Сценарий концерта «музыкальная полянка. Сценарий отчётного концерта «Масленичная вечёрка


Ведущая: Добрый день, дорогие друзья, коллеги, студенты, гости. Мы рады новой встрече с Вами. Сегодняшнюю программу мы назвали «Музыкальные картинки о Русских народных инструментах»
Свою жизнь, Русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющейся из Русских народных инструментов….. тогда в душе всё поёт, и, ничто так не близко человеку, как звук родного, знакомого с детства, инструмента. Эта необыкновенная палитра звуков разольётся сегодня в зале в исполнении Лауреата международных и межрегиональных конкурсов, оркестра народных инструментов Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича. Художественный руководитель – Ольга Гринберг

1). Ведущая: Все мы знаем, что музыка лечит. И, как бы хорошо не складывалась наша жизнь, тревогу приходится иногда ощущать. Чтобы избавиться от этого чувства, нам советуют слушать музыку Шопена, Вальсы Штрауса и конкретное произведение Антона Рубинштейна - «Мелодия» Если сейчас в зале, у кого – то присутствует хоть малейшая тревога, она пройдёт, как только мы услышим эти чарующие звуки в исполнении Виктории Фёдоровой
Класс преподавателя Лилии Владимировны Цветковой, концертмейстер – дипломант международного конкурса Мария Ивановна Морозова

2). Ведущая: Мегюль «Соната» 1-часть. Исполняет Студ,__ Курса Галина Кулак. Класс преподавателя Алексея Николаевича Непомнящих

3). Ведущая: Гитарист Джон Ричардс, так выразил через стихи свою любовь к инструменту.

Струны дрожат,
Пальцы по грифу носятся,
В поисках стройного лада,
Льётся легато,
Бьётся о рифы
Статных аккордов мажорного ряда.
Скрыт исполнитель созвучным единством,
Со сладкоголосой гитарой своею,
Сердце пространной волною кружится,
Нотного танго гимнов Орфея.
Импровизация, ветер, свобода,
В перстах искусника будят восторг,
Слух затаив перезвоном гармоний,
Сея молвою придатки, как Бог.

Жермаль. "Баден-джаз-сюита" 1 часть. Исп. Студ._________ курса Елизавета Лаврентьева, Класс преподавателя Натальи Юрьевны Замятиной

4). Россини. Каватина Фигаро из оперы "Севильский Цирюльник". Исполняет Студ,__ Курса Иван Екименко, Класс преподавателя Юрия Васильевича Дунаева

5). Ведущая:

Домра, как забытая царица,
что жила когда-то на Руси.
Балалайки старшая сестрица,
звуком ладным в голубой выси.
Разносила на потеху миру,
в скоморошьих озорных руках
Складных песен звонкую сатиру,
в старых сказках, баснях и стихах.
Но навет коварный и злобливый,
звуки домры захотел избыть,
Словно ворог жалкий и трусливый,
что желает свой позор забыть.
Он молчанье струнам тем заветным,
напророчил дерзкою рукою,
Чтобы песни их потоком светлым,
истекли безвременья рекою.
Но наветы домре не преграда,
сквозь столетья звук её чудесный,
Как судьбы достойная награда,
снова льётся радостною песней.

На сцене - Трио домр: Студентка_4_ Курса Алёна Черкова, Студентки 2-го курса - Анастасия Соломатина, Шончалай Мижит-Доржу. Класс преподавателя Оксаны Игоревны Стрельченко, концертмейстер – Ольга Черноярова. Артемьев, "Романс"

6). Ведущая: Ни для кого не секрет, что «Румба» это танец, танец ЛЮБВИ. Румба появилась в Гаване в 19-ом веке в комбинации с европейским Контрданс. В Испании слово «rumbo» означает «путь», в русском языке, морской аналог «румбы» - направление.
Люцио " Румба». Исполняет Студ,_2_ Курса Начин Биче-оол, класс преподавателя Елена Владимировна Модерова

7). Ведущая:
Не страшны мне ни бури, ни рифы,
Если в струнном звучанье слышны
Возле пирса гитарного рифа,
Крики чаек и шелест волны.
Я хочу, чтоб гитара звучала,
Душу трогая каждой струной,
Словно жизнь без конца и начала,
И ничто не случится со мной.

Виницкий "Мерси". Исполняет Студ,_2_ Курса Михаил Попов, Класс преподавателя Ивана Николаевича Афанасьева

8). Ведущая:

РастерлИнькалась балалайка:
Так и сыплет - терлИ- терлИ...
Ну-ка, милая, подыграй-ка,
Да по-русски заговори!
Балалайки простые звуки,
Пусть не сразу, да и не вдруг,
Память крови раскроют внукам,
Чтобы вывести их на круг.
Балалаечник разыгрался,
Веселись и пляши народ!
Жги, родимый, давай старайся,
и Оркестр - не подведёт!

Ермоченков. Концерт для балалайки с оркестром, 1-я часть. Исполняет Студ,_4_ Курса, Никита Краснов. Преподаватель – Дипломант международного конкурса – Андрей Николаевич Шакорин. Концертмейстер – Лауреат всероссийского и дипломант Международного конкурсов – Юлия Балабанова

9). Богословский, сл. Родионова "Песня старого извозчика".
Исполняет - Елена Модерова. Аккомпанирует - Галина Шаравина. Концертмейстерский класс Владимира Викторовича Шахова.

10). Цинцадзе "Сачидао". Исполняет Дуэт домр: Студенты,_2_ Курса Елена Жукова и Анна Катрюк. Класс преподавателя Лилии Владимировны Цветковой, Концертмейстер – дипломант международного конкурса, Мария Ивановна Морозова
(Полный состав оркестра готовится, и, на тексте ведущей, выходит на сцену)

2-я часть концерта

11). Ведущая: К концу XIX века, для широких народных масс искусство было недоступно. С таким положением не могли мириться передовые люди того времени. Среди этих людей был и Василий Васильевич Андреев. Однажды, он услышал игру крестьянина Антипа на старинной балалайке. Звучание этого инструмента так восхитило Василия Васильевича, что он решил создать ансамбль балалаечников и разработал конструкции различных видов инструментов. Немногим позже, Андреев решил создать оркестр. Мастер Налимов изготовил музыкальные инструменты, с которыми всё зазвучало по-новому: ярко, колоритно.
Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Сегодня, он представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства… обладает при этом неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской национальной культуры.

