Значение слова «композиция. Основные виды композиций в искусстве

Основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. У композиции свои законы, которые складываются в процессе художественной деятельности.

Речь идет о сюжетной композиции для художника, об отдельных приемах, с помощью которых достигается наибольшая выразительность картины. Остановимся на взаимоотношении двух понятий- сюжет и содержание. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изобразил мастер в своем произведении. Сюжет, образно говоря, находится на поверхности айсберга, а содержание- его глубинная часть. Один и тот-же сюжет сотни людей воспринимают и толкуют по-разному, то-есть, создают свою версию содержания.

Безусловно, право выбора остается за художником, который средствами живописной композиции раскрывает перед зрителем всю многогранность содержания.

К наиболее распространенным композиционным приемам в живописи принадлежат ритмические построения. В таких работах все элементы произведения подчинены только ритму. Художник может задать четкий, жесткий ритм. В ней нет ни одной детали, которая- бы существовала вне стройной согласованности.

Рассмотрим несколько законов композиции.

1. Композиция, в переводе, означает составлять, сочинять, поэтому важным ее законом является целостность . Целостность выражается таким образом, что предметы на рисунке воспринимаются, как единое целое, ни одна из частей работы не кажется лишней, где нет хаотичности.

2. Важно определить в рисунке композиционный центр (смысловой центр), так, чтобы он привлекал внимание, выделял те объекты, которые подразумеваются, как главные, основные.

3. Контраст.

Контраст бывает следующих типов:

Цветовой контраст (светлый-темный). К примеру, цвета черный-белый, черный-красный, всегда будут контрастными, то есть выразительными, и всегда способны выделять главный замысел в рисунке.

Контраст величин (маленькое-большое). То есть большое на фоне маленького всегда будет более контрастным, чем, например, все предметы на рисунке, имели бы одинаковый размер.

Смысловой контраст. Например, когда даются сравнения между положительными и отрицательными героями

4. Статика - это стояние равновесия и покоя. Например, чем ниже к краю листа изображены предметы на рисунке, тем работа статичнее. И, чем симметричнее предметы на работе, тем она так же статична.

5. Динамика - это движение. Чем ассиметричнее расположены объекты на рисунке, тем композиция динамичнее.

Для того, чтобы рисунок смотрелся более выразительно, необходимо начать компоновать предметы на листе твердо-мягким карандашом, при этом, опираясь на знания перспективы, пропорций, теории цвета, главное, не перегружать работу.

Таким образом, мы рассмотрели, основные законы композиции.

Правила, приемы и средства композиции развиваются, обогащаясь творческой практикой новых поколений художников. Те правила и приемы, которые давали возможность художникам добиваться наилучших результатов в передаче явлений действительности, в создании художественного образа, приобретали значение для последующего развития изобразительного искусства.

Средствами композиции являются линия, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое), линейная перспектива, светотень, воздушная и цветовая перспективы.

Можно выделить несколько "законов" композиции:

  • Закон целостности.
    Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон. Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.
    Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.
  • Закон контрастов.
    Закон контрастов — один из основных законов композиции. Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон.
    Если не будет противоположностей, не будет контрастов, то не будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастов не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития. Значит, контрасты в глобальном значении этого понятия — это одно из главных, неотъемлемых условий зарождения, существования, развития материи, а значит, самой жизни.
    Поскольку действие контрастов проявляется в законах и природы, и общества, то, безусловно, и во всех областях общественного сознания. В искусстве (в том числе и изобразительном), как одной из форм общественного сознания, также находит свое отражение действие контрастов.
    Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т. д.
  • контрасты являются законом композиции, они выражают собой борьбу противоположностей.
  • без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое. изображение. Без контрастов изображение сольется с фоном.
  • контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции.
  • контрасты в композиции выступают как композиционная сила не только с точки зрения «механики» построения, т. е. построения композиции как какой-то структуры, но и с точки зрения творческого процесса создания художественных образов: большая часть творческого процесса создания художником произведения связана с обределением характера контрастов.
  • Закон подчинённости
    Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать свое произведельние цельным по замыслу и воздействию на зрителя. В работе над произведением художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, т. е. дает нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает художник, в особенности по воображению, становится художественным явлением лишь тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии.
  • Закон воздействия
    Полностью закон формулируется как закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости.
  • предмет, изображенный на однородном поле близко к «раме», в результате привычки у зрителя к ощущению глубины картины (антиципации), вызванной наличием «рамы», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или даже частично слитым с ней;
  • предмет, расположенный не близко к «раме», и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине;
  • ровное плоское поле благодаря наличию «рамы» становится пространством, перспективно и метрически еще совершенно неопределенной.

Словарь Ушакова

Композиция

компози ция , композиции, жен. (лат. compositio - составление) (книж. ).

1. Теория составления музыкальных произведений (муз. ). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе.

| Музыкальное произведение (муз. ). Это - очень талантливая композиция.

2. Отдел теории архитектуры, излагающий правила соединения частей в одно целое (архит. ).

3. Художественная структура, построение произведения (иск. ). Поэма, прекрасная по композиции, но недостаточно обработанная. Композиция лирического стихотворения. Композиция картины. Композиция романса, сонаты.

4. Материал, представляющий собой сплав, состав из нескольких веществ. «Медальон... из какой-то композиции.» Гончаров .

5. Имитация, подделка (преим. драгоценного камня; устар. ). Малахитовая композиция.

Культурология. Словарь-справочник

Композиция

(лат. composito – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.

Архитектурный словарь

Композиция

(лат. compositio - составление)

Под архитектурной композицией подразумевают сочетание и взаимосвязь всех элементов сооружения, которые в результате создают целостность и законченность архитектурного произведения. Эстетическая сторона составляет здесь лишь часть общей программы. Задачей архитектурной композиции является приведение к гармоническому единству всех требований функционального, технического, экономического и эстетического порядка.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Словарь лингвистических терминов

Композиция

(лат. compоsitio – сочинение, связь)

Соотношение отдельных частей, компонентов текста, образующее единое целое. Структура, предполагающая использование отношений единства "первичных" элементов и закон композиции.

Словарь антонимов русского языка

Композиция

рассоединение

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Композиция

(лат. compositio - составление, связывание) - построение художественного произведения, система средств раскрытия и организации образов, их связей и отношений.

