому в эпилоге, когда описывается нравственное воскрешение Родиона, Федор Михайлович пишет, что "начинается новая история". Любовь Сонечки Мармеладовой и Раскольникова, описанная в конце произведения, - самая светлая часть романа.

Бессмертный смысл романа

Достоевский, справедливо осудив Родиона за его бунт, оставляет победу за Соней. Именно в ней он видит высшую правду. Автор хочет показать, что страдание очищает, что оно лучше, чем насилие. Вероятнее всего, в наше время была бы изгоем Сонечка Мармеладова. Образ в романе этой героини слишком далек от норм поведения, принятых в обществе. И далеко не каждый Родион Раскольников будет сегодня страдать и мучиться. Однако до тех пор, пока "мир стоит", всегда живы и будут жить душа человека и его совесть. В этом и состоит бессмертный смысл романа Достоевского, которого по праву считают великим писателем-психологом.

Я хочу, чтоб жили лебеди,
И от белых стай
Мир добрее стал…

А. Дементьев

Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души», - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие и сострадание? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Все это мы понимаем благодаря великим русским писателям, их замечательным произведениям.

Поистине милосердными и сострадательными людьми являются герои романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Появление романа «Преступление и наказание» явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов. Свое произведение Достоевский обдумывал 15 лет. Еще в инженерном училище будущего писателя интересовала тема сильной личности и ее прав. В 1865 году, когда Достоевский был за границей, оформляется замысел будущего романа. В основе первоначального сюжета – драматическая история семьи Мармеладовых, затем на первый план выдвинулась история преступления, а центральной темой стала тема нравственной ответственности.

«Преступление и наказание» - идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по своему сюжету. В центре внимания писателя – страшная действительность России конца 19 века, с ее нищетой, бесправием, растлением и разобщением личности, задыхающейся от сознания собственного бессилия.

Главный герой романа, недоучившийся студент Родион Романович Раскольников, идет на страшное преступление – лишение жизни другого человека – под влиянием теорий, популярных среди молодежи 60-х годов 19 века. Родион – мечтатель, романтик, гордая и сильная, благородная личность, всецело поглощенная идеей. Мысль об убийстве вызывает у него не только нравственное, но и эстетическое отвращение: «Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..». герой задается вопросами: позволено ли совершать малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? У Раскольникова доброе и сострадательное сердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Читатель убеждается в этом, читая эпизод, в котором Раскольников блуждает по Петербургу. Герой видит страшные картины большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального тупика. Невыносимо тяжкая жизнь бедняков-тружеников, обреченных на нищету, унижение, пьянство, проституцию и гибель потрясает его. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем свою собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, дает деньги на похороны Мамеладова, с которым был едва знаком. Но герой понимает, что он не сможет помочь всем, будучи простым студентом. Раскольников приходит к сознанию собственного бессилия перед лицом зла. И в отчаянии герой решается «преступить» нравственный закон – убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Раскольников ищет могущества не из тщеславия, а чтобы действительно помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Милосердие и сострадание – вот те нравственные законы, которые подвигли Раскольникова на преступление. Герой жалеет всех: мать, сестру, семью Мармеладовых. Ради них он пошел на преступление. Герой хотел сделать счастливой свою мать. Она всю жизнь помогала своим детям, высылая сыну последние деньги, пытаясь облегчить жизнь дочери. Раскольников хотел избавить сестру, живущую в компаньонках у помещиков, от сластолюбивых притязаний главы помещичьего семейства. С Мареладовым Родион встречается в трактире, где Семен Захарович рассказывает о себе. Перед Раскольниковым предстает пьяница-чиновник, губитель собственной семьи, который заслуживает сочувствия, однако не снисхождения. Его несчастная жена вызывает у Раскольникова жгучее сострадание, но и она повинна в том, что хоть и «в болезни и при плаче детей не евших», а послала падчерицу на панель…да и вся-то семья живет ее позором, ее страданием. Вывод Раскольникова о подлости людей выглядит неотвратимым. Одно только застряло занозой в сознании героя: а в чем виновата Соня, отдавшая себя в жертву ради спасения сестер и брата? В чем виноваты они сами – этот мальчик и две девочки? Ради этих детей и всех других Раскольников решается на преступление. Он говорит, что детям «нельзя оставаться детьми». Герой втолковывает испуганной Соне: «Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь… Свободу и власть, а главное - власть! Надо всею дрожащей тварью, надо всем муравейником!..» О каких страданиях говорит Раскольников? Наверное об убийстве. Он готов переступить через себя, убив человека, чтобы последующие поколения жили в ладу со своей совестью.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям.