Седой пеленою окутал туман,
Земли плодородное ложе,
О чем ты поешь, ясноокий Баян?
Твой голос мне сердце тревожит.
Ручьем льется песня, так нежен мотив,
Так сладостно гусли играют,
Что кажется, тонкие пальцы твои
Души моей струны ласкают.
И, словно проснувшись от долгого сна,
Встают чередой предо мною
Далекие, славные те времена,
Где каждый жил в мире с Землею.

Русская народная песня" У зори-то, у зореньки" обработка Веры Городовской. Дирижирует студентка 4 курса - Виктория Федорова, класс преподавателя Оксаны Игоревны Стрельченко

12). Ведущая: Музыка Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» получила значение самостоятельных, художественных произведений. Полная партитура «Пер Гюнта» включает в себя двадцать три номера. Сейчас прозвучит один из них - яркая и красочная динамическая пьеса.
За дирижёрским пультом – Художественный руководитель оркестра
– Ольга Гринберг.

Эдвард Григ. "В пещере горного короля"

13). Ведущая: Николай Алексеевич Некрасов сказал:
Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте!
Спасибо вам скажет сердечное Русский народ.............

Сергей Рахманинов. «Русская песня»

14). Ведущая: Аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки, известен и узнаваем уже многими.

Астор Пьяццолла Танго "Mьетро дель Ангел" солистка Анастасия Парамонова,

15). Ведущая: Валенки, они же валенцы, волнушечки, выходки, пимы, катанки и чесанки – изобретение сравнительно недавнее, ему всего около двухсот лет. Образно говоря, люди уже шампанское пили, а валенок еще не знали. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. Испокон веков они – неотъемлемая часть русского костюма, русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера. «Прост как валенок», «Ваньку валяет», «Не мытьём так катаньем» - навсегда вошли эти присказки в наш язык. И никому не надо объяснять, что они значат: и простоваты валенки, как русский мужичок, но и прочны, основательны и надёжны, как он, не подведут в трудную минуту!

В заключение концерта прозвучат вариации Александра Широкова на тему Р.Н.П. «Валенки»
Номер на «бис»: (нонстоп)
Ведущая: (по необходимости, сказать, после исполнения) Прозвучала Кубанская фантазия Юрия Зацарного "Брыньковский казачок"
Ведущая: Благодарим за внимание.
Наш концерт закончен.

Сценарий юбилейного отчетного концерта народного отделения 05.04.2013 г.

«…по волнам музыки»

На сцене оркестр «Мозаика». Играют без объявления:

Г. Гладков «Песня друзей»
К.М. Вебер «Хор охотников»

Сегодня нет пустого места в нашем зале -
На праздник мы друзей позвали.
Они, усевшись чинно в ряд,
О школе музыкальной говорят.
Здесь громко музыка звучит,
И все огнями яркими горит,
И это происходит не во сне –
В гостях вы в звёздной маленькой стране.

Вед. Добрый вечер, дорогие друзья. Мы рады видеть всех вас в этом зале, в зале, с которым у всех связаны различные чувства: волнение, воспоминание, может быть детский страх. Я, например, очень боялась играть на сцене. Сегодня у нас торжественный вечер. В этом году музыкальной школе исполняется 55 лет. И в преддверии праздника каждое отделение нашей школы проводит свой праздничный концерт. Класс баяна и аккордеона, так же, как и класс фортепиано, был открыт ровно 55 лет назад, поэтому народное отделение имеет богатую историю. Слово предоставляется руководителю народного отделения Колегову Николаю Илларионовичу.

Колегов: __________________________________________________________

Вед . Сегодня мы решили показать всё, что мы уже умеем. В концерте будут участвовать учащиеся разных классов – от начинающих, до старшеклассников. Наш концерт открыл оркестр русских народных инструментов «Мозаика», руководитель Эпова Оксана Борисовна, концертмейстер Будников Виктор Анатольевич.

Право продолжить наш концерт предоставляется Жене Янкову и Кристине Крючковой. Они пока ещё первоклассники, но народ смелый и уже приняли участие в Международном Фестивале детского и юношеского исполнительства «Музыкальный Арт-Форум» в городе Новосибирске.

Андантино

Ещё один участник Международного Фестиваля Иван Степченко . Холминов, Песня

Когда речь заходит о баянах и балалайках, очень скоро разговор переходит в рассуждения о народных песнях. А где рассуждения, там и практическая работа. Мы сегодня попросили присоединиться к нашему концерту учащихся ансамбля русской песни «Рябина» (руководитель Светлана Геннадьевна Пучкова). Пение в сопровождении баяна – это уже само по себе приятное действие, а если певцы в костюмах и текст песни веселый – тогда пение превращается в праздник. Сейчас на сцену выйдут ещё не мастера праздника, но уже вполне профессиональные певцы – младшая группа ансамбля «Рябина».

«Жили-были»

«Солдатушки, бравы ребятушки»

концертмейстер Леонид Николаевич Зуев

В разные исторические периоды разные инструменты владели сердцами людей. Издревле классическим инструментам (фортепиано, скрипка, духовые) отводилась главенствующая роль в эстетическом просвещении детей и взрослых. Но взять в руки фортепиано или орган и пройти с выступлениями хотя бы от дома к дому, согласитесь, задача не из лёгких. Поэтому в Европе и были придуманы переносные органы – органолы. Из них позже и получились известные всем баяны и аккордеоны. Совсем другое дело гитара. Этот инструмент известен не менее, чем фортепиано, если не более. История гитары захватывающая и весьма интересная. Достаточно сказать, что почти в каждом европейском государстве гитары имели свой строй, а в России даже изобрели свой собственный вид гитары – семиструнную. С гитарой легче – взял в руки и уже можно организовать концерт. Можно спеть, а можно и сыграть. Причем, также, как и спеть, сыграть на гитаре можно всё, что угодно. Сейчас вы услышите «Танго влюбленного кузнечика». Исполнит его Кузнецова Анастасия, дипломант III Международного конкурса «Музыкальный Арт-Форум» в городе Новосибирске, в 2012 году она получила Диплом I степени.