Рб: композиция и сюжет

Син: а р х и т е к т о н и к а

Вид: закрытая композиция, зеркальная композиция, кольцевая композиция, открытая композиция

Часть: зачин, конфликт, концовка, присказка, пролог, ситуация, сюжет, фабула

* "И в большом сложном романе, и в маленьком лирическом стихотворении мы будем иметь дело с композицией, с определенным построением, вытекающим из данного содержания" (Л.И. Тимофеев).

"В подлинно художественном произведении композиция, все ее приемы подчиняются выражению его идейного содержания" (А. Ревякин).

"Одной архитектоники... довольно, чтобы поглотить всю умственную деятельность автора: соображать, обдумывать участие лиц в главной задаче, отношение их друг к другу, постановку и ход событий... и т.д." (И.А. Гончаров). *

Словарь музыкальных терминов

Композиция

(лат. compositio - составление, размещение)

1. Процесс музыкального творчества.

2. Завершенное музыкальное произведение.

3. Построение музыкального произведения, расположение и со­отношение его частей.

4. Учебный предмет, преподаваемый в консерваториях.

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

Композиция

1) В литературе и искусстве: построение, внутренняя структура произведения (подбор, группировка, последовательность изобразительных приемов, организующих идейно-художественное целое;

2) структура муз.произведения; сочинение музыки как вид творчества, а также муз.произведение как продукт такого творчества; научная и учебная дисциплина, посвященная этому виду творчества.

лат. compositio «1) сочетание, соединение, сложение; 2) составление, сочинение; 3) состав, снадобье, лекарство».

Как музыкальный термин слово композиция появляется в самом начале ХVIII в. из ит. composizione «составление, композиция; произведение (искусства)» через польск. komposicja в значении «составление, сочинение» (Бирж., 371). Например: «По указу ее И.В. велено Гибненеру, за композицию на нотах музыки, выдать денег пятьдесят рублев...» (Храповниц. Мат. ист. А.Н. 1726, Т.I; цит. по КДРС). В 20-х годах XVIII в. из фр. composition «состав вещества, лекарства» через польское посредство были восприняты значения: «1) приготовление лекарств; лекарство, мастика; 2) сплав; род меди, смешанной с другими металлами» (Бирж., 371). С середины ХVIII в. слово композиция в значении «составление целого рисунка из отдельных частей» применяется в живописи. Впервые фиксируется в Сл.Кург. (397) в значения «состав, смесь». Ср.: БАС, V, 1263-1264. Как термин химии, музыки и живописи отмечается в Сл.Яновск. (II, 344-345). Его применение в медицине было ограничено рамками XVIII в. Как химический термин слово композиция просуществовало до начала XX в., обозначая, в том числе, «поддельный, составной камешек или иную подобную вещь» (Сл.Даля1, II, 759; Сл. Чудин 1902 (348).

Содержание слова композиция расширяется в первой половине XIX в. – оно уже означает «компоновку в музыке и других художествах» (СА 1847, II, 195), а к началу XX в. утверждается в качестве общего термина искусства и литературы (Сл.Ушак., I, 1420). С последней трети ХХ в. словом композиция называется «монтаж, составленный из произведений различных авторов», напр.: «Программа вечера, посвященного этой композиции, состояла из «Двенадцати» Блока, читаемых полностью в виде пролога, и текста «Униженных и оскорбленных», перемежаемого время от времени вставками из «Двенадцати» (А.Закушняк. Вечер рассказа, 201). Это значение впервые отмечается в МАС (II, 86).

Композиционный . Образовано при помощи суф. -онн - (Сл.Ушак., I, 1420).

Дизайн. Словарь терминов

Композиция

КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio) – сочинение, составление; соединение, связь. В литературе и искусстве – построение (структура) художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей, обусловленные идейным замыслом и назначением произведения. В архитектуре – связанные между собой в едином композиционном построении несколько зданий. Композиция произведения изобразительного искусства – это размещение на полотне людей и предметов. Композиция важна и в портрете, и в натюрморте, и в пейзаже. Обычно в картине существует некий центр, в котором происходит основное действие и где находятся её главные герои. Но бывают и другие композиции.

Толковый переводоведческий словарь

Композиция

взаимодействие принципов внутреннего и внешнего построения текста в его язы-ково-стилистическом оформлении; это не только схема построения текста, а идейно-эстетическая категория, теснейшим образом связанная с содержанием.

Тезаурус русской деловой лексики

Композиция

Syn: произведение, составление, формирование

Энциклопедический словарь

Композиция

(от лат. compositio - составление, связывание),

  1. построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).
  2. Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение.
  3. Произведение, включающее различные виды искусств (напр., литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков.
  4. Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

Словарь Ожегова

КОМПОЗИ ЦИЯ, и, ж.

1. (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей. К. романа, картины, симфонии, книги.

2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу. Скульптурная к. Хореографическая к. Литературно-музыкальная к. Архитектурная к.

3. Теория сочинения музыкальных произведений. Класс композиции.

4. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (напр. железа и бетона, пластика и стекла, металла и неметалла) (спец.).

| прил. композиционный, ая, ое (к 1, 3 и 4 знач.).

Условно можно выделить два типа композиции: простой и сложный. В первом случае роль композиции сводится к объединению содержательных элементов произведения в единое целое без выделения особо важных, ключевых сцен, предметных деталей, художественных образов. В области сюжета – это прямая хронологическая последовательность событий, один и использование традиционной композиционной схемы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Однако этот тип практически не встречается, а является лишь композиционной «формулой», которую авторы наполняют богатым содержанием, переходя к сложной композиции.Кольцевая относится к сложному типу. Цель такого вида композиции – воплотить особый художественный смысл, используя необычный порядок и сочетание элементов, частей произведения, опорных деталей, символов, образов, средств выразительности. В этом случае понятие композиции приближается к понятию структуры, она становится стилевой доминантой произведения и определяет его художественное своеобразие. В основе кольцевой композиции лежит принцип обрамления, повторения в конце произведения каких-либо элементов его начала. В зависимости от вида повтора в конце строки, строфы, произведения в целом определяют звуковое, лексическое, синтаксическое, смысловое кольцо. Звуковое кольцо характеризуется повтором отдельных звуков в конце стихотворной строки или строфы и является разновидностью приемов звукописи. «Не пой, красавица, при мне…» (А.С. Пушкин) Лексическое кольцо – это в конце стихотворной строки или строфы. «Подарю я шаль из Хорасана / И ковер ширазский подарю». (С.А. Есенин) Синтаксическое кольцо представляет собой повтор словосочетания или целого в конце стихотворной строфы. «Шаганэ ты моя, Шаганэ! / Потому что я с севера, что ли, / Я готов рассказать тебе поле, / Про волнистую рожь при луне. / Шаганэ ты моя, Шаганэ». (С.А. Есенин) Смысловое кольцо встречается чаще всего в произведениях и прозаических, способствуя выделению ключевого художественного образа, сцены, «замыкая» автора и усиливая впечатление замкнутости жизненного круга. Например, в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» в финале вновь описывается знаменитая «Атлантида» ? пароход, возвращающий в Америку тело умершего от сердечного приступа героя, который когда-то на нем отправлялся в круиз. Кольцевая композиция не только придает рассказу завершенность и гармоничность в соразмерности частей, но и словно расширяет границы созданной в произведении картины в соответствии с авторским замыслом. Не следует путать кольцевую с зеркальной, которая также основана на приеме повтора. Но в ней главным является не принцип обрамления, а принцип «отражения», т.е. начало и конец произведения в противопоставленном виде. Например, элементы зеркальной композиции встречаются в пьесе М. Горького «На дне» (притча Луки о праведной и сцена самоубийства Актера).

