Картины и художники (топик по английскому). С какой целью художники вообще создают картины? И как понять, кому можно верить? “Портрет четы Арнольфини” Яна ван Эйка

Великие художники не только размашисто подписывали свои картины, но и рисовали скрытые автопортреты на своих творениях. Некоторые изощрялись настолько, что изображали себя в графине вина, другие просто рисовали себя в толпе, а один из них даже нарисовал себя в женской ипостаси.

“Вакх” Микеланджело Меризи да Караваджо

На картине “Вакх”, написанной в 1595 году Микеланджело Меризи да Караваджо, изображен античный бог виноделия, вдохновения и религиозного экстаза. Молодой парень с листьями и виноградными ягодами в волосах, томно протягивает зрителю неглубокий бокал вина, словно приглашая присоединиться к нему. Караваджо, создавая эту картину, хотел уйти от идеализированного образа античного бога — чтобы опустить Вакха на землю, художник изобразил у него грязь под ногтями, а также поставил рядом тарелку с гниющими фруктами.

Но вечная тема земного и божественного не единственное, чем эта картина так примечательна. После очистки полотна, при помощи рефлектографии, в отражении на стекле графина, в левом нижнем углу, обнаружили автопортрет Караваджо. Художник изобразил себя работающим за мольбертом. Также, после того как убрали слои пыли, стало возможным разглядеть на поверхности вина в чаше отражение лица Вакха.

“Поклонение волхвов” Сандро Боттичелли

Картину “Поклонение волхвов” Сандро Боттичелли написал приблизительно в 1475 году по заказу флорентийского банкира Гаспаре ди Дзанобе дель Ламы, члена гильдии искусств и ремёсел города Флоренции. Творение Боттичелли предназначалось для погребальной часовни в базилике Санта-Мария-Новелла.


Для многих искусствоведов эта картина примечательна тем, что на ней можно найти изображение целого ряда исторических персонажей. Например, художник изобразил своего заказчика справа в голубой мантии, указывающим на себя и смотрящим прямо на зрителя. Старший из волхвов, который склонился на колени перед младенцем, — это Козимо Медичи, основатель династии правителей Флоренции и дед Лоренцо Великолепного. В самом центре, спиной к зрителю, — мужчина в красной одежде, Пьетро Медичи, сын Козимо и отец Лоренцо. Сам же Лоренцо Великолепный изображен, как считают искусствоведы, в профиль, в черно-красной мантии. Слева, на переднем плане, скрестив руки на рукояти меча, стоит Джулиано Медичи, родной брат Лоренцо и возлюбленный , девушки, которая позировала Боттичелли во время создания картины “Рождение Венеры”. Ну и наконец, самый крайний справа молодой человек, который смотрит вам прямо в глаза, — автопортрет самого Боттичелли.

Картину можно увидеть во Флоренции, в галерее Уффици.

“Сад земных наслаждений” Иеронима Босха

“Сад земных наслаждений” — это триптих, написанный мастером гротеска Иеронимом Босхом (настоящее имя Ерун Антонисон ван Акен). Некоторые считают художника сюрреалистом XV века, другие уверены, что Босх был приверженцем катарской ереси , а третьи — что картины живописца отражают средневековые “эзотерические дисциплины”: астрологию, чёрную магию, и алхимию. Каждое полотно пропитано огромным количеством символов, которые тяжело считать нашим современникам.


На левой створке триптиха изображён Бог, который представляет Еву Адаму в безмятежном Раю. Посередине триптиха изображены сцены из сада наслаждений, где люди и фантазийные животные предаются мирским утехам. Ну а на правой части картины изображены сложные машины для пыток, чудовища и он сам, художник с телом, похожим на скорлупу, который ехидно улыбается всему этому Аду.

Картина хранится в музее Прадо в Мадриде.

“Страшный суд” Микеланджело

“Страшный суд” Микеланджело изображен на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской, главной темой которой стало второе пришествие Христа и апокалипсис, на протяжении четырех лет, с 1537-го по 1541-й. Искусствоведы считают, что это произведение завершило эпоху Возрождения и открыло новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.


У ног Христа Микеланджело поместил Варфоломея, которого можно узнать по ножу в руке. Он держит содранную кожу, на которой, как считают искусствоведы, художник нарисовал свой автопортрет. Некоторые уверены, что Варфоломей очень похож на Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оскорбившего его. Так художник видел свое искупление. Другие же считают, что Микеланджело изобразил себя на содранной коже в знак того, что он не хотел заканчивать фреску и исполнял этот заказ Папы под особым принуждением.

Фреску можно увидеть в Сикстинской капелле, в Музее Ватикана.

“Мона Лиза” Леонардо да Винчи

Созданная Леонардо да Винчи "Мона Лиза", наверное, самая обсуждаемая картина во всем мире. Сейчас она висит под непробиваемым стеклом в Лувре, а когда-то украшала ванную комнату Наполеона. В этом творении да Винчи засекречена тайна, которую искусствоведы никак не могут разгадать: некоторые предполагают, что ухмылка Джоконды — это улыбка беременной женщины, которая уловила движение плода, другие — что это улыбка возлюбленного Леонардо Джакомо Салаи, психиатры видят в выражении лица Моны Лизы шизофрению, а стоматологи уверены, что это улыбка беззубой женщины.


Еще одна из гипотез заключается в том, что изображенная девушка с ухмылкой — сам Леонардо да Винчи. Сравнение на компьютере анатомических особенностей лица художника и натурщицы показало, что геометрически они идеально совпадают. Вы сможете убедиться в этом сами, сопоставив Мону Лизу и автопортрет да Винчи, который художник выполнил в красном карандаше.

Картина находится в Лувре, в Париже.

“Афинская школа” Рафаэль Санти

Рафаэль Санти, создавая фреску “Афинская школа”, кого только не изобразил на ней: и вышеупомянутого Леонардо да Винчи в образе Платона, и Микеланджело в образе Гераклита, и Сократа, и Александра Македонского. Не забыл Санти и себя нарисовать рядом с живописцем Содомой, который начал работу над фреской до него. Всего на картине представлено свыше 50 человек.


Основная идея фрески “Афинская школа” — возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и науки. Кстати, именно эта концепция принадлежит к числу важнейших идей гуманистов. Рафаэль Санти под сводами Ватиканского дворца изобразил по сути идеальное сообщество мыслителей классической эпохи. В центре композиции находятся Аристотель и Платон, которые олицетворяют собой античную мудрость и представляют две школы философии.

Фреска находится в Ватиканском дворце.

“Портрет четы Арнольфини” Яна ван Эйка

“Портрет четы Арнольфини” Яна ван Эйка еще одна трудноинтерпретируемая картина Возрождения — споры о том, кто же изображён на ней, продолжаются и по сегодняшний день. Самая распространенная версия, что на полотне художник нарисовал купца Джованни ди Николао Арнольфини и его жену — предположительно, в их доме в Брюгге.

Но больше всего в этом произведении нас интересуют не персонажи переднего плана, а кто изображен в зеркале на стене, которое расположено на центральной оси композиции, прямо над руками персонажей. Если вы присмотритесь, то увидите фигуры со спины в красном и синем костюмах. Судя по силуэтам их одежды, это мужчина и женщина. К сожалению, черты их лиц невозможно разобрать. Большинство искусствоведов уверены, что надпись над зеркалом, которая гласит "Ян ван Эйк здесь был", прямо говорит о том, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник.

Картина находится в Лондонской национальной галерее.


*Русская живопись так же существенно отличается от европейской, как и литература. Точка зрения наших художников - все равно, литераторов или живописцев - на мир тенденциозная по преимуществу. Иван Николаевич Крамской

*Живопись по-своему длится. Мартин Хайдеггер

*Живопись - познание мира, доступное только долгому человеческому опыту. Одновременно мечта и память. И проникновение в науку ласк, которой пренебрегает пыл молодого любовника. Луи Арагон

*В живописи, как и в других жанрах искусства, нет ни единого приема, который можно было бы подогнать под словесную формулировку. Огюст Ренуар

*Человечество всегда дорожило теми художественными произведениями, где с возможной полнотой выражена драма человеческого сердца или просто внутренний характер человека. Часто изображения одного только характера бывает достаточно, чтобы имя художника осталось в истории искусства. Иван Николаевич Крамской
*Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить. Стендаль (Анри-Мари Бейль)

*Мир в конечном счете находится вокруг нас, а не перед нами. Глубина живописного изображения происходит неизвестно откуда, располагаясь, прорастая на полотне. Морис Мерло-Понти

*Последовательные действия не могут, как таковые, стать объектами живописи; она должна довольствоваться одновременными действиями или телами, которые своим положением заставляют предполагать действие. Готхольд Эфраим Лессинг

*Если картина возбуждает толки, и даже оживленные, значит, в ней есть же что-нибудь; стало быть, искусство может исполнять роль несколько более высшего порядка, чем украшение и забава жизни. Иван Николаевич Крамской

*Каждая картина должна быть единственной в своем роде и должна являться новым изображением в ряде представлений человеческого ума о мире. Анри Матисс

*"А то раз ворону на снегу увидел. Сидит ворона на снегу и крыло одно выставила, чёрным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал"
"Суть исторической картины - угадывание"Василий Иванович Суриков.

