Пословицы и поговорки. Исследовательская работа " пословица недаром молвится "

Пословицы занимают важное место в культуре любого народа мира. Возникнув ещё в древности, они всегда несли в себе мудрость и многовековой опыт. Эти языковые обороты, ритмичные и лаконичные, наполненные глубоким смыслом, сопровождают нас на протяжении всей жизни. Чему учат пословицы? Попробуем докопаться до истины.

Общая характеристика

Пословицы - жанр фольклора, отражающий духовное состояние простых людей из народа, несущий накопленные ими знания. Они оформлены в короткие предложения. Пословицам присущи:

  • Ритмическая окраска.
  • Красивое звучание.
  • Меткое выражение мысли.
  • Поучение, наставление и юмор.

Суть пословиц - донести до будущих поколений полученный опыт. Поэтому, развиваясь интеллектуально и духовно, народ менял и свои изречения. Пословицы совершенствовались, к ним добавлялись новые слова, неся уже совсем иную смысловую нагрузку. Многие из них позаимствованы из произведений: русских народных сказок, Библии, басен, баллад, сказаний и былин.

Интересно, но первые пословицы появились ещё задолго до нашей эры. Они были распространены в Израиле, Египте, Греции и Римской империи. Древний философ Аристотель стал первым человеком, который сумел их классифицировать и обобщить в одном издании.

Пословицы о дружбе

Они учат нас тому, что друг - это не вещь, которую легко заменить. Настоящий товарищ - человек, испытанный в радости и горе. Он всегда придёт на помощь, подставит своё плечо, подаст руку. И даже если на горизонте появились новые знакомые и приятели, они никогда не заменят настоящего друга, что сопровождает вас всю жизнь. Например, эта мысль выражена в такой пословице: "Старый друг - лучше новых двух".

Быть настоящим товарищем - тяжёлый труд. Такие люди готовы отдавать, не получая ничего взамен. Они бескорыстны и надёжны. Их нужно ценить: если из-за предательства или сильной обиды близкий человек от вас отвернулся, его уже невозможно вернуть. Купить за деньги или другие материальные блага его любовь и уважение невозможно.

Говорят, что без настоящих товарищей существование теряет свои краски. Лучше жить без гроша за душой, но в окружении верных спутников и соратников. Например: "Не имей сто рублей, а имей сто друзей", "Дружба - сила", "Человек без друзей - сокол без полёта".

О труде

Русский народ всегда был работящим. Поле и скот, станки и машины, шахты и выработки - то, что стало частью жизни многих простых людей из глубинки, рабочих и крестьян. Поэтому свой накопленный жизненный опыт они трансформировали в крылатые выражения: "Под лежачий камень вода не течёт", "Терпение и труд всё перетрут". Они учат нас не лениться, а наоборот, стараться достигать максимальных результатов в своей профессии. Потому что только тяжёлая продуктивная работа - залог материального благополучия и достатка. доносят до нас многовековую мудрость: любое дело, даже черновое, нужно уважать. Независимо от того, чем занят человек, он заслуживает похвалы и признания, если, конечно, это занятие не аморальное, не вредит обществу и не имеет криминального оттенка.

Чужой труд нужно ценить. А самому, берясь за работу, не спешить. Потому что только усердие, старательность и внимание помогают сделать по-настоящему что-то полезное и красивое, качественное и долговечное: "Торопливый дважды одно дело делает", "Семь раз отмерь - один раз отрежь".

О Родине

Чему учат пословицы, в которых упоминается родной дом, отчизна? Конечно же любить их, ценить и уважать. Человек не выбирает себе семью и землю, на которой родился. Поэтому какой бы ни была твоя страна - бедной, непризнанной или угнетённой - её нельзя забывать, предавать, продавать за деньги. Об этом говорят такие пословицы: "Береги землю родимую, как мать любимую", "Худая та птица, что гнездо своё марает".

В народных изречениях показано, что сплочённая нация - сила, способная противостоять внешним угрозам, внутренним конфликтам, экономическим и политическим кризисам. Только объединив свои усилия, люди могут выстоять в тяжёлых испытаниях: "Когда народ един, он непобедим".

Пословицы говорят: даже пребывая на чужбине, человек тянется к своим корням. Никакие иностранные блага не заменят ему обычаи и традиции, любимые с детства, а обедая в ресторане деликатесами, он с ностальгией будет вспоминать бабушкины ватрушки и мамины блины. Например: "Чужая сторона - мачеха", "За морем теплее, а у нас светлее".