Связанная статья

Композиция (от лат. compositio – составление, связывание, сложение) – это соединение разных частей в единое целое. В нашей жизни этот термин встречается довольно часто, поэтому в различных сферах деятельности значение немного изменяется.

Инструкция

Рассуждение.Рассуждение обычно строится по одному и тому же алгоритму. Сначала автор выдвигает какой-либо тезис. Затем доказывает его, высказывает мнение за, против или и то, и другое, а в конце делает вывод. Рассуждение требует обязательного логического развития мысли, всегда идет от тезиса к и от аргумента к выводу. Иначе рассуждение просто не . Этот тип речи часто используют в художественном и публицистическом стилях речи .

Видео по теме

Притча с давних времен привлекала внимание людей. Небольшие истории, хранившие мудрость, передавались от поколения к поколению. Сохраняя доходчивость изложения, притчи предлагали человеку задуматься об истинном смысле жизни.

Инструкция

Притча по своим основным признакам очень похожа на . Термины « » и «басня» употребляли, основываясь не столько на жанровых различиях, на стилистической значимости этих слов. Притча – это более высокого «уровня», нежели басня, часто имеющая слишком обыденный и приземленный смысл.

Притчи, как и басни, имели иносказательный характер. В них акцентировалось морально-религиозное направление. При этом природе и характерам людей придавались обобщенные и схематичные черты. Притчами литературные произведения, которым попросту не подходило название «басня». Кроме того, басни имели законченный сюжет, чего притча была часто лишена.

В русской термин «притча» наиболее употребим к библейским сюжетам. В X в. до н. э., согласно библейской , царь Израильского Иудейского царства Соломон дал жизнь притчам, что входят в Ветхий завет. По сути своей они представляют собой изречения, имеющие морально-религиозный характер. Позднее появились притчи в виде историй с глубоким смыслом, моральным изречением для более отчетливого понимания сути. К таким произведениям можно отнести притчи, входящие в Евангелие, а также и другие многочисленные произведения этого жанра, написанные на протяжении нескольких столетий.

Притча - это интересный поучительный рассказ. У нее есть одна особенность, которая притягивает внимание читателя и очень точно ее характеризует. Истина в ней никогда «не лежит на поверхности». Она открывается в нужном ракурсе, т.к. люди все разные и находятся на разных этапах развития. Смысл притчи понимается не только разумом, но и чувствами, всем существом.

На рубеже XIX -XX в. притча не раз украшала произведения писателей того времени. Ее стилевые особенности позволяли не только разнообразить описательность художественной прозы, изображение характеров героев произведений и сюжетную динамику, но и привлечь внимание читателя к морально-этическому содержанию произведений. К притче не раз обращался Л. Толстой. За с ее помощью выражали свои философские и моральные убеждения Кафка, Марсель, Сартр, Камю. Жанр притчи до сих пор вызывает несомненный интерес и у читателей, и у современных писателей.

Видео по теме

Связанная статья

предлог . Например: «высокая гора», «ходить по кругу», « высоко», «кружить в небе».

В словосочетании одно слово главное, а второе зависимое. Связь в словосочетании всегда подчинительная. Слова связаны по смыслу и синтаксически. Любая самостоятельная часть речи может быть как главным, так и зависимым словом.

Самостоятельные части речи в русском языке – это имена существительные, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, глаголы, деепричастия и наречия. Остальные части речи – предлоги, союзы, частицы – служебные.

От главного слова можно задать вопрос к зависимому: «лететь как? – высоко»; «гора какая? – высокая»; «кружить где? – в небе».

Если в словосочетании изменить форму главного слова, например, падеж, род или число у существительных, то это может повлиять на зависимое слово.

Три вида синтаксической связи в словосочетаниях

Всего существует три вида синтаксической связи в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Когда зависимое слово изменяется вместе с главным в роде, падеже и числе, речь идет о согласовании. Связь называется «согласование», потому что части речь в ней полностью согласуются. Такой характерен для сочетаний существительного с прилагательным, порядковым числительным, причастием и некоторыми : «большой дом», «первый день», «смеющийся человек», «какой век» и так далее. При этом – существительное.

Если зависимое слово не согласуется с главным по вышеуказанным критериям, то речь идет либо об управлении, либо о примыкании.

Когда падеж зависимого слова определяется главным словом, это управление. При этом, если изменить форму главного слова, зависимое слово не изменится. Такой тип связи часто встречается в сочетаниях глаголов и существительных, где главное слово - глагол: «остановить », «выйти из дома», «сломать ногу».

Когда слова связаны только по смыслу, и главное слово никак не влияет на форму зависимого слова, речь идет о примыкании. Так часто сочетаются наречия, глаголы с наречиями, при этом зависимые слова – наречия. Например: «говорить тихо», «ужасно глупо».

Синтаксические связи в предложениях

Как правило, когда речь идет о синтаксической связи, вы имеете дело со словосочетаниями. Но иногда требуется определить синтаксическую связь в . Тогда вам нужно будет выбрать между сочинением (также называется «сочинительная связь») или подчинением («подчинительная связь»).

В сочинительной связи предложения независимы друг от друга. Если между такими поставить точку, то общий смысл от этого не изменится. Такие предложения обычно разделяются или союзами «и», «а», «но».

