Сообщение о пословицах и поговорках. Все о пословицах и поговорках

Как и другие виды народного творчества, пословицы, эти изречения народной мудрости, основанные на вековых наблюдениях и опытах, относятся к самым различным эпохам.

Каждая нация имеет своеобразное умственное и духовное начало, которое отражается в народных пословицах и поговорках.

Пословицы появились не вдруг, одни рождались из наблюдений над жизненными явлениями, над реалиями окружающего мира, характером и поведением людей; другие пополнили языковую сокровищницу, кочуя из литературных произведений.

Пословицы – это ценный фольклорный материал, в котором отражено миросозерцание и миропознание многих поколений.

У древних народов пословицы назывались «притчами». Зачастую они были составной частью какого-то повествования, рассказа, сказки. Имея мерный склад, эти выражения-обобщения выделялись, запоминались. Иные рассказы уже и не вспоминались, а расхожие суждения из них попадали на язычок и передавались из поколения в поколение.

Есть пословицы, сохранившиеся от языческих или полуязыческих времен, так называемые «мифические». Они отразили языческие верования и обряды.

Немало пословиц исторических, получивших начало в выдающиеся периоды исторической жизни, или после знаменитого события. Например, «погиб, как швед под Полтавой».

Древнейшие исторические пословицы находили в древних летописях.

Есть большое количество пословиц, относящихся к семейной жизни. Брак в своем историческом развитии прошел несколько этапов, что и отразилось в пословицах. Примером пословиц, касающихся брака и семьи, служат следующие. «Не торопись скоро жениться, чтобы после самому не сердиться», «Выбирай лошадь от природы, а суженую от дома».

Существуют пословицы, касающиеся общественной жизни. Многие из них выражают разумное понимание жизни и правильный взгляд на неё, например, «Ученье свет, а неученье тьма».

Пословицы играют важную роль в жизни человека. Пословицы – это своеобразные руководящие принципы деятельности. Оправдывая свой тот или иной поступок, человек приводит в качестве доказательства пословицу. А против пословицы уже не пойдешь.

Историческая справка

Петр I очень любил русские пословицы и поговорки. Большинство их знал наизусть, умел применять кстати и у места. Даже в чужих краях государь не забывал пословиц. Так, находясь в Амстердаме, где изучал корабельное искусство, он писал Левашеву о присылке ему книг с пословицами, просил об этом факте не забыть. В конце письма Петр указал:

«Из Амстердама, февраля 15-го 1717 года, Петр».

Данный видеоурок будет посвящён пословицам и поговоркам. Мы поговорим о пословицах и поговорках русского народа, узнаем, какими бывают пословицы и поговорки, сравним пословицы разных народов.

Бывает так, что мы осваиваем новое дело, а у нас ничего не получается. Нам говорят: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» или «Терпенье и труд всё перетрут». Два друга увлекаются одни и тем же делом. О них скажут: «Два сапога - пара».

«Хлеб - всему голова», «Доброе слово и кошке приятно», «За двумя зайцами», «Собаку съесть»… Такие выражения слышали все. Что это такое? Это пословицы и поговорки.

Пословица - это краткое народное изречение, имеющее поучительный характер. Пословица всегда выражает законченную мысль.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Волков бояться - в лес не ходить.

Поговорка - это краткое народное изречение, метко и ярко характеризующее какое-то явление. Поговорки не выражают законченной мысли.

Нет дыма без огня.

Говорят, что кур доят.

Первый блин комом.

Повторение мать ученья.

Дуракам закон не писан.

Пословицы и поговорки появились очень давно. Их никто не придумывал специально. Очевидно, впервые они произносились к конкретному случаю. Кто-то пытался перейти реку, попадал на глубокое место и начинал тонуть.

Можно как угодно красочно что-то описывать - всё равно полное представление человек об этом получит, когда увидит сам. Вот и получается: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В пословице самое главное - это её смысл. Пословицы учат, как надо и как не надо поступать. Главное - понять, о чём говорит пословица. И тогда можно избежать многих неприятностей.

