Контраст и Нюанс? Принципы создания композиции. Контраст в композиции вызывает необходимость в тонком аккомпанементе, в сопровождающих нюансах – без этого композиция, как правило, становится жесткой и примитивной

Цветовые контрасты — это типы сочетания цветов и степень их выразительности. Существует 7 типов. Как их променивать? Фото

При соотношении двух противоположностей, по какому либо качеству, свойства каждого из группы приумножается. Так, например, длинная полоска кажется еще длиннее рядом с короткой. Дорогие, дизайнерские вещи на фоне развален смотрятся еще более богатыми.
В сочетании цветов действует такой же принцип, в общей сложности различают 7 вариантов контраста:

— это сочетание разных цветов. Его построение основано на теории , где описаны самые удачные комбинации и метод их создания с помощью геометрических манипуляций. Часто к этому типу присоединяются другие контрасты, например, световой, тепловой и т. д. (см. ниже)

Этот контраст влияет на подсознание. Если рассматривать цвет, как источник информации об окружающем мире, то такое сочетание будет нести информационное послание. (а в некоторых случаях вызывать эпилепсию).

Светлые оттенки и темные создают ощущение свето-тени. Такую разницу легко улавливает глаз. Основной характеристикой в нем будет — четкость линий на границе светлых и темных тонов. В той или иной мере светло-темный контраст присутствует практически в каждом сочетании, однако он может быть резким или приглушённым. О его отсутствие можно сказать только в том случае, если комбинацию можно перевести в серый и граница цветов будет неразличима.

Сочетания построенные по этому типу могут внести определенность в образ или композицию. За счет этого эффекта можно достичь объемности, реалистичности изображения. Он легко воспринимается, распознается, поэтому и считается одним из самых привлекательных.

Основан на разнице «тормозящих» и возбуждающих оттенков и нашему желанию достичь покоя. вместе создают гармонию целостности, хотя, как и в любом контрасте противоположности усиливают друг друга: холодный рядом с теплым становится еще более ледяным, а теплый — горячим.

Этот контраст хорош для создания образов с разной активностью: от «снежной королевы» до «борца за справедливость».

— это сочетание цветов, волны которых в сумме дают серый спектр. Если смешать краски двух дополнительных цветов, то мы получим грязный, коричневый оттенок. Такие противоположные цвета — самая яркая комбинация из контрастов по тону. Найти дополнительную пару можно на цветовом круге Иттена: тона, которые находятся друг напротив друга будут иметь искомые свойства.

Этот контраст так же стремится к стабильности, как и тепло-холодный (кстати, он всегда присутствует в дополнительной паре), но если разница по температуре создает «движение», то данная пара достигает стабильности. Поэтому эти сочетания редко используется в повседневности, так как впечатление от него может быть слишком ярким.


А вот в живописи этот инструмент весьма уместен.
– его не существует вне нашего восприятия. Он возникает в сочетании с серым цветом другого насыщенного (не монохромного или нейтрального) оттенка, когда в сером — мы видим дополнительный тон к нему. То есть, например, красный с серым, при беглом взгляде на серый. в таком соседстве, мы можем увидеть зеленый тон. Это очень важно, особенно при создании мелкого рисунка, например, в текстиле. Красно-серый галстук — это приемлемый, строгий элемент костюма, но если вы видите красно-зеленый рисунок в таком изделии — первое, что вы ощутите — это замешательство, так как такое сочетание неприемлемо для строгого мужского (да и женского) образа.
Для нейтрализации симультанного контраста в серый добавляется толика тона соседа, в случае с красным, серый будут иметь теплый, едва уловимый лиловый подтон. Мы не заметим этой перемены, но наш глаз не будет перевирать нейтральный цвет.

Этот контраст более других подтверждает стремление нашего сознания к золотой середине.
Проверьте это сами: если сосредоточенно смотреть на каждый серый прямоугольник по очереди, дожидаясь, когда глаз устанет, то серый изменит оттенок на дополнительный по отношению к фону.

На оранжевом, серый примет голубой оттенок;
на красном – зеленый;
на фиолетовом – желтоватый.

Называют сочетание бледных и ярких оттенков. Он может быть составлен из оттенков одного тона, один из которых будут выделятся, как бы светится на фоне остальных. Чем насыщенней оттенок, тем ближе он к спектральному цвету. Однако, на фоне бледных тонов, даже просто выраженный средний тон — будут выделяться.
Контраст по насыщенности присутствует не только в одной гамме, это может быть и сочетание разных оттенков среди которых есть такой, который приковывает к себе внимание.