*О ходе работы Репина над картиной: "Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнёт писать по холсту словно в ярости какой-то"
"Что такое искусство? или поближе: что такое художники? Часть нации, свободно и по влечению поставившая себе задачею удовлетворение эстетических потребностей своего народа."
"..высшею судебною инстанциею для художника всегда было и будет то впечатление, которое выносят тысячи зрителей от картины".Иван Николаевич Крамской.

*"Каждый ученик летом должен писать этюды и в них со всех сторон изучать то, что он избрал своей специальностью; кроме того, как зимой, так и летом он должен иметь при себе записную книжку и альбом, чтобы приучиться зачерчивать в них все, что остановит на себе его внимание, а не полагаться на свою память и воображение... "
"Пейзаж должен быть не только национальным, но далее местным. Порукой всему сказанному будет мой долголетний опыт и все мое желание послужить родному пейзажу, и надеюсь, что придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников".И. Шишкин

*"Я хочу таким быть - беззаботным, в нынешнем веке пишут все тяжёлое, ничего отрадного. Я хочу хочу отрадного и буду писать только отрадное"Валентин Александрович Серов.

"Говорят: искусство не наука, не математика, что это искусство, настроения и что в искусстве ничего нельзя объяснить - глядите и любуйтесь. По-моему, это не так. Искусство объяснимо и очень логично, о нём нужно и можно знать, оно математично. В таком случае его можно и объяснить. Можно точно доказать, почему картина хороша и почему плоха "Николай Петрович Крымов

*"Живописец, изучающий разноцветность вещей природы, тем самым постигает их взаимоотношения, определяет нахождение вещи в мире, - т.е. бытие вещи"Кузьма
"Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения".Сергеевич Петров-Водкин

*"Время берет на себя труд заканчивать мои произведения".
"Цвет дополняет живопись украшениями, но она не больше чем придворная дама из свиты"
"Рисовать вовсе не значит просто делать контуры; рисунок не состоит только из линий. Рисунок - это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка".
"В каждой голове первое, что надо сделать, - это заставить говорить глаза".
"Только в природе можно найти красоту, которая является великим объектом живописи; там-то и надо ее искать и нигде более".
"Никаких угрызений совести, если вы копируете древних. Их произведения - это общее достояние, откуда каждый может брать то, что ему понравится. Они становятся нашей собственностью, когда мы умеем ими пользоваться, Рафаэль, неустанно подражая им, оставался самим собой".
"Больше решительности в применении красок, больше гибкости в тонах. Больше беспорядка в позах пажей; они слишком рассчитаны. Позолота более светлая в тенях и более нежная. В общем меньше симметрии".
"Никогда внешние контуры не должны углубляться... они выпуклые... Чтобы достичь совершенной формы, не следует прибегать к квадратным и угловатым объемам: надо создавать форму округлой и без выступающих внутренних деталей. Когда всего одна фигура в картине, ее надо моделировать рельефно и таким образом искать живописный эффект".
"Меня упрекали, и, быть может, справедливо, что я слишком часто повторяю свои композиции, вместо того чтобы создавать новые произведения. Вот каковы мои соображения на этот счет: большинство любимых мною по сюжету работ казались мне заслуживающими того, чтобы затратить труд и сделать их еще лучше, повторяя или лучше отделывая их, как это часто случалось с моими первыми картинами и, между прочим, с "Сикстинской капеллой". Когда художник в силу своей любви к искусству и затраченных им усилий имеет право надеяться оставить свое имя будущим поколениям, он неустанно будет стараться сделать свои произведения более прекрасными или хотя бы менее несовершенными. Примером для меня служит великий Пуссен, часто повторявший одни и те же сюжеты".
"Рисунок содержит в себе более трех четвертей того, что представляет собою живопись. Если бы мне надо было поместить вывеску над моей дверью, я написал бы: "Школа рисования", и я уверен, что создал бы живописцев".Энгр

*" Два-три тона взять точно вместе трудно, пять ещё труднее, а все точно взять, как ощущаешь своим глазом, - невероятно трудно. Воспитывай глаз сначала понемногу; потом пошире распускай глаз, а в конце все, что входит в холст, надо видеть вместе, и тогда, что не точно взято, будет фальшивить, как неверная нота в оркестре. Опытный художник всё видит одновременно, так же как хороший дирижёр слышит одновременно и скрипку, и флейту, и фагот, и прочие инструменты"
"Я люблю начинать с самых густых темных мест. Это не позволяет влезать в белёсость. Колорит будет насыщенный, густой."Константин Алексеевич Коровин

*"Использование всего диапазона силы света, предельно допускаемое всей палитрой, и использование всего регистра красок и цветовых оттенков возможно лишь на почве знания различных приемов техники.
Эти оттенки и насыщение цветосилой и светосилой в живописи находятся в большой зависимости от фактурной подготовки на каждом этапе работы.
Живопись, не дышащая в каждом своем цвете тысячью обогащающих его оттенков, есть мертвая живопись.
Энергия красок, так же как и энергия формы и экспрессии, несет в себе и энергию воздействия.
Ученическая, робкая, хотя и искренняя, но протокольная работа есть только азбука искусства. Лишь тогда, когда живописец в результате долгих исканий доходит до двух-трех решительных ударов кисти, просто и четко разрешающих проблему формы и цвета, появляется необходимая степень убедительности. Лаконизм в живописи, как и в речи, часто желателен как кратчайший путь к исчерпывающей ясности: он изгоняет на прямолинейном пути своем все сомнительное, запутывающее и перегружающее".К. Юон

*"Живопись - это сама жизнь. В ней природа предстает перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Поэзия неосязаема. Музыка неосязаема. Скульптура условна. Но живопись, особенно в пейзаже, это что-то реальное. Поэты, музыканты, скульпторы, я не хочу умалить вашу славу. Ваш жребий тоже прекрасен. Но да воздается каждому по справедливости!"
"Если мы бросим взгляд на окружающую нас обстановку, будь это пейзаж или интерьер, мы заметим, что между вещами, представляющимися нашему взору, существует своеобразная связь, созданная окутывающей их атмосферой и разнообразными отражениями света, которые, так сказать, вовлекают каждый предмет в некую общую гармонию"
"Какое чудо - восхищаться в живописи тем, чем в реальности не восхищаешься."
"Живопись - неболтливое искусство, и в этом, по-моему, ее немалое достоинство."
"Самый упрямый реалист все же вынужден, передавая природу, прибегать к известным условностям композиции или манеры. Если говорить о композиции, то он не может просто взять отдельный кусок или даже несколько кусков и сделать из этого картину. Надо вложить в нее идею, дабы представить зрителю что-то большее, чем случайное соединение не связанных между собой частей, без этого не было бы искусства. Когда фотограф снимает пейзаж, вы всегда видите лишь одну часть, вырезанную из целого; край картины тут столь же интересен, как центральная часть; вы можете лишь вообразить себе весь пейзаж - видите же вы только кусок, который как будто выбран случайно. Второстепенное здесь притязает на такое же внимание, как и главное; чаще всего это второстепенное прежде всего бросается в глаза и оскорбляет их. Требуется больше снисхождения к несовершенству воспроизведения в фотографическом снимке, нежели к созданию творческого воображения. Фотографии, которые производят наибольшее впечатление, - это те, в которых в силу несовершенства самого способа точной передачи оставлены известные пробелы, места отдыха для глаза, которые позволяют ему сосредоточить внимание лишь на небольшом числе предметов. Если бы глаз обладал силой увеличительного стекла, фотография была бы невыносима: мы замечали бы все листья на дереве, все черепицы на крыше, а на черепицах весь мох, всех насекомых и т. д. А что сказать о неприятных видах, какие порождает реальная перспектива, - менее неприятны они, пожалуй, в пейзаже, где части, выступающие вперед, могут быть увеличены, даже сверх меры, не оскорбляя зрения так, как это получается с человеческими фигурами! Самый упрямый реалист должен исправлять в картине эту негибкость перспективы, искажающую вид предметов именно в силу своей точности."
"Художники, не являющиеся колористами, занимаются раскрашиванием, а не живописью. Живопись, в собственном смысле слова, если речь идет не об одноцветных картинах, содержит в себе идею цвета как одну из необходимых ее основ наряду со светотенью, пропорцией и перспективой".Эжен Делакруа