О добре и зле

Быть воспитанным, нравственным и честным - вот чему учат пословицы. В них часто упоминается, что человек должен хранить чистую совесть и добрые помыслы несмотря на разные искушения и "Следовать добру - подниматься в гору, почитать зло - падать в пропасть".

Если вокруг встречаются люди, у которых тёмная душа и плохие намерения, нужно быть к ним терпимыми. Жизнь их накажет без вашего участия, всё воздастся сторицей: "Добру расти, худу по норам ползти", "Горе тому, кто добра не делает никому".

Несмотря на жестокую действительность, нужно всегда оставаться позитивным и открытым. говорит: "Добрые дела два века живут". Поэтому нужно пройти путь на земле так, чтоб о тебе вспоминали только с любовью и уважением. Вот чему учат и зле. Они побуждают нас придерживаться моральных принципов и нравственных критериев.

Пословицы пользовались актуальностью в разные времена.

Таковым их восприятие остается и современными людьми. Они - понятны для разных категорий граждан, несмотря на глубину смысла и простоту конечного изложения.

Пословицы создаются народом, в них скрыта человеческая мудрость, опыт, наблюдательность. Из столетия и столетие они передавались устно, а потом и письменно. Отдельные пословицы были созданы в древние времена, вполне могли претерпеть изменения, однако, не потеряли свой смысл.

Многие народы имеют национальные пословицы. Убедиться в этом можно на web-сайт poslovitza.ru . Меткие фразы, которые складно выражают мысли разных поколений людей, ценятся за универсальность. Они могут дать ответы на разные вопросы, быть использованы в ситуациях, когда словарного запаса для объяснения собственного мнения не достаточно.

Зачем знать пословицы?

Учить пословицы крайне полезно. Ведь зная и умея применить их в нужный момент, человек:

  • показывает свой уровень образованности и культуры;
  • развивает память;
  • активизирует абстрактное мышление;
  • увеличивает словарный запас и украшает речь;
  • изучая пословицы других народов в оригинале может совершенствовать знание иностранного языка;
  • имеет возможность лаконично излагать свою позицию.

В чем отличительные особенности пословиц?

  1. Это мудрое народное изречение, которое ценится за свою лаконичность и точность.
  2. Чтобы понять поучение, нужно быть вдумчивым и внимательным читателем. Выбросить из пословицы нельзя ни одно слово. Иначе смысл ее будет изменен или вовсе не понятен.
  3. Это очень короткая альтернатива сказке. Литературный рассказ длиннее, в нем герои совершают хорошие и плохие поступки, на которых учатся дети и взрослые.
  4. Выступает в качестве ценного совета, однако, далеко не всегда мы следуем ему. Чтобы понять пословицу, нужно глубоко в нее вникнуть.

Пословицы являются частью истории, они разрешают понять мышление людей. Такие поучительные советы помогут лучше узнать народ. Однако для этого понадобится понять их смысл.

Как учить пословицы?

Выучить сразу все поучения даже одного народа будет крайне сложно. Поэтому уместно каждый день запоминать одну или несколько пословиц. Их нужно регулярно повторять, а после закрепления, пополнять запас новыми. Это отличный вариант для изучения иностранного языка.

Польза от коротких и поучительных фраз – пословиц, веками создающихся и передающихся народами, огромна. Глупый учится на своих ошибках, а умный – на чужих. Это подсказки, которыми нужно уметь пользоваться.

Пословицы русского народа отличаются меткостью и образностью. В краткой, лаконичной форме они выражают огромную мудрость, заставляют задуматься, развивают представления о родной культуре. Изучать пословицы начинают еще в школе. И одним из заданий в 5 классе может быть такое:

Задание актуально на уроках обществознания, когда ученики вместе с учителем изучают ценность времени и способы организации свободного времени в частности. Подходящими пословицами в данном контексте становятся выражения, которые содержит ключевые слова «дело», «безделье», «лень», «праздность», «веселье», «скука».

Пословицы учат использовать свободное время рационально: не лениться, долго не спать, не сидеть сложа руки даже в минуты отдыха. Словом, надо отдыхать весело, активно и с пользой. Народные высказывания, которые относятся к данной теме, мы поделили на смысловые группы с описанием того, чему они учат:

Пословицы о том, что в свободное время нельзя лениться и тратить время впустую:

И камень лёжа мохом обрастает.