Воронов Андрей, стипендиат мэра г. Усолье-Сибирское

«Санта Лючия»

Гордеева Влада, Джулиани, Рондо для гитары и фортепиано

концертмейстер Добрышина Марина Александровна

Ансамбль «Рябина» (старшая группа),

«Вот какая пара»

«Усольские частушки»

концертмейстер Агеев Анатолий Борисович

Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В настоящий момент наиболее вероятных версий происхождения домры две. Первая и самая распространенная версия - о восточных корнях русской домры. Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведёт от европейской . От подобных инструментов домра взяла корпус, гриф, струны и приём игры – щепочкой, выточенной из подручного материала – плектром. Простота изготовления позволила домре получить широкое распространение на Руси. Исходя из накопленных к настоящему моменту знаний и исследований, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом, объединившим в себе, как и многое в культуре и истории нашего государства, и европейские, и азиатские черты. В настоящее время этот инструмент считается молодым и перспективным. Всё больше и больше внимания уделяется ему на самых разных уровнях. В 2012 году был создан детско-юношеский оркестр русских народных инструментов «Таланты Прибайкалья». В этом году наша школа приняла участие в этом проекте и, надеемся, будем участвовать и дальше. Для вас играет Идрисов Тимур , участник областного оркестра русских народных инструментов «Таланты Прибайкалья»

Рондо

концертмейстер Ольга Ильинична Рощихина

Недавно я прочитала интересный материал в интернете об аккордеоне. Оказывается, аккордеоном называется инструмент, у которого есть особое качество – когда при нажатии одной кнопки в левой клавиатуре звучит готовый аккорд из трех звуков. Автор материала высказал мысль, что аккордеоном нужно считать любой инструмент с подобными функциями, не важно кнопки или клавиши у него с правой стороны. Баян, по сути, также является аккордеоном, ведь у него тоже есть готовые аккорды. Может, с технической точки зрения, это верно, но нам ближе названия аккордеон и баян. На Руси Баяном называли рассказчика (от слова баять – говорить). Вот Коняхин Глеб и расскажет нам о герое гражданской войны, командарме Николае Щорсе. («Песня о Щорсе»).

Сразу начинает садиться оркестр баянистов

На отделении работают 8 человек, из них 6 являются выпускниками школы. Получив образование, они вернулись в родные стены и уже много лет успешно работают с детьми. Хочу спросить у выпускников – самый запомнившийся момент за время обучения?

Кипит работа повседневно,

Но вот среди кипучих дней

Вдруг наступает день рожденья,

Чудесный праздник – юбилей!

Оркестр баянистов «Акцент» дарит всем присутствующим «Диковинку из Дюссельдорфа»

В своё время оркестр был самым моим любимым предметом. Коллективное музицирование я до сих пор очень люблю. В репертуаре нашего оркестра были произведения Дунаевского, Хачатуряна, Бизе. Хочу спросить выпускников в зале – какую пьесу вы больше всего запомнили?

Русская народная песня «Вейся, капустка»

На протяжении многих лет я веду свои маленькие наблюдения и выяснила, что баянисты – самые лёгкие на подъем люди. Они готовы выступить прямо в тот момент, когда вы к ним обратитесь. А еще они очень любят проводить эксперименты и преподносить сюрпризы. Именно такой сюрприз приготовили для вас Леонид Николаевич Зуев и его выпускник Кирилл Шаляпин

А. Шалаев «Волжские припевки»

А ещё – народное отделение самое играющее отделение. Именно здесь созданы два замечательных коллектива – оркестр русских народных инструментов «Сибирские узоры» и ансамбль «Усольский сувенир». Ансамбль русских народных инструментов «Усольский сувенир»

А. Пьяццолла «Либертанго»

Е. Дербенко «Семёновна»

Хотим вам пожелать удачи,
Успеха в жизни, ярких дней,
Чтоб вы с улыбкой, не иначе,
Встречали каждый юбилей!
Сил, творческих дерзаний и везенья,
Молодости, света, красоты!
И пусть всегда – не только в День рожденья –
Исполнятся заветные мечты.

Сл. 1. Здравствуйте уважаемые зрители! Сегодня наша встреча посвящена знакомству с русскими народными инструментами.

Сл.2. 16 февраля 2017 года состоялась встреча студентов музыкального отделения колледжа с оркестром русских народных инструментов Хабаровского института культуры. Для многих эта встреча стала открытием, а некоторые впервые услышали звучание народного оркестра.

Сл.3. Что же представляет собой оркестр русских народных инструментов? Какие инструменты входят в его состав. Группа струнных – оркестровые домры, балалайки и клавишные гусли. Группа баянов (иногда играют аккордеоны или же гармони). Группа ударных инструментов. Включают в состав оркестра и духовые инструменты русского происхождения, например, жалейки и свирели и европейские – флейты, гобои.

Сл. 4. Свою жизнь, Русский народ всегда окружал песнями и музыкой, льющейся из Русских народных инструментов… когда в душе всё поёт, и, ничто так не близко человеку, как звук родного, знакомого с детства, инструмента.

Сл. 5. Домра – один из наиболее древних русских народных инструментов. С ней связана варварская история истребления музыкальных инструментов, о которой нельзя не рассказать. Сл. 6. Первыми профессиональными исполнителями – музыкантами на Руси, можно сказать, являлись скоморохи. Они играли на домрах, жалейках, гудках и прочих народных инструментах, зарабатывая себе на жизнь. Под аккомпанемент домр скоморохи пели песни, в которых высмеивали попов, бояр и царскую власть. Сл. 7. В 1648 году приказом царя Алексея Михайловича Тишайшего было велено все домры и прочие музыкальные инструменты скоморохов собрать и сжечь. «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гуденные бесовские сосуды, и ты б те бесовские велел вызымать и, изломав те бесовские игры, велел сжечь. А которые люди от того ото всего богомерскаго дела не отстанут и учнут впредь такова богомерскаго дела держаться, и по нашему указу, тем людям велено делать наказанье.. велели бить батоги… а объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные городы за опалу».

Сл. 8. Такой трагической судьбы похоже не знал ни один музыкальный инструмент в мире. В результате таких мер по уничтожению домры после XVII века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. Кажется, что история древнерусского инструмента на этом закончилась. Но домре было суждено возродиться из пепла. Домру вспомнили и отыскали только в конце 19 века создатели первого русского народного оркестра.