*"Техника - это язык художника; развивайте её неустанно, до виртуозности. Без неё вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту."Павел Петрович Чистяков

*"Бог - Неизмеримое, и я чувствую Его в себе. Только в него я верю. Я не верю ни в то, что я осязаю, ни в то, что вижу. Мой мозг, мой разум кажутся мне лишь краткой сомнительной реальностью. Только моё внутреннее чувство я считаю вечным и определённым".
"Обратитесь к великим мастерам. Они учат нас не создавать бедного искусства...."
"Цвет должен быть продуман, вдохновлён, вымечтан".
"Вся ценность моих работ состоит в том, что я приоткрыл для них дверь, ведущую к таинству. Я сочинил образы, и теперь они должны развиваться сами"
"Небо сквозь ветки, это - жемчуг и драгоценные камни"
"Живопись - это страстное молчание."Гюстав Моро

*"Весь секрет - в общей светосиле. Свет исходит как бы изнутри самого холста. Посмотри на венецианцев, у них всё залито единым светом, причём как будто художник пишет одной краской. Почему же, всё-таки, внутри единого золотого колорита возникает ощущение красной драпировки или зелёной листвы? Тициан только тень насыщает цветом, а свет на всей картине пишет практически одной краской, одним тоном. Сохраняется одновременно плоскость картины, глубина и игра света!"Николай Михайлович Ромадин

*"Когда пытаешься добросовестно следовать за великими мастерами, видишь, что в определённые моменты все они глубоко погружаются в действительность. Я хочу сказать, что так называемые творения великих мастеров можно увидеть в самой действительности, если смотреть на неё теми же глазами и с теми же чувствами, что они... Действительность - вот извечная основа подлинной поэзии, которую можно найти, если искать упорно и вскапывать почву достаточно глубоко..."Ван Гог

*"Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц?"
"Живопись - занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует."
"Зачем пытаться понять искусство? Вы же не пытаетесь понять, о чем поет птица..."
В студию Пикассо пришла миллионерша. 3аинтересовалась картиной, написанной в кубической манере:
- А что здесь нарисовано?
- Двести тысяч долларов - ответил художник.

Когда у Пикассо спросили, почему он не украшает свой дом
своими же картинами, он ответил: "они мне не по карману!"

Я заканчиваю ваш портрет, - сказал Пикассо человеку, которого рисовал. - А теперь постарайтесь быть похожим на него.

Пикассо водит гостей по своей выставке.
- Это мой автопортрет. А это портрет моей жены.
- Надеюсь, у Вас нет детей?

"Художник - это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник - это человек, который продает то, что пишет"

"Есть художники, превращающие солнце в жёлтое пятно. Но есть и те, кто, используя своё искусство и ум, превращают жёлтое пятно в солнце"

"И среди людей больше копий, чем оригиналов." Пабло Пикассо

"Если бы мой муж когда-нибудь встретил на улице женщину, похожую на женщин с его картин, он бы тут же упал в обморок и потерял сознание."Госпожа Пикассо

*"Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист - это я"
"Написать картину - это либо легко, либо вообще невозможно"
"Когда я пишу картины, я чувствую себя сумасшедшим. Единственное различие между мною и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший."С. Дали

*Художник-иллюстратор Фаворский, когда делал иллюстрации к книгам, пририсовывал в уголке собачку. Когда редактор начинал возмущаться, к чему здесь собачка, тот каждый раз доказывал, что собачка просто необходима для данной иллюстрации. Но в итоге, покончив со спорами соглашался убрать собачку с картинки. Когда его спросили, зачем ты каждый раз рисуешь эту собачку, он ответил: "А если бы не было собачки, так он бы к чему-нибудь еще придрался" Фаворский

*"В сущности, нет ни прекрасного стиля, ни прекрасной линии, ни прекрасного цвета, единственная красота - это правда, которая становится зримой."О. Роден

*"Пейзажист может работать спокойно - природа никогда не настаивает на сходстве."Р. Г.де ла Серна

*"Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык."А. Матисс

*"Свет искусства окажет влияние на многочисленные сердца, озарит их новою любовью. Сначала это чувство будет неосознанным, но затем оно очистит человеческое сознание".С.Н. Рерих

*"Рисунок - не форма, но способ видения ее".Дега

*Произведение искусства - туман, изваянный в образ.
*Красота - не потребность, а экстаз. Это не образ, что вам хотелось бы видеть, и не песня, что вам хотелось бы слышать, но образ, который вы видите, даже если сомкнете глаза, и песня, которую вы слышите, даже если закроете уши.Д.Х.Джебран

*Художник – это человек, отвращающийся от действительности, потому что он не в состоянии примириться с требуемым ею отказом от удовлетворения влечений; он открывает простор своим эгоистическим и честолюбивым замыслам в области фантазии. Фрейд Зигмунд

*Хорошие художники создают, великие художники крадут, а настоящие художники – выполняют заказ вовремя... Джобс Стив

*Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пикассо Пабло

*Все имеют право меняться, даже художники. Пикассо Пабло

*Когда же ты поймешь,
Что ты не сын земле,
Но путник по вселенным,
Когда поймешь, что человек рожден,
Чтоб выплавить из мира
Необходимости и разума -
Вселенную Свободы и Любви, -
Тогда лишь Ты станешь Мастером. Максимилиан Волошин

*Художник - лжец, но искусство - правда.Андре Моруа

*Это было не весело и не грустно - это было прекрасно…Винсент Ван Гог

*Художник - это фокус сознания вещей и явлений, отраженных в нем.М.А.Волошин

* Автобиографии художников в тех местах, где рассказывается о том, как они добивались известности, обыкновенно бывают затянуты. Ульрих Эркенбрехт

* Антиклассическое искусство, если его вообще можно назвать искусством, просто искусство лентяев. Оно - доктрина тех, кто хочет создавать без труда и узнавать без учебы. Французский художник 19 в. Jean Ingres

* Бог - всего лишь другой художник. Он выдумал жирафа, слона, кота. У него нет устоявшегося почерка. Он просто продолжает пытаться создавать вещи. Пабло Пикассо

* В двадцать пять лет каждый может быть талантлив. Вся штука в том, чтобы быть талантливым в пятьдесят. Эдгар Дега, французский художник

* В наш век газеты пытаются заставить публику судить о скульпторе не по его скульптурам, а по тому, как он относится к жене; о художнике - по размеру его доходов, и о поэте - по цвету его галстука. Оскар Уайльд

* Во мне достаточно от художника, чтобы свободно рисовать в моем воображении. Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение объемлет мир. А.Эйнштейн

* Всякий социальный слой по-своему любопытен, и художник может с равным интересом изображать манеры королевы и привычки портнихи. М. Пруст

* Высшая похвала художнику - это когда перед его произведением забываешь о похвалах. Готхольд Лессинг

* Да, мадам, Природа [в картины - Д.Д.] закрадывается. Ответ художника J.A.McNeill Whistler"a, на фразу одной дамы, что некий ландшафт напоминает ей его картины

* Для художника XV века описание смертного ложа было таким же верным средством обрести популярность, как для художника XX века - описание ложа любовного. Олдос Хаксли

* Единственная похвала, которую должны делать художнику - это покупать его работы. Французский художник-импрессионист Пьер Ренуар
* Если внимательнее рассмотреть его работы, то заметно, что они выглядят как тщательно вычерченная траектория полета контуженой мухи. Марина Родна о картинах американского художника-абстракциониста Джексона Поллока

* Если во внешности женщины нет совсем ничего красивого, говорят, что у нее прекрасные глаза. Если художник вызывающе неталантлив - что он искренне предан своему делу. Критик Станислав Зельвенский о фотовыставке Стаса Намина