Этот контраст можно отнести к акцентирующему. Он может быть очень ярким, а может быть умеренным. Его используют в создании и подборе различных аксессуаров.

7 Контраст по размеру цветовых пятен . Основан на количественной разнице между цветами. В этом контрасте можно достигнуть равновесия или динамики. Замечено, что для достижения гармонии светлого должно быть меньше, чем темного. Этот эффект подсказала нам природа и ощущение облегчения при виде света в темноте.

Контрасты и нюансы в композиции

Контраст-нюанс, - нить, скрепляющая все разделы «композиции». Мы способы видеть только то, что отличается от фона. Линия по светлому проводится тёмным, иначе она не будет видна.

Постепенно ослабляем нажим на карандаш, чтобы растворяясь, линия мягко вписалась в пространство бумаги. Линия переменной тональности и ширины получает пространственные характеристики. Тёмные контрастные к фону участки кажутся нам близкими, но, по мере ослабления контраста, линия удаляется. Как видим, контраст и нюанс здесь работают вместе.



Фактуру линии можно создать искусственно, но в большинстве случаев она зависит от того, чем мы рисуем, и на чём рисуем. Черный уголь на бумаге с грубой шероховатостью даст рваную линию с характерной зернистостью. Перьевая ручка на мелованной бумаге даст линию с гладкими краями. Об искусственной фактуре будет ещё отдельный разговор.
Фактурная линия контрастирует с гладкой. Обе чёрные линии контрастны к белой бумаге, и друг к другу по толщине.

Начните перечислять виды контрастов. Что бы вы не упомянули, везде будет две стороны одной медали.
Форма, - большая и маленькая, простая и сложная, тёмная и светлая, гладкая и шершавая, прозрачная и глухая...
Цвет, - яркий, насыщенный, и тусклый, бесцветный, тёмный, и светлый, тёплый и холодный...
Настроение, - спокойное и возбуждённое, горе и радость...

Если вы философ, то у вас в голове всплывёт иной список контрастных пар: свет и тень, правда и ложь, порядок и хаос, жизнь и смерть. Одно контрастирует с другим и не отделимо от другого.








Но есть оттенки, есть нюансы одного и того же явления. Они расположены между предельными (контрастными) точками этого явления. Контраст и нюанс всегда изучаются во взаимодействии друг с другом. Мы идём к контрасту, уходя от нюанса, и наоборот, идём к нюансу, уходя от контраста.

Надо выделить композиционный центр, - усиливай контрасты и смягчай окружение.
Нужна лирика и покой, не злоупотребляй контрастами, строй композицию на нюансах.
Буйная радость не мыслима без контрастов цвета и тона.
А глубина пространства, без контраста переднего и заднего плана в размерах, в тоне, в цвете, в детализации.

И так, работая над композицией, мы помним что у нас всегда есть выбор между шепотом и криком, и всем диапазоном голосов между ними. Мы учимся делать выбор на фоне устоявшихся правил! Вся жизнь состоит из наших попыток взлома стереотипов прошлого. Получится, обретёшь свободу творчества, и прижизненное презрение окружающих. Но потом можете рассчитывать на бессмертие.

Основные сведения о явлении контраста приводятся на отдельной странице (смотрите по ссылке - ).



Сами линии могут стать объектом игры. Их можно сделать толстыми, можно разодрать им края, изменить цвет или тон.
Возможно это и хаос, но хаос организованный. Пространство равномерно заполнено и ограничено рамкой. Заметьте, прямые линии рамки контрастны кривовым внутри рамки. Линии нижнего рисунка «живописно» искорёжены, и стараются не повторяться в своей направленности.

Как может дальше развиваться работа над этой композицией? А это композиция, в ней нет сюжетного смысл, но есть декоративное начало.
Играет ли здесь какую-то роль контраст?
Казалось бы, меньше всего нам нужен контраст при создании фактуры (предложенные композиции пока больше смахивают на образцы фактур).

Рассмотрим очень распространённый приём организации путанных элементов (ветви деревьев, сети, массивы стружки или груды кирпича) во что-то запоминающееся.