Не буди лихо, пока оно тихо.

Бесплатный сыр только в мышеловке.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Всё тайное становится явным.

В поговорке же главным является её красота, меткость, складность. Поговорка украшает речь, делает её красочной, оживлённой, весёлой.

После дождичка в четверг.

Не в бровь, а в глаз.

Бумага всё стерпит.

Нет дыма без огня.

Пословиц очень много - возможно, на все случаи жизни. Из века в век складывался тот устный учебник, в котором народ закреплял правила поведения при любой ситуации.

Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.

Кончил дело - гуляй смело.

Жить - Родине служить.

Маленькая дружба лучше большой ссоры.

Если разбивать пословицы на родственные группы, то можно выделить пословицы о труде, о хлебе, о Родине, о семье, о дружбе, о животных, о добре и зле, о зависти и многие-многие другие.

Без друга в жизни туго.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска - и стол доска.

Конь - не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.

Довольно часто пословицами становились фразы из произведений писателей. Особенно преуспел в этом наш великий баснописец Иван Андреевич Крылов. Едва ли не в каждой его басне можно найти пословицу:

Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши.

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

Кукушка хвалит петуха

За то, что хвалит он кукушку.

Слона-то я и не приметил.

Дела давно минувших дней,

Преданье старины глубокой.

Александр Пушкин

Знал одной лишь думы власть,

Одну, но пламенную страсть.

Михаил Лермонтов

Рождённый ползать летать не может.

Максим Горький

Пословицами и поговорками богат не только русский язык. Все народы мира облекали в них накопленную веками мудрость. Вот почему нельзя сказать, что человек в совершенстве владеет иностранным языком, если он не знает его пословиц и поговорок.

А поскольку все люди хотят мирно жить, спокойно трудиться, иметь родных и друзей, то и пословицы разных народов во многом схожи. В любой стране уважают аккуратность и трудолюбие, осуждают лень и злость, призывают к защите родной страны.

Имея в виду способность пословиц в одной фразе выразить многое, драматург Александр Николаевич Островский часто брал пословицы заглавием к своим пьесам:

На всякого мудреца довольно простоты.

Свои люди - сочтёмся.

Бедность не порок.

Не всё коту масленица.

Тема: «Наши проекты. Пословицы и поговорки».

  • Подготовиться к выполнению проектной работы.

Задачи урока:

  • Познакомить детей со словарями и сборниками пословиц и поговорок;
  • Выяснить что такое пословицы?
  • Зачем нам сегодня нужны пословицы?

Формируемые УУД:

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы,

  1. самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  2. Поиск и выделение необходимой информации;
  3. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных технологий.

Коммуникативные:

  1. Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  2. Разрешение конфликтов;
  3. Контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Регулятивные:

  1. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
  2. Составление плана и последовательности действий.

Личностные:

  1. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами.
  2. Формирование чувства патриотизма на примере пословиц и поговорок о Родине, труде, дружбе и семье.
  3. Ход урока:
  4. Организационный момент:

Сегодня на нашем уроке будет много гостей. Давайте повернемся к ним и подарим свою улыбку. Сядем прямо, руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.

(Выразительное чтение стихотворения:) Ксюша Семянова.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, не беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

Ребята давайте сформулируем тему нашего урока:

«Наши проекты. Мы будем говорить о пословицах и поговорках»

— А какой будет цель нашего урока?

— А целью нашей деятельности является составление проекта о пословицах и поговорках.

Задачи нашего урока:

  • Выяснить что такое пословицы и поговорки?
  • Чем пословица отличается от поговорки?
  • Какие бывают пословицы? Чему они учат?
  • Выяснить, глаголы какой формы чаще всего встречаются в пословицах и поговорках?
  • Зачем людям нужны пословицы?
  1. Самоопределение к деятельности:

— А где мы встречались с пословицами?