В романе практически каждый персонаж способен сочувствовать, сострадать и быть милосердным.

Сонечка преступает через себя для других. Чтобы спасти семью, идет на панель. У Сонечи находит любовь и сострадание, готовность разделить его судьбу, Раскольников. Именно Сонечке герой признается в своем преступлении. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого «пострадать», искупить свою вину перед Богом и людьми. Благодаря любви к героине и ее любви к нему Родион воскресает к новой жизни. «Сонечка, Сонечка Мармелладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного «ненасытимого» сострадания.

Сестра Раскольникова, Авдотья Романовна, которая, по мнению Родиона, «скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает», собирается замуж за Лужина. Авдотья Романовна не любит этого человека, но зато браком этим надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата и матери.

В этом произведении Достоевский показал, что нельзя совершать добро, опираясь на зло. Что сострадание и милосердие не могут ужиться в человеке вместе с ненавистью к отдельным людям. Тут либо ненависть вытесняет сострадание, либо наоборот. В душе Раскольникова происходит борьба этих чувств, и, в конце концов, побеждают милосердие и сострадание.

Герой понимает, что не сможет жить с этим черным пятном, убийством старушки, на совести. Он понимает, что он – «тварь дрожащая» и никакого права не имел на убийство. Любой человек имеет право на жизнь. Кто мы такие, чтобы лишать его этого права?

Милосердие и сострадание в романе играют значительную роль. На них строятся взаимоотношения почти всех героев: Раскольникова и Сонечки, Раскольникова и Дуни, Раскольникова и семьи Мармеладовых, Пульхирии Александровны и Раскольникова, Сони и Мармеладовых, Сони и Дуни. Причем милосердие и сострадание в этих отношения проявлялось с обеих контактирующих сторон.

Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества героев подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата герои смогли сохранить, пожалуй, самые важные человеческие качества - милосердие и сострадание.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» представляет читателю галерею персонажей, которые ие только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом содействуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности его теории, явившейся основной причиной преступления.
Одно из центральных мест в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными человеческими ценностями. Образ, суждения Сони заставляют заглянуть вглубь себя, помогают оценить то, что происходит вокруг нас.

Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она едва ли не принудила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить «духом и разумом», но должна кормить семью. Она пошла на грех, отважилась на то, чтобы продать себя. Но при этом она не требует и не ожидает никакой благодарности. Она ни в чем не винит Катерину Ивановну, она просто смиряется со своей судьбой. «... А взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают...» Соня закрывает лицо, так как ей стыдно, стыдно перед собой и Богом. Поэтому она редко и домой приходит, только лишь за тем, чтобы отдать деньги, она смущается при встрече с сестрой и матерью Раскольникова, неловко чувствует себя даже на поминках родного отца, где ее так бессовестно оскорбили. Соня теряется под напором Лужина, ее кротость и тихий нрав мешают постоять за себя.
Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Рас-кольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим Со-нечкину теорию - «теорию Бога». Девушка не может понять и принять идей Рас-кольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо само понятие «необыкновенный человек», так же как неприемлема возмож-ность преступить «закон «Божий». Для нее все - равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. «Убивать? Убивать-то право имеете?» - восклицает возмущенная Соня. Несмотря на свое благоговение перед Рас-кольниковым она никогда не примет его теорию.
Девушка ни разу не делает попытки оправдать свое положение. Она считает себя грешницей. В сил)" обстоятельств Соня, как и Раскольников, преступила нрав-ственный закон: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем», - говорит ей Раскольни-ков. Однако отличие между ними в том, что он преступил через жизнь другого че-ловека, а она - через свою. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она со-гласна нести с ним его крест, помочь придти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым, везде и всегда будет вместе с ним. А для чего ей это нужно? Ехать в Сибирь, жить в нищете, страдать ради человека, который с тобой сух, холоден, отвергает тебя. На это могла пойти только она, «вечная Сонечка», с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям. Достоевскому удалось создать неповторимый образ: проститутка, вызывающая уважение, любовь всех окружающих, - идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановне, и ее дети, и соседи, и каторжники, которым Соня безвозмездно помогает. Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: «Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере...»

