Что будет на страшном суде. Вера православная - страшный суд-алф. Делающие всякую неправду

Что такое Страшный Суд? Божий суд не есть ли встреча с Богом? Или мрачные картины с мучениями грешников Босха правдивы? Ждем ли мы воскресения мертвых или существования в вечных мучениях? Предстанем ли мы перед престолом Праведного Господа или нас ждет вечное наказание? Своим мнением поделится протодиакон Андрей Кураев в книге “Если Бог есть Любовь”.

Что такое Страшный Суд?

Воскресенье за неделю перед Великим постом носит название Недели мясопустной (в этот день последний раз до Пасхи можно есть мясо), или неделей о Страшном суде. Что же такое – Страшный суд?

Услышав про “страшный суд”, положено испытывать страх и трепет. “Страшный Суд” – последнее, что предстоит людям. Когда истечет последняя секунда существования Вселенной, люди будут воссозданы, тела их вновь соединятся с душами – чтобы все-все смогли предстать для отчета перед Творцом…

Впрочем, я уже ошибся. Я ошибся, когда сказал, что люди воскреснут для того, чтобы быть приведенными на Страшный Суд. Если принять такую логику, то о христианском богословии придется сказать нелицеприятную вещь: оказывается, оно представляет своего Бога в довольно неприглядном виде. Ведь “мы и просто грешного человека никогда бы не похвалили за такое дело, если бы он вынул из могилы труп своего врага, чтобы по всей справедливости воздать ему то, чего он заслужил и не получил во время земной жизни своей” . Грешники воскреснут не для того, чтобы получить воздаяние за грешную жизнь, а наоборот – потому именно они и получат воздаяние, что они непременно воскреснут из мертвых.

К сожалению, мы – бессмертны. К сожалению – потому что порой очень хотелось бы просто уснуть – да так, чтобы никто больше про мои гадости мне не напоминал… Но Христос воскрес. А поскольку Христос объемлет Собою все человечество, то, значит и мы никак не сможет уместиться в могилу, остаться в ней. Христос нес в Себе всю полноту человеческой природы: та перемена, которую Он совершил в самой сущности человека, однажды произойдет внутри каждого из нас, поскольку мы тоже – человеки. Это значит, что все мы теперь носители такой субстанции, которая предназначена к воскресению.

Оттого и ошибочно считать, что причина воскресения – суд (“Воскресение будет не ради суда” – сказал христианский писатель еще второго столетия Афинагор (О воскресении мертвых, 14)) . Суд – не причина, а следствие возобновления нашей жизни. Ведь жизнь наша возобновится не на земле, не в привычном нам мире, заслоняющем от нас Бога. Воскреснем мы в мире, в котором “будет Бог все во всем” (1Кор.15:28).

Страшный Суд: если будет воскресение – то будет и встреча с Богом

А, значит, если будет воскресение – то будет и встреча с Богом. Но встреча с Богом – встреча со Светом. Тем Светом, который освещает все и делает явным и очевидным все, даже то, что мы хотели скрыть порой даже от самих себя… И если то, постыдное, еще осталось в нас, еще продолжает быть нашим, еще не отброшено от нас нашим же покаянием – то встреча со Светом причиняет муку стыда. Она становится судом. “Суд же состоит в том, что свет пришел в мир” (Ин.3:19)

Но все же – только ли стыд, только ли суд будут на той Встрече? В XII веке армянский поэт (у армян он считается еще и святым) Грегор Нарекаци в своей “Книге скорбных песнопений” написал:

Мне ведомо, что близок день суда,
И на суде нас уличат во многом…
Но Божий суд не есть ли встреча с Богом?
Где будет суд? – Я поспешу туда!
Я пред Тобой, о, Господи, склонюсь,
И, отрешась от жизни быстротечной,
Не к Вечности ль Твоей я приобщусь,
Хоть эта Вечность будет мукой вечной?

И в самом деле время Суда – это время Встречи. Но что же более пленяет мое сознание, когда я помышляю о ней? Правильно ли, если сознание моих грехов заслоняет в моем уме радость от встречи с Богом? К чему прикован мой взгляд – к моим грехам или к Христовой любви? Что первенствует в палитре моих чувств – осознание любви Христа или же мой собственный ужас от моего недостоинства?

Именно раннехристианское ощущение смерти как Встречи , вырвалось однажды у московского старца о. Алексия Мечева. Напутствуя только что скончавшегося своего прихожанина, он сказал: “День разлуки твоей с нами есть день рождения твоего в жизнь новую, бесконечную. Посему, со слезами на глазах, но приветствуем тебя со вступлением туда, где нет не только наших скорбей, но и наших суетных радостей. Ты теперь уже не в изгнании, а в отечестве: видишь то, во что мы должны веровать; окружен тем, что мы должны ожидать” .

С Кем же эта долгожданная Встреча? С Судьей, который поджидал нашей доставки в его распоряжение? С Судьей, который не покидал своих стерильно-правильных покоев и теперь тщательно блюдет, чтобы новоприбывшие не запятнали мир идеальных законов и правд своими совсем не идеальными деяниями?

Опять же в древности преп. Исаак Сирин говорил, что Бога не стоит именовать “справедливым”, ибо судит Он нас не по законам справедливости, а по законам милосердия, а уже в наше время английский писатель К.С. Льюис в своей философской сказке “Пока мы лиц не обрели” говорит: “Надейся на пощаду – и не надейся. Каков ни будет приговор, справедливым ты его не назовешь. – Разве боги не справедливы? – Конечно, нет, доченька! Что бы сталось с нами, если бы они всегда были справедливы?”

Конечно, справедливость есть в Том Суде. Но справедливость эта какая-то странная. Представьте, что я – личный друг Президента Б.Н. Мы вместе проводили “реформы”, вместе – пока ему позволяло здоровье – играли в теннис и ходили в баню… Но тут журналисты накопали на меня “компромат”, выяснили, что я принимал “подарки” в особо крупных размерах… Б.Н. вызывает меня к себе и говорит: “Понимаешь, я тебя уважаю, но сейчас выборы идут, и я не могу рисковать. Поэтому мы с тобой давай такую рокировочку сделаем… Я тебя на время в отставку отправлю…”. И вот сижу я уже в отставке, регулярно беседую со следователем, жду суда… Но тут Б.Н. звонит мне и говорит: “Слушай, тут Европа требует, чтобы мы приняли новый Уголовный Кодекс погуманнее, подемократичнее. Тебе все равно ща делать нечего, так, может, напишешь на досуге?”. И вот я, будучи подследственным, начинаю писать Уголовный Кодекс. Как вы думаете, что я напишу, когда дойду до “моей” статьи?..

Страшный Суд – приговор?

Не знаю, насколько реалистичен такой поворот событий в нашей таинственной политике. Но в нашей религии Откровения все обстоит именно так. Мы – подсудимые. Но подсудимые странные – каждому из нас дано право самому составить список тех законов, по которым нас будут судить. Ибо – “каким судом судите, таким и будете судимы”. Если я при виде чьего-то греха скажу: “Вот это он напрасно… Но ведь и он – человек…” – то и тот приговор, который я однажды услышу над своей головой, может оказаться не уничтожающим.

Ведь если я кого-то осуждал за его поступок, показавшийся мне недостойным, значит, я знал, что это грех. “Смотри – скажет мне мой Судия – раз ты осуждал, значит, ты был осведомлен, что так поступать нельзя. Более того – ты не просто был осведомлен об этом, но ты искренне принял эту заповедь как критерий для оценки человеческих поступков. Но отчего же сам ты затем так небрежно растоптал эту заповедь?

Как видим, православное понимание заповеди “не суди” близко к кантовскому “категорическому императиву”: прежде, чем что-то сделать или решить, представь, что мотив твоего поступка вдруг станет всеобщим законом для всей вселенной, и все и всегда будут руководствоваться им. В том числе и в отношениях с тобой…

Не осуждай других – не будешь сам осужден. От меня зависит, как Бог отнесется к моим грехам. Есть у меня грехи? – Да. Но есть и надежда. На что? На то, что Бог сможет оторвать от меня мои грехи, выбросить их на помойку, но для меня самого открыть иной путь, чем для моих греховных дел. Я надеюсь, что Бог сможет растождествить меня и мои поступки. Перед Богом я скажу: “Да, Господи, были у меня грехи, но мои грехи – это не весь я!”; “Грехи – грехами, но не ими и не для них я жил, а была у меня идея жизни – служение Вере и Господу!”

Но если я хочу, чтобы Бог так поступил со мной, то и я должен так же поступать с другими . Христианский призыв к неосуждению есть в конце концов способ самосохранения, заботы о собственном выживании и оправдании. Ведь что такое неосуждение – “Порицать – значит сказать о таком-то: такой-то солгал… А осуждать – значит сказать, такой-то лгун… Ибо это осуждение самого расположения души его, произнесение приговора о всей его жизни. А грех осуждения столько тяжелее всякого другого греха, что сам Христос грех ближнего уподобил сучку, а осуждение – бревну” . Вот так и на суде мы хотим от Бога той же тонкости в различениях: “Да, я лгал – но я не лжец; да, я соблудил, но я не блудник; да, я лукавил, но я – Твой сын Господи, Твое создание, Твой образ… Сними с этого образа копоть, но не сжигай его весь!”