Пословицы и поговорки мы изучали на уроках литературного чтения в разделе «Устное народное творчество».

— Вспомним,

Что же такое пословицы и поговорки?

— мудрость народа;

— меткое выражение;

— художественное произведение;

Выводы: Предлагаю послушать сообщение о пословицах и поговорках:

Маша и Ксюша Мишакова

Пословица – это меткое, лаконичное, мудрое выражение, часто состоящее из двух частей, в короткой форме выражающие мудрые мысли народа.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «В народных пословицах все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная. Его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».

Пословица- это жанр фольклора, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословице народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

Красна речь пословицей. v

Без пословицы не проживешь. v

Старая пословица век не сломится. v

Пословица — всем делам помощница. v

Поговорка – это эмоциональное, шутливое иносказательное выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Чаще всего они имеют прямой и переносный смысл.

«Убил двух зайцев»,

«Мастер на все руки».

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости.

Они учат нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре

  1. Закрепление:

Сейчас вам надо разобрать пословицы и поговорки по корзинам: (слайд 6)

С какой задачей мы справились?

Вывод: мы научились отличать пословицы от поговорок

  1. Проверка домашнего задания:

Все пословицы и поговорки можно разделить на несколько групп по темам: У вас было задание подготовить пословицы и поговорки по темам. Нарисовать иллюстрацию к понравившейся пословице.

Например:

Работай до поту, поешь в охоту! Слайд!

Скучен день до вечера, коли делать нечего! Слайд!

Предоставим слово группам:

  1. Пословицы о Родине
  2. Пословицы о дружбе.
  3. Пословицы о труде и учёбе.

(Группы выходят к доске, показывают и объясняют смысл выбранных пословиц)

Молодцы. Справились с заданием.

— Итак, Какие бывают пословицы? (О труде, о Родине, о дружбе, об учёбе и т.д.

— Чему они учат? (быть трудолюбивыми, умными, любящими Родину. Дорожить дружбой)

— А теперь нам надо отдохнуть. Какая пословица нам поможет в зтом? (Делу время, а потехе час)

Физкультминутка.

Танец по мотивам военных песен (попурри)

  1. Исследовательская работа по одной из пословиц:

По одной из пословиц надо было составить рассказ. Алина выбрала пословицу «Родина- мать, умей за неё постоять» и провела сложную исследовательскую работу по истории своего рода.

Как мы знаем, в этом году исполняется 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Давайте мысленно перенесемся в те далёкие и суровые годы. Внимательно послушаем её и на этом примере подумаем, какие ещё пословицы могут подчеркнуть основную мысль её работы.

(Где родился, там и пригодился)

Подумайте, какие из ваших пословиц могут подойти к этой работе?

  1. Работа в группах:

А теперь поработаем в группах:

1 группа:

Задание «Потерянные слова»
Вспомните и закончите пословицы.
Слово – серебро, а молчание — ……(золото)
Весна красна цветами, а осень — ….(снопами)
Ученье – свет, а неученье — …(тьма)
Ученья корень горек, да плод ….(сладок)
Волков бояться – в лес ….(не ходить)
Не имей сто рублей, а имей сто….(друзей)

2 Группа «Домино»
Ваша задача – как можно быстрее восстановить пословицы.

Начало пословицы.
Если хлеба ни куска, …
Хлеб — соль дружбу водит, …
Хлеб да вода — ….
Сколько ни думай, а лучше….
Пот на спине, ….
Окончание пословицы.
….хлеба не придумаешь.
….так и хлеб на столе.
….а ссору выводит.
….молодецкая еда.
…. так и в тереме тоска.