Проблема в том, что человек способен держать в оперативной памяти 4 - 7 элементов. Всё, что сверх того, воспринимается не организованной массой. Уныние, вызванное кажущимся однообразием, надо сделать выразительным и незабываемым.
В таких случаях применяется визуальное членение композиции на две-три крупные части, вбирающие в себя частицы хаоса, и пространственное расслоение. В таком виде они доступны нашему восприятию.

За основу берём первый «мотив» из путанной линий.
Мы не стали избавляться от фактуры, мы сделали её элементом композиции. Рисунок приобрёл динамику ритма контрастными к сетке прямыми.

Нижний рисунок разделён по лекальной кривой на две части в контрастной тональности.

Используем второй мотив из набора кривых линий.



Можно преобразовывать, как фон, так и сам декоративный мотив, стараясь обыграть их взаимоотношения. И тут контраст способен сыграть ключевую роль, усиливая или ослабляя видимость тех или иных участков композиции.
Вновь использован приём расчленения массива разбросанных элементов на несколько ясно читаемых объектов.
Как видим, работы мало похожи на многофигурные живописные полотна. И всё же, это композиции.


Не ленитесь чаще смотреть на работу с удалённого расстояния, когда она целиком попадает в поле вашего резкого зрения.

Продолжим смаковать контраст с группой параллельных линий.


Мы столкнули лбами две противоположности, толстую и тонкую линии, расположив их рядом. Возник контраст.


А теперь втиснем между контрастными линиями ряд других, постепенно изменяющихся, линий. Контраст по толщине смягчается промежуточными ступенями, возникли тонкие нюансы в переходах от одной линии к другой. Угасание линий заставляет нас думать о глубине пространства. Почему? Изменение толщины высветляет линии, и воспринимается перспективным сокращением объектов. Возьмите это себе а заметку, применяется часто.

Попробуем
изучить потенциальных возможностей пучка линий переменной толщины.
Стараемся оставаться в плоскости, не прибегая к ракурсам и светотени (специфика детского рисунка).

Из множества простых в исполнении форм, я выбрал овал, чтобы пристроить к нему глазки (мне, как и детям, всё видится одушевлённым). Так появились объекты для создания композиции.
Вариантов перепробовано много, выбрал два.


Меня в начальной стадии работы всегда тянет к созданию ясно воспринимаемого с расстояния силуэта. В противном случае, после проработки образа деталями, всё будет с расстояния восприниматься безликой, мало понятной размазнёй.


Можно заниматься разработкой композиции и в технике аппликации, и карандашом, и акварелью, нет запретов.
Однако, здесь я опираюсь на формальный графический язык, обладающий большей наглядностью в подачи учебного материала.


Надоел всем со своим контрастом, но что поделать, он и здесь присутствует, как сопоставление ясного по форме монолита и ажурно-рыхлой бесформенности. Яркое и мрачное, тонкое и плотное. Не будем пока задаваться вопросом, что же мы изображаем.

В какой-то момент появляется желание конкретизировать образ, ввести детали. Начните с минимума, с того, без чего образ просто не узнаваем. Для новичков это страшное испытание, их просто распирает от желания прорисовать всё до мелочей.




Когда принцип построения композиции для вас ясен (найден рисунок силуэта, место его размещения) приступаем к частностям.
Пробуем добавить задний план в виде светлых и толстых линий-лент. Они заполняют собою пустоты рамки, создавая ощущение ажурности. Мы чувствуем, как расслаивается пространство за счёт множественных перекрытий одних элементов другими. Этому способствует и цвет. Самое яркое на переднем плане, самое светлое и мало насыщенное, на заднем плане.



Всем уже понятно, линии волос нужны для контраста к силуэту головы. Одно большое пятно без поддержки лёгких элементов смотрится уныло и скучно. Такие импульсивные выбросы материи из силуэта просто необходимы, они оживляют картинку. Это не частный случай, контраст плотности объектов используется в большинстве композиций. Посмотрите на картинку критическим взглядом, представьте, какие тона и цвет выбрали бы вы сами. Я не случайно остановился на тёмно-красном. Он не рвёт общий силуэт, он сливается с ним в единое пятно, создавая ощущение заднего света.



Стоило убрать рамку, и графика распласталась по бумаге. Эффект усилится, если графика местами переступит границы невидимой рамы. В таком виде рисунок хорошо согласуется со шрифтом, образуя с ним единое целое.