И Бог готов это сделать. Он готов переступать требования “справедливости” и не взирать на наши грехи. Справедливости требует диавол: мол, раз этот человек грешил и служил мне, то Ты навсегда должен оставить его мне . Но Бог Евангелия выше справедливости. И потому, по слову преп. Максима Исповедника, “Смерть Христа – суд над судом” (Максим Исп. Вопросоответ к Фалассию, 43).

В одном из слов св. Амфилохия Иконийского есть повествование о том, как диавол удивляется милосердию Божию: зачем Ты принимаешь покаяние человека, который уже много раз каялся в своем грехе, а потом все равно возвращался к нему? И Господь отвечает: но ты же ведь принимаешь каждый раз к себе на служение этого человека после каждого его нового греха. Так почему же Я не могу считать его Своим рабом после его очередного покаяния?

Итак, на Суде мы предстанем пред Тем, чье имя – Любовь. Суд – встреча со Христом.

Собственно, Страшный, всеобщий, последний, окончательный Суд менее страшен, чем тот, который происходит с каждым сразу после его кончины… Может ли человек, оправданный на частном суде, быть осужденным на Страшном? – Нет. А может ли человек, осужденный на частном суде, быть оправдан на Страшном? – Да, ибо на этой надежде и основываются церковные молитвы за усопших грешников. Но это означает, что Страшный Суд – это своего рода “апелляционная” инстанция. У нас есть шанс быть спасенными там, где мы не можем быть оправданными. Ибо на частном суде мы выступаем как частные лица, а на вселенском суде – как частички вселенской Церкви, частички Тела Христова. Тело Христа предстанет пред Своим Главой. Поэтому и дерзаем мы молиться за усопших, ибо в свои молитвы мы вкладываем вот какую мысль и надежду: “Господи, может быть сейчас это человек не достоин войти в Твое Царство, но ведь он, Господи, не только автор своих мерзких дел; он еще и частица Твоего Тела, он частица твоего создания! А потому, Господи, не уничтожай творение рук Твоих. Своею чистотою, Своею полнотою, святостью Твоего Христа восполни то, чего не доставало человеку в этой его жизни!”.

Мы дерзаем так молиться потому, что убеждены, что Христос не желает отсекать от Себя Свои же частички. Бог всем желает спастися… И когда мы молимся о спасении других – мы убеждены, что Его желание совпадает с нашим… Но есть ли такое совпадение в других аспектах нашей жизни? Всерьез ли желаем ли спастись мы сами?..

Кто нас судит?

Для темы же о Суде важно помнить: судимы мы Тем, Кто выискивает в нас не грехи, а возможность примирения, сочетания с Собой…

Когда мы осознали это – нам станет понятнее отличие христианского покаяния от светской “перестройки”. Христианское покаяние не есть самобичевание. Христианское покаяние – это не медитация на тему: “Я – сволочь, я – ужасная сволочь, ну какая же я сволочь!” Покаяние без Бога может убивать человека. Оно становится серной кислотой, по каплям падающей на совесть и постепенно разъедающей душу. Это случай убийственного покаяния, которое уничтожает человека, покаяния, которое несет не жизнь, но смерть. Люди могут узнать о себе такую правду, которая может их добить (вспомним рязановский фильм “Гараж”).

Недавно я сделал поразительное для меня открытие (недавно, – по причине своего, увы, невежества): я нашел книгу, которую я должен был прочитать еще в школе, а вчитался в нее только сейчас. Эта книга поразила меня оттого, что прежде мне казалось, что ничего глубже, психологичнее, ничего более христианского и православного, чем романы Достоевского, быть в литературе не может. Но эта книга окзалась более глубокой, чем книги Достоевского. Это “Господа Головлевы” Салтыкова-Щедрина – книга, которую читают в начале и которую не дочитывают до конца, потому что советские школьные программы превратили историю русской литературы в историю антирусского фельетона. Поэтому христианский смысл, духовное содержание произведений наших величайших русских писателей были забыты. И вот в “Господах Головлевых” изучают в школе первые главы, главы страшные, беспросветные. Но не читают конец. А в конце тьмы еще больше. И эта тьма тем страшнее, что она сопряжена с …покаянием.

У Достоевского покаяние всегда на пользу, оно всегда к добру и исцелению. Салтыков-Щедрин описывает покаяние, которое добивает… Сестра Порфирия Головлева соучаствовала во многих его мерзостях. И вдруг она прозревает и понимает, что именно она (вместе с братом) виновата в гибели всех людей, которые встречались им на жизненном пути. Казалось бы, так естественно было предложить здесь линию, скажем, “Преступления и наказания”: покаяние – обновление – воскресение. Но – нет. Салтыков-Щедрин показывает страшное покаяние – покаяние без Христа, покаяние совершаемое перед зеркалом, а не перед ликом Спасителя. В христианском покаянии человек кается перед Христом. Он говорит: “Господи, вот во мне это было, убери это от меня. Господи, не запомни меня таким, каким я был в эту минуту. Сделай меня другим. Сотвори меня другим”. А если Христа нет, то человек, как в зеркало, насмотревшись в глубины своей дел, окаменевает от ужаса, как человек, насмотревшийся в глаза Медузе-Горгоне. И вот точно также сестра Порфирия Головлева, осознав глубину своего беззакония, лишается последней надежды. Она все делала ради себя, а познав себя, видит бессмыслицу своих дел… И кончает жизнь самоубийством. Неправедность ее покаяния видна из второго покаяния, описанного в “Господах Головлевых”. На страстной седмице в Великий Четверг, после того, как в доме у Головлева священник читает службу “Двенадцати Евангелий”, “Иудушка” всю ночь ходит по дому, он не может уснуть: он слышал о страданиях Христа, о том, что Христос прощает людей, и в нем начинает шевелиться надежда – неужели же и меня он может простить, неужели же и для меня открыта возможность Спасения? И на следующий день поутру он бежит на кладбище и умирает там на могиле своей матери, прося у нее прощения…

Только Бог может сделать бывшее небывшим. И потому только через обращение к Тому, Кто выше времени, можно избавиться от кошмаров, наползающих из мира уже свершившегося. Но, чтобы Вечность могла принять в себя меня, не принимая мои дурные дела, я сам должен разделить в себе вечное от преходящего, то есть – образ Божий, мою личность, дарованные мне от Вечности, отделить от того, что я сам натворил во времени. Если я не смогу совершить это разделение в ту пору, пока еще есть время (Еф.5:16), то мое прошлое гирей потянет меня ко дну, ибо не даст мне соединиться с Богом.

Вот ради того, чтобы не быть заложником у времени, у своих грехов, совершенных во времени, человек и призывается к покаянию.

В покаянии человек отдирает от себя свое дурное прошлое. Если ему это удалось – значит, его будущее будет расти не из минуты греха, а из минуты покаянного обновления. Отдирать от себя кусочек самого себя же – больно. Иногда этого смертельно не хочется. Но тут одно из двух: или то мое прошлое пожрет меня, растворит в себе и меня и мое будущее, и мою вечность, или же я смогу пройти через боль покаяния. “Умри прежде смерти, потом будет поздно” – говорит об этом один из персонажей Льюиса .

Хочешь, чтобы Встреча не стала Судом? Что ж, совмести в своем совестном взгляде две реалии. Первое: покаянное видение и отречение от своих грехов; второе: Христа, перед Ликом Которого и ради Которого должно произнести слова покаяния. В едином восприятии должны быть даны – и любовь Христа и мой собственный ужас от моего недостоинства. Но все же – Христова любовь – больше… Ведь Любовь – Божия, а грехи – только человеческие… Если мы не помешаем Ему спасти и помиловать нас, поступить с нами не по справедливости, а по снисхождению – Он это сделает. Но не сочтем ли мы себя слишком гордыми для снисхождения? Не считаем ли мы себя слишком самодостаточными для принятия незаслуженных даров?

Тут впору открыть евангельские заповеди блаженств и перечитать их внимательно. Это – перечень тех категорий граждан, которые входят в Царство Небесное, минуя Страшный Суд. Что общего у всех, перечисленных в этом списке? То, что они не считали себя богатыми и заслуженными. Блаженны нищие духом, ибо они на Суд не приходят, но проходят в Жизнь Вечную.

Явка на Страшный суд необязательна. Есть возможность ее избежать (см. Ин.5:29).