3 группа «Вспомни пословицу»
Вам необходимо восстановить пословицы по словам, объясняющим их смысл:

  1. Подарок не обсуждают, берут то, что дарят. (Дарёному коню в зубы не смотрят)
  2. Учиться надо в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания, познание бесконечно. (Век живи, век учись)
  3. Неприятность, беда, случается там, где что-нибудь ненадёжно, непрочно. (Где тонко, там и рвётся)
  4. Как сам относишься к другому, так и к тебе будут относиться. (Как аукнется, так и откликнется).
    4 группа «Замени пословицами»

Вам предлагаются пословицы и поговорки. Найдите глаголы. Определите их лицо и число.

Век живи, век учись.
Держи язык за зубами.

Поспешишь – людей насмешишь.
Не давши слова — крепись, а давши – держись.
Ссора до добра не доведёт.
Сделал дело — гуляй смело.

— Глаголы какой формы чаще всего используются в пословицах и поговорках?
(Чаще всего в форме: 2 лица, ед.ч.)

(Реже: 3 лица, ед.числа)

5 группа «На разных языках»
(Захаров и Ласточкин)
Сравните китайские и русские пословицы, соедините пословицы, выражающие один и тот же смысл стрелочками и подготовьтесь их прочитать:
Китайские пословицы.
1.Торопливым людям не хватает мудрости.
2. Хочешь узнать человека – узнай, кто его друзья.
3. Написанное на бумаге и боги не сотрут.
4. Зонт готовь, когда ясная погода.
5. Двумя руками трудно ухватить двух угрей.

Русские пословицы.
А) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
В) Готовь сани летом, а телегу зимой.
Г) Что написано пером, того не вырубишь топором.
Д) Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Е) Поспешишь – людей насмешишь.

7 Подведение итогов урока:

  • Итак, вспомните, что такое пословицы? поговорки?
  • Чем пословица отличается от поговорки?
  • О чем бывают пословицы? Чему они учат?
  • Вспомните, глаголы какой формы чаще всего встречаются в пословицах и поговорках?
  • Зачем людям нужны пословицы?

— Что больше всего понравилось на уроке?

— В чем были затруднения?

— Что нового вы узнали?

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу , что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, делают ее яркой, образной. Они необходимы в нашем общении выражать наши мысли.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни помогают лучше понять правила житейской мудрости.

Давайте завершим наш урок с помощью пословиц об окончании дела:

Кончил дело, гуляй смело.

  • Всякое дело концом славится.
  • Конец делу венец.
  • Дело без конца – что кобыла без хвоста.
  • Всё хорошо, что хорошо кончается.

На ком возили воду в России и почему французы чувствуют себя не в своей тарелке?

Пословицы и поговорки – неотъемлемая часть нашего языка. В общении друг с другом люди часто используют подобные словесные выражения, однако не всегда понимают их значение, а, тем более, не знают историю их происхождения. Давайте разберемся с некоторыми из них.

Впервые так высказываться начали в XVI веке, в период правления Ивана IV. Митрополит московский Филипп, будучи не согласным с кровавыми реформами государя, писал и распространял разоблачительные грамоты против царя. Впоследствии Иван Грозный приказал поймать его и закрыть в монастыре, где вскоре митрополита и убили. В результате, филькиной грамотой стали называть ничего не стоящий документ, фальшивку.

Здесь следует использовать слово «нос» в другом значении – ноша, нести. Выражение относится к человеку, дающему подношение или взятку. И, если так называемый дар не был принят, то и договориться было уже невозможно. Поэтому человек уходил с ношей, непринятой взяткой, и не договорился.

3. На обиженных воду возят .

Фразу начали употреблять со времён Петра I. В то время была популярной профессия водовоза – человека, который снабжал водой город. Он был лакеем специальной повозки в виде бочки. Чтобы заработать больше денег, особо предприимчивые водовозы начали повышать цену на свои услуги, хоть по закону этого нельзя было делать. Чтобы наказать скряг, Петр I дал специальное указание – вместо лошадей впрягать в телегу жадных водовозов. Естественно, они были сильно обижены, но вынуждены исполнять наказание. Отсюда и пошло выражение.