Тот, кто понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
Много спать - мало жить: что проспано, то прожито.
С лодырем поведешься - горя наберешься.
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Обуяет лень, проживешь, как пень.
Всю ночь собака пролаяла на месяц, а месяц того и не знал.
Он бьет баклуши, а ты развесил уши.
Ветряная мельница да баба-бездельница мелют без устали.
Хоть в пень колотить, лишь бы день проводить.
Бездеятельность - сестра болезни.
Нет тяжелее бремени, чем безделье.
Лениться да гулять - добра не видать.
Праздная молодость - беспутная старость.
Праздный живет - только небо коптит.
Не учи безделью, учи рукоделью.
От нечего делать и таракан на полати лезет.
День да ночь - и сутки прочь: так и отзваниваем.
До обеда проспали, встали да обедать стали.
Лежит на боку да глядит за Оку.
От безделья собака на ветер лает.
Лежит лежень до вечера - и поесть нечего.
Лежит себе и поплевывает в потолок.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.

Время - это большая ценность, и его нужно беречь:

Всякой вещи свое время.
Всему своё время.
Крупицу золота можно найти, крупицу времени - никогда.
Минутка час бережёт.
Век долог, а час дорог.
Часом опоздал, годом не вернёшь.
День да ночь - сутки прочь.
И у самого длинного дня есть конец.
День долог, а век короток.
Век долог, а час дорог.
Много дней впереди, много и позади.

Свободное время нужно проводить весело и интересно, без скуки:


Под лежачий камень и вода не течёт.
Скучен (долог) день до вечера, если делать нечего.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
От скуки бери дело в руки.
Со скуки пропадешь.
Хорошо в гостях, кому дома скучно.
От скуки одуреешь.
Нет лучше веселья, когда сердечная радость.
Мешай дело с бездельем, проводи век с весельем.
Веселому жить весело.
Есть время работать, есть и веселиться.
Умей дело делать - умей и позабавиться.
Кто весел, а кто и нос повесил.
Когда живется весело, и работа спорится.
Кто умеет веселиться, того горе боится.
Сердце веселится, и лицо цветет.
Радуйся, веселись, пока ноженьки не свелись.
Кто людей веселит, за того весь свет стоит.
Пока молод - весел; старость придет - веселье на ум не пойдет.
Работа веселье любит.
Не бойся того, кто песни поет, а бойся того, кто дремлет.
Веселому и одному не скучно.
У мрачного веселье скучно, у веселого и скука весела.
У наших ворот всегда хоровод.
Веселье - от всех бед спасенье.
Гуляй, пляши, да не убей души.
Живи не скупись, с друзьями веселись.
Гуляй, но время не теряй.
Веселись, да дело разумей.
На вас глядя, сердцем веселеешь.
Гармонюшка-матушка лучше хлеба-батюшки.
С гармошкой лучше работа спорится.
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
Играй, играй, да дело знай.

Время нужно проводить активно, в движении, с пользой для здоровья:

Не поддавайся, не ложись; а сляжешь – не встанешь.
Баня – мать вторая. Кости распаришь, все тело направишь.
После обеда полежи, после ужина походи!
Тит, поди молотить! – Брюхо болит. – Тит, поди кисель есть! – А где моя большая ложка?
Движение приносит благодать.
Двигайся больше – проживешь дольше.
Сколько ни бежать, а не миновать отдыхать.
Два часа собирается, два часа умывается, час притирается, сутки одевается.

В свободное время можно выполнять работу по дому, наводить порядок:

Хозяином дом стоит.
Не та хозяйка, что много говорит, а та, что щи варит.
Хозяйка в дому, что пчела в саду.
Хозяйка лежит - весь дом лежит, хозяйка с постели - весь дом на ногах.
Без хозяина двор плачет, а без хозяйки - изба.
Не будь красна и румяна, а чтобы по двору прошла да кур сочла.
Хочешь быть сыт, садись подле хозяйки.
Хозяйство водить - не разиня рот ходить.
Хозяйство вести - не бородой трясти.
Чистота - залог здоровья.
Чистые сапоги быстрее ходят.
Что на месте лежит, то само в руки бежит.
Соблюдай порядок - сон будет сладок.
Где порядок - там удача.
Всему своё время и своё место.
Порядок бережет время.
Порядок дела не портит.
Коли порядка нет, и за столом с пустой ложкой останешься.
Кто аккуратен, тот и людям приятен.
У неряхи да непряхи нет и путной рубахи.
Пошел неряшка, распустя рубашку.