Если я и стараюсь детально описать каждый этап рождения композиции, так исключительно ради удобства читателей. Реальная работа подчинена импульсам души, вспышкам внутреннего озарения. Часто, воображение цепляется за незначительный пустяк, и следуя его воле, вы забываете о заученной последовательности в работе, стараясь быстро зафиксировать на бумаге смутно ощущаемую идею. Идея, это всё! Если она есть, всё остальное - дело техники. О технике «оркестровки» связанной с оформлением идеи в «товарный» вид, речь пойдёт на других страницах.
Несколько картинок мне пришлось довести «до ума», не бросать же дело на пол пути.

_________________________________________________

Задумайтесь о контрастах и нюансах, рассматривая художественные произведения. Мы умнеем не только в процессе личной практики, но и в процессе изучения мировых шедевров. В своей работе мы опираемся на наши представления о правильности и не правильности, а они формируются с годами. Учитесь находить применение контрастов у мастеров, и научитесь применять их у себя. Просто помните, у вас есть контрасты, - верные союзники в работе, спутники сочности и яркости, антиподы серости и скуке.

Композиция – это соединение и сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Что важно в композиции: целостность, контрасты, новизна, подчиненность всех средств композиции идейному замыслу, соотношение изображения к краям листа, выбор формата и рамы.

Закон целостности - это когда произведение воспринимается как единое и неделимое целое. Все объединено одним смыслом, одним светом, находится в одной среде. То есть плохо если произведение воспринимается как сумма нескольких самостоятельных частей. Ничего не должно быть случайным. Хорошо, когда ничего нельзя было добавить или убрать.

«Явление христа народу» Иванов

Закон контрастов.

В композиции важен контраст, с его помощью можно выделить главное, привлечь внимание зрителя. Самый сильный контраст - это композиционный центр картины. Контрасты бывают разные: большое – маленькое, светлое – темное, ч-б – цвет, круглое – квадратное, плоское- объемное, мягкое- резкое, горизонтальное – вертикальное.

Без контрастов света и тени, контрастов форм, величин, контрастов цветов, человек не увидит ни формы, ни объема. Не будет композиционного центра и все сольется воедино на листе. Человеку будет не интересно и не возможно рассматривать картину.

То есть, к примеру, в абсолютной темноте или при очень слабом свете человек ничего не видит не объем, ни форму. ни цвет. Или если круг зеленого цвета помещен на зеленый фон, то человек тоже ничего не увидит. Если, например, объемный белый гипсовый шар на темном фоне осветить равномерно со всех сторон так, что не будет ни тени, ни полутени, то человек воспримет форму, но не объем. Эти примеры показывают, как важны в жизни контрасты тона и цвета.

В «Девочке с персиками» Серова, на светлом фоне – смуглый силуэт лица. Это контраст.

Контрастный психологически грязный, скорченный на земляном полу цеха рабочий рядом с богато и пышно одетым, сверху вниз оглянувшимся на рабочего фабрикантом, на картине Иогансона «На старом уральском заводе».

Контраст выражается и в противостоянии теплых и холодных цветов или при сочетании дополнительных цветов - красного с зеленым, синего с оранжевым, фиолетового с желтым, белого с черным. Правда ведь, что чем ночь темней – тем ярче звезды?

«Звездная ночь» Ван Гог

А вот в иллюстрации «Слон и моська» отлично виден контраст размеров. Слон на фоне малюсенькой моськи становится еще больше.

«Слон и моська»

Сюжетно-композиционный центр. Центром композиции является та часть, которая ясно выражает главную идею сюжета, привлекает первоначально взгляд зрителя, остальные части подчиняются главной идеи, глаз в идеале идет с композиционно центра далее «блуждая» с элемента на элемент. Если нет композиционного центра или их слишком много, то образуется хаос и зритель «сходит с ума», не зная куда ему смотреть.

На первой работе не присутствует композиционного центра, все раздрызгано, на второй же явно виден композиционный центр.

Сюжетно-композиционный центр можно выразить через контрасты тоновые или цветовые, контрасты величин и форм. Сюжетно-композиционный центр обязательно должен быть.

Пейзаж обладает композиционным центром - это мост. Контраст светлого и темного, контраст цветов.

А вот икона не обладает композиционным центром.

Ритм .

В искусстве ритм не жесткий, не математически точный, он предполагает «перебои», акценты, пустоты.

Ритм проявляется в линейных, тональных и цветовых контрастах. Они влияют на восприятие зрителем картины (настроение), дают ощущение умиротворения или наоборот страха, движения или покоя.