Сегодня домра – это солирующий инструмент, на котором можно играть любую музыку: народную, классическую, эстрадную… сл. 9. в исполнении Анны Сенниковой прозвучит произведение аргентинского композитора 20 века Астора Пьяццолы – «Верано Портено».

Сл. 10. Еще один струнный музыкальный инструмент, который можно услышать в оркестре народных инструментов – Балалайка. Она и плачет, и смеется… умеет петь жалобные песни и хлестать сатирой….

Балалайка – символ России. Она прошла сложный пусть до всенародного и всемирного признания. Многие исследователи считают прародительницей балалайки уничтоженную домру. Есть мнение, что после сожжения домр и появилась балалайка – с треугольным кузовом, чтобы не напоминать округлую домру. Первое упоминание о балалайке относится к 17 веку.

Сл.11. В 18 век влилась свежая струя и понемногу возрождается исконно русское искусство. Голос народных инструментов звучит всё громче.

Сл.12. Василий Васильевич Андреев. Русский дворянин, услышал однажды, как крестьянин сл.13. Архип играет на балалайке. Андреев – музыкант самоучка, играющий на скрипке, потратил год, чтобы освоить балалайку. В 1887 году он впервые выступил на концерте как солист под аккомпанемент рояля, сделав, таким образом, балалайку инструментом концертной эстрады.

Сл. 14. Андреев создал вначале «Кружок любителей игры на балалайке», а позже преобразовал его в Великорусский оркестр. Сл. 15. 20 марта 1888 г. впервые состоялось публичное выступление «Кружка любителей игры на балалайках». Эта дата считается днем рождения русского народного оркестра. Спустя три года после первого своего выступления, Андреев с оркестром едет в Париж. Сл.16. Василий Андреев популяризировал русскую балалайку и усовершенствовал инструмент. Он тесно сотрудничал с мастером Семеном Налимовым, который по чертежам музыканта создавал оркестровые инструменты сл.17 - балалайки: дискант, пикколо, прима, тенор, альт, бас и самая большая – балалайка контрабас. А также по сохранившимся зарисовкам мастер сумел восстановить домру, и создать оркестровые домры.

Францию, Англию и Америку покорили русские оркестры. Балалайка стала модной и востребованной, она появилась в заграничных магазинах, а желающие научиться играть на ней не иссякали.

Сл.18.Балалайка превратилась в символ России.
сл. 19. Ян Артюшенко. Калинка.

Сл. 20. Гитара.

Сл.21. В средние века гитару привезли в Испанию из Рима. Она имела 5 сдвоенных струн. Такая гитара получила название «Испанская гитара» и была очень распространена в 15 веке. В 18 веке у испанской гитары появляется шестая струна. В Европе гитара была известна уже на протяжении пяти веков. А в Россию она попала относительно поздно.

Сл.22. В начале 18 века западная музыка стала широко распространяться в России. Благодаря композиторам Италии, гитара получила основательное место в России. Николай Макаров был одним из первых исполнителей на гитаре в России. А вот в начале 19 века, с помощью деятельности талантливого гитариста Андрея Сихры, популярна становится 7и струнная гитара. Он написал более тысячи произведений для 7и струнной так называемой «русской» гитары.

Сл. 23. В настоящее время достаточно часто гитара используется в составе русского народного оркестра как солирующий инструмент.

Сл24. Преподаватель института культуры Анатолий Егоров исполнит произведение Томми Эмануэля «Ангелина».

Сл.25. Аккордеон. Гармонь. Баян.

Во времена управления русским народным оркестром Андреевым, оркестр состоял из струнных инструментов – балалайки, домры, гусли. В 50-е годы 20 века в качестве эксперимента в оркестр были включены сначала гармони, затем баян. С тех пор представить русский народный оркестр без баяна практически невозможно, инструмент получил свою функцию в оркестре.

Сл.26. В 1821 году потомственный немецкий мастер Фридрих Бушман создал первую губную гармошку, для того, чтобы упростить настройку органа и фортепиано. А в 1822 году он присоединил к губной гармошке кожаный резервуар – похожий на современный мех аккордеона. Он назвал свой инструмент ручной эолиной, и так же использовал его в настройке органа. На таком инструменте можно было исполнить только мелодию.

Мало кто знает, что аккордеон – чуть ли не единственный музыкальный инструмент, чье рождение зафиксировано с точность до одного дня. Сл.27. Произошло это значимое событие 6 мая 1829 года в Австрии. Русский по происхождению, органный мастер Кирилл Демиан, проживающий в Вене, усовершенствовал эолину Бушмана. ОН добавил аккордовый аккомпанемент – когда одной кнопкой можно сыграть целый аккорд. Через время он оформил патент на изготовление нового инструмента, который он назвал аккордеон, так как наличие аккордового звучания было яркой особенностью.

Аккордеоны стали выпускать в Италии, Германии, Австрии и Франции.

Сл.28. А как этот инструмент появился у нас, в России? Рассказывают о том, что это произошло на Нижегородской ярмарке. Оружейник из Тулы Иван Сизов, услышал звуки необыкновенного инструмента. Его настолько восхитил звук, что он сторговал у заморского купца чудесный инструмент. Когда мастер пришел домой, он разобрал инструмент и по его подобию смастерил еще несколько для своих друзей. Инструмент настолько полюбился людям, что его производство приняло массовый характер.

В разных уголках стали изготавливать огромное количество разновидностей гармоней, которые были приспособлены для исполнения местных мелодий и напевов. Так появились: Саратовская, Тульская, Ливенская, Сибирская.

Сл.29. Наверное, будет интересно узнать, кто был создателем баяна и почему так назвали инструмент? Произошло это в 1907 году. Русский мастер Петр Стерлигов создавал необыкновенные по красоте и качеству звучания гармони. Сл.30. И однажды гармонист Яков Федорович Орландский-Титоренко заказал мастеру изготовить инструмент с хроматическим строем. Инструмент такой был изготовлен и превзошел все ожидания, его технические особенности и тембровая окраска превзошли все ожидания. Было решено назвать инструмент баяном, в честь музыканта - сказителя Бояна. К большому сожалению, этот самый первый баян не сохранился, так как был утерян в годы блокады в Ленинграде во время Великой Отечественной Войны.

Сл.31. С аккордеоном, баяном, гармонью связан большой отрезок русской культуры. Эти инструменты поднимали дух людей в военные годы, объединяли и поддерживали в трудную минуту. ДА и праздники в деревнях не проходили без них.