Примечания
137. Сочинения древних христианских апологетов. – СПб., 1895, сс.108-109.
138. Это литературный и весьма вольный перевод (Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений. Перевод Н. Гребнева. Ереван, 1998, с.26). Буквальный звучит иначе – сдержаннее и “православнее”: “но коли близок день суда Господня, то и ко мне приблизилось царство Бога воплотившегося, Кто найдет меня более повинным, нежели эдомитян и филистимлян” (Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений. Перевод с древнеармянского М.О. Дарбирян-Меликян и Л.А. Ханларян. М., 1988, с.30).
139. “Когда один из сослужителей наших, будучи изнурен немощию и смущенный близостью смерти, молился, почти уже умирая, о продолжении жизни, пред него предстал юноша, славный и величественный; он с некиим негодованием и упреком сказал умирающему: “И страдать вы боитесь, и умирать не хотите. Что же мне делать с вами?”… Да и мне сколько раз было открываемо, заповедуемо было непрестанно внушать, что не должно оплакивать братьев наших, по зову Господа отрешающихся от настоящего века… Мы должны устремляться за ними любовью, но никак не сетовать о них: не должны одевать траурных одежд, когда они уже облеклись в белые ризы” (св. Киприан Карфагенский. Книга о смертности // Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. М., 1999, с.302).
140. Прот. Алексий Мечев. Надгробная речь памяти раба Божия Иннокентия // Отец Алексий Мечев. Воспоминания. Проповеди. Письма. Париж. 1989, с.348.
141. св. Феофан Затворник. Творения. Собрание писем. вып.3-4. Псково-печерский монастырь, 1994. с.31-32 и 38.
142. “- Видишь, Алешечка, – нервно рассмеялась вдруг Грушенька, обращаясь к нему, – это только басня, но она хорошая басня, я ее, еще дитей была, от моей Матрены, что теперь у меня в кухарках служит, слышала. Видишь, как это: “Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он ее осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: „Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша”. Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошел” (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. ч.3,3 // Полное собрание сочинений в 30 томах. Т.14, Лд., 1976, сс.318-319).
143. Льюис К.С Пока мы лиц не обрели // Сочинения, т.2. Минск-Москва, 1998, с.231.
144. “Авва Исаак Фивейский пришел в киновию, увидел брата, впадшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел Господень, стал пред дверьми его и сказал: Бог послал меня к тебе, говоря: спроси его, куда велит Мне бросить падшего брата? – Авва Исаак тотчас повергся на землю, говоря: согрешил пред Тобою, – прости мне! – Ангел сказал ему: встань, Бог простил тебе; но впредь берегись осуждать кого-либо, прежде нежели Бог осудит его” (Древний Патерик. М., 1899, с.144).
145. Св. Николай Японский. Запись в дневнике 1.1.1872 // Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям. ч.1. Спб., 1996, с.11.
146. “Христос Евангелия. В Христе мы находим единственный по своей глубине синтез этического coлипсизма, бесконечной строгости к себе самому человека, то есть безукоризненно чистого отношения к себе самому, с этически-эстетическою добротою к другому: здесь впервые явилось бесконечно углубленное я-для-себя, но не холодное, а безмерно доброе к другому, воздающее всю правду другому как таковому, раскрывающее и утверждающее всю полноту ценностного своеобразия другого. Все Люди распадаются для Него на Него eдинственного и всех других людей, Его – милующего, и других – милуемых, Его – спасителя и всех других – спасаемых, Его – берущего на Себя бремя греха и искупления и всех других – освобожденных от этого бремени и искупленных. Отсюда во всех нормах Христа противопоставляется я и другой: абсолютная жертва для себя и милость для другого. Но я-для-себя – другой для Бога. Бог уже не определяется существенно как голос моей совести, как чистота отношения к себе самому, чистота покаянного самоотрицания всего данного во мне, Тот, в руки которого страшно впасть и увидеть которого – значит умереть (имманентное самоосуждение), но Отец Небесный, который надо мной и может оправдать и миловать меня там, где я изнутри себя самого не могу себя миловать и оправдать принципиально, оставаясь чистым с самим собою. Чем я должен быть для другого, тем Бог является для меня… Идея благодати как схождения извне милующего оправдания и приятия данности, принципиально греховной и непреодолеваемой изнутри себя самое. Сюда примыкает и идея исповеди (покаяния до конца) и отпущения. Изнутри моего покаяния отрицание всего себя, извне (Бог – другой) – восстановление и милость. Человек, сам может только каяться – отпускать может только другой… Только сознание того, что в самом существенном меня еще нет, является организующим началом моей жизни из себя. Я не принимаю моей наличности, я безумно и несказанно верю в свое несовпадение с этой своей внутренней наличностью. Я не могу себя сосчитать всего, сказав: вот весь я, и больше меня нигде и ни в чем нет, я уже есмь сполна. Я живу в глубине себя вечной верой и надеждой на постоянную возможность внутреннего чуда нового рождения. Я не могу ценностно уложить всю свою жизнь во времени и в нем оправдать и завершить ее сполна. Временно завершенная жизнь безнадежна с точки зрения движущего ее смысла. Изнутри самой себя она безнадежна, только извне может сойти на нее милующее оправдание помимо недостигнутого смысла. Пока жизнь не оборвалась в времени, она живет изнутри себя надеждой и верой в свое несовпадение с собой, в свое смысловое предстояние себе, и в этом жизнь безумна с точки зрения своей наличности, ибо эти вера и надежда носят молитвенный характер (изнутри самой жизни только молитвенно-просительные и покаянные тона)” (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, сс.51-52 и 112).
147. авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. Троице-Сергиева Лавра. 1900, с.80.
148. См., например, Древний патерик. М., 1899, с.366.
149. Льюис К.С. Пока мы лиц не обрели // Сочинения, т.2. Минск-Москва, 1998, с.219.

_________________________

Из книги “Если Бог есть Любовь”.

Однажды старец Нифонт помолившись вечером к Богу, лёг почить как обычно на камнях. Была полночь и не спалось ему. Смотря на небо и звёзды, на чистый свет луны, стал он думать о грехах своих и о приближающемся дне Суда Господня. Внезапно небо начало сворачиваться как свиток и взору его явился Иисус Христос, стоящий в Силе и Славе всего войска Небесного: ангелов, архангелов, воинств страшных в силе своей, разделенные на полки и подчиняющиеся его Стратигам.

Иисус сделал знак одному из Стратигов и сказал:

"Михаил. Михаил хранитель завещания, возьми с войском своим Трон Моей Славы и поставь его в долине Иосафат, и там его установишь в месте моего Первого пришествия. Потому что приближается время получить каждому по делам его.

Сделай быстро это, потому что подходит время Мне судить тех, кто поклонялся идолам и не принял меня как своего Создателя.

Потому как полюбили камни и дерево, которые Я им дал для их нужд использовать. Все они рассыпятся как горшки глиняные.

В том числе и еретики, которые Меня разделяли от Отца Моего, которые осмелились говорить об Утешителе Души как о создании. Горе им, теперь ад их ожидает.

Сейчас покажу иудеев которые меня распяли и не верили в Мою Божественность. Мне дана вся Сила и Власть. Я Судия Правый и Честный.

Тогда, когда распяли меня на Кресте, смеялись и говорили: других спасал, пусть спасёт Себя Самого. Сейчас я имею возмездие и воздам его.

Я буду судить этот развращенный род и семя, и проверю и накажу, потому что не раскаивались, когда Я им посылал возможность. Я им давал возможности раскаяться, а они гордились. Теперь Я исполню возмездие.

Так же воздам содомитам, которые своими делами заполнили землю и воздух своей вонью. Тогда их сжёг и сейчас сожгу, потому как не захотели Благодати Святого Духа, а хотели благ духа дьявольского.

Накажу всех монахов, которые не остались в послушании и вошли во тьму, как дикие развязанные жеребцы. Не сберегали себя в своем венчании и постриге, а свернули бессмысленные в блуд, который им ловушкой был от дьявола, связал их этим и бросил в глубину ада. Не слышали о боязни попасть в руки на осуждение Бога Живаго? Не слышали о наказании, которое применю к таким? Призывал Я их раскаяться и не раскаялись.

Осужу всех воров, которые своими делами и до убийств доходили. Я им дарил возможность измениться, но они не придавали этому никакого значения. Где их правые дела? Показал я им сына блудного, как пример, чтоб не теряли надежды, но они на Мои законы не смотрели и от Меня отреклись. И повернулись к греху и пошли к нему. Что же пускай идут в огонь вечный, который сами и разожгли.

Но и всех, кто злопамятствовал, и их предам мукам, которые заслужили, потому что не хотели мира Моего, но оставались в жизни сердящимися, жёлчными и злыми.

Завистников за златом и дающих деньги в рост, над богатствами молящихся - уничтожу и брошу на них весь гнев Мой, потому что надежду имели на золото и Меня знать не хотели, словно не знали Моей заботы о них.

И тех лжехристиан, которые доказывали, что Воскресения из мёртвых нет, а происходит реинкарнация - их расплавлю в огне геенны как свечи; тогда и поверят в Воскресение.

Отравители, маги и все похожии с ними будут мучимы беспощадно.

Горе тем, кто упивается и играет на гитарах, предаваясь невменяемому веселию, танцуя мерзко и думая хитро. Я их звал, но не слышали Меня и жаловались на Меня. Теперь червь да съест им сердца их. Всем даровал милость и раскаяния, но никто не придал значения.