* Если вы хорошо выглядите и хорошо одеты, цель в жизни вам не нужна. Роберт Пант, американский художник-модельер

* Жажда наживы не создала еще ни одного художника, но погубила многих. Олстон

* Живопись - профессия слепых. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует, то, что значит для него увиденное. Пабло Пикассо

* Заботятся же у нас о творческой неудовлетворенности художников! Станислав Ежи Лец

* ИНТЕЛЛЕКТУАЛ – человек, который говорит сложно о простом; ХУДОЖНИК – человек, который просто говорит о сложном. Чарльз Буковски

* Истинный художник создает следующее произведение потому, что не доволен предыдущим. Дмитрий Шостакович

* Каждый художник, который изображает небо зеленым, а траву голубой, должен быть подвергнут стерилизации. Адольф Гитлер

* Когда мне приходится вышучивать природу, первое, что я пытаюсь сделать - это забыть, что видел хоть одну картину. Английский художник-пейзажист Джон Констейбл

* Когда я был ребенком, мама говорила мне: "Станешь солдатом – будешь генералом, станешь монахом – будешь Папой [Римским]". А я вместо этого стал художником и скатился до Пикассо. Пабло Пикассо

* Когда [художник] Диего Ривера протестовал против внесения изменений в свое настенное панно в Центре Рокфеллера, Нельсон Рокфеллер, по слухам, убедил его просто, сказав: "Это моя стена". Юджин МакКарти

* КОЛЛАЖ - хитроумный способ перенесения на холст разнообразных бытовых предметов, изображать которые обычным способом художнику не хочется. Марина Родна

* КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - искусство художников, которым кажется, что они выражают глубокие философские идеи абсолютно во всем, что делают, даже если все остальные не видят в этом вообще никаких идей. Марина Родна

* Лишь в неудаче художник познает свое подлинное отношение к творчеству, только после поражения полководец видит свои ошибки. С. Цвейг

* Любой портрет, нарисованный от души, это портрет художника, а не того, кто ему позировал. Оскар Уайльд

* Любой хороший художник, который стремится к созданию истинных шедевров, сначала должен суметь увести мою жену. Сальвадор Дали

* Мемуары - лучший источник информации. Читать их - одно удовольствие; к тому же вас ожидает приятный сюрприз: оказывается, большой художник не только наделен умелыми руками, но и способен вполне разумно мыслить без подсказки критика. Марина Дана Родна

* Мне всегда были подозрительны художники, достигшие успеха прежде, чем они умерли. Джон Марри Фицгиббон

* Настоящий художник - это камертон, он может брать только одну ноту - свою. Ольга Муравьева

* Настоящий эксперт, желая поддержать свою репутацию, сразу после смерти известного художника старается как можно быстрее издать полный каталог его произведений, после чего цены на них начинают неудержимо расти. Если какая-либо из работ художника не будет включена в этот капитальный документ, то впоследствии будет очень трудно доказать не только подлинность, но и само ее существование. Марина Родна

* Не надо особенно бояться приписывать художникам прошлого тот идеал, которого они никогда не имели. Восхищение невозможно без примеси иллюзии, и понимать совершенное произведение искусства - значит в общем заново создавать его в своем внутреннем мире. Одни и те же произведения по-разному отражаются в душе созерцающих. Каждое поколение ищет в созданиях старых мастеров новые эмоции. Самый одаренный зритель - тот, который находит, ценой нескольких удачных лжетолкований, самую нежную и самую сильную эмоцию. Поэтому человечество испытывает страстную привязанность главным образом к таким произведениям искусства и поэзии, в которых содержаться темные места, допускающие возможность различного понимания. А. Франс

* Некоторые становятся критиками, поскольку не способны быть художниками, тем же путем, каким человек становится доносчиком, поскольку не способен быть солдатом. Гюстав Флобер

* Некоторые художники рисуют цветы. Я рисую, что цветы думают. Сильвестр Сталлоне

* Образование гибельно для всякого, кто имеет задатки художника. Образование следует оставить чиновникам, и даже их оно склоняет к пьянству. Джордж Мур

* Понимаете, три четверти человечества думает больше о том, что им показывают, чем о том, как это сделано. Английский ладшафтный художник John Sell Cotman

* Почему бы искусству не быть красивым? В мире и без того полно неприятностей. Французский художник-импрессионист Пьер Ренуар

* Правда есть всегда, приходится выдумывать только ложь. Жорж Брак, французский художник

* Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию. Л.Н. Толстой

* Провел несчастное утро, сравнивая себя с Рафаэлем. Бенджамин Хейдон, английский художник, запись в дневнике

* Рафаэль получил заказ на роспись Ватикана не потому, что был великим художником, а потому, что его дядя был папским архитектором. Лорд Мелбурн, британский премьер-министр

* РЕАЛИЗМ - скрупулезное воспроизведение всех деталей изображаемого объекта. Предпринимается для того, чтобы каждый зритель понял, что именно хотел изобразить художник. Марина Родна

* Сегодня, как вы знаете, я знаменит и очень богат. Но когда я остаюсь наедине с самим собой, мне недостает мужества считать себя художником, в великом, античном смысле этого слова... Я всего лишь массовик-затейник, понимающий потребности своего времени. Пабло Пикассо в 1971 г.

* Ситуация здесь идеальная: банкиры говорят только о картинах, художники - только о деньгах. Неизвестный оценщик о художественных аукционах

* Слишком много пишут только плохие художники. А. Матисс

* Хорошая живопись как хорошая кухня: вкус почувствовать можно, а объяснить его нельзя. Французский художник и писатель Maurice de Vlaminck

* Хорошему художнику не надо называть картину, плохому – обязательно. Польская поговорка

* Хочет или не хочет художник, но все равно яблоко будет падать на землю. Кинорежиссер Андрей Кончаловский

* ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА - место, где молодые девушки коротают время между колледжем и браком. Американский художник Thomas Hart Benton

* ХУДОЖНИК - тот, кто делает ненужные людям вещи. Энди Уорхол
* Художник - это синтез теоретика и практика. Новалис
* ХУДОЖНИК -профессиональный эксгибиционист. Винсент Ван Гог

* Художник даже может подчас с изумлением обнаружить - как случилось с Миро в некой американской галерее - что все выставленные там под его именем работы - подделки. Хуже того, ему пришлось пережить еще большее потрясение, когда его потащили в суд, где он должен был доказывать, что он и есть тот самый Миро. Марина Родна

* Художник должен быть достоин высшего общества, и держаться от него подальше. Джон Раскин

* Художник должен начертить план свой с огнем, но выполнить его с хладнокровием. Иоганн Винкельман

* Художник думает рисунком. С. Дали

* Художник может хоть повесить свои картины, а писатель может только повеситься. Эдуард Дальберг (полное имя Джон Эмерих Эдуард Дальберг-Эктон)

* Художник никогда не бросает искусство, но бывает, что искусство бросает художника. Г. Козинцев

* Художник обязан быть тщеславным, но имеет право на скромность. Карл Краус

* ХУДОЖНИК – существо, ведомое демонами. Уильям Фолкнер

* Художника обидеть может каждый, зато художник - сразу всех! Неизв.