Сл.32. Каждый год в третью субботу марта отмечается всероссийский день баяна, аккордеона и гармони.

Сл. 33 Котелевский «Скерцо» Банникова К.В.

Сл. 34 Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Сегодня, он представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства… обладает при этом неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской национальной культуры .

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий масленичной вечёрки для учащихся первых классов и их родителей. В приложении - фото предыдущих вечёрок 2011-2016 г.г.

Пояснительная записка к сценарию отчётного концерта «Масленичная вечёрка» народного фольклорного ансамбля «Лазоревые зори»

В составе народного фольклорного ансамбля «Лазоревые зори» занимаются изучением традиционной русской культуры четверо педагогов:

1. Евгения Малькевич – педагог по раннему развитию;

2. Виталий Малькевич – педагог дополнительного образования ДШИ при Центре православной культуры «Умиление» (с. Заплавное, Ленинский район, Волгоградская область);

3. Валентина Конюхова – педагог начальных классов школы №30 г. Волжского;

4. Ольга Кубарова – педагог по раннему развитию.

Основные направления деятельности ансамбля – изучение песенной традиции донских казаков, сольное и ансамблевое исполнение разножанровых произведений народной культуры (частых плясовых и лирических протяжных песен, старинных романсов, духовных стихов, а также песен календарного цикла – колядок, христославий, закличек и т.д.) и авторских песенных композиций. Результаты своей работы ансамбль регулярно демонстрирует, принимая участие в различных городских мероприятиях, концертах и шоу-программах.

В поле творческого интереса участников коллектива лежит огромный пласт народной культуры, представленный обрядами, играми, плясками, хороводами, кадрилями, которые сложно облекаются в сценическую форму. В то же время ценность этого материала особенно высока, поскольку знакомство с перечисленными видами культурного наследия предполагает эмоциональную вовлеченность зрителя в творческий процесс. Потребность в демонстрации изученного материала привела к идее проведения вечёрок различной тематической направленности, в ходе которых зрители становятся непосредственными участниками мероприятия – играют, пляшут и поют наравне с самодеятельными артистами.

Для детской аудитории такая форма досуга – настоящая находка. Учащиеся не просто приятно и весело проводят время, но и знакомятся с народной традицией, с песенным фольклором. Опыт проведения подобных мероприятий с 2001 года свидетельствует о том, что вечёрки пользуются успехом у людей всех возрастов и любого «уровня погружения» в народную культуру.

В сценарии использованы тексты народных (в том числе игровых) песен, закличек. Стихотворные и прозаические формы приветствия участников вечёрки, описания игр и т.п. – авторские с использованием общеизвестных фразеологических оборотов, метафор, прибауток. Стиль стихов – народный, просторечный, «частушечный», в устной речи будут имитироваться особенности диалекта донских казаков. В сценарии использовано стихотворение Полушкиной «Прощай зима!» (sunhome.ru/poetry/158576) в редакции Малькевич Е.

Ведущие вечёрки – педагоги, участники ансамбля «Лазоревые зори», а также руководитель ансамбля Татьяна Фаизова. Мероприятие проходит под аккомпанемент баяна.

Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к традиционной русской культуре.

Задачи мероприятия :

  • познакомить учащихся с песенным фольклором русского народа;
  • обучить русским народным играм;
  • обучить традиционным танцам;
  • рассказать о масленичных обрядах.

Формы организации деятельности детей подвижные игры, викторина, танцы, прослушивание песенного материала, исполнение песни.

Сценарий масленичной вечёрки

Громко звучит фоновая музыка. Музыка приглушается, произносится закличка, во время заклички в зал выходят «Лазоревые зори».

Евгения:
Ой, вы гой еси, люди добрые!
Добры молодцы, красны девицы!
Отцы-матери, детки малые!
Созываем вас в круг, собирайтеся!
Заведём хороводы да игрища
Уж проводим мы зиму морозную
Уж покличем весну-девку красную
Подымайся, взойди красно-солнышко
Освети, обогрей землю-матушку
На весну поскорей поворачивай!

Заигрывает баян, исполняется хороводная песня «Зелёный явор» , «Лазоревые зори» заводят хоровод и приглашают в него зрителей, участников вечёрки. К концу хоровода все выстраиваются в большой круг.

Татьяна Андреевна:
А теперь все разбиваются по парам!
Собирайся, народ, заводи хоровод!
Поиграем в игры, песен попоём
И радостно спляшем на празднике нашем.
Веселью общему поддадим жару!
Каждый из вас, найди себе пару!
Не сиди на лавке как старый чувяк.
Выходи в круг, танцуй «Краковяк» .

В центр круга выходит ведущая пара из числа участников ансамбля «Лазоревые зори», которая в дальнейшем показывает всем движения в танце «Кракрвяк».

Татьяна Андреевна:
Есть у нас ребяты – не бедны, не богаты.
Одеты в обновки и танцуют ловко!
Фигуры расскажут, себя покажут.
На них поглядайте, повторяйте, не зевайте!
Фигура первая! «От себя - к себе»

Аккомпанемент заигрывает танец «Краковяк». В медленном темпе ведущая пара показывает первую фигуру, вместе со всеми повторяем 4-5 раз.

Татьяна Андреевна: Фигура вторая! «Дробь».

Ведущая пара под аккомпанемент показывает вторую фигуру, вместе со всеми повторяем 4-5 раз.

Татьяна Андреевна: Фигура третья! «Голубцы».

Ведущая пара под аккомпанемент показывает третью фигуру, вместе со всеми повторяем 4-5 раз.

Татьяна Андреевна: А теперь соединим весь танец! Фигура первая: «От себя - к себе», фигура вторая «Дробь», фигура третья: «Голубцы».

Весь танец повторяется участниками под аккомпанемент 2-3 раза. Подголосками танец заканчивается.

Евгения:
Не садимся на лавки, в хоровод встаём!
За руки берёмся, песню поём!
Сначала, сперва слухайте слова:
«Тетёра шла, полевая шла
По удалью, по разудалью
Сама прошла, детей провела
А самого последнего оставила!»

«Лазоревые зори» выстраивают участников вечёрки в круговой хоровод, две пары из числа участников «Лазоревые зори» становятся «воротцами».