В свободное время можно заботиться об окружающей среде, животных и птицах:

Не жди от природы милости, сам садочек сади, сам и вырасти.
Жизнь дана на добрые дела.
Дерево скоро садят, да не скоро с него плод едят.
Каков сад, таковы и яблоки.
У хорошего садовода хороший сад.
Хорош садовник - крупен крыжовник.
Не мудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить.
Растение - земли украшение.
Покорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом.
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.

Пословицы о том, что всему свое время. Нужно не только отдыхать и веселиться, но и трудиться:

Делу - время, потехе - час.
Праздность – мать пороков.
Без дела жить – только небо коптить.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Потерял минуту - потеряешь и час.
Всему своё время.
Проленишься, так и хлеба лишишься.
Труд чловека кормит, а лень портит.
Беспечный пьет воду, а заботливый- мед.
Веселая голова живет спустя рукава.
Иван в дудку играет, а семья с голоду умирает.
Парень игроват, да на деле плоховат.
Игра игрою, а дело делом.
Дело вести - не лапти плести.
День хвалится вечером.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Умей работать, умей и веселиться.
От лишнего веселья работа тоскует.
Денежная игра не доведет до добра.
Играй, да не заигрывайся.
Девка игрива, да работать ленива.
Мозолистые руки не знают скуки.

леньтрудчеловек

Пословиц огромное множество, все они учат человека беречь сво драгоценное время, ведь оно - это самое ценное, что мы упускаем каждый день. Некоторые примеры таких пословиц могу вам привести, например:

Первая пословица, которая приходит в голову -Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Эту рекомендацию я и в жизни использую)

Так же всем известная -Делу-время, потехе-час.

Деньги пропали -наживешь, а вот время не вернешь.

Час упустишь, годом не наверстаешь.

Об этой теме много пословиц есть (и долго можно говорить) вот сейчас у меня в голову пришли эти:

Делу - время, потехе - час.

Но есть другие очень мудрые и хорошие, для Вас я искала в интернете и нашла некоторые из них:

Надеюсь смогла найти то, что Вам нужно было.

Как известно, пословица- это результат народного творчества. Несколько веков назад, когда о телевизорах, мобильных телефонах даже и не мечтали, все люди были тружениками. Работали на земле, делали работу по хозяйству. Все нужно было успеть. Отдыхали мало, работали много. Думаю, именно тогда возникла пословица Делу - время, а потехе - час. Ведь если все время отдыхать, то и семью не прокормишь. Но, если человек хорошо поработал, то почему бы и не отдохнуть.

А если, например, какой-то праздник:все отдыхают, гуляют…Взять тот же Новый год. Тогда какая уже там работа? Отсюда и пословицы: Всякой комедии, как и всякой песне, - сво время и своя пора, Всему свое время.

Если человек сильно занят (каждодневные деловые встречи, поездки, принятие важных решений) и его, вдруг,отвлекают какой-то ерундой. Причем, занимая много времени. Согласитесь, не очень приятно? Даже если это 5 минут, за это время можно сделать пару звонков, дать несколько поручений, заполнить ежедневник. Пословица Время - деньги именно о подобных ситуациях.

Все мы знаем, если нам интересно - время летит незаметно. Если скучно - наоборот. Именно об этом пословица Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.. А если Вы еще и с любимым человеком проводите время, когда пословица Счастливые часов не наблюдают именно про Вас.

Берегите свое время! Не тратьте впустую. Ведь, как известно Потерянный час годом не нагонишь.

Работа не волк, в лес не убежит.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Сделал дело - гуляй смело.

Делу - время, потехе - час.

Порядок бережет время.

Много пословиц есть на тему работы и досуга, но большинство их противопоставляет понятия труда и отдыха, а о том, как провести свободное время не впустую, а с пользой, сложено не так уж и много поговорок. Наиболее распространнная из них - это, конечно, совет не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня - т.е., если появилось свободное время, нужно посвятить его несрочным, но обязательным делам. Также можно назвать следующие пословицы:

Времени порой очень не хватает, а простое лежание на диване не принесет настоящего отдыха. Занимаясь делами поочередно, попутно узнавая что-то новое, человек время даром не теряет и потом он уже не пожалуется, что не хватает времени.