История возникновения оборота связана с неким недоразумением — неправильном переводе слова «assiete» с французского языка, в котором есть выражение «etre dans son assiette», обозначающее «быть в незавидном положении». Однако, «assiete» имеет омоним «тарелка», и видимо, какой-то «умник» сделал неправильный перевод. Что и послужило созданию крылатого выражения.

Вернемся снова к Петру I, во времена которого жил купец Затрапезников, который был известен тем, что производил на своей фабрике ткань плохого качества. Иметь затрапезный вид — значит безвкусно и неряшливо одеваться. Как видим, ничего общего с трапезой в этом выражении нет.

Фразу стали употреблять в XVIII веке. Чтобы отличить преступника от других людей, российская государыня Елизавета Петровна выдала указ – ставить клеймо на лбу правонарушителя. Следует отметить, что делалось это весьма варварским способом: раскалённым железом выжигали на лице уродливый знак, который оставался на всю жизнь.

Сейчас данное выражение относят к человеку, который имеет за плечами огромный опыт в чем-то. Ранее поговорка имела иное значение. Эту фразу употребляли иначе: «Собаку съел, а хвостом подавился», — так говорили о том, кто проделав тяжелую работу, ошибся из-за пустяка.

Еще древние славяне считали, что если человек попросит воды, то ни в коем случае нельзя ему отказывать. Это грех. С того времени выражение значит «точно», «несомненно».

Пословицы и поговорки являются народным творчеством. Это короткие простые, но богатые по смыслу фразы, которые передаются от поколения к поколению. Восточные народы называют пословицы «цветом языка», «ненанизанными жемчужинами», итальянцы - «училищем народа», греки и римляне - «господствующими мнениями», испанцы - «врачевством души», а немцы - «уличной мудростью». В народном фольклоре, при всем его разнообразии и богатстве поэтических форм, трудно найти более любопытный жанр, чем пословица. Она была предметом пристального изучения в трудах учёных и всё-же во многом так и остаётся загадочным и непонятным явлением.

Пословица - это краткое народное изречение, законченное высказывание с назидательным смыслом.

Поговорка - это общеизвестное выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не имеющее назидательного смысла.

Владимир Иванович Даль давал определение поговорке так: «Поговорка, - окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без осуждения, заключения, применения: это одна первая половина пословицы».

У всех народов, пословицы создавались главным образом в крестьянской среде. Они возникали как общие суждения, выводы из непосредственных наблюдений над жизнью, трудом и бытом народа, социальным и историческим опытом своих предков. Чего не было в истории народа, то и не отражается в его пословицах.

Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Особенность пословиц состоит в том, что они сохраняют двуплановость, т.е. буквальный и переносный смысл. Но вообще, грань, отделяющая пословицы от поговорок, условна. В отличии от крылатых выражений, пословицы и поговорки имеют народное, а не книжное происхождение. Но правда, далеко не всегда удаётся установить, принадлежит-ли то или иное выражение определённому автору или писатель позаимствовал его из народной речи. Пословицы и поговорки могут легко переходить в крылатые выражения, если забывается породивший их литературный источник. Пословицы и поговорки отличаются также и разной степенью смысловой мотивированности. С этой точки зрения можно выделить три наиболее чётко очерченных типа пословиц и поговорок.
К первому типу относятся те пословицы, которые в настоящее время уже не употребляются в буквальном, т.е. прямом смысле. Сюда можно отнести пословицы типа: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».
Ко второму типу можно отнести пословицы, которые отличаются двойным планом – и буквальным и иносказательным. Например: «Любишь кататься, люби и саночки возить».
Третий тип составляют такие выражения, которые употребляются только в буквальном смысле. Сюда относятся собственно поговорки, такие как например: «Век живи, век учись», «Старый друг лучше новых двух».