Чередование элементов в композиции заставляет зрителя размышлять, «ползая» по пространству холста глазом от одного элемента к другому, разглядывать, вызывает интерес.

Так же ритм способствует упорядочению, организации всей плоскости картины, ее целостности.

Брюллов в картине «Последний день Помпеи» при помощи пересекающихся ритмических линий создаёт впечатление хаоса, сумятицы, царящих в огромной толпе. По ритмам архитектура повторяет движения людей. Так же здесь использован ритм света и тени. Этот ритм создаёт ощущение напряжения.


«Последний день Помпеи» Брюллов

Ритм мазка также способен создать нужное настроение. Например, в портрете Франса Хальса «Весёлый пьяница» ритм, создаваемый мазками, служит характеристике человека. Мазки на белом воротнике создают ритм раскрытого веера. Энергичные, разной длины, широкие мазки тёмного цвета на рукаве делают контуры одежды неровными, волнистыми. На груди от воротника к поясу идут тонкие длинные мазки, создающие вертикальный ритм. Все ритмы одежды разнонаправленны и создают впечатление подвижности, неорганизованности, которые свойственны характеру этого веселого человека.

«Весёлый пьяница» Франс Хальс

Если нужна динамика, то не нужно делать сюжетно-композиционный центр в самом центре. Если наоборот нужен полный покой и умиротвворение на картине, то это возможно. Так же важно, что бы было равновесие, воздух. Хороша та композиция, от которой нельзя ничего отнять и к которой нельзя ничего прибавить.

Симетрия - уравновешенность частей по массам, по тону, цвету и даже по форме. Часто одна часть почти зеркально похожа на вторую. В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр. Как правило, он совпадает с центром картинны. Симметричное построение композиции передает состояние покоя.


Асимметрия противоположна симметрии.

Тут равновесие достигается через противопоставление больших и малых форм, контрастов темного и светлого, яркого и приглушенного по цвету.

Иногда в такой композиции равновесие ослабляется или совсем отсутствует.

На картине «Раздолье» бегущие девушки создают впечатление динамики. Композиция ассиметрична, но уравновешена. Цельность и уравновешенье создается чередованием светлых фигур с элементами пейзажа.


«Раздолье» Дайнека

Расположение главного на втором пространственном плане. Иногда главное действующее лицо или группа размещается в композиции на втором плане, в то время как первый план служит как бы подходом к ним. Все остальные пространственные планы осуществляют функцию дополнительную. Вместе с первым планом они создают окружение, обстановку для главного действия, образуют его «декоративное обрамление», так или иначе связанное с происходящим на втором плане.

«Аллегория живописи» Ян Вермеер Делфтский

Портретное расположение. Если вы работаете над психологическим портретом, создавайте интересную композицию. Предположим человек в думе или грусти, поместите его в край. Если это парадный портрет, помещайте фигуру в центр.

Новизна . Вам будет интересно смотреть на обыденное, на то, что давно примелькалось и не вызывает новых эмоций и впечатлений? Художник – это тот, кто находит новое даже в обыденном и показывает его так, что бы зрителю было интересно. Несмотря на то что мы много раз видели произведения великих мастеров разных эпох, они каждый раз заново волнуют нас своей нестареющей красотой и гармонией. Те произведения, в основе которых лежит шаблон или схема не носят новизны и не интересны.

Это вам интересно?

А вот композиция картины Давида «Смерть Марата» была настоящим открытием по неожиданности, невиданности и смелости решения.

Закон соотношения краев картины к ее плоскости.
1) предмет, изображенный на однородном поле близко к «раме», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или даже частично слитым с ней.

К примеру, тут и дерево и столб на переднем плане, сливаются с краями листа.

2) предмет, расположенный не близко к «раме», и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине;

На следующей картине пространство усугубляется еще и перспективой дороги.

3) пересечение дальних и второстепенных предметов (пейзаж) с краями листа нейтрален. Пересечение же предметов и фигур переднего плана с краями картины, особенно нижним краем картины, всегда несет какую-то нагрузку.

Например, в картине Рембрандта «Давид и Урия» Урия уходит вперед, «покидая картинное пространство».

4) движение или статика картины .

На плоском однородном поле, ограниченном «рамой», где не обозначены ни небо, ни земля, предмет, изображенный в верхней части поля, воспринимается падающим, а в нижней - лежащим на горизонтальной плоскости.