И вот пословицы

Не откладывай на завтра то,что можешь сделать сегодня….Делу время -потехе час…Книгу читать скуку не знать…

существует множество пословиц, с некоторыми можно согласится с некоторыми нет, поскольку их создали начальство чисто для мотивации подчиненных.

Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Например вот нашел такие:

  1. Лучше поздно, чем никогда - русская пословица.
  2. Надо много времени, чтобы лист шелковицы превратился в шелк - вьетнамская пословица.
  3. Ждать - не устать, было б чего искать - русская пословица.
  4. Делу время - потехе час - русская пословица.
  5. Охраняй прошлое, но знай и новое - - таджикская пословица.
  6. Иное время - иное бремя - русская пословица.
  7. Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь - русская пословица.

Ну и другие конечно я смог перечислить только мизерную часть тех пословиц, которые известны про использование свободного времени.

1)Делу - время, потехе - час.

2)Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

3)Береги секунду - с нее начинается выигрыш времени.

4)Порядок бережет время.

5)Упустишь минуту - потеряешь час.

Пословицы и поговорки, в которых сконцентрирована и заключена народная мудрость, призывают беречь время и не откладывать на потом то, что можно сделать сегодня, призывают беречь и ценить время, рационально его использовать.

Есть очень много пословиц на эту тему.Их не посчитать.Вот небольшая часть из них:

1) Порядок бережет время.

2) Упустишь минуту - потеряешь час.

3) Береги секунду - с нее начинается выигрыш времени.

4) Делу - время, потехе - час. (русская пословица)

5) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

6) Делу время - потехе час(русская пословица)

7) Сделай дело и гуляй смело (русская пословица)

8) Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь.(русская пословица)

9) От всего плохого есть два лекарства: одно - время, другое, на вес золота, - молчание.(французская пословица)

10) Ждать - не устать, было б чего искать. (русская пословица)

11) Что хорошо для вторника, не всегда можно использовать в среду.(польская пословица)

12) Надо много времени, чтобы лист шелковицы превратился в шелк (вьетнамская пословица)

Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Исследовательская работа

«Пословица недаром молвится»

Опалева Софья

4-а класс, 10 лет

Руководитель:

Велигура Елена Николаевна

учитель начальных классов

НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

п. Салым 2015

Пословица недаром молвится

Опалева Софья Владимировна, Тюменская область, Нефтеюганский район, с. п. Салым, НРМОБУ «Салымская СОШ № 1», 4-а класс, 2015г.

Руководитель: Велигура Е.Н.., учитель начальных классов НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

Аннотация

Проблема. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культура личности не только коллектива, но и каждого человека.

Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.

Изучению малых фольклорных жанров в школе уделяется немного внимания. Между тем пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников.

Гипотеза: возможно, изучив пословицы и поговорки мы обогатим свою речь, чувства, изменим отношение к окружающему миру.

Объект:

Предмет: работа над пословицами и поговорками, формирующими речь и систему ценностей в жизни каждого ребенка.

З адачи: изучить литературу по данной теме; изучить историю происхождения пословиц и поговорок и их отличие друг от друга4 систематизировать их по тематике; провести анкетирование обучающихся 4-х классов (знаете ли вы пословицы и поговорки).

Методы: Сбор и обработка информации по литературным источникам; метод сравнения; анкетирование; анализ результатов.

Вывод: Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, о том, что знание пословиц и поговорок обогащает человека и его чувства, развивают речь, формируют жизненные ценности и отношение к окружающему миру.

Содержание

Введение

Анализ пословиц и поговорок

Заключение

Литература

Приложение

Введение

"Какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!"

А.С. Пушкин

С самого раннего детства я слышала от своей мамы и бабушки коротенькие выражения, очень похожие на стишки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Позже я узнала, что это пословицы-самый распространенный жанр русского фольклора. На уроке русского языка мы создавали проект « Пословицы и поговорки». Меня очень заинтересовала эта тема, я решила продолжить изучения этого вопроса, выполнив исследовательскую работу «Пословица недаром молвится».

Актуальность исследования: современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.

Цель: доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи; они являются прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.