На мой взгляд, судьба Сонечки окончательно убедила Раскольникова в ошибочности его теории. Он увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направ-лено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних. Соня, самоотвер-женная в своей преданности и семье, и любви, готова разделить участь Раскольникова. Она искренне верит, что Раскольников сможет воскреснуть для новой жизни.

Основа личности Сони Мармеладовой - это ее вера в человека, в неистребимость добра в его душе, в то, что сочувствие, самопожертвование, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир. Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский обрисовал антипод Раскольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был.

Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников — центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше.

С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель проникает постепенно. Выясняется, что Раскольников — «мономан», то есть человек, одержимый единственной идеей. Его мысли сводятся к одному: во что бы то ни стало он должен испытать в деле свою теорию деления людей на два «разряда» — на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных. Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в библейских заповедях и морали. «Высшие» — это «новые законодатели» для серой массы. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» — Наполеон Бонапарт. Сам Родион Романович вынужден начинать свой путь «высшего» с поступков совсем другого масштаба.

О Соне и ее жизненных обстоятельствах мы впервые узнаем из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова — ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми — жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня — его дочь от первого брака — живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье». Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».

Раскольников с Соней находятся на одном и том же бедственном жизненном уровне. «Будущий Наполеон» обитает на чердаке в убогой каморке, которую автор описывает такими словами: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Родион Романович дошел до крайней черты бедности, но в этом положении ему чудится странное величие: «Трудно было более опуститься и обнеряшиться; но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа».

Простым выходом из тяжелого финансового положения Родион Романович считает убийство. Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова. Прежде всего, он стремится проверить свою теорию и убедиться в том, что он — не «тварь дрожащая». Для этого нужно «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.

Жертвой этого морального эксперимента была выбрана злая старуха-процентщица Алена Ивановна. Ее Раскольников считает «вошью», которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Но, зарубив Алену Ивановну и ее сводную сестру Лизавету, Родион Романович вдруг обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям». Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы.

При этом Раскольников по-прежнему способен время от времени отвлекаться от своей богатой внутренней жизни и обращать внимание на происходящее вокруг него. Так, он становится свидетелем несчастного случая с Семеном Мармеладовым — пьяный чиновник попадает под лошадь. В сцене исповедования раздавленного и доживающего последние минуты Мармеладова автор дает первое описание Софьи Семеновны: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.

Это мирное мероприятие не обходится без скандала: Соню несправедливо обвиняют в краже. Несмотря на благополучный исход дела, Катерина Ивановна с детьми лишаются крова — их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос — она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» Материал с сайта

Несмотря на чуждые ему убеждения, Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба — отверженные. Он ищет у нее сочувствия, поскольку понимает, что его теория оказалась несостоятельной. Теперь Родион Романович предается извращенному удовольствию самоуничижения. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня — «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир — библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.

Важная черта для характеристики обоих персонажей: каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» — не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением — и каторжные отвечают ей взаимностью.

Закономерный вывод из взаимоотношений этой пары центральных героев романа: без жизненных идеалов Сони путь Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостную, логически завершенную систему образов. Взгляд на происходящее с двух существенно отличающихся точек зрения придает действию дополнительный объем и убедительность. Великому русскому писателю удалось не только вдохнуть в своих героев жизнь, но и привести их к благополучному разрешению самых тяжелых коллизий. Эта художественная завершенность ставит роман «Преступление и наказание» в один ряд с величайшими романами мировой литературы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • при каких обстоятельствах Раскольников познакомился с Соней Мармеладовой?Какую роль она сыграла в его жизни?
  • как раскольников рассказывает софье свою теорию
  • соня мармеладова и родион раскольников
  • чем сходны и различны образы раскольникова и сони мармеладовой
  • взаимоотношения раскольников и соня мармеладова