* Художники - это единственные в мире люди, которые живут по-настоящему. Остальным остается лишь надеяться попасть в рай. Американский художник John French Sloan

* Художники обязаны показывать нам, сколь хороша жизнь. Иначе у нас появились бы сомнения. Анатолъ Франс

* Художники поп-арта настойчиво изображают все то, что каждый хорошо знает, постоянно видит, и был бы только рад забыть. Марина Родна

* Художники, тонущие в... потоке словоизлияний по поводу их творчества, в свою очередь начинают придумывать собственные эстетические теории. При этом наблюдается вполне логичная закономерность: чем более философичной и заумной становится их речь, тем более заурядные и плоские произведения они создают. Недаром Матисс говорил, что художник "должен вырезать язык, чтобы выражать себя только с помощью кисти". Марина Родна

* Цель каждого художника – художественными средствами остановить [на картине] течение самой жизни и закрепить его так, что и через сто лет, стоит кому-то бросить взгляд, действие вновь продолжилась бы там, как в жизни. Уильям Фолкнер

* Человек может родиться поэтом, но художником он вынужден делать себя сам. Английский поэт Siegfried Sasson

* Человек открывается в своих трудах. В светском общении он показывает себя таким, каким хочет казаться, и правильно судить о нем вы можете лишь по мелким и бессознательным его поступкам да непроизвольно меняющемуся выражению лица. Присвоивши себе ту или иную маску, человек со временем так привыкает к ней, что и вправду становится тем, чем сначала хотел казаться. Но в своей книге или в своей картине он наг и беззащитен. Его претензии только подчеркивают его пустоту...Никакими потугами на оригинальность не скрыть посредственности. Зоркий ценитель даже в эскизе усматривает сокровенные душевные глубины художника, его создавшего. С. Моэм

* Чем артист отличается от дилетанта? Только болью, которую чувствует. Дилетант же ищет в искусстве лишь удовольствие. Французский художник-символист Redon Odilon

* Чтобы стать фотографом, нужно много воображения. Даже художнику воображения нужно меньше, потому что он может выдумывать. А в фотографии все так обыкновенно; приходится долго вглядываться, прежде чем ты научишься видеть обыкновенное. David Bailey

* Я напишу вас более похожим, чем вы есть. Макс Либерман, немецкий художник

* Я следовала правилам, пока не возненавидела их все. Американская художник-абстрационист Helen Frankenthaler

* Я хожу в студию каждый день, потому что однажды могу встретить там ангела. Что если он придет, а я – нет? Филипп Гастон, американский художник канадского происхождения

* [Микеланджело] Буонаротти высоко оценил их [картины Тициана], сказав, что манера и раскраска того очень ему понравились, но это позор, что [художников] в Венеции с самого начала не учат хорошо рисовать. Джорджио Вазари

* Благодарение Богу за то, что я всегда желаю большего, чем могу достичь. Микеланджело Буонарроти

* СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ - совершенствование состоит из пустяков, но совершенствование - не пустяк. Микеланджело Буонаротти

* Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный,Однако образ, им запечатленный,Веками будет согревать сердца. Микеланджело Буонарроти

* Я все еще учусь. Микеланджело Буонаротти, любимое высказывание

* Я закончил ту капеллу, которую расписывал. Папа доволен. Микеланджело Буонаротти, в письме отцу о знаменитой Систинской капелле в Ватикане

* Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье. Микеланджело Буонарроти

* Нарисовать хорошую картину не легче, чем найти жемчужину или алмаз. Это трудно и опасно для жизни. Винсент Ван Гог, в письме брату в 1888 г.

* Несмотря на все объяснения, ваши картины производят такой эффект, словно вы угостили нас бензином вместо вина. Жорж Брак, впечатление от первых кубистических картин Пабло Пикассо

* Она старше скал, среди которых сидит; подобно вампиру, она умирала много раз, и знает тайны могил. Уолтер Пейтер о картине "Мона Лиза"

* Рембрандт написал около трехсот картин, из которых почти тысяча находится в Америке.

* Только русский человек, рассматривая красивую картину, может материться от восхищения.

* Хорошая картина среди кричаще плохих становится плохой; плохая среди хороших – хорошей. Пабло Пикассо

* Я хотел копировать природу, но не смог. Но я был доволен, когда понял, что хотя [на картине] невозможно воспроизвести солнце, его сияние можно изобразить цветом [всей картины ]. Paul Cezanne

* Заниматься живописью, не имея врожденного таланта, то же, что бросать семя в волны. Паоло Веронезе

* Изобразить объект - значит овладеть им. Живопись - это акт, который дает более глубокое познание и более полное обладание, чем секс, только сон или смерть могут сравниться с нею. Модильяни

* Рисунок - это лишь необходимое зло, ведь пропорции легко определить. Цвет - вот цель, начало и конец живописи. Немецкий художественный критик Wilhelm Heinse

* Точность еще не правда. Анри Матисс о живописи

Для многих кажется непосильной задачей запомнить художников и их картины. За сотни лет история вписала имена многих художников, имена которых на слуху, в отличии от картин. Как запомнить особенность художника и его стиль? Мы подготовили краткую характеристику для тех, кто хочет разбираться в изобразительном искусстве:

Если на картинах изображены люди с большими задницами, будьте уверены – это Руббенс

Если люди в красивых одеяниях отдыхают на природе – Ватто


Если мужчины похожи на кудрявых женщин, с волоокими глазами – Это Караваджо

Если на картине с темным задним фоном изображен человек с блаженным выражением лица или мученик – Тициан

Если картина содержит многофигурные композиции, множество людей, объектов, христианские и сюрреалистические мотивы – это Босх

Если картина содержит многофигурные композиции и сложные сюжеты, но выглядят они реалистичнее чем картины Босха, будьте уверены – это Брейгель.


Если вы видите портрет человека на темном фоне в тусклом, желтом свете – Рембрант

Библейские и мифологические сюжеты с изображением нескольких пухленьких амуров – Франсуа Буше


Голые, накачанные тела, идеальные формы- Микеланджело

Нарисованы балерины, это – Дега

Контрастное, резкое изображение с изможденными и бородатыми лицами – Эль Греко

Если на картине изображена девушка с монобровью – это Фрида

Быстрые и светлые мазки, яркие краски и изображение природы – Моне


Светлые краски и радующиеся люди – Ренуар


Ярко, цветасто и насыщено – Ван Гог

Смурые цвета, черные контуры и грустные люди – Мане


Задний фон как из фильма “Властелин Колец”, с легким синим туманом. Волнистые волосы и аристократический нос Мадонны – Да Винчи

Если тело изображенное на картине имеет необычную форму – Пикассо


Цветные квадраты, как exel-евский документ – Мондриан

Эти художники удивляют своим талантом и способами, которыми они создают свои гиперреалистичные картины. В это трудно поверить, но это не фото, а настоящие картины, нарисованные карандашом, красками и даже шариковыми ручками. Мы не понимаем, как у них это получается?! Просто наслаждайтесь их творчеством.

Омар Ортиз (Omar Oritz) - художник-гиперреалист из Мексики, бакалавр графического дизайна. Основной сюжет его картин - человеческие фигуры, в основном обнаженные женщины. На картине художник выделяет три элемента: фигуру человека, драпированные ткани, белый цвет. Особенность работ Омара - минималистический стиль, лаконизм в передаче тонких изгибов и линий тела, работа маслом.

Пол Кадден (Paul Cadden) - современный художник мирового уровня из Шотландии. Для своих работ Пол использует лишь белый мел и графит, с помощью которых может воссоздать практически любую фотографию, уделяя внимание незаметным мелким деталям. Как признается сам художник, он не придумывает новых деталей, а лишь подчеркивает их, тем самым создавая иллюзию новой реальности, которую зачастую не видно на оригинальных фотографиях.

Камалки Лауреано (Kamalky Laureano) - художник родился в Доминиканской Республике в 1983 году, в настоящее время живет и работает в Мехико. Камалки окончил школу дизайна и искусств, специализируется на создании гиперреалистичных портретов. Сюжеты сложно отличить от настоящих фото, хотя они написаны акриловыми красками на холсте. Для автора его работы - не просто подражание фотографиям, а целая жизнь, воплощенная на холсте.

Грегори Тилкер (Gregory Thielker) - родился в Нью-Джерси в 1979 году, изучал историю искусств и живопись в Вашингтонском университете. Переезд в Бостон стал отправной точной в его работе над гиперрреалистичными городскими пейзажами, которые сделали его знаменитым на весь мир. Картины Тилкера - это путешествие на машине в холодный дождливый день. Вдохновленный работами художников 70-х, автор создает свои реалистичные картины при помощи акварели и масляных красок.

Ли Прайс (Lee Price) - художница из Нью-Йорка, окончила университет по специальности живопись, занимается фигуративной живописью. Основной сюжет работ Ли - непростое отношении женщин к еде. Зритель словно со стороны наблюдает за женщинами, которые в тайне едят что-то вкусное, но вредное. Сама художница говорит, что в своих работах пытается показать тот факт, что женщины наделяют еду не присущими ей качествами, ищут утешение в неподходящем источнике. На картинах передана абсурдность ситуации, попытка сбежать от реальности, облегчить неприятные ощущения.

Бен Вайнер (Ben Weiner) родился 10 ноября 1980 года в Бёрлингтоне, Вермонт, окончил университет искусств, рисует маслом на холсте. Особенность работ художника - необычный сюжет. Бен рисует краски! Сначала художник наносит краски на рабочую поверхность, фотографирует их, а затем с готового фото пишет картину на холсте .

