Преступление и наказание вечная сонечка. 


Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» написан в 1866 году на основе современных событий как «психологический отчёт об одном преступлении». Главный герой этого произведения – бывший студент юридического факультета Родион Романович Раскольников. Название романа говорит о том, что в центре книги психологическая жизнь и судьба этого человека.

Раскольников совершает преступление, убив старуху процентщицу, и в эпилоге отбывает наказание на каторге. Но ещё большим наказанием для него является разъединение с людьми, муки совести и сознание своей несостоятельности как великого человека.

Центральная идея романа – это мысль о воскресении души, о возрождении её к новой жизни. Если бы рядом с Раскольниковым не оказалось Сони Мармеладовой, он не смог бы воскресить себя для новой жизни.

Соня задумана автором не только как двойник главного героя по судьбе(она тоже «переступила»), но она ещё выступает в роли антипода Раскольникова по той правде, которой она следует в жизни. В конце романа правда Сони становится и правдой героя.

Перед нами психологическое и идеологическое произведение, в котором у каждого из героев «особая точка зрения на мир и на самого себя», по выражению литературоведа М. М. Бахтина. Каждый герой Достоевского живёт в соответствии со своей идеей. Идея Раскольникова – это право гордого человека на преобразование мира, на устранение в нём страдания. Идея Сони в бесконечной любви к ближнему, в «ненасытимом сострадании» и самопожертвовании, в вере в Бога, который «не допустит» больше страдания, чем может человек вынести.

Достоевский убеждён, что человек не имеет права требовать счастья. Счастье не даётся так просто, его надо заслужить страданием.

Образ Сонечки несёт в себе основную идею романа. Эта героиня является нравственным идеалом автора.

Рассмотрим, почему в произведении Достоевского Сонечка названа «вечной».

Впервые об этой девушке мы узнаём из рассказа её отца Семёна Захаровича Мармеладова. После «пробы» Раскольников покидает квартиру будущей своей жертвы «в решительном смущении». Он сознаёт, что задуманное убийство «грязно, пакостно, гадко», и заходит в распивочную. Здесь он и выслушивает историю семьи бывшего чиновника Мармеладова. Родная дочь этого спившегося и опустившегося человека вынуждена была пойти по жёлтому билету, чтобы спасти голодных детей. Подтолкнула её к этому мачеха Катерина Ивановна, «великодушная, но несправедливая», «дама горячая, гордая и непреклонная». Когда в очередной раз дети начали плакать от голода, Катерина Ивановна стала упрекать Соню в «дармоедстве». Кроткая падчерица тихо спросила: «Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое пойти?» Больная чахоткой мачеха, «при взволнованных чувствах», «при плаче детей, не евших», сказала «в пересмешку», «более ради оскорбления, чем в точном смысле»: «А что ж … чего беречь? Эко сокровище!» Тогда-то бедная девушка и вышла в первый раз на улицу, а через некоторое время принесла мачехе 30 целковых как знак того, что она предала себя ради своих домашних.

Уже тогда, слушая болезненное повествование Мармеладова о дочери, Раскольников, ещё не убивший старуху, а только замышляющий страшное преступление, решает, что расскажет обо всём только Соне. Уже тогда он решает, что девушка его поймёт и не оставит.

После посещения нищенского угла Мармеладовых молодой человек испытывает противоречивые чувства. С одной стороны, он осуждает бедных людей, доведённых до крайней нищеты: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако же, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец – человек привыкает!» Но с другой стороны, он ощущает сострадание к этим униженным и оскорблённым, которым больше «некуда идти». В нём возникает желание изменить мир, желание действовать, и все свои нравственные колебания он называет «предрассудками», «страхами напускными»: «… и нет никаких преград, и так тому и следует быть!»

На следующий день после знакомства с Мармеладовым Раскольников получает письмо матери. Из него он узнаёт, что его родная сестра Дуня решает выйти замуж за респектабельного, обеспеченного адвоката Лужина. Молодой человек понимает, что сестра жертвует сбой ради его благополучия. В его размышлениях возникает образ «вечной Сонечки» как символ самопожертвования ради близких: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»

Создавая образ «вечной Сонечки», автор огромное значение придаёт портрету своей героини. Впервые облик этой хрупкой девушки возникает в исповеди её отца: «…безответная она, и голосок у неё такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое».