Кроме пословиц и поговорок существует ещё один тип выражений, довольно-таки обширный, это пословично-поговорочные выражения, которые сочетают в себе и признаки пословиц и признаки поговорок. Эти выражения характеризуются тем, что часть слов в их составе сближается или совпадает со словами свободного употребления, а другая часть (нередко реальные или потенциальные фразеологизмы) имеет фигуральное, переносное значение. Допустим, в таком пословично-поговорочном выражении как «Пьяному море по колено», первое слово имеет буквальное значение, а сочетание «море по колено» имеет фигуральный смысл. Пословицы, поговорки и пословично-поговорочные выражения могут выражать как общие суждения, так и суждения частного характера.

Пословицы издавна были предметом исследования разных учёных - фольклористов, этнографов, литературоведов, лингвистов. К пословицам, как к эффективному стилистическому средству, обращаются писатели и публицисты. Ведь значение пословицы - это суждение, выведенное из опыта, значимость которого возросла до степени всеобщности, что делает возможным его использование в любой ситуации.
Ещё Н. В. Гоголь подметил, что «все великие люди наши, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».
К примеру, император Пётр I - один из выдающихся русских полководцев и государственных деятелей, создатель регулярной армии и флота - часто обращался к пословицам и поговоркам. Будучи в Голландии, он из Амстердама прислал полковнику Левашову письмо, в котором говорилось:
«Господин полковник! В бытность нашу в Копенгагене приказали Мы Вам через денщика Юрова о книжке, которая у нас есть, о русских пословицах, чтобы её к нам прислать, о чём и ныне напоминаем, дабы ту книжку списав, прислать к нам. Пётр».

Смысл пословиц и поговорок обнаруживается лишь в живой речи, в контексте. Различаются ситуативные и контекстуальные пословицы, поговорки и пословично-поговорочные выражения. Поэтому в изолированном виде – т.е. вне контекста или ситуации, пословицы почти не употребляются. И не случайно народная мудрость гласит: «Пословица к слову молвится».
***

11.12.2014 13:27:24,

(сочинения по пословице учащихся 2 «б» класса «Сказка мудростью богата»)

"Глупый ищет большого места, а умного и в углу видать"

Пришел однажды Вася в школу и просит учительницу:
- Марья Ивановна, посадите меня за первую парту, чтобы все меня видели и слышали!
- Хорошо, иди, садись.
Затем приходит Филя, садится за свою последнюю парту и молча, начинает готовиться к уроку. Начался урок, учительница задает вопрос:
- Вася, сколько будет 3*3?
- Много….
- Неправильно, во-первых, 9, а во-вторых, надо хоть какую-то цифру называть. Филя, сколько будет 5*5?
- 25.
- Молодец, Филя. Умного и в углу видать.
Пода Даниил

«С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся»

Собралась четверка друзей. И стали решать кто лучше всех. Первый говорит, что у него брат - отличник. Второй говорит, что у него богатые родители. Третий - что у него большой дом. А четвертый сказал: «Я сам отличник».
Гордиться надо собственными достижениями. Потому, что с мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Меграбян Лилиана

«Умный и без денег богат»

Жил на свете царь, и была у него дочь. Очень печалился царь, что нет у него наследников. А потому решил он выдать свою дочь замуж. Устроил царь среди женихов конкурс загадок. В состязание вступили богач и бедный, но очень смекалистый трубач. Царь загадал загадки: «Что всего холоднее, что всего быстрее и что всего милее?»
Богач ответил: «Всего холоднее – погода, всего быстрее – конь, всего милее – сон». Но у трубача ответы оказались удачливее: «Всего холоднее – печаль, всего быстрее – время, всего милее – родные и близкие».
И тогда трубачу царь присудил победу, богач спросил: «Почему? Ведь трубач беден». А царь ответил: «Умный и без денег богат!»
Бережок Варвара

«Говори мало, слушай много, а думай еще больше»

Однажды на уроке русского языка во втором классе Дима не слушал учителя, когда тот объяснял. И вот учитель задал вопрос: « Как пишется слово шишка?». Дима поднял руку. Учитель спросил Диму, и он ответил: «Слово шишка пишется с буквосочетанием «шы»». Учитель удивился и сказал: «Плохо ты слушал. Шишка пишется через «и», а не «ы». Не зря в народе говорят: «Говори мало, слушай много, а думай еще больше».
Бабичева Дарья.