Евгения:
Как песня кончается, ворота закрываются.
Выскочить не успели? – Вороты вас съели!
Выходи из хоровода, да сам становись в ворота!
Давай-ка ишо разок, чтоб уж правила знать на зубок:
Вот эти ворота ловят народ из хоровода.
Бежали вы, бежали – ворота вас поймали.
Правила игры понЯли?
Тогда, айда, погнали!

Заигрывается игровая песня, вступает аккомпанемент. Игра проходит в несколько кругов. Определяется победитель – тот, кто ни разу не попал в «воротца».

Евгения:
Один герой остался, никому не достался.
Сильный, смелый, ловкий, умелый!
Ты сегодня молодец!
Вот тебе приз: солёный огурец!

Победителю вручается солёный огурец, звучит аккомпанемент, заигрывается песня «Эх, широкая ты масленица» . На проигрыш «Лазоревые зори» становятся в кругу между зрителями.

Татьяна Андреевна:
Эх, масленица хороша!
Веселись, пляши душа!
Кто не хочет пускаться в пляс,
Порадуйте песней нас.
Вот вам слова этой песни
– чем дальше, тем интереснее.
Не стоим, не зеваем, текст читаем, подпеваем!

«Лазоревые зори» раздают зрителям текст песни «Блины масленые» , заигрывает аккомпанемент, исполняется песня со зрителями.

Татьяна Андреевна:
Дошёл народ до нужного состояния!
Пошла, как говорится, гуляния!
Как говорится, люблю я петь в хорУ:
Все орут, и я ору!
Следующий номер нашей программы!
Сюда кавалеры, сюда встают дамы.
Строимся вдоль залы поперёк,
Зачинаем «Ручеёк» !
Откуда ни возьмись – опять эти ребяты!
Вот эти вот, помните? Не бедны, не богаты.
Они ничего не рассказывают,
Но мы внимательно смотрим, что они показывают.
Фигуры-то здесь дюже хороши.
Начинаем! Веселимся от души!

Участники выстраиваются в «ручеёк», заигрывает проигрыш «Катя-Катерина» (фигуры «в разные стороны», «мальчики провожают девочек», «ручеёк», «ручеёк спиной», «улица - крутуха», «улица - колесо»). По окончании последней фигуры ведущая пара выводит всех в хоровод.

Ольга проводит викторину по теме «Масленица» (Какое главное масленичное блюдо? Что символизирует соломенное чучело? Как называется первый день масленичной недели? Что принято делать на Масленицу в четверг? Кого мы провожаем во время масленичного гуляния?). Правильно ответившим на вопросы вручаются петушки на палочке.

Валентина: Сейчас мы предлагаем взрослым отдохнуть, а с нашими юными участниками мы поиграем в старинную народную игру «догонялки», которая называется «Селезень и утица» . Прежде всего надо взяться за руки и сделать широкий и ровный круг. Кто такая утка, это все знают. Теперь давайте выясним, кто такой селезень? В нашей игре это главные герои. Я выбираю селезня, а селезень выбирает утицу, которую он будет догонять. А мы с вами должны помочь утице убежать или должны помочь селезню её поймать. Пока звучит песня, игра продолжается. Если селезень успел поймать утицу, кричим селезню «ура!», если песня закончилась, а селезень не поймал утицу, кричим утице «ура!». Слова песни такие: «Селезень, молодой, за уткой гоняет, за серой гоняет. Ходи, утица, домой, ходи серая домой. У тя семеро детей, восьмой селезень, девятая утка, десятая гуска, дома не бывала, детей растеряла!». Начали!

Игра «Селезень и утица» проходит под аккомпанемент в несколько кругов.

Валентина: Ну что, набегались? Теперь детки немножко отдохнут на скамеечках, а сюда выходят наши мамы, папы, а также бабушки и дедушки.

Виталий: Мы тоже будем в догонялки играть. Нам с вами нужно разбиться на пары, встать в «воротца», вот так и в случайном порядке разместиться в кругу. У нас будет двое ведущих, один из них с ремнём догоняет другого. Как только догнал – лупит ремнём! Потом сам стал убегать. Как устал убегать, встал в воротца отдыхать. А тот, чье место он занял, теперь убегает.

Заигрывает музыка, проходит игра «Ремешок» . Ведущий следит за выполнением правил игры, наказывает нарушающих, останавливает и меняет «долго бегающих». По окончании игры исполняется песня «Квашня».

Ольга:
Поплясали, поиграли, попели,
Себя показали, на других посмотрели.
Следующий номер - Слушай в оба уха!
Любимая всеми пляска - Крутуха !
Каждый берёт себе подругу
Становится с подругой по кругу.
Смотрим на ведущую пару
Эй, гармонист, поддай-ка жару!

Ведущая пара становится в круг и показывает движения. Как только движения освоены большинством участников, ведущий прекращает музыку.

Ольга: А теперь девушки против часовой стрелки переходят к следующему кавалеру. Маэстро, играйте!

Звучит музыка на ещё один круг танца, после чего ведущий снова останавливает аккомпанемент и просит сменить партнёра. Танец возобновляется. В следующий раз музыка не останавливается, а звучит просто возглас «Переход!». Постепенно темп увеличивается.

Валентина:
Танец завершается, игра продолжается.
Становимся в круге, даём друг другу руки,
Здесь нет проигравших и нет победителей.
Эта игра для детей и их родителей.
Сначала просто по кругу идём и такие слова поём.
Поём-подпеваем, шагать не забываем!

Заигрывает аккомпанемент «Как у дяди Трифона» , начинается песня и движение по кругу. В конце кто-то из играющих (из числа участников ансамбля «Лазоревые зори») восклицает: «Вот так!» и показывает новое движение (держаться под локотки, за коленки, за уши и т.д.).

Валентина: Вот так повторяем, по кругу идём.

Поём-подпеваем, шагать не забываем!

Игра начинается заново и проходит в несколько кругов.

Валентина: Вот мы поиграли, рассыпались как горошины.

Похлопаем себе, какие мы хорошие!

Звучат аплодисменты, включается аудиозапись «звук вьюги», читается стихотворение, в центр зала мужчины выносят соломенное чучело, девушки повязывают на чучело ленточки, тряпочки, платочки и выстраиваются в хоровод.