В подчинительной связи невозможно разбить предложение на два независимых, так как при этом пострадает смысл текста. Перед подчиненным предложением стоят союзы «то», «что», « когда», «как», «где», «почему», «зачем», «как», «кто», «который», «какой» и другие: «Когда она вошла в зал, уже началось». Но иногда союза нет: «Он не знал, правду ему говорят или лгут».

Главное предложение может стоять как в начале сложноподчиненного предложения, так и в его конце.

Композиция

Композиция

КОМПОЗИЦИЯ (от латинского «componere» - складывать, строить) - термин, употребляемый в искусствоведении. В музыке К. называется создание музыкального произведения, отсюда: композитор - автор музыкальных произведений. В литературоведение понятие К. перешло из живописи и архитектуры, где им обозначается соединение отдельных частей произведения в художественное целое. К. - раздел литературоведения, изучающий построение литературного произведения как целого. Иногда термин К. заменяют термином «архитектоника». Каждой теории поэзии свойственно соответствующее учение о К., хотя бы этот термин и не употреблялся.
Диалектически-материалистической теории К. в разработанном виде еще не существует. Однако основные положения марксистской науки о литературе и отдельные экскурсы литературоведов-марксистов в области изучения композиции позволяют наметить правильное решение проблемы К. Г. В. Плеханов писал: «Форма предмета тождественна с его видом только в известном и притом поверхностном смысле: в смысле внешней формы. Более же глубокий анализ приводит нас к пониманию формы как закона предмета, или, лучше, его строения» («Письма без адреса»).
В своем мировоззрении общественный класс выражает свое понимание связей и процессов в природе и обществе. Это понимание связей и процессов, становясь содержанием поэтического произведения, определяет собою и принципы расстановки и развертывания материала - закон построения; прежде всего следует исходить из К. персонажей и мотивов и через нее переходить к композиции словесного материала. Каждому стилю, выражающему психоидеологию того или иного класса, соответствует свой тип К. В различных жанрах одного стиля этот тип иногда очень сильно вариируется, сохраняя в то же время свои основные признаки.
Подробнее проблемы К. см. в статьях Стиль , Поэтика , Сюжетика, Стихосложение , Тематика , Образ .

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Компози́ция

(от лат. composito – составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения. Понятие «композиция» близко по значению понятию «структура художественного произведения», но под структурой произведения подразумеваются все его элементы в их взаимосвязи, в т. ч. и относящиеся к содержанию (сюжетные роли персонажей, соотнесённость героев между собой, авторская позиция, система мотивов, изображение движения времени и т. д.). Можно говорить об идейной или мотивной структуре произведения, но не об идейной или мотивной композиции. В лирических произведениях к композиции относятся последовательность строк и строф , принцип рифмовки (композиция рифмы, строфика), звуковые повторы и повторения выражений, строк или строф, контрасты (антитезы ) между разными стихами или строфами. В драматургии композиция произведения состоит из последовательности сцен и актов , содержащихся в них реплик и монологов действующих лиц и авторских пояснений (ремарок ). В повествовательных жанрах композиция – это изображение событий (сюжет ) и внесюжетные элементы: описания обстановки действия (пейзаж – описания природы, интерьер – описание убранства помещения); описания внешности героев (портрет), их внутреннего мира (внутренние монологи, несобственно-прямая речь , обобщённое воспроизведение мыслей и т. д.), отступления от сюжетного повествования, в которых выражены мысли и чувства автора по поводу происходящего (так называемые авторские отступления).
Сюжет, свойственный драматическим и повествовательным жанрам, также обладает собственной композицией. Элементы композиции сюжета: экспозиция (изображение обстановки, в которой зарождается конфликт, представление персонажей); завязка (зарождение конфликта, исходная точка сюжета), развитие действия, кульминация (момент наивысшего обострения конфликта, сюжетный пик) и развязка (исчерпание конфликта, «окончание» сюжета). В некоторых произведениях также есть эпилог (рассказ о последующих судьбах героев). Отдельные элементы композиции сюжета могут повторяться. Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» три кульминационных эпизода (взятие Белогорской крепости, Гринёв в ставке Пугачёва в Бердской слободе, встреча Маши Мироновой с Екатериной II), а в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» три развязки (ложная развязка – помолвка Хлестакова с дочерью Городничего, вторая развязка – приход почтмейстера с известием о том, кто такой Хлестаков на самом деле, третья развязка – приход жандарма с известием о приезде истинного ревизора).
К композиции произведения относится также структура повествования: смена рассказчиков, изменение повествовательных точек зрения.
Существуют определённые повторяющиеся типы композиции: кольцевая композиция (повторение начального фрагмента в конце текста); концентрическая композиция (сюжетная спираль, повторение аналогичных событий по ходу развития действия), зеркальная симметрия (повторение, при котором в первый раз один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа). Пример зеркальной симметрии – роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сначала Татьяна Ларина отправляет письмо Онегину с признанием в любви, а он отвергает её; потом Онегин, полюбив Татьяну, пишет ей, она же отвергает его.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Композиция