Три портретные детали создают евангельские мотивы и заставляют видеть в героине прообраз Божьей Матери. Во-первых, это фамильный большой драдедамовый зелёный платок, которым Соня укрылась, вернувшись с улицы. Это символическая деталь. Зелёный цвет – это цвет Богородицы. Драдедам – тонкое сукно. Это слово по звучанию напоминает Notre Dam - французское наименование Богородицы. Во-вторых, «бурнусик» - «накидка и верхняя одежда разного вида, мужская и женская, будто по образцу арабскому». Такую одежду носили во времена Христа. Но самая важная деталь – психологическая. Когда Мармеладов приходит к дочери просить денег «на похмелье», подробно описывается взгляд Сони: «Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела…Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют!» Соня не осуждает своего отца за грех, она бесконечно любит его и сострадает своему заблудшему отцу. Взгляд Сони – это взгляд Богородицы, которая с небес смотрит на людей и тоскует об их душе.

Впервые раскольников видит Соню у постели умирающего отца. Девушка в «грошовом наряде», но «разукрашенном по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своём особом мире с ярко и позорно выдающеюся целью». Только перед смертью понял Мармеладов, как неизмеримо виноват он перед дочерью, когда увидел её «приниженную, убитую, расфранченную и стыдящуюся, смиренно ожидающую своей очереди проститься с умирающим отцом». Только перед смертью попросил он прощения у дочери.

Портретная деталь – «замечательно голубые глаза» - подчёркивают внутреннюю красоту Сони.

Если первый портрет передаёт ненормальность, неестественность, уродливость существования девушки, то второй портрет, данный в эпизоде её посещения квартиры Раскольникова, раскрывает внутреннюю сущность «вечной Сонечки». Истина открывается в размышлениях Родиона Романовича о судьбе девушки: «Весь этот позор, очевидно, коснулся её только механически; настоящий разврат ещё не проник ни одною каплей в её сердце». во втором портрете выделяется «детскость» героини. Перед нами «скромно и даже бедно одетая девушка, очень ещё молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом».

Центральное место в романе занимает эпизод чтения Евангелия. Соня по просьбе Раскольникова читает ему о воскресении Лазаря. Передавая волнение девушки, читающей самое дорогое и сокровенное, автор приоткрывает перед читателями главную тайну её жизни – надежду на воскресение. Молодому человеку не удалось сделать Соню своей единомышленницей. Хрупкая и маленькая Соня оказалась сильной духовно и стойкой. В этой сцене внутреннюю силу своей героини автор передаёт с помощью портретных деталей: «слабенькая грудь её вся колыхалась от волнения»; «вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него», «кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнём, таким суровым энергическим чувством», «маленькое тело, ещё дрожавшее от негодования и гнева».

Классик русской литературы Фёдор Достоевский создал глубоко философский роман «Преступление и наказание». В этом коротком названии заложена основная нравственная суть – за каждое преступление полагается наказание.

Автор рассуждает о том, что в этом мире правильно, а что заслуживает порицания. Однако не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. И не всякий порочный, по мнению общества, человек по-настоящему порочен. Что приводит человека к тому или иному выбору – вот над чем задумывался Достоевский в романе.

Уникальным женским образом в произведении является . Она – дочь спившегося чиновника, ей не на кого надеется в этой жизни. Мачеха направляет ее на порочный путь ради семьи. Она убеждает девушку, что ее тело – не такое уж и сокровище, чтобы беречь. Так как у Сони нет образования и никаких особых талантов, а только симпатичная внешность, то единственным путем заработать денег для всей семьи стала работа по желтому билету. Но девушка не оправдывала свой поступок, а просто приняла то, что она великая грешница. Она надеялась на прощение, о чем всегда молила, так как была верующим человеком.