Вгоню в мрак всех тех, кто не считался со Святыми Писаниями, писанными через Святых Духом Святым.

Сужу и тех, кто занимается предприятиями дьявольских войн и имеет надежды на мечи их, щиты их, копья их и прочее. Тогда узнают, что надежда только на Бога быть должна, а не на создания Его. Испугаются и оправдаться захотят, но не смогут, потому что Я Судья, и Я воздаю.

Осужу всех царей и владык, которые меня огорчали своими бесправиями. Правя нечестно и в ущерб народам, судя нечестно и гордо, в ущерб людям и за это бравшие взятки. Моя же власть неподкупна. За неправду их подлежат исчезновению. Тогда поймут как страшен Я и забираю власть владык. Тогда поймут, что Я страшнейший из всех царей земли. Горе им, ад их ожидает!!! Потому что со скрежетом зубов проливали невинную кровь, кровь детей своих и дочерей своих!!!

Но какому гневу подвергну тех, кто от меня плату принимая за труды, не был истинным пастырем? Которые разоряли Мой виноградник и разгоняли Моих овец? Кто пас золото и серебро, а не души; и требовал подаяний из выгоды? Каково наказание будет им? Насколько страшно будет наказание? Изолью Мой гнев на них со всею силою Моею, уничтожу их! Овец и телят мечтали иметь в стадах своих, а о Моих овцах не думали, не интересовались ими. Накажу Моим посохом и Моим кнутом биты будете за ваши грехи.

Но и священников, смеющихся и чувствующих в Моих церквах как в доме своём - как их накажу? Отправлю их в огонь вечный и в тартар.

Пришёл и иду - есть ли у кого смелость встретиться со Мною? Но горе тому, кто имеет сущность грешную и попадёт мне в руки!!! Потому что каждый предстанет передо Мною гол и наг. Сможет ли тогда нагло предстать предо Мною? Сможете ли смотреть Мне в лицо? В каком благообразии предстанут пред Моим Вседержимым могуществом?

Буду судить также всех монахов, которые не исполняли обетов данных Богу и отступившим от них; винных пред Ангелами и Людьми. Одно клявшихся делать, другое делавших? С высоты облаков сброшу их в бездну!!! Не хватало им своих беззаконий, но притягивали и других. Лучше бы было для них не отрекаться мира, чем отрекшись жить в злобе и блуде.

Я СУДИЯ. Я воздам всем кто не хотел раскаяться. Я буду их судить ибо Я Судия Праведный."

Слова эти Христа разносились как гром среди всего войска Сил Христовых. После этого приказал Господь принести Ему СЕМЬ ВЕКОВ жизни людской. И снова Михаил архангел исполнил этот приказ. Из дома Завета принёс он их. Это были огромные книги. Потом встал он поотдаль, наблюдая как Господь листает историю веков.

"Отец, Сын и Святой Дух Един Бог в Трёх лицах. От Отца родился Сын и Создатель Веков. Потому что Словом Отца, Сыном созданы Века; созданы невидимые Силы. Установлены Небеса. Земля. Земные стихии. Моря. Реки и вся обитающая в Них.

Образ невидимого Бога - это первый человек Адам с женою его Евой. Адаму дано было указание от Вседержителя Бога всего видимого и невидимого создания. Был дан один Закон, который должен был быть исполнен всеми силами для безопасности самих же людей; должен был быть исполнен этот Закон в точности, для того, чтобы они помнили о Своём Создателе, и о том что ОН всегда вверху над ними."

"Нарушение закона образом от лика Божиего произошло от невнимания и необдуманности поступка этого и от обмана хитрого, в который он введен был. Согрешил человек и изгнан был из рая. Праведное решение и приговор Бога. Не мог находится в Святом месте Божием нарушитель!!!"

"Каин напал на брата своего Авеля и убил его, по наущению дьявола. Должен сгореть в геене огненной, так как не раскаялся в этом грехе. А Авель достоин жизни вечной."

И так постепенно читал все книги Веков, пока не дошёл до конца - до Века Седьмого, прочтя:

"Начало Века Седьмого есть конец всех веков. Главным признаком этого века становится недоброта и жестокость, ложь и асплахния - (неплодность или не рождающие плодов добрых). Люди Седьмого века хитрые, убийцы с притворной любовью, порочны, легко впадающие в содомию и грехи её.

"Истинно этот Век Седьмой превзошёл в своём зле и нечестии и блуде все предыдущие!"

"Эллины и их идолы были повержены и разрушены в момент, когда Моё нетленное тело вешали на Крест и вбивали гвозди в Него."

Помолчал немного и снова направил взгляд в книгу:

"Двенадцать Владык Величайшего Царя, белоснежные как свет - взволновали Море, закрыли пасти зверям, просветили слепых, задушили духовных драконов, накормили голодных и сделали богатых нищими. Наловили как рыбаки отмерших душ множество, дав им жизнь снова. Велика им плата от Меня!!!

Я Любящий выбрал свидетелей борющихся для Моей Славы. И дружба их достала до Неба, и любовь их до трона Моего. И страсть их до сердца Моего и обожание их горячит Моё сердце. И Слава Моя и Царство Моё вместе с ними!!!"

Повернув голову ввысь прошептал:

"О красивейшая Моя и драгоценнейшая Невесто. Сколькие злодеи пытались тебя замучить и заразить!!! Но Ты не предала Меня - Жениха Твоего!!! Неисчисленные ереси тебе угрожали, но камень, на котором Ты установлена, не соскользнул. Потому что вратами адовыми да не одолеют тебя!!!"

Дальше стал читать о людях умерших и не омывших своих дел покаянием. И было их столько, как песчинок на берегу морском. О всех Он читал и недовольно качал головою Его и вздыхал с тяжестью и горечью. Неисчислимое множество ангелов замерло рядом с Ним, в благоговении, видя праведный гнев Судии. Дойдя взглядом до середины Века сказал:

"Этот Век наполнен вонью грехов от людских дел, которые лживы и вонючи: разложение, убийства, вражда, ненависть и злоба.

ХВАТИТ! ОСТАНОВЛЮ ЕГО в средине!!! Прекращу владычество греха!

И говоря эти гневные слова дал знак Архистратигу Михаилу произвести знак Суда. После чего, тот со своим войском, поднял трон Господень и удалились. После него удалился Гавриил со своим войском, поя псалмы и "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Вся и всей земли Слава Его!"

После этой величайшей клятвы возликовали небо и земля. За ними последовал третий Архистратиг Его - Рафаил с войском его, поя гимн "Ты есть Свят Господи Иисус Христос, во Славу Бога Отца. Аминь"

Наконец им последовало и четвёртое войско во главе с владыкой его, который был Бел и Блестящий как Свет и вид имел Сладчайший. И пели они гимн удаляясь "Бог Богов Господь прорёк и призвал землю с восхода Солнца до захода его. С Сиона Его Благость и Благолепие. Бог наш Видимый явился и Бог наш не промолчит! От Него огонь исходит и гроза вокруг Него бушует. Встаёт Бог судить землю и всё что на ней наследовали народы". Начальником над этим войском стоит Уриил.

Через некоторое время принесли пред Господа Крест Его прославленный. И светился он светом как молния, и распространял запах вокруг неописуемо сладкий. Сопровождали его два войска Доверия и Силы. Видение этого было очень великолепно и полно величием. Многочисленные Силы Ангельские гармонично пели псалмы: "Возвеличиваю Тебя Боже мой Царь мой, да святиться Имя Твое во веки. Аминь." И другие пели "Величаю Тебя Господи и подножие ног Твоих, Свят Ты! Аллилуйя. Аллилуйя, Аллилуйа!"

Затем снова дано было повеление Господа - приблизиться к нему Держащему Архистратигу Михаилу. В тот же час появился и один Ангел, держащий трубу огромную и громкую. Господь взяв в руки Его трубу, протрубил три раза и сказал три слова. Затем отдал её Михаилу и приказал ему:

"Приказываю тебе со всем Божиим войском твоим рассыпаться по всей земле, и на облаках собрать Мне всех святых Моих и с юга, и с севера, и с востока, и с запада. И собрать их здесь всех для приветствия со Мной, как только протрубит труба."

После этого всего бросил Праведный Судия взгляд на землю и увидел... Мрак, туман, горечь, печаль, горе и копоть. Ужасная тирания сатаны повсюду! С манией и чудовищно быстро дракон разрушает и сжигает всё вокруг, как траву, видя ангелов Господних, готовящих ему вечный огонь.

Только увидел Господь всё это, призвал тут же ангела, вида огненного, сурового и страшного, безжалостного, имевшим под началом его войско, следящее за огнём адовым и сказал ему:

"Возьми посох Мой, который связывает и разрушает, возьми с собой и неисчислимое войско ангелов твоих, самых страшных, несущих стражу над адом и всех в нём. Идите в Море мыслящее и найдите следы князя, правящего им (морем). Схватите его с силой крепко и бейте его Моим посохом безжалостно, пока не отдаст вам всех до последнего из войска его хитрых духов; и ввергните его в самые дальние и безплодные круги ада!!!