КОМПОЗИЦИЯ . Под композицией произведения в широком смысле этого слова следует понимать совокупность приемов, использованных автором для «устроения» своего произведения, приемов, создающих общий рисунок этого последнего, распорядок отдельных его частей, переходов между ними и т. п. Сущность композиционных приемов сводится таким образом к созданию некоторого сложного единства, сложного целого и значение их определяется той ролью, которую они играют на фоне этого целого в соподчинении его частей. Являясь, следовательно, одним из важнейших моментов воплощения поэтического замысла, композиция данного произведения определяется данным замыслом, но от прочих из этих моментов она отличается непосредственностью связи своей с общей духовной настроенностью поэта. Действительно, если, например, метафоры (см. это слово) поэта вскрывают тот целостный образ, в котором предстоит ему мир, если ритм (см. это слово) выявляет «естественную напевность» души поэта, то именно характер расположения метафор определяет их значимость в воссоздании образа целого, а композиционные особенности ритмических единиц - самое их звучание (см. „Enjambement “ и «Строфа »). Ярким доказательством отмеченного факта непосредственной определяемости известных композиционных приемов общей духовной настроенностью поэта могут, например, явиться частые лирические отступления у Гоголя, в чем несомненно отражаются его проповеднически-учительская устремленность или композиционные ходы Виктора Гюго, как они отмечены Эмилем Фагэ. Так, одним из излюбленнейших ходов Гюго является постепенное развитие настроения, или, говоря музыкальными терминами, как бы постепенный переход от пианиссимо к пиано и т. д. Как вполне правильно подчеркивает Фагэ, такой ход сам по себе говорит за то, что гений Гюго - гений «витийственный», и подобное заключение действительно оправдывается общим представлением о Гюго (чисто ораторская в смысле эмоциональности действенность данного хода ярко проявляется, когда Гюго опускает какой-нибудь член градации и с одной ступени резко переходит на другую). Интересен также с рассматриваемой стороны и другой отмечаемый Фаге прием композиции Гюго - развивать свою мысль путем, имеющим широкое распространение в обыденной жизни, а именно нагромождать повторения вместо доказательств. Такая повторность, приводящая к обилию «общих мест» и сама являющаяся одной из форм последних, несомненно указывает, как и отмечает Фагэ, на ограниченность у Гюго «идей», а вместе с тем снова подтверждает «витийственность» (уклон воздействия на волю читателя) его гения. Уже из приведенных примеров, показывающих определяемость композиционных приемов в целом общей духовной настроенностью поэта, одновременно следует, что те или иные специальные задания требуют тех или иных приемов. Из основных видов композиции, наравне с названным ораторским, можно назвать композицию повествовательную, описательную, изъяснительную (см., напр., „A guide to the englisch language“ под редакцией H. C. O. Neill, London, 1915) Конечно, отдельные приемы в каждом из этих видов определяются как целостным «я» поэта, так и специфичностью отдельного замысла (см., «Строфа » - о построении пушкинского «Я помню чудное мгновенье»), но можно наметить и некоторые общие липни , характерные для каждого из композиционных видов. Так, повествование может развиваться в одном каком-нибудь направлении и события следовать в натуральном хронологическом порядке или же, наоборот, временная последовательность может быть в рассказе не соблюдена, а события развиваться в разных направлениях, располагаясь по степени наростания действия. Встречается также (у Гоголя), например, композиционный прием повествования, состоящий в ответвлении от общего повествовательного потока отдельных ручейков, друг с другом не сливающихся, но вливающихся в общий поток через определенные промежутки времени. Из характерных приемов композиций описательного вида можно, например, указать композицию описания по принципу общего впечатления или же обратную, когда исходят из четкого закрепления отдельных частностей. Гоголь, например, в своих портретах пользуется часто комбинацией этих приемов. Озарив гиперболическим светом (см. Гипербола) какой-нибудь образ, чтобы резко обрисовать его в целом, Гоголь затем выписывает отдельные частности, порой совершенно незначительные, но приобретающие особую значимость на фоне углубившей обычную перспективу гиперболы. Что касается четвертого из названных видов композиции - изъяснительного, то прежде всего надо оговорить условность этого термина в применении его к поэтическим произведениям. Имея вполне определенное значение, как прием воплощения мысли вообще (сюда можно отнести, например, прием классификации, иллюстрации и т. п.), композиция изъяснительная в художественном произведении может проявиться в параллелизме расположения отдельных моментов (см., например, параллельное расположение характеристик Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в повести Гоголя) или, наоборот, в контрастном их противопоставлении (например, задержанием действия посредством описания действующих лиц) и т. п. Если подойти к художественным произведениям с точки зрения традиционной их принадлежности к эпическим, лирическим и драматическим, то и тут можно обнаружить специфические особенности каждой группы, равно как и в пределах более мелких их разделений (композиция романа, поэмы и т. п.). В русской литературе в этом отношении сделано кое-что лишь в самое последнее время. См., напр., сборники «Поэтика», книги - Жирмунского - «Композиция лирических стихотворений», Шкловского «Тристан Шенди», «Розанов» и др., Эйхенбаума «Молодой Толстой» и т. п. Следует, однако, сказать, что подход названных авторов к искусству лишь как к совокупности приемов заставляет их уходить от самого существенного в работе над литературным текстом - от установления определяемости тех или иных приемов творческой темой. Такой подход превращает названные работы в собрание мертвых материалов и сырых наблюдений, весьма ценных, но ждущих своего одушевления (см. Прием).

Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Рисование - навык достаточно сложный. Вам необходимо научиться правильным движениям, различным техникам, точности, перспективе, изучить жесты и анатомию, свет и тень…но даже если вы все это освоили, даже если на вашем рисунке все на своих местах, порой случается, что с ним будто бы что-то все еще не так. Этот неуловимый фактор называется композицией.

Плохая композиция может просто разрушить даже самую прекрасную работу. Да-да, эту тему часто обсуждают на уроках рисования, правда при этом приводится всего пара плохих и пара хороших примеров, оставляя остальную работу вашей интуиции.

В этом уроке я хотела бы рассмотреть более практический подход к композиции. Что же это на самом деле? Из чего она состоит? И, самое главное, как узнать наверняка, будет ли композиция удачной, прежде чем нарисовать самую первую линию, а не увидеть ее только тогда, когда рисунок будет завершен? Что ж, продолжайте читать, и вы найдете ответы на все эти вопросы!

Что такое композиция и почему она так важна?

Постараюсь сформулировать, как можно проще - итак, композиция - это расположение элементов, благодаря которому они кажутся одним целым. В каждом рисунке есть какая-то композиция. Вы создаете ее намеренно или случайно, но без нее вы не можете создать рисунок.

В более практическом смысле, композиция - это отношения между элементами рисунка. И вот это самое отношение, а не элементы, мы замечаем в первую очередь. В то же время, она, на самом деле, для нас невидима. В каком-то смысле, композиция подобна скелету живого существа: мы не видим кости, но именно благодаря им тело выглядит так, как должно, а без него форма была бы утрачена.

Скелет создает форму, хоть мы его и не видим

Да, мы видим форму, и если вы попытаетесь нарисовать только ее, возможно, у вас выйдет что-то неестественное. Конечно, может вам случайно и удастся создать форму, которая будет выглядеть правильно, но если вы будете помнить о влиянии скелета, ваши шансы на успех значительно повысятся.

То же самое и с композицией. Вы можете попробовать разместить элементы рисунка наугад и понадеяться на лучшее, но вы также можете разобраться, как создать хорошую композицию, и применять эти знания на практике.

Главное в хорошей композиции - это баланс. Перебор в данном случае также плохо, как и нехватка. Если бы рисунок был блюдом, то композиция - это заправка. Не важно, сколько времени вы провели на кухне, ведь если вы что-то напутали с заправкой, блюдо может быть испорчено. Так как же обращаться с ней «правильно»? И вообще, что такое «заправка» в композиции?