Евгения:
Прощай, Зима! Прощай!
Ступай в свой снежный дом
Сегодня отдыхай,
А приходи потом.
Душа от счастья пела
В морозные деньки.
Вставали люди смело
На лыжи и коньки.
В снежки играли дети.
Такая кутерьма.
Ты лучше всех на свете,
Красавица - Зима!
За радость неземную
-Спасибо, - говорим.
Тебя, красу такую,
Зима, благодарим.
Прощай, Зима, прощай.
Мы будем ждать тебя.
Нам встречу обещай
К исходу ноября.

Заигрывается обрядовая песня «Мы масленую провожали» , девушки водят хоровод попеременно на один куплет в одну сторону, на следующий – в другую. Мужчины носят чучело внутри хоровода в противоположном направлении. К концу песни чучело уносят из зала.

Татьяна Андреевна: Праздник Масленицы заканчивается сжиганием соломенного чучела, с которым уходят от нас морозы да метели, и, конечно, всё старое и ненужное. И наша вечёрка подходит к концу.

Евгения: А кто пришёл в наш дом – тому поклон!

Ольга: Кто плясал и веселился со всех сил – тому мерси!

Валентина: Кто еще к нам на вечёрку придет – тому повезёт!

Виталий: Кто весёлую песню споёт громче всех – того ждёт успех!

Заигрывает аккомпанемент, проигрыш к песне «Блины масленые».

Татьяна Андреевна: Давайте вместе с вами еще раз сыграем нашу песню.

Исполняется вместе со зрителями песня «Блины масленые», все пляшут, звучат подголоски. По окончании песни звучит фоновая музыка, все довольные и счастливые расходятся по домам.

Сцена камерного или актового зала.

На сцене:

  • музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, рояль;
  • журнальный столик, на котором разложены плакаты с изображением музыкальных инструментов.

На сцену выходят ведущие в соответствующих костюмах:

  1. Несмеяна - в русском сарафане и короне (кокошнике).
  2. Мальвина - в нарядном платье с большим ярким бантом.
  3. Золушка - в бальном платье. В руках – музыкальный инструмент металлофон.

Мальвина:

Здравствуйте, дорогие ребята! Вы нас, наверное, знаете. Мы к вам пришли из разных сказок. Меня зовут Мальвина. Я учила Буратино грамоте.

Несмеяна:

А меня зовут Несмеяна. Меня очень трудно удивить и развеселить. А я Золушка. Самая трудолюбивая. Люблю музыку и танцы. А все знают, что не бывает музыки без музыкальных инструментов. Мне добрая фея подарила волшебную палочку (показывает) , с её помощью мы совершим необычное путешествие и познакомим вас с разными музыкальными инструментами.

(Делает “глиссандо” на металлофоне - быстро проводит палочкой по пластинкам металлофона ).

Они появились очень давно. Люди их делали из морских раковин, костей животных, растений, и спустя много веков, они приобрели современный вид. А затем объединились в группы. Одни инструменты называются струнными, другие клавишными , духовыми и ударными .

(В ходе рассказа другие ведущие показывают соответствующие плакаты)

Несмеяна:

Да. Но ведь их так много, и разве можно все запомнить?

Мальвина:

Конечно, если человеку это интересно. Я думаю, что нам всем будет интересно узнать о них, правда, ребята? Итак, отправляемся в путь. Золушка, взмахни своей волшебной палочкой, сейчас мы отправляемся в прекрасную теплую страну Испанию .

(Звучит “глиссандо” на металлофоне)

Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времён соревнуются с быками. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приёмах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.

(Выходит на сцену ученик с гитарой, ведущая подходит к нему)

Из всех инструментов нового времени, гитара самая старая. Она известна с XIII века (целых 700 лет!). Посмотрите на нее (показ жестами) . Она имеет плоский корпус и формой напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным . Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев. Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом. Послушаем как звучит этот инструмент.

Выступает Фатыхова Кристина (5класс). Старинная английская песня “Зелёные рукава”.

(Исполняется номер на гитаре)

Несмеяна:

А еще я знаю, бывает и семиструнная гитара. Появилась она у нас в России. Может мы вернёмся домой? Нет. Мы отправимся в другую замечательную страну - Италию . На протяжении многих столетий эта страна славилась своими художниками и музыкантами. Город на воде Венецию с многочисленными каналами и мостами изображали на своих полотнах художники. А Рим считается главным городом страны. Даже есть пословица: “Все дороги ведут в Рим”. И не зря! Именно Италия является родиной многих музыкальных инструментов. В Италии почти все умеют петь и играть на каком-либо инструменте.

Несмеяна:

Мне становится интересно. А какие это инструменты. Их много? Сейчас мы познакомимся с инструментами, которые называются струнно - смычковыми (показ плаката) . Струнными - потому, что у них есть струны. А смычковыми – потому что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса.

(Выходит ученица со скрипкой и показывает инструмент)

Посмотрите, ребята.

Несмеяна:

Это же скрипка! Этот инструмент знают все. Скрипка известна с XVI века. Она маленькая. У нее 4 струны. И звук очень высокий.

Скрипки изготавливали итальянские мастера. Это были целые семьи. Самая знаменитая из них – семья Страдивари . Скрипки Страдивари очень ценятся. Секрет изготовления некоторых из них до сих пор не открыт. Они сохранились до сих пор. Только лучшие исполнители получают право играть на скрипках Страдивари. На этом инструменте играл знаменитый итальянский скрипач Никколо Паганини.

Несмеяна:

Давайте скорей послушаем как она звучит. Смотрите, какая она красивая!

Выступает Палей Настя (2класс).

(Исполняется номер на скрипке )

У скрипки есть семья. Эти инструменты больше самой скрипки. Это альт, виолончель и самый большой – контрабас (показ плакатов).

(Выходит ученица с виолончелью)

Посмотрите, ребята. Это виолончель . В отличие от скрипки на ней играют сидя, а металлический шпиль служит опорой (показ жестами) . Раньше шпиля не было, и музыканты держали виолончель на специальном стульчике. Звук у виолончели более низкий и глубокий. У нее также 4 струны, как и у скрипки. Послушаем звучание этого инструмента.

Выступают: Кузнецова Лиля - виолончель и Абдуллаев Мурад - партия фортепиано (2 класс) .