И после того как сие было приготовлено, даден был знак ангелу, держащему трубу - трубить сильно. В тот же час, внезапно произошла тишина, будто замерла вселенная. Страх и ужас объял Вселенную. Вся небесныя и земныя задрожали от страха. И тогда зазвучала третий раз труба и встревожил звук её весь мир. И мёртвые восстали в мгновение ока. Страшное видение.

Их было больше, чем песка в море. Одновременно как густой дождь спускались к земле ангелы для приготовления места для трона и провозглашали громогласно: "Свят Свят Свят Бог Саваоф и устрашения всему и всем на земле!" Стоял весь народ земной и смотрел со страхом и ужасом на власть Божественную, спускающуюся к земле. В это время, когда стоящие смотрели ввысь, началось неимоверно сильное землетрясение и гром и молнии. На равнине, приготовленной для Суда. И испугались ещё больше все.

Тогда твердь небесная начала сворачиваться как свиток и появился Честный Крест Господень, светящийся как солнце и излучающий дивные Божественные радуги вокруг. Держали его Ангелы перед Господом нашим Иисусом Христом и Судиёй всех народов и племён, Который приближался.

Ещё немного и стал слышен гимн неизвестный нам: "Евлогимэнос о эрхомэнос эн ономаты Кириу.Феос Кириос.критыс эксусиастыс.архон иринис". "Благословен грядый во имя Господне! Господь Бог Судия и Владыка, Начало мира!" Только заканчивается это громогласное славословие, появляется Судия на облаках сидящий на троне огненном и светом Его заливающий и небо и землю.

Все на земле и ангелы и воскресшие, и видящие всё это замерли... И внезапно воскресшие из мёртвых начали постепенно, то один, то другой как бы блистать и светиться. В тот же миг подхватывались они на облаках и неслись для встречи с Господом. Но всё же большинство осталось их внизу, никто их не подхватил. И были они охвачены печалью и скорбью, потому что не достойны они были подняться ввысь, и это было для них как яд и жёлчь в их душах. Упали все они на колени пред Господом и снова встали.

И воссел на приготовленный трон Судия Страшный и собралось вокруг Него войско Его небесное и объял всех страх и ужас! Все, кто был восхищен на облаках для ответа пред Богом были справа от Него. Остальные были поставлены слева от Судии.

Это были иудеи, вельможи, владыки, архиереи, иереи, цари, множество великое монахов и простых людей. Стояли посрамлённые, униженные и опечаленные своей неизвестностью. Лица их выражали печаль и муку, и вздыхали они громко и горестно. Все были в глубокой печали, и не видели чтобы пришло им утешение.

Все кто стоял справа от Господа, как бы были светящимися, как солнечным светом. Только это свечение отличалось тонами цвета на каждом из них. Одни имели цвет бронзовый, другие белый, третьи медный. Все они имели благочинный вид и отличались каждый славой своею. Было от них свечение как от молнии. И да простит меня Господь - все в славе их были похожи на Него.

Господь, повернув голову Свою, посмотрел в каждую сторону. Смотря направо взгляд Его выразил довольство и улыбнулся Он. Но когда посмотрел налево - вознегодовал и разгневался, и отвернул от них лицо Свое.

"Прийдите благословенные Отца Моего и наследуйте приготовленное Вам царство с начала сотворения мира. Голодал Я и вы накормили меня. Хотел Я пить и вы напоили Меня, странник был Я, и вы мне дали приют. Наг Я был, и вы дали мне одежду. Был Я болен, и вы проведали меня. Был Я в заключении, и вы пришли ко мне".

Удивились они и ответили:

"Господи никогда мы не видели Тебя голодным и не накормили Тебя. Никогда мы не видели Тебя мучимым жаждою, и не поили Тебя. Никогда мы не видели Тебя странником, и не приютили Тебя. Никогда мы не видели Тебя нагим, и не дали Тебе одежду. Никогда мы не видели Тебя в болезни, и не посетили Тебя. Никогда мы не видели Тебя в заключении, и не приходили к Тебе."

Ответил Он:

"Аминь говорю Я. Как однажды сие вы сделали братиям Моим меньшим, то Мне вы это сделали."

Повернув голову к изгоняемым, грозно и с омерзением произнёс:

"Уйдите от Меня вы в вечный огонь, уготованный дьяволу и ангелам его. Был Я голоден и не накормили вы Меня. Жаждал Я и не напоили вы Меня. Странник был Я и не приютили вы Меня. Наг Я был и не одели вы Меня. Болен был Я и не посетили вы Меня. В заключении был Я и не пришли вы ко Мне."

И спросили те удивлённо:

"Господи когда мы видели Тебя в заключении и не пришли к Тебе"

И ответил Он:

"Аминь, говорю Я. Раз не сделали вы этого для братьев Моих меньших, то и Мне не сделали. Пропадите долой с глаз Моих, проклятие земли. В тартар - там где скрежет зубов слышен. И мучение и горе вам будут безконечные."

Лишь только принял это решение истёк с восхода огромный огненный поток, который бурно тёк на запад, был он так широк как море. И грешники с левой стороны от Господа бывшие, начали дрожать испугавшись, и увидев, что надежды к спасению у них нет. Но Праведный Судия приказал всем - и верным ему и неверным - войти в поток огненный, для испытания огнём.

Первыми в поток вступили, бывшие от Него справа. И вышли из него блестящими как переплавленное золото. И дела их не сгорели, но показали светлость и посвещение. И за это они удостоились объятий Господа. После них пришли к потоку изгнанные и вошли в поток для испытания делами их. Но так как были грешны, то огонь стал их жечь, и поток их втягивал в себя. И дела их сгорели как солома, а тела их нет, но остались гореть на годы и на века нескончаемые вместе с дьяволом и демонами его. И не смог из них выйти никто из этого огненного потока. И стали заложниками в огне, потому что заслужили этого осуждения и наказания.

Как только ад забрал грешников, встал и праведный Судия с трона Его в окружении ангелов, пребывающих в благоговейном страхе пред Ним и поя псалмы: "Поднимите врата верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдёт Царь славы! Господь Бог. Бог Богов вместе с Ним все святые его, насладятся вечным наследием".

И другое воинство подпевало в продолжение: "Благословен идущий во имя Господне, со всеми кто удостоился милости называться сынами Его. Господь Бог с сынами Нового Сиона явились с Ним." И Архангелы приветствуя новых жителей, удалялись во все стороны, поя: "Придите в объятия Божии неизменившие Богу нашему Спасителю. Приходяшие и исповедавшие Его в псалмопениях неизменно". И следующее воинство воспевало: "Бог Великий Господь и Царь Великий и воссел на земле и крепко держит в руке Его всю землю, и всё её окружающее".

Это и другое пение слушали все находящиеся с Иисусом Христом, направляясь к Небесной Палате Господней, и сердца всех святых дрожали от радости. И сразу же закрылись за ними врата дома брачного.

И тут же призвал Царь Небесный своих верховных Архангелов. И явились к Нему Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. И начальствующие над их воинствами.

И за ними пришли Двенадцать светочей Мира - Апостолы. И дал им Господь Славу блестящую и двенадцать тронов, чтоб сели они поблизости с их учителем Христом в огромном почёте. И вид они имели блистающий и неописуемый. Светом вечным блистали одежды их. Были они величественны и прозрачны как жемчуг, что даже Архангелы на них смотрели в восхищении. В конце дал им двенадцать хрустальных венцов, украшенных драгоценными камнями, которые блестели ослепительно, когда держали их над их головами славные ангелы.

После этого пришли к трону Царскому 70 апостолов. Получили и они заслуженные почести и награды. Только их венцы были более блистательными и чудесными.

Теперь пришёл черёд мучеников. Они приняли славу и место в великом воинстве ангелов, став на место сброшенного с небес воинства вместе с Денницей. Стали мученики ангелами и начальствующими над воинствами небесными. И принесли им тут же венцы и возложили им на головы их святые. Как блистает солнце, так заблестали и они. И так святые мученики в божественной славе, безмерно радовались и обнимали друг друга.

Потом внесли божественный трон иерархов, священников, дьяконов и других церковнослужителей и увенчаны были и они венцами неувядающими и вечными, соответствующими их рвению и терпению в духовном подвиге их. Каждый венок был отличен от другого во славе. Так как отличны звёзды одна от другой. Так стали священники и дьяконы более блистательны, чем другие иерархи. Дано им было также каждому и по храму, для приношения духовной жертвы Господу и святейшего благодарения Ему.

Затем вошло святое собрание пророков. Дал им Господь благовоние благовоний - псалтырь Давида и гусли, и тимпаны, и танца свет, рассветный блистающий, невыразимое объятие любовью и славословие Святого Духа. Тогда попросил их Владыка Небесной Палаты спеть псалмы. И начали они исполнять такую мелодию от которой все остальные умилились и наполнились благодатью. Получив свои дары от Спасителя, остались в ожидании награждения последующих. И были те награды такими, что никогда глаз людской таких не видел, и ухо людское не слышало, и на сердце человекам не приходило.