Какие существуют композиционные элементы в рисунке?

Исходя из того, что композиция - это отношение, мы можем заключить, что элементов должно быть как минимум два. Это отношение между ними может быть основано на многих факторах, что осложняет этот вопрос. Давайте разберемся с ними один за другим.

Обрамление и негативное пространство

Хоть для композиции и необходимы как минимум два элемента, вы не сможете избежать ее создания, нарисовав всего один элемент, ибо в таком случае все равно останется отношение между этим элементом и рамкой.

Говоря «рамка» я имею в виду не только роскошно украшенные рамы традиционных картин. Рамка - это край работы. Даже если вас это не особо волнует, край листа (или кадра, если вы сфотографируете работу), на котором вы рисуете, так или иначе, создаст эту рамку.

Иными словами, рамка - это граница между тем, что является частью рисунка, а что нет. Она становится частью композиции, как только вы нарисуете что-то внутри нее - это подобно мини вселенной вашей работы. Когда вы показываете кому-то свои работы, они видят рамку в целом, вне зависимости от того, где в действительности находится рисунок.

1 - рисунок; 2 - не рисунок

И теперь мы приблизились к вопросу негативного пространства. На рисунке мы видим не только то, что нарисовано, но и то, чего нет. Пространство между рисунком и рамкой это не просто «пустота». Мы видим его, хоть оно и не было создано осознанно. И даже если мы игнорируем эту часть, она все равно добавляет смысл рисунку и влияет на его восприятие.

Позитивное пространство vs. негативное пространство - когда вы создаете одно, второе создается автоматически.

Примеры

Вот тут, например, рисунок по сравнению с остальным пространством работы крошечный. Наблюдатель увидит кучу пространства и персонажа. На самом деле, на этом рисунке в главной роли пространство! Если вы так и задумали, то это не плохо - такая композиция показывает незначительность персонажа, что может оказаться весьма полезно. А вот если вы задумывали совсем не так, и основное внимание должно было принадлежать персонажу, то это ошибка.

А вот тут обратная ситуация. Персонаж занимает почти все пространство, и в итоге сам становится пространством. Здесь персонаж и есть работа, а не ее часть, его детали становятся персонажами работы.

Здесь персонаж выглядит так, словно он пытается покинуть работу. Наблюдатель видит большой кусок пустого пространства, а персонаж будто бы и не заинтересован в своей собственной демонстрации. Хорошо это или плохо? Повторюсь, все зависит от намерений.

Упражнение

Как можно сделать эти композиции более интересными? Подсказка: ни в одном случае нет единственно правильного решения.

Контраст

Композицию можно объяснить, показав сравнение между элементами. Контраст - есть степень различия между ними. Это очень важно, так как мы видим благодаря сравнению - мы сравниваем белое пространство с темными линиями, дабы увидеть рисунок.

Контраст делает вещи интересными, ибо он притягивает наше внимание. Он разделяет два предмета, заставляя нас рассматривать их по отдельности. В изображениях ниже содержится одинаковое количество элементов, но в том, что справа контраст выше. Какая композиция кажется вам более интересной?

Высокий контраст позволяет вам быстрее отыскать элемент, что внезапно повышает ваш интерес. Низкий контраст показывает вам то же самое медленнее, с бОльшим усилием, что выливается в более спокойную реакцию.

Когда вы смотрите на картинку, вы сравниваете различные ее признаки, чтобы зрительно сгруппировать их для ускорения реакции. Чем выше контраст, тем проще группировать, и тем приятнее это ощущается. Существует множество характеристик, при помощи которых можно оценить контраст:

  1. Размер (большой и маленький)
  2. Форма (резкая и размытая, вытянутая и круглая)
  3. Затенение (темный и яркий)
  4. Оттенок (красный и зеленый, синий и оранжевый)
  5. Материалы (блестящий и матовый)
  6. Тема (большой и страшный волк и младенец, застывшая жизнь и движение)

Мы можем использовать все эти характеристики для создания контраста в нашей композиции. Однако есть тут один нюанс. Чтобы контраст имел эффективность, необходим баланс. Слишком много объектов сливаются в один - выходит хаос. Слишком мало объектов также сливаются в один - порядок. Дабы достичь нейтрального эффекта, вам необходимо отыскать баланс между хаосом и порядком.

1 - хаос; 2 - баланс; 3 - порядок

Контраст силен еще и потому, что имеет важную роль в эволюции - он позволяет нам разглядеть голову льва в поле высокой травы или, например, красный фрукт среди зеленых листьев. Именно контраст привлекает наше внимание к тому, что важно. Так вы и должны использовать его в своей композиции: чтобы привлекать внимание к тому, что важно.

Конечно, это значит, что вам придется решить, что на рисунке важно, а что просто фон. После этого остается только наделить эти элементы противоположными характеристиками. Не обязательно использовать их все или делать их все противоположными. Все это вопрос стилистического выбора: в реализме преувеличение - это не есть хорошо, но вот мультяшные стили его обожают.

Стилю тиби присущ контраст между маленьким телом и огромной головой - благодаря такому решению, персонажи похожи на милых малышей

Примеры

Каждый из этих объектов был бы скучен, помести мы его отдельно. Вместе они создают отношение, и это то, что мы видим - не два объекта, а ощущение масштаба.

А вот тут ощущение масштаба уже теряется. Слишком большое количество контраста превращается в хаос, создавая беспорядочный узор, а не картину.

Но хаос может стать прекрасным фоном для важного элемента, который мы хотим показать! Если он будет достаточно отличаться от хаоса, мы увидим его в первую очередь, делая фон маловажным.

Упражнение

Какие из этих композиций интересные, а какие нет? Почему?

Ритм

Мы часто говорим, что композиция - это расположение элементов относительно друг друга. Но бывает ли расположение правильным и неправильным? Не совсем, но есть один момент - иногда определенное расположение элементов приобретает для нас значение.

Ритм - это зрительное сокращение, которое совершает наш мозг. Если несколько элементов следуют ритму, нам не нужно смотреть на них по одному - ряд стоящих досок - это забор, «облако» из листьев - это крона дерева и т. д. Но мы также воспринимаем и более тонкие подсказки, отделяя естественные объекты («как должно быть») от неестественных («будто бы кто-то их сделал»).