(Садится за фортепиан и, рассказывает)

200 лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори из города Флоренция изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте , так и тихие – пиано (показывает на инструменте ). Поэтому инструмент получил такое название - фортепиано . А этот инструмент - его родственник (подходит к роялю ). Называется он – рояль , что означает “королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех ножках. Его место всегда в концертном зале, а инструмент фортепиано (или пианино) похож на шкафчик и служит для домашнего музицирования.

Послушаем исполнение на фортепиано .

Выступает Цыганкова Вика (4 класс).

Несмеяна:

А я знаю, что еще раньше были изобретены другие клавишные инструменты. Это клавесин и клавикорд (показ плакатов) . И звучали они совсем по- другому, и были они намного меньше. На них играли во дворцах короли и принцессы, одевались они в длинные платья и носили парики! Помните, ребята, мультфильм про Бременских музыкантов? На таком инструменте играла принцесса.

Мальвина:

Да. Они появились задолго до фортепиано. Звук у них был не такой громкий. Он извлекался при помощи вороньего пера, которое при нажатии на клавишу зацепляло струну. Звук получался звенящий. А перед нами современный клавишный инструмент - синтезатор. На нем можно извлечь звуки разных инструментов. Сейчас мы послушаем, как бы звучал старинный клавесин .

Выступает Даниленко Даша (3-й класс).

(Исполняет на синтезаторе менуэт)

Несмеяна:

Мне очень нравится такая музыка. Как будто я оказалась в каком-нибудь дворце или старинном замке… А мне эта музыка очень даже знакома! Всем известно, что я там танцевала с принцем на балу и, убегая, потеряла хрустальную туфельку.

А сейчас, Несмеяна, мы отправимся в Россию и познакомимся с другими музыкальными инструментами, и тоже узнаем их историю. Вот моя волшебная палочка!

(Звучит “глиссандо” на металлофоне )

Несмеяна:

Я думаю, что Россия самая прекрасная страна. Она очень большая. Мы здесь живём, и поэтому любим её. Русский народ всегда отличался смекалкой, и на Руси тоже было много разных умельцев. Сначала я познакомлю вас с русским народным инструментом - домрой .

(Выходит ансамбль домристов)

На Руси домра появилась в XVI веке. На этом инструменте играли скоморохи - бродячие актеры и музыканты на разных ярмарках, народных праздниках и гуляньях. Они пели шуточные песни, в которых высмеивали жадных и злых людей, несправедливых правителей и попов. За это скоморохи подвергались гонениям, а инструменты их уничтожались, их сжигали на глазах у всех. Но домра выжила. И сегодня на ней играют, как и 400 лет назад.

(Ведущая подходит к одному из исполнителей и показывает на инструмент жестами)

У домры овальный корпус, есть шейка, колки и 3 струны. Звук извлекается при помощи пальцев - щипком или медиатором – с помощью пластиковой пластинки, чтобы домра звучала громче, звук был ярче . Инструмент поэтому называется струнно-щипковым . На домре исполняют обработки русских народных песен и русские наигрыши. Давайте послушаем.

(Исполняется номер)

Несмеяна:

Домра по возрасту гораздо старше русского народного инструмента – балалайки.

(Выходит ученик с балалайкой)

Ребята, название этого инструмента пришло из старины от слов “балакать”, “балаболить”. На балалайке играют бряцаньем или ударом указательного пальца по струнам сверху вниз и снизу вверх щипком (ученик показывает прием игры) . У балалайки треугольный корпус и 3 струны, которые крепятся за колки. Она относится тоже к струнно-щипковым инструментам.

Балалайка появилась в России при Петре I, в начале XVIII века. На ней, так же, как и на домре, играли скоморохи на праздниках и ярмарках. Вместе с домрой балалайка входит в состав оркестра русских народных инструментов.

Первый такой профессиональный оркестр возник в конце XIX века и назывался Великорусским. Его организовал композитор и балалаечник Василий Васильевич Андреев (показ плаката) .

Выступает Дунаев Владислав (6 класс)

(Исполнение на балалайке)

Мальвина:

(у ведущей – губная гармошка)

Ребята, а я вас познакомлю сразу с двумя инструментами, которые очень похожи. Это баян и аккордеон .

(Выходят учащиеся: баянист и аккордеонист)

Произошли они от гармошки, или как ее называли “гармоники”. Они бывают губные и ручные (показ иллюстраций) . А вот и губная (показывает и играет) . Гармоника родилась в Германии , 200 лет назад. Приметили зарубежную новинку и русские умельцы. Русские мастера стали ее изготавливать в городе Тула . Инструмент быстро распространился по всей России. Гармонь стала подлинно народным инструментом. На ней играли в городе и в деревне. Она была легкая и набольшая, некоторые из них даже можно было носить в кармане (показ иллюстраций) .

Инструменты баян и аккордеон относятся к клавишным духовым инструментам.

(Ведущая подходит к исполнителям и показывает жестами)

Это-аккордеон.

Состоит он из двух корпусов и меха. Гармошка , или мех находится в центре и соединяет правую и левую части корпуса. Посмотрите: на правой части корпуса находится клавиатура, или клавиши, как и на фортепиано, только их меньше. А слева ряды кнопок. Нажимая пальцем клавишу или кнопку, музыкант движением рук разжимает мех, куда поступает воздух. Так мы слышим звуки. На аккордеоне часто исполняют танцевальную музыку.

А этот инструмент называется баян . Он похож на аккордеон, только у него и справа и слева на корпусе расположены кнопки. А еще название этого инструмента носит имя певца-сказителя народных былин Бояна (“боять”, “сказывать”).

Давайте послушаем, как звучат эти инструменты.

1. Выступает Яковишин Никита. Белорусский народный танец.

(Исполнение на аккордеоне)

2. Выступает Шкляев Андрей. Полька.

(Исполнение на баяне)

(Выходят ведущие)

Ребята! Наше путешествие закончилось. Давайте пригласим на сцену всех артистов и поблагодарим их аплодисментами!

(На сцену выходят все участники концерта со своими инструментами)

Сегодня, ребята, вы познакомились с музыкальными инструментами: гитарой и фортепиано, скрипкой и виолончелью.

Несмеяна

: Узнали историю возникновения домры и балалайки, баяна и аккордеона.

Мальвина:

Мы всегда рады видеть вас. Приходите на следующий концерт в нашу музыкальную гостиную. Мы отправимся в новое путешествие, и вы узнаете еще много интересного о музыке и музыкантах. До новых встреч!