"Поспешишь - людей насмешишь!"
Жил один мальчик по имени Игорь. Он все время спешил. В школе он решал примеры быстро и неправильно: 2+2 у него получалось 5. А на уроке русского языка он написал:"У меня - самая красивая момо". Все ребята долго смеялись, а потом придумали пословицу:"Поспешишь - людей насмешишь!" /Архишина Юля/

"Не имей сто рублей, а имей сто друзей!"
Жил-был мальчик. Однажды он пошел в магазин, а там у него спросили:"Почему ты не гуляешь с друзьями?" "А мне деньги дороже друзей", - ответил мальчик.
Как-то раз он пошел купаться и начал тонуть. Прибежали дети и спасли его. И тогда он понял, что друзья дороже денег. /Маркеева Катя/

"Говори мало, слушай много, а умного - еще больше"
Жил-был один двоечник. На уроках он все время разговаривал.И учительница поставила ему двойку.Он пришел домой, а мама говорит:"Покажи дневник!Я дам тебе шоколадку." Увидела мама двойку и сказала:"Получишь шоколадку, когда двойку исправишь" И он пошел двойку исправлять. И теперь он больше не будет двоек получать... /Азманова Вика/

"Умный без денег богат"
Жил-был глупый мальчик, а у него был умный брат.Глупый захотел стать миллиардером. Он спросил у брата, что для этого надо делать? Умный ответил:
- Если бы я знал, как стать миллиардером, я бы сказал тебе.
- Я все равно добьюсь своего, - сказал глупый. Он задал свой вопрос учителю.
- Окончи школу, институт, послужи в армии.Учиться надо хорошо.А пока - иди-ка к доске. Сколько будет 60 умножить на 5?
- Два!
- Вот и получай 2!
А мама сказала:
- Надо выучить таблицу умножения. Вот твой брат получил пятерку с плюсом.
- Надо просто быть отличником, а там, глядишь, и станешь миллиардером!/Серебрянский Дима/

"Не за бороду, за ум жалуют"
Жили-были две сестры: старшая красивая, но глупая. Младшая много читала и хозяйничала по дому.
Однажды они поехали в гости к дяде, и по дороге их захватили разбойники.
- Отпустите меня, - заплакала старшая, - посмотрите: какое у меня красивое платье, туфли, сумочка!
- Уйди со своей красотой, - рассердились разбойники, - отгадайте наши три загадки - тогда отпустим.
Младшая сестра отгадала все загадки, и разбойники их отпустили."Не за бороду, за ум жалуют" /Степанова Алина/

"Не надейся, дед, на чужой обед"
Один мальчик за двойки был наказан - мама не стала готовить ему обед.Он напрсился в гости к другу и пообедал там.
- Ты где был? - спросила мама.
- В гостях!
- Если хочешь, чтобы я тебя простила, сядь и подумай.
Мальчик подумал и пошел делать работу над ошибками."Чтобы хорошие оценки иметь, надо хорошо работать" /Кондрашов Миша/


Жил-был один мужик. Решил он новый дом построить. А снег расчистить поленился. Когда снег растаял, его новый дом развалился."Без труда не вынешь и рыбку из пруда" /Бушуев Даниил/

"Без труда не вынешь и рыбку из пруда"
Одного мужчину попросили покрасить окно в коричневый цвет. Ему было лень идти за коричневой краской. Он покрасил окно в черный цвет.Пришли люди и говорят:"Как некрасиво получилось!" Мужчине стало стыдно, он купил хорошую краску и исправил свою ошибку. /Осипова Софья/