падающие предметы

лежащий красный треугольник

Наклонные же отрезки обычно кажутся уходящими в глубину.

Уходящие в глубину

Важный аспект - это вертикали, горизонтали и диагонали в картине.

Вертикали и горизонтали в изображение сообща с прямоугольной рамой создают еще большую устойчивость.

Правило передачи покоя:
- если на картине отсутствуют диагональные направления;
- если перед движущимся объектом нет свободного пространства;
- если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
- если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной.

Наклонные направления во взаимодействии с вертикалями и горизонталями подчеркивают неустойчивость.

Правило передачи движения :

Если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным;
- эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;
- для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.

Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры объектов на заднем плане.

От вытянутого вверх формата возникает ощущение стройности, возвышенности.

Для формата, вытянутого в ширину, характерна «распахнутость».

Форматы в круге и квадрате воспринимаются статичными. И в них гораздо труднее вкомпоновывать изображения.

Так же важно помнить о толщине рамы и ее цвете. Это тоже будет воздействовать на общее восприятие произведения.



Наиболее распространенными типами рам являются прямоугольные, круглые и овальные.

Приятного творчества

Контраст как прием композиции .

Понятие контраста знакомо всем. Я думаю, что тут нет необходимости и много и подробно объяснять, что обозначает это слово. Примеров контраста мы видим достаточно вокруг себя каждый день. Контраст - это противоположность. Противопоставление маленького большому, темного - светлому, теплого - холодному, и т.д. и т.п..
Контраст - очень выразительное средство композиции. Контрастные фигуры обычно усиливают друг друга. Прием контраста довольно часто используется в композиции. Самый простой пример контраста - это черный и белый цвет. Графические композиции, где есть только черное и белое - всегда очень выразительны.
Контрастными бывают не только размеры и цвета, но и формы. Например, округлые, мягкие, плавные и, в противовес им, - угловатые, жесткие. Можно вспомнить и о фактурах поверхности, которые бывают гладкими или, наоборот, - шероховатыми, блестящими или матовыми и т.п. .

Задание на использование контраста в композиции.
Выполнить композицию, где был бы применен принцип контраста в любом его виде. А лучше сразу несколько. Например, контраст темного и светлого, контраст форм, контраст величин. Композицию можно выполнить в любом из видов жанра в черно-белом варианте. Желательно не забывать о смысле (если это будет не абстрактная геометрическая), т.е. о содержании. И помнить, конечно же о равновесии и цельности. Варианты заданий:
1).абстрактная композиция из геометрических фигур,
2).натюрморт,
3).пейзаж,
4).жанровая (сюжетная с фигурами).
Поскольку, мы говорим в данном случае о контрасте, то в задании лучше использовать силуэтное решение. Т.е. я советую не использовать в данном случае полутона, т.к. они смягчают контрасты. Только черное и белое. Линия и пятно. Никаких штрихов и никакого серого цвета. Чем оригинальнее будет ваша композиция, тем лучше. Тем более ценной она будет для вас.

Здесь сделаем небольшое отступление о том, как следует начинать работу над заданием по композиции. Обычно процесс начинается с небольших набросков, или эскизов. Это такие короткие, быстрые рисунки. Их еще называют "форэскизы" - т.е. предварительные эскизы.Здесь не нужно стараться нарисовать «красиво». Главное, это ПОИСК темы. Т.е. на первом этапе нужно определиться с выбором: о чем будет работа. Найти интересную для себя тему.
Небольшой пример не претендующий на образец. На листе А4 от руки выделяются небольшие прямоугольники, где и происходит тот самый поиск. Такие маленькие рисунки не требуют больших затрат времени и сил.


Начинать я советую с первого, что придет в голову. Оглянитесь вокруг, подумайте о том, что вам интересно, о том, что вам близко, о том, что вы неплохо знаете. Например, натюрморт из окружающих вас предметов. Найдите среди них контрастные, и составьте из них группу. Или это может быть пейзаж - городской или деревенский, просто деревья … растения … Сюжетная композиция, если вам это интереснее - (можно обратиться к литературе) будет состоять из набросков фигур людей (персонажей) в какой-то ситуации или, может быть, животных и птиц и т.д. и т.п.
В процессе работы с карандашом обычно и происходят «открытия» и находки. Просто нужно «думать с карандашом в руках». Это мой совет. Хотя, я допускаю, что есть люди, которые все обдумывают и осмысливают в голове, и только тогда, когда что-то понятное уже сформируется, берутся за карандаш. Это все индивидуально, конечно же. Главное, результат. Пробуйте разные способы и найдите свой.
Удачи!