Задачи:

    изучить литературу по данной теме;

    изучить историю происхождения пословиц и поговорок; их отличие друг от друга;

    систематизировать их по тематике;

    провести анкетирование обучающихся 4-х классов «Знаете ли вы пословицы и поговорки».

Гипотеза: возможно, изучив пословицы и поговорки, мы обогатим свою речь, чувства, изменим отношение к окружающему миру.

Объект: русские пословицы и поговорки

Предмет: работа над пословицами и поговорками, формирующими речь и систему ценностей в жизни каждого ребенка

Методы: сбор и обработка информации по литературным источникам; метод сравнения; анкетирование; анализ результатов.

Пословицы и поговорки как жанр фольклора

Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому.

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. В текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение. Пословицы и поговорки нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.

Возникновение пословиц и поговорок

Возникновение пословиц и поговорок относится к глубокой древности, они сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках.

Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа.

Отличие пословиц от поговорок

Точного определения пословицы и поговорки не дает никто. Существует множество мнений по этому поводу. Но в одном эти мнения сходятся: пословицы и поговорки это вершина народной мудрости, которая отображает действительность, проверенную многовековым опытом поколений, историей каждого народа.

Пословица - это жанр фольклора, краткое изречение с поучительным смыслом. Пословицы советуют, рекомендуют, высказывают опасения, предостерегают, предупреждают, успокаивают, высмеивают. Пословица представляет собой предложение, несущее практическое указание.

Пословицы обычно состоят из двух частей: «Землю красит солнце, а человека- труд». Часто эти части рифмуются.

Поговорка – образное выражение какого-либо явления в жизни.

Если пословица коротенькая притча, то поговорка ничего не обобщает, никого не поучает, только намекает и является частью суждения «В ступе воду толочь».

Чем же пословица отличается от поговорки?

Отличительная черта пословицы – законченное умозаключение.

Главное отличие поговорки – это отсутствие законченного суждения, это устоявшаяся фраза или словосочетание.

Различие нам подсказывает опять народ: «Поговорка – цветок, пословица – ягода».

Часто случается так, что одно слово может превратить поговорку в пословицу

Поговорка

Пословица

Чужими руками жар загребать

Чужими руками жар загребать легко

Воду в ступе толочь

Воду в ступе толочь - вода и будет

Анализ пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.

Пословицы и поговорки славят усердие, труд, мастерство, терпение, характеризуют ум и смекалку и высмеивают лень, хвастовство и глупость; прославляют любовь и дружбу. В пословицах и поговорках даже описывается красота. Много замечательных русских пословиц и поговорок подарил нам народ о Родине, о книге.

Пословицы и поговорки учат отличать добро от зла, правду от лжи, «Правда светлее солнца», «Добрый скорее дело делает, чем злой». Очень мудро народ в пословицах и поговорках подмечает приметы погоды, особенности времен года «Декабрь год кончает, зиму начинает». Пословицы и поговорки, говорят о мудрости народа, о его опыте. Такие пословицы до наших дней не потеряли своего значения: «Куй железо пока горячо», «Лес рубят – щепки летят».

Трудно назвать какое-нибудь жизненное явление, которое не было бы затронуто в пословицах. ( Приложение 1)

Работая с пословицами и поговорками, я заметила, что они богаты различными художественно-изобразительными средствами: эпитеты (“Жизнь дана на добрые дела”, “Всякое дело мастера боится”, сравнения ("чужая душа – что темный лес"), метафоры, олицетворения ("ставить палки в колеса"), антитезы, т. е. противопоставления ("корень учения горек, да плод его сладок"), гиперболы ("из кожи вон лезть", "в трех соснах заблудиться"), что способствует богатой образной речи.

Организация практической работы

Практическая работа проводилась мною в два этапа. На первом этапе я попыталась выяснить у учащихся 4 классов, знают ли они пословицы и поговорки. Для этого, мы составили анкету (Приложение 2).

Анализ результатов анкетирования показал, что только 64% детей знают русские пословицы и поговорки, они правильно привели примеры. Самые употребляемые пословицы среди учащихся:

«Делу время - потехе час», « Сделал дело- гуляй смело», «Друзья познаются в беде». Поговорки в анкеты записали лишь немногие. Почти все ребята отметили, что они хотят больше узнать о пословицах и поговорках и,что они нужны и важны в нашей речи.