Ритм создает иной тип контраста. На этой картинке маленький цветок привлекает наше внимание не только потому, что он мал по сравнению с другими, побольше, но еще и потому, что он прерывает ритм. Из «ряда цветов» это превращается в «маленький цветок между большими».

Но дело тут не только в контрасте. Ритм заставляет нас увидеть что-то, что на деле не рисовали. Если камни лежат в ряд, это значит, что кто-то их так положил. «Облако» листьев на дереве означает, что все они относятся к тому же растению. Если элементы движутся в одном направлении - это означает, что это происходит благодаря одной и той же силе (будь то ветер или страх).

Это добавляет информацию рисунку, и эта информация не должна быть случайной, так как она влияет на композицию. Просто взгляните: простой рисунок на тему «плывущие рыбки» можно превратить в «идущий против течения» всего лишь нарушив ритм.

Ритм (или его нарушение) не должен быть случайным. Он имеет определенный смысл - так не позволяйте этому смыслу рушить ваши идеи

Примеры

Нарушенный ритм, например, дыры в заборе обязательно привлечет наше внимание. Что тут произошло? Может быть, это было стадо бешеных коров? Или просто пьяный тракторист? Нарушив ритм можно создать целую историю.

В этой композиции главное - порядок. Присутствует контраст, что делает ее интересной, но мы видим тут и еще кое-что: она на 100% сделана человеком и контролируется им. Все стремится к хаосу, но тут кто-то останавливает эту тенденцию.

Здесь мы видим аналогичную ситуацию - деревья, посаженные человеком. Эта композиция проста, однако есть какая-то неуловимая красота в предсказуемом ритме.

Упражнение

Что рассказывают эти композиции?

Центр внимания

Ваш рисунок - это не просто случайный набор линий. Они должны что-то означать, но даже самое невероятное сообщение можно испортить, если неверно его прочесть, например, задом наперед.

Композиция может привести наблюдателя к тому, что мы хотим ему показать, и именно тем путем, который мы считаем наиболее эффективным для того, чтобы правильно понять сообщение. Если вы будете это игнорировать, у наблюдателя может появиться совершенно неправильное первое впечатление, и он махнет на работу рукой, так и не поняв ее истинного смысла.

Когда мы смотрим на рисунок, мы в первую очередь ищем что-то, за что можно зацепиться взглядом. Порядок, в котором мы рассматриваем объекты, важен, так как даже если это занимает какие-то доли секунды, чтобы все просмотреть, в природе миллисекунда может стать вопросом жизни и смерти. Сначала нам обязательно нужно увидеть самые важные элементы.

В процессе планирования композиции, вам необходимо решить, какие элементы будут самыми важными. Затем вы сможете воспользоваться контрастом, чтобы их выделить, и ритмом, чтобы заставить наблюдателя рассматривать их в определенном порядке.

Примеры

Давайте вернемся к предыдущему примеру. Все линии ведут нас к центр. Вы смотрите туда даже прежде, чем вы заметите дорогу или деревья. Не важно, что вы поместите в центр - это заметят в первую очередь.

Тут все чуть более тонко, так как линии ритма находятся внутри тела животного. Ваши глаза скользят по ним, ни на чем не останавливает. Это добавляет ощущение движения.

Здесь из-за контраста вы в первую очередь заметите эту большую фигуру, а затем, в поисках недостающей информации, вы посмотрите туда, куда смотрит фигура.

Упражнение

Взглянув на эти примеры, что вы заметите в первую очередь? Как двигаются ваши глаза? Почему?

Как создать интересную композицию

Теперь вы знаете, что такое композиция и как найти в ней недостатки. Только это будет бесполезно, если вы завершите рисунок, и только потом увидите, что оставили слишком много негативного пространства, или из-за ритма ваш пейзаж выглядит искусственно. Поэтому вам стоит подумать о композиции, прежде чем провести самую первую линию.

Но как это сделать, если вы даже не уверены, что вы рисуете? Планирование делает все слишком жестким и скучным, а спонтанность вовсе нельзя спланировать. Давайте посмотрим, как решить эту проблему.

Миниатюры

Вам не нужно видеть полноразмерную работу, чтобы сделать выводы о ее композиции. Обратите внимание, что я не уделяла особое внимание деталям в теоретической части. Это потому, что они не играют никакой роли в композиции. Их видят в последнюю очередь, спустя какое-то время после того, как разбираются с тем, что же нарисовано на картине.

Вот поэтому вам не обязательно заканчивать рисунок, чтобы оценить его воздействие. Вам просто нужно создать рамку, контраст, ритм и центры. А это вы можете сделать достаточно быстро - так вы увидите, как элементы сочетаются вместе!

Мы называем этот метод миниатюрами. Миниатюра - это маленькая версия рисунка, которую мы видим, прежде чем откроем оригинал. Вы не можете разглядеть детали на миниатюре, однако вы видите, что на рисунке главное.

Миниатюра дает вам представление об изображении, ничего по факту не говоря.

Чтобы создать миниатюры, для начала нарисуйте несколько рамок, которые будут уменьшенной версией интересующего вас формата (например, небольшие прямоугольники с пропорциями вашего листа). Затем набросайте рисунок в общих чертах. Простые фигуры, простые силуэты, простое затенение - это все, что вам нужно увидеть, чтобы понять, выглядит ли композиция так, как вы хотели. Также вы можете свободно экспериментировать, не тратя времени впустую.

Миниатюрные наброски не должны быть аккуратными, не тратьте слишком много времени на каждый, просто набросайте основную идею, а потом уже оцените их все.

«Призрак Композиции»

Сложно сохранять верные пропорции и расстояния на большом формате. Чтобы убедиться, что композиция получается такой, как вы задумали, для начала нарисуйте только основные элементы.

А делается это так: посмотрите на лист бумаги, и решите, где будет внешний край рисунка, и легонько его набросайте. Затем набросайте края элементов внутри, все также очень легко. У вас должен получиться «призрачный» рисунок - настолько легкий, что почти невидим, но этого должно быть достаточно, чтобы понять, правильная ли выходит композиция.

Эти линии не должны иметь никакого отношения к анатомии, это должны быть общие пятна, которые вы увидите в первую очередь, когда рисунок будет готов.

Правило третей

Возможно, вы уже о нем слышали, но я просто не могу пропустить это правило в уроке про композицию. Есть много правил, которые можно привести в этом уроке, но я считаю, что правило третей - самое простое и универсальное.