Родился в 1950 году в Северной Калифорнии, известен своими реалистичными акриловыми изображениями на холсте. В детстве автор делил любовь к рисованию с успехами в спорте, но травма спины определила основной род деятельности Рэя. Как признался художник, рисование отвлекало его от постоянных болей в спине. Мастер еще в юные годы получил широкое признание и множество наград на художественных конкурсах.

Алисса Монкс (Alyssa Monks) живёт и создает свои картины в Бруклине, приобрела широкую известность благодаря своим реалистичным «мокрым» картинам. Художница использует такие фильтры, как вода, стекло или пар для создания абстрактных конструкций. Для работы Алисса часто использует фотографии из личных архивов родных и друзей. Женские лица и фигуры на картинах похожи между собой - художница часто рисует автопортреты, так как утверждает, что ей так «проще» создавать необходимый сюжет.

Педро Кампос (Pedro Campos) - гиперреалист из Мадрида, начал писать картины маслом лишь в возрасте 30 лет. Свои реалистичные натюрморты художник создает при помощи масляной краски. Кампос работал дизайнером интерьеров, иллюстратором, художественным реставратором мебели, скульптур и картин. Художник считает, что именно работа реставратором помогла ему отточить свое мастерство.

Дирк Дзимирский (Dirk Dzimirsky) - художник из Германии, родился в 1969 году, получил художественное образование, работает в карандашной технике. Художник рисует картины с фотографий, не вдаваясь в мельчайшие подробности, много импровизирует. Дирк говорит, что работая над картиной, он представляет живую модель, поэтому фото он использует лишь для доскональной передачи заранее установленных пропорций. Своей главной задачей автор считает создание ощущения присутствия субъекта на картине.

Томас Арвид (Thomas Arvid) - американский художник-гиперреалист из Нью-Орлеана, который родился и вырос в Детройте, не имеет никакого формального образования, мастер так называемого «негабаритного» натюрморта. Его серия реалистичных картин «Винный погреб» - это пробки, бутылки, бокалы с искрящимися или густо-красными напитками. Авторитетные критики и издания отметили более 70 работ художника. Картины мастера украшают не только стены виноделен и престижных винных салонов, но и частные коллекции и галереи.

Робин Элей (Robin Eley) родился в Британии, вырос и продолжает жить и работать в Австралии, имеет степень бакалавра изобразительных искусств, награжден Национальной портретной премией Doug Moran. Свои гиперреалистичные картины он создает маслом, а основным «коньком» считает сюжет «люди и целофан». Мастер работает над одной картиной примерно 5 недель по 90 часов в неделю, практически каждая картина изображает людей, обёрнутых в целлофан.

Сэмюэль Сильва (Samuel Silva) - португальский художник-любитель без специального образования, который на личном примере доказывает, что создать шедевр можно из чего угодно. При создании картин художник использует палитру из восьми цветов шариковых ручек от фирмы Bic. По профессии Сильва юрист, а свое увлечение рисованием считает не более чем хобби. Сегодня известный во всем мире художник-самоучка осваивает новые техники живописи при помощи красок, мела, цветных карандашей, пастели и др.

Готфрид Хельнвайн (Gottfried Helnwein) - австрийский художник, автор гиперреалистичных картин на социальные, политические и исторические темы, «мастер неожиданного узнавания», как назвал его писатель У. Берроуз. Автор получил образование в Венской академии изобразительных искусств, относится к художникам высокого профессионального уровня. Славу ему принесли в некоторой степени спорные сюжеты, сюрреалистические композиции. Нередко мастер изображал на своих картинах героев комиксов и признается, что «узнал от Дональда Дака больше, чем во всех школах, в которых учился».

Франко Клун (Franco Clun) - итальянский художник-самоучка, который всем другим художественным техникам предпочитает рисунок графитом. Его черно-белые реалистичные картины - это результат самостоятельного изучения Франко различной литературы по технике рисования.

Кельвин Окафор (Kelvin Okafor) - художник-гиперреалист, родился в 1985 году, живет и работает в Лондоне. Кельвин получил образование по специальности изящное искусство в Middlesex University. Свои картины автор создает простым карандашом, основная тематика его работ - портреты знаменитостей.

Эми Робинс (Amy Robins) - британская художница, которая для своих гиперреалистичных работ использует цветные карандаши и плотную бумагу. Художница имеет образование в области искусства и дизайна, степень бакалавра изобразительного искусства, живет и работает в Бристоле. Про молодого автора известно мало, но ее работы уже успели прославиться на весь мир, поражая своей реалистичностью и техникой исполнения.

Роберт Лонго (Robert Longo) - американский художник и скульптор, родился в Бруклине в 1953 году, награжден легендарной премией Goslar Kaiser Ring. Свои трехмерные изображения ядерных взрывов, смерчей, ураганов и акул художник рисует углем на бумаге. Лонго часто называют «художником смерти». Знаменитая картина Untitled (Skull Island) с изображением волны была продана на аукционе Christie’s в Лондоне за $392 тыс.

Диего Фацио (Diego Fazio) - художник-самоучка, родился в 1989 году в Италии, не имеет художественного образования, начинал с разработок эскизов для татуировок, со временем разработал свою технику рисования. Молодой художник был участником многих международных конкурсов, где занимал призовые места, представлялся на выставках по всему миру. Художник работает под псевдонимом DiegoKoi.

Брайан Друри (Bryan Drury) родился в 1980 году в Солт-Лейк-Сити, имеет диплом об окончании Нью-Йоркской Академии Искусств, создает картины в жанре реализма. Свои картины художник пишет при помощи масляных красок. Как признается автор, в своих работах он пытается фокусироваться на органических качествах кожи, ее недостатках.

Стив Миллс (Steve Mills) - американский художник, который в 11 лет продал свою первую картину. Свои картины художник создает масляными красками, акцентируя внимание на мельчайших деталях повседневной жизни, которые мы зачастую не замечаем в вечной спешке. Художник отмечает, что изображает предметы такими, какие они есть в реальной жизни, без изменения и преувеличения их первоначальной формы.

Пол Лунг (Paul Lung) родился в Гонконге, рисует автоматическим карандашом на листах формата А2. Особенность техники создания картин - принципиальный отказ от использования ластика, все работы рисуются начисто. Главные «музы» художника - кошки, хотя он рисует и людей и других животных. На каждую работу у автора уходит не меньше 40 часов.

Роберто Бернарди (Roberto Bernardi) родился в Италии, увлекся гиперреализмом в 19 лет, работал в качестве реставратора в церкви Сан-Франческо. Для создания картин использует масляные краски. Мировую славу художнику принесла серия работ, изображающая предметы, характерные для общества потребления. Картины со сладостями, торговыми автоматами, полками холодильника - визитная карточка художника, хотя в его арсенале есть пейзажи, натюрморты и многое другое.

Хуан Франсиско Касас (Juan Francisco Casas) - испанский художник, который создает свои картины обычной шариковой ручкой марки Bic. Касас был традиционным художником, который решил доказать окружающим, что важен не материал для работы, а способ и техника рисования. Первая же выставка креативного испанца принесла ему мировую славу. В основном на картинах Касаса изображены его друзья.

Тереза Эллиотт (Teresa Elliott) – американская художница, которая до создания реалистичных картин маслом, на протяжении 26 лет успешно работала иллюстратором. Тереза имеет степень бакалавра изящных искусств, вернувшись к классическому искусству, стала знаменита во всем мире благодаря своим правдивым до мельчайших деталей портретам.

Практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть.

Музыка на ягодицах

Иероним Босх, "Сад земных наслаждений", 1500-1510.

Фрагмент части триптиха

Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов. У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты. Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала "песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет".

Обнаженная Мона Лиза

Знаменитая "Джоконда" существует в двух вариантах: обнаженная версия называется "Монна Ванна", ее написал малоизвестный художник Салаи, который был учеником и натурщиком великого Леонардо да Винчи. Многие искусствоведы уверены, что именно он был моделью для картин Леонардо «Иоанн Креститель» и «Бахус». Существуют также версии, что переодетый в женское платье Салаи послужил образом самой Моны Лизы.

Старый Рыбак

В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари написал картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.

Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).

А был ли кит?


Хендрик ван Антониссен «Сцена на берегу».