Портретная характеристика Сони подчеркивает ее внутренний мир. Она изображена очень хрупкой, худенькой девушкой невеликого роста. Ее тонкое личико было всегда бледным, что говорит о постоянной нужде в хорошем питании и о постоянных моральных страданиях. В ее внешности не было чего-то особо выдающегося, кроме больших ясных голубых глаз, которые, казалось, смотрели людям прямо в душу. Соне было около 18 лет, но выглядела она моложе. Не просто так автор подчеркивает эту деталь во внешности героини. Ведь порочный образ продажной девицы совсем не подходил маленькой Соне. Стать на этот путь девушку вынуждают обстоятельства, ее склонность к самопожертвованию.

Соня – очень добрая и понимающая девушка. Она не судит других людей, а лишь помогает встать на правильный путь. Повстречав , Соня пытается вернуть ему утраченную душу. Герой вначале не понимает девушку, и считает, что она страдает из-за своей наивности, что все ее пользуются, как источником денег. Родион поражен отношением Сони к нему. Даже рассказав о преступлении, юноша видит не осуждение, а сожаление и боль в глазах влюбленной девушки. Она помогла ему понять вину и начать свой путь к раскаянию.

Достоевский создал уникальный женский образ «вечной Сонечки». Почему вечной? Потому что Соня – это воплощение вечной доброты и невинности. Да-да, Соня осталась невинной душою, несмотря на то, что ее тело стало продажным. Для верующего человека тело – всего лишь временная материя, более важной всегда была душа. А Сонину душу никому не удалось очернить. Несмотря на бедность, осуждение, злость других людей, девушка не утратила своей искренности и человечности.

Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя. Роман «Преступление и наказание» - это роман, воспроизводящий картины социальных страданий городской бедноты.-Крайняя нищета характеризуется тем, что «идти больше некуда». Образ нищеты постоянно варьируется в романе. Это и судьба Катерины Ивановны, оставшейся после смерти мужа с тремя малолетними детьми. Плача и рыдая, «руки ломая», она приняла предложение Мармеладова, «ибо некуда было идти». Это и судьба самого Мармеладова. «Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где и его пожалели». Трагедия отца, вынужденного принять падение дочери. Судьба Сони, совершившей «подвиг преступления» над собой ради любви к близким. Мучения детей, выраставших в грязном углу, рядом с пьяным отцом и умирающей, раздраженной матерью, в атмосфере постоянных ссор.

Допустимо ли ради счастья большинства уничтожение «ненужного» меньшинства?

Достоевский выступает против. Поиск правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта «о счастье человеческом» сочетаются у Достоевского с неверием в насильственную переделку мира. Путь - в нравственном самосовершенствовании каждого человека.

Важную роль ц романе играет образ Сони Мармеладовой. Деятельная любовь к ближнему, способность отозваться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони идеальным. Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку.

Итак, обратимся поподробнее к этому образу.

Сонечка - дочь Мармеладова, проститутка. Она принадлежит к категории «кротких». «Малого роста, лет восемнадцати, худенькая недовольно хорошенькая блондинка с замечательными голубыми глазами». Впервые мы узнаем о ней из исповеди Мармеладова Раскольникову, в которой он рассказывает, как она о критический для семьи момент в первый раз пошла на панель, вернувшись, отдала деньги Катерине Ивановне, а сама легла лицом к стене, «только плечики да тело все вздрагивают», Катерина Ивановна же весь вечере у нее в ногах на коленях простояла, «а потом так обе и заснули вместе, обнявшись».

Впервые Соня появляется в эпизоде со сбитым лошадьми Мармеладовым, который перед самой смертью просит у нее прощения. Раскольников приходит к Сонечке, чтобы признаться в убийстве и переложить на нее часть своей муки, за что ненавидит саму Соню.

Героиня - тоже преступница. Но если Раскольников преступил через других для себя, то Соня преступила через себя для других. У нее он находит любовь и сострадание, а также готовность разделить его судьбу и вместе с ним нести крест. Она по просьбе Раскольникова читаем ему Евангелие, принесенное Соне Лизаветой, главу про воскресение Лазаря. Это одна из самых величественных сцен в романе: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги. Соня подталкивает Раскольникова к покаянию. Она следует за ним, когда он идет признаваться. Она едет за ним на каторгу. Если Раскольникова заключенные не любят, то к Сонечке они относятся с любовью и уважением. Сам он холоден и отчужден с ней, пока к нему самому не приходит наконец озарение, и тогда он вдруг понимает, что ближе ее нет у него на земле человека. Через любовь к Сонечке и через ее любовь к нему Раскольников, по мысли автора, воскресает к новой жизни.

»Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечно «ненаситимого» страдания.

Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился. Ф. Достоевский. Преступление и наказание Проводником философии автора (безраздельное слу­жение людям) и олицетворением добра в романе явля­ется образ Сони Мармеладовой, которая сумела силой собственной души противостоять окружающему ее злу и насилию. Тепло и сердечно описывает Соню Ф. М. Достоев­ский: «Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромной и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка». Как и вся петербургская беднота, семья Мармеладовых живет в страшной нищете: и вечно пьяный, смирившийся с унизительной и несправедливой жизнью, опустившийся Мармеладов, и чахоточная Катерина Ивановна, и малень­кие беспомощные дети. Семнадцатилетняя Соня находит единственный выход спасти от голодной смерти свою се­мью - она выходит на улицу продавать собственное тело. Для глубоко религиозной девушки такой поступок - страшный грех, поскольку, нарушая христианские запове­ди, она губит свою душу, обрекая ее на муки при жизни и на вечные страдания после смерти. И все же она жертвует собой ради детей своего отца, ради мачехи. Милосердная, бескорыстная Соня находит в себе силы не ожесточиться, не упасть в грязь, окружающую ее в уличной жизни, сохра­нить бесконечное человеколюбие и веру в силу человече­ской личности, несмотря на то, что причиняет своей душе и совести непоправимое зло. Именно поэтому Раскольников, порвавший все связи с близкими ему людьми, в самые тяжелые для него минуты приходит к Соне, приносит ей свою боль, свое преступле­ние. По мнению Родиона, Соня совершила не менее тяже­лое злодеяние, чем он, а может, и более страшное, посколь­ку она жертвует не кем-то, а собой, и эта жертва напрасна. Девушка прекрасно осознает вину, лежащую на ее совести, ведь она даже думала о самоубийстве, которое могло бы избавить ее от позора и мучений в этой жизни. Но мысль о бедных и беспомощных голодных детях заставила ее смириться, забыть о своем страдании. Считая, что Соня на самом деле никого не спасла, а только себя «загубила», Раскольников пытается обратить ее в свою «веру» и задает ей коварный вопрос: что лучше - подлецу «жить и делать мерзости» или умирать чест­ному человеку? И получает исчерпывающий ответ Сони: «Да ведь я божьего промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, а кому не жить?» Так и не удалось Родиону Раскольникову убедить в своей правоте девушку, которая твердо уверена: пожер­твовать собой для блага близких - это одно, а лишать во имя этого блага жизни других - совсем другое дело. Поэтому все старания Сони направлены на разрушение бесчеловечной теории Раскольникова, который «ужасно, бесконечно несчастен». Беззащитная, но сильная в своей покорности, способ­ная к самоотречению «вечная Сонечка» готова жертвовать собой ради других, поэтому в ее поступках сама жизнь стирает границы между добром и злом. Не жалея себя, девушка спасала семью Мармеладовых, так же самоотвер­женно она бросается спасать и Раскольникова, чувствуя, что нужна ему. По мнению Сони, выход кроется в смире­нии и принятии основных христианских норм, которые помогают не только раскаяться в своих грехах, но и очис­титься от всего злого и губительного для человеческой души. Именно религия помогает девушке выжить в этом страшном мире и дает надежду на будущее. Благодаря Соне Раскольников понимает и признает нежизнеспособность и антигуманность своей теории, рас­крывая свое сердце новым чувствам, а разум - новым мыслям о том, что только любовь к людям и вера в них могут спасти человека. Именно с этого начинается нрав­ственное возрождение героя, который, благодаря силе Сониной любви и ее способности претерпеть любые муки, превозмогает себя и делает свой первый шаг к воскре­сению.