Результаты анкетирования показаны в диаграмме

На 2 этапе практической работы мы с классным руководителем провели внеклассное мероприятие « Час народной мудрости», (Приложение3) после которого ребята оставили свои отзывы (Приложение 4), а так же я составила сборник пословиц и поговорок, который подарила своим одноклассникам

(Приложение5).

Заключение

Работа с пословицами многому меня научила. Я научилась собирать народные изречения, относить их к определенной теме, раскрывать их смысл, понимать их обобщающий характер. Я поняла, зачем надо знать пословицы и поговорки?

Знание пословиц и поговорок обогащает человека и его чувства, развивает речь, формирует отношение к окружающему миру, способствует воспитанию эстетического вкуса, развивает память.
Они учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учебе, как относиться к матери, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.

Подводя итог нашего исследования, можно сказать, что, поставленная мною в начале исследования цель, достигнута.

В ходе работы над исследованием я пришла к выводу:
пословицы нужно знать и уметь их употреблять в речи. Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Литература

1.Волина В., Пословицы, поговорки, ребусы. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс,1997.–224с.

2.Даль В.И., Пословицы русского народа.

3.Зилин В.И., Спирин А.С., Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь. Изд. 2-е, М.,2005. – 544с.

4.Круглов Ю.Г., Русские народные сказки. М.: Просвещение, 1983. – 320с.

5.Новикова Е.Н., Лебедева А.Э., 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.- 272с.

6.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка.

7.Пословицы народов мира.

8.Степанов В., Русские пословицы и поговорки от А до Я: словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 240с.

Приложение 1

Тема

Пословицы и поговорки

Умозаключение

Труд

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Ничего в жизни не дается просто так, не идёт само в руки. В любом деле требуется усилие и усердие.

Ум

Ума палата

О том, у кого большие умственные

способности

Храбрость

Волка бояться, так и в лес не ходить

Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело; чтобы добиться какого-либо успеха, необходимо рисковать, действовать смело

Дружба

Друзья познаются в беде

Настоящий друг – это человек, который не оставит тебя в беде, всегда поможет в трудную минуту

Красота

Не в сказке сказать, не пером описать

О неописуемой красоте

Родина

Человек без родины, что соловей без песни

Соловей не может без песни,так и человек не может без Родины

Книга

Книга в счастье украшает, а в ненастье утешает

Книга помогает осознать переполняющие чувства, и понять самого себя

Приложение 2

Дорогие друзья! Просим вас ответить на несколько вопросов.

1. Знаете ли вы пословицы? Подчеркните: ДА НЕТ

Если ДА, приведите пример:

2. Знаете ли вы поговорки? Подчеркните. ДА НЕТ

Если ДА, приведите пример:

3. Интересно ли вам узнать больше о пословицах и поговорках

ДА НЕТ

4. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в нашей речи?

ДА НЕТ

Приложение 3

«Час народной мудрости»

Цели:

Обобщить знания учащихся о народных пословицах.

Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.

Разминка.

Продолжить пословицы и поговорки.

Что посеешь… (то и пожнёшь).

Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда).

Сделал дело … (гуляй смело).

В гостях хорошо … (а дома лучше).

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).

С кем поведёшься … (от того и наберёшься).

Готовь сани летом … (а телегу зимой).

Как аукнется … (так и откликнется).

За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь).

Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).

Сколько волка не корми … (а он всё в лес смотрит).

Первый конкурс : вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах.

1. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

2. Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

3. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

4. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

5. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

6. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

7. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

Второй конкурс: к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

1.Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).

Старого воробья на мякине не проведёшь.

2. Не ищи жареную колбасу в собачей конуре. (Немецкая пословица).

Ищи ветра в поле.

3. У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).

Язык – мой враг.

4. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).

Язык до Киева доведёт.

5. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

6. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

(Вьетнамская пословица).

Третий конкурс: вставить в пословицы пропущенные слова

Дареному... в зубы не смотрят. (Коню.)

Когда... на горе свистнет. (Рак.)

рубят – щепки летят. (Лес.)

Не..., так и не мычи. (Корова.)

Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец.)

Большому... – большое плавание. (Кораблю.)

Четвёртый конкурс: собери части пословицы.

Умей взять, умей и дать.

Старый друг лучше новых двух.

Едешь на день, бери хлеба на неделю.

Красна птица пером, а человек умом.