Казалось бы, обычный пейзаж. Лодки, люди на берегу и пустынное море. И только рентгеновское исследование показало, что люди собрались на берегу не просто так - в оригинале они рассматривали тушу кита, выброшенного на берег.

Однако художник решил, что никто не захочет смотреть на мертвого кита, и переписал картину.

Два "Завтрака на траве"


Эдуард Мане, "Завтрак на траве", 1863.



Клод Моне, "Завтрак на траве", 1865.

Художников Эдуарда Мане и Клода Моне иногда путают - ведь они оба были французами, жили в одно время и творили в стиле импрессионизма. Даже название одной из самых известных картин Мане «Завтрак на траве» Моне позаимствовал и написал свой «Завтрак на траве».

Двойники на "Тайной вечере"


Леонардо да Винчи, "Тайная вечеря", 1495-1498.

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

"Ночной дозор" или "Дневной"?


Рембрандт, "Ночной дозор", 1642.

Одна из самых известных картин Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» около двухсот лет провисела в разных залах и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства.

И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия - не более 14 часов.

Перевернутая лодка


Анри Матисс, "Лодка", 1937.

В Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса «Лодка». Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. Два паруса художник нарисовал не просто так, второй парус - это отражение первого на глади воды.
Для того, чтобы не ошибиться в том, как должна висеть картина, нужно обратить внимание на детали. Больший парус должен быть верхом картины, а пик паруса картины должен быть направлен в правый верхний угол.

Обман в автопортрете


Винсент ван Гог, "Автопортрет с трубкой", 1889.

О том, что ван Гог якобы сам отрезал себе ухо, ходят легенды. Сейчас наиболее достоверной считается версия о том, что ухо ван Гог повредил в небольшой потасовке с участием другого художника - Поля Гогена.

Автопортрет же интересен тем, что отражает реальность в искаженном виде: художник изображен с перевязанным правым ухом, потому что он при работе использовал зеркало. На самом деле пострадало левое ухо.

Чужие мишки


Иван Шишкин, "Утро в Сосновом лесу", 1889.

Знаменитая картина принадлежит не только кисти Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали к «помощи друга», а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому.

Савицкий нарисовал едва ли не лучших мишек в истории российской живописи, а Третьяков повелел смыть его фамилию с холста, поскольку все в картине «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

Невинная история "Готики"


Грант Вуд, "Американская готика", 1930.

Работа Гранта Вуда считается одной из самых странных и угнетающих в истории американской живописи. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей.
На самом деле художник не задумывал изображать никаких ужасов: во время поездки по штату Айова и он заметил небольшой дом в готическом стиле и решил изобразить тех людей, которые, по его мнению, идеально подошли бы в качестве обитателей. В виде персонажей, на которых так обиделись жители Айовы, увековечены сестра Гранта и его дантист.

Месть Сальвадора Дали

Картина "Фигура у окна" написана в 1925 году, когда Дали был 21 год. Тогда в жизнь художника еще не вошла Гала, и его музой была сестра Ана Мария. Отношения брата и сестры испортились, когда он на одной из картин написал "порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие". Ана Мария не смогла простить такой эпатаж.

В своей книге 1949 года "Сальвадор Дали глазами сестры" она пишет о брате без всякого восхваления. Книга привела Сальвадора в бешенство. Еще лет десять после этого он гневно вспоминал ее при каждом удобном случае. И вот, в 1954 появляется картина "Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия". Поза женщины, ее локоны, пейзаж за окном и цветовая гамма картины явно перекликаются с "Фигурой у окна". Есть версия, что так Дали отомстил сестре за ее книгу.

Двуликая Даная


Рембрандт Харменс ван Рейн, "Даная", 1636 - 1647.

Многие тайны одной из самых известных картин Рембрандта были раскрыты только в 60-е годы ХХ века, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Например, съемка показала, что в ранней версии лицо царевны, которая вступила в любовную связь с Зевсом, было похоже на лицо Саскии - супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс - любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.

Желтая спальня Ван Гога


Винсент Ван Гог, "Спальня в Арле", 1888 - 1889.

В мае 1888 года Ван Гог обзавелся небольшой мастерской в Арле, на юге Франции, куда он сбежал от не понимающих его парижских художников и критиков. В одной из четырех комнат Винсент обустраивает спальню. В октябре все готово, и он решает нарисовать «Спальню Ван Гога в Арле». Для художника очень важен был колорит, уют комнаты: все должно было наводить на мысли об отдыхе. При этом картина выдержана в тревожных желтых тонах.

Исследователи творчества Ван Гога объясняют это тем, что художник принимал наперстянку - средство от эпилепсии, которое вызывает у пациента серьезные изменения в восприятии цвета: вся окружающая действительность окрашивается в зелено-желтые тона.

Беззубое совершенство


Леонардо да Винчи, "Портрет госпожи Лизы дель Джокондо", 1503 - 1519.

Общепризнанное мнение состоит в том, что Мона Лиза - совершенство и улыбка ее прекрасна своей загадочностью. Однако американский искусствовед (и по совместительству стоматолог) Джозеф Борковски считает, что, судя по выражению лица, героиня потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил также шрамы вокруг ее рта. «Она так «улыбается» именно из-за того, что произошло с нею, - считает эксперт. - Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы».

Майор на фейсконтроле


Павел Федотов, "Сватовство майора", 1848.

Публика, впервые увидевшая картину "Сватовство майора", смеялась от души: художник Федотов наполнил ее ироничными деталями, понятными зрителям того времени. Например, майор явно не знаком с правилами дворянского этикета: он явился без положенных букетов для невесты и ее матери. А саму невесту ее родители-купцы разрядили в вечернее бальное платье, хотя на дворе день (все светильники в комнате потушены). Девушка явно впервые примерила декольтированное платье, смущена и пытается убежать в свою светелку.

Почему Свобода обнажена


Фердинан Виктор Эжен Делакруа, "Свобода на баррикадах", 1830.

По мнению искусствоведа Этьена Жюли, Делакруа писал лицо женщины со знаменитой парижской революционерки - прачки Анны-Шарлотты, которая вышла на баррикады после гибели брата от рук королевских солдат и убила девятерых гвардейцев. Художник изобразил ее с обнаженной грудью. По его замыслу, это символ бесстрашия и самоотверженности, а также торжества демократии: нагая грудь показывает, что Свобода, как простолюдинка, не носит корсета.

Неквадратный квадрат


Казимир Малевич, "Черный супрематический квадрат", 1915.

На самом деле «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет - это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.

Специалисты Третьяковской галереи обнаружили авторскую надпись на известной картине Малевича. Надпись гласит: «Битва негров в темной пещере». Эта фраза отсылает к названию шутливой картине французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник.

Мелодрама Австрийской Моны Лизы


Густав Климт, "Портрет Адели Блох-Бауэр", 1907.

На одном из самых значительных полотен Климта запечатлена жена австрийского сахарного магната Фердинада Блох-Бауэра. Вся Вена обсуждала бурный роман Адели и знаменитого художника. Уязвленный муж захотел отомстить любовникам, но выбрал очень необычный способ: он решил заказать Климту портрет Адели и заставить его сделать сотни эскизов, пока художника не начнет выворачивать от нее.

Блох-Бауэр хотел, чтобы работа продлилась несколько лет, и натурщица могла видеть, как угасают чувства Климта. Он сделал художнику щедрое предложение, от которого тот не смог отказаться, и все сложилось по сценарию обманутого мужа: работа была закончена за 4 года, любовники давно остыли друг к другу. Адель Блох-Бауэр так никогда и не узнала, что муж был в курсе ее отношений с Климтом.

Картина, вернувшая Гогена к жизни


Поль Гоген, "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?", 1897-1898.

Самое известное полотно Гогена имеет одну особенность: оно "читается" не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты, которыми интересовался художник. Именно в этом порядке разворачивается аллегория духовной и физической жизни человека: от зарождения души (спящий ребенок в правом нижнем углу) до неизбежности смертного часа (птица с ящерицей в когтях в левом нижнем углу).

Картина была написана Гогеном на Таити, куда художник несколько раз сбегал от цивилизации. Но в этот раз жизнь на острове не задалась: тотальная бедность привела его к депрессии. Закончив полотно, которое должно было стать его духовным завещанием, Гоген взял коробочку с мышьяком и отправился в горы, чтобы умереть. Однако он не рассчитал дозу, и суицид не удался. Наутро он, качаясь, добрел до своей хижины и заснул, а когда проснулся, то ощутил забытую жажду жизни. А в 1898 году его дела пошли в гору, и в творчестве начался более светлый период.