30. Контраст - такое сочетание элементов, когда различия по определенному признаку доведены до противопоставления. Признак этот должен легко определяться и быть понятным - например, форма или ажурность кроны, фактура поверхности, цвет, степень замкнутости пространства, характер освещенности участка.

Из огромного разнообразия контрастов можно выделить две основные разновидности - единовременный и последовательный контраст.

Единовременный - когда вся композиция охватывается одним взглядом: это ажурная беседка на фоне плотного массива, клумба с контрастными по окраске цветами.

Последовательный контраст воспринимается в движении как сумма постепенно сменяющихся впечатлений: открытое пространство поляны сменяется контрастным по освещенности и влажности тенистым участком, замкнутый внутренний двор дома - открытой входной площадкой перед крыльцом.

Нюансные сочетания возникают тогда, когда элементы по какому-либо признаку различаются незначительно и сходство между ними выражено сильнее, чем различие. Чтобы создать нюансную композицию, используйте малозаметные переходы цвета, формы, фактуры, освещенности. Вот типичные примеры нюансных композиций. По цвету: однотонный цветник, подобранный из растений с цветками различных оттенков желтого (или белого, красного, голубого).

По форме: группа хвойных растений разных пород с колонновидной или пирамидальной формой кроны. По фактуре: сочетание различных по фактуре плит камня в мозаичном покрытии площадки.

Для оформления зоны у входа и палисадников часто используют контрастные по цвету, форме, освещенности сочетания - они привлекают внимание зрителя. Зоны отдыха оформляют в более сдержанных, нюансных сочетаниях - они успокаивают, способствуют отдыху и неторопливому созерцанию.

Цветовая композиция, как и объемно-пространственная, может строиться по законам контраста либо нюанса.

Контрастная цветовая композиция получится, если расположить рядом два взаимодополнительных цвета: красный с зеленым, синий с оранжевым, желтый с фиолетовым. При повторении элементов в пределах одной композиции эффект противопоставления усиливается. Для трехцветной контрастной композиции можно выбрать оттенки цветов, образующие в цветовом круге вершины равностороннего треугольника, например оттенки красного, желтого и синего. Наилучший контраст достигается сочетанием сильно- и слабонасыщенных цветов. Контрастные сочетания возбуждают внимание, хорошо видны на расстоянии. Их применяют при оформлении партеров, входов в сад. Для парадных ковровых цветников, партеров, клумб и рабаток используют растения, цветки или соцветия которых перекрывают листья, поэтому при взгляде с большого расстояния видны пятна чистого спектрального цвета. Наиболее выигрышны в этом случае контрастные по цвету сочетания. Цвета, находящиеся рядом в цветовом круге, в ковровых цветниках соединять нежелательно (синий с фиолетовым, красный с оранжевым, желтый с оранжевым).

Нюансная цветовая композиция строится на главном цвете и его оттенках, отличающихся по цветовому тону, светлоте и насыщенности. Например, красный с оттенками от красно-оранжевого до пурпурного, синий с оттенками от фиолетового до голубого. Нюансное сочетание цветов успокаивает, однако требует длительного времени для восприятия и не смотрится на большом расстоянии. Некоторые типы садов, например традиционные сады Японии и Китая, целиком строятся на нюансных цветовых сочетаниях. Для «одноцветных» садов («синий сад», «голубой сад», «красный сад») подбирают растения с определенной окраской цветков и листвы. Используются и цветные детали: керамические изделия, драпировки, садовая мебель, цветное мощение. Для оживления цветовой гаммы включают нейтральные цвета - белый или серый и даже контрастные по цвету акценты.

Многоцветная композиция, например крупный пестрый цветник, строится на зрительном равновесии цветов: доминирующего цвета в ней нет. Любой сад в целом – посадки деревьев и кустарников, цветочное оформление, здания и сооружения, малые архитектурные формы.

Покрытие дорожек и площадок - также многоцветная композиция, причем цветовые доминанты в ней меняются в течение года. Летом доминантой может быть яркий желто-синий цветник, осенью - рыжий клен, зимой - усыпанная алыми ягодами рябина