Не рой другому яму, сам в неё упадёшь.

Друга ищи, а найдёшь – береги.

Были бы кошки, а мышки будут.

Десять раз примерь, один раз отрежь.

Пятый конкурс : Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице.

Первый клин комом.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами с ушами.

Крутится как булка в колесе.

Не делай из муки слова.

Голода не бойся, по пояс мойся.

Шестой конкурс : необходимо подобрать по пословицы к тексту.

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала:……………………………

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел

……….

Седьмой конкурс: вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.

Семь раз примерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Семеро по лавкам.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ум хорошо, а два лучше.

Восьмой конкурс: «Отгадай пословицу"

Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы.

Коса – камень. Д. Нашла коса на камень.

Шило – мешок. Д. Шила в мешке не утаишь.

Язык – дело. Д. Не спеши языком, торопись делом.

Дело – мастер. Д. Дело мастера боится.

Труд – лень. Д. Труд человека кормит, а лень – портит.

Рефлексия:

Понравилось ли мероприятие?

Какое задание было самым интересным?

Пригодились вам знания о пословицах и поговорках?

Напишите отзывы о мероприятии?

Подведение итогов работы. Подсчет очков

Приложение 4

Мудрость народа хранится в Они делают нашу речь яркой и меткой, вносят характерные для нашего народа оттенки, украшают речь. Использование пословиц и поговорок в общении с ребенком развивает речь ребенка, замечать и понимать скрытый подтекст слов. Но, оказывается, использовать пословицы и поговорки можно не только для развития речи. помогают нам развивать очень важное для быстрого чтения свойство –

В нашей речи очень часто используются какие-то устойчивые фразы и обороты. И мы, встречая в тексте знакомую фразу, не дочитываем ее до конца, а просто пробегаем глазами. Зачем? Мы и так знаем, что будет дальше. Так получается благодаря уникальному свойству нашего мозга – антиципации. Что это такое?

Антиципация опирается на личный опыт человека. Если ребенок знает эти крылатые фразы, пословицы и поговорки , то встречая их при чтении, ему не надо будет вычитывать каждую букву и задумываться о смысле фразы. Все станет понятно с первых слов. Таким образом, с помощью антиципации ребенок прочтет фразу намного быстрее.

Кроме этого, упражнения на антиципацию фраз, требуют многократного прочтения текста, значит, ребенок лишний раз потренируется в чтении, незаметно для себя. Ведь у него нет установки «Читай», ему надо «найти», а это всегда интереснее, чем просто читать.

Как же можно играть с пословицами и поговорками, чтобы научить читать и повысить технику чтения?

Ремонт.

Мы берем любую знакомую ребенку пословицу и переставляем слова местами. Можно и не знакомую, но так, чтобы она была доступна для понимания ребенка. Ребенку надо отремонтировать предложение, переставить слова местами, чтобы получилась правильное предложение.

Например: Болото, всяк, своё, хвалит, кулик.

Нам, конечно, понятно, что это «Всяк кулик своё болото хвалит». А ребенку очень трудно составить предложение из разрозненных слов. Значит, надо научить, как это делается. Переставляем слова местами и читаем вслух до тех пор, пока не получится правильная фраза. Затем обязательно надо уточнить, как ребенок понимает эту фразу, и объяснить непонятные незнакомые слова.

Склей половинки.

Берем несколько пословиц и пишем их на отдельных листочках. А затем просто разрезаем пополам и перемешиваем половинки. Все игра готова. На один раз достаточно 4-6 пословиц. Ребенку объясняем, что кто-то перепутал половинки пословиц и надо их отремонтировать. Стоит обратить внимание, что начало пословиц написано с большой буквы. Значит, берем любую первую часть и подбираем к ней все «хвостики» по очереди. Ребенок прочитывает одно начало и все продолжения до тех пор, пока не получится правильная пословица. Получилась? Отложили ее в сторону. Теперь берем следующее начало пословицы (ориентируясь по большой букве) и подбираем продолжение к нему. Таким образом, мы восстанавливаем все предложения и выясняем смысл всех пословиц.

Можно просто напечатать или написать части в 2 столбика. Тогда ребенку надо соединить половинки линией.

Эти упражнения не требуют много времени, дети очень любят такие задания, ведь они интересны и часто получается очень весело, и в то же время, они очень полезны для развития