112 пословиц на одной картине


Питер Брейгель - старший, «Нидерландские пословицы», 1559

Питер Брейгель - старший изобразил землю, населённую буквальными изображениями нидерландских пословиц тех дней. В написанной картине присутствуют приблизительно 112 распознаваемых идиом. Некоторые из них используются и по сей день, например, такие, как: «плыть против течения», «биться головой о стену», «вооружен до зубов» и «большая рыбка ест маленькую».

Другие пословицы отражают человеческую глупость.

Субъективность искусства


Поль Гоген, «Бретонская деревня под снегом», 1894

Картина Гогена «Бретонская деревня в снегу» была продана после смерти автора всего за семь франков и, к тому же, под названием «Ниагарский водопад». Человек, проводивший аукцион, случайно повесил картину вверх ногами, разглядев в ней водопад.

Скрытая картина


Пабло Пикассо, «Голубая комната», 1901

В 2008 году инфракрасное излучение показало, что под «Голубой комнатой» скрыто еще одно изображение - портрет мужчины, одетого в костюм с бабочкой и положившего голову на руку. «Как только у Пикассо появлялась новая идея, он брался за кисть и воплощал ее. Но у него не было возможности покупать новый холст каждый раз, когда его посещала муза», - объясняет возможную причину этого искусствовед Патриция Фаверо.

Недоступные марокканки


Зинаида Серебрякова, «Нагая», 1928

Однажды Зинаида Серебрякова получила заманчивое предложение - отправиться в творческое путешествие, чтобы изобразить обнаженные фигуры восточных дев. Но оказалось, что в тех местах найти натурщиц просто невозможно. На помощь пришел переводчик Зинаиды - он привел к ней своих сестер и невесту. Никому до этого и после этого не удавалось запечатлеть закрытых восточных женщин обнаженными.

Спонтанное озарение


Валентин Серов, «Портрет Николая II в тужурке», 1900

Долгое время Серов не мог написать портрет царя. Когда художник совсем сдался, он извинился перед Николаем. Николай немного расстроился, сел за стол, вытянув руки перед собой... И тут художника осенило - вот он образ! Простой военный в офицерской тужурке с чистыми и грустными глазами. Этот портрет считается лучшим изображением последнего императора.

Опять двойка


© Федор Решетников

Знаменитая картина «Опять двойка» - это всего лишь вторая часть художественной трилогии.

Первая часть - «Прибыл на каникулы». Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник.

Вторая часть - «Опять двойка». Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку. В левом верхнем углу видна картина «Прибыл на каникулы».

Третья часть - «Переэкзаменовка». Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. В левом верхнем углу видна картина «Опять двойка».

Как рождаются шедевры


Джозеф Тёрнер, «Дождь, пар и скорость», 1844

В 1842 году миссис Симон путешествовала на поезде по Англии. Внезапно начался сильный ливень. Пожилой джентльмен, сидевший напротив нее, встал, открыл окно, высунул голову и так смотрел минут десять. Не в силах сдержать свое любопытство, женщина тоже открыла окно и стала смотреть вперед. Через год она обнаружила картину «Дождь, пар и скорость» на выставке в Королевской академии художеств и смогла узнать в ней тот самый эпизод в поезде.

Урок анатомии от Микеланджело


Микеланджело, «Сотворение Адама», 1511

Пара американских экспертов в области нейроанатомии считают, что Микеланджело на самом деле оставил некоторые анатомические иллюстрации в одной из его самых известных работ. Они полагают, что в правой части картины изображен огромный мозг. Удивительно, но можно найти даже сложные его компоненты, такие как мозжечок, зрительные нервы и гипофиз. А броская зеленая лента идеально совпадает с местонахождением позвоночной артерии.

«Тайная вечеря» Ван Гога


Винсент Ван Гог, «Ночная терраса кафе», 1888

Исследователь Джаред Бакстер полагает, что на полотне Ван Гога «Ночная терраса кафе» зашифровано посвящение «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. В центре картины стоит официант с длинными волосами и в белой тунике, напоминающей одежды Христа, а вокруг него ровно 12 посетителей кафе. Также Бакстер обращает внимание на крест, расположенный прямо за спиной официанта в белом.

Образ памяти у Дали


Сальвадор Дали, «Постоянство памяти», 1931

Не секрет, что мысли, посещавшие Дали во время создания его шедевров, всегда были в виде очень реалистичных образов, которые художник затем переносил на холст. Так, по признанию самого автора, картина «Постоянство памяти» была написана в результате ассоциаций, возникших при виде плавленого сыра.

О чем кричит Мунк


Эдвард Мунк, "Крик", 1893.

Мунк так рассказывал о появлении у него идеи одной из самых загадочных картин в мировой живописи: "Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу". Но что за закат мог так напугать художника?

Есть версия, что идея "Крика" родилась у Мунка в 1883 году, когда произошло несколько сильнейших извержений вулкана Кракатау - настолько мощных, что они изменили на один градус температуру атмосферы Земли. Обильное количество пыли и пепла распространилось по всему земному шару, добравшись даже до Норвегии. Несколько вечеров подряд закаты выглядели так, будто бы вот-вот настанет апокалипсис - один из них и стал источником вдохновения художника.

Писатель в народе


Александр Иванов, "Явление Христа народу", 1837-1857.

Десятки натурщиков позировали Александру Иванову для его главной картины. Один из них известен не менее самого художника. На заднем плане, среди путников и римских всадников, еще не слышавших проповедь Иоанна Предтечи, можно заметить персонажа в корчиневом хитоне. Его Иванов писал с Николая Гоголя. Писатель тесно общался с художником в Италии, в частности по религиозным вопросам, и давал ему советы в процессе написания картины. Гоголь считал, что Иванов "уже давно умер для всего мира, кроме своей работы".

Подагра Микеланджело


Рафаэль Санти, "Афинская школа", 1511.

Создавая знаменитую фреску "Афинская школа", Рафаэль увековечил своих друзей и знакомых в образах древнегреческих философов. Одним из них стал Микеланджело Буонаротти "в роли" Гераклита. Несколько столетий фреска хранила тайны личной жизни Микеланджело, а современные исследователи сделали предположение, что странно угловатое колено художника свидетельствует о наличии у него болезни суставов.

Это вполне вероятно, если учесть особенности образа жизни и условий работы художников эпохи Возрождения и хронический трудоголизм Микеланджело.

Зеркало четы Арнольфини


Ян ван Эйк, "Портрет четы Арнольфини", 1434 г.

В зеркале позади супругов Арнольфини можно увидеть отражение еще двух человек, находящихся в комнате. Скорее всего, это свидетели, присутствующие при заключении договора. Один из них - ван Эйк, о чем свидетельствует и латинская надпись, помещенная, вопреки традиции, над зеркалом в центре композиции: «Ян ван Эйк был здесь». Так обычно скрепляли контракты.

Как недостаток превратился в талант


Рембрандт Харменс ван Рейн, "Автопортрет в возрасте 63", 1669.

Исследователь Маргарет Ливингстон изучила все автопортреты Рембрандта и обнаружила, что художник страдал косоглазием: на изображениях его глаза смотрят в разные стороны, чего не наблюдается на портретах других людей кисти мастера. Недуг привел к тому, что художник лучше мог воспринимать реальность в двух измерениях, чем люди с нормальным зрением. Это явление называется "стереослепота" - неспособность видеть мир в 3D. Но так как живописцу приходится работать с двухмерным изображением, именно этот недостаток Рембрандта мог быть одним из объяснений его феноменального таланта.

Безгрешная Венера


Сандро Боттичелли, "Рождение Венеры", 1482-1486.

До появления "Рождения Венеры" изображение нагого женского тела в живописи символизировало только идею первородного греха. Сандро Боттичелли первым из европейских живописцев не нашел ничего греховного в нем. Более того, искусствоведы уверены, что языческая богиня любви символизирует на фреске христианский образ: ее явление - аллегория возрождения души, прошедшей обряд крещения.

Лютнист или лютнистка?


Микеланджело Меризи да Караваджо, "Лютнист", 1596.

Долгое время картина экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка». Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Женщина вряд ли могла сделать такой выбор - это просто тяжело для горла. Кроме того, лютня, как и скрипка у самого края картины, в эпоху Караваджо считалась мужским инструментом.