Чтобы воспользоваться этим правилом, разделите (мысленно или физически) ваш рисунок на три равные части по горизонтали, и такие же три равные части по вертикали. Согласно правилу третей, точки пересечения этих линий являются естественными местами фокусировки наших глаз. Размещайте самые важные элементы в этих точках, те элементы, которые должны быть замечены первыми.

На самом деле, будет даже лучше, если элементы будут расположены близко к этим точкам, а не совсем на них. Немного непредсказуемости сделает рисунок более интересным.

Также это правило говорит нам о композициях, которые стоит избегать. Например, мы используем «правило половин» на интуитивном уровне, но такие композиции в лучшем случае просто неинтересные, а в худшем очень запутывают.

Можно легко улучшить подобную композицию, всего лишь слегка подвинув ее центр вбок/вверх/вниз.

Правило третей зачастую умело используется при создании книжных обложек.

Распределение веса среди композиционных элементов

На композицию влияет множество факторов. Как справиться со всеми этими факторами? Вы можете воспользоваться воображаемыми весами, чтобы их взвесить.

Существует три основных типа веса в композиции: негативное пространство, позитивное пространство и центры внимания. Позитивное пространство - это и есть рисунок. Негативное пространство - это область, его окружающая (и это не обязательно пустое пространство - это может быть просто небо). Центры внимания - это части, к которым вы хотите привлечь внимания наблюдателя.

Интересная композиция основывается на балансе между весом этих частей. У этого баланса также существует множество тонов, которые основаны на элементах контраста. В «линейном» рисунке основная ваша забота - это размер. Если же вы используете затенение, то оно будет еще более важным.

Давайте посмотрим, как с этим справиться. Тут мы имеем один элемент, помещенный в точку фокусировки, описанную в правиле третей. Композиция не сбалансирована, так как на ней присутствует всего один крошечный элемент и куча пустого места. Позитивное пространство и центр внимания в данном случае одно и то же.

Добавление еще одного идентичного элемента в любую другую точку фокусировки не решит проблему, так как она закрывает наблюдателя внутри этой области в центре, окруженной точками фокусировки. Следовательно, получается скучная центральная композиция.

Чтобы сбалансировать негативное пространство, лучше всего сделать его чуть менее негативным. Разделяйте негативное и позитивное пространства где-то поблизости от точек фокусировки по правилу третей.

Когда позитивное пространство преобладает над негативным, второе может стать точкой фокусировки.

Чтобы сбалансировать композицию, можно добавить любой элемент контраста. На самом деле, вся эта история с балансом фактически означает достижения необходимого уровня контрастности. Попробуйте работать более интуитивно, подумайте о сцене с низкой контрастностью в качестве фона, и добавьте что-то более контрастное, чтобы завершить композицию.

На данном изображении баланс основывается на нарушении ритма.

Перспектива

Мы уже знаем, что композиция - это отношение элементов, но есть и еще один элемент за гранью рисунка - это наблюдатель. Если вы включите их в свою композицию, то сможете достигнуть иного, более глубокого уровня отношений.

Когда наблюдатель смотрит на изображение, он может представить, будто он тоже находится там, нужна только пара подсказок с вашей стороны. Тут на помощь вам может прийти перспектива. Секрет состоит в том, чтобы поместить что-то возле «камеры», дабы сделать акцент на позиции.

Чем объект ближе к нам, тем он больше, так что если в вашей композиции присутствует увеличенная версия какого-либо предмета, это будет значить, что он находится близко к наблюдателю. Все остальное находится далеко от него, что создает ощущение глубины.

Также перспектива может улучшить композицию, если вы включите некий индикатор масштаба. Самый очевидный - это силуэт человека, но вы также можете воспользоваться животными или деревьями с этой целью. Если вы сделаете это правильно, масштаб станет еще одним элементом вашей композиции.

Использование зеркала

Даже если вы освоили композицию, после долгих часов работы над рисунком глаз может замылиться. Вы начинаете видеть рисунок, как «что-то, что я видел раньше», и вы не чувствуете его так же, как кто-то, кто видит его впервые.

Чтобы получить свежий взгляд, вам периодически стоит менять перспективу, заставляя свой мозг приспосабливаться. Рисуя на планшете, проще всего отразить изображение по горизонтали. Если вы рисуете на холсте или бумаге, вы можете повернуть его, или воспользоваться зеркалом. Делайте это часто - так у вас всегда будет свежий взгляд.

Перевернутое изображение превращается в новую композицию, с которой предстоит разобраться вашему мозгу

Обрезание рисунка

После того, как вы закончите работу над рисунком, если что-то все еще не так, есть последний прием, который может помочь. Изменив рамку - ее размер или пропорции - вы можете переместить точки фокусировки и сильно улучшить композицию.

При работе с планшетом вы всегда можете прибегнуть к какому-нибудь инструменту для обрезания. В традиционном рисовании вы можете либо воспользоваться канцелярским ножом, сфотографировать работу, и обрезать ее, как нужно, или воспользоваться рамкой, которая добавит немного негативного пространства, закрывая те части, которые вы хотите убрать.

У одного и того же изображение могут быть разные значения в зависимости от того, как оно обрезано.

Расширение интуиции

Теория теорией, но, в конце концов, все эти знания становятся частью вашей интуиции - чем-то, чем вы можете пользоваться, не думая об этом. Чтобы улучшить свою интуицию, включите еще один шаг в оценку рисунков. Попытайтесь понять, почему все выглядит так хорошо, отыщите композиционные элементы, и постарайтесь догадаться, как принимал решения художник.

Интуицию можно улучшить, просто наблюдая за хорошими работами. Так вы будете сравнивать свои композиции с теми, что вы уже видели, даже не понимая, что вы это делаете. Однако лучше всего комбинировать интуицию со знаниями.

Заключение

После объяснения всех этих правил мне следует добавить самое важное: в искусстве правил нет. Нам нравятся определенные изображения, определенные композиции, и мы не всегда знаем, почему. Художники пытаются создать какие-то эмпирические правила, которые будут полезны в большинстве случаев, но, в конце концов, вы можете создать фантастическую работу, нарушив их все.

При помощи правил композиции вы сможете понять, что не так с рисунком, но они - это не точный рецепт создания идеального рисунка. Экспериментируйте, будьте наблюдательны, и творите сердцем. Не бойтесь совершать ошибки - на них тоже можно поучиться!