Тут вошло собрание множественное людей спасшихся в миру: бедные и владыки, цари и частники, рабы и свободные. И стали пред Господом, и Он их разделил на милостивых и жалостливых, на непорочных. И дал им Рая Эдэмского - палаты небесные и светлые, венцы богатые и великолепные, освящение и объятия, троны и скипетры и ангелов для услужения им.

Потом вошли те, кто во имя Христа стали "нищими духом" и были возвышены необычайно. Рукою Своею Господь дал им необычайной красоты венцы и наследовали они Царство небесное.

Затем сокрушающиеся от грехов своих получили от Святой Троицы огромнейшее утешение.

Затем праведные и незлые наследовали небесную землю, где течёт сладчайшее и прекраснейшее благоухание Духа Божиего. И они испытали неведомое наслаждение и удовольствие от того, что давала им святая эта земля. И венцы их излучали свет персиковый как бы предрассветный.

Затем вошли те кто "жаждал духовной истины и справедливости". Им воздана была честь правды и истины, как плата за их поиски справедливости. И самой огромной наградой им было видеть Возвышенного Господа Иисуса Христа, прославляемого и благословляемого всеми и вся, святыми и ангелами.

И затем вошли "гонимые за справедливость". И им была воздана честь и дана жизнь чудодейственная, и слава от Бога. И для них были установлены неописуемые троны, чтоб сидели они в Царствии Небесном. И даны были им венцы, как переплавленное серебро с золотом, неземной имеющие свет, чтобы видя этот их свет радовались и ангелы.

Затем после них вошло неисчислимое число язычников (здесь хочу добавить от себя что во всех первоисточ.греч. это слово имеет смысл нации и народы), которые не знали закона данного Христом, но сами по себе, имеющие в себе добро и правду совести. Многие из них были как солнца от чистоты и наивности их. Господь подарил им Рай беззаботный, венцы, отливающие стальным цветом и украшенные лилиями и розами. Но из-за того что не были они крещеными, были они слепы. Они не видели славы Господа, потому что крещение это есть свет и око души. Поэтому тот, кто не получил крещения, но работал не уставая и совершал благое, получает радости рая и все его блага, наслаждаться его благовонием и сладостью, но не может видеть всего его великолепия.

Затем вошло, увидел Жених, целое воинство святое - те, кто был детьми христиан. Все они выглядели примерно тридцати лет. Посмотрел на них с радостью во взоре Христос и сказал:

"О хитон нерукотворный крещения. Но дел не вижу. Что делать мне с вами?"

И ответили они ему храбро: "Господи, лишены мы были на земле Твоих благ, так не откажи нам в них теперь, когда мы приблизились к Тебе"

И улыбнулся Христос снова и одарил их небесными благами. Получили они свои венцы целомудрия за своё незлобие и во всех делах; все воинства святых и ангелов восхищённо на них смотрели. Чудом было это - видеть все эти воинства святых ангелов, торжественно поющих сладкие гимны, восхищённых этими действами Господа.

Затем смотрит Жених - приближается к Нему, освещённая великолепным Божественным светом Невеста, распространяя вокруг себя по всей Палате благовония небесного божественного миро. И на красивейшей голове Её сиял несравненный царский венец, излучающий свет. И ангелы ослеплены были красою Её, и святые замерли от благоговейного вида Её. Благодать Святого Духа держалась над Нею как диадема.

Входила Она в божественный чертог в неисчислимом множестве девственниц, поющих непрерывно гимны и славящих и хвалящих Бога. Когда приблизилась Великая Царица к Жениху вместе с Её окружением из святых девственниц, поклонилась трижды Ему. Тогда Великий Призывающий, поражённый красотою Её, склонил голову пред Великою Его Матерью, отдавая Ей часть и славу.

Она приблизилась к Нему с благоговением огромнейшим и благодатью и обнялись Они, бессмертным и неумирающим поцелуем приложилась Она к руке Его. После поцелуя сего божественного одарил Господь всех дев блистательными платьями и многоцветными сверхсветлыми венцами. И сразу же приблизились к Ним все духовные Силы, поющие гимны и славящие и освящающие ЕЁ.

Тогда встал с трона своего Жених, и с Матерью Его справа, и с Величайшим Предтечей Чудодействующим слева, направился к выходу из чертога брачного в сторону Палаты Божией, в которой находились дары несметные, которых никогда не видело око человеческое, о которых никогда не слыхало ухо людское, и на сердце человеческое не приходившие мысли о них никогда. Лишь только увидели все из Его окружения эти дары, исполнились благодатью и стали праздновать и радоваться.

Но не мог всей той радости, которой были исполнены все любящие Бога, старец Нифон описать. И сколько не просили его об этом, он отвечал: "Не могу дети мои я описать это всё, потому что нет таких слов человеческих и чувств, которыми можно было описать это действие, происходящее рядом со Спасителем."

Ну вот.

"Когда разделил между всеми своими святыми те дары, неописуемые и невиданные, призвал к Себе Херувимов, чтобы окружили трон Его. Затем сказал, чтобы их окружили их Серафимы. За ними Силы Держащих троны. Начальные Держащих и Силы небесные, и Силы Сил небесных. Чтобы стали, как стена стену окружающая.

Справа от Палаты веков, в большом благочинстве стал Михаил и воинство его. Слева стал Гавриил и воинство его. На западе стал Уриил и воинство его. И Рафаил с воинством его стал на востоке. И такое множественное и великое было это воинство. И опоясали они Палату Божию чудесную, как великим сиянием. И всё это было исполнено по заповеди Господней Великого Бога и Спасителя всех святых."

Но самое величайшее откровение было дано святому Нифону в конце.

САМ Великий Отец единородного Его Сына, Родитель, Свет Невиданный и Нескрытый засветил внезапно вместе с Сыном и Святым Духом сверху над этой необъемлемой Палатой и Силами окружавшими её. Осветил эту чистейшую Палату со всеми Силами её так, как освещает Солнце всю землю. Так осветил всё и всех Отец Милосердия.

И так же как губка впитывает в себя вино и удерживает его, так же все святые впитали в себя наполнились несказанным трёхсолнечным Божественным Светом и так царствовали непрерывно во веки. С этого часа не существует для всех их ни дня, ни ночи. Только есть Бог Отец и Сын и Святой Дух - нежность немерцающей жизни, наслаждение и удовольствие.

Затем произошло глубокое молчание.

И после него первое воинство, окружавшее Палату на веки вечные, многогласно исполнило несказанное благословие и славословие, и сердца святых затрепетали от невиданной радости и полноты. От первого воинства славословия перешли ко второму воинству Серафимов. И начали они славословие неописуемое и неизведанное. Как мёд выливалось оно для слуха святых, и радовались они неописуемо всеми чувствами их.

Глаза их видели невиданный свет. И запах впитывали они в себя божественный. Уши их слышали гимны вечных божественных сил. И уста их испробовали Тело и Кровь Господа Иисуса Христа новое в Царствие Небесном. Их руки поднялись вверх, в благодарности за дары эти, и ноги их исполняли танец. Так всеми чувствами они испытывали и наполнялись невыразимой радостью. Итак переходили гимны от одного воинства к другому по семи кругам. И исполнили псалмы четыре колоны Божии - четыре столпа Его - Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил.

Слышал ли кто из нас совершенную гармонию? И были их гимны и устрашающими и громогласными. Так гимны слышны были внутри Палаты, и снаружи. Песни священные!!! Они зажигали сердца святых восторженной любовью в нескончаемых веках."


Когда всё это видел святой в большом экстазе, он услышал голос Бога к нему: "Нифонт, Нифонт, красиво было твоё пророческое видение!!! Всё, что видел и слышал ты напиши в малейших подробностях, потому что именно так всё произойдёт!!!

Я тебе это всё показал, потому что ты верный мой друг, любимое дитя, и наследник Моего Царствия. Будь уверен, сейчас Я посчитал тебя достойным быть свидетелем этих Святых Таинств. Потому что Я слежу за всеми правыми и мирными, которые дрожат при слове Моём". (имеются ввиду соблюдающие закон Господень)

Сказал сие, освободил Господь Нифонта от страшного и многочудного видения, в котором он пробыл две недели в духе. Когда пришёл в себя Нифонт, сидел в печали, задумчивости и огромном раскаянии. Слёзы его текли рекою и проговорил он:

"Невероятно. Как мне блудному досталась такая милость. Чего ожидает жалкую мою душу? Как смогу я там находится, грешник! Как я смогу извиниться пред Судьёю! Где упрячу я грехи свои? Ах, мирской и несчастный. Не вздыхаю и слёз не лью за грехи мои!!! Расскаяния не имею!!! Благотворительности не делаю, милостыню не подаю!!! Молитву не вершу!!! Любви нет во мне!!! Доброта и святость стоят от меня далеко!!! Стыд мне наказания заслуживаю я, а не награды!!!

Что делать мне бедному и немощному? Куда мне деться, что мне делать, чтоб спасти душу мою? В каком положении мы окажемся там грешники!!! И как сможем дать ответ за наши дела земные пред Судьёй!!! Куда спрячу такое множество грехов моих? Ах мирской и несчастный!!! Не знаю что же делать мне!!!

Глаза мои видят только позор мой и лицо моё в стыде!!! Ушами моими слушаю демонические песни!!! Носом моим вдыхаю земные ласкающие запахи!!! Рот мой набиваю многоядениями. Горе мне горе!!! Руки мои держатся за греховное!!! Тело моё катается только о болоте греха и безделия желает только лежания в кровати и объедания!!! Ох, беззаконник и помраченный и разрушенный!!! Куда мне бежать!!! Кто спасёт меня от тьмы внутренней тартара!!! Кто избавит меня от скрежета зубов? Горе мне!!!

Брезгую собою мерзким и гадким!!! Лучше бы было мне не рождаться!!! Ах, какой Славы могу лишиться, тёмный!!! Какая плата, какие венцы, сколько радости, веселия потеряю, потому что подчинился греху!!! Бедная душа!!! Куда пойдёшь? Что изберёшь? Где твоя борьба где твои достоинства?

Горе тебе грешной и несчастной! Где место тебе будет в тот день? Сделала ли ты что-нибудь хорошее, чтоб понравилось это Богу? Закопчённая в печи. Как выдержишь это? "Горе горе горе" в тяжкие времена, для живущих на земле!!! Ах, несчастная и грязная, хотевшая только кататься в гниении, безостановочно работавшая на желудок свой!!! Беззаконная и погрязшая в грехах! Какой стыд тебе пытаться даже посмотреть на Иисуса!!! Какими глазами отразишь свет глаз Богочеловека? Этот нежный взгляд! Скажи, скажи мне!

Видел же ты все те чудеса Господни, которые он произведёт! Скажи мне душа моя, имеешь ли дела достойные для Славы той? Как прийдёшь туда, если загрязняешь крещение от Бога? Горе тебе тогда, заражённая моя душа!!! Предстоит тебе вечный огонь, и где тогда будут грех и отец его, спасающие тебя? Господи Господи мой! Спаси меня от огня, от скрежета зубов и от тартара!!!"

Этими словами молился с тех пор святой. В некоторые дни видели его проходящим, тянущим ноги еле-еле и горько вздыхающим и печалящимся со слезами. Сопоставляя всё с увиденным в видении, сделал он всё что смог для нас своей молитвой, чтобы заслужить обещанное ему.

Часто-часто, когда снова он погружался в воспоминания виденного, видели его другие не в себе. Горел от явления Святого Духа светом светлым и вздыхал, приговаривая "Господи помоги и спаси мою помраченную душу"

Перевод с греческого сделала раба Божия Виктория

https://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_4635/

Считается, что каждый плохой поступок человека учитывается и он непременно понесет за него наказание. Верующие считают, что только праведная жизнь поможет избежать кары и оказаться в Раю. Решаться судьба людей будет на Страшном суде, но когда это будет - неизвестно.

Что это значит Страшный суд?

Суд, который коснется всех людей (живых и мертвых), называют «страшным». Произойдет он перед тем, как Иисус Христос второй раз придет на землю. Считается, что мертвые души воскреснут, а живые будут изменены. Каждый человек получит вечную участь за свои деяния, и грехи на Страшном суде выйдут на первый план. Многие ошибочно полагают, что душа предстает перед Господом на сороковый день после своей смерти, когда принимается решение, куда она попадет в . Это не суд, а просто распределение умерших, которые будут ожидать «времени икс».

Страшный суд в христианстве

В Ветхом Завете идея Страшного суда представлена, как «день Яхве» (одно из имен Бога в иудаизме и христианстве). В этот день будет проходить празднование победы над земными врагами. После того как начала распространяться вера в том, что мертвые могут воскреснут, «день Яхве» стали воспринимать, как Страшный суд. В Новом Завете указано, что Страшный суд – это событие, когда Сын Божий спустится на землю, сядет на престол и пред ним предстанут все народы. Все люди будут разделены, и оправданные встанут по правую руку, а осужденные по левую.

  1. Часть своих полномочий Иисус поручит праведникам, например, апостолам.
  2. Людей будут судить не только за хорошие и злые поступки, но и за всякое праздное слово.
  3. Святые Отцы о Страшном суде говорили, что есть «память сердца», в которой отпечатывается вся жизнь, причем не только внешняя, но и внутренняя.

Почему у христиан Божий суд называется «страшным»?

Есть несколько названий этого события, например, великий Господний день или день гнева Божия. Страшный суд после смерти называется так не от того, что Бог предстанет перед людьми в ужасающем обличии, он, наоборот, будет окружен блеском своей славы и величия, что у многих вызовет страх.

  1. Название «страшный» связано с тем, что в этот день грешники будут трепетать из-за того, что все их грехи будут обнародованы и за них придется отвечать.
  2. Пугает и то, что судить всех будут публично перед лицом всего мира, поэтому увильнуть от правды не получится.
  3. Страх возникает и из-за того, что свое наказание грешник получит не на какое-то время, а навечно.

Где находятся души умерших до Страшного суда?

Поскольку еще никому не удавалось вернуться с того света, вся информация, касающаяся загробной жизни является предположением. Посмертные мытарства души, и Страшный суд Божий представлены во многих церковных писаниях. Считается, что в течение 40 дней после смерти душа находится на земле, проживая разные периоды, подготавливаясь тем самым к встрече с Господом. Выясняя, где находятся души до Страшного суда, стоит сказать о том, что Бог, просматривая прожитую жизнь каждого умершего человека, определяет, где тот будет находиться в Раю или в Аду.

Как выглядит Страшный суд?

Святым, которые писали священные книги со слов Господа, не была передана подробная информация о Страшном суде. Всевышний показал только суть того, что будет происходить. Описание Страшного суда можно получить из одноименной иконы. Изображение сформировалось в Византии в восьмом веке и его признали каноническим. Сюжет был взят из Евангелия, Апокалипсиса и разных древних книг. Большое значение имели откровения Иоанна Богослова и пророка Даниила. Икона «Страшный суд» имеет три регистра и у каждого свое место.

  1. Традиционно в верхней части образа представлен Иисус, который с обеих сторон окружен апостолами и они принимают в процессе непосредственное участие.
  2. Под ним находится престол – судейский трон, на котором находится копье, трость, губка и Евангелие.
  3. Внизу находятся трубящие ангелы, которые так созывают всех на событие.
  4. Нижняя часть иконы показывает о том, что будет происходить с людьми, которые были праведниками и грешниками.
  5. С правой стороны находятся люди, которые совершали хорошие поступки и они попадут в Рай, а еще Богородица, ангелы и Рай.
  6. В другой стороны представлен Ад с грешниками, бесами и .

В разных источниках, описываются другие детали Страшного суда. Каждый человек будет видеть свою жизнь в мельчайших подробностях, причем не, только с собственной стороны, но и глазами окружающих людей. Он поймет, какие поступки были хорошими, а какие плохими. Оценка будет проходить при помощи весов, так на одну чашу будут положены добрые дела, а на другую – злые.

Кто присутствует на Страшном суде?

Во время принятие решения человек не будет находиться с Господом наедине, поскольку действо будет открытым и мировым. Страшный суд будет проводить вся Пресвятая Троица, но она будет развернута только ипостасью Божьего Сына в лице Христа. Что касается Отца и Святого духа, но они будут принимать участие в процессе, но с пассивной стороны. Когда наступит день Страшного суда Божия, каждый будет нести ответственность вместе со своими и близкими умершими и живыми родственниками.


Что будет с грешниками после Страшного суда?

Слово Божие изображает несколько видов мучений, которым будут подвержены люди, ведущие грешную жизнь.

  1. Грешники будут удалены от Господа и прокляты им, что и будет страшным наказанием. В результате они будут мучиться от жажды своей души приблизиться к Богу.
  2. Выясняя, что ждет людей после Страшного суда, стоит указать, что грешники будут лишены всех благ царства небесного.
  3. Люди, которые совершали плохие поступки, будут отправлены в бездну – место, которое боятся демоны.
  4. Грешники будут постоянно терзаться от воспоминаний о своей жизни, которую они погубили собственными словами. Их будет мучить совесть и сожаления о том, что нельзя ничего изменить.
  5. В святом Писании представлены описания внешних мучений в виде червя, который не умирает, и неугасающего огня. Грешников ждет плачь, скрежет зубов и отчаяние.

Притча о Страшном суде

Иисус Христос говорил верующим о Страшном суде, чтобы те знали, что их ожидает, если отступить от праведного пути.

  1. Когда Божий Сын придет на землю со святыми ангелами, он сядет на престол собственной славы. Соберутся перед ним все народы и Иисус проведет отделение хороших людей от плохих.
  2. В ночь Страшного суда Сын Божий спросит за каждый поступок, утверждая, что все плохие действия, совершенные по отношению к другим людям, были сделаны ему.
  3. После этого судья поинтересуется, почему они не помогли нуждающимся, когда те, требовали поддержки, и грешники будут наказаны.
  4. Хорошие люди, которые вели праведную жизнь, будут отправлены в Рай.
  • митр.
  • свщ. Артемий Владимиров
  • схиархим.
  • мит. Иларион (Алфеев)
  • прот.
  • Стра́шный Суд – последний, всеобщий Суд Божий над миром, который состоится при втором (при этом все мертвые люди воскреснут, а живущие изменятся (), и каждому будет определена вечная участь по его делам (, ), словам () и помышлениям.

    Святые Отцы говорили о том, что существует некая «память сердца», запечатлевающая все, всю нашу жизнь – и внутреннюю, и внешнюю. И вот на Страшном Суде как бы раскроется эта книга, написанная в глубинах нашей души, и только тогда мы увидим какие мы есть в самом деле, а не какими нас рисовала наша воспаленная . Тогда мы увидим, сколько раз Божия призывала нас ко спасению, наказывала, миловала нас, и как упорно мы сопротивлялись благодати и стремились только к и . Даже наши добрые дела мы увидим изъеденными, как червями, лицемерием, гордыней и тайным расчетом.

    В то же время суд – это не только то, что будет после смерти. Суд совершается нами каждую секунду нашей земной жизни. Страшный суд – это не судебный процесс, а лишь окончательная констатация факта. Каждый из нас в течении жизни духовно определяется по отношению к Богу.

    Почему Страшный Суд называется Страшным?

    Возвещая о Втором Пришествии Мессии и последующем за этим событием всеобщим Судом пророки и апостолы называли этот «День» Днём Господним, великим и страшным ().

    Этот День называется также и Днём гнева Божия (). Стало быть, название «Страшный» закрепилось за будущим Судом не потому, что Господь предстанет перед очевидцами в каком-то нарочито грозном виде. Он предстанет перед взором собравшихся в блеске Своей славы и величия, как Могущественный и Справедливый Судья. Это, конечно, вызовет у окружающих страх, у кого-то - благоговейный, а у кого-то - сильнейшую оторопь: «страшно впасть в руки Бога живаго!» ().

    Ужас и беспокойный трепет будут сопровождать грешников и от знания того, что на этом Суде будут вскрыты, обнародованы, взвешены все их грехи (причём не только совершённые поступки, но и оставшиеся не реализованными: тайные греховные желания, мысли и помыслы), и за каждый придётся дать ответ перед неподкупным и нелицеприятным Судьей.

    Кроме того Страшный Суд будет происходить публично, перед лицом всего мира: перед сонмом ангельских воинств, перед миллиардами людей, в том числе самыми близкими, родными. На этом последнем Суде грешник уже не сможет обмануть ни свою личную совесть, ни окружающих, ни, разумеется, Всевидящего Судью удобными для него оговорками и оправданиями. Светом Божественной Правды, Светом высветится всякий нераскаянный беззаконник, высветится каждое его преступление, действие или бездействие.

    В некоторый город пришел корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева, весьма внимавшая себе. Она, услышав, что пришел оный корабль, очень обрадовалась, ибо желала купить себе маленькую девочку, и думала: возьму и воспитаю её, как хочу, чтобы она вовсе не знала пороков мира сего. Она послала за хозяином корабля того и, призвав его к себе, узнала, что у него есть две маленькие девочки, именно такие, каких она желала, и тотчас с радостию отдала она цену за одну из них и взяла её к себе. Когда же хозяин корабля удалился из того места, где пребывала оная святая, и едва отошёл немного, встретила его одна блудница, совершенно развратная, и, увидев с ним другую девочку, захотела взять её; условившись с ним, отдала цену, взяла девочку и ушла с ней. Видите ли тайну Божию?

    Видите ли суд Божий? Кто может объяснить это? Итак, святая дева взяла ту малютку, воспитала её в страхе Божием, наставляя её на всякое благое дело, обучая её иноческому житию и, кратко сказать, во всяком благоухании святых заповедей Божиих. Блудница же, взявши ту несчастную, сделала её орудием диавола. Ибо чему могла оная зараза научить её, как не погублению души своей? Итак, что мы можем сказать о страшной сей судьбе? Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?

    Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он един ведает всё и может судить согрешение каждого, как Ему единому известно.
    прп.

    Григорий Двоеслов: кончина мира - радость и веселье

    Те, которые любят Бога, получают повеление радоваться и веселиться о кончине мира, потому что они тотчас обретают Того, Кого любят, когда преходит (уходит) тот, кого они не любили. Невозможно, чтобы верный, желающий видеть Бога, скорбел о потрясениях мира, зная, что при этих потрясениях он скончавается. Но написано: иже восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак.5:4). Следовательно, кто не радуется приближению кончины мира, тот обнаруживает, что он друг сего последнего, а через это самое является врагом Божиим. Но прочь эта мысль от умов верующих, прочь от тех, которые по вере знают, что есть иная жизнь, а по делам любят ее. Ибо скорбеть о разрушении мира свойственно тем, которые корни сердца своего всадили в любовь к нему, которые не желают будущей жизни, которые даже не верят бытию ее

    Профессор Осипов: Суд - это любовь

    Что означает этот Суд? Не подумаем, что в течение всей человеческой истории Бог был любовью, а теперь уж, извините, - наступило время только правды. Ничего подобного! Свт. Иоанн Златоуст прекрасно сказал о справедливости Бога по отношению к человеку: “Если ты требуешь справедливости [Бога], то по закону правды нам следовало бы ещё в начале тотчас погибнуть”. Неразумно представлять Бога на этом Суде как какую-то греческую богиню правосудия Фемиду с завязанными глазами. Страшным судом этот последний акт в истории человечества, открывающий и начало его вечной жизни, называется потому, что здесь при последней трубе (1Кор.15;52) каждой личностью будет принято окончательное решение - быть ей с Богом или навсегда уйти от Него и остаться «вне» Царства. Но Христос и на Последнем суде останется неизменной Божественной любовью, которая примет каждого, хотящего истины, любви и света, и не нарушит свободы человеческой воли

    Митрополит Иларион (Алфеев): не гадать о сроках, а жить сейчас

    Каждый человек должен прежде всего задумываться о смысле собственной жизни. Ведь мы можем дождаться конца света, а можем и не дождаться его. Но каждый из нас непременно дождется собственного конца. И для каждого из нас собственная смерть и будет тем концом света, который означает переход в иную жизнь. Поэтому мы должны думать не о том, когда это произойдет, как это произойдет, а о том, как мы живем, какова ценность нашей жизни, что мы делаем для того, чтобы оправдать свое существование, что мы делаем в этой земной жизни для того, чтобы наша жизнь после смерти была вечным блаженством, а не вечными муками? Что мы делаем для того, чтобы Страшный суд для нас был не страшным, а спасительным, был бы переходом в вечность?

    Сергий Булгаков: ожидание Конца - мера любви ко Христу

    Временами чувство ожидания Христа Грядущего, с молитвой «ей, гряди, Господи Иисусе», загорается в душах, озаряя их своим потусторонним светом. Это чувство неистребимо и должно быть неослабным в христианском человечестве, ибо оно есть, в известном смысле, мера его любви ко Христу. Впрочем, эсхатологизм может иметь два образа, светлый и темный. Последний имеет место тогда, когда он возникает вследствие исторического испуга и некоторой религиозной паники: таковы, например, русские раскольники — самосожигатели, которые хотели истребить себя, чтобы спастись от воцарившегося антихриста. Но эсхатологизму может (и должен) быть свойствен светлый образ устремленности ко Христу Грядущему. По мере того как мы движемся в истории, мы идем к Нему навстречу, и лучи, идущие от Его грядущего пришествия в мир, становятся ощутимы. Может быть, впереди предстоит еще новая эпоха в жизни Церкви, осиянная этими лучами. Ибо второе пришествие Христа есть не только страшное для нас, ибо Он грядет как Судия, но и славное, ибо Он грядет во Славе Своей, и эта Слава есть и прославление мира и полнота свершения всего творения. Прославленность, присущая воскресшему телу Христову, сообщится чрез него всему творению, явится новое небо и новая земля, преображенная и как бы воскресшая со Христом и Его человечеством. Это произойдет в связи с воскресением мертвых, которое совершится Христом чрез ангелов Его.

    Николай Бердяев: Царство Божье - катастрофа мира сего

    Евангельские заветы совершенно неосуществимы и непосильны как правила. Но невозможное для человека возможно для Бога. Лишь во Христе и через Христа осуществляется совершенство, подобное совершенству Отца Небесного, и действительно наступает Царство Божье. В основе Евангелия не закон, хотя бы новый, а сам Христос, Его личность. Такова новая этика искупления и благодати. Но мы живем в двух планах, под законом и под благодатью, в порядке природном и в порядке духовном, и в этом безмерная трудность и сложность жизни христианина в мире. Под властью закона живет человеческое общество, строит свои царства и цивилизации. И евангельское откровение о Царстве Божьем для всей этой строящейся в порядке закона жизни есть катастрофа, есть апокалипсис и страшный суд